Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края». Конспект НОД для детей подготовительной группы
Лузина Марина Александровна
воспитатель
Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир»
Цель : закрепить представление о птицах, их повадках, среде обитания.
Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «оседлая птица», т. е. зимующая; расширять представления детей о жизни птиц в естественных условиях, чем питаются, как передвигаются, где живут;
2. Закрепить знания о том, что перья - это «одежка» птиц, для чего она нужна; на примере показать взаимодействие со средой обитания; пополнять и активизировать словарь.
3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Словарная работа : птица зимующая или оседлая; перелетная; всеядная, насекомоядная.
Методическое обеспечение: ТСО - запись «Голоса леса». Выставка детских книг о птицах.
Иллюстрации птиц перелетных и зимующих
Предварительная работа: разучивание стихотворений; рассматривание картин; наблюдения за птицами на участке в течении года; подбор музыкального сопровождения.
Методика проведения занятия.
1. Сюрпризный момент. Слушание ТСО.
Воспитатель: Я вам приготовила сюрприз. Послушайте сначала внимательно эту запись (Голоса леса; голоса птиц «Малыш в лесу»). Слушание.
2. Беседа по прослушанной музыке.
Воспитатель: Что же вы услышали? Чьи это голоса?
Дети: Это пели птицы, кукушка куковала, воробей чирикал.
В: Ну, конечно, это пение птиц.
3. Путешествие в страну «Птичье царство».
В: Мы с вами отправимся в удивительную страну, в «Птичье царство».
В: Скажите, где же живут птицы?
Д: Птицы живут в лесу, в городе, в деревне.
В: Все ли они одинаковы?
Д: Они разные.
В: Конечно, птицы живут везде: и в лесу, и в поле, на болоте, в городах и в деревнях и все они разные.
В: А кто скажет, чем отличаются птицы от других животных?
Д: У птиц есть перья, у животных их нет.
В: Правильно, только у птиц есть перья - это их одежка.. Перо легкое и очень крепкое, не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать, и, вообще, птицам без перьев не обойтись. Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары, от намокания и высыхания.
4. Беседа о птицах.
В: Перья у птиц разной величины: на груди и спине они маленькие, а на крыльях и хвосте они большие (рассматривание перьев). Вот такая необычная одежка у птиц.
Хороводная игра «Совушка -сова ». А сейчас давайте поиграем в хороводную игру «Совушка - сова».
(После игры дети садятся на стульчики).
В: Давайте вспомним, чем питаются птицы?
Д: Птицы питаются зернышками, семечками, насекомыми.
В: Если птицы питаются насекомыми и гусеницами, они могут оставаться на зиму?
В: Почему нет?
Д: Зимой насекомых нет, они все прячутся.
В: Конечно, ведь зима - это холод, снег и насекомые все спрятались - этим птицам есть нечего и они улетают. А всеядные - птицы, которые могут питаться и насекомыми и семенами растений, остаются с нами зимовать. Как еще они называются?
Д: Зимующие.
В: Зимующие, верно, а еще их называют оседлые, они живут на одном месте, а не перелетают из одного в другое. Давайте повторим это новое для вас слово - оседлые.
(Хоровые и индивидуальные ответы детей)
5. «Птичий базар» (иллюстрация разных птиц).
В: Посмотрите на иллюстрации картин и назовите оседлых или зимующих птиц.
Д: Сороки, вороны, голуби.
В: А какие птицы прилетают к нам на участок к кормушкам?
Д: Воробьи, синички.
В: А еще к нам прилетает зимовать интересная птичка. Послушайте загадку:
«К нам зимой он прилетает, красной грудкой щеголяет».
Д: Снегирь.
В: Правильно, это снегирь.
6. Чтение стихотворений детьми.
В: Артем расскажет стихотворение про снегиря.
Артем: Мой знакомый снегирек носит красный свитерок.
Он в него рядится, чтоб не простудиться.
В: Денис найдет картинку с этой птичкой на птичьем базаре и поставит ее на птичью выставку. Илья расскажет нам стихотворение про другую птицу.
Илья: Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик, не робей, я бывалый воробей.
В: Найдите эту птичку на птичьем базаре и поставьте на выставку. Воробьи, где живут и чем питаются?
Д: Воробьи живут в городе, питаются крошками хлеба.
В: Кто скажет, какие это птицы, оседлые или перелетные?
Д: Оседлые.
В: Что произойдет, если птиц вдруг не станет?
Д: Будет скучно, будет много гусениц и комаров.
В: Случится беда. Умолкнут поля, леса, степи, расплодятся вредные насекомые, которыми питаются птицы, гусеницы опустошат сады, леса, поля и огороды. Чтобы этого не случилось, мы должны птиц беречь, охранять и заботиться о них. А как заботиться?
Д: Кормить их зимой, делать кормушки, строить домики.
В: Ну, конечно, делать и вывешивать скворечники, кормушки, не шуметь в лесу, не пугать птиц. Давайте еще послушаем голоса птиц и вспомним, что говорили уже в саду.
В: Поиграем в игру «Согреем птенца».
7. Психорефлекторная игра.
В: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытянете руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладошки, Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания.
А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.
Название: Конспект занятия о птицах в подготовительной группе ДОУ «Не поется птицам без небес»
Лузина Марина Александровна
воспитатель
МДОАУ ДС № 51 общеразвивающего вида
Амурская область, город Благовещенск
«Зимующие птицы».
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация».
Цели : познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.
Материалы и оборудование : зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки изготовленные детьми с родителями.
Содержание организованной деятельности.
Организационный момент.
Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь).
-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).
Почему птице не летится? (Она мерзнет.)
Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
Каких зимующих птиц вы знаете?
Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.
(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей,сорока)
II. Знакомство с зимующими птицами.
Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
Молодцы!
У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная).
Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.
Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее... (Синичка)
Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.
Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.
Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?
Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?
Продолжаем отгадывать загадки:
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.
Добрый дятел – лесу лекарь
И летучая аптека.
Если с кем беда случится,
То он вмиг к нему примчится.
– Что, сосенка, заболела?
Мошкара тебя заела?
Да-а-а, тебя на самом деле
Короеды одолели.
Но даю тебе я слово –
Будешь ты опять здорова!
(В. Гвоздев)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.
Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.
С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?
А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
Молодцы, узнали всех птиц.
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
Правильно. Для чего нужны кормушки?
Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку ).
-Молодцы!
Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
Игра «Птицы в кормушке».
Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)
«Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.»
Дидактическая игра «Птичья столовая»
А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).
Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.
III. Итог занятия:
О каких птицах мы говорили?
Почему их так называем?
Какую птицу называют лесным доктором?
Кто из этих птиц трещит?
Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
Как называется «птичья столовая»?
Какой корм нужно класть в кормушку?
Ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.
Спасибо за работу.
Конспект интегрированного занятия
по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе
на тему «Зимующие птицы нашего края».
Цели : образовательные:
закрепить знания детей о зимующих и пролетных птицах, их особенностях и разнообразии;
упражнять в ориентировки в пространстве, употреблении предлогов в речи;
показать необходимость защиты птиц зимой;
воспитательные: уметь слушать внимательно речь педагога. Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия :
Воспитатель: Сегодня занятие наше не простое, волшебное. К нам в гости сама Волшебница-зима.
Волшебница-зима: Здравствуйте, дети! Я прилетела к вам в гости. А со мной мои друзья-птицы!
Ребята, а кто такие птицы?
Отгадайте мои загадки!.
1. Маленький мальчишка 2. Окраской – сероватая,
В сером армячишке Повадкой – вороватая,
По двору шныряет, Крикунья хрипловатая -
Крохи собирает. (воробей ) Известная персона.
Кто она? (ворона )
3. У нее глаза большие 4.Чернокрылый, красногрудый,
Хищный клюв - всегда крючком. И зимой найдет приют:
По ночам она летает, Не боится он простуды -
Спит на дереве лишь днем. (сова ) С первым снегом тут как тут! (снегирь )
5. Кто в берете ярко – красной, 6. Что за стол среди берез
В черной курточке атласной? Под открытым небом?
На меня он не глядит, Угощает он в мороз
Все стучит, стучит, стучит. (дятел) Птиц зерном и хлебом. (кормушка )
Воспитатель: Этих птиц можно увидеть в нашем городе зимой?
Как называются эти птицы?
Дети: Это зимующие птицы.
Воспитатель : Кто хочет загадать из вас загадки об этих птицах.
Дети:
1. Зимой на ветках яблоки! 4. Все время стучит,
Скорей их собери! Деревья долбит.
И вдруг вспорхнули яблоки, Но он их не калечит,
Ведь это…… (снегири ) А только лечит. (дятел )
Воспитатель: В какое время года мы наблюдаем за этими птицами?
Дети: Мы за ними наблюдаем зимой.
Воспитатель: Как мы можем им помочь?
Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)
В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)
Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)
Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Улететь хотят. (боковые взмахи руками)
Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая руками ,
За метелью! За метелью! как крыльями).
Воспитатель: Ребята, в названии какой птицы слышится:
звук «с» - сорока, клест, снегирь, сова, свиристель;
звук «р» - сорока, ворона, воробей;
звук «л» - дятел, глухарь, голубь;
звук «в» - воробей, ворона, сова.
Воспитатель: Скажите, что могут делать птицы?
Дети: Птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать, высиживать, уничтожать вредных насекомых.
«Игра с мячом»
(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок возвращая мяч, должен продолжить его.)
Ворона большая, а воробей маленький.
У человека дети, а у птицы птенцы.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а птицы крылья.
У животных шерсть, а у птицы перья.
Один снегирь, а много снегирей.
Один глухарь, а много глухарей.
Три совы, а пять сов.
Две синицы, а пять синиц.
Синица, а ласково синичка.
Воробей, а ласково воробушек.
Голубь, а ласково голубок .
Игра «Лесная полянка»
(Дети подходят к столам, у каждого карта – схема. Кружочками обозначены места приземления птиц. Перед началом игры все птицы – фишки сидят по середине «полянки». Дети слушают инструкцию и точно указывают на место приземления птицы.)
Дятел сидит на березе и долбит кору.
Сова спряталась в дупло.
Ворона важно похаживает под старой березой.
Сорока сидит между двумя молодыми сосенками.
Голубь перелетел через куст калины.
Тетерев спит под снегом.
Синица подлетела к рябине.
Снегирь спрятался за ствол.
Тетерев выпорхнул из – под снега.
Клест, закончив шелушить шишку, слетел с ветки
Сова вылетела из дупла.
Синица, поклевав ягоды, улетела прочь от дерева.
Воспитатель: Спасибо за занятие, все отлично справились с заданием. Что вы узнали сегодня нового?
Обмен впечатлениями.
Воспитатель:
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Итог : Выставка детских работ. Похвала.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад №11
Конспект
открытого занятия по развитию речи
по теме:
« Зимующие птицы »
в подготовительной группе
Воспитатель: Островская Е. А.
г. Одинцово 2011
О бразовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.
Р азвивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
В оспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки зимующих птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (зимующие птицы), карточки для игры “Считай и называй”,
Ход занятия
1.Организационный момент. Игровое упражнение с мячом “Назови признаки зимы”.
Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала
конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в
лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов. Неужели пришла в
лес беда?
Поможем ребята сороке понять в чем же дело.
Послушайте стихотворение.
Стихотворение:
Все снег да снег,
Все снег да сугробы
Весь лес и все поле в снегу….
Сквозь снег проступает лесная дорога,
Вот и лисьи следы на снегу.
О чем это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года? (зима)
Что вы представляете, услышав это слово? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга)
Чтение стихотворения, еще раз.
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с
-Придумайте слова связанные с зимой, где слышался бы звук « С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат , сосулька, снежок….)
Какая зима?(холодная, морозная, снежная, ветреная, вьюжная,)
Сейчас вы по очереди будите называть признаки зимы и передавать мяч
*3има какая, если снег – снежная
*если мороз – морозная
*если ветер – ветреная
*если вьюга- вьюжная
(Вьюга -несильный ветер со снегом, метель- сильный снег с ветром, пурга-
очень сильный ветер и снег, снегопа д- идет много снега.)
2. Введение в тему. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]
Ой, ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим
внимательно и скажем, кто это в нашем лесу гостит?
Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).
Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).
Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
Какие это птицы. (Зимующие).
Почему мы их так называем?
Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка»
3. «Угадай-ка» 1) Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Всё равно ты будешь мой . (д ятел)
2) Красногрудый, чернокрылый Л юбит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине Он появится опять.
(снегирь)
3) Она маленькая птичка, И зовут ее……..
(синичка)
4) Эта птица- непоседа О дного с березой цвета Кто это?
(сорока)
5) Носит серенький жилет, Но у крылье в- черный цвет. Видишь- кружат двадцать пар И кричат: кар-кар
(ворона)
Рассмотреть с детьми на картинках зимующих птиц (ворона, воробей, синица, сова, голубь, сорока, снегирь, клёст и т.д.); вспомнить их характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка, величина); где они живут, чем питаются.
4. Игра с мячом “Оди н- много”. (Совершенствование грамматического строя речи приглашают детей на ковер).
Давайте поиграем в игру с мячом “Один- много”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.
- снегирь-снегирей
- голубь – голубей
- синица-синиц -с орока-сорок -ворона- ворон
5. Дидактическая игра “Чего не хватает?”
6. Упражнение “Считай и называй”. (Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ.), навыка счета в пределах 5-ти.)
Я внимательно следила за птицами и сфотографировала их. Помогите мне посчитать сфотографированных птиц.
Каждый ребенок получает свою фотографию и подсчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.
Сколько синиц на твоей фотографии?
Сколько снегирей? (один снегирь, два снегиря,…..пять снегирей)
Молодцы. Вы очень хорошо справились с подсчетом птиц.
7. Дидактическая игра «Назовите ласково»
Куда прилетают птицы зимой пообедать?(к кормушке)
Назовите ласково:
*Кормушк а- кормушечка
*Синица- синичка
*снегир ь- снегеречек
*воробей- воробушек
*клюв- клювик
*хвост-хвостик
*перо-перышко
*крыло-крылышко
- гнездо-гнезд ышко
8. Игра “Собери картинку”.
Раздаются детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимующие птицы.
Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.
Расскажите, что получилось после того как вы сложили картинку.
Это………
Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.
Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.
Сорока: -Ой, ребята, большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в
лесу ведь лес зимой спит, и птицы улетают.
Итог :
Молодцы, вам понравилось, наше занятие?
О каких птицам мы с вами разговаривали? (о зимующих)
А каких зимующих птиц вы запомнили и может быть и видели, назовите.
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Дятел - президент зимующих птиц».
Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область.Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, это помогает им запомнить данную информацию, сравнивать, анализировать, делать обобщения и использовать их на практике.
Цель: вызвать интерес к жизни зимующих птиц.
Задачи:
1. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц, развивать память и внимание.
2. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ, используя условные обозначения.
3. Формировать представления детей о понятиях: слово - предмет, слово - признак, слово - действие.
4. Учить детей заботиться о птицах, получать от этого радость и удовольствие.
Оборудование: набор картин с изображением птиц, картинки «гнезда птиц», аудиозапись: любая спокойная музыка.
Ход занятия.
Воспитатель . Ребята, я хочу рассказать одну занимательную историю о том, как зимующие птицы нашего края выбирали себе президента. Но сначала скажите, каким должен быть президент? Назовите слова - признаки.Дети. Он добрый, красивый, трудолюбивый, справедливый, бойкий, ловкий, веселый, дружелюбный…
Воспитатель. Президент птиц должен жить в лесу круглый год, чтобы представлять интересы птиц постоянно. И вот кандидатами на роль президента стали… кто?
Дети. Ворона, Воробей, Сорока, Дятел, Сова, Синица, Клест, Снегирь.
(Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц).
Воспитатель. Что можно сказать об этих птицах?
Дети. Эти птицы зимующие.
Воспитатель. Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь почему?
Дети. Сова - хищная птица, недобрая. Она может обидеть других птиц, и днем она спит. Клест - живет далеко в дремучих сосновых лесах, и у него некрасивый клюв крючком.
Снегирь - кочующая птица, его не бывает в наших лесах летом, а это не подходит для президента.
Воспитатель. Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения, посмотрите, как это происходило, поучаствуйте в конкурсе.
Повторяйте за мной: «На одной ножке покручусь, и в зимующую птицу превращусь». (Дети выполняют задание)
Воспитатель включает музыку, дети начинают медленно двигаться по комнате, изображая птиц. Воспитатель периодически выключает музыку, дети - птицы принимают красивую позу. Когда снова звучит музыка, они двигаются на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки все садятся на свои места.
Воспитатель. Именно так все и было. Этот конкурс выиграли Сорока, Синица и Дятел. Ворону и Воробья птицы посчитали не очень красивыми, серый, черный и коричневый цвет были не модными в том сезоне.
(Воспитатель убирает картинки этих птиц).
Воспитатель. Остались только три птицы, которые продолжили участие в выборах. Решили птицы проверить, хорошие ли Сорока, Дятел и Синица строители.
(Воспитатель выставила картинки гнезда сороки, синицы, дупло дятла)
Дети рассматривают, делают вывод: Сорочье гнездо и дупло дятла лучше, в них птенцы не намокнут и не замерзнут. (Убирается картинка с синицей).
Воспитатель. Чтобы птицы - зрители не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.
Музыкальный аттракцион «Ча - ча - ча и Та -та - та»
Воспитатель. Сорока - стрекотуха предложила всем птицам повторить такой ритм: ча - ча - ча - ча - ча - ча (воспитатель произносит слова, на каждый слог хлопает, дети повторяют не нарушая ритм).Воспитатель. А лесной барабанщик - Дятел выстучал целое послание. Послушайте и отстучите пальчиками: та - та - та - та - та (дети выстукивают ритмический рисунок).
Воспитатель. Птицы развеселились и в благодарность устроили им аплодисменты, стали хлопать крыльями по своим бокам, вертеть головами из стороны в сторону и улыбаться (дети выполняют)
Воспитатель. В заключении птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу.
Как вы думаете, что они рассказали?
Дети. Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.
Воспитатель. Но тут птицы вспомнили, что сороки могут утащить яйцо из чужого гнезда. И это - нехорошо!
Дети . Дятел - очень полезная птица, его называют лесным доктором.
Воспитатель. Что было бы с лесом, если бы в нем не было дятлов? (Ответ)
Воспитатель. Вот так и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран Дятел. А теперь расскажите, какой он?
Дети. Большой, пестрый, красивый, зимующий, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный.
Воспитатель. Как он выглядит?
Дети. У дятла модный наряд: сюртучок черный, а на крыльях - рукавичках белые крапинки, рубашечка белая с черными крапинами. На голове красный беретик.
Воспитатель . Чем питается дятел? Как он это делает?
Дети. Он уничтожает много насекомых - вредителей, которые прячутся под корой деревьев, а еще он питается семенами шишек. Найдет в лесу дерево с расщелиной и устроит там свою кузницу: засунет шишку в трещину и все семена выклюет.
Воспитатель. Какую пользу приносит дятел лесу?
Дети. Дятел уничтожает много вредителей и их личинок. Если много дятлов в лесу - значит, деревья будут крепкими и здоровыми. Когда дятел расклевывает шишки, некоторые семена падают на землю и из них вырастают новые деревца.
Воспитатель. Дорогие ребята! Зимующие птицы просили меня передать вам благодарность за доброту и ласку и за то, что кормушки зимой никогда не пустуют. Спасибо!