Северо-Восточная Русь: княжества, культура, история и развитие региона. Особенности развития северо - восточных земель Руси
Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы - «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать - тому поспособствовали многие события.
Великие князья Ростовские
Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они - кривичи, вятичи, ильменские словены - стали активно заселять эти земли.
После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый - сын Владимира, князя киевского. С 1010-го - Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские - Владимир Мономах и Юрий Долгорукий - немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.
Наследие Ростова
Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси - Ростовская - была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера.
После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль.
Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.
Ростово-Суздальское княжество
За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья - Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода.
Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов.
При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия - Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.
Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси
Планам Юрия Долгорукого, в которых он видел своих старших сыновей правителями южных княжеств, а младших - властелинами Ростова и Суздали, так и не суждено было сбыться. Но их роль в некотором роде была даже весомее. Так, Андрей заявил о себе как о мудром и дальновидном правителе. Его своенравный характер всячески старались сдерживать входящие в его совет бояре, но и тут Боголюбский проявил свою волю, перенеся столицу из Суздали во Владимир, а затем захватил и сам Киев в 1169 году.
Однако столица Киевской Руси не влекла этого человека. Завоевав и город, и титул «великого князя», он не остался в Киеве, а посадил в нем наместником своего младшего брата Глеба. Ростову и Суздали он также отвел незначительную роль в истории тех лет, так как к тому времени столицей Северо-Восточной Руси был Владимир. Именно этот город Андрей избрал своею резиденцией в 1155 году, задолго до завоевания Киева. Из южных княжеств, где он правил некоторое время, он вывез во Владимир и икону Вышгородской Божьей Матери, которую очень почитал.
Выбор столицы был весьма удачным: почти на две сотни лет этот город удерживал пальму первенства на Руси. Ростов и Суздаль пытались вернуть себе былое величие, но даже после смерти Андрея, чье старшинство как Великого князя признавалось практически во всех землях Русских, кроме разве что Чернигова и Галича, им это не удалось.
Междоусобицы
После кончины Андрея Боголюбского суздальцы и ростовчане обратились к сыновьям Ростислава Юрьевича - Ярополку и Мстиславу - в надежде, что их правление вернет городам былую славу, но долгожданное объединение Северо-Восточной Руси не наступило.
Во Владимире правили младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михалко и Всеволод. К тому времени новая столица существенно укрепила свое значение. Андрей многое сделал для этого: успешно развивал строительство, в годы его правления был возведен знаменитый Успенский собор, он даже добивался учреждения отдельной митрополии в своем княжестве, чтобы и в этом обособиться от Киева.
Северо-Восточная Русь при правлении Боголюбского стала центром объединения русских земель, а впоследствии и ядром великого государства Российского. После гибели Андрея смоленские и рязанские князья Мстислав и Ярополк - дети одного из сыновей Долгорукого Ростислава, попытались захватить власть во Владимире, но их дядья Михаил и Всеволод оказались сильнее. Кроме этого, их поддерживал князь черниговский длилась более трех лет, после чего Владимир закрепил за собой статус стольного града Северо-Восточной Руси, оставив и Суздали, и Ростову удел подчиненных княжеств.
От Киева до Москвы
Северо-Восточные земли Руси насчитывали к тому времени немало городов и весей. Так, новая столица была заложена в 990 году еще Владимиром Святославовичем как Владимир-на-Клязьме. Около двадцати лет после своего основания город, входящий в Ростово-Суздальское княжество, не вызывал особого интереса у правящих князей (вплоть до 1108 года). В это время его укреплением занялся еще один князь - Владимир Мономах. Он присвоил городу статус опорного пункта Северо-Восточной Руси.
То, что этот небольшой населенный пункт со временем станет стольным градом земель русских, не мог помыслить никто. Прошло еще много лет, прежде чем Андрей обратил на него свое внимание и перенес туда столицу своего княжества, которая будет ею оставаться еще почти двести лет.
С того момента, как великие князья стали величаться владимирскими, а не киевскими, утратила свою ключевую роль, но интерес к ней отнюдь не пропал среди князей. Править Киевом за честь почитал каждый. Но с середины XIV века некогда окраинный город Владимиро-Суздальского княжества - Москва - постепенно, но верно стал возвышаться. Владимир же, как и в свое время Ростов, а затем и Суздаль, - утрачивать свое влияние. Немало тому способствовал переезд в Белокаменную митрополита Петра в 1328 году. Князья Северо-Восточной Руси воевали между собой, а московские и тверские правители всячески старались отвоевать у Владимира преимущество главного города русских земель.
Конец XIV века ознаменовался тем, что здешние хозяева получили привилегию называться великими князьями Московскими, настолько преимущество Москвы перед другими городами стало очевидным. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской последним носил этот титул, после него все правители Руси величались великими князьями Московскими. Так закончилось развитие Северо-Восточной Руси как самостоятельного и даже главенствующего княжества.
Дробление некогда могущественного княжества
После переезда митрополита в Москву Владимирское княжество было разделено. Владимир передан суздальскому князю Александру Васильевичу, Великий Новгород и Кострому взял под свое правление московский князь Иван Данилович Калита. Еще Юрий Долгорукий мечтал осуществить объединение Северо-Восточной Руси сВеликим Новгородом - в конце концов, это произошло, но ненадолго.
После смерти суздальского князя Александра Васильевича, в 1331 году, его земли перешли к князьям Московским. А через 10 лет, в 1341-м, территория бывшей Северо-Восточной Руси вновь подверглась переделу: Нижний Новгород перешел к Суздали, как и Городец, Владимирское же княжество навсегда осталось за московскими правителями, которые к тому моменту, как уже говорилось, также носили титул Великих. Так возникло Нижегородско-Суздальское княжество.
Поход на Северо-Восточную Русь князей с юга и центра страны, их воинственность, мало способствовали развитию культуры и искусств. Тем не менее повсеместно возводились новые храмы, при оформлении которых применялись лучшие техники декоративно-прикладного искусства. Создавалась национальная школа иконописи с характерными для той поры яркими красочными орнаментами в сочетании с византийской живописью.
Захват земель русских монголо-татарами
Немало несчастий народам Руси приносили междоусобные войны, а воевали между собой князья постоянно, но более страшная беда пришла с монголо-татарами в феврале 1238 года. Вся Северо-Восточная Русь (города Ростов, Ярославль, Москва, Владимир, Суздаль, Углич, Тверь) была не просто разорена - она были практически сожжена дотла. Войско Владимирского было разбито отрядом темника Бурундая, сам князь погиб, а его брат Ярослав Всеволодович был вынужден во всем подчиниться Орде. Монголо-татары лишь формально признавали его старейшим над всеми русскими князьями, на самом деле всем заправляли именно они. В поголовном разгроме Руси сумел уцелеть лишь
В 1259 году Александр Невский провел перепись населения в Новгороде, разработал свою стратегию правления и всячески укреплял свои позиции. Спустя три года в Ярославле, Ростове, Суздале, Переяславле и Владимире были перебиты сборщики подати, Северо-Восточная Русь снова замерла в ожидании набега и разорения. Этой карательной меры удалось избежать - Александр Невский лично отправился в Орду и сумел предотвратить беду, но на обратном пути умер. Случилось это в 1263 году. Лишь его усилиями удавалось сохранять в некоторой целостности Владимирское княжество, после смерти же Александра оно распалось на независимые уделы.
Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры
Страшные то были годы... С одной стороны - нашествие на Северо-Восточную Русь, с другой - не прекращающиеся стычки уцелевших княжеств за владение новыми землями. Страдали все: и правители, и их подданные. Освобождение от монгольских ханов пришло лишь в 1362 году. Русско-литовское войско под командованием князя Ольгерда разбило монголо-татар, навсегда вытеснив этих воинственных кочевников с Владимиро-Суздальщины, Московии, Псковщины и Новгородчины.
Годы, проведенные под вражеским игом, имели катастрофические последствия: культура Северо-Восточной Руси пришла в полный упадок. Разорение городов, разрушение храмов, истребление значительной части населения и, как следствие, - потеря некоторых видов ремесел. На два с половиной столетия остановилось культурное и промысловое развитие государства. Многие памятники деревянного и каменного зодчества погибли в огне или были вывезены в Орду. Были утеряны многие технические приемы строительства, слесарства и прочих ремесел. Многие памятники письменности исчезли бесследно, летописание, прикладное искусство, живопись пришли в полный упадок. Потребовалось почти полвека, чтобы восстановить то малое, что удалось сберечь. Но зато развитие новых видов ремесел шло стремительно.
Единение культур и земель
После освобождения от Ига все больше русских князей приходили к непростому для них решению и выступали за объединение своих владений в единое государство. Центрами возрождения и свободолюбия и русской культуры стали новгородская и псковская земли. Именно сюда стало стекаться из южных и центральных регионов работоспособное население, неся с собой старые традиции своей культуры, письменность, архитектуру. Огромное значение в деле объединения русских земель и возрождении культуры имело влияние где сохранились многие документы старины, книги, произведения искусства.
Началось строительство городов и храмов, а также оборонительных сооружений. Тверь стала едва ли не первым городом в Северо-Восточной Руси, где началось каменное строительство. Речь идет о возведении храма Спаса-Преображения в стиле владимиро-суздальского зодчества. В каждом городе наряду с оборонительными сооружениями строились церкви и монастыри: Спаса на Ильне, Петра и Павла в Кожевниках, Василия на Горке в Пскове, Богоявления в Запсковье и многие другие. История Северо-Восточной Руси нашла свое отображение и продолжение в этих строениях.
Живопись возрождали Даниил Черный и Андрей Рублев - знаменитые русские иконописцы. Мастера ювелирного дела воссоздавали утерянные святыни, многие ремесленники трудились над восстановлением техники создания национальных предметов обихода, украшений, одежды. Многое из тех веков дошло и до наших дней.
После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси - в землях Владимиро-Суздальского княжества.
В XIII-XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.
Сельское хозяйство. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда - соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству.
Главным в социальном развитии в XIV-XV вв. являлся интенсивный рост крупного землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т. е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.
Владельцы вотчин часть земли передавали другим лицам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова «поместье» дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.
С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Если ранее налог в пользу церкви - десятина - выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских вотчинников земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.
Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321-1391) в 70 км к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыни), монастырь превратился в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т. е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.
Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали вотчинникам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию вотчинников как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости («смерды», «закупы», «изгои», «люди» и т. п.). В XIV в. появился новый термин - «крестьяне», ставший названием земледельческого класса русского общества. Наряду с трудом крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.
Кроме частного землевладения (княжеских, боярских, монастырских вотчин и поместий) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин - «черных» земель, плативших подати в казну.
Город. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII-XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие ремесла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).
В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией. К XVI в. в городах практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» - комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли белыми).
Русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали холя еще слабые экономические связи между отдельными частями страны.
Политическая централизация Руси в XIII-XV вв. происходила значительно быстрее, чем преодолевалась се экономическая разобщенность Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.
| | | | | | | | | | 11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Основным занятием в этот период было земледелие. Основными системами земледелия были – двухполье ,трёхполье (упоминается с начала 15 в),перелог (лесной и степной), на протяжении 14-15 в сохраняетсяподсечное .
Применяемые орудия труда – соха(двухзубая, трёхзубая, косуля), рало. В этом регионе плуг не упоминается. Соха косуля применялась при подсечном земледелии(расчищали землю). Борона, мотыга, серпы, лопаты.
При пахоте земли использовали лошадь. Волов не использовали, так как траву не косили, кормить нечем(коса не применялась до 18 в).
Основные культуры – рожь, ячмень, жито, пшеница, гречиха, бобовые. Для подкормки лошадей использовали овёс. Технические культуры – лён, конопля. Овощи – огурцы, капуста, тыква. Плодовые – яблони, вишни, груши, смородина, крыжовник
Животноводство – стойловое, выгонное. Разводили – лошадей, коров, свиней, овец. Птицы – гуси, куры, утки. ! Стойловое –искусственноеудобрение полей, повышало плодородие.
Охота – лоси, зайцы, кабаны, дикие птицы. Рыболовство, пчеловодство(в этот период переходят к пасечному). Воск использовали в металлургии(создание огнестрельного оружия).
Основные виды землевладения – вотчина (наследственное землевладение, можно продавать, дарить, завещать, но могли отнять, если начинаешь служить иному княжеству, кроме Московского);церковное/монастырское ;условное ;общинное(традиционное)
Пути формирования землевладения: вотчина – наследственное, княжеские пожалования, право собственности, занимали пустошь, покупали у «чёрных» крестьян, захват чужих земель;церковное – освоение пустошей, княжеские пожалования, покупка земель, выморочные(зевещали земли церкви);условное – упоминаются впервые в 30-ых г 14 в, жаловали за службу(служилым людям), за военную и гражданскую службу(дворянам).
В 14-15 в усиливаются налоги и несение повинностей перед собственником(бояре) – фискальная функция. Дворянское землевладение расширяется, общинное уменьшается, но община как социальный институт сохраняется на частновладельческих государственных землях до 1906 г
8. Социально-экономическое развитие Северо-восточной Руси в 14-15 вв.:
С подъёмом сельского хозяйства неразрывно связано восстановление городов, более всего пострадавших от Батыева погрома. Первые признаки некоторого подъёма городов наблюдаются уже в конце XIII в, но повсеместное их восстановление начинается с середины 14 в. Немалое значение в восстановлении и строительстве новых городов играла задача создания укреплённых центров обороны против не прекращавшейся внешней агрессии с востока и запада. Появляются новые крупные центры ремесла(Москва, Тверь, Нижний Новгород). Наиболее заметные успехи были достигнуты в кузнечном и литейном деле. С последней трети 13 в возобновляется каменное храмовое строительство сначала в Твери и Новгороде, затем в других городах. В 1367 г в Москве началось строительство первой в Северо-Восточной Руси каменной крепости - белокаменного Кремля. Основная масса городских ремесленников работала на заказ, совмещая занятие ремеслом с земледелием, и лишь немногие производили изделия на рынок. Связь городского ремесла с деревней всё еще ограничивалась пределами близлежащих «тянувших» к городу сельских округ. Рыночные связи городов с областями в 14-15 в были ещё очень узкими. Городской торг служил местом натурального обмена и продажи продукции городских ремесленников и продуктов сельского хозяйства и промыслов, доставляемых из феодальных вотчин. Торгово-ремесленное население не составляло большинства городского населения. Платежи и повинности горожан в пользу князя дополнялись различными поборами в пользу церкви и феодальной знати, кабаливших городской люд ростовщичеством, «кормившихся» переданным им сбором пошлин с торговли, перевозов. Русские города в 14-15 в были типичными феодальными городами, обслуживавшими своим ремеслом и торговлей феодальное хозяйство, всецело связанными с ним и во многом от него зависящими и подчинёнными. Города сыграли значительную роль в государственно-политическом объединении русских земель и в борьбе за свержение иноземного ига. Они были основной материальной базой для этой борьбы, важнейшими опорными пунктами обороны. Вместе с тем отдельные города становились центрами сопротивления объединительной политике Москвы, активно поддерживали «своих» удельных и великих князей.
В кожевенном производстве помимо сапожников появляются такие профессии, как ременники, сумники, уздечники. В 14 в на Руси получили распространение водяные колёса и водяные мельницы, пергамен стал активно вытесняться бумагой. Получает распространение солеварение(в районах Старой Руссы, Костромы). Появляются мастерские по изготовлению книг в крупных княжеских центрах и монастырях. Развивается массивное литьё(колокольное производство), возникают медно-литейные мастерские для художественного литья
9-10. Отношения Москвы и Золотой Орды в 14-15 в.
В озникновение Московского княжества, его территориальный рост и усиление, выдвижение на ведущие позиции в Северо-Восточной Руси, объединение под властью московских великих князей значительной части северных русских земель происходили на фоне отношений с Ордой и в тесной связи с ними. Отношения эти не отличались однозначностью:полярно противоположными выглядят участие Ивана Калиты в ордынском карательном походе на Тверское княжество в 1328 г и разгром его внуком Дмитрием Ивановичем войска Мамая на ордынской территории в 1380 г.
После 1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в большинстве своём принимались на военную службу к московскому князю, находившемуся в союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другие княжества, получив в свою дружину воинов, не имевших себе равных за счёт совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности. Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским князьям, что облегчало им возможности для финансового и политического маневрирования. Перелом произошёл в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель, выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Значения: Руси удалось отстоять свои интересы, меняются отношения Орды и Руси, на открытые сражения монголы не выходили, дань, восстановленная после 1382, приобретает роль откупа, усиление московского войска, идея объединения становится доминирующей. После присоединения Новгородской земли Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. От неё отделились Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства, жившие в постоянной вражде между собой. Заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, Иван III начал готовиться к разрыву с Ордой. В 1478 году Иван III в присутствии московских бояр и ордынских послов разорвал и растоптал договор с Ордой, заявив, что больше не будет подчиняться хану и платить дань. Ханских послов выгнали из Москвы. Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь.
Основные даты и события: 1237-1240 г - походы Батыя на Русь; 1380 г - Куликовская битва; 1480 г - стояние на реке Угре, ликвидация ордынского господства на Руси
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ |
Рубрика (тематическая категория) | Государство |
МЕЖДУ ОРДОЙ И ЛИТВОЙ
Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси.
Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были ушаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду.
Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название “Дикое поле”. Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое развитие.
Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии “юг – север” (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на “запад – восток”. Замедлились темпы культурного развития русских земель.
К середине XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. В Прибалтике на землях, населенных литовскими племенами (жемаиты – жудь, аукшайты, ятваги, курпш и др.), возникло раннефеодальное государство. Его основателем считают князя Миндовга. Русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 ᴦ. В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман (города Новогрудок, Гродко и др.), так называемая Черная Русь. Из древнерусской народности периода домонгольской Руси стала обособляться белорусская народность.
Галицкое княжество вошло в состав Польши, земли южной и юго- западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) после завоевания монголами платили дань Орде. При этом в связи с усилением Литовского государства после битвы при Синей Воде (приток Южного Буга) с Ордой (1363) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. На землях юго-западной Руси складывалась украинская народность.
Центр русской политической жизни переместился в северовосточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этой территории на базе древнерусской народности складывалась великорусская (русская) народность. Апогей раздробленности северо-восточной Руси приходится на рубеж XIII-XIV вв. Тогда на землях Владимиро-Суздальского княжества сложились 14 удельных княжеств (Суздальское, Ростовское, Ярославское, Тверское, Московское, Переяславское и другие), в свою очередь, делившихся на еще более мелкие владения. Главой северовосточной Руси правители Золотой Орды считали Великого князя Владимирского. Им должен был становиться старший в роду из потомков Всеволода Большое Гнездо. При этом удельные князья вскоре нарушили данный порядок, вступив в борьбу за Великое княжение Владимирское, исходя из могущества своих княжеств и расположенности к ним ордынских ханов. В этой борьбе за главенство среди Русских земель наиболее активно действовали тверские и московские князья.
После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно данный процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси – в землях Владимиро-Суздальского княжества.
В XIII-XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо- татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго- восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ" 2017, 2018.
B вопросе об особенностях общественного и политического строя в этой части Руси в основном наметились две точки зрения. В. И. Сергеевич вообще отрицал наличие существенных местных особенностей в политическом строе земель, на которые стало распадаться Киевское государство.
Он полагал, что новые черты в их политическом устройстве, прежде всего в отношениях князя к населению, появились только после татарского нашествия. По другому взгляду, с наибольшей силой развитому В. О. Ключевским, особенности отдельных земель были несомненны и в частности основной особенностью Ростово-Суздальской Руси была исключительная роль князя, обусловленная его колонизаторской деятельностью. Поскольку колонизация приносила преимущественно увеличение сельских масс, то население должно было стать гораздо более сельским по своему составу, чем оно было в Южной Руси.
При постановке вопроса об особенностях в процессе феодализации в Ростово-Суздальской земле, как нам кажется, надо исходить из следующих моментов.
Прежде всего, приходится признать, что Северо-Восточная Русь состояла из трех основных частей: 1) сравнительно небольшой территории, издавна колонизированной новгородскими выходцами, центром которой был Суздаль и затем Ростов, 2) самой значительной части, занятой поселениями голяди, мери и веси и другими финскими племенами и колонизируемой в ХП в., 3) территории, занимавшейся вятичами - славянским племенем, которое намного отстало в своем общественно-экономическом развитии по сравнению с другими славянскими племенами.
Будучи неоднородной этнически, Северо-Восточная Русь была и социально неоднородной. Если ту часть СевероВосточной Руси, которая тянулась к Ростову и Суздалю, можно считать более или менее находившейся на уровне развития приднепровских княжеств (в дальнейшем будем ее называть Ростово-Суздальским краем), то другие части (населенные голядью, весью, мерью, муромой и мещерой, вятичами) едва ли к началу XII в. вышли из стадии родо-племенных отношений. Таким образом, значительнейшая часть Северо-Восточной Руси к моменту распада Киевского государства еще не подверглась процессу феодализации. Можно говорить только о сложившихся феодальных группах в Ростово-Суздальском крае. Достаточно указать, что именно в этом районе произошли два восстания - в 1024 и в 1071 гг.
Характерным моментом развития Северо-Восточной Руси было то, что захват местного финского, литовского и славянского населения, вне всякого сомнения, играл крупнейшую роль с начала интенсивной колонизации этой территории. Местные князья, опиравшиеся на своих дружинников, проявляли большую активность в деле освоения земель у коренного населения, в защите колонистов от коренного населения, наконец, в строительстве городов.
Другой особенностью в феодальном развитии Северо-Восточной Руси было отсутствие здесь крупных торговых центров, близких по своему значению к Новгороду или Киеву. Торговое значение старых центров - Суздаля и Ростова - стало падать задолго до того, как упало-их политическое значение. При перемене торговых путей они стали превращаться в экономическое захолустье. C другой стороны, и Владимир даже в лучшую свою эпоху не был первоклассным торговым центром. A все другие города в Северо-Восточной Руси были основаны князьями, это были прежде всего военно-колонизационные центры. И, следовательно, влияние князей в этих новооснованных городах (Переяславле, Ярославле, Москве и т. д.) было весьма велико, и городское население находилось под сильным воздействием княжеской орцанизующей силы.
Если учесть все эти моменты, то становится понятным, почему князья смогли быстро разгромить сложившуюся в Ростово-Суздальском крае местную феодальную знать. Чтобы не дать ей возможности восстановить своё политическое влияние, они перенесли столицу во Владимир - город, быстро выросший, главным образом, за счет прилива колонистов.
Естественно, что князья имели возможность захватить такие большие земельные территории, какими не обладали князья в других княжествах, и организовать весьма значительный домен, равного которому, вероятно, не было в других землях. Часть этих земель они раздали дружинникам и церковным учреждениям и таким образом сумели создать себе широкую экономическую и социальную базу. Число земельных владений, принадлежавших землевладельцам, выросших в недрах разлагавшихся сельских общин, было невелико.
Дружина участвовала в колонизационной деятельности князей. Занятые этой деятельностью, дружинные элементы стали, вероятно, сравнительно поздно оседать на земле. Основная часть феодальных владений принадлежала в Северо-Восточной Руси именно дружинным элементам. Только в Ростово-Суздальском крае еще некоторое время сохранялись гнезда старой феодальной знати.
Одной из основных особенностей общественного устройства Владимирской земли являлось то, что класс феодалов в основной своей массе состоял после разгрома ростово-суздальской старой феодальной знати из элементов, входивших в состав княжеской дружины. Характерно, что летопись, рассказывающая о событиях Северо-Восточной Руси, постоянно употребляет уже изжитую в других местах дружинную терминологию. Естественно, что эти элементы поддерживали первых ростово-суздальских, а затем владимирских князей в их организационной деятельности и не делали попыток, как это было в Галицкой земле, противопоставлять свои интересы княжеским интересам.
Процесс феодализации шел в Северо-Восточной Руси в типичных формах. Ho особенностью общественного устройства Владимирской земли являлось то, что здесь название «боярин» не было присвоено всем феодалам. Боярами стали называться только верхушки этого класса. Основная масса феодалов носила название «слуг вольных». Как бояре, так и слуги вольные были типичными вассалами своих князей: их служба заключалась в том, чтобы по зову князей являться на войну со своими ополчениями. Так как были сильны дружинные отношения, то вассалитет здесь не вышел из примитивных норм.
Можно полагать, что существовал принцип, по которому служба бояр и слуг вольных не зависела от местоположения их земельных владений («А кто которому князю служит, где бы не жил, а поехать ему с тем князем которому служит», - писалось в княжеских договорах). Следовательно, бояре могли свободно переходить OT одного князя к другому, не утрачивая своих прав на принадлежавшие им вотчины.
C течением времени в памятниках стало упоминаться еще об одном разряде феодальных землевладельцев - детях боярских. Вопрос о происхождении этой группы по-разному решался в исторической литературе. Одни историки под детьми боярскими понимали потомков измельчавших боярских фамилий (что наиболее правдоподобно), другие связывали происхождение этого разряда с «детскими» и «отроками», т. e. младшими княжескими и боярскими дружинниками.
Bo владимирской земле окончательно оформился еще один разряд княжеских слуг - дворян. Этот разряд образовался из так называемых «слуг под дворским», или двор- ных людей, которые выполняли разные обязанности по управлению княжеским хозяйством. C течением времени они стали привлекаться на военную службу. Эти слути дворные или дворяне в отличие OT бояр и слуг вольных не имели права свободно переходить от одного князя к другому. По мере того, как за свою службу дворяне стали получать от князей земельные участки и эксплуатировать крестьян и холопов, они превращались в один из разрядов класса феодалов.
Высшее духовенство - митрополит и епископы - также стало иметь своих вассалов: бояр, детей боярских и слуг вольных, которые должны были нести военную службу.
Что касается класса феодальнозависимого сельского населения, то прежде всего необходимо отметить, что BO Владимирской земле вскоре перестали употребляться названия отдельных разрядов зависимого сельского населения, которые сложились в Киевском государстве (смерды, закупы, изгои и т. д.). Термин «смерд», широко применявшийся в XI и начале ХП вв. для обозначения сельского населения Ростово-Суздальского края (так называемые «суздальские смерды») быстро вышел из употребления. Это исчезновение термина очень показательно. Вероятно, князья с целью привлечения колонистов давали новопоселенцам льготы и относительную свободу.
Поскольку процесс феодализации на северо-востоке не мог быть сопоставлен по своей интенсивности, широте и глубине с этим процессом в других землях, то класс феодальнозависимого крестьянства здесь не был консолидирован. Этим объясняется отсутствие термина, применявшегося для обозначения феодальнозависимого крестьянства. Термин «смерд», как было уже указано, исчез, а новый термин не был выработан. Общим называнием для всей массы сельского населения стали являться термины «сироты», «христиане» изатем крестьяне. Быстрое исчезновение старых терминов свидетельствует об исчезновении и этих разрядов сельского населения. Можно полагать, что формы эксплуатации сельского населения здесь сделались однообразными. Основными повинностями в этот период были разные натуральные оброки.
B феодальных вотчинах этого периода эксплуатировался и труд холопов. Можно полагать, что уже в рассматриваемый период образовался термин для холопов, посаженных на землю: их стали называть страдными людьми, или страдниками.
Правовое положение городского населения, по-видимому, мало чем отличалось от положения городского населения Киевского государства.
Еще по теме Социальное развитие Северо-Восточной Руси:
- 3. РАСПАД ДРЕВНИХ РОДОВЫХ СВЯЗЕЙ B СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ XIV-XVII BB.
- С. Б. ВЕСЕЛОВСКИЙ. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ B СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ Tом I. ЧАСТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ. ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ МИТРОПОЛИЧЬЕГО ДОМА. Издательство Академии наук СССР 1926, 1926