Игра растяпа правила игры. Русские народные игры картотека (старшая группа) на тему
Игры, в которые играют люди [Психология человеческих взаимоотношений] Берн Эрик
3. «Растяпа»
3. «Растяпа»
Тезис. Типичные варианты «Растяпы» таковы.
1У. Уайт проливает коктейль на вечернее платье хозяйки.
1Б. Блэк вначале испытывает гнев, но чувствует (иногда очень смутно), что если проявит его, Уайт выиграет. Поэтому Блэк берет себя в руки и тем самым приобретает иллюзию своего выигрыша.
2У. Уайт говорит: «Простите».
2Б. Блэк шепчет или выкрикивает слова прощения, укрепляя иллюзию своей победы.
3У. Уайт продолжает причинять ущерб собственности Блэка. Он ломает вещи, проливает напитки и причиняет всякие другие неприятности. После того как ему удается прожечь сигаретой скатерть, порвать ножкой стула кружева, вывалить жаркое на ковер, Ребенок Уайта испытывает радостное возбуждение, потому что прекрасно провел время и получил прощение за все свои выходки. А Блэк тоже испытывает удовлетворение: ведь он показал, что умеет мужественно сдерживаться. Таким образом, оба они извлекли выгоду из неприятной ситуации, и Блэк совсем не обязательно будет стремиться прекратить знакомство с Уайтом.
Как и в большинстве игр, Уайт, который делает первый ход, получает свое при любом исходе. Если Блэк проявит гнев, Уайт считает оправданным свой гневный негодующий ответ. Если Блэк сдержится, Уайт может свободно наслаждаться предоставленными возможностями. Но истинное вознаграждение, получаемое в результате этой игры, заключается не в удовольствии от произведенных разрушений, которое для Уайта является дополнительным преимуществом, а в том, что он получает прощение. Это ведет непосредственно к антитезису.
Антитезис. «Антирастяпа» заключается в том, чтобы не давать требуемое прощение. После того как Уайт произносит свое «Простите», Блэк отвечает не «Все в порядке», как ожидает Уайт, а говорит: «Можете сегодня приводить в смущение мою жену, ломать мебель и рвать ковер, только не извиняйтесь». В этом случае Блэк переключается с роли прощающего Родителя на роль объективного Взрослого, который принимает на себя всю ответственность за то, что пригласил Уайта.
Из ответа Уайта станет ясно, насколько далеко он готов зайти в игре. Его реакция может быть весьма несдержанной. Играющий «Антирастяпу» рискует нарваться на неприятности или приобрести врага.
Дети играют в «Растяпу» в неполном варианте: они не уверены в том, что получат прощение, но наслаждаются проказами. Но, вырастая и привыкая жить в обществе, они могут воспользоваться своими умениями, чтобы получить прощение, - а это и есть главная цель игры в том виде, в каком она существует у взрослых и хорошо воспитанных людей.
Анализ
Тезис. Я могу причинить неприятности, и все же меня простят.
Цель . Получение прощения.
Роли. Агрессор, Жертва.
Динамика. Анальная агрессия.
Примеры. 1. Дети с разрушительными наклонностями. 2. Неловкий гость.
Социальная парадигма. Взрослый - Взрослый.
Взрослый: «Поскольку я вежлив, тебе тоже придется быть вежливым».
Взрослый: «Все в порядке. Я тебя прощаю».
Психологическая парадигма. Ребенок - Родитель.
Ребенок: «Ты должен прощать то, что происходит случайно».
Родитель: «Ты прав. Я должен показать тебе, что такое хорошие манеры».
Ходы. 1. Провокация - возмущение. 2. Извинение - прощение.
Выгоды. 1. Внутренняя психологическая - удовольствие от устраиваемых беспорядков. 2. Внешняя психологическая - возможность избежать наказания. 3. Внутренняя социальная - «Растяпа». 4. Внешняя социальная - «Растяпа». 5. Биологическая - провокационные и ласковые поглаживания. 6. Экзистенциальная - я ни в чем не виноват.
Анна Зайченкова
Задачи :
Образовательные :
Обогащать знания детей о русских народных играх, считалках, формировать представления о традициях, подвижных играх , национальном фольклоре русского народа, закреплять навыки в русских народных играх «Растяпа» , «Медведь и зайцы» , «Солнце и Луна» , «Гори-гори ясно!»
Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре, развивать чувство юмора, воображение, смекалку.
Развивающие :
Развивать ловкость, быстроту, выносливость; умение перевоплощаться, увертливость в беге, умение действовать по сигналу;
Развивать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении правил игры, умение быть отзывчивыми и доброжелательными в общении;
Упражнять в выполнении различных видов движений через игровые задания.
Способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Воспитательные :
Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;
Закрепить знания детей о традициях народа;
Воспитывать патриотизм и любовь к своему народу;
Вызвать эмоциональное проявление радости;
Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры;
Формировать дружеские взаимоотношения
Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.
Оборудование :
костюм скомороха, мешочек для скомороха, маленький платок, шапочка медведя, карусель-зонт с лентами, полотно-парашют, 2 дуги, угощение для детей.
Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю поиграть в русские народные игры, в которые играли взрослые и дети на ярмарочной площади .
Вы любите играть, веселиться?
Значит, не против на нашей карусели прокатиться!
Карусель, карусель
Всех катает целый день :
Барышень, зверюшек,
Матрёшек и Петрушек.
Встаньте по кругу в карусель и возьмите край ленты правой рукой. Под веселую музыку отправляемся на зимнюю ярмарку .
Игра малой подвижности «Карусель»
(Дети бегут по кругу в одну сторону, затем по сигналу свистка выполняют поворот в другую сторону, меняя руку с лентой).
Детей встречает Скоморох.
Скоморох : Здравствуйте, дети!
Веселей меня нет на свете!
Я, ребята, Скоморох!
Не люблю я охи-вздохи!
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ .
Отворяют ворота,
Проходите, господа!
Глядите, не зевайте,
Рты не разевайте!
Не хотите ль поиграть?
Свою удаль показать?
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Растяпа» .
Раз-два, раз-два, начинается игра!
Русская народная малоподвижная игра «Растяпа»
Дети идут под веселую русскую народную музыку врассыпную, руки на поясе. Музыка замолкает, все дети стараются встать в пары (тройки, четверки) . Ребенок, оставшийся один, выходит в центр круга. Дети говорят : «Раз, два, три растяпа - ты!» Игра повторяется.
Скоморох : - Хоть сума моя проста,
С виду, вроде бы, пуста.
(Скоморох достает из мешочка платочек) .
Подвижная игра «Гори-гори ясно!»
Выходи, честной народ, становись в хоровод!
(Дети становятся в круг, водящий стоит с платочком в кругу и под музыку бежит по кругу. Когда музыка перестает играть, водящий останавливается между двумя детьми и считает :
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!»
Пара после этих слов бежит по краям вперёд, кто быстрее возьмется за платок – встаёт с водящим. Оставшийся без платка становится следующим ведущим).
Скоморох : Ну-ка, Саша, подойди,
В сумку руку опусти!
(Ребенок достает из сумы шапочку медведя)
Играть продолжаем,
Игру новую начинаем.
Игра интересная,
Прямо скажу - расчудесная.
Медведя выбираем,
Игру «Медведь и зайцы» начинаем.
Прежде, чем начать играть,
Все : За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке – теремок!
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри!
Подвижная игра «Медведь и зайцы»
Из парашюта надо сделать «берлогу» , набросив его на стулья или другие предметы высотой 1метр. Ребенок-«медведь» сидит и дремлет в своей «берлоге» (под парашютом) . Дети-«зайцы» прыгают вокруг и дразнят его :
Мишка бурый, мишка бурый,
Отчего такой ты хмурый?
«Медведь» , вылезая из «берлоги» , отвечает :
Я медком не угостился,
Вот на всех и рассердился.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаю всех гонять!
На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их в «берлогу» .
Скоморох : Хороша была игра
А теперь пришла пора
На ярмарке люди покупали не только сладости, но и разные украшения, одежду, товары для дома.
Массаж «Ай тари, тари, тари… .»
Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги -
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки -
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошки –
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки –
Куплю Маше подушки. (растирают ладони)
(нажимают на каждый палец)
(показывают «денежки» )
(нажимают на мочки ушей)
(показывают «денежки» )
(гладят по ногам)
(показывают «денежки» )
(постукивают кулачками)
(показывают «денежки» )
(разводят руками в воздухе)
Скоморох : А ну, честной народ, становись в хоровод!
Сейчас мы поиграем в игру «Солнце и Луна» .
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Я куплю себе дуду
И по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди :
Мы играем, ты води.
Подвижная игра «Солнце и Луна»
(Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота» . Остальные игроки встают цепочкой и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают :
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй – запрещается.
А на третий раз не пропустим вас!
В какой-то момент «ворота» резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними.
Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать - «Солнца» или «Луны» . Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока и он встает позади «Солнца» или «Луны» . Далее игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам «Солнца» и «Луны» .
Скоморох : Расставаться нам пора!
Вспоминайте меня всегда!
За смех, за веселье
Всем вам угощение.
(Скоморох раздает детям угощение) .
Инцы-брынцы, балалайка,
Инцы-брынцы, поиграй-ка!
Инцы-брынцы, не хочу,
Инцы-брынцы в круг пойду!
Скоморох : Закончилась наша праздничная ярмарка , пора отправляться в путь домой. А перенесет Вас обратно в детский сад наша волшебная карусель.
(Дети «садятся на карусель» , держась за ленты)
Воспитатель : Раз, два, подхватили!
Три, четыре, раскрутили!
Пять, шесть, семь, восемь,
С карусели слезть просим!
Молодцы у нас ребята!
Сильные, умелые, дружные и смелые!
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Многовековой опят человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Он имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки и легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.
«Игры народные» – этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства.
Известный русский исследователь народных игр XIX века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. (таблица)
Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль – русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка» (таблица)
«Психологический словарь» понятие игра раскрывает так: (таблица)
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.
В педагогической литературе существует достаточное количество классификаций игр. Классификация игр дает основание уточнить их целевое назначение, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, создает возможность осмысленного использования разнообразных игр. (таблицы классификаций)
Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом.
Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов - от дошкольников до старшеклассников. Правила их просты и понятны.
Удар по веревочке
(состязательная игра)
Цель. Развитие внимания и ловкости. Развития навыков общения.
Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.
Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.
Большой мяч
(состязательная игра)
Цель: Развитие ловкости, формирование навыков общения.
Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга.
Правила игры.
Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.
Зайки
(состязательная игра)
Цель: развитие ловкости, выносливости. Приобретение навыков общения со сверстниками.
Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.
Растеряхи (состязательная игра)
Цель: развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества.
Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.
У медведя во бору
(драматическая игра)
Цель. Развитие навыков общения. Развитие ловкости, выносливости.
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
Укротитель диких зверей
(состязательная игра)
Цель. Развитие ловкости, выносливости, внимания. Обучение навкам общения.
На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.
Филин и пташки
(драматическая игра)
Цель. Расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости. Развитие воображения.
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
Фанты
(драматическая игра)
Цель. Развитие познавательного интереса к знаниям. Развитие внимания.
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
Вам прислали сто рублей
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
"Да" и "нет" не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:
Что продается в булочной?
Хлеб.
Какой?
Мягкий.
А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
Всякий.
Из какой муки пекут булки?
Из пшеничной. И т. д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
Правила игры . На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
Краски
(драматическая игра)
Цель. Развитие познавательного интереса к знаниям, к стремлению применять знания на практике. Формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, деловитости. Вооружение разнообразными трудовыми умениями и навыками.
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!
Кто там?
Покупатель.
Зачем пришел?
За краской.
За какой?
За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".
Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)
(состязательная игра)
Цель. Тренировка внимания. Приобретение навыков общения со сверстниками. Развитие ловкости, умения бегать.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Стой подоле, Гляди на поле,
Едут там трубачи Да едят калачи.
Погляди на небо: Звезды горят,
Журавли кричат: - Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Пятнашки (состязательная игра)
Цель. Развитие ловкости, выносливости. Обучение навыкам общения.
Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.
Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.
Варианты.
Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.
Пятнашки-зайки . Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.
Пятнашки с домом . По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.
Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.
Пятнашки с именем . Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).
Круговые пятнашки . Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.
Заря
(драматическая игра)
Цель. Расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости.
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
Игровая
(хороводная игра)
Цель. Развитие навыков общения.
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
А дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Лапти
(состязательная игра)
Цель
Эта игра отлично подойдет для моря или бассейна, где дети постоянно раскидывают свои шлепки и сандалии. Для этой игры нужно организовать две команды. Участники команд выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, ведущий собирает всю обувь ребят, сваливает ее в кучу и перемешивает. Теперь по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!
Подмигни соседу
(состязательная игра)
Цель. Развитие внимания ловкости. Развитие навыков общения.
Игра рассчитана на достаточно большое количество участников. Главное, чтобы участников было нечетное количество. Стулья ставятся в круг. Игроки встают за стульями (по одному за спинкой) и садятся на стулья (один должен остаться свободным). Тот игрок, который стоит за спинкой пустого стула (естественно, лицом в круг), считается водящим. Он должен незаметно подмигнуть одному из сидящих, чтобы тот заметил к быстро пересел со своего места на этот свободный стул. Задача тех, кто стоит за стульями,- не, отпустить своего сидящего, задержать его, иначе он станет водящим. Поэтому во время игры все внимательно смотрят за водящим: одни, чтобы поменять место, другие, чтобы успеть не дать этого сделать. Руки стоящих должны лежать на спинке стула, и лишь в тот момент, когда водящий подмигнул его напарнику, он может задержать того, взяв за плечи. Через некоторое время сидящие и стоящие меняются местами.
Плетень
(хороводная игра)
Цель. Развитие навыков общения.
Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд-Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Колпачок (паучок)
(драматическая игра)
Цель. Развитие навыков общения.
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Почта
(драматическая игра)
Цель. Ознакомление с особенностями различных видов деятельности. Развитие навыков общения.
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
Динь, динь, динь!
Кто там?
Почта!
Откуда?
Из города...
А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.
Ляпка
(состязательная игра)
Цель. Развитие ловкости, выносливости. Развитие навыков общения.
Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: "На тебе ляпку, отдай ее другому!" Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" - "У тетки".- "Что ел?" - "Клёцки".- "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.
Правила игры . Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.
Кот и мышь
(состязательная игра)
Цель. Развитие ловкости выносливости, координации движения. Развитие навыков общения.
Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном
сцепленными руками
играющих. Как только
кот поймал мышь,
играющие встают в
ряд. Начинает игру
вторая пара. Игра
продолжается, пока
коты не переловят
всех мышей.
Правила игры.
Коту нельзя забегать
в нору. Кот и мыши
не должны убегать
далеко от норы.
Игра «Леший»
(состязательная игра)
Цель . Развитие ловкости, координации движений. Развитие навыков общения.
На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это леший, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Леший идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за лешим. И так леший может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только леший говорит: «Внимание, охотники», звери и леший стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится лешим, и игра продолжается.
Правила игры. Игрокам нельзя выталкивать соперников из занятых пеньков.
11 июня 2015 года в рамках тематической недели «День России» для детей средней группы №11 «Анютины глазки» и их родителей прошел Фестиваль дворовых игр «Народные игры для детей и взрослых».
Дворовые игры - это народные игры, которые передаются из поколения в поколение. Они очень разнообразны, интересны, требуют много движения, находчивости, смекалки, формируют множество физических навыков и умений. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.
Прекрасный мир дворовых игр знаком каждому взрослому не понаслышке, ведь раньше играли все, независимо от города, села и компании, играли допоздна, возвращаясь, домой с разбитыми и расцарапанными коленями и локтями, под крики недовольной мамы. С приходом компьютеров, интернета и прочих атрибутов современной жизни, дворовые игры отходят в прошлое, но разве могут они заменить живое общение, развитие, которое получают дети в процессе игры.
Во многих семьях существует традиции - по выходным выезжать за город, в лес, к водоемам. Такие поездки могут стать очень познавательными и полезными, если их наполнить развлечениями, увлекательными занятиями, сделать максимально разнообразными для детей. С целью приобщения к русской культуре через народные игры, как формы активного досуга детей и взрослых, укрепления здоровья, создания радостного настроения от совместной с родителями игровой деятельности в летний период и был проведен Фестиваль дворовых игр.
Родители вместе с детьми и воспитателем очень тщательно подготовились к этому мероприятию, продумали наряды, выучили стихи к играм и не забыли захватить хорошее настроение.
Много разных народов проживает на территории нашего государства, но всех нас объединяет одно - любовь к Родине, забота о её процветании, сохранении и возрождении культурных традиций многочисленных ее представителей. Родители вместе с детьми вспомнили традиции, обычаи и игры русского народа и отправились на игровую площадку, на которую нужно было пройти через расписные ворота.
На игровой площадке у взрослых была возможность окунуться в свое беззаботное, веселое, счастливое детство и поиграть в давно забытые игры, а дети этим играм научились.
В игре «Челнок» родители и дети разделились на две команды.
Два ряда играющих встали напротив друг друга и взялись за руки. По правилам игры два игрока-челнока пробегают меж этих рядов навстречу друг другу. Ряды при этом постоянно сходятся и расходятся, напевая:
Челнок бежит,
Земля дрожит.
Шьет - пошивает,
Дары посылает,
и постепенно ускоряясь.
Затем играющие встали парами по кругу ознакомились с правилами к игре «Растяпа» и с большим азартом начали игру.
Когда играла музыка, передние игроки выходили из пар внутрь круга и приплясывали под музыку, вместе с Растяпой. Остальные стояли и хлопали им в ладоши. Когда музыка останавливалась, те, кто плясал, должны найти свободно стоящего без пары и встать за него. Кто пары не нашел, оставался в кругу Растяпой, и ему хором кричали:
— Раз, два, три, растяпа - ты!
Когда он же остается Растяпой во второй раз:
— Раз, два, три, четыре, пять, Растяпа - ты опять!
И в третий:
— Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, Растяпа - ты совсем!
После игры «Растяпа» родители и дети стали играть в следующую игру, для чего бодро построились в колонну по одному, взялись за руки и со словами:
Уж я улком шла, переулком шла
Клубок ниточек нашла
Нитка тянется, перетянется
Клубок катится, перекатится
Клубок доле, доле, доле
Нитка дале, дале, дале
Я за ниточку бралась
Тонка нить оборвалась.
Стали «сматывать» клубок ниток, а затем «разматывать».
Затем ребята с большим удовольствием прокатили взрослых на «Карусели».
Взрослые и дети с большим интересом ждали все новые и новые игры. Когда ведущая показала ремешок, то все участники фестиваля улыбнулись.
По правилам игры "Ремешок" водящий с ремешком ходит за кругом. С последним словом кладёт ремень кому-нибудь за спину. Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его ремешком. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.
Прячу, прячу ремешок
Под калиновый кусток,
А кто зореньку проспит,
Того бить колотить.
С каким азартом бегали дети, стараясь догнать своих мам и бабушек.
Вспомнили родители и в какие народные игры играли в детстве сами и предложили поиграть своим деткам в «Жмурки».
После игр довольные и счастливые дети и взрослые отправились на чаепитие, где их ждали вкусные блины, баранки, чай с конфетами. Взрослые настолько прониклись атмосферой праздника, что даже во время чаепития пожелали исполнить русские народные песни.
На протяжении всего праздника царила доброжелательная атмосфера, все веселились, шутили, смеялись. По окончании фестиваля можно сказать, что праздник удался на славу и нам, как организаторам мероприятия, захотелось расширить границы и еще раз провести подобное мероприятие, но уже с привлечением жителей района, в котором находится наш детский сад.
Хочется выразить благодарность родителям и воспитателю Хохловой Марине Михайловне за активное участие в Фестивале дворовых игр.
Инструктор по физической культуре
Мухометзянова Светлана Афанасьевна
Татьяна Кандаурова
В феврале 2013года было проведено открытое физкультурное занятие для педагогов «Ярмарка подвижных игр». Это занятие познакомило детей с русскими традициями и народными играми, в которые играли дети в зимние праздники: Рождество, Святки, Масленица. Занятие было объединено одним игровым сюжетом-дети на волшебной карусели отправляются на ярмарочную площадь, где их встречают веселые скоморохи, которые предлагают поиграть в русские народные игры и посоревноваться в силе, быстроте и ловкости. Интересным для детей моментом была встреча с барыней-сударыней. Она предлагала на ярмарке сладости и вкусную выпечку. Каждый ребенок в конце занятия получил поощрительный приз и любимое лакомство.
Программные задачи:
в п\игре «Дед Мороз» закрепить бег врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать скорость и быстроту; совершенствовать навык метания в цель, развивать меткость и глазомер. В п\и «Люлька» продолжать обучать прыжкам с разбега, выполняя сильный толчок при отталкивании от пола и приземляясь на две ноги одновременно, развивать скоростно-силовые качества ребенка. В м\п игре «У Миланьи, у старушки….» закрепить согласованность движения со словами текста, развивать память, внимание. Продолжать оздоравливать детей, применяя массаж БАЗ. Воспитывать взаимовыручку, дружеские отношения.
Пособия и оборудование:
шапочки или костюмы скоморохов, платок, шапочка Деда Мороза, малые мячи или «снежки» из ваты, корзина, тонкий канат или веревка, карточки, карусель-зонт с лентами.
Ход занятия:
дети заходят в физкультурный зал и становятся полукругом.
Инструктор: На Руси народные праздники, народные гуляния занимали очень важное место в жизни людей. Наиболее яркими из них были зимние праздники: Рождество, Святки, Масленица. В эти дни на площадях проводились ярмарки. Ярмарки –это красочные гулянья. На Ярмарках можно было побаловать себя сладостями: пекли блины с вареньем, предлагали пряники, конфеты, баранки. Люди пели песни, водили хороводы. Ни одна ярмарка не обходилась без главных героев: скоморохов, шутов, повыдыря с бурым медведем, канатаходцев, жонглеров. Русский народ гордится своей силой и мужеством и очень любит различные шуточные состязания: бой с мешками, бег с ведрами с водой, перетягивание каната. Зимой-катание на санках, игры со снежками. Ребята, сегодня я предлагаю поиграть в русские народные игры, в которые играли взрослые и дети на ярмарочной площади. Встаньте по кругу в карусель и возьмите край ленты правой рукой. Под веселую музыку отправляемся на зимнюю ярмарку (звучит песня в исполнении В. Леонтьева «Ярмарка»)- дети бегут по кругу в одну сторону, затем по сигналу свистка выполняют поворот в другую сторону, меняя руку с лентой.
Малоподвижная игра «Карусель»
После игры карусель останавливается, появляются скоморохи.
Инструктор: Ребята, посмотрите, кто нас встречает на ярмарке.
Скоморохи: Здравствуйте дети!
Не хотите ль поиграть?
Свою удаль показать?
Дети: Отчего ж не поиграть?
Всегда мы играм рады!
1й скоморох: Познакомьтесь с нами дети.
Веселей нас нет на свете!
Мы –ребята скоморохи.
Мы не любим охи-вздохи!
2й скоморох: На балалайках мы играем,
Всех на праздник созываем
Горевать с тобой не будем,
А плясать сейчас мы будем
Дети тоже не отстанут,
Веселиться с нами станут!
Раз-два, раз-два, начинается игра!
Русская народная малоподвижная игра «Растяпа»
Дети идут под веселую русскую народную музыку врассыпную на носках, руки вверх (на пятках, руки на поясе; на внешней стороне стопы, руки за спиной и т. д.) Музыка замолкает, все дети стараются встать в пары (тройки, четверки). Ребенок, оставшийся один, выходит в центр круга. Дети говорят: «Раз, два, три растяпа-ты!» Игра повторяется.
2й скоморох: Так играть умеет всяк,
А умеет ли вот так?
Русская народная малоподвижная игра «У Миланьи, у старушки…» У Миланьи, у старушки- --дети идут по кругу, взявшись за руки, а водящий стоит Жили в маленькой избушке- --- в центре круга и придумывает движение, затем Семь сыновей, семь дочерей---останавливается.
С такими ушами---приставляют ладони к ушам.
С такими глазами--- показывают руками «очки»
С таким носом длинным и курносым---показывают руками «нос»
С такой головой--- соединяют руки над головой.
С такой бородой---показывают «бороду»
Ничего не ели---качают головой из стороны в сторону.
Ничего не пили.
На нее глядели---приставляют ладонь ко лбу.
И дружно делали вот так---показывает движение водящий, а дети отгадывают.
Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет,
А против мерзлого окна,
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Стоит кудрявая береза.
Подвижная игра «Дед Мороз»
Выбирается Дед Мороз считалкой, встает в центр руга. Остальные игроки берутся за руки, передвигаются в одну сторону приговаривая.
Дед Мороз, дед Мороз
Через дуб перерос, прикатил подарков воз:
Морозы трескучие, снега сыпучие,
Ветры завьюженные, метели дружные.
Холод-стужу напустил. На реке мост намостил.
После этих слов дети разбегаются, а дед Мороз их ловит. До кого дотронется, тот считается замороженным и стоит неподвижно. Останавливается игра и подсчитывается количество пойманных. Пойманные себя размораживают-откупаются, берут «снежки» и бросают в цель (снежная баба, колпак, «снежные крепости»). Игра повторяется.
А да, дедушка Мороз
Много ты забав принес.
Но и для тебя сейчас.
Игра-загадка есть у нас.
Загадка: Зачерпнуло ветром белое крыло,
Нас с тобой кататься в море унесло. (лодка)
Русская народная подвижная игра «Лодочка»
Веревка или скакалку держат за края, но не делают ее полный оборот в воздухе, а лишь раскачивают над полом на высоте от 10-20см. Участники по одному разбегаются и перепрыгивают через раскачивающую веревку. Можно усложнить: перепрыгивать при прыжке веревку с разбега на одной ноге, с поворотом, парами. Допустивший ошибку, сменяет одного из держащих веревку.
Инструктор: На ярмарке люди покупали не только сладости, но и разные украшения, одежду, товары для дома.
Массаж БАЗ «Ай тари, тари, тари….»
Ай, тари, тари, тари ---растирают ладони.
Куплю Маше янтари---нажимают на каждый палец.
Останутся деньги---показывают «денежки».
Куплю Маше серьги---нажатие на мочки ушей.
Останутся пятаки -показывают «денежки»
Куплю Маше башмаки---гладят по ногам.
Останутся «грошки»---показывают «денежки»
Куплю Маше ложки---постукивание кулачками
Останутся полушки--
Куплю маше подушки---разводят руками в воздухе.
Выходит Барыня со сладостями на лотке:
Шутки, прибаутки, веселье!
У меня есть сладкое угощенье!
Конфетки медовые и очень даже леденцовые.
Дети с монетками подходят к Барыне и покупают конфеты, пряники, бублики.
Скоморохи:
Инцы-брынцы, балалайка,
Инцы-брынцы, поиграй-ка!
Инцы-брынцы, не хочу,
Инцы-брынцы в круг пойду!
Инструктор: Закончилась наша праздничная ярмарка, пора отправляться в путь домой. И перенесет нас в наш родной детский сад, волшебная карусель.
Звучит мелодия «Разноцветные ярмарки», дети «садятся на карусель», держась за ленты.
Раз, два, подхватили!
Три, четыре, раскрутили!
Пять, шесть, семь, восемь,
С карусели слезть просим!
Молодцы у нас ребята!
Сильные, умелые, дружные и смелые!