Строение и гигиена зрительного анализатора. Строение и функции оболочек глаза
Это комплекс норм, условий и требований, который следует осуществлять для создания оптимальных условий деятельности зрительного анализатора.
1. Соблюдение норм естественной и искусственной освещенности.
2. Правильный подбор мебели, с учетом роста ребенка (расстояние от глаз до стола 30-35 см).
3. Соблюдение норм и требований к просмотру телевизионных передач.
4. Правильная дозировка зрительных нагрузок (шрифт для каждого возраста, нельзя читать лежа, в движущемся транспорте- соблюдать расстояния, соблюдать нормы непрерывности письма: для учащихся 6-7 лет 5-7 мин, 7-10 лет 10 мин, 11-12 лет 15 мин, 13-15 лет 20 мин, 16-18 лет 25-30 мин. Непрерывное чтение: 6-7 лет 5-10 мин, 8-10 лет 15-20 мин, 11-15 лет 25-30 мин, 16-18 лет 35-45 мин, в промежутках следует давать отдых глазам примерно на 10 минут).
Слуховой анализатор
Слуховой анализатор- это второй по значению анализатор в обеспечении адаптитвных реакций и познавательной деятельности человека, его особая роль у человека связана с членораздельной речью.
Слуховое восприятие- основа членораздельной речи. Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикулярный аппарат у него остается ненарушенным.
Слуховой анализатор воспринимает слуховые волны, отличающие по высоте, частоте и внутреннего уха. Звуковые волны поступают в наружное ухо, состоящие из ушной раковины и слухового прохода переходит в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки и 3-х слуховых косточек-молоточек, наковальня, стремечко, затем поступают во внутреннее ухо, включающее лабиринт, который состоит из трех частей: в центре- преддверие, спереди от него находится улитка, состоящая из 2,5 витков, сзади – полукружные каналы. В центре улитки расположены рецепторы слухового анализатора – звуковоспринимающий аппарат- спиральный, или кортиев орган, представляющий собой слуховые волосики, ударяясь о которые звуковая волна преобразуется в электрический импульс, передающийся в слуховой нерв, который поступает в слуховой центр.
Слуховой анализатор включает вестибулярный аппарат, обеспечивающий удержание тела в пространстве.
Возрастные особенности слухового анализатора
Чем меньше ребенок:
1. Тем меньше пороги слышимости, наименьшая величина порогов слышимости, т.е. наибольшая острота слуха свойственная подросткам и юношам (14-19 лет)
2.Тем ниже острота слуха.
3.Тем быстрее развивается утомление слухового анализатора.
Гигиена слухового анализатора
Гигиена слухового анализатора- это комплекс норм, условий и требований, направленных на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.
1. Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте.
2.Профилактика “ школьного шума”.
3.Речь учителя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, слова должны произноситься четко.
4.Правильная дозировка слуховых нагрузок.
5.Гигиеной слуха диктуются размеры учебного помещения.
Лекция 6. Железы внутренней секреции и опорно-двигательный аппарат
План
1.Понятие об эндокринных железах.
2.Значение деятельности желез внутренней секреции.
3.Особенности желез внутренней секреции.
4.Железы внутренней секреции
5. Значение опорно-двигательного аппарата.
6. Функции костно-мышечной системы.
7. Скелет – структурная основа тела.
8. Рост и развитие костей.
9. Части скелета и их развитие
10.Мышечная система.
11.Возрастные особенности костно-мышечной системы.
12.Гигиена костно-мышечной системы.
Ключевые слова
Железы внутренней секреции, эндокринная система, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, тимус, гормоны, движение, скелет, мышцы, костно-мышечная система, лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие.
Литература
- Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
- Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
- Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
- Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2000. 216 с.
- Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 456
- Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях./ Под ред. В. А. Поляква. – М.: Мелицина, 1990 – 120 с.
Вопросы к практическому занятию
1. Назовите особенности желез внутренней секреции.
2. Чем отличается железы внутренней секреции от желез внешней секреции?
3. Что такое гормон?
4. Роль щитовидной железы.
5. Основные функции опорно-двигательного аппарата.
6. Значение мышечной системы.
7.Какие нарушения опорно-двигательного аппарата у детей Вы знаете?
8. Гигиенические требования к школьной мебели.
9. Возрастные особенности костно-мышечной системы.
Железы внутренней секреции.
Эндокринная система
Железы внутренней секреции. В регуляции функций организма важная роль принадлежит эндокринной системе. Органы этой системы – железы внутренней секреции -выделяют особые вещества, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей.
Железы внутренней секреции осуществляют вместе с нервной системой нервно-гуморальную регуляцию деятельности органов и систем, направленную на поддержание гомеостаза (постоянства) внутренней среды организма.
Железы внутренней секреции осуществляют гуморальную регуляцию рефлекторно, путем выделения в кровь при их возбуждении гормонов – высокоактивных биологических веществ, влияющих на рост и развитие, обмен веществ в организме и на сохранение постоянства внутренней среды. К железам внутренней секреции относятся:
Гипофиз,
Поджелудочная железа,
Надпочечники,
Паращитовидные или околощитовидные железы,
Вилочковая (зобная) железа, тимус, половые железы (мужские и женские).
Железы внутренней секреции отличаются от других желез, имеющих выводные протоки (желез внешней секреции), тем, что выделяют продуцируемые ими вещества прямо в кровь. Поэтому их называют эндокринными железами (греческого-endon – внутри, krinein – выделять).
Как уже говорилось выше, железы внутренней секреции или эндокринные железы выделяют свои гормоны непосредственно в кровь, в отличие от них железы внешней секреции выделяют свой секрет либо наружу либо в полость (потовые, сальные, слезные, желудочные, кишечные, слюнные). Существуют смешанные железы, которые часть секрета выделяют наружу, а часть в виде гормонов в кровь. К ним относятся: поджелудочная железа, частично кишечная и половые железы. Поджелудочная и половые железы – смешанные, так как часть их клеток выполняет внешнесекреторную функцию, другая часть – внутрисекреторную. Половые железы вырабатывают не только половые гормоны, но и половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды).Часть клеток поджелудочной железы вырабатывает гормон инсулин и глюкагон, другие её клетки вырабатывают пищеварительный и поджелудочный сок.
Эндокринные железы человека невелики по размерам, имеют очень небольшую массу (от долей грамма до нескольких граммов), богато снабжены кровеносными сосудами, кровь приносит к ним необходимый строительный материал и уносит химически активные секреты. К эндокринным железам подходит разветвленная сеть нервных волокон, их деятельность постоянно контролирует нервная система.
Железы внутренней секреции функционально тесно связаны между собой, и поражение одной железы вызывает -нарушение функции других желез.
Гормоны. Специфические активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называются ормонами (от греч. Herman – возбуждать). Гормоны обладают высокой биологической активностью и сравнительно быстро разрушаются тканями, поэтому для обеспечения длительного действия необходимо их постоянное выделение в кровь. Только в этом случае возможно поддержание постоянной концентрации гормонов в крови.
Гормоны обладают относительной видовой специфичностью, что имеет важное значение, так как позволяет недостаток того или иного гормона в организме человека компенсировать введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желез животных.
Гормоны действуют на обмен веществ, регулируют клеточную активность, способствуют проникновению продуктов обмена веществ через клеточные мембраны. Гормоны влияют на дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение; с гормонами связана функция размножения.
Рост и развитие организма, смена различных возрастных периодов связаны с деятельностью желез внутренней секреции.
В зависимости от количества выделяемых гормонов различают нормальную, пониженную (гипофункция), повышенную (гиперфункция) функции той или иной железы.
Например, при малом выделении гормона роста гипофиза, развивается гипофизарный карлик, при большом гипофизарные гиганты.
Особенностью желез внутренней секреции является:
Высокая специфичность гормонов, то есть щитовидная железа выделяет только тироксин;
Множественность функций (эмоции и другие функции); -высокая взаимозависимость и взаимосвязанность. Железы внутренней секреции относятся к разряду тех органов, которые будучи весьма малыми по размеру, творят поистине великие дела, так как выделяясь в кровь и разносясь по всему организму, оказывают влияние практически на функции всех органов и систем.
Королем всех гормонов является гипофиз , восседающий на турецком седле. Гипофиз – небольшое образование овальной формы, это железа весом до 0,5 г. у взрослого человека и значительно меньшая у детей. При её микроскопическом изучении у взрослого различают три доли: переднюю, заднюю и промежуточную.
Внутрисекретное влияние гипофиза отличается разносторонностью, что связано с наличием множества гормонов, выделяемых железой в кровь и спинномозговую жидкость.
Гипофиз – влияет на функции почти всех желез внутренней секреции, а также на темпы роста и развития ребенка. Эта железа выделяет следующие гормоны:
1) Соматотропин, или гормон роста, обусловливает рост костей в длину, ускоряет процессы обмена веществ, что приводит к усилению роста, увеличению массы тела. Недостаток этого гормона проявляется в малорослости (рост ниже 130 см),задержке полового развития; пропорции тела при этом сохраняются.
2)Адренокортикотропный гормон (АКТГ) предупреждает гиперфункцию коры надпочечников, приводящей к на рушению обмена веществ, увеличению количества сахара в крови.
3) Лактогенный гормон (выделение молока при рождение ребенка).
4) Лютиинтропный гормон (регулирует образование желтого тела в матке).
5) Окситоцин стимулирует гладкую мускулатуру матки при родах, а также оказывает стимулирующее влияние на выделение молока из молочных желез. Несколько гормонов передней доли гипофиза оказывают влияние на функции половых желез. Это гонадотропные гормоны. Одни из них стимулируют рост и созревание фолликулов в яичниках (фоликулотропин), активизируют сперматогенез. Под влиянием лютеинтропина у женщин происходит овуляция и образование желтого тела; у мужчин он стимулирует выработку тес тостерона.
Эпифиз, или шишковидная железа. Эту железу называют еще верхним мозговым придатком. У детей железа относительно больших размеров, чем у взрослых. Эпифиз участвует в обмене веществ и сохраняет понятие “детскость”, функционирует в основном до 3-х лет, после 3-х лет заплывает жиром.
Щитовидная железа. Располагается она по гортани и трахее. В ней различают правую и левую доли и перешеек между ними. Железа богата кровеносными сосудами. Содержит много симпатических и парасимпатических нервных волокон. Щитовидная железа имеет для нас региональную особенность.
Гормон щитовидной железы тироксин содержит до 65 % йода. Тироксин – мощный стимулятор обмена веществ в организме; он ускоряет обмен белков, жиров и углеводов, активирует окислительные процессы в митохондриях, что ведет к усилению энергетического обмена. Особенно важна роль гормона в развитии плода, в процессах роста и дифференцировки тканей.
Гормоны щитовидной железы оказывают стимулирующее воздействие на центральную нервную систему. Недостаточное поступление гормона в кровь или его отсутствие в первые годы жизни ребенка приводит к резко выраженной задержке психического развития.
Недостаточность функции щитовидной железы в детском возрасте приводит к кретинизму. При этом задерживается рост и нарушаются пропорции тела, задерживается половое развитие, отстает психическое развитие.
Щитовидная железа выделяет также гормон трийодтиронин, который регулирует содержание йод а, при большой секреции которого развивается Базедова болезнь, при гипофункции – микседема (отек всего тела). При гиперфункции щитовидной железы, компенсируется недостаток содержания и усвоения йода, что заставляет железу активно продуцировать гормон, что приводит к увеличению массы, размера железы, за счет либо тела, либо двух придатков, это эндемический зоб. Клиническими признаками Базедовой болезни являются: учащение сердцебиения (тахикардия); увеличение размеров щитовидной железы; пучеглазие; увеличение или интенсификация обмена веществ, приводящая к повышению возбудимости нервной системы.
Паращитовидная железа Паращитовидные или околощитовидные железы располагаются по задней поверхности щитовидной железы поэтому и носят такое название. Это небольшие железки, в количестве 4 штук, общим весом до 0,4 г.
Паращитовидная железа выделяет парагормон (паратириоидный), регулирующий обмен кальция, повышая его количество в крови и снижающий возбудимость нервной системы. При гипофункции резко увеличивается возбудимость нервной системы.
Поджелудочная железа. Позади желудка, рядом с двенадцатиперстной кишкой, лежит поджелудочная железа. Эта железа смешанной функции. Поджелудочная железа выделяет в кровь инсулин, который способствует утилизации (усвоению) глюкозы в крови. При гипофункции развивается сахарный диабет.
Инсулин действует, главным образом, на углеводный обмен, оказывая на него влияние, противоположное адреналину. Если адреналин способствует быстрейшему расходованию в печени запасов углеводов, то инсулин сохраняет, пополняет эти запасы.
При заболеваниях поджелудочной железы, приводящих к снижению выработки инсулина, большая часть, поступающих в организм углеводов, не задерживается в нем, а выводится с мочой в виде глюкозы. Это приводит к сахарному мочеизнурению (сахарный диабет). Наиболее характерные признаки диабета – постоянный голод, неудержимая жажда, обильное выделение мочи и нарастающее исхудание.
Благодаря взаимодействию адреналинового и инсулинового влияния поддерживается определенный уровень сахара в крови, необходимый для нормального состояния организма.
Надпочечники. Надпочечники – парный орган; располагаются они в виде небольших телец над почками. Масса каждого из них 8-10 г. Каждый надпочечник состоит из двух слоев, имеющих разное происхождение, разное строение. Различают: наружно – корковый и внутреннего – мозговой слои. Корковый слой выделяет кортикостероиды, или кортикоиды, влияющие на обмен воды и солей. Деятельность этой железы особое значение приобретает в условиях жаркого климата, для которой характерна резкая интенсификация водно-солевого обмена. Выделяют три основные группы гормонов коркового слоя надпочечников:
1)глюкокортикоиды – гормоны, действующие на обмен веществ, особенно на обмен углеводов. Сюда относится гидрокортизон, кортизон и кортикостерон. Отмечена способность глюкокортикоидов подавлять образование иммунных тел, что дало основание применять их при пересадке органов (сердце, почки). Глюкокортикоиды обладают противовоспалительным действием, снижают повышенную чувствительность к некоторым веществам.
2) минералокортикоиды, они регулируют преимущественно минеральный и водный обмен. Гормон этой группы - альдостерон.
3) андрогены и эстрогены – аналоги мужских и женских половых гормонов. Эти гормоны менее активны, чем гормоны половых желез, вырабатываются в незначительно количестве.
Главным гормоном мозгового вещества является адреналин, он составляет примерно 80% гормонов, синтезируемых в этом отделе надпочечников. Адреналин известен как один из самых быстродействующих гормонов. Он ускоряет кругооборот крови, усиливает и учащает сердечные сокращения; улучшает легочное дыхание, расширяет бронхи; увеличивает распад гликогена в печени, выход сахара в кровь; усиливает сокращение мышц, снижает их утомление и т.д. Все эти влияния адреналина ведут к одному общему результату – мобилизации всех сил организма для выполнения тяжелой работы. Повышенная секреция адреналина - один из важнейших механизмов перестройки в функционировани организма в экстремальных ситуациях, при эмоциональном стрессе, внезапных физических нагрузках, при охлаждении. Адреналин как правило формирует эмоции человека. При гиперфункции адреналин вызывает повышение уровня кровяного давления, приводя к пертонической болезни.
Внутренний мозговой слой также выделяет норадреналин, который наоборот снижает уровень кровяного давления до приводя к гипотонии (резкое снижение уровня кровяного давления).
Вилочковая железа (тимус) – участвует в обеспечении развития ребенка и поддержании иммунной системы, задерживает ребенка на уровне второго детства.
В глазах прекрасных и больших должно быть счастья отраженье»
(Г. Александров)
«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что
основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете
значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть
истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже
не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что
нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно
говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы,
встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в
глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!»
(К-ф "Мастер и Маргарита‘)
«А вот по глазам - тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза
- значительная вещь. Вроде барометра. Все видно - у кого великая
сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в
ребра, а кто сам всякого боится»
(Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце).
«Глаза – зеркало души»
(В. Гюго)
«Прекрасный мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств» (М.А. ОСТРОВСКИЙ)
«ПРЕКРАСНЫЙ МИР, ПОЛНЫЙ КРАСОК, ЗВУКОВ И ЗАПАХОВ, ДАРЯТ НАМНАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ» (М.А. ОСТРОВСКИЙ)Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий
Сколько у человека органов чувств?
СКОЛЬКО У ЧЕЛОВЕКА ОРГАНОВ ЧУВСТВ?- Пять: зрение, обоняние, слух, вкус,
осязание.
Оказывается, и шестое чувство тоже имеется
у нас – чувство равновесия.
Органы чувств человека.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА.Центры мозга, контролирующие работу органов чувств.
ЦЕНТРЫ МОЗГА, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ РАБОТУОРГАНОВ ЧУВСТВ.
Что такое анализаторы?
ЧТО ТАКОЕ АНАЛИЗАТОРЫ?Физический, химический
процесс
Раздражители
Физиологический
процесс.
раздражение
Психический процесс.
Ощущение
возбуждение
Орган
чувств
(рецепторы)
проводящие
пути
Центр в коре
головного
мозгаАнализаторы – физиологические системы,
обеспечивающие восприятие, проведение
и анализ информации из внутренней и
внешней среды и формирующие
специфические ощущения.
Ощущение - это непосредственное
отражение свойств предметов и явлений
внешнего мира и внутренней среды,
воздействующие на органы чувств.
Анализатор – это система, состоящая из
рецепторов.Рецепторы – это специализированные
нервные окончания, преобразующие
раздражения в нервное возбуждение.
Информация – это сведения об объектах
и явлениях окружающей среды.
Иллюзии – это искаженные, ошибочные
восприятия.
Эстезиология - раздел анатомии,
изучающий строение органов чувств.
Зрительный анализатор
ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР* Глаз – периферическая часть зрительного анализатора.* Глаз довольно часто сравнивают с фотоаппаратом, в
котором имеется кожух (роговица), объектив (хрусталик),
диафрагма (радужка) и светочувствительная пленка
(сетчатка). Более уместно было бы сравнить глаз человека
с аналогом сложнейшего компьютерного кабельного
устройства, поскольку смотрим мы глазом, а видим
мозгом.
* Глаз имеет неправильную шаровидную форму примерно
2,5 см в диаметре.* Два глазных яблока надежно укрыты в глазницах черепа.
Орган зрения состоит из вспомогательного аппарата глаза,
который включает веки, конъюнктиву, слезные органы,
глазодвигательные мышцы и фасции глазницы, и
оптического аппарата – роговицы, водянистой влаги
передней и задней камер глаза, хрусталика и стекловидного
тела.
* Сетчатка, зрительный нерв и зрительные пути передают
информацию в головной мозг, где происходит анализ
полученного изображения.
* Хрусталик обладает удивительным свойством –
аккомодацией.
* Аккомодация – это способность глаза к четкому видению
разноудаленных предметов за счет изменения кривизны
хрусталика.
Внешнее строение органа зрения
Глаз прикрыт спереди верхним и нижнимвеками. Снаружи веки покрыты кожей, а
изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой. В
толще век в верхней части глазницы
располагаются слезные железы. Жидкость,
которую они вырабатывают, через слезные
канальцы и слезный мешок попадает в полость
носа. Она также увлажняет слизистую оболочку
глаза, поэтому поверхность глазного яблока
всегда влажная. Веки свободно скользят по
слизистой, защищая глаз от неблагоприятных
факторов окружающей среды.
Под кожей век расположены мышцы глаза:
круговая мышца и подниматель верхнего века.
С помощью этих мышц глазная
щель открывается и закрывается. По краям
век растут ресницы, выполняющие защитную
функцию.
Глазное яблоко движется с помощью шести
мышц. Все они работают согласованно, поэтому
движение глаз – их перемещение и поворот в
разные стороны – происходит свободно и
безболезненно.
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ
ОРГАНА ЗРЕНИЯ
Склера, роговица, радужка
Внутреннее строениеоргана зрения.
СКЛЕРА, РОГОВИЦА,
РАДУЖКА
Глазное яблоко состоит из трех оболочек: наружной, средней
и внутренней.
Наружная оболочка глаза состоит из склеры и роговицы.
Склера (белок глаза) – прочная наружная капсула глазного
яблока – выполняет роль кожуха.
Роговица – наиболее выпуклая часть переднего отдела
глаза. Это прозрачная, гладкая, блестящая, сферичная,
чувствительная оболочка. Роговица – это, образно говоря,
объектив, окно в мир.
Средняя оболочка глаза состоит из радужки, ресничного
тела и сосудистой оболочки. Эти три отдела составляют
сосудистый тракт глаза, который располагается под склерой и
роговицей.
Радужка (передний отдел сосудистого тракта) – выполняет
роль диафрагмы глаза и располагается позади прозрачной
роговицы. Она представляет собой тонкую пленку,
окрашенную в определенный цвет (серый, голубой,
коричневый, зеленый) в зависимости от пигмента
(меланина), определяющего цвет глаз. У людей, живущих на
Севере и Юге, как правило, разный цвет глаз. У северян в
основном глаза голубые, у южан – карие. Это объясняется
тем, что в процессе эволюции у людей, проживающих в
Южном полушарии, образуется больше темного пигмента в
радужке, так как он защищает глаза от неблагоприятного
действия ультрафиолетовой части спектра солнечного света.
Зрачок, хрусталик, стекловидное тело
Внутреннее строениеоргана зрения.
ЗРАЧОК, ХРУСТАЛИК,
СТЕКЛОВИДНОЕ ТЕЛО
В центре радужки имеется черное круглое отверстие –
зрачок. Через него и оптическую систему глаза проходят
лучи, достигающие сетчатки.
Зрачок с помощью мышц регулирует количество
поступающего света, что способствует ясности
изображения. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до
8 мм в зависимости от освещения и состояния
центральной нервной системы. При ярком свете зрачок
сужается, а при слабом свете - расширяется.
По периферии радужка переходит в ресничное тело, в
толще которого расположена мышца, изменяющая
кривизну хрусталика и служащая для аккомодации.
В области зрачка располагается хрусталик, «живая»
двояковыпуклая линза, также активно участвующая в
аккомодации глаза.
Между роговицей и радужкой, радужкой и хрусталиком
находятся пространства – камеры глаза, заполненные
прозрачной, светопреломляющей жидкостью –
водянистой влагой, которая питает роговицу и хрусталик.
Позади хрусталика располагается прозрачное
стекловидное тело, относящееся к оптической системе
глаза и представляющее собой желеобразную массу.
Сетчатка
Внутреннее строениеоргана зрения.
СЕТЧАТКА
Свет, попадающий в глаза, преломляется и проецируется
на задней поверхности глаза, которая называется
сетчаткой. Сетчатка (светочувствительная пленка) – очень
тонкое, нежное и исключительно сложное по структуре и по
функциям нервное образование,
Образно говоря, сетчатка – своеобразное окно в мозг –
является внутренней оболочкой глазного яблока.
Сетчатка прозрачна. Она занимает площадь, равную
примерно 2/3 сосудистой оболочки.
Слой фоторецепторов, включающий палочки и колбочки,
самый важный слой клеток сетчатки.
Сетчатка неоднородна. Ее центральная часть – макула, в
которой располагаются только колбочки. Макула имеет
желтый цвет из-за содержания желтого пигмента и поэтому
называется желтым пятном.
На периферических частях наиболее часто встречаются
палочки. Ближе к желтому пятну, кроме палочек, находятся
колбочки. Чем ближе к желтому пятну, тем больше
становится колбочек, а в самом желтом пятне имеются
одни только колбочки.
В центре поля зрения мы видим с помощью колбочек, этот
участок сетчатки ответственен за остроту зрения вдаль, а
на периферии в восприятии света участвуют палочки.
Сетчатка человека устроена необычным образом – она
как бы перевернута. Одна из возможных причин этого –
расположение позади рецепторов слоя клеток,
содержащих черный пигмент меланин. Меланин
поглощает свет, идущий через сетчатку, не давая ему
отражаться обратно и рассеиваться внутри глаза. По сути,
он играет роль черной краски внутри фотокамеры, которой
является глаз.В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высокочувствительные
палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и
менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное
зрение.
В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек,
максимум чувствительности которых приходится на
красный, зелёный и синий участок спектра, то есть
соответствует трем «основным» цветам. Они
обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков.ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ
ОЩУЩЕНИЙ
Зрительный анализатор совокупность нервных образований,
обеспечивающих восприятие
величины, формы, цвета предметов,
их взаимного расположения. В
зрительном анализаторе:
- периферический отдел составляют
фоторецепторы (палочки и колбочки);
- проводниковый отдел - зрительные
нервы;
- центральный отдел - зрительная
кора затылочной доли.
Зрительный анализатор представлен
воспринимающим отделом –
рецепторами сетчатой оболочки
глаза, зрительными нервами,
проводящей системой и
соответствующими участками коры в
затылочных долях мозга.
Гигиена зрения.
ГИГИЕНАЗРЕНИЯ.
Наши глаза дают уникальную возможность познавать окружающий мир. Но
уязвимы и нежны, поэтому мы обязаны их беречь. Существуют правила,
следование которым способствует сохранению здоровья глаз надолго.
Читать необходимо при достаточном, хорошем освещении. Глаза не должны
перенапрягаться. Освещение считается хорошим, если:
- лампа находится сверху и сзади – свет должен падать из-за плеча;
- когда свет направлен прямо в лицо, читать нельзя;
- яркость освещения должна быть достаточной, если вокруг полумрак, и буквы
различаются с трудом – книжку лучше отложить;
- рабочий стол при дневном свете должен стоять таким образом, чтобы окно было
слева;
- настольная лампа в вечернее время должна находиться слева;
- лампа обязательно должна быть прикрыта абажуром, чтобы свет не попадал
прямо в глаза.
Не следует читать в транспорте, когда он движется. Ведь из-за постоянных толчков
книга приближается, удаляется, отклоняется в сторону. Нашим глазам наверняка
не по душе такие «тренировки».Не держите книгу ближе, чем за 30 см от глаз. Если рассматривать предметы на
слишком близком расстоянии, глазные мышцы перенапрягаются, быстро вызывая
утомление.
Собираясь на пляж либо на прогулку под ярким солнцем, не забудьте надеть
солнцезащитные очки. Ведь глаза тоже могут получить ожог от солнца. При таком
ожоге конъюнктива глаза опухает и краснеет, глаза чешутся и болят, зрение
ухудшается – предметы вокруг кажутся размытыми. Если солнечный свет неяркий,
очки можно снять.
Долгий просмотр телевизора или работа за компьютером в течение длительного
времени также негативно влияют на наши глаза. От телевизора лучше сесть
подальше, как минимум за два метра. А вот расстояние до монитора должно быть
не меньше длины вытянутой руки. При работе за компьютером очень полезно
делать перерывы каждые 40-45 минут и…моргать! Да, именно моргать. Потому что
это – естественный способ очистить и смазать поверхность глаза.
Чтобы хорошее зрение не оставляло вас долгие годы, необходимо правильно
питаться. Особенно полезны для глаз витамины A и D. Витамин A находится в таких
продуктах, как печень трески, желтки яиц, сливочное масло, сливки. Кроме этого,
существуют продукты, богатые на провитамин А, из которого в организме человека
синтезируется собственно сам витамин. Провитамин А есть в моркови, зеленом
луке, облепихе, сладком перце, шиповнике. Витамин D содержится в свиной и
говяжьей печени, селедке, сливочном масле.
Болезни глаз
БОЛЕЗНИ ГЛАЗЕсть такая старая туркменская пословица: “От глазных болезней человек
не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придет.”
Беречь глаза нас учат с детства, но в стремительном ритме жизни мы
забываем о добрых советах родителей, учителей и врачей, и, к сожалению,
не имеем четкого представления о том, как сохранить свое зрение на
долгие годы. Это связано с особенностями нашего воспитания, условиями
жизни, семейными традициями и др.
Блефарит - воспаление краев век.
Абсцесс века - гнойное воспаление век.
Аллергические состояния. При этом отмечается зуд в области глаза,
отечность мягких тканей, может быть покраснение и слезотечение.
Болезни глаз
БОЛЕЗНИ ГЛАЗКатаракта. Это заболевание хрусталика. Оно в основном встречается в
старческом возрасте и связано с помутнением хрусталика, причиной
которого является нарушение его строения.
Цветовая слепота(дальтонизм). При этом заболевании отмечается
неспособность различать определенные цвета.
Подергивание века. Это один из видов нервного тика. Он может быть
связан как со стрессом, недостатком сна и т.д.
Дальнозоркость или гиперметропия особенно развита у
пожилых людей. При ней лучи света фокусируются как бы за
сетчаткой. Окружающие предметы видятся расплывчатыми, не
контрастными.
Близорукость или миопия может быть врожденной и
приобретенной. При ней лучи света фокусируются перед
сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а
удаленные предметы видятся нечетко.
Выполните тест.
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.1. Соотнесите органы чувств и раздражители, которые они воспринимают:
Орган чувств
Раздражитель:
1. Орган зрения
А. Красный сигнал светофора.
2. Орган слуха
Б. Гладкий шелк
3. Орган вкуса
В. Горькое лекарство
4. Орган обоняния
Г. Пожарная сирена
5. Орган осязания
Д. Аромат духов
2. Расположите части анализатора по порядку.
а) ассоциативная зона коры головного мозга,
б) рецепторы,
в) проводящие пути
3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге:
1) затылочная зона;
а) Слуховой анализатор:
2) теменная зона;
б) Зрительный анализатор;
в) Вкусовой анализатор
Проведи самопроверку и оцени свою работу по следующим критериям:
“3 балла” – выполнил правильно все задания.
“2 балла” – выполнил правильно 2 задания.
“1 балл” – выполнил правильно 1 задания
Выполните тест.
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.1.Что из ниже перечисленного входит в состав глазного яблока?
А) Наружная прямая мышца глазного яблока
Б) Ресничная мышца
В) верхнее и нижнее веко.
2. За что отвечают колбочковидные клетки сетчатки?
А) Сумеречное и дневное зрение
Б) Сумеречное и цветное зрение
В) Дневное и цветное зрение
3. Что такое миопия?
А) Близорукость;
Б) Дальнозоркость;
В) Астигматизм
4. «Слепое пятно» – это:
А) место, где сосредоточены колбочки;
Б) внутреннее пространство глазного яблока;
В) место, откуда выходит зрительный нерв.
5. При чтении книги в вечернее время свет должен:
А) быть направлен прямо в лицо;
Б) падать слева;
В) вообще не нужен.
Кроссворд
КРОССВОРД1. Небольшое отверстие в центре радужной оболочки, которое
рефлекторно с помощью мышц может расширяться или сужаться,
пропуская в глаз необходимое количество света.
2. Двояковыпуклое прозрачное образование, расположенное за
зрачком.
3. Выпукло-вогнутая линза, через которую свет проникает внутрь
глаза
4. Внутренняя оболочка глаза.
5. Отростки нервных клеток или специализированные нервные
клетки, реагирующие на определенные раздражители.
6. Рецепторы сумеречного света.
7. Нарушение зрения, при котором хрусталик теряет эластичность
и близко расположенные предметы расплываются.
8. Углубление в черепе.
9. Вспомогательный аппарат, защищающий глаз от пыли.
10. Орган зрения.
11. Прозрачное и бесцветное тело, заполняемое внутренность
глаза.
12. Средняя часть сосудистой оболочки, в которой содержится
пигмент, определяющий цвет глаз.
13. Место выхода зрительного нерва, где нет рецепторов.
14. Один из вспомогательного аппарата.
15. Наружная оболочка.
16. Белковая оболочка.
17. Нарушение зрения, когда изображение предмета
фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как
расплывчатое.
18. Рецепторы способные реагировать на цвета.
19. Защитные образования от стекающего со лба пота.
20. Сложная система, обеспечивающая анализ раздражения и
контролирующая двигательную и трудовую деятельность
человека.
Используемые ресурсы.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ.Eyesurgery.surgery.su/eyediseases/
cureplant.ru/index.php/bolezni-glaz
travinko.ru/stati/bolezni-glaz
le-cristal.ru/gigiena-zreniya/
Грищенко Надежда Васильевна
Гигиена слухового и зрительного анализаторов
Гигиена слухового анализатора
Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью.
Периферическим отделом является ухо. Рецепторную функцию выполняет Кортиев орган, находящийся в улитке во внутреннем ухе. Кортиев орган – это система волосковых высокочувствительных рецепторных клеток.
Проводниковый отдел представлен слуховыми нервами, направляющимися в центральный (корковый) отдел, расположенный в височных долях коры больших полушарий.
В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию - воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.
При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере – слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение воспаления.
В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах следует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой водой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.
Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин. ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удалось, его направляют к врачу.
Одно из существенных требований гигиены слуха - предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного, раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.
Гигиена зрительного анализатора
Зрительный анализатор – парное образование, представлен следующими отделами. Глаз – является периферическим отделом анализатора, рецепторную функцию в глазу выполняют фоторецепторы – палочки и колбочки. Палочки – структуры сумеречного зрения, отвечают за черно-белое изображение. Колбочки обеспечивают цветное, дневное видение. Проводниковый отдел – зрительный нерв, а корковый отдел располагается в затылочной доле каждого полушария.
К моменту рождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к деятельности. Однако и после рождения происходит совершенствование структуры соответствующих нервных образований.
В период раннего детства большинство детей имеют дальнозоркость, поскольку продольная ось их глаза короткая. Примерно с 4-5 лет глазные яблоки начинают более интенсивно расти в длину, а не в ширину и у большинства детей формируется функциональная близорукость, которая обычно продолжается до возраста 10-12 лет.
Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6-7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.
У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.
Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. При подозрении на близорукость ребенка надо направить к офтальмологу.
Детей с плохим зрением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки были правильно подогнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать.
При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами. У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.
Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо-собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обстановки, которая облегчает функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Поэтому надо следить за освещением помещений, в которых занимаются дошкольники, и за правильным расстоянием от рабочей поверхности до глаз: менее всего утомляется зрение при расстоянии, равном 15-20см. На занятиях, связанных с длительным напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание, время от времени надо отвлекать детей от работы каким-либо замечанием или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых рес-ничной мышце.
Особое внимание надо обращать на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра фильмов и телевизионных передач. Количество кадров в диапозитивном фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25-30, средних 35-40 и старших 45-50. Детям 3-5 лет рекомендуется смотреть не более одного фильма (15-20 минут, а старшим (6-7 лет) - два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20-25 минут.
Смотреть телевизионные передачи следует не чаще двух раз в неделю. Телевизор надо установить на столике высотой 1-1,2м над полом и по испытательной таблице получить хорошее качество изображения. Первый ряд стульев должен быть не ближе 2м, а последний не дальше 5м от экрана; в промежутке устанавливаются еще 5 рядов по4-5 стульев. Продолжительность телевизионной передачи для детей 3-4 лет должна быть не более 10-15, а для детей 5-7лет - не более 25-30 минут. В помещении, кроме светящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей, что способствует меньшему утомлению зрения.
Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, пройдя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой. Здесь находятся рецепторы зрительного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клетки-палочки и колбочки. Палочки дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета. Колбочки приходят в состояние возбуждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позволяют различать цвета. Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности).
Нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1-1,5 года, следующую – в 3-4 года и, наконец, в 6-7 лет, перед поступлением в школу.
Освещение. При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается есте-ственное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.
Чем больше площадь помещения, тем больше должна быть световая поверхность окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом. Для игровых и групповых помещений в городах принята норма светового коэффициента, равная 1:4- 1:5; в сельской местности, где здания, как правило, строят на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается равным 1:5-1:6. Световой коэффициент для остальных помещений должен быть не менее 1: 8.
Чем дальше место от окна, тем хуже его освещенность естественным светом. Для достаточной освещенности глубина помещения не должна превышать двойное расстояние от пола до верхнего края окна. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть на расстоянии 3 м от пола.
Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.
Достаточное освещение групповых комнат площадью в 62кв. м дают 8 ламп мощностью 300Ватт каждая, подвешенных в два ряда (по 4 лампы в ряду) на уровне 2,8-3м от пола. В спальнях площадью в 70кв. м надо иметь 8 ламп по 150Ватт каждая. Кроме того, в спальнях и примыкающих к ним коридорах необходимо дополнительное ночное освещение с помощью ламп синего цвета. Лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет снижает работоспособность, сильно слепит глаза, вызывает резкие тени. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки даже на 80%.
Естественное и искусственное освещение не достигает цели, если отсутствует надлежащий уход за источниками света и помещениями, в которых они находятся. Так, например, замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше. Значительно снижается мощность электрических ламп по мере их эксплуатации. Поэтому необходим систематический уход как за стеклами окон и арматурой, так и за самим помещением, его стенами и потолком. Надо следить также за своевременной сменой устаревших ламп.
Первая помощь при попадании в глаз инородного тела (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.). Оно вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1% -ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промокая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.
Список использованной литературы
1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М. «Просвещение». 1969.
2. Леонтьева Н. Н. Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М. «Просвещение». 1986.
3. Чабовская А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М. «Просвещение». 1980.
4. Электронный ресурс: window.ru/resource/ Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Составитель Ю. А. Гончарова. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2008.
5. Электронный ресурс: w.w.w. examen.ru / add/ Schoo/.- Subjects/Human – Seiences/ Anatomy-and-Physiolopy/ 8741.
Инструктор по физической культуре:
Грищенко Надежда Васильевна
1. Что же такое анализаторы? Из каких звеньев он состоит? 2. Кто впервые ввел этот термин? Чем отличается понятие анализатор от понятия орган чувств? 3. Какой анализатор наиболее значим для человека и почему? Каково его строение? 4. Какое место в этой цепи занимают глаза? Объясните слова Уильяма Блейка: «Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум…» Ответьте на вопросы:
Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок. Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Н.Заболоцкий. Ф. Рокотов «Портрет Струйской»
Сегодня на уроке нам предстоит: Рассмотреть строение глаза как оптической системы и выявить связь строения с функцией глаз. Определить причины и виды нарушений зрения. Узнать правила гигиены зрения, т.к. это необходимо для сохранения здоровья наших глаз.
Если слезная жидкость не будет выделяться, то: Клетки сетчатки погибнут? Погибнут клетки роговицы глаза? Хрусталик изменит кривизну? Зрачок сузится? На каждом веке 80 ресниц. Сколько всего ресниц у человека? ежедневно: человек моргает раз наши слезные железы производят 3 наперстка слез Знаете ли вы…
Закройте левый глаз, поместите рисунок на расстояние 20 см от правого глаза и посмотрите на зелёный кружок, изображённый слева. Медленно приближайте рисунок к глазу, непременно наступит момент, когда красный кружок исчезнет. Чем объяснить это явление? «Обнаружение слепого пятна».
Обнаружить сужение и расширение зрачка. Посмотрите в глаза своему соседу по парте и отметьте величину зрачка. Закройте глаза и заслоните их ладонью. Сосчитайте до 60 и откройте глаза. Наблюдайте за изменением величины зрачков. Чем объяснить это явление?
Вопросы к классу: Какой орган глаза называют живой линзой? На какой оболочке фокусируются лучи? Что происходит в рецепторах сетчатки? Как передаются нервные импульсы? Куда передаются нервные импульсы? Верно ли утверждение, что глаз смотрит, а мозг видит? Как видят младенцы? О каких нарушениях зрения говорилось в видеофрагменте?
При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчетливые изображения предметов возникали точно на сетчатке. Нарушения зрения. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Близорукость бывает врожденной и приобретенной.
Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке. Нарушения зрения. Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки.
Повторение: Тест 1. Кто ввел понятие об анализаторах? 1.И.П.Павлов. 2.И.М.Сеченов. 3.Н.И.Пирогов. 4.И.И.Мечников. **Тест 2. Какие части различают в анализаторах? 1. Орган чувств. 2. Рецепторы (периферическое звено). 3. Нервные пути (проводниковое звено), по которым возбуждение проводится к центральному звену. 4. Центры в коре головного мозга, обрабатывающие информацию. 5. Нервные пути (проводниковое звено), по которым возбуждение проводится от центрального звена. Тест 3. Где располагаются высшие отделы зрительного анализатора? 1. В височных долях. 2. В лобных долях. 3. В теменных долях. 4. В затылочных долях.
Повторение: Тест 4. Сколько пар мышц отвечают за движение глаза? 1. Одна пара. 2. Две пары. 3. Три пары. 4. Четыре пары. Тест 5. Как называется передняя прозрачная часть внешней оболочки глаза? 1.Склера. 2.Радужка. 3.Роговица. 4.Конъюнктива. Тест 6. Как называется средняя оболочка глаза и ее передняя часть, в центре которой есть зрачок? 1.Сосудистая. 2.Склера. 3.Роговица. 4.Сетчатка.
**Тест 7. Какие изменения в структурах глаза возникают при приобретенной близорукости? 1. Глазное яблоко укорачивается. 2. Глазное яблоко удлиняется. 3. Хрусталик становится более плоским. 4. Хрусталик становится более выпуклым. Тест 8. Какое глазное яблоко при врожденной дальнозоркости? 1.Укороченное. 2.Удлиненное. Тест 9. Какие изменения в структурах глаза возникают при приобретенной дальнозоркости? 1. Глазное яблоко укорачивается. 2. Глазное яблоко удлиняется. 3. Хрусталик становится более плоским. 4. Хрусталик становится более выпуклым. Повторение:
Тест 10. Где расположен слой черных пигментных клеток? 1. На внешней поверхности сетчатки. 2. На внутренней поверхности сосудистой оболочки. 3. На внутренней поверхности белочной оболочки, склеры. 4. На внутренней поверхности радужки. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 14?
Урок по теме «Зрительный анализатор. Гигиена зрения».
Цели урока : раскрыть строение и значение зрительного анализатора; углубить знания о строении и функциях глаза и его частей, показать взаимосвязь строения и функций, ярко выраженной в этом органе; рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.
Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка знаний.
Учащимся предлагается выбрать вопрос, на который они могут дать ответ.
Вопросы на экране.
Какие органы относятся к органам чувств?
С чего начинается анализ внешних событий и внутренних ощущений человеком? (с раздражения рецепторов)
Что называется, анализатором, из чего он состоит
?
(Анализатор = рецептор + чувствительный нейрон + соответствующая зона коры полушарий большого мозга.) – на доске собрать схему.
(Системы состоящие из рецепторов, проводящих путей, и центров в коре головного мозга)
Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей?
Почему не происходит путаницы информации, получаемой от разных анализаторов? (Каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга, здесь происходит анализ ощущений, формирование образов, полученных от органов чувств.)
Почему при нарушении деятельности рецепторов человек и животные засыпают?
В чем заключается значение анализаторов? (в восприятии событий вокруг нас, достоверности информации, способствуют выживанию организма в данных условиях).
Изучение новой темы.
Игра.
Выходят 2 желающий, одному завязывают глаза, другой играет роль немого, им предлагают взять в руки любой из предметов, находящийся перед ним (яблоко, или два яблока разного цвета, тюбик с кремом и т.д.). Ученикам предлагается описать предмет, который у них в руках. После делается вывод, кто больше может рассказать о предмете. Что это? Какие органы чувств работают в этом случае? И т.д.
Вывод: можно рассказать о предмете почти все, не видя его. Но вот цвет предмета, его передвижения, изменения, без органа зрения определить нельзя.
Какой анализатор мы будем сегодня изучать?
Дети сами называют ответ. (Зрительный анализатор)
Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остается фактом: именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.
Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями, и миллиардами? И все же они для нас очень важны.
Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей.
Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные сопки вокруг.
А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть...
Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.
Вообще, надо отметить, что человеку, в отличие от многих млекопитающих, повезло. Мы обладаем цветовым зрением, но не воспринимаем ультрафиолетовые волны и поляризованный свет, помогающий ориентироваться в тумане некоторым насекомым.
Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.
Глаз – периферическая часть зрительного анализатора. Орган зрения расположен в глазнице (весит 6-8 г.). Он состоит из глазного яблока со зрительным нервом и вспомогательных аппаратов.
Глаз самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Движения осуществляются мышцами. Всего их 6, 4 прямые и 2 косые.
Опишите глазами восьмерку, повторите 3 раза, посмотрите в дальний правый угол, медленно переведите взгляд в дальний левый угол, повторите 3 раза.
Коротко строение и работу глаза можно описать так: поток света, содержащий информацию о предмете, попадает на роговицу, затем через переднюю камеру проходит сквозь зрачок, потом сквозь хрусталик и стекловидное тело, проецируется на сетчатку, светочувствительные нервные клетки которой превращают оптическую информацию в электрические импульсы и по зрительному нерву посылают их в мозг. Приняв этот закодированный сигнал, мозг обрабатывает его и превращает в восприятие. Как итог - человек видит предметытакими, какие они есть.
Роговица
склерой (белочная оболочка).
Роговица - прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. Она имеет сферическую форму и совершенно прозрачна. Лучи света, падающие на глаз, сперва проходят через роговицу, которая сильно преломляет их. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза - склерой (белочная оболочка).
Передняя камера глаза и радужная оболочка
После роговой оболочки световой луч проходит через переднюю камеру глаза - пространство между роговицей и радужкой, заполненное бесцветной прозрачной жидкостью. Глубина ее в среднем 3 миллиметра. Задней стенкой передней камеры является радужная оболочка (радужка), которая отвечает за цвет глаз (если цвет голубой - значит, в ней мало пигментных клеток, если карий - много). В центре радужки находится круглое отверстие - зрачок .
[Увеличение внутриглазного давления приводит к глаукоме]
Зрачок
При осмотре глаза зрачок нам кажется черным. Благодаря мышцам в радужной оболочке, зрачок может изменять свою ширину: сужаться на свету и расширяться в темноте. Это как бы диафрагма фотоаппарата , которая автоматически суживается и ограждает глаз от поступления большого количества света при ярком освещении и расширяется при пониженном освещении, помогая глазу улавливать даже слабые световые лучи. (Опыт: посветить фонарем одному из учащихся в глаза. Что при этом происходит)
Хрусталик
После прохождения через зрачок луч света попадает на хрусталик. Его легко себе представить - это чечевицеобразное тело,
напоминающее обычную лупу
. Свет может свободно проходить через хрусталик, но при этом он преломляется так же, как по законам физики преломляется световой луч, проходящий через призму, т. е. отклоняется к основанию. Хрусталик обладает чрезвычайно интересной особенностью: с помощью связок и мышц вокруг он может
изменять свою кривизну
, что в свою очередь изменяет степень преломления. Это свойство хрусталика изменять свою кривизну очень важно для зрительного акта. Благодаря этому мы может четко видеть разноудаленные предметы. Эта способность называется
аккомодацией глаза.
Аккомодация – это способность глаза приспосабливаться к четкому различению предметов, расположенных на разных расстояниях от глаза.
Аккомодация происходит путем изменения кривизны поверхностей хрусталика.
(Опыт с рамкой и марлей или с дыркой в листе бумаги). Нормальный глаз способен точно фокусировать свет от объектов, находящихся на расстоянии от 25 см. до бесконечности. Преломление света происходит при переходе его из одной среды в другую, имеющую иной коэффициент преломления (изучает физика), в частности на границе воздух – роговица и у поверхностей хрусталика. (Стакан с ложкой в воде).
В связи с этим вопрос, как вы считаете почему вредно читать лежа, в транспорте?
(Книгу держат в руках, опора отсутствует, поэтому текст все время меняет положение. Он то приближается к глазам, то удаляется от них, вызывая перенапряжение ресничной мышцы, изменяющей кривизну хрусталика. Кроме того, часть страницы то попадает в тень, то оказывается освещенной слишком ярко, от этого перенапрягаются гладкие мышцы радужной оболочки. Но более всего страдает нервная система, ведь регуляция ширины зрачка и кривизны хрусталика осуществляется средним мозгом. Все это может привести к ухудшению зрения.
За хрусталиком расположено
стекловидное тело 6
, представляющее собой бесцветную студенистую массу. Задняя часть склеры - глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой
)
7
. Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.
Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?
, преломляясь в
оптической системе глаза
, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительные, уменьшенные и обратные изображения рассматриваемых предметов (рис. 95). Попав на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, свет раздражает эти окончания. По нервным волокнам эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляется зрительное ощущение: он видит предметы.
Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является
перевернутым
. Первым, кто это доказал, построив ход лучей в
системе глаза, был И. Кеплер. Чтобы проверить этот вывод, французский ученый Р. Декарт (1596-1650) взял глаз быка и, соскоблив с его задней
непрозрачный слой, поместил в отверстии, проделанном в оконном стекле. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевернутое изображение картины, наблюдавшейся из окна.
Почему же тогда мы видим все предметы такими, как они есть, т. е. неперевернутыми? Дело в том, что процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаза, но и через другие органы чувств. В свое время английский поэт Уильям Блейк (1757-1827) очень верно подметил:
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
В 1896 г. американский психолог Дж. Стреттон поставил на себе эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказывались не обратными, а прямыми. И что же? Мир в сознании Стреттона перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе глаз с другими органами чувств. У ученого появились симптомы морской болезни. В течение трех дней он ощущал тошноту. Однако на четвертые сутки организм стал приходить в норму, а на пятый день Стреттон стал чувствовать себя так же, как и до эксперимента. Мозг ученого освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда он снял очки, все опять перевернулось. Уже через полтора часа зрение восстановилось, и он снова стал видеть нормально.
Любопытно, что подобная приспосабливаемость характерна лишь для человеческого мозга. Когда в одном из экспериментов переворачивающие очки надели обезьяне, то она получила такой психологический удар, что, сделав несколько неверных движений и упав, пришла в состояние, напоминающее кому. У нее стали угасать рефлексы, упало кровяное давление и дыхание стало частым и поверхностным. У человека ничего подобного не наблюдается.
ИЛЛЮЗИИ.
Однако и человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают
иллюзии
- наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков он есть на самом деле.
Ошибки (иллюзии) – это искаженные, ошибочные восприятия . Они обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии.
Известно, что далекие предметы представляются маленькими, параллельные рельсы – сходятся к горизонту, а одинаковые дома и деревья кажутся все ниже и ниже и где-то у горизонта сливаются с землей.
Иллюзии связанные с явлением контраста. Белые фигуры на черном поле кажутся светлее. В безлунную ночь звезды выглядят ярче.
Иллюзии используются в повседневной жизни. Так платье с продольными полосами «суживает» фигуру, платье с поперечным полосами «расширяет». Комната оклеенная синими обоями кажется более просторной, чем та же комната, оклеенная красными обоями.
Мы рассматриваем лишь некоторые иллюзии. На самом деле их значительно больше.
Опыт с ладонью (показать фото вызывающие иллюзии)
Но если наши восприятия могут быть ошибочными, можно ли утверждать, что мы верно отражаем явления нашего мира?
Иллюзии это не правило, а исключение . Если бы органы чувств давали неверное представление о действительности, живые организмы были бы уничтожены естественным отбором. В норме все анализаторы работают согласованно и проверяют друг друга в практике. Практика опровергает ошибку.
Стекловидное тело
После хрусталика свет проходит через стекловидное тело , заполняющее всю полость глазного яблока. Стекловидное тело состоит из тонких волокон, между которыми находится бесцветная прозрачная жидкость, обладающая большой вязкостью; эта жидкость напоминает расплавленное стекло. Отсюда и произошло его название - стекловидное тело. Участвует во внутриглазном обмене веществ.
Сетчатка
Сетчатка - внутренняя оболочка глаза – светочувствительный аппарат глаза. Фоторецепторы в сетчатке делятся на два вида: колбочки и палочки . В этих клетках происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.
Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении (сумеречное и черно-белое зрение), также они отвечают за периферическое зрение .
Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное и цветное зрение ). Наибольшее скопление колбочек находится в желтом пятне (о нем ниже), отвечающем за самую высокую остроту зрения.
(Опыт с цветными карандашами)
Чтобы быстрее :
НОЧЬЮ удобнее ходить с ПАЛОЧКОЙ.
ДНЕМ лаборанты работают с КОЛБОЧКАМИ.
Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.
[Сетчатка повреждается при сахарном диабете, артериальной гипертензии и других заболеваниях]
Желтое пятно
Желтое пятно является крошечной, желтоватой областью возле центральной ямки (центра сетчатки) и находится рядом с оптической осью глаза. Это область наибольшей остроты зрения, тот самый «центр зрения», который мы обычно наводим на предмет.
Обратите внимание на желтое и слепое пятно .
Зрительный нерв и мозг
Зрительный нерв проходит от каждого глаза в полость черепа. Здесь зрительные волокна проделывают длинный и сложный путь (с перекрестами ) и в конечном итоге заканчиваются в затылочной части коры головного мозга. Эта область является высшим зрительным центром , в котором и воссоздается зрительный образ, точно соответствующий рассматриваемому предмету.
Слепое пятно
Место выхода из глаза зрительного нерва называется слепым пятном . Здесь нет ни палочек, ни колбочек, поэтому человек не видит этим местом. Почему же мы не замечаем отсутствующего куска картинки? Ответ прост. Мы смотрим двумя глазами, поэтому информацию для области слепого пятна мозг получает от второго глаза. Мозг в любом случае “достраивает” картинку так, что мы не видим дефектов.
Слепое пятно глаза открыто французским физиком Эдмом Мариоттом в 1668 г. (помните школьный закон Бойля-Мариотта для идеального газа?) Он использовал свое открытие для оригинальной забавы придворных короля Людовика XIV . Мариотт помещал двух зрителей друг напротив друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, тогда каждому казалось, что у его визави нет головы. Голова попадала в сектор слепого пятна смотрящего глаза.
Попробуйте найти у себя “слепое пятно” и вы.
Закройте левый глаз и посмотрите на букву “О” на расстоянии 30-50 см . Буква “Х” исчезнет.
Закройте правый глаз и посмотрите на “Х”. Исчезнет буква “О”.
Приближая глаза к монитору и отдаляя его, вы сможете наблюдать исчезновение и появление соответствующей буквы, проекция которой попадет на область слепого пятна.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте газа и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока.
Дефекты зрения.
У человека, как и у других позвоночных зрение обеспечивается двумя глазами. Глаз как биологическое оптическое устройство проецирует изображение на сетчатке, там предварительно обрабатывает его и передаёт в мозг, который окончательно интерпретирует содержание зрительного образа, в соответствии с психологическими установками наблюдателя и его жизненным опытом. Благодаря аккомодации, изображение рассматриваемых предметов получается, как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный. Глаз называется нормальным, если он в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке. Наиболее распространены два недостатка глаза – близорукость и дальнозоркость.
Потеря зрения и дефекты зрения вызывают перестройку всех систем организма, тем самым формируя у человека особое восприятие и мироощущение.
Близорукость – дефект зрения, при котором человек четко видит объекты вблизи, в то время как далекие предметы кажутся размытыми. При близорукости, образ далеко находящегося предмета формируется перед сетчаткой, а не на самой сетчатке. Следовательно, близорукий человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит объекты вдали.
Изображение фокусируется перед сетчаткой
Близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза. Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом.
Если предмет расположен на расстоянии 25 см от близорукого глаза, то изображение предмета получится не на сетчатке, а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Чтобы изображение оказалось на сетчатке, нужно приблизить предмет к глазу. Поэтому у близорукого глаза расстояние наилучшего видения меньше 25 см.
Коррекция близорукости
Этот дефект может быть исправлен с помощью вогнутых контактных линз или очков. Вогнутая линза соответствующей мощности или фокусному расстоянию и в состоянии перенести образ объекта обратно на сетчатку глаза.
Дальнозоркость – это общее название для дефектов зрения, при которых человек видит вблизи предметы расплывчато, с затуманенным зрением, а удаленные объекты видятся хорошо. В этом случае изображение также, как и при близорукости формируется за сетчаткой.
Изображение фокусируется за сетчаткой
Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой. Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку.
Коррекция дальнозоркости
Этот недостаток может быть исправлен с помощью выпуклых контактных линз или очков соответствующих фокусным расстояниям.
Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если, например, человек носит очки, оптическая сила которых равна -0,5 дптр или -2 дптр, -3,5 дптр, то значит он близорукий.
В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +0,5 дптр, +3 дптр, +4,25 дптр.
Люди и животные имеют высокоразвитые органы чувств. Для того, чтобы полученная информация хорошо передавалась и обрабатывалась, необходим совершенный аппарат нервов. Во многих случаях техника заимствует определенные принципы действия нервной системы. Поэтому для создания точных инструментов и аппаратов приходит на помощь природа.
Вывод: соблюдение гигиены зрения – важнейший фактор сохранения функций глаза и необходимое условие поддержания нормального состояния центральной нервной системы.
Закрепление изученного материала.
1. Тест для самопроверки
1. Структура, относящаяся к вспомогательной системе глаза:
А. Роговица
Б. Веко
В. Хрусталик
Г. Радужка
2. Структура, относящаяся к оптической системе глаза:
А. Роговица
Б. Сосудистая оболочка
В. Сетчатка
Г. Белочная оболочка
3. Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей:
А. Хрусталик
Б. Зрачок
В. Радужка
Г. Стекловидное тело
4. Функция сетчатки:
А. Преломление лучей света
Б. Питание глаза
В. Восприятие света, преобразование его в нервные импульсы
Г. Защита глаз
5. Цвет глазам придает:
А. Склера
Б. Хрусталик
В. Радужная оболочка
Г. Сетчатка
6. Прозрачная передняя часть белочной оболочки:
А. Желтое пятно
Б. Радужка
В. Сетчатка
Г. Роговица
7. Место выхода зрительного нерва:
А. Белое пятно
Б. желтое пятно
В. Темная область
Г. Слепое пятно
8. Поступающую внутрь глаза силу света регулирует:
А. Веко
Б. Сетчатка
В. Хрусталик
Г. Зрачок
9. Особое вещество пурпурного цвета, содержащийся в палочках, называется:
А. Родопсин
Б. Опсин
В. Йодопсин
Г. Ретинен
10. Укажите правильную последовательность прохождения света от роговицы до сетчатки:
А. Роговица, стекловидное тело, хрусталик, сетчатка
Б. Роговица, стекловидное тело, зрачок, хрусталик, сетчатка
В. Роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка
Г. Роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка
Задание на дом :
§ 49, 50.
Заполнить таблицу «Строение и функции органа зрения».