Виды акалькулии. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста
Нарушение и восстановление функции счета при поражении затылочных отделов коры мозга
При локальных поражениях мозга неизбежны разнообразные формы нарушения функции счета. Счет может оказаться нарушенным при дефекте любого из звеньев его структуры, причем форма распада зависит от того, какой из элементов структуры страдает. Поэтому нарушения счета возможны при поражении почти любого участка мозга, а восстановление функции счета непосредственно связано с различением специфических и неспецифических форм акалькулии.
Нередко встречающиеся зрительные агнозии или амнезии на числа, а также нарушения словесного обозначения чисел, идущие в синдроме либо мнестических, либо акустических, либо речедвигательных расстройств, хотя и отражаются на состоянии функции счета, тем не менее не затрагивают основного ядра психологической структуры числа и счетных операций. Среди неспецифических форм акалькулии мы отмечаем четыре формы: сенсорная, акустико-мнестическая, оптическая и условно-лобная, при которых счет нарушается, но не первично, а из-за вторичных механизмов нарушения.
Диагностирование оптической акалькулии связано с рядом трудностей. Во-первых, ее можно спутать с первичной - пространственной - акалькулией; во-вторых, оптическая акалькулия редко встречается в чистом виде, а чаще протекает как оптикопространственная, которая по своей клинической картине приближается к первичной акалькулии, но в ее основе лежат более сложные смешанные механизмы. Для постановки правильного диагноза требуется большое мастерство проведения нейропсихологического анализа дефекта и вычленения факторов, знание которых необходимо и для постановки топического диагноза, и для разработки адекватных путей и методов восстановительного обучения.
Оптическая акалькулия возникает при поражении затылочных отделов как левого (чаще), так и правого полушария. При поражении затылочных систем мозга нет такого грубого распада понятия числа; сохраняется осознание связей и отношений чисел; менее пострадавшими оказываются и счетные операции. При этой форме акалькулии основными являются дефекты процесса восприятия числа - оптические, а иногда и оптикопространственные расстройства, в связи с чем данная группа больных испытывает конкретные трудности, связанные с дифференцированным восприятием оптической структуры числа, т.е. они не могут оценить значение и назвать близкие по своему рисунку числа (ср.: З и 8, 7 и 1, 2 и 8, 4 и 1и т.д.). Нередки дефекты оптического распознавания чисел, которые отличаются друг от друга лишь пространственным расположением отдельных элементов (ср.: 6 и 9, 3 и 5, 66 и 96 и т.д.), и дефекты в оценке чисел,
обозначенных римскими цифрами (ср.: IX и XI, IV и VI и т.д.). Эта форма акалькулии идет обычно в синдроме оптической предметной агнозии и реже - оптико-пространственной.
Если наряду с чисто оптическими дефектами обнаружатся, хотя и незначительные, оптико-пространственные ошибки (в оценке чисел, значения которых различаются только пространственным расположением элементов: 3 и 5, 6 и 9, XI и IX и др.; в счетных операциях - ошибки пространственного происхождения; или при задании разложить ряд цифр последовательно слева направо (1, 2, 3 и т.д.) и наоборот - справа налево (9,8 и т.д.)
- ошибки или задержки при выполнении задания), то в этих случаях имеет место не чистая оптическая, вторичная акалькулия, а смешанная - оптико-пространственная. При этой форме акалькулии отсутствуют грубые первичные дефекты Понятия числа, его психологического содержания, пространственных Дефектов при отсчете чисел в счислительных операциях, но тем не
Иная картина обнаруживается у детей с поражением или недоразвитием затылочных зон мозга, как правило, у этой группы детей наблюдаются грубые нарушения предметного гнозиса, дефекты действии с предметами, понимания окружающего предметного мира и нарушения речи. В этом синдроме и будут протекать вторичные нарушения счета и счетных операций, обусловленные описанными дефектами, а также нарушением ИД в звене общего поведения, несформированности личности и др. Поэтому методы восстановления счета у детей принципиально отличны от методов обучения счету взрослых больных с локальными поражениями мозга.
Подводя итоги, отметим следующее.
Клиническая картина характеризуется трудностями дифференцирования, оценки и называния близких по конфигурации чисел и цифр. Этот дефект ведет к трудностям счислительных операций. Иногда оптические трудности распознавания цифр и чисел осложняются дефектами пространственного восприятия чисел и их оценки.
Нейропсихологическая картина. Здесь на первое место выступаем синдром оптических расстройств - оптическая агнозия, аграфия, алексия, а также и симптомы оптического отчуждения значения и смысла цифры. Основной фактор нарушения счета - нарушение дифференцированного зрительного восприятия цифры. В этом случае чаще всею обнаруживаются следующие симптомы: нарушение узнавания цифры и числа; трудности дифференцирования цифр, близких по конфигурации; замена одной цифры на похожую; дефекты вычленения существенных признаков цифры; уравнивание признаков похожих цифр (пример: даются две цифры - 3 и 8 - и на вопрос: «Что является отличительным признаком цифры 3, а цифры 8?» больной отвечает: «Они одинаковые»). Отчуждение значения цифры, ее неузнавание возникает из-за дефектов зрительного восприятия и вычленения существенных признаков. В синдром оптической акалькулии входят и нарушение называния цифры и числа (вторичное), и нарушение счислительных (счетных) операций из-за указанных дефектов.
Психологическая картина. Эта форма акалькулии представляет собой последствие нарушения процессов зрительного (зрительно-пространственного) восприятия. В этом случае нарушается образ восприятия цифры, но сохраняется ее образ-представление.
Отчуждение значения цифры, ошибки называния возникают из-за дефектов вычленения ее существенных признаков при сохранности глобального восприятия перцепторного образа и образа-представления цифры.
Описанная картина оптической акалькулии, ее синдром, симптомы и механизм нарушения позволили нам разработать адекватные механизму дефекта методы восстановления счета, главной идеей которого является рациональное восстановительное обучение.
Научные основы восстановительного обучения
Прежде чем перейти к анализу конкретных методов восстановления счета при оптической акалькулии остановимся на научных основах и теоретических принципах восстановительного обучения, следование которым приводит к успеху.
Восстановительное обучение опирается на ряд важнейших принципов, разработанных отечественными психологами и нейропсихологами. Обучение должно учитывать разную структуру нарушения ВПФ, в том числе и счета, и ее зависимость от топики поражения мозга и того фактора, который лежит в основе нарушения. В связи с этим необходим дифференцированный подход к восстановлению пострадавших функций.
Приступая к обучению, следует:
- Изучить дефект - его механизм, (фактор); для этого он квалифицируется, т.е. вычленяются фактор и первичный, центральный дефект на основе нейропсихологического
- качественного анализа дефекта. Здесь мало поможет простое описание клинической картины нарушения.
- Найти то звено в психологической структуре процесса, которое оказалось нарушенным. Для этого нужно знать структуру процесса в норме, что позволит выявить звено, которое нужно восстановить, и те сохранные звенья в структуре счета или счетных операций, на которые можно и нужно опереться в обучении.
- Знать генезис счета и счетных операций, процесс их формирования, взаимодействия с другими ВПФ. Опорами в обучении должны стать те ВПФ, с которыми функция счета взаимодействует и в онтогенезе, и в процессе ее реализации. Так, успеха в преодолении дефекта в звене зрительного восприятия цифры можно добиться, если включить в систему опознания знака (цифры) кинестетические двигательные ощущения, когда-то (в онтогенезе) принимавшие участие в формировании понятия числа у ребенка и ушедшие у взрослого в запасный Фонд афферентаций, или включить изучаемую цифру в арифметическое действие или в действие порядкового счета и т.д. Опора на сохранные компоненты структуры счета, на материальные и материализованные формы действия, широкое использование сохранных и наиболее упроченных в прошлом опыте форм деятельности являются важнейшими принципами восстановительного обучения больных с локальными поражениями мозга.
- Использовать такой важнейший принцип восстановительного (или формирующего у детей) обучения, как опора на личность больного, учет его знаний, интеллектуального опыта, опора на его эмоционально-волевые процессы. Успешное восстановление функций возможно только при воздействии на личность больного, его мотивы, интересы, и нужно прежде всего «...восстановить деятельность и направить его активность». (СНОСКА: Леонтьев АЛ, Запорожец А.В. Восстановление движения руки после военной травмы М, 1945. С 6.)
С целью организации деятельности, ее активизации рекомендуется использовать весьма эффективный метод программированного обучения, т.е. обучения, которое управляется извне путем взаимодействия двух-трех и более человек. Программы представляют собой серию последовательно выполняемых операций. Операции записаны на карточке, лежащей перед больным, или последовательно проговариваются на слух больному педагогом. Выполнение этих операций приводит к восстановлению нарушенного звена в структуре счета, и последующая работа с программами сокращается по составу операций, переходит с материального (предметного) уровня на внутренний уровень выполнения «в уме». В конце обучения по программам выполнение нарушенного действия проводится больным самостоятельно. Психологическая сущность таких программ заключается в том, что они раскрывают содержание деятельности (или действий) больного, т.е. отвечают на вопрос, что нужно делать (чтобы, например, опознать цифру, или назвать ее, или провести арифметическое действие) и указывают путь и способы, отвечая на вопрос, как это сделать. Еще один важнейший принцип, используемый при восстановительном обучении, - принцип взаимодействия и взаимовлияния педагога и обучающегося. Лучшие результаты восстановительного обучения достигаются при «разделении пострадавшей функции на двоих» (а в групповых занятиях на 3-5 человек).
Подчеркнем, что направленному восстановительному обучению должно предшествовать детальное изучение строения дефектной функции.
Методы восстановительного обучения счету при оптической акалькулии.
Центральной задачей обучения счету и счетным операциям при оптической акалькулии является восстановление четкого и дифференцированного восприятия конфигурации (формы) цифры и ее записи, обобщенности и константности восприятия цифры, восстановление образа-представления цифры и чисел. Для этого рекомендуется использовать разработанные нами методы, которые опираются на сохранные проприоцептивные и кинестетические ощущения, на двигательную основу записи чисел, на действия с числами и цифрами.
При всех формах акалькулии начинать работу необходимо с практических действий с предметами, обозначения их количества и только после этого переходить к действиям с числами и цифрами. При этом весьма эффективны следующие методы.
Метод предметного счета, состоящий в том, что пересчитываются все предметы, лежащие на столе или находящиеся в комнате, и подсчитывается их общее количество, после чего находится (среди написанных на карточках) и записывается соответствующее число.
Метод действия с числами (цифрами), состоящий в том, что выполняется порядковый счет с опорой на написанные числа, составление заданного числа из цифр, написанных на карточках, и т.д.
Метод решения задач, состоящий в том, что даются простейшие задачи типа «Хозяйка купила 3 кг фруктов и 2 кг овощей. Сколько всего кг купила хозяйка?» Постепенно задачи нужно усложнять.
В перечисленных и некоторых других методах цифра и число выступают предметом действия с ними. Психологическая сущность этих методов заключается в том, что предметом (объектом) внимания здесь является не цифра или число, а действие пересчета, подсчета, складывания (или вычитания) предметов и т.д. Эти методы полезно применять не только в начале обучения, а на каждом занятии в течение всего периода обучения. Главная характеристика этих методов - действие, Деятельность с числами - должна сохраняться, а задания - меняться, Усложняться в процессе продвижения в обучении. Остановимся на анализе конкретных методов.
Метод двигательного (моторного) образа цифры. Процедура (программа операций): произносится вслух название цифры; требуется: быстро «написать» ее в воздухе рукой (двигательная память, моторный образ цифры) с закрытыми глазами; б) найти эту цифру среди лежащих на столе трех цифр - с закрытыми глазами, наощупь; в) ощупать ее; г) назвать; д) списать; е) написать по памяти. Длительная работа по последовательному выполнению всех операций этой программы позволяет восстанавливать действие узнавания и называния цифры. Постепенно количество операций уменьшается, действие опознания цифры становится более сокращенным и менее произвольным за счет интериоризации некоторых операций.
Этот метод и ряд других, подобных ему, опираются на совместную работу и взаимодействие кинестетического, слухового, зрительного анализаторов и используют произвольный уровень речи (вербальная форма записи операций, называние цифры, восприятие ее наименования на слух). Афферентации с этой системы анализаторов в процессе выполнения операций идут в ответ на эти стимулы и создают новую функциональную систему восприятия и узнавания цифры. Таким образом, этот метод использует ряд опор на сохранные анализаторы с целью создания новой функциональной системы, а также на перевод действия на наиболее упроченные и непроизвольные уровни (двигательный образ и др.) и произвольную речь.
Метод реконструкции цифры включает приемы собственно реконструкции заданной цифры и получения из нее ряда других цифр. Например, дается цифра 3 и ряд элементов (полукруги, круги, палочки, и др.); задача - дополнить заданную цифру сначала до любой цифры, а позже - до определенной, заданной. Эта система приемов завершается вербальным сравнительным анализом строения полученной и исходной цифры (общее описание конфигурации сравниваемых цифр, включающее выделение сходства и различий, выделение существенного элемента в каждой цифре). Отработанные способы опознания цифры закрепляются в таких упражнениях, как цифровой диктант близких и далеких по оптическому образу знаков, подчеркивание общего и отличного в заданных цифрах, узнавание цифры методом ощупывания, называние и запись заданного числа (цифры), включение отрабатываемых чисел в предметные счетные операции и другие действия с ними.
Эти и ряд других методов используются не изолированно, а включаются в систему методов, направленных на восстановление обобщенного и дифференцированного устойчивого образа цифры (работа с конструктивными задачами - кубиками Кооса, кубом Линка, над любыми зрительными конструктивными заданиями, рисование пространственно ориентированных схем, работа над пониманием «правого» и «левого», над тонким зрительным анализом восприятия предметов и различных геометрических форм). Весьма полезны приемы по конструированию предметов (животных и др.) из составляющих их частей или по дополнению заданного предмета недостающей частью,
сопровождающиеся ощупыванием каждой части предмета и предмета в целом. Перечисленные методы направлены в основном на восстановление зрительных образов цифр и их наименований путем опоры на сохранные кинестетические и слуховые афферентации при организующей роли речи. Нейропсихологический анализ этих методов свидетельствует о важной роли использования сохранных анализаторов - акустического, двигательного, кожно-кинестетического (ощупывание цифр), а также различных психофизиологических уровней организации счета - речевого, сенсомоторного, семантического.
Метод конструкции цифры отличается от предыдущего (метода реконструкции) тем, что больному предлагаются различные элементы, из которых ему нужно сконструировать цифру: либо по образцу, либо по речи - по слову-наименованию цифры, а впоследствии
- по собственному выбору, т.е. по образу-представлению. В последнем случае задание состоит в том, чтобы из элементов, вырезанных из дерева, пластмассы, картона (фактура и форма которых должна хорошо ощущаться рукой), сконструировать цифру. После выполнения задания проводится контроль правильности выполнения, сравнительный вербальный анализ построенной цифры путем ответа на вопросы: на какую другую цифру похожа, не похожа и почему.
Метод игры в «цифровое лото». Программа, реализующая метод, состоит из следующих операций: вслух произносятся цифры и числа; больной осуществляет: а) поиск услышанной цифры (с закрытыми глазами) путем ощупывания и выбора нужной цифры из трех данных ему; б) поиск соответствующей клетки (соотнесение слухового образа цифры со зрительным). Сначала игра проводится на малом объеме (одна карта) и каждый раз с выбором только из трех фишек, позже объем увеличивается.
Ту же роль выполняет и метод работы с таблицей умножения в случае ее сохранности у больных и метод соотнесения речевых формулировок, упроченных в прошлом опыте больного, с соответствующими Изображениями чисел. Например, больной вместе с педагогом последовательно проговаривает таблицу умножения числа 5: «Пять умножить на один будет пять, пять умножить на два будет десять... пять умножить на пять будет двадцать пять...» Сначала фразы и арифметические записи соотносятся целиком (пятью пять - 5 х 5 = 25), а позже больные переводятся на поэлементное соотнесение фразы с соответствующими элементами арифметической записи: пятью (5) пять (5) = двадцать пять (25). На следующем этапе таблица умножения (ее речевая форма) дается больному вразбивку, и он должен находить арифметические записи, соответствующие данной речевой формулировке. После отработки этой системы приемов можно переходить к другим приемам. Так, больной должен к заданному арифметическому выражению умножения чисел (например, 2x2) найти нужное речевое обозначение («дважды два»). Эти приемы также сначала осуществляются последовательно, а затем вразбивку.
Описанные методы направлены в основном на восстановление восприятия оптического образа цифры и ее наименования с опорой на сохранные кинестетический и слуховой анализаторы и включением сохранных форм речевой деятельности. Вся работа ведется под контролем сознания. Правильное последовательное использование этих средств при создании условий интериоризации заданных способов опознания чисел позволяет восстановить обобщенное и дифференцированное восприятие оптической структуры числа. Ниже мы остановимся на анализе методов и динамики восстановления счета в конкретном случае нарушения счета при поражении преимущественно затылочной области левого полушария мозга.
Анализ динамики и методов восстановления счета при оптической акалькулии.
У больной Р., ист.б. № 34285, удалена опухоль tentorium"a, киста подходила под кору нижней теменной доли. Нейропсихологическое исследование показало наличие височнотеменно-затылочного синдрома: акустико-мнестическая афазия, элементы семантической афазии, литеральная оптическая аграфия и алексия, теменно-затылочная акалькулия.
Дефекты оптического восприятия знаков (букв, цифр) проявлялись в заменах оптически сходных знаков, в дефектах восприятия их пространственной ориентации, а также в увеличении времени опознания знаков. Так, число 896 больная опознавала (читала) 9 сек. («Восемьдесят шесть... нет, не то!... восемьдесят девять... восемьсот шестьдесят шесть... нет, может быть восемьсот девяносто шесть, что ли? Но я не уверена»). Число 750 было прочитано как 739, число 5350 - как 585 и т.д. Число XI она прочитала как 51 (затем как IX), число XII - как 15 и т.д.
Счислительные операции нарушились вследствие распада знания таблицы умножения. Автоматизированный процесс воспроизведения таблицы умножения был замещен произвольным актом. Так, операцию умножения Зх7 она выполняла следующим образом: «Три умножить на семь будет двадцать восемь... Нет, что я...три на семь равно... кажется... восемнадцать... Ой, я все забыла?!» Вычитание было нарушено из-за дефектов пространственных представлений и разрядного строения числа. Задание от 45 отнять 18 она выполняла следующим образом: «Так, сорок пять отнять десять... сначала будет тридцать пять, а теперь отнять семь». На вопрос педагога: «Почему семь? Откуда Вы получили это число?» последовал ответ: «Ведь единицу-то мы уже отняли». Замечание педагога: «Но ведь это был один десяток» вызвало растерянность: «А как же мне быть дальше? (Пауза). Все-таки я думаю так: сорок пять минус десять будет тридцать пять, тридцать пять отнять семь... нет, не знаю». Восстановительное обучение в таких случаях ведется в направлении исправления дефектов оптического и оптико-пространственного восприятия. Обучение больной началось с восстановления дифференцированного зрительного восприятия чисел, так как улучшение процесса восприятия конфигурации цифры является основой восстановления процесса опознания числа и его называния. Сначала работа велась над распознаванием чисел, далеких по своей оптической конфигурации. С этой целью больная обучалась выполнению последовательных серий операций, которые в конечном итоге приводили ее к правильному ответу. Больной устно предлагалось число из первого десятка, которое она должна была «написать» в воздухе рукой, после этого она записывала его в тетрадь, находила такое же число среди других чисел, написанных на картонных карточках. После этих операций ей предлагалось выбрать наощупь (с закрытыми глазами) отрабатываемое число из 3 - 4 данных ей чисел и назвать его. Приведем пример.
Выписка из протокола
Педагог. Закройте глаза. Представьте себе, как пишется число три, как оно выглядит. Быстро «напишите» его в воздухе рукой.
Больная. Вот... (пишет правильно). Рука пишет сама, а я ничего не соображаю.
Педагог. Еще раз напишите. Так. Теперь быстро напишите в тетради это же число три.
Больная. Я забыла, как пишется три.
Педагог. Закройте глаза, снова быстро напишите число в воздухе.
Больная. А-а, так. (Быстро и правильно пишет число 3.) Вот... это три, три. И вот три. (Больная успешно отличила его от чисел 2, 7, 4, 6, записанных на карточках, лежавших в стопке.)
Педагог. Теперь что нужно делать?
Больная. Найти число наощупь. Вот. (Подает нужную карточку, выбрав ее из тех же чисел 2, 7, 4, 6, далеких по своему написанию от числа 3.)
Педагог. Посмотрите, правильно ли выполнили задание. Больная (смотрит на цифру). Правильно.
После этого число 3 подвергается вербальному анализу, отмечается, что главное в нем
- это две полукруглые части, соединяющиеся только в одной точке. Полукруглые линии можно заменить ломаными, но количество частей и соединение их в одной точке остаются неизменными элементами этой цифры. Затем больной дается тот же ряд чисел, но с включением в него нескольких стилизованных «троек». Больная должна опознать все «тройки» и объяснить, в чем сходство и в чем различие.
Она находит место пропущенного числа и правильно его называет, находит его, ощупывает, записывает красным цветом в написанном ряду цифр.
Вся эта последовательная серия операций выполняется больной применительно и к другим числам первого десятка, в опознании которых она затрудняется. После отработки оптического восприятия отдельных чисел был применен метод вербального сравнительного анализа близких по своей структуре цифр. Сначала цифры сравнивались по парам: 2 и 8, 3 и 8, 9 и 6, 4 и 1, 1 и 7 и т.д. Затем несколько цифр сопоставлялись с одной цифрой, близкой им по графическом изображению. Например, дается цифра 8 и задание найти похожие и непохожие на восьмерку цифры. Выполнение задания: похожие
- 8 (3, 5, 2,6), непохожие - 8 (4, 1). В следующем задании даются две цифры.
Педагог. Теперь напишите число 8.
Больная начинает писать, и опять педагог останавливает ее, как только выведена такая же линия.
Так, с помощью медленного срисовывания чисел выделялась главная, общая часть двух отрабатываемых цифр. Затем красным карандашом больная дописала недостающие части этих двух цифр, обозначив тем самым разницу в элементах их оптической структуры.
Параллельно с приемами и упражнениями по восстановлению оптических образов чисел шла специальная работа по восстановлению их называния. В работе с этой больной оказалось достаточным применение метода выделения названия числа при порядковом счете. Эти упражнения проводятся следующим образом. Педагог. Разложите подряд числа от 1 до 10. (Больная правильно выполнила задание.) Называйте их тоже подряд. (Больная правильно назвала все числа.) Теперь называйте их по парам.
Больная. Один, два.
Педагог. Стоп. Назовите первую цифру.
Больная. Один.
Педагог. Как называется вторая?
Больная. Один, два.
Педагог. Первую цифру назовите про себя, а вторую громко.
Больная (шепотом произнесла слово «один»). Два, два, два. Два и один. А это один, два... нет, один. Два. Два и один.
В последующих упражнениях отрабатываемые названия закреплялись.
Педагог. Что у человека имеется по одному? Нос, например, один?
Больная. Да, один нос, один рот, один лоб, один голова, один тело, одно тело. Два... две руки, две ноги, два глаза, два уха.
Педагог. Смотрите на картинку, внимательно меня слушайте и повторяйте за мной. (Больная читает стихотворение и сопровождает чтение иллюстрациями):
Есть один нос. Это раз.
Есть и парочка глаз, как у вас.
Раз и два.
А на курточке смотри:
Пуговицы пришиты три.
Раз, два, три.
Ну, а пальцев пять
Я могу сосчитать.
Раз, два, три, четыре, пять. И т.д.
Подобные стихотворения заучивались, а вместе с ними всплывали и наименования чисел. Затем больной предлагали упражнения, в которых от нее требовалось нарисовать в тетради любые предметы по одному, по два, по три и так далее, в зависимости от отрабатываемых чисел. Нарисованное количество предметов должно было быть обозначено числом и его наименованием (например, 3 - три). Уже на четвертом занятии больная узнавала и называла все числа в пределах первого Десятка. Оставались затруднения лишь в различении оптически близких чисел - 8 и 3.
Выписка из протокола
Педагог предлагает больной найти названные им числа - два, восемь, пять, три, четыре, один, пять, шесть и т.д. Больная выполнила задание безошибочно. Небольшая задержка произошла при выборе цифры 2 - больная колебалась, какую цифру взять - 2 или 8. Затем больной предлагались числа, которые она должна была назвать. Больная правильно назвала все числа, допустив лишь одну ошибку:
После относительного восстановления у больной узнавания и называния чисел в пределах первого десятка работа с числами других десятков не представляла особых трудностей. Больная научилась этому в течение 5-7 последующих занятий.
Выписка из протокола
Больной было предложено составить (из карточек с написанными на них цифрами) заданные педагогом в устной форме числа. Больная относительно хорошо справилась с заданием.
После восстановления умения узнавать и называть числа можно было переходить к специальной работе над восстановлением осознания разрядного строения числа. Этот дефект у больной проявлялся в основном при чтении сложных чисел и особенно чисел с нулями. Для больной не представляло особых трудностей понимание состава чисел первого класса - класса единиц. Грубые ошибки появлялись при оценке чисел, состоящих из разрядов первого и второго классов: больная разбиралась в разрядах единиц, десятков, сотен, знала их место и соотношение, но разряды второго класса - тысячи, десятки тысяч и сотни тысяч - были недоступны ее пониманию.
Выписка из протокола
Больной дается число 385. Оно называется педагогом. От больной требуется указать место единиц, десятков и сотен. Больная правильно выполнила это задание. Затем больной дается число 12465 и то же задание. Больная не смогла ни назвать число, ни найти по названию нужные разряды.
Больная. Единицы я вот знаю - это в конце... а почему здесь единицы снова (2 единицы тысяч)... я не понимаю, что вы говорите.
Осознание разрядной структуры записи числа восстанавливалось у больной с трудом в течение всего периода обучения. Однако к концу обучения больная уже понимала значение нуля в числе, знала разряды второго класса и могла правильно написать и
прочитать любое число, состоящее из двух классов. Однако полного понимания внутреннего соотношения классов и разрядов между собой у больной не было. Полученные ею при обучении знания были несколько формальны.
Обучение началось с восстановления понимания взаимоотношений разрядов внутри первого класса. Для этого больная выполняла серию операций, позволяющих понять внутренний состав числа. Больной давалось число из первого десятка. Она должна была положить к нему соответствующее число палочек. Затем ей давалось двузначное число в пределах второго десятка. Она должна была его заменить нужным количеством палочек. Далее 10 палочек (десяток) заменялись пуговицей и т.д. Эти операции помогли больной осознать, что каждый следующий разряд в 10 раз больше предыдущего.
Затем проводились занятия с помощью разрядного строения числа. Все отрабатываемые числа больная должна была вписать в схему - каждое число на свое место. В начале обучения здесь возникли трудности: больная могла все число вписать на место какого-либо одного разряда. Тогда была использована опосредованная система записи: заданное число, замещавшееся соответствующими предметами - пуговицы (десятки) + палочки (единицы) или трехзначное число - спичечные коробки (сотни) + пуговицы (десятки) + палочки (единицы), так и зарисовывалось в схему, а затем подписывалось нужное число.
Параллельное включение в работу обычных, привычных для больной арифметических операций с числами - деления, умножения, сложения, вычитания - помогало осознанию разрядного строения числа. Операции с числами к этому периоду обучения стали протекать со значительно меньшим количеством ошибок без специальной работы над их восстановлением. Очень полезными для восстановления понимания разрядного строения чисел и операций с ними оказались упражнения, выполняемые с опорой на реальные деньги. С помощью этих упражнений больная хорошо усвоила значение разрядов, например, что медные деньги - это единицы, серебро - десятки, рубли (до 10 руб.) - сотни.
Больной давались для решения задачи, близкие к реальной жизненной ситуации. Например, ей предлагалось сосчитать общую стоимость покупок, якобы сделанных ею в продовольственном магазине: «Один килограмм крупы стоит 35 коп. Вы купили 0,5 кг этой крупы. 1 кг масла стоит 3 руб. 60 коп., вы купили 200 г. Сколько денег вы потратили? У вас было 3 руб. Сколько денег у вас осталось?» и т.д. Подобные задачи включались в программу обучения преимущественно в конце занятий и проходили на фоне уже восстановленных знаний о числе и операциях с ним. Однако небесполезным было использование этого рода упражнений и в середине обучения: прежний опыт и знакомая ситуация нередко помогают восстановлению счетных навыков. К концу обучения вольная относительно легко справлялась со всеми необходимыми операциями с числами.
Выписка из протокола
Больной предъявлялись числа для их называния. Она правильно назвала все числа: 5221051026 8 2144 и т.д.
+ + + + + + +
Затем больной было предложено составить числа из отдельных цифр, записанных на карточках. Она и это задание выполнила лишь с двумя ошибками.
96 82 105191014510579696 и т.д. + + 103 + + + 79966
Задание, в котором от больной требовалось разбить числа 138, 10520 по разрядам, она тоже выполнила правильно: 138 = 1 сотня 3 десятка, 8 единиц. 10520 = 10 тысяч, 5 сотен, 2 десятка, единиц нет - нуль.
За два месяца обучения больная научилась различать в зрительном восприятии близкие по оптической структуре числа. Были преодолены и ошибки называния чисел.
Для больной стали доступными также счетные операции с числами. Однако процесс опознания числа и его называния, а также счетные операции протекали медленно, больная нередко прибегала к развернутой форме деятельности.
Описанный случай восстановления функции счета может служить иллюстрацией к методам восстановления счета при легко выражение» теменно-затылочной акалькулии с преимущественными оптическими расстройствами.
Акалькулия – это нейропсихологический симптом, характеризующийся потерей способности человека к осуществлению различных арифметических действий вследствие поражения коры головного мозга. При данном расстройстве больной не может решить элементарные математические задачи, складывать и вычитать числа, сравнивать их и т.д.
Следует различать понятия акалькулии и дискалькулии, так как первое расстройство является приобретенным, тогда как второе обычно становится следствием нарушения развития головного мозга и проявляется невозможностью усваивать математические знания.
Способность человека считать – это, по сути, интеграция сразу нескольких когнитивных умений. Акалькулия вызывает у больного проблемы в следующих областях: понимание того, что представляет собой некое число, регистрация значения числа в сознании, сравнение его с другими числовыми значениями, а также ассоциация числа с его устным названием. Очень часто симптомы акалькулии становятся первыми признаками деменции, развивающейся на фоне поражения теменной или лобной доли головного мозга.
Происхождение заболевания
Акалькулия, как правило, является симптомом какого-либо психического заболевания, но иногда выступает и в качестве самостоятельной патологии. Исходя из основной причины, болезнь разделяют на первичную и вторичную формы. Первичная акалькулия возникает из-за поражения теменной, затылочной или височной доли левого полушария коры головного мозга.
Вторичная акалькулия включена в структуру нейропсихологического синдрома. Это значит, что она может сформироваться при общем нарушенном развитии интеллекта и на фоне иных психических расстройств. Данная форма болезни развивается при вовлечении в патологический процесс височной или затылочной доли коры головного мозга, а также ее префронтальных отделов в результате травм или органических патологий.
Формы и клинические проявления
Как уже отмечалось, акалькулия может быть первичной и вторичной. Эти основные виды заболевания были выделены в 1919 году ученым Ф. Хеншеном. Проявления первичной формы болезни обычно следующие:
Отсутствие способности отличать разные числа обычно наблюдается у людей с поражением теменной области. Так, у больных особые затруднения могут вызвать числовые значения, в составе которых имеется «ноль», также имеются сложности при сравнивании чисел. Закономерным итогом первичной формы болезни становится нарушение разрядной оценки числовых значений.
Иногда акалькулия не лишает человека полностью математических способностей. Некоторые больные сохраняют навыки сложения, тогда как вычитание становится для них просто невыполнимой задачей. Также в клинической практике не редки случаи, когда акаклькулия сопровождается нарушениями речевого аппарата.
Вторичная форма патологии выявляется у пациентов на фоне некоего нейропсихологического заболевания. Если при этом отмечается поражение затылочной области, пациент может утратить нормальное визуальное восприятие чисел, иногда забывая и их устные названия. При вовлечении в патологический процесс височной области страдает в большинстве своем слуховое восприятие. Если патологический процесс коснулся префронтальных областей, происходит расстройство целенаправленной деятельности, планирования каких-либо счетных действий и контроля над ними.
Лечение и профилактика
Акалькулия может поддаваться терапии, но для полного устранения синдрома необходимо, прежде всего, лечение основного заболевания. При первичной форме расстройства на первый план выходит необходимость возобновления понятия чисел и их разрядов. Для восстановления таких больных в современной медицинской практике успешно применяется визуальный метод, а также метод действий с числами и понимания их разрядов.
Существую специализированные методики, применение которых может помочь в наиболее тяжелых случаях. В их основе лежит визуальная память человека. Тренинг может проходить таким образом: перед пациентом раскладываются карточки с изображениями чисел и предметами аналогичного количества. Данный метод может применяться как для взрослых, так и для детей в игровой форме.
Вторичная акалькулия несколько сложнее в плане лечения. Возможность восстановления пациента зависит, в первую очередь, от локализации поражения в головном мозге. Коррекция может быть направлена на визуальные особенности чисел, обучение простому пониманию чисел, выполнения устного счета и арифметических действий и т.д.
В клинической практике активно используется метод манипулирования с предметами и числами. Это позволяет больным самостоятельно проводить анализ математических операций с объективно-разрядным пониманием числа.
Что касается профилактики акалькулии, то она должна заключаться в предупреждении черепно-мозговых травм и сосудистых заболеваний головного мозга. Любые патологии требуют своевременной диагностики и лечения, особенно это касается опухолевых новообразований в коре мозга.
Рейтинг:
Текущая страница: 3 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
Шрифт:
100% +
Авторы программы подчёркивают, что формирование математических знаний умений и навыков должно осуществляться с учётом сложной структуры математической деятельности школьника (мотивационно-целевой, операциональный этап, этап контроля).
В программе определены направления, по которым происходит формирование математических умений и навыков: понятие числа – счётные операции – решение задач. Предпосылками овладения счетными операциями и умения решать математические задачи является развитие всех типов мышления с учетом их эволюционного развития (наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое).
В связи с этим формирование счетных операций как сложных умственных действий осуществляется по следующим этапам (с учетом поэтапности формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину):
– выполнение математического действия на основе предметных действий с конкретными предметами (этап материализации действия) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно;
– выполнение математического действия с опорой на наглядность и громкую речь, но без использования практических действий с конкретными предметами;
– выполнение математических действий только в речевом плане;
– выполнение математических действий в умственном плане, в плане внутренней речи.
Особую трудность при обучении математики школьники с ТНР испытывают при понимании и решении математических задач. Создатели программы считают, что ведущую роль при обучении решению задач играет прием моделирования, построение конкретной модели, усвоение алгоритма решения определенного типа задач.
Особое место в развитии математической деятельности ребёнка занимает речь. Учитывая этот факт, необходимо максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования математических действий, начиная с этапа материализации, т. е. выполнения счетных операций с использованием практических действий.
Создатели программы подчёркивают важную роль коррекционной работы, направленной на профилактику трудностей овладения математикой школьниками с ТНР в подготовительном и первом классе.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Перечислите задачи математического образования дошкольников, проанализировав образовательную область «Познание» (Формирование математических представлений) в Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
2. Определите задачи математического образования младших школьников в СКОУ V вида.
3. Сформулируйте принципы построения и основные требования к методам обучения математике в начальной школе.
4. Дайте определение «учебной деятельности».
5. Перечислите приемы учебной деятельности младших школьников в курсе математики.
1. Ахутина Т. В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.
2. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2000.
3. Капустина Г. М . Коррекционные приемы обучения младших школьников математике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 63–72.
4. Моро М. И., Пышкало А. М. Средства обучения математике в начальных классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
5. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
6. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980.
7. Стойлова Л. П. Математика. – М.: Академия, 1997.
8. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Избранные психологические труды. – М., 1989.
Тема 3. Акалькулия и дискалькулия: симптоматика, механизмы, классифкации
План
1. Краткие сведения об акалькулии.
2. Понятие «дискалькулия».
3. Симптоматика дискалькулии.
4. Механизмы дискалькулии.
5. Классификации дискалькулии.
Нарушения счетных операций определяется терминами «акалькулия» и «дискалькулия». При этом расстройства счета у больных с локальными поражениями мозга – акалькулия, а нарушения в овладении счетными операциями у детей – дискалькулия.
Термин «акалькулия» предложил С. Хеншен (S. F. Henschtn) в 1919 году для обозначения нарушений счетных операций вследствие локальных поражений мозга. Ученый осуществил дифференциацию между нарушениями чтения и письма цифр, которое он назвал «акалькулией» в широком смысле термина, и нарушения умственных операций счета, которые обозначил как «акалькулия» в узком значении этого термина.
Понятие «дискалькулия» является составной частью понятия «акалькулия». Поэтому проанализируем сначала проявления нарушений счетных операций у людей, возникающие вследствие локального поражения мозга.
Итак, первое упоминание о нарушения счета при локальных поражениях мозга зафиксировано к началу 20 века. Дж. Герстман описал синдром, связанный с левосторонней теменно-затылочной локализацией, при которой пальцевая агнозия сочеталась с неразличением права-лева, с аграфией, с конструктивной апраксией и с нарушением функции счета. Автор подчеркнул интимную корреляцию между пальцевыми умениями и элементарными счетными операциями.
Дифференциальная диагностика между различными формами нарушения счета, которые встречаются при локальных поражениях мозга, осуществил в 1934 году K. Kieist. Автор выделил: акалькулию как нарушение умственных операций счета, алексию цифр, которую рассматривал как резидуальное нарушение при афазии, аграфию цифр, связанную с апраксией и аграфией слов.
В случае аграфии цифр пространственная организация чисел отсутствует, но больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета.
Алексию и аграфию цифр отмечал у большинства больных с афазией С. Хеншен, который связывал аграфию цифр с апраксией и аграфией слов. При первой форме больной не находит точных движений при письме цифр – цифры либо искажены, либо заменяются другой. При второй форме распадается представление о расположении цифр в числе. В этом случае смешивается последовательность цифр при обозначении числа, нарушается пространственная ориентация в числе, но при этом больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета.
Таким образом, анализ литературы 20 века показал, что в этот период выделялось два различных типа нарушения счета. При первом типе акалькулии основные трудности заключались в неумении выделять позицию цифр при восприятии и написании числа, при этом больные не способны реализовать план счета, делают ошибки при сложении и вычитании чисел, потому что столбцы цифр ими неправильно размещаются, в то же время умственный счет у них сохранен. Большинство авторов связывают этот тип акалькулий с дефектом пространственного восприятия.
При втором типе акалькулий прослеживается связь с распадом количественной системы, с нарушением представления о числе.
В дальнейшем одной из проблем изучения акалькулий у взрослых является рассмотрение нарушения счета изолировано или же в сочетании с другими нарушениями.
Большинство авторов установили корреляцию между акалькулиями и зрительными агнозиями, основываясь на факте, что расстройство счета – самое распространенное нарушения при поражении затылочной области. В 1930 году J. Lange оценивал акалькулию как неспособность использовать категории направления в пространстве.
Значительный вклад в изучение нарушений счетных операций при локальных поражениях мозга внесли А. Р. Лурия и Л. С. Цветкова. Акалькулия, по мнению А. Р. Лурия, сочетается с семантической афазией, центральным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Оба эти расстройства представляют собой следствие распада симультанных, в основном пространственных синтезов, и включается в синдром, который А. Р. Лурия назвал «пространственная апрактоанозия». Ее симптоматика характеризуется: нарушением восприятия пространственных отношений, сохраненных в памяти синтетических пространственных схем и соответствующих движений и действий, требующих пространственной организации.
А. Р. Лурия охарактеризовал нарушение счетных операций как частное проявление форм мыслительной деятельности. Большинство людей страдающих акалькулией – владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами. Число, как сложный психический образ, включающее разнородные по структуре и функции компоненты, должно формироваться по законам, отражающим его строение.
В исследованиях Л. С. Цветковой, основанных на синдромальном подходе к анализу нарушений высших психических функций при локальном поражении мозга, выделяются первичные и вторичные акалькулии.
Первичные акалькулии обусловлены нарушением пространственно-временных структур, а вторичные связаны с трудностями оперирования числовыми символами.
Первичная акалькулия возникает вследствие поражения теменно-затылочных долей коры доминантного полушария и проявляется как нарушение в восприятии и ориентировке в пространстве.
Основными нарушениями при акалькулии являются: распад понятия о числе, нарушения в осознании разрядного строения числа, в осознании значения арифметических знаков, «выпадение» числа из сложной системы десятичного счисления.
При вторичной акалькулии основное ядро психологической структуры числа и счетных операций сохраняется, то есть не распадается. Эти акалькулии делятся на оптическую и лобную.
Оптическая акалькулия возникает при поражении затылочных систем мозга и связывается с амнезией на числа, зрительной агнозией, нарушением словесного обозначения чисел. Основной механизм заключается в расстройстве оптического, а иногда и оптико-пространственного восприятия. А. Р. Лурия, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова и другие ученые считают, что следствием этого являются трудности восприятия оптического образа числа, нарушения дифференциации чисел, в состав которых входят графически близкие цифры, наряду с этим выделяются специфические нарушения задач.
При лобной акалькулии отсутствуют нарушения зрительного восприятия, пространственных схем. Основной механизм нарушений счета состоит в распаде программ умственных действий, которые утрачивают такие свойства, как избирательность и целенаправленность. Проявляется лобная акалькулия в неумении выполнять действия в несколько операций, в невозможности удерживать промежуточную информацию и конечный вопрос задачи. Люди, страдающие лобной акалькулией, узнают и называют числа, у них сохранен автоматизированный счет. Но при этом наблюдается нарушение счетных операций как целенаправленной избирательной деятельности. Это отражается на процессе решения арифметических задач, примеров, состоящих из нескольких звеньев. В процессе их решения отмечаются невозможность создания программ умственного действия, трудности удержания промежуточных результатов, нарушение последовательности действий. Установлено, что у больных, как правило, полностью распадается ориентировочная основа действия, к решению задачи они приступают без попыток анализа условия.
Исследования А. Р. Лурия, С. С. Мнухина, Л. С. Цветковой и других ученых свидетельствуют о том, что результаты не сличаются акалькуликами с исходными данными, ошибки не замечаются и не исправляются, и вся деятельность при решении арифметической задачи приобретает бесконтрольный хаотический характер.
Рядом исследований было установлено, что акалькулия сочетается с семантической афазией, основным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.
Обращается внимание на то, что большинство людей, страдающих акалькулией, владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами.
Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его личности, а в целом на формирование культуры познания математики.
В исследованиях А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянова, М. В. Ипполитовой, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, С. С. Мнухина, С. Л. Шапиро, Л. С. Цветковой обращается внимание на то, что дискалькулии, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия), чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), детским церебральным параличом (ДЦП), задержкой психического развития (ЗПР).
Необходимо отметить, что представления ученых о дискалькулии у детей неоднозначны. На начальном этапе исследования этой проблемы преобладали мнения о том, что трудности в овладении счетом не являются специфическими, а связаны скорее с неправильным обучением или непосещением школы, что в настоящее время можно было бы охарактеризовать как педагогическую запущенность. Описывается и другой подход к дискалькулиям, основанный на выделении трудностей обучения счетной деятельности. Исходя из этого, были определены случаи «чистой» дискалькулии и случаи дискалькулии, связанной с дисграфией. В случаях «чистой» дискалькулии основные трудности наблюдаются в умственных операциях счета: дети затрудняются сравнивать количество ударов, сосчитывать количество ударов в данном ритме, симультанно определять количество объектов и т. п.
А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова рассматривают дискалькулию во взаимосвязи с дисграфией, когда дети допускают ошибки в написании чисел, смешивают позиции цифр при проведении письменных счетных операций.
В целом можно отметить, что усиление внимания к данному нарушению шло по пути расширения психологических, нейропсихологических исследований о детях с дискалькулией. Это позволило выявить не только симптоматику, но этиологию, механизмы нарушений в овладении счетной деятельностью, то есть нарушения стали рассматриваться с позиции синдромного подхода.
В исследованиях А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянова, Т. В. Егоровой, Р. И. Лалаевой, С. С. Мнухина и других ученых обращается внимание на роль наследственности в возникновении дискалькулии у детей. У многих родителей исследуемых детей с дискалькулией обнаруживалась психопатологическая отягощенность: алкоголизм, депрессивные состояния, психопатия, психологическая неуравновешенность.
Р. Беркоу, Т. А. Власовой, Г. С. Гуменной, М. В. Ипполитовой, М. С. Певзнер и другими учеными было установлено, что различные виды аномалий психического развития в большинстве случаев связаны с органическим поражением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде. Это подтверждалось тем, что в анамнезе ряда детей с дискалькулией отмечалась патология центральной нервной системы.
Среди «факторов риска» по дискалькулии выделяются: недоношенность, токсикоз первой и второй половины беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития, перенесенные инфекции, хронические болезни, соматическая ослабленность детей.
В работах Н. Ф. Бережной, Р. Беркоу, Ю. Г. Демьянова, В. А. Илюхиной, В. Леви, Леви Гарольд Б, М. С. Певзнер, А. Н. Соколова, Г. Е. Сухаревой и других исследователей обращается внимание на то, что у детей со школьной неуспеваемостью в этиологии этих нарушений на первое место выступают заболевания, перенесенные в возрасте до трех лет (хронические заболевания, сильные инфекции и пр.), а также родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте.
Интересными являются сведения представленные Е. Грущик-Колчинский (Gruszczyk-Kolczynska E.), Ю. Г. Демьяновым, В. Леви, Леви Гарольд Б. о том, что в школьной успеваемости важную роль имеет микросоциальная среда. Неблагоприятное микросоциальное окружение ребенка влияет на неуспеваемость детей в школе, в том числе и по математике. В большинстве случаев у детей с дискалькулией имеет место «искаженная» семейная ситуация: неполная семья, существенные отклонения в проявлении материнского чувства.
Изучение дискалькулии позволило выделить концептуальные подходы, симптоматику, разработать классификацию дискалькулии.
В качестве симптоматики дискалькулии (нарушений счетных операций) у детей выделяются:
– недостаточное овладение математическим словарем;
– неправильное называние чисел;
– неточное представление о графической структуре цифр;
– механическое воспроизведение порядка следования чисел;
– трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел;
– недостаточное знание состава числа;
– трудности усвоения правил образования числа;
– трудности установления отношения числа к его соседям;
– несформированность количественных отношений чисел;
– элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения);
– мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.
В качестве механизмов дискалькулии рассматривают разнообразные факторы, которые являются основой для различных концептуальных подходов к данной проблеме.
Условно выделяют несколько концепций.
В соответствии с первой концепцией в качестве механизмов дискалькулии выделяют гностико-праксические нарушения . При этом дискалькулия соотносится с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией. Следует отметить, что гностико-праксические нарушения рассматриваются только как возможные патогенетические факторы, т. е. как один из возможных, но не доминирующих механизмов дискалькулии. На это указывают А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. С. Мнухин и др.
В соответствии со второй концепцией , рассматриваемой в рамках общей школьной неуспеваемости, выделяют психологические концепции дискалькулии. Данное нарушение Г. М. Капустина, К. С. Лебединская, С. С. Мнухин и др. связывают с несформированностью мыслительных операций, памяти, внимания, мышления . А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова подтверждаются этот факт исследованием детей с нарушениями чтения, письма и счета, которые выявили у них расстройства рядообразования и воспроизведения автоматизированных рядов (нарушение порядкового счета, называния дней недели, месяцев и т. д.), несформированность сложных действий, которые состоят из ряда последовательных операций, неполноценность развития пространственных функций: пространственной ориентировки, пространственного восприятия.
А. В. Калинченко, Т. В. Розанова, Е. Й. Скиотис отмечаются, что у детей, неуспевающих по математике существенно нарушены процессы логического, математического мышления. Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, Н. Г. Поддубная и другие ученые обращают внимание на затруднения у учащихся на уровне основных мыслительных операций – анализа, синтеза, классификации, обобщения, отвлечения, умозаключения и др.
Т. В. Ахутина, Е. М. Мастюкова, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, Л. Ф. Обухова, О. Б. Обухова, А. М. Пышкало констатируют факт того, что у учащихся при дискалькулии наблюдаются нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти.
А. Гермаковска, Р. И. Лалаева выделяют особенности не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы у учащихся с дискалькулией. Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов рассматривают психическую истощаемость, низкую работоспособность, инертность психических процессов у учащихся с дискалькулией.
Исходя из нейропсихологических концепций А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянов, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева выделяют связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций. Это третья концепция, которая строится на основе нейропсихологических концепций. Авторы считают, что системные нарушения речи, несформированность фонематических функций, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, расстройства чтения и письма оказывают существенное отрицательное влияние на процесс овладения счетными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим симптомам.
На основе анализа симптоматики и концептуальных подходов, выделяют следующие классификации дискалькулии:
– врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);
– первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет (N. Granjon-Galifret), Дж. Айюриагерра (J. Ajuriaguerra), Л. С. Цветкова);
– классификация Л. Косч (L. Kosč).
Рассмотрим более подробно классификацию Л. Косч. Ученый выделяет:
– вербальную дискалькулию, которая проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий;
– практогностическую дискалькулию, проявляющуюся в расстройствах системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;
– дислексическую дискалькулию, в основе которой лежит нарушение чтения математических знаков;
– графическую дискалькулию, проявляющуюся в нарушении записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур;
– операциональную дискалькулию, связанную с неумением выполнять математические операции.
Выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, так как в большинстве случаев ее механизмы и симптоматика носят сложный характер и обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими факторами. У детей чаще всего проявляются симптомы различных видов дискалькулии.
Для выбора наиболее эффективной коррекционной работы по профилактике и коррекции дискалькулии необходимо выявление и понимание механизмов, симптомов дискалькулии, вызывающих у детей трудности в овладении математическими умениями, знаниями и навыками.
Исходя из выводов, сделанных на основании рассмотрения современных подходов к формированию счетных навыков у дошкольников, вытекает необходимость выявления факторов риска возникновения дискалькулии в дошкольном возрасте и проведение логопедической работы по ее профилактике.
Характеризуется нарушением счетных операций. В основе акалькулии могут лежать разные механизмы, характер которых зависит от локализации очага поражения. Нарушения, возни- кающие при поражений затылочно-теменных областей левого полушария, либо при двусторонних очагах, относятся к, так называемой, первичной акалькулии.
а) При поражений затылочной области нарушается пред- ставление о числе, распадается оптический образ цифры; числа перестают быть знаками, отражающими известное количество. Цифры начинают смешиваться, плохо узнаваться, особенно близкие по начертанию (6 и 9). Эти нарушения носят опти- ко-гностический характер и сходны с оптической алексией (часто они сочетаются).
б) В основе другого типа акалькулии лежит нарушение представления и восприятия пространственного расположения цифр, составляющих разрядное число. Многозначные числа читаются отдельными цифрами, числа с одинаковыми, но рас- положенными в другой последовательности цифрами, воспри- нимаются как идентичные (187 и 781). Особенно затруднено узнавание и оценка расположения элементов в римских циф- рах. Больные не могут определить разницу в цифрах IV и VI, IX и XI, оценивая их неверно, либо смешивая. Аналогичные ошибки возникают при записи римских чисел. В основе таких проявлений акалькулии лежат, по мнению А. Р. Лурия, более общие апрактоагностические расстройства, характерные для поражения теменной доли левого полушария.
в) Третий тип акалькулии связан с нарушением счетных операций, которые могут быть аналогичными описанным вы- ше феноменам, но могут возникать при сохранном значении простых числовых символов. Больные утрачивают способность выполнять простые арифметические действия: сложение, вы- читание, умножение, деление, затрудняются в устном счете с однозначными числами. Особенно грубо нарушаются счетные операций с переходом через десятки. Грубо нарушается также осознание величины многозначных чисел по отдельным, вхо- дящим в него значениям (например, число 178 воспринима- ется большим, чем 201), часто полностью распадается разряд- ное строение числа - больной не знает, где в числе находятся
десятки, сотни, единицы. Забывается последовательность пись- менного счета в вертикальном способе вычисления (в «стол- бик»), недоступны операций с дробями.
Первичная акалькулия, как правило, сочетается с семанти- ческой афазией и другими левополушарными теменными син- дромами, входя в комплексный синдром Герстмана, являясь результатом поражения угловой извилины теменной доли ле- вого полушария.
Вторичная акалькулия может выявляться при разных фор- мах афазий. Механизм этих нарушений тесно связан с меха- низмом речевых расстройств. Например, нарушения номина- ции цифр могут быть связаны с общими амнестическими на- рушениями при акустико-мнестической афазий, отчуждение на значение названного числа - с нарушением акустико-гности- ческого звена при сенсорной афазий. Нарушение счетных опе- раций при моторной афазий - с нарушением внутренней речи, инертностью мозговых процессов, дезавтоматизацией (при по- ражений премоторных отделов речевой зоны).
Описания акалькулии приведены в работах Н. Head (1926), А. Р. Лурия (1962, 1969), А. Р. Лурия, С. В. Цветковой (1966) и др. авторов.
3.3.8. Синдром Герстмана
В этот синдром входят пальцевая агнозия, сочетающаяся с «чистой» аграфией, нарушением ориентировки в правом и ле- вом, а часто и с нарушениями счета - акалькулией. Герстман расценивал это сочетание как отдельный особый синдром, в основе которого лежит невыраженная аутотопагнозия. Указан- ный синдром известен в настоящее время как синдром Гер- стмана (по имени автора, описавшего его). По данным автора, при этом синдроме очаг поражения локализован в теменно- затылочной области левого полушария (угловая и вторая за- тылочная извилины левого полушария у правшей).
3.3.9. Амузия
Нарушение музыкальных способностей. Наблюдается в тех случаях, когда jth способности существовали до болезни. Опи- сывают случаи амузии при локальных поражениях мозга у профессиональных музыкантов, но нарушение узнавания или воспроизведсния хорошо знакомых мелодии может выявляться
у больных, специально не обучавшихся музыке, но способных правильно спеть и узнать знакомую мелодию.
а) Сенсорная амузия
Характеризуется нарушением узнавания хорошо знакомых мелодии. Больные затрудняются в идентификации двух предъ- являемых последовательно коротких мелодических отрывков, принимают разные мелодии за одинаковые и, наоборот, за- трудняются в сопоставлении двух тонов по высоте. Професси- ональные музыканты не могут оценить величину интервала меж- ду двумя музыкальными тонами, что приводит к невозмож- ности нотной записи коротких мелодии. Часто сенсорная амузия сопровождается нарушением чтения hot - музыкальной алексией.
Сенсорная амузия может выступать как самостоятельное расстройство или сочетаться с нарушениями слухового гнозиса - «чистой» речеслуховой агнозией, при которой нарушается уз- навание не только мелодии, но и других окружающих звуков и шумов (голосов животных и птиц; шума, производимого ветром, движением поезда и т. п.).
б) Моторная амузия
Нарушение способности петь и играть на музыкальных ин- струментах. Мелодии знакомых песен воспроизводятся неточ- но, искажение, нарушается последовательность музыкальных звуков, мелодический рисунок. У профессиональных музыкан- тов нарушается воспроизведение новых, незпакомых мелодии, повторение заданного музыкального тона, воспроизведение рит- мического рисунка мелодии. Больные, которые могли играть на музыкальных инструментах, теряют эту возможность. Они не только затрудняются в игре по нотам, но часто не могут воспроизвести хорошо выученные музыкальные произведения.
Следует сказать, что нарушение музыкальных способностей никак не сказывается на речи больных, не изменяет ее ипто- национно-мелодическую и ритмическую структуру. Моторная амузия выявляется лишь при пении. У больных с эфферент- ной моторной афазией в случаях грубого распада экспрессив- ной речи (эмболофазия) в большинстве случаев сохраняется правильное воспроизведение хорошо знакомых мелодии, а пе- ние со словами часто способствует растормаживаншо речи.
Описание сенсорной и моторной амузии содержится в пуб- ликациях ряда авторов: Е. Feuchtwanger (1930), К. Kleist (1928), R. Brain (1963), И. М. Тонконогого (1973).
Амузия возникает чаще при поражений правого полушария. При сенсорной амузии очаг поражения расположен в нередне- средних отделах височной области, а при моторной - в задних отделах второй лобной извилины.
Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.
Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дефицит внимания, .
Причины нарушения
Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:
Разновидности и формы заболевания
Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:
Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.
Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:
- Лобная – вызвана нарушениями функционирования лобной доли головного мозга, которая отвечает за контроль, регуляцию всех психических функций человека. Способность к счету нарушается вследствие отклонений в организации сознательной деятельности.
- Теменная (теменно-затылочная) – возникает при поражении теменно-затылочных участков головного мозга. У пациента нарушено понятие «числа», понимание сути счетных операций, восприятие пространственных координат.
Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:
Отличие от дискалькулии
Акалькулия и являются сходными понятиями, однако между ними есть различие. Оно заключается в том, что дискалькулия – следствие врожденных нарушений развития головного мозга и при ней математические знания полностью не усваиваются. Акалькулия же является приобретенным состоянием, и возникает по причине неврологических травм и нарушений, приобретенных в процессе жизни.
Симптоматика нарушения
Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.
При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:
- затруднения в понимании разницы между внешне похожими числами (например, 147 и 174);
- неспособность к восприятию категории числовых разрядов;
- трудности при выполнении простых арифметических действий;
- нарушение понимания понятия «число»;
- отсутствие способности к сравнению числительных значений;
- нарушено восприятие пространственных координат;
- трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
- затруднения при вычитании, при этом сложение выполняется относительно легко.
Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:
- отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
- нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
- проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.
Осмотр и диагностика
Выявить заболевание может врач дефектолог, психолог, психиатр, специалист в нейропсихологии.
Расстройство счета редко выступает единственным когнитивным нарушением, и зачастую сопровождается другими патологиями. Акалькулия может быть не выявлена при первичном обследовании и диагностике, по причине более интенсивных проявлений других нарушений.
Диагноз может быть поставлен после проведения арифметических тестов и их анализа. Чрезмерно низкие результаты свидетельствуют о патологии. Также необходимо использование таких диагностических мероприятий как тесты на выявление патологий речи, письма, чтения, ориентации в пространстве, праксиса.
Лечение и коррекция
При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.
Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.
Первичное нарушение
При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.
Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.
Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.
Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.
При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.
После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.
Терапия вторичной формы
Лечение вторичной формы акалькулии выбирается в зависимости от области поражения коры головного мозга:
Последствия и ограничения
Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).
К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.
При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.