Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "стань внимательным". Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания
Адик Левин (Adiк Levin)
доктор медицинских наук с опытом работы более 50 лет. Руководитель отделения новорожденных Таллинской детской больницы (1979-2004). Последние годы работает над индивидуальными программами рациона. Автор многочисленных книг и научных работ, почетный доктор и профессор многих больниц и университетов.
Биологически активные добавки к пище: польза
Анжелика Кузнецова,
специалист и консультант по профессиональному спортивному и диетическому питанию и пищевым добавкам, сертифицирована в Швейцарии. Углубленно изучает спортивную и клиническую нутрициологию и диетологию.
Эксперт по питательным веществам Анжелика Кузнецова, специализирующаяся в сфере профессионального спорта, раскрывает «закулисье» добавок к пище (БАДов). «Высококачественные витамины и минеральные вещества должны быть доступны не только элитарным спортсменам, но и любому, кого заботит собственное здоровье», - говорит она.
Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
1. Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха
Нарушение слуха является особой патологией, существенно затрудняющей или делающей невозможным речевое развитие. Отсутствие коррекции в дошкольном возрасте чревато задержкой развития или даже умственной отсталостью, которые формируются в результате выпадения так называемого высшего компонента психики. Чем более длительным был безречевой период развития ребенка, тем более интенсивными должны быть коррекционные мероприятия.
Последнее время усиливается интерес к кохлеарной имплантации - новому методу слухопротезирования, дающему возможность даже абсолютно неслышащему ребенку воспринимать звуки. Однако даже если имплантация была сделана в сензитивный период развития речи или до него, потребность в психологическом сопровождении не исчезает. Также существует достаточно большая группа детей, которым данный метод противопоказан: дети с соматическими заболеваниями, органическим синдромом и др.
Уровень развития ребенка данной категории и особенности его сопровождения в дошкольной образовательной организации зависят от сохранных речевых ресурсов.
Как разобраться в причинах плохого поведения детей и скорректировать его. Матрица силового анализа
Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область
В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».
Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.
Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму
Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»
В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.
Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Вниманию уделяли много времени в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученые (В. Вундт, Э.Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, А.Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.С. Выготский и др.), каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.
Таким образом, проблема тренировки внимания детей остается и по сей день актуальной проблемой в детской возрастной психологии.
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6 - 7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.
Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Следовательно развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, такие как игры по правилам, конструирование и т. п. и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Учитывая, что одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания, особую роль в формировании произвольного внимания отведем играм с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.
В связи с этим моя педагогическая инициатива связана с разработкой коррекционно-развивающей программы по развитию внимания с использованием игр и игровых упражнений, которая способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников.
Работа по развитию произвольного внимания с помощью игр и упражнений помогает закреплять знания, развивать внимание, умение мыслить последовательно, рассуждать. Всё это пригодится в дальнейшем при обучении в школе.
Что говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.
Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в различных играх, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат реализации программы в том, что дети с нарушенным вниманием научаться контролировать, полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.
Методические рекомендации: дидактический материал предназначен детям от 5 - 7 лет. Игры могут быть использованы педагогами, а так же для индивидуальной работы родителей и детей. Игры предназначены для ознакомления детей с математикой, логикой, для развития произвольного внимания. Они могут превратить занятия в увлекательную игру.
Программа «Развитие произвольного внимания дошкольников»
На основании проведенной диагностики можно наметить цели и задачи по развитию внимания данных детей. Для этого нами была разработана коррекционная программа по развитию свойств внимания у детей дошкольного возраста с ОНР.
Коррекционная программа для развития внимания старших дошкольников с ОНР
В современном мире дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития, в этой группе всё чаще встречаются дети с общим недоразвитием речи, того или иного уровня.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение навыков конструктивной деятельности, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания у детей, имеющих речевые нарушения .
Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи коррекционной программы:
- 1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.
- 2. Формировать концентрацию внимания.
- 3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.
Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.
Продолжительность: время проведения - 25 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.
Этапы проведения коррекционной работы:
- 1. Ориентировочный этап - даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.
- 2. Коррекционный этап - непосредственно коррекционная работа, в данном случае - развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.
- 3. Итоговый этап - закрепление, подведение итогов проведённой работы.
Данная коррекционная программа основана на следующих принципах:
- 1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:
- · Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрации внимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.
- · Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.
- · Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.
- 2. Принцип единства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика детей. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие внимания у дошкольника с ОНР, что учитывалось при составлении программы. Также в работу включены игры с диагностическим характером для определения динамики развития внимания у ребёнка. По окончании работы вновь проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.
- 3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания является речевые нарушения, общее недоразвитие речи. Данная коррекционная программа построена таким образом, чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала, чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток и упражнений на релаксацию.
- 4. Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника - игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие внимания ребёнка.
- 5. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики.
- 6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной коррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию.
- 7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности коррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программе представлены домашние задания на развитие внимания, которые ребёнок выполняет дома с родственниками. (После занятий №4, №8, №9).
- 8. Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов работы: Ориентировочный этап - даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней (Занятия №1 и №2). Коррекционный этап - непосредственно коррекционная работа, в данном случае - развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения (Занятия №3 - №9). Итоговый этап - закрепление, подведение итогов проведённой работы (Занятие №10).
- 9. Принцип усложнения. В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием.
- 10. Учёт объёма и степени разнообразия материала. В начале программы занятия больше направлены на концентрацию внимания. А затем, когда ребёнок это усвоил, предлагается овладеть остальными свойствами внимания. Материал занятий разнообразный, что создаёт благоприятный фон для работы с детьми.
- 11. Учёт эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у детей в программе используются сказочные элементы - путешествия. Также в конце каждого занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия .
Программа состоит из 10 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:
- 1. Вводная часть - знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.
- 2. Основная часть - проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- 3. Итоговая часть - подведение итогов занятия, прощание с группой.
Анализируя литературные источники, нужно отметить, что многие авторы предлагают в коррекционной программе для развития внимания дошкольников с ОНР использовать блок занятий (ПРИЛОЖЕНИЕ В) .
Выводы по главе 2: на основе анализа полученных результатов исследования, необходимо построить такую совместную деятельность с дошкольниками с ОНР, которая дала бы наиболее эффективные и положительные результаты по итогам ее реализации.
Коррекционно-развивающее занятие
ТЕМА:
Программа развития внимания
Подготовила:
студентка 5 курса, 502 группа
факультета психологии
заочного отделения
г. Челябинск 2009 г.
Цель: развитие внимания младших школьников
1.Обучить учащихся упражнениям по развитию внимания;
2. Получение знаний о способах развития внимания.
3. Воспитание внимательного отношения к учебе.
Время проведения программы:
– 10 групповых занятий, продолжительность каждого занятия составляет 45 минут;
– частота встреч: два раза в неделю;
– численность участников: 12 - 15 человек;
– возраст участников: 8 лет.
Материалы: лист бумаги для записей, ручка.
Ход занятия:
1.Организационный момент
2.Основная часть
3.Заключительная часть - получение обратной связи.
Программа проведения коррекционной работы
Планируя коррекционную деятельность необходимо рассмотреть существующие методики, отобрать наиболее подходящие. При этом необходимо учесть возраст испытуемых, так как, коррекционная программа не должна быть утомительной, скучной.
Роль ведущего в программе состоит в создании благоприятного психологического климата в группе, способствующего поведенческим изменениям. Взаимодействие ведущего и группы в первую очередь предполагает равенство психологических позиций. Очень важно, чтобы учащиеся изменили восприятие психолога как «взрослого», стали относиться к нему как к члену группы. Умение стать на позицию «рядом» приходит с опытом, но все, же необходимым условием «пристройки» к младшему школьнику является способность ведущего принять каждого участника, всю группу в целом такими, какие они есть.
Следует отказаться от роли судьи, то и дело выносящего свои оценки-приговоры.
Другим важным условием взаимопонимания и поддержкиявляется способность ведущего к эмпатическому пониманию. Суть эмпатического понимания состоит в умении показать свойэмоциональный отклик, используя вербальные и невербальные средства общения и проявляя при этом искренность и естественность.
Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы. Он стремится к тому, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись учащимися, превращаясь в нормы группы. Реализация этих принципов - норм необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний.
Принципы поведения участников группы.
1. Добровольность участия заключается в том, что каждый участник самостоятельно принимает решение работать в группе, так как он должен быть личностно заинтересован в собственных изменениях. Нельзя принуждать или обязывать посещать группу, так как нельзя заставить человека измениться, если он сам этого не хочет.
2. Здесь и теперь. Нельзя вне занятий обсуждать, то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться тайной.
3. Уважение другого заключается в доброжелательности друг к другу, взаимном доверии. Не существует правильных или не правильных ответов. Правильный ответ - тот, который на самом деле выражает твое мнение.
4. Принцип конфиденциальности заключается в анонимности рассказываемых ситуаций, случаев из жизни. Можно с посторонними обсуждать свои мысли, чувства и поведение в группе, но не мысли и чувства других членов Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не попросит.
5. Откровенность и искренность. В группе необходимо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся «неприличными». Если клиент испытывает симпатию или, наоборот, неприязненное чувство к какому-нибудь участнику группы, надо сказать об этом. Нельзя говорить неправду. Если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания.
6. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки - это ярлыки, которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека.
7. Толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всём откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали. Каждая группа может вырабатывать и другие нормы, специфичные для нее.
8. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля.
9. Правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко.
Принципы организации встреч.
1. Принцип активности. В ходе занятия подростки вовлекаются в совершенно особый вид активности. Как правило, это специально разработанные действия. Активность возрастает, если членам группы дается установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Особенно эффективны те действия и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам.
2. Ответственность.Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение станет невыносимым, и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения.
3. Принцип исследовательской творческой позиции заключается в том, что участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, свои личные ресурсы, особенности.В группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность. Реализация этого принципа вызывает сильное сопротивление со стороны участников. Преодолеть его помогают ситуации, позволяющие участникам осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания формирующего мероприятия, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни и к самому себе.
4. Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение подростков переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий производить изменения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли или действия человека.
5. Принцип партнерского общения. Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Организационный момент
Педагог – психолог: Здравствуйте, меня зовут Мария Сергеевна сегодня, я буду проводить с вами занятие.
Основная часть
Занятие 1. «Знакомство с участниками группы»
Цель: познакомить с целями и задачами программы, объяснение понятия групповой работы, сплотить участников группы, использование обучающего эффекта группового взаимодействия, создание единого психологического пространства и системы обратной связи.
Упражнение № 1 «Картинки-загадки»
Цель: развитие свойств внимания.
Ведущий предлагает выбрать одного водящего, остальные – садятся на стулья, они должны угадывать.
Из коробки учащийся - ведущий достает картинку с изображением животного, не показывая ее остальным детям, описывает предмет, нарисованный на картинке. Дети из группы отгадывают, что изображено на картинке.
Упражнение № 2 «Числа»
Ведущий раздает бланки с цифрами.
Учащиеся карандашом ищут и вычеркивают цифры за 1 минуту.
Упражнение № 3 «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Учащиеся сидят на стульях. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.
Упражнение № 4 «Рефлексия»
Цель: самоанализ занятия.
Учащимся предлагается в своих рабочих тетрадях письменно ответить на следующие вопросы: что тебе понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? Чем бы ты хотел заняться на следующем занятии?
Занятие 2. «Развиваем внимание»
Цель: развития различных свойств внимания.
Упражнение № 1 «Профессии»
Цель: развитие концентрации внимания.
Ведущий по – очереди бросает участникам мячик и кратко описывает профессии людей. Участники отгадывают профессию и бросают мячик ведущему.
Упражнение № 2 «Гласные буквы»
Цель: тренировка избирательности внимания.
Ведущий предлагает обводить кружочками гласные буквы. На выполнение задания отводится 1 минута.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
педагог-психолог МБОУ СОШ им. Исхакова А.С.
с.Уральск МР Учалинский р-н
Республики Башкортостан
Звонарева Н.П.
2014-15 учебный год
Пояснительная записка
На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Часто непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, технических изделий объясняется не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Формировать положительные личностные характеристики школьников нужно через целенаправленное развитие их внимания. Проблема преодоления невнимательности предусматривает слабость познавательных процессов, устранения негативных последствий рассеянности.
Коррекционная развивающая программа направлена на повышение уровня внимания и устранения невнимательности у детей 1-4 классов в начальной школе.
Она предназначена для учащихся, не только испытывающих трудности в управлении вниманием на уроке, ее можно использовать для работы со всем классом. Постепенное развитие и совершенствование внимания обеспечивается в ходе выполнения разнообразных заданий с использованием простого, хорошо знакомого материала в непринуждённой игровой обстановке при непосредственном общении со сверстниками. Отдельные задания этого комплекса расположены в порядке возрастающей сложности.
Количество занятий - 10.
Цель программы:
формирование внимания, умения концентрировать внимание, выделять предметы по характерным признакам, переключение внимания, концентрация внимания и развитие коммуникации, способности к обобщению, анализу, развитие сообразительности и логического мышления.
Задачи программы:
Повышение уровня развития внимания;
Развитие произвольного внимания;
Формирование способности к переключению и концентрации внимания;
Расширение кругозора учащихся.
Методы и формы работы:
развивающие и спортивные игры, упражнения, релаксационные разминки .
Ожидаемые результаты:
высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, овладение процессами переключения и концентрации внимания, высокий объем внимания, высокий уровень мотивации к обучению.
Структура занятий:
занятия проводятся с группой детей (до 12 учеников), один раз в неделю по 40-45 мин.
Но некоторые упражнения можно использовать для индивидуальной работы с учащимися. Большое внимание уделяется активным формам работы, которые активизируют процесс усвоения материала. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления участников и темпа их продвижения в выполнении заданий.
Используется концентричный метод от простого к сложному. Исходя из того, что в младшем школьном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, задания достаточно часто сменяются.
В качестве отдыха использованы подвижные игры, перемежающие основные задания.
Оборудование:
мягкие игрушки, карточки с различными предметами (животные, птицы, овощи, фрукты, предметы одежды, школьные принадлежности), карточки с заданиями, бланки с буквами, детское лото, карандаши, игровое поле 3 * 3 клетки, пластилин, релаксационная музыка).
Занятие 1
Цель:
знакомство, развитие моторно-двигательного внимания, самоорганизация, самоконтроль.
Оборудование: табличка с человечками.
Время: 45 мин.
1. Упражнение «Приветствие»
Цель: содействовать созданию психологической атмосферы.
Время: 2 мин.
Инструкция. Дети становятся в круг, держась за руки, и говорят слова:
Станем вместе мы в круг.
Сколько друзей -
Посмотри вокруг.
Руку другу протяну,
С другом ссориться не стану.
Будем дружно все играть.
Правила игры не забывать.
2. Упражнение «Знакомство»
Цель: познакомить учащихся друг с другом.
Время: 7 мин.
Инструкция. Каждому участнику группы предлагают назвать себя собственным или вымышленным именем, и только названное имя фигурирует в общении. Выбор имен говорит о том, как ученик воспринимает свое Я.
3. Упражнение «Человечки на зарядке»
Цель: провести развивающую самодиагностику.
Время: 5 мин.
Инструкция. Внимательно рассмотреть человечков, подчеркнуть тех, которые держат руки вниз, а ноги – на ширине плеч. В конце игры считаем количество допущенных ошибок.
Проводим соревнования: кто быстрее и точнее выполнит задание? За пропущенные фигурки накладываем «штраф». Выигрывает тот, кто получит наименьший штраф.
4. Упражнение «Будь внимательным»
Время: 4 мин.
Инструкция. Ученики стоят произвольно. На сказанное психологом слово «зайчики» - дети начинают прыгать, на слово «коньки» - бить ногой об пол, на слово «раки» - пятиться, на слово «птицы» - махать руками,
«аист» - стоять на одной ноге.
5. Упражнение "Что слышно?"
Цель: выработать навыки переключения внимания.
Время: 7 мин.
Инструкция. По сигналу психолога перенести (переключить) внимание из дверей на окно, из окна на двери. Рассказать, что за ними происходило, когда переключалась внимание.
6. Игра «Птичка»
Цель: развивать внимание.
Время: 10 мин.
Инструкция. Все игроки садятся в круг и выбирают ведущего. У каждого игрока есть фанты (любая мелкая игрушка). Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа, ель и др.). Каждый должен запомнить свое название. Ведущий говорит: «Прилетела птичка, села на дуб». Дуб отвечает «На дубе я не была, улетела на елку!». Елка называет другое дерево. Кто упустит, отдает фант.
7. Упражнение «Фокусировка»
Время: 4 мин.
Инструкция. Ученики удобно устраиваются. На команду психолога «Тело»! Ученики сосредотачиваются на своем теле. На команду «Правая рука» - на правой руке. Затем последовательно с интервалом 10-20 с. звучат команды - «Ладони!», «Пальцы!», «Ноги!", "Голова!».
8. Упражнение «Канон»
Цель: развивать активное внимание.
Время: 5 мин
Инструкция. Игроки стоят в кругу и по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.
9. Общее обсуждение
Время: 4 мин.
Узнали ли что-то новое?
Какой момент занятия больше всего запомнился?
Какой был настрой?
Занятие 2
Оборудование: отрывки из сказок, красные семафорики, бланк с буквами.
Время: 40 мин.
1. Упражнение «Подари ласку»
Цель: развивать внимание и уважение в общении.
Время: 2 мин.
Инструкция. Участники по очереди, касаясь рук друг друга, называют имена и говорят ласковые слова.
2. Упражнение «Кто в классе самый внимательный».
Время: 5 мин.
Инструкция. Психолог читает отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Ученики слышат неправильное слово - поднимают красные семафорики. Психолог останавливается. Учащиеся исправляют ошибку, психолог продолжает читать.
Шел старик густым летом (лесом) и потерял перчатку. Вот бежит миска (мышь), увидела перчатку и говорит: «Здесь буду шить (жить)!». Когда эта шапка (лягушка) прыгает и спрашивает: «А кто здесь живет?». -Миска (мышка). А ты кто? - Шапка (лягушка). Пусти и меня шить (жить). - Иди.
Было у одного царя три тины (сына). Два умных, а третий - дурак. Вот пришли к отцу твоему (своему) и просят, чтобы он отпустил их ездить (поездить) по цвету (свету), посмотреть на другие барства (царства). Отец выслушал их и говорит: «Протрите (выбирайте) себе лошадей с Сабуни (табунов) каких угодно и езжайте, куда хотите».
3. Упражнение «Четыре стихии»
Цель: стимулировать внимание.
Время: 4 мин.
Инструкция. Ученики стоят в кругу и движутся произвольно. Когда психолог говорит слово «земля», все опускают руки вниз; слово «вода» - вытягивают руки вперед; слово «воздух» - поднимают руки вверх; слово «огонь» - хлопают в ладоши.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
4. Упражнение «Пальцы»
Цель: проследить работу внимания, развивать умение сосредотачиваться.
Время: 10 мин.
Инструкция. Ученики удобно сидят на стульях, положив руки на колени и переплетя пальцы рук, кроме больших. Большие пальцы свободны.
На команду "Начали!" медленно вращают их друг вокруг друга с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы пальцы не касались друг друга. Все внимание сосредотачивается на этом движении. На команду «Стоп!» упражнение прекращается. Длительность упражнения 5-10 минут. Кто-то, выполняя это упражнение, может заснуть. Это свидетельствует о наличии высокого уровня внушаемости.
5. Упражнение «Зеваки»
Время: 4 мин.
Инструкция. Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а ) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
б) ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
6. Упражнение «Кто быстрее?"
Цель: выработать навыки автоматизма внимания.
Время: 10 мин.
Инструкция. Учащимся предлагается быстрее и точнее посчитать от 1 до 25 по таблицам Шульте. Успешность выполнения задания оценивается по времени выполнения. Чем быстрее, тем больше успех. При этом нужно поощрять и стимулировать интерес.
7. Упражнение «Дыши и думай красиво»
Цель: снижать уровень эмоционального напряжения.
Время: 5 мин.
Инструкция. Закройте глаза, глубоко вдохните. Мысленно говорите:
- «Я - лев» - выдохни, вдохни;
- «Я - птица» - выдохни, вдохни;
Я - камень» - выдохни, вдохни;
- «Я - цветок» - выдохни, вдохни;
- «Я спокоен» - выдохни.
Когда очень волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать.
8. Общее обсуждение.
Время: 4 мин.
Что больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия?
Какое было у вас настроение?
Занятие 3
Цель: развивать внимательность и наблюдательность.
Оборудование: текст рассказа «Муравей и голубка», мягкие игрушки, пазлы, карточки с вопросами, аудиозапись «Шум моря».
Время: 40 мин.
1. Игра «Пожелания»
Цель: содействовать созданию психологически комфортной атмосферы.
Время: 4 мин.
Инструкция. Дети сидят в кругу и, бросая мяч друг другу, говорят добрые пожелания.
2. Упражнение «Оцени свою внимательность»
Цель: способствовать развитию внимательности.
Время: 6 мин.
Инструкция. Психолог читает рассказ первый раз и пропускает предложение, затем читает целый текст, чтобы учащиеся могли обнаружить пропущенное предложение.
Рассказ «Муравей и голубка»
Муравью захотелось пить, и он спустился вниз к ручью. Но его накрыла волна, и он начал тонуть. Голубка, которая в то время пролетала мимо ручья, заметила это и бросила муравью веточку. Муравей вылез на веточку и таким образом спасся. На следующий день Муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подлез к нему и укусил охотника за ногу. Охотник вскрикнул от боли и выпустил сетку. Голубка вспорхнула и улетела.
Вопрос:
1. Почему Муравей спустился к ручью?
2. Как его спасла Голубка?
3. Кто хотел поймать Голубку?
4. Что для этого хотел использовать охотник?
5. Куда укусил Муравей охотника?
6. Поймал ли охотник Голубку?
Озвучить, записать предложение, которое психолог пропустил во время первого чтения.
3. Упражнение "Слушай хлопки!"
Цель: активизация внимания.
Время: 4 мин.
Инструкция. Ученики ходят по кругу. Когда психолог хлопает в ладоши один раз, они должны остановиться и встать в позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки - в стороны). Если психолог хлопает дважды, учащиеся должны стать в позу «лягушки» (присесть, ноги вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка ученики продолжают ходить.
4. Упражнение «Что изменилось»
Цель: развивать устойчивость и объем внимания.
Время: 6 мин.
Инструкция. Психолог ставит перед детьми от семи до десяти предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв их на 10 секунд, предложить перечислить все предметы, лежащие на столе. Затем, снова приоткрыв на 8-10 секунд, попросить рассказать в какой последовательности они лежали. Поменяв местами 2 предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
5. Упражнение «Играем в считалки»
Цель: развивать устойчивость внимания.
Время: 8 мин.
Инструкция. Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит четные числа, другой – нечетные. Рядом стоят такие же участники игры, и они тоже считают. Требуется, чтобы участники не сбились со счета. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.
6. Упражнение «Запретное слово»
Время: 15 мин.
Инструкция. Психолог задает вопросы, а ученики отвечают. Ответы могут быть какими угодно, только нельзя говорить одно запретное слово, о котором следует заранее договориться, например, слово «нет». Предупредить учащихся, что нужно быть максимально внимательными, потому что надо стараться «подловить». Задать вопрос:
Ты спишь в ванне?
Снег зеленый?
Ты умеешь летать?
Ты на Марсе?
Ты любишь сладости?
Ты умеешь чинить холодильники?
Ученики должны найти такую форму ответа, чтобы выполнить правила игры. Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Только ученик ошибается, вы меняетесь ролями: он ставит вопросы, а вы отвечаете. Игру можно проводить, разделив учащихся на пары. Выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.
Игру можно усложнить, если ввести сразу несколько запрещенных слов, например «белый» и «голубой», не называть два раза один и тот же цвет.
Вопрос:
1. Был (а) ты в городе?
2. Какого цвета трава?
3. Был (а) ты в больнице?
4. Какого цвета халаты врачей?
5. Видел ли ты цветок ромашки?
6. Какого цвета у нее лепестки?
7. Какого цвета небо?
8. Какого цвета осенние листья?
9. Какого цвета вагона поезда?
10. Какого цвета листья подсолнечника?
11. Какого цвета снег?
12. Какое сейчас время года?
7. Упражнение «« Методика Мюстерьерга»»
Цель: развивать продуктивность и устойчивость внимания.
Время – 5 минут.
Инструкция. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания:
8. Упражнение «Сон на берегу моря»
Цель: сбросить усталость путем релаксации.
Время: 4 мин.
Инструкция. Дети слушают шум моря (аудиозапись). Психолог говорит, что им всем снится один сон. Вы находитесь на берегу моря. Дети должны увидеть во сне то, что они делали на занятия. Психолог сообщает, по какому сигналу дети проснутся. Пауза. Раздается сигнал. Дети спокойно «просыпаются» и по очереди рассказывают, что они видели во сне.
9. Общее обсуждение.
Время: 4 мин.
Что я сегодня открыл нового?
Занятие 4
Цель: развитие переключения и объема внимания.
Оборудование: карточки с рисунками, листы А4 с небольшими текстами.
Время: 45 мин.
1. Упражнение «Улыбка»
Цель: научиться снимать скованность лица с помощью улыбки. Создать и поддерживать положительный эмоциональный фон.
Время: 2 мин.
Инструкция. Все участники берутся за руки и дарят друг другу улыбки: каждый ученик возвращается к своему соседу и желает ему что-то хорошее, улыбается. Тот в свою очередь улыбается следующему соседу.
2. Упражнение «Слушай и запоминай».
Цель: развивать внимательность, переключение внимания.
Время: 10 мин.
Инструкция. Учащимся предлагается внимательно слушать слова, которые говорит психолог, и хлопать в ладоши каждый раз, когда случается название животного.
Внимание! Начали: шкаф, собака, лошадь, кровать, кот, поезд, воробей, машина, ворона, книга, корова, коза.
Учеников просят встать, когда они услышат название растения. Следует повторить, что не надо хлопать, а вставать и реагировать не на животное, а на растение.
Внимание! Начали: дорога, тигр, береза, пшеница, самолет, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, ромашка.
Предложить учащимся поднимать руку, когда услышат названия профессий.
Внимание! Начали: вазон, учитель, врач, куртка, продавец, лилия, пекарь, компьютер, машинист, корова, судья, футболист.
Приседать, когда называют сказочных персонажей.
Внимание! Начали: тропинка, мама, Колобок, Золушка, почтальон, Дюймовочка, попугай, Баба-Яга, автобус, Рукавичка, Круть и Верть, окно.
3. Упражнение «Считаем быстро»
Цель: улучшить распределение внимания.
Время: 7 мин.
Инструкция. " Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице, 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на котором напечатан ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок".
Таблица №1
1Таблица №2
16Время работы ограничено: с таблицей № 1 - 3 мин, с таблицей № 2 - 7 минут
4. Упражнение "Слушай звуки!"
Цель: стимулировать внимание.
Время: 4 мин.
Инструкция. Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра – ученики становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).
На звук в верхнем регистре дети становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад; следует смотреть на кончики пальцев рук).
5. Упражнение «Найди ошибки»
Время: 10 мин.
Инструкция. Учащимся раздаются листы бумаги, с написанным небольшим текстом. В каждом предложении есть смысловые или грамматические ошибки, пропущены или переставлены буквы. Учащимся разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем они обмениваются текстами с товарищами по парте, которые в свою очередь, исправляют ошибки карандашом другого цвета. «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».
6. Упражнение «Повторение фраз»
Цель: развитие объема внимания.
Время: 10 мин.
Инструкция. Ученикам предлагается повторить фразы, которые называет психолог. Когда в определенной фразе ученик начинает ошибаться, заменять слова, предлагается вторая фраза такого же объема. Если это не выполняется - это предел объема внимания ученика.
Фразы читают ровным темпом, не спеша. Следует стараться произносить их одинаковым тоном, без особых интонаций и эмоциональных акцентов, чтобы не влиять на восприятие ребенка.
6 слогов. Дети, идите спать. Галя любит куклу.
7 слогов. Карта висит на стене. Чашка стоит на столе.
8 слогов. Щенок бежит по дороге. В лесу поют соловьи.
9 слогов. Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.
10 слогов. Посмотри в окошко на детей. Маленькому песику холодно.
11 слогов. Летом солнышко сильно пригревает. Книга и карандаш лежат на столе.
12 слогов. Наседка повела своих цыплят гулять. Уточка быстро плавает по озеру.
12 слогов. Поросята любят купаться в луже. Сердитый мороз покрасил детям щечки.
13 слогов. Мама рассказывает своим детям сказку. Дети пошли в лес по грибы и ягоды.
14 слогов. Страшная буря разрушила домик рыбака. Лиса залезла в курятник и украла петуха.
15 слогов. Пчела летит на душистый цветок за сладким медом. Бабушка и Настя ходили утром гулять в лес.
16 слогов. Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю. Весной прилетела птица и начала вить гнездышко.
17 слогов. Мама ходила сегодня в сад и принесла нам груши. Летом после дождя дети очень любят бегать босиком.
18 слогов. Петрик любит сказку про серого волка и хитрую лису. Мама подарила Кате книгу с яркими рисунками.
19 слогов. Во время дождя птицы в лесу перестают петь свои песни.
20 слогов. Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату.
21 слог. Мальчики ходили в лес гулять и поймали маленького зайчонка. Андрюша выучил стихи, положил книгу в сумку и пошел гулять.
22 слога. Маленькие котята целый день играют и играются друг с другом. После лета наступает осень, и каждый день становится холоднее.
Хороший объем внимания: воспроизведено 17-22 слогов.
Удовлетворительный объем: 11-16 слогов.
Неудовлетворительный объем: до 10 слогов.
7. Упражнение «Слушаем себя»
Время: 4 мин.
8. Общее обсуждение
Время: 4 мин.
В каком цвете вы сегодня почувствовали это занятие?
Занятие 5
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: игровое поле 3*3, пластилин, картинки с изображением животных и птиц, релаксационная музыка.
Время: 45 мин.
1. Упражнение "Здравствуйте!"
Время: 2 мин.
Инструкция. Звучит музыка, дети двигаются хаотично, здороваются друг с другом за руку. В конце игры проводится обсуждение: кто какие чувства испытывал во время упражнения.
2. Упражнение « Методика Мюстерьерга»
Время: 5 мин.
Инструкция. Дается несколько буквосочетаний, в этой совокупности букв зашифрованы слова.
В этой таблице спрятано 10 названий животных.
К Ш Л И С А В Ч О Р В А Р Я С
О Н Б У Ь К П К А Н У Ж З В Ю
П Д Г Ё Г Р X Н О Ч Ы Б Р У Ф
Т О Л Е В К Ф Ь И К Р С Л О Н
Ш З Ю К Щ Ъ Н Г Р У С Ц А Д К
Ж М У П Б А Р С У К З В Р Е Д
Н С Ь Ж Т К А Р Ю Б Т Ф М Т В
Ф Ж О В А П Ь Б У З Т М Ы Ш Ь
Н Б Ы К С Д К Т Ю Р М А У Д Ы
X Ч О Н Т К И Т З А Н П Р У С
Щ Ы Л К Ф Ю Я Ъ М В Р У О З К
Ф У Т К А Р П О С Т И Г Р Н Я
3. Игра «Шерлок Холмс»
Цель: развивать наблюдательность.
Время: 13 мин.
Инструкция. Ученики делятся на пары. Один из учеников выполняет роль Шерлока Холмса (английский детектив), который внимательно рассматривает внешность своего партнера, а потом отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «детективу» угадать, что он изменил. Затем учащиеся меняются ролями.
4. Упражнение «Грамматический анализ».
Цель: развивать устойчивость и распределение внимания.
Время: 4 мин.
Инструкция. Необходимо в тексте имена существительные подчеркивать одной чертой, а имена прилагательные двумя.
5. Упражнение «Муха»
Цель: развивать концентрацию внимания.
Время: 10 мин.
Инструкция. Для этого упражнения нужна доска, на которой расчерчено игровое поле размером 3 * 3 клетки, и небольшой кусок пластилина. Пластилин выполняет роль «дрессированной мухи». Движение «мухи» из одной клетки на другую происходит через команды, она вежливо выполняет. Существует четыре команды: вверх, вниз, вправо, влево. Исходное положение «мухи» - центральная ячейка игрового поля. Дети сидят спиной к игровому полю. Команды подаются учащимися по очереди. Задача - не допустить выхода «мухи» за пределы поля.
Если кто-то выводит «муху» за пределы поля, дается команда «Стоп» и возвращают «муху» на центральную клетку. Игра начинается сначала.
6. Упражнение "Ладошки"
Цель: развивать устойчивость внимания
Время: 4 мин.
Инструкция. Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.
7. Упражнение «Аутотренинг»
Цель: снять усталость.
Время: 3 мин.
Инструкция. Под тихую музыку дети занимают удобную позу и закрывают глаза. Пытаются расслабиться, повторяя: «Мое тело расслаблено, теплое, тяжелое».
8. Общее обсуждение.
Время: 4 мин.
Что я сегодня открыл нового?
Занятие 6
Оборудование: плотный лист бумаги, белые гладкие обои, картинки с ошибками, цветные карандаши.
Время: 45 мин.
1. Игра «Встаньте те, кто...»
Цель: продолжить знакомство, разогрев группы.
Время: 4 мин.
Инструкция. Дети сидят в кругу. В центре - психолог, количество стульев меньше на один от количества участников. Психолог говорит: «Встаньте те, кто...» и называет определенную примету (например, кто любит мороженое, урок физкультуры, красный цвет). Те, которые считают, что примета им подходит, встают и пытаются занять свободное место, кроме стула, расположенного рядом с психологом.
2. Упражнение «Красный карандаш».
Цель: развитие продуктивности и устойчивости внимания.
Время: 10 мин.
Инструкция. Учащимся раздаются листы бумаги, с написанным небольшим текстом. В каждом предложении есть смысловые или грамматические ошибки, пропущены или переставлены буквы. Учащимся разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем они обмениваются текстами с товарищами по парте, которые в свою очередь, исправляют ошибки карандашом другого цвета. «Стары лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине»
3. Упражнение «Карлики и великаны»
Цель: развивать внимание.
Время: 4 мин.
Инструкция. По команде «карлики» дети приседают, по команде «великаны» - встают. Психолог выполняет движения вместе с учениками. Команды даются по-разному и в разном темпе.
4. Упражнение «Дать оценку художнику»
Цель: развивать внимательность.
Время: 10 мин.
Инструкция. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки. Необходимо самостоятельно обнаружить в изображениях какие-то необычные элементы (пробелы, ошибки, другие неточности). Инструкция имеет несколько замаскированный характер: она ориентирует ученика на поиск ошибок (они есть в каждом рисунке), и предлагает поставить художнику оценку за его работу.
Оценка результатов
Названы 18-20 ошибок - высокий уровень наблюдательности;
14-17 - выше среднего;
9-13 - средний;
6-8 - ниже среднего;
до 6 - низкий.
5. Упражнение «Цветные карандаши»
Цель: развитие произвольного внимания и памяти.
Время: 4 мин.
Инструкция. Ученикам показывают 10 цветных карандашей. Они отворачиваются, а психолог забирает один карандаш. Нужно угадать, какой именно забрали карандаш. Можно потом усложнить - убрать два, а потом три карандаша.
6. Релаксация «В гору по радуге»
Время: 4 мин.
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Инструкция. Встать в круг, закрыть глаза. Глубоко вдохнуть, представляя, как вы забираетесь вверх по радуге. Выдохнув, нужно съехать с неё, как с горки.
7. Общее обсуждение.
Время: 4 мин.
Дети обсуждают, что нового они сегодня узнали.
Какое упражнение было самым интересным?
Занятие 7
Цель: развитие концентрации и переключения внимания.
Оборудование: красно-черные таблицы, карточки с предложениями.
Время: 45 мин.
1. Игра "Здравствуйте!"
Время: 2 мин.
2. Упражнение «Посчитаем».
Цель: переключение внимания.
Время: 10 мин.
Инструкция. Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в основе своей тест "Красно-черные таблицы".
Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным:
1 этап - рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;
2 этап - рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1;
3 этап - необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.
3. Игра «Плутанка»
Цель: развитие концентрации внимания.
Время: 6 мин.
Инструкция. Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
4. Упражнение «Найди слова»
Цель: тренировка распределения и избирательности внимания
Время: 5 мин.
Инструкция. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть и глаголы, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
5. Упражнение «Полевые тренировки»
Цель: концентрация внимания в условиях реальных ситуаций.
Время: 6 мин.
Инструкция. Каждый участник получает от психолога задачу, на которой он будет сосредоточен во время упражнения. Учащиеся должны выполнять какое-то школьное задание, представив, что они находятся в школе во время перерыва или дома среди всех родственников. Нужно вспомнить и повторить какую-то учебную тему при условии, что ученику стараются навредить, все время отвлекают, ставят ненужные вопросы. Работа продолжается 5 мин. Задача учащихся - полностью сосредоточиться и не отвлекаться на раздражители.
6. Упражнение «Найди общее»
Цель: развитие внимания.
Время: 10 мин.
Инструкция. Учащимся предлагается в течение 10 секунд посмотреть на размещенные на слайде слова, и в течение 10 секунд записать их на листках.
1.Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.
2.Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист .
7. Упражнение «Ток»
Время: 4 мин.
8. Общее обсуждение.
Время: 3 мин.
Какое у вас настроение?
Занятие 8
Цель: развитие распределения внимания.
Оборудование: картинки с предметами, карточки с предложениями.
Время: 45 мин.
1. Игра "Здравствуйте!"
Цель: активизировать работу группы.
Время: 2 мин.
Инструкция. Звучит музыка, дети двигаются хаотично и здороваются друг с другом. На первом этапе учащиеся приветствуют друг друга на «английском», на втором – на «японском», на третьем – «как будто не виделись сто лет».
2. Упражнение «Каждой руке – свое дело»
Цель: развивать распределение внимания..
Время: 10 мин.
Инструкция. Учащимся предлагается одной рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а другой рукой чертить геометрические фигуры.
«Чтение с помехой»
Инструкция. Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.
3. Игра «Ищи безостановочно»
Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие внимания.
Время: 6 мин.
Инструкция. В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, или одного размера, формы и т.д. По сигналу психолога ребенок начинает перечисление.
4. Упражнение «Два дела одновременно»
Цель: распределение внимания в условиях реальных ситуаций.
Время: 6 мин.
Инструкция. Школьники делятся на две команды. Психолог подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение. В это же время за маятником показывают 3 репродукции одну за другой. Учащиеся должны подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание репродукций. У трех человек из каждой команды психолог спрашивает, сколько раз качнулся маятник. Затем по одному человеку из команды рассказывают содержание показанных репродукций.
5. Упражнение «Найди слова»
Цель: развитие внимания.
Время: 5 мин.
Инструкция. Учащимся даются карточки со словами, в каждом из которых надо отыскать другое, спрятавшееся там слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
6. Упражнение «Ток»
Время: 4 мин.
Инструкция. Дети становятся в круг. Держась за руки, передают по кругу «ток» (по цепочке, друг другу жмут руки и говорят, что им больше понравилось на занятия).
7. Общее обсуждение.
Время: 3 мин.
Какое упражнение понравилось больше всего?
Какое у вас настроение?
Занятие 9
Цель: развитие внимания методом мнемотехники.
Оборудование: набор открыток или картинки детского лото, платочек.
Время: 45 мин.
1. Упражнение «Рукопожатие»
Цель: создание положительного настроя, настроя на работу.
Время: 2 мин.
Инструкция. Учащиеся должны поздороваться друг с другом таким образом: объятия; рукопожатия; потереться носами.
2. Упражнение «Домино».
Цель: расширение возможностей внимания методом мнемотехники.
Время: 10 мин.
Инструкция. Для проведения данного упражнения понадобится набор открыток или картинки детского лото. Ученики садятся за стол. Каждому дается по несколько карт так, чтобы не было видно рисунка. Первый ученик берет одну карточку, кладет ее рисунком вверх и начинает рассказ. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, которое обязательно включает в свой сюжет изображенную на картинке вещь. Далее передается слово соседу, который переворачивает свою картинку и продолжает сюжет. Упражнение продолжается по кругу, пока не закончатся карты. По окончании упражнения психолог раскладывает все карты на столе и предлагает ученикам сложить их в том порядке, в котором они были использованы во время упражнения.
3. Игра «Флажки»
Цель: с помощью игры совершенствовать внимание.
Время: 4 мин.
Инструкция. Когда психолог поднимает красный флажок, учащиеся должны подпрыгнуть, зеленый – похлопать в ладоши, синий - шагать на месте.
4. Упражнение «Найди слова»
Цель: развитие концентрации внимания.
Время: 4 мин.
Методика Мюнстерберга (и ее модификации)
Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
5. Упражнение «Одежда»
Цель: развивать внимательность, переключения внимания.
Время: 6 мин.
Инструкция. Учащимся предлагается хлопнуть в ладони, когда называется предметы одежды, два раза - когда предметы обуви.
Слова: пальто, суп, туфли, кофта, сандалии, пирог, юбка, шляпа, кроссовки, сапожки, вареники.
6. Игра «Кто внимательный и наблюдательный».
Цель: с помощью игры развивать внимание.
Время: 10 мин.
Инструкция. Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений у 5 учащихся позах и одежде. После этого входит ведущий, он должен вернуть все в исходное положение. Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень внимания.
7. Релаксация «Унисон»
Время: 4 мин.
Инструкция. Ученики становятся в кругу и начинают петь звук «у». Прислушиваясь к соседям, они пробуют создать унисон.
8. Общее обсуждение.
Время: 3 мин.
Какие впечатления от занятия?
Занятие 10
Оборудование: две одинаковых картинки, бланки с текстами.
Время: 40 мин.
1.Игра «Встреча друзей»
Цель: создание позитивной атмосферы.
Время: 2 мин.
Инструкция. Ученики становятся в круг. Психолог рассказывает стихотворение, ученики повторяют его и выполняют определенные движения.
Все вместе
Станем дружно мы в круг.
Сколько друзей - посмотри вокруг.
Руку друга протяну -
Ссориться с другом не стану.
Будем дружно работать,
Правила игры не забывать.
2. Упражнение «Найди отличия»
Цель: развивать и совершенствовать внимание.
Время: 5 мин.
Инструкция. Психолог показывает ученикам два почти одинаковых рисунка и просит найти, чем один рисунок отличается от другого.
3. Упражнение «Охарактеризуйте предмет»
Цель: развитие слухового внимания.
Время: 10 мин.
Инструкция. Учащимся предлагается определить прилагательные, которыми можно охарактеризовать предметы.
Учащимся раздают листы бумаги, разделенные пополам и с надписями: ель и ручей. На отдельном листе указаны прилагательные, которыми можно описать указанный предмет. Задания для учащихся: на полученном листе с существительными, под каждым из них указать прилагательные, которые их характеризуют: звонкий, бурный, пушистый, вечнозеленый, прозрачный, высокий, разговорчивый, праздничный, чистый, веселый, украшенный.
4. Упражнение «Зверушки»
Цель: развитие моторно-двигательного внимания.
Время: 5 мин.
Инструкция. Ученики передвигаются по кругу. Детям предлагают выполнять по команде двигательные действия, имитирующие животных:
- «зайчик» - прыгают;
- «раки» - пятятся;
- «лошади» - тикают;
- «гуси» - ходят, помахивая руками
- «аист» - ходит, высоко поднимая ноги.
5. Упражнение «Найди ошибки»
Цель: развивать внимательность.
Время: 4 мин.
Инструкция. Учащимся раздаются листы с текстом, в котором есть смысловые и грамматические ошибки. Нужно как можно быстрее найти ошибки и записать в тетрадь правильно.
6. Упражнение «Пропусти число»
Цель: развитие слухового внимания.
Время: 4 мин.
Инструкция. Психолог предлагает учащимся сосчитать вслух, причем числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. Вместо этих цифр необходимо произнести «Хороший я» или хлопать в ладоши.
7. Упражнение «Наблюдательность»
Цель: развивать зрительное внимание
Время: 7 мин.
Инструкция. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
8. Упражнение «Слушаем себя»
Время: 4 мин.
Инструкция. Ученики слушают с зажмуренными глазами спокойную, тихую музыку. По окончании музыки открывают глаза и рассказывают, что они чувствовали.
9. Общее обсуждение.
Время: 4 мин.
Что больше всего понравилось на занятиях?
Какое упражнение больше всего понравилось?
Какое у вас настроение?
Литература:
1. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая //Вопросы психологии. - 2004.- №3 - С. 5-87.
2. Завьялова, Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников[Текст]/ Т.Л.Завьялова, И.В.Стародубцева. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.
3. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст] Пособие для учителя / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
Электронный ресурс:
2.Кузнецова, О.О. Программа занятий по развитию внимания у младших школьников/О.О.Кузнецова// -
3.Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
http : // www . s _86. edu 54. ru / DswMedia /