Занимательные задания о строении клетки. Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2 (техникум)»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
отъезжающих на учебно-тренировочные сборы
Пособие составила
г) слияние пиноцитозных и фагоцитозных пузырьков
11. Пиноцитозом называют
а) поглощение бактерий лейкоцитами
б) поглощение бактерий амебами
в) проникновение капель жидкости через мембрану
г) слияние в клетке маленьких пузырьков в один большой
Иллюстрированные задания
Растительная клетка
Задание 1.
1. Рассмотрите схему строения растительной клетки.
2. Ответьте на вопросы
Какими путями вещества могут попадать внутрь растительной клетки и удаляться из нее? В чем заключается функция клеточной стенки для растительной клетки? Какую роль в растительной клетке играет вакуоль? Какую роль в растительной клетке играют хлоропласты? Что такое плазмодесма? На рисунке представлена клетка высших растений или низших? Почему вы так решили?
Иллюстрированные задания
Животная клетка
Задание 2.
1. Рассмотрите схему строения животной клетки.
2. Ответьте на вопросы
Какие три компонента клетки являются основными? Почему мембрана животной клетки способна к эндоцитозу? Каких органоидов нет в животной клетке? Почему возможны движения микроворсинок? Какой органоид можно назвать «энергетической станцией» клетки? Почему? Какие два вида ЭПС вы знаете?
Вопросы для самоконтроля
Строение клетки
1. Какие части клетки были изучены с помощью светового микроскопа?
2. Какие органоиды клетки обнаружены при помощи электронного микроскопа?
3. Из чего состоит мембрана живой клетки?
4. Какими свойствами обладает мембрана?
5. Какие функции выполняет мембрана живой клетки, покрывающая цитоплазму?
6. Какие клеточные органоиды имеют мембранное строение?
7. У каких органоидов двойные мембраны?
8. Какие органоиды не имеют мембранного строения?
9. Какие органоиды входят в состав системы цитоплазмы?
10. Каковы строение и функции эндоплазматической сети?
11. Каковы строение и функции митохондрий?
12. Какие особенности строения аппарата Гольджи связаны с выполняемыми им функциями?
13. Какую функцию выполняют рибосомы?
14. Какие пластиды содержат растительные клетки?
15. Каково внутреннее строение хлоропласта?
16. Какие пигменты находятся в хлоропластах и хромопластах?
17. Каково строение и функция хромопластов и лейкопластов?
18.Как устроен и функционирует клеточный центр?
19. Из каких компонентов состоит система ядра?
20. Каковы основные функции ядра?
21. Как устроена ядерная оболочка?
22. Какие структуры ядра содержат молекулы ДНК?
23. Что такое ядерный сок? Какова его функция?
24. Что общего между ядерным соком и гиалоплазмой?
Тренировочные задания
Работа 1.
1.Дайте определение понятиям.
Плазмалемма – это _____________________
Ядрышко – это _________________________
Белки-рецепторы – это __________________
Белки-ферменты – это ___________________
Фагоцитоз – это ________________________
Пиноцитоз – это ________________________
2.Рассмотрите таблицу и ответьте на вопрос.
Число хромосом у некоторых животных и растений.
Малярийный плазмодий | |||
Картофель | Дождевой червь | ||
Вишня садовая | |||
Как объяснить тот факт, что количество хромосом обычно представлено четным числом?
3. Ответьте на вопросы.
С какими веществами мембраны вступают в комплекс углеводы? У всех ли эукариотических клеток есть ядро? Сколько молекул ДНК образует одну хромосому?
4.Решите тест.
1. В состав плазмалеммы не входят:
а) белки б) нуклеиновые кислоты в) углеводы г) липиды
2. Если клетку сравнить с домом, то антенны на крыше можно сравнить
а) с белками б) с нуклеиновыми кислотами в) с углеводами г) с липидами
3. Плазмалемма не выполняет функций
а) создает границу с окружающей средой
б) передает наследственную информацию от клетки к клетке
в) регулирует поступление и выведение различных веществ
г) защищает клетки от внешней среды
4. Главная генетическая информация организма хранится
а) в ядре б) в рибосомах в) в ядрышке г) в мембране
5. Хромосомы при делении клетки
а) превращаются в тонкие нити
б) скручиваются в клубки
в) не изменяются
г) утолщаются и укорачиваются
6. Белки, входящие в состав хромосом, называются
а) пистоны б) кингстоны в) гистоны г) ливингстоны
Словарь терминов
Автотрофы (зеленые растения и часть прокариот) – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических веществ. Это организмы, которые получают энергию за счет неорганических соединений
Анаболизм – процессы построения вещества в результате реакции синтеза с потреблением энергии
Биология – наука о живых системах,
Биология – наука, изучающая живые организмы в системе их взаимосвязей с окружающей средой
Вирусы – неклеточные формы жизни
Гаметогенез – процесс образования мужских и женских гамет
Гаметы – половые клетки с гаплоидным набором хромосом
Ген – участок молекулы ДНК (или хромосомы), определяющий развитие определенного признака или синтез одной белковой молекулы
Генотип – совокупность всех генов организма
Гетеротрофы (животные, грибы, часть прокариот) – организмы, питающиеся за счет чужих органических веществ
Диссимиляция (катаболизм) – энергетический обмен, представляющий собой совокупность реакций расщепления полимеров до мономеров, в ходе которых выделяется энергия
Живые тела – открытые, саморегулирующиеся, самовоспроизводящиеся системы
Жизнь – макромолекулярная открытая система, которой присущи иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, обмен веществ, регулируемый поток энергии
Зигота – оплодотворенная яйцеклетка
Клетка – структурная и функциональная единица живого
Клетка – открытая система, характеризующаяся обменом веществ и энергии с окружающей средой, устойчивостью, способностью к саморегуляции и самовоспроизведению.
Критерии живых систем – отличительные признаки живого как особой формы существования материи
Кроссинговер – перекрест хромосом при митозе
Мейоз – особый тип клеточного деления, который происходит при половом размножении. При мейозе из одной клетки с диплоидным набором хромосом возникают клетки с гаплоидным набором хромосом
Митоз – деление клетки, в результате которого обе дочерние клетки получают диплоидный набор хромосом
Овогенез – процесс развития женских половых клеток
Онтогенез – индивидуальное развитие организма с момента образования зиготы и до смерти организма
Прокариоты – организмы, не имеющие в клетке четко оформленного ядра
Сперматогенез – развитие мужских половых клеток
Ферменты – специфические белковые катализаторы, синтезируемые живыми клетками и обладающие высокой активностью
Фотосинтез – совокупность окислительно-восстановительных процессов, при которых из неорганических веществ образуются сложные органические соединения за счет использования энергии света при наличии хлорофилла ()
Фототрофы – организмы, клетки которых синтезируют органические вещества из неорганических веществ за счет энергии солнечного света
Хемосинтез – синтез органических веществ из неорганических веществ в организмах, лишенных хлорофилла. Данный синтез происходит за счет энергии химических реакций, окисления неорганических веществ, при этом не выделяется кислород
Хемотроф ы – организмы, использующие энергию химических реакций
Цитоплазматические мутации – изменения, которые затрагивают органоиды клетки, содержащие ДНК
Эукариоты – организмы, имеющие в клетке четко оформленное ядро
Список литературы
1. , . Общая биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2006
2. , . Биология. Издательский центр «Академия». 2006
3. . Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗЫ. Москва «Высшая школа» 1991
4. , . Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010
5. , . Биология: тестовый тренажер-самоучитель для подготовки к сдаче ЕГЭ. Ростов-на-Дону. Феникс. 2008
6. . Общая биология. Тетрадь с печатной основой для учащихся 11 класса . Саратов: «Лицей». 1999
7. , . Биология. Общая биология.10-11 классы. Рабочая тетрадь. . 2011
Вариант 1.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 6 и 7? Раскройте особенности строения и функций этих структур.
Вариант 2.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 5 и 6? Раскройте особенности строения и функций этих структур.
Вариант 3.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2, 5, 6, 7?
Вариант 4.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2, 3?
______________________________________________________________________________
Вариант 5.
Вариант 6.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2?
Вариант 7.
Вариант 8.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 2? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
Вариант 9.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 4? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
____________________________________________________________________________
Вариант 10.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 9? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
Вариант 11.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 5? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
Вариант 12.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 1? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
Вариант 13.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какими цифрами обозначены ее мембранные органоиды? Укажите их названия.
Вариант 14.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 7? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.
Вариант 15.
Рассмотрите рисунок. Какие органоиды клетки на нем изображены? В каких клетках они встречаются? Каковы их функции?
1. 2.
Вариант 16.
Рассмотрите рисунок. Какие структуры клетки обозначены цифрами 4 и 5? Какие функции они выполняют в клетке?
Вариант 17.
Рассмотрите рисунок. Какие структуры клетки обозначены цифрами буквами Д и З? Какие функции они выполняют в клетке?
Вариант 18.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции она выполняет в клетке?
Вариант 19.
Рассмотрите рисунок. Какой процесс на нем изображен? Какова его роль в клетке? В каких клетках он может происходить?
Вариант 20.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 7, 10, 11? Какие функции они выполняют в клетке?
Вариант 21.
Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 3 и 6? Какие функции они выполняют в клетке?
Вариант 22.
Рассмотрите рисунок. Какие клетки на нем обозначены буквами А и Б? Сравните строение этих клеток.
Вариант 23.
Рассмотрите рисунок. Какой процесс в клетке обозначен номером 10? Какое значение имеет этот процесс в клетке?
Вариант 24.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? В каких клетках можно встретить эту структуру? Какие ее разновидности Вам известны?
Вариант 25.
Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Приведите примеры клеток человека, в которых такие структуры встречаются в большом количестве.
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Клетка Задания
Укажите формулировку одного из положений клеточной теории. 1) Оболочка грибной клетки состоит из углеводов 2) В клетках животных отсутствует клеточная стенка 3) Клетки всех организмов содержат ядро 4) Клетки организмов сходны по химическому составу 5) Новые клетки образуются путем деления исходной материнской клетки 4, 5
Установите соответствие Характеристика органоидов Органоид клетки А) система канальцев, пронизывающих цитоплазму Б) система уплощенных мембранных полостей полостей и пузырьков В) обеспечивает накопление и хранение веществ в клетке Г) на мембранах могут размещаться рибосомы Д) участвует в формировании лизосом Комплекс Гольджи Эндоплазматическая сеть
Какие методы исследования используют в цитологии 1) центрифугирование 2) культура ткани 3) хроматография 4) генеалогический 5) гибридологический 1, 3
Установите соответствие Характеристика Тип клетки А) отсутствие мембранных органоидов Б) запасающее вещество – крахмал В) способность к хемосинтезу
Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию. 1) ядро 2) лизосомы 3) аппарат Гольджи 4) рибосомы 5) митохондрии 6) хлоропласты
Выберите структуры, характерные только для растительной клетки. 1) митохондрии 2) хлоропласты 3) клеточная стенка 4) рибосомы 5) вакуоли с клеточным соком 6) аппарат Гольджи
Сходное строение клеток растений и животных - доказательство 1) их родства 2) общности происхождения организмов всех царств 3) происхождения растений от животных 4) усложнения организмов в процессе эволюции 5) единства органического мира 6) многообразия организмов
Какие функции выполняет комплекс Гольджи? 1) синтезирует органические вещества из неорганических 2) расщепляет биополимеры до мономеров 3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке 4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки 5) окисляет органические вещества до неорганических 6) участвует в образовании лизосом
Какие из перечисленных органоидов являются мембранными? 1) лизосомы 2) центриоли 3) рибосомы 4) микротрубочки 5) вакуоли 6) лейкопласты
Какие вещества входят в состав клеточной мембраны? 1) липиды 2) хлорофилл 3) РНК 4) углеводы 5) белки 6) ДНК
Какие положения содержит клеточная теория? 1) Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки. 2) В половых клетках содержится гаплоидный набор хромосом. 3) Клетки сходны по химическому составу. 4) Клетка - единица развития всех организмов. 5) Клетки тканей всех растений и животных одинаковы по строению. 6) Все клетки содержат молекулы ДНК.
Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Клеточный цикл
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. О пределите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядрах (клетках) семязачатка в анафазе мейоза I и конце телофазы мейоза I . Объясните все полученные результаты.
Наборы хромосом и количество ДНК в клетке Мейоз I Интерфаза I Профаза I Метафаза I Анафаза I Телофаза I Количество хромосом (n) 2n 2n 2n 2n 1 n Количество молекул ДНК (с) 2с 4с 4с 4с 2с Мейоз II Интерфаза II Профаза II Метафаза II Анафаза II Телофаза II Количество хромосом (n) 1n 1n 1n 2 n 1n Количество молекул ДНК (с) 2с 2с 2с 2с 1 с
Фазы мейоза
Ответ 1. в анафазе мейоза I число хромосом – 28, число молекул ДНК – 56; 2. в анафазе к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы, но число хромосом и число молекул ДНК не меняются; 3. в телофазе мейоза I число хромосом – 14, число молекул ДНК – 28; 4. происходит редукционное деление, образуются две клетки с гаплоидным набором хромосом, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид
Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах в пресинтетический период интерфазы одной соматической клетки человека составляет около 6*10 -9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток при овогенезе в конце телофазы мейоза I и мейоза II . Объясните полученные результаты.
Ответ 1) в телофазе мейоза I масса молекул ДНК равна: 12*10-9 /2=6*10-9 2) перед делением молекулы ДНК удваиваются, а мейоз I – редукционное деление, поэтому число и масса молекул ДНК становятся в 2 раза меньше; 3) в телофазе мейоза II масса молекул ДНК равна: 6*10-9/2=3*10-9 мг; 4) после мейоза II ядро каждой клетки содержит гаплоидный набор хромосом, состоящих из одной молекулы ДНК, поэтому масса ДНК уменьшается
Хромосомный набор соматических клеток дрозофилы равен 8. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК при овогенезе в ядре после телофазы мейоза I и в анафазе мейоза II . Объясните все полученные результаты.
Ответ 1) в телофазе после мейоза I число хромосом – 4, число молекул ДНК – 8; 2) мейоз I – редукционное деление; число хромосом и число молекул ДНК уменьшаются в 2 раза; 3) в анафазе мейоза II число хромосом – 8, число молекул ДНК – 8; 4) в анафазе мейоза II к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы, хромосомы однохроматидные, поэтому число молекул ДНК равно числу хромосом
Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n) , число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.
Ответ 1) метафаза митоза, так как гомологичные хромосомы расположены в одной плоскости экватора; сформировано веретено деления; 2) в клетке диплоидный (2n) набор хромосом, так как имеются гомологичные хромосомы; 3) число молекул ДНК – 4с, так как каждая хромосома двухроматидная и состоит из двух молекул ДНК
Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Ответ 1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток – n 2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путем митоза при прорастании гаплоидной споры; 3) хромосомный набор спермиев – n ; 4) спермии образуются из генеративной клетки путем митоза
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Клетка Жизнедеятельность
Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения процессов световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка 1) фотолиз воды 2) восстановление углекислого газа до глюкозы 3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света 4) образование молекулярного кислорода 5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
Найдите ошибки в тексте 1. Митохондрии и пластиды представляют собой двумембранные органоиды. 2. На внутренней мембране митохондрий и пластид располагаются фоточувствительные пигменты. 3. В отличие от пластид, митохондрии содержат собственную кольцевую молекулу н уклеиновой кислоты. 4. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза. 5. Основная функция митохондрий заключается в синтезе липидов клетки.
Ответ 2 – на внутренне мембране пластид располагаются фоточувствительные пигменты 3 – пластиды и митохондрии содержат собственную кольцевую молекулу нуклеиновой кислоты 5 – основная функция митохондрий заключается в синтезе молекул АТФ
Установите соответствие ПРОЦЕСС ОРГАНОИД А) восстановление углекислого газа до глюкозы Б) синтез АТФ в процессе дыхания В) первичный синтез органических веществ Г) превращение световой энергии в химическую Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды Митохондрия Хлоропласт
Найдите ошибки, исправьте их 1. В ходе энергетического обмена веществ в организме на подготовительном этапе происходит расщепление крупных молекул биополимеров до мономеров. 2. В результате первого этапа образуется две молекулы АТФ. 3. На втором этапе в реакциях гликолиза, которые протекают в эукариотической клетке, принимает участие кислород. 4. Завершается энергетический обмен образованием углекислого газа и воды, а также 36 молекул АТФ. 5. Последний этап энергетического обмена протекает на мембранах пластид.
Ответ 2 – в результате первого этапа энергия рассеивается в виде тепла 3 – на втором этапе гликолиза в эукариотической клетке протекают без участия кислорода 5 – последний этап энергетического обмена происходит в митохондриях
Установите соответствие ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАП ОБМЕНА А) происходит в цитоплазме Б) происходит в лизосомах В) вся освобождаемая энергия рассеивается в виде тепла Г) за счет освобождаемой энергии синтезируется 2 молекулы АТФ Д) расщепляются биополимеры до мономеров Е) расщепляется глюкоза до пировиноградной кислоты Подготовительный Гликолиз
Проанализируйте таблицу Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза А Возбуждение хлорофилла Световая Строма хлоропласта Б Темновая Мембраны тилакоидов Синтез АТФ В Список терминов и понятий Мембраны тилакоидов Световая фаза Фиксация неорганического углерода Фотосинтез воды Темновая фаза Цитоплазма клетки
Установите последовательность процессов в биосинтезе белка 1) синтез иРНК на ДНК 2) доставка аминокислоты к рибосоме 3) образование пептидной связи между аминокислотами 4) присоединение аминокислоты к тРНК 5) соединение иРНК с двумя субъединицами рибосомы
Объясните физиологические механизмы газообмена, который происходит между атмосферой и листьями цветкового растения
Ответ 1) в мякоти клеток листа на свету осуществляется процесс фотосинтеза, который идет с поглощением углекислого газа и выделением кислорода 2)живые клетки листа дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ 3) смесь газов скапливается в межклетниках листа, связь с атмосферой обеспечивается работой замыкающих клеток устьиц, расположенных в кожице листа
Найдите ошибки в приведенном тексте 1. К органическим веществам клетки относят белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. 2. Белки – полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. 3. Изменение структуры и потеря белком его природных свойств – редупликация. 4. Глюкозу, сахарозу, рибозу относят к моносахаридам. 5. Фосфолипиды образуют в мембране билипидный слой.
Ответ 2 – белки – полимеры, мономерами которых являются аминокислоты; 3 – изменение структуры и потеря белком его природных свойств – денатурация; 4 – глюкоза, рибоза – моносахариды, сахароза – дисахарид
Установите соответствие ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ А) окисление органических Б) образование полимеров из мономеров В) расщепление АТФ Г) запасание энергии в клетке Д) репликация ДНК Е) окислительное фосфорилирование Пластический Энергетический
Задания для проверки знаний учащихся 9 -11 классов по теме:
«КЛЕТКА»
Выберите правильные ответы или установите соответствие:
В1. В клетке прокариот отсутствуют
1) ДНК и РНК
2) хлоропласты
3) оформленное ядро
4) плазматическая мембрана
5) эндоплазматическая сеть
6) рибосомы
В2. Установите соответствие между признаками и группой организмов
Признак
Группа организмов
А) отсутствие митохондрий
Б) наличие митохондрий
В)отсутствие ЭПС
Г)наличие аппарата Гольджи
Д) наличие лизосом
Е) линейные хромосомы в ядре
1) прокариоты
2) эукариоты
В3. Для клетки сине-зеленых водорослей характерно отсутствие
1) митохондрий
2) рибосом
3) плазматической мембраны
4) лизосом
5) ферментов
6) ядра
В4. Для клетки бактерий характерно
1) поглощение твердых частиц путем фагоцитоза
2) наличие плазматической мембраны
3) отсутствие оформленного ядра
4) присутствие рибосом
5) наличие центриолей
6) наличие митохондрий
В5. Для растительной клетки характерно
1) наличие клеточной стенки
2) процесс экзоцитоза
3) наличие вакуолей с клеточным соком
4) наличие центриолей
5) наличие комплекса Гольджи
6) присутствие хромосом в цитоплазме
В6. Для прокариотической клетки характерно
1) наличие клеточной стенки
2) деление митозом
3) простое бинарное деление
4) наличие оформленного ядра
5) наличие обмена веществ
6) наличие митохондрий
В7. Для животной клетки не характерно наличие
1) хлоропластов
2) рибосом
3) жесткой клеточной стенки
4) оформленного ядра
5) вакуолей с клеточным соком
6) митохондрий
В8. Для животной клетки характерно
1) наличие жесткой клеточной стенки
2) присутствие хлоропластов
3) захват веществ путем фагоцитоза
4)неспособность к росту
5) присутствие лизосом
6) отсутствие оформленного ядра
В9. Для клетки грибов в отличие от клетки животных характерно
1) наличие ядра
2) присутствие хлоропластов
3) неспособность к фагоцитозу
4) наличие клеточной стенки
5) наличие вакуолей с клеточным соком
6) наличие хромосом
В10. В растительной клетке, в отличие от животной, имеются
1) хромосомы
2) хлоропласты
3) митохондрии
4) жгутики и реснички
5) целлюлозная клеточная стенка
6) вакуоли с клеточным соком
В11. В клетках прокариот отсутствуют
1) ядерная мембрана
2) митохондрии
3) ДНК и РНК
4) плазматическая мембрана
5) ЭПС
6) рибосомы
В12. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов
Признак
Царство
А) автотрофный тип питания
Б) тело состоит из переплетенных нитей – гиф
В) наличие целлюлозы в клеточной стенке
Г) гетеротрофный тип питания
Д) наличие хитина в в клеточной стенке
Е) клетки тела имеют пластиды
1) растения
2) грибы
В13. Вирусы в отличие от прокариот
1) являются одноклеточными
3) не имеют клеточного строения
4) имеют хлоропласты
5) имеют рибосомы
6) имеют капсид
В14. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов
Признак
Царство
А) гетеротрофный тип питания
Б) наличие целлюлозы в клеточной стенке
В) способность к фотосинтезу
Г) автотрофный тип питания
Д) способность к росту в течение всей жизни
Е) отсутствие клеточной стенки
1)растения
2) животные
В15. В растительной клетке в отличие от животной имеются
1) хромосомы
2) целлюлозная клеточная стенка
3) запасающий углевод – крахмал
4) ядерная мембрана
5) хлоропласты
6) запасающий углевод – гликоген
В16. Установите соответствие между признаком и надцарством живых организмов
Признак
Надцарство
А) отсутствие эндоплазматической сети
Б) наличие пластид
В) наличие митохондрий
Г) одна кольцевая молекула ДНК
Д) наличие ядерной мембраны
Е) отсутствие аппарата Гольджи
1)прокариоты
2) эукариоты
В17. В клетке эукариот в отличие от клетки прокариот имеются
1) аппарат Гольджи
2) митохондрии
3) рибосомы
4) плазматическая мембрана
5) ядерная мембрана
6) жгутики
В18. Для животной клетки характерно наличие
1) клеточного центра
2) клеточной стенки из целлюлозы
3) клеточной стенки из мурена
4) митохондрий
5) хлоропластов
6) ядерной мембраны
В19. Грибы как и растения
1) имеют хлоропласты
2) имеют клеточное строение
3) являются прокариотами
4) растут в течение всей жизни
5) являются эукариотами
6) являются автотрофами
В20. Для прокариотической клетки не характерно
1) простое бинарное деление
2) деление митозом
3) наличие ЭПС
4) наличие обмена веществ
5) наличие рибосом
6) наличие оформленного ядра
В21. В хлоропластах растительной клетки происходят следующие процессы
1) гидролиз полисахаридов
2) расщепление пировиноградной кислоты
3)фотолиз воды
4) расщепление жиров до жирных кислот и глицерина
5) синтез углеводов
6) синтез АТФ
В22. Установите соответствие между типами клеток и образующимися их органоидами
Органоиды клетки
Типы клеток
А) лизосомы
Б) аппарат Гольджи
В) эндоплазматическая сеть
Г) кольцевая ДНК
Д) митохондрии
Е) лизосомы
1)прокариотическая
2) эукариотическая
В23. В лизосомах клетки происходят следующие процессы
1) расщепление старых клеточных органоидов
2) синтез АТФ
3) гидролиз полисахаридов
4) синтез крахмала
5) образование рибосом
6) расщепление белков до аминокислоты
В24. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой
Характеристика клетки
Тип клетки
А) имеет крахмальные зерна
Б) не имеет целлюлозной клеточной стенки
В) имеет пластиды
Г) содержит крупные вакуоли с клеточным соком
Д) есть клеточный центр
Е) имеет целлюлозную клеточную стенку.
1)растительная клетка высших растений
В25. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой
Характеристика
Тип клетки
А) запасающий углевод - гликоген
Б) хитиновая клеточная стенка
В) гетеротрофный тип питания
Г) целлюлозная клеточная стенка
Д) хлоропласты
Е) автотрофный тип питания
1)растительная клетка
2) клетка гриба
Ответы на задания:
Задание №
Ответы
В1
В2
В3
В4
В5
В6
В7
В8
В9
В10
В11
В12
В13
В14
В15
В16
В17
В18
В19
В20
В21
В22
В23
В24
В25