Иммунитет обеспечивается способностью организма вырабатывать. Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них
Фирдоуси
Взрослые, и это, к сожалению, типично, задумываются о детском иммунитете после того, как ребенок начинает часто болеть (по крайней мере, очень и очень маловероятно, чтобы, приступая к процессу зачатия, будущие родители думали именно об этом). Остается лишь надеяться на то, что изложенная ниже информация будет получена вами вовремя...
Никакими закаливаниями и образами жизни полностью предотвратить детские хвори нельзя. Каждый человек встречается в своей жизни с огромным количеством микробов. А до тех пор, пока к большинству из них в организме не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни — неизбежность. Но всегда найдется микроорганизм, к которому защиты нет. Поэтому болеют все — и дети, и взрослые .
И совершенно не принципиально — болеть или не болеть. Важно, как болеть — насколько часто и насколько тяжело.
Значение слова «иммунитет» с чисто теоретических, медицинских позиций объяснить довольно трудно. Но для нашего с вами взаимопонимания достаточно следующего: иммунитет — это способность организма защищать себя . Защищать от всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей (раковых клеток, например) .
Каждой человеческой клетке присуща своя генетическая информация. Это сложное на первый взгляд положение прямо-таки вызывает желание либо перестать читать, либо схватить школьный учебник по биологии, дабы срочно восполнить пробелы в образовании. Но тонкости нам не нужны. Принципиально другое: система иммунитета способна анализировать — отличать своих от чужих . А в основе этого анализа — именно генетическая информация. Что-то попало в организм: генетическая информация совпадает — значит, свой, не совпадает — чужой. Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию, называется антигеном .
Система иммунитета вначале обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы этот антиген уничтожить. Для уничтожения конкретного антигена организм вырабатывает совершенно определенные клетки — они называются антитела . Определенное антитело подходит к определенному антигену как ключ к замку, разве что вероятность повторить или подобрать в миллионы раз меньше.
Пример. В организм попал вирус кори. Иммунитет определил, что этот вирус генетически отличается от любой другой клетки человека. Следовательно, это антиген. Началась выработка антител, не просто каких-то там антител, а именно антител к вирусу кори. Антитела нейтрализовали вирус и болезнь закончилась. А иммунитет к конкретной болезни, в нашем примере к кори, остался. Следует знать, что сроки болезни у каждого конкретного ребенка во многом будут определяться скоростью образования и количеством выработанных антител.
Иммунитет к определенным болезням может быть врожденным — часть уже готовых антител достается ребенку от матери, и, соответственно, приобретенным — т. е. таким, который организм выработал самостоятельно.
И еще очень важная теоретическая информация.
Мы уже поняли, что иммунитет — явление специфическое (четкое соответствие конкретного антигена конкретному антителу). Но это не всегда так, поскольку система иммунитета имеет на своем вооружении не только антитела. Типичный пример: повышение температуры тела приводит к тому, что в организме начинает вырабатываться особый белок — интерферон . Интерферон уничтожает любые вирусы (и гриппа, и кори, и краснухи), т. е. его (интерферона) действие неспецифично. Система неспецифического иммунитета представлена не только интерфероном — еще пару десятков веществ способен вырабатывать организм.
Главное в этой информации следующее. Если иммунитет постоянно тренируется, то на проникновение антигена он может быстро и сильно ответить, мгновенно выработать все тот же интерферон, и болезнь закончится за 2—3 дня. А если интерферона не хватило — придется ждать выработки антител, а на это уже потребуется неделя.
У новорожденного почти такая же кровь, как у его матери. Т. е. он уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным болезням, что перенесла мама. Однако это ненадолго, месяца на 3—4, в лучшем случае — на 6 (при естественном вскармливании, разумеется). Поэтому правильно воспитывать ребенка очень желательно с момента рождения, чтобы к 3—6 месяцам сделать его способным бороться с инфекционными болезнями.
На сам процесс формирования иммунитета влияет целый ряд врожденных факторов, зависящих как от состояния здоровья мамы и папы, так и от течения беременности, особенно от перенесенных в это время инфекций. В то же время образ жизни уже родившегося ребенка, в свою очередь, существенно влияет на уровень иммунитета.
Становится понятным, что недостаточность иммунитета может быть врожденной и приобретенной. И первая, и вторая проявляется частыми болезнями, что, вполне резонно, порождает у родителей желание этот самый иммунитет улучшить — желание вполне естественное, особенно если уже успели растерять все то, что новорожденному дала Природа. В конце концов, ну растеряли, ну ушел поезд! Но надо же что-то делать!
Делать надо. А для начала знать, что стимуляторы иммунитета делятся на фармакологические и физиологические. Фармакологические — это конкретные лекарства, физиологические — это некоторые формы нормального (естественного, физиологического) образа жизни, позволяющие усилить иммунитет.
Общий жизненный тонус, общий уровень здоровья во многом определяется уровнем энергозатрат организма, нагрузкой на все основные системы: и легкие, и сердце, и сосуды и суставы и т. д. и т. п.— все это должно работать
Короче говоря, иммунитет — это не отвлеченное понятие. Это конкретная система организма, конкретные органы, синтезирующие совершенно определенные защитные вещества. И работа этих самых органов во многом зависит от того, как и с какой нагрузкой трудятся другие системы, про которые мы знаем, которые видим, которые чувствуем.
А теперь давайте задумаемся. На что ребенок тратит энергию?
- на рост и развитие;
- на двигательную активность;
- на поддержание температуры тела.
Ну, что касается роста и развития — на это мы особенно повлиять не можем (здесь больше гены, гормоны). Но двигательная активность! Почитать или погулять? А поддержание температуры тела — одеть или не одеть? А от души накормить и загнать в постель — это как?
Вот и получается, что естественных стимуляторов иммунитета всего три: голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм — не надо сознательно морить ребенка голодом, заставлять бегать по 30 км в день и выгонять раздетым на мороз .
Но более важно другое:
противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета, т. е. вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни).
В специальной медицинской литературе можно найти десятки самых разнообразных определений понятия «иммунитет». Самое короткое, и, с точки зрения автора, самое удачное звучит так: «Иммунитет — система поддержания генетического гомеостаза ». Поясню, что гомеостаз — это постоянство внутренней среды организма.
Кстати, все, о чем мы говорили в первой части нашей книги, как раз и ставило своей целью организацию именно такого образа жизни ребенка, при котором иммунитет развивается естественно — мы не рекомендовали ничего особенного для его (иммунитета) избыточной стимуляции и очень просили не мешать его (иммунитета) нормальному развитию.
Современная медицина называет иммунитетом способность организма противостоять инфекциям и вторжениям чужеродных тел, включая разные микроорганизмы. Нормально функционирующая иммунная система способна различать свои и чужие клеточки и вещества, благодаря чему обеспечивается генетическая целостность человека как многоклеточного организма.
Нарушения работы иммунной системы приводят к тому, что индивидуальная сопротивляемость определённым вирусам или бактериям не срабатывает, в результате чего развивается болезнь. Случается, что иммунная система начинает относиться к собственным клеткам, как к чужакам, что тоже не хорошо. В подобных случаях возникают автоиммунные заболевания. Повышенный иммунитет также может привести к отторганию пересаженных органов, выкидышу у беременных.
Загадки живой клетки
Две линии защиты
Можно выделить две основные составляющие системы защиты нашего организма. Первая линия обороны препятствует попаданию чужеродных элементов. Такие защитные барьеры существуют как снаружи, так и внутри организма. Основа наружной защиты – кожа и слизистые оболочки. Они включают механическую защиту и целый арсенал антимикробных веществ. Аналогично в слизистых оболочках желудка и кишечника вырабатываются энзимы, которые способны уничтожать микробы. Кроме того, в слизистых оболочках существует естественная микрофлора, способная препятствовать прикреплению патогенов к этим оболочкам и защищать таким образом организм.
Такая защита довольно эффективна, но существуют микроорганизмы, которые способны без особых проблем преодолевать её. Это микобактерии сальмонеллы, листерии, туберкулёза, грамотрицательные кокки. Есть и такие бактерии, которые вовсе не уничтожаются естественной защитой (капсулярные формы пневмококка и др.). Кроме того, возможно проникновение резистентных разновидностей обычных микроорганизмов.
Вторая составляющая иммунной системы – механизмы иммунной защиты, срабатывающие при проникновении чужака. Через некоторое время после его внедрения в организм формируется ответная иммунная реакция и начинают вырабатываться антитела, которые уничтожают патоген. Скорость такой реакции зависит от того, имел ли организм опыт борьбы с конкретным чужаком раньше. Так, после перенесенных кори, коклюша и некоторых других заболеваний наш организм на всю жизнь запоминает способы борьбы с их возбудителями, у него вырабатывается пожизненный иммунитет.
Неизлечимых болезней не существует
Элементы иммунной системы
Различают центральные и периферические органы иммунной системы. К центральным органам относится небольшая вилочковая железа (тимус) и костный мозг. Периферические органы – лимфатические узлы и селезёнка. На клеточном уровне основа иммунной системы это лимфоциты. Существуют Т-лимоциты и В-лифоциты. Т-лимфоциты задействуются во внутриклеточных реакциях, а В-лимфоциты несут ответственность за гуморальную систему, в которую входят такие жидкие среды организма, как кровь, лимфа, тканевая жидкость и др. Системы Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов взаимосвязаны и регулируют деятельность друг друга.
Тимус отвечает за развитие В-лимфоцитов, а в селезёнке есть зоны, в которых формируются Т-лимфоциты и В-лимфоциты. Также оба вида лимфоцитов могут формироваться в разных участках лимфатических узлов, расположенных по всему организму.
Кто делает грипп? (Познавательное ТВ, Пламен Пасков)
Механизм действия
Каждый из видов лимфоцитов несёт ответственность только за один единственный вид чужеродных микроорганизмов. Как только в организме распознается присутствие такого чужака, запускается система воспроизведения лимфоцитов, направленных на его нейтрализацию. Это сложный биохимический механизм, который выполняет две основные функции – уничтожение чужаков и остановка их размножения. Избирательность действия лимфоцитов объясняет тот факт, почему различные видоизменения вирусов могут проходить через нашу иммунную систему. Наглядным примером может служить вирус гриппа, который постоянно подвержен мутациям и изменениям, из-за чего разработать универсальную вакцину против этой инфекции невозможно.
Виды иммунитета
Иммунитет может быть врождённый или приобретённый. Врождённый иммунитет может быть характерным для всех людей (невосприимчивость к разным заболеваниям животных, например, чуме собак) или только для отдельных людей (есть люди с иммунитетом к туберкулезу, ВИЧ и другим заболеваниям).
Врождённый иммунитет не зависит от нашей воли, а вот приобретённый может быть вызван естественно или искусственно. Активный приобретённый иммунитет развивается как следствие перенесённых организмом заболеваний или после введения вакцины, в которой присутствуют ослабленные тела вирусов. Пассивным приобретённым иммунитетом называется получение организмом готовых антител к определённым заболеваниям. Такие антитела могут попасть в организм вместе с медицинской сывороткой или с материнским молоком. Многие антитела мы получаем ещё во время внутриутробного развития.
Факторы, влияющие на иммунитет
Основой нашего иммунитета является наследственность. Это та основа, на которой строится защитная система каждого человека. Но хорошая наследственность ещё не означает, что вы будете всю жизнь защищены от различных заболеваний. Огромное влияние на иммунитет имеют такие факторы, как правильное/неправильное питание, состояние окружающей среды, наличие серьёзных заболеваний, вредные привычки, стрессы и большие нервные напряжения.
Признаки снижения иммунитета
На первых этапах вы можете не замечать того, что иммунная система начинает сбоить. Если у вас постоянно присутствует усталость, вы быстро утомляетесь, часто появляются головные боли, ощущение ломоты в суставах или мышцах, то всё это может свидетельствовать о снижении иммунитета. При этом также могут быть нарушения сна, причём проявления могут быть прямо противоположными: у одних людей наблюдается сонливость, других преследует бессонница.
Серьёзным сигналом, что с вашей иммунной системой не всё в порядке, будут частые инфекционные заболевания. Герпес на губах, простуды, непонятные воспалительные процессы и другие явления – это сигнал, что необходимо принимать срочные меры, чтобы вернуть иммунную систему в нормальное состояние.
Если иммунная защита будет ослабленной в течение длительного времени, вашими неизменными спутниками станут хронические заболевания, на лечение которых потребуется много времени и усилий.
Как повысить иммунитет
Метод | Описание |
---|---|
Здоровое мышление | Есть известная пословица «в здоровом теле – здоровый дух». Немногие знают, что это часть произведения Ювенала «Сатиры», в которой основной акцент ставится на здравый ум, то есть дух. Именно здоровый дух является основой здоровья тела. Древний автор предвидел открытия современной науки, которая доказывает, что психическое и эмоциональное состояние человека значительно влияет на его здоровье. С медицинской точки зрения быть пессимистом, впадать в депрессии, проявлять негативные чувства просто невыгодно. Пока механизмы изменений, которые происходят на биохимическом уровне, достаточно не изучены, но их существование уже признано. Например, эмоции радости связаны с выработкой эндорфинов, страх отравляет кровь норадреналином, раздражение и гнев сжигают полезные гормоны или нейтрализуют их производство. Таким образом, наука подтверждает и другое известное высказывание – «все болезни от нервов».Поэтому основой хорошего иммунитета должно стать здоровое мышление, все остальные методы будут малоэффективны без такого стержня духа. Что бы вы ни делали, вы должны верить, что это пойдет вам на пользу. Тогда даже болезни будут переноситься легче. Научитесь даже в них видеть позитив – скоро организм выработает нужные антитела, и я стану сильнее. |
Никаких «привычек» | Эффективность иммунной системы напрямую зависит от того, насколько быстро организм определяет те или иные антигены. Поэтому вы должны быть подвижными в своем мышлении. Не позволяйте никаким привычкам управлять вами, будьте всегда готовы к разным ситуациям, не привязывайтесь только к одному способу мышления или решения задач. Такое гибкое мышление будет более гибким и в управлении иммунной системой, хотя большинство таких вопросов и решаются на подсознательном уровне.Отдельно хочется упомянуть о так называемых «вредных привычках». Нужно называть вещи своими именами, алкоголь и курение – это не привычки, а самоубийство. Отравление организма, разрушение деятельности всех его систем, да и влияние на сознание человека этих «привычек» описаны достаточно. Если вы хотите иметь хороший иммунитет, забудьте про алкоголь и сигареты. |
Здоровое питание | Неправильное питание приводит к ослаблению всех систем организма, включая иммунную. Для её нормальной деятельности также необходимы витамины и минеральные вещества. Неправильный рацион приводит к многочисленным заболеваниям системы пищеварения, нарушается обмен веществ, что негативно влияет на иммунитет. Побеспокойтесь о том, чтобы в вашем рационе было достаточно фруктов и овощей, поменьше пищи с высоким содержанием холестерина, жиров, консервантов и химических добавок. В вашем рационе также должны быть морепродукты, в которых очень много разнообразных элементов.Сила иммунной реакции на вторжение антигена повысится, если в рационе будет достаточно витамина А и каротинов. Их источником может служить вся растительная пища, особенно красного и желтого окраса (помидоры, морковь, тыква, красный перец и т.д.).Для иммунитета также необходим витамин С. Его источником являются цитрусовые, шиповник, чёрная смородина, кислая капуста. Без достаточного количества витамина С снижается скорость выработки иммунных клеток.Витамин В помогает усилить защиту клеток. Его много в хлебе грубого помола, бобовых, гречке, орехах, семечках. Кладезем витамина В могут служить проращённые злаки, в них также содержится много витамина Е, который также увеличивает защиту клеток.Для нормального иммунитета важен состав микрофлоры кишечника. Для этого полезны все кисломолочные продукты. Использование биокефиров и биойогуртов позволит увеличить выработку интерферона – важного элемента иммунной системы. |
Физические упражнения | Сидячий и неактивный образ жизни очень негативно сказывается на иммунной системе. Любые физические нагрузки и упражнения стимулируют сразу несколько систем организма. Во-первых, усиливается нервная система. Мышцами управляют нервные импульсы, любые, даже незначительные нагрузки помогут вам бороться со стрессами и укреплять нервную систему. Это может быть зарядка, гимнастика, аэробика, бег или прогулки на природе. Очень полезны растяжки и йога, особенно если физические упражнения являются частью комплексной системы развития личности.Вторым важным моментом, объясняющим практическую пользу различных гимнастик и упражнений, является кровоснабжение. Любое мышечное напряжение усиливает кровоснабжение мышечных и близлежащих тканей. Вместе с кровью туда поступают все необходимые вещества, а также выводятся отработанные вещества и токсины. |
Очистка организма | Время от времени очищайте организм. Для этого можно использовать регулярные диеты, разгрузочные дни. Можно очищать отдельные органы. Для нашего главного фильтра – печени – полезно раз в год проводить очистку при помощи свеклы или смеси лимонного сока с оливковым маслом. Отведите один выходной в году для такой процедуры, и вы значительно разгрузите свой организм, что окажет хорошее влияние на иммунную систему. |
Закаляйтесь | Дозированный стресс подстегивает все системы организма. Это наподобие зарядки для мышц. Конечно, усердствовать здесь не следует, иначе такая закалка просто измотает организм и ослабит его. Каждый должен подобрать для себя такие способы, которые будут восприниматься комфортно. На первых порах можно обтираться холодной водой, или принимать холодный душ. И уж после того, как организм будет это нормально воспринимать, можно рискнуть заняться моржеванием. Начинать закаляться лучше летом. Также неплохо обливаться холодной или чуть теплой водичкой после того, как вы примите ванную или распаритесь в бане. Но эта процедура опасна для людей со слабым сердцем.Закалка – это не обязательно обливание водой. Существуют и воздушные ванны. Иногда просто достаточно прогуляться в парке зимой, чтобы организм не расслаблялся и поддерживал форму. Такие регулярные прогулки совмещают гимнастику и закаливание. |
Прививки | Вы можете использовать медицинские средства для повышения иммунитета. Это особенно важно, если ваша работа предусматривает постоянный контакт с разными людьми. В последние годы массовые прививки против гриппа заметно снизили развитие эпидемий гриппа. Даже если вы верите в собственные силы, не следует пренебрегать достижениями медицины, особенно если у вас есть какие-либо хронические заболевания. Помогите организму войти в норму и только затем откажитесь от приема лекарств. |
Вера в себя
Напоследок следует подчеркнуть, что иммунитет является сложным механизмом, на который влияет множество разнообразных факторов. Поэтому и меры по его укреплению лучше принимать комплексные. В основе – здоровое мышление и нацеленность на успех, а всё остальное, это дополнение, факторы, которые помогают организму усилить свои защитные способности, а духу – стать твёрже.
Иммунитет - способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовать клетки и образуемые ими вещества на более быстрое и эффективное удаление этого материала.
Фрэнк Бёрнет, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Словарь основных терминов
Иммунитет – способность организма защищать себя от бактерий, вирусов, чужеродных тел, избавляться от них и благодаря этому сохранять постоянство внутренней среды организма.
Фагоцитоз – процесс «заглатывания» лейкоцитами микроорганизмов, а также остатков мёртвых клеток и других частиц, например, пыли в лёгких.
Фагоциты – некоторые лейкоциты, осуществляющие процесс фагоцитоза. Фагоциты способны к амёбоидному движению, благодаря образованию ложноножек.
Антитела – белки, вырабатывающиеся В-лимфоцитами в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена . Антитела строго специфичны. Человеческий организм способен образовать примерно 100 миллионов различных антител, распознающих практически любые чужеродные вещества.
Антиген – чужеродная молекула, вызывающая образование антител. Антигенами могут быть микробы, вирусы, любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма.
Антитоксин – специальное защитное вещество. Антитоксины нейтрализуют циркулирующие в крови яды микробов.
Вакцина – препарат, содержащий убитых или ослабленных возбудителей заболевания, т.е. препарат, содержащий небольшое количество антигенов.
Лечебная сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела. Сыворотка готовится из крови животных, которые раньше специально заражались возбудителем заболевания. Иногда сыворотка готовится из крови человека, переболевшего заболеванием, например гриппом.
Макрофаги – крупные клетки способные к фагоцитозу, находящиеся в тканях. Выполняют санитарную и защитную функции.
Органы иммунной системы
1. Тимус (вилочковая железа) расположена позади грудины. Функционирует только у детей. Играет важную роль в развитии иммунной системы. В тимусе образуются и созревают Т–лимфоциты.
2. Костный мозг содержится в трубчатых костях. В нем образуются клетки крови - эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, макрофаги. Рождающиеся здесь лимфоциты мигрируют в тимус. Дозревая там, они образуют Т-лимфоциты.
3. Лимфоузлы – узлы, расположенные по ходу лимфатических сосудов. Они содержат лимфоциты. Фильтруют лимфу, очищая её от вирусов, бактерий, раковых клеток.
4. Селезёнка – орган, в котором формируются лимфоциты. Является биологическим фильтром - удаляет состарившиеся, повреждённые клетки крови, растворяет и поглощает бактерии и другие чужеродные вещества. Выполняет роль депо крови.
Неспецифическая сопротивляемость обеспечивается:
1. Непроницаемостью здоровой кожи и слизистых оболочек для микроорганизмов;
2. Наличием защитных органов: печени, лимфоузлов, селезёнки;
3. Наличием бактерицидных веществ в жидкостях: в слюне, слезах, крови, лимфе, тканевой жидкости.
4. Выделения потовых и сальных желёз, а также соляная кислота выполняют защиту от микроорганизмов.
Наш организм имеет несколько форм защиты от чужеродных тел и соединений.
Неспецифический иммунитет – самая древняя форма иммунитета, осуществляется лейкоцитами путём фагоцитоза. Специфический иммунитет – это способность организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти антигены.
Давайте вспомним, кто такие лимфоциты. Эти клетки составляют 20 – 40 % белых кровяных телец. Лимфоциты, в отличие от всех других лейкоцитов, способны не только проникать в ткани, но и возвращаться обратно в кровь. Лимфоциты представляют центральное звено иммунной системы организма.
В организме имеются два типа лимфоцитов – Т-клетки и В-клетки.
Т-лимфоциты возникают в костном мозге, проходят этап созревания в тимусе и затем расселяются в лимфатических узлах, селезёнке или в крови, где на их долю приходится 40 – 70 % всех лимфоцитов. Т-лимфоциты способны распознавать антигены.
В-лимфоциты образуются в костном мозге, дозревают в лимфоидной ткани червеобразного отростка, миндалинах. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцита, начинают стремительно размножаться и синтезируют антитела.
Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета
Клеточный иммунитет : Т-лимфоциты распознают микроорганизмы, вирусы, трансплантированные органы и ткани, злокачественные клетки. В реакции участвует вся иммунная клетка, свободные антитела при этом не выделяются.
Гуморальный иммунитет : В-лимфоциты выделяют антитела в плазму крови, тканевую жидкость и лимфу. Одни антитела склеивают микроорганизмы, другие осаждают склеенные частицы, а третьи разрушают, растворяют их.
Типы иммунитета:
Естественный | Искусственный | |
Пассивный | Материнские антитела проникают через плаценту в кровь плода и обеспечивают защиту младенца. В первые дни жизни младенец через молоко получает антитела, которые всасываются в кишечнике без расщепления. | Введение антител обеспечивает немедленную защиту от инфекции.однако такая защита действует недолго, поскольку количество антител постепенно снижается. |
Активный | Организм сам производит антитела в результате инфекции. Корь, ветрянная оспа, коклюш, свинка обычно оставляют стойкий иммунитет. | Введение вакцин вызывают появление антител в плазме привитого человека. В настоящее время разработаны приёмы создания антител при помощи современных методов биотехнологии. |
Воспалительный процесс.
При ранении участка тела возникает местная реакция, проявляющаяся в отёке и болезненности. Такое состояние называют воспалением. Воспаление сопровождается следующими признаками:
1. Происходит местное расширение капилляров, в результате чего усиливается приток крови к данному участку. Происходит покраснение и повышение температуры.
2. Вследствие усиления проницаемости капилляров, плазма и лейкоциты выходят в окружающие ткани. Возникает отёк.
3. Лейкоциты направляются к бактериям, происходит фагоцитоз. Если фагоцит поглощает больше микробов, чем он может переварить, то он гибнет. Смесь погибших и живых фагоцитов и бактерий называется гноем.
4. Возникающие признаки приводят к раздражению рецепторов, вызывающее ощущение боли.
Урок по теме «Иммунитет»
Цели урока: сформировать представления об иммунитете как защитном механизме организма человека, разъяснить, каким образом иммунная система обеспечивает защиту организма от чужеродных веществ, клеток и тканей, ознакомить учащихся с достижениями иммунологии.
Оборудование: таблица «Форменные элементы крови», карточки с тестовыми заданиями (по числу учащихся в классе).
На предыдущих уроках мы с вами установили, что между организмом человека и окружающей средой существует постоянная и непрерывная связь.
Вопросы
1. В чем заключается связь между
организмом человека и окружающей средой? (Поступление
в организм необходимых веществ и удаление из
него продуктов обмена.
)
2. Какие системы участвуют в таком обмене?
(Пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, выделительная.
)
3. Что мы относим к внутренней среде организма и
какое она имеет значение? (Один из учащихся
выходит к доске, чертит схему внутренней среды
организма и готовит пояснение к ней.
)
Пока ученик у доски готовит ответ, учитель раздает классу карточки с заданиями. Через 5 мин карточки собираются и заслушивается ответ ученика, работающего у доски.
Отметьте правильные ответы
1. В состав плазмы входит:
– сыворотка;
– эритроциты;
– тромбоциты.
2. Эритроциты вырабатываются в:
– печени;
– красном костном мозге;
– селезенке.
3. Лейкоциты образуются в:
– печени;
– красном костном мозге;
– селезенке;
– лимфатических узлах.
4. Ядро имеют:
– эритроциты;
– лейкоциты;
– тромбоциты.
5. Крови придают красный цвет:
– лейкоциты;
– тромбоциты;
– эритроциты.
6. Защищают организм от чужеродных частиц:
– лейкоциты;
– тромбоциты;
– эритроциты.
7. Тромбоциты:
– переносят кислород;
– осуществляют фагоцитоз;
– образуют тромб.
Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов.
Среди микробов есть полезные и вредные для человека. Попадание болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое заражение называют инфекцией , а возникшее заболевание – инфекционным . То, что заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер, основоположник микробиологии.
Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма человека.
Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий.
Заболевания бывают общие и местные (схема на доске):
Местные заболевания, даже самые незначительные, такие, например, как прыщ, могут перерасти в общие.
Вопросы
1. Какие из перечисленных заболеваний относятся к общим, а какие – к местным: порез пальца (местное ), больной зуб (местное ), ангина (общее ), грипп (общее )?
2. Почему как только заболит горло, необходимо сразу начинать полоскать его дезинфицирующим раствором? (Чтобы местное заболевание не перешло в общее. )
3. При порезе пальца кровь свертывается и образуется тромб. Является ли это защитной реакцией организма? (Да, т.к. она направлена на устранение повреждения. )
Но заражение и заболевание – это не одно и то же. В организм человека могут попасть болезнетворные микробы, но он при этом не заболеет. В таком случае человек становится носителем этих болезнетворных микробов и может быть источником инфекции.
То, что микробы, попадая в организм, не всегда вызывают заболевания, обусловлено иммунитетом. Иммунитет – это способность организма обнаруживать чужеродные соединения и тела во внутренней среде организма и уничтожать их (от лат. immunitas – освобождение, избавление от чего-либо), т.е. это – защитная реакция организма. Иммунитет, так же как фагоцитоз, является функцией лейкоцитов. (Определение иммунитета записывается на доске.)
Иммунитет может возникать разными путями и иметь разные свойства, поэтому различают несколько видов иммунитета. (Схема на доске.)
Итак, в организме имеются защитные реакции, поэтому восприимчивость к болезням зависит от состояния организма. В процессе эволюции выработались различные механизмы защиты человеческого организма от чужеродных тел, образовалась целая система, обеспечивающая эту защиту, - иммунная система . В нее входят: красный костный мозг; тимус, или вилочковая (зобная) железа, первичный орган иммунной системы; лимфатические узлы; селезенка.
Часть лейкоцитов, образующихся в костном мозге, попадает в вилочковую железу, лимфатические узлы, селезенку, где превращается в лимфоциты. Лимфоциты обладают способностью различать чужеродные молекулы и клетки и уничтожать их. Химические соединения, которые лимфоциты воспринимают как чужеродные, называют антигенами .
Вопросы
1. Что такое антиген? (Чужеродное
химическое соединение, вызывающее иммунную
реакцию в организме.
)
2. Где образуются клетки крови?
(В красном
костном мозге.
)
3. Где образуются лимфоциты?
(В красном
костном мозге и вилочковой железе.
)
4. Какие органы и системы организма человека
входят в состав иммунной системы? (Красный
костный мозг, вилочковая железа, лимфатические
узлы, селезенка.
)
5. Каковы функции лимфатических узлов? (Они
задерживают микробы, в них дозревают лимфоциты
).
По роли в распознавании и уничтожении чужеродных тел лимфоциты делят на несколько групп. Важное значение имеют Т- и В-лимфоциты. Т-лимфоциты образуются из костномозговых клеток, попавших в тимус, где они размножаются, созревают и проходят селекцию (при этом до 90% погибает), а потом попадают в лимфатические узлы и селезенку. В-лимфоциты размножаются и созревают в костном мозге, из которого также попадают в лимфатические узлы и селезенку.
Группа Т-лимфоцитов в свою очередь состоит из нескольких групп. Это Т-эффекторы (связывют и уничтожают носителей антигенов), Т-хелперы (помогают Т-эффекторам и В-лимфоцитам), Т-киллеры (убивают опухолевые и пораженные вирусами клетки), Т-супрессоры (тормозят иммунную реакцию), Т-амплифайеры (усиливают иммунную реакцию).
Когда хелперы обнаруживают антигены, они дают сигнал в кровь, эффекторы и киллеры начинают активно делиться, подходят к клетке и убивают ее. Этот вид защитной реакции называют клеточным иммунитетом (ученики записывают в тетради под диктовку: «Иммунитет, осуществляемый лимфоцитами, которые непосредственно уничтожают чужеродные тела – антигены, называются клеточным иммунитетом»).
Если антиген не может быть уничтожен непосредственно клетками иммунной системы, в борьбу вступают В-лимфоциты. При получении сигнала от Т-хелперов, обнаруживших антигены, В-лимфоциты размножаются и превращаются в плазматические клетки, которые выделяют особые вещества – антитела, имеющие сродство к данному антигену. Антитела при контакте с антигеном уничтожают его (запись в тетрадях: «Антитела способны уничтожать только те антигены, к которым имеют сродство»). Вот почему антитела, выработанные против вируса оспы, не могут защитить нас от других микробов и вирусов.
Антитела по свойствам делятся на несколько групп, из которых наиболее важная называется иммуноглобулинами . Вместе с током крови антитела циркулируют в организме и при встрече с антигеном уничтожают его. Такая защитная реакция организма на чужеродные вещества и клетки называется гуморальным иммунитетом (запись в тетрадях: «Иммунитет, обусловленный циркулирующими в крови антителами, называется гуморальным»).
И клеточной, и гуморальный иммунитеты – защитные реакции организма на появление чужеродных веществ или клеток во внутренней среде, которые начинаются с обнаружения антигена.
Клеточный иммунитет был открыт и исследован русским ученым И.И. Мечниковым (1883), гуморальный иммунитет – немецким ученым П.Эрлихом (1897). Оба ученых за работы по иммунитету были награждены Нобелевской премией в 1908 г.
Вопросы
1. Где и из чего образуются Т-лимфоциты?
(В тимусе, из клеток костного мозга.
)
2. Где образуются В-лимфоциты? (В красном костном
мозге.
)
3. При каком виде иммунитета антиген уничтожается
непосредственно клетками иммунной системы? (Клеточный
иммунитет.
)
4. Как называется защитная реакция организма, при
которой антиген уничтожается химическими
веществами, циркулирующими в крови?
(Гуморальный
иммунитет.
)
5. Что такое антитело? (Особое соединение,
выделяемое в кровь клетками иммунной системы для
уничтожения определенного антигена.
)
Как правило, человек, переболевший инфекционным заболеванием, повторно этим заболеванием не заражается или переносит его в легкой форме. Это объясняется способностью В-лимфоцитов узнавать те антигены, с которыми они встречались раньше, и быстро реагировать на их появление выделением большого количества нужных антител. Cпособность В-лимфоцитов называется иммунной памятью (запись в тетрадях: «Способность лимфоцитов узнавать антигены, с которыми они раньше встречались, и быстро реагировать на их появление называется иммунной памятью»).
Открытие иммунной памяти позволило ученым создать предохранительные прививки. Суть их в том, что человека заражают ослабленными возбудителями и вызывают легкую форму заболевания. При этом формируется искусственный активный иммунитет и человек становится невосприимчивым к заболеванию.
Около 200 лет назад английский врач Дженнер заметил, что доярки, работавшие с коровами, больными коровьей оспой, не заболевали натуральной оспой. Проведя эксперименты, он обнаружил, что человека можно защитить от заболевания натуральной оспой введением жидкости из коровьих оспинок. Так опытным путем была доказана возможность предупреждения болезни с помощью прививок.
Спустя 80 лет французский ученый Луи Пастер разработал теорию предупреждения болезней с помощью вакцинации (от лат. vacca – корова). Он предложил вводить здоровому человеку ослабленные (или убитые) микробы, которые не могут вызвать серьезного заболевания, но делают его невосприимчивым к инфекции.
Если человек заболел инфекционной болезнью, ему поможет сыворотка, содержащая готовые антитела против микробов, вызвавших данную болезнь. Ее изготавливают из крови людей или животных, вакцинированных против этой болезни. Так, например, антидифтерийную сыворотку получают из крови лошадей. Сыворотка помогает и при попадании в организм человека ядов, например, при укусе змеи.
Лечебные сыворотки можно применять как для лечения, так и для профилактики заболеваний, но срок их действия небольшой, поэтому их введение необходимо повторять.
Домашнее задание: составить схему возникновения приобретенного активного иммунитета.
Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. Слово «иммунитет» происходит от латинского immunities, что значит «избавление от чего – либо». Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию. В процессе длительного исторического развития в организме животных и человека выработалась система органов иммунитета. К ним относится костный мозг, где формируются клетки крови, вилочная железа (тимус) и лимфатические узлы. В последних созревают лимфоциты, образовавшиеся в костном мозге. Различаются клеточный иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляют клетки, и гуморальный иммунитет, при котором посторонние тела удаляются с помощью антител – химических веществ, доставляемых кровью. К некоторым чужеродным телам иммунитет может быть враждебным, к другим он появляется после того, как антиген будет выявлен и опознан, а затем обезврежен
Если человек здоров, ему вводят вакцину. Она содержит ослабленные микробы и яды. Попадая в организм, эти чужеродные вещества и тела вызывают иммунную реакцию. У человека вырабатывается иммунитет против болезни, которую ему привили. Иммунитет, который был выработан в организме человека в результате болезни или введения ему вакцины, называется активным.
Исследование иммунитета началось с открытия лейкоцитов, пожирающих микробов и другие опасные частицы, например пылинки, скапливающиеся в легких. Это явление было открыто нашим соотечественником И.И.Мечниковым. Он назвал его фагоцитозом, а данную разновидность лейкоцитов – фагоцитами (пожирателями).
Для выработки искусственного иммунитета делают прививку. В организм вводят антигены или микроорганизмы, продуцирующие антигены. Это могут быть убитые или живые, но ослабленные возбудители заболевания. При повторной встрече с этим возбудителем в крови уже будут присутствовать специфические антитела. Еще более важно, что в иммунизированном организме благодаря иммунологической памяти памяти клеточные и гуморальные иммунные реакции будут развиваться значительно быстрее, чем при первом контакте. После прививки человек чаще всего уже не болеет данной болезнью или болеет легко. В этом случае иммунитет на ослабленного возбудителя болезни активно вырабатывается организмом, поэтому этот вид иммунитета называют искусственным активным.
- Молитвы от блуда Кому помолиться от блуда в семье
- Сила позитивного мышления — Пил Норман Винсент Пил норман сила позитивного мышления читать pdf
- Литературный вечер "жизнь и творчество марины ивановны цветаевой" Лит вечер посвященный цветаевой в библиотеке
- Страховые компании с отозванными лицензиями Ли лицензия у страховой