Развитие слухового внимания дошкольников. Развитие зрительного и слухового внимания у дошкольников и младших школьников в школе устного счёта Соробан Упражнения на развитие слухового внимания § Погремите, привлекая внимание, и, продолжая греметь, медленно
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Где позвонили?
Цель. Определение направления звука.
Оборудование . Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, а показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Скажи, что ты слышишь
Цель
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
Тихо - громко!
Цель . Развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование . Бубен, тамбурин.
Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Наседка и цыплята
Цель . Закрепление понятий о количестве.
Оборудование . Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.
Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.
Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).
Кто что услышит?
Цель . Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование . Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Продавец и покупатель
Цель . Развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование . Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры . Один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
Найди игрушку
Цель
Оборудование . Небольшая яркая игрушка или кукла.
Описание игры . Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время, педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.
Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:
Кукла Таня убежала,
Вова, Вова, поищи,
Как найдешь ее, то смело
С нашей Таней попляши.
Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.
Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.
Часовой
Цель
Оборудование . Повязки.
Описание игры . Посредине!/площадки чертят круг. В середине круга ребенок с связанными глазами
(часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
Где звенит?
Цель
Оборудование . Колокольчик или погремушка.
Описание игры . Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.
Где постучали?
Цель . Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование . Палочка, стульчики, повязки.
Описание игры . Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.
Жмурки с колокольчиком
Цель . Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование . Колокольчик, повязки.
Описание игры . Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.
Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.
Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.
Цель . Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование . Повязки.
Описание игры . Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
Встречайте гостей!
Цель
Оборудование . Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).
Описание игры . Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка - шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка - с барабаном, а зайка - с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.
Ветер и птицы
Цель . Развитие координации движений.
Оборудование . Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры . Педагог распределяет детей на две группы: одна группа - птички, другая - ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.
Скажи, что звучит
Цель . Развитие слухового внимания.
Оборудование . Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры . Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
Солнце или дождик
Цель . Развитие координации и темпа движений.
Оборудование . Тамбурин или бубен.
Описание игры . Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».
Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.
Угадай, что делать
Цель . Развитие координации движений.
Оборудование . По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.
Описание игры . Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
Узнай по звуку
Цель . Развитие фразовой речи.
Оборудование . Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).
Описание игры . Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.
Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.
Кто это?
Цель . Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.
Оборудование . Картинки с изображением животных и птиц.
Описание игры . Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях (рис.8).
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяв добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как не вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Рис. 8. Занятие по развитию фонематического восприятия
В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
I этап - узнавание неречевых звуков.
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап - различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап - дифференциация слогов.
V этап - дифференциация фонем.
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
I этап
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.
Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.
1. Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется - тихо.
Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.
2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
3. Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев - большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и. как маленький - тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянами и т.д.
4. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.
Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.
Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок.
Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.
5. Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.
II этап
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры.
1. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.
Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо - в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).
2. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.
Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».
Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.
Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у» произносится высоким голосом); кто плачет - мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т. п.
3. Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.
4. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.
III этап
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.
Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.
2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 - 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции логопеда).
3. Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка
IV этап
На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.
Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.
2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:
Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.
Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог (слоги), дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные - сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые - зеленый.
Понятно, что и эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.
Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.
V этап
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.
Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется. Варианты игры:
1) логопед произносит звуки кратко;
2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый - звуку и, зеленый - звуку у;
3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
VI этап
Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа..
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.
1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.
2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый - звук у, зеленый - звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков - сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.
Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.
Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.
Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.
На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.
Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:
1) дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой - на звук к;
2) логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: "Тан., пау., вени." и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.
Игры на развитие слухового внимания
Где позвонили?
Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.
Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Скажи, что ты слышишь
Цель.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
Тихо – громко!
Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.
Оборудование. Бубен, тамбурин.
Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Кто что услышит?
Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Продавец и покупатель
Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.
Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
Найди игрушку
Цель.
Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.
Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.
Часовой
Цель.
Оборудование. Повязки для глаз.
Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
Где звенит?
Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик или погремушка.
Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.
Где постучали?
Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.
Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.
Жмурки с колокольчиком
Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик, повязки.
Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.
Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.
Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.
Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование. Повязки
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
Встречайте гостей!
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)
Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.
Ветер и птицы
Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.
Скажи, что звучит
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
Солнце или дождик
Цель. Развитие слухового внимания, координации и темпа движений.
Оборудование. Тамбурин или бубен.
Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».
Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.
Угадай, что делать
Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.
Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
Угадай по звуку
Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).
Описание игры. Играющие сидят спиной к ведущему, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.
Тот, кто больше отгадает звуков, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.
Умение ребенка сосредотачиваться на звуке,
или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии без этой
особенности невозможно слушать и понимать речь.
Но важно не только слышать звуки но также различать и анализировать их.
Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - это умение
сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать звуки - очень важная
особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Маленький
ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно
этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений - научить
его слушать и слышать. Только что родившийся ребенок не умеет еще пока
сравнивать звуки., но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие
фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Музыка развивает не только муз. слух, память, ритм, внимание, чувства, эмоции, но и воспитывает усидчивость, трудолюбие, силу воли, развивает математические способности, координацию, а развивая мелкую моторику пальцев, способствует развитию мыслительных способностей.
Игры для развития речевого слуха, можно разделить на несколько групп:
1) Игры на развитие слухового внимания:
«Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки
улицы», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка» и т.д.
2) Игры на развитие фонематического восприятия:
«Найди себе пару», «В слове есть звуки?», «Шутки-минутки», «Звуковое домино»,
«Слова длинные и короткие», «Шутки - минутки», «Цепочка слов», «Рифмовки-перепутанки»,
«Повтори скороговороку», «Слова длинные и короткие», «Скажи как я» и т.д.
3) Игры на развитие фонематического
слуха:
«Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», «Путаница»,
«Эхо», «Какой последний звук?», «Лишнее слово», «Слушай и выбирай» и т.д.
В период дошкольного возраста происходят наиболее значимые и важные качественные
изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как
базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности
развития, общения и познания.
При наличии систематической целенаправленной работы по формированию
фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой
деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение
качественной подготовки детей к школе.
Перемешанные буквы |
||
Внимательность у детей как развить быстро и качественно
Развитие мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста Развитие мышления: наглядно-образного, словесно-логического, абстрактного. Упражнения, развивающие игры, логические задачи, загадки. Тренинг мозгового штурма для детей. Диагностика. развития. внимание. память.
2. РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Интеллектуальные игры и логические задачи для раннего... Очень важно своевременно развивать психические функции: внимание, память, воображение, логическое... ...очень важной работой - тренировкой, развитием памяти детей, воображения, развитием логики, развитием внимания, способности к нестандартному...
3. Сайт родителей детей с СДВГ:... развитие воображения, мышления и логической... Играть с детьми с СДВГ. Игры за столом на развитие воображения, мышления и логической памяти. Подготовила СДВГ мама.
Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д. Обычно в начале второго года жизни у ребёнка возникают первые обобщения, которые он использует в последующих дей ствиях. С этого начинается развитие детского мышления. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.
Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.
Таблетки для внимания и памяти для детей
Второй группой медикаментов данного направления являются синтетические ноотропы, которые повышают умственную деятельность, эффективно улучшают память и устойчивость мозга к агрессивному внешнему воздействию. Ноотропы тоже принято называть стимуляторами мозга человека, но они не обладают ярко выраженными негативными побочными эффектами, которыми отличаются психостимуляторы. Пожалуй, ноотропы сегодня считаются наиболее востребованными препаратами, повышающими работоспособность мозга. Синтетические ноотропы и психостимуляторы имеют существенное различие. При использовании ноотропа активизирующий эффект наступает при длительном приеме препарата, а воздействие психостимулятора приносит требуемый результат практически сразу.
Первый синтетический ноотроп был разработан в середине прошлого столетия в Бельгии. Он получил название Пирацетам (аналог – Ноотропил). В настоящее время разработано множество новых ноотропных препаратов, которые еще называют «рацетамами». К таблеткам для мозга относятся Анирацетам, Оксирацетам, Дупрацетам, Детирацетам, Этирацетам, Прамирацетам, Ролзирацетам, Цебрацетам, Изацетам, Нефирацетам. Синтетические ноотропные препараты – это производные пиридоксина, диметиламиноэтанола, диапирролидона.
Возникновение мышления неразрывно связано с практической деятельностью. Впервые мыслительная деятельность находит свое выражение во внешних, предметных действиях ребенка - в тех из них, которые указывают уже на некоторые, вначале хотя бы еще и не осознанные, обобщения, соответствующие связям и отношениям предметов и явлений действительности.
Развитие человеческого общества немыслимо без передачи новому поколению опыта и знаний всех предшествующих поколений, синтезированных в различных научных дисциплинах. Такая преемственность поколений оказывается возможной благодаря уникальной способности человеческого мозга познавать объективный мир.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание проявляется в виде ощущений, восприятие и представлений. Используя данные ощущений, восприятий, представлений, человек с помощью и в процессе мышления выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятия и поэтому непосредственны вообще и не наблюдаем. Таким образом, благодаря мышлению человек оказывается способным уже не материально, не практически, а мысленно преобразовывать объекты и явления природы. Способность человека к мыслительному действию необычайно расширяет его практические возможности. Отсюда очевидным становиться положение о том, что одной из основных задач современного школьного образования является развитие мышления учащихся
Таблетки для улучшения памяти и внимания детей
Наиболее эффективными и одновременно самыми коварными принято считать психостимуляторы, которые за довольно короткое время обеспечивают необыкновенный прилив энергии, работоспособности, ясности ума, бодрости. Но при этом большую опасность представляют побочные эффекты применения этих препаратов, произведенных преимущественно на основе амфетамина. После их приема нередко у человека возникают галлюцинации, судороги, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, сильнейшая депрессия. Получается, что после всплеска умственной активности наступает «тяжелое похмелье». Влияние психостимуляторов на мозговую деятельность напоминает наркотическое воздействие с очень похожими последствиями, поэтому они категорически запрещены в большинстве стран мира.
В первые годы жизни малыш много времени проводит с родителями. Это важный период, когда маленький человечек познает мир вокруг себя, осваивает речь, учится взаимодействовать с окружающими, а главное, получает важную установку для жизни: «Меня любят, у меня все получится!». Родители хотят как можно больше дать своему ребенку в этот период. В связи с этим хочу обратить внимание читателей на одну важную сторону развития малыша – формирование логического мышления. Не думайте, что ваш ребенок еще слишком мал для этого. Даже с малышом в 6 месяцев можно играть в простые игры, которые будут развивать его логику! Если вы еще не уверены, нужно ли уделять внимание этой теме, приведу некоторые аргументы в пользу раннего развития мышления у детей.
Мышление – это психический процесс, в котором участвуют оба полушария головного мозга. И от того, насколько комплексно может мыслить человек, зависит решение поставленных перед ним задач. Именно поэтому развитие мышления у детей так важно. Возможно, в раннем детстве это не очень заметно, так как все важные решения за малыша принимают его родители, да и достижения крохи чаще всего измеряются количеством пройденных шагов, умением читать по слогам или складывать конструктор. Но рано или поздно наступает момент, когда перед человеком возникают серьезные жизненные цели и задачи. Чтобы устроиться на работу в крупные и успешные компании, претенденты проходят множество испытаний, среди которых и тест на IQ. Логическое мышление и творчество лежат в основе каждого изобретения, созданного человечеством. И если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел шанс сделать в своей жизни что-нибудь гениальное, учите его правильно мыслить с самого детства. Даже если он выберет путь искусства или, например, спорта, умение анализировать свои действия, четко и логично выстраивать линию своего поведения обязательно приведет его к успеху на любом поприще. - See more at: http://bambinostory.com/razvitie-myshleniya-u-detey#sthash.b0daiF1a.dpuf
Тесты на внимательность
КАК тренировать внимательность? Важность внимательности мы понимаем, столкнувшись с последствиями собственной невнимательности. Пытаться вставить ключ в турникет метро, поставить вместо чайника на плиту пластиковый фильтр для воды, назвать нынешнего молодого человека именем другого – примеров невнимательности, от смешных до опасных, существует множество!
Внимательность – это когда мы направляем наше внимание на то, чтобы присутствовать в настоящем моменте. Попробуйте проследить, сколько раз в день (и как долго) вы переживаете текущий момент по полной, не уходя мыслями ни в будущее, ни в прошлое. Наше мысленное пребывание «непонятно где» в итоге очень обедняет нашу жизнь: мы, по сути, не замечаем того, что происходит вокруг нас. Практика внимательности помогает нам избавиться от неконтролируемых действий и, в конечном итоге, от дурных привычек. Кто-то грызем ногти, кто-то курит, кто-то объедается, хотя уже давно не голоден… Она позволяет, очнувшись в какой-то момент, выйдя из режима автопилота, взглянуть на невесть как оказавшийся в руке кусок торта и сказать себе:» Ну, вот, на самом деле я вовсе не хочу его есть» . Сделать обыденные действия более насыщенными, присутствовать здесь и сейчас, а не в своих мечтах. Правда, чтобы научиться этому, придется приложить некоторые усилия. Например, заняться специальными упражнениями.
Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.
Многие из нас считают, что творческое мышление - это дар, и с этим нужно родиться. Если у вас нет такого врожденного дара, можно его развить. Вот несколько возможностей: Избавьтесь от стереотипа: «творческие люди рождаются таковыми». Это первый и главный шаг. Займитесь чем-нибудь творческим. Самое простое - это фото. Купите фотоаппарат или мобильный телефон с ним и снимайте все, что считаете интересным. Перед сном не грузите голову насущными проблемами, пофантазируйте: путешествуйте в будущее, придумывайте какие-нибудь истории. Это все равно что писать книги, только в своем воображении (хотя можно и записать, но когда выспитесь:)) Очень хорошо влияет на творчество красота. Рисуйте ее для себя везде. Можно увидеть красоту даже в валяющемся мусоре. Сложно? Прищурьтесь - теперь плохо видны очертания предметов, и вместо мусора можно вообразить цветы, растущие на земле:) Рисуйте, даже если у вас это плохо получается. Не готовьте одно и то же, не пользуйтесь рецептами - создавайте свои блюда. Это интересно и, скорее всего, вкусно. Этот процесс может доставить массу удовольствия. Интересуйтесь всем, ходите в новые места. Разнообразие информации и впечатлений расширяет горизонты вашей креативности. При просмотре фильмов и прочтении книг - придумывайте на ходу продолжение. Развивайте в себе творческие способности, и тогда мир станет для вас красивее и интереснее.
Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.
Внимание, представленное в слуховой модальности. Как правило, в общей психологии внимание как целостный процесс не рассматривается состоящим из видов, поделенных по модальности (зрительное внимание, слуховое внимание, тактильное внимание). Это объясняется тем, что внимание – интеграционный процесс. Внимание, в отличие от других психических процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов. В этом, то есть, и заключается интеграционная специфика внимания – оно не привязано к той или иной модальности, оно свободно.Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой. Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.
Тем не менее в практической психологии понятие «слуховое внимание» используется. Отчасти это объясняется практической задачей – например, развивать «слуховое внимание» у дошкольников в процессе подготовки к школе. Более грамотным здесь было бы говорить о развитии всего внимания как целостного процесса, о том, чтобы делать этот процесс более гибким и управляемым со стороны сознания ребенка (то есть формировать произвольное внимание).
Речь идет здесь о следующем. Внимание как интеграционный процесс обеспечивает направленность нашего сознания на тот или иной окружающий объект. Задействованными здесь оказываются и зрительное восприятие, и слуховое, и мышление, и эмоциональная сфера – если надо для дела, то активизируется любой психический процесс. Этот объект существует в окружающем поле, и сознанием он воспринимается как элемент этого поля, а не как «картинка» или «звуковой образ». Однако опорным для сознания является здесь зрительное восприятие, на него как бы ложатся, наслаиваются иные ощущения. Именно поэтому ребенку довольно тяжело дается понимание материала только на слух – ему не хватает наглядности. Некоторая тренировка «слухового внимания» вполне здесь может помочь.
Метод исследования слухового внимания: испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по одному из нескольких каналов, который специально указывается экспериментатором.