Сколько длится лфк в поликлинике. Формы занятий лечебной физической культурой
Нагрузки в ЛФК
Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного.
Для дозировки нагрузки следует принимать во внимание ряд факторов, которые способны увеличивать ее или уменьшать:
Исходные положения лежа, сидя облегчают нагрузку, стоя - увеличивают;
Величина и число мышечных групп: включение небольших групп (стопы, кисти) уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц - увеличивают;
Амплитуда движения: чем она больше, тем больше нагрузка;
Число повторений одного и того же упражнения: его увеличение повышает нагрузку;
Темп выполнения: медленный, средний, быстрый;
Ритмичное выполнение упражнений: облегчает нагрузку;
Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма - уменьшает;
Сложные упражнения на координацию: увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни;
Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения: снижают нагрузку; чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение с общеукрепляющими и специальными может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5;
Положительные эмоции на занятиях в игровой форме: помогают легче переносить нагрузку;
Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку;
Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку;
Использование предметов и снарядов: влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.
Общая физическая нагрузка на занятии зависит от интенсивности, длительности, плотности и объема. Интенсивность соответствует определенному уровню пороговой величины: от 30–40 % в начале и 80–90 % в конце лечения. Для определения порога интенсивности применяют нагрузки на велоэргометре с возрастающей мощностью от 50 до 500 кгм/мин. и более, до предела переносимости. Длительность нагрузки соответствует времени занятий.
Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки - это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное, без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий.
При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.
Режим движений (режим активности) - это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.
Строгий постельный режим назначают тяжелым больным. Для профилактики осложнений применяют упражнения в статическом дыхании, пассивные упражнения и легкий массаж.
Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин. несколько раз в день. Применяют лечебную гимнастику с небольшой дозировкой физической нагрузки, с допустимым учащением пульса на 12 уд./мин.
Палатный режим включает положение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100–150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20–25 мин., с учащением пульса после занятия на 18–24 уд./мин.
При свободном режиме в дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60–80 шагов в минуту на расстояние до 1 км с отдыхом через каждые 150–200 м.
Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия - 25–30 мин., с учащением пульса после него на 30–32 уд./мин. Частота пульса на занятиях должна быть не более 108 уд./мин. у взрослых и 120 уд./мин. у детей.
В санаторно-курортных условиях применяют щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы.
Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре с разрешением ходьбы до 3 км с отдыхом через каждые 20–30 мин., игр, купания (при подготовленности и закаленности).
Щадяще-тренирующий режим допускает средние физические нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, терренкур, прогулки на лыжах при температуре воздуха не ниже +10… +12 °C, катание на лодке в сочетании с греблей 20–30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.
Тренирующий режим применяют в тех случаях, когда нет выраженных отклонений в функциях различных органов и систем. Разрешаются бег, спортивные игры по общим правилам.
Из книги Лечебное питание при сахарном диабете автора Алла Викторовна НестероваФизические нагрузки Данный фактор является одним из важных в процессе лечения СД. При выполнении физической работы производится мышечное усилие, при котором активно расходуется глюкоза. Содержание сахара в крови снижается. Постепенно начинают расходоваться и запасы
Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Владимир Федорович ТихоновПсихологические нагрузки Соревнования сильно отличаются от поднимания гирь «для себя» в выходные дни, от тренировок в знакомом спортивном зале. Почти каждый гиревик испытывает беспокойство, которое выражается в вопросах к самому себе: «Какой у меня будет результат?»,
Из книги Аптека здоровья по Болотову автора Глеб ПогожевФизические нагрузки Массаж тела и длительная прогулка по лесу (а зимой на лыжах) сделают ваше сердце здоровым.Массаж. Сеанс общего массажа начинают со спины, шеи и ближней к массажисту руки. Затем в таком же порядке надо массировать другую сторону спины, шеи и другую
Из книги Методика доктора Ковалькова. Победа над весом автораФизические нагрузки Уровень сахара в крови можно понизить и с помощью физической работы. Для этого через 30–35 минут после еды надо произвести какую-либо работу до средней утомленности мышц. Нормализовать сахар в крови можно обычным голоданием или употреблением пищи
Из книги Ходьба вместо лекарств автора Евгений Григорьевич Мильнер Из книги Фейсформинг. Уникальная гимнастика для омоложения лица автора Ольга Витальевна ГаевскаяВеличина нагрузки Величиной нагрузки мы называем объем нагрузки, ее продолжительность, километраж. По степени воздействия на организм в оздоровительной физкультуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, а также
Из книги Худеем с умом! Методика доктора Ковалькова автора Алексей Владимирович КовальковИнтенсивность нагрузки Интенсивность нагрузки зависит от скорости ходьбы и рельефа трассы и определяется по ЧСС и в процентах от максимальной частоты сердечных сокращений (ЧСС макс.). Максимальная частота сердечных сокращений (максимально возможная для данного лица)
Из книги Минимум жира, максимум мышц! автора Макс ЛисФизические нагрузки Жизнь человека неразрывно связана с кислородом, который обязателен не только для производства энергии, но и для синтеза жиров, белков, углеводов и других необходимых веществ. Он способствует построению и сохранению жизнеспособности клеток, органов,
Из книги Ишемическая болезнь сердца. Жизнь продолжается автора Елена Сергеевна КиладзеСиловые нагрузки Силовые нагрузки, в отличие от аэробных, направлены не на сгорание жиров. Они отвечают за восстановление и частичное наращивание мышечной массы, теряемой на протяжении первого и второго этапов. Заниматься можно как в тренажерном зале под руководством
Из книги Лишний вес. Освободиться и забыть. Навсегда автора Ирина Германовна Малкина-ПыхНагрузки и проблемный жир Сжигание жира - процесс, зависящий почти исключительно от гормонов надпочечных желез. Очевидно, что баланс между бета- и альфа-адренорецепторами определяет, предрасположена ли жировая ткань к сжиганию жира или нет.Жировая ткань с высоким
Из книги Лечение более чем 100 болезней методами восточной медицины автора Савелий КашницкийФизические нагрузки Физические нагрузки являются неотъемлемой частью жизни человека и включают в себя широкий перечень действий – от пеших прогулок до разгрузки вагонов. Любая физическая нагрузка заставляет работать сердце с увеличенной силой. Для здорового сердца
Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов4.5. А как же физические нагрузки? А теперь, в самом конце нашей книги, поговорим о физических нагрузках, которым мы совсем не уделили внимания. Да, существует большое количество систем физических упражнений, направленных на достижение стройности. Они весьма разнообразны,
Из книги Сексуальное здоровье мужчины: естественные методы восстановления автора Андрей МолоховФизические нагрузки Оздоровительная ходьбаДля пожилых людей наиболее естественный и подходящий вид физической активности – ходьба. Ежедневные прогулки пешком по 30 минут могут сократить коронарную заболеваемость. Другая важная закономерность: в пожилом возрасте по
Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Андрей МоховойНагрузки в ЛФК Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного.Для дозировки нагрузки следует принимать во внимание ряд факторов, которые способны увеличивать ее или уменьшать: исходные положения лежа, сидя облегчают
Из книги автораФизические нагрузки Невозможно восстановить нормальную работу органов, в том числе и половых, без восстановления микроциркуляции крови, лимфы, энергии. А микроциркуляцию невозможно восстановить без специальных упражнений, массажа, которые, естественно, надо проводить
Из книги автораФизические нагрузки Хорошее пищеварение невозможно без физических нагрузок. Брэгг рекомендовал людям с запущенным здоровьем начинать свои оздоровительные занятия с ходьбы. «Ходьба – королева упражнений, – утверждал он. – Вы должны, начав с малого, ежедневно
Дозировка в ЛФК -- это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре.
В ЛФК лечебно-профилактические задачи дополняются воспитательными. В связи с этим большое значение имеет ряд дидактических принципов в обучении больных физическим упражнениям: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип систематичности и последовательности предусматривает использование следующих правил:
- а) от простого к сложному;
- б) от легкого к трудному;
- в) от известного к неизвестному.
Дозирование физической нагрузки в ЛФК - установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адекватной состоянию больного и его физическим возможностям.
Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:
- а) подбор физических упражнений;
- б) количество повторений;
- в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия);
- г) продолжительность процедуры.
Кроме того, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени. Большая нагрузка
- (А) -- без ограничения выбора физических упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка
- (Б) исключает бег, прыжки и более сложные гимнастические упражнения; слабая нагрузка
- (В) допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.
Дозировка прогулок по ровному месту определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы. Дозировка терренкура определяется длительностью, рельефом дорожки, количеством остановок для отдыха и номером маршрута. Маршруты ближнего туризма дозируются их продолжительностью, рельефом местности и темпом ходьбы, а также соотношением продолжительности ходьбы и отдыха на привалах. Дозировка оздоровительного бега (трусцой) предусматривает сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений с учетом постепенного возрастания продолжительности бега. Дозировка нагрузки при купании и плавании зависит от температуры воды и воздуха, активности занимающегося и продолжительности процедуры. Прогулочная гребля дозируется чередованием движений гребца с паузой для отдыха, сменой гребцов и использованием привалов для отдыха на берегу. При прогулках на лыжах и катании на коньках дозировка нагрузки определяется продолжительностью и темпом передвижения, а также паузами для отдыха.
Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:
Исходные положения лежа, сидя -- облегчают нагрузку, стоя -- увеличивают.
Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) -- уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц -- увеличивают.
Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.
Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.
Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.
Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.
Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма -- уменьшает.
Упражнения сложные на координацию -- увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.
Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения -- снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.
Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.
Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.
Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.
Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.
Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки -- это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.
Опорно-двигательный аппарат занимает особое место в жизнедеятельности человека. Он включает в себя костную систему, суставы, связки, скелетные мышцы и обладает большими анатомическими и функциональными резервами (возвращение способности к движению за счет деятельности здоровых групп мышц при ранениях или атрофии какой-либо мышцы).
Человек начинает двигаться еще в период внутриутробной жизни. Шевеление плода удовлетворяет потребность мышц в движении. После рождения ребенка потребность в движениях проявляется в беспорядочных движениях рук и ног. Но такие движения целесообразны. Это приучает ребенка координировать движения, тренировать мышцы.
Известно, что малоподвижные дети нередко отстают в развитии, их слабым мышцам трудно поддерживать туловище в правильном положении, в связи с чем, обычно в школьном возрасте появляется сутулость, искривление позвоночника, нарушающие нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхания, пищеварения.
Большинство подростков отличаются подвижностью. Они охотно бегают, много ходят пешком, занимаются спортом. Двигательная активность людей среднего и пожилого возраста значительно снижена, недостаточная мышечная активность стала распространенной у лиц многих профессий и, на их фоне возникают болезни опорно-двигательного аппарата, уменьшается жизненная емкость легких и нарушение сердечно-сосудистой системы, учащаются травмы.
ЛФК - это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго по показаниям и под контролем.
Существует огромное количество разработанных комплексов ЛФК, мы коснемся только тех, которые человек может выполнять по разработанной методике, но самостоятельно.
Как уже упоминалось, малоподвижность характерна для многих профессий. Люди жалуются на разбитость, непонятную усталость (а ведь целый день сидят), боли в пояснице, раздражительность. Таким людям рекомендуют больше ходить пешком вне работы, в выходные дни уделить внимание физическим нагрузкам и спортивным упражнениям и играм. В то же время на работе использовать так называемую невидимую для посторонних глаз гимнастику.
ЛФК используется в сочетании с правильно организованным режимом в клинической, поликлинической, санаторно-курортной практике и в домашних условиях.
Физические упражнения изменяют реактивность организма: в первую очередь влияют на центральную нервную систему, вызывая изменение подвижности нервных процессов в коре головного мозга; корригируют функции основных систем организма (кровообращение, дыхание и др.), процессов обмена; способствуют их компенсации; влияют на эмоциональное состояние больного, отвлекают от мысли о болезни, вызывают чувство бодрости и уверенности.
ЛФК показана при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких тканей с целью более быстрого заживления, образования костной мозоли, при контрактурах различного происхождения, полиартрите, спондилоартрите,спондилезе. Широко используется при операциях на брюшной, грудной полостях и др. (пред- и послеоперационная гимнастика) как средство предупреждения различных послеоперационных осложнений (пневмония, атония кишечника, спайки, ограничения движения в суставах и др.) и борьбы с ними.
Физические упражнения улучшают питание мышцы сердца, усиливают ее сократительную функцию. ЛФК применяется при пороках сердцав начальных стадиях недостаточности кровообращения, миокардитах в подостром и хроническом периоде, кардиосклерозе,стенокардии, инфаркте миокарда, гипертонической болезни, гипотонических состояниях; при заболеваниях сосудов конечностей: облитерирующих поражениях артерий, хронических тромбофлебитах и варикозном расширении вен. Лечебная физкультура показана при заболеваниях легких (пневмонии, плевриты, туберкулез, бронхиальная астма, эмфизема, пневмосклерози др.); желудка и кишечника (гастриты, колиты,энтериты, энтероколиты), при опущении желудка и других внутренних органов, запорах,язвенной болезни, болезнях печени и желчевыводящих путей; при болезнях обмена и эндокринных (ожирение, подагра, сахарный диабет); заболеваниях женской половой сферы (хронические воспалительные процессы, опущение стенок влагалища, неправильные положения матки, расстройства менструального цикла).
ЛФК применяется в послеродовом иклимактерическом периодах. Физические упражнения широко применяются при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы. ЛФК показана как метод восстановительной терапии при параличах и парезах, вызванных нарушением мозгового кровообращения, при последствиях заболеваний нервной системы(энцефалиты, менингиты, полиомиелит, полиневриты, радикулиты, нарушения вестибулярной функции и неврозы). ЛФК широко применяется в комплексном лечении различной патологии у детей (ревматизм, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем и др.). Особенно показана ЛФК как лечебное и профилактическое средство при дефектах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие и др.).
Основное средство лечебной физкультуры -- комплексы физических упражнений -- делятся на гимнастические, спортивно-прикладные (плавание, гребля, лыжи, конькии др.), подвижные и спортивные игры. Они применяются в сочетании с естественными факторами природы (воздух, вода, солнце), которые наиболее полно используются в условиях санаторно-курортного лечения. Из комплекса средств чаще всего назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. (Упражнения для исправления сколиоза)
При назначении больному самостоятельных занятий в домашних условиях даются специальные рекомендации по самоконтролю
Методические принципы занятий: нагрузку дозируют соответственно физическим возможностям больного, общеукрепляющие упражнения должны чередоваться с дыхательными и специальными. Величина нагрузки в занятиях зависит от исходного положения, продолжительности процедуры, количества повторений упражнений, темпа, объема движений, их сложности, степени усилия в упражнении, применения снарядов, сочетания с дыхательными упражнениями.
Методическое руководство ЛФК осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, в составе которых имеются кабинеты ЛФК со штатом специалистов врачей и инструкторов по ЛФК.
Занятия ЛФК в условиях фельдшерско-акушерского пункта проводит только инструктор (методист) лечебной физкультуры или средний медработник, имеющий специальную подготовку. Кабинеты лечебной гимнастики должны иметь гимнастическую скамейку, стенку, горизонтальную лестницу, палки, булавы, гантели, мячи и др.
К формам занятий лечебной физической культурой относятся:
утренняя гигиеническая гимнастика;
занятия лечебной гимнастикой (групповые и индивидуальные);
лечебная ходьба;
терренкур;
спортивные упражнения и спортивные игры;
массовые формы физкультурной работы (физкультурные праздники, соревнования).
Утренняя гигиеническая гимнастика проводится непосредственно после сна в стационарах (больницах, клиниках, госпиталях), санаториях и самостоятельно в домашних условиях.
Утренняя гигиеническая гимнастика оказывает общетонизирующее действие, повышает обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует более быстрому переходу от сна к бодрствованию. Длительность занятий зависит от контингента больных и условий проведения (в палате, на спортивной площадке) и составляет в среднем 10-20 минут. В условиях санаторно-курортного лечения утреннюю гимнастику следует проводить на открытой площадке, с музыкальным сопровождением, по возможности сочетая с прогулкой и последующей водной процедурой.
Занятия лечебной гимнастикой - основная форма занятий ЛФК . Лечебная гимнастика проводится в стационаре, поликлинике, санатории (в стационаре и санатории обычно ежедневно, а в поликлинике через день). Длительность индивидуальных занятий 10 - 15 минут, групповых - 30 - 45 минут. Занятия лечебной гимнастикой решают задачи общего укрепления организма (общетонизирующее влияние, предупреждение осложнений, особенно при постельном режиме) и специальные лечебные задачи, которые зависят от диагноза, стадии болезни и пр.
По возможности больных следует объединить в общие группы в зависимости от характера заболевания и стадии его протекания, так как групповые занятия можно проводить более эмоционально и интересно, включая упражнения со снарядами, игры.
Занятие лечебной гимнастикой состоит из вводной, основной и заключительной частей .
Вводная часть составляет 10 - 20% времени всего занятия. Упражнения вводной части оказывают тонизирующее влияние на организм больного, создают положительные эмоции, способствуют подготовке организма к нагрузке в основной части занятия. К средствам вводной части относятся элементарные упражнения для верхних и нижних конечностей и туловища, дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на внимание, малоподвижные игры.
Основной части занятия лечебной гимнастикой отводится 60-80% времени. Задачи основной части конкретизируются в зависимости от заболевания. Главное внимание уделяется улучшению трофики, формированию компенсаций или восстановлению функции. Средства основной части: общеразвивающие и специальные для данного заболевания упражнения. Удельный вес последних зависит от двигательного режима больного. Кроме того, могут использоваться ходьба, упражнения на снарядах, игры, прикладные упражнения.
Заключительная часть занимает 10-20% времени всего занятия. Задача заключительной части - снижение физиологической нагрузки, нормализация функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Средства: гимнастические упражнения с незначительной нагрузкой, ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на внимание и на расслабление.
Самостоятельные занятия . Для повышения эффективности лечебной физической культуры больным могут быть рекомендованы самостоятельные занятия. Специальный комплекс физических упражнений предварительно показывает инструктор, затем больной выполняет их в его присутствии. Комплекс следует выполнять 3-5 раз в день (в стационаре или в домашних условиях). Такие задания приобретают особое значение при травмах опорно-двигательного аппарата, заболеваниях центральной и периферической нервной системы.
Лечебная ходьба проводится в виде дозированной ходьбы или прогулок. Особенности лечебной ходьбы заключаются в возможности точно дозировать нагрузку по пройденному расстоянию, скорости, числу и длительности остановок для отдыха. Особенно точная дозировка с постепенным увеличением нагрузки при ходьбе должна соблюдаться при инфаркте миокарда, заболеваниях сосудов нижних конечностей. В стационарах лечебная ходьба рекомендуется в период свободного двигательного режима.
В условиях санаторного лечения, в зависимости от климатических зон и условий местности, лечебная ходьба назначается по определенным схемам с использованием различных маршрутов в соответствии с режимом больного. Поскольку лечебная ходьба легко дозируется, ее можно широко использовать для самостоятельных занятий в различных лечебных учреждениях и домашних условиях.
Прогулки применяются в тех случаях, когда не требуется точной дозировки нагрузки. Они повышают общий тонус и обмен веществ, улучшают функцию нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
Терренкур (дозированное восхождение) является разновидностью дозированной ходьбы. Однако восхождение в гору оказывает большее воздействие на организм, так как оно проводится пересеченной и горной местности. Маршруты терренкура разрабатывают заранее с учетом постепенно возрастающей трудности (расстояния и угла подъема).
Спортивные упражнения и спортивны игры широко используются в санаториях и центрах реабилитации. Эта форма занятий отличается высокой эмоциональностью, а спортивные игры и трудностью дозировки нагрузки. Поэтому занятия некоторыми играми (волейболом, теннисом, бадминтоном) и спортивными упражнениями (плаванием, греблей, ходьбой на лыжах) должны проводиться под руководством инструктора лечебной физической культуры, который обучает технике данных упражнений, проводит судейство, дозирует нагрузку. Достаточно подготовленным больным разрешают и самостоятельные занятия, в которых также широко можно использовать упражнения и игры с небольшой нагрузкой (крокет, кегельбан).
В процессе выполнения спортивных упражнений и спортивных игр наряду с лечебными задачами (общее укрепление организма, улучшение двигательных возможностей, повышение работоспособности) решаются и педагогические (воспитание смелости и решительности, настойчивости, чувства коллективизма и др.).
Массовые формы физкультурной работы характерны для домов отдыха, санаториев, поликлиник. К этим мероприятиям относятся: физкультурные праздники, подвижные игры и развлечения; тематические вечера, которые проводятся эпизодически и часто приурочиваются к праздничным дням; «школы здоровья». Их задачей является пропаганда физической культуры и лечебной физической культуры; привлечение больных к ежедневным занятиям физическими упражнениями, пропаганда активного отдыха. В «школах здоровья» проводят циклы занятий, во время которых объясняют лечебное действие упражнений, демонстрируют основные упражнения гигиенической и лечебной гимнастики, обучают их выполнению.
Перед проведением праздников проводится большая организационная работа (за 10-15 дней); содержание их зависит от местных условий санаторно-курортных учреждений, состава отдыхающих и больных.
В домах отдыха и санаториях могут проводиться соревнования по гребле, волейболу, городкам, бадминтону, сдача отдельных норм ГТО. Соревнования способствуют более широкому вовлечению отдыхающих и больных в занятия физической культурой, но участвовать в них можно только с разрешения врача. Соревнования проводятся на первенство дома отдыха или санатория и между домами отдыха и санаториями. Сроки проведения соревнований, положение и программа определяются заранее.
Дозировка это суммарная величина ФН, которую больной получает как при выполнении одного упр, так и всего занятия, а также и всей двиг. деятель-ти в течение дня . Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать возможностям б-го. Выделяют 3 степени нагрузки : 1.Большая(А ) без ограничения выбора ср-в ЛФК. 2.Средняя(Б) исключающая бег, прыжки и др. сложные упр. 3.Малая(В ) допускает применение ГУ в сочетании с ДУ. Изменить величину ФН можно методприемами :1.Выбором ИП лежа, сидя (облегчают нагрузку), стоя (увеличивают). 2.V мышечных групп, участвующих в упр. 3.Амплитудой движения. 4.Числом повторений.5.Темпом выполнения. 6.Ритмом движений. 7.Степенью сложности упр. 8.Точностью выполнения. 9.Степенью силового напряжения м-ц при выполнении упр. 10.Чередованием мышечных групп, участвующих в упр-ях. 11.Кол-вом ОРУ и ДУ. 12.Паузами отдыха между упр и упр на расслабление. 13Использование предметов и снарядов. 14.Эмоц-тью. 15.Продолжит-тью. 16.МП занятий. Определение РС. В клинической практике используются субмак-ные нагрузки 75-85% мак-но переносимых нагрузок. Мак-ную нагрузку и соответствующую ей ЧСС можно определить на велоэргометре. По формуле 220-число лет обследуемого, для б-ных 190-число лет (+-5-10 у\м) Разница между ЧСС мак-ной нагрузке и ЧСС в покое составляет РС. РС=ЧСС макс–ЧСС в покое. Тренировочная нагрузка в 75% от максим-ной рассчитывается ЧСС в покое + (ЧСС макс - ЧСС в покое) х 75%. Эти формулы до 20 лет не работают.
56.Организация учебного процесса по физической культуре в специальных медицинских группах. Особенности структуры и содержание занятий.
На ежегодном медосмотре в зависимости от физразвития и физподготовленности уч-ся делятся на медгруппы(подготовительная, основная, ЛФК, СМГ).Уч-ся СМГ в школе с учетом тяжести и характера заболевания подразделяются на подгруппы А и Б .К А относятся уч-ся с обратимымизаболеваниями и ослабленные после перенесенных заболеваний. Для них ФН постепенно возрастает по интенсивности и двигательному режиму при ЧСС 120\130 уд\мин вначале четверти, в дальнейшем 130\140 в младших классах и 140\150 в старших. К Б относятся уч-ся с необратимыми заболеваниями,для них занятия показаны при ЧСС 120\130 уд\мин в течение года. В ВУЗах выделяют подгруппы А - с заболеваниями ССС, ДС; Б - ЖКТ, мочевыделительной системы; В - миопия, ОДА, неврозы. В группе 8-12 человек. Занятия 2 р в нед. Учитель и медработник заполняют индивидуальную карту на уч-ся, в к-рой отражаются результаты медосмотров- диагноз, индивидуальный комплекс упр, рекомендации. Уч процесс делится на 2 периода: 1)Подготовительный . Задачи: 1)Адаптация организма уч-ся к ФН. 2) Овладение навыками правильного дыхания. 3) Формирование навыков правильной осанки. 4) Научить уч-ся быстро находить и правильно считать пульс. 5)Обучить элементарным правилам самоконтроля. 2) Основной. Задачи: 1)Освоение основных ДУ и ДН. 2) Увеличение общей тренированности организма уч-ся. 3) Основой тренировочного процесса явл упр на выносливость. Структура урока: 1.Вводная ч (3-5 мин)-цели,задачи; 2.Подготовительная ч(10-25 мин) сост из ОРУ, проводимых в медленном и среднем темпе. 3. Основная ч(15-18 мин) пик нагрузки.4.Заключительная ч (3мин) медленная ходьба, малоподвижные игры, упр на осанку, ДУ на расслабление.
Формы контроля и методы дозирования физических нагрузок в СМГ. Определение моторной плотности урока.
Формы контроля : 1.врачебный (медосмотр, распределение в группы, степень наруш ф-ции, контроль нагрузки). 2. педагогический – следить за интенсивностью даваемых нагрузок и степенью их соответствия. Осущ-ся наблюдением за выраженностью внешних признаков утомления путем определения моторной плотности урока, пульсовой кривой урока. Основной признак утомления – снижение работоспособности. Внешние проявления: гиперемия лица, потливость, нарушение координации, одышка. 3. самоконтроль (дети должны уметь оценить свое состяние). Эффективность уроков по ФВ при разл з-ниях и травмах оценивается по динамике физ состояния уч-ся (физразвития – длина и масса тела; функц-го состояния – пробы с физнагрузками, с задержкой дыхания, спирографические; физподготовленности – доступные тесты). - соответственно возрастным нормам должна увеличиваться длина и масса тела; - самый надежный критерий эффективности – улучшение качества реакции на физнагрузку, что проявляется ум-нием времени на восстановление. - время задержки дыхания (проба Штанге и Генчи) должно увеличиваться.
Изменить величину физнагрузки можно следующими методическими приемами: выбором и.п., объемом мыш групп, участвующих в упр, чередование мышечных групп, амплитудой движений, числом повторений, числом повторений, темпом, ритмом, точностью выполнять заданное упр, степенью сложности упр, использованием статич ДУ + упр на расслабление, паузами отдыха, степенью силового напряжения м-ц, использованием предметов и снарядов, эмоциональностью занятий, моторной плотностью его и его продолжительностью. Моторная плотность урока - %-ное отношение времени, затраченного на выполнение ФУ или всей двигательной активности по отношению к общей продолжительности занятия. Для ее определения проводят хронометраж по секундомеру, записывают и суммируют отрезки времени, затраченного одним или 2-мя учениками на двигательную активность во время урока. Например: сумма отрезков 30 мин, значит МП=(30*100)/45=66,6% (оптимал считается 70%). Величина среднего пульса – сумма измерений в теч урока и делим на кол-во измерений. В начальном периоде используются упр малой интенсивности, повышающие ЧСС на 20-30% от исходного. В дальнейшем вкл-ют нагрузки средней интенсивности, повыш-щие ЧСС на 45%. При достаточной адаптации к физнагрузкам – упр с большой интенсивностью – ЧСС до 80%.
Основными формами занятий лечебной физической культурой являются: лечебная гимнастика, самостоятельные занятия по заданию, утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная ходьба, терренкур, спортивные упражнения и спортивные игры, физкультурно-массовые упражнения.
Лечебная гимнастика решает главным образом специальные задачи при лечении того или иного заболевания. Занятия могут проводиться индивидуальным, малогрупповым и групповым методами. Индивидуальные занятия проводятся с тяжелобольными, чаще всего в условиях стационара. Малогрупповые занятия - в кабинетах лечебной физкультуры и в палатах с однотипными больными (6-8 человек). Групповые занятия (15-20 человек) - с больными близкими по диагнозу, функциональной приспособляемости к нагрузкам и возрасту. Продолжительность индивидуальных занятий - от 7 до 20 мин., групповых - от 15 до 60 мин.
Занятия лечебной гимнастикой проводятся по общепринятой схеме и состоят из трех разделов: подготовительного, основного и заключительного. Построение занятий должно предусматривать сочетание общего и местного воздействия. При повреждениях и заболеваниях, когда требуется местное воздействие, в основной части урока отводится определенное время для специальных упражнений, направленных на восстановление подвижности, силы и координации движений поврежденной части тела или улучшение местного кровообращения и т. п.
Следует учесть, что при проведении занятий с больными, получающими успокаивающие или наркотические лекарства, не требуется в подготовительной части урока давать упражнения для повышения тонуса. Не обязательно также всегда включать в заключительную часть урока так называемые успокаивающие упражнения.
Кривая физиологической нагрузки зависит от характера и фазы развития болезни. Например, у больного инфарктом миокарда учащение пульса в конце занятий не должно превышать исходные данные более чем на 15-20%, а у страдающего ожирением (без сердечно-сосудистой патологии) допустимо учащение пульса на 100% и более. Пик физиологической кривой при занятиях со здоровыми людьми, перенесшими неврит лицевого нерва, должен приходиться на подготовительную часть урока.
Широко применяемой разновидностью занятий, дополняющих занятия лечебной гимнастикой, являются самостоятельные занятия по заданию. Они представляют собой несколько хорошо разученных упражнений (могут быть и местного действия), иногда бытовых и прикладных. Выполнение индивидуальных заданий требует сознательного к ним отношения больных и контроля со стороны медицинского персонала.
Утренняя гигиеническая гимнастика - вид занятия, в котором преимущественно используются общеукрепляющие упражнения и упражнения, оказывающие оздоровительное влияние на больного. Нагрузка не должна быть большой, количество упражнений в занятии - 6-8, длительность занятия - не больше 15-20 мин.
Лечебная ходьба может быть использована для восстановления нормальной походки после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной или других систем (см. терренкур) или формирования компенсаторных механизмов при нарушении ходьбы или с целью адаптации организма к нагрузкам. Дозировка определяется длиной шага, скоростью движения и длиной дистанции.
Терренкур - лечение дозированной ходьбой по специальной (с постепенным подъемом) трассе. Используется при лечении заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, нарушениях обмена веществ и др., главным образом на курортах. Изменение нагрузки достигается путем изменения длины проходимого пути, скорости ходьбы, угла подъема (крутизны дорожек, количества остановок для отдыха и его длительности).
Спортивные упражнения и спортивные игры применяются для усиления воздействия на отдельные системы и органы, восстановления общей работоспособности и т. п. Выбор характера упражнений и методики их проведения позволяет предусмотреть решение различных задач.
Физкультурно - массовые упражнения используются в санаторной практике. Это нерегулярно проводимые мероприятия: физкультурно-массовые праздники и вечера, катание на санях, подвижные игры и развлечения.
- Молитвы от блуда Кому помолиться от блуда в семье
- Сила позитивного мышления — Пил Норман Винсент Пил норман сила позитивного мышления читать pdf
- Литературный вечер "жизнь и творчество марины ивановны цветаевой" Лит вечер посвященный цветаевой в библиотеке
- Страховые компании с отозванными лицензиями Ли лицензия у страховой