Методика визуализации. Визуализация: психологический прием, помогающий исполнить желание
В психологии существует такая методика – визуализация. Это образное представление чего-то, что вам хотелось бы получить, качества характера, которое вы хотели бы в себе воспитать.
Главное в визуализации – представлять это уже существующим, постараться прочувствовать, как бы вы себя ощущали, когда получили бы это, как бы вы себя вели, если бы имели это качество характера. Сосредоточьтесь на эмоциях, не обязательно четко представлять картинку. Ведь цель визуализации – перепрограммирование вашего сознания, эмоций и мыслей. Все уже давно знают, что концентрация на негативных мыслях приводит к неврозам, стрессам, депрессии. Давайте же попробуем сосредоточиться на положительных образах.
Как пользоваться методикой визуализации желаемого?
Начать надо с того, что правильно выбрать то, чего вы хотите добиться. Определите, что вам действительно необходимо, не зацикливайтесь на мелочах - новые туфли или телефон. Желание должно быть именно вашим, а не навязанным рекламой или модой. И оно должно быть реальным, исполнимым, то есть можно пожелать похудеть, но нереально вырасти на десять сантиметров. Визуализация действует, когда мы хотим изменить что-то в себе, а не получить какой-то предмет.
Следующий шаг – это выбрать свободное время и место, где вам никто не помешает. Лягте и расслабьтесь, дышите глубоко. Представьте какое-нибудь счастливое событие, когда-то произошедшее в вашей жизни. Сосредоточьтесь на ощущениях счастья, запомните их.
Теперь представьте, что то, о чем вы мечтаете, уже произошло. Постарайтесь прочувствовать ощущения счастья от обладания этим предметом или событием. Представляйте себя внутри видения, главное постараться представить чувства и эмоции. Участвуйте в своей практике по привлечению желаемого, ощутите запахи, звуки, представьте диалоги. Занимайтесь до тех пор, пока вам это нравится. Не забывайте о чувстве благодарности за сбывшиеся мечты.
Не заканчивайте методику резко. Нужно закончить уверенностью, что то, что вы представляли, уже есть у вас. Не забывайте, что визуализации должны быть только положительные, то, о чем вы мечтаете не должно никому причинить вреда. Повторять визуализацию можно столько, сколько вам хочется, но не реже, чем раз в день.
Результат визуализации – вы избавляетесь от страхов, вы становитесь более уверенными в себе и своих силах, перестаете переживать и с новыми силами беретесь за осуществление своей мечты.
Визуализация (от лат. visualis - "зрительный") - техника создания зрительного образа.
История символов и образов в культуре
Возможность представлять образные картины - уникальная способность человека. Наше воображение и фантазия способны помочь представить нам как прошлое, так и будущее. Места, где мы никогда не были, или те, где мы были давно. Людей, которых хотим увидеть или несуществующие миры.
Человечество издавна использует эту возможность - представлять образ - для изучения себя и своего внутреннего мира. Учёные всех времён, практически во всех культурных и исторических эпохаха изучали и использовали эту способность человека для возможности управления будущим и прошлым.
лечебный сон
Визуализация различных образов и состояний так же помогала в излечении психических и физических недугов.
У современных техних работы с визуализацией существуют древние предшественники. К примеру, в Древней Греции существовал культ бога врачевания Асклепия. Его поклонники в рамках религиозного жреческого обряда исцелялись при помощи сновидений наяву, которые они представляли, находясь на специальном культовом ложе.
Основатель ордена иезуитов, Игнатий Лойола в XVI веке применял упражнения, похожие на современные психоаналитические техники для т.н. духовного роста членов ордена.
Кроме бесспорного значения образного восприятия в психологии, психотерапии, очевидно и влияние воображения на восприятие человека, его развитие.
Живопись, литература, музыка, театр и кинематограф - это не только культурное наследие человечества, но и способы взаимовлияния, эмоционального взаимообмена между людьми. Слушаем ли мы музыкальное произведение, рассматриваем ли детали картины или увлечённо читаем роман, - мы воображаем, мы представляем, мы визуализируем картины и образы.
Визуализация в психологии
Научные исследования психоанализа, гипнотерапии, к примеру работы Зигмунда Фрейда и Йозефа Брейера, описывают случаи самотранса, в который впадали пациенты, демонстрируя симптомы заболевания.
Один из наиболее значимых представителей научной психиатрии, автор методики аутогенной тренировки, немецкий психиатр Иоганнес Шульц.
Основоположник аналитической психологии К. Г. Юнг разработавший метод работы с образами, который он назвал "активное воображение".
Примером влияния и излечения с помощью воображения могут служить известные многим сеансы Анатолия Кашпировского в 90-х годах прошлого века. Несмотря на всю спорность и неоднозначность результатов этих публичных экспериментов, аналогичные случаи существовали и были описаны задолго до Кашпировского.
В эзотерике и парапсихологии
Без образного восприятия, без возможности представлять образы, без использования методов визуализации невозможны практически никакие эзотерические техники.
Ясновидящие должны уметь воспринимать образ, который они считывают из пространства, анализировать и интерпретировать его.
Целители должны уметь представлять потоки энергий в своих руках, к примеру, или в организме пациента.
Люди, которые работают с мантическими системами, такими, как ТАРО или РУНЫ, должны уметь понимать символы, из которых складывается картина карт, рун или любых других гадательных инструментов.
Техники работы с энергиями, такие, как Цы-гун, космоэнергетика и прочие, методы работы с чакрами, практика медитаций - все эти виды эзотерических практик подразумевают чёткое представление определённых картин, воспроизведение символов, взаимодействие с полем внутреннего зрения.
Работа с образами
На земле существует небольшой процент, чуть более 4% людей, которые действительно - не могут представлять образы. Это может быть результатом особенностей физиологии, нарушениями в области психики, заболевания, травмы.
В остальных случаях препятствием может быть лишь временные затруднени: нервное напряженние, усталость, недоверие методу или сопровождающему (когда человек работает со специалистом), защитные механизмы психики, когда бессознательно мы на самом деле не хотим изменений и препятствуем собственному продвижению.
В любом случае, способность к визуализации можно развивать.
В случаях трудностей с визуализацией люди обычно говорят о том, что не видят ничего, кроме серого тумана или черноты, пустоты. Если такие сложности возникают, необходимо найти место, где вам будет комфортно и уютно. Там, где вас точно никто не побеспокоит определённое время.
образ "цветок"
Главное - не торопиться. Можно представить, что постепенно темнота или туман рассеиваются...рассеиваются...и появляется образ. Образ того, что вы желаете представить, с чем собираетесь работать, либо просто - совершенно любая картинка, то, что представляется.
Можно не готовиться специально к сеансу визуализации, который может заранее вызвать напряжение. Наоборот, можно представлять определнные картинки в непринуждённой обстановке, не закрывая глаза: в транспорте, в очереди, на прогулке в парке, отдыхая на кухне за чашкой кофе.
Можно просто представить, к примеру, цветок. Представлять и постепенно рассматривать свой образ подробно. Со временем хорошо бы добавить использование всех модальностей: обоняние, осязание, слух. Можно представлять, как вы прикасаетесь к цветку, прочувствовать - каковы на ощупь его лепестки. Можно почувствовать запах, услышать звуки, к примеру, жужжание пчёл или пение птиц рядом с цветком. Можно представлять себя в образе, т.е. постепенно "вводить" себя в картинку своего внутреннего мира.
Техники визуализации
- Пассивное воображение
Мы все умеем представлять образы и использовать технику визуализации совершенно спонтанно. Мы даже размышляем образами. Готовясь к завтрашней встрече, продумывая детали события, которое случится через месяц, мы - визуализируем!
Мы "прорисовываем" картинки, диалоги, антураж, собственный образ. Именно так, у нас в голове нет списков или описаний, формул. У нас перед внутренним взором - картины, сюжеты...
- Активное воображение
Для более конструктивного использования своих способностей можно усилить некоторые детали. Для глубокого погружения важно научиться техникам релаксации. Процесс визуализации пройдёт успешнее и активнее, если тело совершенно расслаблено, а ум - спокоен.
- Релаксация. Для расслабления можно заучивать известные тексты, либо самостоятельно уделять внимание всем частям тела, дыханию, представляя, как они тяжелеют или наполняются теплом.
Далее вы можете представлять те образы, которые направлены на решение определённых задач. Это может быть представление себя в будущем, в определённом месте, форме, окружении, всего того, к чему вы стремитесь.
Это так же могут быть образные ситуации из прошлого, когда вам необходимо проработать эмоции и чувства, привязывающие вас и мешающие двигаться дальше.
Это могут быть символы. т.е. образы, которые не имеют прямого понимания, а являются метафорами чего-либо.
образ воды
К примеру, вода способствует успокоению, наполнению энергией. Восход на гору может помочь в преодолении какой-то конкретной ситуации, форсировании события.
- Интерпретация образов - дополнительное, как и релаксация, умение, вспомогательня техника в общей технике визуализации. Ведь в процессе могут возникать неожиданные картинки, развиваться сюжеты, которые чаще всего очень символичны, так же, как, к примеру, сновидения.
Эти возникающие образы могут нести в себе подсказки от бессознательного, могут открывать нам дорогу к внутренним ресурсам. Искусство интерпретации - важная составляющая, которой так же можно постепенно научиться.
Применение в жизни
В современном мире многие, если не все методы психологии и эзотерики опираются на огромные возможности антазирования, образного восприятия человека.
Среди известных и основных техник, методов и направлений, владеющих и использующих визуализирование можно выделить:
- сновидения
- метод активного воображения
- мантические практики
- ясновидение
- символдрама
- трансеринг реальности
- энергетические практики
- медитации
- эмоционально-образная психотерапия
- гипноз
- симорон
- трансерфинг реальности
Особенно популярен метод визуализации стал в последнее время, в основном благодаря популярности фильма "Секрет", где достаточно подробно и аргументированно были представлены все плюсы использования фантазирования, представления.
Доска визуализации, карта желаний, ожидания от Вселенной и многие другие - методы, позволяющие управлять своей жизнью, планировать будущее.
Однако важным звеном в технике визуализации является деятельность. Это звено, которое иногда выпадает из поля зрения практикующего и техника может не сработать.
Смысл в том, что как бы красиво не выглядела Доска желаний, как бы чётко не был представлен предмет ожидаемый и желаемый, необходимо действовать в направлении собственных мечтаний и планов.
Для того, чтобы не обмануться и не попасть под влияние массовых желаний, можно и важно понять собственные потребности. В этом может помочь современная методика футуропрактика .
Визуализация помогает в нашей жизни не только простой и избитой сегодня техники представления богатства и успеха.
Визуализирование применяется в психотерапии, психологии в крайне важной для человечества теме - работа со страхами, внутренними конфликтами, вытесненными переживаниями.
Наше бессознательное разговаривает с нами на языке образов, символов, сновидений, метафор. Визуализация не только будущего, но и прошлого - способ договориться с собственной психикой, лучше понять собственные мотивы, стать свободнее и счастливее.
Человек всегда о чем-то думает, тысячи мыслей проносится у него в голове за весь день. Большинство мыслей не имеют какой-то упорядоченности, человек за минуту может «перескакивать» с одной темы на другую сотни раз.
Что такое визуализация?
Визуализация – это психологический прием в виде целенаправленного мысленного представления события или ситуации, которые еще не произошли.
Для чего она нужна?
Если впереди грядет очень важное событие, то визуализируя это, человек программирует себя на удачный исход. Многие спортсмены перед важными соревнованиями используют подобные техники. Суть визуализации в систематичном прокручивании предстоящей ситуации с положительным исходом. Здесь очень важно отчетливо представлять именно то, что хочет сам человек. Известный киноактер, политик и великий бодибилдер всех времен и народов даже будучи далеко от своей мечты всегда использовал методы визуализации. Его имя Арнольд Шварцнегер. Когда он только начинал заниматься бодибилдингом, каждый вечер молодой Арнольд представлял, как он выходит на подиум, трибуны скандируют его имя, а главный судья поздравляет его с первым местом.
Как визуализировать?
Когда человек мысленно представляет себе только позитивные и удачные вещи, тем самым он программирует свое подсознание на нужный результат. Чтобы получить максимальный эффект от визуализации, делать это нужно каждый вечер. И по возможности в ярких красках представлять себе желаемое, нужно слиться с воображаемой ситуацией, почувствовать запахи, которые в ней присутствуют.
Положительный эффект
Положительный эффект визуализация дает не только в предстоящих событиях или ситуациях; ее так же используют при изменении в лучшую сторону внутренних качеств человека. Например, уверенность в себе, преодоление страха и так далее. Нужно отчетливо представить образ того «идеального» человека, которым хочется стать. То есть то, как он разговаривает, двигается, как ведет себя в сложных ситуациях.
Один психолог из Европы провел над собой один очень интересный эксперимент. Несколько дней подряд он представлял себя несчастным и неполноценным человеком, вечно всем недовольного, злого, который, по сути, не живет, а существует. И с этим настроем психолог вышел на улицу. В результате прогулки его ограбили; мимо проезжающие машины, как будто специально проносились по лужам рядом с ним и обливали его, а один из автомобилей чуть было не задавил его. В магазине ему, наглым образом, нахамили, а все собаки, которые встречались на его пути лаяли и пытались ухватить за ногу.
Этот пример очень хорошо демонстрирует силу визуализации. На первых порах применения может ничего не получаться. Например, очень тяжело стеснительному по жизни человеку начинать представлять себя уверенным и сильным. Но это только поначалу, систематические тренировки и работа над собой в итоге сделают свое дело.
Метод визуализации часто используется в разных техниках личностного роста, а также часто можно встретить на личностных тренингах, например тренинг личностного роста на relax.by благодаря методу визуализации позволяет каждому человеку научиться реализовывать свои скрытые возможности, ставить правильные для себя цели и достигать нужных результатов.
1 комментарий 10.03.17
Одной из уникальных сторон нашего сознания является воображение. Благодаря этой способности мы периодически воспроизводим в своей голове образы желаемого: предметы, людей, ситуации или эмоции, - все то, что мы называем мечтами. В этом материале я расскажу, как работают эти психологические механизмы и как использовать их потенциал для достижения личностного успеха.
Воображение - это мощный психологический инструмент, данный нам природой не просто так. Многие уверены, что его можно эффективно использовать для того, чтобы изменить свою жизнь. С этой целью и была разработана техника визуализации желаний. Ее суть заключается в материализации мыслей, воплощении в реальной жизни вожделенных образов.
В основе техники лежит механизм подсознательной мотивации: систематически транслируя в своем воображении образ достигнутой мечты, воспроизводя чувства и эмоции связанные с данным событием, мы тем самым настраиваемся на общую волну с нашим желанием. Подсознание привыкает к постоянно воспроизводимым образам, и в дальнейшем из множества жизненных сценариев человек неосознанно выбирает тот, который приблизит его к заветной мечте.
Метод визуализации желаний является ненаучным, однако имеет под собой весьма обоснованные аргументы, опирающиеся на базовые постулаты психологии. В том, что подобные практики действительно работают, я неоднократно убеждалась за время своей профессиональной деятельности.
Вам может быть интересно:
Главные правила визуализации
— Точно формулируйте свое желание. Четкое понимание цели и ее предельно конкретное описание - важная составляющая успеха. Максимальная конкретика без лишних абстракций. Формулировки должны быть в настоящем времени, без отрицательных частиц.
— Визуализируйте достигнутый образ. Важно прокручивать в своем воображении конечную цель, а не сделанные шаги на пути к ней.
— Визуализируйте от первого лица. Не смотрите на воспроизводимые образы со стороны, обязательно прокручивайте историю в голове от своего лица. Попытайтесь насладиться возникшими эмоциями, зафиксируйте их в памяти, возвращайтесь к этим ощущениям в течение дня.
— Тяготейте к динамичности образов. Мечтать можно по-разному. Но при визуализации желаний старайтесь, чтобы ваши мысли прокручивались в режиме видеоряда, а не оставались статичными картинками.
— Усиливайте эффект визуализации. Звуки, запахи, тактильные ощущения, вкусы - все это поможет представить желаемый образ более ярко.
Собирательное название психотерапевтических приемов, направленных на воссоздание и управление зрительными образами во внутреннем, субъективном пространстве. Примером подобного образа может быть визуальное представление такой фразы, как «Черный кот умывается». У некоторых людей даже при быстром прочтении указанной фразы в сознании действительно возникает образ кота. Распространение методик визуализации обусловлено тем, что практически все люди способны в большей или меньшей мере к воссозданию зрительных представлений. Причем считается, что качество визуального образа не влияет на эффективность методики визуализации. Как правило, возможности применения методик визуализации определяются той теоретической концепцией, в рамках которой разработан основной психотерапевтический метод, составной частью которого они являются. Методики визуализации чаще всего применяются в поведенческой психотерапии, хотя определенный интерес к использованию зрительных образов характеризует практически все основные психотерапевтические направления. Известно, что еще Фрейд (Freud S., 1923) активно использовал зрительные образы, возникающие в ходе психоанализа. Полученные в ассоциативном эксперименте, они служили материалом, который в дальнейшем подвергался проработке и интерпретации. Образы визуализации в психоаналитической психотерапии рассматриваются как одна из форм получения материала для анализа и в настоящее время. Иное отношение к зрительным образам сложилось в гуманистической психотерапии. Здесь эмоции, связанные с образом, трактуются как возвращение к повторному переживанию эмоционального психотравмирующего опыта. В гештальт-терапии взаимодействие с воссозданным образом части личности рассматривается как важный этап большинства психотерапевтических процедур и экспериментов. В современных экзистенциальных подходах переживание эмоций, связанных с непроизвольными визуальными образами, выступает как существенный элемент экзистенциального опыта и личностного роста в целом. В когнитивной психотерапии зрительные образы являются эквивалентами когниций и вместе с ними составляют так называемый план автоматизированного мышления, элементами которого может быть «самопредвидение» - непроизвольное создание образа возможных, как правило, негативных, последствий. Примером такого самопредвидения может быть яркое визуализированное представление падения с высоты в пропасть или картины негативных социальных последствий в конфликтной ситуации (Beck А. Т., 1970). Такие самопредвидения обладают мощной регулятивной функцией поведения, поскольку они сопровождаются соответствующими эмоциональными переживаниями. Указанные примеры иллюстрируют интерес различных психотерапевтических школ к визуальным образам и демонстрируют не столько «полноценные» (в современном понимании) М. в., сколько манипуляции с визуальными образами. Более последовательное использование их с целью диагностики и управления поведением пациентов осуществляется в поведенческой психотерапии. Так, при использовании методики имплозии больным с фобическими симптомами в аутогенном состоянии предлагается воспроизвести последовательные визуальные образы ситуации, в которой обостряется или возникает фобия, с целью снижения интенсивности негативных переживаний. В методике систематической десенсибилизации пациент воспроизводит все более устрашающие зрительные образы, негативные эмоциональные переживания при которых устраняются с помощью мышечной релаксации и самовнушения. При некоторых вариантах классического гипноза внушаются зрительные образы с определенным терапевтическим смыслом. Указанные варианты применения образов визуализации в поведенческой психотерапии уже в полной мере соответствуют определению для М. в., поскольку в этих терапевтических подходах имеется в виду не только создание зрительных представлений, но и управление образами визуализации в терапевтических целях. Более полно возможности методики визуализации раскрываются в таких современных направлениях психотерапии, как нейролингвистическое программирование, психосинтез, а также психоимажинативная терапия Шорра, трансперсональная психотерапия, арттерапия и др. В первом из них практически все процедуры различных уровней предполагают использование и управление визуальными образами. В концепции нейролингвистического программирования зрительным образам отводится значительная роль в формировании поведения и в устранении симптоматики в том числе. С точки зрения создателей этого метода Бендлера и Гриндера (Bandler R., Grinder J., 1976), одной из существенных причин возникающих у человека проблем является то, что в сознании самопроизвольно появляются визуальные образы, имеющие негативное эмоциональное значение. Эти спонтанные образы символизируют, повторно воспроизводят (в терминах нейролингвистического программирования «репрезентируют») пережитый опыт и отражают внутренние закономерности функционирования мозга в кодировании и воспроизведении прошлого опыта. Репрезентация опыта осуществляется и другим путем - с помощью вербальных образов (образов речи), кинестетических (телесных, чувственных), реже вкусовых и обонятельных, однако визуальные образы - наиболее частый вариант кодирования опыта.
Терапевтическим вмешательством необходимо добиться с помощью определенной техники, чтобы событие репрезентировалось другим образом, вызывающим положительные или в крайнем случае нейтральные эмоции. Отсюда и интерес к разработке специальных методик визуализации, если визуальная репрезентация опыта является наиболее частым способом презентации вообще. Различные технические приемы в нейролингвистическом программировании, включающие использование визуальных образов, строятся по следующей схеме:
1) тщательное изучение формального способа презентации проблемы;
2) изучение способа презентации ресурса (позитивного опыта, который презентируется с помощью субъективно приятных образов);
3) интеграция ресурса с проблемой;
4) проведение теста на эффективность воздействия.
Тщательное изучение способов презентации проблемы и ресурса касается формальной стороны субмодальных различий, которые не затрагивают содержательных характеристик образа. Важным отличием методики визуализации при нейролингвистическом программировании является именно работа с несодержательными характеристиками визуальной презентации, подобно тому как психиатра меньше интересует содержание бреда, чем внесодержательные его характеристики (тип манифестации, связь с реальными событиями жизни и пр.). К формальным субмодальным особенностям зрительных образов относятся, например, наличие или отсутствие четкой рамки у образа (одна из методики визуализации называется «прямой рефрейминг»). Преодоление негативного действия визуального образа требует, чтобы пациент дополнил образ проблемы рамкой. Учитываются расположение визуального образа во внутреннем пространстве (вверху, внизу, далеко, близко и др.), ассоциативные или диссоциативные характеристики образа (сам пациент при воспроизведении образа находится внутри его или снаружи), наличие или отсутствие цвета (негативные проблемные образы обычно не имеют цвета и подчеркнуто мрачны, а ресурсные образы чаще воспроизводятся именно в цвете). Важны и другие характеристики: объемность изображения, контрастность, величина, движение (как слайд или как фильм) и др. Смысл исследования состоит в том, что выявляются наиболее важные субъективные формальные характеристики, которые определяют особенности эмоционального реагирования и принцип отнесения визуальных образов к проблемным (отражающим негативный опыт) и ресурсным (презентирующим субъективно приятный опыт, способствующим более свободному поведению). Существенным в этой относительности является то, что при наличии известных закономерностей у каждого человека способность вызывать то или иное эмоциональное состояние определяется уникальным набором таких субмодальных элементов. В активной части М. в. предполагается изменение негативного проблемного образа. Существует несколько принципиальных вариантов изменения визуальных образов, которые соответствуют основным типам методики визуализации:
1) прямое видоизменение проблемного образа в ресурсном направлении,
2) интеграция в проблемный образ ресурсного образа,
3) изменение расположения образа в контексте других образов континуума.
Примером эффективного прямого видоизменения проблемного образа может быть случай пациентки С., 36 лет, находившейся в реактивном состоянии после гибели на ее глазах сына, которого задавила машина. Обычная психотерапия и фармакотерапия не давали ожидаемых результатов, поскольку большую часть времени С. представляла себе ситуацию катастрофы и чувствовала, что не может «выйти из этой ситуации». Проблемный образ был объемным и ассоциированным - пациентка находилась как бы внутри этой картины и, находясь там, видела кровь сына, чувствовала, как она льется по ее рукам. Был использован следующий прием, смысл которого сводился к выведению С. за рамки проблемной ситуации: при визуализации ассоциативного образа проблемы психотерапевт предлагал пациентке быстро пересесть на рядом стоящее кресло и наблюдать за собой «со стороны». Эта процедура повторялась по несколько раз в течение трех-четырех дней, по истечении которых больная научилась самостоятельно диссоциироваться от проблемного образа, и состояние ее значительно улучшилось.
Примером интеграции проблемного образа и ресурса может служить методика визуализации «взмах». Суть ее заключается в том, что в проблемный образ помещается уменьшенный, но более интенсивный потенциально ресурсный образ, который при интенсификации проблемного образа «разворачивается и вытесняет проблемный образ» (Бендлер, 1978). Приведем его пошаговую структуру при лечении неуверенности у М., 28 лет. Первый шаг - определение проблемного образа неуверенности («Когда вы чувствуете себя неуверенным, то каким вы себя представляете?»). Второй шаг - определение ресурсного образа («Каким вы себя видите, когда вы уверены в себе?»). Третий шаг - подготовка ресурсного образа - усиление мощности («Сделайте его еще более привлекательным для вас, например добавьте яркости и цвета»), перевод в активную форму («Сожмите его в маленький мощный светлый шарик, готовый развернуться и "взорвать" проблему»), четвертый шаг - интеграция проблемы и ресурса («Давайте теперь с этим шариком, готовым к взрыву, пойдем в ситуацию проблемы, и как только вы увидите образ своей неуверенности, то тут же позвольте вашему светлому шарику развернуться и взорвать проблему»). Такая операция проделывается несколько раз; после интеграции вновь визуализируется ресурс, вновь переводится в активную форму и затем вновь интегрируется с проблемой. Пятый шаг - тест на эффективность («А теперь вновь представьте, пожалуйста, проблему»). Эффективным считается такой тест, когда при попытке вспомнить проблему спонтанно воспроизводится ресурсный образ.
Пример третьего варианта методики визуализации - так называемая «линия времени» - кривая в субъективном пространстве, которая отражает способ презентации субъективного времени пациента. Построение «линии времени» сводится к тому, что больной последовательно представляет себе какой-либо простой образ повторяющегося события. Вспоминая, как происходило это событие в прошлом, и воображая, как будет происходить оно в будущем, можно обнаружить отличия в месте расположения образа этого события в зависимости от времени. Наиболее частым вариантом, по мнению авторов нейролингвистического программирования, является следующая конфигурация «линии времени»: прошлое - образы событий выстраиваются в часть кривой от самых давних событий снизу слева до настоящего образа прямо перед глазами; будущее - от настоящего образа прямо перед глазами до отдаленных событий в будущем вверху слева в субъективном пространстве. Имеет значение и цветовое оформление образов в различных частях субъективного времени. Считается нормальным следующее цветовое оформление: прошлое окрашено в приятные светло-коричневые или золотистые тона, образы четкие; настоящее имеет все цветовые оттенки и соответствует происходящему; образы будущего - размытые, с оттенками серебристо-голубоватого цвета. Психологический смысл подобного оформления состоит в том, что для оптимального самочувствия человека необходимо воспринимать прошлое как отдаленное и приятное, настоящее как яркое и разнообразное, а будущее как отдаленное и манящее. При наличии проблем возможны нарушения в «конструкции линии времени» - искажения, узлы, разрывы и др.
Хотя методики визуализации получили известное распространение, однако до настоящего времени не проводилось научных исследований по определению их эффективности и значения в практической психотерапии.