По фрейду человеческие поступки определяются. Инстинкты — движущая сила поведения
Лично для меня теория Фрейда представляет скорее антикварную, нежели практическую ценность. Она не удолетворяет критерий научности Поппера и, значит, ближе к религии. Важна тем, что была первая (отделила практическую психологию от медицины и философии) и очень подходила для своего времени (пуританское общество «без секса»).
Основная книга («Толкование сновидений») вышла в 1899 году, но Зигмунд попросил издательство напечатать на обложке 1900. Изначально общество психоанализа состояло из небольшой группы евреев, встречающихся кажду среду чтобы анализировать свои сны. Первым нееврем среди них стал К.Г.Юнг на которого возлагались надежды «популяризовать психоанализ среди остальных людей».
1. Структура личности
Наблюдая за популярным тогда методом лечения людей с диагнозом невроз с помощью гипноза Фрейд замечает: само лечение не сильно эффективно, но если внушение дается на простое действие + амнезию, то человек его выполняет и даже придумывает причину по которой это он сделал.
Однажды как-то еще Бернгейм внушил своему испытуемому, что после того, как тот будет выведен из гипнотического транса, он должен взять зонтик одного из гостей, открыть его и пройтись дважды взад и вперед по веранде. Проснувшись, этот человек взял, как ему внушили, зонтик. Правда, он не открывал зонт, но вышел из комнаты и дважды прошелся из конца в конец по веранде, после чего вернулся в комнату. Когда его попросили объяснить свое странное поведение, он ответил, что «дышал воздухом», настаивая, что имеет привычку иногда так прогуливаться. Но когда затем его спросили, почему у него чужой зонтик, он был крайне изумлен и поспешно отнес его на вешалку.
Следующим очевидным шагом была идея: внутри нас есть что-то, что управляет нашим поведением и мы про это не знаем так как наш мозг уже после придумывает объяснение поведению (рационализация). Анализируя рассказы своих пациентов Фрейд заметил, что у большинства из них были сексуальные травмы или сдерживаемые сексуальные фантазии (собственно, общество тогда сильно подавляло открытую сексуальность и понятно, что это стало проблемой номер один). Злые языки говорят, что и самого Зигмунда в детстве папа любил подомагатся.
Тогда и трансформировалась первоначальная (топографическая) модель сознание/предсознание/бессознательное в знаменитую Оно/Я/СверхЯ = Ид/Эго/СуперЭго (в другом переводе). «Я/Эго » собственно то, что знаю о себе и воспринимаю сейчас, думающая и планирующая часть. «СверхЯ/СуперЭго » - воспитанные обществом моральные установки. И то самое «Оно/Ид » - ядро бессознательных инстинктивных влечений. Оно/Я/СверхЯ - не «злые три человечка внутри нас», а наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам.
Фрейд был убеждённым биологическим детерминистом и считал, что общество подавляет изначально желающих спариваться друг с другом и агресcивно сражающихся за это людей.
2. Динамика личности
Что движет личностью
Движущими силами человечества и конкретного индивида считал психологическую энергию, названую им Либидо . Ранний Фрейд за Либидо принимал сексуальные инстинктивные влечения (Эрос) и делил их по эрогенным зонам тела. Чуть позже добавил также агресcивные позывы (смерть - Танатос). Эти силы рвутся наружу из глубинны личности , что порождает нескончаемый конфликт их с сознательным контролем и культурными нормами поведения в обществе.
Этапы/стадии развития личности
Так как он был первый, то мог писать что-угодно. Даже не буду детализировать.
От рождения человек проходит пять этапов психосексуального развития. Типология Фрейда построена на том, на каком этапе человек застрял. Зрелый человек находится на генетальной стадии.
3. Практическое применение
Нормы и патология - здоровая личность
Либидо всегда течёт, создаёт напряжение/возбуждение: требует разрядки и если этого не происходит (существуют значительные препятствия), то повышается тревожность , неспособность справляться со своим возбуждением.
С целью уменьшения тревоги (есть небольшая её типология) ЭГО может применять так называемые защитные механизмы психики , о которых . Любой такой механизм - самообман, так как искажает восприятие реальности. Единственным полезным механизмом считается сублимация : направления Либидо на создания социально полезных действий (хирурги, мясники) и развития культуры (художники, артисты). Базовым механизмов является вытеснение : переход сознательной тревоги в бессознательное. Там оно остаётся и даёт о себе знать во снах, фантазиях и оговорках.
Кроме того в детстве возникают разные комплексы , особенно знаменитый Эдипов комплекс (сексуально желание мальчика своей матери). Психоанализ огромен - чего там только нет.
Здоровый человек по Фрейду сочетает в себе принцип удовольствия и принцип реальности. То есть он принимает и всегда следует своим инстинктам настолько, насколько позволяет обстановка. Цель общества – общественное благо, которое, по мнению Фрейда, заключается в уравновешивании шансов на удовлетворение желаний каждого из его членов.
Методы работы
Фрейд с ранего детства записывал свои сновидения. Психоаналитик берёт от пациента материал из пересказов снов, либо из свободных ассоциаций - потока сознания. Главное правило психоанализа: «пациент обязан говорить всё что ему приходит в голову». Далее это анализируется по достаточно сложным алгоритмам, вскрываются защитные механизмы. Фрейд верил, что если обнаружить, довести до сознания, первособытие возникновения какого либо комплекса, то этот комплекс исчезает.
Дополнительно во время психоанализа может возникать трансфер : когда пациент начинает относится к терапевту как к другому, важному для него, человеку. Раскрытие трансферов тоже часть терапии.
Уже стало мемом то, насколько медленно работает психоанализ: в среднем от 10 до 20 лет - поговаривают, что Фрейд считал: пациентам очень желательно никогда не уходить от своего терапевта. Как всегда,
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ВВЕДЕНИЕ
1.ЧЕЛОВЕК В ТЕОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА З. ФРЕЙДА
2.ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. ЮНГА
3.ТЕОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА Э.ФРОММА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди на протяжении истории, одной из самых загадочных является загадка природы самого человека, и его потребностей. Вся история развития человеческой личности связана с историей развития потребностей человека.
Сегодня, в начале XXI века эта проблема стоит не менее остро, и немало усилий по этому поводу предприняли все известные психологи прошедшего столетия, которое можно считать веком психологии. В психологии существует множество теорий потребностей, выдвигаемых различными исследователями. Их цель - это научно вывести и доказать различные положения о природе человека, которые могли бы помочь найти человеку ответ на многие стоящие перед ним вопросы и проблемы, а также помочь людям удовлетворять свои потребности.
Порождённая потребностью в пище, одежде и жилье и т. п., необходимость в труде и сотрудничестве порождает у человека потребность в труде, возникающую на основе потребности в активности, и потребность в общении, основанном на сотрудничестве и общности интересов. На этой новой основе новый характер приобретает у человека и потребность его в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке. Органические потребности отражаются в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку органические потребности отражаются в органических ощущениях, они выступают в виде влечений. Общую особенность влечений составляет признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создаёт, влечение порождает импульс к действию.
Рассмотрим три основные теории личности, имеющие отношение к человеческим потребностям: теорию психоанализа З. Фрейда, К. Юнга и Э. Фромма.
1. ЧЕЛОВЕК В ТЕОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА З. ФРЕЙДА
Учение о влечении разработал главным образом З. Фрейд, вписавший этим учением новую, своеобразную главу в психологию. Он построил его на большом клиническом материале, преломлённом, однако, через призму общей его - в целом для нас неприемлемой - концепции.
З. Фрейд различает две группы влечений: сексуальные влечения и влечения «я», или самосохранения, а позже - влечения эроса и влечения смерти. Но, введя вторую группу влечений в построение своей системы, Фрейд фактически сосредоточил своё исследование на изучении сексуальности и пришёл к чудовищному пансексуализму, превратив всю жизнь человека в одно сплошное, открытое или замаскированное, проявление пола.
Для Зигмунда Фрейда влечение превращается в идущую из глубин организма, самодовлеющую силу. Оно представляется порождением замкнутого в себе организма, вне сознательных отношений личности к окружающему миру. Объект, служащий для удовлетворения влечения, это, с точки зрения Фрейда, «самый изменчивый элемент влечения, с ним первоначально не связанный» Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. -- М.: Наука, 1995. . Он присоединяется к влечению только благодаря его свойству сделать возможным удовлетворение. Поскольку влечение действует не извне, а изнутри организма, «бегством невозможно избавиться от его действия». Фрейд недаром говорит о судьбе влечений; они, по Фрейду, определяют судьбу человека.
Для Фрейда влечения - это основные стимулы человеческой деятельности, которая «подчиняется принципу наслаждения, т. е. автоматически регулируется ощущениями наслаждения или удовольствия, или неудовольствия». Влечение необходимо требует удовлетворения. Однако непосредственное удовлетворение влечений не всегда возможно. Общественная среда часто налагает на него свой запрет, подвергает его «цензуре». Тогда влечение либо вытесняется в бессознательное, либо сублимируется; сексуальное влечение переключается на другие пути и находит себе опосредованное удовлетворение в различных формах творческой человеческой деятельности. Вытесненные из сознания влечения проявляются в замаскированной символической форме во сне - в сновидениях, а наяву сначала наиболее безобидным образом в обмолвках, в описках, в ошибочных действиях и забывании. Когда отреагирование неудовлетворённых, вытесненных влечений этими безобидными способами оказывается недостаточным, тогда неизбежным результатом оказывается невроз.
Фрейд отрывает влечение - этот начальный чувственный момент, отражающий органическое состояние в ощущениях, от всей последующей психической деятельности человека по осознанию своей потребности. Фрейдистскому понятию влечения мы противопоставляем иное, согласно которому влечение является лишь начальным этапом отражения органической потребности в органической, интероцептивной чувствительности Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. Киев, 1997, С.300. .
Существуют различные формы проявления потребностей: влечение является лишь одной из них. Это начальный этап в осознании потребности, и само влечение вовсе не обречено на то, чтобы застрять в примитивном плане органической чувствительности, как если бы эта последняя и вся остальная жизнь сознания были бы друг для друга непроницаемыми сферами. Это относится также и даже особенно к сексуальному влечению, потому что оно направлено на человека. Оно более или менее глубоко и органически включается во всю сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него: сексуальное влечение становится любовью; потребность человека в человеке превращается в подлинно человеческую потребность. Потребность получает, таким образом, совсем новое отражение в чувстве. Влечение, как отражение потребности в органической (интероцептивной) чувствительности, включено в него лишь как один, органически слитый с целым, момент. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу её мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю.
Фрейд выделил потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную (сексуальную) и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей приходит в противоречие с интересами окружающих, то они вытесняются в сферу бессознательного.
Сущность учения Фрейда можно сформировать еще короче, как это сделал психолог Ф. Бассин: «Фатальный антагонизм между вытесненным переживанием (бессознательным) и сознанием приводит к антагонизму между человеком (с его вытесненными переживаниями) и социальной средой» Бассин Ф. В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., Издательство: Медицина, 1968. .
Принцип постоянства -- принцип, согласно которому психический аппарат стремится поддерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком и устойчивом уровне. Постоянство достигается, с одной стороны, разрядкой уже имеющейся энергии, с другой -- избеганием того, что могло бы усилить возбуждение и вызвать защитную реакцию.
В определении этого принципа сохраняется двусмысленность: тенденция к ослаблению напряжения и тенденция к поддержанию постоянного энергетического уровня выступают как тождественные.
Вместе с тем тенденция к полному устранению возбуждения (или принцип Нирваны) считается основным, а другие принципы выступают как ее разновидности. Этими принципами являются принцип удовольствия и принцип реальности. В соответствии с принципом удовольствия цель психической деятельности в целом -- избегать неудовольствия и достигнуть удовольствия. Поскольку чаще всего неудовольствие связано с возрастанием количества возбуждения, а удовольствие -- с его ослаблением, постольку принцип удовольствия -- это экономический принцип.
Принцип реальности образует пару с принципом удовольствия и видоизменяет его действие: как только принцип реальности утверждает свое господство, поиск прямых и непосредственных удовлетворений прекращается, удовлетворение ищется на обходных путях, а достижение результата может отсрочиваться в зависимости от внешних условий.
С точки зрения энергетики принцип реальности предполагает преобразование свободной энергии в связанную; с точки зрения топики он характеризует главным образом систему Предсознание-Сознание; с точки зрения динамики принцип реальности воздействует на определенный тип энергии влечений, подвластных Я.
Хотя Фрейд видел в душевной жизни, а может быть, и в нервной системе в целом лишь одну тенденцию, на уровне влечений он ввел фундаментальный и неустранимый дуализм влечений к смерти, или полному устранению напряжений, и влечений к жизни, или сохранению и созданию живых организмов, что предполагает более высокий уровень энергетического напряжения. Этот дуализм влечений многие авторы считают дуализмом принципов: он раскрывается в последовательности главных фрейдовских противопоставлений, как свободная энергия -- связанная энергия, высвобождение -- связывание, первичный процесс -- вторичный процесс.
Что касается разработанной З.Фрейдом психоаналитической теории личности, то ее можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.
Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.
Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» Фрейд З. Я и Оно. -- М.: МПО “МЕТТЭМ”, 1990. . «Оно» - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» - сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.
Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» - сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.
Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить(«Сверх-Я»).
Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда в разработке общепсихологической теории личности.
2. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. ЮНГА
При анализе концепции Карла Юнга можно сделать вывод о том, что самореализация - это реализация нравственной потребности человека совершать добрые поступки, при этом наиболее квалифицированно добрые дела могут совершаться при высоком уровне развития личности, её интеллектуального и нравственного потенциала, воспитывать же в себе эту нравственную потребность необходимо на протяжении всей жизни.
Жизненные потребности в юнговском понимании не ограничиваются физиологией, Юнг не отрицает даже существование духовных потребностей. В подтверждение своей мысли Юнг приводит пример с кастратами, которые определенно лишены сексуальной потребности, но в то же время не становятся шизофрениками. Объясняя галлюцинаторную активность переполнением «Я» архетипами из коллективного бессознательного, Юнг поставил по существу вопрос о качественном сходстве шизофрении и сна. Толчком к шизофрении, по Юнгу, может послужить неразрешимый конфликт, разрешение которого тем не менее жизненно важно. «Когда данный субъект почувствует, что никто не в состоянии ему помочь, и что сам он также не в силах справиться с внутренними затруднениями, его охватывает паника, приводящая к хаосу душевного расстройства» Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М., Издательство: Канон, 1994. .
Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворять. По мере роста ребенка у него появляются сексуальные потребности, которые накладываются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальные формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия сексуальных сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения лишь одного из многих влечений в психике.
Еще одно существенное различие между позициями Фрейда и Юнга касается представления о направленности сил, определяющих личность человека. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга же человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.
Третье различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).
Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании Концепция коллективного бессознательного // Юнг, К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л. и др. Человек и его символы / Под общ. Ред. С.Н.Сидоренко. - М.: Серебряные нити, 1997. - С. 337-346 .
Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.
Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень - коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека.
Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, получившие название архетипов, являются внутренними детерминантами психической жизни человека. Они направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, каким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность.
Четыре таких архетипа встречаются чаще других - это персона, анима и анимус, тень и Я.
Персона - это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Персона может не совпадать с подлинной личностью индивида. Понятие персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, полагаем, другие люди ожидают, чтобы мы действовали в тех или иных ситуациях.
Архетипы анима и анимус отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус - мужские (маскулинные) характеристики в женском. Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола.
Архетип тени - это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы. Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она - источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.
Но наиболее важным архетипом Юнг считал самость. Сочетая и гармонизируя все аспекты бессознательного, самость создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача самости - интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал самость с порывом или потребностью к самоактуализации, что определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Изд. Питер, СПб, 1997. .
3. ТЕОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА Э.ФРОММА
Как представитель гуманистического направления, Фромм считал, что поведение человека может объясняться в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. По его мнению, личность - это продукт динамического воздействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и правил.
Фромму приходит мысль о том, что в процессе культурного развития инстинкты в поведении человека ослабевают, и он нуждается в «системе координат», определенных ценностных ориентирах, позволяющих человеку выжить в окружающем мире. Потребность в защищенности и безопасности толкает человека на установление сильных эмоциональных связей с миром. Он может установить некие симбиозные связи, т.е. стать частью какой-то группы или сделать группу людей частью своего Я. У человека происходит поиск объекта почитания и преданности, подчинения и любви. По мнению Фромма, именно сфера религии впервые предоставила человеку не только возможность преодоления животных инстинктов, но и дала чувство единства с окружающим миром и с социумом, систему ценностных ориентиров и авторитетов.
Если Фрейд считал, что либидо является основной силой, движущей человеческими желаниями, то Фромм исходит из того, что наиболее мощные силы, определяющие характер поведения человека, берут начало в социокультурных условиях его существования.
В то время как тело требует удовлетворение животных потребностей, разум и совесть ориентируют человека на стандартную систему культурных образцов, которые есть в любом обществе. Они составляют собственно человеческие потребности. В разных культурах они могут быть специфическими. Но их общей основой для всего человеческого рода является необходимость единения, приобщения к деятельности других людей, сопричастности с себе подобными, в том числе с прошлыми и будущими поколениями.
Даже при полном удовлетворении биологических потребностей человек не удовлетворен. Более того, в противоположность животному с этого момента у человека начинаются самые непреодолимые проблемы - он стремится к власти или к любви, созиданию или разрушению, ради религиозных или политических идеалов рискует собственной жизнью.
На экзистенциональные потребности каждый индивид дает свой ответ, ищет свой путь сопричастности с другими людьми, с миром в целом.
Фромм отмечает несколько типичных возможных ориентаций по разрешению дисгармонии человеческого существования. Так, человек может попытаться приобщиться к миру подчиняясь отдельной личности, социальной группе, организации, (мазохистская тенденция: человек испытывает удовлетворение от причиняемых ему моральных или физических страданий).
Сопричастности человек может достичь и при помощи власти над миром, посредством господства над другими людьми (садистская тенденция - получение удовлетворение от страданий других). Человек, движимый социальным мазохизмом или садизмом, как считает социолог, останется неудовлетворенным, тревожным и беспокойным, ибо нет предела для стремлений к власти или подчинению, и в конечном итоге они приводят к крушению его индивидуальности: он попадает в зависимость от тех, кому подчиняется или над кем господствует.
Есть только одно решение проблемы: человек должен принять на себя ответственность за самого себя. Только полагаясь на собственные силы, он может придать смысл своей жизни, став самим собой и для себя.
По Фромму, существует лишь один путь единения человека с миром, который позволяет ему сохранять и развивать свою индивидуальность, быть самим собой и для себя - любовь. «Любовь - это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного «Я» Фромм Э. Иметь или быть. Пер. с англ. Э. Телятниковой. -- М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. -- 314 с. . Это переживание причастности и общности, позволяющее человеку полностью развернуть свою внутреннюю активность.
Переживание любви делает ненужными иллюзии. Отпадает потребность преувеличивать значение другого человека или свою собственную значимость. Любовь как выражение человеческой солидарности может проявляться в самых различных сферах жизни. В области мышления она выражается в разумном постижении мира; в области действия - в созидательном труде; в области чувств - в единении с другим человеком, со всеми людьми или природой при сохранении своей индивидуальности, свободы и целостности.
Ответом на экзистенциональные дихотомии могут стать созидательность или разрушительность в действиях людей. Человек осознает себя существом, сотворенным без его согласия и желания. Но его разум и воображение движут настоятельной потребностью выйти за пределы этого пассивного, ограниченного состояния и стать творцом собственной жизни. В акте творчества человек поднимается над пассивностью и случайностью своего существования как животного.
Созидание предполагает вступление человека в царство целеустремленности и свободы, где он создает необходимые ему материальные и духовные ценности и тем самым преодолевает ограниченность своего существования. Но уничтожение, разрушение жизни также дает возможность человеку выйти за пределы своего существования. В акте разрушения человек так же ставит себя над жизнью. В стремлении преодолеть собственную ограниченность человек всегда оказывается перед дилеммой: либо созидать, либо разрушать.
В трактовке созидательности и разрушительности Фромм переосмыслил многие фрейдистские положения. Согласно Фрейду, деструктивность основана на инстинктивных влечениях человека и могла лишь менять свою направленность - по отношению к себе или по отношению к другим.
Фромм же считает, что у тех, у кого мало враждебности по отношению к самим себе, не обнаруживается глубокой деструктивности по отношению к другим; и наоборот, враждебность к себе и враждебность к другим взаимосвязаны. Фромм делает вывод: деструктивность развивается в результате блокировки плодотворной энергии. Разрушительность ведет к страданию, и больше всех страдает сам разрушитель Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -- М.: АСТ, 2004. .
Фромм показал, что в отличие от «органических влечений» Фрейда, которые постоянны и существуют сами по себе, созидание и разрушение, живущие в природе человека, могут проявлять себя по-разному и характер их взаимодействия обусловлен социокультурными факторами. Созидание и разрушение, любовь и ненависть не являются инстинктами, существующими независимо друг от друга.
Фромм различал авторитарную и гуманистическую совесть. В первом случае ценностные суждения становятся нормами совести, потому что они узаконены авторитетом и при этом они могут быть противными человеческой природе. Гуманистическая совесть - выражение целостности человека, требующее от нас жить плодотворно, развивать полное функционирование личности.
Чувство тождественности заставляет человека быть таким как все, принадлежать к толпе. В этом случае характер действий людей становится совсем иным. Индивиды отказываются от любви, лишаются свободы, жертвуют собственными мыслями ради достижения общественного положения, ради принадлежности к стаду и обретения сходства с остальными.
Поскольку человек обладает как разумом, так и телом, в своих действиях ему приходится реагировать на дихотомию своего существования не только мышлением, но всеми процессами жизнедеятельности, в том числе и чувствами.
Благодаря этому человек реализует ещё одну свою потребность - потребность в системе ориентации, которая может существовать на двух уровнях. Первый уровень предполагает потребность в какой-нибудь системе ориентации, независимо от того, истинна она или ложна. На втором уровне потребность состоит в объективном постижении мира с помощью разума.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Согласно Фрейду, в основе всех желаний и потребностей человека лежит сексуальный инстинкт, или энергия либидо. Либидо возникает уже у маленьких детей и проходит несколько стадий в своем развитии. Фрейд показал, какие виды психических расстройств и какие патологические черты характера формируются вследствие подавления либидо на различных стадиях его развития. Причина всех болезней также кроется в подавлении человеком своей истинной природы, своих инстинктов, желаний, потребностей и связанных с ними эмоциональных состояний.
По Юнгу, основу всех человеческих потребностей составляет не физиология, не различные фазы развития либидо, как следует из фрейдовской теории, а практическая жизнь человека, его деятельность и взаимодействие с другими людьми и природой. Цель жизни - это достижение гармонии и зрелости «Я». Развитие личности Юнг рассматривал как динамический процесс, идущий всю жизнь человека. Конечная цель - это полная реализация «Я».
Э. Фромм считал, что все великие человеческие страсти - жажда власти, тщеславие, любовь, братство, стремление созидать или разрушать, и соответствующие им действия - вытекают из базовых собственно человеческих потребностей: потребности в сопричастности с себе подобными, преодолении ограниченности собственного существования, в чувстве укорененности и ощущении тождественности, в системе ориентации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., Издательство: Медицина, 1968.
2. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко; Моск. гос. ун-т сервиса. - М.: Форум, 2000.
3. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. Киев, 1997.
4. Концепция коллективного бессознательного // Юнг, К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л. и др. Человек и его символы / Под общ. Ред. С.Н.Сидоренко. - М.: Серебряные нити, 1997.
5. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.-М., 1990.
6. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. -- М.: “Педагогика-Пресс”, 1996.
7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. -- М.: Наука, 1995.
8. Фрейд З. Я и Оно. -- М.: МПО “МЕТТЭМ”, 1990.
9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -- М.: АСТ, 2004.
10. Фромм Э. Иметь или быть. Пер. с англ. Э. Телятниковой. -- М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Изд. Питер, СПб, 1997.
12. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М., Издательство: Канон, 1994.
Подобные документы
Краткие биографические сведения из жизни известного психолога Э. Фромма. Сущность теории личности Фромма. Основные концепции и принципы гуманистической теории. Экзистенциальные потребности человека. Непродуктивные и продуктивные социальные типы характера.
презентация , добавлен 02.03.2012
Идеи, теории и взгляды основных представителей неофрейдизма. Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера, социокультурной теории К. Хорни. Концепция "гуманистического психоанализа" Э. Фромма, "Интерперсональная теория психиатрии" Г.С. Салливана.
реферат , добавлен 20.11.2010
курсовая работа , добавлен 10.09.2014
Психоаналитическая теория личности. Концепция личности Э. Фромма. Когнитивное направление в теории личности: Д. Келли. Гуманистическая теория личности. Феноменологическое направление. Поведенческая теория личности.
реферат , добавлен 01.06.2007
Личность как предмет гуманистической психологии. Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека. Психология Абрахама Маслоу: иерархия мотивов, самоактуализация и творчество человека. Виктор Франкл о смысле жизни.
реферат , добавлен 17.09.2008
Жизнь и научная деятельность основоположника психоанализа З. Фрейда. Периоды формирования психоанализа. Идеи и техники психоанализа. Схема структуры личности. Основные характеристики "Оно". Признаки "Я", его функции и ответственность за принятие решений.
презентация , добавлен 10.10.2013
Отечественные концепции теории личности: А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. Психоаналитическая теория Фрейда. Личность в гуманистической теории. Когнитивная теория личности. Диспозициональное направление в теории личности.
реферат , добавлен 08.09.2010
Основные потребности ребенка. Критерии разумных потребностей. Сущность теории потребностей А. Маслоу. Потребности в пожилом возрасте. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. Потребности по возрастным группам.
презентация , добавлен 22.06.2015
Значение психоаналитической концепции культуры, представленной в работах З. Фрейда, Э. Фромма и К.Г. Юнга. Взгляды З. Фрейда на культуру и религию. Особенности концепции архетипов К.Г. Юнга. Культурологические идеи в позднем психоанализе Э. Фромма.
курсовая работа , добавлен 12.07.2015
Исследование сущностных основ психодинамической теории личности З. Фрейда и индивидуальной теории личности А. Адлера. Характеристика основных подструктур личности и их иерархии по К.К. Платонову. Иерархия потребностей по Маслоу. Психология личности Юнга.
Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы. Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.
Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд
Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко - лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.
Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.
Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.
В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.
Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом
Что входит в основу психоанализа
По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна . Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.
Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.
Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:
- сознание;
- бессознательная сфера;
- раздел предсознания.
В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.
В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:
- Жизненная энергия – либидо.
- Агрессивная энергия – инстинкт смерти.
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека . Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.
Человеческая личность содержит в себе три составляющих:
- «Сверх-Я» – Суперэго;
- «Я» – Эго;
- «Оно» – Ид.
«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.
Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное
«Я» - одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между
«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.
«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.
Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.
Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:
- компенсация;
- сублимация;
- защитные механизмы.
Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.
Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме . К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.
Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.
По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.
Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия
Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:
- изоляция;
- подавление;
- гиперкомпенсация;
- отрицание;
- проекция;
- регрессия.
Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».
Подведение итогов
Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы . В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:
- В качестве названия научной дисциплины.
- Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
- Как метод лечения невротических расстройств.
Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.
1. Введение
Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.
Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.
Философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала определенному синтезу его различных течений, их модернизации.
Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.
Одной из отличительных особенностей учения Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию мотивов человеческого поведения
2. Основные идеи во взглядах З.Фрейда на человека и его личность
По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.
Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.
Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал на том. что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.
Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации человеческого поведения принадлежит инстинктам. Умозрительная теория инстинктов Фрейда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.
Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).
Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.
Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием причин, порождающих их, Фрейд обнаружил неврозы, возможной причиной возникновения которых был конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной стороны, и морально-волевыми ограничениями - с другой. В этой связи он предположил, что неврозы (и другие невротические состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека (неизбежно ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными эротическими переживаниями, либо этими же переживаниями, унаследованными индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний.
Неправомерно распространяя частные выводы своей клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения), он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.
По мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, проистекающих из разнообразных органических источников, составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека.
Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного влияния его на формирование и функционирование личности,
По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.
В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.
В одних случаях Фрейд говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других - утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже Фрейд предположил также существование другого важного момента психической жизни - мортидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)
Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон - от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.
Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм - объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.
Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.
Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.
По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью.
Усмотрев в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.
Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу. Фрейд назвал комплексом Эдипа (Эдиповым комплексом). Наименование, данное Фрейдом этому комплексу, не случайно. Оно связано с его психоанаиитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии Софокла, когда фиванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии.
Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства. По мысли Фрейда, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения по своему характеру сублиминальны, т. е. они не осознаются их носителями.
Таким образом, как полагал Фрейд, в психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека.
Фрейдизм, как психологическое направление, сформировался в начале 20 века, хотя психоанализ существовал и ранее. Каждому, кто интересуется этим течением, необходимо знать, что есть по Фрейду. Собственно, об этом и будет рассказано в данной статье.
Книга Зигмунда Фрейда «Я и Оно» дает подробнейший анализ каждого элемента описываемой структуры. Всего их три:
Именно в раннем возрасте играет огромную роль модель поведения родителей, их привычки и манера общения с ребенком. Кроме того, значение, притом очень важное, имеет влияние общества. Те моральные качества, которые сформировались у ребенка в этот период, будут составлять основу его личности на протяжении всей жизни. Очень редко они могут подвергаться изменению, даже осознанному. Супер-Эго - это еще и совесть. Поэтому очень важны правильные в раннем детстве.
Все эти элементы существуют в тесной взаимосвязи друг с другом. Такова структура личности по Фрейду.