Событие связанное с пермским краем. История Перми: интересные факты, достопримечательности и отзывы
История названия Перми проста и незатейлива. Предположительно означает «далекая земля», если переводить с вепсского языка слово «перама». Действительно, путь туда неблизкий. Ведь Пермь расположена в предгорье Урала в 1158 км от Москвы. Большой город (720 кв. км) имеет богатую историю и является культурным, промышленным и научным центром России.
Поселок становится городом
История г. Перми начинается в далеком 17 веке, когда на реке Ягошихе образовалось поселение. В начале 18 века в этой местности по указу Петра I начали постройку медеплавильного завода, на котором выпускали монеты для всей страны. В 1970 году Екатерина II обратила внимание на выгодное месторасположение поселения Егошиха и повелела сделать его городом. Благодаря размещению на берегу начинает развиваться пароходство и судостроительство. Укрепляются экономические и торговые связи. Об этом рассказывает городская история.
Культура Перми тоже не отстает. Открываются театры, музей, а также государственный университет. Несмотря на то, что история Перми началась в 17 веке, в 1940 году ее, как и многие другие города в советское время, переименовали. До 1957 г. она носила название Молотов. Памятники истории и культуры Перми достойны изучения. К ним относятся скульптуры, храмы, музеи и другие объекты.
Памятники истории Перми
Мемориал на 51 годовщину Уральского танкового корпуса установлен перед Домом офицеров на Сибирской улице. Он представляет собой композицию, в которую вошли рельефная стена, танк Т-34 и стела. Чтобы установить памятник доктору Гралю около второй клинической больницы, пришлось собирать деньги всем миром. Пожертвования сделали как жители города, так и организации. В 2003 году эта больница была названа в честь известного пермского врача, а памятник установили в 2005-м.
В честь известной летчицы назвали улицу Полины Осипенко. А до 1940 года она была 1-й Пролетарской. Сибирская улица вела на тракт с одноименным названием. Еще в XVIII веке по нему переправляли товары на Восток. Вел он из Москвы в Сибирь.
Есть в городе улица, история которой довольно зловещая. Ее название — Уральская. Те, кто проживают на ней, наверняка радуются близкому соседству с цирком и парком культуры. Однако ранее эта улица называлась Ново-Кладбищенская и вела к Мотовилихинскому кладбищу. В советское время на его месте построили парк им. Свердлова, церковь снесли, и теперь вместо нее стоит обычный жилой дом.
А как с культурной жизнью?
Жители и гости города не могут пожаловаться на скуку и на то, что в Перми некуда пойти. Здесь множество культурных развлечений. Взять хотя бы Театр оперы и балета. Он был построен еще в 1970 году и имеет обширный репертуар. Его труппа участвует во многих конкурсах и получает призы.
Кроме того, работают в городе Театр юного зрителя и Есть в нем и художественная галерея с 43 тысячами экспонатов. Желающие подробнее узнать, что представляет собой история Перми, могут посетить краевой музей, которому уже более 100 лет. Есть и музей современного искусства. Кроме того, хорошо провести время можно в кинотеатрах, ресторанах и развлекательных центрах.
Школы в Перми
Этот город достаточно старинный, некоторым из его учебных заведений более 100 лет. История школ Перми достаточно богатая. Например, школа №1 заработала в 1906 году. Изначально это был деревянный дом, который стоял на берегу Камы. В ней учились всего 35 детей, поделенных на три группы. Учительница была всего одна — Мария Тиховская. В советское время школа несколько раз переезжала, пока в 1961 году у нее не появилось свое здание по адресу проспект Калинина, д. 19.
История школы №22 началась в 1890 году, когда было решено открыть училище для слепых детей. Их обучение и реабилитация оплачивались за счет пожертвований и продажи изделий, которые мастерили сами ученики. Кроме плетения корзин, изготовления сапог, ткачества, они обучались арифметике, Закону Божьему, русскому языку, географии, истории, естествознанию, пению. Был создан даже свой хор, состоящий из 20 детей. Для детей работала библиотека, все книги в которой были набраны
Во время Гражданской войны здание училища было передано под госпиталь. В 1919 году в здании открыли школу для беспризорников. Постепенно она была реорганизована в семилетку, росло число учеников. Во время Отечественной войны здание снова занимал госпиталь. В настоящее время в школе углубленно изучают иностранные языки. В старших классах предметы преподают на французском и английском, дополнительно изучают латинский, испанский, немецкий. Обучение проходит по экспериментальным программам.
Незнакомая Пермь
Этот город расположен далеко от столицы нашей родины. Мало кто знает, что когда-то его называли Пермь Великая. Она много дала нашей стране в царское время и продолжает это делать до сих пор. Но Пермский край — это не только промышленность, но также чудесная природа. Город неизменно привлекает желающих заняться рафтингом, трекингом, пойти в поход.
Известен и геологический памятник — Кунгурская пещера. Он расположен в 100 км от Перми и является туристическим объектом. Внутри находятся а также таинственные озера. Пещера протянулась на 5,7 километра. Особенно красиво внутри нее, когда там проводится лазерное шоу.
В этой статье мы рассказали о Перми — старинном и загадочном российском городе. На туристов, побывавших в нем, он оказывает самое благоприятное впечатление. Хотя некоторым людям, особенно прибывшим из столицы, Пермь кажется излишне провинциальной. Отзывы о городе противоречивы. Посетите его самостоятельно, чтобы понять, нравится он вам или нет.
С глубоких времен покрытые лесами земли левого берега Камы, между ее притоками Буй и Белая, были обжиты человеком. По оценке историков местные племена говорили на финно-угорских языках, родственных современным удмуртскому, марийскому, коми, мансийскому, вергерскому и прочим языкам. Немногочисленное население занималось примитивным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством. Круто изменилась обстановка в крае в середине 1 тыс. н. э., в эпоху "Великого переселения народов". Вторжение гуннов вызвало перемещения племен по всей Евро-Азматской степи и прилегающих лесостепных районах. Спасаясь от воинственных кочевых орд более слабые группы населения уходили на север - к берегам Средней Волги, Камы. Белой.
Со второй половины века наш край заняли племена так называемой кушнаренковской археологической культуры, пришедшие из Западной Сибири. Большинство исследователей считает их уграми, хотя есть точка зрения, что эго тюрки, самодийцы и др. (вели кочевой образ жизни, часть - земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством). В VIII-IX вв. большая группа кочевых угров ушла на запад в долину Дуная, где на землях Паннонии сформировался современный венгерский народ. В этот период по лесостепному левобережью в низовья Белой проникают и группы кочевников печенегов (древнних башкир). Издревле совершали набеги и походы войск на Каму и Волжскую Болгарию (государство, существующее в те времена на территории современного Татарстана) восточные славяне. А начиная с XI – ХП вв., новгородцы уже осваивают верховья Камы и Вятки. В начале XIII века очередное вторжение потрясло жизнь народов Восточной Европы.
В 1236 г. монголы разгромили Булгарское государство и их соседей. Вся территория среднего Поволжья, Приуралья, Нижнего Прикамья подпадает под власть Золотой Орды, в которой ислам становится официальной религией, а тюркский язык господствует в государстве, спасаясь от ярости победителей, население бежало на север за Каму или на восток. В то же время енейские роды были вынуждены переселиться с западных районов на правый берег Камы, Занять устье Белой и Буя. Переселяются сюда и племя уран, гарейцы и др. С конца XIV в. ХV вв. происходит достаточно массовое переселе¬ние енейцев на правый берег Камы. «История Николо-Березовки». М. И. Роднов, О. В. Васильева, Уфа-1997г. Поселение русских в Прикамье Основание Николо - Березовки К концу 1V в. верховья Камы были прочно освоены русским насе-лением и прикамские земли вновь стали ареной взаимных военных походов. В 30-40 гг. ХV1 века борьба окрепшего Русского государства с Казанским ханством за обладание Волжским бассейном, главной транспортной артерией Восточной Европы, развернулась с особым ожесточением. В итоге в 1552 году Казань пала.
В I554-1555 гг. северо-западные башкирские племена добровольно принимают русское подданство, в 1557 г. прикамские удмурты добровольно входят в состав Россия. После этого сюда хлынул поток русских вольных переселенцев, в основном уроженцев русского севера. Одно из основных групп русских переселенцев направилась в долину речки Березовки. Берегах в десяти ниже устья Буя на левом низком берегу Камы образовалось большое село Николо-Березовка, "одно из самых древних поселений этого края". Территории выше устья Белой надежно защищали большая река, густые леса и обширные болота от набегов кочевых орд. Ранняя история Николо-Березовки более-менее ясна и подтверждается документами с 1620-х годов.
Самый же древней период истории села окутан легендами. Связано это с существованием здесь, как писал кафедральный протоиерей Павел Желателев «пo преданию при устье реки Биря-бу (Березовка) Саввиновского монастыря (Саввы Сторожевского), в котором находилась чудотворная икона Николы Березовского» (икона св. Николая Чудотворца). Одна из версий утверждает, что якобы «в один из башкирских бунтов саввинский монастырь был разорен и разрушен, а икона чудом уцелела в дупле березы. А в I560 году (исследователь местной церковной истории К. Херувимов писал: «неизвестно на каком основании, обретение св. иконы относится к 1560 г.) «по Каме шел караван судов и товаром богатейших купцов Строгановых.
Против того места, где теперь село Николо-Березовка, караван без всякой видимой причины в совершенно тихую погоду и на глубоком месте остановился. Сколько ни старались матросы двинуть суда вперед или назад - успеха не имели. Наконец им внушено было в откровении, что они до тех пор не двинутся с места, пока не помолятся пред образом Св. и Чуд. Николая. В то время место это было пустынное и они, несомненно, не знали, куда им обратиться и где найти этот образ... В откровении им указано было, что этот образ они найдут на берегу. Вышли на берег и, по преданию, на высокой березе они обрели то, что им было обещано». Помолившись и поблагодарив Господа, сели на суда и тe легко поплыли. «Сплавивши товар (то есть шли вниз по течению), корабельщики возвращались к своим хозяевам и рассказали им обо всем случившемся с ними». Ревностные христиане Строгановы «собрали многочисленное духовенство и в сопровождении множества народа отправились на место явления иконы. Здесь они нашли все так, как им рассказали корабельщики и совершили усердное молебствие перед святителем. При этом многие больные, в числе других во многих сопровождающие Строгановых к месту явления иконы, молясь Святителю и Чуд. Николаю пред новоявленной Его иконою, получили исцеление в своих болезнях". Впоследствии здесь была построена первая деревянная церковь и возникло поселение русских переселенцев.
Чем же занимались первые березовцы? Обычным крестьянским землепашеством и, видимо, уже немало хлеба собирали, раз завели мельницу. Разводили скот, всю домашнюю утварь сами же изготовляли. Значительный доход березовцы получали от рыболовства, охоты и "даров" леса. Жизнь первопоселенцев была нелегка. Край эпизодически сотрясали восстания, которые жестоко подавлялись. Одновременно с русскими в Башкортостан переселялись марийцы. Есть сведения, что марийцы, находившиеся также как и башкиры в составе Казанского ханства, переезжали в Башкирию еще до русского владычества. Активно воевавшие в казанских войсках против русских, марийцы начали переселяться на восток сразу после падения Казани. Массовое переселение марийских крестьян за Каму началось в ХVII веке. Причинами миграции были нежелание креститься, недовольство налоговым прессом, земельные притеснения. Марийские переселенцы пришли позже русских, поэтому их деревни как бы окаймляют с севера и юга район расселения русских в долине Березовки. Самые ранние марийские деревни возникли в середине - второй половине ХVII века. Справка: Николай Мирликийский (Николай Чудотворец) – епископ города Миры в Ликии (Малая Азия) жил по Житиям святых в 260 – 343 гг. Один из наиболее популярных православных святых, считается покровителем плавающих и путешествующих, сельского хозяйства, всех "сирых и убогих". Церковь дважды в год чтит его память - 9(22) мая ("Никола вешний") - день перенесения мощей Николая Чудотворца в г. Бари (Италия) и 6(19) декабря ("Никола зимний”). Бурные полтора столетия (вторая половина ХVII - XVIII вв.)
Во второй половине ХVII в. обстановка в Башкортостане становится более напряженной. Одно за другим вспыхивает восстания башкир. По этой причине темпы прироста в этот период русского населения здесь снижается. 1662-1664 гг. - столкновения происходили около Кунгура и Мензелинска. На подавление восстания были брошены правительственные войска, на помощь к которым опять пришли Строгановы. 1681-1684 гг. - на прикамских землях. В 1662 г. было захвачено с. Николо-Березовка. Для защиты и подавления восстания была создана вооруженная дружина местным дворянином Семеном Григорьевичем Пекарским, который лично не только сидел в осаде, но и участвовал в боях. 1701-1711 гг. - события также охватили территорию нынешней Татарии и Прикамъев. В подавлении восстания участвовали Правительственные войска под командованием князя П. И. Хованского. Восстания часто принимали форму межнациональных конфликтов, сопровождались взаимными жестокими расправами, грабежами, насилием. 1735-1740 гг. - наиболее крупное башкирское восстание было связано со строительством города Оренбурга. В 1935г., когда Н. Березовке угрожало нападение башкир, чудотворную икону перенесли в Сарапул, и в последующие годы селу не раз угрожала опасность. Большее число жителей Н. Березовки переселяются на новые более спокойные защищенные земли и более пригодные для землепашества. Потому уменьшилось население с. Березовки, но увеличивается население в таких селах, как Касёво, Кутлинка, Ротково, Ташкиново, Марино.
В процессе освоения территории Прикамья русские крестьяне покупали землю у башкир. Местные жители занимались и рыболовством. “Река Кама изобилует множеством различных рыб, которые суть осетры, белуги, белая и красная рыбица, стерляди, сомы, сазаны, судаки, лещи и томy подобное. Вкус сих рыб гораздо волжских превосходит, а особливо Камские стерляди от всех за лучшие признаются”. “ Жители сей страны поймав оную солят с таким искусством, что не можно распознать, что то не самая лучшая семга”. Обилие лесов породило торговлю дровами, которые "отправляют в водой в Aстрахань" и в другие белесые края и была весьма прибыльна. В целом во второй половине 18 в. здесь сложился достаточно экономически развитым район с центром в дворцовом селе Сарапуле, " которое и строением обывательских домов, и богатством ее жителей превосходит многие уездные города". Здесь существовали кожевенные и мыльные заводы, мельница, велось строительство судов, процветала торговля дровами, салом, хлебом, железом, бесперебойно функционировал Камский речной путь. В богатых Камских лесах водились рыси, россомахи, бобры, куницы, лисицы, норки, белки, бурундук.
Восемнадцатый век стал эпохой рождения уральской горнозавод-ской промышленности. Так, в 1741 г. Акинфий Демидов, родоначальник знаменитой фамилии промышленников, купил у башкир енейцев за 120 руб. Камбарскую лесную дачу, бывшие охотничьи угодья березовцев, в долине реки Камбарка, где впоследствии его внуком Павлом Григорьевичем Демидовым в 1767 г. был построен молотовый завод, где выковывалось полосное железо. В 1760 г. заводчики Лукьян и Григорий Семеновичи Красильниковы купили у башкир землю для построения "железо-вододействемаго завода"
В конце 1773 года не обошли стороной события в связи с восстанием под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Осадивший в октябре 1773 г. Оренбург Пугачев рассылал по всему Южному Уралу отряды своих сторонников. В ноябре 1773 г. мятежники осадили Уфу. Ночью 6 декабря отряд повстанцев (казаки и башкиры) вошел в Каракулино, где они схватили и увезли местного управителя и скрывавшегося в селе мирского воеводу. Узнав о появлении мятежников, находившихся в Сарапуле поручик Горячкин с военной командой сбежал. Волость осталась без защиты. 13 декабря сарапульский волостной старшина получил известие, что бунтовщики заняли Ангасяк, а в ближайших марий¬ских деревнях крестьяне выставили караулы для поимки "проезжающих боярских и заводских людей". Казанский губернатор Яков Ларионович фон Брант приказал собрать в Сарапуле "ис каждого жительства крестьян с оружием". 17 декабря распоряжением было разослано по всей Сарапульской волости. “Токмо в помощь еще никого не явилось".
Более тoгo, когда рассыльщик с указом прибыл в Березовку, местные крестьяне Федор Воробьев и Михайло Лихачев схватили его и отвезли в Ангасяк. Отряды восставших со стороны Ангасяка, Карманово, Каракулино двигались на Сарапул. 18 декабря они вступили в д. Карякино, затем в Касево, где расположились лагерем. Местным крестьянам повстанцы "под смертною казнию" приказывали собрать людей по человеку с пяти дворов "в казаки" с оружием и припасами. Возглавил мятежников башкирский старшина Каранай Мратов. 22 декабря 1773 г. Сарапул был занят. На сторону пугачевцев перешел священник Троицкой церкви H-Березовки Данила Иванов (Шитов). Два других березовских священника - Яков Аникиев и Федор Фролов не признали самозванца, за что были схвачены и отправлены в Касево, в лагерь восставших. Я. Аникиев был увезен Шитовым в Чесноковку под Уфой, где был повешен. А Фролова дети его, дьячок Алексей и пономарь Федор, из-под караула увезли и спрятали. К концу января 1774 г. сторонники законной власти создали вооруженные отряды перешли к активным действиям. Отряд возглавляемый канцеляристом Сарапульской управительской конторы И. Гурьевым, в ходе боев 21 февраля, 3 и 9 марта, занял Сарапул. Отряды повстанцев отступили под Уфу.
В конце февраля - начале марта 1774 г. на территории побывала группа повстанцев во главе с Салаватом Юлаевым около десяти дней и отбыла под Красноуфимск. К началу марта из Мензелинска подошел Архангелогородский карабинерный полк подполковника А. Я. Обернибесова, который выдержал несколько сражений с повстанцами, двигаясь через Каракулино к Сарапулу. В конце марта правая сторона Камы была занята правительственным отрядом Ивана Гурьева, а левобережные деревни (в т.ч. Березовка, Касево) мятежниками. Но, слабовооруженные отряды повстанцев терпели неудачи, отступали. Мятежники имели "скоп" в деревнях Карманово, Сосновой, Шушнуре, откуда в Березовку, Касево, Маринo, Ташкиново "чрез день, два и в неделю толпами человек по 50 к nocту въезжают и не одному из них человеку oт домов отлучатца не позволяют, устращивая при том, что если кто отложитца от их злодейства, то дом раззорят и их искоренят до основания".
Очередное оживление военных действий в Прикамье приходится на лето 1774 г. 20 июня пришло сообщение, что в Щушнуре стоит вооруженный отряд марийцев-мятежников, дорога на Ангасяк закрыта. 22 июня главное войско Пугачева взяло г. Осу, переправилось через Каму и двинулось на Казань. Единственной боеспособной силой в Прикамье оставался небольшой отряд добровольцев И. Гурьева. Но сил у того было явно недостаточно, мужики разбегались, жители не давали ни людей, ни подвод и он отступил к селу Вятскому, а затем в Березовку. Здесь небольшая команда И. Гурьева (около 50 человек) в полночь 26 июня была атакована мятежниками (до 500 человек). Два с половиной часа в Березовке шел бой. Но силы были неравны и Гурьеву пришлось отступить к Мензелинску. Село пострадало очень сильно. И. Гурьев рапортовал: "мятежники все без остатку строение выжгли". К началу июля 1774 г. мятежники опять взяли Сарапул и Прикамье вновь оказалось под контролем мятежников. В селах Касево и Березовке находился отряд старшины повстанцев башкир Мяди Мядиярова.
Разгром основных сил Пугачева под Казанью в июле, а затем и арест самого "Петра III" 15 сентября 1774 г. не прекратили восстание. Борьбу с правительственными силами продолжали оставшиеся отрады мятежников. В августе-сентябре 1774 г. ожесточенные бои развернулись в долине реки Буй. Воинские части (команда майора И. Штерича) базировались в пpикамскиx русских деревнях, откуда вели операции против повстанческих отрядов. 4 сентября отряд Штерича был атакован полуторатысячным отрядом восставших во главе с Салаватом Юлаевым в районе речки Амзя. В дальнейшем военные действия перемещаются на восток, где под ударам правительственных войск к зиме восстание затихает. 25 ноября 1774 г. на севере края был схвачен Салават Юлаев. Война нанесла немалый урон. В пугачёвский бунт село Березовка "было разорено и сожжено бунтовщиками, не пощадившими и Березовского храма". По данным Вятской духовной консистории "в селе Березовке у церкви каменной крышу и прочее выжгли ж и престолы божии обрубили.”
XIX ВЕК Первая половина XIX века была периодом спокойной и размеренной жизни. Положение удельных крестьян было несравненно лучше, чем помещичьих крепостных. Население по прежнему занималось сельским хозяйством, постепенно расчищая леса. распахивая новые земли. К началу XIX века появляется дер. Пенза, часть березовцев переселяется туда поближе к сельхозугодьям. В 1830-х гг. распространился картофель. В начале XIX века строится в Н - Березовке четвертый, теперь уже каменные храм во имя Живоначальной Троицы. Он был выстроен в стиле классицизма, с характерной строгостью в композиции, сдержанностью во внешнем оформлении зданий. Сама Троицкая церковь представляет собой распространенный в России вариант - "восьмерик на четверике", т. е. на четырехгранном основании (первом этаже) стоит восьмигранник. Купол, закрывающий храм, также разбит на восемь граней, а в завершение строители поставили небольшой световой восьмеричёк, на котором возвышался крест. По традиции на восток сильно выступает полукруглая апсида алтаря. Как жили простые рядовые жители, крестьяне Н - Березовки?
Как и по всей России в конце ХIX века, местные жители были объединены в одну сельскую общину (общество или мир), низшую административно-территориальную единицу в государстве. Полноправными членами общины являлись крестьяне – мужчины, домохозяева, главы семей, владельцы домов, личного имуществa. Нравы были строго патриархальными. Только домохозяева распоряжались всей жизнью членов фамилии, хозяйством, имел право представлять семью. Лишь с согласия домохозяина, например, брат или сын мог получить паспорт и уехать куда-нибудь на заработки. Все основные вопросы в жизни сельской общины рассматривало собрание домохозяев - сельский сход. Решение принималось большинством голосов. После смерти главы семьи, брат или старший сын признавались в качестве домохозяина. Текущими делами общины управлял сельский старостa, избираемый домохозяевами на три года и получавший от общества небольшое жалование. Должность эта была весьма хлопотной, и люди на ней менялись часто.
Сельский сход и староста решали все внутриобщинные вопросы, включая разбор конфликтов в семье, мелкие уголовные проступки. За общественным порядком следили семи крестьяне. Сход мог также приговорить к штрафу, а в крайнем случае выслать в Сибирь на поселение. Основою общины, ее фундаментом являлось так называемое, обычное, традиционное право - крестьянская мораль. Многочисленные неписаные законы, обычаи, установления регулировали всю жизнь крестьянской семьи, поведение человека дома, в быту, в деревне. Осуждалось безбрачие, поощрялась многодетная семья, покорность родителям, приверженность родственным чувствам, уважение и забота о старших и детях, соблюдение религиозных традиций, осуждались индивидуализм, противопостановление обществу, неподчинение старшим, безверие. Общинный строй защищал крестьянина от угрозы неурожая, голода, гарантировал ему поддержку в случае несчастья. Община добровольно и бесплатно помогала слабосильным семьям в уборке урожая, строительства, пожаре, перераспределяла налоги с бедных на богатых, иногда вообще содержала за свой счет одиноких стариков, нищих и калек. Широкое распространение в деревне получили помочи - бесплатная или за угощение помощь в различных работах. В сельском обществе регулярно производились переделы пашен-ной земли. В целях равенства, справедливости, чтобы ни у кого не было лучших или худших участков земли, служила чересполосица. Община, с учетом качества почвы, увлажненности, близости от села и т. д. нарезала каждому домохозяину определенное количество полос на разных полях. Чересполосица страховала от неблагоприятных, природных явлений (града, засухи, обильных осадков и т. д.). Однако, частые переделы не стимулировали крестьян заботиться о земле. В условиях нехватки земли крестьяне могли взять или наоборот сдать свои земельные угодья в аренду.
А в годы столыпинской реформы (1906 – 1915 гг.) желающие могли выйти из общины, превратить свою землю в частную собственность, чем и воспользовались некоторые крестьяне. Были и такие, кто сразу же продал ненужные им земли. Орудия труда были в основном деревянные. Для обработки земли в основном применяли разновидности русской сохи - кунгурку и чегандинку, деревянные бороны, Хлеба жали серпами, косили яровые и редкие посевы. Фабричных с/х орудий пoчти не было. Имелись лишь веялки, которые крестьяне изготавливали сами. В начале XX века в Н - Березовке и Пензе почти половина крестьян не занимались с/хозяйством, жили на доходы от торгово-промышленной деятельности, работы по найму и т. д. Многие из-за нехватки своего хлеба сочетали работы на своих участках с работой где-нибудь на стороне. В обычном крестьянском дворе держали много скотины. Например, в хозяйстве Ивана Дмитриевича Воробьева были три лошади, жеребенок, три коровы, две подтелки, три теленка, 11 овец, 10 ягнят, пять свиней, два подсвинка и пять поросят, 20 ульев. Четверть всех дворов не имела лошадей и коров, являясь покупателем мяса, молока, масла.
XX ВЕК. РАСЦВЕТ. На рубеже 19-20 вв. Н - Березовка вновь переживает эпоху расцвета, из рядовой деревни она превращается в крупный торгово-промышленный центр. Резко возрастает численность населения. В 1914 г. в селе было 146 дворов. Кроме того, вокруг села возникают отдельные небольшие поселения. Причиной расцвета Березовки послужило ее выгодное расположение, как удобной пристани на Каме. Огромное количество производимого в западной части Бирского уезда хлеба вывозилось преимущественно речным путем с Березовской пристани. По объему грузооборота Н - Березовская пристань входила в число крупнейших в Камско-Бельском бассейне. В начале XX века она считалась третьей по масштабам тоproвыx операций пристанью в Уфимской губернии.
Березовские купцы - хлеботорговцы построили в селе множество лесных амбаров, где скапливался привезенный хлеб, а с началом навигации начиналась его отправка. Н - Березовка являлась крупным центром торговли "рынком сбыта для всей волости". 6-10 декабря в селе ежегодно проводилась большая ярмарка. Пo выходным устраивались базары. Существовало множество торговых лавок. Для переработки сельхоз. продукции в селе имелись водяные мельница, мельницы с паровым двигателем и нефтяным двигателем сушилки, кулеткацкие заведения, которые принадлежали купцам или зажиточным крестьянам. В селе живет много богатых купцов, постройки которых имеют вид совсем городских. Есть почтово-телеграфное отделение, частная аптека. Рост населения Н - Березовки вызвало увеличение плотности застройки. Расположенное на относительно небольшом возвышении между Камой и речкой Береэовкой, село практически не имело свободной земли под уделы. Жизненно важными для села являлись переправы. Перевоз через речку Березовку сдавался Удельным ведомством жителям Сухаревки в аренду, а через Каму - арендовали мужики из деревни Галаново. В 1912 г. через речку Березовку возводится деревянный мост. Наличие гостиницы в селе было отмечено в 1870 г.
Н - Березовка 19I7 года - эго уже поселение городского типа. В селе многочисленные наемные рабочие, приказчики, купцы, мастеровые, представители интеллигенции жили за счет покупных продуктов питания Действовали пекарни, булочные, чайные лавки, кабаки. Купеческие дочки, щеголи-приказчики "задавали тон" в местной моде. Приличным считалось одеваться по городскому. В то время в селе было семь портных, четыре швеи, два сапожника, две чулочницы, две модистки, одевавшие дам Березовского "высшего общества", Плотники, печники, столяры, прачки, прислуга, извозчик, водолив предлагали свои услуги. Был даже "живописец" Александр Васильевич Втулов, окончивший курс в Холуской живописной и иконописной школе. Сложилась небольшая прослойка интеллигенции, вместе с духовенством - около 20 семейств.
Торговля требует обязательного умения читать и считать. С 1869 г. в H - Березовке действовало земское училище (школа). Сначала преподавание велось отдельно для мальчиков и девочек, а с 1910 г. началось совместное обучение. Повысился статус училища: оно стало именоваться Николо - Березовское городское 4-х классное училище. В 1917 г. существовала библиотека. Богатое купечество выписывало газеты и журналы. Для простого народа очагами культуры были школа и церковь. К началу XХ века имелся земский фельдшерский пункт Сапожникова П. А., действовала аптека Львова. Существовала вольно-пожарная дружина, состоящая из бескорыстных и отважных добровольцев.
Пермский край в древние века
Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человека ступила на берега Чусовой и древней Камы. До XVII столетия н.э. человек в Прикамье прошел большой путь. Около 6 тыс. лет до н.э. на берегах Камы и Волги сложились основы для будущих финно-угорских народов Евразии.
В I тыс. до н.э. на берегах Камы и Волги складывается единая финноязычная общность - ананьинская. Ее племена стали предками современных финноязычных народов Поволжья и Приуралья.
В I тыс. н.э. это единство распадается на ряд племен, которые в первой половине II тыс. н.э. превратились в древние народности. Были среди них и предки современных коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и родановской археологических культур.
С севера и юго-востока к их территориям примыкали племенные земли чепецкой и вымской культур - предков современных коми и удмуртов. Через сарматские, а потом через тюркские степи приходят сюда караваны, везущие серебряные сосуды, бусы, прекрасные мечи и другие вещи. Обратно купцы везут меха соболя, бобра, белки, соль и даже зерно.
Х века в пермских землях торгуют булгарские купцы, а в XII в. земли народа вису (чулман) становятся частью булгарского феодального государства. Булгары селятся вместе с пермяками, в современных коми-пермяках течет определенная толика и булгарской крови.
Впервые слово "пермь" встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала XII в. "Повесть временных лет". Среди народов, которые "иже дань дают Руси", названа и пермь. Если учесть, что первые походы русских на Урал проходили севернее бассейна Камы, то, вероятнее всего, так называли население Вычегодского бассейна, предков коми-зырян. Впоследствии эта территория в русских летописях именовалась Пермью Старой, Пермью Вычегодской.
По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название "пермь" закрепляется и за этими землями. В отличие от Перми Вычегодской верхнекамские земли стали известны под именем Перми Великой. Это название часто встречается в письменных памятниках XIV в.
Пермский край в XIV-XVI вв.
В XIV - первой половине XV в. на земли по Верхней Каме все настойчивее посягало Московское княжество. Продвижение московских князей на северо-восток являлось частью борьбы за создание единого Русского государства. При их участии в Перми Великой в начале XV в. стали возникать первые русские поселения. Возникает древнейший русский город Прикамья - Чердынь - Пермь Великая.
На древней пермской земле начинают строить первые храмы. В самой же Чердыни появляется первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь.
Однако назначение наместника и христианизация еще не обеспечивали прочной власти московских князей в Перми Великой. Она не раз подвергалась разорительным набегам со стороны Казанского и Сибирского ханства,
Боярин Анфал Никитин основывает на верхней Каме укрепленный Анфаловский городок. В это же время вологодские посадские люди Калинниковы построили варницы по притоку Камы - реке Боровой - и положили начало солеварению на пермской земле. Именно этот промысел, перенесенный около 1430 г. на соседний приток Камы - реку Усолку, вызвал к жизни новое поселение - город Соль Камскую, Соликамск.
А с XVI в Пермская земля — составная часть Русского государства возникают вотчинные городки, строится Соликамск. В XVI столетии пермские земли служат источником средств для освоения Сибири. Здесь расцветает солеварение—крупная отрасль мануфактурной промышленности России, ставшая источником богатства не только именитых людей Строгановых, но и многих других уральцев.
Территория Перми Великой одной из первых на Урале окончательно вошла в состав Русского государства, что стало важным историческим событием. Появились возможности расширения государственных границ на востоке и освоения новых природных богатств.
С этих пор на государственной печати был воспроизведен новый титул Ивана III: "Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорьский, и Пермский, и Болгарский, и иных".
Русские стали преобладать по сравнению с коренным населением раньше в Чердынском уезде, чем в других регионах Прикамья.
В Соликамском уезде возникло много русских поселений, потому что здесь развивалось солеварение, требовавшее рабочих рук.
Благодаря географическому положению и природным условиям Кунгурский уезд имел немало преимуществ для заселения пришлым крестьянством. Сылвенско-Иренское поречье (Кунгурский уезд) стало частью Русского государства после присоединения Казанского ханства к Москве (1552). Здесь рано возник сельскохозяйственный рынок.
Русские стали селиться и вокруг Новоникольской слободы, хотя земли в бассейне Тулвы царскими указами были закреплены за башкирскими племенами и родами. Всем вновь пришедшим народам можно было жить на башкирской земле только по припуску, т.е. на правах аренды. Кроме русских, здесь компактно поселились татары, удмурты. Во второй половине XVI в. в район будущей Перми начало проникать, преимущественно с севера, русское население.
В 1558 г. обширные земли на Верхней Каме до устья р. Чусовой царь Иван IV отдал богатым солепромышленникам Строгановым, а в 1568 г. пожаловал им все земли по Чусовой “с устья и до вершины и от Чусовой реки вниз по реке Каме до Ласьвинского бору”. В 1579 г., по переписи И. И. Яхонтова, земли по Чусовой и ниже “от устья Чусовые реки вниз по Каме-реке и до речки Ласьва - 20 верст” числились в южной части строгановской вотчины с центром в Нижнем Чусовском городке.
Пермский край в XVII-XVIII вв.
Ближе к концу XVI в. и в XVII в. к основным переселенческим потокам с севера прибавились русские переселенцы, добиравшиеся к будущей Перми по Волге и Каме из центральных и южных регионов России.
Строгановы начали вытеснять татаро - башкир с их земель. Татарский мурза Култай Шигирев вместе со своим юртом переселился в верховья Нижней Мулянки, и место его поселения стало называться Култаевым Полем.
В начале XVII в. его сын Шигилей Култаев получил жалованную царскую грамоту на владение своей вотчиной. Однако постепенно татарское население было вытеснено на Верхнюю Мулянку, где основало деревни Кояново и Тасимки (Касимово). Татаро-башкирские поселения оказались в окружении русских. Часть татар и башкир переселилась в русские деревни, которые получили свои названия по речкам (Верхние Муллы и Нижние Муллы).
Административным центром этой части строгановской вотчины являлось с. Никольское (с 1647 г. - Верхние Муллы).
В XVII в. важным опорным пунктом в военном, хозяйственном и культурном освоении Среднего Урала на севере становится г. Соль Камская (Соликамск), а на юго-востоке - вновь построенный г. Кунгур. Магистральный русский путь через Урал пошел по открытой в 1597 г. Бабиновской дороге из Соликамска в Верхотурье.
Чтобы обеспечить более удобное руководство регионами, Петр I в 1708 г. ввел губернское правление. Весь Средний Урал до 1727 г. входил в Сибирскую губернию с центром в г. Тобольске, затем пермские земли отошли в Казанскую губернию, а позднее в 1781 г. по указам Екатерины II образуется Пермское наместничество.
К концу XVII в. в пермских землях, как и в целом на Урале, складываются условия для возникновения и быстрого развития тяжелой промышленности, без которой невозможно было представить себе новую Россию. Во многих местах Прикамья в XVI—XVII вв. существовали крестьянские железоделательные промыслы. Из крестьян формировалась основная часть работных и мастеровых людей.
В первые годы XVIII в. на р. Мазуевке, притоке р. Сылвы, в Кунгурском уезде возникает и один из первых на Урале железоделательных заводов XVIII века—завод Федора Молодого. В 1704 г. выходец из Уфы Федор Молодой основал вододействующий завод в районе традиционных крестьянских железных промыслов. Для этого им была куплена небольшая мельница у одного из крестьян, и Молодой перековывал в полосы крестьянские крицы, да и сам плавил железо в небольших горнах. Источником железной руды было месторождение в горе Советная.
В числе первых крупных металлургических предприятий Среднего Урала возник Егошихинский медеплавильный завод. Переписные книги XVII в. показывают, что местность, в которой возник Егошихинский завод, задолго до его создания была заселена коми-пермяками, татарами, башкирами и русскими крестьянами.
К концу XVII в. здесь находилось более 30 русских поселений, в том числе одно в устье Егошихи, а другое на Висиме. Несколько поселений было расположено не более чем в 10 километрах от Егошихинского починка. Деревню в устье Егошихи (Ягошихи) в конце XVII в. именовали по речке, иногда по фамилии преобладавшего числа жителей - Брюхановой, Брюхановкой. Завод, построенный здесь в 1723 г., был назван по реке и деревне.
Пермский край в XIX-XX вв.
В Прикамье еще в первой половине XIX в. начался промышленный переворот, который, однако, по сравнению с иными европейскими странами шел очень медленно и закончился не ранее 80-х гг. столетия.
Реформа 1861 г. отразилась на всех сторонах жизни Пермской губернии. Началось снижение производства металла. Уральский металл не выдержал конкуренции с продукцией Европы, где к этому времени промышленный переворот уже закончился.
Большой резонанс в пермской промышленности вызвало введение нового таможенного тарифа 1857 г., которым фактически были отменены казенное покровительство уральской промышленности и политика протекционизма.
Положение усугублялось и тем, что в результате четырех неурожайных лет (1857 - 1860) в Прикамье и на всем Урале резко выросли цены на хлеб и фураж.
Кризисные явления были преодолены уже в 70-е гг., а два последних десятилетия XIX в. принесли быстрый и стабильный рост горнозаводской промышленности, связанный с завершающей стадией промышленного переворота в России, который базировался в основном на уральской металлургии.
Однако рост черной металлургии сопровождался практически крушением медеплавильного производства. Это падение было связано с развитием нового района цветной металлургии на Восточном Урале, где в XIX в. были открыты крупные и удобные для разработки месторождения медного колчедана и быстро развилась цветная металлургия, основанная на самой передовой технологии.
Из всех трех с лишним десятков медеплавильных предприятий, работавших на Западном Урале в XVII — XIX вв., к 1900 г. сохранились только Юговские медеплавильные заводы (поселок Юг на одноименной реке, притоке р. Бабки), но и те в 1902 г. за истощением местной рудной базы были закрыты.
В Прикамье, в основном, расширялись и модернизировались уже действующие заводы. Одним из катализаторов заводского строительства явилась железная дорога, чье сооружение требовало увеличения производства сортового проката и других видов высококачественного металла и изделий из него.
Самым крупным и современным предприятием черной металлургии Западного Урала стал завод, заложенный в 1879 г. Русско-французским акционерным обществом у станции Чусовской Уральской горнозаводской железной дороги.
По сути дела, это первый завод нового типа на Урале. Он строился в соответствии с техническими стандартами Европы и, в отличие от старых предприятий, не имел заводского пруда, так как был не вододействующим, а основывался на паровых двигателях и электричестве.
В 1908-1910 годы на пермских заводах начинается промышленный подъем. Нытвенский завод стал выпускать плуги. Юго-Камский - молотилки, Лысьвенский металлургический завод перешел на выпуск жести, оцинкованного железа и посуды из него, а несколько позже освоил эмали рованную посуду. Суксунский завод изготавливал якорные шпили и другие части для барж, Александровский - горно-шахтное оборудование.
В XX в., еще до окончания гражданской войны (1919), Пермская губерния разделена на Екатеринбургскую и Пермскую.
В состав Пермской губернии вошли Чердынский, Соликамский. Пермский, Кунгурский, Осинский и Оханский уезды. В 1923 г. на Урале в результате нового районирования была образована обширная по площади Уральская область, включавшая в свой состав бывшие Пермскую, Екатеринбургскую, Тюменскую и Челябинскую губернии.
Территория современной Пермской области состояла тогда из Верхнекамского, Пермского, Кунгурского и частично Сарапульского округов (сегодня Сарапул находится в пределах Удмуртии).
В 1925 г. из Верхнекамского округа выделен Коми-Пермяцкий округ — первый национальный округ в стране.
В 1934 г. Уральская область была вновь раздроблена на три самостоятельные хозяйственно-административные единицы — Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую области. Но уже вскоре, 3 октября. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР первая из них разделена на две области: Свердловскую и Пермскую.
Пермский край в годы Великой Отечественной войны
В ХХ в. Пермь сыграла особую роль в годы Великой Отечественной войны.
В Перми производили артиллерийские орудия, двигатели для самолетов, стрелковое оружие и знаменитые «Катюши». Один из крупнейших промышленных центров страны сыграл важнейшую роль в снабжении Советской Армии вооружением, боеприпасами и людскими ресурсами. С первых дней войны все усилия были направлены на быструю перестройку народного хозяйства, переключение промышленных предприятий на выполнение заказов фронта. Главным звеном перестройки стало уральское машиностроение, переориентированное на выпуск оборонной продукции.
В Пермскую область было эвакуировано 124 промышленных предприятия и производства, 64 из них разместились в Перми. В Чусовом установили оборудование металлургические заводы юга страны, из 22 химических предприятий большая часть находилась в Соликамске и Березниках, целлюлозно-бумажные предприятия - в Красновишерске, Краснокамске, Соликамске.
В годы войны Пермская область стала не только мощной кузницей вооружения, но и крупнейшим регионом, в котором шло формирование военных соединений для фронта. Одной из первых вступила в бой с врагом 112-я стрелковая дивизия, сформированная из металлургов Лысьвы и Чусового, химиков Березников и Соликамска, горняков Кизела и Губахи. В июне 1941 года дивизия в составе 22-й армии приняла на себя удар фашистских войск в районе Краславы на территории Латвии.
Сражалась и 21-я Пермская Краснознаменная стрелковая дивизия, начавшая боевые действия против белофиннов в Ленинградской области. Первое боевое крещение принял 94-й Осинский полк под командованием майора И. Зорина.
В октябре 1941 года пермские воины сражались в составе войск Карельского фронта и Северного флота.
В августе 1941 года была сформирована 379-я стрелковая дивизия, которая одной из первых военных соединений Западного Урала встала на оборону Москвы. Из четырех строевых дивизий 30-й армии три были уральскими. За время битвы под Москвой с 8 декабря 1941 года по 21 января 1942 года дивизия прошла с боями 170 км, освободила 32 населенных пункта и уничтожила свыше 7 тыс. фашистов. Позднее дивизия приняла участие в прорыве блокады Ленинграда. В августе 1943 года уральцы развернули наступление в направлении Тортилово-Мишкино, уничтожая оперативные резервы противника, которые были нацелены на Ленинград. В зимнюю кампанию 1944 года 379-я дивизия участвовала в освобождении Правобережной Украины, а летом - в боях на территории Латвии. За освобождение города Режица уральской дивизии было присвоено наименование Режицкой.
Всего за 3 года войны 379-я Режицкая стрелковая дивизия прошла с боями более 750 км, освободив более тысячи населенных пунктов, уничтожив, ранив и взяв в плен более 60 тыс. гитлеровцев.
В битве за Москву приняла участие 82-я мотострелковая дивизия, сформированная в Прикамье. Ее 603-й мотострелковый полк был награжден орденом Красного Знамени.
За мужество и отвагу воины Западного Урала получили 135 тыс. орденов и медалей. Почти 200 стали Героями Советского Союза, а М. Одинцов и Г. Сивков удостоены этого звания дважды.
Также в годы Великой Отечественной войны в Перми и Пермской области развернуло работу большое количество эвакогоспиталей. Этому способствовало удобное географическое положение Прикамья, высокий уровень экономического и культурного развития, наличие трех медицинских вузов (медицинский, стоматологический, фармацевтический), высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, медицинского персонала, широкой сети лечебно-профилактических учреждений.
Пермский край в послевоенные годы
Послевоенные годы отмечены бурным наращиванием промышленного потенциала Пермской области. Происходило освоение залежей нефтяных, угля каменного, леса. Были построены ГЭС Камская и ГЭС Воткинская, ТЭЦ Березниковская и Пермская, ГРЭС Яйвенская. Прикамье Уральское становится регионом с мощной нефтеперерабатывающей индустрией, машиностроением, электротехнической промышленостью.
С начала 1960-х годов расселение в Пермском промышленном узле утрачивает ярко выраженную ленточную структуру. Вдали от реки возникают два новых промышленных района - нефтеперерабатывающий комплекс в Осенцах (ПНОС) и электротехнический комбинат в районе Гайвы (“Камкабель”).
Жилищное строительство в эти годы ведется крупными массивными на свободных территориях. Так были созданы два больших жилых района - Городские Горки (на месте д. Горки) и Балатово.
Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года.
История Пермского края (с древнейших времен) Эту история на буду писать на основе своих материалов (своего исторического Атласа народов, племен, культур с 17 млн.лет днэ), своих статей, карт, и других научных материалов. До 1 млн лет назад территория Пермского края была дном океана. Эта территория стала сушей (стала подниматься над поверхностью океана) примерно 800 тыс.лет назад. И это был новый материк, в который входили территории современной Сибири – это была крайне западная оконечность этого материка. На противоположной стороне к этому времени стал формироваться новый материк – Европа. Территория между Уралом и современной рекой Унжа (северный приток Волги) был еще под водой. Примерно в 199 тыс.лет днэ материки Европа и Сибирь соединились в один и появился большой материк Евразия (к нему присоединился и материк Южная Азия). В это время между Уралом и Верхней Волгой было много озер и болот. Постоянных жителей (людей) на этой территории не было. К этому времени на Земле жило в основном три группы народов – асуры (первые люди на Земле – австралоиды) жили в Восточной Африке, на Магадаскаре, Цейлоне, Индии, Бирме, Индокитае, островах Индонезии. Муанцы (восточные асуры) жили на островах Тихого океана, Японии, Филиппин. Атланты (западные потомки асуров) в это время населяли два больших острова в Атлантическом океане – Рута и Лаития, а также на территории Западной Европы, на восточных берегах Средиземного моря (тогда оно еще было соединено с Атлантическим океаном. Атланты к этому времени имели европеоидный внешний вид (средиземноморская раса). Примерно в 79 тыс.лет днэ территория Пермского края находилась в зоне большого ледника. Примерно в 38 тыс.лет днэ территория Пермского края снова была покрыта ледниками. Во втемена межледниковых периодов эта территория освобождалась от льда и покрывалась лесами и населялась животными. Но постоянного населения (людей) в эти времена на территории Пермского края не было. Примерно в 30 тыс.лет днэ на Пермской земле опять был ледник. Примерно в 17500 лет днэ на территории Пермского края (в южной части долины реки Камы) поселились племена гагаринской культуры. Это были европеоиды средиземноморской расы, которые пришли в Пермский края с юга – со Средней Волги. Примерно в 12000 лет днэ на севере Евразии был опять ледниковый период, но ледник не захватил территорию Пермского края. По этому с севера на территорию Пермского края пришли жители северного материка – Гипербореи. Гиперборейцы были европеоидами со светлым лицом и светлыми волосами. В последствии из потомков гиперборейцев вышли все индоевропейские и уральские народы. В глубокой древности всю территорию, включающую Пермский край, Вятскую землю и республику Коми называли другим названием «Биармия». Некоторые исследователи древней истории считают, что Биармия была родиной всех индоевропейских народов мира (от ирландцев на западе до индийцев на юге). Намного позднее название «Биармия» изменилось на слово «Пермия», а еще позднее на слово «Пермь Великая». По этой причине в последующем я буду называть эту территорию по разному. Примерно в 7500 г.днэ на территории Биармии (долина реки Камы и Средний Урал) на основе южных потомков гиперборейцев сформировалась новая археологическая культура – шигирская. Племена этой культуры в основном все стали индоевропейскими народами. К 6500 году днэ племена шигирцев расселились на обширной территории – от южной части Западной Сибири до берегов Балтийского моря. Севернее долины реки Камы продолжали жить северные группы потомков гипербореев (это будущие уральские финно-угорские народы). К 4800 г.днэ из общей массы шигирцев на юг уходят три группы племен – западная (нарвская археологическая культура), центральная (верхневолжская археологическая культура) и восточная (это племена будущей древнеямной культуры). Но о них мы не будем ничего писать так как они жили вне территории древней Биармии. В самой Биармии по прежнему жили шигирские племена и только севернее от Верхней Камы жили будущие уральские народы. К 4100 г.днэ на территории Биармии уже в основном не было шигирцев. В долине реки Камы сформировалась волго-камская археологическая культура. Племена этой культуры стали основой многих народов древней Биармии (Перми Великой). К 3100 г.днэ на в южной части бассейна реки Камы сформировалась горбуновская культура, в северной части бассейна – чужьяёльская культура (это тоже предки древних финно-угров). К 1500 г.днэ в верховьях реки Камы появилась новая культура (в дополнение к уже существующим) – турбинска (это тоже древние финно-угры). К 1100 г.днэ в долине Камы сформировалась приказанская культура (на основе горбуновской культуры). К 700 г.днэ в долине реки Камы сформировалась ананьинская археологическая культура (на основе приказанской культуры). К 350 г.днэ в связи с сильным расселением сарматов (иранских кочевых племен) часть их достигала южных территорий восточного Прикамья. К 100 г.днэ в дилине реки Камы сформировалась пьяноборская археологическая культура (на основе ананьинской культуры). Это были тоже финно-угорские племена. К 400 году нашей эры в основном древние угорские племена уже полностью сформировались на востоке от Уральских гор. А на территории Перми Великой продолжался процесс формирования финно-язычных народов (конечно финно-язычные народы Перми Великой по своему языку были ближе к уграм, чем к финнам). К 750 году – в южной части долины Камы поселились племена булгар. Это тюркские племена, они пришли с юга – с Северного Кавказа. Эти племена основали там свое государство – Булгарию Волжско-Камсукую. К 950 году – на территории Перми Великой сформировалась (точнее выделилась из общей массы финно-язычных племен севера Восточной Европы) группа племен – это пермские племена (племена перьми). Западнее (западнее Перми Великой) жили племена чуди (чудские племена). Пространство к западу от Урала до рек Печоры, Вычегды, Камы и Волги носило в древних русских летописях и договорах названия «Пермь», «Перемь», «Пермия». Примерно к 1000 году возник город Чердынь (на правом берегу Колхвы) – главный город Пермской земли. Считается, что Чердынь была центром исторической области Перьми Великой, которая в 10 – 12 веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом. и северными народами (Югрой – современной Коми). С X века здесь торговали булгарские купцы, а одним из главных предметов экспорта становится соль. С XI-XII веков часть юга современного Пермского края, где проживал народ чулпан входила в состав Волжской Булгарии. Булгары селились вместе с пермяками и частично смешивались с ними К 1000 году – в южной части Перми Великой из общей массы пермских племен выделился новый народ – вотяки (это старое название современных удмуртов, еще у них было название «воть» или «водь»). Они населяли не только южную часть долины Камы, но и значительную часть долины реки Вятки (название реки тоже произошло от вотского народа), с этого времени все чаще долину реки Вятка стали называть Вятской Землей. Название «Пермь Великая» впервые встречается у святого Епифания, в житии святого Стефана Пермского, составленном в 1396-1397 гг. Впервые в русских документах «Перемь» упоминается в «Повести временных лет», как неславянский народ, дающий дань Руси. С 10 века Пермь находилась под влиянием Булгарии Волжско-Камской. Известно, что первые походы русских на Урал проходили севернее бассейна Камы, поэтому предполагают, что, вероятнее всего, пермью называли население Вычегодского бассейна, предков коми-зырян. В русских летописях впоследствии эту территорию называли Пермью Старой, Пермью Вычегодской. В XIII веке пермские земли попали под власть Золотой Орды. С 1323 года по 1505 год на территории Перми Великой существовало коми-пермяцкое средневековое княжество на Верхней Каме, в междуречье Камы, Вишеры, Колвы и Язьвы. Межплеменной центр - Чердынь, резиденция верховного князя – Покча (село в Чердынском районе), духовный центр – Искор. Около 1430 года возникло новое поселение - город Соль Камскую, Соликамск. В 15-м веке экономическое и политическое значение Перми Великой - Чердыни достигло пика. Кроме пушнины, высоко ценившейся в Европе, в Пермском крае сосредотачивалось так называемое закамское золото, то есть высокохудожественные серебряные изделия. Это закамское серебро - одна из загадок русской истории. Если верить русским летописям, серебро будто бы добывали в XIII-XV вв. в подвластном Великому Новгороду Прикамье. Но когда эти земли перешла под власть Москвы, серебряных рудников не обнаружилось. Не добывают серебро на Урале и сейчас. Однако на Урале вплоть до ХХ века постоянно находили многочисленные клады серебряной посуды, изготовленной в средневековом Иране и Византии, которые тоже нередко называют закамским серебром. Большинство этих кладов было оставлено коми-пермяками задолго до появления славян еще в раннем средневековье. 1451год – впервые город Чердынь упоминается в письменных документах (Вычегдо-Вымская летопись). С этого времени Пермское княжество – вассал Москвы. В 1451 году великий князь Московский Василий II Темный посадил своими наместниками в Перми Вычегодской князя Ермолая и его сына Василия, а другой сын Ермолая Михаил стал правителем Перми Великой. Предполагают, что это были местные коми-пермяцкие князья, возможно, однако они были христианами и имели русские имена. В 1472 году Пермь включена в состав Великого княжества Московского. Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. Весной 1472 московские полки под командованием воеводы стародубского князя Фёдора Пёстрого разбили пермское войско и взяли в плен князя Михаила Ермолаевича В 1481 году Чердынь переживает атаку манси (вогуличей), которым не удалось взять город. С 1505 года Пермская земля стала управляться московскими наместниками. В 1505 году князь Василий III прислал из Москвы нового наместника – В. А. Кобра. Его правление определяла особая уставная грамота. Позднее в Чердыни наместников заменили воеводами, подчинявшимися Новгородскому приказу. В 1535 году Чердынь официально признана городом. Взятие Казани в 1552 году и покорения Сибири Ермаком (1581 – 1585) устранили последние препятствия для присоединения к Русскому государству уральских земель. Купцы Строгановы получили грамоту на устройство в Сольвычегодске соляных варниц, а в 1558 году на земли по рекам Кама и Чусовая. Грамота обязывала их строить «городки» и слободки для государства, варить варницы, варить соль. В покорении Сибири были заинтересованы, как они сами, так и государство. В 1579 году упоминается селение Зырянка, это будущий город Березняки. К 1600 году – в северной части Перми Великой сформировались новые народы – коми и коми-пермяки. В Писцовых книгах 16 и 17 веков, в государевых грамотах и других указах употребляется название «Пермь Великая» - в смысле всей страны, и «Пермь Великая-Чердынь» - в смысле названия главного города страны. К этому времени у Вятской Земли была полностью своя история. В начале 17 века возникла деревня Егощиха (это место будущего города Пермь). В 1617 г. строгановский крепостной Яков Литвинов нашел в высоком берегу Камы медную руду. На Урал стали прибывать экспедиции, в составе которых были приглашенные иностранные мастера В 1628 г. кузнецу Невьянского острога посчастливилось обнаружить залежи болотной железной руды при впадении р. Ницы в р. Нейву. В 1631 г. на этом месте вступил в строй первый на Урале казенный Ницинский железоделательный завод. К работе на предприятии были определены 16 крестьянских семей, которые с помощью четырех домниц и нескольких кузнечных горнов производили в год до 400 пудов железа. Первенец уральской металлургии проработал несколько десятилетий. В 1634 г. был основан Пыскорский казенный завод - первое медеплавильное предприятие России. В 1648 году фактически основан же город Кунгур чердынскими и соликамскими воеводами: думным дворянином Прокопием Елизаровым. В 1663 году официально основан город Кунгур. На самом деле он основан раньше. В 1670 году возникает горный город Дедюхин (будущие Березняки). В 1696 г. Петр призвал охотников изготовить несколько алебард по иностранному образцу. На государев зов откликнулся один Никита Демидов. Через месяц он доставил Петру 300 алебард, превосходивших качеством заграничные. Когда же началась война со шведами, Демидов изготовил 20 тыс. ружей. Будучи привлечен в качестве эксперта по уральскому железу, Демидов определил, что качеством оно лучше <свейского> (шведского). В 1702 г. был издан специальный указ о передаче Демидову Невьянского завода. Царь отдал завод с умыслом: таким образом он хотел привлечь частный капитал к превращению далекого от столиц края в главную металлургическую базу страны. В 1704-1720 гг. правительство основало на Урале 4 завода, а частный капитал - 5, три из которых были пущены Никитой Демидовым и его сыном Акинфием. Не все заводы оказались долговечными, но рождение нового промышленного района состоялось. В 1722 году Строгановы из именитых людей превратились в баронов Российской Империи. Строгановы строили города и крепости, дороги и храмы. Ими были построены острожки-крепости – Очерский, Сылвенский, Яйвенский, чтобы охранять свои варницы и людей. Основали свою первую «столицу» - Новое Усолье, где и сейчас стоят прекрасные Строгановские храмы. В 1723 году основан город Пермь. Там построен медеплавильный завод. В 1796 году Пермское наместничество было преобразовано в Пермскую губернию. Центром губернии стал город Пермь. В 1835 году в Пермь сослан А.И.Герцен. 24 августа 1878 года состоялось открытие Уральской железной дороги от Перми до Чусовой В 1874 году началось строительство театра оперы и балета. В 1896 году был открыт первый кинотеатр - «Иллюзион». Он находился на углу улиц Железногорская до 1899 года (ныне Пушкина) и Кунгурской (ныне Комсомольский проспект). В 1897-1898 годах была проложена Пермь-Котласская ветка, соединившая Уральскую железную дорогу с железнодорожной сетью Европейской России. В начале ХХ в. Пермская губерния и по территории, и по численности населения была самой большой на Урале и одной из самых крупных в Российской империи. По численности населения губерния занимала 5-е место, на ее территории проживало около 3 млн человек. В губернском городе Перми к началу века проживало 45 тыс человек. В октябре 1901 г. открылась Пермская товарная биржа. В 1902 году в Перми создан Пермский комитет РСДРП. 23 ноября (6 декабря) 1917 года власть в Перми перешла к Советам. 25 декабря 1918 года власть в Перми захвачена армией Колчака. 1 июля 1919 года Пермь была освобождена от белой армии. В 30-х годах 20 века в Перми был построен моторостроительный завод (ныне - АО <Пермские моторы>), который благодаря своему конструкторскому бюро (ныне АО <Авиадвигатель>) вскоре стал ведущим предприятием отечественного авиастроения. Пермский судостроительный завод (АО <Кама>), построенный в 1930-1936 гг., выпускал буксиры и катера. Прикамье стало крупнейшим центром машиностроения. Открытие в 1926 году Верхне-Камского месторождения калийно-магниевых солей, которое является одним из крупнейших в мире, дало толчок строительству Соликамского калийного комбината (АО <Сильвинит>) и магниевого завода (АО <Соликамский магниевый завод>), который в настоящее время является старейшим действующим магниевым заводом в мире. В 1932 году создан город Березняки путем объединения нескольких поселков - Веретия, Дедюхин, Лёнва, Усть-Зырянка и Чуртан 3 октября 1938 года - образована Пермская область была (выделена из состава Уральской области) 8 марта 1940 года Пермская область была переименована в Молотовскую область». В 1950 г. объем промышленной продукции в Пермской области по сравнению с 1940 г. вырос в 2 раза. В 1957 году было возвращено название Пермская область С начала 1960-х годов возникают два новых промышленных района – электротехнический комбинат в районе Гайвы (“Камкабель”) и нефтеперерабатывающий комплекс в Осенцах (ПНОС). 1 декабря 2005 года в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года, в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был образован Пермский край.
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПРИКАМЬЯ. Перм. край, перм. Прикамье – территория, уникальная в этнокультурном отношении. Положение на границе Европы и Азии, степи и тайги было причиной того, что в разные ист. периоды Прикамье осваивали разные народы. Археологические источники позволяют реконструировать этнические процессы, протекавшие в Прикамье в 10-15 вв., которые послужили основой для дальнейшего формирования этнической карты региона. Первоначальное освоение прикамских земель осуществлялось предками финно-угорских и тюркских народов. На верхней Каме шли процессы консолидации в коми-пермяцкую народность племен родановской культуры. Предки коми-пермяков были расселены тогда в Сев. и Среднем Прикамье. Юж. районы Прикамья в этот период осваиваются угорским и тюркским населением. На территории Сылвенско-Иренского поречья в 9-15 вв. сформировалось смешанное угро-тюркское население, которое в более поздних источниках именуется «иштеками» или «остяками». Коренное население земель бассейна рек Сылвы и Ирени в последующие периоды примет активное участие в формировании пермских татар в качестве одного из компонентов. В 13-14 вв. в бассейнах рек Буй, Тулва, Танып расселяются башкирские племена, которые ассимилируют здесь угорское население. Движение башкирских племен на север, по мнению исследователей, было вызвано проникновением в юго-зап. Башкирию кипчаков. В целом Прикамье представляло собой малоосвоенный регион. Коренное население, занималось полукочевым скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, собирательством. Коми-пермяки были знакомы с земледелием. Новый этап этнокультурной истории Урала начинается со 2-й пол. 16 в.; с этого времени начинает формироваться этническая карта Прикамья, которая в основных чертах сохранилась и до 2000-х гг. Предпосылки для новых процессов были подготовлены ист. событиями кон. 15 – 1-й пол. 16 в. Присоединение в 1472 г. Сев. Прикамья, Перми Великой, к Русскому государству вовлекло прикамские земли в сферу геополитики московских князей. Власть Москвы подкрепляется и предшествовавшей этому христианизацией местного населения (1455, 1462 гг.). В 1558-1568 гг. Иван IV передал земли по Каме и её притокам солепромышленнику и торговцу А. Ф. Строганову. Прикамские земли стали основным форпостом на пути проникновения русских в Юж. Прикамье и Сибирь. Поход Ермака и присоединение Зап. Сибири во 2-й пол. 1580-х гг. к Русскому государству также вызвали приток русского населения, оседавшего в Прикамье и Зауралье. В 16-18 вв. формируется основная часть русского старожильческого населения. Падение в 1552 г. Казанского ханства, переход Ногайской Орды в зависимость от московских князей (1563), присоединение к Москве в 1556-1558 гг. удмуртов и башкир явились основными факторами, способствовавшими заселению и освоению юж. районов края, так как с этих пор и южноприкамские земли становятся частью Русского государства. Взятие Казани, усиление феодального гнёта, рост масштабов помещичьего землевладения, расслоение деревни, распространение среди народов, населявших Казанское ханство, православного христианства вызвали массовую миграцию на восток татар, марийцев, удмуртов, башкир. Особенности этнического состава населения Прикамья в нач. 18 в. выглядят таким образом: из всего населения края, составлявшего 72 532 человека, русских насчитывалось 47 552 (65,56 %), коми-пермяков – 7789 (10,74 %), татар – 3870 (5,34 %), башкир – 10 082 (13,4 %), марийцев – 1136 (1,56 %), удмуртов – 930 (1,28 %), манси – 164 (0,23 %). В 19 в. этническое развитие Прикамья характеризовалось протеканием нескольких процессов. Этническая структура населения края усложняется, в этот период в крае появляются диаспоры евреев, поляков, немцев, эстонцев, белорусов, а также отдельные представители других народов. Однако по-прежнему основу этнического состава населения составляли народы, освоившие Прикамье в предыдущий период и проживающие на своей исторически сложившейся территории. По переписи 1869 г. на землях, относящейся сегодня к Перм. обл., в сельской местности проживало русских – 506 724 человека, коми-пермяков – 62 130, татар – 19 130, башкир – 32 882, удмуртов – 3346, марийцев – 9815, манси – 424. В 20 в. для Прикамья, его этнокультурной истории были характерны в основном те же процессы, что протекали и во многих других регионах России: массовые миграции, урбанизация, разрушение многих элементов традиционной культуры, ассимиляционные и интеграционные процессы. В 1920-1930 гг. национально-государственное строительство в Прикамье в первую очередь оно было связано со становлением государственности коми-пермяцкого народа. 26 февр. 1925 г. Президиум ВЦИК постановил образовать наряду с другими административными округами Уральской обл. Пермяцкий окр. – с небольшими дополнительными правами. В 1930 г. все округа, за исключением Пермяцкого, были упразднены. Массовые миграции населения привели к заметному усложнению этнического состава населения. Так, если в 1890 г. в г. Перми проживали представители 22 национальностей, то в 1989 г. – более 100. Хотя по-прежнему основную часть населения региона составляли народы, давно освоившие Перм. край. Этническое развитие края в 2000-е гг. характеризовалось протеканием сложных, порой противоречивых этнических процессов. С одной стороны у многих народов, наблюдались всплеск этнической активности, рост национального самосознания, тенденции к консолидации. Однако эти процессы протекали по-разному. Так, если национально-культурные центры у удмуртов, татар и башкир Прикамья были созданы в 1991 г., то у перм. чувашей – только в 2001 г. С др. стороны, продолжались ассимиляционные процессы. Особенно заметно они наблюдались в городской среде. Таким образом, история формирования населения Прикамья показывает, что на протяжении всей истории регион складывался как полиэтничный, его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу и традициям народы. В Прикамье активно происходило их взаимодействие. Традиционная культура каждого народа складывалась и развивалась в условиях диалога с культурами соседей. Характерной особенностью этнической культуры перм. народов являются межэтнические заимствования, явившиеся результатом этого диалога. Степень и формы взаимодействия оставались разными: от незначительных заимствований до полной ассимиляции.