Центр непрерывной математической подготовки. Лаборатория непрерывного математического образования
Образовательная деятельность
При МЦНМО имеется издательство, организующее выпуск математической литературы самого разнообразного уровня: от школьной до посвящённой современной математике. В частности, издаётся ежегодный научный журнал «Математическое просвещение » с приложениями для школьников.
Магазин «Математическая книга»
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Engel (сингл)
- Engel, Fan-Edition
Смотреть что такое "Московский центр непрерывного математического образования" в других словарях:
Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Вольное дело - Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное дело» одна из крупннейших благотворительных организаций в России, основанная предпринимателем Олегом Дерипаска для реализации благотворительных проектов. Первые благотворительные проекты,… … Википедия
Шарыгин, Игорь Фёдорович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шарыгин. Игорь Фёдорович Шарыгин Дата рождения: 13 февраля 1937(1937 02 13) Дата смерти … Википедия
Московская математическая олимпиада - ежегодное открытое соревнование по математике для школьников города Москвы. Проводится с 1935 года. Содержание 1 История олимпиады 1.1 1980 е годы … Википедия
Квант (журнал) - У этого термина существуют и другие значения, см. Квант (значения). Квант логотип журнала «Квант» Специализация: науч … Википедия
Научные организации в области логики - Научные организации в области логики это философские и математические научные организации, область исследований которых относится к логике Содержание 1 Организация логики в России … Википедия
МЦНМО - (Московский центр непрерывного математического образования) негосударственное некоммерческое образовательное учреждение, ставящее своей целью сохранение традиций математического образования. МЦНМО организует математические олимпиады и кружки для … Википедия
Факультет математики ГУ-ВШЭ - Факультет математики Государственный университет – Высшая школа экономики Год основания 2008 Декан Ландо С.К. Место расположения … Википедия
Большой Власьевский переулок - Москва … Википедия
Рохлин, Владимир Абрамович - Владимир Абрамович Рохлин Владимир Рохлин в Ленинграде, 1966 Дата рождения … Википедия
Книги
- Дневник математического кружка: первый год занятий , Бураго А.Г.. Книга содержит весь необходимый материал для проведения математического кружка в 5 7 классах в течение всего учебного года. Приводятся подробно изложенные темы дляобсуждения в классе, наборы… Купить за 379 грн (только Украина)
- Дневник математического кружка. Первый год занятий , Анна Бураго. Книга содержит весь необходимый материал для проведения математического кружка в 5 7 классах в течение всего учебного года. Приводятся подробно изложенные темы дляобсуждения в классе, наборы…
Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) – некоммерческая образовательная организация, целью которой является сохранение и развитие традиций математического образования в г. Москве, поддержка различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т.д.), методическая помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержка программ в области преподавания математики в высшей школе и аспирантуре, научной работы.
Источник: http://www.mccme.ru
Учредители МЦНМО
- Префектура ЦАО г. Москвы
- Департамент образования г. Москвы
- Отделение математики РАН
- Математический институт имени В.А.Стеклова РАН
- имени М.В.Ломоносова
Web-проекты Московского центра непрерывного математического образования
- Журнал «Квант».
- Math.Ru - этот сайт - для школьников, студентов, учителей и для всех, кто интересуется математикой.
- Problems.ru – сайт с задачами по математике.
- Задачи по геометрии
Структура Московского центра непрерывного математического образования
Математические кружки
- Кружки МЦНМО
- Кружок «Олимпиады и математика»
- Кружки Малого мехмата
- О выездных школах
Математические школы и классы
Олимпиады для школьников
- Московская математическая олимпиада
- Заочный математический конкурс
- Турнир городов
- Устные математические олимпиады
- Олимпиады по программированию
- Математический праздник
- Математические регаты
- Турнир Ломоносова
- Математические бои
- Олимпиада по геометрии им. И.Ф.Шарыгина
Независимый Московский университет
- Расписание на текущий семестр
- Библиотека НМУ
- Материалы курсов
- Семинар «Глобус»
- Программа «Math in Moscow»
- Научные конкурсы
Российско-Французская лаборатория
Летняя школа «Современная математика»
Школам и учителям: курсы для учителей
- Творческий конкурс
- О рейтингах школ
- Семинар для учителей математики
Математическое образование (в документах, статьях, публикациях)
Контакты Московского центра непрерывного математического образования
Сайт: http://www.mccme.ru/
Адрес: Москва, 119002, Большой Власьевский переулок, дом 11
Телефоны: +7–(499)–241–0500, 241–1237, 241–4086
FAX: +7–(499)–795–1015
Тип |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
---|---|
Год основания | |
Основатели |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Расположение | |
Ключевые фигуры | |
Представительство |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Сфера деятельности | |
Сборы |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Доход |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Пожертвования |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Число добровольцев |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Число сотрудников |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Число членов |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дочерние организации |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Собственность |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Слоган |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Веб-сайт | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
|
Дата ликвидации |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО ) - негосударственное некоммерческое образовательное учреждение, ставящее своей целью сохранение традиций математического образования. В рамках центра действует Независимый московский университет , функционирует издательство, поддерживаются тематические порталы math.ru и problems.ru, организуются математические олимпиады и кружки для школьников , в том числе является организатором Московской математической олимпиады и Летней многопрофильной школы . Ведёт рейтинг российских школ на основании результатов единых государственных экзаменов .
В рамках издательской деятельности выпускаются книги для различного уровня читателей: от математической литературы для школьников до монографий по современной математике. Издаётся ежегодный научный журнал «Математическое просвещение » с приложениями для школьников.
В здании центра работает магазин «Математическая книга». В начале 2010-х годов по вопросу прав на распространение журнала «Квант » и из-за издания журнала «Квант+» центр был вовлечён в судебные тяжбы с бывшим издателем журнала издательством «Квантум» .
Напишите отзыв о статье "Московский центр непрерывного математического образования"
Примечания
Ссылки
- // Общероссийский математический портал Math-Net.ru
- на сайте МЦНМО
- - портал «Задачи»
- Владимир Губайловский . . «Новый мир », 2003, №7 (1 июля 2003). Проверено 15 сентября 2013.
Отрывок, характеризующий Московский центр непрерывного математического образования
Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.
– А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет?
Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу.
– Я никогда об этом не думала... – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли...
– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?
Директор Лаборатории непрерывного математического образования, учитель математики Илья Чистяков с соратниками создал это негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования в 1992 году. Отбор учащихся производится на городских и региональных олимпиадах, предложение обучаться в лаборатории делается и просто талантливым и одаренным школьникам; они могут и сами попытаться пройти собеседование и поступить в лабораторию учиться. Лаборатория тесно взаимодействует со средней школой, учеба в ней предполагает совмещение основного, дополнительного образования и научной деятельности. В средних классах школьник получает фундаментальную углубленную подготовку, в старших классах выбирает тему научного исследования и самостоятельно проводит его.
ИЛЬЯ ЧИСТЯКОВ говорит, что хочет создать на базе лаборатории не местечковую структуру, а базу математического образования для всей страны.
Илья Чистяков Мы благодарны тем директорам школ, кто понимает ценность фундаментального образования
— Зачем сегодняшнему школьнику математика?
— Дело в том, что какой бы сферой деятельности ни занимался человек, математик сделает эту работу лучше. Потому что профильное математическое образование невероятно способствует формированию системного подхода к вопросу, умению абстрагироваться. Кроме того, при обучении работает принцип переноса. Если человек усваивает одну высокую модель человеческих знаний, ему легче работать в других областях. Поэтому ребенок, который занимается математикой, по сравнению со своими сверстниками имеет больше шансов построить свою деловую карьеру, не обязательно даже в фундаментальной науке,— может быть, в прикладной науке, бизнесе, менеджменте, маркетинге и так далее. Не случайно сейчас очень сильные математики поступают, например, в Высшую школу экономики. Потому что это область знаний, где сейчас нашей стране прежде всего нужны высококвалифицированные кадры, и ребята чувствуют, что они востребованы.
— Изменилась ли концепция преподавания математики?
— Изменилась. Во-первых, потому, что преподавание математики в нашей стране серьезно ухудшилось. Этому способствует ряд причин: во-первых, "в советском далеко" математика был одним из самых востребованных предметов, потому что была велика потребность в высококвалифицированных инженерах с высокой математический подготовкой, оборонка, физика, химия, естественные науки — биология, генетика — все это нуждалось в квалифицированных кадрах. Но с концом советской системы оказалось, что существуют и другие привлекательные области человеческих знаний. И математики должны были превратиться в коммивояжеров, которые должны продать юнцам немножко математики. Они принципиально оказались не способными на тот момент убедить ребят в ее важности. Кроме того, во времена перестройки, а потом в безумных девяностых мы уничтожили фактически всю методическую школу. Ведь были замечательные разработки для обучения серьезной математике уже в школе, связанные с укрупнением дидактических единиц, когда основной единицей обучения становился не урок, а укрупненная единица типа темы. Сейчас мы вернулись фактически к позапрошлому веку, к классно-урочной системе. Наконец, произошло огромное изменение преподавательского состава, корпуса учителей математики. Старые, добротные, знающие учителя естественным образом уходят, их места занимают либо студенты педагогических вузов (деградация обучения там — особый разговор), либо переквалифицированные инженеры. Функции подготовки и переподготовки переданы вузам, где профессор или доцент, который ведет эти курсы переподготовки, сам никогда в школе не работал и может фактически не понимать цели и задачи, стоящие перед будущим учителем. Все это привело к деградации преподавательского корпуса. Формально говоря, сейчас некому учить. Посмотрите, что происходит в школах: фактически две трети детей не притрагиваются к профильным вариантам в ЕГЭ, уходят, выполнив только систему задач В, которая отвечает уровню либо начальной школы в девятом классе, либо пятому-шестому классу в одиннадцатом. То есть государство фактически бесполезно выбрасывает деньги на то, чтобы ребенок после пятого-шестого класса еще пять лет сидел в школе в области математического образования. Большая беда современной школы — что учителя не могут найти язык со своими учениками, чтобы убедить их в ценности классического фундамента образования и увлечь их оным, потому что сами часто оным не владеют.
— Как же быть?
— Вот поэтому мы и существуем, чтобы по возможности эту ситуацию не то чтобы исправить,— для этого требуется политическая воля государственная, а для того, чтобы дать хотя бы небольшому числу учеников возможность учиться и заниматься математикой так, как на самом деле ей нужно заниматься: не просто решением подготовительных задач ЕГЭ и олимпиадных задач, а проектной и научно-исследовательской деятельностью. Наша школа создана для того, чтобы привлекать ребятишек, которые уже со школьной скамьи мотивированы к занятию серьезной наукой, чтобы они могли получить фундаментальное образование, навык самостоятельной работы и написали свои первые научные исследования под руководством научного руководителя, чтобы им была поставлена серьезная профессиональная задача. Каждый школьник, который поступает к нам, может выбрать тему научной работы, мы ищем ему научного руководителя, и он начинает заниматься сначала в маленьких семинарах с молодым кандидатом наук или аспирантом и, прослушав и проработав такие курсы, сдав несколько теоретических минимумов, получает возможность ходить на более сильные семинары, где уже ставятся серьезные научные проблемы. И вот там-то он заинтересовывается тем или иным направлением и начинает активную работу в этой области, достигает определенных успехов. Далее работа публикуется, причем не только в научно-популярных, но достаточно часто и в серьезных научных журналах, которые принадлежат профессиональным математическим сообществам, в электронном журнале "Архив", где ученые выставляют свои новые результаты. И, во-вторых, ученики выступают на научных конференциях для школьников и студентов. Таких в России несколько, а международные это, конечно, ISEF, всемирный конкурс, который собирает более 6 миллионов школьников более чем из 60 стран мира. В этом году наш школьник Савелий Новиков получил Grand Award четвертой степени за работу по математике. Но для нас более приятным оказалось то, что американское математическое сообщество присудило Савелию вторую, а его однокласснику Диме Михайловскому — третью премию Карла Менгера. Это очень важно, потому что, во-первых, ребята получают право без длительной процедуры печататься в профессиональных читаемых журналах, а во-вторых, имеют дальнейшую перспективу исследований, потому что у них появляется много корреспондентов и научное общение, что очень важно, так как математика — наука коллективная.
— Как организовано государственно-частное партнерство в России в области математики? Как идет финансирование?
— Во-первых, мы благодарны тем директорам школ, которые понимают сейчас ценность фундаментального образования. Сейчас директора государственных школ, которые хотят дать детям серьезное образование, но у которых нет ни кадрового профессионального состава, ни возможности финансирования этих проектов, с удовольствием откликаются на наше предложение создать государственно-частное партнерство. Ребята учатся в школе, получают фундаментальное образование в рамках государственной программы и дополнительно занимаются в семинарах и на дополнительных занятиях Лаборатории непрерывного математического образования, которые мы осуществляем как частное образовательное учреждение,— структура с лицензией дополнительного образования. Школа у нас пока состоит из трех коллективов — математико-информационный, химико-биологический и инженерно-технический. Ребята у нас учатся с 5-го по 11-й классы, а специализация происходит на уровне 7-го класса, когда они окончательно распределяются по этим специальностям. Что касается финансирования, мы работаем с родителями по договору, очень умеренному. Могу сказать, не раскрывая финансовую тайну, что если бы родитель обратился к услугам государственной организации, то за эти деньги ребенок смог бы заниматься не более четырех часов, а у нас он занимается от 10 до 14 часов.
Во-вторых, у нас существует Фонд поддержки научной и научно-технической деятельности молодых ученых "Время науки", цель которого — поиск средств для финансирования наших проектов, среди которых и Балтийский научно-инженерный конкурс, один из крупнейших конкурсов в России, и международное соревнование "Турнир юных математиков", в котором участвуют 14 стран Европы, олимпиада "Математика нон-стоп", летние профильные лагеря в крупных университетах, стажировки, поездки на открытые мероприятия ряда математических университетов, химико-биологические мероприятия, квесты, семинары, научный конкурс "Естественный отбор", сейчас будем делать "Школу инженерного мышления" — инженерные классы в государственной школе. Фонд ищет нам спонсоров, партнеров — на данный момент ими являются университеты ИТМО и Политех,— осуществляет краудфандинг, в частности, на Boomstarter мы сейчас собрали на проекты Лаборатории непрерывного математического образования полтора миллиона рублей — это достаточно мощный отклик нашей страны, то есть заинтересованных в образовательных проектах простых людей. Ряд компаний сейчас рассматривают наши проекты в качестве приоритетных. Например, Балтийский научно-инженерный конкурс этого года стала поддерживать компания "Газпром нефть". Но мы хотим создать не какое-то местечковое благополучие, а структуру, которая будет работать на всю страну. Надо стремиться к тому, чтобы научная молодежь была повернута лицом к России, надо делать мировой конкурс, чтобы они ехали, видели культуру и науку нашей страны и перспективы, которые Россия предоставляет.
— Нам очень нравится, что наши выпускники не только математики. Среди них есть замечательные инженеры, которые работают в серьезных конструкторских бюро. Лучший студент Политеха 2015 года, лучший молодой математик 2014 года в Санкт-Петербурге — наши выпускники. Ряд ребят у нас занимаются бизнесом, и мы очень довольны, потому что это способ изменять нашу страну к лучшему. Один из лабораторцев — победителей Балтийского конкурса основал мощную интернациональную компанию, у него представительства в 40 странах мира. Многие компании, которые изменили лицо нашего мира,— и Джобса, и Билла Гейтса, и Цукерберга,— выросли из молодежных коллективов, которые формировались либо на последних курсах колледжа, либо на первых курсах университетов. И мы хотим выступить технопарком, который будет являться катализатором создания таких молодежных коллективов. У нас очень много талантливой молодежи, и мы серьезно обеспокоены тем, чтобы их дальнейшее научное будущее было связано с нашей страной. Надо сказать, что практически никто не уезжает, наши выпускники в основном поступают в наши вузы и остаются работать здесь. Но, с другой стороны, когда человек уже стал постдоком, мы не можем нести за него ответственность, потому что здесь все зависит от государства: либо оно создает условия для жизни своей талантливой молодежи, они востребованы и тогда остаются работать здесь, либо не создает, и тогда они уезжают. И осуждать их, наверное, рука не поднимется.
— Как вы говорили, дела с преподавательскими кадрами обстоят неважно. Где же взять современного преподавателя?
— Нигде. Проблема преподавательских кадров в стране огромна. У нас тоже трудно формируется преподавательский коллектив, мы очень радуемся, когда находим единомышленников. Это и ученые, которые имеют педагогические способности,— а такое редко встречается среди кабинетных ученых. Это учителя, которые, учась в педвузах или университетах, вели активную научную работу, были участниками кружков, семинаров, имели опыт работы в профильных лагерях для школьников. Наконец, это наши выпускники. Не случайно руководитель Савелия Новикова Сережа Иванов — выпускник лаборатории.
— Что бы вы хотели добавить?
— А добавить я хочу наш слоган, который мы очень любим: "В Питере — умнеть".
Учатся почти в два раза больше, чем в обычной школе. Помимо обязательных часов - научные семинары, спецкурсы, домашние задания на весь вечер. Математический анализ начинают изучать в 8 классе. На 180 учеников – полсотни преподавателей, и все считают свой предмет главным. Edutainme разобрались, как устроена петербургская школа, где готовят молодых ученых.
«У спортсмена – 3-4 часа ежедневных тренировок, у музыканта – 5-6 часов. Чтобы стать настоящим профессионалом, в детстве нужно очень потрудиться. Главное, чтобы этот труд не превращался в рутину», – считает директор школы Илья Александрович Чистяков. Лаборатория непрерывного математического образования – это «школа в школе», небольшие площадки в государственных школах для обучения детей из 8-11 классов, готовых осваивать сразу две программы: общего и дополнительного образования. Перед каждым подростком стоит цель: подготовить научное исследование в области математики, программирования или физики, выступить с ним на всероссийских конкурсах, а потом поехать на международные научные соревнования. Обойтись без ярких преподавателей невозможно: Лаборатория приглашает лекторов, выпускники ведут спецкурсы, каждый день приходят победители научных смотров и конкурсов.
Школа для ученых: принципы и практики
Методика и программы обучения, образовательная концепция, модель учебного процесса – всё отличается от обычной подготовки к олимпиадам. Вот некоторые принципы школы:
- Никаких типичных задач, никакой алгоритмичной деятельности.
- Развитие мышления связано с формированием способности переводить одну знаковую систему в другую, наиболее удобную для усвоения конкретным человеком.
- Ребенок в 14 лет уже способен воспринимать сложнейшие абстрактные понятия.
- Развивает устная речь, а не само по себе решение задач.
- Спортивная конкуренция убивает творческий процесс, необходима атмосфера сотрудничества.
Воплощение этих принципов запускает такие мощные процессы развития интеллекта, что не компьютер владеет школьником, а школьник — компьютером.
Кабинет с десятью зелеными досками похож на сцену театра. Высокая скорость подачи материала, запись в тетради с последующим переписыванием черновых конспектов и объяснением материала, использование невероятных приемов, работающих на понимание сложных терминов… Здесь учат математике, основываясь на физиологии подростка: скорость записи преподавателем на доске соответствует скорости мыслительного процесса, а речь работает на разные системы восприятия. Более трети выпускников школы становятся аспирантами, около четверти – кандидатами физико-математических наук.
«Неизвестно, как сложится судьба ребенка, поэтому он должен получить максимально широкое образование» - это еще один принцип Лаборатории. Мечты о многопрофильном лицее реализовались пока на двух маленьких площадках - математической и биологической. При этом какую бы специализацию школьник ни получал, у него 6 часов английского и 8 часов словесности. К слову, каждый год ученики-математики сдают ЕГЭ по английскому лучше, чем школьники из профильных гимназий.
Школьная модель, по своей сути, сетевая. Между собой связаны программы общего, высшего и дополнительного образования, учеба и проектная деятельность, порядки государственной школы и свобода частного лицея. Как это работает? Каждый год примерно сотня детей принимает решение учиться по «сетевому учебному плану»: для этого нужно пройти три испытания – письменный экзамен по математике, устный физико-математический конкурс и гуманитарный марафон (история и словесность). Конкурс очень небольшой - примерно 2 человека на место. Школьники 8-11 классов одновременно становятся учениками государственной школы и некоммерческого центра дополнительного образования. Предметы, недостаточно представленные в стандартной программе, вводятся в учебный план дополнительного образования. В конце каждого полугодия школьники сдают экзамены на основании прослушанного интегрированного курса и получают возможность работать с научным руководителем. Он рассказывает о возможной проблематике будущего исследования и ставит перед школьником научную проблему, которую нужно решить самостоятельно.
Чему учат в Лаборатории?
Примерно треть преподавателей Лаборатории когда-то в ней же и учились. Так, преподаватель биологии Илья Смоленский закончил математический класс в 2007 году, потом учился на биолого-почвенном факультете СПбГУ, а теперь осваивает новую специальность - создает компьютерные программы, позволяющие строить модели биомолекул. С такими моделями школьники могут познакомиться на спецкурсе, где их учат современным технологиям моделирования, а параллельно – органической химии.
Серьезную технологическую поддержку получают и уроки биологии. Галина Михайловна Культиасова - известный петербургский биолог - проводит занятия только на основе того материала, который школьники самостоятельно находят в интернете. Любые находки обсуждаются, исследуются, а в завершение занятия выкладываются на отдельном сайте .
Преподаватели IT-технологий в обязательном порядке читают биологам курсы по статистике, статистическим методам исследований, учат создавать базы данных для будущих научных проектов. Из этого вырастают нешуточные исследования, отмеченные на международных конкурсах: например, мониторинг состояния рек или анализ восстановления растительного покрова после пожаров.
Помимо этого, школьники самостоятельно разрабатывают языки программирования и ищут новые подходы к информационным системам. Например, Гаджи Османов предложил более эффективный способ работы с памятью: проект победил в конкурсе Intel-ISEF, и теперь именем разработчика названа Малая планета Солнечной системы. Глеб Новиков и Александр Гончаров придумали систему распределенных вычислений SocialGrid , которая позволяет с согласия людей использовать их компьютеры – разработка была отмечена как лучшая на конкурсе «Яндекса» .
Главное, чему учат в Лаборатории – не сдаваться и идти к своей цели, сколь бы масштабной она ни казалась. В этом году семь учеников вошли в российскую команду для участия в Intel-ISEF – самом крупном школьном научном соревновании. Интересно, что в числе победителей отборочного тура оказались в основном командные проекты: руководители ЛНМО собирают в одну команду ребят из разных классов, объединенных интересом к определенной научной области. Около полугода или года они совместно работают на научных семинарах, а потом получают задачи исходя из интересов и талантов: кто-то проводит подсчеты, кто-то занимается аналитикой, кто-то переводит необходимые статьи, кто-то оформляет тезисы.
Елена Абашева, Саша Милякина