Что значит время в вашей жизни. Собственное время человека
Смольякова Дарья
Жизнь человека, здоровье во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек.
Актуальным будет рассмотреть распределение времени обучающимися и роль времени в их жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Исследовательский проект Над проектом работала ученица 10 класса МКОУ «Мачешанская СОШ» Смольякова Дарья Учитель: Назарова Татьяна Алексеевна Часы от древности и до наших дней. Время и его роль в жизни человека
Введение
Что же такое время? Над этим вопросом задумывались еще в древности римский поэт Лукреций Кар, Ньютон; но однозначного и абсолютно истинного ответа не нашли до сих пор даже современные ученые. Время как физическая величина обладает рядом особенностей, в силу которых методы его измерения отличаются от методов измерения других величин. Любой промежуток времени можно измерить лишь один раз, только тогда, когда он протекает. Повторить измерения, как это делают, например, при измерении длины, нельзя, так как вернуться в прошлое невозможно.
За много тысячелетий до изобретения современных часов люди пытались измерять время. Для этого использовали свечи, масляные лампы, фитили. 1. В древнем Китае существовали “часы”, которые были сделаны из пропитанных маслом верёвок, на которых были завязаны узлы. Шнурок горел, когда пламя достигало узла, проходил определённый промежуток времени. 2. Позднее стали использовать солнечные часы. Посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, и по её положению люди определяли время дня. 3. В домах патрициев Древнего Рима за показаниями солнечных часов следил специальный прислужник, который оповещал о наступлении очередного часа. Существует их портативный вариант: солнечные часы – посох. Из гнезда в трости путник достаёт стержень, вставляет его в отверстие у рукоятки и определяет время по делениям, которые опускаются к основанию. 4. Водные часы. Из одного сосуда в другой равномерно по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой поднимался. Такие часы показывали время и днём и ночью – не забывай только воды подливать. 5. В средние века – появились песочные часы, прикреплённые к дощечке с циферблатом, напоминающий современный. Каждый час служитель переворачивал опустевший стеклянный сосуд и в ручную переводил стрелку на циферблате. Тогда же появляется прибор – предшественник карманных и ручных часов – переносные песочные. Их носили, прикрепив ремнями к ноге ниже колена. 6. В конце IV века появляются первые механические часы, и начинается постоянное состязание в техническом совершенстве сложности прибора: куранты, отбивающие часы, получасы и четверти; системы, воспроизводящие мелодии; механические фигурки, появляющиеся в определенное время у циферблата и разыгрывающие пантомимы.
7. Появляются миниатюрные часы с деталями в одну десятую грамма и часы-гиганты, у которых вес одной гири достигает 800 килограммов. Вершиной искусства часовых дел мастеров остаются и сегодня не превзойденные по сложности механизмы, такие кА часы в Безансоне (Франция) с 75 одновременно действующими циферблатами. 8. 19 век - 1809 г. –Парижский ювелир Нитон, изготавливая подарок к свадьбе пасынка Наполеона Евгения Богарне и Августы Люксембургской, вмонтировал в усыпанный драгоценными камнями браслет миниатюрный часовой механизм. Он и не подозревал, что становится создателем наручных часов. Кстати, в то время его идею не оценили по достоинству: в почете была «луковица» - карманные часы с цепочкой, оснащенные боем, а иногда и репетинией (повторным сигналом времени, который давали нажатием кнопки). 9. 20 век - 1904 г. – мастера Европы изготовили партию наручных часов для продажи в США. Но всю ее, как не нашедшую сбыта, пришлось вернуть в Старый Свет. А всего через несколько лет новинка получила признание у авиаторов. И наручные часы начали свое победное шествие, сегодня они выпускаются миллионами экземпляров ежегодно. 10. 1926 г. – первые наручные часы с автоподзаводом выпущены в г. Гренхене. 11. 1952 г. – появление первых электрических часов одновременно в США, Франции и Швейцарии. 12. 1967 г. – в центре электронных часов в г. Невшатель разработаны первые кварцевые наручные часы. В производство запущены в 1970 г. 13. 1972 г. – появление кварцевых часов на жидких кристаллах (электронных). 14 . 1988 г. – первые кварцевые автоматические часы без батарейки, заряжающиеся от движения рук 15. Сигналы точного времени передаются службой точного времени. Когда суточный ход контролируется по атомному эталону, то точность порядка 10 -23 с.
Актуальность Жизнь человека, здоровье во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек. Основной фактор здоровья - образ жизни - включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то и влияние этого фактора на здоровье учеников тоже разное. Нарушение расписания дня, а значит и биологического ритма жизни пагубно отражаются здоровье, а в учебном процессе еще и на результат деятельности. Актуальным будет рассмотреть распределение времени обучающимися и роль времени в их жизни.
Проблема Выполнение режима дня школьниками
Цели и задачи проекта Провести опрос среди обучающихся Исследовать распределение времени обучающимися Выявить роль времени в жизни школьника
Этапы работы Опрос учащихся 7а, 6, 2а Анализ ответов и составление диаграмм Подбор иллюстраций и оформление выводов
Результаты опроса обучающихся 7а, 6, 2а классов
1 вопрос: Имеете ли вы режим дня? А) Да Б)Нет
Ответ 2а класса
Ответ 6 класса
Ответ 7а класса
Вывод Из данных представленных диаграмм видно, что большинство обучающихся опрашиваемых классов имеют свой режим дня
2 вопрос: Выполняете его? А) Да Б)Нет
Ответ 2а класса
Ответ 6 класса
Ответ 7а класса
Вывод Из диаграмм видно, что наибольшее количество обучающихся 2а класса соблюдают режим дня. На втором месте 7а класс. Отстает от них 6 класс.
3 вопрос: Мальчик (подчеркнуть) девочка
Общий вывод из 3 вопроса В опросе принимали участие 26 мальчиков и 18 девочек. Из мальчиков режим дня выполняют только 9, 7 не имеют вообще. Из девочек режим выполняют только 7, девочки 7а класса вообще его не имеют.
4 вопрос: Влияет ли режим дня на состояние здоровья, учёбу? А) Да Б)Нет
Ответ 2а класса
Ответ 6 класса
Ответ 7а класса
Вывод Из общего числа количества опрошенных правильный ответ на вопрос давали ученики 2а класса. В 6 и 7а классах ученики плохо знают о влиянии режима дня на здоровье и процесс учебной деятельности
5 вопрос: Что такое время?
Ответ 2а класса
Ответ 6 класса
Ответ 7а класса
Вывод В целом учащиеся справились с заданием и смогли дать свое определение времени
6 вопрос: Как узнавали ход времени в древности?
Ответ 2а класса
Ответ 6 класса
Ответ 7а класса
Вывод: Больше всего о методах «слежения» за временем в древности рассказали ученики 2а класса.
7 вопрос: Какую роль играет время в вашей жизни?
Ответ 6 класса
Ответ 7а класса
Вывод Обучающимся 2а класса данный вопрос не задавала. Из опроса обучающихся других классов, можно сделать вывод о том, что ученики не ценят время, это мы можем пронаблюдать по данным представленных диаграмм
Общий вывод Мы живём в пространстве и времени, которые незримо связаны между собой. Время, как течение быстрой реки, переносит нас из прошлого в будущее.А как иногда хочется остановить прекрасное мгновение, чтобы минуты счастья длились дольше, поэтому каждые мгновения, происходящие в жизни нужно ценить, извлекать из них уроки, чтобы не наступать на одни и те же грабли снова.
Область применения: Классные часы в школе
Используемая литература: 1)В. А. Менделев - Энциклопедия необходимых знаний. Книга эрудита 2)Интернет ресурсы Google - поиск изображений, история измерения времени в прошлом.
Режимные моменты Возраст14-16 лет Подъём 7.00 Утренняя гимнастика, гигиена, уборка постели 7.00-7.30 Завтрак 7.30-7.50 Дорога в школу 7.50-8.20 Учебные занятия в школе 8.30-14.30 Дорога из школы 14.30-15.00 Обед 15.00-15.30 Прогулка 15.30-17.00 Приготовление уроков 17.00-20.30 Отдых 20.30-21.30 Ужин, свободное время 21.30-22.00 Вечерний туалет 22.00-22.30 Сон 22.30-7.00
Спасибо за внимание!!!
Поинтересуйтесь у любого человека: «Время, что это такое?» Вам ответят, что это некая величина, с помощью которой измеряются интервалы между жизненными событиями и выражается она конкретными единицами измерения. Но так ли все просто? На протяжении столетий самые прогрессивные умы планеты, философы, математики, физики спорят о происхождении и сути времени, выдвигая невероятные теории об этом феномене Вселенной.
Время применительно к нашей реальной жизни
Время, что это такое в нашей повседневной жизни? Для описания данного понятия существует несколько определений, выделяющих основные характеристики времени:
- оно имеет конкретное значение в зависимости от выбранной системы измерения;
- время используется при измерении интервала между определенными событиями;
- это параметр, который описывает взаимодействие нескольких процессов;
- время всегда направлено из прошлого в будущее;
- система измерения времени может иметь, как равномерную, так и неравномерную шкалу.
Самое привычное восприятие времени связано с астрономией, где интервалы измеряются в зависимости от вращения Солнца и Земли.
Сегодня человечество пользуется несколькими популярными типами времени:
- по Гринвичу – единым для всей планеты;
- поясным, которое включает 24 пояса и очень удобно для измерения времени;
- истинным, измеряемым солнечными часами в конкретной точке Земли;
- усредненным солнечным для определенной местности;
- летним – перевод часов для экономии энергоресурсов;
- звездным, используемым астрономами.
В качестве шкалы для измерения времени применяются такие величины, как секунда, минута и час в переделах одних суток. Для более широких интервалов – сутки, недели, месяцы, годы, столетия и т.д. Чтобы удобнее было следить за изменениями времени, человечество придумало множество полезных приспособлений, начиная от календарей, заканчивая супер точными часами с секундомером.
Современные концепции времени
Первым прибором, измеряющим время, были солнечные часы. Их работа основывалась на передвижении солнца. С появлением более совершенных устройств, таких как цифровые часы, отношение к времени изменилось. Его начали воспринимать, как самостоятельное, живущее своей жизнью понятие. Но давайте посмотрим на время, что это такое, с разных сторон.
- При измерении, например, скорости бегуна мы сравниваем его передвижение от одной точки до другой со стрелками секундомера, их движением. А современные часы, в свою очередь, созданы по подобию солнечных и зависят от передвижения нашего светила. Таким образом, неизвестную скорость бегуна мы сравниваем с абстрактным, но известным движением Солнца – временем. Это упрощает задачу измерения различных величин: частоту сердцебиения, скорость автомобиля или самолета и т.д. Но, если исключить из этой зависимости «время», то можно легко сравнить все эти величины друг с другом, что делает сомнительным понятие автономности времени.
- Не меньше сомнений вызывает и направленность времени. Мы привыкли воспринимать очередность событий, разделяя их на те, которые уже произошли, происходят сейчас или ждут нас в будущем. Но мало кто осознает, что настоящего как такового не существует, а вернее это мгновение, которое сразу становиться прошлым. Прошлое, являющееся воспоминаниями, и будущее – продукт воображения, можно измерить. Например, как информацию, записанную на пленке. Но что делать с реальностью, настоящим, которое не поддается измерению?
- К общему мнению, что такое феномен время, не могут прийти ученые из разных областей науки.
- Так, физики считают время обратимой величиной движения материальных объектов, где в качестве шкалы измерения используется определенная последовательность событий. Этот принцип стал основой создания часов.
- Философы настаивают на необратимости и направленности времени от прошлого к будущему. В мифологии время считалось цикличным, Лейбниц утверждал, что это лишь субъективное восприятие реальности, Гегель причислял время к категории абсолютного духа, сторонники диалектического материализма воспринимают время как вполне осязаемую и измеримую форму передвигающейся материи.
- С психологической точки зрения ощущение времени полностью зависит от состояния и восприятия каждого отдельного человека.
- Историки используют время для наиболее удобной характеристики событий, происшедших в конкретный этап существования человечества, в течение года, века, эпохи и т.д.
- С развитием интернет технологий появилась новая альтернативная величина времени бит (1/1000 суток), предложенная компанией SWATCH.
Современная наука попыталась классифицировать различные представления о времени, в результате чего появились две основные и абсолютно противоположные концепции:
Относительная
Время, что это такое согласно реляционной теории? Приверженцы данной концепции отрицают существование отдельного самостоятельного понятия «время» во вселенной. Это только некое специфическое проявление отношений между конкретными физическими событиями. То есть время позволяет отслеживать свойства и изменения физических тел.
Если проще, время также бездвижно, как и пространство. А его течение можно сравнить с движением кинопленки, последовательной сменой кадров. Но что случится со временем, если всю пленку развернуть? Получится единая картина, состоящая из набора кадров, которые существуют одновременно.
Вещественная
Кардинально противоположный взгляд, что это такое, время, предлагает субстанциональная концепция. Ученые настаивают на существовании времени как самостоятельной субстанции, стоящей в одном ряду с пространством, физическими явлениями, телами, полями. Самыми известными сторонниками вещественной концепции считаются Эйнштейн, Ньютон, Лейбниц, Демокрит, современный ученый Козырев.
- Во времена Демокрита уже прослеживалось разделение понятий времени и движения. На примере атомов, которые передвигаются в пустоте, ученый доказывал, что время течет и при остановке атомов.
- Исаак Ньютон считал, что человечество воспринимает время как эмпирическую (относительную) величину для удобства. На самом деле время является абсолютным и представляет собой неограниченный, непрерывный поток, не зависящий от движения физических тел и направленный только в будущее. При этом под словом «поток» подразумевалась совокупность частиц времени. По мнению Ньютона, время постоянно в любой точке пространства, определяется единственным параметром T и может использоваться в любой системе отсчета.
- Пожалуй, самой известной и распространенной является теория относительности, разработанная Эйнштейном, где время – четвертое измерение. По его мнению, во вселенной одновременно существует и прошлое, и настоящее, и будущее, разделенные разными измерениями. Начиная с динозавров и заканчивая нашими точными копиями и даже самой Вселенной. Согласно этой теории, мы не имеем выбора, так как будущее и прошлое определены и существуют в один и тот же момент. И здесь возникает масса вопросов. Если прошлое и будущее существовало всегда, значит, более развитые цивилизации уже перемещались бы во времени, а мы бы знали об этом.
Некоторые утверждения теории относительности, такие как замедление времени или увеличение массы тела с ускорением доказаны. Однако как объяснить парадокс «близнецов», когда один из них отправляется в космическое путешествие, а другой остается дома? По теории Эйнштейна, время путешественника будет замедляться, так как он движется относительно Земли (другой системе измерения). Но в то же время близнец, находящийся на Земле, также не перестает двигаться относительно своего брата вместе с планетой. Выходит время на часах по возращении должно совпадать? Во времена Эйнштейна замедление времени связывали с ускорением. Но после изобретения ускорителя частиц стало понятно, что ускорение в вычислениях замедления времени не имеет значения.
Как видно, до сих пор никто с полной уверенностью не может сказать, что есть время и за счет чего оно замедляется.
Времени не существует?
К такому выводу пришли словенские ученые, полностью изменив понимание, что такое время во Вселенной. Они уверенно отрицают существование четвертого измерения и теорию Ньютона об абсолютности временной меры, движущейся по своим законам. Новая парадигма не исключает время как таковое, а изменяет взгляд на его абсолютность. Время рассматривается не как физическую сущность, выражающуюся количественной величиной, а одно из измерений реального пространства, что делает Вселенную «безвременной». Что это значит?
Проблемы с определением времени начались при столкновении теории относительности с квартовой физикой. В течение продолжительного времени ученые пытаются привести к общему «знаменателю» глобальные физические законы, существование мельчайших частиц и теорию о строении света. С уверенностью, что во Вселенной все взаимосвязано, гениальные физики вычислили универсальное уравнение, но оказалось, что времени в этом уравнении нет места. Чем больше исследуется поведение атомов, фотонов и других мельчайших частиц, тем менее значимым становится время, воспринимаемое человечеством достаточно субъективно.
Споры о понятии «время» беспрерывно продолжаются, появляются новые теории, оригинальные исследования. Какую концепцию воспринимать как истинную, решать вам. Но есть надежда, что в скором времени мы сможем разгадать загадки нашей необъятной Вселенной.
Мы его тратим, но не знаем, где зарабатывать.
Мы его теряем, но никто потом не находит.
Мы его проводим, выстраиваем, опережаем, убиваем, не замечаем.
А оно нас лечит и учит, меняет и заставляет задумываться.
А что если мы громко и уверенно заявим ему, как сказочная героиня: «У тебя нет власти надо мной, всесильное время!»
Человек - единственное существо на Земле, обладающее чувством времени.
Животные живут одним мигом, накапливая жизненный опыт на уровне неосознанных рефлексов.
Только человек может вспоминать прошлое и моделировать будущее, ощущая, таким образом, свое место в потоке времени. Однако в разное время люди ощущали свое личное время по-разному.
Что же такое время для человека?
«Ни будущего, ни прошлого нет... Есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего - это память; настоящее настоящего - это непосредственное созерцание; настоящее будущего - это ожидание».
Человек - вечный путешественник во времени, властный над ним настолько, насколько он властен над своей душой? Возможны ли путешествия во времени?
Одни живут в прошлом: призывают прошлое, желая остановить его, постоянно перебирают в голове «вчерашние» победы или ошибки. Другие постоянно живут завтрашним днем: своими планами, мыслями, страхами за то, чего еще нет. И в том, и в другом случае человек путается в этих временах, упускает реальное настоящее Время, никогда не живет, а только надеется жить, упуская принадлежащее ему...
Например, на психотерапевтических тренингах люди, меняя свое отношение к тем или иным ситуациям, которые уже произошли в их жизни или жизни их семьи - меняют свое настоящее и будущее. Меняя взгляд на ситуацию, смысл произошедшего, человек осознает другую реальность и попадает в другое пространство, которое несет совершенно иную суть его жизни. И это подвластно каждому человеку!
Время - единственный невосполнимый ресурс, которым располагает человек. Можно укрепить пошатнувшееся здоровье, развить интеллект, овладеть недостающими профессиональными навыками.
Но стрелки часов нельзя перевести назад . Песок тихо шуршит, отсчитывая оставшееся время.
Как разумнее использовать время?
Разумное использование времени
Чаще всего человек принимает Время не задумываясь, как нечто само собой разумеющееся. Он гордо называет его «мое время», как будто оно и впрямь его собственность, как будто человек сам его создал и оно находится у него в подчинении.
Поэтому человечество часто не ценит его и ведет себя так, словно в его распоряжении находится безгранично много времени.
Время легко тратится, транжирится и убивается, и никто не стесняется также требовать время и у других, если это кажется необходимым.
Вопреки расхожему мнению, человек - отнюдь не хозяин своего времени. Время принадлежит Создателю, а человек лишь управляет им. И каждый человек несет ответ за данное ему время...
У многих людей управление временем сводится к тому, чтобы сделать как можно быстрее и больше. Однако, качественный аспект управления временем гораздо важнее количественного. В массе своей человечество живет по законам трехмерности. Совершая какие-либо действия, человек задействует свое тело, разум и сердце.
Например, человек находится на важном совещании, то есть его тело сидит на совещании, а в это время разум направлен на решение семейного конфликта, а сердце тоскует по любви. И находится человек одновременно в трех местах, в трех разных пространствах, и жизненная энергия и данное время его рассредоточены на три совершенно разных жизненных аспекта.
Он «расстроен» - энергия ушла, время прошло, результат плачевный. Неважно, чем занимается человек, важно, где он во время этого занятия своим телом, мыслями и сердцем.
Когда домохозяйка варит борщ и полностью посвящает отведенное время на приготовление этого блюда - и сердцем, и мыслями она с борщом - то этим отрезком времени она управилась наилучшим образом. А руководитель крупного отдела, сидя за разработкой нового проекта, в уме подсчитывая свои дивиденды, а сердцем находясь с секретаршей - потратит попусту этот отрезок времени.
Получается, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» - каждый тянет повозку в свою сторону, в результате чего она остается на месте.
Если человек, совершая, что либо, сумеет синтезировать в себе тело, разум и сердце, то он сконцентрирует всю свою энергию на одном, затратит на это гораздо меньше времени и получит наилучшие результаты.
Время - это производная выражения способности человека пользоваться и применять огонь, данный ему при рождении в жизнь. Нехватка времени - нехватка огня - человек действует одним физическим присутствием, то есть только одним физическим телом. Сегодня Планета развивается по другим законам и, если человек, не перестроившись, продолжает жить только одной физической частью - он ничего не успевает, ему не хватает Огня других присутствий.
Например, человеку нужно решить какой-то сложный вопрос, он начинает бегать по инстанциям, знакомым, он считает, что чем больше он «оббегает», тем быстрее решит свою задачу. Но он бегает только физическим телом, то есть только на физическом присутствии.
Если он подключит к решению задачи свои астральное и ментальное тела, то есть будет делать с душой и логично все простроит, и в синтезе всех своих тел будет действовать, то гораздо быстрее и качественнее справится с поставленной целью.
А если еще продумает смысл происходящего с ним и осознает суть всего процесса - подключит вышестоящие тела: причинное (кармическое) тело и тело сознания (будическое) - результат будет другого качества и уровня.
Человек - это не только физическое тело, это синтез физического и тонких тел (сегодня мы знаем 32 тела человека). И сколько тел у человека развито, сколькими телами он умеет управлять, настолько продуктивнее он распорядится своим временем.
Эффективное планирование времени
Эффективное планирование и управление собственным временем гарантирует отсутствие авралов и вмешательств судьбы?
Гарантия в жизни - это та иллюзия, за которой гонится человечество. Я скажу так: рождаясь на Земле, человек получает гарантию того, что у него обязательно будут авралы и судьбоносные ситуации. Преодолевая их, он самосовершенствуется и поднимается на новый виток развития, а там - другие авралы, но уже другой сложности.
Планирование временем помогает быстрее преодолевать эти задачи и идти дальше. Календарь, часы, сигналы точного времени по радио - все это чепуха. У каждого из нас - свой собственный календарь и свои собственные, особенные часы. Овеществленные, они будут выглядеть странно.
На календаре - отметки: «запах моря. Август 1983-го» и «пролитое на постель вино. 17 октября, Юрмала» . А вместо стрелок на часах - деления: «поцелуй на крыше», «встреча с N», «ужин в Париже» . Но странно это только для посторонних. Вы-то знаете, о чем речь.
Это ваш личный отсчет времени. Для кого время течет медленно, а для кого быстро? У каких людей вкусовые рецепторы времени активизированы, а у каких - нет?
В опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы» есть знаменитый «монолог времени» маршальши, написанный Гуго фон Гоф-маншталем:
«Время - вещь удивительная. Когда живешь не задумываясь, оно ничего не значит: но потом вдруг ничего не чувствуешь кроме него, оно вокруг нас, оно также внутри нас. Его течение запечатлено на лицах, его течение отражается в зеркале, оно струится и в моих снах. И здесь между тобой и мной оно также бесшумно струится, как песочные часы. Его не нужно бояться. Ведь оно творение отца, который сотворил нас всех» .
Время понятие субъективное. Оно очень хорошо отражено на лицах людей. Есть довольно пожилые люди с прекрасными молодыми глазами и счастливыми лицами - время как будто только легко прикоснулось к ним. А есть молодые люди с глазами стариков...
Мы в нашей повседневности всегда замечаем, что течение времени кажется нам различным в зависимости от внешних обстоятельств и нашего собственного внутреннего настроения. Иногда нам кажется, что время тянется бесконечно долго и ему не будет конца, но временами оно летит незаметно, иногда мы хотим даже, чтобы время остановилось.
Человек, знающий, что такое время, умеющий управлять им - относится к нему с огромным уважением.
Одна голливудская очень красивая актриса довольно пожилого возраста на вопрос, почему вы не делаете пластических операций, ответила:
«На моем лице история всей моей жизни. Каждая морщинка мне бесконечно дорога, так как она напоминает мне об определенном прожитом времени...»
Я думаю, что у таких людей со временем все в порядке, им не нужно скрывать бесполезно прожитое время за искусственно натянутыми масками или прибегать к другим ухищрениям. Они достойно управляли отведенным им временем. Таким образом, рассуждения о времени подошли к концу. И время, отведенное для этих рассуждений, опять незаметно утекло.
Я надеюсь, что в этот раз мы сумели им правильно распорядиться.
Вопрос: «Что самое удивительное в мире? »
Ответ: «Знать, когда наступает подходящий момент для ухода (Махабхарата)»
Время – это одно из самых загадочных и уникальных явлений во Вселенной. И с одной стороны, его очень сложно как-то объять и даже определить, с другой стороны, его можно измерить, охарактеризовать и даже вывести законы эффективного управления временем. Хотя само понятие “управление временем” – весьма относительно.
Мы рассмотрим отношение ко времени не сточки зрения науки и точных научных определений, формул и расчётов, а с точки зрения человеческой жизни и правильного его использования. Ведь люди относятся ко времени очень по-разному, одни его вообще не ценят, прожигают не осознавая, другие же учатся ценить каждую секунду, изучают соответствующие законы и принципы управления временем, и распоряжаются своим временем мудро и эффективно. А отсюда и результаты, которые получают люди – тоже сильно отличаются.
Так что же такое Время для Человека?
Время – одна из основных жизненных ценностей, по сути своей – сверхценность. Для каждого человека времени в жизни выделено всегда ограниченное количество. Его нельзя вернуть, если человек его потерял. Другие сверхценности в жизни человека – это и .
- “При правильном вложении Времени оно превращается богатства духовные и материальные, при неправильном – в пустые корзины”.
- “Твоё время – это и есть твоя жизнь!”
Эзотерический взгляд. Качество в человеке, которое отвечает за правильное отношение и использование времени – это Своевременность. Своевременность, как принцип, расположен в чакре .
Время, с точки зрения эзотерики – это вид уникальной и очень ценной энергии. Каждому человеку при рождении даётся определённое количество энергии времени, которую каждый использует по своему умению. Как и деньги, одни получив их – приумножают и превращают в блага, другие – транжирят или направляют на зло, приумножение и т.п. Так и со временем дело обстоит.
Каждый человек должен помнить всегда одно – время всегда быстро и неизбежно заканчивается и его невозможно повернуть вспять. Хотя с точки зрение эзотерики, обладая соответствующими знаниями и техниками , не не благодаря манипуляциям со временем, а благодаря правильной работе над собой и своей душой.
Энергия времени дана человеку для жизни – то есть прежде всего для , познания и реализации своих и .
Что такое управление временем?
Объективно временем управлять не возможно. Но возможно правильно, мудро и эффективно научиться распоряжаться тем временем, которое дано тебе для жизни.
Управление Временем реализуется через соответствующие качества и способности:
1. Отношение ко времени – как к величайшей ценности данной человеку свыше.
2. Способности расчёта – умение составлять план и действовать в соответствие с ним, по графику. А также умение правильно распределять время согласно жизненных приоритетов.
3. Качество “Своевременность” – условие достижения Целей и поддержки людей.
Как и все в окружающем мире, человек живет, развивается, функционирует во времени. Понимание роли времени в жизни человека дает возможность более полно и глубоко осмыслить его жизненный путь.
Время в жизни человека может рассматриваться в двух аспектах: а) в плане соотношения индивидуального прошлого, настоящего и будущего; б) с точки зрения значения возрастных параметров жизненного пути, единства хронологического, биологического, социального и психологического времени. Оба аспекта неразрывно связаны: на каком бы этапе жизненного пути человек ни находился, у него всегда есть память о прошлом, ощущение настоящего и представление о будущем, более ясные - о ближайшем, менее четкие - об отдаленном.
Человек живет прежде всего настоящим и в настоящем. Настоящее - основа его жизни. Гегель считал, что “прошлое есть сохранение настоящего как действительности; будущее же есть... становление настоящего как возможности...”.
Время непрерывно “поглощает” настоящее, превращая его в прошлое. Бывает, что жизненно важные для человека цели одна за другой терпят крах, и им невольно овладевает мысль, что какая-то сила препятствует их осуществлению. Эту несуществующую силу и называют судьбой. Слабому человеку гораздо легче свалить свои неудачи и беды, крушение жизненных планов и целей на таинственную силу, чем трезво проанализировать их реальные причины. Не у каждого находится мужество признать, что либо цель была поставлена не та, либо не найдены эффективные средства ее достижения, либо желаемое будущее не наступило вследствие собственной пассивности и лени. Именно в этом случае и обращаются к судьбе, против воли которой якобы идти невозможно.
При обычном, спокойном, будничном течении жизни о судьбе не вспоминают. Нет оснований для ссылок на судьбу и тогда, когда совершается ожидаемое, запланированное. О судьбе речь заходит тогда, когда случается не задуманное заранее, неожиданное событие (приятное или чаще неприятное), прерывающее обычный, будничный ход времени.
Таким образом, судьба тесно связана со временем индивидуальной жизни человека. Вне связи прошлого, настоящего и будущего миф о судьбе понять невозможно.
Из взаимосвязанных понятий “прошлое”, “настоящее” и “будущее” наибольшие споры, как это на первый взгляд ни странно, вызывает категория настоящего.
Говоря о настоящем применительно к жизненному пути, имеют в виду не “миг между прошлым и будущим”, а определенное сравнительно устойчивое состояние.
Прошлое, опредмечиваясь в культуре и опыте, входит в настоящее, которое своими корнями уходит в прошлое, и дает основание для будущего. Непрерывные взаимные переходы будущего в настоящее, а затем в прошлое и составляют жизненный путь человека.
Однако в постоянном движении настоящее тоже является моментом устойчивости. Оно становится прошлым в психологическом времени человека именно тогда, когда существенные изменения в его внешней и внутренней жизни или в состоянии его здоровья отделяют его от настоящего. “Вчера” психологически воспринимается как настоящее, если не было каких-либо крупных событий, резко отделивших его от сегодняшнего дня*. Вот почему настоящее для человека - “не миг”, а период его жизни. Настоящим нередко называют не только час или день, но даже месяц или год. Как видим, отрезки жизненного пути, описываемые понятиями “прошлое”, “настоящее” и “будущее”, отличаются от физического анализа этих понятий, ибо всегда связаны с реальными событиями человеческой жизни.
Чем насыщеннее, богаче жизнь человека, тем ярче, определеннее, яснее условность границ между прошлым и настоящим, а в какой-то степени и будущим. Время неразрывно связано с личной жизнью, со значимостью для человека тех событий, которые происходили в каждом временном отрезке.
Понимание жизненного пути как процесса позволяет раскрыть человеческую жизнь во всей ее сложности: человек меняется во времени, время меняет человека.
Прошлое в какой-то степени выступает критерием настоящей жизни. Когда говорят “все в прошлом”, то это свидетельствует о неудовлетворенности сегодняшней жизнью. Человек, ушедший на пенсию, нередко “живет” прошлым, часто возвращается к нему, прокручивая вновь и вновь невидимую ленту памяти, запечатлевшей самые яркие страницы минувшей жизни. А если некогда оглянуться, осмотреться, то это значит, что жизнь заполнена до краев и человек удовлетворен ею. Прошлое оживает в памяти только тогда, когда за время, предшествующее настоящему моменту, произошли какие-то важные изменения. В том же случае, когда каждый новый день оказывается едва смещенной копией предыдущего, прошлого фактически нет, оно поглощено настоящим.
Память хранит прежде всего какие-то поворотные пункты нашей жизни, разделяющие этапы жизненного пути. Память - это “настоящее прошедшего”, она оживляет прошлое и как бы переносит его в настоящее.
Очевидно, события, пережитые в прошлом, с известной долей условности можно разделить на события общественно значимые, участниками или свидетелями которых мы являлись, и на события личностно значимые.
Прошлое обеспечивает непрерывность жизненного пути. Именно потому, что мы помним прошлое, жизнь и является непрерывной, идущей к сегодняшнему дню. Осознание человеком своего жизненного пути и есть фактически оценка прошлого вплоть до настоящего мгновения.
Собственное будущее может представляться как реализованная цель единичного действия (“я пойду на спектакль”, “я сдам экзамен”) или целого комплекса действий: “я стану инженером”, “я переменю место работы” и т. д. Оно может представать как более или менее детализированный образ будущей жизни - личной или общества в целом. Здесь возможен отлет сознания от реальности, появление несбыточной утопии. Но если образ будущего основан на реальных тенденциях общественного развития, на научно обоснованном идеале будущего, он становится огромной действенной слой.
Будущее вероятностно; с ним люди связывают свои надежды и опасения, свою дальнейшую судьбу. При этом человек зачастую не замечает того, что будущее не возникает спонтанно, вдруг, что оно подготовлено настоящим, более того - настоящее содержит его элементы, ростки. Будущее зависит от выработанных всей предшествующей жизнью качеств человека, его установок, от тех дел, которые он начал сегодня, от его прошлого и настоящего. Конечно, это, как мы увидим, не исключает неожиданных и непредвиденных поворотов, удач и неудач, случайностей, но, несмотря ни на что, основные тенденции будущего заложены в настоящем бытии человека.
Так сочетается в жизни человека прошлое, настоящее и будущее, составляющие его жизненный путь. Чем старше человек, тем обширнее его прошлое и ограниченнее будущее.
Первое и самое общее представление о незнакомом человеке дает его возраст. Возрастные этапы верно выделял еще Платон: детство - юность - зрелость - старость - смерть. Имеются сотни попыток периодизации жизненного пути человека на основе сменяющих друг друга возрастных этапов. Однако стало уже тривиальным отмечать, что ни отечественные, ни зарубежные исследователи пока не смогли дать общепринятых возрастных границ для каждого периода жизни человека.
Вероятно, это не случайно. Границы возрастных периодов и содержание деятельности в каждом из этих периодов зависят от исторически изменяющихся социальных условий. Так, ныне средняя продолжительность жизни человека в развитых странах мира составляет 70 и более лет, в то время как в некоторых бывших колониях - всего 30 лет.
Сейчас, как известно, физическая зрелость у молодежи наступает раньше, чем одно-два столетия назад, но в подавляющем большинстве браки заключаются позже 20 лет. Между тем, молодые дворянки в России в XVIII в. вступали в брак обычно в 14-15 лет, а в XIX в. - в 17-19 лет. Дочери крестьян в XIX в. выдавались замуж уже в 13-15 лет (вспомним хотя бы няню Татьяны Лариной в пушкинском “Евгении Онегине”).
Среди ученых идут споры о верхних границах молодого возраста, которые варьируются от 27 до 40 лет. Определение этих границ может быть верным для разных этапов истории, разных стран, для мужчин и женщин.
Наряду с физическим (календарным) временем выделяют социальное, биологическое и психологическое время. Сущность социального времени может быть раскрыта на основе анализа временных параметров развития общественного производства, которое в конечном итоге определяет жизнедеятельность людей. Непрерывное производство и воспроизводство материальных благ, обеспечивает определенный ритм исторического процесса. Чем выше развиты техника и технология, чем выше интенсивность труда, тем меньше времени занимает каждый цикл воспроизводства. Социальное время – это совокупность социальных изменений, необходимых для осуществления социальных перемен в жизненном пути человека.
Таким образом, с одной стороны, каждая единица времени становится более насыщенной социальными действиями, с другой - для осуществления аналогичных социальных действий времени требуется все меньше. Поэтому социальным ритмом можно назвать насыщенность каждой единицы времени (минуты, года, часа) социальными изменениями, являющимися результатом деятельности людей, и сокращение временных интервалов, необходимых для осуществления определенных социальных перемен.
Коль скоро ни один человек не живет вне общества, социальный ритм исторического развития является в конечном счете и индивидуальным ритмом его жизни.
В современной научной литературе активно обсуждаются и проблемы биологического времени (хронобиологии). Сущность биологического времени заключается в способности живого организма организовывать подвижные временные связи с внешней средой. Ритмы организма в процессе эволюции его функций выступают одним из ведущих механизмов его приспособления к изменениям внешней среды.
В биологической литературе в последние годы не прекращаются оживленные дискуссии о биоритмах человека - периодических “пиках” его физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей.
С биологическим связано и психологическое время индивида, интенсивно исследуемое в последние годы. Однако существование этого временного параметра человеческой жизни было хорошо известно и В.Шекспиру. В комедии “Как вам это понравится” Розалинда утверждала: “...время идет различным шагом с различными людьми. Я могу сказать вам, с кем оно идет иноходью, с кем - рысью, с кем - галопом, а с кем стоит на месте”.
Нередко жизнь кажется длинной, когда она насыщена сложными и тяжелыми событиями. Чем больше их в жизни, чем чаще нарушают они нормальное течение жизни, тем старше чувствует себя человек.
Можно проиллюстрировать различия в субъективном восприятии времени следующими строками С. Маршака:
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Психологическое время в духовном мире личности - это индивидуальная модификация социального времени: ведь оно, как мы видели, опосредовано практической деятельностью и социальным опытом личности. Оно субъективно, поскольку представляет собой отражение времени в сознании того или иного человека, и объективно, поскольку отражает (правильно или неправильно) объективное физическое (хронологическое) время. Объективны и многие причины, ведущие к тем или иным искажениям, смещениям в восприятии той или иной личностью объективно существующего времени. Таким образом, психологическое время индивида зависит от его образа жизни, т. е. социальных стереотипов его жизнедеятельности, от характера и содержания его.
Психологическое время неразрывно связано с биологическим временем, в частности с возрастом человека. Однако эта связь и определенная зависимость психологического времени от биологического не проста и не однолинейна. Старение и даже дряхление организма человека далеко не всегда совпадает с психологическим временем его жизни, между ними могут существовать определенные противоречия.
По мнению Е. И. Головахи и А. А. Кроника, психологическое время позволяет дать более точную оценку события: о его значимости в нашей жизни мы судим и по временному восприятию его.
Центральное место в психологическом восприятии времени занимают переломные моменты - моменты выбора решения.
Деление времени человеческой жизни на физическое, социальное, биологическое и психологическое время относительно и нужно для удобства их изучения. Они существуют в единстве, взаимопроникновении, в непрерывной “пульсации” и представляют собой временной аспект жизненного пути человека. Исследовать это единство довольно трудно, и практически нет работ, в которых время человеческой жизни было бы представлено как неразрывная целостность всех отмеченных сторон.
Для более полного анализа жизненного пути личности необходимо ввести понятие жизненного плана.
Что такое жизненный план ? Л. С. Выготский рассматривал его как средство целевой регуляции, как определенную систему приспособления к окружающей действительности. Один из исследователей жизненного пути, С. Плаксий*, считает, что жизненные планы - это стремление личности через постановку и достижение тех или иных целей построить свою жизнь определенным образом. В них выражены их помыслы и пожелания о настоящей и будущей деятельности, которые определяются, с одной стороны, объективными условиями жизни, а с другой - потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности.
Жизненные планы можно разделить на устойчивые, недостаточно устойчивые и слабо выраженные. Как показывают исследования, преобладающими оказываются пока две последние группы. Например, исследования жизненных планов школьников старших классов г. Красноярска свидетельствуют о том, что такие атрибуты будущей жизни, как наличие машины, дачи, модных вещей, полезных знакомств, уважения окружающих, успех у лиц другого пола и т. д., оказались предпочтительнее, чем ориентация на приобретение профессии и представления о стиле жизни той профессиональной группы, в которую они хотели бы вступить.
Планирование жизненного пути, являясь одним из видов социального планирования, подчинено общим принципам и задачам последнего. Однако оно обладает рядом важных специфических особенностей. Здесь совпадают субъект и объект планирования. Составляя жизненный план, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Жизненные планы имеются чаще всего у тех людей, представления которых о смысле жизни достаточно обоснованны и базируются на объективных возможностях их выполнения.
Они обуславливают выбор человека в тех или иных ситуациях и соответствуют масштабам его жизненных целей. С точки зрения целей планы могут быть разделены на ситуативные и коренные. Ситуативные планы направлены на осуществление ближайших целей. Такие планы необходимы и полезны, но если вся жизнь человека сводится к реализации только ситуативных планов, то это означает, что в ней нет стержня - общей жизненной цели. Человек постоянно корректирует жизненные планы. Корректировка жизненных планов зависит от изменений самого индивида.
В жизненных планах конкретизируются жизненные программы , представляющие собой обобщенную вероятностную модель будущего жизненного пути индивида как определенной целостности. Такая программа указывает общее направление всей жизнедеятельности человека в соответствии с целью жизни.
Она менее детализирована, чем жизненный план, ибо в ней ставятся только главные жизненные цели, но не раскрываются ни конкретные средства, ни этапы их достижения.
Жизненные планы и программы - необходимое условие цельности жизненного пути человека. Если их нет, то заведомо можно сказать, что в его жизни будет господствовать случайность, что она будет лишена цельности. В этом случае любые повороты жизни, любые трудности могут выбить человека из колеи, сломить его. Жизненные планы и программы направляют жизнь человека, придают ей полноту и осмысленность, позволяют в самых трудных обстоятельствах максимально реализовать себя.