Федеральная государственная программа доступная среда. Государственная помощь для малоподвижных граждан по программе «Доступная среда
Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.
На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:
- подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
- представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
- создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
- предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
- проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.
Условия адаптации зданий и территорий
На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса - это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.
Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.
Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.
Специалисты ГК «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа "Доступная среда" была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Цели Программы:
формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Задачи Программы:
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
- увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
Этапы и сроки реализации программы "Доступная среда"
I этап: 2011 - 2012 годы;
II этап: 2013 - 2015 годы;
III этап: 2016 - 2018 годы;
IV этап: 2019 - 2020 годы;
V этап: 2021 - 2025 годы
Доступная среда по категориям объектов
Группа компаний БЕЗ ПРЕГРАД осуществляет полный цикл работ по созданию Доступной среды.
Серия роликов социальной рекламы о Доступной среде
Российская Федерация - демократическое государство, где власть сосредоточена в руках народа, что проявляется в правах выбирать и быть избранным. С другой стороны, реализация государственной политики осуществляется на основании потребностей населения, а формируется с целью улучшения условий жизни граждан. Особого внимания заслуживают лица с ограниченными возможностями. Учитывая бытовые сложности, с которыми сталкиваются недееспособные граждане, возникла необходимость в разработке и внедрении социальной программы «Доступная среда» для инвалидов.
Законодательное регулирование вопроса
Программа помощи всем группам инвалидов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на адаптацию лиц с ограниченными возможностями в повседневной жизни. Это касается не только таких глобальных вопросов, как обустройство и строительство новых медицинских учреждений и центров реабилитации, но и создания условий для обучения и комфортной жизнедеятельности в домашней среде (патронажные сестры, волонтерская помощь, ремонт и расширение жилых помещений).
Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов разработана на основе международных законопроектов, ратифицированных в России. Ныне ее внедрение осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Таблица № 1 «Правовое регулирование вопроса»
Дата принятия | Наименование документа | Основные положения |
13.12.2006 № 61 | Устанавливает, что каждому инвалиду (независимо от обстоятельств получения недееспособности) должна быть гарантирована дополнительная социальная поддержка от государства. Цель Конвенции - защита прав и свобод, поощрение личностного развития | |
03.05.2012 № 46 | Зафиксировано, что проект «Доступная среда» для инвалидов предстоит реализовать на территории Российской Федерации с адаптацией мероприятий под потребности граждан государства | |
21.07.2014№ 1365 | Разработаны основоположные мероприятия и действия, направленные на формирование способов улучшения жизни лиц с ограниченными возможностями | |
01.12.2015№ 1297 | На основании накопленного опыта по внедрению этой социальной политики сформирован список недостатков и направлений, требующих внимания | |
23.02.2018 № 308 | Распоряжение Правительства «О дополнительных мерах воплощения программы» | Зафиксированы практические мероприятия, направленные на достижение поставленных целей |
Что характерно для проекта безбарьерной среды для инвалидов, мероприятия воплощаются в жизнь не равномерно, а в зависимости от потребностей и возможностей каждого отдельного региона. За основу принимается количество недееспособных лиц, проживающих в том или ином районе. По завершении действия проекта ожидается налаживание жизнедеятельности во всех уголках России.
Этапы программы
Успех мероприятия - грамотное и последовательное воплощение в жизнь поставленных целей. Таким образом удается постепенно охватить все сферы деятельности, гарантируя инвалидам комфортные и полноценные условия для развития.
Таблица № 2 «Стадии воплощения в жизнь социальной политики доступной среды»
Стадии программы | Особенности реализации |
2011-2012 | Создание безбарьерной среды для инвалидов требует формирования достаточной нормативно-правовой базы. Поэтому на первом этапе подписывались и принимались законы в разных сферах жизни, на основании которых стало возможным перейти к практической части проекта |
2013-2015 | Учитывая масштабы запланированных мероприятий, не обойтись без достаточной финансовой поддержки. Поэтому второй шаг - поиск источников инвестирования финансовых средств, а также распределение федерального бюджета таким образом, дабы часть средств была освоена в рамках «Доступной среды» |
2016-2018 | Организация взаимодействия государственных органов и локальных подразделений, а также между различными ведомственными учреждениями гарантирует одновременное влияние на все сферы жизнедеятельности. Этот период можно назвать реабилитационным, поскольку во многих областях стартовали пробные проекты |
2020-2020 | Анализ полученных промежуточных результатов, поиск недостатков проекта, формирование эффективного подхода к дальнейшей процедуре реализации проекта в других административных образованиях государства. Инвестирование финансов в локальные бюджеты |
2021-2025 | Планируется завершить до этого времени строительство центров реабилитации, закупку необходимого оборудования. На этой стадии предстоит осуществление подготовки патронажных сестер, профилирующего персонала, разработка методов эффективного сотрудничества со всеми группами инвалидов |
В этом году планируется завершение третьего этапа проекта. Как сообщают органы государственной власти, выполнение программы идет согласно целевым требованиям.
Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»
Среди лиц с ограниченными физическими возможностями львиная доля талантливых людей, у которых, к сожалению, мало шансов развиваться и заниматься любимым делом. Это связано как с психологическими проблемами, так и с отсутствием достаточной материальной базы для обучения и целевой подготовки. Безбарьерная среда для инвалидов всех групп - это шанс заниматься любимым делом и чувствовать себя полноценным членом общества.
К основным задачам проекта относятся следующие:
- формирование нормативно-правовой базы, гарантирующей каждому инвалиду права и возможности, равные с физически здоровыми гражданами;
- разработка социальных программ, направленных на экономическое обеспечение таких лиц;
- строительство учреждений для образования, оздоровления и реабилитации граждан;
- подготовка специалистов в области предоставления всесторонней помощи гражданам с ограниченными возможностями;
- социальная и материальная ;
- помощь в трудоустройстве в государственных и муниципальных органах власти.
Одно из направлений проекта - анализ мнения граждан касательно важных моментов сотрудничества с инвалидами. Что, безусловно, поспособствует налаживанию совместной работы инвалидов и физически здоровых людей.
На основании указанного списка целей, перед государственными учреждениями поставлены такие задачи:
- предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
- организация рабочих мест.
Вопросы финансирования ФЦП
Закон о доступной среде для инвалидов в 2020 году подразумевает получение денежных средств для реализации программы из нескольких источников:
- государственный бюджет;
- инвестиции;
- благотворительные взносы.
В текущем году запланировано выделение на реализацию планов до 53 миллионов рублей. Сумма должна быть разделена между разными регионами. При этом установлено, что доля государственных вложений не должна превышать 70% от всего объема затрат.
Подпрограммы «Доступной среды» и особенности их реализации
Госпрограмма воплощается в жизнь последовательно, захватывая поочередно разные сферы жизнедеятельности. Это сделано для того, чтобы гарантировать комплексный подход и эффективные результаты.
Таблица № 3 «Подпрограммы безбарьерной среды»
Наименование | Основные мероприятия |
Формирование свободного и удобного доступа к государственным услугам | Проведение строительных работ, посредством которых учреждения оснащаются пандусами. Установка в общественных местах указателей и карт населенного пункта. Организация культурных массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями |
Адаптация в основных сферах жизнедеятельности | Проведение специальных занятий с населением с целью устранения предвзятого отношения к инвалидам. Стимулирование работодателей привлекать к труду таких граждан. Формирование инклюзивных классов для детей-инвалидов |
Доступность медицинского обслуживания | Обустройство зданий городских поликлиник дополнительными средствами передвижения для инвалидов, оборудованием. Обязательная подготовка специалистов в этой области |
Важно! К началу текущего года завершено строительство еще нескольких десятков специализированных учреждений для инвалидов. В итоге численность таких организаций выросла на 45% по сравнению с годами до начала реализации программы.
Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
Несмотря на то, что практический этап плана начался всего два года назад, уже налицо существенные достижения в этом направлении. В частности, к положительным результатам можно отнести такие изменения:
- увеличение численности трудоустроенных инвалидов на государственных и частных предприятиях;
- рост численности центров, где проводится ;
- привлечение к культурно-массовым мероприятиям инвалидов;
- увеличение количества городского транспорта с инвалидными местами;
- в рамках «Доступной среды» для инвалидов по зрению установлены светофоры со специальными звуковыми сигналами;
- для людей с плохим слухом программы транслируются в сопровождении языка жестов.
Такие мероприятия организованы практически во всех больших городах, что влияет на рост безопасности инвалидов в общественных местах и на дорогах.
Что делается для детей-инвалидов
Кроме того, что организованы специализированные классы, где проводится , также осуществляется реформирование локальных школ, проявляющееся в таких мероприятиях:
- формирование удобных подъездов к школам;
- организация передвижения внутри помещения инвалидов-колясочников;
- закупка оборудования для дополнительных занятий (например плаванием).
Также успешно проводится на базе санаториев, баз отдыха и в специализированных медицинских центрах.
Региональные успехи
Поскольку воплощение в жизнь плана происходит последовательно, то в разных регионах разрабатываются свои первоочередные цели и реализуются самые насущные мероприятия.
Под «Доступной средой» понимается государственная многоцелевая программа, созданная с целью поддержки и защиты людей, имеющих физические или психические ограничения в виду присутствия заболевания. Речь идёт о различных мерах, которые должны осуществляться на региональном и федеральном уровнях, чтобы способствовать абилитации, реабилитации малоподвижных лиц и инвалидов. Первая волна реализации рассматриваемой программы имела место с 2011 по 2012 год. Затем соответствующие мероприятия осуществлялись в 2015-2018 годах. На данный момент идёт четвёртый этап (начался в 2018 и закончится в 2020 году).
Программа «Доступная среда» и её законодательная база
Благодаря данной программе (документу) мировое сообщество, а также сами граждане увидели, что в России готовы обеспечивать людей с ОВЗ правами на реабилитацию и адаптацию. При этом решено ориентироваться на международный договор, то есть конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006 г. Эксперты говорят о том, что комплекс мероприятий, призванных обеспечить доступность среды, условно делится на части (они кратко упоминались выше) :
2011 – 2012 гг. – происходило формирование нормативной базы, формулировались конкретные задачи, обозначались финансовые источники;
2013 – 2015 гг. – используя часть средств из федерального бюджета, создавали реабилитационные центры, оснащали их спецоборудованием (это касалось также образовательных и медицинских учреждений);
2016 – 2018 гг. – происходило завершение основных задач (процесс контролировался субъектами страны);
2019 – 2020 гг. – должны подводиться итоги программы с последующим опросом, касающимся оставшихся проблем у людей с ОВЗ в плане доступности.
По итогу члены Правительства (точнее, Министерство труда и социальной защиты РФ), на которых возложена ответственность за реализацию программы, обязаны сообщить о выполненной работе, достижениях и оставшихся проблемах. В качестве участников программы обозначены ведомства и госучреждения, например, Министерство промышленности и строительства, Фонд социального страхования и тд.
Нормативными актами, регламентирующими программу в 2018-2020 гг. можно назвать :
К слову, о реализации пунктов эксперты предлагают узнавать из публикуемых ежегодных отчётов, где обозначена информация о результатах, статистике и финансовом обеспечении.
Задачи и цели программы доступная среда
Рассматриваемая в рамках данного материала программа создана для того, чтобы воплощались следующие цели и задачи :
Оценка доступности услуг, объектов для лиц с ОВЗ, а также повышение этого уровня;
Обеспечение равноценного доступа для каждого инвалида к любой услуге, реабилитационному средству;
Модернизация государственных систем МСЭ;
Формирование дружественного отношения к инвалидам.
Главной целью «Доступной среды» называют создание условий для беспрепятственного доступа инвалида к приоритетному объекту, причём, к любому. Это же касается важных услуг. Помимо этого люди с ОВЗ должны быть переведены из пассивной экономической группы в более активную за счёт содействия в плане занятости и трудоустройства.
Существующие подпрограммы
Эксперты отмечают, что для обеспечения доступности в приоритетные для инвалида объекты и не только, реализуются определённые мероприятия, в частности:
Финансовая поддержка спортивных учреждений, где есть направленность на адаптивный для лиц с ОВЗ спорт и тд;
Обучение специалистов, которые войдут в состав психолого-медико-педагогической комиссии в ОУ и будут принимать решение относительно возможности ребёнка-инвалида получать образование в обычной школе;
Установка в ОУ реабилитационного, учебного, компьютерного оборудования, плюс, обеспечение автотранспортом, чтобы ребёнок с теми или иными нарушениями мог учиться наравне с другими детьми;
Субтитрование (скрытое) любой программы, идущей на общероссийских общедоступных телеканалах;
Приведение сооружения или здания в соответствие с правилами и нормами, определяющими доступность для лиц с инвалидностью (например, важно наличие лифтов, указателей и тд);
Приспособление входа, лестницы, съезда (пандусы), санитарно-гигиенического помещения, зоны оказания услуг и прочее.
Для усовершенствования механизма, в соответствии с которым человеку с ОВЗ предоставляются услуги МСЭ или по реабилитации, уделяется внимание таким моментам, как :
Пересмотр критериев и классификации, используемых при осуществлении освидетельствования;
Повышение качества мероприятий, проводимых в соответствии с ИПР и относящихся к абилитации детей-инвалидов;
Разработка и внедрение независимой оценки качества услуг, которые получает инвалид во время МСЭ.
Специалисты объясняют необходимость нового обоснования инвалидности повсеместным внедрением новых методик диагностирования и лечения. Например, требовалось заняться разработкой более подробных критериев для установления ограничений. Что касается улучшения качественной стороны такой услуги, как МСЭ, здесь реализуются меры по :
Обеспечению кадрового состава;
Открытости деятельности бюро;
Разъяснительным действиям, этике;
Профилактике коррупции.
Кроме того, нельзя упускать из вида клинико-функциональные особенности, которые имеют свои отличия на разных возрастных этапах. Известно, что в нескольких регионах страны с целью устранения социального риска доработка по данным вопросам выполнялась в 2018 году, а внедрение должно произойти в 2019 году.
Также поэтапно внедряют новые критерии и классификации, по которым определяют утрату профессиональной трудоспособности, произошедшую на фоне профзаболевания или несчастного случая. Плюс, есть требования, ориентируясь на которые должны проектировать здания для воспитательных, образовательных, реабилитационных учреждений. Например, тут важно :
Создавать небольшие классы или группы, внутри которых каждый ребёнок получает достаточное количество внимания;
Подготовить учебные места так, чтобы учитывались ограничения ребёнка;
Использовать новые технические средства и методы обучения;
Включать в здание реабилитационное медицинское оборудование.
Конечно, указанные пункты представляют собой лишь часть правил и норм, требующих осуществления и реального применения. Далее более подробно рассмотрим правила, с учётом которых проектируют современные жилые дома.
Доступное жильё для инвалидов
Придомовое пространство должно оставаться доступным для любого человека с ОВЗ (это регулируется законом). Есть возможность при необходимости переоборудовать личные и общественные помещения. Специалисты говорят, к примеру, а следующих нормах :
Лифте для инвалидов на коляске и не только;
Боковых пандусах и непрерывных ограждениях с двух сторон крыльца;
Ступенях с шероховатым покрытием и выделении нижней, верхней ступенек цветом или фактурой;
Ограждении на навесе крыльца, стоках и электроосвещении;
Табличке на входной двери, где указаны номер дома и квартир, причём та же самая информация рядом должна быть оформлена шрифтом Брайля.
Когда перед подъездом находится одиночная ступенька, в смету по правилам включают её замену пандусом, а если лесенок больше, необходимо соорудить такое боковое приспособление. Также дворы должны быть оснащены тактильными дорожными указателями, а перед подъездом требуется место для того, чтобы развернуть коляску.
Если рассматривать помещения, в которых проживает человек с ОВЗ, оно тоже отвечать нормам и правилам. В существующем перечне кроме жилой комнаты обозначены :
Совмещённый санузел;
Коридор от 4 кв.м;
Съёмные пандусы в дверных проёмах.
Размеры проёмов, площадок тд, следует оговаривать в индивидуальном порядке. В любом случае на переоборудование пространства важно получить разрешение.
Особенности программы «Доступная среда» в регионах
В качестве яркого примера осуществления программы в Москве можно назвать «Теннис парк» (Рязанский проспект). Данное спортивное сооружение полностью безбарьерное и позволяет паралимпийцам на колясках готовиться к соревнованиям по теннису. В здании присутствуют адаптивные санитарные комнаты, тактильные схемы движения. Не обошлось без удобной парковки. Во многих учебных заведениях сделали электронное табло, «бегущую строку», мобильный лестничный подъёмник, телескопический пандус, информационный терминал.
В тверской области необходимым оборудованием активно оснащают учреждения культуры и центры по трудоустройству населения. К примеру, за время работы программы приобрели систему вызова персонала, а также мнемосхемы, оборудование для звукоусиления и некоторые другие техсредства.
В Санкт-Петербурге приоритетным направлением является социальная поддержка людей с ОВЗ, то есть здесь, прежде всего, стремятся улучшить качество жизни и положение лиц с инвалидностью в социуме. Хорошо развивается система организации учебного процесса детей-инвалидов (в том числе тех, кто не может передвигаться без помощи посторонних). В Адмиралтейском, Выборгском, Калининском, Приморском и Петроградском районах находятся коррекционные школы. Внедряются транспортные средства с выдвижными аппарелями и низким уровнем пола. Доступность метрополитена также является одной из задач.
Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.
Рассмотрим ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2020 год.
Законодательная база
Этапы программы
Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.
В настоящее время программа включает пять этапов:
- 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
- реализации мероприятий;
- инвестирования средств в конкретные объекты.
- 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
- строительство, реконструкция центров реабилитации;
- их оснащение необходимыми техническими средствами;
- приобретение специального оборудования для учреждений:
- здравоохранения;
- образования.
- 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
- федеральных и региональных ведомств;
- организаций - исполнителей и органов власти.
В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
- 2020 годы:
- Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
- Подведение итогов.
- Анализ результатов.
- Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
- Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
- 2021-2025 годы:
- отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
- закупки оборудования в реабилитационные центры,
- обучения специалистов,
- разработки ИС.
- отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.
Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защиты РФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:
- Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
- Министерство образования и науки РФ:
- Пенсионного фонда;
- Фонда соцстрахования и других.
Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»
Мероприятия задумывались для обеспечения:
- равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
- объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.
Заявленные цели
Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
- реабилитационной направленности;
- транспортных объектов;
- социальной направленности.
- Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
- Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
- Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
- Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
- обучение;
- стимулирование к профессиональной деятельности;
- повышение квалификации.
- Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
- Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.
Вопросы финансирования ФЦП
В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:
- Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
- к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
- Другие - не больше 70%.
Подпрограммы «Доступной среды»
Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.
Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:
- Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
- формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
- обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
- формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
- Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
- определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
- формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
- формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
- формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
- формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
- Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
- выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
- повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.
Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.
Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.
Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.
- Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
- В стране увеличилось количество центров реабилитации.
- В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
- На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
- Работают телеканалы с сурдопереводом.
- Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
- Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.
Что делается для детей-инвалидов
В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.
Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.
В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:
- В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
- В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
- постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
- проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
- Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
- логопедии;
- олигофренопедагогике;
- сурдопедагогике и других.
Промежуточные успехи регионов
На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.
Например:
- В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
- В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.
Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.
Последние изменения
Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.
Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.
В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.
В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ
Сила государства, помимо мощной армии и современных систем вооружения, во многом определяется заботой о гражданах, попавших в трудную жизненную ситуацию. Государственная поддержка чрезвычайно важна для инвалидов , которым в обычной жизни приходится решать множество проблем и преодолевать трудности. Помочь маломобильным категориям населения призвана государственная программа «Доступная среда », разработанная Правительством Российской Федерации.
Для ее реализации из бюджета было выделено 255 миллиардов рублей. Изначально предполагалось, что программа будет действовать до 2020 года. Однако уже в начале 2018 года программу продлили до конца 2025 года. В 2018 году на создание « доступной среды» планируется потратить 52 миллиарда рублей. Финансирование программы осуществляется из федерального и муниципальных бюджетов на принципах софинансирования.
Государственная программа «Доступная среда » отвечает требованиям Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Российская Федерация подписала в 2008 году. В дальнейшем Правительство еще дважды, в 2015 и в 2018 году, возвращалось к данной теме.
Первостепенными задачами « Доступной среды» является оценка доступности для инвалидов реабилитационных, информационных, государственных, медицинских услуг; инфраструктуры зданий, транспорта, создание и координация нормативной базы, а также « доступной среды» для инвалидов -колясочников и людей с ограниченными возможностями по зрению и слуху.
Главной целью программы « Доступная среда » остается приобщение как можно большего числа инвалидов к полноценной жизни в обществе. Также приоритетными являются вопросы адаптации и трудоустройства инвалидов, создание условий для обучения детей-инвалидов в обычных школах. На официальном сайте программы все заинтересованные граждане могут найти информацию о международной правовой базе защиты прав инвалидов и ознакомиться с картой доступности объектов по всей стране. На главной странице сайта указан номер горячей линии. Позвонив по нему, можно получить ответы на вопросы, касающиеся проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования, социальной защиты и реабилитации инвалидов. На главной странице официального сайта работает онлайн-чат - удобная форма для получения интересующей информации.
В социальной программе выделены три больших раздела:
1. «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».
Все здания и сооружения, дверные проемы, лифты должны быть оборудованы соответствующим образом, чтобы человек с ограниченными возможностями при посещении медико-лечебных учреждений, диспансеров, поликлиник, учреждений культуры, магазинов , органов власти мог чувствовать себя полностью самостоятельным и независимым. Должна обеспечиваться беспрепятственная доступность и комфортное посещение для всех граждан без исключения. На городским общественном транспорте инвалидам следует обеспечить условия для самостоятельного пользования средствами передвижения - пониженный уровень пола автобусов и троллейбусов с выдвижными аппарелями для входа и выхода инвалидов-колясочников. « Доступная среда» подразумевает использование специальных технических приспособлений - , специальных , видеоувеличителей, и специально оборудованных . Интернет-магазины «Доступная среда» дают возможность инвалидам приобретать необходимые товары по доступным ценам и не выезжая из дома.
2. «Совершенствование системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов».
- Поскольку главная цель создания «доступной среды» -этоинклюзия (адаптация) людей с особыми потребностями в обществе, то усилия данной государственной программы направлены на нивелирование различий между людьми. Все люди должны иметь возможность профессионального обучения, трудоустройства, повышения качества жизни. Поэтому государство стимулирует владельцев предприятий на создание рабочих мест для инвалидов . Дети-инвалиды должны иметь возможность, при соблюдении определенных условий, посещать обычные общеобразовательные школы и детские сады. Родителям, учителям и воспитателям нужно проводить специальные уроки и разъяснительные беседы с детьми об отношении к инвалидам. Инвалидность - не препятствие в общении между людьми. К работе с детьми-инвалидами привлекаются специально обученные педагоги и сурдопереводчики.
3. «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».
- Необходимо контролировать: деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, обеспечение закупок специального, современного оборудования для лечения инвалидов в медицинских учреждениях, а также следить за качеством лечебных стандартов для людей с ограниченными возможностями. Медицинские услуги для разных групп инвалидов должны быть доступными и бесплатными.
Большая роль для общественной адаптации инвалидов возлагается на реабилитационные меры. Реабилитация инвалидов - это процесс восстановления бытовых, социальных, профессиональных навыков и способностей инвалидов. Строительство новых реабилитационных центров, их техническое оснащение, обеспечение нуждающихся инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, улучшение качества обслуживания и профессиональная подготовка кадров по работе с инвалидами по-прежнему остаются одной из основных задач «Доступной среды».
Следует отметить, что наряду с федеральной программой в каждом субъекте Российской Федерации принята своя, региональная программа «Доступной среды », призванная учитывать региональные особенности в потребностях инвалидов. Так, в Москве был создан комплекс для тренировок российских паралимпийцев под названием «Теннис парк», а в Тверской области продолжается активное оснащение культурных центров необходимым оборудованием, чтобы всем людям было максимально удобно проводить свой досуг.
Обществу и власти необходимо поддерживать и развивать программу внедрения безбарьерной среды, поскольку каждый человек заслуживает жизни в комфортных условиях.