Основные врожденные заболевания одс. Биологические функции системы
Абс. абсолютный авт. автономный автомоб. автомобильный агр. аграрный акад. академик алгебр. алгебраический альп. альпийский алюм. алюминиевый АН Академия наук анат. анатомический анс. ансамбль арт. артиллерийский, артист арх. архипелаг археол.… … Естествознание. Энциклопедический словарь
- … Википедия
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
- … Википедия
- … Википедия
Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия
Сокращение НЗЛ может означать: Неспецифические заболевания лёгких (см. Список медицинских сокращений) Новая Зеландия Новое в зарубежной лингвистике … Википедия
МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Содержание: I. Медицинская литература научная....... 54 7 II. Список мед. журналов (1792 1938)...... 562 III. Медицинская литература популярная..... 576 (цветники), лечебники (целебники, врачебники), фармакопеи (аптеки).… … Большая медицинская энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Аббревиатура (значения). Аббревиатура (итал. abbreviatura от лат. brevis краткий) или сокращение. В старинных рукописях и книгах сокращённое написание слова или группы слов,… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Севастополь (значения). Город Севастополь укр. Севастополь Флаг Герб … Википедия
Книги
- Кунпан-дудзи. Полезный для всех экстракт амриты. Большой рецептурный справочник Агинского дацана , Сумати Праджня. "Кунпан-дудзи"-самый поздний источник по тибетской медицине, изданный ксилографическим способом в Агинском дацане. Содержит рецептуру, адаптированную к ресурсам лекарственногосырья…
- Угрожающие жизни состояния в практике врача первого контакта , А. Л. Костюченко. В справочнике приведена достаточно полная информация об угрожающих жизни состояниях исходя из специфики деятельности врача первого контакта. На современном уровне освещены направления,…
Примерно каждый двадцатый - остеоартроз, каждый десятый - регулярно проявляющиеся , а время от времени или же единично их испытывает более 70% населения. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом столь часты в основном по причине безответственного отношения к этому аспекту , в то время как меры профилактики почти не требуют особых усилий.
Что это
Опорно-двигательный аппарат человека - это системно взаимосвязанная совокупность , костей (формирующих скелет) и их сочленений, позволяющая человеку управлять (посредством импульсов, передаваемых через нервную систему мозгом) телом, его статикой и динамикой.
Значение опорно-двигательной системы человека сложно переоценить. Человек, чья ОДС не выполняет свои функции, в лучшем случае - инвалид или лежащий пластом паралитик.
Знаете ли вы? Одним из основателей анатомии в ее современном, научном виде был Леонардо да Винчи. Он, наряду с другими учеными и исследователями эпохи Возрождения, проводил вскрытия трупов, чтобы разобраться в строении человеческого тела.
У здорового человека функции ОДА разделяются на механические и биологические.
Основные механические функции
Механические функции связаны с сохранением строения и перемещениями тела в пространстве.
Опорная
Заключается в формировании базиса для остальных частей организма - к скелету крепятся мышцы, ткани и органы. За счет скелета и прикрепленных к нему мышц человек может стоять прямо, его органы сохраняют относительно статичное положение относительно оси симметрии и друг друга.
Защитная
Кости предохраняют наиболее важные внутренние органы от механических повреждений: головной защищен черепом, спинной - позвоночником, внутренние органы грудной клетки ( , легкие и другие) прячутся за ребрами, половые органы закрыты костями таза.
Именно такая защита обеспечивает нам устойчивость к внешним воздействиям, а хорошо тренированные мышцы способны усилить этот эффект.
Знаете ли вы? В момент нашего рождения у нас больше всего костей - 300. Впоследствии некоторые срастаются (и все становятся прочнее) и общее их количество уменьшается до 206.
Двигательная
Наиболее заметная функция опорно-двигательной системы человека. К скелету крепятся создающие мышцы. За счет их сокращений выполняются различные движения: сгибание/разгибание конечностей, ходьба и многое другое.
Собственно, это и является одним из основных отличий представителей биологического царства «Животные» - осознанные и контролируемые перемещения в пространстве.
Рессорная
Смягчение (амортизация) движений за счет строения и положения костей и хрящей.
Обеспечивается как формой костей (например, изгиб стопы, крепкие берцовые кости - эволюционный механизм, наиболее приспособлен для прямохождения и выдерживания веса тела с упором только на одну пару конечностей), так и вспомогательными тканями - хрящи и суставные сумки обеспечивают снижение трения костей в местах их сочленений.
Биологические функции системы
Опорно-двигательной системе также присущи и другие, важные для жизнедеятельности функции.
Кроветворная
Процесс формирования крови происходит в так называемом красном костном мозге, но за счет его местоположения (в трубчатых костях) эту функцию также относят к ОДА.
В красном костном мозге происходит гемопоэз (кроветворение) - создание новых клеток крови, и частично иммунопоэз - созревание клеток, принимающих участие в работе иммунной системы.
Запасающая
В костях скапливается и хранится большое количество необходимых организму веществ, таких как , и . Оттуда они перетекают в другие органы, где и включаются в обменный процесс.
За счет этих веществ обеспечивается прочность костей и их устойчивость к внешним воздействиям, а также скорость срастания после переломов.
Основные проблемы и травмы ОДА
Хотя формирование опорно-двигательной системы происходит в , ее развитие - процесс, продолжающийся всю .
Причины проблем с ОДА, как и их последствия, могут быть разными:- Неправильная нагрузка (недостаточная либо избыточная).
- Воспалительные процессы, поражающие костные ткани, мышцы или хрящи. В зависимости от этиологии и локализации разнится и диагноз.
- Нарушения, связанные с обменом веществ, недостатком либо избытком каких-либо элементов.
- Механические травмы (ушибы, переломы) и последствия неправильного лечения.
Заболевания опорно-двигательной системы
Заболевания, поражающие нашу опорно-двигательную систему, удручают своим многообразием:
- Артрит поражает суставы, может перетекать в артроз.
- Инфекции могут поселиться в околосуставной сумке (бурсит), мышцах (миотит), костном мозге (остеомиелит), на крупных суставах (периартрит).
- Позвоночник может искривляться, голеностоп - терять тонус.
Спортивные травмы
Конечно, при должном «везении», можно упасть и на ровном месте, и при этом сломать себе что-то неожиданное.
Однако, по статистике, наиболее частыми травмами при занятиях спортом являются: растяжения мышц, различные повреждения голени, переломы (в основном страдают ноги) и разрывы (связок, хрящей или сухожилий).
Сохраняем здоровье: как предотвратить неприятности
Чтобы поддерживать организм в тонусе, а ОДА в рабочем и здоровом состоянии, важно знать, какие меры предпринимать для поддержания в норме функций опорно-двигательного аппарата.
Ничего сверхъестественного не требуется:
- Здоровый образ жизни.
- Сбалансированное питание, богатое кальцием и другими минералами и микроэлементами.
- Регулярные физнагрузки, подходящие по возрасту и состоянию здоровья.
- Прогулки на солнце (витамин Д) и свежем воздухе.
- Поддержание оптимальной массы тела (ожирение, как и дистрофия - враги ОДА).
- Удобное рабочее место.
- Регулярные медосмотры.
Как видим, если поддерживать организма в целом, с его системами тоже все будет в порядке. Для этого не обязательно профессионально заниматься спортом.
Достаточно будет не пренебрегать двигательной активностью (в любой удобной вам форме, будь то йога, плавание или обычные прогулки в парке), соблюдать режим дня и поддерживать здоровый рацион питания. Это не так уж и сложно. Не болейте!
Гематома возникает при повреждениях органов и мягких тканей, в результате которых образуется полость, в которой скапливается жидкость и свернувшаяся кровь. Локализироваться гематомы могут как под кожей. Так и слизистыми оболочками, в мышечном слое, на стенках органов. Размер гематом также может быть самым разным, как правило небольшие гематомы не вызывают беспокойств и со временем рассасываются самостоятельно, а крупные повреждения могут гноиться, давить на расположенные рядом органы, приводить к образованию рубцов. Самыми опасными считаются гематомы внутричерепные.
Гигрома представляет собой доброкачественное объемное образование. Образование похоже на опухоль, оно ограниченно капсулой, внутри которой находится прозрачная серозная жидкость, содержащая также примеси белка и слизи. Гигрому относят к профессиональным заболеваниям, а ее появление обусловлено постоянным повторением одинаковых движений, из-за которых в мышцах и суставах, связках и нервах происходят изменения. Выглядит гигрома как округлая опухоль, она малоподвижна и плотная на ощупь, сверху покрыта здоровой кожей и может достигать в диаметре от 5 до 30 мм.
Флегмона является острым гнойным воспалением, которое может развиваться в подкожной, подслизистой, мышечной клетчатке. Заболевание может развиваться как самостоятельное заболевание, так и из-за наличия в организме других гнойных процессов. Нагноения при флегмоне не имеет локализированных границ и распространяется на мягкие ткани, сухожилья, внутренние органы достаточно быстро, вызывая самые разные последствия и осложнения. Развитие флегмоны может происходить поверхностно, поражая только мягкие ткани, а может иметь и более глубокое развитие, поражая мышцы.
Перитонит – это воспалительный процесс в брюшине, а точнее серозной оболочке, покрывающей брюшную полость. При перитоните нарушается работа внутренних органов и происходит интоксикация всего организма, что провоцирует тяжелое общее состояние и при несвоевременном обращении к врачам может иметь весьма серьезные последствия. Достаточно часто перитонит возникает на фоне других заболеваний, в основном при остром аппендиците, также такое воспаление может стать следствием травмирования брюшной полости. Согласно статистике от 20% до 30% случаев перитонита приводят к летальному исходу, поэтому появление первых симптомов требует незамедлительного обращения к специалистам.
Лордозом называется заболевание, при котором искривляется позвоночник и его изгиб обращен выпуклостью вперед. В норме существует физиологический лордоз, который формируется на первом году жизни, это поясничный и шейных изгиб. Патологический лордоз формируется там же где и физиологический, но его отличает то, что он более глубокий, также в некоторых редких случаях он может возникать в месте грудного кифоза. Лордоз может развиваться как под влиянием факторов, напрямую не связанных с позвоночником, например, из-за опухолей, травм, так и как компенсаторное явление при анкилозе тазобедренного сустава, патологических вывихах бедра.
Тема урока: «Профилактика заболеваний
Урок биологии в 8 классе
Учитель: Симонова Галина Юморовна
Цели урока :
Систематизировать знания о строении и функциях скелета;
Выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения, воспитание бережного отношения к своему здоровью;
Стимулирование познавательной активности, развития интереса к предмету,
умений излагать свои мысли, логически рассуждать.
Технология урока: структурно – логическая.
Оборудование: видеоаппаратура, таблицы.
Ход урока.
1.Организационный момент (польза улыбки).
2.Проверка знаний о строении скелета:
Письменная фронтальная проверка (учитель показывает по таблице кости и отделы скелета):
1. Предплечье
2. Пояс нижних конечностей
4. Бедренная кость
7. Скелет верхних конечностей
8. Поясничный отдел позвоночника
10. Мозговой отдел черепа
Самопроверка в парах:
« 5 » - 9 - 10 балов
« 4 » - 7- 8 балов
« 3 » - 5- 6 балов.
3. Логические цепочки:
«Много есть чудес на свете,
Человек - их всех чудесней».
Слова греческого поэта-драматурга Софокла
Демонстрация на экране Эйфелевой башни, проект её строительства связан со строением кости человека, какой?
(большая берцовая)
2) Почему первый шейный позвонок называют «Атлантом»?
(назван в честь героя древнегреческих мифов Атланта, державшего на своих плечах небесный свод)
3) Почему череп называют черепной коробкой?
(демонстрация закрытой нижней части черепа)
4)Почему у взрослых 200 костей, а у младенцев 270?
(с возрастом некоторые срастаются)
4. Формулирование темы урока: «Профилактика заболеваний
опорно – двигательного аппарата» (запись в тетрадь)
Физкультминутка
Прошу всех встать.
Упражнения для шейного отдела (работ с шейным отделом позвоночника нормализует внутричерепное давление, улучшает зрение, слух, память, повышает работоспособность)
Корпус прямой, голову слегка отклонить назад.
Подбородок направлен в потолок. Тянуться вверх.
Позвоночник прямой, голову наклоняем вправо затем влево.
Круговые движения головой.
Упражнения для грудного и поясничного отделов позвоночника.
Руки на поясе, наклоны в стороны.
Руки на поясе. Наклоны вперед, коснуться ладонями пола. Вернуться в исходное положение.
Сели на стулья
Сидя, руки за голову. Прогнуться. Подержать напряжение 3-5 сек.
5. Просмотр видеофильма «Скелет человека. Наука детям»
Кто посещает спортивные секции или бассейн регулярно? (вопрос кклассу)
Занятия физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию скелета и мышц. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становится кости скелета. Физическим трудом, физическими упражнениями и спортивными играми нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. Однако надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию организма. Демонстрация рисунков нарушения и причин нарушения развития опорно – двигательного аппарата.
Последствия нарушений правильной осанки тела:
Затруднение работы легких, сердца, желудочно-кишечного тракта;
Уменьшение жизненной емкости легких;
Снижение обмена веществ;
Появление головных болей, повышение утомляемости.
Плоскостопие – одно из распространенных нарушений формирования стопы
(демонстрация таблицы с упражнениями профилактики плоскостопия)
По последним статистическим данным в России 1 место среди заболеваний призывников занимают болезни костно – мышечной системы, самый распространенный диагноз – плоскостопие III степени.
6. Итог. Для того чтобы правильно сформировалась ОДС необходимо:
(учащиеся самостоятельно формулируют основные правила профилактики, пишут в тетради памятку на основе текста учебника стр. 280)
систематически заниматься физическими упражнениями;
при однообразных трудовых движениях полезны корригирующие упражнения;
в возрасте 6-12 лет вредно увлекаться чрезмерными занятиями одним видом спорта с силовыми нагрузками;
необходимо вырабатывать и поддерживать хорошую осанку;
вырабатывать правильную посадку за рабочим столом;
вредно поднимать большие тяжести;
вредно носить тесную обувь;
полезна утренняя зарядка.
7. Рефлексия
Кто решил, что ему нужно и важно заняться спортом? И почему?
8. Домашнее задание по выбору I и II уровня сложности на карточках.
Задания I уровня
По данным российского анатома А. Обысова, бедренная кость человека в вертикальном положении выдерживает давление в 1,5 тонны, большая берцовая кость – до 1,8 тонны, а плечевая – 850 кг.
Что обеспечивает прочность костей?
Отдельные части скелета можно различить уже у 5-недельного зародыша (размером с горошину), у которого наиболее заметной частью является позвоночник, образующий выразительную дугу. Скелет новорожденного ребёнка состоит из более трёхсот косточек, но в результате того что многие из них срастаются в процессе взросления, в скелете взрослого их остаётся около 206.
Указать точное количество костей в скелете человека не представляется возможным. Почему?
Самый подвижный сустав человека – плечевой. Шаровидная форма суставной поверхности позволяет человеку поднимать руку, отводить ее назад, вращать плечо вместе с предплечьем, кистью внутрь и наружу.
Как называются подобный тип соединения костей?
Задания II уровня
Докажите, что кость - это соединительная ткань.
Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
У молодого петуха удалили часть бедренной ноги, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
Почему нога в бедренном суставе может производить круговые движения, а в коленном суставе только назад?
Даже после прекращения роста скелета взрослый человек должен получать с пищей достаточное количество минеральных солей. Почему?
Анализ урока
«Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата»
Урок по теме «Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата» прошел организованно. Галина Юморовна целесообразно для данного урока применила
структурно – логическую технологию подачи учебного материала. На уроке прослеживалась преемственность с другими уроками по данной теме и логическая последовательность подачи учебного материала. Биологические объекты рассматривались через понятие «системы», которая состоит из взаимосвязанных компонентов. Например, после просмотра видеофильма учащиеся выявили зависимость развития скелета от физической активности. Рассмотрели причины и последствия нарушений осанки тела и плоскостопия.
Принцип «от простого к сложному», на развитие логического мышления с опорой на предыдущие знания, на уроке были использованы:
фрагмент «Логические цепочки»;
разноуровневое домашнее задание, которое предусматривает самостоятельный поиск информации обучающимися.
Принцип «от теории к практике» был использован на физминутке, учащиеся выполнили упражнения по снятию усталости шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника и составляли индивидуальные памятки «Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата» на основе приема осмысленного чтения. В конце урока учителем проведена рефлексия, где учащиеся отвечали на вопрос «Кто решил, что ему нужно и важно заняться спортом? И почему?»
При проверке знаний о строении скелета, был применен метод взаимной проверки, что способствует развитию мотивации и самостоятельности обучающихся.
Для развития познавательной активности и интереса к предмету Галина Юморовна демонстрировала наглядный материал: таблицы, натуральный объект, презентацию, видеофильм.
Заявленная структурно – логическая технология была использована на данном уроке учителем продуктивно.
«___»______________ 2017 г.
Члены экспертной группы: _______________ Столярова Светлана Валерьевна
(Подпись)
учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2», высшая квалификационная категория
_____________ Тюкавкина Марина Геннадьевна
(Подпись)
учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1», высшая квалификационная категория
Зеленова Елена Владимировна
(Подпись)
учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1», высшая квалификационная категория
- Молитвы от блуда Кому помолиться от блуда в семье
- Сила позитивного мышления — Пил Норман Винсент Пил норман сила позитивного мышления читать pdf
- Литературный вечер "жизнь и творчество марины ивановны цветаевой" Лит вечер посвященный цветаевой в библиотеке
- Страховые компании с отозванными лицензиями Ли лицензия у страховой