Условно-рефлекторный характер высшей нервной деятельности. Рефлекторный характер психики Смотреть что такое "рефлекторный" в других словарях
Условный и безусловный рефлексы.
И.М.Сеченов пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. И.П.Павлов развил учение И.М.Сеченова и создал рефлекторную теорию опирающуюся на следующие принципы:
Принцип детерминизма (причинности), согласно которому любая рефлекторная реакция причинно обусловлена.
Принцип структурности, суть которого заключается в том, что каждая рефлекторная реакция осуществляется с помощью определённых структур, и, чем больше структурных элементов учавствует в этой реакции, тем она совершеннее.
Принцип единства процессов анализа и синтеза в составе рефлекторной реакции: нервная система анализирует (различает) с помощью рецепторов все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует целостную ответную реакцию (синтез). Безусловный рефлекс- это вырожденная ответная реакция организма на раздражение при обязательном участии ЦНС. При этом кора головного мозга непосредственного участия не принимает,но осуществляет свой высший контроль над этими рефлексами, что позволило И.П.Павлову утверждать о наличии "коркового представительства" каждого безусловного рефлекса.
Павлов выделил 3 группы рефлексов: простые, сложные, сложнейшие: (индивидуально-пищевой, активно- и пассивно-оборонительный, агрессивный, свободы, исследовательский,
игры, видополовой, родительский).Условный рефлекс- это приобретенная ответная реакция организма на раздражение при непосредственном участии высших отделов ЦНС, т.е.коры головного мозга.
Понятие о психике. Структура психики
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).
В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.
Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.
К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.
Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.
Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.
Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.
Билет П1 1 Понятие о психологии как о науке. Принципы и структура современной психологии.
Предметы и задачи современной психологии, разделы. Основные проблемы науки.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche - душа + logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В философских учениях древности (Аристотель, Демокрит, Лукреций, Эпикур, Платон) уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. В течение столетий явления, изучаемые Психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих др. направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности мед. и педагогической). Таким образом П. на разных этапах трактовалась по разному:
I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология.
Психика человека изучается другими отраслями психологии: Возрастная психология изучает вопросы развития психики в онтогенезе ,закономерности перехода от одного периода психического развития к др. на основе смены типов ведущей деятельности она тесно связана с детской психологией которая изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.). Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1). Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Билет П1 2 Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
Задачи и место психологии в системе наук Задачи психологии в основном сводятся к следующим: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучая закономерности псих. явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия чел., как развивается псих. деятельность и формируются псих.свойства личности. Устанавливая закономерности познават. процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), псих-ия способствует науч. построению процесса обуч., создавая возможность прав. определения содержания учеб. материала, необходимого для усвоения знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необход. взаимосвязей психолог. с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психолог. науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.
Задачами возрастной психологии являются: 1. Научное обоснование возрастных норм различных психофизических функций; 2. Определение эталонов зрелости индивида, личности.;3. Выявление актуальных потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни.задачи псих -го обеспечения педагогического процесса :
1. Обеспечить опережения педагогической практики в психологическом исследовании, поиск нового.
2. Учитывая факт того, что научная информация быстро устаревает, необходимо, чтобы ученик в результате обучения мог бы самостоятельно осваивать появившуюся новую информацию.
3. Определение общих закономерностей возрастной психологии в онтогенезе.
4. Дать психологическую характеристику личности и давать ее на каждом возрастном этапе.
5. Выяснить психологические механизмы усвоения общественного опыта.
6. Изучить психологическую основу индивидуального подхода.
7. Изучить основы и причины отклонений в психическом развитии детей. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К. Д. Ушинский).
В пед. псих -ии имеется ряд проблем, теорет. и практ. значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Одной из важнейших в развитии детей является а)проблема сензитивных периодов в жизни ребенка.
1.не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;
2.в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают с определением псих. качеств реб., которые могут формир. и разв. в данном сензитивном периоде.
б )связи, существующей между сознательно организуемым пед. воздействием на ребенка и его психолог.развитием . Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка?
в )сочетания обучения и воспитания . Известно, что каждый возраст реб. открывает свои возможности для интеллект. и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей, как оптимально использовать эти возможности?
г )проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий . представить разв. реб. как прогресс. преобразование множества его когнитивных и личност\.свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.
д )связи созревания и обучения , задатков и способ., генотипической и средовой обусловленности развит. психолог. хар -ик и повед.реб, как генотип и среда раздель. и совмест. воздействуют на психолог. и поведенческое развит. ребенка.
е)психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению . Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать:
1)в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению; 2)в смысле личного уровня развития; 3)в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.
ж )проблема педагогической запущенности ребенка (подразумевается его не способность к усвоению пед. воздействий и ускорен. развит, вызванную устранимыми причинами,(на ранних этапах своего развития реб. плохо обуч. и воспит).
з) обеспечение индивидуализации обучения . Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.
е) проблема социальной адаптации и реабилитации . о приспособлении детей, которые оказались социально изолиров. и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обуч. и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми.
Решение перечисленных психолого-педагогических проблем требует от учителя высокой профессиональной квалиф.
Билет П2 1 Психика живых существ. Психика и мозг человека. Рефлекторный характер психики.
Ученые, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушений его деятельности. Существенным основанием этих взглядов были наблюдения за больными с теми или иными нарушениями головного мозга в результате ранения или заболевания. У таких больных наблюдаются различные нарушения психической деятельности: страдают зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и тому подобное. Однако установление связи психической деятельности с деятельностью мозга стало лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Но эти факты еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности.
Обоснование рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее крупных представителей - И.М.Сеченова и И.П.Павлова.
В своей работе "Рефлексы головного мозга" (1863) И. М. Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и тем самым - на всю психическую деятельность человека. Он показал, что "все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы ". Это была первая попытка рефлекторного понимания психики. Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, И.М. Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено - внешний раздражитель и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозге и возникновения на этой почве психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено ^ - внешнее движение. И.М. Сеченов отмечал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может быть отделена от двух других звеньев (внешнего раздражителя и действия-ответы), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления - это неотъемлемая часть всего рефлекторного процесса. Положение И.М. Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важное значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних воздействий, ни от действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием: если бы это было так, то психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения.
Последовательно анализируя психические явления, И. М. Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостную ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируется головным мозгом человека. Рефлекторный принцип психической деятельности позволил И.М.Сеченова сделать важный в научном плане вывод о детерминированности, причинную обусловленность всех действий и поступков человека внешними воздействиями. При этом он предупреждал против упрощенного понимания действий внешними условиями, отмечая, что здесь имеют значение не только внешние воздействия, но и вся система предыдущих воздействий на человека, все ее предыдущий опыт.
Психические процессы при этом выполняют функцию сигнала или регулятора, которая делает действие соответствующей изменяющимся. Психическое является регулятором деятельности не само по себе, а как свойство, функция соответствующих участков мозга, куда направляется, где хранится и обрабатывается информация о внешнем мире. Психическое явление - это ответ мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. Иными словами, психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающие как ответ на раздражение, действующих в настоящее время (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщают эти влияния предусматривают результаты, к которым они приведут (мышление и воображение). Таким образом, И.М. Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности.
Развитие и экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельности получил в трудах И.П.Павлова и его коллег. И. П.Павлов экспериментально доказал правильность понимания И.М. Сеченова психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее главные физиологические законы, создал новую отрасль науки - физиологии высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.
По мнению И.П.Павлова, между влиянием раздражителя на организм, и реакцией организма образуются временные связи, их образования является важной функцией коры головного мозга. Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временный нервный связь является главным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без воздействия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических процессов и любого временного связи является внешнее проявление действия как ответ на внешнее воздействие. Психическая деятельность является деятельностью отображения, рефлекторной деятельностью мозга, является следствием воздействия предметов и явлений действительности. Все эти положения раскрывают механизм отображения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественно-научным фундаментом материалистического понимания психических явлений.
Признание важное значение временных нервных связей как физиологического механизма любой психической деятельности не означает отождествления психических явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только физиологическим механизмом, но и ее содержанием, то есть тем, что именно отображается мозгом в реальности. Вся совокупность взглядов И.П.Павлова на закономерности регуляции мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой получило название учения о двух сигнальных системах. Образ предмета является для животного сигналом определенного безусловного раздражителя, ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Условный рефлекс вызывается тем, что какой-нибудь условный раздражитель (например, звонок) сочетается с действием безусловного раздражителя (пища), в результате чего в головном мозге возникает временный нервный связь между двумя центрами (слуховой и пищевой), и две деятельности животные (слуховая и пищевая) оказываются объединенными. Мелодия становится сигналом кормления, который вызывает выделение слюны. В своем поведении животные руководствуются сигналами, Павлов называл сигналами первой сигнальной системы. Вся психическая деятельность животных осуществляется наравне первой сигнальной системы.
У человека сигналы первой сигнальной системы играют важную роль, регулируя и направляя поведение (например, светофор). Но, в отличие от животных, наряду с первой сигнальной системой у человека есть вторая сигнальная система. Сигналами второй сигнальной системы являются слова, которые могут замещать сигналы первой сигнальной системы. Слово может вызвать те же действия, что и сигналы первой сигнальной системы, то есть слово - это "сигнал сигналов".
Таким образом, психическое является свойством мозга. Ощущение, мысль, сознание выше продуктом особым образом организованной материи. Психическая деятельность организма осуществляется с помощью большого количества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - превращают их в сигналы, строят планы поведения и контролируют их, третьи - вводится в действие мышцы. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию человека в среде.
; бессознательно реагирующий на внешние раздражения. Рефлекторные движения. Рефлекторные центры. Рефлекторная дуга.
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Синонимы :
Смотреть что такое "РЕФЛЕКТОРНЫЙ" в других словарях:
См … Словарь синонимов
Невольный. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. рефлекторный совершаемый путем рефлекса, связанный с рефлексами; непроизвольный, бессознательный. Новый словарь иностранных слов. by EdwART,… … Словарь иностранных слов русского языка
рефлекторный - ая, ое. reflecteur m. устар. Отн. к размышлению, анализу, рефлексии. Мы должны заняться.. изследованием рефлекторного аппарата романистки <Ж. Занд>. Дело1874 9 1 251. Нынче у нас момент скорее правдивый, чем рефлекторный. 1876. Дост. Дн.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
1. РЕФЛЕКТОРНЫЙ, рефлекторная, рефлекторное (физ., астр.). прил. к рефлектор. 2. РЕФЛЕКТОРНЫЙ, рефлекторная, рефлекторное (физиол.). прил. к рефлекс в 1 знач.; бессознательно реагирующий на внешние раздражения. Рефлекторные движения. Рефлекторные … Толковый словарь Ушакова
I рефл екторный прил. 1. соотн. с сущ. рефлектор, связанный с ним 2. Свойственный рефлектору, характерный для него. II рефлект орный прил. 1. соотн. с сущ. рефлекс I, связанный с ним 2. Осуществляемый вследствие рефлекса [рефлекс … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
РЕФЛЕКС, а, м. Непроизвольная реакция организма на внешние или внутренние раздражители. Рефлексы головного мозга. Условный р. (приобретённый в результате неоднократного воздействия раздражителей). Безусловный р. (врождённый). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
РЕФЛЕКТОР, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
рефлекторный - — [] Тематики защита информации EN reflecting … Справочник технического переводчика
1) рефлекторный ая, ое. прил. к рефлектор. Рефлекторное зеркало. Рефлекторная лампа. 2) рефлекторный ая, ое. 1. физиол. прил. к рефлекс (в 1 знач.); обусловленный рефлексом. Рефлекторная реакция. Рефлекторная деятельность организма. 2.… … Малый академический словарь
Книги
- Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций , П.В. Симонов. Эмоциональная реакция человека - это сложный рефлекторный акт, все компоненты которого, двигательные и вегетативные, тесно связаны между собой. Вместе с тем принципы и степень влияния коры…
Тема: Введение
Для понимания механизмов протекания психических процессов студенты должны владеть знаниями по физиологии высшей нервной деятельности (ВНД).
Физиология ВНД и психология изучают внутренний мир человека и пытаются найти объективные законы его поведения. При этом физиология ВНД изучает закономерности и механизмы работы головного мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внутренней и внешней средой. Психология изучает эти проблемы несколько в другом аспекте: она изучает внутренний мир человека, возникший в результате отражения внешнего мира. Физиология ВНД и психология разными методами ведут общие исследования механизмов работы головного мозга и психических явлений.
Все элементы психической деятельности человека связаны с глубокими физиологическими процессами, составляющими ее основу. Хотя психические явления не сводятся к физиологическим, знание физиологических механизмов психических процессов необходимо для управления функциональным состоянием, обучением, памятью, восприятием, вниманием и другими функциями человека.
У студентов вызывает значительные трудности изучение физиологических механизмов таких сложнейших проявлений деятельности мозга, как память, мышление, восприятие, эмоции и т.д., а также понимание взаимоотношения между физиологией ВНД и психологией. Этим и была вызвана необходимость разработки данного учебного пособия.
Для получения более полного представления о физиологических механизмах психических процессов необходимо использовать лекции по физиологии ВНД и указанную литературу. Приведенные в пособии данные не раскрывают во всей полноте физиологических основ психических процессов, а только помогают их самостоятельному изучению.
И.М.Сеченов пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. Это положение он выразил следующей фразой: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».
И.П.Павлов развил учение И.М.Сеченова и создал рефлекторную теорию, опирающуюся на следующие принципы:
1. Принцип детерминизма (принцип причинности), согласно которому любая рефлекторная реакция причинно обусловлена;
2. Принцип структурности, суть которого заключается в том, что каждая рефлекторная реакция осуществляется с помощью определенных структур, и, чем больше структурных элементов участвует в осуществлении этой реакции, тем она совершеннее;
3. Принцип единства процессов анализа и синтеза в составе рефлекторной реакции: нервная система анализирует (различает) с помощью рецепторов все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует целостную ответную реакцию (синтез).