В рамках государственной программы доступная среда. Доступная безбарьерная среда для инвалидов
В Российской Федерации существует специальная программа для инвалидов, которая называется «Доступная среда». Она действует уже в течение нескольких лет. Такое понятие, как «доступная среда», у обычных, не имеющих отношения к этому плану, людей чаще ассоциируется с постройкой пандусов. Однако только лишь с их помощью не получится адаптировать пространство под нужды маломобильного человека. Только установка пандусов не приносит пользы, а иногда даже представляет опасность (в случае неправильной установки и несоблюдении стандартов). Необходимо понимание такого фактора: доступная среда для инвалидов является многоуровневой программой, включающей в себя множество мероприятий, в ходе которых требуется устранение всех участков, представляющих опасность для маломобильного человека.
Предназначение программы
Проект под названием «Доступная среда» осуществляет целый комплекс мероприятий для помощи инвалидам. Специально разработана дорожная карта. Она заключается в оборудовании специальных объектов для облегчения жизнедеятельности маломобильных граждан. Эти установки, площадки и приспособления помогают лучше ориентироваться на улицах и в зданиях, позволяют инвалидам полноценно участвовать в общественной жизни.
Задачами государственной программы являются:
- разработка новейших технологий для инвалидов;
- оснащение медицинских, санаторных и образовательных учреждений современными техническими средствами для реабилитации;
- обеспечение большего количества детей с инвалидностью местами для образования (как дошкольного и начального, так и среднего);
- повышение количества теле- и радиопередач, а также спортивных объектов, туристических мест для маломобильных людей;
- как разработка, так и внедрение нормативных актов, которые создаются с учётом доступности объектов для людей с физическими недостатками;
- создание механизма стимулирования любых организаций (как государственного, так и частного сектора) по активизации их деятельности в области обеспечения доступности объектов социального назначения при посещении их инвалидами;
- внедрение общих принципов дизайна при внедрении любых программ, разработке оборудования, а также при приспосабливании инфраструктур под нужды инвалидов.
Первый срок реализации данной программы был осуществлён ещё в период с 2011 до 2012 года. Затем следующие его этапы производились в 2015 и 2019 годах. Четвёртый этап начнёт осуществляться в 2019 году. Его окончание планируется к 2020 году.
Что такое доступная среда для маломобильного человека
Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции. Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств. В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, .
Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.
Разработчики не останавливаются на создании только одного устройства. Они стараются помочь инвалидам всех категорий: слабовидящим и плохо слышащим, а также гражданам с нарушенной двигательной функцией
Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов
Согласно федеральному закону, подписан приказ, в котором предписывается выполнение мер, обеспечивающих доступность придомового пространства для всех инвалидов. Предусматривается возможность переоборудования всех помещений (как личного, так и общего пользования) в многоквартирных постройках. Эти нормы включают в том числе и следующие требования:
- Поверхность ступеней на территории всего дома, где прописан инвалид, должны выполняться с шероховатым покрытием.
- На навесе крыльца должно находиться ограждение, спасающее от дождя или снега. Кроме того, на нём необходимо наличие стоков. На крыльце должно также присутствовать электроосвещение.
- Кроме ступеней, у подъездов домов должны сооружаться боковые пандусы. Дополняется крыльцо непрерывными ограждениями с двух сторон. Нижнюю, а также верхнюю ступеньку необходимо выделять фактурой или же цветом.
- Входная дверь в подъезд должна иметь табличку с указанием номера дома и квартир. Рядом должна находиться другая табличка, включающая ту же информацию, однако она должна быть оформлена шрифтом Брайля.
Если перед подъездом имеется одиночная ступенька, то в смету необходимо включить её замену пандусом, а в случае двух и более лесенок сооружение такого бокового приспособления. Во дворах должны стоять тактильные дорожные указатели. Перед подъездом делают место для разворота кресел-колясок.
В постановлении также имеются требования к жилым помещениям, где проживают граждане с ограниченными возможностями. В их перечень входят:
- жилая комната;
- санузел совмещённый;
- коридор (не меньше четырёх квадратных метров).
Дверные проёмы должны иметь съёмные пандусы. Отдельно оговариваются размеры всех дверей, санузла и площадки в подъезде. Для любого переоборудования необходим официальный документ – паспорт.
Существуют также некоторые требования по проектированию зданий для реабилитации, воспитания и образования детей-инвалидов. Главными принципами являются:
- создание небольших по объёму классов или групп для появления возможности уделить больше внимания каждому ребёнку;
- подготовка учебных мест с учётом характера недостатков детей;
- применение новых методов и технических средств для обучения;
- включение в здание медицинского оборудования для реабилитации.
Классы для школьников оборудуются специальными одноместными столами.
Кроме того, в кабинетах предусмотрена и игровая зона, где проводят паузы во время занятий и между уроками. Спальни в домах для детей-инвалидов проектируются отдельно для девочек и мальчиков. В таких заведениях имеются раздевалки, санузлы, комнаты для стирки и индивидуальных занятий, кладовки.
Территория школьных учреждений и ДОУ должна располагаться на озеленённых участках (возможно, в пригородной зоне). Расстояние от промышленных предприятий, оживлённых дорог и железнодорожных путей не должно быть менее 3000 метров. Вечером данные участки должны хорошо освещаться. На территории заведения устанавливается стоянка, как минимум для шести автомобилей. Все участки имеют ограждения в высоту до двух метров, около которых высажены кустарники.
На территории школ и детских садов размещаются различные площадки: игровые, бассейн, для физкультурных, реабилитационных и гимнастических занятий и многое другое
Как смотрит на программу маломобильный человек Леонтьева Е.Г.
Инженер-экономист Леонтьева Е.Г. написала учебное пособие с нормативными требованиями и комментариями по доступной среде. Это было ещё в 1983 году, задолго до появления программы «Доступная среда». Однако книга актуальна и сейчас. Автор окончила политехнический университет на Урале, после чего устроилась на работу и закончила аспирантуру. В 27 лет случилась в её жизни трагедия, после которой женщина оказалась в кресле для инвалидов. Только в тот момент Елена Леонтьева поняла, что в жизни очень мало делается для маломобильных, а также пожилых людей. Тогда она начала заниматься вопросом создания условий, уравнивающих всех граждан.
В книге глазами инвалида рассматриваются насущные вопросы по проектированию зданий, посетив которые, маломобильный человек не будет чувствовать себя «лишним». Среди прочих в них изложены и следующие проблемы:
- проектировка умывальников в санузлах;
- создание туалетов для инвалидов-колясочников;
- проектировка санузлов, пригодных для инвалидов-опорников;
- мужские туалеты общественного пользования;
- оформление удобного направления открывания дверей в кабинках туалета;
- проектирование дверей по всей территории помещения;
- облагораживание территории, которая прилегает к зданию;
- создание пешеходных путей;
- проектирование парковки.
Кроме того, в издании детально описаны рекомендации по проектированию жилых помещений для маломобильных людей
По словам Елены Геннадьевны Леонтьевой, книга создана, чтобы осуществить толчок в динамике процесса не только строительства, но и предварительного этапа, подготавливающего жильё для граждан с наличием инвалидности. Издание содержит в себе методические рекомендации по выполнению конструкций, архитектуре, дизайну. Данная литература изучает вопросы доступности не только общественных или жилых зданий, но и окружающей их среды для маломобильных людей. Издание писалось с помощью множества нормативных документов, среди которых СНиПы, ГОСТы, медицинские стандарты.
Целевая федеральная программа «Доступная среда» в России предназначена для того, чтобы сделать жизненные условия для людей с инвалидностью более удобными и качественными. Разработка этого проекта началась еще до того, как Россия подписала международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую ООН.
Подготовительный процесс был запущен уже в 2008 и продлился до 2011 года. Значимость его объяснялась официальными социологическими данными по количеству инвалидов в нашей стране. К тому моменту показатель достиг 9% от всего населения . Статистика показывала, что 30% из общего числа людей с ограниченными возможностями имели трудоспособный возраст и хотели бы активно участвовать в жизни общества. Также социологи констатировали увеличение количества детей с врожденными физическими недостатками, которым также необходимы особые условия для жизнедеятельности.
Провести государственную программу было решено в два этапа . Первый период выпадал на 2011-2012 года, когда юристы создавали правовую базу для улучшения качества жизни инвалидов, социологи, психологи и другие специалисты проводили исследование общественного мнения, создавали консультационные службы, разрабатывали механизмы и инструменты, которые позволили бы осуществить следующие действия в рамках программы. Второй этап планировалось осуществить с 2013 по 2016 года . Всего из федерального бюджета было выделено 168, 44 млрд. руб. , которые должны быть реализованы на всех уровнях к 2020 году .
Задачи программы «Доступная среда»
Реализация этой программы в РФ позволит улучшить качество медицинского обслуживания инвалидов и создаст благоприятные условия для их вовлечения в общественную жизнь в разных областях. Инвалидам будут предоставлены все возможности, которыми могут пользоваться в государстве обычные люди.
Программа Доступная среда 2019 года состоит из двух частей, направленных на:
- создание легкого доступа к главным объектам и услугам в основных сферах жизнедеятельности инвалидов;
- улучшение качества оказания услуг по реабилитации и совершенствование всей государственной медицинской системы.
В ходе их реализации должны быть получены:
- объективные оценки, которые позволили бы повысить уровень доступности всех объектов и услуг государственного и социального назначения для людей с ограниченными возможностями;
- равноценный доступ ко всем реабилитационным средствам и услугам для людей, имеющих инвалидность;
- повышение качества функционирования государственной системы медико-социальной экспертизы.
Социальная работа в обществе должна подняться на новый уровень качества.
Долгосрочная программа создает условия и готовит законодательную базу, которая обеспечила бы создание комфортной среды для инвалидов и после завершения действия этой федеральной программы. Так, создаются центры «Содействия занятости населения» , которые позволяют компенсировать предпринимателю затраты на обустройство рабочего места для лиц с ограничениями. Мероприятияпо повышению качества жизни инвалидов имеют долгосрочный характер.
Исполнение программы «Доступная среда»
То, как осуществляется финансирование программы на разных уровнях и какие новации удается внедрить в жизнь инвалидов, можно узнать на сайте о федеральных целевых программах, где публикуются отчеты и основные показатели реализации .
На втором этапе осуществления программы активно привлекается региональная составляющая в финансировании проекта. В любом регионе, городе, поселке инвалиды должны получить все необходимое для улучшения их качества жизни.
Региональные программы
Выполнение федеральной программы, направленной на улучшение жизни инвалидов, осуществляется за счет внебюджетных средств. Комплексная реализация позволяет возложить на региональный бюджет всего 40% от общего объема стоимости всех осуществляемых мероприятий. Но из-за разного экономического положения регионов скорость реализации намеченных задач везде отличается. Поэтому планвнедрения новых социальных институтов для инвалидов и создания доступной среды везде выполняется по-разному.
Некоторые региональные власти сами принимают свои местные программы по созданию безбарьерной среды, которые рассчитаны не только на срок действия федеральной целевой программы, но и на следующие года.
Заключение
Итогиреализации основных этапов федеральной программы по созданию доступной среды:
- программа стала альтернативой адресной помощи. Благодаря ей удалось создать целые общественные институты и инструменты, позволяющие людям с инвалидностью активнее включаться в современную жизнь и реализовывать свои таланты;
- выступления паралимпийской сборной России на зимней Олимпиаде в Сочи доказали, что такие люди могут показывать невероятные результаты в спорте и в жизни;
- привлечение инвалидов в различные сферы трудовой деятельности, где они могли бы реализовать свои способности, позволит получить не только высокие экономические показатели, но и обеспечит более комфортные социальные условия для развития общества в целом.
Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.
Суть Федеральной программы
Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.
Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне. Они оказывают помощь в реабилитации больных. Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин.
Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.
Цели и задачи программы
В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.
Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох. Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием».
Первоочередные задачи:
- Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
- Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
- Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
- Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.
Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:
- организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
- предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.
Создание доступной среды для инвалидов
На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.
Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.
Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».
Развитие инфраструктуры
В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:
- информация в наглядном, звуковом формате,
- указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
- сигнализация на каждом действующем светофоре,
- средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
- комнаты санитарно-гигиенического типа,
- пандусы,
- специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.
На сколько в Вашем городе реализована программа "Доступная среда"?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
1. Приоритеты и цели государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан - 27,4 процента населения.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Реализация мероприятий Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа позволит обеспечить:
проведение комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа;
создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций;
укрепление материально-технической базы организаций спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации;
реализацию права инвалидов на реабилитацию и на обеспечение техническими средствами реабилитации;
предоставление социальных гарантий инвалидам (обеспечение техническими средствами реабилитации) ;
создание сети базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации;
деятельность учреждений медико-социальной экспертизы.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации необходимо включить в государственные программы мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
При этом мероприятия Программы, направленные на формирование условий доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, оказывают влияние на достижение целей и задач других государственных программ с учетом принципа отраслевой принадлежности.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Это требование в полной мере относится к объектам в сфере спорта при их капитальном строительстве и реконструкции, в том числе при организации работы по проведению в России в 2018 году чемпионата мира по футболу. Доступность таких объектов должна обеспечиваться как для зрителей-инвалидов, так и для спортсменов-инвалидов, при этом необходимо учитывать опыт проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. При разработке и реализации указанных планов мероприятий ("дорожных карт") учитываются и используются результаты, нормативные документы и методологические положения, выработанные в ходе выполнения мероприятий Программы.
Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для целей Программы понимаются: здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура.
Часто ответственные люди не понимают, что отмахнуться и отписаться уже не получится. Закон требует создать необходимые условия для инвалидов, и поэтому нужно менять отношение к этой проблеме не только у чиновников, отвечающих за свой участок социальной инфраструктуры, но и у всего общества.
Немного статистики .По данным министерства труда России в начале 2015 года в стране насчитывалось 12,8 млн людей, имеющих инвалидность, из них более 2,5 млн человек в трудоспособном возрасте, причем больше половины из них не работают. Причины очевидны: недостаточная доступность транспортных, бытовых услуг и объектов инфраструктуры. Сегодня инвалиду без сопровождающего трудно, а иногда невозможно пройти по городу, проехать в общественном транспорте, получить социальную, медицинскую, информационную услугу, купить что-то необходимое.
Но теперь за инвалидами закреплено законодательством право требовать от властей доступной социальной инфраструктуры.
Что нужно требовать и как работает закон?
О законах и конвенциях
В 2012 году Россия ратифицировала международную Конвенцию о правах инвалидов. А в 2014 году был принят ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Ранее были приняты федеральные законы о социальной защите инвалидов. На специальном сайте размещена вся законодательная база – российская и международная – по социальной защите и обслуживанию инвалидов.
Каждый желающий может узнать, чего он вправе требовать от органов власти, будь то доступность объектов социальной инфраструктуры, строительные нормы и стандарты для жилищного строительства, оборудование автостоянок и так далее.
Важно, что новый закон четко зафиксировал недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.
Неприятности с инвалидами случаются, к сожалению, часто. СМИ сообщают: администрация попросила инвалида покинуть кафе; отказали в посадке в самолет; требуют оставить на улице собаку-поводыря. Теперь есть возможность пожаловаться – вплоть до суда – на тех, кто устанавливает свой порядок, нарушает законные права инвалидов.
Программа «Доступная среда» утверждена на 2011 – 2020 годы. С содержанием программы и ее выполнением можно ознакомиться на сайте правительства России .
Так, закон обязывает собственников зданий и руководителей организаций создавать на своей территории условия для доступа инвалидов и оказания им услуг, предполагает персональную ответственность руководства за его действие или бездействие.
Некоторые нововведения будут внедряться по категориям инвалидности. К примеру, все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечить инвалидов по зрению сопровождением на территории объекта сотрудником, прошедшим специальный инструктаж. В объектах социальной инфраструктуры появится информация, напечатанная шрифтом Брайля. Самые важные текстовые сообщения должны дублироваться голосом.
Как работают законы?
Дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки.
Мы беседуем с Матвеем Александровичем Лукиным , директором «Центра технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов», Санкт-Петербург.
– Чем занимается центр? Мы координируем работу всех органов власти и общественных организаций, вовлеченных в организацию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. На каждое совещание, обсуждение приглашаются представители организаций инвалидов.
Если по каким-то причинам на совещании нет представителей от организаций инвалидов, то совещание переносится или повестка его меняется. Считается неправильным обсуждать проблемы доступной среды без тех, для кого она создается.
– Какие новые требования предъявляются к руководителям объектов социальной инфраструктуры?
– Новый обязательный порядок обеспечения условий доступности введен с 1 июля 2016 года только в отношении вновь построенных зданий или прошедших капитальный ремонт. Для инвалидов и малоподвижных групп граждан доступными должны быть: территория, прилегающая к зданию, включая автостоянку для инвалидов, входы в здание, пути движения внутри здания, зона целевого посещения объекта, санитарно-гигиенические помещения, система информации и связи. В комиссию, принимающую объект социальной инфраструктуры, обязательно входят представители организации инвалидов.
– Все ли строители строго исполняют требования закона?
– Подчас организации избирают легкий путь для выполнения законов. Формально условия соблюдены: пандусы и аппарели имеются, но пользоваться ими решится не каждый. Причина – в проектной документации ненадлежащего качества.
К сожалению, служба государственного строительного надзора и экспертизы недостаточно последовательно устраняет все неточности проектной документации.
– А что делать со старыми зданиями, которые не планируется ремонтировать капитально?
– В таких зданиях, особенно в исторической части города, не всегда возможно обеспечить равный доступ к социальным услугам для людей с ограниченными возможностями. Руководители таких объектов должны разработать регламенты предоставления необходимых услуг в трех форматах, предусмотренных законом: либо по месту предоставления услуги, либо по месту жительства инвалида (на дому), либо в дистанционном режиме.
По месту предоставления услуги. Например, услуги связаны с подачей и получением документов, а инвалидам не добраться до окошечка или кабинета из-за особенностей старого здания. Из этого положения можно выйти, установив кнопку вызова сотрудника при входе и обустроив место ожидания. Порядок предоставления услуг в данном формате должен быть согласован с общественным объединением инвалидов.
Сотрудники, обслуживающие людей с ограниченными возможностями, должны проходить обучение и инструктаж по утвержденным методикам.
По месту жительства инвалида. Многие услуги медицины стали сейчас мобильными: аппараты УЗИ, установки для проведения рентгенограмм, осмотров и обследований можно перевозить по мере необходимости.
Дистанционно. Например, можно пользоваться федеральными и региональными интернет-порталами, личным кабинетом на сайте организации, интернет-магазинами.
Руководители объектов социальной инфраструктуры обязаны периодически отчитываться, как продвигается улучшение доступности услуг для инвалидов, причем для каждой категории отдельно.
Время для приведения объектов в порядок есть, программа «Доступная среда» работает до 2020 года. А уж потом инвалиды будут судить, не получится ли как в пословице «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Есть много интересных предложений, и часть из них уже работает, на сайте о доступной среде для инвалидов Санкт-Петербурга обновляется информация о доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Разрабатываются приложения для смартфонов с такой же информацией. Создается контактный центр для глухих, с которым можно связаться с помощью смартфона. В центре будет круглосуточно работать сурдопереводчик, и в случае происшествий с инвалидами по слуху им будет оказана помощь в переводе. Объясниться на месте станет гораздо проще.
Что говорят сами инвалиды о проблемах доступности
Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России» при поддержке центра информационных коммуникаций «Рейтинг» провели исследование доступности в 85 регионах России объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.
А что говорят сами инвалиды, проживающие в регионах с высокими, средними и низкими показателями рейтинга доступности? Насколько разнятся их собственных оценки и претензии?
Василий Бондарев , лидер проекта «НЕдоступная среда», Санкт-Петербург (8-е место в рейтинге). «Наземный общественный транспорт стал работать значительно лучше. Количество низкопольных троллейбусов и автобусов увеличилось, но только пользоваться откидной аппарелью водителей научили год назад после неприятного случая, когда инвалид-колясочник выпрыгнул из автобуса, получил травму и сломал кресло-коляску.
Мы с другом любим пользоваться общественным транспортом. Но бывает и так, что если на маршруте, например, 12 троллейбусов, а половина из них низкопольные, то они могут не чередоваться с обычными. Один раз нам пришлось пропустить 4 троллейбуса, 19 минут на это ушло. В часы пик делать в общественном транспорте нечего из-за давки. Также у инвалидов Санкт-Петербурга есть острая проблема с выходом на улицу из дома. ТСЖ или управляющая компания зачастую отказываются под разными предлогами обеспечивать доступный выход из жилого помещения».
Елена Леонтьева , председатель правления общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение», (Свердловская область, 7 место в рейтинге). «В Екатеринбурге была создана комиссия инвалидов-экспертов по согласованию проектов. У нас есть право подписи. Но это очень тяжелая работа, потому что нет формального определения нашей роли в проектировании. Мы отличаемся от других регионов тем, что доступная среда создается не за счет больших вливаний, а за счет работы на стадии проектирования. Тогда создать доступность проще, чем после постройки. У нас ребята покупают квартиры на любом этаже, в любом доме, не боясь, что они будут ограничены в передвижении. И это не специализированные дома для инвалидов. Это универсальный дизайн, который удобен для всех без исключения. В соответствии с этой концепцией построено уже несколько микрорайонов, и мы делимся опытом с другими городами».
Рафик Рогонян , председатель РОО «Инватур», (Нижний Новгород, 15-е место в рейтинге). «Главная идея, которой должны руководствоваться государство и общество при создании безбарьерной среды, это «ничего для нас без нашего участия».
Александр Воронков , председатель Сыктывкарского городского отделения организации «Всероссийского общества инвалидов», (республика Коми, 22-е место в рейтинге). «На протяжении 10 лет мы направляли обращения в органы власти о неисполнении законодательства РФ по созданию условий для комфортного проживания инвалидов. Ежегодно приходили отписки.
Не дождавшись результатов, мы разработали проект “За жизнь без преград” и открыто заявили о том, что “идем на таран”. Мы провели фото-мониторинг 457 объектов, и выставили фотографии в социальной сети “Вконтакте”. Мы направили 178 уведомлений в адрес руководителей объектов о нарушении наших прав, подготовили 28 исковых заявлений. Надеемся на результаты».
Анна Ковалева , председатель правления общественной организации «Вольница», Ставрополь (29-место рейтинга). «Если Ставрополь еще можно назвать относительно доступным, по крайней мере, на первый взгляд, то остальные города в Ставропольском крае таковыми не являются. В Ставрополе действительно есть много пандусов, но 60% не соответствуют ГОСТу.
То же и с транспортом: низкопольные автобусы ходят, но площадки для колясочников практически никогда не опускаются. То есть номинально есть, но по факту – ничего не работает».
Подвел итог Сергей Саутин , руководитель РОО инвалидов «Независимая жизнь», республика Северная Осетия (79-е место рейтинга). «Ознакомившись с результатами рейтинга, мы были огорчены, но не удивлены. Для успеха нужна принципиальная позиция власти в спорных вопросах законодательства, активность сообществ инвалидов, готовность властей к разработке региональных актов, опережающих федеральные нормы. Трудно переоценить роль “сильной личности”, руководителя, готового к принятию независимых решений, способного своим авторитетом сглаживать нестыковки законодательных актов для создания комфортной среды для инвалидов».
И все же перемены видны
Особенно на транспорте. В Москве уже сегодня в метро звуковые объявления об остановках повторяются визуально на интерактивной карте, а инвалидов сопровождают специально обученные сотрудники. Постепенно меняются вокзалы, аэропорты, не говоря уже о зданиях социальных служб.
В Петербурге, как сообщает исполняющая обязанности главы комитета по транспорту Елена Осинцева, весь приобретаемый подвижной состав имеет пониженный уровень пола и выдвижные аппарели. Петербургские ГУП «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» на 100% оснастили транспорт автоинформаторами. Кроме того, в городском пассажирском транспорте начинает работать система «Говорящий город» для радиоинформирования и звукового ориентирования слепых и слабовидящих людей.
Абонентское устройство информирует инвалида о прибытии транспорта на остановку, звуковой сигнал подсказывает, где находится дверь. Многие пешеходные переходы оснащены звуковыми сигналами, разрешающими и запрещающими переход.
Закончим собственными наблюдениями. По-прежнему, колясочники, опорники, инвалиды по зрению крайне редко встречаются на улицах, в транспорте, в общественных местах. Но пандусы появились в магазинах, в почтовых отделениях, в поликлиниках. Где-то они выглядят добротно и надежно, где-то не очень, но исправить всегда можно.
В торговом центре «Юлмарт» в окошке кассы увидела объявление «Вас обслуживает слабослышащий сотрудник». За окошком девушка. Протягиваю ей деньги, получаю чек, улыбаемся друг другу. Вот, думаю, как приятно. Человек работает на вполне конкурентном месте, и всем вокруг становится от этого как-то теплее.
И еще одно наблюдение. На остановке транспорта стоит слепой с белой тростью. Подъезжает троллейбус. Смотрю на инвалида, готова предложить помощь. А он достает пластиковую коробочку с антенной, из коробочки слышится довольно громко: «Остановка «Станция метро “Политехническая”, троллейбус маршрута номер 4». Вот, оказывается, какой у него помощник!