Биологическая природа человека влияет на процессы деторождения. Биологическое и социальное развитие человека - курсовая работа
Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.
Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.
За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система.
Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% - нейронов, а остальные 13 миллиардов - 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".
В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.
Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
- а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
- б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
- в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
- г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
- д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;
- е) длительная зависимость детей от родителей, а, следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
- ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения -- все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
- з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.
На планете среди других существ людям принадлежит уникальное место, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза особого качества - социальной сущности. Это означает, что уже не биологические механизмы, а в первую очередь общественное устройство, интеллект, производство, труд обеспечивают выживание, всесветное и даже космическое расселение, благополучие человечества. Социальность, однако, не противопоставляет людей остальной живой природе. Приобретение этого качества указывает лишь на то, что отныне историческое развитие представителей вида Homo sapiens, т.е. человечества, подчиняется законам общественного, а не биологического развития.
Человек остается включенным в систему органического мира. Этот мир складывался и развивался на протяжении большей части истории планеты независимо от человеческого фактора, более того, на определенном этапе своего развития он этот фактор породил. Человечество составляет своеобразный, но неотъемлемый компонент биосферы. Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют его биологическое наследство. Биологическому наследству, формировавшемуся в процессе эволюции жизни, отводится видная роль в патологии человека. Крупный отечественный патолог И. В. Давыдовский писал, что естественность и законность болезней вытекают из основных свойств жизни, а именно из универсального и важнейшего свойства организмов - приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. По его мнению, полнота такого приспособления и есть полнота здоровья.
Развитие жизни в одной из ее ветвей привело к появлению современного человека, объединяющего в себе биологическое и социальное. Характер взаимоотношения социального и биологического в человеке нельзя представить как простое сочетание в некоторой пропорции или прямое подчинение одного другому. Особенностью человеческого биологического является то, что оно проявляется в условиях определяющего действия законов общественного развития. Биологические процессы с необходимостью совершаются в организме человека, и им принадлежит фундаментальная роль в определении важнейших сторон жизнеобеспечения и развития. Вместе с тем эти процессы в популяциях людей не дают результата, закономерного и обязательного для популяций остальных представителей мира живых существ.
В качестве примера обратимся к процессу эволюции, которым в конечном итоге обусловливаются биологические механизмы главных уровней организации жизни - молекулярно-генетического, клеточного, онтогенетического, популяционно-видового, биогеоценотического. Генофонды популяций людей и в настоящее время изменяются в результате мутаций, комбинативной изменчивости, неслучайного подбора брачных пар, дрейфа генов, изоляции и некоторых форм естественного отбора. Однако благодаря действию в социальной сфере естественный отбор утратил здесь свою важнейшую биологическую функцию - видообразование. В таком случае среди людей исключается возможность завершенного эволюционного цикла путем достижения закономерного биологического результата - появления новых видов рода Человек. Сохраняющееся же действие элементарных эволюционных факторов, перечисленных выше, оборачивается в отношении человеческих популяций необычными с эволюционно-биологической точки зрения последствиями (например, не имеющим по масштабам равных в других видах организмов генетическим и, следовательно, фенотипическим разнообразием).
Знакомство с уже обширными, но еще мало систематизированными материалами, касающимися естественнонаучной стороны проблемы человека, указывает на неуклонный рост интереса к биологическим основам жизнедеятельности людей. Отчасти это обусловливается успехами биологической науки, открывающими перспективы активно влиять на ход многих физиологических процессов в организме. В немалой степени это связано с тем, что в условиях современной энергетической и технической оснащенности воздействие человечества на биосферу оказывается по своим результатам таким, что уже невозможно, даже с медицинской точки зрения, дальнейшее игнорирование людьми своей собственной биологии, своего биологического наследства.
Проблема человека – центральная проблема обществознания.
Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – религиозная, которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».
Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита.
На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.
В высказываниях мыслителей о человеке, его сущности выделяются две основные точки зрения – пессимистическая (без веры в лучшее в человеке) и оптимистическая (с верой в человека, его возможности). «Пессимисты», прежде всего, отмечают животную сторону человека. «Оптимисты», напротив, считают, что человек – существо духовное, стремящееся к божественным вершинам сознания и поведения. В человеке переплетается и добро и зло.
Человек по своей природе – биосоциальное существо , так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, генофонде, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.
Под социальным в человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.
В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человек сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.
Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.
Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.
Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.
Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.
Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.
Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)
В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность- это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.
Внутренняя структура личности:
1. Темперамент . Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).
2. Характер . В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.
Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.
Любая черта характера - есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.
Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.
Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.
Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:
сила – слабость;
твердость – мягкость;
цельность – противоречивость;
широта – узость.
Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.
Характер человека проявляется в системе отношений:
В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);
В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);
В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.);
В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость -расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).
Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.
Классификация характеров.
К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.
Экстраверт. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.
Интроверт. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу,
Ярко выраженные интроверты и экстраверты встречаются редко. Чаще люди являются диавертами, т.е. включают в себя черты и первых, и вторых.
3. Социальные установки, т.е. отношение к миру и к себе в этом мире.
Внешняя структура личности включает в себя:
- социальный статус – место человека в общественных отношениях.
- социальная роль – образ поведения, соответствующий социальному статусу.
- направленность личности (потребности и интересы)
Личностью человек становиться в процессе социализации, т.е. усвоении, восприятии норм поведения, ценностей и установок. Процесс социализации начинается с рождением человека и продолжается до смерти, проходя через начальный этап, где главным агентом социализации выступает семья и ближайшее окружение; средний этап проходит, в основном, в школе; и завершающий этап – это социализация взрослого человека (агенты – трудовой коллектив, политическая партия, общество и т.д.).
В современном обществе сложились институты социализации: образование, СМИ, государственная политика и т.д.
Люди, оставшиеся за пределами социализации, лишенные с рождения человеческого окружения называются феральными. Они не способны войти в круг нормального человеческого общения, не обладают речью, лишены эмоций. Всего в мире официально было зарегистрировано чуть больше сотни феральных людей, воспитанных животными (чаще всего волками) или искусственно изолированных от людей. Все они не смогли адаптироваться среди людей.
Человека от животного прежде всего отличает мышление и речь.
Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей. Мышление – сложнейший вид психической деятельности человека. Одна из основных составляющих этой деятельности – процесс отражения внешнего мира. Мышление всегда активный процесс. Мышление всегда протекает на уровне осознанного.
Речь – форма общения, опосредованная языком (системой знаков, которая существует и реализуется через речь). Речь не только средство общения между людьми, она – орудие мышления.
Речь, язык – универсальное средство формирования и выражения мысли.
Биологическая основа мышления – головной мозг человека. Основная мыслительная база – чувственный опыт, который анализируется в процессе мышления. Мышление социально, так как для постановки и решения проблемы использует понятия, сформулированные в человеческой практике.
Типы мышления:
Наглядно-образное мышление связано с непосредственным восприятием окружающей действительности. Здесь задействуется кратковременная память (Карты, схемы)
Наглядно-действенное мышление предполагает усвоение определенных действий с реальными предметами (профессии, связанные с физическим трудом)
Понятийное (теоретическое) мышление предполагает решение задачи в уме, с помощью понятий, категорий. Как средство выражения используются символы: термиты, обозначения и т.д.
Образно-теоретическое мышление использует вместо понятий образы, которые воссоздаются при помощи воображения.
Этапы мышления:
1. Формирование задачи, т.е. определение предмета мышления. Задачу диктует определенная потребность.
2. Решение поставленной задачи (мыслительный процесс). Методы: анализ (выявление составляющих компонентов), синтез (объединение компонентов и выявлением существенных связей), сравнение (сопоставление обнаруженных сходств и различий), классификация (группировка по признакам), обобщение (объединение по общим существенным признакам), конкретизация (выделение частного из общего), абстрагирование (выделение одного аспекта и игнорирование других).
Достижение нового знания.
Мышление носит личностный характер. Особенностью мышления выступает эмоционально-волевой характер (мотивы, цели, досада, радость и т.д.)
В философии существует понятие БЫТИЕ , которое обозначает существование чего-либо. Формами бытия выступают:
1. Бытие процессов природы и вещей, произведенных человеком (вторая природа).
2. Бытие человека. Первичная предпосылка – жизнь. Не зря, право человека на жизнь – основа законодательства всех стран и народов.
Но, человек, в отличие от животного, не подчиняется слепо законам тела. Он способен контролировать и регулировать свои потребности. Бытие человека рассматривается как индивидуальное (жизнь от рождения до смерти), так и личностное (включенность в культуру социума).
3. Духовное бытие, то есть внутренний мир человека: сознание, результат его духовной деятельности.
4. Социальное бытие (отношение человека к природе, к самому себе).
Бытие человека тесно связано с его потребностями.
Потребность – состояния индивида, которое возникают, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития. Выделяются следующие виды потребностей:
Биологические или физиологические (пища, самосохранение, продолжение рода, температурная среда и др.);
Экзистенциальные (безопасность, комфорт, уверенность в завтрашнем дне);
Социальные (труд, познание, общение, престиж, самореализация и др.);
Духовные (творчество, самоуважение).
Социальные и духовные потребности являются вторичными и формируются социумом.
Пирамида потребностей - общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге "Мотивация и Личность".
Выделяют потребности подлинные (разумные) и мнимые (ложные). Удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной и полезной деятельности, мнимых – ведет к деградации личности.
В результате осознания потребности формируется интерес, т.е. целенаправленное отношение человека к потребности.
Интересы можно классифицировать по носителю (индивидуальные, групповые, всеобщие) и по направленности (экономические, социальные, духовные и т.д.)
Интерес – важнейший побудитель к деятельности.
Нельзя путать интерес и склонность. Склонность - расположение к чему-либо, отличающееся постоянностью. Интерес направлен на предмет, а склонность – на действие.
Например: интерес к музыке не всегда приведет человека в музыкальную школу, он вполне может оставаться слушателем, а вот склонность сделает вероятным успешные занятия музыкой.
Для реализации интереса и склонности необходимо учитывать способности человека.
Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Способности бывают общие (интеллектуальные) и специальные.
Уровни способностей:
Задатки – врожденные физиологические особенности (например, сильнее среднего развит зрительный анализатор мозга)
Одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей (художественная одаренность)
Талант – это совокупность способностей, развивающаяся в результате деятельности, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности.
Гениальность – высшая степень развития способностей, возможность создание качественно нового творения.
Деятельность – это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
Деятельность является главной составляющей жизни человека, который именно в процессе деятельности формируется и самореализуется.
Особенности:
1. Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды обитания человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, меняя образ жизни.
2. Целеполагание. Сознательная постановка цели, связанная со способностью анализировать ситуацию.
3. Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека.
Будучи одним из аспектов бытия, деятельность воспроизводит социальные связи.
Структура деятельности:
- Субъект (человек, коллектив, общество)
- Объект (предмет, процесс, внутреннее состояние)
- Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности (потребности, интересы, убеждения и т.д.)
- Цель – осознанный образ результата, на достижение которого направлено действие.
- Средства и методы.
- Процесс (действия)
- Результат
Деятельность состоит из действий – процесса, направленного на реализацию цели.
Виды действий (по М. Веберу):
1. Целенаправленные (рационально-поставленная и продуманная цель)
2. Ценностнорациональные (действия по убеждению)
3. Аффективные (эмоциональные)
4. Традиционные (автоматическая реакция на привычный раздражитель).
Становление личности человека происходит в процессе деятельности. Источником развития выступают противоречия между потребностью утвердить себя в обществе и активностью в решении групповых задач. Вследствие разрешения этих противоречий человек проходит через три основных этапа становления личности:
- Адаптация (освоение действующих в обществе норм, овладение основными формами деятельности).
- Индивидуализация (поиск способов и средств обозначения свой индивидуальности).
- Интеграция (одобрение обществом индивидуальных особенностей личности)
Классификация деятельности:
Важнейшие виды деятельности:
Игра – форма деятельности в условных обстоятельствах. Функции игры значительны: воссоздание и усвоение общественного опыта, познание и усвоение предметной деятельности, развитие интеллекта, эмоций, нравственности. Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, меняются лишь место, роль игры и сам ее характер.
Особенность игровой деятельности в том, что она не нацелена на материальный результат.
Учение - приобретение знаний, навыков, умений. Выступает в организованной, неорганизованной форме и в самообразовании.
Труд – социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата. В процессе труда люди общаются между собой, обмениваются способами деятельности, что способствует их социализации.
Трудовая деятельность характеризуется:
Использованием и изготовлением орудий труда;
Целеполаганием;
Совместным характером деятельности;
Направленностью на преобразование человеческого мира.
Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
Успех деятельности человека в той или иной области жизни определяется тем, насколько развиты у него способности – организаторские, педагогические, технические, художественные и др.
Общение – это вид деятельности, в результате которого человек взаимодействует с другими людьми, обменивается с ними навыками, умениями, опытом, информацией и удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми.
Уровни общения:
1. Взаимовосприятие (Коммуникация) (Процесс передачи, уточнения, формирования информации, при котором каждый участник выступает в качестве субъекта общения.) Эффективный обмен информацией возможен, если коммуникатор (тот, кто направляет информацию) и реципиент (принимающий) обладают одной системой кодирования информации.
Взаимодействие (интеракция) –систематические устойчивые действия, направленные на получение ответной реакции со стороны партнера. Компоненты взаимодействия: этика, психологическое состояние. Выражается взаимодействие в сотрудничестве (кооперация) и соперничестве (конкуренция).
3. Понимание (процесс социальной перцепции). Социальной перцепция – способы восприятия, интерпретации и понимания друг друга.
Структура:
А) стереотип – устойчивые упрощенные образы;
Б) эмпатия –
способ понимания эмоционального состояния.Формы эмпатии: повторение
Философия Лавриненко Владимир Николаевич
3. Биологическое и социальное в человеке
С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т. д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.
Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т. д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т. п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки – это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т. п.).
При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора – пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.
Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.
По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести «теория генно-культурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания. Так, Э. О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологических основ всех форм социального поведения… у всех животных, включая человека». Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных» целей, возникших вне его биологической природы.
Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми». Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.
Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т. д. Правда, следует отметить, что это «очеловечивание» природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня – это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека.
Из книги Традиция и революция автора Джидду КришнамуртиБеседа двадцать девятая: БИОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫЖИВАНИЕ И РАЗУМ Слушательница П.: Во время вчерашней беседы Кришнаджи сказал нечто; не знаю, подлежит ли это обсуждению. Его заявление оказалось в высшей степени поразительным. Он задал вопрос: способны ли клетки мозга
Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич§ 2. Социальное время и социальное пространство Социальный процесс разворачивается во времени длящихся, сочетающихся и сменяющих друг друга человеческих деятельностей; вместе с тем он «стягивается» в пространстве, где эти деятельности предстают относительно
Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр АлексеевичСОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - единица социальной реальности, выступающая ее конституирующим элементом. Понятие С.Д. введено М.Вебером: действием оно является постольку, поскольку действующий индивид (индивиды) связывает с ним субъективный смысл, а С. -
Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович5.1.1. Биологическое объяснение Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая
Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович2. Биологическое и социальное в человеке Случайность или закономерный итог развития вселенной? «Много есть чудес на свете, человек - их всех чудесней», - поет хор в трагедии Софокла «Антигона», поставленной на афинской сцене почти две с половиной тысячи лет тому назад.
Из книги Избранные произведения автора Вебер МаксIII. Социальное отношение Социальным «отношением» мы будем называть поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Следовательно, социальное отношение полностью и исключительно состоит в возможности того, что
Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих ЗелигманнА. Биологическое несовершенство человека Первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную характеристику, а именно относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессах адаптации к окружающему миру. Способ
Из книги Основы органического мировоззрения автора Левицкий С. А.6.5. Социальное бытие Социальное бытие есть особая категория, особая область бытия. Подобно душевной жизни, бытие социальное невыводимо из бытия биоорганического, хотя и покоится на нем. Так называемые «фито-социология» и «экология» имеют, правда, дело с «сотрудничеством»
Из книги 3. Диалектика природы и естествознания автора Из книги Диалектика природы и естествознания автора Константинов Федор Васильевич Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович Из книги Осмысление процессов автора Тевосян МихаилГлава VII. ТЕОРИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ И СОВРЕМЕННОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ
Из книги автора1. Диалектика и биологическое познание Положение о всеобщности законов и категорий диалектики и специфических формах их проявления в различных областях объективного мира выступает одним из важнейших принципов марксистско-ленинской философии. По словам Ф. Энгельса,
Из книги автора3. Социальное и биологическое в индивидуальном развитии человека Последовательная конкретизация единства биологического и социального требует изучения их диалектики применительно к процессу индивидуального развития человека как целому в единстве его возрастных фаз.
Из книги автора3. Биологическое и социальное в человеке и их единство Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу. Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и
Из книги автораГлава 17 Искаженное социальное пространство. Социальное моделирование Человеческое самосознание сделало человека чужаком в этом мире, породило чувство одиночества и страха. Эрих Фромм Нашему замечательному мыслителю Аркадию Давидовичу принадлежат следующие слова: –
Человек является живым, природным существом. Как живое существо он обладает телом, организмом. И это роднит его с другими живыми существами. Но в отличие от них он имеет не только организм, но и определенную систему свойств, которые характеризуют его как личность. Раньше эту совокупность свойств называли душой. Человек – единственное на Земле биосоциальное существо. Если другие некоторые существа поднимаются в своем развитии лишь до образования сообществ, то существование человека возможно только в обществе.
Тесное переплетение биологического и социального в человеке накладывает особую печать на его биологического и социального в человеке накладывает особую печать на его биологическое бытие и придает специфические черты его социальному бытию.
Как живое, активное существо человек постоянно взаимодействует с природой. Это означает, с одной стороны, что природа самыми различными своими факторами воздействует на него. В ряду этих факторов можно отметить стабильные (сила тяготения, солнечное излучение, состав и свойства атмосферы, гидросферы, литосферы и другие) и изменяющиеся (солнечная радиация, перепады температур, ветер, осадки, растения, микроорганизмы и т. д.). С другой стороны, человек воздействует на природу, на все ее сферы. Это ведет к изменению природной сферы, с которой человек опять вступает во взаимодействие. Многообразные взаимодействия человека с природой и образуют его биологическое бытие.
Биологическое бытие человека осуществляется на трех уровнях: организменном – как индивид, популяционном – как конкретно-исторические общества людей (построенные, как правило, на основе генетического родства) и биосферном – как человеческий род.
На организменном (индивидном) уровне действуют инстинкты жизни, которые свойственны человеку, как и всем живым существам. Это питание и выделение, половое влечение, деторождение, борьба за жизнь в экстремальных условиях, экспансия за пределы наличного жизненного пространства и т.д. В то же время следует отметить, что биологическое бытие уже на индивидном уровне (и в большей степени на других) не только сближает человека с животным миром, но и выделяет из него. Биологическое бытие индивида (способы принятия пищи и осуществления выделений, половой акт и все, что с ним связано, течение болезни, взросление и старость и т.д.) отмечено печатью человеческой сущности, является именно человеческим бытием, которое характерно только для человека и ни для каких живых существ. Биологическое бытие образует существенную сторону человеческой жизни. Поэтому неверным представляется вывод Н.М. Бережного о том, что “биологическое бытие человека – это субстрат, носитель и предпосылка сущности человека, но не сама эта сущность, ибо в этой форме бытие человека идентично со всеми другими формами существования животного мира”.
Биологическое бытие индивида (а в большей степени популяций и человеческого рода) не идентично, а лишь сходно с бытием животных. Это означает, что они существенно различны при внешнем сходстве. Жизненная важность для человека его биологического бытия требует определения его не в качестве некоей предпосылки сущности, а в качестве самой сущности, К такому выводу ведет и характер бытия как противоречивого единства сущности и существования. В соответствии с ним, не может быть биологического существования человека без выражения его биологической сущности.
Индивид – это не только мужчина или женщина, ребенок или взрослый, белый или чернокожий, высокий или низкий, но и организм как определенным образом функционирующая система. Современная биология рассматривает живой организм как функциональную систему, которая действует в единстве внутренней активности организма, целенаправленности его поведения и вместе с тем обусловленности его внешней средой. Функциональная система динамически объединяет все элементы организма при взаимодействии его с внешней средой для обеспечения организму полезного результата. Взаимодействие элементов функциональной системы происходит энергетически и информационно. Обязательный момент функциональной системы – это возникновение цели действия, формирование решения и программы действия.
Центральное значение результата как стабилизатора системы определяет его соотнесенность со всеми звеньями функциональной системы:
С потребностями организма в данный момент и в данных условиях;
С отражением внешней среды чувственными органами как ожидаемого будущего;
С программой исполнительных действий, вырабатываемых головным мозгом;
С реальным осуществлением запрограммированного результата и т.д.
Способом системного реагирования организма выступает доминанта, впервые установленная А.А. Ухтомским в явлениях нервной деятельности. Доминанта – это один из основных принципов системной организации индивида, который состоит в том, что элементы системы организуются в каждый данный момент времени таким образом, чтобы обеспечить жизненную активность в определенном (доминирующем) направлении. При этом доминанта может затрагивать то относительно узкие сферы жизнедеятельности, то охватывать всю жизнь индивида; быть кратковременной или долго господствовать в жизни индивида, становясь потребностью, установкой и т.п. Доминанта обеспечивает реагирование организма в связи с определенными условиями, объектами, ситуациями при временном отвлечении от других факторов, условий, объектов.
Развитие индивида как живого существа обусловлено следующими программами:
Генетической программой, которая передает биологически наследуемые как общечеловеческие, так и индивидуальные признаки.
Модификациями генетической программы, обусловленными спецификой индивидуального развития. Внешний мир, среда обитания человека представляет не просто условия для реализации внутренних возможностей развития, заложенных в генах, а нечто большее. Среда жизни может сверх этого так влиять на организм, что могут происходить изменения в генетической программе и эти изменения передаются по наследству. Примером этого могут служить наследственные заболевания, обусловленные хромосомными или генными мутациями под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Поскольку неблагоприятными внешними факторами выступают, прежде все0го экологические, то их можно назвать экологическими программами влияния на развитие индивида.
Социальной программой как системой социальных условий жизни индивидов. Влияние социальной программы на индивидуальное развитие оказывается различным у разных индивидов потому, что каждый человек вырабатывает свою, индивидуальную программу развития.
Человек является не только частью живой природы, но и продуктом ее длительной эволюции. Согласно современным научным данным, человек произошел от животного предка – человекообразной обезьяны. Становление предков современного человека находится в прямой связи с ритмическими изменениями климата нашей планеты, которые являются результатом взаимодействия всех сфер нашей планеты друг с другом и с космосом. Космические воздействия складываются из взаимодействия планет солнечной системы, изменения орбит Земли и Солнца под воздействием других планет и галактик. Однако решающую роль сыграло внебиологическое приспособление человекообразных обезьян к меняющимся природным условиям – выработка способности к предметно – преобразующей деятельности – к труду.
Организм человека функционирует как своеобразное единство хаотических и упорядоченных процессов, начиная с молекулярного уровня и кончая уровнем организма. Это позволяет ему функционировать в широком диапазоне условий, легко приспосабливаться к непредсказуемому поведению внешней среды. Отчасти поэтому человек живет в столь различных природных условиях нашей планеты.
Специфически взаимодействует человек с природой на популяционном уровне. Признаком популяционных объединений людей (в конкретно – исторические общества) является генетическое родство членов общества, ибо всякое общество уходит своими корнями в родоплеменную организацию жизни людей. Зависимость популяций от природных основ многообразна. Считается доказанной, например, зависимость физиологических особенностей людей различных популяций от природной среды обитания. Исследования Т.И. Алексеевой показали, что между человеческими популяциями существуют различия по энергетическому обмену. Он повышается в зависимости от высоты над уровнем моря, с понижением температуры окружающей среды и повышением влажности, а также коррелирует по белковому обмену и уровню гемоглобина.
Очевидны и морфологические различия, часть из которых, как и физиологические, закреплены наследственно и разнятся у популяций в зависимости от среды обитания. Так, отмечается влияние гравитационных и электромагнитных полей Земли на процесс расообразования. Существует зависимость ширины носа человека от температуры и влажности среды. Рост человека и относительная поверхность его тела коррелируют со среднегодовым количеством осадков и среднегодовой температурой воздуха. Крупная цилиндрической формы грудная клетка арктических аборигенов является одним из природных приспособлений для облегчения процесса газообмена в условиях холода. Все это свидетельствует об экологической дифференциации популяций.
Наконец, человек взаимодействует с природой на биосферном уровне. Здесь он выступает как совокупный человеческий род. И важнейшим его отличительным признаком стал разум, который позволил человечеству неизмеримо расширить, по сравнению с животным миром, приспособительные возможности для жизнедеятельности в различных климатических, географических и социальных условиях. Как разумное существо человек есть вершина в развитии живой природы на Земле. Появление разума было не только закономерным этапом в развитии биосферы, но и коренным переломом. Ибо с возникновением человеческого разума природа получила возможность познавать саму себя. Благодаря разуму человек, в отличие от других живых существ обрел внегенетическую (социальную) память и общественную организацию жизни. Благодаря культуре человек не наследует формы жизнедеятельности вместе со структурно-анатомической организацией тела. Формы деятельности передаются ему через формы предметов, созданных человеческим трудом. Поэтому индивидуальное освоение человеческой деятельности превращается в особый процесс, который формирует духовный мир человека – процесс воспитания и образования.
Человечество за счет новых научно – технических, социальных достижений вырабатывает новые механизмы биологической эволюции. В настоящее время установлены разные типы реагирования людей на изменения природной среды за счет человеческих воздействий: типы “спринтер”, ”стайер” и смешанный, т.е. типы людей, сравнительно быстро меняющие свои генетические свойства, и инертные типы, неспособные к такой адаптивной перестройке. Биосоциальная эволюция человечества в нашу эпоху сопряжена с рождением “коллективного общепланетарного мозга” в виде людей, обладающих высокоразвитым интеллектом, понимающим общепланетарные, глобальные проблемы человечества и оснащенным современными техническими, информационно-техническими средствами. Развитие в этом направлении ведет человечество к созданию общепланетарного Разума. Соединенный с коллективной Волей он позволит решить экологические проблемы и обеспечить дальнейший прогресс человеческого рода. Под влиянием мысли и труда объединенного человечества биосфера будет превращена в ноосферу – сферу разумной (т.е. отвечающей потребностям развивающегося человечества) организации взаимодействия человека и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, которое привело к экологическим проблемам, создало угрозу не только здоровью, но даже жизни людей. Между тем для человека как природного существа высшей ценностью является здоровье. В этой связи трудно не согласиться с А. Шопенгауэром, который писал, что “девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента – при болезненном состоянии ослабевают и замирают… Отсюда вывод, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолетных наслаждениях: вернее, всем этим стоит пожертвовать ради здоровья ”.
Парадокс заключается в том, что биологическая сущность человека определяет его конечность, ставит объективные пределы его жизни. В условиях собственной смертности человек ищет смысл жизни. Ведь смерть – это не просто прекращение существования организма, это нечто большее. Умирает не только биологическое существо но и личность, наделенная разумом. Человек как личность осуществляет социальное бытие. И то или иное осуществление социального бытия дает человеку средство для разрешения извечного парадокса жизни при осознании ее конечности и неизбежности смерти.
- Молитвы от блуда Кому помолиться от блуда в семье
- Сила позитивного мышления — Пил Норман Винсент Пил норман сила позитивного мышления читать pdf
- Литературный вечер "жизнь и творчество марины ивановны цветаевой" Лит вечер посвященный цветаевой в библиотеке
- Страховые компании с отозванными лицензиями Ли лицензия у страховой