Необъяснимая агрессия причины. Агрессивное поведение при различных психических расстройствах с учётом качества жизни пациентов
Эрих Фромм выделял два вида агрессии: доброкачественная, служащая для защиты своих интересов, имущества и жизни, и злокачественная, являющаяся преобретённой патологической моделью поведения. Во втором случае человек для поднятия собственного авторитета может унижать, оскорблять, избивать окружающих, оказывать на них психологическое давление. Что же приводит к приступам агрессии? Как с ними бороться?
Виды агрессии
Психология девиантного поведения – относительно новый раздел психологии, занимающийся изучением поведения, не вписывающегося в рамки закона, морали и этики. Именно под её компетенцию попадает агрессивность.
Психолог Э. Басс составил расширенную классификацию агрессии. Он указывал, что по целенаправленности враждебность делится на 2 вида:
- Инструментальная агрессия. Она служит инструментом для достижения какой-либо цели. Например, у меня цель сесть в автобусе, но все места заняты, я могу поругаться с кем-то, чтобы он уступил мне своё. Это спонтанный приступ враждебности, направленный на случайного человека;
- Целевая (мотивированная) агрессия – заранее спланированные действия, направленные на конкретный объект (отомстить партнёру за измену; подкараулить обидчика после школы, чтобы дать сдачи; специально унизить, оскорбить человека, который неприятен агрессору). Цель такого поступка – нанести физический или моральный вред. Мотивированную агрессию чаще проявляют люди, выросшие в неблагоприятной социальной среде, лишенные нормального воспитания, внимания и заботы родителей.
Причины внезапных вспышек агрессии
Немотивированная агрессия может возникать по ряду психологических причин, а также являться симптомом серьёзного заболевания.
К психологическим факторам относят:
- Быстрый темп жизни;
- Большое количество обязанностей;
- Профессиональное выгорание, серьёзные проблемы на работе;
- Недосып, сильная усталость;
- Неправильное воспитание.
Вспышки агрессии могут быть симптомом таких заболеваний, как:
- Опухоль мозга;
- Гормональный сбой, нарушения в работе щитовидной железы;
- Болезнь Альцгеймера;
- Посттравматическое стрессовое расстройство;
Психические расстройства, сопровождаемые неуравновешенностью и внезапными актами насилия:
- Диссоциальное расстройство личности (социопатия, психопатия);
- Эмоциональное неустойчивое расстройство личности;
- Шизофрения;
- Алкоголизм и наркомания;
- Психозы.
Немотивированная агрессия у взрослых
Неконтролируемые приступы агрессии у взрослых чаще всего вызваны постоянными стрессами, недосыпом, усталостью. Организм постоянно испытывает эмоциональную и физическую нагрузку. Растёт раздражительность, появляется вспыльчивость, неуравновешенность. Зачастую эти эмоции остаются неосознанными, и когда накопленное раздражение превращается в приступ агрессии, человек не понимает, почему так остро отреагировал.
Вспышки ярости могут быть обратной стороной воспитанности. С детства всем рассказывают о том, как должны вести себя культурные люди, учат быть послушными и спокойными «У меня забирают машинку, с которой я играю? Я должен её отдать. Ведь нужно делиться!». Такой ребёнок превращается во взрослого с твёрдым убеждением, что кричать и ругаться плохо. Когда ущемляют его права, он не может дать отпор, но неприятный осадок на душе остаётся. Недовольство растёт. В итоге оно неожиданно прорывается наружу в виде необъяснимой и неконтролируемой агрессии.
Считается, что ярость и депрессия – противоположные, взаимоисключающие понятия. Однако, на самом деле, в таком состоянии человек, наоборот, становится более восприимчивым. Эти эмоции остаются внутри, что провоцирует у человека повышенную агрессивность после выхода из депрессии.
Агрессивное поведение в послеродовой период
Может быть вызвана послеродовой депрессией. Появление ребёнка очень сильно меняет жизнь всех членов семьи, но больший груз забот и ответственности ложится на маму.
С одной стороны, в организме родившей женщины идет активная гормональная перестройка. Она становится более уязвимой, чувствительной, не всегда может контролировать свои эмоции. С другой стороны, её жизнь кардинально меняется: работа остаётся в прошлом, резко увеличивается количество домашних дел, на прежние увлечения не остаётся сил и времени. Жизнь превращается в сплошной «день сурка», состоящий из кормлений, переодеваний, стирки, уборки… Всё это вызывает отчаяние, нервозность и ярость, которые вымещаются не только на взрослых, но и на беззащитном малыше.
Бороться с приступами злости в послеродовой период можно очень простым способом: разделить домашние обязанности на всех членов семьи, чтобы дать маме возможность отдохнуть от рутинных забот и малыша, выйти из дома погулять.
Немотивированная агрессия: меры профилактики
Для профилактики беспричинной агрессии необходимо установить чёткий режим дня, хорошо питаться, отдыхать и спать достаточное количество времени. Не забывайте время от времени баловать себя, хотя бы полчаса в день заниматься любимым делом.
Важно разобраться в своих чувствах, научиться понимать их. Иногда реальная причина злости может «прятаться», а само чувство переноситься на другой объект. Например, вы не можете понять, почему вас так раздражает медлительность напарника. Истинная картина выглядит иначе: начальник взвалил на вас слишком много работы. Выразить начальнику своё недовольство вы не можете и подсознательно переносите эту злость на коллегу, обвиняя его в медлительности. Эта психологическая уловка поможет вам сохранить хорошие отношения с руководством, но пагубно скажется на психическом здоровье.
Не следует подавлять и прятать негативные эмоции. Если ситуация позволяет, то необходимо озвучить свои чувства, используя «я-выражения». Например, «У меня появляется желание ударить тебя, когда ты так разговариваешь со мной».
Полезно уметь грамотно и конструктивно конфликтовать с людьми. Это поможет урегулировать проблемную ситуацию, не доводя её до скандала.
Как бороться с приступами агрессии
Нужно уметь избавляться от агрессии мирными способами. Следует порвать бумагу, побить подушку, сделать несколько приседаний или отжиманий, даже разбить чашку, которую не жалко. Главное, никому не навредив.
Очень хорошо снимает раздражительность вода. Можно принять душ или помыть посуду. Гнев и ярость станут отличными помощниками во время уборки. Эти эмоции помогут безжалостно выкинуть ненужный, годами хранимый хлам.
Можно сходить на стадион и поболеть за любимую команду. Главное, делать это очень активно, громко и эмоционально.
Спорт хорошо помогает избавиться от накопленного раздражения. Одним подходят активные занятия (бег, танцы, футбол,), другим – спокойные и умиротворяющие (йога, гимнастика). С осторожностью следует относиться к различным видам борьбы. У одних таким образом выходят негативные эмоции, у других, наоборот, закрепляется модель поведения «злость – физическая агрессия».
Полезно освоить несколько приёмов расслабления: медитации, дыхательные упражнения, визуализации.
Если вы чувствуете, что не можете контролировать свое поведение, то не бойтесь обратиться за помощью к специалисту. Возможно, вспышки агрессии являются симптомом заболевания, требующего серьёзного лечения.
Агрессивное поведение – «нападающее» поведение, то есть преднамеренные действия для причинения вреда окружающим, предметам или самому себе. С каждым годом все актуальнее становится вопрос об агрессивном поведении людей. Это связано с ускоренной жизнью людей, особенно в мегаполисах, человек достаточно не отдыхает, у него сбиваются биологические ритмы сна и бодрствования. Вследствие таких физиологических нагрузок появляется агрессия, как неосознанный способ защитить себя и удовлетворить свои хотя бы физиологические потребности.
Психологические нагрузки, различные проблемы и заболевания также вызывают агрессивное поведение. У каждого человека оно проявляется по-разному, в зависимости от воспитания, ситуаций и характерологических особенностей человека.
Агрессию специалисты разделяют на несколько видов и проявлений, она может быть как патологией, так и ситуативным проявлением в поведении человека. Существует несколько основных мотивов ее развития.
Это основные мотивы такого поведения. Они могут быть осознанными и неосознанными. Активные манипуляторы очень искусно пользуются этим способом поведения для своих потребностей.
Есть объективные причины агрессивного поведения, на которые повлиять человек не может. К основным причинам агрессивных действий или слов человека относят:
Основные формы нападающего поведения
Человек может по-разному проявлять свою ненависть. Есть люди, которые преуспевают в словестных оскорблениях, и, как говорится в одном известном стихе, «убивают словом». Некоторые не тратят время на выяснение отношений, и сразу переходят к физическим действиям. Для многих открытием является тот факт, что сплетни, клевета и обсуждение за спиной – тоже определенные формы проявления агрессии. Есть несколько форм проявления агрессивного поведения.
Проявление агрессивных действий
Часто агрессивных людей побаиваются, некоторых уважают, презирают и стараются подражать. Равнодушными к такому поведению никто не остается. Особенно нужно уделять внимание агрессивности детей. Ведь агрессия может быть формой проявления девиантного поведения, при котором подростки имеют уже склонность к нарушению общепринятых норм и правил.
Агрессивное поведение проявляется через шантаж, оскорбления, унижение достоинства и чести другой личности, разрушение и порча имущества своего или другого человека, физические действия, угрозы, драки и так далее.
Детская агрессия
Специалисты, работающие с детьми, бьют тревогу из-за резкого возрастания количества агрессивных дошкольников и школьников. Маленькие жители становятся более агрессивными, они дают волю своим физическим возможностям для причинения вреда другому ребенку. Они начинают выражать вербальную агрессию не только среди сверстников, но также и в общении со взрослыми. Причинами агрессивного поведения детей являются:
- Агрессия в семье или нестабильные семейные отношения. Из-за постоянных ссор, выяснений отношений и упреков, ругательств в отношении ребенка, он не чувствует себя защищенным.
- Непоследовательность в воспитании – если один родитель лояльно относится к просьбам ребенка, а второй все строго запрещает. При этом маленький член семьи не понимает, почему так, в ответ на такое воспитание он злится и выражает агрессию.
- Агрессивное поведение появляется при плохой успеваемости в школе и высоких требованиях родителей.
- Низкая адаптация в классном коллективе. Агрессию провоцируют ссоры детей, отсутствие понимания и общего языка в коллективе.
- Ребенок защищается и отвечает злобой при предвзятом к нему отношении родителей, воспитателя или учителя, при их чрезмерных требованиях к его поведению.
Агрессия дошкольников
Ребенок в своем развитии проходит определенные этапы – возрастные кризисы. Во время этих кризисов его личность активно развивается, у него появляются новые навыки и личностные особенности.
Этапы развития могут проходить спокойно и плавно при благоприятных условиях развития. Иногда ребенок полностью изменяется в поведении. Агрессивность также может появиться в эти периоды при неблагоприятном психологическом климате в окружении ребенка.
Выражение негатива в 2 года
В этом возрасте ребенок уже может проявлять гнев и негатив. Но это непреднамеренно, а как реакция на посягательство нарушить его личностное пространство. Малыши еще не понимают, какой результат будет от их агрессивных действий. Они могут толкнуть, но не осознают, что другой ребенок может упасть или удариться. Профилактикой агрессивного поведения малышей является объяснение им, что так поступать нельзя. Лучший метод при таком поведении – переключить внимание малыша на что-либо другое.
Необходимо помнить, что такое поведение может свидетельствовать о неудовлетворенности базовых потребностей: испытание чувства голода, жажды, желание отдохнуть или поспать. В этом случае нужно удовлетворить эти потребности.
Агрессия в 3 года
В этом возрасте проявление негативизма, отрицательных эмоций – нормальное явление. Это первый кризис развития малышей. При агрессивном поведении в 3 года родителям нужно набраться терпения, и спокойно разговаривать с ребенком, объяснять ему недопустимость подобных эмоциональных выражений.
Агрессия в старшем дошкольном возрасте
Негативное поведение в старшем дошкольном возрасте может быть вызвано несколькими причинами:
- органические проблемы функционирования головного мозга;
- болезни других органов и систем;
- особенности темперамента и характерологические особенности;
- психологические причины.
В этом возрасте ребенок уже понимает последствия своих действий и может за них отвечать. Поэтому агрессия уже не произвольная, а иногда осознанная. Таким поведением он может манипулировать, чтобы получить желаемое.
Негативное поведение школьников
В школьном коллективе ребенку иногда сложно адаптироваться, к тому же он продолжает проживать возрастные кризисы. Поэтому часто появляется негатив ко всем и ко всему.
Агрессия младших школьников
Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста – явление, скорее, психолого-педагогическое. Ребенок приходит в новый коллектив со своими требованиями и желаниями, а ему необходимо подчиняться другим нормам поведения. Часто агрессия возникает в ответ на требования родителей и учителей, из-за незнания определенных норм поведения. Таким детям свойственно и проявление пассивно-агрессивного поведения. Они не стремятся выполнять просьбы, указы взрослых. Крик и негативные эмоции со стороны взрослых только усугубят такое поведение школьника.
В этом возрасте важно сохранять благоприятный психологический климат в семье. Ребенку приходится многое узнавать, применять, ко многому привыкать. Поэтому поддержка семьи просто необходима. В этот период важно оградить школьника от агрессивного окружения, влияния жестоких фильмов и компьютерных игр. Также многое зависит от социального статуса ребенка. Например, богатые дети считают себя центром Вселенной, поэтому требуют постоянного внимания. Если они его не получают, начинается защитная реакция в виде агрессивного поведения.
Агрессия у подростков
Не секрет, что этот возраст самый трудный в развитии человека. Негативизм может возникать по разным поводам. Причин агрессивному поведению в этом возрасте масса, начиная от гормональной перестройки, заканчивая глобальными проблемами отношений между полами. Особенно важно вовремя поддержать подростка, но и вовремя дать ему остаться наедине со своими мыслями (не лезть в душу). Для этого родителям необходима мудрость и знание характера своего ребенка, чтобы определить эти периоды.
Коррекция агрессии у людей
Снижение агрессивности – важная цель специалистов и родственников агрессивного человека. С такими людьми сложно жить, так как нельзя предсказать, когда в следующий раз у них вспыхнут эмоции. Для этого важно выполнять следующие действия:
Описанные методы помогают устранить накопившуюся агрессию, то есть непреднамеренную, неосознанную. Но когда человек специально стремится разрушить, расстроить или причинить ущерб окружающим, то необходимо обратиться к специалисту.
При коррекции важно узнать причину агрессивного поведения. Специалист поможет это сделать и подобрать необходимые методики психотерапии. Часто человеку требуется проработка проблемы, которая приводит к разрушающим и негативным действиям, обучение конструктивным способам поведения и общения.
Агрессивное поведение необходимо корректировать с применением обучающих программ, когда человек получает знания о том, что происходит при выражении его негатива. Также клиент обучается правильным способам выражения гнева и негативных эмоций. Для каждого возраста подбирается своя программа.
Профилактика
Профилактика агрессивного поведения у подростков, младших школьников, дошкольников, взрослых людей занимает важное место в психиатрическом, психологическом изучении проблемы агрессии. Для снижения агрессивности рекомендуется организовать всплеск эмоций – посещение концерта, футбольного матча или организация праздника. Но при переутомлении это не поможет, поэтому нужно заботиться и о своем физическом состоянии.
Детям нужно давать время для отдыха, «перезагрузки» от учебы, домашних обязанностей. Их нужно обучать выражению своего гнева, чтобы они это делали без причинения ущерба другим. Существуют некоторые психологические игры, помогающие ребенку справиться со своими негативными чувствами. В них ребенок учится переключать свое внимание с раздражающего фактора, вовремя справляться с накопившимися эмоциями и психологическим напряжением.
Большинство больных шизофренией живут в обществе обыденной жизнью и обычно не попадают в категорию опасных, в отношении насильственных действий. Однако периоды агрессии могут проявляться в острых психотических фазах данного заболевания. Агрессиивное поведение у таких пациентов обычно проявляется в выраженном насильственном поведении. Это может быть связано с острой декомпенсацией психического заболевания, либо быть вторичной при скрытом или явном несоблюдении режима медикаментозной терапии. Декомпенсация также может быть связана с недостаточностью текущего режима лечения. Исследования сообщают, что большинство агрессивных действий, совершенных лицами с шизофренией, происходят во время острой фазы болезни.
Проявление агрессивного поведения часто проявляется среди больных с наличием зависимости, у которых сопутствующие психоневрологические заболевания связаны со злоупотреблением психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, спайс, иные токсические вещества). Агрессивность и агрессивное поведение у таких больных может быть непосредственно спровоцирован как приемом алкоголя, кокаина, амфетамина и иных психоактивных веществ, так и абстинентным синдромом при отсутствии или выводе из организма психоактивных и токсических веществ. Не редко в связи с целенаправленной терапией наркомании или алкоголизма у людей возникает поведение в виде проявления паранойи, крайнего беспокойства и агрессии.
Такие как травма головного мозга, опухоли мозга, или метаболические нарушения могут спровоцировать агрессивное поведение у пациентов, чаще, в виде насилия. Последние данные свидетельствуют о том, что насилие больше ассоциируется с психопатологией и умственной отсталостью, чем с эпилептиформной активностью (интериктальный — имеющий отношение к психическим и поведенческим расстройствам, возникающим у пациента между приступами эпилепсии) или других переменных причин.
Пациенты с деменцией могут быть эмоционально лабильны или склонны к отсутствию контроля или плохому контролю поведения, склонны к проявлению импульсивного агрессивного поведения, не обдуманности поступков. Чаще могут появиться в виде серьезных травм себе и другим, что происходит со злости или в виде острой реакции на воспринимаемую (с их точки зрения) угрозу. Как правило, при правильной и полной диагностики, который уточняет диагноз, такие реакции могут предупреждаться врачом, но такая возможность не всегда может быть доступна в отделении неотложной помощи или окружающим людям.
Антисоциальное расстройство личности может обуславливать различные расстройства нервной системы. Антисоциальное черты личности могут присутствовать даже в том случае, если полный диагноз не может быть установлен по какой-либо причине. Антисоциальное расстройство личности или черты могут быть оценены путем изучения в контексте агрессивных инцидентов. Запугивание может быть фактом агрессивного поведения. Например, борьба за деньги, сигареты, доступ к сексуальным партнерам, нападения на окружающих которые отрицают просьбы или требования больного или пытаются установить границы поведения пациента (например, обеспечение соблюдения запрета на курение).
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) часто связано с проявлением агрессивного поведения, враждебностью и насилием. Особо выражено при наличии сопутствующих заболеваний, таких как расстройства настроения и расстройства личности, злоупотребление психоактивными веществами, могут быть и смешанные факторы. Эти искажающие факторы исследовали у амбулаторных больных, ветеранов войны с посттравматическим стрессовым расстройством. Так же выявлены случаи агрессивного поведения у пациентов с паническими расстройствами. Пациенты жаловались на значительные нарушения настроения и импульсивное, не регулируемое поведение.
Лечение агрессии в клинике
Для лечения острых состояний с проявлением агрессивного поведения в нашей клинике часто используются лекарственные препараты. К ним относятся препараты нейрометаболической терапии последнего поколения.
Международная психиатрическая ассоциация одобрила новую схему применения препаратов последнего поколения, которые можно использовать при лечении агрессивного поведения. Внутримышечные иньекции и внутривенные инфузии, применяемые в Брейн клиник и предназначеные для использования в агитации связанных с заболеваниями головного мозга — одобрены для использования международной медицинской этической комиссией. Внутривенные инфузии имеют более быстрое, безопасное и эффективное действие, чем при приеме внутрь.
Однако, пациент может легко успокоиться после перорального применения препаратов, если он или она понимает, что меры были приняты и помощь оказывается. Сублингвальное введение может иметь более быстрое начало действия, чем пероральный прием, так как имеет дополнительное преимущество для пациентов с наличием критики к своему состоянию, имея отвлекающий эффект для взволнованного пациента, в тот момент, пока таблетка растворяется. Это говорит о наличии позитивного эффекта психотерапевтического воздействия на пациентов, которые не находятся в остром психотическом состоянии.
Острое агрессивное поведение
Очень важно, чтобы пациенты с агрессивным поведением в первую очередь должны быть оценены на предмет возможности сопутствующих заболеваний. При этом, острые психотические состояния, в том числе наличие острых абстинентных синдромов при отмене алкоголя, наркотиков или седативных средств, должны быть исключены. Помимо острого управления агрессивным поведенческим эпизодом, долгосрочное управление зависит от характера насилия, временными или постоянными.
После лечения агрессивного поведения
После снятия острого психомоторного возбуждения требуются долгосрочные стратегии управления психическим состоянием. В этот период не рекомендуется применение средств применяемых для снятия острого состояния. Необходимы профилактические меры предотвращения агрессивного поведения в форме амбулаторно-поликлинического и амбулаторного лечения, которые могут быть использованы в качестве альтернативы стационарному лечению — стационар замещающие методики используемые в Брейн клиник. При использовании инновационных альтернативных амбулаторных программ, в сочетании с психотерапевтической модификацией поведения, пациенты отлично реагируют на проводимую терапию, при которой госпитализация не требуется.
Фармакотерапия долгосрочного управления агрессивным поведением зависит от основной клинической проблемы конкретного пациента.
Лечение основного расстройства является ключевым фактором. Часто, когда основная психиатрическая проблема успешно лечится, степень агрессивного поведения уменьшается. К сожалению, возможно, одна треть пациентов с шизофренией не реагирует на антипсихотическое лечение или позитивно на него отвечает лишь частично. У некоторых пациентов с шизофренией высокие дозы нейролептиков на самом деле могут в дальнейшем увеличить риск возникновения агрессивного поведения.
Агрессивное поведение
Вы встретились с агрессивным поведением у кого-либо.
Основные элементы управления не фармакологического включают в себя следующее:
- Оценка потенциальной опасности (например, объекты, которые могут быть использованы в качестве нападения).Оцените физическое поведение пациента (например, многие пациенты показывают кулак или стучат ногами).Всегда держать пациента в поле зрения, контролируя его поведение (например, не поворачивайтесь спиной).Принимайте словесные угрозы всерьез.Держите безопасную дистанцию.Не стесняйтесь попросить дополнительной помощи, не время проявлять героизм.Сохраняйте спокойствие, держитесь уверенно и компетентно, пытайтесь путем привлечения в спокойный разговор снять проявления агрессивного поведения.Избегайте споров с пациентом.
В повседневной жизни люди, достаточно часто сталкиваются с агрессивным поведением окружающих. Это может происходить в семье, на работе, на улице, в общественных местах. Само слово агрессия переводиться с латыни как «нападать».
Агрессивное поведение может быть обусловлено различными факторами и входить в структуру различных типов девиантного поведения.
Агрессивные поведенческие действия могут носить характер как криминального поведения, так и являться проявлением (симптомами) какого-либо психического расстройства.
Основным различием этих двух форм агрессивного поведения, являются причины мотивации действий и возможности или невозможности их контроля.
База агрессивного поведения
Как правило, основной базой для агрессивного поведения, являются отрицательные эмоции (злость, ненависть, гнев и.т.д.) вызванные какими-либо, внешними раздражителями. Этим раздражителем может быть как один фактор, так и целая совокупность.
Ученые рассматривают мотивацию агрессивного поведения по-разному. Например, известный этолог К.Лоренц рассматривал агрессивное поведение, как один из основных стержней для выживания человека.
З.Фрейд говорил об агрессивном поведении, как об инстинктивном влечении и отводил этому важную роль в психосексуальном развитии ребенка.
Многие современные психологи рассматривают агрессивное поведение как результат общественного влияния и последствий каких-то психологических травм полученных в раннем детстве или юношеском возрасте.
Важно знать, что агрессивное поведение может быть подконтрольно человеку и направленно в мирное русло, например в спорт, творчество, науку.
Более подробно о враждебности и агрессивном поведении в статьях.
Повышение агрессивности
Оно ведет к импульсивным выпадам (раптус),
пароксизмам ругани,
разрушительной ярости,
припадкам буйного помешательства.
Встречается:
Конституционально, как черта личности: у так называемых возбудимых психопатов. Это имеет значение в связи с тем, что со стороны данных лиц может исходить угроза преступных насильственных действий. Алкоголь может действовать провоцирующе в связи с ослаблением контроля, особенно в определенных социальных ситуациях.
Психореактивное: в ярости, гневе, страхе, отчаянии. Как психогенная реакция на заключение, известен «тюремный взрыв» (слепая разрушительная ярость, насильственные акты).
Невротическое: при невротической неуравновешенности, в тяжелых жизненных ситуациях, при напряженных отношениях повышается агрессивность, раздражительность, сензитивность.
Органические психозы: в алкогольном опьянении, в эпилептическом . При постэнцефалитическом паркинсонизме вместе с окулогирными кризами могут отмечаться агрессивные импульсы, напр. стремление кого — нибудь задушить.
При общем заболевании головного мозга (органический психосиндром): в связи с потерей контроля может отмечаться повышенная реактивная агрессивность (раздражительность с импульсивными действиями).
При локальном мозговом психосиндроме отмечаются раптусообразные насильственные действия, сходные с таковыми при эндокринном психосиндроме.
Мания: при гневливой мании имеют место сходные с буйным помешательством насильственные действия.
Шизофрения: при кататоническом возбуждении нужно опасаться насильственных действий. При параноидной (особенно с ) имеют место вербальные и двигательные атаки как средство защиты или мести. Значение страсти как формы ауто не может быть обсуждено здесь. Напротив, необходимо указать на интерпретацию самоубийства как аутоагрессии, а также на импульсивные самоповреждения. И те и другие могут быть раптусообразными. О насильственных действиях душевнобольных. Из обследованных насильников 3% оказались людьми с психическими нарушениями. Это соответствует частоте психических нарушений в широком смысле среди взрослого населения. Душевнобольные и слабоумные совершают насильственные действия не чаще, чем психически здоровые. Среди душевнобольных насильников первое место занимают шизофреники.
Самоубийство: в нацеленном на самоуничтожение раптусе меланхоликов могут иметь место брутальные нецеленаправленные суицидальные действия. Зачастую в суицидальные действия вовлекаются близкие родственники — супруг или дети (расширенное самоубийство).
Импульсивные самоповреждения (автомутиляция): например самокастрация шизофреника по бредово — религиозным мотивам. Шизофреник выжигает себе губы и рот щелочью, чтобы не следовать приказу съесть свою мать. Старая депрессивная женщина сама отрубает себе руку, при помощи которой занималась мастурбацией в юности. Олигофрен вырывает у себя волосы (трихотилломания). При одной из многообразных форм проявления синдрома Мюнхгаузена больные сами наносят себе повреждения, чтобы быть госпитализированными.
Уменьшение или торможение агрессии
- конституционально как черта характера: у психопатизированных и невротизированных личностей (т. н. невротическое торможение агрессии) — астеники, «парализованные», пассивные люди;
- при всех телесных страданиях, ослабленные;
- реактивное: при печали, скорби, заботе.
- при органических психозах с деменцией часто, хотя и не всегда, в рамках общего уменьшения активности с апатией развивается снижение агрессивности;
- депрессия: почти при всех формах депрессии агрессивность снижена.
- для хронической шизофрении характерно пассивное, «парализованное», с утратой побуждения, безвольное, во многих случаях лишенное агрессии поведение.
Слово «агрессия» имеет латинские корни («нападение»). Как свидетельствует статистика, дети и взрослые с каждым годом становятся всё более агрессивными. Это связано в основном с увеличивающимся ритмом жизни, психологическими нагрузками и плохим графиком сна и отдыха. Агрессивное поведение может возникать как из-за особенностей характера и воспитания человека, так и по причине психических заболеваний.
— деструктивные поступки и высказывания, которые приводят к психологическому и физическому ущербу того лица или группы лиц, на которое оно направлено. Беспричинная агрессия может говорить о том, что в организме нарушен гормональный баланс, в части случаев это проявление болезни Альцгеймера. Причин может быть масса, потому нужно обследование квалифицированными специалистами. Чем раньше будет проведена диагностика, тем более высокий шанс на устранение причин без последствий для самого человека и для окружающих, в том числе для самых близких.
Причины
Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:
- злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
- проблемы на работе
- неполадки в личной жизни
- отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности
Мотивы агрессии могут быть такие:
- враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
- патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
- авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
- гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
- психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
- отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)
Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.
Теории агрессивного поведения
Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:
- потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
- врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
- форма поведения в обществе
- познавательные и эмоциональные процессы
Агрессия у детей
Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:
- пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
- плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
- плохая успеваемость в школе
- ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
- предвзятое отношение учителя, воспитателя
- излишняя требовательность учителя, куратора, родителей
Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии. Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать. Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки. При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо.
Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.
В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.
Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:
- биологические
- наследственные, особенности характера
- соматические болезни
- патологии головного мозга
В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.
Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).
Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями. Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других». Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.
Формы агрессивного поведения
Выделяют две формы агрессивного поведения по методу проявления:
- вербальная (выссказывания)
- физическая
Вербальной агрессией называют поведение, когда человек, находясь в нормальном психическом здоровье или с патологией, оскорбляет, унижает и угрожает другим словами. Этот вид агрессии, в свою очередь, бывает прямым и косвенным.
Физическая агрессия делится на три подвида :
- символическая (угрозы и запугивания)
- косвенная (нанесение материального ущерба)
- прямая (действия, которые наносят физический вред человеку или группе лиц)
Отдельно рассматривают реальную форму агрессивного поведения. Это нанесение физических травм людям или животным. Любая агрессия всегда противоречит нормам и правилам морали в обществе. Агрессия является в большинстве случаев формой реакции на проблему. Она вызывает фрустрацию, и другие негативные последствия.
Агрессивно-пассивное поведение
Агрессивно-пассивное поведение — реакция на существующую или выдуманную проблему, которая характеризуется попыткой человека не проявлять негатив, недовольство, а скрыть его от окружающих. К этому поведению относят откладывание важного для своей жизни решения. Агрессивно-пассивные люди рассматривают себя в роли жертв. Часто у них есть зависимости и страх принимать какие-либо решения, особенно важные.
На пассивно-агрессивное (или агрессивнол-пассивное) поведение могут указывать такие фразы человека :
- как скажешь; Ok
- я не злюсь
- я не знал, что вы имеете в виду сделать это прямо сейчас
- да иду уже!; ну сейчас!
- я думал/думала, ты знаешь
- вы просто хотите, чтобы всё было идеально (когда он не выполняет порученное задание достаточно хорошо и получает замечания)
- вы хорошо это сделали как для человека с вашим образованием / уровнем интеллекта / опытом работы и пр.
- ну конечно, я был бы счастлив
- почему ты так расстроился?
- я же просто пошутил!
Агрессия мужчин и женщин
Исследователи говорят о том, что к агрессивному поведению больше склонны парни и мужчины, чем девушки и женщины. Мужчины часто жестоко обращаются с животными и детьми. Это связано с тем, что в мужском организме выше уровень гормона под названием «тестостерон». Чем больше его в организме, тем больше склонен человек к злобе и агрессии. Мужчины проявляют в основном агрессию физического вида, а женщины ограничиваются вербальной формой агрессивного поведения.
Гендерные различия агрессивного поведения изучали такие исследователи:
- Бьорквист
- Лагерспец
- Харрис
- Джентри и т. д.
Отличие агрессии двух полов заключается в установках относительно такого поведения. Мужчины в основном мало испытывают чувство вины, имеют низкий уровень тревожности. Женщины, наоборот, думают о том, как среагирует жертва на их поведение, не проявит ли она ответную агрессию, не будет ли слишком подавлена и расстроена и т. п.
Агрессия в понимании мужчин является средством достижения целей. Для женщин агрессивное поведение является способом снять стресс, успокоиться. Это в большинстве случаев кратковременные вспышки гнева. Различия в агрессивном поведении мужчин и женщин обусловлено несколькими причинами. Первая — генетический фактор. Агрессивные мужчины в древности имели больше шансов на доминирование и размножение. С помощью агрессии они побеждали других претендентов на выбранную женщину. Ученые Вершур, Кенрик и Садалла, проведя исследования, сделали вывод, что стремление мужчины к доминированию позитивно оценивается женщинами и считается привлекательной особенностью.
Различия в агрессии обоих полов продиктовано также культурным и социальным факторами. Женщины считаются более общественными созданиями, они склонны сопереживать и дружить. А мужчины показывают свою уверенность в себе, склонны демонстрировать силу. Женщины оценивают большинство поступков как пагубные и ведущие за собой тревогу или чувство вины.
Объекты агрессии
Первый тип агрессивного поведения, который стоит рассмотреть, это «рыцарство». Эксперименты ученых Мукерджи, Колсаваллы, Нанджи и Канекары продемонстрировали, что агрессия, направленная на женщину, особенно исходящая мужчины, считается недопустимой. Мужчины, которые действовали в этом эксперименте агрессивно, воспринимались женщинами как более аморальные, чем те, кто проявляется агрессию, направленную на мужчин.
Женщины вызывают у мужчин меньшую агрессию, потому что особы мужского пола воспринимают их как неопасные объекты. Исследования показали, что в случае необходимости мести мужчина будет мстить другому мужчине более жестоко, чем женщине.
«Антирыцарство» — вторая форма агрессии мужчины. Исследователи Томпсон, Ричардсон, Романовски и Голин свидетельствуют, что мужчины проявляют агрессию к женщине чаще всего тогда, когда она вызывает у них специфические страхи. К данным страхам относят, прежде всего, чувство собственного достоинства мужчин. Когда женщина демонстрирует, что считает их слабыми или немужественными, это вызывает самый большой уровень агрессии.
Характеристика агрессивного поведения
Агрессивное поведения может проявиться даже у очень маленьких детей, когда ребенок не получает что-либо желаемое. Агрессию могут спровоцировать 3 фактора:
- биологический
- психологический
- социальный
Биологический фактор:
- инфекционная болезнь
- получение
- употребление психотропных веществ
- алкоголь
- наркотические вещества
- наследственные особенности
Психологический фактор:
- зависимость
- мнительность
- тревожность
- импульсивность
- эмоциональная неустойчивость
- эгоцентризм
Социальный фактор:
- асоциальный круг общения
- влияние коллег
- влияние друзей
- влияние семьи
Выделяют такие особенности именно агрессивного поведения :
- оскорбления
- унижение чести и достоинства другого человека
- шантаж
- порча имущества
- склонность к физическому воздействию
- рукоприкладство/драки
Агрессивное поведение педагога
Причинами агрессивного поведения учителей, воспитателей, кураторов, тренеров могут быть:
- низкий уровень профессионализма
- профессиональное выгорание
- снижение престижа профессии учителя
- агрессивное поведение нескольких/многих учеников класса и пр.
Агрессия педагога негативно отражается на детях, которые в принципе нигде больше не сталкиваются с гневом, криком и оскорблениями, кроме как в школе. Такие дети с большой вероятностью получат психологическую травму или, как минимум, негативный жизненный опыт. Это отразится на их восприятии всех учителей и тренеров в будущем, на восприятии лиц одного с их учителей пола, на моральных установках и т. д.
Если вы обнаружили, что педагог вашего ребенка склонен к агрессивному поведению (включая словесную агрессию), нужно поговорить с ним один на один, или подключив к этому делу еще одного-двух родителей. Ни в коем случае не скандальте, и не пытайтесь выяснять отношения с учителем прилюдно. Если после разговора педагог не сделает выводы и будет проявлять агрессию, нужно сообщить об этом директору школы. Агрессивным людям не место в педагогической системе.
Агрессия после инсульта
Агрессивное поведение является характерным последствием перенесенного инсульта. Причина заключается в изменениях психофизического состояния. Пациенты характеризуются беспричинными изменениями настроения, вспыльчивостью, раздражительностью. Родственники должны иметь терпение, чтобы с ним общаться. Важным условием выздоровления является покой и положительные эмоции.
Коррекция агрессивного поведения
Агрессивное поведение в части случаев можно скорректировать своими силами, но иногда нужно прибегать к очной помощи специалистов. Различны методы коррекции агрессии у детей, подростков и взрослых. Для снижения агрессии у детей актуальны такие действия:
- правильная организация распорядка дня и досуга ребенка
- активные занятия физкультурой, спортом, танцами
- профилактика
- нормализация режима сна и бодрствования
Что касается психологических методик коррекции агрессивного поведения у детей, актуален целый их ряд. Первая методика называется «игрушка в кулаке». Малыша просят закрыть глаза, в руку ему кладут игрушку и просят сильно сжать ее. После чего малыша просят открыть глаза и проверить, что зажато в его ладошке. Вторая актуальная методика называется «мешочек гнева». В тканевый мешочек небольших размеров насыпают крупу или песок с небольшими камушками. Ребенку можно его пинать, бить, кидать, когда он чувствует в себе приплыв злости, гнева, раздражения.
Факторы снижения агрессивности
Могут быть использованы такие стратегии для коррекции агрессивного поведения у детей:
- ориентация на переживания и эмоции окружающих
- на стимуляцию и демонстрацию гуманных чувств у агрессивного ребенка и жертвы
- переживание чувства радости и гордости, когда ребенок овладел собой, не проявляет агрессивности
- переключение ребенка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения
- отреагирование чувства обиды у агрессивного ребенка и того, на кого направлено его агрессивно поведение
- моделирование ситуации неуспеха с целью преодоления чувства неуспеха и т. д.
Для коррекции агрессии у взрослых можно использовать специальные психологические методики, если у самого агрессора есть желание меняться. Если желание небольшое, непостоянное или его нет, стоит мотивировать человека обратиться на очную консультацию к психологу или психотерапевту. Только регулярная практика поможет скорректировать свое поведение на благо себе и окружающим.