Психические свойства личности. Психические свойства личности Понятие личности и структура ее психических свойств
Отличие от темперамента
Проявления характера
В системе отношений личности выделяют четыре группы проявления характера, образующие симптомокомплексы:
- отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм(общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим – людям и противоположенные черты – замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
- черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
- черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм – склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
- черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
1) характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает биологически (при рождении).
2) темперамент отличается стабильностью, характер постоянно меняется.
3) характер зависит от мотивов и воли, темперамент - нет.
16. Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.
17. Этапы развития личности. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".
В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.
Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.
На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.
После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
Генезис преступного поведения - это зарождение, история происхождения преступного поведения. Преступность - это наиболее опасная часть правонарушений, имеющая острую антисоциальную направленность. Преступление - это волевое, сознательное, общественно опасное, противоправное и наказуемое законом действие.
Преступное поведение возникает в результате сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов, общих и частных причин, предпосылок и условий. При юридическом анализе структуры преступного поведения в нем, как известно, выделяются четыре составные части : 1) объект; 2) объективные стороны состава преступления; 3) субъективные стороны состава преступления; 4) субъект преступления. Психологический анализ формирования преступного поведения предполагает раскрытие происхождения преступного поведения, формирование составляющих его сторон. Здесь на передний план выдвигаются вопросы: почему совершается преступление, что привело человека к преступлению, каково то внутреннее психическое содержание, которое внешне проявилось в преступном действии?
Ответы на эти вопросы не могут быть простыми и однозначными.
Некоторые уверяют, «что преступность порождается в такой-то мере фактором одним, в такой-то мере фактором другим, в такой-то мере третьим». Причины преступности - явление комплексное, и они требуют системного анализа.
Каждое преступление - явление крайне индивидуальное и многофакторное. Для теоретического охвата генезиса преступного поведения необходимо осуществить анализ наиболее распространенных типов преступного поведения. Преступления могут быть умышленными и неумышленными, длительно подготавливаемыми и совершенными спонтанно, импульсивно закономерными для данной личности и случайными. Они могут совершаться в сфере экономических отношений, в социально-бытовой сфере и в сфере общегражданских и служебных обязанностей.
52. Понятие психики. Психические процессы, свойства и состояния.
Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Основными функциями психики человека являются следующие: регуля-тивная, коммуникативная, когнитивная или познавательная
Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.
Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.
Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.
Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.
Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.
Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервно-физиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации.
В современной психологической литературе выделяют четыре основные вида психических явлений ,это: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.
Психические процессы – это основной способ существования психиче-ского. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окру-жающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяютпознавательные ,эмоциональные иволевые процессы.
Психические процессы – это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.
Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. К психическим свойствам человека относятся:направленности («Что хочет человек?»),способности («Что может человек?»),темперамент и характер («Как проявляется человек?»).
Не секрет, что каждый из нас обладает рядом индивидуальных психических свойств, что делают личность многогранной, непохожей на окружающих. Это дано от рождения, благодаря чему человек способен регулировать собственное поведение, поступки, основываясь на индивидуальных способностях.
Важно отметить, что под психическими свойствами понимают особенности, значимые и постоянные по своим характеристикам, которым свойственна устойчивость, проявляющаяся в определенный отрезок времени. Ярким примером тому может послужить следующее: на данный момент времени вас что-то или может даже кто-то раздражает, в итоге о вас можно сказать, что вы раздражительная личность, но именно в это мгновение.
Исходя из этого, данное психическое свойство устойчиво, но на определенное время. Вы ведь не можете быть постоянно чем-то недовольны, раздражены.
Структура психических свойств личности
Именно совокупность нижеприведенных качеств и образует психическую структуру человека:
1. Характер, личностные ценности, темперамент - эти свойства, присущи каждому человеку, являют собой полную динамическую, развивающуюся картину функциональных возможностей каждого из нас.
2. Личностные свойства, проявляющиеся в разном виде в зависимости от обстоятельств, ситуации и вашего окружения (так, человек способен быть субъектом познания, коммуникации, общественной деятельности).
3. Качества, выражаемые лишь во время взаимодействия между себе подобными:
- характер;
- темперамент;
- направленность;
- личностные умения.
4. Психический склад, что дает о себе знать в момент, когда вы сталкиваетесь с решением жизненно важных ситуаций.
Психические свойства и состояния личности
Если психические свойства являются личностными, постоянно повторяющимися характеристиками, то состояния описывают психическое функционирование, опираясь на данный момент времени. Они дают характеристику психике, основываясь на качествах, работоспособности и пр. Их различают в зависимости от:
- эмоциональной формы (радость, уныние и пр.);
- уровня напряжения психического характера;
- интенсивности;
- состояния (положительные, отрицательные);
- психофизиологического источника;
- длительности состояния (постоянные или временные).
Характер, как психическое свойство личности
Характер - совокупность способов поведения человека, основанных на жизненной позиции личности. Помимо этого, характер является некой особенностью ее психики. В нем закреплены особенности ее воспитания, индивидуальности, социализации. Некоторые черты характера, являющиеся лидирующими, определяют основной личностный облик. Главным и наиболее существенным в качествах характера есть уравновешенность каждой его черты. В случае, когда выполняется такое условие, человек с гармоническим характером уверен в собственных силах, умеет достигать поставленных целей, придерживаясь при этом последовательности.
Способности, как психическое свойство личности
Способности определяют умение каждого человека быть успешным в той или иной жизненной отрасли, деятельности. Главным условием их определения являются:
- окружающая действительность, активное взаимодействие индивида с ней;
- характер (умение быть целеустремленным, самосовершенствоваться, развивая силу воли, выдержку и пр.).
Благодаря способностям, личность способна разить индивидуально-психические свойства.
Стоит упомянуть, что задатки являются фундаментом их развития. К слову, последние закладываются при рождении, то есть являются врожденными особенностями каждого организма.
Статьи по теме:
Ощущение и восприятие В этой статье мы углубимся в вопрос ощущения и восприятия, расскажем о тесной взаимосвязи этих процессов и о том, в чем разница этих тесно связанных между собой психических процессов. |
Память как психический процесс Функции памяти в жизни человека нам всем хорошо известны, поэтому наша статья расскажет о памяти, как психическом процессе и о механизмах запоминания и воспроизведения информации. |
Фильмы, меняющие сознание Поступающая извне информация способна влиять на наше восприятие, мышление и, тем самым, изменять наше сознание. В этой статье мы предлагаем нашу десятку фильмов, способных существенно повлиять на восприятие и сознание человека. |
Ощущение и восприятие — психология В этой статье мы рассмотрим ощущения и восприятия с точки зрения психологии, а также разберемся, что общего в этих психических процессах и чем они отличаются. |
Нрав (значение) — 1. Характер, душевный уклад, совокупность психических свойств. 2. Обычаи, общераспространенные привычки, уклад общественной жизни (Толковый словарь (1935-1940) Д. Н. Ушакова)
По нраву — соответственно вкусу, нравится.
Примеры
Жестокие нравы. Кроткий нрав. Крутой нрав.
Происхождение слова нрав
Слово "нрав" происходит от применявшегося ранее слова "норов" — "1. обычай 2. особое, личное свойство человека или животного, более в неодобрительном значении 3. своеобычие, упрямство, упорство 4. какая либо дурная привычка, обычай". (Толковый словарь живого великорусского языка (1863-1866 гг.) В.И. Даля).
Слово "норов" уже не употребляется, а происшедшее от него "норовить" применяется и сегодня.
Норовить — Настойчиво стремиться сделать что-нибудь (Толковый словарь (1935-1940) Д. Н. Ушакова).
Дополнительно
Ндраву моему не препятствуй
Все о психологии
Психология, статьи по психологии
Главная → Психология личности
Психические свойства личности, психические свойства человека
Как известно, психические свойства личности – это психические явления устойчивого характера, они влияют на человеческую деятельность и характеризуют личность с психологической и социальной стороны. Иначе говоря, это психические свойства, реализующиеся в определенном социуме (социальная группа или взаимоотношения с людьми). Структуру психологических явлений составляют темперамент, способности, характер и направленность.
Направленность – важнейшее психологическое свойство личности
Если говорить о направленности как о сложном психическом свойстве, то она представляет собой единение мотивов, целей и потребностей личности, все это определяет характер деятельности человека. Психические свойства личности формируются с учетом внутренних взаимосвязанных побуждений человека, они показывают, к чему стремится конкретный индивид, зачем он выполняет определенные действия, какие цели ставит. Человеческая деятельность чаще всего определена субъективно и выражает именно то, что должно быть удовлетворено. Психические свойства, несомненно, определяют деятельность людей, это оказывает влияние на человеческие отношения. Направленность выражает все способности личности и направляет главный личностный смысл деятельности индивида.
Потребности человека
Направленность определяет психические свойства личности и обладает своей внутренней структурой, которая включает цели, мотивы и потребности. Последние являются нуждой человека, если говорить о нем как о социально-биологическом существе, в определенном материальном или духовном предмете. Потребности необходимо удовлетворять, они побуждают индивида проявлять необходимую активность, производить определенную деятельность. По направлению потребности как психические свойства подразделяются на духовные и материальные.
Потребности животных находятся, в основном, на уровне инстинктов, они ограничиваются, главным образом, материальными или биологическими нуждами, психические свойства человека формируются, изменяются и множатся в течение его жизненного процесса, это определяется уровнем производства в обществе и общественными отношениями. Кроме того, даже внешняя обстановка актуализирует формирование различных потребностей на всех этапах жизнедеятельности людей.
Потребности, как структурный элемент направления личности, обладают рядом специфических особенностей. Например, они имеют содержательный и конкретный характер, который связан с любой деятельностью или предметом, который нужен людям. Далее, осознание потребности сопровождается определенным эмоциональным состоянием. Еще одна особенность потребности – наличие волевого компонента, который ориентирован на нахождение возможных путей решения проблемы и удовлетворения потребности.
Психические свойства человека, духовные и материальные потребности влияют на формирование цели, которая направляется на достижение существующих потребностей. В личностной психологии данное понятие применяется для изучения преднамеренных действий, которые представляют специфические черты человеческой деятельности. В этом случае образование цели рассматривается как главный механизм формирования определенных действий.
Мотив также относится к психическим свойствам человека и является непосредственным внутренним побуждением для совершения конкретного действия, чтобы достигнуть поставленной цели. Определенное содержание мотива характеризуется объективными условиями человеческой жизнедеятельности. При изменении социальных условий иными становятся и предпосылки развития каких-либо мотивов, которые выступают в форме стабильных и ситуативных. Психические свойства человека, направленность и содержание мотивов характеризуют не только факт наличия определенного рода деятельности, но и ее прямую эффективность. Экспериментально доказано влияние мотива на специфику и строение процессов запоминания.
К другим психологическим свойствам личности относятся способности, темперамент и характер. Существует 4 типа темперамента:
- Холерический темперамент
- Сангвинический темперамент
- Флегматический темперамент
- Меланхолический темперамент
Характер формируется на базе проявления темперамента человеческой личности в определенных социальных условиях.
Характером называется (*ответ*) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих
Характером называется
(*ответ*) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определённых жизненных условиях
социальное качество индивида, приобретаемое в процессе воспитания и самовоспитания
совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от ситуации
индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность черт психики
Хроническая потеря обоняния называется
(*ответ*) аносмией
апраксией
ажитацией
аритмией
Центральный речевой аппарат находится в
(*ответ*) головном мозге
нервных проводных путях
головном и спинном мозге
спинном мозге
Центральный речевой аппарат состоит из
(*ответ*) коры головного мозга, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам
головного мозга и мышц головы
головного, спинного мозга, нервов и мускульно-артикуляционного отдела
головного, спинного мозга и нервов
Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных, прежде всего за счет наличия
(*ответ*) речи
письменности
мозга
образов
Широта ума есть
(*ответ*) умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики
минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения
умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса
умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия
Эволюционно закрепившийся готовый, стереотипный способ по разрешению биологически предусмотренных внештатных ситуаций, — это
(*ответ*) аффект
комплекс неполноценности
мотив
эмоция
Эксперимент Дж. Сперлинга также называется методикой
(*ответ*) частичного отчета
полного вращения
мысленного вращения
полного отчета
Эксперимент М.Познера доказывает существование
(*ответ*) зрительных кодов в кратковременной памяти
акустических кодов в долговременной памяти
акустических кодов в кратковременной памяти
зрительных кодов в долговременной памяти
Эксперименты П.И.Зинченко подтвердили общее правило:
(*ответ*) запоминается то, на что направлена деятельность
двигательная память легче воспроизводится
эмоциональная память более устойчива, чем образная
угасают те следы памяти, которые сформировались первыми
Эксперименты, проведенные в рамках теории уровней переработки информации, показывают, что лучше опознаются слова по
(*ответ*) смыслу
символическим характеристикам
структурным характеристикам
фонетическим характеристикам
Экстероцептивными называются ощущения
(*ответ*) отражающие свойства предметов внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела
рецепторы которых расположены в связках и мышцах и дающие информацию о движении и положении нашего тела
имеющие рецепторы внутри тела
отражающие свойства внутренней среды организма
Психические свойства.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека .
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике . Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
§ жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
§ темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности - характеризующую динамическую сторону поведения);
§ способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,
§ характер как систему отношений и способов поведения.
Рис. 1.4. Формы проявления психики человека
(Л.Д. Столяренко «Основы психологии»)
Психика и организм
Человеческий организм есть дитя природы и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы, т.е. организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой.
Все влияния природы на нашу психику можно представить в виде некоторых кругов влияния:
1. Космической жизни
Солнечной системы
3. Жизни Земли
4. Ритмов природы
1. Космическая жизнь . Здесь речь идет о каком-то изоморфизме состояний мира, космоса и наших психических состояний, космических процессов и динамики нашей жизни.
2. Солнечная система уже более непосредственно задает условия нашей жизни, определяет ее характер и структуру. И нет ничего удивительного, что мы чутко реагируем на ритмику солнечной системы. Уже давно появились и соответствующие научные дисциплины, которые исследуют эти влияния (космобиология, гелиобиология, гелиопсихо-логия и пр.)
3. Жизнь Земли. По своей природе, биологии, устройству нашей психики (а затем и сознания) мы являемся детьми Земли, земных природных условий. И наше историческое бытие, история вообще имеют своим условием специфическое земное бытие, которое определяют особые природные условия нашей планеты и ее планетарная жизнь. (климат, части света(среда обитания), условия производственной деятельности).
4. Ритмы природные оказывают свое влияние на психику человека. (смена времен года, времея суток, метеорологические изменения и их ритмика).
Таким образом, речь идет о природной психике, которая находится в существенной гармонии с природными состояниями. Развитие психики в этом смысле не должно идти вразрез с природными процессами, не должно противоречить закономерностям природы.
Собственно человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет.
Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.
Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса.
Тип телосложения предопределяет не только формы психологических заболеваний, но и наши основные личностные (характерные) особенности.
Недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше волокон, чем у мужчин.
Это может означать, что межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит синтез информации , имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую «интуицию ». Кроме того, у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями , память ю, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием , можно связать с большей относительно активностью левого полушария их мозга.
Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин . Видимо, они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.
Исследования показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем у среднего мужчины , но среди мужчин действительно чаще встречаются показатели, значительно превышающие средний уровень и намного ниже его.
Зависимость психики от такого биологического фактора организма, как возраст , всем известна. Согласитесь, существует большая разница в психике младенца, юноши и старика.
Исследование человека в рамках психологии предполагает системный анализ уровней человеческой организации. Наиболее подробно такая уровневая структура описана в работах Б. Г. Ананьева. Ученый представил детальное рассмотрение четырех взаимосвязанных уровней: индивид → личность → субъект деятельности → индивидуальность.
Индивид, биологические особенности человека
Отнесенность конкретного человека к его биологическому виду отражена в понятии «индивид», которое характеризует человека как носителя биологически обусловленных свойств и качеств. Б. Г. Ананьевым также предложена и детально описана классификация биологических свойств человека, которая включает первичный уровень реализации свойств индивида, вторичный уровень и высший. Первичный уровень включает:
- Класс половозрастных свойств:
- возрастные особенности, которые последовательно раскрываются в процессе развития индивида;
- структурное разделение биологических свойств человека в соответствии с половым диморфизмом, то есть разграничением двух качественно различных форм индивидов: мужской и женской. Проявление свойств личности, обусловленных половым диморфизмом, рассматривается в рамках психологии половых различий (гендерной психологии), где отмечается, что биологический пол индивида является лишь предпосылкой психологического пола, так как оформление половой идентичности происходит в процессе социализации человека.
- конституция: телосложение, отличительные особенности фигуры, биохимическая индивидуальность;
- мозговая активность, особенности нейродинамики, функциональная организация деятельности мозга.
Индивидные свойства вторичного уровня – это своеобразный итог взаимовлияния свойств первичного уровня, проявляющийся в потребностях человека и психофизиологических функциях: сенсорных, мнемических и др.
Высший уровень индивидных свойств человека включает темперамент, характер, задатки (как предпосылку вырабатывания способностей). Данные свойства уже могут быть рассмотрены применительно к личности как субъекту деятельности.
Личность и свойства психики
Появляясь на свет в качестве индивида, человек почти сразу становится частью системы общественных взаимодействий, что приводит к формированию особого социального качества – он становится личностью. Причиной данного явления можно считать и тот факт, что человек выступает как субъект – носитель сознания, формируемого и проявляемого в процессе деятельности.
К свойствам, образующим психический склад личности, относятся: темперамент, характер, в том числе уровень развития качественных характеристик психических процессов, эмоциональные, нравственные и волевые особенности, мировоззрение и идеалы, способности и задатки личности.
Темперамент и его типы
К числу личностных индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются в поведении и разной динамике психических процессов, в большей степени относится темперамент. Данное свойство психики обусловлено биологическими индивидными особенностями, не поддается тренировке и корректировке в онтогенезе. Темперамент проявляется в чувственной восприимчивости и реакциях на переживаемые события.
Родоначальником учения о разных типах темперамента является древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который полагал, что в человеческом теле существуют четыре жидкости: кровь (с лат. «сангус»), лимфа (с греч. «флегма»), желчь (с греч. «схоле») и черная желчь (с греч. «малас схоле»). При преобладании одной из жидкостей в организме проявляется сангвинический, флегматический, меланхолический или холерический темперамент. Позднее учение о темпераменте было рассмотрено в трудах римского врача К. Галена (ок. 130–200 гг.), а в ХХ веке русского физиолога И. Павлова (1849–1936), немецкого психиатра Э. Кречмера (1888–1964) и др.
К настоящему времени понятие темперамента в психологии сводится к следующему.
Определение
Темперамент – это индивидуальное свойство психики, характеризующее динамику психической активности личности, поведенческие особенности, уравновешенность и силу протекания реакций в различных жизненных ситуациях. Темперамент является врожденным, определяется взаимовлиянием качественных характеристик нервной системы.
В психологии выделяют четыре типа темперамента.
Сангвинический темперамент обусловливается стабильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в которой процесс торможения уравновешивает процесс возбуждения. Личности, обладающие сангвиническим темпераментом, отличаются высокими темпами психических процессов, быстрыми реакциями на внутренние и внешние раздражители. Такие люди общительны, обладают богатой мимикой, быстрыми и выразительными движениями, быстрым темпом речи. Им присущи высокая и осознанная дисциплинированность, обдуманные поступки, оптимизм и в то же время изменчивость чувств, интересов, взглядов и привязанностей. Они ярко выраженные экстраверты, в большей мере обращают внимание на внешние факторы, чем на субъективное представление о прошлом и будущем.
Флегматический темперамент характеризуется сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Личности с данным типом темперамента демонстрируют замедленную реакцию на раздражители, инертность; проявление эмоций всегда сдержанное, флегматика сложно вывести из состояния равновесия. Мимика, движения и взгляды в большинстве своем безэмоциональны, а лишь информативны.
Люди с флегматическим темпераментом в меру общительны, ровны в отношениях с другими, необидчивы, малоразговорчивы, не любят вести абстрактные беседы, менять друзей, распорядок жизни и привычки, отличаются социальной пассивностью и являются яркими интровертами.
Холерический темперамент соотносится с неуравновешенной нервной системой, отличающейся повышенной возбудимостью и преобладанием процесса возбуждения над процессами торможения. Неуравновешенность проявляется в поведении личности, сопряжена с высокой скоростью реакции на раздражители, что проявляется в резких движениях, нетерпеливости, вспыльчивости и необдуманности действий. В то же время личности с холерическим темпераментом обладают выразительными мимикой и жестами.
Холерики легко вступают в контакт с окружающими, без особых затруднений адаптируются к новым условиям жизни и деятельности. При общении с другими склонны перебивать собеседников, в разговоре захватывают инициативу, горячо отстаивая свои взгляды и позиции.
Меланхолический темперамент обусловлен слабостью процессов возбуждения и торможения, отсутствием равновесия между ними с преобладанием торможения и повышенной инертностью нервных процессов. Личность с меланхолическим темпераментом характеризуется восприятием даже слабых раздражителей как сильного воздействия, которое способно затормозить деятельность меланхолика вплоть до стрессового состояния.
Меланхолик отличается замкнутостью и необщительностью. Ему сложно сближаться с людьми, на это затрачивается много времени. В общении ведет себя настороженно, старается быть в «тени», при взаимодействии с новыми людьми смущается и теряется при установлении с ними контакта, застенчив и нерешителен. Для таких людей характерны сдержанная и неуверенная мимика, тихая речь и осторожные, несмелые движения.
Характер
Любой человек обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, которые более или менее отчетливо проявляются в общении и в деятельности. Устойчивое соотношение таких свойств образует характер конкретного человека.
Определение
Характер (с греч. «черта», «печать») – это совокупность устойчивых черт человека, составляющих его индивидуальность и проявляющихся в отдельных психических состояниях, манере поведения, привычках, складе ума, эмоциональных и волевых свойствах. Такая совокупность черт определяет все стороны поведения человека, формирует устойчивое восприятие окружающего мира, других людей, труда, самого себя и выражает индивидуальное своеобразие личности в деятельности и общении.
Данная совокупность представлена рядом черт, которые классифицируются по группам:
- группа интеллектуальных черт (гибкость и логичность мышления, восприятие, воображение, наблюдательность, рассеянность и др.);
- группа нравственных черт (чувство долга, коллективизм, честность, человечность, индивидуализм, лживость и др.);
- группа эмоциональных черт (жизнерадостность, бодрость, уверенность, уныние, сарказм, пессимизм и др.);
- группа волевых черт (инициативность, выдержка, самостоятельность, решительность, мужество, целеустремленность, пассивность, трусость, нерешительность и др.);
- группа черт, связанных с темпераментом (экстраверсия – интроверсия; спокойствие – тревожность; сдержанность – импульсивность; лабильность – ригидность);
- группа черт, определяющих поступки человека (рациональность, расчетливость, мировоззрение и идеалы).
Эти черты проявляются в отдельных поведенческих актах, состояниях, привычках, манере поведения и в деятельности. Они выступают в качестве основы активного, целеустремленного, нерешительного или покорно-подражательного и другого поведения, могут составлять сильный или слабый, твердый или мягкий, тяжелый или легкий и другие характеры.
Способности и задатки
Свойства личности, зависящие как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования и влияющие на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при помощи понятия «способности».
Определение
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности, обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам работы (творчества), однако не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.
В психологии принято выделять:
- общие способности – способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);
- специальные способности – способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т. д.).
Предпосылкой развития способностей являются задатки.
Определение
Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
В заключение необходимо охарактеризовать индивидуальность как последний уровень человеческой организации. Индивидуальность – это такое интегральное свойство человека, которое объединяет все свойства индивида (внешний облик, особенности телосложения) и психические свойства личности (темперамент, характер, способности и задатки), в том числе как субъекта деятельности.
Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства: направленность, темперамент, характер и способности.
1. Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности.
Человек – это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.
Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует
у него своего удовлетворения. В действиях также проявляются свойственное личности, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т.е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.
Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смыл действий и поведения личности.
Потребности личности – это испытываемая ею нужда в чем-либо. Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Так, например, растение нуждается для своего нормального произрастания в солнечном свете, тепле, влаге и питательных веществах, которые оно получает из почвы. Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, индивидами другого пола, пищу, книги, развлечения и т.д.
В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.
Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни новые потребности людей. В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Более того, сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности.
Особенностями потребностей являются:
- – конкретный содержательный характер, связанный обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т.п.);
- – более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т.п.);
- – наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путей удовлетворения потребностей;
- – ослабление, иногда полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);
- – повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее основе, вновь даст о себе знать.
Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные (потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.) и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде (человек удовлетворяет свои материальные потребности не инстинктивно, а с помощью труда, усваивая в процессе жизни определенную систему необходимых для этого действий), общении друг с другом (без общения с другими людьми человек не может жить), приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве (вместе с развитием общества развивались и стремления человека к учению, многочисленным и сложным видам искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы, театра, кино и др.) и т.п.
Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивы появляются при возникновении нужды, недостатка в чем-либо и отражают начальный этап психической и физической активности. Мотивация – это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Она сопровождается определенными переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место и определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.
Мотивы условно подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.
Мотивация имеет свою физиологическую основу. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма. В свою очередь, мотивация активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия. Она создает особое состояние функциональной системы – предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности. Под влиянием этого происходит возбуждение (повышение) тонуса симпатической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека. Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность. Все перечисленное создает условия для оптимального достижения желаемого.
В силу своего многообразия неодинаковые потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям, поэтому в осуществлении нужного действия играет роль доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулированному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.
Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности. В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.
Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой – как осознание потребностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.
Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Особенностями интересов являются:
- – активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
- – бо́льшая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;
- – расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
- – своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.
Интерес, кроме того, характеризуется быстротой возникновения, относительной легкостью поддержания произвольного внимания. Он включает в себя любопытство как начальную стадию своего возникновения, которой присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного процесса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания. В процессе своего дальнейшего становления, сохраняя эмоциональные проявления познавательной потребности и обогащаясь их разнообразием, интерес приобретает четкую постоянную направленность на свой объект. Интерес всегда является конкретным: к определенным предметам, явлениям, видам деятельности (интерес к машине, политическому событию, музыке, спорту и т.п.).
Направленность интереса во многом зависит от склонностей и способностей человека. Интересно только то, что ново: старое, давно известное, испытанное (даже в развлечении), если оно не выступает в новом свете, в новых сочетаниях и связях, малоинтересно, быстро надоедает, ведет к пресыщению и нервно-психическому утомлению. Однако интерес вызывает не все новое, а только то, что связано с уже известным и имеет хотя бы далекую значимость для какой-либо деятельности человека: то новое в высшей математике, что заинтересует инженера, не вызовет никакого интереса, например, у искусствоведа. В связи с этим обязательным условием возникновения интереса являются предварительные знания и практический опыт в определенном виде деятельности.
Охватывая все стороны жизни, все виды деятельности личности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными.
- 1. Интересы отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.
- 2. Интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, которые не нуждаются в развернутом объяснении и бывают действенными и недейственными, устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными, непосредственными и опосредованными, сильными и слабыми, активными и пассивными.
Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.
Основу мотивации личности составляет ее мировоззрение, представляющее собой сложившуюся систему убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Мировоззрение отдельного конкретного человека всегда определяется исторической эпохой и общественным сознанием. В обществе сначала изменяются материальные условия жизни, производительные силы и производственные отношения и лишь затем и в соответствии с ними мировоззрение людей.
- 1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью , которая проявляется в специфическом влиянии индивидуально- и социально-психологических качеств личности на поведение, действия и поступки;
- 2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества; целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;
- 3) степенью осознанности человеком своего места в обществе; очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;
- 4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью; будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.
Установки личности – это ее внутренняя настроенность (предрасположенность) на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции:
- – определение устойчивого характера протекания деятельности;
- – освобождение личности от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.
Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.
2. Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении. И. П. Павлов считал, что темперамент – это генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы.
В настоящее время в психологии различают следующие основные особенности проявления темперамента:
- – сензитивность (повышенная чувствительность), о которой судят по наименьшей силе внешних воздействий, необходимой для того, чтобы вызвать какую-то психическую реакцию;
- – реактивность, эмоциональность, функция которых определяется силой эмоциональной реакции человека на внешние и внутренние раздражители;
- – резистентность, т.е. сопротивляемость неблагоприятным условиям, тормозящим деятельность;
- – ригидность-пластичность, в которой первое свойство характеризуется негибкостью приспособления к внешним условиям, а второе ему противоположно.
- – экстравертированность-интравертированность, характеризуемая тем, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений в данный момент (экстравертированность) или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интравертированность);
- – возбудимость внимания, которое активизируется даже при наличии минимальной степени новизны предметов, явлений, людей, встречающихся в окружающей человека действительности.
Темперамент представляет собой результат особым образом организованной ВНД в коре головного мозга человека, которая формируется под влиянием различного соотношения двух основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
Нервные процессы возбуждения и торможения в свою очередь характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать длительное или очень сильное возбуждение, не переходя в состояние запредельного торможения. Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека. Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменять друг друга. Различные сочетания этих показателей присущи разным типам ВНД человека.
Тип нервной системы – понятие физиологическое, а темперамент – психологическое. Темперамент является психологическим проявлением тина как комплекса свойств ВНД. И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.
- 1. Сильный. У человека, которому свойствен данный тип, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент, представители которого отличаются большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспособляется к изменяющимся условиям жизни. Сензитивность у сангвиников незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на их поведение. В этом случае можно говорить и о довольно значительной резистентности. Сангвиник обычно находится в приподнятом настроении, отличается быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Он быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Его мимика богата, подвижна, выразительна. В то же время при отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника могут вырабатываться поверхностность и непостоянство.
- 2. Безудержный. Возбуждение и торможение при этом типе ВНД очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Безудержному типу соответствует холерический темперамент, представители которого отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. У них часто наблюдается цикличность в деятельности, т.е. переходы от интенсивной деятельности к резкому спаду вследствие снижения интереса или истощения психических сил. Холерик отличается быстрыми и резкими движениями, общей моторной подвижностью, его чувства ярко выражаются в мимике, речи. Он впечатлителен, часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности, которая у людей с общественными интересами проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, эффективности.
- 3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения здесь сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент, представители которого демонстрируют слабую возбудимость, сензитивность, ригидность. Несмотря на то, что психические процессы у такого человека протекают медленно, после длительного периода "врабатываемости" он может настойчиво работать в одном и том же направлении. Вместе с тем люди данного типа не отличаются инициативностью, поэтому часто нуждаются в руководстве при любой деятельности. Наличие сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей. В то же время инертность нервных процессов порождает косность динамических стереотипов, недостаточную гибкость в действиях. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния – спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно он ровен и спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут сформироваться положительные черты (выдержка, глубина мыслей и т.д.), в других – вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
- 4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения в данном случае протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту, представители которого отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, сензитивностью, повышенной ранимостью. Они болезненно реагируют на внезапное усложнение обстановки, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, чувствуют себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми. При склонности к устойчивым длительным настроениям меланхолик внешне слабо выражает свои чувства. У него преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители приводят к запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у меланхолика внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться, а сильные воздействия часто вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик – человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Представители различных видов темперамента проявляют разные психологические характеристики в деятельности и общении с другими людьми. Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в таких отношениях, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах. В отличие от них холерики являются наиболее конфликтными личностями, вечно выясняющими отношения с другими людьми. Они не терпят никакого группового или авторитарного давления со стороны, хотя и проявляют в то же время достаточно большую общительность и социальную активность. Меланхолики же, в свою очередь, малообщительны. Им также свойственны боязнь расширения контактов, болезненное восприятие неудач в социальном общении и взаимодействии.
3. Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, самому себе. Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности (волевых, эмоциональных, интеллектуальных), которые обусловливают особенности ее индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Знать характер – значит правильно и четко воспринимать те существенные черты человека, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в его поступках.
Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является механической суммой последних. Связанные друг с другом, эти черты создают целостную структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. В то же время в структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные черты, которые являются общими для всех людей:
- – целенаправленность, выражающаяся в идейной целеустремленности поведения человека, в том, что мотивы, побуждающие его к деятельности, вытекают из главных, руководящих идей, которые становятся основной целью его жизни;
- – инициативность, представляющая собой способность человека к самостоятельным волевым проявлениям, выраженная в самостоятельной постановке целей и организации действий, направленных на их достижение;
- – активность, т.е. сложная черта характера, проявляющаяся в деятельном отношении человека к труду;
- – дисциплинированность, которая выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга;
- – решительность, т.е. способность человека принимать самостоятельные решения и неуклонно проводить их в действия, связанные с трудностями или опасностями;
- – стойкость, выражающаяся в упорстве, настойчивости, стремлении во что бы то ни стало достигнуть поставленной цели;
- – мужество, т.е. отсутствие страха перед препятствиями и опасностями;
- – выдержка – способность перенести большое напряжение, преодолевать чувство усталости, терпеливо переносить боль;
- – упорство, воля к победе (стойкие люди не отступают перед неудачами; наоборот, временные неудачи еще более побуждают их энергию и стремление к победе).
Черты характера определяют психологические особенности самой личности:
- 1. Отношение к миру и жизни влияет на мировосприятие и мироотношение личности, которые представляют собой понимание окружающего мира, человечества, общества, ценности своей жизни и отношения к ним; восприятие окружающего социального бытия и отношения к нему; понимание необходимости самореализации и самоутверждения в жизни и обществе и отношение к ней. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире, которое зависит от общих интеллектуальных способностей человека, специфики проявлений механизма социального восприятия, социальной опытности, образованности и социальной подготовленности знаний о жизни социума и своей жизни в нем.
- 2. Отношение личности к целям и перспективам жизни в обществе сказывается на мотивации ее достижений в самореализации и самоутверждении. К чему стремится в жизни человек, чего он хочет достигнуть, какие потребности желает удовлетворить, что его особенно интересует, стремится ли он к вершине своих возможностей – вот главные показатели проявления этого отношения и этой социально-психологической характеристики личности.
- 3. Отношение к достижениям и ценностям человеческой культуры влияет на цивилизованность личности, которая представляет усвоение не вообще социального опыта, а опыта, отвечающего уровню современной человеческой цивилизации, высоким достижениям культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, экологии, урегулирования межгосударственных и межнациональных отношений и др.
- 4. Отношения с обществом определяют гражданственность (или общественную интегрированность) и отражаются в социально-психологических особенностях, характеризующих личность как члена общества.
- 5. Отношения с группой сказываются на групповой интегрированности, которая представляет собой идентичность психологии личности с психологией конкретной группы или общности, совпадение ее намерений и действий с групповой динамикой, понимание единства с людьми, входящими в группу.
- 6. Отношения с людьми влияют на коммуникативность личности. Коммуникабельность – это общительность, открытость, дружественность, доброжелательность, гуманистичность, демократичность, справедливость, порядочность, честность, эмпатийность (способность понимать и переживать состояния и чувства другого человека), чувствительность к чужой беде, альтруистичность (бескорыстная забота о других).
- 7. Отношение к личному участию в общественной жизни, жизни группы, совершенствованию своего образа жизни сказывается на социальной активности личности. В этих характеристиках выражено представлен главный источник субъективности социальных отношений – их зависимость от самой личности.
Характер тесно взаимосвязан с направленностью, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на деятельность человека.
Особенности темперамента также накладывают отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.
Формируясь под влиянием общественных условий в результате деятельности, характер в то же время является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.
Существует определенная связь между чертами характера и физиологией человека. В частности, еще на заре развития психологической науки существовали типологии, где индивидуально- и социально-психологические особенности рассматривались как результат влияния телосложения (его анатомо-физиологического своеобразия) на характер. На основании этого выделяли следующие категории людей – пикников, атлетиков и астеников.
Пикники – это люди с избыточным весом, большими внутренними органами, толстыми и короткими верхними и нижними конечностями. Они обычно отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде, стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в серьезные конфликты с окружающими. Они, как правило, не преследуют цели завоевать повышенный авторитет, но в то же время достаточно легко защищают собственные позиции, "не теряя своего лица" и не испытывая больших переживаний.
Атлетики – это люди спортивного телосложения, с внутренними органами средней величины, с толстыми, но длинными верхними и нижними конечностями. Они очень общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, часто отличаются кипучей экспрессивностью. У них может проявляться стремление как к положительным, так и отрицательным социальным достижениям и заинтересованности, что нередко воспринимается в штыки другими людьми, поскольку не всем и не всегда нравится их импульсивная и превалирующая над чужими интересами неконтролируемая активность.
Астеники – это люди с "тщедушным" телосложением, маленькими внутренними органами, длинными и тонкими верхними и нижними конечностями. Они обычно малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией. Астеники, как правило, незаметно для окружающих стремятся завоевать себе общественное признание и никогда никому не позволяют его понижать, болезненно реагируют на любые попытки такого рода.
У 20–50% людей некоторые черты характера столь заострены, так чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный их "перекос", "акцентуация". Выраженность акцентуаций характера может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии, т.е. болезненного уродства характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих. В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизиться к норме.
Акцентуации характера чаще встречаются у подростков и юношей (50–80%), чем у взрослых, поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические для формирования характера, проявления своей неповторимости, индивидуальности. Затем с годами акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в неврозы или психопатии.
Большой интерес представляет выделение на основе акцентуации 12 типов личности, хорошо известных многим людям по практическому опыту.
- 1. Демонстративный тип, для носителей которого характерно конфронтационное поведение, проявление таких социально-психологических качеств, как подозрительность, излишняя межличностная агрессивность и другие, являющихся причиной их вечного противостояния по отношению к другим людям и вызывающих ярко выраженную нелюбовь со стороны последних. Представители этого типа стремятся быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: скандалами, имитацией болезней, хвастовством, необычными увлечениями, ложью. Они легко забывают о своих неблаговидных поступках, и для них свойственна высокая приспособляемость к людям.
- 2. Педантичный тип, отличающийся повышенной социальной ригидностью, постоянной направленностью личных пристрастий и ориентаций, слабой способностью корректировать свое общественное поведение, добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и проявлении чувств. Для окружающих представители данного типа привлекательны своими добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и отношениях. Однако таким людям присущи и отталкивающие черты: формализм, "крючкотворство", "занудливость", стремление переложить принятие важного решения на других, навязчивость.
- 3. "Застревающий" тип характеризуется чрезмерной стойкостью сильных эмоциональных переживаний и склонностью к формированию сверхценных идей, завышенной самооценкой по сравнению с другими. Люди данного типа не могут забыть обид и "сводят счеты" со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте эти люди чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей. Собеседникам нравится их стремление добиваться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. В то же время у людей такого типа есть черты, которые отталкивают от них окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости.
- 4. Возбудимый тип, основными чертами носителей которого являются повышенная социальная импульсивность, ослабленный контроль за своими эмоциями, побуждениями и действиями, приводящие в конечном итоге к конфликтам и трудностям в общении с другими людьми. У представителей этого типа проявляются повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны и льстивость с услужливостью (как маскировка). Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и жестокости, ослабленный контроль за своим поведением.
- 5. Интровертированный тип, представители которого характеризуются малой общительностью и замкнутостью. Они обычно держатся в стороне от всех и вступают в общение с другими людьми в случае необходимости. Чаще всего такие люди погружены в себя, свои собственные мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким людям они относятся холодно и сдержанно. Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться скорее в уединении, чем в шумной кампании. В конфликты вступают редко, только при попытке других людей вторгнуться в их внутренний мир. У представителей данного типа сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким. Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Однако упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей. Одиночество, навязчивость, бесцеремонность и грубость окружающих усиливают замкнутость представителей этого типа.
- 6. Дистимичный тип, у представителей которого наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистичность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться. Окружающим нравится в этих людях серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Однако такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, "отрыв от коллектива", отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними. Конфликты наблюдаются у этих людей в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. Смена привычного образа жизни оказывает на них отрицательное влияние.
- 7. Тревожно боязливый тип, среди носителей которого постоянно встречаются индивиды, слишком переоценивающие вероятность появления опасности со стороны социального окружения, имеющие склонность к излишним социальным переживаниям, робости и пугливости. Люди этого типа отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют в них пассивную роль. Окружающим нравятся их дружелюбие, самокритичность и исполнительность, но боязливость, мнительность вследствие беззащитности этих людей часто превращают их в объект для шуток.
- 8. Циклотимический тип, для представителей которого свойственны циклически сменяющиеся периоды подъема и спада настроения, утомляющие их, делающие их поведение мало предсказуемым, противоречивым, приводящим к авантюрам. В период подъема настроения циклотимики настойчивы, энергичны. В период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Эти частые смены душевных состояний утомляют таких людей, делают их поведение неустойчивым, не поддающимся прогнозированию.
- 9. Гиперактивный тип, характерный для людей со своеобразно акцептированным переживанием тревоги и счастья, частой сменой настроений (их быстрым переходом из одного в другое, из положительных в отрицательные), преувеличенным восприятием различного рода событий (например, проявление восторга в связи с радостными событиями и отчаяния в случае неприятностей). Представители этого типа очень энергичны, самостоятельны, стремятся к лидерству, риску, авантюрам. Они не реагирует на замечания, у них отсутствует самокритичность. Окружающим людям в них не нравятся легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на них обязанностям, излишняя раздражительность.
- 10. Эмотивный тип свойствен чувствительным и впечатлительным людям, чьи настроения отличаются особой глубиной проявления, "тонкостью" протекания эмоций и чувств, а социальные интересы акцентируются прежде всего на повышенном внимании к духовным сторонам общественной жизни. Представители этого типа чрезмерно ранимы и глубоко переживают малейшие неприятности. Они излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, предпочитают узкий круг друзей и близких людей и единомышленников. Обиды они не выплескивает наружу, а скрывают в себе. Окружающим нравятся их альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Эти люди очень исполнительны и имеют высокое чувство долга.
- 11. Экзальтированный тип , для представителей которого свойственно очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенная отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Такие черты, как альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими качествами дюдей данного типа.
- 12. Конформный тип. Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своего мнения и очень несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделяться "из толпы". Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравятся их готовность выслушать "исповедь" другого, исполнительность. В то же время эти люди "без царя в голове", подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности.
- 4. Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки. Там, где один человек все схватывает на лету, другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой, при всем своем старании, – лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например искусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть человек только с определенными способностями.
Способности бывают специальные и общие. Специальными являются возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности (профессиональные). Например, возможность развития педагогической внимательности является необходимой специальной способностью учителя. Общие же способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т.п.
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность, которая обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.
Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом, выражающимся в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.
Высокий уровень одаренности, выражающийся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, считается гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.
У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей – задатки, в качестве которых называют врожденные анатомо-физиологические особенности организма, облегчающие развитие способностей. Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.
Основу личности составляет её структура , т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования, в которой традиционно выделяют четыре подструктуры: психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.
1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, представления. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы.
Эмоциональные процессы – личная значимость и оценка внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. К ним относятся: чувства, эмоции, настроения. Эмоции и чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности. Чувства представляют собой переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоция – это непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Нельзя, например, чувство патриотизма, долга, ответственности за порученное дело считать эмоцией, хотя эти чувства проявляются в психической жизни людей, как поток эмоциональных переживаний.
Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы.
Волевые процессы. Воля- это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.
2. Психические состояния – целостные особенности всех психических процессов, протекающих у сотрудников в данный момент или в какой-либо отрезок времени. Человек всегда находится в каком-нибудь психическом состоянии («спокоен», «взволнован», «заинтересован», «раздражён» и т.п.). Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что характерной общей особенностью психических состояний является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.
3. Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Ни у кого не вызывает сомнения, что знания предшествуют навыкам. Но вопрос: что раньше: навык или умение? был спорным и следы этих разногласий сохранились и сейчас.
Психические образования заметно влияют на степень социализации человека в целом . Немаловажную роль играют стереотипы поведения:
а) культурные стереотипы (как приветствовать других),
б) социальные стереотипы (образ представителя другой социальной группы - пример: образ сотрудника ОВД);
в) оценочные стереотипы (что хорошее, что плохое).
4. Психические свойства – устойчивые, повторяющиеся, типичные для данного человека особенности его психической деятельности. Они не только тесно связаны с психическими процессами, но и формируются под влиянием их многократного повторения. Психическими свойствами являются: направленность (потребности, мотивы, цели, убеждения и т.п.), темперамент, характер и способности личности.
Психический мир человека гораздо многообразней, чем это можно представить схематично. Однако данная структура дает хоть какое-то представление о психике человека. Изучение психики личности представляет для нас интерес как в отношении работы над собой, своими профессионально-психологическими качествами, так и для лучшего понимания других людей, умения находить к ним подход и устанавливать психологический контакт вне зависимости от правового статуса человека.
Для того, чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде, и многом другом.
Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода. Или человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод или жажду, но жертвовать собственной жизнью.
Потребности - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.
Потребность всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Широкую известность получила концепция мотивации поведения человека А.Маслоу.
А.С. Макаренко в «Книге для родителей» писал: «В самом человеческом желании нет жадности. Если человек пришел из дымного города в сосновый лес и дышит в нем счастливой полной грудью, никто никогда не будет обвинять его в том, что он слишком жадно потребляет кислород. Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством».