Правила дорожного движения для инвалидов. Инвалиды и ПДД: можно стоять везде
Из этой статьи вы узнаете:
Каким требованиям должен соответствовать автомобиль для инвалидов
В чем преимущества управления автомобилем инвалидами
Какие предусмотрены транспортные льготы инвалидам
Может ли инвалид получить автомобиль бесплатно
Какую модель автомобиля купить для инвалида
Государство предоставляет инвалидам набор социальных льгот и привилегий. Ранее в этот «пакет услуг» обязательно входило обеспечение инвалидов личными автомобилями, отвечающими всем необходимым техническим требованиям. Например, автомобиль для инвалидов непременно должен иметь ручное управление.
Каким требованиям должен соответствовать автомобиль для инвалидов
Автомобиль, за рулем которого находится инвалид, должен быть оборудован в соответствии с требованиями ПДД («Правила дорожного движения»). Правилами регламентированы также права инвалидов на автомобиле во время их движения по трассам. Отдельные параграфы посвящены правилам передвижения инвалидов-пешеходов в колясках без двигателя.
Люди, страдающие конкретными заболеваниями и прошедшие специальную медико-социальную экспертизу (присвоение инвалидности), признаются инвалидами. Человек не считается таковым до принятия окончательного решения МСЭ.
Инвалид прикрепляет знак «Инвалид» на автомобиль, чтобы получать неоспоримые преимущества на трассах. Это специальный символ в желтом квадрате 150 на 150 мм. Установка знака «Инвалид» на автомобиль относится к правам водителя, а не к его обязанностям. Вывешивается предупредительный знак впереди и сзади машины, перевозящей инвалидов и детей-инвалидов, или если за рулем инвалид 1 и 2 групп.
Законодательство не предусматривает какие-либо особые требования к правилам перевозки инвалидов - достаточно соблюдать предписания глав 5 и 22 ПДД. То же самое относится к транспортировке детей-инвалидов. Здесь действуют указания по перевозке детей в легковых автомобилях. И все-таки, следует учитывать медицинские показания (например, ребенок с заболеванием ДЦП не может сидеть). В таких случаях водитель предъявляет инспектору ГИБДД медицинские документы, оправдывающие «отклонения от правил».
Помимо установки предупреждающего знака «Инвалид», Правилами предписываются дополнительные требования к «оснащению» автомобиля для инвалидов. У водителя всегда должны быть при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, действующий полис ОСАГО, аптечка и огнетушитель. По первому требованию инспектора ГИБДД, инвалид обязан предъявить ему документ, подтверждающий наличие инвалидности.
«Кодексом РФ об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за незаконное использование знака «Инвалид» (часть 4.1 статьи 12.5 «Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен знак «Инвалид»). К нарушителям применяется довольно серьезная санкция - знак конфискуется и налагается штраф 5000 рублей.
На практике зачастую формулировка статьи вызывает неоднозначную трактовку. Например, знак установили на автомобиле, предназначенном для перевозки инвалида. Но во время остановки машины инспектором ГИБДД инвалида в ней не оказалось (ни водителя, ни пассажира). Убедившись в отсутствии документов, инспектор имеет право составить протокол (часть 4.1. статьи 12.5. «Кодекса РФ об административных правонарушениях»). Причем даже в тех случаях, когда автомобиль для инвалидов не пользовался законными преимуществами движения на трассе. Вынесенное постановление (при наличии весомых доказательств) можно обжаловать в судебных инстанциях. Решение суда будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.
Преимущества управления автомобилем инвалидами
Правилами дорожного движения предусмотрено, что на личные автомобили инвалидов 2 группы или перевозящие инвалидов и детей-инвалидов, не действуют ограничения следующих дорожных знаков:
3.2. Движение запрещено.
3.3. Движение механических средств запрещено.
3.38. Стоянка запрещена.
3.29. Стоянка запрещена по нечетным числам месяца.
3.30. Стоянка запрещена по четным числам месяца.
Значит, автомобиль для инвалидов не подвергнется принудительной эвакуации за игнорирование этих дорожных знаков.
Сейчас практически на всех стоянках имеются специально отведенные места парковки автомобилей для инвалидов. Парковаться на них можете только в автомобиле со знаком «Инвалид», в противном случае рискуете «схлопотать» штраф.
Водитель-инвалид или перевозящий инвалидов, может пользоваться привилегиями на дорогах только при установленном знаке «Инвалид» и наличии документов, подтверждающих инвалидность.
Транспортные льготы инвалидам на автомобиль
Ежегодно налоговыми органами взимается транспортный налог (ТН) на машину, зарегистрированную на имя налогоплательщика. Общие правила его взыскания регламентируются Налоговым кодексом РФ (раздел 9, глава 28). Законом предусмотрена возможность частичного или полного освобождения от уплаты, если местные власти примут соответствующее решение. К примеру, может быть отменен или сокращен налог на автомобиль для инвалидов.
Для автовладельцев-инвалидов «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» «по городам и весям», и зачастую - единственное. Именно этим обстоятельством вызван особый «режим» взимания с них транспортного налога. Ни для кого не секрет, что сейчас в общественном транспорте нет нормальных условий для перевозки инвалидов. Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение людей с инвалидностью от уплаты ТН, при этом должно быть соблюдено одно из двух следующих условий:
управление специально оснащенным автомобилем для инвалидов;
автомобиль приобретен при помощи органов социального обеспечения, и его мощность не превышает 100 лошадиных сил.
Существует ошибочное мнение, что если обычную машину самостоятельно переоснастить в автомобиль для инвалидов, то налог не будет взиматься. В действительности на «переделанный» автомобиль ТН начисляется по общим правилам. Соответствие «нового» механизма установленным стандартам должно быть подтверждено официальной записью в его паспорте.
Водителям-инвалидам, имеющим право на автомобиль, органы социального обеспечения предоставляют его или выдают денежные средства на покупку машины, и впоследствии освобождают от транспортного налога. Такими льготами могут пользоваться инвалиды ВОВ, участники боевых действий в горячих точках, и пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС.
Возраст инвалида в таких случаях не имеет значения - на получение автомобиля или денежной компенсации может претендовать даже ребенок-инвалид.
К детям-инвалидам относятся лица в возрасте до 18 лет, имеющие стойкие расстройства здоровья, мешающие полноценной жизни. Их родители освобождаются от уплаты налога на автомобиль для инвалида. Все категории граждан, имеющих право на получение льгот, перечислены в отдельной статье Налогового кодекса.
Для инвалидов могут быть также установлены региональные льготы по оплате транспортного налога в каждом конкретном районе проживания. Местные власти решают, инвалиды каких именно групп освобождаются от уплаты налога. Право на получение льгот имеют все инвалиды без исключения, однако в некоторых регионах бывают «перегибы на местах». Например, в Москве от взимания ТН освобождены инвалиды 1 и 2 групп, участники ВОВ, боевых операций в горячих точках и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
В Московской области вышеперечисленные категории и дети-инвалиды освобождены от уплаты транспортного налога при условии управления автомобилем для инвалидов мощностью не более 150 л. с. или мотороллером (мотоциклом) - до 50 л. с. Инвалиды 3 группы оплачивают половину суммы ТН.
Инвалиды всех трех групп инвалидности в Санкт-Петербурге, участники боевых действий в ВОВ и горячих точках освобождены от транспортного налога, если управляют автомобилем мощностью менее 150 л. с. или выпущенным более пятнадцати лет назад. Причем инвалид, имеющий третью группу инвалидности, должен был встать на учет до 1 января 2010 года.
В Ленинградской области льгота по оплате налога на автомобиль предоставляется только владельцам машин, произведенным в СССР и общественным организациям инвалидов. Самих инвалидов здесь «обошли стороной» - ни для одной из категорий не предусмотрены никакие привилегии.
В Севастополе от внесения транспортного налога освобождены инвалиды ВОВ, 1 и 2 групп, инвалиды детства и лица, имеющие ограничения по труду 2 и 3 группы. Главное условие, чтобы мощность их автомобиля не превышала 100 л. с.
В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты решения о предоставлении инвалидам льготы по оплате транспортного налога. Исключениями стали - Ленинградская и Омская области.
Как инвалиду получить автомобиль
По статистике, миллион граждан России - инвалиды, имеющие право на автомобиль и нуждающиеся в нем, не могут его получить по одной «простой» причине - в РФ нет государственной программы по обеспечению инвалидов собственными машинами. Вот так. Но это не единственная «головная боль» людей с ограниченными физическими возможностями. Им приходится подолгу добиваться компенсации за бензин и запчасти, оплачивать переоснащение обыкновенной машины в автомобиль для инвалидов, они не могут учиться вождению, потому что катастрофически не хватает специализированных автошкол. В дополнение ко всем этим неприятностям они часто «наталкиваются» на неуважительное отношение «обычных» участников дорожного движения.
«Закон о монетизации льгот», принятый в 2005 году, переложил «на плечи» регионов задачу обеспечения инвалидов личными машинами. И тогда большинство из них решили, что автомобиль для инвалидов - это роскошь, а не средство передвижения.
Местные власти большинства областей РФ предлагают инвалидам пользоваться услугами «социального такси», условия перевозки на которых и размер компенсации зависят от территории обслуживания и зачастую оставляют желать лучшего.
Людям, стоявшим в очереди на автомобиль до 2005 года, государство выдало денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей. Люди, ставшие инвалидами из-за травмы на производстве, имеют право на получение машины и решается этот вопрос за счет предприятия или Фонда социального страхования. Чаще всего инвалиды покупают машины по цене до 220 тыс. рублей (самые дешевые модели «Жигулей» или «малогабаритную» «Оку»).
После покупки обращаются в ГИБДД за информацией об автосервисах, устанавливающих ручное управление на автомобиль для инвалидов (если этого не сделал завод-изготовитель). Ручной привод обходится примерно в десять тысяч рублей. Потом отправляются снова в ГИБДД за сертификатом, подтверждающим безопасность получившейся «конструкции» для водителя и окружающих людей.
Сейчас законодательством предпринимаются попытки «реанимировать» социальную помощь людям с ограниченными физическими возможностями. В первых числах мая 2016 года депутат от КПРФ Смолин О. Н. предложил на рассмотрение Госдумы законопроект № 1060852-6, предусматривающий внесение следующих поправок в Федеральный закон «О ветеранах»:
Вернуть право выдачи автомобилей для инвалидов.
Финансировать программу за счет федерального бюджета.
Реализовать право инвалида на автомобиль путем получения именного сертификата на сумму 700 тысяч рублей.
Стоимость сертификата была «ориентирована» на цены 2017 года, подлежала ежегодной индексации и не облагалась налогом. Полагалась денежная компенсация не всем лицам с ограниченными физическими возможностями, а только инвалидам войны.
Законопроектом также рассматривалась возможность предоставления отдельных выплат, направленных:
на ремонт автомобиля и его техническое обслуживание;
на покупку топлива и смазочных материалов.
Этот законопроект в конце апреля 2016 года был отклонен Постановлением Правительства г. Москвы № 2788п-П12. Причина - невозможность изъятия средств за счет программы, созданной для других целей.
Какой купить автомобиль инвалиду: ТОП-3 подходящих моделей
К устройству и дизайну автомобиля для инвалидов предъявляются определенные требования. Прежде всего, он должен быть удобным, чтобы инвалид мог легко самостоятельно сесть и убрать инвалидное кресло, затратив при этом минимум физических усилий.
С каждым годом модельный ряд растет, и все больше появляется машин, «пригодных» для инвалидов.
Начнем с автомобиля .
Удобство этого автомобиля для инвалидов в том, что задние двери «откатываются», это дает возможность легко сложить одну из секций задних сидений и загрузить на них инвалидное кресло, выгрузка которого также не составит особого труда. Не требуется разбирать кресло-коляску, наилучший вариант - коляска со складной рамой (крестовиной). Посадка у машины невысокая, примерно на «колясочном» уровне, поэтому, пересаживаясь в него, инвалиду не придется затрачивать много физических усилий. Несомненный «плюс» модели: довольно вместительный салон - при сложенной коляске помещаются еще трое пассажиров. Топливная экономичность автомобиля также является его бесспорным достоинством.
Следующая модель
Очень удобный автомобиль для инвалидов, передвигающихся на инвалидном кресле - Honda Element. Эта машина класса «кроссовер» имеет оригинальный дизайн - ее задние двери открываются не влево, как у всех автомобилей, а вправо. Благодаря этому отличию, люди с ограниченными физическими возможностями могут самостоятельно и без особых усилий складывать задние сиденья и размещать на них кресло-качалку.
Еще одна удобная модель -
Семиместный пятидверный минивэн (в переводе с английского - «небольшой фургон»). Модель имеет отличительную особенность: задние двери «откатываются», что превращает ее в очень удобный автомобиль для инвалидов. Довольно вместительный салон - еще одно неоспоримое достоинство машины.
Положен ли инвалиду автомобиль по льготам? И какова процедура его получения?
За последние годы законодательные меры социальной поддержки инвалидов, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, претерпели существенные изменения. В рамках обеспечения инвалидов льготными автомобилями государством было принято множество постановлений и законов, которые впоследствии нормативными актами были отменены.
КАК ЭТО БЫЛО И КОГДА ОТМЕНИЛИ:
Льготы в области транспортных средств инвалидам
, имеющим соответствующие медицинские показания (заключение бюро МСЭ), предоставлялись до 2005 года
в виде:
Обеспечения их специальными автомототранспортными средствами;
- возмещения расходов на капитальный ремонт специальных транспортных средств (кроме автомобилей);
- получения специальных кресел-велоколясок;
- компенсации на горючее;
- ремонт и техническое обслуживание специальных транспортных средств.
Эти гарантии были закреплены в следующих документах:
- Постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1983 года "Об обеспечении транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 февраля 1993 года № 156 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами";
- Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 года № 356 "О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах (с изменениями на 26 июня 1995 года).
Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" было принято решение о предоставлении инвалидам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, вместо автомобиля марки "Запорожец" (в связи с прекращением его выпуска) автомобилей марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет. Органы исполнительной власти регионов получили право осуществлять предоставление инвалидам автомобилей других марок исходя из своих финансовых возможностей, состояния дорожно-транспортных коммуникаций, наличия сети технического обслуживания автомобилей.
Автомобиль "Запорожец" или "Ока" выдавались на семь лет без права капитального ремонта. По истечении этого времени автомобиль должен был быть заменен. Капитальный ремонт мотоколяски производился один раз в пять лет по фактической стоимости, но не более 50% стоимости мотоколяски на момент ремонта инвалидам общего заболевания и других причин, а также инвалидам детства на условиях, определенных Постановлением Правительства РФ N 156 от 22.02.93 г. "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами".
Автомобили "Таврия" или "Ока" с ручным управлением и мотоколяски предоставлялись бесплатно лишь нуждающимся в них инвалидам ВОВ, инвалидам, приравненным к ним, а также другим инвалидам из числа военнослужащих при наличии медицинских показаний .
Автомобили (мотоколяски), ранее полученные инвалидами бесплатно, подлежали возврату органам социального обеспечения, а приобретенные за плату (в том числе со скидкой к их стоимости) возврату органам социальной защиты населения не подлежали. После смерти инвалида полученный им бесплатно автомобиль (мотоколяска) возвращался органам социальной защиты населения. Автомобиль (мотоколяска), приобретенная инвалидом за плату (в том числе со скидкой к ее стоимости), наследовалась в установленном законом порядке.
Инструкция о порядке выдачи, замены и продажи автомобилей с ручным управлением (утратила силу лишь в 2008 году) определяла, что инвалиду выдается автомобиль с ручным управлением.
Постановление Правительства РФ от 28.05.92 г. № 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах», которое гарантировало обеспечение всех инвалидов специальными транспортными средствами при условии, что у них имеются медицинские показания на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствуют противопоказания, которые могли бы препятствовать допуску к управлению ими, с 03.02.2008 г. утратило силу на основании постановления Правительства РФ от 19.01.2008 № 15 "О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами", равно как и другие основополагающие нормативные акты по порядку обеспечения инвалидов транспортными средствами.
С 1 января 2005 года
в Российской Федерации
осуществлен переход к новому правовому регулированию обеспечения социальной поддержки отдельных категорий населения, в том числе и по обеспечению транспортными средствами. Федеральный Закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2005 г.,
отменил:
- Бесплатное получение инвалидами транспортных средств в качестве средства реабилитации;
- Выплату вместо автомобиля денежной компенсации;
- Замену автомобилей для тех, кто получил их ранее;
- Денежную компенсацию за бензин, запчасти, ремонт, техобслуживание выданных бесплатно транспортных средств.
То есть все ранее действовавшие законы, касающиеся обеспечения инвалидов транспортными средствами, утратили силу.
В целях реализации норм Федерального закона № 122-ФЗ в части обеспечения отдельных категорий граждан транспортными средствами Правительством Российской Федерации принято постановление от 6 сентября 2007 года № 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счет федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».
6 мая 2009 года, в преддверии празднования Дня победы, а также в целях выполнения длящихся обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации инвалидами, которые на 1 января 2005 года состояли на учете (очереди) в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, вышел Указ Президента Российской Федерации N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов". В соответствии с данным Указом Правительством РФ было принято Постановление от 12 сентября 2008 г. N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями".
По словам министра здравоохранения и социального развития РФ, коим на тот момент являлась Татьяна Голикова, на эти цели из федерального бюджета планировалось дополнительно выделить более 4 млрд. рублей.
По информации Минздравсоцразвития России, большинство инвалидов Великой Отечественной Войны, которым, к слову сказать, почти всем на тот момент уже было за 80 лет, предпочитали получить денежную компенсацию вместо машины.
Данный документ предусматривал следующий порядок обеспечения легковыми автомобилями и выплаты компенсации:
Легковые автомобили предоставлялись:
- в 2008 году - инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- в 2009 году - гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидам из числа реабилитированных лиц.
Компенсация выплачивалась:
- в 2008 году - инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля;
- в 2009 году - гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, и инвалидам из числа реабилитированных лиц, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля, а также инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам.
Для получения автомобиля инвалид (лицо, представляющее его интересы) должен был подать в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту своего жительства соответствующее заявление и документ, удостоверяющий личность; для получения компенсации инвалид (лицо, представляющее его интересы) должен был подать в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту своего жительства соответствующее заявление (с указанием почтового адреса инвалида или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) и документ, удостоверяющий личность. Принятие решения о предоставлении автомобиля либо о назначении данной компенсации и ее выплате инвалидам осуществлялись органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. В своей деятельности органы социальной защиты населения руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированными в установленном порядке, а также решениями судебных органов, вынесенными в их адрес.
На основании Постановления Правительства РФ от 12 июля 2010 г. N 508 "О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей" легковые автомобили предоставляются инвалидам в собственность. Действовавший ранее закон о замене транспорта на новый после истечения 7 лет его эксплуатации отменен.
Согласно данному постановлению № 508 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 13 декабря 2010 года №
1101н/849 утвержден порядок оформления в собственность автомобилей, ранее выданных инвалидам за счет средств федерального бюджета.
Размер компенсации составил 100 тысяч рублей.
Инвалиды, получившие компенсацию, снимаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами.
Постановление Правительства № 670 от 12 сентября 2008 г. содержит положение о признании утратившим силу ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".
Нормы законов, предусматривавшие обеспечение инвалидов транспортными средствами при наличии у них соответствующих медицинских показаний, а также бесплатную замену транспортного средства также утратили силу, в
связи с чем правовые основания для бесплатной замены транспортного средства по истечении срока его эксплуатации, к сожалению, отсутствуют. Данный закон действует в отношении инвалидов всех групп и категорий.
Те, кто не стоял в очереди на получение автомашины до 1 января 2005 года, получить её не смогут. Инвалидам по общему заболеванию, трудовому увечью, инвалидам с детства и детям-инвалидам положена лишь денежная компенсация - 100 тысяч рублей.
На сегодняшний день считается, что существовавшая на 1 января 2005 года очередь инвалидов на получение бесплатного автотранспорта исчерпана.
Из отчёта Счётной палаты Российской Федерации № 11 (155) от 2010 г. "О результатах контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных для предоставления инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации в 2008-2009 годах":
Общая численность отдельных категорий граждан (с учетом судебных решений), которым должны были предоставить транспортные средства или выплатить единовременную денежную компенсацию, составила в проверяемом периоде 91 491 человек, из них 62 215 человек (68,0 %) - получатели единовременной денежной компенсации.
Общий объем средств, выделенных из федерального бюджета на выполнение расходных обязательств государства перед льготными категориями граждан по обеспечению их транспортными средствами и выплате единовременной денежной компенсации в 2008-2009 годах, составил 11 149 993,4 тыс. рублей:
- на приобретение транспортных средств - 4 834 326,7 тыс. рублей;
- на выплату единовременной компенсации - 6 315 666,7 тыс. рублей, в том числе:
- в 2008 году - 6 302 393,4 тыс. рублей (на приобретение транспортных средств - 4 734 850,0 тыс. рублей, на выплату единовременной компенсации - 1 567 543,4 тыс. рублей);
- в 2009 году - 4 847 600,0 тыс. рублей (на приобретение транспортных средств - 99 476,7 тыс. рублей, на выплату единовременной компенсации - 4 748 123,3 тыс. рублей).
В проверяемом периоде расходы федерального бюджета на предоставление инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации составили 11 046 659,2 тыс. рублей, или 99,1% от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 4 825 751,7 тыс. рублей, или 99,8 % от утвержденных бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 6 220 907,5 тыс. рублей, или 98,5 % от утвержденных бюджетных назначений.
Этот же отчёт содержит следующий вывод:
Обеспечение автомобильным транспортом инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, завершено в 2008 году. Обеспечение автотранспортом других категорий инвалидов осуществлено в 2009 году.
В 2008-2009 годах Минздравсоцразвития России перечислено органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации 6 220 907,5 тыс. рублей (с учетом оплаты банковских услуг и услуг почтовой связи, а также возвратов неиспользованных остатков средств федерального бюджета субъектами Российской Федерации по 923 получателям компенсации) на выплату единовременной денежной компенсации 61 292 инвалидам, в том числе: в 2008 году - 15 443 гражданам на 1 567 464,5 тыс. рублей; в 2009 году - 45 849 гражданам на 4 653 443,0 тыс. рублей. В 2008-2009 годах инвалидам предоставлено 29 276 автомобилей на общую сумму 4 825 751,7 тыс. рублей.
В 2008 году расходы федерального бюджета на предоставление инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации составили 6 297 101,4 тыс. рублей, или 99,9% от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 4 729 636,9 тыс. рублей, или 99,9 % от утвержденных бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 1 567 464,5 тыс. рублей, или 99,9 % от утвержденных бюджетных назначений.
В 2009 году указанные расходы составили 4 749 557,8 тыс. рублей, или 97,9 % от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 96 114,8 тыс. рублей, или 96,6% от утвержденных
бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 4 653 443,0 тыс. рублей, или 98,0 % от утвержденных бюджетных назначений.
Из отчёта следует, что обязательства по выдаче легкового автомобиля или единовременной денежной компенсацией в размере 100 тыс. рублей взамен автомобиля в соответствии с Указом государством в 2008-2009 годах выполнены.
В настоящее время обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 11.1. главы 3 данного закона определяет перечень технических средств реабилитации инвалидов. Спецавтотранспорт в этот перечень не входит.
Вывод: на сегодняшний день обеспечение инвалидов транспортными средствами законодательно не предусмотрено.
Несколько лет назад инвалидам было предоставлено право на бесплатное получение автомобиля в личное пользование. Сегодня закон видоизменен и люди с ограниченными возможностями получили возможность оформить новый социальный пакет. Как инвалиду 2 группы получить автомобиль бесплатно? Данный вопрос периодически рассматривается законодательными органами.
До 2005 года
Право на бесплатный автомобиль инвалидам было утверждено Федеральным законом от 14 марта 1995 года "О ветеранах". По его условиям встать в очередь за машиной марки "Таврия" или "Ока" можно было до 2005 года. Именно в этот период времени выдача и была остановлена. После прекращения оформления бесплатных авто тем, кто не воспользовался правом, полагалась денежная компенсация.
Закон, подписанный 22 августа 2004 года отменил право как на получение льготной машины инвалидам с детства и ветеранам, так и на его обслуживание и замену, а также на возможности денежной компенсации.
С 2007 по 2009 годы
В 2007 году было подписано новое постановление, при котором Правительство обязывалось обеспечить лиц, вставших на учет до 2005 года, транспортным средством. С 2008 по 2009 год легковые авто оформлялись бесплатно. При этом выдавались и мотоциклы с колясками и ручным управлением инвалидам боевых действий, а также бывшим заключенным концентрационных лагерей. Решался вопрос и о том, положено ли детям-инвалидам автомобиль.
В 2016 году попытка возобновить выдачу бесплатного транспорта людям с ограниченными возможностями была предпринята. Согласно внесенному законопроекту авто, а также компенсацию горюче-смазочных материалов и ремонт должны финансироваться федеральными средствами. Однако проект был отклонен ввиду отсутствия необходимых денежных сумм на его реализацию.
В настоящее время
Как получить машину инвалиду 1 группы в настоящий момент? Сегодня программа по бесплатному предоставлению автотранспорта для инвалидов не реализуется. Не предоставляются автомобили от государства инвалидам боевых действий, ветеранам и другим категориям граждан. Однако люди с ограниченными возможностями сегодня в праве воспользоваться льготами и услугами социального такси. Размер скидки, а также условия ее предоставления определяются в разных регионах по-своему. При этом расходы на реализацию программы компенсируются региональными бюджетами.
Условия предоставления льготы в Москве:
Таким образом, гражданину будет предоставлено право на пользование услугами в городе и вне его территории. Вопрос о том, как инвалиду 3 группы получить автомобиль, до сих пор не закрыт и периодически встает в связи с проблематикой сегодняшнего населения России.
Заключение
К сожалению, сегодня получить автомобиль семье с ребенком-инвалидом бесплатно практически не возможно. Нет возможностей на подобные льготы и людей с ограниченными возможностями, поскольку программа, обеспечивающая соответствующие права, закончила свое действие. Однако государство предоставляет скидки на использование социального общественного транспорта. Оформить их достаточно просто при наличии соответствующего пакета документов.
03.11.2019
Изменения в правилах
На дорогах часто можно встретить машины с наклейками на стеклах. Встречаются стикеры, копирующие дорожный знак Инвалид. ПДД разрешали водителям с наклейкой «Колясочник» льготные условия парковки и проезда по участкам, отмеченных запрещенными знаками. Некоторые водители начали незаконно пользоваться льготными правами, предоставленными только для инвалидов. При проверке такого «умельца» сотрудники полиции обнаруживали, что он вполне здоров и заехал под запрещающий знак, надеясь на несовершенство правил движения.
До 2016 года автовладельцы могли не предъявлять инспектору ДПС медицинскую справку, подтверждающую инвалидность.
Теперь инспектор, останавливая машину, на которой есть таблички «За рулем инвалид», имеет право и даже обязан потребовать свидетельство об инвалидности. Если документ не предъявлен, определяется степень нарушения и назначаются штрафы.
Стикер на машине
Обязательность установки на автомобиле таблички «Инвалид» в 2016 году регламентируется постановлением правительства №1990 (Основные положения по допуску к эксплуатации ТС). Постановление определяет условия перевозки в автомобилях инвалидов групп 1 и 2, взрослых и детей. Документ распространяет свое действие и на водителей-инвалидов, которые самостоятельно управляют автомобилями.
ПДД предусматривает два вида табличек желтого цвета:
С 4 апреля 2017 за отсутствие опознавательного знака «Глухой водитель» предполагается штраф в размере 500 руб.
Специальных знаков для детей-инвалидов нет. Если перевозится ребенок-инвалид, рекомендуют дополнительно установить стикер «В машине ребенок».
Опознавательные знаки размещаются на переднем и заднем стекле машины. Устанавливаются они стационарно, пока за рулем находится сам инвалид. Временно, пока здоровый водитель перевозит инвалида. В нашей стране ГИБДД эти знаки не выдает. Стикер с изображением «колясочника» можно купить в магазинах. Стоит он совсем не дорого, не дороже 100 руб. Купив такую наклейку, можно самостоятельно изготовить съемный опознавательный знак «колясочник».
Свидетельства инвалидности
В ПДД нет точного определения для документа, который водитель должен представить инспектору ДПС. Есть в пункте 2.1.1 раздела «Общие обязанности водителя» запись:
- инспектор имеет право требовать медицинское подтверждение инвалидности, если на автомобиле размещена наклейка «Инвалид»;
- документ, подтверждающий наличие инвалидности, должен быть у водителя-инвалида;
- документ, подтверждающий наличие инвалидности, должен быть у пассажира-инвалида, если его перевозит здоровый водитель.
Если возникли сомнения в подлинности предъявленных документов, тогда вступает в действие статья 13 Федерального закона №3 (права полиции):
- пункт 2 разрешает проверять представленные документы, если имеются данные о совершении преступления (имеется в виду незаконное их использование);
- пункт 4 дает право сотруднику полиции запрашивать необходимую информацию из медицинских учреждений.
В современных водительских удостоверениях нет специальной отметки, устанавливающий группу инвалидности. В некоторых регионах департаментам транспорта разрешено выдавать справку на специальном бланке, она позволяет бесплатно парковаться на платных парковках. Так сделали в Москве.
Пока главным подтверждением льгот является пенсионное удостоверение, в котором проставлена отметка, определяющая группу инвалидности, по которой назначена пенсия. Инспектора устроит также справка, выданная после проведения федеральной медико-социальной экспертизы. Условия и порядок проведения медицинского освидетельствования на право получения инвалидности по группам 1 и 2 определены в постановлении правительства РФ №95 (редакция 2015 года).
Действие запрещающих знаков
На автомобиле установлены таблички «За рулем инвалид», тогда ПДД разрешает не выполнять требования некоторых запрещающих знаков. К ним относятся видимые инвалидами знаки, установленные на городских магистралях:
- 2 движение запрещено;
- 3 движение ТС механических запрещено;
- 28 стоянка запрещена;
- 29/3.30 стоянка запрещена по нечетным/четным числам.
При проезде по дороге, оборудованной остальными дорожными знаками, их требования надо неукоснительно соблюдать, иначе последует нарушение ПДД, за которое можно заработать административное наказание и штраф.
Надо также иметь в виду, что информационный знак 6.4 (место для стоянки) с дополнительной табличкой 8.17 разрешает стоянку только инвалидам.
Дополнительная информация
ПДД определяет две специальные таблички, определяющие льготный проезд в зоне тех знаков, под которыми установлены. Они относятся к разряду знаков дополнительной информации для самих инвалидов и для остальных участников дорожного движения.
Табличка 8.17 «Инвалиды», устанавливается под знаком 6.4 (парковка разрешена). Их совместное использование обозначает: парковка только инвалидам. Поэтому парковаться на этом месте запрещено любым другим ТС.
Табличка 8.18 «Кроме инвалидов», разрешает изменять правила действия 5-ти запрещающих знаков 3.2, 3.3, 3.28, 3.29, 3.30. Например дорожный знак 3.3 запрещает движение механическим транспортным средствам. Но если под ним размещена табличка 8.18, тогда инвалид может проехать под запрещающий знак и это не будет считаться нарушением. Это правило распространяется и на условия стоянки 3.28-3.29.
Парковка
Практически во всех регионах страны на каждой автостоянке должно быть отведено не меньше десяти процентов мест для инвалидов. Льготные места должны быть отмечены специальными знаками или горизонтальной разметкой, нанесенной на дорогу в виде символа «Колясочник». Вокруг супермаркетов, больниц и других социально значимых учреждений они бесплатные.
Если на автомобиле табличка «Инвалид за рулем», тогда за платную парковку можно не платить, но только когда есть свободные места. Все места заняты, тогда платить надо или нужно ждать пока льготное место освободится. Но водители должны иметь ввиду, что возможно придется предъявить документы, подтверждающие статус инвалида.
Мошеннические уловки бесплатно парковаться теперь не проходят. На некоторых стоянках установлены автоматические устройства контролирующие правильность оплаты. Работник автостоянки может попросить назвать номер удостоверения, разрешающего бесплатную парковку. Просьба не выполнена - для проверки документов могут вызвать инспектора полиции.
Дорожные видео-камеры
ПДД разрешает льготный проезд под запрещающий дорожный знак. Но видео-камера наклейки и стикеры на автомобиле не увидит. Она автоматически зафиксирует нарушение, затем будет выслана квитанция на оплату.
Ситуация неприятная, но вполне поправимая. Надо поехать по адресу, указанному в квитанции, предъявить медицинскую справку или свидетельство, тогда штраф аннулируют. Все остальные нарушения ПДД, зафиксированные видео-камерой или сотрудником полиции, оплатить надо в обязательном порядке, как и обычному водителю, не имеющему право на льготы.
Знак забыли снять
Водитель перевозил инвалида 1 или 2 группы, а потом забыл снять знак - КоАП посчитает, что льготная табличка установлена на автомобиле незаконно, надо назначить денежное наказание в размере 5 тысяч рублей по статье 12.5. Если машина с не снятым знаком поставлена на парковочное место под знак 8.18, тогда тоже штраф 5 тысяч. Пункт 4.1 этой же статьи 12.5 предусматривает и возможность конфискации автомобиля (это точная формулировка закона). Скорее всего под этим наказанием подразумевается отправка на штраф-стоянку.
ПДД будут дорабатывать
Современный вариант ПДД не устраивает не только инвалидов, но и самих сотрудников полиции. Есть вполне оправданные замечания, которые, скорее всего, в ближайшем будущем будут устранены.
Водителей не устраивает знак «Кроме инвалидов». Символ «Колясочник» перечеркнут красной чертой разрешает проезд, хотя дорожный знак с красной чертой означает запрещающее действие. Многие сотрудники полиции считают - для инвалидов знаки, с изображением «Колясочник» должны выдаваться в ГИБДД, тогда нарушителей будет меньше. С ними полностью согласны и законопослушные водители. В некоторых зарубежных странах такие опознавательные знаки выдает министерство транспорта.
В феврале 2016 года было официально опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства РФ № 23 от 21 января 2016 года «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Этот документ радикально изменил порядок парковки инвалидов и лиц, осуществляющих перевозку инвалидов. Отныне им необходимо иметь на своем транспортном средстве не только специальный знак, но и документ, подтверждающий инвалидность.
Как было раньше
До недавнего времени в нормативных документах имелись определенные упущения, позволявшие недобросовестным водителям пользоваться не предназначенными для них льготами. В ПДД, в частности, говорилось, что при наличии таблички 8.17 действие знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид». Другими словами, установив такой знак, водитель мог парковаться в местах, предназначенных для инвалидов. Независимо от того, является ли водитель инвалидом или нет!
Без знака «Инвалид» право на льготную парковку не возникало, хотя для движения такой знак не был обязательным. В «Основных положениях по допуску ТС…» было сказано, что по желанию водителя на ТС может быть установлен опознавательный знак «Инвалид» «в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов».
В этом тексте нет упоминания о том, что установка знака «Инвалид» разрешается только водителям-инвалидам. Этот знак можно было устанавливать на любой машине, в которой «перевозят инвалидов» – систематически или эпизодически. И не было ни слова о справке об инвалидности.
В то же время каждого, кто остановился на парковке, предназначенной для инвалидов, инспектор ДПС мог наказать независимо от того, есть ли у водителя справка об инвалидности или нет. Хотя вот парадокс: по закону инспектор даже не имел права требовать у водителя эту справку.
Список предъявляемых документов, которые водитель должен иметь при себе (п. 2.1.1 ПДД) не включал такую справку. А штраф за парковку на месте инвалида до 2011 года равнялся всего 200 рублям. Понятно, что такая сумма не могла остановить мошенников, поэтому список документов расширили, включив в него справку об инвалидности, а административное взыскание увеличили в разы.
Новые правила парковки для инвалидов
Итак, теперь, согласно п. 2.1 ПДД, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».
То есть воспользоваться дополнительными «льготами» при постановке автомобиля на стоянку и проезд под знаки 3.2 «Движение запрещено» и 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено» с февраля 2016 года можно только в том случае, если на автомобиле установлен опознавательный знак "Инвалид".
Если автомобиль используется несколькими водителями, и не все из них инвалиды, нужно приобрести быстросъемный опознавательный знак, например – на присосках. И не стоит забывать, что в соответствии с ПДД, льготы распространяются только на инвалидов I и II групп, а также для любой группы при перевозке детей-инвалидов.
Конечно, физически здоровый, но нечестный водитель и сейчас может спокойно приобрести знак «Инвалид» и установить его на своем автомобиле. Но спокойно останавливаться на инвалидных парковках он уже не сможет. Во всяком случае, в теории. Инспектор ГИБДД вправе потребовать, чтобы водитель предъявил справку об инвалидности, не обязательно свою. Если таковая имеется, то штраф водителю не выписывается.
А как на практике?
Правда, возникли вопросы, ответы на которые может дать только правоприменительная практика. Если на автомобиле действительно перевозят инвалида, то может ли водитель оставить авто на парковке, обозначенной знаком 6.4 с табличкой 8.17. Похоже, что тут возможны варианты. Ведь даже если водитель по праву занимает парковочное место для инвалидов, то ему теперь необходимо всегда иметь при себе удостоверение либо медицинскую справку, поскольку наклеенный на стекло предупреждающий знак «Инвалид» не является доказательством права на парковку.
Привезли, скажем, инвалида в поликлинику, где ему, возможно, придется предъявлять врачам свое удостоверение или справку. Если водитель остался в машине, то у него нет документа, подтверждающего право на парковку. Поэтому лучше покинуть автомобиль и вернуться за руль только вместе с инвалидом. А если инвалиду не нужна справка, например, в торговом центре? Вправе ли он передать документ водителю? И не возникнут ли у инспектора сомнения, что на машине действительно возят инвалида, а не только его бумаги?
Это, пожалуй, практически неразрешимая проблема. Водитель привез инвалида на вокзал, припарковался на стоянке для инвалидов и пошел провожать его, чтобы помочь сесть в поезд. По возвращении инспектор просит его предъявить документы, но инвалид уже уехал на поезде. Если на автомобиле установлен знак «Инвалид», то водителю грозит наказание, так как у него нет документов, подтверждающих инвалидность. А если знак снят, то автомобиль могут эвакуировать. Поэтому придется позаботиться о втором сопровождающем либо после высадки инвалида снять знак и переставить автомобиль на общую парковку.
Многие спрашивают, нельзя ли в такой ситуации иметь при себе нотариально заверенную копию документов об инвалидности. Но юристы лишь сокрушенно качают головой. Увы, согласно ПДД, сотрудникам полиции нужно передавать для проверки «документ, подтверждающий факт установления инвалидности», а не его копию. Ведь копий, даже нотариально заверенных, можно сделать много, а перевозить инвалида можно лишь на одной машине.
Таким образом, приходится констатировать:
Водитель может повесить знак «Инвалид» и пользоваться льготами только в случае, если инвалид находится рядом и согласен передать водителю документ, подтверждающий инвалидность.
Людям с ограниченными возможностями, но без явных признаков инвалидности, надо иметь в виду, что их теперь инспекторы ГИБДД будут просить подтвердить свой статус. Если при себе документов не оказалось, то после наложения административного взыскания доказывать свои специальные права в суде бессмысленно. Чтобы иметь право парковаться, справка должна быть именно при себе.
Непонятно также, почему знак 6.4 вместе с табличкой 8.17 распространяет своё действие только на мотоколяски и автомобили. Если водитель является инвалидом I и II группы или перевозит инвалидов на мотоцикле или, скажем, квадроцикле, то пользоваться привилегиями он не вправе.
Что грозит за поддельную справку?
Как быть с теми, кто приобрел поддельные справки или удостоверения об инвалидности? Такие «липовые» бумажки до сих пор можно купить в подземном переходе или у вокзала. Скорее всего, инспектор не будет «пробивать» ваши документы по базе данных. Но если у него возникнут сомнения и он захочет проверить подлинность представленных справок, то водителю грозит не только административный штраф.
Сам штраф, причем не за отсутствие документов, а за незаконную установку знака «Инвалид» и за управление транспортным средством с таким знаком, составляет для граждан 5 000 рублей. Но более серьезное наказание за использование заведомо подложных документов предусмотрено Уголовным кодексом РФ – крупный штраф или даже арест на срок до шести месяцев.
Частые случаи на частных стоянках
Увы, но возникают проблемы и у настоящих инвалидов. Так, на негосударственных парковках места для инвалидов предусмотрены законом «О социальной защите инвалидов в РФ». В столице также действует Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (с изменениями от 21 ноября 2007 г.).
В нем, в частности, сказано: «На автостоянках и в местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно».
Однако поступают жалобы, что при въезде в торговый центр водителю предлагают взять парковочную карту, а при выезде оказывается, что электронный автомат не умеет распознавать документы об инвалидности, а охранники вообще не знают, что у инвалидов есть право на бесплатную парковку…
Особенности столичной жизни
Есть особенности при использовании парковочных мест, предназначенных для парковки транспортных средств инвалидов, в зонах платной парковки, которые организованы в Москве и в Санкт-Петербурге. В Москве, например, дополнительно нужно получить льготное парковочное разрешение инвалида (см. Справку). Оно оформляется в МФЦ (многофункциональных центрах) или на сайте портала Государственных услуг Москвы. При этом данные автомобиля инвалида вносятся в парковочный реестр.
Контроль оплаты за парковку в Москве производится мобильными комплексами фото- и видеофиксации, которые курсируют вдоль городских парковок. Они в онлайн-режиме могут проверять, внесены ли данные об автомобиле, стоящем на месте для инвалидов, в Парковочный реестр как авто инвалида. Если нет – автоматически формируется штраф.
Парковочные разрешения инвалида дают право бесплатной круглосуточной парковки на местах, отмеченных знаком 8.17 «Инвалиды», а также разметкой 1.24.3. На всех остальных парковочных местах парковка осуществляется на общих основаниях (за плату).
Наша справка
Парковочные разрешения инвалида могут быть оформлены на автомобиль:
- находящийся в собственности инвалида/законного представителя ребенка-инвалида;
- выданный ранее в соответствии с медицинскими показаниями бесплатно в безвозмездное пользование органами социальной защиты;
- принадлежащий иным лицам, перевозящим инвалидов, за исключением транспортных средств, используемых для оказания платных услуг по перевозке пассажиров, если у инвалида есть противопоказания к управлению.
Для оформления Парковочного разрешения нужно представить:
- заявление;
- паспорт (свидетельство о рождении для детей-инвалидов, не достигших 14 лет);
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).
В случае, если место жительства инвалида находится не на территории города Москвы и если он ранее не обращался в Департамент социальной защиты населения города Москвы, то ему необходимо предъявить документ, удостоверяющий право инвалида на льготу (справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности или выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом).
<a href="http://polldaddy.com/poll/9314059/">Вы когда-нибудь парковались на инвалидных местах?</a>