Социальная сфера как экономическая категория и ее структура. Сферы жизни общества
В социальной философии, социологии, других социальных науках широко используется понятие "социальной сферы общества". В оценках сути социальной сферы общества и в её понимании обычно присутствуют два ракурса - научный и административно-бытовой. В науке, прежде всего, в социальной философии и социологии социальная сфера общества представлена сферой социума, в котором наличествует вся палитра предметно социальных связей и отношений. В административно-бытовом плане в социальную сферу включают различные виды деятельности и отношения непроизводственного, общественного характера, применительно к человеку. В силу этого стоит предметно разобраться, что собою действительно представляет социальная сфера жизни общества.
Мы отмечали, что социум имеет многовековой уклад и представляет собой социальное пространство общества, изменяющееся исторически по мере изменения общественных условий бытия: естественных, технических, социальных, экологических и иных. Здесь можно привести две классические точки зрения: марксистскую и цивилизационную. В концепции общественно-экономической формации (марксистский подход) отмеченные условия учитывались специфически: детерминация была одна - партийно-идеологическая. В соответствии с цивилизационным подходом к развитию общества - западная научная парадигма А. Тойнби, О. Шпенглера и других мыслителей, становление и функционирование социума имело иные факторы детерминации, основу которых составляли особенности бытия той или иной цивилизации.
Исходя из двух концепций, можно отметить, что каждому крупному этапу в истории общества - формации либо цивилизации, должен соответствовать свой социум, свой социальный тип, своя социальная система, то есть наличие определённого структурированного состава: социальных институтов и общностей, социальных групп и страт, а самое главное - связей и отношений между ними и внутри них.
Когда заходит речь об общественно-экономической формации либо о цивилизации, то представляется исторически сложившийся тип общества, определённый уровень его развития и, соответственно, специфический тип его социума. Смена одной общественно-экономической формации другой, динамика цивилизаций приводят к сущностным изменениям в социальной сфере, то есть изменениям содержания и форм социальных отношений и институтов. Этот процесс закономерен и вызывает повышенный научный интерес, потому что социальная сфера общества не пассивна по отношению к объективно изменяющимся цивилизационным или общественно-экономическим условиям бытия. Её собственная динамика обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, обладающих определённой устойчивостью и достаточной самостоятельностью, в связи с сохранением социальных отношений предыдущей социальной системы (например, в феодальном обществе - социальные группы рабов и отношения, детерминированные их деятельностью; в постиндустриальном обществе - социальные группы наёмных рабочих с функциональными особенностями их бытия). Однако более совершенный способ производства при формационном построении общества (в совокупности с рядом других факторов - политических, территориальных, этнических, глобализационных и т.п.) и культурный фактор при цивилизационном подходе, постепенно вытесняют устаревшие (архаичные) социальные образования и присущие им отношения. Процесс этот непростой, но закономерный для социальной сферы, то есть для социума.
Важное значение для понимания сути социальной сферы жизни общества и процесса её формирования имеют такие известные категории, как "социальное пространство", "социальная среда", "социум", "общество"; кроме этого, необходимо знание структуры общественной жизни, которая посферно (структурно-функционально) детерминирует всю систему общественных отношений: экономических и экологических, управленческих и педагогических, научных и художественных, медицинских и физкультурных, оборонных и общественной безопасности. Здесь важно осознание того, что возникновение каждого системообразующего института жизни общества, то есть её сферы, было детерминировано базовой формой общественной деятельности, которая порождала эти отношения. Экономика формировалась как сфера жизни общества, самостоятельный системообразующий институт общественной жизни через систему отношений производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг посредством необходимой всему обществу деятельности. Экология - через систему отношений, обеспечивающих сохранение окружающей среды, её восстановление и селекционное совершенствование, а также защиту человека от пагубного воздействия природных факторов. Управление - через систему отношений при разработке, принятии, реализации и корреляции стратегических, тактических и оперативных решений, необходимости несения ответственности за их результаты. Педагогика - через отношения, возникающие в процессе деятельности при получении знаний, умений и установок, то есть в процессе образования, обучения и воспитания. Наука - через систему отношений, отражающих деятельность по получению новых знаний, созданию новаций. Искусство - через специфику отношений художественного и художественно-прикладного спектров деятельности и взаимной связи их творца и потребителя. Медицина - через отношения в профессиональных областях деятельности по диагностике, профилактике, лечению и реабилитации людей. Физическая культура - через отношения гармоничного физического развития человека с использованием современной физкультурной базы и новейших методик тренировок. Оборона - через систему отношений, обеспечивающих применение Вооружённых сил для защиты общества и его институтов от возможной внешней вооружённой агрессии и оснащение их современными видами вооружения и военной техники. Общественная безопасность - через систему отношений, складывающихся в специфике её многогранной профессиональной деятельности: милицейской, судебно-правовой, охранной, разведывательной, дипломатической, таможенной, специальной и т.п., гарантирующей всестороннюю защиту общественных институтов и прав людей в стране и за её пределами. Всё означенное отражает функциональный характер общественных отношений, на основе которых выстраивается сферная система жизни общества, ключевую роль в которой играет человек, индивид, социум. Сфера социума представляет собой социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями, которые "вплетены" во всё многообразие общественных отношений. Но социальная сфера общества не являет собой системообразующего института общественной жизни, так как не строится по принципу базовой формы общественной деятельности, с исторически присущими ей традициями, принципами, нормами, культурой. Она целостно отражает социальное пространство общества с его социальной структурой: индивидами, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами и, присущими им, отношениями. "Социальная сфера", в этом значении, не встроена в типологический ряд "сфер общественной жизни", характер отношений которых обусловлен институциональной деятельностью и представлен выше.
Социальная сфера - это исторически сформировавшееся социальное пространство жизни людей, в котором наличествуют устойчивые связи и отношения между различными социальными элементами общества: индивидами, группами, общностями, институтами. Социальная сфера - это сфера социума, предметно человеческое образование, в котором структурируются социальные отношения людей. Социальная сфера - исторически сложившееся социальное пространство общества. Не надо путать её с обыденным и административным пониманием "социальной сферы", сводимом к учреждениям непроизводственного характера, функционально предназначенным удовлетворять людские потребности в различных областях жизни: в области здравоохранения, в области образования, в области трудоустройства, в области пенсионного обеспечения, в области защиты прав детей и материнства и т.п. Они представляют элементы общественного, гражданского, административно-правового, а не "чисто" социального характера. Конкретно социальное в них - люди, со своими чувствами, переживаниями, потребностями, отношениями, деятельностью. Поэтому научное - философское, социологическое, педагогическое, историческое понятие "социальной сферы" не аналогично административному и бытовому использованию термина "социальной сферы" как некой "социалки". В первом случае, "социальная сфера" - это сфера социума, охватывающая исторически сложившееся социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями и институтами, порождёнными деятельностью человека; во втором случае, под "социальной сферой" понимается функционирование федеральных, региональных и местных административных структур, по своему предназначению обязанных предметно заниматься жизненными проблемами населения, то есть выполнять служебные обязанности.
В связи с этим целесообразно определиться с той средой, в которой проявляются социальные отношения, а для этого необходимо понимание различий между социальной сферой жизни общества и общественным бытием. Эти различия принципиальны и являют сущностной характер, хотя имеются отдельные теоретические построения, не проводящие грани между ними. Социальная сфера жизни общества - это сфера его социальных отношений, возникающих в процессе деятельности и носящих человеческий, то есть социальный характер. Эти отношения возникают непосредственно внутри и между социальными общностями и индивидам - людьми, личностями, персонами, социальными структурами: родовые, этнические, демографические, стратификационные, поселенческие, национальные, семейные. Общественное бытие - это всё пространство человеческой жизни с включением в него полного спектра экономических, экологических, управленческих, педагогических, научных, художественных, медицинских, физкультурных, оборонных и, осуществляющих безопасность общества, базовых форм общественной деятельности, а также, наполняющих их, предметных видов профессиональной деятельности с присущими им отношениями (например, в сфере экономики - финансовыми и промышленными; в сфере управления - руководством и исполнением и т.п.).
Общественное всегда более ёмкое понятие, чем социальное, хотя последнее встроено во все типы общественных отношений, характеризуя их с человеческой, личностной, персональной стороны в экономической и научной, управленческой и педагогической, оборонной и медицинской и других сферах, то есть, системообразующих институтах жизни общества.
Здесь уместно вспомнить точку зрения К. Маркса и Ф. Энгельса на объяснение понятий "общественное" и "социальное", означенную ими в ряде своих работ при анализе общества, процессов, происходящих в нём, и складывающихся при этом отношений. Они употребляли понятие "geBellschaftlich" - "общественный", для обозначения "общественных отношений", "общественных потребностей", "общественной связи" и т.п. в том случае, когда возникала необходимость вести речь об обществе в целом, во взаимодействии всех его сфер жизни. Понятие же "sozial" - "социальный", употреблялось ими при исследовании природы отношений людей друг к другу, то есть "чисто" человеческих отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей, индивидов и социальных групп.
В связи с этим, при характеристике социального в общественном целесообразно применять понятие социума, являющегося человеческой (социальной) основой общества и одной из трёх его подсистем. Наряду с социумом в систему общества входят индустриально-техническая подсистема (созданная человеком искусственная среда) и экологическая подсистема (изменённая человеком естественная среда). Социум - это люди, включённые в процесс социальных отношений посредством собственной деятельности, со своими специфическими социальными образованиями (семья, коллектив, группа), а также потребностями и способностями. Компоненты социума - потребности, способности, деятельность, отношения, институты образуют его структуру. Структура социума отражает содержание и форму социального пространства, где формируются, функционируют и развиваются разнообразные социальные отношения людей: индивидов, личностей, персон, социальных групп. Социум - это социальное пространство общества, в котором интегрированы все его социальные отношения.
Основой социальных отношений выступают потребности, детерминированные индивидуальными или групповыми материальными и духовными факторами. Поэтому регуляция социальных отношений объективирована, в большей части, традиционными (нравственными) правилами и нормами жизни людей, которые реализуются на основе принципов формального равенства, свободы и справедливости. Основой общественных отношений выступают институциональные потребности общества, регулируемые в основном юридическими нормами - законами, указами, постановлениями. Поэтому социальные отношения - персонифицированы, а общественные отношения - институционализированы.
В социальную сферу (социальное пространство) включаются все элементы социальной структуры общества - индивиды, социальные общности и группы, социальные институты и страты, а главное - существующие между ними и внутри них отношения. В силу этого представляется целесообразным более подробно остановиться на социальной структуре общества.
Социальная структура общества есть целостность всех функционирующих в нём социальных образований, взятых в совокупности связей и отношений. Социальная структура также представляет исторический тип отношений общества. Применительно к марксизму - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, индустриальный. Иной подход - региональный тип отношений общества, отражающий национальную специфику, социально-экономические и политические особенности: латиноамериканский, европейский, азиатский, африканский. Социальная структура общества предполагает единство территории, общность языка, единство экономической жизни, единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей устойчиво взаимодействовать. Немаловажен фактор менталитета нации. Поэтому социальная структура представляет качественную определённость общества, сочетающую в себе социальные институты и образования, отношения, присущие им, а также общезначимые нормы и ценности.
Центральным звеном социальной структуры общества является человек, индивид, личность, как субъект социальных отношений, как персона. Он конкретный представитель каждого элемента социальной структуры. Он включён в систему и исполнение самых разнообразных статусов и социальных ролей, одновременно осуществляя свою деятельность и как член семьи, и как профессионал, и как горожанин или селянин, и как этнический, конфессиональный или партийный представитель общества.
Современная социальная структура общества достаточно разнообразна. Её можно представить следующим образом:
- - этнический компонент (этническая структура);
- - демографический компонент (демографическая структура);
- - поселенческий компонент (поселенческая структура);
- - стратификационный компонент (стратификационная структура).
Компоненты социальной структуры неоднородны, зависимы от уровня развития общества. Например, в первобытнообщинном обществе отсутствовал не только стратификационный, но и поселенческий компонент, ибо появление последнего связано с выделением города как центрального места для ремёсел и торговли, его отделение от деревни. Не было в этом архаичном общественном строе и ранжированность по экономическим, профессиональным и иным признакам.
Историчен и процесс совершенствования компонентов социальной структуры общества и их корреляция. В частности, стратификационный компонент, если подходить к нему с точки зрения П.А. Сорокина, включает три слоя: экономический, политический и профессиональный, которые вертикально ранжированы. Он представляется весьма динамичным. Например, ранжированность по образованию: если в начале XX в. насчитывалось несколько сотен специальностей, по которым велось обучение в высшей школе, то на начало XXI столетия востребуемых обществом специальностей уже несколько тысяч, соответственно и стратификационная структура требует корреляции.
Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 гг.), крупнейший социолог планеты, мыслитель. Родился в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии, ныне Жешарт, Республика Коми. Учился в церковно-учительской семинарии, за социал-революционные взгляды (в партии эсеров с 1904 г .) в 1906 г . из семинарии исключён. Мать умерла, когда он был уже юношей, отец начал сильно выпивать и Питирим вместе с братом подались в разнорабочие. Увлёкся чтением самой разнообразной литературы, которую можно было достать. В 1907 г. стал слушателем курсов в Петербурге, по окончании которых сдал экзамены экстерном за 8 лет гимназии. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт, в котором была кафедра социологии, возглавляемая поочерёдно П.И. Ковалевским и Де-Роберти, а в 1910 г. перевёлся на юридический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 г. Работал личным секретарём Ковалевского, взгляды которого во многом определили его научную деятельность как социолога. В 1917 г. был редактором правоэсеровской газеты "Воля народа", личным секретарём председателя Временного правительства России А.Ф. Керенского. Активно участвовал в созыве Учредительного собрания России (конец 1917 - начало 1918 г .), был избран его членом от партии эсеров. Один из инициаторов "Союза возрождения России", идея которого была практически нивелирована большевиками. Несколько раз арестовывался ВЧК, был приговорён к расстрелу, но по счастливой случайности (или закономерности) этого не произошло. При выходе П.А. Сорокина из заключения A.B. Луначарский - нарком просвещения, предложил ему работать в аппарате наркомата, но Сорокин отказался, заявив, что будет заниматься наукой. На это заявление, доложенное Ленину, последовала его немедленная реакция, написавшего статью "Ценные признания Питирима Сорокина", в которой Ленин, со свойственной большевикам однозначностью, критиковал позицию Сорокина. С 1918 г. Сорокин преподавал в Петроградском университете, научным итогом его работы стал труд - "Система социологии", который он защитил как докторскую диссертацию. Параллельно трудился над "Историей социологии России XIX века до наших дней". Был основателем и руководителем первого в России отделения социологии в этом университете, профессор социологии. Сотрудник журналов "Экономическое возрождение", "Артельное дело". В 1922 г. в соответствии с постановлением СНК РСФСР был выслан из страны с большой группой выдающихся мыслителей России - крупных учёных, педагогов, литераторов, деятелей искусства, которые не признавали Октябрьского переворота 1917 г. Около года совместно с женой провёл в Берлине и в Праге, читал лекции о современном положении в России и работал над "Социологией революции". Осенью 1923 г. по приглашению американских социологов Э. Хайса и Э. Росса переехал в США. В 1924-1929 гг. - профессор социологии в университете Миннесоты, где написал классический труд "Социальная динамика". В 1929 г. был приглашён в Гарвардский университет и основал там в 1931 г. факультет социологии, который возглавлял 11 лет и проработал на нём до выхода на пенсию в 1959 г. За это время у П. Сорокина на факультете обучались сыновья 32-го президента США Ф. Рузвельта, будущий 35-й президент Америки Дж. Кеннеди. В I960 г. Сорокина избирают президентом Американской социологической ассоциации, что совершенно закономерно. Он - крупный учёный, социолог с мировым именем, автор многих работ и теоретических разработок, в том числе концепций социальной стратификации и социальной мобильности. Книга "5ocia1 and cultural mobility" (1927 г ., 1959 г.) и сейчас остаётся классическим трудом, в котором проведено научное исследование социальных отношений в различных сферах общества и раскрываются причины их изменений. Есть теоретические работы, посвященные анализу российских проблем: "Россия и США" (1944 г.), "Основные черты русской нации в 20 столетии" (1967 г.). Однажды Питирим Сорокин пробовал получить разрешение на кратковременное посещение Родины, попросив об этом членов советской делегации (в частности, Осипова), приехавшей на социологический кон фесе в США. Осипов пытался по-человечески способствовать этому через идеологический отдел ЦК КПСС, но после просмотра его личного дела Генеральным секретарём партии Л. Брежневым, на титуле которого была сделана запись рукой В. Ленина, категорически (под знаком смертной казни) запрещающая П. Сорокину нахождение в России, получил отказ и более к этому вопросу не возвращался.
До конца своих дней Питирим Александрович прожил с семьёй - женой и двумя сыновьями - Сергеем (профессор, доктор биологии) и Петром в своём доме в Принстоне, где и скончался после болезни 11 февраля 1968 г.
Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры.
Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.
Социальная сфера – это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства – научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. Социальная сфера – это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения.
Если бы люди были совершенно одинаковыми по условиям своей жизни и уровню развития, то замена выбывших из общественной системы решалась бы весьма просто. Недаром сегодня стали много писать о «модульном человеке» как о массовом продукте современного западного общества. Модульный человек обладает набором готовых свойств, и он может быть легко встроен в любую организацию массового распространения.
Но, как известно, реально живущие люди занимают в обществе самое разное положение по отношению друг к другу. Поэтому необходимо выяснить, каков реальный механизм воспроизводства в обществе человека в его всеобщих характеристиках. Три аспекта здесь представляются особенно важными: классовый, половозрастной и семейный.
О классовом аспекте анализа современной сферы в отечественной литературе последних лет почти перестали писать. Однако в той мере, в какой собственность, получение на ее основе дохода будут определять социальное положение собственника в обществе, останутся в силе анализ классового расслоения общества и все вытекающие из него последствия.
Можно с полной уверенностью сказать, что отношения собственности, которые складываются между людьми в обществе по поводу средств производства и произведенных ими материальных благ, определяют способы распределения общественного богатства между людьми и особенности индивидуального потребления.
В древних и средневековых государствах основу социального расслоения общества составляло наличие классов и сословий. Существовали официально закрепленные в той или иной форме привилегии для одних больших групп людей (дворянство) и ограничения для других групп (крестьянство). Крестьянин не мог стать дворянином, а человек из касты «неприкасаемых» не мог стать полноправным общинником в индийской деревне.
В обществе классического капитализма отчетливо выявилась экономическая основа деления общества на классы – буржуазию, т. е. собственников, и пролетариев, не имеющих никакой собственности, кроме собственных рабочих рук. Разительный контраст в социальном положении между ними породил многочисленные революционные выступления рабочего класса, вплоть до идеи диктатуры пролетариата. Впоследствии государство в развитых капиталистических странах стало принимать действенные меры по перераспределению накопленных обществом богатств. В современном обществе наряду с собственностью начинают играть огромную роль знания.
Во всех странах и на всех этапах развития общества главной проблемой всегда являлось существование социального неравенства между людьми. Сложилось два альтернативных подхода к решению этой проблемы:
– предоставление каждому человеку равных возможностей для устройства своей жизни (успех или неудача является его личным делом, а не делом государственных организаций);
– предоставление государством каждому человеку определенного набора благ для создания более или менее достойной жизни в обществе, а остальное зависит от личных усилий, часто не поощряемых государством.
Практика показала, что оба этих подхода в своих крайних проявлениях не приносят обществу пользы, вызывая, с одной стороны, чрезмерное расслоение общества на богатых и бедных, а с другой – сильные уравнительные тенденции. Коллизия – личная свобода или социальное равенство – не имеет единого решения. В сегодняшних условиях речь должна идти о «справедливом» социальном неравенстве, когда все социальные слои, имеющие разное отношение к собственности, к накопленному обществом богатству, в основном согласны с тем, как распределяются между людьми эти богатства, как осуществляется доступ к ним со стороны различных социальных слоев и групп общества.
Но не только отношения собственности определяют особенности воспроизводства человека в обществе. Второй существенный аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности людей – это половозрастное деление общества. Дети, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые люди и глубокие старики по‑разному включены в общественную жизнь. Одни – еще несамостоятельны, другие – уже несамостоятельны. Потребности и интересы у этих возрастных групп разные, как и способы их удовлетворения. В этой связи возникают различные проблемы взаимоотношений между поколениями, и одна из граней этих проблем – социальная. Эгоистические устремления части молодежи к обладанию такими материальными благами, которые мало связаны с ее реальным вкладом в рост общественного богатства, вызывают негативную реакцию со стороны взрослых поколений.
Особое место занимает проблема социального равенства мужчины и женщины в обществе. Массовое вовлечение женщин в трудовую деятельность наравне с мужчинами оборачивается для общества огромными потерями, прежде всего ослаблением семейного уклада жизни. Двойная нагрузка у женщины – на работе и дома – приводит к сокращению рождаемости, к отсутствию должного контроля со стороны родителей за поведением детей, к потере взаимопонимания между ними и т. д.
Третий важнейший аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности общества – семья как малая социальная группа. Она занимает особое место в социальной структуре общества. Здесь складываются взаимоотношения между мужем и женой, связанные с продолжением человеческого рода. Размеры семьи и внутрисемейные отношения существенно зависят от материальных условий жизни. Крестьянская семья являлась фактически трудовой ячейкой в сельской общине. Современная городская семья, как правило, лишена трудовых функций. Семейная жизнь, быт – это место, где человек восстанавливает свои силы, готовит себя к труду, к творчеству. Впрочем, новейшие тенденции в развитии производства, особенно научной, информационной деятельности, вызывают появление различных форм трудовой занятости членов семьи на дому. Сегодня можно работать на фирму, не выходя из дома. Для этого достаточно иметь компьютер. Это – новое явление в семейной жизни, и оно получает неоднозначную оценку.
Анализ социальной сферы раскрывает механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.
Социальные слои и группы людей по мере осознания своего положения в обществе стремятся изменить его, особенно если считают себя обойденными, а сложившуюся ситуацию – несправедливой. Механизмы ее изменения располагаются в сфере управления общественными процессами.
Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии -- это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении -- это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.
Сферу социальной жизни общества - можно характеризовать как системно - организованную часть общества, где исторические и социальные группы людей взаимодействуют по поводу общественного положения, места и роли в жизнедеятельности общества. Она охватывает: интересы классов и социальных слоев, групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства людей по их положения в обществе.
Известно, что любое общество состоит из конкретных личностей (субъектов). Но это не простая совокупность отдельных личностей. Люди в обществе взаимодействуют, обособляются, образуя устойчивые социальные группы. Последние обладают различной степенью общности, отличаются друг от друга размерами, специфическими потребностями и интересами, находятся в различных по своему характеру, содержанию и сложности связях и отношениях. В первом приближении можно сказать, что жизнедеятельность социальных общностей, их функционирование, развитие и представляют собой социальную сферу. Но ведь они одновременно функционируют и в материально - производственной, и в политической, и в духовной сферах, не принадлежат только социальной жизни. Что же тогда позволяет выделять социальную сферу как одну из основных подсистем общества? Представляется важным в методологическом отношении утверждение В.С. Барулина о том, что в решении вопроса о существовании той или иной общественной сферы необходимо исходить не из того, каковы составные части этой сферы, а из того, насколько развились, констатировались, обрели свою качественную специфику определенные общественные законы. Если законы сформировались, отделились от других законов, то можно утверждать и о наличии соответствующей сферы.
Следовательно, одним из первых и самых важных оснований, критерием выделения социальной сферы является наличие в ней своих специфических законов, которые, как показывает практика жизни, тесно связаны с законами материально - производственной, политической и духовной сфер. Вместе с тем следует помнить, что они имеют свою специфику, свое место в системе общественных законов. Наличие таких законов и позволяет сделать вывод о существовании социальной сферы общества. Вторым критерием для выделения и определения является наличие в ней особых, присущих только ей социальных отношений. В чем состоит их специфика? Понятие «социальное», «социальные отношения» многозначны.
К собственно социальным философы относили такие отношения, которые возникают при взаимодействии социальных групп, коллективов, личностей и т.д., по поводу их положения в системе общественной жизни и которые необходимо ограничивать от других общественных отношений. Социальные отношения представляют собой вид общественных отношений. Они складываются между людьми в связи с необходимостью воспроизводства своей собственной непосредственной жизни. В их содержание входят удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей по поддержанию жизни, воспроизводство индивидов, прежде всего как главной производительной силы общества, передача от поколения к поколению производственного опыта и т.д. Таким образом, социальные отношения являются одной из ведущих основ становления социальной сферы, формирования ее качественной определенности, относительно самостоятельного функционирования и развития.
Третьим основанием для выделения социальной сферы является то, что характеризуется собственным видом деятельности. По своей сущности социальная деятельность проявляется в действиях индивидов или социальных групп как представителей тех или иных общностей людей (наций, классов и др.), направленных на удовлетворение их потребностей и интересов. Удовлетворение потребностей в процессе социальной деятельности в конечном итоге так или иначе способствует воспроизводству и развитию человека как конкретно - исторического субъекта, представителя определенного класса, нации, группы, коллектива. Специфические законы развития, социальные отношения и социальная деятельность образуют в своем единстве целостность, качественно определенное социальное образование, которое и принято называть сферой социальной жизни общества.
Выделенные сущностные характеристики сферы социальной жизни общества позволяют дать более полное определение социальной сферы общества. Сфера социальной жизни общества - это относительно самостоятельная, целостная подсистема общества, характеризующаяся деятельностью людей, как членов определенных социальных общностей, и отношениями, возникающими между ними, по поводу равенства и неравенства их положения в обществе.
Важная роль сферы социальной жизни среди других сфер общества определяется тем, что в социальной деятельности и отношениях реализуется мера равенства или неравенства в жизненном положении различных социальных общностей. Это находит непосредственное отражение в степени реализации принципа социальной справедливости. Вот почему дальнейшее развитие сферы социальной жизни выступает одной из главных задач совершенствования нашего общества, вступившего на путь глубинных преобразований.
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 2.1).
Рис. 2.1.
На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.
Социальная сфера тесно связана с экономической сферой.
Как уже отмечалось, общество – это системное образование. Как чрезвычайно сложное целое, как система, общество включает в себя подсистемы – «сферы общественной жизни» – понятие, введенное впервые К.Марксом.
Понятие «сфера общественной жизни» есть не более чем абстракция, позволяющая вычленять и изучать отдельные области социальной реальности. Основанием для выделения сфер общественной жизни служит качественная специфика ряда общественных отношений, их целостность.
Выделяют следующие сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая сфера характеризуются следующими параметрами:
Это необходимая для нормального функционирования общества область деятельности людей, посредством которой удовлетворяются их определенные потребности;
Каждая сфера характеризуется определенными общественными отношениями, возникающими между людьми в процессе определенного вида деятельности (экономической, социальной, политической или духовной);
Как относительно самостоятельные подсистемы общества сферы характеризуются определенными закономерностями, по которым они функционируют и развиваются;
В каждой сфере формируется и функционирует совокупность определенных учреждений, которые создаются людьми для управления данной социальной сферой.
Экономическая сфера жизни общества - определяющая, названная К.Марксом базисом общества (то есть его фундаментом, основой). Она включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Её назначение – удовлетворение экономических потребностей людей.
Экономическая сфера – генетическая основа всех других сфер общественной жизни, ее развитие – причина, условие и движущая сила исторического процесса. Значение экономической сферы огромно:
Она создает материальную базу существования общества;
Непосредственно влияет на социальную структуру общества (например, появление частной собственности привело к возникновению экономического неравенства, что, в свою очередь, стало причиной возникновения классов);
Опосредованно (через социально-классовую сферу) влияет на политические процессы в обществе (например, появление частной собственности и классового неравенства стало причиной возникновения государства);
Опосредованно влияет на духовную сферу (особенно на правовые, политические и нравственные идеи), непосредственно – на ее инфраструктуру – школы, библиотеки, театры и т.п.
Социальная сфера общественной жизни - это область, где исторические общности (нации, народы) и социальные группы людей (классы и пр.) взаимодействуют по поводу своего общественного положения, места и роли в жизни общества. Социальная сфера охватывает интересы классов, наций, социальных групп; отношения личности и общества; условия труда и быта, воспитания и образования, здоровья и досуга. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства людей по их положению в обществе. Основой различного социального положения людей является их отношение к собственности на средства производства и вид трудовой деятельности.
Основными элементами социальной структуры общества являются классы, страты (социальные слои), сословия, городские и сельские жители, представители умственного и физического труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), этнические общности.
Политическая сфера жизни общества – область функционирования политики, политических отношений, деятельности политических институтов (прежде всего – государства) организаций (политических партий, союзов и т.п.). Это система общественных отношений по поводу завоевания, удержания, укрепления и использования государственной власти в интересах определенных классов и социальных групп.
Специфика социальной сферы в следующем:
Она складывается как результат сознательной деятельности людей, классов, партий, стремящихся овладеть властью и управлением в обществе;
Для достижения политических целей классы и социальные группы создают политические учреждения и организации, выступающие как материальная сила воздействия на государство, власть, экономические и политические структуры в обществе.
Элементами политической системы общества являются: государство (главный элемент), политические партии, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.п.
Сфера духовной жизни общества - это сфера производства идей, взглядов, общественного мнения, обычаев и традиций; сфера функционирования социальных институтов, создающих и распространяющих духовные ценности: наука, культура, искусство, образование и воспитание. Это система общественных отношений по поводу производства и потребления духовных ценностей.
Основными элементами духовной жизни общества являются :
Деятельность по производству идей (теорий, взглядов и пр.);
Духовные ценности (нравственные и религиозные идеалы, научные теории, художественные ценности, философские концепции и т.п.);
Духовные потребности людей, которые обусловливают производство, распространение и потребление духовных ценностей;
Духовные отношения между людьми, обмен духовными ценностями.
Основой духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, идеалов, концепций, программ, взглядов, норм, мнений, традиций, слухов и т.п., циркулирующих в данном обществе.
Общественное сознание связано с индивидуальным (с сознанием отдельной личности), поскольку, во-первых, без него просто не существует, а во-вторых, все новые идеи и духовные ценности имеют своим источником сознания индивидов. Поэтому высокий уровень духовного развития индивидов – важная предпосылка для развития общественного сознания.Тем не менее, общественное сознание нельзя рассматривать как сумму индивидуальных сознаний хотя бы потому, что отдельный индивид не усваивает в процессе социализации и жизнедеятельности всего содержания общественного сознания. С другой стороны, далеко не все, что возникает в сознании отдельного человека, становится достоянием общества. Общественное сознание включает в себя знания, идеи, представления, общие для многих людей, поэтому оно рассматривается в обезличенном виде как продукт определенных общественных условий, закрепленный в языке и произведениях культуры. Носителем общественного сознания выступает не только индивид, но и социальная группа, общество в целом. Кроме того, индивидуальное сознание рождается и умирает вместе с человеком, а содержание общественного сознания передается от одного поколения к другому.
В структуре общественного сознания выделяют уровни отражения (обыденный и теоретический) и формы отражения действительности (право, политика, мораль, искусство, религия, философия и пр.)
Уровни отражения действительности различаются по характеру их формирования и по глубине проникновения в сущность явлений.
Обыденный уровень общественного сознания (или «общественная психология») формируется как результат повседневной жизни людей, охватывает поверхностные связи и отношения, порождая, порой, различные заблуждения и предрассудки, общественное мнение, слухи и настроения. Он представляет собой неглубокое, поверхностное отражение социальных явлений, поэтому многие идеи, возникающие в массовом сознании, являются ошибочными.
Теоретический уровень общественного сознания (или «общественная идеология») дает более глубокое постижение общественных процессов, проникает в сущность изучаемых явлений; он существует в систематизированной форме (в виде научных теорий, концепций и т.п.) В отличие от обыденного уровня, который складывается, в основном, стихийно, теоретический уровень формируется сознательно. Это область деятельности профессиональных теоретиков, специалистов в различных областях - экономистов, правоведов, политиков, философов, теологов и т.п. Поэтому теоретическое сознание не только более глубоко, но и более правильно отображает социальную реальность.
Формы общественного сознания различаются между собой по предмету отражения и по функциям, которые они выполняют в обществе.
Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений между классами, нациями, государствами. В нем непосредственно проявляются экономические отношения и интересы различных классов и социальных групп. Специфика политического сознания в том, что оно непосредственно затрагивает сферу государства и власти, отношения классов и партий к государству и правительству, взаимоотношения между социальными группами и политическими организациями. Оно самым активным образом воздействует на экономику, на все остальные формы общественного сознания – на право, религию, мораль, искусство, философию.
Правовое сознание – представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, выражающих отношение людей к существующему праву – система устанавливаемых государством юридических норм и отношений. На теоретическом уровне правовое сознание выступает в виде системы правовых взглядов, правовых учений, кодексов. На обыденном уровне – это представления людей о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, должном и необязательном в отношениях между людьми, социальными группами, нациями, государством. Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную функцию . Оно связано со всеми формами сознания, но особенно – с политикой. Не случайно К.Маркс определил право как «возведенную в закон волю господствующего класса».
Нравственное сознание (мораль) отражает отношения людей друг к другу и к обществу в виде совокупности правил поведения, норм нравственности, принципов и идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Обыденное нравственное сознание включает в себя представления о чести и достоинстве, о совести и чувстве долга, о нравственном и безнравственном и т.п. Обыденное нравственное сознание возникло еще в первобытнообщинном строе и выполняло там функцию основного регулятора взаимоотношений между людьми и коллективами. Нравственные теории возникают лишь в классовом обществе и представляют собой стройную концепцию нравственных принципов, норм, категорий, идеалов.
Нравственность выполняет в обществе целый ряд важнейших функций:
Регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, причем, в отличие от права, мораль опирается на силу общественного мнения, на механизм совести, на привычку);
Оценочно-императивную (с одной стороны – оценивает действия человека, с другой – повелевает вести себя определенным образом);
Воспитательную (активно участвует в процессе социализации личности, превращения «человека в человека»).
Эстетическое сознание – художественное, образно-эмоциональное отражение действительности через понятия прекрасного и безобразного, комического и трагического. Результатом и высшей формой проявления эстетического сознания является искусство. В процессе художественного творчества эстетические представления художников «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Искусство относится к числу древнейших форм жизнедеятельности людей, однако в доклассовом обществе оно было в единой синкретической связке с религией, нравственностью, познавательной деятельностью (первобытный танец – это и религиозный обряд, воплощающий нравственные нормы поведения, и метод передачи знаний новому поколению).
Искусство в современном обществе выполняет следующие функции:
Эстетическую (удовлетворяет эстетические потребности людей, формирует у них эстетические вкусы);
Гедонистическую (доставляет людям удовольствие, наслаждение);
Познавательную (в художественно-образной форме несет информацию о мире, являясь достаточно доступным средством просвещения и образования людей);
Воспитательную (воздействует на формирование нравственного сознания, воплощая нравственные категории добра и зла в художественные образы, формирует эстетические идеалы).
Религиозное сознание – особый тип отражения действительности сквозь призму веры в сверхъестественное. Религиозное сознание как бы удваивает мир, полагая, что кроме нашей реальности («естественной», подчиняющейся законам природы) существует сверхъестественная реальность (явления, существа, силы), где природные закономерности не действуют, но которая влияет на нашу жизнь. Вера в сверхъестественное существует в различных формах:
Фетишизм (от португальского «фетико» - сделанный) – вера в сверхъестественные свойство реальных предметов (природных или специально изготовленных);
Тотемизм («то-тем» на языке одного из североамериканских индейских племен означает «его род») – вера в сверхъестественные кровнородственные связи между людьми и животными (иногда – растениями) – «предками» рода;
Магия (в переводе с древнегреческого – колдовство) – вера в сверхъестественные связи и силы, существующие природе, используя которые можно добиться успеха там, где реально человек бессилен; поэтому магия охватывала все сферы жизнедеятельности (любовная магия, вредоносная магия, промысловая магия, военная магия и пр.);
Анимизм – вера в бесплотных духов, в бессмертную душу; возникает на поздних этапах родоплеменного строя как результат распада мифологического мышления, которое еще не проводило различия между живым и неживым, материальным и нематериальным; представления о духах природы стали основой для формирования идеи бога;
теизм (греч. theos – бог) вера в бога, которая первоначально существовала как политеизм (многобожие); идея единого бога - монотеизм (единобожие) впервые сформировалась в иудаизме, а позже была воспринята христианством и исламом.
Религия как социальное явление помимо религиозного сознания включает в себя культ (обрядовые действия, направленные на связь со сверхъестественным – молитвы, жертвоприношения, посты и пр.) и ту или иную форму организации верующих (церковь или секта).
Религия в жизни человека и общества выполняет следующие функции:
Психотерапевтическую – помогает преодолеть чувство страха и ужаса перед внешним миром, облегчает чувства горя и отчаяния, позволяет снять ощущение беспомощности и неуверенности в будущем;
Мировоззренческую; как и философия, она формирует у личности мировоззрение – представление о мире как едином целом, о месте и назначении в нем человека;
Воспитательную - воздействует на человека через систему нравственных норм, существующих в каждой религии, и через формирование особого отношения к сверхъестественному (например, любовь к Богу, страх погубить бессмертную душу);
Регулятивную - влияет на поведение верующих через систему многочисленных запретов и предписаний, охватывающих почти всю повседневную жизнь человека (особенно – в иудаизме и исламе, где насчитывается 365 запретов и 248 предписаний);
Интегративно-сегрегативную – сплачивая единоверцев (интегративная функция), религия в то же время противопоставляет их носителям иной веры (сегрегативная функция), что является, и по сей день, одним из источников серьезных социальных конфликтов.
Религия, следовательно, явление противоречивое и однозначно оценить ее роль в жизни человека и общества нельзя. Поскольку современное общество полирелигиозно, основой цивилизованного решения проблемы отношения к религии является принцип свободы совести , дающий право человеку исповедовать любую религию или быть неверующим, запрещающий оскорбления религиозных чувств верующих и открытую религиозную или антирелигиозную пропаганду.
Таким образом, духовная жизнь общества представляет собой весьма сложное явление. Формируя сознание людей, регулируя их поведение, политические, нравственные, философские, религиозные и пр. идеи оказывают воздействие на все остальные сферы жизни общества и на природу, становясь реальной силой, изменяющей мир.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .
Экономический словарь . 2000 .
Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА" в других словарях:
Совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. По английски: Social sphere См. также: Социальная сфера Секторы экономики… … Финансовый словарь
Совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление … Википедия
Социальная сфера - (см. Сфера социальная) … Экология человека
Совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К С.с. относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение,… … Энциклопедический словарь экономики и права
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг, образование, культуру,… … Профессиональное образование. Словарь
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - – отрасли народного хозяйства, не участвующие в материальном производстве, но обеспечивающие организацию обслуживания, обмена, распределения и потребления товара, а также формирование уровня жизни населения, его благосостояния. К социальной сфере … Краткий словарь экономиста
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - – система социальных отраслей и институтов, общественных отношений, обеспечивающих сбережение, формирование, развитие и поддержание необходимого качества человеческого потенциала общества … Терминологический ювенологический словарь
социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру,… … Словарь экономических терминов
социальная сфера - богатство бедности богатство нищеты богатый бедняк богатый нищий буржуазный пролетариат нищенская роскошь нищета богатства … Словарь оксюморонов русского языка
Социальная сфера экономики - узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно касающиеся образа… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Книги
- Социальная сфера в современной экономике. Вопросы теории и практики , . В работе проанализирована роль общественного сектора в решении социальных проблем современного общества, место государства в экономике и социальной жизни общества, модели социального…
- Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения , Н. А. Волгин. В книге критически проанализированы действующие схемы организации оплаты труда рабочих, инженеров, менеджеров, учителей, врачей, государственных служащих, руководителей высшего эшелона…