Социальное действие и социальное поведение. Основы социологии и политологии: учебник
Важную роль в современной социальной психологии наряду с понятием общения играет представление о социальном поведении. Такое поведение рассчитано на оказание психологического влияния на людей и занятие определенного положения среди них (в системе межличностных отношений, социальной группе или обществе в целом). Социальное поведение обычно выделяется в противоположность индивидуальному. Последнее понимается как поведение, не связанное с положением человека, занимаемым им в обществе, с теми отношениями, которые у него складываются с окружающими людьми, не рассчитанное на оказание определенного воздействия на общество или людей.
Существуют многие виды так называемого социального поведения. Среди них можно назвать массовое, групповое, полоролевое, просоциалъное, асоциальное, антисоциальное, помогающее, конкурентное, поведение по типу А, поведение по типу Б, послушное, проблемное, противоправное, девиантное, материнское, поведение типа привязанности и другие разновидности.
Массовое поведение представляет собой плохо управляемую социальную активность больших масс людей, не имеющих организованности и определенной цели. Такое поведение поэтому также называют стихийным. К массовым видам поведению относят, например, панику, слухи, моду, экономические, политические, религиозные движения и т. п.
Групповое поведение - это действия людей, объединенных в некоторую организованную, среднюю или малую социальную группу. Такое поведение является результатом происходящих в соответствующей группе процессов. Групповое поведение представляет собой нечто большее, чем те действия, которые выполняют отдельные члены группы, не взаимодействуя друг с другом, когда они находятся вне группы.
Полоролевым (гендерно-ролевым) называют социальное поведение, свойственное человеку определенного пола и связанное с теми типичными социальными ролями, которые выполняют люди соответствующего пола в жизни (культуре) того или иного сообщества.
Все определенные выше виды социального поведения характеризуют группы и отдельных людей в зависимости от выполняемых ими социальных функций и интересов. Следующие виды социального поведения характеризуют человека в его взаимоотношениях с другими людьми.
Просоциальным называется поведение человека, в основе которого лежит его стремление помогать другим людям и поддерживать их. Если это поведение, связанное с оказанием прямой помощи тем, кто в ней нуждается, то такое поведение называется помогающим (helping behavior - англ.). Словосочетание "помогающее поведение" используется в тех случаях, когда человек, оказывая помощь другому человеку, делает это добровольно, без принуждения и без расчета на получение какой-либо награды или выгоды, а также в жизненных ситуациях, где его поведение не включает в себя реальное или потенциальное жертвование чем-либо ради другого человека.
Конкурентное - это такое поведение, при котором человек воспринимает окружающих людей как реальных или потенциальных конкурентов, вступает в соревнование или борьбу с ними. Конкурентное поведение обычно рассчитано на то, чтобы выиграть соревнование, одержать верх, превзойти, победить других людей. К этой форме поведения близка по содержанию или функционально связана с ним следующая разновидность социального поведения. Поведение по типу А характеризует человека, отличающегося нетерпением, раздражительностью, враждебностью, цинизмом и недоверием к людям. Ему противостоит поведение по типу Б. Оно, напротив, характеризуется отсутствием стремления конкурировать с людьми и доброжелательностью.
Термин "послушное поведение" используется для обозначения форм социального поведения, которые обеспечивают (способствуют, облегчают) культурные, цивилизованные формы социального взаимодействия людей. Происхождение термина "послушное поведение" связано с тем фактом, что разумное послушание давно и традиционно рассматривается как положительная черта личности человека, воспитываемая у него с детства, что подобные формы поведения способствуют уважению и взаимопониманию людей. С таким поведением, которое в русскоязычной литературе иногда называют правопослушным, сравниваются проблемное, противоправное и девиантное поведение. Эти разновидности социального поведения определяются следующим образом.
Словосочетание "проблемное поведение" обозначает любое поведение, которое ведет к возникновению у человека проблем психологического характера. Проблемное поведение обычно включает в себя формы социального поведения человека, которые непонятны или неприемлемы для окружающих людей, могут выступать как антисоциальные, деструктивные или дезадаптивные.
Противоправным называется такое поведение, которое нарушает существующие в обществе правовые нормы. Такое поведение может быть осуждено судом, и за него человек может получить наказание в соответствии с действующими законами.
Девиантное - это поведение человека, отклоняющегося от принятых в обществе социальных, моральных или этических норм, то есть нарушающего их. Такое поведение, однако, не является подсудным (противоправным), то есть таким, которое может быть осуждено по закону.
Среди видов социального поведения встречаются такие, которые характеризуют близкие взаимоотношения людей. Это материнское поведение и поведение типа привязанности. В самом общем виде материнским называется такое поведение, которое характерно для матери в отношении ребенка, или поведение любого человека в отношении других людей, напоминающее поведение матери по отношению к своему ребенку.
Поведение типа привязанности - это стремление человека постоянно находиться рядом с другими людьми. Существенная черта такого поведения заключается в том, что человек, испытывающий чувство привязанности, стремится к соответствующим людям, всегда и везде старается находиться вместе или рядом с ними. Такое поведение обнаруживается уже в раннем детстве, и чаще всего объектом детской привязанности (и соответствующего поведения) становится мать ребенка.
Существуют и некоторые другие разновидности социального поведения, связанные с отношениями людей, складывающимися в обществе. Это поведение, направленное на достижение успехов или избегание неудач, поведение, содержащее в себе стремление к людям или уход от них, поведение, направленное на получение власти или подчинение людям, уверенное в себе или беспомощное поведение и некоторые другие виды социального поведения. Рассмотрим их и дадим им краткую характеристику.
Стремление добиваться успехов представляет собой форму социального поведения, от которой зависят жизненные успехи человека и, в какой-то степени, его судьба в современном обществе. Это стремление особенно усилилось среди людей в XX веке и характеризует многих преуспевающих личностей, чья повышенная социальная активность, связанная с потребностью достижения успехов, обеспечивает не только их личные достижения, но и высокие темпы социально-экономического роста соответствующих стран.
Социальное поведение, связанное с потребностью достижения успехов, имеет и альтернативную форму. Противоположное ему поведение обычно соотносят со стремлением к избеганию неудач. Такое стремление проявляется в преимущественной озабоченности человека тем, чтобы в соревновании с другими людьми не оказаться последним, не стать неудачником, то есть быть не хуже большинства других людей.
Нередко в реальной жизни приходится наблюдать, что одни люди активно стремятся к общению и контактам с другими людьми, а другие старательно их избегают. Такие две противоположные формы социального поведения принято называть соответственно стремлением к людям и избеганием людей и связывать их с потребностью аффилиации.
Стремление к власти или поведение людей, которые уже находятся у власти и стараются ее сохранить, также представляет собой разновидность социального поведения. Противоположным ему является так называемое покорное поведение, или поведение, связанное с подчинением людям.
Еще две формы социального поведения, которые привлекли к себе внимание ученых в последние годы, - это уверенное и беспомощное поведение. Поведение уверенного в себе человека, готового и способного отстаивать свои интересы, принято называть ассертивным поведением (название происходит от английского слова assertion, обозначающего уверенность в себе).
Есть и противоположная форма социального поведения. Нередко можно наблюдать, что потенциально способный человек, стремящийся к успехам и имеющий реальную возможность добиться успехов, тем не менее терпит неудачу из-за того, что проявляет неуверенность, излишнее беспокойство и тревогу там, где нужно было бы действовать уверенно и спокойно. Из-за повышенного беспокойства (тревожности), а также по причине неуверенности в себе страдают многие люди в современном мире, причем не только сами они, но и зависящие от них другие люди. Такое поведение принято называть беспомощным. Оно определяется как поведение, при котором человек, имея возможность для самостоятельного и, как правило, успешного решения какой-либо жизненной проблемы, тем не менее почему-то бездействует, не предпринимает усилий, направленных на решение проблемы, и тем самым обрекает себя на неудачу.
Из всех перечисленных выше видов социального поведения внимание социальных психологов в последние годы больше всего привлекали те из них, которые имеют особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы. Это - различные проявления добра и зла, дружбы и вражды между людьми, их стремление добиваться успехов и власти, уверенность (ассертивность) или неуверенность в себе (беспомощность). Среди разнообразных проявлений добра, в свою очередь, больше всего внимания было уделено изучению альтруизма и другим видам просоциального поведения, направленного на оказание помощи людям. Ученых интересовали многие вопросы, связанные с проявлениями альтруизма, в том числе следующие.
- Что представляют собой люди, которые склонны к проявлению альтруизма?
- Какими психологическими особенностями обладают эти люди?
- В каких условиях те или иные люди более или менее склонны к альтруизму?
Из разнообразных видов антисоциального поведения наибольшего внимания была удостоена агрессивность, причем особое внимание ученых к изучению агрессивности и агрессивному поведению было вызвано тем, что агрессивность (враждебность отношений между людьми и враждебные формы поведения) существует давно и некоторым ученым даже представляется неустранимой формой негативного социального поведения.
Введение
Определение термина «поведение» было дано психологией, а социология, как связанная с психологией наука, переняла этот термин. Само понятие «поведение» имеет в социологии смысл, отличный от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. Поведение является реакцией индивида на внешние и внутренние изменения, тогда как действие является рационально обоснованным и целенаправленным поступком.
Социология - это учение об обществе, поэтому в социологии изучается социальное поведение (взаимодействие между собой нескольких индивидов).
Тема поведения людей всегда остается очень актуальной, ведь для развития и становления общества в целом очень важно знать (или хотя бы предполагать) и понимать, как поведет себя тот или иной человек в определенной ситуации. Поведение человека можно предугадать, если знать его психологию, понимать его социальные ценности и установки. В зависимости от психологии людей выделяют различные типы поведения, о которых и пойдет речь в данной работе.
Основная цель реферата заключается в изучении типологии поведения личности с точки зрения социологии.
Для достижения поставленной цели в реферате решается ряд задач, а именно:
1. Рассматривается понятие поведения и его формы;
2. Изучаются основные концепции поведения, предложенные известными психологами социологами;
3. Рассматривается наиболее популярная типология поведения личности, предложенная популярным социологом двадцатого века Робертом Мертоном.
Поведение в социологии. Понятие и формы
Понятие поведения в социологии
поведение социологический мертон
Термин «поведение» с точки зрения социологии представляет собой совокупность поведенческих процессов человека, которые связаны с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникают как реакция на окружающую социальную среду.
Субъектом социального поведения в социологии является индивид или группа.
В первую очередь поведение человека определяется его социализацией - усвоением социальных норм, необходимых для функционирования в обществе. Так, если врожденные инстинкты у всех людей практически идентичны, то качества человека, приобретенные в процессе социализации и сам уровень социализации каждого человека различны. К тому же, социальное поведение индивида строго регулируется социальными нормами и ролевой структурой общества.
Социальная норма поведения представляет собой поведение, полностью соответствующее статусным ожиданиям. Статусные ожидания позволяют обществу предсказывать действия индивида, а самому индивид координировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе моделями поведения. Социальной ролью, по мнению американского социолога Р. Линтона, является социальное поведение, которое соответствует статусным ожиданиям. Такое понимание социального поведения соответствует функционалистскому подходу, так как в данном случае поведение обусловлено социальной структурой.
В противовес функционалистам выступают представители социального бихевиоризма, по мнению которых изучение процессов поведения необходимо производить на базе достижений современной психологии, а в ролевой интерпретации поведения психологические моменты упускаются из виду.
Формы поведения в социологии
Социальное поведение представляет собой форму и способ проявления индивидом или группой своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.
Существует два типа социального поведения, которые человек применяет для достижения жизненных целей:
1) естественное поведение;
2) ритуальное поведение.
Перечисленные выше типа социального поведения существенно отличающиеся между собой.
«Естественное» поведение» - это индивидуально-значимое и эгоцентричное поведение, которое направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Для естественного поведения существует конкретная цель, которую индивид достигает любыми доступными средствами. Естественное поведение не регламентируется социальными нормами, оно носит природный характер и обращено к обеспечению органических потребностей. Естественное поведение в обществе «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.
Ритуальное или «церемонное» поведение является индивидуально-неестественным поведением, благодаря которому общество существует и воспроизводится. Ритуал имеет множество форм - от этикета до церемонии. Ритуал является неотъемлемой частью социальной жизни, настолько привычной, что люди живут в поле ритуальных взаимодействий и не замечают этого. Ритуальное социальное поведение обеспечивает стабильность общества как социальной системы, а индивид, который реализует различные формы такого поведения, обеспечивает социальную устойчивость социальных структур и взаимодействий.
Ритуальный характер поведения индивидов имеет большое значение для общества, однако при этом необходимо учитывать, что существует «естественное» эгоцентричное социальное поведение, которое в большинстве случаев более выгодно для индивида. В связи с этим, общество стремится преобразовать формы «естественного» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.
Для сохранения и поддержания общественных отношений и для выживания человека как вида, следующие формы социального поведения:
1) кооперативное поведение, которое заключается во взаимопомощи друг другу;
2) родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству.
Социальное поведение - это качественная характеристика социального действия и взаимодействия. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Однако поведение этих субъектов политики неоднозначно: одни дремлют в своих депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону, установленному на трибуне, четвертые затевают потасовку со своими коллегами.
По-разному ведут себя и участники массовых событий. Так, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов социального взаимодействия подпадают под определение «социальное поведение». Иными словами, все описанные акторы занимаются политической деятельностью или участвуют в массовом событии, но поведение их различно. Следовательно, социальное поведение - это способ проявления социальным актором своих предпочтений, мотивов, установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.
Социальное поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. Перечислим некоторые из них:
Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта социального взаимодействия. Например, для поведения В. В. Жириновского характерными являются эмоциональная насыщенность, непредсказуемость, эпатаж; В. В. Путина - рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешнее спокойствие;
Личная (групповая) заинтересованность субъекта в происходящих событиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен;
Адаптивное поведение, т. е. поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям жизни. Например, трудно представить себе смельчака, который в толпе, прославляющей какого-либо политического вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна), стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя;
Ситуативное поведение, т. е. поведение, обусловленное реально возникшими условиями, когда социальный субъект в своих действиях вынужден учитывать возникшую ситуацию;
Поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями актора. Например, Ян Гус, Дж. Бруно и многие другие великие мыслители не могли поступиться принципами и стали жертвами инквизиции;
Компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть «компетенции» заключается в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их использовать;
поведение, обусловленное различного рода манипулированием. Например, ложью, обманом, популистскими обещаниями людей принуждают вести себя тем или иным образом. Так, кандидат в президенты (губернаторы, депутаты) в своей предвыборной программе обещает, в случае своего избрания, выполнить те или иные наказы своих избирателей, но, став президентом, он и не думает выполнять обещанное;
Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти. Например, при коммунистическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и при этом вести себя определенным образом.
На характер поведения оказывают влияние мотивация и степень вовлеченности актора в то или иное событие или процесс. Например, для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других - политика является профессией, для третьих - призвание и смысл жизни, для четвертых - способ зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы.
Можно выделить четыре уровня социального поведения субъекта: 1) реакция субъекта на актуальную ситуацию, на те или иные сменяющие друг друга события; 2) привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, в которых выражается устойчивое отношение субъекта к другим субъектам;
3) целенаправленная последовательность социальных действий и поступков в той или иной сфере жизнедеятельности для достижения субьектом более отдаленных целей (например, поступление в вуз, получение профессии, создание и обустройство семьи и др.); 4) реализация стратегических жизненных целей.
Социальный контроль
Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.
В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты регулируют социальный контроль политическими методами и т. д.
Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы.
Социальные нормы - это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:
1) правовые нормы - нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;
2) нормы морали - неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.
Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать их соответствующему поведению, во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм. Рассмотрим эти условия подробнее.
1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем детстве. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли, учится различать в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным, определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения, стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.
2. Общество в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением, якое, как общественное мнение, средства массовой информации, органы внутренних дел, суды и т. д. Оно также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» - наказания. Социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают индивидам определенные стандарты социального поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль солидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, должен играть роль строгого командира.
Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.
Старейший и наиболее простой способ социального контроля - физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.
Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и общественно-политических институтов гражданского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля наиболее эффективны, так как они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное насилие.
Не менее эффективны экономические методы социального контроля. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным материальным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности, может лишиться части своего заработка и даже своего места работы.
Существуют и другие методы социального контроля, например идеологические, религиозные, социокультурные, моральноэтические и т. д.
Значительное место в социальном контроле занимает такой феномен, как самоконтроль. Этот сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является интериоризация. Это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся своими внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.
Сознание дает возможность оценивать ту или иную ситуацию с точки зрения чувственных и умственных образов.
Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения.
Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности и поступать в соответствии со своими убеждениями.
Девиантное поведение
Девиация (от лат. deviatio - отклонение) - поведение, поступок, социальное явление, не соответствующее установившимся в данном обществе социальным нормам. Это любое поведение, которое нарушает принятые в обществе правовые нормы; не соответствует социальным ожиданиям, стереотипам, установкам, ценностям, образцам поведения; не одобряется (осуждается) общественным мнением и/или существующим в обществе законодательством.
Социология исследует девиацию как социальное явление, т. е. явление, для которого характерны распространенность, определенная устойчивость, повторяемость. Например, такие явления, как преступность, проституция, наркомания, коррупция, нарушение этических норм широко распространены в современном обществе. Все они подпадают под понятие «социальная девиация».
Явления, считающиеся единичными, уникальными, не относятся к числу социальных. Так, житель Германии, некто Брандес, сам, добровольно придя к людоеду Майвесу, предложил себя в качестве жертвы и был съеден. Уникальностью этого событию была шокирована вся мировая общественность!. Поведение Брандеса, безусловно, является отклоняющимся, но не является предметом социологического анализа.
Девиация имеет оценочный характер. Общество формирует определенные стандарты поведения и предписывает людям вести себя в соответствии с ними. При этом в каждом обществе (социальной группе) могут быть свои «субъективные» оценки. Поэтому одно и то же поведение в одном обществе может считаться отклонением, а в другом - нормой. Например, каннибализм в первобытных культурах считается нормой, в современных - отклонением. Кроме того, оценка поведения во многом зависит от конкретных социальных условий, в которых рассматривается это поведение. Так, убийство в обычных условиях нашей повседневной жизни оценивается как тяжкое преступление; убийство, совершенное в целях самообороны или защиты других людей, может быть оправдано, т. е. человек, совершивший убийство, не понесет наказания; убийство, совершаемое в ходе боевых действий на войне, также не считается преступлением.
Сложность в определении девиации заключается и в том, что один и тот же поступок (явление) в различных социальных группах (классах) может оцениваться по-разному. Например, крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева (1773-1775) с точки зрения царского самодержавия считалась преступлением против законной власти, а с точки зрения простого народа расценивалась как правомерная борьба против угнетателей; приватизация государственной собственности, проведенная правящей элитой в 90-е гг. XX в. в России, по мнению этой элиты, считается необходимым условием для перехода к рыночной экономике, а с точки зрения большинства граждан России является разграблением общенародной собственности.
Создаваемые и одобряемые обществом нормы имеют общий характер и не могут учитывать всего многообразия реальной жизни. Кроме того, многие люди не имеют возможности или не желают исполнять те или иные социальные нормы.
Рассмотрим некоторые из причин, способствующих нарушению социальных норм.
Нормы противоречат культурным или религиозным традициям тех или иных социальных групп. Так, в России многоженство запрещено, но в соответствии с культурными и религиозными традициями некоторых этнических групп оно считается легитимным.
Нормы противоречат (не в полной мере соответствуют) личностным убеждениям и ценностным ориентациям индивида (группы). Например, человек становится изгоем, уходит в монастырь, становится членом криминальной группы, так как в обыденной жизни он не находит реального смысла своему существованию. Так, известный путешественник Ф. Конюхов в одном из своих интервью на вопрос, почему он, еще не закончив очередное путешествие, уже планирует следующее, ответил, что в обычных условиях его жизнь теряет всякий смысл.
Противоречивый характер существующей нормативно-правовой системы, когда исполнение одних норм неизбежно приводит к нарушению других. Такая ситуация во многом была характерна для российской правовой системы в 90-е гг. XX в., когда страна по сути жила в правовом вакууме, потому что прежние правовые нормы уже не действовали, а новые еще не действовали.
Неопределенность поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны. Например, правила дорожного движения предписывают переходить дорогу только в установленных для этого местах, но на больших перегонах такие «места» отсутствуют. Таким образом, возникает ситуация неопределенности.
Разногласия относительно правомерности принятия тех или иных норм (правовых актов). Например, в 1985 г. в СССР был принят закон, ограничивавший производство, продажу и потребление алкогольных напитков, который буквально «расколол» общество на сторонников и противников этого закона; закон об обязательном автостраховании, принятый в 2003 г., также вызвал бурю негодования в среде российских автовладельцев и прочих граждан.
Вынужденная девиация. Сложившиеся в обществе ограниченные социальные возможности вынуждают целые социальные слои нарушать существующие нормы из-за того, что в правовых рамках они не способны удовлетворять свои потребности в пище, жилье и т. д. Например, некоторые лица, не имеющие легальных доходов, с риском для жизни срезают высоковольтные провода и сдают их в пункты приема вторсырья для того, чтобы иметь хоть какие-то средства для удовлетворения своих потребностей; человек продает свою почку для того, чтобы улучшить материальное положение своей семьи; голодный ребенок отнимает булочку у соседского мальчишки.
Девиация как способ достижения своих личных или групповых интересов. Чныидид (гдля позт на вллyбынтe сиществующих норм для того, чтобы завладеть определенного рода ресурсами.
Девиация как способ изменения существующих социальных норм. Например, революции совершаются для того, чтобы коренным образом изменить сложившиеся социальные нормы и отношения. Правящими элитами революционные выступления оцениваются, как правило, как девиантное поведение, а радикально настроенными гражданами - как закономерный процесс, направленный на смену устаревших социальных норм.
Лекция 9
С ОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Термин « поведение» имеет несколько иной смысл, чем традиционно ф и л ософские понятия «действие» и «деятельность». Если под д ействием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, конкретные осознанные методы и средства, то поведение - это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Например, чисто эмоциональные реакции - смех, плач - также являются поведением.
Социальное поведение - это совокупность человеческих пове-денческих про ц ессов, связанных с удовлетворением физических социальн ы х пот р ебностей и возникающих б по p ядке реакции окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.
Если выяснить, какими факторами определяется поведение индивида в той или иной социальной ситуации, мо ж но будет понять, почему один человек, попав в экстремаль ные условия, ведет себя мужественно и сохраняет самообладание, а другой теряет над собой контроль и поддается общей панике; почему один присоединяется к агрессивной толпе, высвобождая свои глубоко запрятанные разрушительные инстинкты, другой в страхе прячется дома, закрывая окна и двери, а третий, рискуя собственной жизнью, пытается прийти кому-то на помощь.
Абстрагируясь от чисто психологических факторов и привлекая социологические понятия, можно заключить, что поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум вро ж денных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят преимущественно от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени - от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.
[ 106 ]
Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества. Социально нормативное поведение - это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид - координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон, в рамках этого направления, ввел категорию «ролевой комплекс», который трактуется как система ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, и понятие «ролевой конфликт», т.е. конфликт, возникающий тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и н e могут реализоваться в едином социально приемлемом поведении.
Функционалистское понимание социального поведения подвергалось острой критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, которые пытались проводить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией поведения, о чем свидетельствует тот факт, что, например, Н. Камерон попытался обосновать ролевую детерминированность психических расстройств: он считал, что психическое заболевание - это результат неправильного исполнения индивидом своих социальных ролей и его неспособности исполнять их так, как нужно обществу.
Сейчас человеческое поведение исследуется рядом направлений психологии; свой вклад внесли бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология и др. Термин «поведение» - один из ключевых в экзистенциальной философии, отражающий отношение человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, прежде всего следует назвать психоаналитические направления, представленные З. Фрейдом, К. Юнгом, А. Адлером.
Согласно представлениям Ф р е й д а, поведение индивида формируетея в результате сло ж ного взаимодействия трех уровней его личности. Низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, которые определяются врожденными биологическими потребностями и комплексами, сформировавшимися под влиянием индивидуальной истории субъекта. Этот слой Фрейд называет Оно (Ид), чтобы показать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я включает в себя рациональное целеполагание и ответственность за свои действия. Вы сший уровень составляет Сверх-Я - то, что мы назвали бы результатом социализации; это совокупность интериоризованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества (запретные) импульсы и влечения и He дать им реализоваться.
По мнению Фрейда, в личтности любого человека не прекращается борьба Оно и Сверк-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, поскольку представляет собой всего лишь ее символическое отражение. Такими символами могут быть образы сновидений, описки, оговорки, навязчивые состояния и страхи.
Ю н г расширил и видоизменил учение Фрейда, включив в сферу бессознательного наряду с индивидуальными комплексами и влечениями « ко л лективное бессознательное » - уровень общих для всех людей и народов ключевых образов - архетипов. В архетипах зафиксированы архаические страхи и ценностные представления, взаимодействие которых определяет поведение и мироощущение личности. Архетипические образы фигурируют в базисных повествованиях исторически конкретных обществ (народных сказках и преданиях, мифологии, эпосе). Социально-регламентирующая роль таких повествований в традиц и онных общ е ствах очень велика. Они содержат идеальные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. Например, мужчина-воин должен вести себя, как Ахилл или Гектор, жена - как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетипических повествований постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения.
А д л е р положил в основу своей психоаналитической концепции бессознательную волю индивида к власти, которая, no его мнению, является вр о жденной структурой личности и определяет поведение. Особенно сильна она у людей, в силу тех или иных
причин страдающих комплексом неполноценности. Компенсируя свою неполноценность, они способны достигать больших высот. Дальнейшее расщепление психоаналитического направления привело к возникновению ряда школ, занимающих в дисципли- нарном отношении пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Для нас наиболее интересно творчество Э. Фромма.
Ф р о м м известен как представитель неофрейдизма в психоло- гии и Франкфуртской школы в социологии. Точнее его позиции можно определить как фрейдомарксизм, поскольку наряду с влиянием Фрейда он испытывал He менее сильное влияние социальной философии Маркса. Отличие неофрейдизма от ортодоксального фрейдизма состоит в том, что, строго говоря, неофрейдизм - это скорее социология, тогда как фрейдизм, безусловно, является чистой психологией. Если Фрейд объясняет поведение индивида комплексами и импульсами, скрытыми в индивидуальном бессознательном, короче, внутренними биопсихическими факторами, то для Фромма и фрейдомарксизма в целом поведение индивида детерминируется окружающей социальной средой. В этом его сходство с марксистской теорией, объяснявший социальное поведение индивидов в конечном счете их классовым происхождением. Тем н e менее Фромм стремится найти в социальных процессах место психологическому в собственном смысле этого слова. Следуя фрейдистской традиции, он обращается к бессознательному и вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая под ним психический опыт, общий для всех членов данного общества, но He попадающий Ha уровень сознания у большинства из них, потому что он вытесняется специальным социальным по своей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытесне- ния общество сохраняет стабильность. Механизм социального вытеснения включает в себя язык, логику обыденного мышления, систему социальных запретов и табу. Структуры языка и мышления несут на себе отпечаток сформировавшего их общества и представлнют собой орудие социального давления на психику индивида. Вспомним «новояз» из романа-антиутопии Д ж . Оруэлла «1984». Огрубленные, антиэстетичные, нелепые сокращения и аббревиатуры активно уродуют сознание употребляющих их людей. И разве н e стала в той или иной степени достоянием всех в советском обществе чудовищная логика формул типа: «Диктатура пролетариата - самая демократическая форма власти».
Однако главная составляющая механизма социального вытеснения - это социальные табу, действующие по типу фрейдов с кой цензуры. С помощью «социального фильтра» в сознание и нд ивидов He допускается то в социальном опыте индивидов, что угрожает сохранению существующего общества, если оно будет осознано. Общество манипулирует сознанием своих членов, внедряя в него идеологиче c кие клише, которые из-за частого упот p ебления становятся недоступными критическому анализу, утаи в ая определенную информацию, осуществляя прямое давление и в ызывая страх социальной изоляции. Поэтому из сознания ис к лючается все то, что противоречит социально одобряемым идеологическим клише.
Такого рода табу, идеологемы, логические и языковые экспе p именты формируют, согласно Фромму, в человеке то, что он н азывает « социальный характер » . Люди, принадлежащие одному и тому же обществу, несут на себе помимо своей воли печать «общего инкубатора ». Так, мы безошибочно узнаем на улице иностранцев, да ж е если н e слышим их речи, - по поведени ю , внешнему облику, отношению друг к другу. Это люди из другого общества, и, попав в чуждую им массовую среду, они резко в ыделяются из нее благодаря сходству между собой. Социальный характер - это воспитанный обществом и неосознаваемый индивидом стиль поведения - от социального до бытового. Например, советского и бывшего советского человека отличают коллективизм и отзывчивость, социальная пассивность и нетребовательность, покорность перед властью, персонифицированной в лице «в о ждя», развитый страх оказаться He таким, как все, доверчивость. По мнению ряда современных российских социологов, фроммовская методология концепции социального характера мо жет быть использована и для анализа процессов, происходящих в современном российском обществе, в частности нарастания взаимного отчуждения граждан и государства".
Основная критика Фромма была направлена против современного ему капиталистического общества, но много внимания он уделял и описанию социального характера, порождаемого тота-литарными обществами. Как и Фр ейд, он разработал программу в осстановления неискаженного социального поведения индиви
дов посредством осознании того, что было вытеснено из созна
1 См.: Кравченко C . A ., Мнацаканян M . O ., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы. 2-е изд. М., 1998. С. 138.
ния. «Превращая бессознательное в сознание, - пишет Фромм, - мы тем самым превращаем простое понятие всеоб-щности человека в жизненую реальность такой всеобщности. Это не что иное, как практическая реализации гуманизма»1. Процесс де депрессии - освобождения социально угнетенного сознания - заключается в устранении страха перед осознанием запретного, и развитии способности к критическому мышлению, в гуманизации социальной жизни в целом.
Иную трактовку предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Д ж .К. Хоманс), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы. Концепция С к и н н е р а по сути является биологизаторской, так как в ней полностью сняты различия между поведением человека и животного. Скиннер выделяет три типа поведения: безусловно рефлекторное, условно рефлекторное и оперантное. Если первые два вида реакций вызываются воздействием соответстнующих стимулов, то оперантные реакции, акттивные и произвольные, представляют собой форму адаптации Организма к окр у жающей среде. Организм как бы методом проб и ошибок ищет наиболее приемлемый способ адаптации. В случае удачи находка закрепляется в виде устойчивой реакции. Таким образом, г л авным фактором формирования поведения выступает подкрепление, а научение превращается в «наведение на
ну жн ую реакцию >> .
В концепции Скиннера человек предстает как существо, вся внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства. Изменения подкреплений механически вызывают изменения поведения. Мышление, высшие психические функции человека, культура, мораль, искусство трактуются как сложная система подкреплений, призванных вызывать определенные поведенческие реакции. Отсюда следует вывод о возможности манипулирования гтоведением людей путем тщательно разработанной «технологии поведения». Этот термин Скиннер вводит для обозначения целестаправленного манипуляционного контроля одних групп людей над другими. Такой контроль связан с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления.
Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. Болдуин и Д ж . Хоманс. Концепция Болдуина базируется на понятии подкрепления, заимствованном из психологического бихевиоризма.
Fromm E. Psychoanalysis and Zen Buddism. 1960. Р. 107.
Подкрепление в социальном смысле - это вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. На п ример, для голодного человека пища выступает как подкрепление, но если человек сыт, она подкреплением He является.
Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации (лишения чего-то такого, в чем индивид испытывает постоянную потребность) у данного индивида. Насколько субъект депривирован в каком-либо отношении, настолько его поведение зави си т от данного подкрепления. От депривации He зависят так называемые генерализованные подкрепители (например, деньги), действующие на всех без исключения индивидов в силу того, что концентрируют в себе доступ сразу ко многим видам подкреплений.
Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители - это все, что воспринимается субъектом как вознагра жд ение. Если опыт некоего контакта с окружающей средой принес вознаграждение, велика вероятность того, что субъект будет стремиться повторить этот опыт. Негативные подкрепители - это факторы, определяющие поведение ч ерез отказ от какого-то опыта. Например, если и отказываю себе в каком-то удовольствии и экономлю на этом деньги, а в последствии извлекаю выгоду из такой экономии, то этот опыт может послужить негативным подкрепителем, и я стану так поступать всегда.
Действие наказания противоположно подкреплению. Опыт, в ызывающий желание больше его He повторять, - это и есть н аказание. Наказание также может быть позитивным, осуществляемым с помощью стимула подавления, например удара, или не гативным, которое влияет на поведение через лишение чего-то ценного, например лишение ребенка сладкого за обедом - типичное негативное наказание.
Объяснение формирования оперантных реакций более слож н ое. Однозначность характерна для реакций простейшего уров ня , например ребенок плачет, требуя к себе внимания родителей, п отому что родители всегда подходят к нему в таких случаях. Реакции взрослых He столь однозначны. Так, человек, продающий газеты в вагонах электрички, далеко He в каждом вагоне находит покупателя, но из опыта он знает, что найти покупателя в конечном счете можно, и это заставляет его переходить из вагона в вагон. Такой же вероятностный характер приняло в последнее деситилетие получение заработной платы на некото рых российских предприятиях, однако люди продолжают ходить на работу, надеясь получить заработнные деньги.
В середине ХХ в. Хоманс разработал бихевиористскую концепцию обмена. Полемизируя с представителями многих направлений социологии, Хоманс отстаивал мнение, что социологическое объяснение поведения, как и интерпретация исторических фактов, должно обязательно базироваться на психологическом объяснении. Хоманс мотивирует это тем, что поведение всегда индивидуально, а социология оперирует категориями, прило жи мыми к группам и обществам.
По мнению Хоманса, изучая поведенческие реакции, следует абстрагироваться от того, какова природа вызвавших данные реакции факторов: вызваны ли они воздействием окружающей физической среды или воздействием других людей. Социальное поведение - это всего лишь обмен имеющей какую-то социальную ценность деятельностью между людьми. Хоманс считает, что социальное поведение вполне мо ж ет интерпретироваться с помощью поведенческой парадигмы Скиннера, если дополнить ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях ме x ду людьми. Взаимоотношения индивидов всегда представляют собой взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, короче говоря, взаимным использованием подкреплений.
Теории обмена кратко сформулирована Хомансом в нескольких постулатах: постулат успеха (с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаще всего встречают социальное одобрение); постулат стимула (сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение); постулат ценности (вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат. этого действия); постулат, депривации - пресыщения (чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение); двойной постулат агрессии - одобрения (отсутствие о жи даемого вознаграждения или неожиданное наказание делает l вероятным агрессивное поведение, а нео ж иданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказанин приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и повышает вероятность его воспроизведения).
Ва ж нейшими понятиями теории обмена являются цена и выгода поведения. Под ценой поведения Хоманс понимает то, во что обходится индивиду тот или иной поступок - негативные по следствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, это расплата за прошлое. Выгода в социальном обмене возникает тогда, когда качество и размер вознаграждения превышают цену, в которую обходится данный поступок.
Таким образом, теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск выгоды. Эта концепция выглядит упрощенной, и не удивительно, что она вызвала критику со стороны самых разных социологических направлений. Особенно остро полемизировал с Хомансом Парсонс, отстаивавший принципиальное различие ме ж ду механизмами поведения людей от животных. Парсонс критиковал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на основе психологических механизмов.
Сам Хоманс критически относился к функционализму, считая недостатком концепции Дюркгейма невозможность четкого выяв л ения механизма причинно-следственной связи между индивидуальным уровнем, который Хоманс полагал чисто психологическим, и уровнем социальных фактов. Он настаивал на правомерности объяснения социального поведения на основе индивидуальной п сихологии.
Попытку своеобразного синтеза социального бихевиоризма и социологизма предпринял автор еще одной теории обмена (I . Б л а у. Понимая ограниченность чисто бихевиористской ингерпретации социального поведения, он поставил цель найти с тратегию перехода от уровня психологии к объяснению на этой основе существования социальных структур как несводимой к психологии особой реальности. Концепция Блау представляет с обой обогащенную теорию обмена, в которой вычленяются четыре последовательные стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения.
Блау показывает, что, начиная с уровня ме ж индивидуального обмена, такой обмен He всегда мо ж ет быть равным. В тек случаих, когда индивиды не могут предложить друг другу достаточноно вознаграждения, образующиеся между ними социальные связи тяготеют к распаду и предпринимаются попытки укрепить распа-дающиеся "связи иными способами: через прину ж дение, через поиск другого источника вознаграждения, через подчинение себя партнёру no обмену в порядке генерализованного кредита. Этот п оследний способ состоит в переходе на ступень статусной дифференциации, когда группа лиц, способных дать требуемое возн а граж д ение, в статусном отношении становится более привилегированной по сравнению с другими. В дальнейшем осуществля ются легитимизация и закрепление ситуации и выделение оппо- зиционных групп. Анализируя сложные социальные структуры Блау выходит за рамки парадигмы бихевиоризма. Он утвержда- ет, что сложные структуры общества организуются вокруг соц альных ценностей и норм, которые служат как бы посредующим звеном между индивидами в процессе социального обмена. Бла годаря этому возможен н e только обмен вознаграждениям между индивидами, но и обмен между индивидом и группой В качестве примера Блау рассматривает феномен организованно благотворительности. По его мнению, благотворительность как социальный институт отличает от простой помощи богатого ин дивида бедному то, что организованная благотворительность это социально ориентированное поведение. В его основе лежит стремление богатого индивида соответствовать нормам обеспе ченного класса и разделять его социальные ценности. Через нормы и ценности устанавливается отношение обмена между жертвующим индивидом и социальной группой, которой он при надлежит.
Блау выделяет четыре категории социальных ценностей, на основе которых возможен обмен: партикуляристские ценности объединяющие индивидов на почве межличностных отношений универсалистские ценности, выступающие как бы мерилом их оценки индивидуальных заслуг; легитимный авторитет - систем ценностей, обеспечивающая власть и привилегии какой-то катего рии людей по сравнению со всеми другими; оппозиционные цен ности - представления о необходимости социальных изменений позволяющие оппозиции существовать на уровне социальны фактов, а не только на уровне ме ж личностных отношений индивидуальных оппозиционеров.
Таким образом, теория обмена Блау представляет собой ком промиссное решение, сочетающее элементы теории Хоманса
социологизма в трактовке обмена вознаграждениями.
Подход символического интеракционизма к изучению соци ального поведения представлен ролевой концепцией Д ж. Мида что напоминает о функционалистском подходе. Мид, в отличи
От Р. Линтона и Р. Мертона, рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, взаимодействующих друг с другом свободно принимаемых и проигрываемых ролях, причем ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставит себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.
П. Зингельман попытался осуществить синтез теории обмена и символического интеракционизма, который в отличие от функц и онализма имеет ряд точек пересечения с социальным бихевио ри змом и теориями обмена. Обе эти концепции делают акцент на активном взаимодействии индивидов и рассматривают свой предмет в микросоциологическом ракурсе. Отношения межиндивидуального обмена требуют, согласно Зингельману, умения поста в ить себя в положение другого, чтобы лучше понять его запросы и желания, поэтому есть основания для слияния обоих направле ни й в одно. Однако социальные бихевиористы отнеслись к появлению этой теории критически.
ЗАДАЧИ
1. В чем различие между содержанием понятий «социальное действие» и « соци-альное поведение»?
2. Как вы считаете, правы ли представители социального бихевиоризма в том, что человеческим поведением в обществе можно управлять, или нет? Д олжно ли общество управлять поведением своих членов? Имеет ли оно на это право? Обоснуйте свой ответ.
3. Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к теории обмена.
4. Что такое табу? Является ли табу, скажем, запрет для посторонних входить на территорию воинской части? Обоснуйте ответ.
5. Как вы относитесь к социальным запретам? Д олжны ли быть какие-то запреты в идеальном обществе или их лучше вовсе отменить?
6. Д айте свою оценку тому факту, что в некоторых западных странах легализованы однополые брачные союзы? Является ли это прогрессивным шагом? Аргументируйте свое мнение.
7. Чем, по-вашему, обусловлено агрессивное социальное поведение, например экстремизм разных направлений?
Социальное поведение - это свойство, которое характеризует качество отношений между личностями и поведение одного конкретного субъекта в обществе.
Следует заметить, что данное поведение может быть различным. К примеру, на предприятии работает несколько сотен сотрудников. Некоторые из них работают не покладая рук, некоторые просто занимаются «просиживанием штанов» и получением зарплаты. Остальные же просто приходят туда пообщаться с окружающими. Подобные действия личностей попадают под принципы, которые лежат в основе социального поведения.
Таким образом, все люди в этом задействованы, только ведут они себя по-разному. Исходя из вышесказанного, следует вывод, что социальное поведение - это тот способ, который избирают члены общества для того, чтобы выразить свои желания, способности, возможности и установки.
Для того чтобы понять причину, по которой человек ведет себя подобным образом, необходимо проанализировать факторы, влияющие на это. На структуру социального поведения могут влиять:
- Психологическое и субъекта общественного взаимодействия. Как пример можно использовать описание характерных качеств многих политиков и других Стоит спросить, кто самый эпатажный и эмоционально неуравновешенный политик, и все сразу же вспомнят о Жириновском. А среди скандально первое место занимает Отар Кушанашвили.
- На социальное поведение влияет также личностная заинтересованность в том, что происходит или будет происходить. К примеру, любой из нас активно принимает участие в обсуждение только тех вопросов, которые вызывают повышенный субъективный интерес. В остальном же активность резко снижается.
- Поведение, которое сводится к необходимости адаптироваться к определенным условиям жизни или общения. К примеру, невозможно представить, что в толпе людей, которые прославляют какого-то вождя (Гитлер, Мао Цзедун), найдется кто-то, кто выскажет вслух диаметрально противоположную позицию.
- Также социальное поведение личности обуславливается также ситуативным аспектом. То есть существует ряд факторов, которые необходимо учитывать субъекту при возникновении какой-либо ситуации.
- Также существуют моральные и которыми руководствуется каждый человек по жизни. История предоставляет немало примеров того, когда люди не могли пойти против собственных за что расплачивались собственной жизнью (Джордано Бруно, Коперник).
- Помните о том, что социальное поведение личности во многом зависит от того, насколько он осведомлен о ситуации, владеет ею, знает «правила игры» и может их использовать.
- Поведение может быть основано на цели манипулировать обществом. Для этого может использоваться ложь, обман. Отличным примером тому служат современные политики: проводя предвыборную кампанию, обещают тотальные изменения. А когда они приходят к власти, сказанное выполнять никто не стремится.
Социальное поведение зачастую обуславливается, в большей степени, мотивацией и степенью участия личности в том или ином процессе или действии. К примеру, для многих участие в политической жизни страны - это случайная ситуация, но есть и такие, для которых это - основная работа. Что касается массового социального поведения, то оно может быть продиктовано психолого-социальными особенностями толпы, когда индивидуальная мотивация уничтожается под воздействием так называемого массового инстинкта.
Социальное поведение имеет 4 уровня:
- Реакция человека на те или иные события.
- Поступки, являющиеся привычными и считающиеся частью стандартного поведения.
- Цепь поступков, направленных на достижение социальных целей.
- Воплощение в жизнь стратегически важных целей.