Нарушения эмоций (апатия, эйфория, дисфория, слабодушие, неадекватность эмоций, амбивалентность, патологический эффект). Расстройства эмоций (В.И
Эмоции - психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей среды и к самому себе. Понятия, с которыми в основном связаны патологические эмоции и волевые расстройства, включают в себя настроение, аффект, страсть, экстаз.
Настроение - определенный эмоциональный фон, длительный по времени, определяющий установку для возникновения тех или иных положительных или отрицательных эмоций.
Аффект - сильная кратковременная эмоция, взрыв эмоций. Аффект в пределах нормы называется физиологическим.
Страсть - сильное длительное чувство, направляющее деятельность человека.
Экстаз - сильная положительная эмоция (восторг, блаженство), захватывающая личность целиком в момент действия определенного раздражителя.
Эмоциональные расстройства условно делятся на количественные и качественные.
Количественные нарушения эмоций:
1. сензитивность - эмоциональная гиперестезия, обостренность чувств, эмоциональная ранимость; обнаруживается при астенических состояниях, иногда как черта личности;
2. слабодушие - недержание эмоций в форме слезливости и умиленности; часто встречается при атеросклерозе сосудов головного мозга, при астенических состояниях;
3. лабильность эмоций - неустойчивость настроения, когда по незначительному поводу его полярность меняется, например, при истерии, с яркой экспрессией (внешним проявлением) каждого перехода;
4. эксплозивность - эмоциональная взрывчатость, когда аффекты с гневливостью, лихостью, злобой и даже агрессией возникают по незначительному поводу; встречается при органических поражениях височной доли, при эксплозивной форме психопатии;
5. апатия - безразличие, эмоциональная опустошенность, «паралич» эмоций; при длительном течении и недостаточном осознании она перерастает в эмоциональную тупость.
Качественные нарушения эмоций:
1. патологический аффект - отличается от физиологического аффекта помрачнением сознания, неадекватностью поступков с нередкой агрессией, выраженными вегетативными проявлениями, амнезией совершенного в таком состоянии и последующей резкой астенией. Патологический аффект относится к исключительным состояниям - состояниям, исключающим вменяемость.
2. дисфория – тоскливо-злобно настроение с чрезмерной раздражительностью, возникающее обычно при эпилепсии и органических заболеваниях головного мозга, характеризуется длительностью (часы, дни), большой конфликтностью и нередко агрессивным поведением.
3. депрессия - патологически сниженное настроение, как правило, длительное по времени; характеризуется тоскливостью, тревогой, суицидальными мыслями и поступками. Выделяют «депрессивную триаду»: депрессию как симптом, замедление мышления с идеями самоуничижения и психомоторную заторможенность (вплоть до оцепенения - ступора). Соматические проявления депрессии - триада Протопопова: тахикардия, мидриаз, запоры.
Клинические формы депрессии:
- Ажитированная (тревожная)
- Бредовая с виновностью и нигилистическим бредом (до бреда Катара)
- Ипохондрическая
- Анергетическая (отсутствие сил и энергии)
- Анестетическая (до деперсонализации)
- Брюзжащая (угрюмая)
- Апатическая (с тяжелым чувством опустошенности)
- Астеническая (слезливая)
- Маскированная (стертая).
4.эйфория - неадекватно повышенное настроение, характеризующееся добродушием, безмятежностью и веселостью. Эйфория типична для органических заболеваний головного мозга с локализацией в лобной доле. Усложненный тип эйфории с глупым поведением, дурашливостью и склонностью к плоским шуткам, остроумничанью называется «морией».
5.мания - противоположный депрессии синдром: повышенное настроение, ускоренное мышление и психомоторная расторможенность. При маниакальном возбуждении отмечается обилие и быстрая смена желаний, суетливая деятельность, незавершенность поступков, многоречивость до «скачки идей», повышенная отвлекаемость.
6.паратимии - извращение эмоций, которые возникают с нарушением закономерностей эмоционального реагирования. К ним относятся:
· эмоциональная неадекватность , когда у больного формируется эмоция, характер которой не соответствует и даже противоположен психологической ситуации;
· эмоциональная амбивалентность - двойственность, одновременное возникно-вение противоположных эмоций. Оба расстройства типичны для шизофрении.
Эмоции - это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.
Выделяют:
эпикритические, корковые, присущие только человеку, филогенетически более молодые (к ним относятся эстетические, этические, нравственные).
протопатические эмоции, подкорковые, таламические, филогенетически более древние, элементарные (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства).
положительные эмоции, которые возникают при удовлетворении потребностей, - это переживание радости, воодушевления, удовлетворения.
отрицательные эмоции, при которых переживается затруднение в достижении цели, огорчение, тревога, раздражение, гнев.
стенические эмоции, направленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели.
астенические, обусловливающие пониженную активность, неуверенность, сомнения, бездеятельность.
Аффект - кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности. В ряде случаев патологическому аффекту предшествует длительная психотравмирующая ситуация и сам патологический аффект возникает как реакция на какую-то «последнюю каплю».
Выделяют:
физиологический аффект – в ответ на адекватный раздражитель развивается бурная эмоционально – двигательная реакция, не сопровождающаяся нарушением сознания и последующей амнезией.
патологический аффект - в ответ на неадекватный, слабый раздражитель развивается бурная эмоционально – двигательная реакция, сопровождающая нарушением сознания с последующей амнезией. После аффекта может следовать общая расслабленность и часто глубокий сон, после пробуждения из которого содеянное воспринимается как чуждое.
Клинический пример: «Человек, перенесший в прошлом ушиб головы, в ответ на безобидную реплику своего начальника по поводу того, что он слишком много курит, внезапно вскочил, расшвырял стулья с такой силой, что один из них буквально развалился, а затем с перекошенным от злобы лицом кинулся на сделавшего замечание и начал душить. Подбежавшие сотрудники с большим трудом оттащили его от начальника. После того, как это патологическое состояние прошло, ничего из происшедшего с ним в этот период не помнил».
Настроение – более или менее продолжительное эмоциональное состояние.
Патология эмоций .
Мания - психическое расстройство, сопровождающееся чувством радости, легкости, повышенного настроения и аффектом гнева.
повышение настроения с чувством радости, которым больные заражают окружающих, и аффектом гневливости.
ускорение мышления (может доходить до«скачки идей»)
усиление речедвигательной активности
Может сопровождаться сверхценными идеями переоценки собственной личности или бредовыми идеями величия.
Состояние развернутой мании является непродуктивным. Полностью отсутствует критика к своему состоянию. Легкие случаи носят название гипомании, при этом можно говорить о довольно продуктивном состоянии.
Клинический пример: «Больной 20 лет, едва заметив группу студентов, устремляется к ним, моментально со всеми знакомится, шутит, смеется, предлагает спеть, обучить танцам, в шутливой форме представляет всех окружающих больных: «Это – гигант мысли, дважды два не знает сколько, а этот – барон Мюнхгаузен, враль необыкновенный» и т.д. Быстро отвлекается, чтобы дать руководящие указания нянькам, которые не так, по его мнению, делают уборку помещения. Затем, прыгая на одной ноге и, пританцовывая, возвращается к группе студентов, предлагая проверить их знания по всем наукам. Говорит очень быстро хриплым голосом, часто не договаривая мысль до конца, перескакивает на другой предмет, иногда рифмует слова».
Выделяют несколько вариантов маниакального синдрома.
веселая мания - наиболее характерная для маниакально-депрессивного психоза (повышенно-оптимистическое настроение с умеренным речедвигательным возбуждением)
гневливая мания (повышенное настроение, придирчивость, недовольство, раздражение)
мания с дурашливостью, при которой повышенное настроение с двигательным и речевым возбуждением сопровождается манерностью, детскостью, склонностью к нелепым шуткам
спутанная мания (повышенное настроение, бессвязность речи и беспорядочное двигательное возбуждение).
Маниакальное буйство - возбуждение со злобой, яростью, разрушительными тенденциями, агрессией.
Бредовые маниакальные состояния - развитие на фоне маниакального состояния бреда, галлюцинаций, признаков психического автоматизма без помрачения сознания.
Маниакальные состояния с дурашливостью - повышенное настроение, склонность к нелепым и плоским шуткам, гримасничаньям, тенденции к совершению нелепых поступков. Возможны бредовые идеи, вербальные галлюцинации, психические автоматизмы.
Маниакальные состояния с развитием острого чувственного бреда - патетика, экзальтированность, многоречивость. При развитии острого чувственного бреда возникает инсценировка с изменением восприятия окружающего, с ощущением, что разыгрывается спектакль, главную роль в котором играет больной.
Мория – повышенное настроение с элементами паясничанья, дурашливостью, склонностью к плоским шуткам, т.е. двигательным возбуждением. Всегда с элементами снижения критики и интеллектуальной недостаточностью (при органическом поражении лобных долей).
Эйфория - благодушное, беспечное, беззаботное настроение, переживание полного удовлетворения своим состоянием, недостаточная оценка происходящих событий. В отличие от мании нет последних 2 составляющих из триады (состояния алкогольного, наркотического опьянения, органические заболевания ГМ, соматические заболевания – туберкулез).
Эксплозивность - повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция. Реакция гнева с агрессией может возникнуть по незначительному поводу.
Эмоциональное застревание - состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Пережитая обида «застревает» надолго у злопамятного человека. Человек, усвоивший определенные догмы, эмоционально для него значимые, не может принять новые установки, несмотря на изменившуюся ситуацию (эпилепсия).
Амбивалентность (двойственность чувств) -одновременное сосуществование двух противоположных эмоций, сочетающееся с амбитендентностью (при шизофрении, истерических расстройствах: невроз, психопатии).
Слабодушие (недержание аффекта) – легкая умиляемость, сентиментальность, недержание эмоций, слезливость (сосудистые заболевания головного мозга).
Дисфория - злобно-тоскливое настроение с переживанием недовольства собой и окружающими, нередко агрессивными тенденциями. Часто сопровождается выраженными аффективными реакциями гневливости, ярости с агрессией, отчаяния с суицидальными тенденциями (эпилепсия, травматическая болезнь ГМ, абстиненция у алкоголиков, наркоманов).
Тревога - переживание внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы. Чувство тревоги может сопровождаться двигательным беспокойством, вегетативными реакциями. Тревога может перерасти в панику, при которой больные мечутся, не находят себе места или застывают в ужасе, ожидая катастрофу.
Эмоциональная слабость - лабильность, неустойчивость настроения, изменение его под влиянием незначительных событий. У больных легко могут возникать состояния умиления, сентиментальности с появлением слезливости (слабодушие).
Болезненное психическое бесчувствие (anaesthesia psychica dolorosa) - больные мучительно переживают утрату всех человеческих чувств - любви к близким, сострадания, горя, тоски.
Апатия (от греч. apatia - бесчувственность; синонимы: анормия, антинормия, болезненное безразличие) - расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием желаний, побуждений и полной бездеятельностью (шизофрения, органические поражения ГМ – травмы, атрофические процессы с явлениями аспонтанности).
Эмоциональная монотонность - больного наблюдается ровное, холодное отношение ко всем событиям независимо от их эмоциональной значимости. Нет адекватного эмоционального резонанса.
Эмоциональная холодность – события, значимые в обычном состоянии, воспринимаются как факт.
Эмоциональное огрубение - проявляется в утрате наиболее тонких дифференцированных эмоциональных реакций: исчезает деликатность, сопереживание, появляется расторможенность, назойливость, бесцеремонность (органические поражения ГМ, шизофрения).
Клинический пример: «Больная, страдающая много лет шизофренией, целыми днями лежит в постели, ни к чему не проявляя никакого интереса. Остается такой же безучастной и при посещении ее родителями, никак не прореагировала на сообщение о смерти старшей сестры. Оживляется только тогда, когда слышит из столовой звон расставляемой посуды или видит в руках посетителей сумку с продуктами, причем реагирует уже не на то, какую домашнюю еду ей принесли, а в каком количестве».
Депрессия - психическое расстройство, сопровождающееся пониженным настроением, чувством тоски, тревоги и выраженным аффектом страха.
понижение настроения с ощущением подавленности, угнетенности, тоски и аффектом страха
замедление мышления
замедление речедвигательной активности
В зависимости от выраженности компонентов триады на 1ом полюсе будет депрессивный ступор с наиболее выраженной моторной, идеаторной заторможенностью, а на 2ом –депрессивный/меланхолический раптус с тоской, тревогой, суицидальными попытками. Эти состояния могут легко переходить друг в друга.
Клинический пример: «Больная неподвижно сидит на постели, опустив голову, бессильно свесив руки. Выражение лица тоскливое, взгляд устремлен в одну точку. На вопросы отвечает односложно, после большой паузы, чуть слышным голосом. Жалуется, что у нее часами не бывает в голове никаких мыслей».
По глубине:
Психотического уровня – отсутствие критики, наличие бредовых идей самообвинения, самоуничижения.
Невротического уровня – сохраняется критика, отсутвуют бредовые идеи самообвинения, самоуничижения
По происхождению:
Эндогенная – возникает спонтанно (аутохтонно), характерна сезонность (весна-осень), суточные колебания настроения (акцент на 1ую половину дня). Одним из крайних проявления тяжести является психическая анестезия (болезненное психическое бесчувствие).
Реактивная – возникает в результате сверхсильного психотравмирующего фактора. Особенностью является то, что в структуре всегда звучит та ситуация, которая привела к данному расстройству.
Инволюционная – возникает в период возрастного обратного развития, чаще у женщин. По клинической картине это тревожная депрессия.
Соматогенная – возникает в результате соматического страдания.
Маскированная (соматизированная, ларвированная) – на 1-ый план выступают соматовегетативные маски депрессивных расстройств.
Эмоции (от лат. emoveo, emotum - возбуждать, волновать) - реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие).
Выделяют эмоции эпикритические, корковые, присущие только человеку, филогенетически более молодые (к ним относятся эстетические, этические, нравственные) и протопатические эмоции, подкорковые, таламические, филогенетически более древние, элементарные (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства).
Существуют положительные эмоции, которые возникают при удовлетворении потребностей, - это переживание радости, воодушевления, удовлетворения и отрицательные эмоции, при которых переживается затруднение в достижении цели, огорчение, тревога, раздражение, гнев.
Кроме того, были выделены (Э. Кант) стенические эмоции, направленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели, и астенические, обусловливающие пониженную активность, неуверенность, сомнения, бездеятельность.
Под аффектом принято понимать кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.
Выделяют физиологический аффект, например гнева или радости, не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизмами и амнезией. Астенический аффект - быстро истощающийся аффект, сопровождающийся угнетенным настроением, снижением психической активности, самочувствия и жизненного тонуса.
Стенический аффект характеризуется повышенным самочувствием, психической активностью, ощущением собственной силы.
Патологический аффект - кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся в концентрации сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон; характеризуется частичной или полной амнезией.
В ряде случаев патологическому аффекту предшествует длительная психотравмирующая ситуация и сам патологический аффект возникает как реакция на какую-то «последнюю каплю».
Под настроением понимают более или менее продолжительное эмоциональное состояние.
Филогенез чувств (по Рибо) характеризуется следующими этапами:
1-й этап - протоплазматический (досознательный), на этом этапе чувства выражаются в изменениях раздражимости тканей;
2-й этап - потребностей; в этот период появляются первые признаки переживания удовольствия - неудовольствия;
3-й этап - так называемых примитивных эмоций; к ним относятся эмоции органического характера; боль, гнев, половое чувство;
4-й этап - абстрактные эмоции (моральные, интеллектуальные, этические, эстетические).
Нарушения эмоционального реагирования
Эмоциональное реагирование - острые эмоциональные реакции, возникающие в ответ на различные ситуации. В отличие от изменений настроения эмоциональные формы реагирования кратковременны и не всегда соответствуют основному фону настроения.
Эмоциональные нарушения характеризуются неадекватностью эмоционального реагирования на внешние события. Эмоциональные реакции могут быть неадекватны по силе и степени выраженности, длительности и значимости вызвавшей их ситуации.
Эксплозивность - повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция. Реакция гнева с агрессией может возникнуть по незначительному поводу.
Эмоциональное застревание - состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Пережитая обида «застревает» надолго у злопамятного человека. Человек, усвоивший определенные догмы, эмоционально для него значимые, не может принять новые установки, несмотря на изменившуюся ситуацию.
Амбивалентность - возникновение одновременно противоположных чувств по отношению к одному и тому же человеку.
Чувство потери чувств - утрата способности реагировать на происходящие события, мучительное бесчувствие, например при психогенном «эмоциональном параличе».
Симптомы расстройств настроения
Под настроением понимается преобладающее на определенный период эмоциональное состояние, оказывающее влияние на всю психическую деятельность.
Расстройства настроения характеризуются двумя вариантами: симптомами с усилением и ослаблением эмоциональности. К расстройствам с усилением эмоциональности относятся гипертимия, эйфория, гипотимия, дисфория, тревога, эмоциональная слабость.
Гипертимия - повышенное веселое, радостное настроение, сопровождающееся приливом бодрости, хорошим, даже прекрасным физическим самочувствием, легкостью в решении всех вопросов, переоценкой собственных возможностей.
Эйфория - благодушное, беспечное, беззаботное настроение, переживание полного удовлетворения своим состоянием, недостаточная оценка происходящих событий.
Гипотимия - сниженное настроение, переживание подавленности, тоскливости, безысходности. Внимание фиксировано только на отрицательных событиях, настоящее, прошлое и будущее воспринимаются в мрачных тонах.
Дисфория - злобно-тоскливое настроение с переживанием недовольства собой и окружающими. Часто сопровождается выраженными аффективными реакциями гневливости, ярости с агрессией, отчаяния с суицидальными тенденциями.
Тревога - переживание внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы. Чувство тревоги может сопровождаться двигательным беспокойством, вегетативными реакциями. Тревога может перерасти в панику, при которой больные мечутся, не находят себе места или застывают в ужасе, ожидая катастрофу.
Эмоциональная слабость - лабильность, неустойчивость настроения, изменение его под влиянием незначительных событий. У больных легко могут возникать состояния умиления, сентиментальности с появлением слезливости (слабодушие). Например, при виде шагающих пионеров человек не может удержать слезы умиления.
Болезненное психическое бесчувствие (anaesthesia psychica dolorosa). Больные мучительно переживают утрату всех человеческих чувств - любви к близким, сострадания, горя, тоски. Они говорят, что стали «как дерево, как камень», страдают от этого, уверяют, что тоска легче, так как в ней человеческие переживания.
Все перечисленные симптомы свидетельствуют об усилении эмоционального состояния независимо от того, каковы эти эмоции - положительные или отрицательные.
К нарушениям настроения со снижением эмоциональности относятся такие состояния, как апатия, эмоциональная монотонность, эмоциональное огрубение, эмоциональная тупость.
Апатия (от греч. apatia - бесчувственность; синонимы: анормия, антинормия, болезненное безразличие) - расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием желаний, побуждений и полной бездеятельностью. Больные в таком состоянии не проявляют никаких интересов, не высказывают никаких желаний, не интересуются окружающими, часто не знают, как зовут соседей по палате, лечащего врача - не из-за нарушений памяти, а из-за безразличия. На свиданиях с близкими молча забирают подарки и уходят.
Эмоциональная монотонность - эмоциональная холодность. У больного наблюдается ровное, холодное отношение ко всем событиям независимо от их эмоциональной значимости.
Эмоциональное огрубение. Оно проявляется в утрате наиболее тонких дифференцированных эмоциональных реакций: исчезает деликатность, сопереживание, появляется расторможенность, назойливость, бесцеремонность. Такие состояния могут наблюдаться при алкоголизме, при атеросклеротических изменениях личности.
Эмоциональная, или аффективная, тупость - расстройство, характеризующееся слабостью эмоциональных реакций и контактов, оскудением чувств, эмоциональной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безучастность. Такие больные равнодушны и холодны к близким людям, их не трогает болезнь или смерть родителей, иногда сохраняются грубоэгоистические интересы.
Гипермимия - расстройство, сопровождающееся живой, быстро меняющейся мимикой, отражающей картину быстро появляющихся и исчезающих аффектов. Проявление мимических реакций часто утрировано, чрезмерно бурно и ярко. Выразительные действия усилены, ускорены, быстро меняются, достигая в ряде случаев маниакального возбуждения.
Амимия, гипомимия - ослабление, обеднение мимики, однообразная застывшая мимика горя, отчаяния, характерная для депрессивных состояний. На лице застывшее скорбное выражение, губы плотно сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты, между ними залегают складки. Характерна складка Верагута: кожная складка верхнего века на границе внутренней трети оттянута кверху и назад, в связи с чем дуга превращается в этом месте в угол.
Выразительные движения ослаблены, замедлены, смазаны. Иногда двигательная активность полностью утрачивается, больные становятся обездвиженными, но мимика сохраняется скорбная. Это картина депрессивного ступора.
Парамимия - неадекватность мимики и выразительных действий ситуации. В одних случаях это выражается в появлении улыбки на похоронах, слез и гримас, плача при торжественных и приятных событиях. В других случаях мимические реакции не соответствуют каким-либо переживаниям - это различные гримасы. Например, больной зажмуривает глаза и открывает рот, морщит лоб, надувает щеки и т.д.
Эмоции - психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями и мотивами, выполняющие, как писал А. Леонтьев (1970), «функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» и «роль ориентирующих субъективных сигналов». Г. X. Шингаров (1971) эмоции и чувства определял как одну из форм отражения человеком окружающей действительности.
Эмоции - это переживания приятного и неприятного, сопровождающие восприятие себя и окружающего мира, удовлетворение потребностей, производственную деятельность, межличностные контакты. Биологический, психофизиологический и социальный смысл эмоций и чувств заключается в их организующем и мобилизующем влиянии на организм и в адекватной адаптации к условиям жизни. Эмоции и чувства отражают отношения, в каких находятся предметы и явления, к потребностям и мотивам деятельности человека.
Эмоциями в узком значении слова называют переживания, обусловленные удовлетворением или неудовлетворением инстинктивных потребностей - в пище, питье, воздухе, самосохранении и сексуальном влечении. Сюда относятся и эмоциональные реакции, сопровождающие ощущения, непосредственное отражение отдельных свойств предметов. Чувства (высшие эмоции) связаны с потребностями, возникшими в ходе общественно-исторического развития, с общением, отношениями между людьми. Они есть результат эмоционального обобщения. К ним принадлежат морально-этические, эстетические и интеллектуальные чувст-
ва: чести, долга, дружбы, коллективизма, сочувствия, сострадания, уважения, любви. Чувства оказывают решающее влияние на проявления низших эмоций и поведение человека в целом.
Особенности эмоциональных реакций связаны со степенью выраженности биологических (инстинктивных) и социальных потребностей и влечений, с напряженностью мотивов, возрастом, полом, установкой, с ситуацией успеха или неуспеха, уровнем притязаний, тревожности и другими особенностями. В зависимости от упомянутых условий эмоция может быть организующей и дезорганизующей, адекватной и неадекватной, адаптирующей и дезадаптирующей по отношению к конкретной ситуации.
Эмоциональные реакции П. К. Анохин (1949, 1968) рассматривал как целостные физиологические приспособительные акты, санкционирующие и закрепляющие механизмы, относящиеся к удовлетворению или неудовлетворению потребностей. П. В. Симонов (1975) считал, что в схеме потребность - действие - удовлетворение мышление является источником информации для действия, но в результате недостатка знаний и умений нередко возникает разрыв между потребностью и возможностью ее удовлетворения, поэтому в эволюции появился нервный аппарат эмоций как механизм экстренной компенсации, аварийного замещения недостающих сведений и умений. Основное условие возникновения отрицательных эмоций, по его мнению,- это наличие неудовлетворенных потребностей и рассогласования между прогнозом и наличной действительностью, дефицит прагматической информации.
Как известно, эмоциональные состояния имеют объективные (сома-тоневрологические) и субъективные (психические) проявления. Занимая как бы промежуточное место между соматическим и собственно психическим (рациональным), они и их анатомо-физиологический субстрат служат своего рода соединительным звеном в их взаимодействии, основным субстратом соматопсихических и психосоматических взаимоотношений, взаимовлияний и процессов. Это подтверждается тем, что эмоциональные реакции и состояния всегда сопровождаются изменениями обмена веществ, сердечно-сосудистой и других систем организма; при влиянии патогенно-стрессовых ситуаций могут возникать психосоматические заболевания (П. К. Анохин, 1969; В. В. Суворова, 1975; В. Д. Тополянский, М. В. Струковская, 1986). Анатомо-физиологической основой эмоциональных состояний служат подкорково-стволовые (лимбико-диэнцефальные) и корковые структуры, участвующие в вегетативно-эндокринной регуляции функций. К основным (фундаментальным) эмоциям относят интерес-волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину (К. Izard, 1980). По продолжительности и силе эмоциональных переживаний выделяют: настроение - более или менее длительную эмоцию, определяющуюся самочувствием и степенью социального благополучия в данный момент; аффект - сильное и кратковременное
переживание в виде гнева, ярости, ужаса, восторга, отчаяния без утраты самоконтроля; страсть-сильное, стойкое и глубокое чувство, захватывающее и подчиняющее себе основную направленность мыслей и действий.
По субъективному тону эмоции и чувства подразделяют на положительные (приятные) и отрицательные (неприятные); по влиянию на деятельность - стенические (мобилизующие) и астенические (дезорганизующие, угнетающие); по механизму возникновения - на реактивные, появляющиеся как реакции на осознание неблагополучия, и витальные, развивающиеся вследствие нарушения функций эмоциогенных структур головного мозга.
Классификация нарушений эмоций и чувств
1. Патологическое усиление: эйфория и депрессия.
2. Патологическое ослабление: паралич эмоций, апатия, эмоциональное уплощение и эмоциональная тупость.
3. Нарушение подвижности: слабодушие (недержание эмоций), лабильность и инертность (застреваемость) эмоциональных переживаний.
4. Нарушение адекватности: неадекватность, амбивалентность эмоций, патологическая тревога и страх, дисфории, дистимии, патологичес
кий аффект.
При повышении настроения (эйфории) или его угнетении и снижении (депрессии) отмечается отрыв эмоционального состояния от реальной ситуации, неадекватность его по отношению к данной ситуации. При эйфории, кроме повышения настроения и самочувствия, появляются ускорение течения мыслей, неустойчивость и отвлекаемость внимания, подъем общего тонуса и двигательной активности, повышенная самооценка, утомляемость отсутствует. Такое состояние характерно для гипоманиакального и маниакального синдромов. Эйфория может наблюдаться в структуре паралитического и псевдопаралитического синдромов.
Черепно-мозговые травмы и другие органические заболевания головного мозга с поражением лобных долей иногда дают картину так называемой мории - благодушно-дурашливой эйфории с неадекватными поступками, с потерей чувства дистанции и критической оценки поведения. При остаточных явлениях органического поражения мозга симптоматика мория не имеет тенденции к утяжелению, а при опухолях лобных долей обычно отмечается нарастание оглушенности, загруженности и недоосмысливания ситуации и своего поведения.
Повышение настроения при таких заболеваниях, как истерия, эпилепсия, шизофрения, может приобретать характер экстаза - восторженного настроения с погружением в себя. Оно иногда связано со зрительными, реже слуховыми галлюцинациями. Нередко выраженное улучшение настроения проявляется в экзальтации - приподнятом настроении с приливом энергии и повышением активности.
В настоящее время чаще встречаются депрессивные состояния! адинамическая депрессия - с вялостью; ажитированная - с возбуждением; анестетическая - с чувством мучительного бесчувствия; астеническая- с истощаемостью; угрюмая - с гневливостью и раздражительностью; тревожная, непсихотическая и психотическая - с бредом и галлюцинациями; маскированная, алкогольная, инволюционная, истерическая, депрессия истощения, нейролептическая, сосудистая, цикло-тимическая, экзогенная.
Характерными признаками депрессии любого генеза являются угнетение настроения, снижение психической и эффекторно-волевой активности, появление мысли о собственной малоценности и бесперспективности, снижение общего тонуса организма и склонность к пессимистической оценке своего положения, к суицидальным мыслям и поступкам. Наиболее классическим вариантом можно считать витальную депрессию (меланхолию), которая обычно относится к эндогенной и выражается в угнетенном настроении с тоской или тревогой, снижением влечений, нарушениями сна, суточными колебаниями настроения, признаками повышения тонуса симпатической части вегетативной нервной системы. Депрессии соматогенные и возникающие вследствие органических поражений головного мозга (симптоматические) отличаются астеническим фоном и ухудшением состояния к вечеру, а психогенные- наличием в переживаниях психотравмирующих моментов. Любая из указанных депрессий может временами приобретать характер ажи-тированной депрессии - с возбуждением, стремлением к самоистязанию и суицидальным поступкам. При рецидивах довольно часто наблюдается так называемая эндогенизация симптоматической и психогенной депрессии.
Депрессии подразделяют на психотические и непсихотические, хотя такое деление относительно. К психотическим следует относить те депрессии, при которых угнетение настроения сочетается с бредовыми идеями самоуничижения, самообвинения, греховности, отношения, преследования, с галлюцинаторными переживаниями, витальной тоской, отсутствием критики и суицидальными действиями. При непсихотической депрессии обычно наблюдается критическая оценка своего состояния и ситуации, сохранены психологически понятные связи с внешними и внутренними обстоятельствами.
Трудности возникают при диагностике депрессии у детей и подростков, так как депрессивные состояния полиэтиологичны (энцефалопатия, неправильные отношения между родителями, школьные затруднения, психические болезни родителей) и отличаются по клиническое картине (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979, и др.). У девочек депрессия проявляется в снижении массы тела, замедлении двигательной активности, тревожности и страхе, плаксивости, суицидальных мыслях и попытках, у мальчиков -в виде слабости с головной болью и кошмарными сновидениями, двигательного беспокойства с побегами из дома, прогулами уроков, агрессивностью, ослаблением внимания,
ночным недержанием мочи, навязчивым обгрызанием ногтей и неряшливостью.
A. Kepinski (1979) выделял следующие формы юношеской депрессии: апатоабулическую (потеря интереса к учебе, работе и раз
влечениям, чувство пустоты); бунтарскую (заострение возрастных черт
характера, реакции протеста, раздражительность, хулиганские поступки, злоупотребление алкоголем и наркотиками, агрессивность, «борьба»
со старшими, суицидальные поступки); в виде позиции покорности,
смирения, отсутствия интереса к выбору профессии, пассивного отношения к собственной судьбе и будущему; в виде патологической лабильности настроения, переменчивости желаний и стремлений.
Депрессивные состояния могут проявляться в картине субдепрессивного синдрома, простой депрессии, «предсердечной тоски», депрессивного ступора, ажитированной, тревожной, ананкастической, ипохондрической депрессии, депрессивно-параноидного синдрома, психической анестезии.
Отдельного рассмотрения заслуживает «маскированная» депрессия, или «депрессия без депрессии» («вегетативная» депрессия, «соматизи-рованная» депрессия), которую в последние годы диагностируют более часто. Под этим заболеванием имеется в виду такая форма эндогенной депрессии, при которой на первый план выступают не психопатологические признаки, а соматические и вегетативные симптомы (соматовегетативные эквиваленты), поддающиеся лечению антидепрессантами.
B. Ф. Десятников и Т. Т. Сорокина (1981) выделяют следующие
формы «маскированной» («соматизированной») депрессии: алгическо-
сенестопатическую (абдоминальную, кардиалгическую, цефалгическую
и паналгическую); агрипническую; диэнцефальную (вегетовисцераль-
ную, вазомоторно-аллергическую, псевдоастматическую); обсессивно-
фобическую и наркоманическую. Авторы подчеркивают, что в данном
случае речь идет о субдепрессии (меланхолической, гипотимической,
астенической, астеногипобулической или апатоадинамической) с наличием депрессивной триады: психических нарушений, нарушений витальных ощущений и соматовегетативных нарушений. Широкая диагностика «маскированной» депрессии нередко приводит к включению в рамки
эндогенных аффективных заболеваний и таких, как неврозы (особенно
системные), психопатические декомпенсации и даже соматические
болезни с депрессивными реакциями (вегетативно-сосудистые дистонии,
гипертоническая болезнь и др.). Диагностика субдепрессивного состояния различного генеза (а не только эндогенного) является более правильной, так как это отражает сущность имеющегося аффективного
расстройства и полиэтиологичность его возникновения.
Следует отметить, что к депрессивным состояниям можно отнести дистимию и дисфорию. Под дистимией (К. Flemming, 1814) понимают кратковременное (в течение нескольких часов или дней) расстройство настроения в виде депрессивно-тревожного с гневливостью, недовольством, раздражительностью; под дисфорией - состояние гневливости
с агрессивными тенденциями на фоне пониженного настроения (S. Puzynski, I978). Дистимия и дисфория наблюдаются при органических поражениях головного мозга, эпилепсии, психопатии.
Одним из острых проявлений депрессии считают раптус, или неистовство («меланхолический раптус» и «ипохондрический раптус») - приступ отчаяния, страха, глубокой тоски с психомоторным возбуждением, сужением сознания, аутоагрессивными действиями. Возникает по механизму «взрыва», накапливающегося депрессивного аффекта.
Патологическим ослаблением эмоциональных реакций считают паралич эмоций, апатию, эмоциональное уплощение и тупость. Паралич эмоций как острое кратковременное их выключение развивается в связи с внезапным, шоковым воздействием психотравмирующего фактора (стихийного бедствия, катастрофы, тяжелого известия), а остальные виды нарушений - в результате длительно текущего патологического процесса.
Паралич эмоций считают разновидностью психогенного ступора, так как он также возникает вследствие психической травмы, и в этом состоянии нередко отмечается замедление двигательной активности. По клиническому выражению к параличу эмоций близко стоит апатия- безразличие к самому себе, окружающему, родным, близким и т. д., сопровождающееся бездействием, гипо- или абулией. Такое состояние может наблюдаться при длительном истощающем действии психотравмирующих факторов, при хронических инфекционных и соматических заболеваниях, органических поражениях головного мозга.
Эмоциональное уплощение и эмоциональная тупость («эмоциональная деменция») - постепенно нарастающее, стойкое оскудение эмоциональных переживаний, касающееся, в первую очередь, высших эмоций (чувств), доходящее до безразличия к себе, своему положению, к судьбе близких и родных. Наблюдается при шизофрении и некоторых видах органической деменции (тотальной). Эмоциональное уплощение с преобладанием вначале снижения чувств (сочувствия, сострадания, сопереживания) нередко сопровождается расторможенностыо влечений, брутальностыо, неряшливостью, снижением интереса к учебе и работе. Часто бывает одним из первых проявлений шизофренического процесса, особенно простой формы шизофрении. Подобная чувственная холодность может наблюдаться при опухолях и других органических поражениях головного мозга и даже у психопатических личностей, прослеживаясь на протяжении всей жизни индивидуума.
Нарушение подвижности эмоций проявляется в их повышенной лабильности или застреваемости и слабодушии. Повышенная лабильность характеризуется легкой сиеной эмоций, быстрым переходом от одной эмоции к другой (от веселости к слезам и наоборот). Более часто наблюдается при истерической психопатии. Как физиологическое явление отмечается в детском возрасте. Слабодушие (эмоциональная слабость) также относится к проявлениям эмоциональной гиперестезии,
Для слабодушия характерны неустойчивость настроения, повышенная эмоциональная возбудимость с недержанием эмоций, раздражительностью или слезливостью, особенно в минуты умиления, сентиментального настроения. Смена отрицательных эмоций положительными и наоборот происходит под влиянием незначительных поводов, что свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности, реактивности и истощаемости аффекта (эмоциональная гиперестезия). Наблюдается при астении, в период выздоровления после соматических болезней, черепно-мозговых травм и других поражений мозга, но особенно часто встречается при церебральном атеросклерозе. Застреваемость (инертность) эмоций характеризуется длительной задержкой на неприятных переживаниях - чувстве вины, обиды, злобы, мести. В норме отмечается у акцентуированных, тревожно-мнительных и параноических личностей, а в клинической практике - у психопатов психастенического и паранойяльного типа, при эпилепсии.
Неадекватность эмоциональных реакция - довольно частый симптом в клинике психических заболеваний, например неадекватен смех на похоронах близкого человека, амбивалентность переживаний у больных шизофренией, а также патологический аффект, при котором неадекватность аффекта определяется изменением состояния сознания и отрывочными галлюцинаторными и бредовыми переживаниями.
В психиатрической литературе большое внимание уделяется таким аффективным состояниям, как страх и тревога, часто наблюдающимся в норме и в структуре многих психических заболеваний.
На основании обзора работ зарубежных авторов К. Izard (1980) отмечает: 1) тесную связь между собой и со степенью интенсивности стимуляции таких эмоций, как удивление - испуг (неожиданность и резкое возрастание стимуляции), страх - ужас (несколько меньшее увеличение стимуляции) и интерес-возбуждение (еще менее неожиданная и резкая стимуляция); 2) существование в эмоциях испуга, страха и интереса-возбуждения частично перекрывающейся компоненты (между ними наблюдается неустойчивое равновесие); 3) разнообразие детерминант существования страха - врожденные (гомеостати-ческие, инстинктивные, новизна раздражителя, темнота, одиночество) и приобретенные (вытекающие из опыта, социальных и других условий); 4) наличие связи страха с другими эмоциями -страданием, презрением, отвращением, стыдом, стеснительностью и др.
Подверженность реакциям страха зависит от пола, возраста, индивидуальных особенностей, социально приобретенной устойчивости и социальной установки личности, исходного соматического и нервно-психического состояния, а также индивидуальной значимости и степени угрозы биологическому или социальному благополучию. Сознательный контроль играет большую роль не только в смысле задержки поведенческих проявлений страха, но и в предупреждении его зарождения, что является доказательством значения осознанной активности личности в разрешении сложных жизненных ситуаций,
В психиатрической литературе психоаналитического и экзистенциального плана страх и тревога трактуются как выражение конфликта (враждебности) между инстинктивным бессознательным и требованиями социальной среды (Е. Fromm, 1965; Н. Е. Richter, 1969; К. Ноrnеу, 1978, и др.). Польский психиатр A. Kepinski (1977, 1979) на основании субъективно-идеалистического учения о моральных и других ценностях (аксиологии), а также предложенной им теории так называемого энергетического и информационного метаболизма страх считал одной из основных движущих сил развития личности, источником большинства психопатологических симптомов. По его мнению, страх - это основное психопатологическое проявление, возникающее вследствие нарушения морального порядка (системы ценностей). Автор выделял страх биологический (при нарушении «естественного морального порядка» - угрозе жизни), социальный (при нарушении «социального порядка», конфликте интериоризированных социальных норм с реальной действительностью - угрозе социальному положению) и «страх совести» («моральный страх»), вытекающий из двух первых, сопровождающийся чувством вины (человек сам себе самый грозный судья). Этим А. Кеpinski объяснял возникновение навязчивых, бредовых идей, галлюцинаторных переживаний, агрессивного поведения, основной шизофренической симптоматики (схизиса). Следовательно, по его данным, практически вся психическая патология сводится к проявлениям бессознательного первичного страха. Подобная трактовка возникновения и глобальной роли страха неприемлема, хотя упомянутые причины его развития и влияние на некоторые виды психической патологии заслуживают внимания.
Предложены различные классификации страха и тревоги, обобщенные X. Христозовым (1980). Выделяют следующие виды страха: 1) по форме и оттенкам проявления - страх астенический (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия), соответствующий и несоответствующий степени опасности, адекватный и неадекватный; 2) по степени выраженности - испуг (внезапный и кратковременный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще четко неосознаваемом изменении ситуации, угрожающем жизни или благополучию человека), боязнь (постепенно возникающее чувство страха, связанное с осознаванием длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие) и ужас (наивысшая степень страха с характерным угнетением рассудочной деятельности-«безумный страх»); 3) по форме проявления - страх витальный (переживание страха исходит из собственного тела, непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга), реальный (опасность исходит из окружающего мира), моральный страх, или страх совести (возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференцированных стремлений); 4) по виду - осознаваемый генерализованный, осознаваемый локализованный,
неосознаваемый генерализованный, скрытый локализованный страх; 5) по этапам развития - нерешительность, неуверенность, смущение, боязливость, тревогу, страх, ужас.
Страх и тревогу подразделяют также на нормальные и патологические варианты, то есть возникающие при наличии реальной, осознаваемой или недостаточно осознаваемой угрожающей ситуации либо как болезненная реакция. В их структуре выделяют три основных нарушения: аффективное-чувство опасности; интеллектуальное - неуверенность; волевое - нерешительность. X. Христозов рассматривает следующие патологические формы страха: а) навязчивый, или фобию (иногда в связи с определенной ситуацией, с осознаванием абсурдности); б) ипохондрический (возникает в ситуации, связанной с ипохондрическими переживаниями, без критического отношения); в) психотический (появляется в связи с депрессивно-параноидными переживаниями или как диффузный страх).
В отличие от страха тревогу определяют как страх без явного объекта, как осознаваемое эмоциональное состояние без конкретного содержания. Критериями диагностики синдрома тревоги М. Zapletalek (1980) считает: психические признаки (беспокойство, дрожь, чувство беспомощности, неуверенности, угрожающей опасности, снижение критичности); психомоторные признаки (соответствующая мимика и жестикуляция, возбуждение или угнетение, вплоть до раптуса или ступора); вегетативные признаки (повышение артериального давления, ускорение пульса и дыхания, расширение зрачков, сухость во рту, бледность лица, потливость).
Страх и тревога обычно обнаруживаются в структуре обсессивно-фобического, ипохондрического, депрессивного, галлюцинаторно-параноидного, параноидного, делириозного и других синдромов.
Таким образом, патология эмоций многообразна и проявляется не изолированно, а в виде нарушения психического состояния и поведения больного в целом, так как ее морфологическим и функциональный субстратом служат расстройства деятельности подкорково-стволовых (лимбико-диэнцефальных) и корковых структур мозга. В особенностях клинических проявлений патологии эмоций находит отражение и локализация поражения в том или ином полушарии головного мозга. Так, после судорожного припадка, вызванного наложением электродов на левое полушарие, у правшей наблюдаются снижение настроения, тревога, дисфория, ипохондричность и суицидальные высказывания, у больных с тревожно-депрессивными состояниями усиливается тревога, у больных с бредом - подозрительность и эмоциональная напряженность, а при поражении правого полушария повышается настроение, отмечаются благодушие, эмоциональное успокоение (В. Л. Деглин, 1971). Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова (1981) показывают, что для поражения правой височной области характерны аффекты страха, тоски и ужаса, а для левой - тревога. Однако авторы считают, что вряд ли обоснованно такое полярное отнесение эмоциональных состоя-
ний к тому или иному полушарию головного мозга, так как эмоциональные переживания человека отличаются исключительным богатством и разнообразием, охватывая личность в целом.
Патология сознания и внимания
Сознание-высшая форма отражения объективной действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Немецкая идеология» показали, что сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»", что это продукт длительного исторического развития, возникающий в процессе общественно-производственной деятельности и отражающий наиболее существенные закономерности явлений действительности и социального опыта человечества. С возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать ее и овладевать ею. В учение о механизмах сознательной деятельности человека огромный вклад внесли И. М. Сеченов и И. П. Павлов.
Сознание осуществляется посредством языка, слов, образующих вторую сигнальную систему, однако ее раздражители имеют значение лишь через их связь с раздражителями первой сигнальной системы (И. П. Павлов, 1951). Индивидуальное сознание формируется в процессе усвоения человеком общественно выработанных представлений, понятий, взглядов и норм, причем это усвоение требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений действительности. В структуру сознания входят: 1) важнейшие познавательные процессы (ощущения, восприятия, запасы памяти, мышление и воображение); 2) способность различать субъект и объект (самосознание и сознание окружающего мира); 3) способность обеспечения целеполагающей деятельности (волевой, целенаправленной, критически оцениваемой); 4) отношение к реальной действительности, ее переживание (А. В, Петровский, М. Г. Ярошевский, 1977).
Основными характеристиками сознания считают степень его ясности (уровень бодрствования), объем (широту охвата явлений окружающего мира и собственных переживаний), содержание (полноту, адекватность и критичность оценки используемых запасов памяти, мышления, эмоционального отношения) и непрерывность (способность осознавания и оценки прошлого, настоящего и будущего). Одним из важнейших компонентов сознательной (осознаваемой) и целенаправленной (волевой) активности является внимание - способность сознательного, произвольного или непроизвольного избирательного сосредоточения сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности на актуальных и индивидуально значимых внешних и внутренних явлениях.
В психической деятельности активное участие принимают и неосознаваемые процессы (Ф. В. Бассин, 1968; А. М. Халецкий, 1970;
"Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т. 3.- С. 29.
Д. И. Дубровский, 1971; А. Г. Спиркин
, 1972; А. А. Меграбян, 1978, и Др.). Зарубежные психиатры бессознательное рассматривают как с материалистических, так и с идеалистических позиций.
В психической деятельности W. Wundt (1862) выделял три взаимодействующих уровня, признаваемых учеными и в настоящее время: 1) сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний) ; 2) подсознательный (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень); 3) бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное-неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций). По К. Jaspers (1965), бессознательное понимают как автоматизированное, невоспоминаемое, но действенное; незамеченное, но пережитое, ненамеренное, но сделанное; как первоисточник действия (внезапные побуждение, мысль, представление), а также как форму существования (инстинктивное и личное бессознательное в понимании 3. Фрейда) и абсолютное бытие. Патологическими изменениями сознания автор отчасти объяснял нарушения ощущений, восприятия себя, окружающего, пространства и времени, деперсонализацию и дереализацию, явления отчуждения, бредовые идеи. 3. Фрейд и его последователи (представители неофрейдизма и экзистенциализма) в психической активности главную роль отводят бессознательному, отрицая решающее значение активного сознания,
Изменения сознания в состоянии утомления, снижения уровня бодрствования и аффективном его сужении представляют интерес для разработки вопросов оптимизации производственной деятельности человека в различных условиях, поскольку при этом могут существенно меняться внимание и направленность содержания переживаний.
При психопатологических синдромах с нарушениями адекватности самосознания и сохранением ориентировки психиатры предпочитают не говорить о «ясном сознании» и нарушении сознания в прямом смысле, хотя и учитывают, что самосознание как часть сознания патологически изменено, поскольку такая дифференцировка нарушений сознания имеет диагностическое значение (В. П. Осипов, 1923; А. Л. Абашев-Константиновский, 1954; А. К. Плавинский, 1963).
Отдельные авторы выделяют следующие нарушения сознания: количественные и качественные (Н. Еу, 1954), непсихотические (по типу нарушения ясности) и психотические (Т. Ф. Пападопулос, 1969), простые и сложные (L. Korzeniowski, 1978), выключения и помрачения. При этом отмечают связь нарушений сознания и внимания.
Классификация нарушений сознания
1. Непсихотнчсскне формы - «простые» нарушения сознания «количественные», по типу угнетения ясности осознания: обморок, обнубиля-
ция и оглушение, сомноленция, сопор, кома.
2. Психотические формы - «сложные» нарушения сознания, «качественные», синдромы помрачения сознания: астенической спутанности,
растерянности, делириозный, онирический и онейроидный, аментивный;
«особые состояния», сумеречные состояния.
Обморок-кратковременная потеря сознания в результате преходящей анемии мозга (А. М. Коровин, 1973). Четких границ между такими состояниями, как обнубиляция, сомноленция и оглушение нет, однако под обнубиляцией понимают колеблющееся по интенсивности легкое затемнение сознания с затруднением осмысливания ситуации, понимания смысла происходящего и чужой речи; под сомноленцией(сонливостью) - легкую степень оглушения с замедленностью психических процессов, недостаточностью ориентировки в месте и времени (возможна частичная амнезия); под оглушением - нарушение осмысления окружающего и себя вследствие резкого повышения порога восприятия, угнетения психических функций (возможны лишь элементарные реакции при громком оклике). Выраженная степень оглушения граничит с сопором (полным выключением сознания с сохранностью оборонительных реакций и других безусловных рефлексов), а последний- с комой (глубоким выключением сознания с появлением патологических рефлексов и нарушением функций жизненно важных систем). Н. К. Боголепов (1962) по этиологии подразделял комы на сосудистые, эндо- и экзотоксические, инфекционные, травматические, гипертермические, эпилептические, комы, возникающие при опухолях мозга и терминальных состояниях. При органических поражениях головного мозга, особенно при опухолях, выделяют так называемую загруженность: бездеятельность с неадекватностью поведения, адинамией, не-доосмыслением окружающего, пустотой взора, односложными и бестолковыми ответами на вопросы.
Психотические расстройства сознания обычно относят к состояниям помрачения сознания (А. В. Снежневский, 1958, и др.), так как всем им свойственны неотчетливость, затруднение, фрагментарность или полная невозможность восприятия; дезориентировка во времени, месте и ситуации; ослабление и даже исключение способности к суждениям; затруднение запоминания текущих событий и собственных переживаний, отрывочность или отсутствие воспоминаний о периоде помрачения сознания (К. Jaspers, 1913). По мнению А. В. Снежневского, для выявления помрачения сознания решающее значение имеет установление совокупности всех перечисленных признаков.
Синдром растерянности («аффект недоумения») характеризуется расстройством самосознания, познания и приспособления к окружающему (Н. Я. Беленькая, 1966). Больные беспомощны, на лице - мимика недоумения, взгляд блуждающий, движения и ответы на вопросы неуверенные, вопросительные и непоследовательные, прерываемые молчанием. Иногда больные просят объяснить, что происходит с ними и вокруг.
Впервые растерянность как симптом расстройства сознания описал Вернике. В зависимости от преобладающего вида дезориентировки он выделял ауто-, алло-, соматопсихическую и двигательную растерянность. К. Jaspers считал растерянность выражением реакции личности на болезнь. По мнению Н. Я. Беленькой, растерянность указывает на
относительно неглубокое расстройство психической деятельности, при котором сохраняется сознание своей измененности. Она возникает при внезапном, необъяснимом и необычном изменении происходящего вокруг или» в самом больном и может быть выражением начального этапа развития бредовых, депрессивных и других синдромов. Часто в структуру синдрома включаются симптомы деперсонализации и дереализации (ранее упоминалось, что некоторые авторы относят последние к нарушениям сознания).
Синдром астенической спутанности сопровождается «мерцанием» ясности сознания, выраженной истощаемостью психических процессов, углублением помрачения сознания к вечеру. В начале беседы больные еще могут четко отвечать на вопросы, а затем их речь становится невнятной, «бормочущей», нарушается контакт с окружающим. Галлюцинации и бред, как правило, не отмечаются. Синдром астенической спутанности часто наблюдается у детей и подростков при инфекционных заболеваниях и в ночное время нередко сменяется делирием.
Делириозный синдром можно понимать как сноподобное помрачение сознания, характеризующееся аллопсихической дезориентировкой, наплывом пластичных зрительных галлюцинаций, имеющих непосредственное отношение к больному, что выражается в психомоторном возбуждении, ярких эмоциональных (страх) и вегетативных реакциях. Больной экспрессивно как бы вступает в контакт с галлюцинаторными образами, «защищается» от них, но сохраняет ориентировку в собственной личности и частично в окружающем. Делириозный синдром наблюдается преимущественно при заболеваниях экзогенной природы- острых инфекциях, интоксикациях, черепно-мозговой травме. Воспоминания о пережитом обычно сохраняются.
При так называемом мусситирующем («бормочущем») делирии какой-либо контакт с больным утрачивается. Больной беспокоен в пределах постели, бормочет, перебирает пальцами по постели, движения конечностями некоординированны, бессмысленны. Нередко состояние переходит в сопор и кому или является предагональным. После выхода из психоза отмечается амнезия состояния. По нашим данным, в подобных случаях наблюдается не делирий, а аментивное состояние с хаотическим подкорковым возбуждением.
Так называемый профессиональный делирий (А. В. Снежневский, 1983) характеризуется дезориентировкой и воспроизведением автоматизированных «профессиональных» движений. Мы полагаем, что отнесение этого состояния к делириозному не имеет достаточных оснований. Наблюдая больных белой горячкой и инфекционными заболеваниями (вчастности, при эпидемическом вирусном нефрите), мы сочли возможным выделить две клинические формы: в виде онирического синдрома со сценоподобными галлюцинациями «профессионального» или бытового содержания, активным участием в них больного и сохранением воспоминаний на этот период и в виде сумеречного состояния
с агрессивно-бредовым поведением или действиями, воспроизводящими профессиональные и бытовые навыки, с последующей амнезией.
Онейроидный синдром (онейроид) А. В. Снежневский (1958) определил как сновидное помрачение сознания с отрывочно-причудливыми картинами отражения реального мира и яркими зрительными, фантастическими представлениями. При этом грезоподобные переживания (межпланетные путешествия, катастрофы, гибель мира, «картины ада») происходят как сновидения и псевдогаллюцинации. У больного резко расстраивается самосознание, и он выступает как действующее лицо, участник-наблюдатель фантастических событий. Больной неподвижен или бессмысленно патетически возбужден, обычно безмолвен, мимика у него застывшая, напряженная или восторженная. Воспоминания о пережитом хорошо сохраняются. В отличие от делирия наблюдается не внушаемость, а (чаще) негативизм, нет типичного для делирия симптома пробуждаемости (А. А. Портнов, Д. Д. Федотов, 1967).
Наряду с онейроидным выделяют онирический синдром, или они-ризм (В. С. Гуськов, 1965; Б. Д. Лысков, 1966). Для ониризма (они-рического синдрома, онирического бреда) характерны: вялость, сонливость, поверхностный сон с яркими сновидениями и переходом в сновидные переживания, в которых фигурируют встречи и разговоры с родными и знакомыми, бытовые и производственные сцены, поездки, выяснение отношений с кем-то. При пробуждении наступает постепенное осмысливание ситуации, могут быть иллюзии, галлюцинации нейтрального характера, ложные узнавания, анозогнозия, часто эйфория. Бред является как бы продолжением сновидений и сновидных переживаний, с пробуждением его актуальность постепенно уменьшается; двигательные реакции стереотипные, больной может оказывать пассивное сопротивление. При улучшении соматического состояния исчезают и перечисленные расстройства; амнезии состояния не наблюдается. Французский психиатр Е. Regis (1901) описал ониризм при инфекционной патологии.
Аментивный синдром, или аменция (Т. Meinert, 1881),- это наиболее глубокая степень помрачения сознания, возникающая преимущественно в связи с длительными, истощающими организм болезнями, инфекциями и интоксикациями. Для аменции характерны дезориентировка в месте, времени и собственной личности, нарушение синтеза восприятий, нестойкие иллюзии и галлюцинации, расстройства мышления, вплоть до степени бессвязности (инкогеренции), отрывочность и бессистемность бредовых высказываний, тревога и страх, хаотичность и незавершенность действий, возбуждение в пределах постели, отсутствие продуктивного контакта, частичная или полная амнезия на период болезненного состояния, отказ от пищи, истощение (А. С. Чис-тович, 1954). Наиболее тяжелой степенью аментивного синдрома является «острый бред» (delirium acutum) как результат острейшего, преимущественно септического поражения мозга (А. С. Чистович, 1954). Элементы аментивного симптомообразования могут наблюдать-
ся в клинике других синдромов расстроенного сознания, однако это не лишает аментивный синдром его самостоятельности, как полагают некоторые авторы (А. А. Портнов, Д. Д. Федотов, 1967). Не оправдано, по-видимому, и расширение границ данного синдрома (Б. Я Первомайский 1979).
Сумеречное состояние сознания характеризуется внезапным началом и внезапным окончанием, общей дезориентировкой, возможным сохранением внешне упорядоченных и даже сложных действий, наличием образного бреда, ярких зрительных галлюцинаций, бурных аффектов (страха, тоски, злобы), полным или почти полным отсутствием воспоминаний, часто совершением сложных автоматизированных и нередко катастрофически опасных поступков. При сумеречном расстройстве сознания психогенного характера («истерические сумерки») возможен частичный контакт с больным. По отдельным высказываниям и поведению больных можно заключить, что отмечается отражение в симптоматике психогенно-травматической ситуации, вызвавшей состояние, а также защитный характер поведения.
Отражение в переживаниях психотравмирующей ситуации наблюдается также при так называемой психогенной спутанности (аффективном сужении сознания или сумеречном состоянии с аффектом горя, отчаяния и гнева) и реактивном возбуждении (сумеречном состоянии с аффектом страха, злобы, отдельными галлюцинаторными и бредовыми переживаниями). При пуэрилизме (регрессии поведения до детского возраста), псевдодеменции с нелепыми, глупыми, «дементными» ответами и ганзеровском синдроме с нарочитостью, мимодействиями и мимоответами отмечаются неглубокая степень помрачения сознания и еще более выраженный защитный характер поведения.
Сумеречные состояния при эпилепсии и органических поражениях головного мозга, как правило, отличаются глубоким помрачением сознания; поведение больных носит сложно-автоматизированный характер с оживлением инстинктивных и упроченных двигательных актов, приводимых в действие галлюцинаторными и бредовыми переживаниями. Это часто наблюдается при амбулаторном автоматизме, или трансе (внешне упорядоченном поведении), сомнамбулизме (снохождении), просоночных состояниях и патологическом опьянении.
Особые состояния сознания (М. О. Гуревич, 1949), по своему характеру пароксизмальные, проявляются поверхностным изменением сознания с признаками деперсонализации и дереализации, не сопровождаются амнезией, часто сочетаются с другими признаками последствий органических заболеваний головного мозга. Их, как и абсанс, не следует относить к сумеречным состояниям. Среди расстройств сознания они занимают особое место.
Мы считаем целесообразным выделить особую форму состояния измененного сознания: состояние так называемого психологического либо психопатологического отключения - «эффект (синдром) отсутствия». Имеется в виду временное выключение человека из реальной
ситуации (при сохранении способности осознавания окружающего) вследствие поглощенности какими-либо переживаниями. «Эффект отсутствия» может быть непсихотическим (поглощенность сверхценными переживаниями) и психотическим (поглощенность галлюцинаторными и бредовыми переживаниями), частичным и полным, колеблющимся и устойчивым, кратковременным и длительным. Из подобного состояния без значительных усилий, особенно при непсихотическом типе «отсутствия», человека удается вернуть к реальности с последующей нормальной или болезненной оценкой состояния.
Некоторые виды нарушения сознания и особенность внешнего поведения больных Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова (1981) попытались объяснить с точки зрения функциональной асимметрии головного мозга. Авторы отметили, что при поражениях правого полушария у правшей обнаруживается тенденция к замедлению движений и снижению двигательной активности в пароксизмах с переживаниями «уже виденного», «никогда не виденного», дереализации и деперсонализации. По мнению данных авторов, это свидетельствует о том, что при онейроидных состояниях поведение не отражает содержания сознания, оно не информативно, диссоциирует с переживаниями, сочетается с измененным восприятием пространства и времени. При поражениях левого полушария у правшей двигательная активность сохраняется или даже усиливается (например, при психомоторных припадках), поведение адекватно отражает чувственное содержание сознания, то есть соответствует психопатологическим переживаниям, определяется ими. Так, в сумеречном состоянии движения четкие и координированные, галлюцинации проецируются и двигательная активность осуществляется в конкретном времени и пространстве.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Эмоции – это переживание человеком своего личного, субъективного отношения к окружающей действительности и к самому себе; они выражают степень удовлетворения или неудовлетворения тех или иных потребностей личности.
Формирование эмоций происходит вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой.
Различают эмоции:
- Низшие биологические (протопатические);
- Высшие (эпикритические)
Протопатические эмоции – филогенетически более древние; связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей (голод, жажда, половое влечение)
Эпикритические эмоции – филогенетически более молодые; вязаны с удовлетворением или неудовлетворением духовных потребностей (социальных, нравственных, эстетических, познавательных и т.д.).
По чувственной окраске выделяют эмоции:
- Положительные (приятного чувственного тона – радость, удовлетворение, воодушевление);
- Отрицательные (неприятного чувственного тона – тревога, гнев, раздражение, огорчение)
- Нейтральные («…мне грустно и легко, печаль моя светла…»);
- Задержанные (в силу определенных причин, чаще социальных человек вынужден подавлять те или иные чувства);
- Стенические (это состояние повышенного тонуса, направлено на активную деятельность и достижение цели);
- Астенические (это состояние подавленной активности, отражают слабую мотивацию на достижение цели; отказ от борьбы).
Эмоции неотъемлемы от других психических процессов.
Индикаторы эмоционального состояния личности:
Психофизиологические (частота пульса, дыхания, температура тела, А/Д, перистальтика, сон, аппетит);
Биохимические;
Особенности моторики (пантомимика) выражения лица (мимика), голоса (вокальная мимика).
Функция эмоций.
· сигнальная (общая оценка ситуации);
· коммуникативная – любое взаимодействие с другими людьми сопровождается той или иной эмоцией (удовольствие - неудовольствие, радость – горе и т.п.);
· формирование поведения (контроль совести).
Выражение эмоций сопровождается тремя компонентами:
1. Физиологический (колебания А/Д, температуры тела, пульса и т.д.);
2. Психический (переживание радости, горя, огорчения, тревоги, печаль и т.д.);
3. Поведенческий (мимика, пантомимика, вокальная мимика и действия – ступор, бегство, борьба и т.п.).
Выделяют:
эмоциональные реакции
состояния
свойства.
Эмоциональные реакции – непосредственное переживание определенной ситуации на данный момент.
Например: испуг при внезапно ярком свете, радость при неожиданной встрече.
Эмоциональные реакции (по силе):
Умеренные;
Сильные.
Поддаются контролю и воле личности:
Подавляются;
Проявляются в зависимости от ситуации (кроме аффекта).
Чувства - сложный вид устойчивого эмоционального отношения личности к различным сторонам деятельности.
Виды чувств:
Интеллектуальные (вдохновение, любознательность, удивление, сомнение);
Эстетические (любовь к музыке и т.п., восхищение природой и т.п.);
Нравственные (любовь, дружба, сопереживание, чувство долга).
Эмоциональные состояния - длительные, устойчивые эмоции, проходящие с изменением нервно-психического тонуса человека; они согласовывают потребности и устремления личности в его возможностях на данный момент; оказывают влияние на поведение.
Настроение – частный случай эмоционального состояния, зависит от многих причин (осознаваемых и/или неосознаваемых).
Настроение:
· Устойчивое;
· Неустойчивое.
Эмоциональные свойства – характеризуют индивидуальные особенности эмоционального реагирования личности в определенной ситуации (тревожность, мнительность, впечатлительность, эмпатия, эмоциональная холодность и т.п.).
К эмоциям также относят:
· Страсть;
· Аффект.
Страсть – длительное достаточно выраженное и напряженное эмоциональное отношение, направленное на определенный объект или вид деятельности.
«Страсть – большая сила, поэтому так важно на что она направляется…
Страсть может быть пагубной, даже роковой, но именно поэтому она может быть и великой»
(С.Л. Рубинштейн, 1984).
Страсть – это всегда единство эмоциональных и волевых компонентов.
Аффект – кратковременная, большей силы эмоциональная реакция; быстро овладевает личностью, сопровождается нарушением контроля над своим поведением.
Виды аффекта:
· Физиологический;
· Патологический.
Физиологический аффект – кратковременная, сильная эмоциональная реакция, возникающая под воздействием внешних факторов; не сопровождается помрачением сознания.
Проявления физиологического аффекта:
Радость;
Угнетенность;
Варианты физиологического аффекта:
· Астенический – сопровождается снижением настроения и понижением общего жизненного тонуса.
· Стенические – сопровождается повышением жизненного тонуса, ощущением собственной силы.
Патологический аффект – состояние кратковременного психического расстройства, которое возникает в ответ на интенсивную психическую травму.
Стадии развития патологического аффекта:
- Подготовительная – нарастет эмоциональное напряжение и сужается поле осознаваемого; воспринимается лишь то, что значимо в плане психотравмы.
- Взрыв – глубокое (сумеречное) помрачение сознания; аффект выливается в агрессивное действие по типу сложных автоматизмов; возможны иллюзии, галлюцинации, содержание которых отражает психотравму; появляется соматовегетативный комплекс.
- Заключительная (исходная) – глубокий сон с последующей астенией и полной или частичной амнезией.
РАССТРОЙСТВА ЭМОЦИЙ
I. Симптомы и синдромы повышенного настроения.
II. Симптомы и синдромы пониженного настроения.
III.Симптомы повышенной эмоциональной возбудимости.
IV.Симптомы пониженной эмоциональной возбудимости.
V. Извращение аффективности.
I. Симптомы повышенного настроения.
· Гипертимия;
· Эйфория;
· Экстаз;
· Мория («глупость»)
Гипертимия (мания, маниакальный аффект) - стойкое болезненное повышение настроения.
Вне болезни это яркие, положительные эмоции (радость, восторг, веселье).
Гипертимия как болезненное состояние характеризуется:
Стойкостью (дни, месяцы);
Неоправданный оптимизм и ощущение счастья;
Энергичность и инициативность;
Отрицательные события не снижают радостного настроения.
Гипертимия – проявление маниакального синдрома.
Маниакальная триада:
· Приподнятое настроение;
· Ускорение ассоциативного процесса;
· Двигательное возбуждение.
Дополнительные имптомы:
· Гиперметаморфоз внимания;
· Улучшение кратковременной памяти;
· Переоценка своих возможностей и способностей, своей роли;
· Усиление полового влечения
Эйфория – повышенное, беззаботное настроение, благодушие, сочетающееся с беспечностью.
Экстаз (исступленное восхищение) - переживание восторга, которое может сопровождаться расстройством сознания, с нарушением контакта с окружающими.
Мория – непродуктивное возбуждение, сопровождающееся дурашливым, беспечным лепетанием, расторможенностью, циничными шутками, возможностью аморальных поступков; всегда имеют место симптомы интеллектуального снижения.
II. Симптомы пониженного настроения.
· Гипотимия;
· Дисфория;
· Тревога.
Гипотимия – стойкое болезненное понижение настроения.
Вне болезни это печаль, тоска, подавленность.
Гипотимия как болезненное состояние характеризуется:
Стойкостью;
Выраженное чувство тоски;
Писсиместическая оценка настоящего и будущего;
Неспособность испытывать радость (человека ничего не может развеселить).
Формы гипотимии:
От грусти и пессимизма до витальной (предсердечной) тоски.
Встречается:
При обострении психических заболеваний;
Тяжелой соматической патологии;
Онкологии;
Входит в структуру:
· Депрессивного синдрома;
· Обсессивно-фобического;
· Ипохондрического;
· Дисморфоманического.
Дисфория (эксплозивность) – внезапно возникающие приступа гнева, злобы, раздражения. Недовольства окружающими и собой; больные способны на жестокие, агрессивные действия, циничные оскорбления, грубый сарказм и издевательства; на высоте ярости – возможны противоправные поступки.
Течение пароксизмальное.
Длительность от нескольких часов до нескольких суток.
Встречается при:
· Эпилепсии;
· Органическом поражении ЦНС;
· Абстиненциях любого генеза.
Тревога – переживание неопределенной опасности; эмоция, связанная с потребностью в безопасности.
Амбивалентность – одновременное сосуществование взаимоисключающих эмоций.
Амбитендентность - дезорганизованное поведение, не приводящее к противоречивым и непоследовательным действиям; обусловлено амбивалентностью.
Апатия – отсутствие или резкое снижение выраженности эмоций; равнодушие, безразличие.
Относятся к негативным симптомам.
Апатия при шизофрении нарастает, вплоть до эмоциональной тупости (нивелировка эмоций).
Нарушение динамики эмоций.
Эмоциональная лабильность – это расстройство эмоций в виде их чрезвычайной подвижности и неустойчивости.
Слабодушие (эмоциональная слабость) – вариант эмоциональной лабильности, потерей способности контролировать внешнее проявление эмоций.
Эмоциональная ригидность – расстройство эмоций в виде их тугоподвижности, застреваемостью, склонностью к длительному переживанию какого-либо чувства (чаще неприятного). Это злопамятность, упрямство, упорство.
СИНДРОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
Депрессивный синдром | Маниакальный синдром | Апатико-абулический синдром |
Депрессивная триада:
| Маниакальная триада:
| Преобладают безразличие, равнодушие. Темп речи обычный, при общей пассивности движения затруднены. |
Пониженная самооценка, пессимизм. | Завышенная самооценка, оптимизм, стремление похвастаться | Безразличное или эйфоричное отношение к себе. |
Бред самообвинения, самоуничижения, ипохондрический | Сверхценные идеи или бред величия | Бредовые идеи отсутствуют или не соответствуют настроению |
Подавление влечений: снижение аппетита, снижение либидо, избегание контактов замкнутость, обесценивание жизни, стремление к суициду | Усиление влечений: повышение аппетита. гиперсексуальность, стремление к общению, потребность оказывать помощь окружающим, альтруизм | Обычная выраженность влечений: нормальный аппетит, отсутствие контроля за поведением (в том числе сексуальным) отсутствие потребности в общении. |
Расстройства сна: уменьшение продолжительности, раннее пробуждение, отсутствие чувства сна | Расстройства сна: сокращение продолжительности сна, не вызывающее чувство усталости | Сон не нарушен, часто больные проводят в постели весь день |
Соматические расстройства: сухость кожи, снижение её тургора, ломкость волос и ногтей, отсутствие слез, запор, тахикардия и повышение артериального давления, расширение зрачка (медриаз), снижение массы тела | Соматические расстройства не характерны. Больные жалоб не предъявляют, выглядят молодо. Повышение АД соответствует высокой активности больных. Масса тела часто повышается, потери её бывает только при выраженном психомоторном возбуждении. | Соматическое благополучие, отсутствие жалоб. У больных часто увеличивается масса тела из-за того, что они мало двигаются и едят без ограничений. |