Компоненты сестринского процесса. Краткая характеристика сестринского процесса
Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела. Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов прошлого столетия. В настоящее время оно получило широкое развитие в американской, а с 80-х годов - в западно-европейских моделях сестринского дела.
Недостатком в развитии сестринского дела в России сегодня является отсутствие для всех медицинских работников единой терминологии и определений некоторых понятий. Часто значения таких понятий, как проблема, по-
требностъ, симптом, совпадают. Это приводит к путанице. У врачей сегодня существует Международный классификатор болезней, который позволяет им понимать друг друга. У медицинских сестер в России попытки унифицировать и стандартизировать профессиональный язык пока результатов не имеют.
В рамках Европейского региона ВОЗ сестрам, которые планируют применять сестринский процесс, рекомендуется использовать модель, предложенную Вирджинией Хен-дерсон, основанную с учетом физиологических, психологических и социальных потребностей, оцениваемых медицинскими сестрами.
В настоящее время сестринский процесс (слово «процесс» означает ход событий, его этапы) является сердцевиной сестринского образования и создает теоретическую научную базу сестринской помощи в России.
Сестринский процесс - это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс - динамичный, цикличный процесс.
Целью сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.
Достижение цели сестринского процесса осуществляется с помощью:
создания базы информационных данных о пациенте;
определения потребностей пациента в сестринском
обозначения приоритетов в сестринском обслужива нии, их первоочередности;
определения целей и составления плана ухода, мо билизации необходимых ресурсов;
реализации плана, то есть оказания сестринской по мощи прямо и косвенно;
Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход с целью предупреждения, уменьшения, ликвидации у пациента проблем в уходе.
Конкретно, сестринский процесс подразумевает исполь зование научных методов определения медико-санитар ных потребностей пациента, семьи или общества, а так же отбор тех из них, которые могут быть наиболее эф фективно удовлетворены посредством сестринского ухо да с непременным участием пациента или членов его семьи.
Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов. Известно, что до середины 70-х годов в США сестринский процесс имел четыре этапа (обследование, планирование, выполнение, оценка). Этап диагностирования был выведен из этапа обследования в 1973 году в связи с утверждением стандартов сестринской практики Американской ассоциацией медицинских сестер.
I этап - сестринское обследование или оценка ситуации с целью оценки конкретных потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов. Этот этап сестринского процесса включает в себя процесс оценки си туации методами сестринского обследования. При обследовании медицинская сестра собирает необходимую информацию методом опроса (структурированного интервьюирования) пациента, родственников, медицинских работников.
Перед опросом пациента познакомьтесь с его медицинской документацией, если это возможно. Вспомните факторы и приемы, повышающие эффективность общения:
умение вести разговор;
проверьте правильность восприятия пациентом ва ших вопросов;
ш задавайте открытые вопросы;
соблюдайте паузы и культуру речи;
проявите умение представить себя;
применяйте индивидуальный подход к пациенту. Такие приемы, как общение с пациентом с учетом его
интеллекта, неспешный темп беседы, соблюдение конфиденциальности, умение слушать, повысят эффективность опроса и помогут медицинской сестре совершенствовать свои умения и навыки.
Не допускайте ошибок при опросе. Не задавайте вопросов, требующих ответа «да» или «нет». Четко формулируйте свои вопросы. Помните, что при опросе пациент может сообщать сведения о себе в любой последовательности. Не требуйте от него ответов по приведенной в сестринской истории схеме. Запоминайте его ответы и регистрируйте в точном соответствии с планом в истории состояния здоровья (болезни) пациента. Используйте сведения из истории болезни (листа назначений, температурного листа и т.п.) и других источников информации о пациенте.
Методы обследования пациента
Существуют следующие методы обследования: субъективный, объективный и дополнительные методы обследования для определения потребностей пациента в уходе.
1. Сбор необходимой информации:
а) общих сведений о пациенте (фамилия, имя, отче ство, возраст), субъективных данных: жалоб в на стоящее время как физиологических, психологи ческих, так и социальных, духовных; ощущениях пациента; реакциях, связанных с адаптационными (приспособительными) возможностями; сведений о неудовлетворенных потребностях, связанных с из менением состояния здоровья или изменением тече ния заболевания;
б) объективных данных. К ним относятся: рост, масса тела, выражение лица, состояние сознания, положе ние пациента в постели, состояние кожных покровов,
температура тела пациента, дыхание, пульс, АД, естественные отправления и другие данные; в) оценка психосоциальной ситуации, в которой находится пациент:
оцениваются социально-экономические данные, оп ределяются факторы риска, данные об окружающей среде, влияющие на состояние здоровья пациента, его образ жизни (культура, увлечения, хобби, рели гия, вредные привычки, национальные особенности), семейное положение, условия работы, материальное положение и т.д.;
оценивается медицинской сестрой наблюдаемое по ведение, динамика эмоциональной сферы.
Сбор необходимой информации начинается с момента поступления пациента в ЛПУ и продолжается до выписки его из стационара.
2. Анализ собранной информации. Целью анализа является определение приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степени независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, зависим от окружения, медицинских работников).
При соблюдении умений и навыков межличностного общения, этических и деонтологических принципов, навыков опроса, наблюдения, оценки состояния, умения документировать данные обследования пациента обследование, как правило, является успешным.
II этап - сестринская диагностика, или выявление проблем пациента. Этот этап может носить и другое название: постановка сестринских диагнозов. Анализ полученной информации является основанием для формулирования проблем пациента существующих (настоящих, явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и
148
психологическом состоянии и других аспектах, помогающих ей принимать ответственное решение, - выявление проблем пациента, или постановка сестринских диагнозов. Процесс составления сестринского диагноза очень важен, требует профессиональных знаний, умений находить связь между признаками отклонений в состоянии пациента и причинами, их вызывающими.
Сестринский диагноз - это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.
Североамериканская ассоциация сестринских диагнозов NANDA (1987 г.) издала перечень диагнозов, который обусловлен проблемой пациента, причиной ее возникновения и направленностью дальнейших действий медсестры. На пример:
Тревога, связанная с беспокойством пациента по по воду предстоящей операции.
Риск развития пролежней, обусловленный длитель ной иммобилизацией.
3. Нарушение функции опорожнения кишечника: за пор, обусловленный недостаточным употреблением грубой пищи.
Международный совет медсестер (МСМ) разработал (1999 г.) Международный классификатор сестринской практики (МКСП) - это профессиональный информационный инструмент, необходимый для стандартизации профессионального языка медсестер, создания единого информационного поля, документирования сестринской практики, учета и оценки ее результатов, подготовки кадров и т.д.
В контексте МКСП под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о явлении, связанном со здоровьем или социальным процессом, представляющим объект сестринских вмешательств.
Недостатками этих документов являются сложность языка, особенности культуры, неоднозначность понятий и другое.
Сегодня в России нет утвержденных сестринских диагнозов.
149
III этап - определение целей сестринского вмешатель ства, т.е. определение вместе с пациентом желаемых ре зультатов ухода.
В некоторых моделях сестринского дела этот этап носит название планирование.
Под планированием надо понимать процесс формирования целей (то есть желаемых результатов ухода) и планирования сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей. Планирование работы медсестры по удовлетворению потребностей необходимо осуществлять в порядке приоритетности (первоочередности) проблем пациента.
IV этап - планирование объема сестринских вмеша тельств и реализация (выполнение) плаца сестринских
■ вмешательств (ухода).
В моделях, где планирование относится к третьему этапу, четвертым этапом является реализация плана. Планирование включает в себя:
Определение типов сестринских вмешательств.
Обсуждение с пациентом плана ухода.
Знакомство других с планом ухода. Реализация - это:
Выполнение плана ухода в установленные сроки.
Координация сестринских услуг в соответствии с со гласованным планом.
Координирование ухода с учетом любого предостав ляемого, но не запланированного ухода или запла нированного, но не предоставляемого ухода.
V этап - оценка результатов (итоговая оценка сест ринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости.
V этап - включает в себя:
Сравнение достигнутого результата с запланированным.
Оценку эффективности запланированного вмешатель ства.
Дальнейшую оценку и планирование, если желае мые результаты не достигнуты.
Критический анализ всех этапов сестринского про цесса и внесение необходимых поправок.
Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств (действий) медицинской сестры.
Документация всех этапов сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента и известна как сестринская история состояния здоровья или болезни пациента, составной частью которой является карта сестринского ухода. В настоящее время только разрабатывается сестринская документация.
ТЕМА: СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ
Учебные цели
Студент должен
знать:
основные понятия и термины;
цель сестринского процесса;
этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа;
значение сестринского обследования для выявления проблем пациента и их решения;
содержание информации, собираемой медсестрой о пациенте;
источники информации;
методы обследования пациентов;
виды одышки»
типы физиологического и патологического дыхания;
значение сестринской и врачебной документации.
уметь:
объяснить необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и практику;
провести обследование субъективным методом, опрос пациента и его немедицинского окружения;
интерпретировать полученные данные;
оценить данные физического обследования:
внешний вид;
сознание;
положение в постели;
опрелости и влажность кожи и слизистых;
наличие отёков;
регистрировать данные обследования в сестринской документации;
общаться с пациентом и его родственниками;
обследовать объективным методом;
измерять рост, определять массу тела;
подсчитывать ЧДД, исследовать пульс;
измерять АД, температуру тела;
отмечать цифровой и графической записью показатели функционального состояния пациента: Т°, ЧДД, Р s , АД, роста, массы, величины суточного диуреза.
Вопросы для самоподготовки
Дайте определение понятия «сестринский процесс».
Сформулируйте цель сестринского процесса.
Перечислите этапы сестринского процесса.
Кратко опишите содержание каждого этапа сестринского процесса.
Продумайте структуру и значение документации к осуществлению сестринского процесса.
Опишите преимущества внедрения сестринского процесса в практическое здравоохранение.
Содержание сестринского обследования.
Источники информации о пациенте.
Методы обследования пациента.
Содержание субъективного метода обследования.
Содержание объективного метода обследования.
Субъективное и объективное обследование по каждой потребности.
Определение антропометрии.
Нормальные показатели ЧДД, Р s , АД.
Определение водного баланса.
Документирование полученных данных.
Глоссарий
Термины
Формулировки
Алгоритм
Набор правил, подобранных определённым образом и в определённом порядке для решения поставленной задачи.
Врачебный диагноз
Выявление конкретного заболевания или патологического процесса.
Проблема
Сложная ситуация, препятствующая прогнозированию ходу событий.
Приоритет
Сестринская проблема, требующая немедленного сестринского вмешательства.
Потребность
Осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.
Первичная потребность
Врождённые физиологические потребности, такие как потребность выжить.
Вторичная потребность
Потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как в успехе, власти, уважении и т. д.
Установка приоритетов
Процесс решения того, какие задачи в данной ситуации должны выполняться незамедлительно (сейчас же), а какие на более поздней стадии.
Процедура
Предприятие, относительно того, какие действия следует предпринимать в конкретной ситуации.
Результат
Цель, которая должна быть достигнута. В здравоохранении – это понятие, обозначающее изменения в состоянии здоровья пациента вследствие проведенного того или иного мероприятия или осуществление заранее намеченной программы.
Сестринская история болезни
Документированная информация о состоянии здоровья пациента, изменения его образа жизни, социально-культурной роли, духовных и эмоциональных реакций на заболевание; отражение ведения сестринского процесса.
Стресс
Ситуация, характеризуемая повышенной физиологической и психологической напряженностью.
Стрессор
Фактор, вызывающий состояние стресса.
Стратегия
Общий всесторонний план достижения цели.
Тактика
Краткосрочная стратегия для достижения цели.
Сестринский процесс
Системный подход к оказанию сестринской помощи (ухода), ориентированный на потребности пациента.
Сестринское обследование
Сбор информации о состоянии здоровья пациента, его личности, образе жизни и отражение полученных данных в сестринской истории болезни.
Сестринский диагноз
Клиническое суждение медсестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и своё состояние, с желательным указанием причины такой реакции.
Сестринское планирование
Определение целей и задач сестринской помощи (ухода) с прогнозированием ожидаемых результатов данной помощи (ухода)
Медицинское освидетельствование
Проведение физического обследования с помощью объективных методов (пальпация, перкуссия, аускультация, антропометрия и др.) для сбора базы информационных данных о пациенте.
Субъективная информация
Ощущение самого пациента относительно проблем его здоровья.
Объективная информация
Наблюдения, измерения, проводимые лицом, собирающим информацию.
Сестринское вмешательство
Оценка сестринской помощи (ухода)
Процесс анализа ответных реакций пациента на сестринское вмешательство.
Цель, сфокусированная на пациенте
Конкретная осуществляемая цель, поставленная для достижения наивысшего уровня здоровья пациента и независимого его функционирования.
Цианоз, акроцианоз
Синюшность, периферическая синюшность.
Желтушность
Иктеричность
Спутанное сознание
Пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием.
Ступор
Состояния оглушения, оцепенения, на вопросы пациент отвечает с опозданием и неосмысленно.
Сопор
Патологический глубокий сон, пациент без сознания, не сохранены рефлексы. Громким голосом можно вывести его из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон.
Кома
Полное угнетение функций ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов
Мокрота
Патологический секрет верхних дыхательных путей
Кровохарканье
Появление в мокроте прожилок крови, предвестник легочного кровотечения.
Легочное кровотечение
Появление кашля кровью
Гидроторакс
Скопление жидкости в плевральной полости
Пневмоторакс
Попадание воздуха в плевральную полость
Апноэ
Остановка дыхания
Диспноэ
Одышка – нарушение частоты, глубины и ритма дыхания.
Экспираторная одышка
Одышка с затрудненным выдохом (легочная)
Инспираторная одышка
Одышка с затрудненным вдохом (сердечная)
Смешанная одышка
Одышка с затрудненным и вдохом и выдохом
Тахипноэ
Частое дыхание
Брадипноэ
Редкое дыхание
Аритмия
Нарушение ритма
Асфиксия
Удушье с последующей остановкой дыхания.
Астма
Приступ удушья (сильная одышка) легочного или сердечного происхождения.
Колебание стенок артерий, вызванное работой сердца.
Тахикардия
Учащение пульса свыше 85 - 90 пульсовых волн в мин.
Брадикардия
Урежение пульса менее 60 пульсовых волн в мин.
Нитевидный пульс
Пульс очень малого наполнения , напряжения , очень частый (более 120 п. в. в мин.), трудно прощупывается.
Кал цвета «мелена» или «дёгтеобразный» кал
Кал чёрного цвета может быть при желудочно-кишечных кровотечениях
Бесцветный кал (белый)
Симптом желтухи (инфекционной или механической)
Диарея
Частый жидкий стул
Констипация (запор)
Задержка стула более 48 часов
Тенезмы
Ложные позывы на акт дефекации или мочеотделения
Тошнота
Чувство тяжести в подложечной (эпигастральной)
Области (предвестник рвоты)
Рвота
Рефлекторный акт, сокращение стенок желудка и диафрагмы с последующим выбрасыванием содержимого наружу (может быть центральной - не связанной с заболеваниями ЖКТ и периферической - связанной с заболеваниями ЖКТ)
Рвота цвета «кофейной гущи»
Симптом желудочного кровотечения
Отрыжка
Слабое сокращение стенок желудка с последующим выбрасыванием части его содержимого в ротовую полость
Изжога
Чувство жжения по ходу пищевода
Икота
Судорожное сокращение диафрагмы (может быть нервного характера)
Диурез
Количество мочи, выделенное за определённый промежуток времени (может быть дневным, ночным, суточным, и даже почасовым)
Водный баланс
Равновесие между выпитой жидкостью и съеденной пищей и выделенной жидкостью из организма за сутки (в норме 1,5 – 2 литра)
Дизурия
Расстройство мочеиспускания
Поллакиурия
Учащенное мочеиспускание
Странгурия
Затрудненное мочеиспускание
Полиурия
Суточный диурез более 2 литра
Олигурия
Суточный диурез менее 500 мл.
Ишурия
Задержка мочеиспускания вследствие скопления мочи в мочевом пузыре из-за невозможности самостоятельного мочеиспускания
Анурия
Полное прекращение поступления мочи в мочевой пузырь
Уремия
Поступление азотистых шлаков в кровь (мочекровие) -происходит самоотравление организма собственными продуктами распада в результате почечной недостаточности
Гематурия (моча цвета мясных помоев)
Кровь в моче
Альбуминурия, протеинурия
Белок в моче
Глюкозурия
Сахар в моче
Отёк
Скопление жидкости в мягких тканях
Анасарка
Отёк всего тела
Гидроторакс
Скопление жидкости в грудной клетке
Асцит
Скопление жидкости в брюшной полости
Антропометрия
Измерение роста, массы тела
Артериальное давление
Давление крови на стенки артерий во время систолы и диастолы
Давление крови на стенки артерий во время систолы (максимальное)
Диастолическое давление
Давление крови на стенки артерий во время диастолы (минимальное)
Гипертензия (гипертония)
Повышенное АД (выше 139∕89)
Гипотензия (гипотония)
Пониженное АД (ниже 110∕70)
Теоретическая часть
Сестринский процесс
1 . Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи, который
включает в себя пациента и медсестру как взаимодействующих лиц.
2. Сестринский процесс - это системный подход к оказанию сестринской помощи (ухода), ориентированный на потребности пациента.
Сестринский процесс ухода за больными состоит из трех основных частей:
Цель .
Организация .
Творческие способности (таблица1).
Таблица № 1
Общая цель сестринского процесса :
1. Предупредить, облегчить, свести до минимума проблемы пациента в индивидуальном порядке.
2. Поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма или спокойная смерть
Суть сестринского процесса заключается в:
конкретизации проблем пациента,
определении и дальнейшем осуществлении плана действий медсестры в связи с выявленными проблемами и
оценке результатов сестринского вмешательства.
На сегодняшний день в России необходимость внедрения сестринского процесса в учреждениях здравоохранения остается открытой. Поэтому учебно-методический центр по научным исследованиям в сестринском деле при ФВСО ММА им. И.М. Сеченова совместно с Санкт-Петербургским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация медсестер России» провели исследование с целью выяснения отношения медицинских работников к сестринскому процессу и возможности его внедрения в практическое здравоохранение. Исследование проводилось методом анкетирования.
Из 451 опрошенных медиков (медсёстры и врачи) на вопрос «Имеете ли вы представление о сестринском процессе?» основная часть всех респондентов (64,5%) ответили, что имеют полное представление, и только 1,6% участников анкетирования ответили, что не имеют представления о сестринском процессе.
1. Целью сестринского процесса можно назвать то, на достижение чего он направлен. Цели сестринского процесса включают:
Определение потребностей пациента в уходе.
Определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей и результатов ухода.
3. Составление плана ухода за больным, направленного на удовлетворение потребностей
пациента.
4. Оценка эффективности сестринского ухода.
2. Организационная структура сестринского процесса состоит из 5 этапов:
1) обследование - сбор информации о состоянии здоровья пациента;
2)
сестринский диагноз
-
определение и обозначение существующих и потенциальных
проблем пациента, требующих сестринского вмешательства;
3)
планирование ухода
-
определение программы действий, определение целей и задач
сестринской помощи.
выполнение - действия (вмешательства), необходимые для осуществления плана.
5)
оценка
-
исследование реакций пациента на вмешательства сестры, определение степе
ни достижения целей и качества мед. помощи.
3. Творческие способности - это сам сестринский процесс, углубление и расширение имеющихся знаний.
Первый этап сестринского процесса – обследование.
Определяется как текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.
Цель : собрать информационную базу о пациенте
Типы информации, собираемые медсестрой.
1. Физиологические данные (из истории болезни и при физическом обследовании).
2. Данные о развитии (развитие 1-2 г. жизни).
3. Психологические данные (индивидуальные особенности характера, самооценка, способность
Принимать решения).
4. Социологические данные (функции, взаимоотношение, источники).
5. Культурные данные (этнические и культурные ценности).
6. Духовные данные (духовные ценности, религиозность и т.д.).
7 .Данные об окружающей среде (загрязнения, стихийные бедствия и т.п.).
Таблица № 2
Информационные данные, собранные при обследовании, должны быть полными, точными, описательными и не должны содержать спорных утверждений.
Данные могут быть объективными и субъективными .
Сестринский процесс. Субъективное обследование
Субъективные данные включают предположения пациента о состоянии здоровья. Субъективные данные - это чувства и эмоции, выраженные словами, мимикой, жестами. Только сам пациент может дать такого рода информацию. Источниками информации являются:
Пациент (лучший источник).
Семья, родственники, друзья
Другие специалисты в области медицины.
Медицинские документы пациента (медицинская карта и др.).
Обзор медицинской литературы.
Каждый источник дает информацию о состоянии здоровья пациента, факторах риска, медицинских методах обследования и лечения, об особенностях болезни, о необходимости оказания мед.помощи пациенту и т.д.
Только сам пациент может дать подробную и точную информацию.
Семьи пациентов могут быть опрошены о младенцах и детях, о критически больных, умственно-отсталых и бессознательных больных.
Чтобы собрать субъективную информацию, медсестра проводит интервьюирование пациента - расспрос.
Проводя расспрос, медсестра использует специфические навыки общения, помогая пациенту осознать те изменения, которые происходят или будут происходить в его образе жизни. В процессе проведения интервью медсестра получает информацию о физических, эволюционных, интеллектуальных, социальных и духовных особенностях пациента.
Физические и эволюционные особенности отражают нормальное функционирование и патологические изменения в образе жизни человека, вызванные болезнью, травмой или развивающимся кризисом.
Расспрос дает возможность наблюдать за пациентом. Во время наблюдения медсестра определяет, согласуются ли данные, полученные в процессе наблюдения с теми, которые получены посредством вербального общения.
Например, если пациент утверждает, что не волнуется о предстоящем обследовании, а выглядит озабоченным и раздражительным, то данные противоречивы.
При расспросе пациент тоже получает информацию, которая его интересует: о медико-санитарном окружении, методах лечения, предстоящем обследовании.
Пациент нуждается в этой информации, чтобы участвовать в планировании ухода за ним.
Интервью - это первый шаг в установлении контакта между медсестрой и пациентом, т.к. в дальнейшем медсестра должна будет проводить обучение и консультирование пациента.
Эти взаимоотношения между сестрой и пациентом должны основываться на понимании проблем пациента, заботы о нем и доверии друг другу.
общие сведения о пациенте;
расспрос пациента;
жалобы пациента в настоящее время;
история здоровья или болезни пациента: социальные сведения и условия жизни, сведения о привычках, аллергоанамнез, гинекологический (урологический) и эпидемиологический анамнезы;
наследственность;
боль, локализация, характер, интенсивность, длительность, периодичность, реакция на боль.
СТРАТЕГИЯ ОБЩЕНИЯ
Рабочая часть (сам расспрос).При подготовке к интервью необходимо:
познакомиться с документацией пациента о настоящем заболевании, чтобы расспрос
был целенаправленным;
подготовить вопросы - это создает организованный подход к теме интервью и делает
обсуждение понятным для обоих.
Второй этап -
Внимательно выслушивайте пациента - это облегчает визуальный контакт и дает возможность пациенту почувствовать интерес медсестры к его : проблемам и ко всему, что его беспокоит.
Одобрительное отношение способствует непредвзятому отношению к образу жизни пациента, его жизненным ценностям. Настройтесь на доброжелательное отношение, даже если ваши взгляды не совпадают со взглядами пациента.
Перефразирование позволяет оценить полученную информацию, используя специфические термины. Например: пациент: " Когда я нервничаю, у меня начинает болеть голова вот здесь".
М/с: "Вы говорите, что после стресса у вас появляются боли в затылочной области?"
Уточняйте информацию. Для этого попросите пациента повторить сказанное или
привести пример.
Во время обсуждения не уходите от основной темы расспроса.
Иногда уместно помолчать - это дает возможность пациенту собраться с мыслями, а
медсестре вести визуальное наблюдение.
Третий этап - заключение .
После расспроса медсестра должна констатировать наблюдение, т.е. сообщить пациенту информацию, которую получила - это способствует установлению обратной связи и дает возможность узнать, как пациент воспринял информацию. Медсестре необходимо знать и использовать "Рекомендации для ведения интервью" (приложение 1)
Сбор неточной, неполной информации ведет к неточной идентификации потребностей пациента в медицинском обслуживании. Неточные данные возникают, когда медсестра не может собрать всю необходимую информацию или делает поспешные выводы.
Основной целью расспроса является составление сестринской истории болезни пациента.
История болезни - это информация о состоянии здоровья пациента, изменениях его образа жизни (см. приложение 2).
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинских колледжей и училищ по предмету:
«Основы сестринского дела» Москва 1999, стр. 26 – 27.
СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
Проведение физического обследования. Для проведения физического обследования медсестра должна владеть навыками осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации.
Сбор лабораторных данных.
Эти данные дополняют информацию в базе данных.
Лабораторное исследование назначается врачом, медсестра объясняет, как больной должен приготовиться, если необходимо - как собрать мочу и т.д.
1.4. Проверка данных.
После сбора субъективных и объективных данных, данные следует проверить, чтобы убедиться в их точности.
Данные фактического осмотра и наблюдения за поведением пациента проверяются путем сравнения их с данными, полученными во время консультации с врачом, медицинским персоналом, родственниками.
Чтобы проверить, что симптомы соответствуют медицинскому диагнозу, можно свериться с медицинскими справочниками и специальной литературой.
Данные опроса можно проверить сразу после интервью, когда м/с сообщает пациенту информацию, которую получила. Любые дополнения и исправления со слов пациента следует добавить к уже имеющимся данным.
1.5. Группировка данных.
После сбора и проверки субъективных и объективных данных м/с объединяет их в группы.
См. приложение 3.
В процессе разбивки данных на группы м/с систематизирует их и выделяет те, на которые в первую очередь следует обратить внимание для правильного лечения и скорейшего выздоровления.
1.6. Документирование информации.
Документация данных производится после полной оценки. Данные записываются основательно и точно. Регистрируются все данные о состоянии здоровья пациента, даже те, которые не указывают на отклонение в состоянии здоровья. Значимость их может проявиться позже, они могут быть использованы для сравнения при изменениях состояния пациента.
Проверка, сортировка и группировка данных являются предварительными этапами для сестринской диагностики.
Вы должны быть уверены, что ваша беседа будет проходить в тихой неофициальной обстановке без отвлечений и не будет прерываться.
Используйте наиболее надежный источник информации - если не самого больного, то его ближайших родственников.
Используйте полученные ранее сведения о диагнозах пациента (если они известны), чтобы заранее спланировать, на какой информации сосредоточить внимание и получить необходимые Вам факты.
Прежде чем начать, объясните, что чем больше Вы будете знать о пациенте и его семье, тем лучший уход Вы сможете ему обеспечить, вот почему Вы задаете много вопросов.
Во время расспроса делайте короткие записи. Аккуратно записывайте даты, числа и длительность госпитализаций, и начало заболеваний. Не рассчитывайте на память. Не пытайтесь вести записи в виде законченных предложений.
Будьте неторопливы, проявляйте искренний интерес и участие. Не проявляйте раздражения, если у пациента возникает провал памяти.
Используйте визуальный контакт должным образом. Наблюдайте за выражением лица, "языком тела" пациента. Не останавливайте подолгу свой взгляд на пациенте и на записях.
Используйте нейтральные вопросы, которые будут способствовать формулированию пациентом своих ощущений. Используйте собственные слова пациента для уточнения информации.
Например: "Говоря, "режущая боль", Вы имеете в виде внезапную и сильную боль?".Используйте понятную пациенту терминологию. Если Вы сомневаетесь в том, что он Вас понимает, спросите, что он вкладывает в то или иное понятие.
Например: "Объясните испытываемое Вами чувство тошноты".
Чтобы пациент чувствовал целесообразность расспроса, прежде всего спросите о его жалобах. Не начинайте с личных, деликатных вопросов.
Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он чересчур многословен. Не перескакивайте с темы на тему. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.
Относитесь с пониманием к тому, что говорит пациент. Простой кивок, поддакивание, одобрительный взгляд помогут ему продолжить рассказ.
Называйте пациента по И.О. Не утрачивайте профессионализм. Проявляйте дружелюбие, участие.
Говорите ясно, медленно, отчетливо.
Слушайте !
Сестринский процесс. Объективное обследование
Объективные данные - медицинская сестра получает их с помощью органов чувств (зрения, обоняния, восприятие прикосновением и т.д.), наблюдением, измерением, с помощью инструментальных и лабораторных методов исследования а также дополнительными методами исследования: перкуссией, пальпацией и аускультацией.
осмотр пациента: общий - грудной клетки, туловища, живота. Затем - детальный осмотр (участков тела по областям): голова, лицо, шея, туловище, конечности, кожа, кости, суставы, слизистые оболочки, волосяной покров.;
физические данные: рост, масса тела, отёки (локализация);
выражениелица: болезненное, одутловатое, тревожное, без особенностей, стадальческое, настороженное, тревожное, спокойное, безразличное и др.;
состояние сознания: в сознании, без сознания, ясное, нарушенное: спутанное, ступор, сопор, кома, другие расстройства сознания - галлюцинации, бред, подавленность, апатия, депрессия;
положение пациента в постели: активное, пассивное, вынужденное, функциональное;
Вынужденное положение при приступе бронхиальной астмы
состояние кожных покровов и видимых слизистых: цвет, тургор, влажность, дефекты (сыпь, рубцы, расчесы, кровоподтёки (локализация), отёчность или пастозность, цианоз, желтушность, сухость, шелушение, пигментация и др.;
костно-мышечная система: деформация скелета, суставов, атрофия мышц, мышечный тонус (сохранен, повышен, понижен);
температура тела: в пределах нормы, субфебрильная, субнормальная, фебрильная (лихорадка);
дыхательная система: ЧДД (характеристика дыхания: ритм, глубина, тип), в норме дыхание 16 – 18 - 20 дыхательных движений в мин, поверхностное, ритмичное;
АД: на обеих руках, гипотензия, норма, гипертензия;
пульс: количество пульсовых волн в мин., ритм, наполнение, напряжение;
естественные оправления: мочевыделение (частота, количество, недержание мочи, катетер, самостоятельно, мочеприемник), стул (самостоятельный, регулярный, характер стула, метеоризм, недержание стула, колостома);
органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, речь);
память: сохранена, нарушена;
сон: потребность спать днём;
использование резервов: очки, линзы, слуховой аппарат, съёмные зубные протезы;
способность к передвижению: самостоятельно, с помощью чего-то или кого-то;
способность есть, пить: аппетит, нарушение жевания, тошнота, рвота, искусственное питание.
Оценка психосоциального состояния:
описать манеру говорить, наблюдаемое поведение, эмоциональное состояние, психомоторные изменения чувства;
собираются социально-экономические данные;
факторы риска;
проводится оценка потребностей пациента, определяются нарушенные потребности пациента.
Наблюдение за состоянием пациента
Наблюдая за состоянием пациента, медсестра должна обращать внимание:
на состояние сознания;
положение пациента в постели;
выражение лица;
цвет кожных покровов и видимых слизистых оболочек;
состояние органов кровообращения и дыхания;
функции органов выделения.
Состояние сознания
Ясное сознание - пациент отвечает на вопросы ясно и конкретно.
Спутанное сознание - Пациент отвечает на вопросы правильно, на с опозданием.
Ступор - Состояния оглушения, оцепенения, на вопросы пациент отвечает с опозданием и неосмысленно.
Сопор - Патологический глубокий сон, пациент дез сознания, не сохранены рефлексы. Громким голосом можно вывести его из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон.
Кома - Полное угнетение функций ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов.
Бред и галлюцинации - могут наблюдаться при выраженной интоксикации (инфекционные заболевания, тяжёлое течение туберкулёза лёгких, воспаление лёгких).
Выражение лица
Соответствует характеру течения заболевания, на него влияют пол и возраст пациента.
Различают:
лицо Гиппократа - при перитоните («острый живот»). Лицо - запавшие глаза, заострённый нос, бледность с цианозом, капли холодного пота;
одутловатое лицо при заболеваниях почек и др.болезнях - лицо отёчное, бледное
одутловатое лицо лихорадочное лицо пучеглазие
Лихорадочное лицо при высокой температуре - блеск глаз, гиперемия лица;
Митральный «румянец» - цианотичные щёки на бледном лице;
Пучеглазие, дрожание век - при гипертиреозе и др.;
Безучастность, страдание, тревога, страх, болезненное выражение лица и др.
Выражение лица должно быть оценено медсестрой, об изменениях которого она обязана сообщить врачу.
Кожные покровы и видимые слизистые оболочки
могут быть: бледные, гиперемированные, желтушные, синюшные (цианоз), акроцианоз. Обращать внимание на сыпь, сухость кожи, участки пигментации, наличие отёков.
Оценка возможности самоухода (по состоянию пациента)
Удовлетворительное - пациент активен, выражение лица без особенностей, сознание ясное, наличие патологических симптомов не мешает оставаться активным.
Состояние средней тяжести - выражает жалобы, может быть вынужденное положение в постели, активность может усиливать боль, выражение лица болезненное, выражены симптомы со стороны систем и органов, изменен цвет кожных покровов.
Тяжёлое состояние - пассивное положение в постели, активные действия совершает с трудом, сознание может быть изменённым, изменено выражение лица. Выражены нарушения функций дыхательной, сердечнососудистой и ЦНС.
Нарушенные потребности (подчеркнуть) по Верджинии Хендерсон:
дышать; 8 . поддерживать температуру тела;
есть; 9 . быть здоровым;
пить; 10. избегать опасности;
выделять; 11 . двигаться;
спать, отдыхать; 12 . общаться;
быть чистым; 13. иметь жизненные ценности - материальные и
одеваться, раздеваться; духовные;
14. играть, учиться, работать.
Оценка самоухода
Определяется степень независимости пациента в уходе (пациент независим, частично зависим, полностью зависим, с помощью кого).
Собрав необходимую субъективную и объективную информацию о состоянии здоровья пациента, сестра должна получить чёткое представление до начала планирования ухода.
Попытаться определить, что нормально для человека, как он видит своё нормальное состояние здоровья и какую помощь сможет оказать себе сам.
Определить нарушенные потребности человека и потребности в уходе.
Установить эффективное (терапевтическое) общение с пациентом и привлечь его к сотрудничеству.
Обсудить с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты.
Обеспечить условия, при которых сестринский уход учитывает потребности пациента, проявляет заботу и внимание к пациенту.
Не допускать возникновения новых проблем у пациента.
Симптомы заболеваний органов пищеварения
Тошнота - чувство тяжести в подложечной (эпигастральной) области (предвестник рвоты), может быть центральной - не связанной с заболеваниями ЖКТ и периферической - связанной с заболеваниями ЖКТ.
Рвота - рефлекторный акт, сокращение стенок желудка и диафрагмы с последующим выбрасыванием содержимого наружу (может быть центральной - не связанной с заболеваниями ЖКТ и периферической - связанной с заболеваниями ЖКТ).Рвота может быть пищей, кислым содержимым, горьким, тухлым, рвота одержимым цвета кофейной гущи и т. д.
Рвота цвета «кофейной гущи» - симптом желудочного кровотечения
Отрыжка - слабое сокращение стенок желудка с последующим выбрасыванием части его содержимого в ротовую полость, может быть пищей, кислым содержимым, горьким, тухлым, воздухом.
Изжога - чувство жжения по ходу пищевода, кислое содержимое желудка попадает в щелочную среду пищевода, в результате возникает реакция нейтрализации в пищеводе, отсюда чувство жжения, бывает при заболеваниях желудка, печени.
Икота - судорожное сокращение диафрагмы (может быть нервного характера)
Диарея - частый жидкий стул
Запор - задержка стула более 48 часов.
Тенезмы - ложные позывы на акт дефекации или мочеотделения
Бесцветный кал (белый) - Симптом желтухи (инфекционной или механической)
Кал цвета «мелена» или «дёгтеобразный» кал - кал чёрного цвета может быть при желудочно-кишечных кровотечениях
Метеоризм – скопление газов в кишечнике (вздутие живота), бывает при диспепсиях, после операций на ЖКТ.
Симптомы заболеваний органов мочеотделения
Дизурия - расстройство мочеиспускания
Поллакиурия - учащенное мочеиспускание
Странгурия - затрудненное мочеиспускание
Полиурия - суточный диурез более 2 литра
Олигурия - суточный диурез менее 500 мл.
Ишурия - задержка мочеиспускания вследствие скопления мочи в мочевом пузыре из-за невозможности самостоятельного мочеиспускания
Анурия - полное прекращение поступления мочи в мочевой пузырь
Уремия- поступление азотистых шлаков в кровь (мочекровие) - происходит самоотравление организма собственными продуктами распада в результате почечной недостаточности
Гематурия (моча цвета мясных помоев) - кровь в моче
Альбуминурия, протеинурия – белок в моче
Гликозурия - сахар в моче
Отёк - скопление жидкости в мягких тканях
Анасарка – отёк всего тела
Диурез -количество мочи, выделенное за определённый промежуток времени (может быть дневным, ночным, суточным, и даже почасовым)
Водный баланс -равновесие между выпитой жидкостью и съеденной пищей и выделенной жидкостью из организма за сутки (в норме 1,5 – 2 литра)
Симптомы заболеваний органов дыхания
Гидроторакс - скопление жидкости в грудной клетке (в плевральной полости)
Пневмоторакс – попадание воздуха в плевральную полость
Мокрота - патологический секрет верхних дыхательных путей, может быть гнойная, серозная, слизистая, кровянистая.
Кровохарканье - появление в мокроте прожилок крови, предвестник легочного кровотечения.
Легочное кровотечение - появление кашля кровью
Апноэ - остановка дыхания
Диспноэ - одышка – нарушение частоты, глубины и ритма дыхания, может быть экспираторная одышка – дыхание с затрудненным выдохом, характерно для бронхиальной астмы; инспираторная одышка –дыхание с затруднённым вдохом – возникает при механическом препятствии в верхних дыхательных путях и смешанная одышка – дыхание с затрудненным вдохом и выдохом.
Тахипноэ – частое дыхание более 20 дыхательных движений в минуту.
Брадипноэ – редкое дыхание меньше 16дыхательных движений в минуту.
Аритмия - нарушение ритма.
Асфиксия - удушье с последующей остановкой дыхания.
Астма - приступ удушья (сильная одышка) легочного или сердечного происхождения.
Патологические типы дыхания
У здорового человека дыхание ритмичное. Если нарушения ритма дыхания повторяются в определённой последовательности, то такое дыхание называется периодическим. Различают следующие его типы:
Дыхание Чейна – Стокса – характеризуется постепенным нарастанием глубины дыхания
которое, достигнув максимума на 6 – 7 минуте вдоха, а потом в той же последовательности уменьшается и переходит в паузу от нескольких секунд до 1 мин. Наблюдается при заболеваниях мозга, тяжёлых расстройствах кровообращения, при комах и отравлениях наркотиками.
Дыхание Биота – ритмичные глубокие дыхательные движения чередующиеся через равные промежутки времени остановкой дыхания (от нескольких минут до 30 секунд).
Волнообразное дыхание Грокка – колебания глубины дыхания, как и при дыхании Чейна – Стокса, но вместо дыхательных пауз отмечается слабое поверхностное дыхание.
«Большое дыхание Куссмауля» – ритм дыхания не нарушен, но значительно изменена глубина дыхания – глубокое и шумное дыхание, один из видов гематогенной одышки. Возникает при диабетической, печёночной и других комах вследствие накопления в крови ядовитых кислых продуктов в результате нарушения обмена веществ. Может возникнуть при кровоизлиянии в мозг (центрогенная одышка).
Запомните ! При появлении у пациента периодического дыхания следует немедленно вызвать врача!
Алгоритмы действий манипуляций
Воткинский медицинский колледж
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»
ПО ОФОРМЛЕНИЮ
Сестринской истории болезни
(Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей совместителей)
Специальность: 060501 «Сестринское дело»
Составитель: Н.А. Висящева
Воткинск
Сестринской истории болезни
Сестринская история болезни заполняется пастой черного цвета, печатным шрифтом (разборчиво), данные об аллергии на лекарственные вещества выносятся на титульный лист красным цветом.
Прежде чем Вы приступите к выполнению задания, еще раз повторите основные направления в работе:
В сестринском процессе выделяют пять основных компонентов или этапов.
На всех этапах сестринского процесса необходимыми условиями его осуществления являются:
® профессиональная компетентность медицинской сестры, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации полученных данных;
® доверительная обстановка, достаточное время;
® конфиденциальность;
® участие матери и, если необходимо других лиц;
® участие других медицинских работников.
Этапы сестринского процесса.
Краткая характеристика сестринского процесса.
I этап – медицинское сестринское обследование : оценка ситуации и определение проблем пациента, которые наиболее эффективно решаются посредством сестринского ухода.
Задача медицинской сестры – обеспечить мотивированный индивидуализированный уход.
При этом медицинская сестра должна оценить следующие группы параметров:
1) субъективные нарушения, на которые указывает пациент (жалобы больного), обращая внимание какие жалобы для пациента более значимы;
2) состояние основных функциональных систем организма пациента;
3) данные полученные при лабораторных исследованиях и инструментальном обследовании проведенные ранее.
Цели :
§ сформировать информационную базу данных о пациенте на момент поступления в отделение.
§ определить существующие проблемы пациента, выделить приоритетные и потенциальные проблемы.
§ определить, в каком уходе нуждается пациент.
Основные действия:
§ сбор данных для медсестринской истории болезни;
§ проведение физического обследования;
§ сбор лабораторных данных;
§ интерпретация данных:
а. оценка значимости данных;
б. формирование групп данных, формулирование проблем пациента.
II этап – выявление проблем пациента (сестринские диагнозы).
При выявлении проблем пациента необходимо выделять:
§ физические (боль, кашель и т.д.),
§ психологические (страх смерти, обилие несуществующих жалоб и т.д.),
§ социально-духовные (социальное окружение, общение, досуг и т.д.),
§ эмоциональные (плаксивость, нервозность и т.д.).
Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные. Приоритеты - это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, выделяемых для установления очередности сестринских вмешательств, их не должно быть много - не более 2-3-х.
Критерии выбора приоритетов:
· Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.
· Наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае "одышка" будет являться приоритетной сестринской проблемой.
· Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.
· Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.
III этап – планирование сестринских вмешательств.
Цель: разработать тактику достижения поставленных целей, определить критерии их выполнения.
Основные действия:
§ определение необходимых мероприятий;
§ определение первоочередных действий;
§ консультации;
§ написание медсестринского плана.
Постановка целей сестринских вмешательств (для каждой проблемы):
а. краткосрочных – направленных на восстановление и поддержание жизненно важных функций организма.
б. долгосрочных – направленных на проведение профилактических мероприятий относительно возможных осложнений и фоновых заболеваний, решение медико-психологических проблем возникающих при работе с больным человеком и его дальнейшую реабилитацию.
Каждая цель включает 3 компонента:
· действие;
· критерии (дата, время, расстояние);
· условие (с помощью кого/чего-либо).
Требования к постановке целей ухода:
· цели должны быть реальными (достижимыми).
· необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели.
· цели сестринских вмешательств должны находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.
· цели должны формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.
Составление плана сестринской помощи: это подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения целей ухода.
При составлении плана ухода медицинская сестра может руководствоваться стандартом сестринской практики. Ассоциация медицинских сестер России 10 июня 1998 года утвердила «Стандарты практической деятельности медицинской сестры».
IV этап – реализация плана сестринского ухода.
Цель: скоординировать работу по предоставлению сестринского ухода в соответствии с согласованным планом, разделив его на виды:
§ независимое сестринское вмешательство – выполняется непосредственно медсестрой без назначений врача.
§ зависимое сестринское вмешательство – выполняются назначения врача в строгой последовательности с учётом рекомендаций и фиксируются данные о выполнении и реакции пациента на манипуляцию в индивидуальной карте пациента.
§ взаимозависимое сестринское вмешательство – выполняются рекомендации и назначения смежных специалистов, обследовавших пациента.
Основные действия:
§ повторная оценка состояния пациента;
§ пересмотр и изменения существующего медсестринского плана;
§ выполнение поставленных задач.
Похожая информация.
Заключительный пятый этап сестринского процесса
- оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости. Цели этапа
:
- оценить реакции пациента на сестринский уход;
- оценить полученные результаты и подвести итоги;
- оформить выписной эпикриз;
- проанализировать качество оказанной помощи.
Оценку ухода проводят не только в день выписки пациента из стационара, а постоянно, при каждой встрече: на обходе с врачом, на процедурах, в коридоре, столовой и т.п. Состояние пациента меняется ежедневно и даже несколько раз в день, что не всегда вызвано характером заболевания и лечением. Это может быть обусловлено взаимоотношениями с соседями по палате, медицинским персоналом, отношением к процедурам, известиями из дома или от родственников. Наблюдение за пациентом - тоже действие сестринского персонала. Необходимо замечать малейшие изменения в состоянии или поведении больных, рассматривая поведение как один из основных критериев оценки. При каждом контакте с пациентом сестринский процесс происходит заново. Например, пациент после операции утром не смог самостоятельно изменить положение тела, а через 3 ч медсестра заметила, что он переворачивается без посторонней помощи. Это одновременно и новая информация о пациенте, и критерий оценки. Изменения поведения и состояния пациента, отражающие положительную динамику - очередная победа медицинского персонала. К сожалению, иногда лечение и уход малоэффективны. Например, у пациента после выполнения запланированных мероприятий по снижению температуры, после проведения капельного вливания вновь возникают жалобы на озноб.
Не всегда и не все проблемы, оценочные характеристики регистрируют, чаще (если они не оказывают влияние на течение заболевания или прогноз) их просто констатирует сестринский персонал и устно передаёт по смене. И наоборот, оценку и регистрацию оценочных показателей состояния пациента отделения интенсивной терапии проводят в наших клиниках каждые полчаса или час. Если пациент требует повышенного внимания со стороны персонала, критерии оценки его состояния заносят в тетрадь сдачи дежурств, обсуждают в начале рабочего дня на «пятиминутках» и вечером при сдаче смены.
Для качественного проведения заключительного этапа сестринского процесса необходимо: знать, какой аспект вы хотите оценить; иметь источники важной для оценки информации; уточнить критерии оценки - предполагаемые результаты, которые сестринский персонал желает достичь совместно с пациентом.
Рис. Пятый этап сестринского процесса
Аспекты оценки
Этап оценки
- это мыслительная деятельность. Сестринскому персоналу предстоит на основе использования определенных критериев оценки сравнить имеющиеся результаты ухода с желаемыми: оценить реакцию пациента и на этой основе сделать вывод о полученных результатах и качестве оказания помощи. Для объективной оценки степени успешности ухода необходимо
:
- уточнить поставленную цель и ожидаемый результат в поведении или реакции пациента на заболевание или свое состояние;
- оценить наличие у пациента желаемой реакции или поведения;
- сравнить критерии оценки с имеющейся реакцией или поведением;
- определить степень согласованности между целями и реакцией пациента.
Критерии оценки
Оценочными критериями могут быть слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. Например, при отёках оценочными критериями могут выступать показатели веса и водного баланса, при выявлении уровня боли - пульс, положение в постели, поведение, вербальная и невербальная информация и цифровые шкалы оценки боли (если их используют) (табл. 15-1).
Если поставленные цели выполнены, проблема пациента решена, сестринский персонал должен сделать соответствующую запись в истории болезни, поставить дату решения проблемы и свою подпись.
Иногда решающую роль на этапе оценки играет мнение пациента о проведённых действиях.
Источники оценки
Источником оценки выступает не только пациент. Сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении и уходе за пациентом.
Оценку эффективности всего ухода проводят при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ либо в патологоанатомическое отделение в случае летального исхода.
При необходимости план сестринских мероприятий пересматривают или прерывают. Когда цель частично или полностью не достигнута, следует проанализировать причины неудачи, среди которых могут быть
:
- отсутствие психологического контакта между персоналом и пациентом;
- языковые проблемы в общении с пациентом и родственниками;
- неполная или неточная информация, собранная на момент поступления пациента в стационар или позже;
- ошибочная трактовка проблем;
- нереальные цели;
- неверные пути достижения целей, отсутствие достаточного опыта и профессионализма в выполнении конкретных действий по уходу;
- недостаточное или чрезмерное участие самого пациента и родственников в процессе ухода;
- нежелание при необходимости просить о помощи коллег.
Действия сестринского персонала при отсутствии эффекта ухода
В случае отсутствия эффекта сестринский процесс начинают заново всё в той же последовательности.
Оценка позволяет персоналу не только выяснить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.
Оформление выписного эпикриза
При окончании времени пребывания пациента в стационаре, краткосрочные цели ухода часто уже достигнуты. При подготовке к выписке оформляют выписной эпикриз, пациента передают под наблюдение участковой медсестре, которая продолжит уход по решению долгосрочных целей, связанных с реабилитацией и профилактикой рецидивов. Эпикриз предусматривает отражение всего ухода, полученного пациентом в ЛПУ. В нём фиксируют:
- проблемы, присутствующие у пациента на день поступления;
- проблемы, появившиеся во время пребывания в отделении;
- реакции пациента на предоставленный уход;
- проблемы, оставшиеся при выписке;
- мнение пациента о качестве оказанной помощи. Сестринский персонал, который продолжит уход за пациентом после выписки, вправе для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям пересмотреть запланированные мероприятия.
Образец заполнения эпикриза представлен в СИБ в конце главы. Правила оформления выписного эпикриза в карте сестринского наблюдения за пациенткой Кориковой Е.В. приведены в СИБ в конце раздела.
Таблица. Примеры проблем и критериев оценки достижения цели
Таблица. Сравнение цели и реакции пациента на предоставленный уход
Таблица. Пример действий медсестры, если цель ухода не достигнута
Есть ли будущее у сестринского процесса?
Проблемы, которые решает медицинский работник, оказывая помощь пациентам, сами по себе чреваты напряженностью, мучениями и переживаниями. Если добавить к этому ошибки, промахи, человеческие слабости, испытания, которым подвергает повседневная жизнь, то станет понятна перегруженность медицинских работников, их напряжённый ритм жизни, иногда не выдерживание нагрузки. Избежать этого позволяет хорошая организация работы, возможная во многом благодаря введению современной технологии сестринского дела - сестринскому процессу.
Многие думают, что сестринский процесс - это формализм, «лишние бумаги», на заполнение которых нет времени. Но дело в том, что за этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, в том числе и сестринская.
Медицинская сестра - равноправный член медицинской бригады, необходимый и великому хирургу, и гениальному терапевту. В ряде ЛПУ, пытающихся совершенствовать технологии сестринского дела, отмечены и понимание, и поддержка со стороны врачей, а без этого нововведения невозможны.
В учреждениях практического здравоохранения стали вести «Карты сестринского наблюдения за пациентом». Эти примеры показывают, что заводят её не на каждого, чаще гериатрического, обречённого, тяжёлого пациента. На практике она компактна, рассчитана на профессионала и не так объёмна по сравнению с тем примером, который вы видели в данном пособии. Форма ведения такого документа произвольная: карта и не может быть стандартной. Ценность её заключена в отражении работы данного коллектива медицинских сестер, учитывая его особенности и специфику пациентов. Фиксирование каждого действия сестры по уходу за конкретным пациентом в карте сестринского наблюдения даёт возможность определить объём и качество оказанной помощи, сравнить проведённый уход со стандартами, обвинить или оправдать сестру при необходимости. Отсутствие такого документа, показывающего участие сестринского персонала в процессе ведения конкретного пациента, в практическом здравоохранении сводит на нет его ответственность за свои действия.
Представители ЛПУ, в которых введена экспериментальная «Карта сестринского наблюдения за пациентом», говорят, что это шанс улучшить качество сестринской помощи, оценить участие и показать «своё лицо»в лечебном процессе, решить ряд проблем (прежде всего в пользу сестры и пациента).
Здоровье - большой труд. Болезнь - всегда большое и трудное «приключение». Следить за её развитием, основательно изучать проблемы больного, с радостью решать сложные задачи в ходе лечения - важнейшие цели труда медицинской сестры.
Внедрения в практику работы медицинских учреждений новых сестринских технологий, предусматривающих творческий подход, способно обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, оказать действенное влияние на качество медицинской помощи, поднять значимость и престиж профессии в системе здравоохранения.
Выводы
- Пятый, заключительный этап сестринского процесса, - оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости.
- Источником оценки выступает не только пациент, сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении больного и уходе за ним.
- В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. Поведение пациента - один из основных критериев оценки ухода.
- Оценка позволяет сестринскому персоналу не только оценить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.
- Оценку эффективности всего ухода проводит сестринский персонал при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ, либо патологоанатомическое отделение при летальном исходе. Информация, полученная на момент окончательной оценки, должна быть проанализирована и зафиксирована в выписном эпикризе сестринской истории болезни. Здесь отмечают не только объём предоставленной сестринской помощи и реакцию пациента на уход, но и проблемы, требующие решения после выписки пациента из ЛПУ.
- Сестринский персонал, продолжающий уход после выписки, вправе пересмотреть запланированные мероприятия для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям.
- Ведение «Карты сестринского наблюдения за пациентом» в практическом здравоохранении - шанс улучшить качество сестринской помощи и оценить роль сестринского персонала в лечении пациентов.
Основы сестринского дела: учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. Островская И.В., Широкова Н.В
Призванием медсестры является оказание отдельному человеку помощи по всем вопросам, которые касаются его здоровья или восстановления здоровья, а также наступления безболезненного летального исхода. Деятельность специалиста должна быть направлена на то, чтобы научить человека справляться без какой-либо помощи посторонних, дать ему полную информацию, чтобы он скорее смог стать самостоятельным. В существует особая технология, именуемая сестринским процессом. Она направлена на улучшение качества жизни пациентов при помощи решения трудностей, которые у них возникают. Сегодня мы поговорим о том, как определяются и решаются .
Цели сестринского процесса
Медицинская сестра должна гарантировать приемлемое качество жизни пациента в зависимости от того, в каком он находится состоянии. Проблема пациента должна быть предупреждена, облегчена и сведена к минимуму. Если у человека имеется травма или определенное заболевание, медсестра обязана помочь ему и его семье адаптироваться к новым условиям жизни. Независимость и самостоятельность пациента должны быть достигнуты и поддержаны, его основные потребности нужно удовлетворить или обеспечить спокойную смерть.
Этапы сестринского процесса
Сестринский процесс протекает пошагово. На первом этапе происходит обследование пациента. Затем - установление (диагноз сестринский). После этого происходит планировка сестринского ухода за больным, осуществление планов по решению трудностей пациента и оценка результативности с последующей коррекцией. Сегодня мы рассмотрим второй этап сестринского процесса.
Сестринское диагностирование
Для установления трудностей пациента разрабатывается индивидуальный план ухода, для того чтобы больной и его семья смогли приспособиться к изменениям, которые возникли из-за проблем со здоровьем. Медсестра сначала должна выяснить потребности больного, удовлетворить которые он сам не может, что ведет к образованию трудностей. проводит сестринское диагностирование состояния больного. При этом выясняются проблемы пациента. Здесь происходит формирование медицинского суждения, где описывается форма ответной реакции больного на свою болезнь и состояние с указанием причины данной реакции. В этом случае многое зависит от вида заболевания, изменений внешней среды, проведения медицинских процедур, жизненных условий больного, а также от его личных обстоятельств.
Виды проблем пациента
При сестринском процессе берется во внимание не болезнь, а реакции больного на свое состояние и заболевание. Подобные реакции могут быть нескольких видов:
- Физиологические. Они характеризуются процессами, происходящими в организме пациента. Это может быть, например, задержка стула.
- Психологические. Такие реакции обуславливаются беспокойством, которое вызывает заболевание, и недостаточная информированность о нем, а также преуменьшение тяжести болезни.
- Духовные реакции могут проявляться в желании ухода из жизни при неизлечимом недуге, в разногласиях с семьей, что возникают из-за болезни, выборе жизненных ценностей и так далее. Поэтому важно правильно выявить .
- Социальные. Они характеризуются желанием изолироваться при наличии смертельного инфекционного заболевания.
Медсестра не всегда имеет возможность решить все вышеперечисленные трудности. Поэтому на практике их принято подразделять на психосоциальные и физиологические.
Существующие и потенциальные проблемы больного
Все принято разделять на существующие, те которые имеются в настоящее время, и потенциальные, представленные в виде дальнейших осложнений, предотвратить которые можно при правильно спланированном сестринском процессе. Практически всегда у пациента наблюдается несколько видов трудностей, поэтому все они делятся на приоритетные и второстепенные. К приоритетным проблемам относят:
- достаточно тягостные проблемы для больного;
- проблемы, что могут привести к осложнениям;
- трудности, от решения которых зависит позитивный результат лечения;
- те, что ограничивают пациента в способности самостоятельно за собой ухаживать.
При сестринском диагностировании необходимо брать во внимание все трудности больного, которые могут быть решены или скорректированы медперсоналом. Их распределяют по весомости и переходят к решению, начиная с самых важных. среди проблем пациента и родственников в первые часы в стационаре , можно использовать пирамиду потребностей по А. Маслоу. Эта методика позволяет выделить первостепенные потребности, промежуточные и второстепенные.
Принципы сестринского диагностирования
Чтобы анализ был полезным и целенаправленным, необходимо соблюдать следующие принципы:
- Выявление потребностей, которые больной не может удовлетворить самостоятельно.
- Определение факторов, которые вызывают заболевание.
- Выявление сильных и слабых качеств пациента, которые способствуют либо развитию, либо предупреждению появления трудностей.
- Спрогнозировать дальнейшие возможности больного, их расширение или ограничение.
Трудности при постановке сестринского диагноза
Медицинской сестрой могут быть высказаны те трудности, разрешение которых не выходит за рамки ее полномочия. Чтобы понять точность обозначения и правильную постановку сестринского диагноза, рекомендуется проверять следующее:
- Имеет ли проблема связь с недостатком самообслуживания. Например, трудность дыхания в определенном положении больного связана с недостатком самообслуживания. Она может быть устранена медсестрой.
- Насколько поставленный диагноз понятен больному.
- Станет ли основой для планирования маневров медсестры. Вмешательство специалиста будет правильным, если он узнает причину, чкоторая вызывает определенное состояние пациента.
- Станет ли определенная ею трудность проблемой больного.
- Поставлена ли в диагнозе медицинской сестры только одна проблема больного. Необходимо выделять несколько диагнозов, а также учесть то, что больной не понимает, что его тревожит. Например, могут быть связаны не только с болезнью, но и с лечением, обстановкой в больнице, семейными отношениями и так далее.
Задачей диагностирования медсестрой является выявление всех имеющихся или предвидящихся трудностей больного на пути восстановления его хорошего состояния, определение наиболее тягостной проблемы в настоящее время, формирование диагноза и планирование мероприятий по уходу за пациентом.
Содержание сестринского процесса на втором этапе
Больной должен помогать медсестре правильно выделять главное при постановке . Все несогласованности могут исчезнуть путем обсуждения вопросов сестрой и больным. Если имеются серьезные психологические и эмоциональные трудности, медицинский работник берет ответственность на себя при выборе первоочередных диагнозов. Когда больной только что поступил в больницу или он имеет неустойчивое состояние, сразу не определяются, это делается только после изучения всей информации, так как выводы, сделанные раньше срока, провоцируют постановку неправильного диагноза и плохой сестринский уход. Часто бывают случаи, когда проблему больного установить невозможно. В этом случае проводится обычная констатация симптомов. В других случаях болезнь вызвана неблагоприятными жизненными ситуациями. Тогда медсестрой подробно выясняются все эти обстоятельства. В этом случае она будет иметь возможность максимально помочь пациенту преодолеть негативные последствия.
Итоги
На втором этапе сестринского процесса происходит анализ данных, которые были получены на первом этапе при обследовании пациента. Здесь медперсонал должен выявить, например, проблемы пациента и родственников в разные периоды лихорадки , и сформулировать точные диагнозы, которые препятствуют достижению позитивного состояния больного, а также те, что может решить медицинская сестра. Нужно иметь в виду, что трудность пациента может быть связана не только с болезнью, но и с методами лечения, окружающей обстановкой, отношениями с родственниками и так далее. Сестринские диагнозы могут изменяться не только каждый день, но и на протяжении дня.
Нужно помнить о том, что они отличаются от диагнозов врачебных. Врач ставит диагноз и назначает лечение, а медсестра содействует больному в том, чтобы он мог приспособиться и жить с заболеванием. Один недуг человека может вызывать у него большое количество трудностей, поэтому диагнозов медицинской сестры может быть некоторое количество. Важно не забывать, что если не имеется неотложных физических расстройств, опасность для жизни больного может оказывать неудовлетворение его психосоциальных потребностей. Расстанавливая приоритеты при медицинская сестра имеет право привлекать родственников больного. При этом она должна указывать причины, что привели к появлению проблем, а также направлять свои действия на их устранение. Все сестринские диагнозы фиксируются в плане сестринского ухода (СИБ).