Ткани, органы и системы органов. Строение нервной ткани
Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечника В.В.)
Шляпочные грибы
учитель биологии и химии МОУ Темповская ООШ Пархалина О.В.
Задачи:
Сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.
Выработать умение распознавать виды тканей.
Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
Метапредметные: развивается умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника, микроскопом, таблицей).
Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.
Тип урока : комбинированный.
Оснащение урока : мультимедиа, шкатулка с тканями, подносы с раздаточным материалом, микроскоп, готовые микропрепараты тканей растений.
Организационный момент: Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.
II. Актуализация знаний:
Таинственная шкатулка.
Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
Из шкатулки извлекаются разнообразные виды тканей (х\б, шерстяная, шелковая).
Чем же они отличаются?
Как связать с тканями организма?
Давайте вспомним, что же собой представляет ткань. Слово предоставляется Саше Д., он дома выполнял мини-исследование. (Саша сварил клубень картофеля и сравнил его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)
Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество) – слайд 2 .
Работа по группам (повторение д/з)
1) Карточки с набором слов (органические и минеральные вещества) определить вещества по группам и дать общую характеристику.
2) Составить верное предложение из набора слов по темам «процессы жизнедеятельности клетки» и «как клетка делится».
III. Изучение нового материала:
Тема урока: Ткани
Почему клетки одного растения такие разные
Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)
Какие ткани имеют растения.
Установить связь между строением и функциями тканей.
Местонахождение в растении.
Эвристическая беседа с элементами игры:
На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (водоросли, обитают в воде) – слайд 3 .
А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ему нужны будут на суше (работа в группе) Сравнительный анализ (гербарий растения - подсказка)
Обсуждение групп - ключевые слова появляются на экране – слайд 4 .
Одежда, защита -
Питание -
Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы сами узнаете. Если бегло прочитаете материал на стр. 47-48, обращая внимание на выделенные слова (индивидуальная работа).
Афиширование результатов: слайд 5 (сколько всего тканей).
Вывод: Для жизни на суше нужны ткани.
И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются - Псилофиты.
Связаны ли функции тканей с их строением?
Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет растение.
IV. Закрепление:
Привести учащихся к ситуации успеха
1.Задание: Попробуйте определить, какие типы тканей на экране слайды 6-10 (сопоставить с рис 27 на стр. 47 учебника).
2. Работа с раздаточным материалом (в паре):
Определить тип тканей у следующих объектов:
Берёста -
Мякоть томата -
Кедровые орешки -
Кончик корня -
Жилка листа -
V. Рефлексия:
На слайде 11
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Выяснил…
Выучил…
Познакомился…
Запомнил…
(выбрать и закончить предложение).
VI. Домашнее задание
В учебнике § 10, вопросы № 1-4
* мини-сочинение «Путешествие внутри растения».
08.10.2015 4348 498 Гладкова Елена НиколаевнаЦель урока: сформировать у школьников знания об основных тканях человека.
Задачи урока:
1. расширить понятие о тканях; сформировать представление о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей, раскрыть связь строения и функции на примере этих тканей;
2. совершенствовать навыки работы с микроскопом, продолжить развивать умения рассуждать, систематизировать полученную информацию, рассказывать по рисункам, самостоятельно делать выводы;
3. воспитывать бережное отношение к своему организму.
Оборудование: таблица «Ткани», микроскопы, микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Виды соединительной ткани», «Мышечная ткань», «Нервная ткань»,
Тип урока: урок формирования новых знаний
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Постановка целей и задач.
III. Актуализация опорных знаний.
Тест. 1 - Задание
1.Ядро клетки содержит: А) ядерный сок В) цитоплазму С) лизосомы Д) митохондрии
Е) ЭПС F) клеточной мембраной.
2. Функция митохондрий – это:
А) синтез белков В) окисление органических веществ С) синтез липидов
Д) синтез органически веществ Е) синтез крахмала
3. Синтез белков происходит в
А) цитоплазме В) лизосомах С) вакуолях Д) рибосомах Е) гладкой ЭПС
4. В клетках человеческого организма содержатся:
А) 48 хромосом В) 46 хромосом С) 44 хромосомы Д) 23 хромосомы; Е) 22 хромосомы
5. «Пищеварительная» функция характерна для
А) ядра В) митохондрий С) лизосом Д) ЭПС Е) мембраны
6. Главная роль ДНК в клетке – это: А) образование клеточной мембраны
В) накопление питательных веществ С) образование белков Д) хранение и передача наследственных признаков; Е) защита клетки.
7. Ферменты – это:
А) белки, замедляющие химические реакции в клетке
В) нуклеиновые кислоты, ускоряющие химические реакции в клетке
С) углеводы, ускоряющие химические реакции в клетке
Д) липиды, ускоряющие химические реакции в клетке
Е) белки, ускоряющие химические реакции в клетке
8. Наука о клетке – это
А) цитология В) биология С) гистология Д) анатомия Е) гигиена
9. Способность клетки реагировать на изменение окружающей среды – это:
А) рост В) размножение С) раздражимость Д) развитие Е) дыхание
10. Бывает гладкая и гранулярная (шероховатая):
А) лизосомы В) ЭПС С) ядро Д) митохондрии Е) цитоплазма
Коды ответов:
1 – А 2- В 3 – Д 4- В 5 – С 6 – Д 7 – Е 8 – А 9 – С 10 – В
2 -Задание
Перепишите текст, вставляя пропущенные слова:
Основные части любой клетки - … и …. В ядре расположены нитевидные образования - …. Клетка покрыта …. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры - …. . … называют «силовыми станциями» клетки. Белки образуются в … . Эндоплазматическая сеть бывает … и …. Также к органоидам клетки ещё относятся …, … ….
(Ответы: цитоплазма, ядро, хромосомы, оболочка, органоиды, митохондрии, рибосомы, гладкая, шероховатая, лизосомы. Комплекс Гольджи, клеточный центр).
Взаимопроверка. Шкала оценивания:
«5» - нет ошибок
«4» - 1- 3 ошибки
«3» - 4- 6 ошибок
«2» - более 6 ошибок
Изучение нового материала.
А). Характеристика тканей.
Как называется наука о тканях? (гистология).
Вспомните определение «ткань»?
Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением (запись в тетрадь).
В организме человека различают четыре группы основных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. В мышцах, например, преобладает мышечная ткань, но вместе с ней встречаются и соединительная, и нервная.
Межклеточное вещество также может быть однородным, как у хряща, а может включать различные структурные образования в виде эластичных лент, нитей, придающих тканям эластичность и упругость.
Заполнить таблицу «Особенности тканей»
Ткани Разновидности Функции Особенности строения Месторасположение
Эпителиальная Однослойный, многослойный, железистый,
мерцательный Защитная, секреторная, всасывающая клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации) Оболочки органов, железы внутренней секреции, покровы тела
Соединительная
Костная
Хрящевая
Жировая ткань
Эластичная соединительная ткань
Опорная, защитная, кроветворная
Опорная, защитная
Дыхательная, транспортная, защитная
Запасающая, защитная
Опорно-защитная Имеют разнообразное строение, но сходны большим количеством межклеточного вещества, определяющего механические свойства тканей Скелет
Органы дыхания, ушная раковина, связки
Полость сердца и кровеносных сосудов
Подкожная клетчатка, между внутренними органами
Связки, сухожилия, прослойки между органами, дерма
Мышечная
Гладкая,
Поперечнополосатая,
Сердечная Сократительная
Сократительная
Сократительная Веретеновидные клетки с одним палочковидным ядром
Длинные многоядерные волокна
Соединенные между собой мышечные волокна, имеющие небольшое количество ядер в центре волокна Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, лимфатических и кровеносных сосудов, и др. внутренних органов
Опорно-двигательный аппарат тела и некоторые внутренние органы
Сердце
Нервная Обеспечение согласованной деятельности различных систем органов, обеспечение связи организма с внешней средой, приспособление обмена веществ к изменяющимся условиям Включает два типа клеток – нейроны и нейроглию Головной и спинной мозг, нервные узлы и волокна
Группы тканей человеческого организма
Группа тканей Виды тканей Строение ткани Местонахождение Функции
Эпителий Плоский
Железистый
Мерцательный (ресничный)
Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу.
Однослойный. Покровный.
Железистые клетки, вырабатывающее секрет.
Однослойный. Железистый.
Состоит из клеток с многочисленными волосками (ресничками). Однослойный. Покровный. Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов, плевра, брюшина.
Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.
Дыхательные пути, спинномозговой канал, желудочки мозга, яйцеводы
Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи).
Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного соков, гормонов).
Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли), организует ток жидкости, перемещение яйцеклетки.
Реабсорбция при образовании вторичной мочи, выделение слюны, секретов с гормонами. Слизистая оболочка желудка и кишечника. Защитная, покровная, терморегулирующая. Растягивается у органов, изменяющих свой объем.
Нервная Нервные клетки (нейроны)
Нейроглия Тела нейронов разнообразные по форме и величине, до 0,1мм в диаметре.
Короткие отростки нейронов-древовидно- ветвящиеся дендриты.
Длинные отростки нейронов – дендроны длиной более 1м.
Нервные волокна – аксоны (нейриты)-длинные выросты нейронов до 1м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями.
Нейроглия состоит из клеток нейроцитов. Образуют серое вещество головного и спинного мозга.
Соединяются с отростками соседних клеток.
Соединяют рецепторы с телом чувствительного нейрона по центро-стремительному нерву.
Нервы перифериической нервной системы, которые иннервируют все органы тела.
Находятся между нейронами. ВНД. Связь организма с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов.
Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости.
Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела.
Передают возбуждение от рецепторов по чувствительным нейронам к нервной клетке (телу нейрона)
Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам.
Опора, защита, питание нейронов.
Соедини-тельная Плотная волокнистая
Рыхлая волокнистая
Хрящевая (гиалиновая, эластическая волокнистая)
Костная компактная и губчатая
Кровь и лимфа Группы плотно лежащих волокон, состоящих из белка коллагена, почти без межклеточного вещества
Рыхло расположенные волокна и клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное, с тучными и жировыми клетками.
Живые круглые или овальные клетки хондроциты, лежащие в капсулах.
Живые клетки остеоциты с длинными отростками, соединенными между собой. Коллагеновые волокна. Межклеточное вещество – неорганические соли кальция и фосфора, белок оссеин.
Жидкая соединительная ткань. Состоит из форменных элементов и плазмы (жидкости с растворенными в ней органическими и минеральными веществами). Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза
Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы, кровеносные сосуды, брыжейки.
Межпозвонковые диски, хрящи, гортани, трахей, ребер, ушная раковина, поверхность суставов, основания сухо-жилий, скелет зародыша.
Кости скелета.
Кровеносная и лимфатическая системы всего организма. Покровная, защитная, двигательная.
Соединяют кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Участвует в терморегуляции тела.
Сглаживает трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин. Присоединение сухожилий к костям.
Опорная, защитная, двигательная, кроветворная.
Разносит кислород и питательные вещества по всему телу. Собирает углекислый газ и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет – выработка антител). Регуляторная (гуморальная – разносит гормоны).
Мышеч-ная
Попоречнопо-лосатая Многоядерные волокна цилиндри-ческой формы длиной до 10см, исчерченные поперечными полосами (нитями актина и миозина). Скелетные мышцы, сердечная мышца
(у этой мышцы волокна соединены вставочными дисками) Имеет свойства возбудимости и сократимости. Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь (подконтрольная соматической нервной системы). Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца (эта мышца подконтрольная вегетативной нервной системы).
Гладкая Одноядерные клетки с заостренными концами длиной до 0,5мм Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи. Имеет свойства возбудимости и сократимости. Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже. Подконтрольная
вегетативной нервной системе.
Закрепление:
1. Гистология – наука о тканях.
2. Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением.
3. Эпителиальная ткань - клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Виды: железистый, однослойный, многослойный, мерцательный (ресничный). Функции: защитная, всасывающая, секреторная.
4. Соединительная ткань - клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество. Виды: костная, хрящевая, жировая, кровь, волокнистая. Функции: опорная,
защитная, кроветворная, запасающая, дыхательная, транспортная.
5. Мышечная ткань – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться. Виды: поперечнополосатая (скелетная и сердечная) и гладкая.
Функция: сократительная.
6. Нервная ткань – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.
7. Что такое ткань?
8. Сколько типов тканей в организме человека? Назовите их.
9. Какие виды соединительной ткани вы знаете?
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Тема урока: ткани растений
Цель урока: познакомить с понятием «ткани » в биологии
Задачи урока:
а) образовательные — понимать смысл биологического термина ткани, знать типы тканей;
б) развивающие – формировать умение устанавливать взаимосвязь строения и функции, выделять главное;
в)воспитательные – формировать бережное отношение к природе, чувство патриотиза, любви к малой Родине.
Формирование УУД.
Познавательные: выявлять особенности объектов изучения, находить сходство и различие, устанавливать причинно-следственные связи, презентовать информацию.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; воспринимать речь учителя, одноклассников; оценивать свои достижения, причины неудач; проявлять доброжелательность, терпение к одноклассникам.
Регулятивные: формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, планировать решение учебной задачи, анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности, своей и чужой.
Коммуникативные: формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, инициативное сотрудничество в группе для поиска и сбора информации для решения поставленной задачи.
Методы: словесные (рассказ, эвристическая беседа), наглядные, практические.
Оборудование: раздаточный материал: лен, яблоко, спилы; препаровальные иглы, ванночки, динамическое пособие «Деление клетки», проектор.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы: учебник, ЭОР «Биология 6 класс», дидактический материал.
Технология: проблемного обучения, ТКМ.
Межпредметные связи: биология, технология.
Основные понятия: ткань, механическая ткань, покровная ткань, образовательная ткань, основная ткань, проводящая ткань.
Ход урока
I .Повторение изученного материала.
1.Организационный момент. Учитель приветствует учащихся: «Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, вы хорошо себя чувствуете, у вас хорошее настроение и вы готовы продолжить постигать тайны жизни растений». Учитель просит учащихся проверить все необходимое для урока: книги, тетрадь, дневник, письменные принадлежности -1 мин.
2.Актуализация знаний.
Учитель просит напомнить тему предыдущего урока -1 мин.
3.Проверка домашнего задания.
А)Учитель просит учащихся составить небольшой рассказ о жизнедеятельности клетки, используя термины: клетка, рост, кислород, размножение, дыхание, питание, движение цитоплазмы. Учащиеся выполняют работу либо индивидуально, либо в парах -3 мин.
Заслушиваются рассказы 2-3 учащихся, затем предлагается сравнить свою работу с образцом и оценить ее -2 мин.
Образец: клетка живая. Она дышит, питается, размножается, растет. Для дыхания она использует кислород. В клетке можно наблюдать движение цитоплазмы.
Б) Выполнение заданий у доски: вставить пропущенные буквы в терминах: ц.т.плазма, хр.м.сома, м..клетники, в.куоль, .б.лочка – 1 учащийся, второй устанавливает последовательность деления клетки, используя магнитное пособие -2 учащийся, установление соответствия между термином и его значением с помощью ЭОР. После выполнения каждого задания учащийся с места проверяет правильность выполнения задания – 3мин.
3. Учитель просит рассказать о делении клетки. После рассказа учитель просит проанализировать ответ одноклассника-3 мин.
Учитель подводит итог, выставляет и комментирует оценки1-2 мин.
II . Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации учителем: на столе стоит шкатулка, что в ней находится, вы должны угадать. «Здесь находится творение рук человеческих. По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э. Изготавливают это, переплетая нити на станке. Это находится на каждом из нас. Из этого шьют одежду для различных сезонов. Что в шкатулке? »
Учащиеся высказывают свои предположения и дают ответ: ткань.-1 мин.
Учитель просит объяснить, почему на уроке биологии мы заговорили о тканях. Учащиеся излагают свое мнение и кто-то высказывает предположение, что в у растения есть тоже ткани. Так с помощью учащихся называется тема урока, записывается в тетрадь.
Учитель подтверждает гипотезу существования тканей в растении, объяснив, что растительные ткани состоят из клеток.
Учащиеся совместно с учителем формулируют цель, задачи урока, предварительно вспоминая, что им известно о тканях из их жизненного опыта: они разные, имеют различное назначение, обладают различными свойствами (на доске учителем фиксируются высказывания, а затем по аналогии формулируются цели и задачи урока). Учащиеся предлагают выяснить, что такое ткань, какие виды тканей есть в растении, для чего они. На вопрос учителя, где мы можем найти ответы на интересующие вопросы, учащиеся предлагают: обратиться к учебнику, послушать учителя, найти информацию в интернете -3 мин.
Начинается поиск ответов на вопросы. Учитель просит дать определение растительной ткани, опираясь на определение ткани в технологии: ткань – полотно, состоящее из переплетенных нитей, изготовленных на станке.
Учащиеся пытаются формулировать определение растительной ткани, сравнивают с определением в учебнике на стр.46 и замечают, что их высказывания схожи с определением – 2мин.
Затем на рис. 27 учащиеся определяют количество растительных тканей, их разновидности.
Учитель предлагает обратиться к учебнику для нахождения информации о строении и функциях тканей. Данные учащиеся заносят в таблицу. Учитывая важность изучаемой темы, учитель учит учащихся отбирать необходимый материал (взаимосвязь строения и выполняемой функции красной нитью проходит через весь курс биологии), затем учащиеся работают в парах – 10мин.
Ткани растения
Особенности строения | Выполняемая функция | |
1.Покровная | Живые и мертвые клетки с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками | Защита |
2.Механическая | Клетки с утолщенными оболочками | Прочность, форма, опора |
3.Проводящая | Живые или мертвые в форме трубок | Передвижение воды, минеральных и питательных веществ |
4.Основные | Живые, несколько видов | Синтез и запасание веществ |
5.Образовательные | Небольшие размеры, тонкая оболочка, крупное ядро | Деление, образование других тканей |
III .Закрепление– 10мин.
1.Проверка правильности заполнения таблицы.
Учитель обращает внимание, что повреждение покровной, механической ткани может привести к заболеванию и гибели растения, поэтому не стоит ломать растения, вырезать на коре деревьев слова, знаки и т.д. – 2мин
2. Практическая работа «Наблюдение растительных тканей».
Учащиеся рассматривают яблоко, спил дерева, определяют, находят растительные ткани. Учитель, а потом и учащиеся, демонстрирует механическую ткань льна, напоминает, что Смоленщина была до недавнего времени центром льноводства – 8мин.
IY .Домашнее задание -2мин.
П.10, знать определение, типы тканей, уметь объяснять взаимосвязь строения и выполняемой функции тканей.
По желанию подготовить сообщение на тему «Растительные волокна и их использование человеком», «Растительная пробка, получение и использование».
Написать мини-сочинение «Путешествие внутри растения»
Y .Рефлексия. -2мин.
Выскажи свое мнение о работе на уроке:
Я раньше не знал, что….
Мне было интересно…
Для меня было сложно понять….
Я научился (лась)
Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям, называют тканью . В организме человека выделяют 4 основных группы тканей : эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.
Эпителиальная ткань (эпителий) образует слой клеток, из которых состоят покровы тела и слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма и некоторые железы. Через эпителиальную ткань происходит обмен веществ между организмом и окружающей средой. В эпителиальной ткани клетки очень близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.
Таким образом создается препятствие для проникновения микробов, вредных веществ и надежная защита лежащих под эпителием тканей. В связи с тем, что эпителий постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, его клетки погибают в больших количествах и заменяются новыми. Смена клеток происходит благодаря способности эпителиальных клеток и быстрому .
Различают несколько видов эпителия – кожный, кишечный, дыхательный.
К производным кожного эпителия относятся ногти и волосы. Кишечный эпителий односложный. Он образует и железы. Это, например, поджелудочная железа, печень, слюнные, потовые железы и др. Выделяемые железами ферменты расщепляют питательные вещества. Продукты расщепления питательных веществ всасываются кишечным эпителием и попадают в кровеносные сосуды. Дыхательные пути выстланы мерцательным эпителием. Его клетки имеют обращенные кнаружи подвижные реснички. С их помощью удаляются из организма попавшие с воздухом твердые частицы.
Соединительная ткань . Особенность соединительной ткани – это сильное развитие межклеточного вещества.
Основными функциями соединительной ткани являются питательная и опорная. К соединительной ткани относятся кровь, лимфа, хрящевая, костная, жировая ткани. Кровь и лимфа состоят из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток крови. Эти ткани обеспечивают связь между организмами, перенося различные газы и вещества. Волокнистая и соединительная ткань состоит из клеток, связанных друг с другом межклеточным веществом в виде волокон. Волокна могут лежать плотно и рыхло. Волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах. На рыхлую похожа и жировая ткань. Она богата клетками, которые наполнены жиром.
В хрящевой ткани клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, содержит эластические и другие волокна. Хрящевой ткани много в суставах, между телами позвонков.
Костная ткань состоит из костных пластинок, внутри которых лежат клетки. Клетки соединены друг с другом многочисленными тонкими отростками. Костная ткань отличается твердостью.
Мышечная ткань . Эта ткань образована мышечными . В их цитоплазме находятся тончайшие нити, способные к сокращению. Выделяют гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань.
Поперечно-полосатой ткань называется потому, что ее волокна имеют поперечную исчерченность, представляющую собой чередование светлых и темных участков. Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов (желудок, кишки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды). Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на скелетную и сердечную. Скелетная мышечная ткань состоит из волокон вытянутой формы, достигающих в длину 10–12 см. Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная, имеет поперечную исчерченность. Однако, в отличие от скелетной мышцы, здесь есть специальные участки, где мышечные волокна плотно смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна быстро передается соседним. Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы. Сокращение мышц имеет огромное значение. Сокращение скелетных мышц обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим. За счет гладких мышц происходит сокращение внутренних органов и изменение диаметра кровеносных сосудов.
Нервная ткань . Структурной единицей нервной ткани является нервная клетка – нейрон.
Нейрон состоит из тела и отростков. Тело нейрона может быть различной формы – овальной, звездчатой, многоугольной. Нейрон имеет одно ядро, располагающееся, как правило, в центре клетки. Большинство нейронов имеют короткие, толстые, сильно ветвящиеся вблизи тела отростки и длинные (до 1,5 м), и тонкие, и ветвящиеся только на самом конце отростки. Длинные отростки нервных клеток образуют нервные волокна. Основными свойствами нейрона является способность возбуждаться и способность проводить это возбуждение по нервным волокнам. В нервной ткани эти свойства особенно хорошо выражены, хотя характерны так же для мышц и желез. Возбуждение предается по нейрону и может передаваться связанным с ним другим нейронам или мышце, вызывая ее сокращение. Значение нервной ткани, образующей нервную систему, огромно. Нервная ткань не только входит в состав организма как его часть, но и обеспечивает объединение функций всех остальных частей организма.
Конспект урока биологии с презентацией и дидактическими заданиями по теме "Ткани человека"
Удилова Татьяна Александровна, 12.11.2017
890 100
Содержимое разработки
Конспект урока биологии _ Udilova_ TA_1_8
Урок открытия нового знания по теме «Ткани человека»
Предмет – биология,
Класс – 8
Планируемые результаты:
Предметные :
Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных тканей человека, разнообразием их разновидностей и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении различных тканей, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль различных тканей в органах.
Метапредметные :
Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение различных видов тканей, определяя принадлежность разных типов клеток к тем или иным тканям; учатся работать по плану с разными источниками информации: текст, рисуночная схема, таблица, видеоролик.
Личностные :
Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, развивают умения слушать и слышать
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД : ( организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, постановка вопросов, оценка и коррекция своей работы.
Целеполагание
День добрый, друзья! Внимание! Прозвенел долгожданный звонок. Поэтому садитесь поудобнее. Начнем скорей урок! Я люблю музыку и начну его с небольшого музыкального фрагмента. Гармония природы созвучна с гармонией музыки. Пусть музыка звучит, притягивая свет и доброту, и собирает вместе множество друзей творящих добрую мечту! С вашего позволения я, сегодня не ваш учитель, а дирижер нашего оркестра. Слаженная игра оркестра зависит от каждого инструмента, т.е. от голоса каждого из вас. Итак, приступим к настройке инструментов для репетиции нашего концертного номера. Сегодня вам пригодится для этого листы партитуры – это ваши рабочие листы с нотами, т.е. с заданиями для сегодняшней репетиции, которые вы подпишите сейчас.
Я предлагаю вам разгадать, о чем пойдет сегодня речь, просмотрев небольшие объяснялки первоклассников по теме нашего урока.
Ребята, догадались, что будет объектом нашего изучения сегодня?
( Ткани) А в курсе биологии 8 класса какой вид живой природы мы изучаем?
( Homo sapiens - человек разумный) Верно. В связи с этим прошу вас уточнить тему нашего разговора.
Тема урока: Ткани человека. Запишите тему в рабочие листы.
Человек существо одно- или многоклеточное? Да, вы правы. А все ли клетки одинаковые?
По каким основаниям тогда следует разделить клетки? (функции, строение) В результате деления образуются группы. В рабочей партитуре найдите задание № 1 и выполните его.
Задание № 1. Подберите подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции.
1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.
2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.
3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое
Как следует называть эту группу клеток? (Ткань)
На какие две группы вы можете разделить все известные вам ткани? (растительные и животные)
Задание № 2. Выберите из предложенного списка только животные ткани.
Механическая
Основная
Эпителиальная
Нервная
Проводящая
Запасающая
Мышечная
Образовательная
Покровная
Соединительная
II . Открытие нового знания
Задание № 3 выполняется за 10 минут в группах
Разновидности ткани;
Место нахождения ткани в организме;
Функции ткани;
Свойства ткани.
2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах с помощью световых микроскопов.
III . Рефлексия
Ну что ж репетиция окончена. Пора продемонстрировать каждой группе свой концертный номер, который называется «Живая скульптура».
Ключ для проверки: 3, 4, 7, 10
А человеку присущи животные или растительные ткани. Способны ли наши ткани также хорошо восстанавливаться как у плоских червей, кишечнополосных животных или пресмыкающихся. Получается, что о тканях мы имеет представление, но знаем еще не все.
Прошу вас обратиться опять к своим рабочим листам и поработать в разделе «Хочу узнать и научиться»
Прошу озвучить задачи, которые вы для себя определили на данный урок.
Я позволила себе ваш выбор несколько скорректировать и более кратко изложить в двух предложениях. Ознакомьтесь с ними на слайде. Согласны? Продолжаем работать.
Задачи на слайде
1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам.
2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции.
Прошу рассмотреть на слайде коллаж о тканях составленный учениками начальных классов. Как вы считаете, позволит ли он вам решить поставленные задачи? Нет – не совсем. Тогда предложите свои пути для решения поставленных задач. Учебники и др… Я вас услышала. Предвосхищая ваши потребности, я подготовила для групповой работы задание № 3. Для его выполнения возьмите жёлтые конверты и прочитайте, что вам предлагается для работы. Прошу задать вопросы по процедуре выполнения задания, если таковые имеются.
Ну что же у нас хорошо прошла настройка инструментов и теперь все готовы работать, и можем начать репетицию. Приступайте к поэтапному выполнению задания № 3, а я в это время сделаю электронные фотографии тканей человека и представлю их вашему вниманию.
1. «Живая скульптура».
2. «Живая скульптура».
3. «Живая скульптура».
4. «Живая скульптура».
Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами, тело нейрона с длинным отростком – аксоном и синапс между ними)
Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.
Спасибо, вы отлично исполнили свой концертный номер и заслужили аплодисменты.
А завершающим аккордом станет ассоциативный ряд к ключевому понятию нашего сегодняшнего концерта.
(возможные варианты)
- система
- совокупность
- единое
-целое
-функциональность
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 4
2. Составить систематизирующую таблицу «Ткани человека», отражающую четыре вопроса:
Тип ткани и его разновидности
Особенности строения и расположения клеток относительно друг друга
Местоположение ткани в организме человека
Функции ткани
3. Индивидуальное задание – подготовить устное сообщение на 1 минуту по теме «Роль стволовых клеток в организме человека»
Содержимое разработки
Рабочий лист _____________________________________________________
(фамилия, имя ученика)
Тема урока: _______________________________________________________
Хочу узнать и научиться: (подчеркните то, что для вас необходимо)
Задание № 1. Подберите одно подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции и допишите соответствующий термин.
1. Обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме – ____________.
2. Система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями – _____________ .
3. Совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое – __________.
Задание № 2. Подчеркните в предложенном списке животные ткани.
Механическая
Основная
Эпителиальная
Нервная
Проводящая
Запасающая
Мышечная
Образовательная
Покровная
Соединительная
Задание № 3 (Время выполнения 3 минуты. Время хранят песочные часы)
Для выполнения задания возьмите конверт жёлтого цвета
1. Извлеките информацию из предложенного источника (видеофрагмент, текст, таблица, рисуночная схема) по плану:
Разновидности ткани;
Место расположения ткани в организме;
Функции ткани;
Свойства ткани.
2. Рассмотрите особенности расположения клеток изучаемой ткани на микропрепаратах.
Изобразите пантомимой расположение клеток изученных тканей и их функции (по возможности).
Устно сделайте вывод об особенностях расположения клеток ткани, их функциях, свойствах.
Осмыслите результаты проделанной работы и предложите ваши ассоциации к термину «ткань».
Содержимое разработки
«Живая скульптура» № 1 – эпителиальная ткань
Учащиеся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия.
Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме, располагаются очень плотно, образуют железы, наружные покровы и выстилают полости тела
«Живая скульптура»№ 2 – соединительная ткань
Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.
Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 %, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма. По состоянию соединительной ткани в организме человека можно судить о его возрасте. Разновидности ткани придают ему опору и являются запасным источником энергии.
«Живая скульптура» № 3 – мышечная ткань
Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.
Вывод: В ответ на сигнал нервного импульса гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, скелетная поперечнополосатая – быстро и произвольно, а сердечная поперечнополосатая вообще работает автономно.
«Живая скульптура» № 4 – нервная ткань
Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами (один ученик с поднятыми руками и растопыренными пальцами), тело нейрона с длинным отростком – аксоном (один ученик – тело нейрона, а два других ученика взявшись за вытянутые руки, изображают длинный аксон), а синапс между ними – соприкосновение рук между дендритом и аксоном.
Вывод: Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.
Содержимое разработки
Задание № 3. Изучите текст «Нервная ткань». Выполните задание по предложенному плану.
Нервная ткань – основа нервной системы, обладает свойствами возбудимости и проводимости. Клетки нервной ткани называются нейроны – звёздчатой формы, имеют отростки – длинные: аксоны и короткие: дендриты. Рецепторы органов чувств воспринимают сигналы из окружающей среды и по аксонам образующим нервы передают их в головной и спинной мозг, таким образом, нервная ткань обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию. Синапсы – это участки, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.
Задание № 3. Изучите таблицу «Эпителиальная ткань». Выполните задание по предложенному плану.
Эпителиальная ткань
Разновидности ткани | Место расположения в организме | Функции |
Особенности расположения: клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. |
||
Оболочки внутренних органов, лёгочные пузырьки, капсулы нефронов почек, стенки сосудов | Покровная, защитная, всасывающая, выделительная, газообмен |
|
Многослойный эпителий | Покровы тела, пищевод, слизистая внутренней поверхности щёк | Покровная, защитная |
Железистый эпителий Ты слышишь? Это музыка звучит Без слов … Без взгляда … Без прикосновенья… Она коснётся глубины души, Нам подарив минуты наслажденья! Организм человека - сложная система, которая состоит из огромного количества клеток. Группы клеток... 1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме. 2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями. 3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое Выберите из предложенного списка животные ткани
Ключ: 3, 4, 7, 10 Хочу узнать и научиться Подчеркните то, что для вас необходимо что называют тканью, какие ткани бывают у человека, из чего они состоят, какими свойствами обладают, для чего нужны в организме человека, научиться отличить ткани по внешним особенностям, соотносить их работу с особенностями строения. Задачи 1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам. 2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции. Задание № 3 1. Извлеките информацию из предложенного источника ( видеофрагмент , текст, таблица, рисуночная схема) по плану: - разновидности ткани; - место расположения ткани в организме; - функции ткани; - свойства ткани. 2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах.
|