История методология психоаналитической теории неврозов. Психоаналитическая теория невроза
Целью учебного курса является углубленное изучение основополагающих классических и современных работ и подходов по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе и в рамках различных психоаналитических школ и направлений.
Раскрытие сути наиболее важных понятий, гипотез и концепций, открытых Фрейдом и разработанных современными психоаналитиками по данной тематике ведется в контексте концептуального осмысления постулированного Фрейдом принципа о «неразрывной связи» теории и практики с развитием психоаналитического мышления у студентов.
Курс «Психоаналитическая теория неврозов» позволяет подробно и последовательно показать развитие психоаналитических идей Фрейда и его последователей от психоанализа отдельных клинических случаев до формирования и трансформации психоаналитической теории неврозов и теории терапии неврозов.
Курс предназначен для студентов 2-го курса Факультета клинического психоанализа как теоретическая и практическая подготовка к квалификации
В задачи учебного курса входит:
- системное и обстоятельное изучение предлагаемого материала по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе, в контексте развития теории и практики психоанализа
- формирование у студентов положительной мотивации к исследовательской активности в рамках самостоятельного чтения текстов (сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать причины)
- пробуждение интереса к началам практической работы. Тренировка применения теоретических знаний, полученных в курсе, на практике проведения тренировочного клинического интервью с другим человеком.
- пробуждение интереса к исследованию и познанию скрытых сторон собственной личности
- пробуждение интереса к применению психоаналитического метода исследования в междисциплинарных областях (литература и искусство, философия, социология, медицина, этика и др.)
- развитие навыков распознавания развитийных аспектов и ограничений психоаналитической науки
Знания, полученные в результате освоения данного курса, позволят студентам:
- основные психоаналитические концепции, гипотезы, понятия в рамках курса «Психоаналитическая теория неврозов» с точки зрения теоретического, технического и содержательно- терапевтического подходов
- применять полученные знания с целью диагностики и дифференицальной диагностики различных невротических, психотических и пограничных уровней организации личности.
- сопоставлять и ориентироваться в корпусе различных теорий, направлений и школ психоаналитической теории неврозов.
- навыками распознавания в представленных текстах и на индивидуальном пробном клиническом материале: тревог и фрустраций, симптомов, конфликтов, фантазматической активности, влечений и защит
- навыками установления связей текущей психопатологии с этиологическими аспектами.
- навыками определения места симптома на психическом уровне, на уровне поведения и соматическом уровне.
- практическими навыками изучения психоаналитической литературы
- навыками распознавания транферно-контртрансферного взаимодействия
Отличительной особенностью данного курса является понимание фундаментальной роли выделения класса неврозов в формирование психоаналитического метода исследования и терапии и формирования на этой основе психоаналитической мысли.
Системное и аналитическое чтение оригинальных авторских текстов по психоаналитической теории неврозов, практическое использование клинического материала, включая использование неизданной в России психоаналитической литературы, обеспечивает наиболее полное овладение материалом курса. Программа курса сформирована в контексте международной практики преподавания и обучения.
Авторская концепция основывается на многолетнем клиническом опыте, опыте обучения в рамках Международной Психоаналитической Ассоциации, а также опыте преподавания. Сформированная методика предполагает подробное и регулярное изучение в рамках курса работ Фрейда и современных психоаналитиков, принадлежащих к различным направлениям и психоаналитическим школам. Концепция основана на систематической проработке литературного и клинического материала и сочетает принципы исследования и обобщения как теоретического, так и практического опыта.
Тема 1. Исторические предпосылки создания психоаналитической теории неврозов
Загадка истерии с древних времен. Понимание истерии как феномена на пересечении медицины, социальной проблематики и культуры
- Выделение Фрейдом истерии в сферу медицины
- Текущий профессиональный контекст, являющийся отправной точкой для этого открытия
- Влияние Ж.М. Шарко, П. Жане, И. Бернгейма, Э. Крепелина на понимание природы и сущности истерии.
Совместная работа с Й. Брейером
- Фрейд как ученый, способный переработать и использовать труды, материалы, данные предшественников и создать собственное новаторское знание
- Истерия как первый невроз, изучаемый Фрейдом, и ключ к его дальнейшим исследованиям и развитию психоаналитического понимания неврозов
Тема 2. Психиатрическое понимание неврозов
Психиатрическое понимание неврозов:
- Феноменология. Симптомы и синдромы
- Основные формы неврозов
- Этиология и патогенез
- Диагностика и дифференциальная диагностика
- Лечение и профилактика
Медицинское понимание неврозов во времена Фрейда и в современной психиатрии.
Выделение понятия истерии из психиатрической нозографии своего времени
Тема 3. Этапы формирования психоаналитической концепции неврозов
Совместная работа с Й.Брейером и ее результат: «Исследование истерии», 1895
- Фундаментальный принцип: истерия как прототип всех психоневрозов. «Симптомы имеют смысл»
- Первая гипотеза происхождения и лечения истерии
- Принципиальное значение психического травматизма в этиологии истерии
- Гипотеза о раздвоении содержания сознания
- Первое утверждение о специфически сексуальном характере травмы
- Сексуальность как фактор, мотивирующий вытеснение
- Переход от катартического метода лечения Й.Брейера к методу свободных ассоциаций З.Фрейда
- «Исследование истерии», 1895, «Новые замечания о психоневрозах защиты», 1896, «Этиология истерии» 1896
Второй этап формирования психоаналитической концепции неврозов. 1897-1909
- Фантазматическая жизнь в связи с психической бисексуальностью
- Симптомы, фантазии и сновидения как символическое воплощение бессознательного желания. Инфантильная сексуальность
- Симптом превращения как конденсация воплощенных фантазмов
- Особенности истерических идентификаций
- Основополагающая роль психического конфликта
- Психоневрозы как негатив перверзии
- Психоневрозы защиты
- - «Сексуальность в этиологии неврозов»,1898, «Толкование сновидений»,1900, «Фрагмент анализа одного случая истерии (Дора)»,1905, «Три очерка по теории сексуальности»,1905, «Истерические фантазмы и их отношение к бисексуальности», 1909
Третий этап формирования психоаналитической концепции неврозов. Истерия на службе метапсихологии. 1909 – 1918
- Различия и сходство между различными неврозами
- Условия вхождения в невроз
- Симптомообразование
- Различие психических механизмов при истерии, истерии страха и неврозе навязчивых состояний
- Обоснование сходства всех психоневрозов защиты. Их отличие от нарциссических неврозов
- Роль подавления и превращение либидо в тревогу при истерии страха
- - Анализ фобии одного пятилетнего мальчика (Маленький Ганс),1909 «Из истории одного инфантильного невроза» (Человек-Волк),1918, «Заметки о случае обсессивного невроза» (Человек-Крыса),1909, «Метапсихология»,1915, «Влечения и их судьбы»,1915, «Траур и меланхолия»,1917, «Введение в психоанализ»,1916, «Лекции по введению в психоанализ», 1916-17
Четвертый этап формирования психоаналитической концепции неврозов.
- Переоценка неврозов. Вторая структурная теория
- Проблемы женской сексуальности. Вопросы доэдиповой фазы развития.
- - «Я и «Оно»,1923, «По ту сторону принципа удовольствия»,1920, «Неврозы и психозы», 1924, «Подавление, симптомы, тревога»,1926, Женская сексуальность,1933, «Новые лекции по введению в психоанализ»,1933
Тема 4. Проблемы метапсихологии
Топологический (структурный) подход
- Первая топика. Дифференциация психического аппарата на Бессознательное-Предсознательное-Сознательное
- Вторая структурная теория «Оно-Я- Сверх-Я». «Сверх-я» как наследник Эдипова комплекса.
- Понятие идеала я
Экономический подход
- Проблемы загрузки, противозагрузки
- Соотношение принципов удовольствия и реальности и первичного и вторичного процессов
Динамический подход
- Понятие конфликта
- Теория влечений. Первая и вторая
- Проблемы защит
- Первая и вторая теория страха/тревоги
- Теория аффекта
- Проблемы агрессивности, садизма, мазохизма
Тема 5. Генетический подход
- Генетический подход с точки зрения теории влечений-структуры и с точки зрения объектных отношений
- Психосексуальное развитие и развитие объектных отношений.
- Источники, цели и объект влечения
Понятие оральности. К.Абрахам. Влияние М. Кляйн и ее школы (У.Бийон)
- Оральность и инкорпорация
- Первичные идентификации
- Специфические оральные страхи и фантазии
- Оральный конфликт – первый конфликт амбивалентности
- Шизопараноидные и депрессивные позиции
- Ранний Эдипов комплекс
Понятие анальности. Влияние К.Абрахама, Д.Винникота
- Источники, цели, объект влечения
- Второй конфликт амбивалентности
- Типичные страхи и защиты анальной фазы
- Формирование оппозиционных пар – активность/пассивность
- Встреча нарциссического и объектного либидо
- Нарциссическое усиление чувства всемогущества
Понятие фалличности. Вклад Ш.Ференци, О.Фенихеля.
- Проблема дифференциации полов
- Психосексуальное развитие и объектные отношения в фаллической стадии
- Объединение порциальных влечений под приматом генитальности
- Основные страхи и фантазии фаллической стадии у мальчиков и девочек. Детская мастурбация.
- Детские сексуальные теории
- Первичная сцена. Идентификации.
- Сексуальный или нарциссический смысл в процессе развития символизации
- Две функции развития идеала я и себя 1) как замена утраченного нарциссического всемогущества и 2) продукт идентификации с родительскими фигурами
- Латентность. Период подавления и амнезии
- Пубертат. Кризис идентификации у девочек и мальчиков.
- Объектное отношение и объектный выбор
Тема 6. Теория клиники детского возраста
- - «Трансактная спираль» в семье
- - Объектные отношения
- - Идентичность и идентификации
- - Фантазии и фантазм
- - Детские страхи и защиты
- Фиксация, регресс и травматизация
- Метапсихология детского возраста (топологическая, динамическая, экономическая точки зрения)
- Нарциссизм и образ тела
- Агрессия и действие
- Ментализация
- Невротические типы психической организации
- Детская истерия и истерия страха
- Обсессивная психическая организация
- Психотерапия у детей
Тема 7. Невротические структуры
- Понятие невроза. Классификации. Невротический уровень развития личности
- Индивидуальный невроз по первой и второй топикам З. Фрейда
- Бессознательное невроза
- Символические и инцестуальные образования
- Современная концепция невроза -- семейный невроз
- Типичные символические инцестуальные связи
- Взаимная зависимость и всемогущий контроль
- Имплицитные запреты. Компрометация языка
- Значение символической роли отца
- Типологическое эдиповское ядро
- эдиповские идентификации
- эдиповская кастрация
- эдиповский выбор объекта
- Псевдоневротические формы психопатологии: невроз страха, невротическая депрессия, фобические неврозы, невроз характера
- Клиника
- Проявления
- личность и невроз характера (гиперактивность, жесткость, тотальная стерилизация)
- типы декомпенсации
- Связь с угрозой потери объекта
- Аутентичные неврозы: конверсионная истерия, истерия страха, невроз навязчивых состояний, психоневрозы защиты
Тема 8. Конверсионная истерия
- Экономическая структура
- Основные конфликты
- Концепции либидо, страха
- Истерические отношения
- Истерия и вытеснение
- Истерия и дифференциация полов
- Истерия и женственность
- Желание неудовлетворенного желания
- Мазохизм истерика
- Истерические идентификации, психическое заражение
- Бисексуальность и гомосексуальность
- Истерия и трансфер
Тема 9. Истерия страха
- Клиника истерии страха
- Случай Маленького Ганса
- Контрфобический объект
- Экономическая структура
- Фобическое смещение
- Новая теория невротического страха: продукт «я» и сигнальная функция страха
- Угроза кастрации
Тема 10. Обсессивный невроз
Клиника обсессивного невроза:
- симптом изоляции аффекта
- дистанцирование от любой аффективной близости
- навязчивый всемогущий контроль
- обсессивный характер
- обсессивные ритуалы
Понятие амбивалентности
Мышление как экран
Регрессия на анальный уровень
Садомазохистический контекст. Идентификация с агрессором
Экономическая структура
Обсессивное смещение
Страх кастрации, страх потери контроля
Эдипов конфликт, выраженный прегенитальным языком
Сексуальное и нарциссическое. Нарциссическая депрессия.
Дифференциальный диагноз с пограничными состояниями
Случай Человека-Крысы
Тема 11. Невротическая депрессия – как знак нарциссической слабости эго
Основной способ невротической декомпенсации -- результат обесценивания нарциссического образа себя.
Проявления: руминация, маскированные формы, неврозы судьбы, неудачи, заброшенности, расстройства функциональной природы.
Связь с неврозами. Различия в механизмах и проявлениях невротической депрессии при истерическом и обсессивном неврозе
Возможность и способность психической проработки депрессивной боли как знак невротической природы депрессии (в отличие от меланхолической депрессии).
Парадокс невротической депрессии. Возможность негативного и позитивного прогнозов.
Тема 12. Нарциссическое измерение эдиповой конфигурации
- Миф об Эдипе как метафора в метапсихологической концепции. Семейно-нарциссический невроз.
- Влияние обмана и семейных секретов на трагическую судьбу Эдипа
- Превращение невысказанного в негативное послание. И предопреденность/неизбежность отреагирования в реальности как результат.
- Лай как метафора нарциссического отца
- Запрет на знание
Тема 13. Эдипальная ситуация и депрессивная позиция. М.Кляйн и ее школа
- Ранние стадии Эдипова конфликта по М.Кляйн.
- Фантазм первосцены как принципиальный компонент Эдипова комплекса
- Ненависть к познанию, торможение эпистимофилического импульса из-за угрозы безопасности субъекта
- Тема утраты как фундаментальная для развития депрессивной позиции и принятия/неприятия реальности эдиповой пары
- Интеграция депрессивной позиции и развитие способности символизации
Тема 14. Экономический подход к истерии исходя из понятия травматизма
Гипотеза о двух травматических ядрах при истерии
- Связанные энергии и симптомы
- Свободные энергии, повторяющиеся действия
Различия между принципом удовольствия и принципом навязчивого повторения
- Принцип удовольствия как символическое удовлетворение в симптомах
- Принцип навязчивого повторения как воспроизведение травматического сценария
Взаимосвязь между сексуальным травматизмом и травмой потери объекта
Структурирующая роль фантазматического сценария
Тенденция воссоздания в трансфере инфантильных болезненных событий, независимо от принципа удовольствия
Болезненное переживание «недостаточности», «отсутствия» в бессознательном принимает форму благодаря фантазиям соблазнения.
Тема 15. Невроз переноса
- - Современная концепция триады: инфантильный невроз – невроз взрослого – невроз переноса
- Понятия переноса и контрпереноса
- Особенность невротического типа развития: сохранение фантазматического внутреннего объекта и способность к перенесению, создание символического объекта.
- Невроз переноса у истерических и обсессивных пациентов
- Нарциссическое искажение невроза переноса
- Интерпретация как введение символического «третьего»
- Первичное интервью. Клиническая беседа
- Диагноз и дифференциальный диагноз. Отличие невротических структур от пограничных и психотических.
- Функция психотерапевта при работе с невротическими пациентами: создание условий для развития невроза переноса: поддержание и разрешение
- Необходимость проработки траура по разделению с объектом для разрешения Эдипова конфликта и невроза переноса
В классическом психоанализе выделяют несколько типов неврозов. Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни. Фрейд выделял три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между «Эго» и «Ид». Именно психоневрозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждением «Ид», которое стремится к разрядке, и защитой «Эго», предотвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Таким образом, конфликт является истерическим только в том случае, если одна его сторона бессознательна и если он разрешается путем применения механизмов защиты, отличных от сублимации. Симптом при этом рассматривается как осуществление компромисса между подавляемым желанием и требованиями подавляющего фактора. Возникновение симптома обусловлено символизацией, которую Фрейд характеризовал как «древний, но вышедший из употребления способ выражения». Сложную роль в невротическом конфликте играет «Супер-эго». Именно «Супер-эго» заставляет «Эго» чувствовать себя виноватым (что сознательно ощущается весьма болезненно) даже за символическую и искаженную разрядку, которая проявляется как симптом психоневроза. Так что в формировании невротического симптома участвуют все части психического аппарата. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуального поведения пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд различал две формы актуального невроза: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия разрядки полового возбуждения. Нарциссический невроз связан с неспособностью пациента к образованию переноса. Невроз характера выражается в симптомах, которые по своей сути являются чертами характера. Травматический невроз вызывается потрясениями. Невроз переноса развивается в ходе психоанализа и характеризуется навязчивым интересом пациента к психоаналитику. Невроз органа обозначает психосоматическое заболевание, однако этот термин употребляется достаточно редко. Детский невроз проявляется в детском возрасте, при этом классический психоанализ исходит из того, что неврозам у взрослых всегда предшествуют детские неврозы. Невроз страха (тревоги) обозначает или любой невроз, в котором тревога является главным симптомом, или один из видов актуального невроза.
С точки зрения Фрейда, сущность невроза - это конфликт между бессознательным и сознанием: «С самого начала мы замечаем, что человек заболевает из-за конфликта, возникающего между требованиями инстинкта и внутреннего сопротивления, которое возникает внутри против этого инстинкта». Сознательный компонент - это нормы, правила, запреты, требования, существующие в обществе и являющиеся элементами «Супер-эго», бессознательный - первичные, инстинктивные потребности и влечения, составляющие содержание «Ид». Вытесненные в бессознательное, они не теряют своего энергетического потенциала, а, напротив, сохраняют и даже усиливают его и далее проявляются либо в социально приемлемых формах поведения (за счет сублимации), либо - если это невозможно или недостаточно - в виде невротических симптомов. Таким образом, невроз - это следствие конфликта между сознательным и бессознательным, которые образуют вытесненные под влиянием моральных норм, правил, запретов, требований первичные, биологические потребности и влечения, прежде всего - сексуальные и агрессивные.
Однако следует отметить, что разные представители психоанализа неодинаково понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержательную сторону невротического конфликта. Для Фрейда это сексуальные и агрессивные импульсы и их конфликт с сознанием. А. Адлер видел сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, жаждой власти. Он видел в невротическом состоянии переживание слабости и беспомощности, которое описывал как «комплекс неполноценности». Для преодоления чувства неполноценности и удовлетворения потребности в самоутверждении человек прибегает к механизмам компенсации и гиперкомпенсации. Невротический симптом при этом рассматривается как выражение борьбы, направленной на преодоление чувства недостаточности. Невротический симптом есть результат неудачной компенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинства. Развитие невротических симптомов считается «бегством в болезнь», «желанием, власти», «мужским протестом». Первый и третий симптомы - это способ привлечения внимания к себе (с помощью симптома человек может получить его даже в большей степени, чем здоровый), желание же власти - второй - входит в конфликт с ощущением близости с другими людьми. Адлер определял невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность. Основной феномен психических расстройств он видел не в сопротивлении побуждениям, а в невротическом характере, неадекватном аттитюде жизни.
К. Г. Юнг рассматривал содержание бессознательного намного шире, считая, что в него входит кроме подавленных сексуальных и агрессивных побуждений и некий ин-трапсихический материал, имеющий более глубокие, исторические, корни - врожденный опыт прошлых поколений. С точки зрения Юнга, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное есть общее для всех людей, существующее независимо от человека психическое содержание, «разум наших древних предков», которое представляет собой более глубокий и менее доступный осознанию уровень психической деятельности. Коллективное бессознательное представлено в виде архетипов - психических структур, первичных психических образов, составляющих содержание коллективного бессознательного. Архетипы рассматриваются как прообразы, доминанты, априорные формы организации нашего опыта. Архетипы определяют характер человеческой символики, сновидений, сказок, мифов. Они могут выражать религиозные чувства и имеют значение коллективных символов. Юнг придавал архетипам значение предрасполагающих факторов, внутренних детерминант психической жизни человека, направляющих его поведение и дающих возможность реализовать определенные, общие для большинства людей модели поведения даже в таких ситуациях, с какими сам человек ранее не сталкивался, каких нет в его личном опыте.
Личное бессознательное, напротив, связано с прошлым опытом человека и состоит из импульсов, воспоминаний, желаний, переживаний, которые вытеснены или забыты, но достаточно легко могут быть осознаны. Личное бессознательное содержит комплексы (или организовано в виде комплексов), представляющие собой совокупность эмоционально заряженных мыслей, тенденций, представлений, воспоминаний, желаний, чувств, связанных с личным опытом индивида. Вытесненные в бессознательное (в частности, под влиянием нравственного чувства, которое Юнг также считал врожденным), эти комплексы оказывают существенное влияние на психическую деятельность человека, на его поведение. Комплексы, обладающие высокой степенью аффективной заряженности и вступающие в противоречие с сознательным «Я», и являются источником невротических нарушений.
К. Хорни рассматривала в качестве детерминант человеческого поведения и развития две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Центральное место в теории Хорни занимает понятие базальной (коренной, основной) тревоги, которую она описывает как «чувства ребенка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире». Базальная тревога - это глубокое чувство одиночества и беспомощности, ощущение незащищенности. В ответ на фрустрацию этой потребности ребенок вырабатывает определенные поведенческие стратегии, которые могут фиксироваться в качестве защитных механизмов в отношении тревоги. Такие фиксированные стратегии Хорни рассматривает как невротические потребности. Первоначально Хорни выделяла 10 основных невротических потребностей, в дальнейшем описала три личностных типа на основании выраженности и преобладания тех или иных невротических потребностей и соответствующих им стратегий поведения: уступчивая личность (потребность быть рядом с другими, в признании и любви доминантного партнера - ориентация на людей), отрешенная личность (потребность в одиночестве, бегстве от людей, независимости и совершенстве - ориентация от людей) и агрессивная личность (потребность в противодействии, власти, престиже, восхищении, успехе, потребность подчинить себе других - ориентация против людей). Для невротической личности характерно доминирование какой-либо одной потребности или одной группы потребностей и соответствующих им стратегий поведения. Такая негибкость, невозможность направить поведение на удовлетворение других потребностей и изменить поведение в соответствии с новыми обстоятельствами не приносит успеха, а только усиливает фрустрацию и усугубляет невротические проблемы.
Как указывалось выше, Хорни выделяла две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Последняя включает удовлетворение не только физических (биологических) потребностей, но также потребности в самооценке и самоуважении, оценке, принятии и признании другими, в достижениях. Наличие этих двух потребностей (в безопасности и в удовлетворении) является источником постоянных противоречий и конфликтов. Для удовлетворения потребности в безопасности человек пользуется фиксированными стратегиями поведения, то есть формирует поведение, ограничивающее сферу его функционирования (ограничительное поведение) относительно безопасными областями, что снижает тревогу, но препятствует реальным достижениям, то есть фрустрируется потребность в удовлетворении. Стремясь к достижениям, человек вынужден осваивать новые сферы, отказываться от фиксированных стратегий и ограничительного поведения, что приводит к фрустрации потребности в безопасности. Таким образом, наличие этих двух потребностей несет в себе противоречие, которое может привести к неврозу. И в этом смысле различие между здоровьем и неврозом является лишь количественным.
Э. Фромм также не видит качественных различий между здоровьем и неврозом. С его точки зрения, человек характеризуется наличием двух тенденций, или двух потребностей: потребностью в свободе, автономии, собственной идентичности, самовыражении и потребностью в безопасности. Фромм считал, что люди, в принципе, могут быть свободными и автономными и при этом не терять чувства общности с другими людьми и ощущение безопасности. Такую свободу он назвал позитивной свободой, однако в современном обществе для многих она недостижима. И эти две потребности находятся в постоянном конфликте, ибо борьба за личную свободу и автономию приводит к отчуждению от других, к чувству одиночества, отстраненности и к фрустрации потребности в безопасности и общности с другими людьми. Причину невроза Фромм видел в бессознательной, компульсив-ной деятельности - «бегстве от свободы» как способе избавления от чувства одиночества, безнадежности и личной ответственности. Фромм описал три основных механизма, или три стратегии, бегства от свободы: авторитаризм (садизм и мазохизм), деструктивизм и конформизм. Конфликт между потребностью в свободе и потребностью в безопасности, так же как и механизмы бегства от свободы, представлены и у больных неврозами, и у здоровых, но с разной степенью интенсивности.
В целом для всех представителей психоанализа характерен взгляд на невроз как на конфликт между сознательными и бессознательными потребностями и тенденциями. Содержательно эти потребности и тенденции могут пониматься по-разному.
По Фрейду, симптомы психических заболеваний являются вредными или бесполезными актами, на которые лицо часто жалуется как на вынужденные и связанные с неприятностями или страданиями. Их главный вред заключается в душевных затратах, которых стоят они сами, и в затратах, необходимых для их преодоления. При интенсивном образовании симптомов затраты могут привести к обеднению личности в отношении распоряжения её жизненной энергией.
Невротический симптом является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо. Ид и эго встречаются в симптоме и как будто примиряются благодаря компромиссу - образованию симптомов. Поэтому симптом так устойчив - он поддерживается с двух сторон. Известно, что одной из сторон конфликта является неудовлетворенное, отвергнутое реальностью либидо, вынужденное искать других путей для своего удовлетворения.
На вопрос о том, откуда берется симптом, отвечают впечатления, которые приходят извне, были когда-то в силу необходимости сознательными и с тех пор благодаря забыванию могут стать бессознательными. Цель симптома, его смысл, тенденция - это эндопсихический процесс, который, возможно, сначала был сознаваем, но не менее вероятно, что он никогда не был в сознании и навсегда остался в бессознательном
Невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения, имеют свой смысл и так же, как они, по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются.
Известно, что Я проявляет некоторую заинтересованность в возникновении и последующем существовании невроза. Симптом поддерживается Я, потому что у него есть такая сторона, благодаря которой он дает удовлетворение вытесняющей тенденции Я. Кроме того, разрешение конфликта путем образования симптома является самым удобным и желательным выходом из положения. Бывают случаи, когда даже врач должен признать, что разрешение конфликта в форме невроза представляет собой самое безобидное и социально допустимое решение. Если можно сказать что у невротика каждый раз перед лицом конфликта происходит бегство в болезнь, то следует признать, что это бегство вполне оправдано, и врач, понявший это положение вещей, отойдет в сторону, щадя больного. Подробнее: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/07.php
Классический психоанализ Фрейд включает теорию психологического происхождения неврозов. Он различает следующие типы неврозов.
Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому и объясним в терминах личности и истории жизни. Существуют три типа психоневрозов: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.
Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему и объясним в терминах сексуальных привычек пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд разграничил две формы: неврастению, как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от полового возбуждения. Существуют различия в симптомах актуальных неврозов и психоневрозов: в обоих случаях симптомы происходят из либидо, но симптомы актуальных неврозов - давление в голове, ощущение боли, раздражение в каком-либо органе представляют собой исключительно соматические процессы, в возникновении которых совершенно не участвуют все сложные душевные механизмы.
Нарциссический невроз, при котором человек не способен к образованию переноса.
Невроз характера - в этом случае симптомы являются чертами характера.
Травматический невроз - который вызывается потрясением. Фрейд отмечал, что при травматических неврозах, особенно тех, которые вызваны ужасами войны, для нас несомненен эгоистический мотив Я, стремящийся к защите и выгоде, который в одиночку еще не создает болезнь, но санкционирует ее и поддерживает, если она уже началась.
При неврозе переноса, который вызывается в ходе психоанализа, пациент проявляет навязчивый интерес к психоаналитику.
По словам З.Фрейда, содержание указанных неврозов неопределенно и неустойчиво. Названные формы невроза иногда встречаются в чистом виде, но чаще смешиваются друг с другом и с психоневротическим заболеванием.
И в причине и в механизме всех возможных форм неврозов всегда действуют одни и те же факторы, только в одном случае главное значение в образовании симптомов приобретает один из этих факторов, в другом - другой. Так, фантазии, превращающиеся в симптомы, нигде не проявляются более явно, чем при истерии; противоположные или реактивные образования Я господствуют в картине невроза навязчивых состояний. Излагаю по: Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. М.: Республика, 2006. 210 - 211 с.
Т.о., невротический симптом является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо; конфликта Ид и Эго.
2003 г .
Введение
1. Невроз – определение
2. Этиология невроза
3. Психический конфликт - как столкновение желаний
4. Ядро невроза
5. Невротический симптом - как результат разрешения конфликта
Заключение
Список литературы
Введение
Курсовая работа состоит в основном из высказываний и размышлений Зигмунда Фрейда, К.Г. Юнга и Анны Фрейд. Работа состоит из четырех частей: определение невроза, причины и условия возникновения неврозов, ядро неврозов и обобщающая часть о невротическом симптоме. Этиология неврозов представляет собой компиляцию из Зигмунда Фрейда и Анны Фрейд. Интересным дополнением к теории невроза Фрейда являются три причины, по которым Эго защищается от инстинктивных опасностей, описанные Анной Фрейд. Последняя часть представляет собой материал из лекций Фрейда по Ведению в Психоанализ. В ней синтезируются все компоненты описания и происхождения неврозов, описанные в предыдущих частях.
Для удобного рассмотрения работы некоторые идеи и темы выделены жирным шрифтом.
1. Невроз – определение
Неврозы базируются на невротическом конфликте между разными частями психики, который ведет к фрустрации разрядки инстинктивных побуждений.
В главе "Невроз и Психоз" из Психоаналитических этюдов Фрейд говорит, что невроз является конфликтом между Я и Оно . И так объясняет его возникновение:
" Я не хочет воспринять мощного побуждения влечений, существующих в Оно , и не хочет оказать содействие моторному отреагированию этого побуждения, или же это побуждение неприемлемо для объекта, который оно имеет в виду. Я защищается от него с помощью механизма вытеснения; вытесненное восстает против своей участи и, пользуясь путями, над которыми Я не имеет никакой власти, создает себе заместительное образование, которое навязывается Я путем компромиссов, т.е. симптом. Я находит, что этот непрошенный гость угрожает и нарушает его единство, продолжает борьбу против симптома подобно тому, как оно защищалось от первоначального побуждения влечений, и все это дает в результате картину невроза. Возражением этому не может служить указание на то, что Я , предпринимая вытеснение, следует, в сущности, велениям своего сверх-Я , происходящим опять-таки из таких влияний реального внешнего мира, которые нашли свое представительство в сверх-Я . Однако при этом получается, что Я было на стороне этих сил, что их требования были в Я сильнее требований влечений, присущих Оно , и что Я является той силой, которая осуществляет вытеснение соответствующей части Оно , и укрепляет противоактивность сопротивления. Обслуживая сверх-Я и реальность, Я попало в конфликт с Оно ; таково положение вещей при всех неврозах перенесения. …Общим этиологическим условием для прорыва психоневроза … остается всегда отказ, неисполнения одного из тех непреодолимых желаний детства, которые коренятся так глубоко в нашей филогенетически определенной организации. В конечном итоге этот отказ всегда внешний, в отдельном случае он может исходить от той внутренней инстанции, которая взяла на себя защиту требований реальности. Патогенный эффект зависит от того, остается ли Я при таком конфликтном разногласии верным своей зависимости от внешнего мира и пытается ли Я заглушить Оно , или же Оно побеждает Я и отрывает его таким образом от реальности. Но это простое на первый взгляд положение вещей усложняется существованием сверх-Я , объединяющего в себе какой-то еще неразгаданной связи влияния, исходящие из Оно и из внешнего мира, являющегося до некоторой степени идеальным прототипом того, на что направлены все стремления Я, т.е. на освобождение его от многочисленных зависимостей. При всех формах психического заболевания нужно было бы принять во внимание поведение сверх-Я … оно должно давать болезненные раздражения, в основе которых лежит конфликт между Я и сверх-Я . Анализ дает нам право предположить, что меланхолия является типичным примером этой группы, и мы обозначаем такие нарушения термином "нарцистические неврозы" …"
А вот какое определение невроза дает Юнг:
" Невроз - это диссоциация личности, вызванная наличием комплексов. В самом по себе их наличии нет ничего ненормального, но если комплексы несовместимы, то та часть личности, наиболее оппозиционная ее сознательной части, откалывается. Если расщепление достигает органических структур, такая диссоциация является психозом - на это указывает сам термин. Тогда каждый комплекс живет своей собственной жизнью и личность уже не в силах связать их воедино.
Если отколовшиеся комплексы бессознательны, то они могут выражаться лишь косвенными средствами, такими как невротические симптомы, и человек вместо того, чтобы страдать от психологического конфликта, страдает от невроза. Любая несовместимость характеров может вызвать диссоциацию, и, например, слишком сильный разрыв между функцией мышления и функцией чувства - это уже в определенной степени невроз. Не имея согласия с самим собой по какому-то частному вопросу, вы близки к невротическому состоянию. Идея психической диссоциации - наиболее общее и взвешенное определение невроза, которое я могу дать. Естественно, она не охватывает всю симптоматику и феноменологию заболевания, она является лишь наиболее общей психологической формулировкой, которую я способен дать".
2. Этиология невроза
Факторы, влияющие на формирование неврозов:
1. Фиксация и регрессия.
Два вида регрессии: возврат к первым захваченным либидо объектам, которые, как известно, инцестуозного характера, и возврат общей сексуальной организации на более раннюю ступень; играют большую роль в механизме неврозов перенесения. Особенно возврат к первым инцестуозным объектам либидо является чертой, повторяющейся у невротиков.
"При неврозе навязчивых состояний, напротив, регрессия либидо на предварительную ступень садистско-анальной организации является самым замечательным и решающим фактом симптоматического выражения. Любовный импульс должен тогда маскироваться под садистский. Навязчивое представление: я хотел бы тебя убить, в сущности, означает, если освободить его от определенных, но не случайных, а необходимых добавлений, не что иное, как: я хотел бы насладиться тобой в любви. Прибавьте к этому еще то, что одновременно произошла регрессия объектов, так что эти импульсы относятся только к самым близким и самым любимым лицам, и вы сможете себе представить тот ужас, который вызывают у больного эти навязчивые представления, и одновременно ту странность, с которой они выступают перед его сознательным восприятием".
2. Вытеснение - как основа формирования невроза.
Истерия и невроз навязчивых состояний - два основных представителя группы неврозов перенесения. Вытеснению в механизме истерии принадлежит главная роль. О том, как вытеснение приводит к формированию невроза, очень показательно описывает Анна Фрейд в работе "Эго и механизмы защиты":
"…В качестве иллюстрации я рассмотрю случай молодой женщины, работавшей в детском учреждении. Она была средним ребенком в семье среди нескольких братьев и сестер. В детстве она страдала от необузданной зависти к пенису, по отношению к ее старшим и младшим братьям, и от ревности, которая неоднократно вызывалась беременностями ее матери. И, наконец, к зависти и ревности добавилась сильная враждебность по отношению к матери. Но, поскольку детская фиксация любви была не слабее, чем ненависть, жестокий защитный конфликт с отрицательными импульсами последовал вслед за начальным периодом непокорности и непослушания. Она боялась, что из-за проявлений своей ненависти она утратит любовь матери, которую она не хотела терять. Она боялась также, что мать накажет ее, и еще сильнее критиковала себя за свои запретные желания отмщения. Когда она достигла подросткового возраста, эта ситуация тревожности и конфликта стала становиться все более и более острой и ее эго пыталось овладеть ее импульсами различными способами. Для того чтобы разрешить проблему амбивалентности, девочка сместилась к одной стороне своего амбивалентного чувства. Мать продолжала оставаться для нее любимым объектом, но с этого времени в жизни девочки всегда была вторая важная фигура женского рода, которую она жестоко ненавидела. Это облегчало дело: ненависть к более удаленному объекту не сопровождалась столь безжалостно чувством вины, как ненависть к своей матери. Но даже перемещенная ненависть оставалась источником сильных страданий. По прошествии определенного времени стало ясно, что в качестве способа овладения ситуацией это первое перемещение было неадекватным.
невроз психоаналитический невротический конфликт
Тогда эго маленькой девочки прибегло ко второму механизму. Ид обратило внутрь ненависть, которая до этого была связана исключительно с другими людьми. Ребенок начал мучить себя самообвинениями и чувством неполноценности. В течение всего детства и подросткового возраста вплоть до взрослой жизни она делала все, что могла, чтобы поставить себя в невыгодное положение и повредить своим интересам, всегда подчиняя собственные желания требованиям других. После принятия такого способа защиты по всем своим внешним проявлениям она стала мазохисткой.
Но эта мера также оказалась неадекватной в качестве способа овладения ситуацией. Тогда пациентка прибегла к механизму проекции. Ненависть, которую она испытывала по отношению к объектам любви женского пола или их заменителям, трансформировалась в убеждение, что они ненавидят, унижают и преследуют ее саму. Ее эго освободилось от чувства вины. Непослушный ребенок, питавший грешные чувства по отношению к окружающим людям, превратился в жертву жестокости, пренебрежения и преследования. Но использование этого механизма привело к тому, что на характер пациентки наложился постоянный параноидальный отпечаток, который стал для нее источником очень больших трудностей, как в юности, так и в зрелые годы. Пациентка была уже взрослой, когда пришла на анализ. Те, кто знал ее, не считали ее больной, но ее страдания были тяжелыми. Несмотря на всю ту энергию, которую ее эго затратило на свою защиту, ей так и не удалось действительно овладеть своей тревожностью и чувством вины. В каждом случае, когда возникала опасность активизации зависти, ревности и ненависти, она прибегала ко всем своим защитным механизмам. Однако ее эмоциональные конфликты так и не пришли ни к какому разрешению, которое оставило бы в покое ее эго, не говоря уже о том, что конечный результат всей ее борьбы был крайне скудным. Ей удалось сохранить иллюзию того, что она любит свою мать, но она осталась переполненной ненавистью и из-за этого презирала себя и не доверяла себе. Ей не удалось сохранить чувство того, что она любима; оно было разрушено механизмом проекции. Не удалось ей также избежать наказаний, которых она боялась в детстве; обернув свои агрессивные импульсы вовнутрь, она сама причинила себе все те страдания, которые раньше переживала из-за ожидания наказания со стороны матери. Три использованных ею механизма не смогли предохранить ее эго от постоянного состояния напряжения и бдительности, не принесли эго облегчения от налагаемых на него непомерных и мучительных чувств, приносящих пациентке столько страданий.