Выплаты при усыновлении ребенка инвалида. Родители выбирают необычных детей
Готовы ли россияне усыновить «особенного ребенка» и почему растет интерес к малышам с синдромом Дауна, рассуждает эксперт по усыновлению Галина Семья.
О том, как изменилась ситуация с усыновлением детей-инвалидов за последние годы в рамках проекта «Все включены!» «Росбалту» рассказала доктор психологических наук, эксперт в вопросах усыновления, сопредседатель экспертного совета комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Координационного совета при президенте Российской Федерации по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», руководитель рабочей группы «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» Галина Семья.
— Галина Владимировна, за последние годы законодательство в сфере усыновления претерпело кардинальные изменения. Как это сказалось на практике?
— Статистику интересно смотреть с 2007 года. Это такая точка отсчета. Тогда впервые семейное устройство детей-сирот попало в фокус внимания первых лиц страны. Это было знаменитое послание президента губернаторам и правительству РФ (кажется, 2005 год): сократить число детей-сирот в организациях, найти механизм за счет семейного устройства. Это все подкрепилось — такого раньше не было — как изменением законодательства, так и финансовой поддержкой с федерального уровня. До этого момента ни о каких деньгах, которые шли бы в регионы, разговора не было — семейное устройство сирот всегда было расходной статьей регионов.
Когда с федерального уровня пошли деньги, губернаторов заставили подписать соглашение, поднять выплаты на содержание ребенка до 4 тысяч в месяц, размер вознаграждения родителям — до 2,5 тысяч. Пошли субвенции и субсидии из федерального бюджета в регионы. Речь шла о достаточно больших суммах, поскольку была введена единовременная выплата всем, кто брал детей на любую форму семейного устройства (10 тыс. рублей — с индексацией).
— Иными словами, государственная политика нацелилась на развитие института приемной семьи.
— Да. Получая эти деньги, регионы сами стали развивать систему стимулирования кандидатов и поддержки замещающих семей. Кто-то существенно увеличил размер единовременной выплаты. Например, Калининград поднял эту сумму до 600 тыс. рублей — при усыновлении.
Да, основной акцент делали именно на усыновлении. Этот институт в России всегда развивался не слишком активно. Дело в том, что есть другая форма — опека и попечительство, при которой ребенок не теряет своих прав на жилье, поступление в вуз. Как только вы усыновили — все, государство становится в позицию контролирующего.
Чтобы институт усыновления развивался, регионы за счет бюджета стали увеличивать единовременные выплаты. Некоторые стали платить усыновителям пособия. Например, Белгородский регион установил ежемесячную выплату в размере 50% той суммы, которая тратится на содержание ребенка в детском доме. Давали служебные квартиры, если жилищные условия не позволяли взять ребенка.
Все это заработало еще и потому, что в отчетность губернаторов ввели показатель, связанный с семейным устройством детей-сирот.
В результате, с 2007 по 2012 год произошел резкий скачок устройства детей в семьи.
Тогда же регионы стали вводить свои собственные небольшие добавки — 100-200 рублей в месяц для тех, кто взял из приюта ребенка-инвалида.
— Небольшие деньги, хочу заметить. А что произошло потом?
— В 2012 году выходит «закон Димы Яковлева» и одновременно указ президента об упрощении процедуры усыновления. В этом же году, 1 июня, утверждается Национальная стратегия действий в интересах детей.
В результате существенно увеличивается единовременная выплата: с 10 тысяч (13 тысяч к 2012 году с учетом инфляции) до 100 тысяч, если вы берете ребенка-инвалида.
Упрощается процедура семейного устройства. Это означает отказ от жестких требований к жилью, доходам, удлинение срока действия различных справок. В 2013 году создается рабочая группа в Госдуме, которую возглавляет Неверов. Туда входят депутаты от разных фракций, большое количество экспертов и НКО.
Заседали долго, криков было много, общественники тут же вытаскивали на поверхность все случаи, когда закон не работал или работал не так. Хочу сказать, что такой продуктивной работы я не видела никогда. За два года было принято около 40 поправок. Причем, если поправка не срабатывала, ее корректировали.
Например, Минздрав составил список тех, кто не может взять детей на воспитание. Туда попали семьи, в которых есть ВИЧ-инфицированные. Получилось, что, взяв ребенка с ВИЧ, взять второго — с таким же диагнозом — вы уже не могли. Где-то в июне пошли первые сигналы, и уже к сентябрю — октябрю необходимые поправки были внесены.
Как раз тогда, когда единовременные выплаты подняли до 100 тысяч, регионы вступили со своим бюджетом, чтобы усилить эту позицию. Есть регионы, например, Краснодарский край, которые в течение трех лет платят по 250 тысяч за усыновление ребенка-инвалида. Конечно, самая большая выплата на Сахалине: за усыновление ребенка-инвалида, проживающего в регионе, платят миллион рублей.
В Московской области в приемной семье, которая берет ребенка-инвалида, каждый из родителей получает вознаграждение в размере 25 тысяч рублей в месяц (регулярно). Чуть больше 20 тысяч — это пособие на содержание ребенка. Причем, если в других регионах за второго ребенка-инвалида добавляют сравнительно небольшую сумму, то в Подмосковье вы получаете ровно такую же — на каждого взятого из приюта ребенка с инвалидностью. Когда в области эту меру ввели, у них в 2,5 раза за год выросло устройство детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Москва запустила пилотный проект по выделению приемным семьям квартир. Так, если вы берете пять детей, и из них трое — инвалиды, вам предоставляется служебная квартира. Если в течение 10 лет вы сотрудничаете, воспитываете детей, получаете услуги по сопровождению, то по истечении этого срока город предоставляет вам свое собственное жилье — по нормам. Любой гражданин мог стать участником проекта. Сейчас его планируют расширять. Насколько мне известно, речь идет уже о 100 квартирах.
Московская область ввела у себя нечто подобное. Проект называется «Семейный городок», в котором квартиры предоставляются приемным семьям, воспитывающим в том числе детей с инвалидностью.
— Каких результатов добились в итоге?
— Детей стали активно стали разбирать в семьи. На малышей стоят очереди. Белокурых и голубоглазых — классика жанра — уже не найти. Сейчас в региональном банке данных остались: 70% — дети подросткового возраста, 25% — дети-инвалиды.
За это время произошло еще две революции. В частности, из Семейного кодекса исчез пункт «определение в организацию для детей-сирот» как форма устройства. Раньше детский дом был альтернативой опеке или усыновлению. Сейчас, согласно закону, приют — лишь временная мера. Определив его в детский дом, рано ставить точку. Понятно, что сразу всех мы не устроим, но этот пункт принципиально изменил все. В первую очередь, направление деятельности организаций для детей-сирот. Они никогда активно не занимались семейным устройством, теперь же обязаны это делать. То, сколько времени находится ребенок в приюте — один из новых показателей работы детских домов. Это в том числе относится к детским домам — интернатам (ДДИ), где живут очень сложные дети.
Вторую революцию произвело постановление правительства РФ № 481, которое связано с требованием о создании условий, приближенных к семейным, в организациях для детей-сирот, с выводом детей на обучение вне учреждения. В Москве в прошлом году все дети, включая воспитанников ДДИ, ушли учиться в систему образования. В регионах для многих ДДИ это стало открытием. Москва сделала следующим образом: если ребенок не может ходить в школу, ему организуют «надомное» обучение. То есть, для разных категорий детей можно найти разные формы включения их в образовательный процесс. Они все должны получать образование, по возможности — вне интернатов.
— А как меняется сегодня формат сиротских учреждений?
— Детские дома переименовывают в центры содействия семейному устройству, школы-интернаты закрываются. У нас много регионов, где нет уже ни одной. Интернаты для сложных детей объединяют с обычными детскими домами, пытаясь таким образом сделать так, чтобы дети-инвалиды не были изолированными. Эти дети показывают потрясающие успехи в социализации и развитии, когда идут в обычную среду. Если посмотреть на начало 2015 года, у нас было 270 коррекционных детских домов и школ интернатов, в которых воспитывалось 21,5 тыс. детей-сирот с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. В обычных детских домах на тот момент воспитывалось 8,6 тыс. детей-инвалидов.
— Не кажется ли вам, что все это — временный эффект?
— Конечно, когда идет изменение политики, вливание денег, мы видим всплеск. Но рано или поздно он затихает. Чтобы не потерять темпы, нужно придумывать что-то новое. Сейчас это создание института профессиональной семьи. Это то, что в законодательстве будет называться «социальное воспитание». Это поправки в Семейный, и главное — в Трудовой кодекс. Правда, пока чиновникам из Минтруда пока не очень понятно, что является предметом труда. Это и тормозит процесс.
Речь идет о том, что регион, если ему это нужно, может по трудовому договору нанимать социальных воспитателей — семью. У нас приемные и патронатные родители заключают гражданско-правовой договор. Здесь речь идет именно о трудовом, что влечет за собой все трудовые обязательства — отпуск, больничный, стаж, пенсия. Регион будет сам определять, для какой категории детей ему нужны социальные воспитатели. Это, конечно, дети-инвалиды, подростки, дети-сиблинги. То есть, как только вы выявили ребенка, его сразу же можно будет передать на воспитание в такую подготовленную семью, минуя детский дом.
Схема такая: в начале устанавливается опека или попечительство над ребенком, то есть, семья 24 часа в сутки является опекунами этого ребенка. В дополнение к этому она заключает трудовой договор о том, что родители будут реализовывать специальную программу реабилитации ребенка. За это они будут получать зарплату. У них будет отпуск, который будет компенсироваться деньгами, они смогут оформить больничный и так далее. Они работают 8 часов в сутки, все остальное время они — опекуны, поэтому никаких разговоров о переработках в воскресные дни (то, на что наткнулась Белоруссия, реализуя у себя похожую схему), не будет.
При этом если вы больше не хотите «работать», вы можете отказаться от трудового договора, и по-прежнему оставаться просто опекунами.
— Я знаю, что существует школа приемных родителей, через которую проходят все кандидаты. К тому, чтобы взять в семью ребенка с инвалидностью там готовят как-то по-особому?
— Для семей, которые готовы взять ребенка с инвалидностью, важна специальная подготовка. Поэтому сейчас Минобр разрабатывает рекомендации по дополнительному модулю в рамках школы приемных родителей. Я сейчас не готова сказать, каким будет объем этого модуля, вместо чего-то он будет идти или дополнительно. Все это мы узнаем уже в конце года.
С 2012 до 2014 года численность детей в банке данных сократилось на 31%, при этом, число детей с инвалидностью увеличилось на 60%. У нас очень мощно инвалидизируется банк данных, поскольку таких детей устроить в семьи сложнее всего.
Кстати, очень хорошо «разбирают», если можно употребить такое слово, детей с синдромом Дауна. Во многом это происходит благодаря хорошей работе Даунсайд Ап, который оказывает помощь таким семьям. Кроме того, очень важно, что те медийные лица, у которых свои дети с синдромом Дауна, не отказываются от них, не стесняются их. Очевидно, это тоже имеет свой эффект.
— И все же, несмотря на серьезную подготовку, нередко родители не справляются, и дети вновь оказываются в приютах…
— Да, по результатам 2015 года возврат слегка вырос. Это очень настораживающий фактор. Причем, каждый четвертый родитель, который вернул ребенка, прошел школу приемных родителей. Почему это произошло, нужно разбираться. Возможно, дело в том, что не в полную силу пока работает служба сопровождения. Она пока тоже добровольная.
— Как вы считаете, то, что в банке данных растет доля инвалидов, как-то связано с «законом Димы Яковлева»?
— Про этот закон уже можно забыть. Он, конечно, имеет свою моральную сторону. Но в то же время именно он стал катализатором тех процессов, которые начали происходить здесь, в России.
Усыновители начали брать инвалидов. Конечно, многие не справляются. Но это еще не означает, что они их возвращают, хотя приходится сложно. Плохо другое. На мой взгляд, благодаря сильной поддержке со стороны государства у некоторых семей начала формироваться иждивенческая позиция. Выплаты большие, детей взяли, в руках оказались хорошие деньги, возросли аппетиты — оформить ипотеку, взять в кредит машину получше. А нужно ведь и детей содержать. И вот многие приходят и говорят: «А дайте нам еще детей-инвалидов, нам нужно гасить кредит».
А некоторые говорят: «Не хотите делать того, о чем я прошу — я отдам ребенка». В таких случаях я всегда говорю — отдавайте!
Вот это иждивенчество и наглость стали проявляться, особенно в спецпроектах, где сулят немалые деньги.
Выход — социальное сопровождение, усиление контроля и дотошный отбор кандидатов. Мы уже несколько лет бьемся за то, чтобы ввести обязательное психологическое обследование.
А то ведь как удобно взять детей, например, с расстройством аутического спектра, которые ничего не скажут, и предъявлять их в случае проверки.
— С нового года материнский капитал разрешили тратить на реабилитацию детей-инвалидов. Поможет ли это сократить число отказов?
— Думаю, да, процент отказов сократится. У нас есть определенный процент родителей, которые вынуждены сдавать детей государству только потому, что нет денег. Ведь дети-инвалиды — это намного сложнее, чем обычные, здоровые.
Чем мы в этом отношении отличаемся от Штатов? Мы быстрее устраиваем детей в семьи — у них это очень сложный и длительный процесс. Но там вообще крайне мало детей-инвалидов в системе, потому что поддержка семей с детьми-инвалидами очень сильная. А у нас, увы, нет. То есть, с этим нам тоже придется поработать.
Фото - фотобанк Лори
Здравствуйте.
Согласно п. 1 ст. 127 Семейного кодекса РФ усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением, в частности, лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.
К таким заболеваниям относятся, в том числе, все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность (Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 N 542).
Таким образом, если у вас нет заболеваний, приведших к инвалидности II группы и исключающих трудоспособность, вы можете быть усыновителем.
Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка.
В заявлении об усыновлении должны быть указаны:
фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;
фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер;
обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства;
просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.
К заявлению об усыновлении должны быть приложены:
1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;
2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.
Перед обращением в суд вам необходимо подать в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:
1) краткая автобиография;
2) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
3) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
4) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
5) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
6) копия свидетельства о браке (если состоят в браке) (п. 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 N 275).
Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители может быть обжалован в Минобрнауки или в суд.
Зачем усыновлять ребенка? Что чувствуют дети, от которых отказались и приемные родители? Кто усыновляет детей-инвалидов? Интервью со специалистом службы подготовки и сопровождения приемных семей.
Татьяна Дорофеева, специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей. Фото с сайта aquaviva.ru
В Санкт-Петербурге всего 4 школы приемных родителей, однако специалисты говорят, что и это уже хорошо, так как специалистов в этой области сравнительно немного. О том, как специалисты работают с мотивациями кандидатов в приемные родители и о других нюансах рассказывает ведущий специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей Северо-Западного благотворительного фонда помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Дети ждут» Татьяна Дорофеева.
– Чем меньше времени тратится на обучение приемных родителей, тем разнообразнее могут быть результаты. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга определяет максимальный срок обучения, а также срок с момента подачи человеком заявления в органы опеки и попечительства, в течение которого он должен обратиться и в школу приемных родителей.
Но с момента обращения в школу приемных родителей может пройти и год, прежде чем человек возьмет ребенка. Это похоже на беременность. Срок подготовки кандидата – от полугода до 9 месяцев. Как бы ни хотел человек взять приемного ребенка, у него должно образоваться пространство, куда этот ребенок может поместиться – и в эмоциональном, и в социальном плане.
Например, люди должны подумать, как они будут работать – ведь ребенок очень сильно изменит их образ жизни. Эмоциональное состояние приемных родителей тоже не должно мешать адаптации ребенка. Так что школа приемных родителей – это для них процесс изучения самих себя.
У нас проводится психологическое консультирование. Если кандидат нуждается в психотерапевтической работе, то проводится и она. Это касается людей, переживающих утраты – либо смерть родственников, либо смену места жительства, и людей, имеющих другие серьезные психологические нарушения, например, ненормативно протекающие возрастные кризисы. Но для психотерапии должен быть запрос – человек должен быть к ней готов. Если в процессе психологического консультирования семьи в ней выявляется человек с некоторыми трудностями, готовый работать, то психотерапия возможна.
– Смена места жительства – это тоже утрата?
– Люди иногда с трудом адаптируются на новом месте, и усыновление ребенка может стать способом избавиться от одиночества. Даже если переезжает семья, то ей нужен новый круг знакомств, новые занятия.
– А такая мотивация, как попытка пережить таким образом какую-то утрату – это плохо?
– Попытка замены – это не конструктивная мотивация. Замена разрушительна и для ребенка, и для приемного родителя. У приемного родителя в таком случае нет сил на то, чтобы услышать реальные потребности конкретного ребенка – он слышит в основном свои нужды. И тогда он не эффективный родитель – рассеянный, невнимательный, напряженный. Он хочет быть очень хорошим родителем, но у него на это нет ресурсов.
Есть еще такой миф у кандидатов в приемные родители: якобы хорошо, когда ребенок – сирота, у которого родители погибли, например, в автокатастрофе, что в таком случае он будет лучше адаптироваться в приемной семье. Но это самые тяжелые детки, потому что они очень любили своих кровных родителей, и когда они попадают в приемную семью, им долго никто не нужен. Таких детей мало в сиротских учреждениях, чаще их берут к себе другие члены их кровной семьи.
Созидательная, конструктивная мотивация – это когда кто-то хочет не взять, а отдать, когда кто-то хочет помочь ребенку. Например, некоторые мамочки сидят дома и готовы воспитывать много детей – им это нравится, у них это получается. Или когда муж и жена между собой хорошо ладят, но своих биологических детей иметь не могут, а хотят испытать родительские чувства, хотят растить ребенка.
Мы говорим родителям: «Ребенок – это отдельное существо, которое вам не принадлежит полностью, он вам дается на время». Родители сами проходят предварительные тесты на предполагаемый тип воспитания, а результаты этого тестирования мы потом с ними обсуждаем индивидуально – так они понимают свои тонкие места.
– Есть случаи, когда бездетные пары приходят в школу приемных родителей и после психологической или психотерапевтической работы у них появляются свои биологические дети. Такие пары все-таки берут и приемных детей? Или отказываются от этого намерения?
– Да, у нас после каждого тренинга случаются беременности. Потому что снимаются тревоги, люди начинают больше обдумывать свою жизнь. И мы поддерживаем любые положительные изменения. Иногда в таких случаях люди отказываются от намерения взять приемного ребенка, но это тоже хороший результат – ведь у них появился свой ребенок.
Однако тема детей-сирот многих из них не перестает волновать, такие пары – очень хорошие волонтеры, они помогают детям адресно, конкретно, не ожидая от детей благодарности. Некоторые из них потом берут и приемных детей – через несколько лет, когда уже подрастут и их кровные.
– Вы формулируете основные задачи вашей школы?
– Задача наших кандидатов: научиться строить долгосрочные принимающие честные отношения в семье, в том числе и с ребенком. У нас есть принципы, на которых мы строим обучение – то, как мы понимаем гармоничное воспитание ребенка. Эти принципы основаны на гуманистическом подходе к развитию личности.
Во-первых, это принцип надежды – то, что в человеке уже заложено все, что в нем есть замечательного. Никто не может никого кардинально переделать, мы только можем поспособствовать проявлению тех или иных черт и сочетать их со своими чертами. В каждом человеке есть нечто драгоценное. И родителей, и детей мы настраиваем на то, чтобы изучить себя и найти свои сильные и слабые стороны, научиться объяснять другим про свои слабые стороны, а сильные стороны выращивать и сочетать их с миром.
Никакой доктор не покажет пальцем – вот это хорошо, а это плохо, это придется изучать самим. Со специалистами можно проконсультироваться, но работать придется самим.
Во-вторых, это принцип баланса в мире . Мы исходим не из абсолютных понятий о добре и зле, а из конкретных семейных правил, и говорим о том, что равное количество внимания надо уделять четырем аспектам личности: психологическому, биологическому, духовному и социальному.
То есть родители должны заботиться об эмоциях ребенка, о его внутреннем мире, о его общении с другими людьми, о его играх или другой деятельности, о его здоровье. И так же они должны обращать внимание на эти аспекты своей жизни. То есть это личностно ориентированный подход.
И в-третьих, принцип семьи, как системы . Семья – это динамическое образование, которое живет своей жизнью, но на которое влияют внешние факторы. У некоторых родителей есть представление о том, что когда-то наступит некая стабильность, какой-то покой наступит. Мы развенчиваем этот миф – я сразу говорю приходящим к нам кандидатам: «Вы сегодня выходите из зоны комфорта». Потому, что на самом деле всегда есть динамика, всегда что-то происходит. Вообще с любым человеком всегда что-то происходит.
А здоровая предсказуемость появляется, когда есть конкретика: с одной стороны, что-то происходит, с другой стороны, у нас есть выработанный тип поведения. И что бы в семье ни случилось, все подлежит рассмотрению, из всего можно сделать какие-то полезные выводы.
– Вы считаете, что семейные отношения нельзя рассматривать сквозь призму чьей-то вины?
– Да, мы не ищем виноватых, мы рассматриваем ситуацию, смотрим, что каждый может сделать для того, чтобы ее исправить или как-то разрешить. Конечно, мы пытаемся понять причины происходящего, но главная причина проблемы: кто-то кого-то не понял, есть неправильное послание.
Есть такой расхожий термин – «зеленая лампочка»: кто-то что-то сделал, а у нас в сознании «загорелась зеленая лампочка», то есть мы придумали объяснение поступку другого человека, которое вообще никак не связано с его мотивами. Поэтому мы стараемся добиться того, чтобы послания людей были понятными, чтобы люди научились не думать за других.
Ко мне или к другим специалистам нашей школы может обратиться любой член семьи с просьбой поговорить – не дать совет, а именно поговорить. Почему я за долгосрочные и искренние отношения? Если что-то происходит, я настраиваю и родителей, и детей говорить об этом – что мы чувствуем, что мы будем с этими чувствами делать, как мы будем их проявлять.
– Разве это не очевидно, что нужно говорить об этом?
– Это не очевидно. Бывают долгосрочные, но неискренние семейные отношения. У нас большинство людей не умеют осознавать свои чувства. Есть такой термин в психологии – алекситимия. Это когда человек чувствует, но выразить свои чувства словами не может, и, соответственно, ему трудно понять, что чувствует другой человек. То есть это такая зацикленность на себе. Потому сейчас так много тренингов развития эмоционального интеллекта.
– Но ведь и человек, который говорит о своих чувствах, может быть зацикленным на себе.
– Конечно. И если мы узнаем это о ком-то из наших кандидатов, мы обращаем его внимание на это, выясняем, почему он говорит только о себе и не может слушать других. Но основная проблема детей – то, что они не осознают и не могут выразить свои чувства. И взрослый должен, во-первых, подавать пример ребенку, во-вторых, давать ему понять, что он примет его с любыми эмоциями и будет ему помогать с ними что-то делать.
Например, ребенок может сказать: «Я злой». Взрослый говорит ему: «Давай подумаем, откуда эта злость взялась, что с ней делать, как ее выразить так, чтобы никому не было больно».
Мы не делаем принципиальной разницы между семьей обычной, где есть родители и их кровные дети, и семьей, где есть приемные дети. Но наши кандидаты получают дополнительные знания об особенностях приемных детей, о том, чем приемный ребенок будет отличаться от их кровного. И кандидаты получают возможность измерить свои ресурсы, подумать, смогут ли они адаптировать этого ребенка.
Приемный ребенок гораздо хуже осознает свои эмоции и потребности. Из-за этого у него нарушено поведение, из-за этого он может подвергать свою жизнь опасности, из-за этого ему страшно, из-за этого он меняет всю жизнь семьи. У меня самой есть приемный ребенок, я стараюсь ему помогать. Мои кровные дети спрашивают: «А когда-то будет получше?» Я отвечаю: «Не знаю. Он может так, как может».
– К вам приходят и люди, которые не просто захотели взять какого-то ребенка из детского дома, а у которых уже есть история отношений с конкретным ребенком.
– Бывает. Мы изучаем историю этих отношений. Если позволяют условия, я знакомлюсь с ребеночком, с персоналом учреждения, где он находится. Мы смотрим на ситуацию и решаем, как поступить наилучшим образом в интересах ребенка.
Если обратившийся к нам взрослый почему-то все-таки не может стать приемным родителем этого ребенка, то он может стать его помощником – тьютором, волонтером… И параллельно для этого ребенка все-таки будет подыскиваться семья. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что есть какие-то универсальные схемы. Очень многое зависит от личностного роста кандидата, который происходит во время занятий в школе приемных родителей: люди либо готовы многое менять в своей жизни, либо понимают, что не готовы, и отказываются от своего намерения. И мы считаем, что это тоже хороший результат. То есть важно, чтобы отношения были минимально травматичными для ребенка и максимально понятными для взрослого.
– Что вы делаете, если к вам обращаются приемные родители, которые хотят отказаться от ребенка?
– Мы приглашаем всю семью, смотрим на ребенка, выясняем у родителей, что происходит – так, чтобы ребенок слышал. Чаще всего всплывают и какие-то позитивные истории, к этому позитиву мы обращаемся и начинаем его выращивать. Чаще всего это желание – такой крик души, и после нашей работы реального отказа может не случиться.
Даже если отказ происходит, то перед этим – месяца три мы с людьми работаем. Если это обращение было просто следствием усталости, то такая работа приносит огромную пользу ребенку, потому что его не ругают, и огромную пользу родителям, потому что их тоже не ругают, каждый член семьи получает поддержку.
Отказы все-таки бывают. Вот в прошлом году был случай, когда пара отказалась от ребенка – за три месяца мы не смогли найти ничего, чтобы их объединило. Ребенок снова оказался в сиротском учреждении, но не настолько травмированный, так как получил поддержку во время работы с нами, а взрослые осознали свои истинные мотивы и продолжают с ним общаться.
Да, для всех участников ситуации это был болезненный опыт, но он не стал для них таким разрушительным, каким мог бы быть. Я работаю и в сиротских учреждениях и могу сказать, что дети после вторичного отказа часто очень снисходительно относятся к их несостоявшимся приемным родителям, говорят: «Ну, не получилось». Им, конечно, потом очень трудно снова идти в какую-то семью, но некоторые превозмогают эту историю и идут, некоторые какое-то время не идут – и это понятно.
– Поддерживаете ли вы связь с теми, кто прошел вашу школу и уже взял приемного ребенка?
– Да, у нас предполагается полное сопровождение с момента первичного обращения к нам кандидатов до совершеннолетия ребенка. Мы обсуждаем с людьми все вопросы – и на этапе поиска ребенка, и когда люди забирают его из учреждения, и в период его адаптации. Есть сложные периоды в жизни, есть нормативные кризисы. Но у нас многие родители – люди понимающие, и они, обращаясь к нам, говорят: «Мы понимаем, что происходит, но хотим проверить, все ли так».
Наша школа работает сравнительно недавно – с марта 2015 года, и у нас уже 24 семьи, которые взяли детей. И дети очень разные – от младенцев до 16-летних подростков. И приемные родители уже не задают нам первичных вопросов, они хорошо ориентируются в ситуации.
– С подростками ведь сложнее – в том числе и потому, что у них могут сохраняться связи с биологическими родителями…
– Мы работаем с этим. Я могу поехать в любое учреждение и после согласования со специалистами этого учреждения и с родителями подростка, подписав с ними соглашение, познакомиться с молодым человеком, с ситуацией и выяснить у кандидата в приемные родители, готов ли он поддерживать ребенка в его общении с кровными родственниками.
Чаще всего люди оказываются к этому готовы – они понимают, что это история человека и уважительно к ней относятся. Для ребенка очень важно, когда его приемные родители принимают его кровных родителей. И у нас не было случаев перебежки из одного лагеря в другой.
Если ребенок сам не хочет идти в приемную семью, объясняя, что любит своих кровных маму и папу, наши кандидаты это понимают и не стараются его переубедить.
– Если к вам приходит кандидат и говорит, что хочет усыновить ребенка с инвалидностью, что тогда?
– С ним проводится индивидуальная работа. У нас уже есть несколько семей, которые взяли детей-инвалидов. Мы с ними регулярно взаимодействуем, составляем для каждого ребенка индивидуальные реабилитационные программы. И кандидату, который заявляет о желании взять именно ребенка с инвалидностью, мы предлагаем встретиться с родителями, которые уже имеют такой опыт.
Эти встречи проходят в тех формах, которые людям удобны и не нарушают их границ. Но иногда ездим и к кому-то домой, как к кандидатам, так и к уже состоявшимся приемным семьям. Говорим о возможных последствиях, смотрим на имеющиеся ресурсы. Ведь одно дело, когда дети-инвалиды маленькие и их воспитывают еще не старые люди, другое дело, когда эти дети вырастают, и родителей рядом с ними уже не оказывается. Значит, в семье должен быть кто-то, готовый их сопровождать и дальше. Поэтому, например, с одинокими женщинами, которые хотят взять детей-инвалидов, проводится особенно долгая работа по изучению их ресурсов.
– И многие пожелавшие взять ребенка-инвалида, отказываются от этого намерения после ваших тренингов?
– Как правило, только очень разумные, трезвомыслящие люди берут детей-инвалидов. Некоторые из них – уже с соответствующим опытом. Например, у нас есть женщина, у которой свой ребенок сложный, и она взяла еще и приемного с таким же диагнозом. И у них большая семья, приемный ребенок чувствует себя хорошо. Также это люди, работавшие или работающие в соответствующих учреждениях и хорошо представляющие себе проблематику.
– Среди тех, у кого нет такого опыта, но кто все-таки хочет взять ребенка-инвалида, много ли у кого мифологизированные представления о тех или иных диагнозах?
– Нет. Все-таки чаще всего на такую сложную задачу замахиваются люди знающие. Кроме родителей, уже имеющих опыт воспитания своих детей-инвалидов, это либо работники социальной сферы, либо психологи.
Да, встречаются люди, которые говорят: «Я хочу спасти…» Но на первом или втором занятии, посвященном мотивации, они понимают, что спасти они могут только себя, оценив свои реальные возможности.
Мы взращиваем в человеке принятие, смирение и умение не торопиться. При воспитании ребенка-инвалида важно понимать и принимать ситуацию, понимать темпы его развития и соблюдать свои границы – чтобы ребенок понимал, что если он сделает так, будет то и то.
Это важно с любым ребенком, но с инвалидом это должно быть выражено особенно четко, потому что, если эти границы не установлены, инвалид может дать откат назад в развитии.
Например, должно быть правило: «Нельзя бить маму». Никогда нельзя разрешать ребенку бить маму, даже если он инвалид. Какая-то определенная линия поведения у родителей должна быть – чем четче поведение родителя, чем он понятнее себя ведет, чем он надежнее, тем легче ребенку-инвалиду.
В надежной среде любому ребенку легче развиваться. На наших занятиях мы даже репетируем какие-то моменты – я изображаю разных детишек, кандидаты в приемные родители играют в свою реакцию на их поведение. В процессе игры становится понятным, насколько все это сложно даже в смоделированной ситуации.
Ребенок-инвалид тяжело переносит перемены. Поэтому мы предупреждаем, чтобы, забрав ребенка из детского дома, родители какое-то время побыли с ним дома, не ехали сразу на юг или куда-то еще. Стараемся оговорить все, что, может ухудшить адаптацию ребенка. Я всегда говорю родителям: «Можно задавать любой вопрос, даже если он кажется очень глупым». Иногда очень глупый вопрос влечет за собой очень подробный и важный ответ.
1. Я,Виктория Вагановна. Мне 34. 17.04.1985 года. Меня мать Аванова Тамара Исаковна.01.12.1950 гр. ранее были угрозы и постановочные ситуации для этой цели. Упекла в дурку. Меня насильно удерживая с ультиматумом что я не буду подавать в суд на мать. Заставляли принимать токсичные таблетки, делали не известные уколы доведя до обсцесса. После многоразовых жалоб, провели физио процедуры. Не говоря про моральный вред. Держали месяц. С 14.08.по 13.09.2019 г. сейчас живу в п.лазурном. Д.16.в съемной квартире. Я инвалид по 105. в)д)ж)з)к) м)357.325. ч.2.316.309 ч.4.301. ч.294.292. ч.1.230. ч.1.а)г).179. ч.1.ч.2.в).физ. показаниям второй не трудоспособной группы проблема с ногами, а ещё хуже стала ходить после больницы. Во время пребывания в больнице, она приходя как то просила подписать доверенность на неё но после отказа мед. Сестра сказала, что мать сказала что не хочет больше меня видеть. Уже пятый год жду, когда вернут мои вещи и коллекцию интернет сайтов. Мне ранее навязывали человека для заключения брака, я отказалась, потом навязывали человека девушку для того чтоб присматривать за мной, хотя мне положен соц. работник, благодаря чему я могу жить свободно и личной жизнью. Ее сторонники меня преследуют и оскорбляют и разглашают личную информацию и пытаются скомпромитировать. Пологаю покушение на дееспособность. Мои вещи новые и ношеные, оригиналы документов мед. заключения и копии и коллекция интернет сайтов удерживаются её невесткой, женой сына, среднего ребенка. Пытаются присвоить мою коллекцию интернет сайтов и рукопись не закончиную и личное аудио расследования с моим голосом и видео. Подала через адвоката запрос в псих больницу сказали ждать 30 дней подала обращение к губернатору. Ответили что дошло и позже что направлено зам. губернатором в МВД. Преследователи, сторонники матери, травят продукты питания которые прошу принести на возмездной основе соседей. У матери её невестки 19 детей взрослых со своими детьми и связями, сторонников иного. Думала усыновить но не думаю что теперь получиться, это навредило моим интересам. Адвокатски договор подписан был 03.10.19 сказали что не скоро но отправят запрос. Звонила 08.10.19. в соц. защиту прав инвалидов, обьяснила, сказали что попытка оформить опекунство. Звонила 10.10.19 спросить на счёт статуса запроса. Адвокату Душа Виталию. В.из компании Статус приоритет. Сказал что Тушев А.А. отправил запрос и ждёт ответ а сегодня звонила, сказали что отправили в письменной форме лишь 14.10.19.Что мне теперь делать в моей ситуации?
Спасибо.
Юрист
Кугейко А.С.,
86702 ответa,
38690 отзывов,
на сайте с 05.12.2011
1.1. Здравствуйте,
У Вас очень сложная ситуация, тем более есть адвокат,
Чего Вы ждете получить здесь?
Такие вопросы бесплатно не решаются. Личные подробные консультации у юристов сайта платные.
Желаю Вам удачи и всех благ!
2. Сейчас ребенок у меня под опекой с февраля 2019, 29 мая 2019 должна была усыновить но заседание не состоялось так как накануне стало известно что, мать подала иск о восстановлении в родительских правах. Мать хронический алкоголик, диагноз синдром зависимости, состоит на учёте с 2013 г, в сентябре 2018 очередной раз зашилась на 1 (!) Год, в сентябре 2019 ее подшивка кончается. Инвалид 1 группы по зрению, не работает получает пенсию 21500, с нее пенсионный фонд удерживает алименты на детей. Есть ещё один ребенок в отношении которого также подан иск, но этот ребенок находится в коррекционной школе, ребенок инвалид.
Наш ребенок ему сейчас 2 года с нами 4 месяца, называет нас папа и мама, свою мать и сестру в силу возраста не знает и не помнит. (Ребенка забрали в дом малютки в июне 2018, в возрасте 1,4 год)
Вопрос какие доказательства мы можем использовать в суде, что бы показать что в интересах ребенка жить с нами, какие бумаги собрать в свою пользу?
Юрист
Кирханова Д. Э.,
44 ответa,
13 отзывов,
на сайте с 10.06.2019
2.1. Здравствуйте. Сам иск еще не означает, что ее восстановят в родительских правах. Во-первых, суд будет рассматриваться с участием органов опеки и попечительства, и прокурора, которые дадут свои заключения. Опека должна проверить условия проживания, заработок и т.д. И тем более, если она состоит на учете, вряд ли ее иск удовлетворят)
3. Прошу помочь мне в определении моих Прав и Обязанностей касательно следующей ситуации. Если можно, то с упоминанием к каждому моему вопросу на номер Статьи Закона.
Предыстория:
В 2009 г. у меня случилось настоящее несчастье – родился ребенок с Синдромом Дауна и с сопутствующими этому синдрому патологиями. К сожалению, в последствии выявилась также и большая степень слабоумия (ребенок не говорит, до сих пор в памперсе, с трудом ходит, не понимает мать я ему или просто очередной работник гос. организации).
Ребенок был желанный, рожденный в браке, но его отец (мой бывший муж) сразу решил отказаться от него, да и от меня тоже (мы развелись), а также почти все врачи как «прорабатывали» меня, что «с таким ребенком у меня будет не жизнь, а сплошное испытание, ибо ребенок сложный, а не просто Даун». Еще важным фактором было то, что меня уверили в том, что ребенку, если он будет на государственном обеспечении, будут предоставлены все квоты (без очереди и ожиданий) на операции на сердце для сохранения его жизни (всего операций впоследствии было три).
Я написала Отказ от ребенка, с разрешением на его дальнейшее усыновление (другой формы просто не предложили). При этом родительских прав я не лишена. Ребенка определили в Дом малютки, затем по мере его взросления, определяли в другие гос. учреждения. Всё это время я его навещала, лежала с ним в больницах, почти уже 10 лет отслеживаю судьбу, состояние его здоровья, по мере возможностей помогаю Детскому дому игрушками, сладостями и т.д. Есть все фотографии моих визитов. Моего ребенка, за это время, так никто и не усыновил. Я никогда не отказывалась от того, что я его мама и ответственна перед ним.
Всегда была и остаюсь в контакте с Органами опеки, они мне ежегодно выдают Разрешение на посещения. К слову сказать, отец ребенка за 10 лет ни разу не появился, не навестил и даже не позвонил, чтобы узнать, как он там живет… И из Опеки ни разу его никто никаким образом не потревожил.
В итоге, на днях мне позвонила юрист детского дома и не очень внятно обозначила, без ссылки на статью и Закон, что им важно понять статус моего ребенка. Якобы их Детский Дом проверяет Прокуратура и статус моего ребенка им не понятен. Юрист предложила мне 2 варианта на выбор:
1) Платить ежемесячно алименты по Соглашению;
2) Подать на меня в Суд на лишение родительских прав и также на выплату алиментов.
Опека попросила меня написать Заявление в произвольной форме, суть которого сводилась к тому – чтобы я им объяснила, что планирую делать с ребёнком в будущем. Я пришла к ним и написала, что планирую навещать как и навещала, но дома условия и финансовое положение не позволяют забрать ребенка-инвалида к себе, воспитывать и обучать его в должной мере, как в специализированном Детском доме, где им занимаются педагоги и спец. Персонал. Плюс я сейчас беременна на 5 м месяце и у меня есть еще сын 2 х лет. Я состою в новом официальном браке. И из декрета я планирую перейти снова в декрет.
Но юристу это Заявление было не нужно, ей важно со мной заключить Соглашение на алименты. Также, юрист обозначила (не знаю насколько это правда), что отец ребенка ими найден и уже оплатил первый месяц алиментов по Соглашению. Проверять их слова не буду, ибо я с ним принципиально не общаюсь после развода.
Представители Опеки, Детского дома и их юрист мне звонят теперь очень часто, не принимая в расчет то, что я в положении. И от Государства сейчас получаю 50 руб. в месяц до наступления трёхлетия моего сына. Дохода у меня сейчас просто нет. На это мне юрист ответила, что в Соглашении мы договоримся о сумме, а если выплаты алиментов назначат по Суду, то будет высчитан средний доход по региону (Москва). Также юрист обозначила мне следующее: то, что я всё это время навещала своего ребенка и, по возможности, помогала Детскому дому - это было сугубо моё личное желание и на взыскание алиментов не влияет.
В связи со сложившейся ситуацией у меня ряд вопросов:
1) Я не против оплаты алиментов! Но должен ли быть задействованным в этом очень личном вопросе мой нынешний супруг и оплачивать алименты не на своего ребенка от моего первого брака? Меньше всего я бы хотела задействовать свою новую семью в этом вопросе, ведь ответственна только я и мой бывший муж. Но я же не работаю сейчас и ближайшие три года тоже не буду. По логике, откуда же мне брать эти деньги на выплаты алиментов?...
2) Имею ли я право знать, в объеме какой суммы конкретно мой бывший муж платит алименты нашему общему ребенку? Может ли мне эти данные предоставить Детский дом?
3) Что значит ответ юриста о том, что им важно понять «статус ребенка»? Разве за 10 лет его статус так и не определен? Я ей задала этот вопрос, но она ответила вскользь, что он будет получать больше государственных выплат, если меня лишат прав или что-то в этом роде.. Причем тут тогда статус?
4) Что будет в моем случае правильнее: заключить Соглашение или чтобы, на меня подали в Суд на выплату алиментов?
5) Могут ли через Суд на меня подать алименты сразу за три года проживания ребенком в гос. учреждении (а то и за все 10 лет?), несмотря на то, что я его навещала? И какие будут для этого основания?
6) Возможен ли вариант назначения алиментов через Суд, но без лишения родительских прав? Зачем Детскому дому меня лишать прав, когда я навещаю его, при этом понимая, что не обеспечила бы ему такого ухода как там.
7) Если меня лишат родительских прав, как это может повлиять на моих детей и выплаты льгот на них от моего нынешнего брака? Ведь эта информация доводится до МФЦ и, наверняка будет «висеть» надо мной как клеймо во всех сферах моей жизни… Так хочется сберечь тайну своей личной жизни, но в России, наверное, такое невозможно, не смотря на соответствующий Закон?
8) Этот вопрос вытекает из предыдущего: сообщают ли на работу о необходимости перечисления с моего банковского счета части суммы на р/с детского дома, как выявляют не обманываю ли я с доходом? Как вообще всё это выглядит? Ведь я никогда не сталкивалась с подобной ситуацией….
9) Если я уволюсь/сменю работу/буду безработной/стану работать на фрилансе/уеду на ПМЖ за границу – при каждой смене своего жизненного сценария в профессиональной сфере мне нужно будет докладывать об этом Опеке и гос. учреждению для перерасчета алиментов?
10) Мой «отказной» ребенок не дееспособен, означает ли это, что я буду платить алименты уже по достижению им 18 ти лет, т.е. Всю его жизнь?
11) Как остледить, что выплаченные мною деньги поступают на счет ребенка (насколько я знаю, 50% распределяются на счет Детского дома, а 50% на расчетный счет ребенка в Банке), но передо мной никто же не будет отчитываться за мною внесенные средства, или у меня есть такое право? Важно целевое расходование этих средств, а не в карман кому-нибудь!
12) Если моего ребенка переведут в другое гос. учреждение, на меня заново будут подавать в Суд на выплату алиментов/либо надо будет заключать новое Соглашение об алиментах? Как эта процедура далее действует?
13) Будет ли мой «отказной» ребенок иметь право на наследство от меня, в частности, в плане жилья, если в изначальном Постановлении от 2009 г. сказано, что ребенка (далее указаны его инициалы ФИО) по достижению им 18 ти летнего возраста необходимо обеспечить гос. жильем? Просто, я так понимаю Законы меняются и хотелось бы знать, что еще я должна, помимо алиментов ребенку, который почти 10 лет живет в гос. учреждениях?
Все эти вопросы очень важны для меня, они буквально «наболели».
С уважением, Алла, г. Москва.
Юрист
Сушков М.В.,
75851 ответ,
25403 отзывa,
на сайте с 17.07.2014
3.1. Алименты платят родители детей, . Ваш нынешний супруг к этому не имеет никакого отношения.
Сколько платит отец ребенка вы имеете право знать. В любом случае, по общему правилу, родители несут равные обязанности по содержанию своих детей. Размер может быть как в долевом отношении от заработка, ст.81 СК РФ , так и в твердой денежной сумме, ст.83 СК РФ . Проще платить по соглашению.
Насчет лишения родительских прав я оснований не вижу.
Юрист
Калашников В.В.,
188682 ответa,
61693 отзывa,
на сайте с 20.09.2013
3.2. 1. Супруга должны задействовать также.
2. Детский дом такую информацию не обязан предоставлять.
3. Статус должен быть определен. Надо у этого юриста уточнять о чем она.
4. Соглашение выгоднее, если сумма меньше прожиточного минимума в нем будет указана.
5. ПОдать могут, но суд не взыщет.
6. да, возможен. Т.к. алиментные обязательства есть вне зависимости от лишения прав (ст. 80-83 СК РФ)
7. на детей никак не повлияет.
8. не сообщат, если оплаты будут производиться
9. нужно будет
10. нет не означает.
11. это не отследить.
12. поменяется получатель алиментов
13. да, будет. Т.к прав лишают. А обязанностей по отношению к ребенку не лишают.
Юрист
Шишкин В.М.,
62653 ответa,
25534 отзывa,
на сайте с 11.02.2013
3.3. 1.Вашег о супруга не коснется, если это не его ребенок
2.Не обязан предоставлять такую информацию детдом
3.Что юрист имел ввиду надо уточнять у него. Вообще он прав - статус ребенка должен быть понятен и определен
4.Соглашение лучше
5.Шансов для взыскания немного. Но право на подачу на алименты никто не заберет
6.Да, возможно. Алименты могут взыскиваться и без лишения родительских прав
7.Не повлияет на детей
8.Смотря будут ли Вами производиться выплаты. Могут и сообщить при неоплате
9.нужно будет
10.Нет, алименты платятся до 18 летия
11.Не отследить
12 Заново не будет
13 Будет иметь право на наследство, не важно, что Вы возможно будете лишены родительских прав
ст.80-83 СК РФ.
. Последствия лишения родительских прав
1. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
3. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.
4. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
5. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
6. Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.
Открыть полный текст документа
. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.
2. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
3. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).
. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Юрист
Черепанов А. М.,
31094 ответa,
11231 отзыв,
на сайте с 28.03.2013
3.4. Здравствуйте. 1. Да ваш бывший муж тоже обязан в этом участвовать. Согласно . Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
2. Могут предоставить, а могут и нет, поскольку нет у них такой обязанности. Как договоритесь.
3. Это у юриста нужно спрашивать почему он так сказал. Но при лишении вас род. прав выплаты действительно будут выше.
4. Конечно лучше в материальном плане заключить соглашение
5. Могут подать, но взыскать смогут только за последние три года и при наличии оснований п.2
6. Да конечно возможен.
7. Да собственно никак на детей и льготы не повлияет.
8.Если исполнительный лист не передадут на работу, то никто сообщать не будет.
9.Да нужно будет см. .
10. Это возможно см.
11. К сожалению никак.
12.Нет не будут.
13. Да будет иметь право, он наследник первой очереди ст 1142 ГК РФ.
4. Ситуация следующая: Мама, не будучи замужем за отцом, В 1979 г. построила дом, при чем она брала ссуду на строительство, сама выплачивала! Вышла замуж второй раз, совместно строились только нежилые помещения, документы на дом сделала перед смертью в 2014 году, сделала все документы на отца (второго мужа, нас с братом он усыновил). после смерти мамы отец перестал с нами общаться, стал жить с другой женщиной. Меня пытался выписать, но у меня трое детей, двое несовершенно летние, один из них ребенок-инвалид. Недавно узнала что можно отсудить долю мамы через суд! Так ли это на самом деле? И что я могу сделать в сложившейся ситуации? Заранее спасибо! "По материалам юридической социальной сети www.сайт ©"
На момент строительства дома документы на землю были оформлены на маму. Она умерла в 2014 в июне, не за долго до этого были сделаны новые документы на землю и на дом, которые уже оформили на имя отца. Объяснив это тем, что мама инвалид и ей сложно ездить по инстанциям. "По материалам юридической социальной сети www.сайт ©"
Юридическая фирма
ООО "Юридическое бюро "Защитник",
4932 ответa,
3023 отзывa,
на сайте с 02.12.2016
4.1. Добрый день. Если Вы проживали в этом доме то Вы считаетесь лицом фактически принявшим наследство и можете получить свидетельство на свою долю наследства. Ваша доля вероятней всего составит 1/6 долю.
Юрист
Новиков Д.А.,
13870 ответов,
4625 отзывов,
на сайте с 26.04.2013
24.3. Здравствуйте, Мария.
Вам следует обращаться с исковым заявлением в суд и уменьшать размер алиментов. Если будет нужна помощь в решении вашего вопроса, обращайтесь, буду рад Вам помочь.
25. Моя теща хочет усыновить ребенка, но она инвалид 2 группы бессрочной, есть старшая дочь она замужем, младшая работает не на иждевение, может ли она усыновить ребенка.
Юрист
Лигостаева А.В.,
237177 ответов,
74620 отзывов,
на сайте с 26.11.2008
25.1. ---Здравствуйте, в этом случае дочь и усыновит ребёнка. При чём здесь инвалид? Инвалиду ООП не даст разрешение на усыновление и на опеку. Удачи Вам и всё у Вас получится.
26. Я с мужем в браке с 2013 года. 10 лет вместе и детей у нас не было. В 2014 году я забеременела но эта беременность закончилась печально: на УЗИ сказали что у плода врожденная аномалия. Что ребёнок будет инвалидом. После консилиума было решено прервать беременность на 24-25 неделе. Прервали. Через 1,5 месяца после этого мне позвонила моя двоюродная сестра и сказала что забеременела (у неё эта была 1 беременность), в связи с тем, что её парень не хочет этого ребёнка она мне со слезами говорила что хочет сделать аборт, что если даже родится этот ребёнок будет его ненавидеть. Я с мужем посоветовалась и решили усыновить/удочерить этого ребенка. Ребёнок родился в 2015 году летом-мальчик. Когда ребенку было 1 месяц 22 дня где то мы взяли этого ребёнка к нам домой. А моя двоюродная сестра (биологическая мать) уехала на учёбу (она студентка). После рождения мы в загсе в графе отец написали фио мужа (я боялась что со взрослением ребенка биологическая мать может передумать и может нам не отдать ребенка). Потом я подала на документы на усыновление этого ребёнка мною. Усыновила. В феврале 2016 года родился 2 ребёнок. Суд по усыновлению ребенка сосотоялся в марте 2016 года. Получилось что усыновленный ребенок по датам оказался 2 ребенком хотя он старший ребёнок в семье. Нам отказали в выдаче сертификата на семейный капитал ссылавшись на то, что усыновленный ребёнок являлся пасынком. В терминологии пасынок-неродной сын для одного из супругов, родившийся от предшествующего брака второго супруга. Вопрос: каким образом нам доказать что наш сын нам обоим неродной? И каким образом можно получить сертификат на семейный капитал.
Адвокат
Будилова Н.Н.,
32368 ответов,
13173 отзывa,
на сайте с 10.03.2009
26.1. отказ в выдаче сертификата обжалуйте в суд.
27. Скажите пожалуйста может ли пенсионер-инвалид усыновить или взять под опеку ребенка?
Юрист
Фесенко С. В.,
2444 ответa,
868 отзывов,
на сайте с 15.07.2016
27.1. Мне кажется усыновление сомнительным....
Адвокат
Стрикун Г.В.,
99745 ответов,
26669 отзывов,
на сайте с 22.03.2008
27.2. Не может. потому что он инвалид по состоянию здоровья.
28. Уважаемый сайт и его замечательная команда! Хочу попросить помощи в след. Ситуации: наша семья является кандидатами в усыновители; нам выдали направление на посещение ребенка; мы подписали согласие; ребенок попал в дет. дом в 1 годик и пробыл там почти год, как сообщила нам зав. дет.домом никто за это время его не навещал и даже не звонил; вдруг откуда не возьмись появляется бабушка и подает на опеку, мы в этот момент тоже подаем на безвозмезд. Опеку с послед. Усыновлением, по причине что сразу усыновить нельзя, мать недавно лишили род. прав. Опека передает малыша бабушке и мягко нас "отшивает",еще ждем мотивированного отказа. Информация о бабушке конфиденциальная - знаем только, что у нее есть еще один опекаемый ребенок, маленький доход, вроде как она инвалид, но допустимой группы. Малыш отстает в физическом и умственном развитии, ему конечно требуются индивидуальные занятия и хорошая медицина, мы нормально зарабатываем и у нас есть достойное жилье. Есть ли у нас шанс выиграть у опеки в суде, как лучше подать иск, чтобы шанс увеличился?
Заранее спасибо.
Лина.
Адвокат
Сенкевич В. А.,
45190 ответов,
16993 отзывa,
на сайте с 08.10.2015
28.1. Здравствуйте! увы, шансов практически нет. можете попросить опеку предоставить письменный отказ и обжаловать его в суде.
29. Бу муж хочет усыновить ребенка от третьего брака (чужого ребенка) чтоб снизщить с менч алименты. У нас общий ребенок инвалид. Что мне от этого будет если я получаю алименты чуть меньше чем 50 %.еще я могу подать на дополнительные матер. Расходы в связи с этим что больной ребенок если я получаю алименты.
Адвокат
Матушанская И. В.,
13783 ответa,
6289 отзывов,
на сайте с 27.11.2015
29.1. Вы можете обратиться в мировой суд с иском о взыскании суммы на дополнительные расходы на ребенка, при этом надо будет доказывать обстоятельства, на которые будете ссылаться.
30. Бывший муж хочет усыновить ребенка от третьего брака. Чтоб алименты понизить. У нас с ним общий ребенок инвалид. Платит алименты чуть меньше чем 50%от з.платы. Что мне могут присудить. И еще вопрос я в праве подать на дополнительные матер. Расходы т.к.ребенок инвалид. Если я получаю алименты. Смогу ли я чтото от этого выиграть.
Юрист
Вянни М. И.,
670 ответов,
248 отзывов,
на сайте с 02.03.2016
30.1. специально регулирует правоотношения, связанные с взысканием дополнительных расходов на ребенка.К дополнительным расходам относятся такие расходы, которые связаны с исключительными обстоятельствами.К таким, в первую очередь, как самое очевидное, можно отнести здоровье и жизнь детей. Тяжелое заболевание или увечье ребенка и необходимость постоянного дорогостоящего лечения. Дополнительными расходами в этом случае будут расходы на операции, лекарства, посторонний уход, протезирование, санаторно-курортное лечение. Если Ваша ситуация соответствует приведенному выше определению доп.расходов, то Вы вправе их взыскать.
В то же время, Ваш муж будет вправе подать заявление об уменьшении алиментов, если у него есть дети от других браков. Можете предложить ему урегулировать вопрос по алиментам таким путем - Вы оставляете все, как есть, а он не уменьшает Вам основные алименты.
Юрист
Пашкина К. А.,
138 ответов,
65 отзывов,
на сайте с 06.10.2015
30.2. Что касается размера алиментов.
Размер алиментов суд действительно может несколько снизить с учетом изменившегося семейного положения мужа (ч.2 ст.86 СК РФ) - по своему усмотрению. В данном случае Вы можете попробовать взыскать алименты в твердой денежной сумме по ст.83 СК РФ , которую муж будет выплачивать Вам вне зависимости от наличия у него заработка в очередном месяце и его размера.
По доп.расходам - да, имеете право потребовать их взыскания.
При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.
Юридическая фирма
ООО "ОРИОН",
28548 ответов,
11539 отзывов,
на сайте с 18.01.2015
30.3. К сожалению есть у него такая возможность.
Вот на этом основании можно изменить сумму алиментов.
119 СК РФ Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от уплаты алиментов
1. Если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон
- Возможность сохранить , предусмотренную законом. Для многих людей мысль, что ребенок, ставший родным, узнает о своем происхождении, становится мучительной.
- Боязнь появления кровных родителей и их претензий, возможных, если ребенок находится под опекой.
- Нежелание, чтобы окружающие знали историю ребенка. Многие с осуждением и непониманием относятся к приемным детям.
- Не имея кровных детей, они в приемном ребенке видят продолжение своей фамилии.
Усыновление ─ один из самых человечных поступков, на который способны люди. Но ситуаций и нюансов, связанных с усыновлением много. Попытаемся в них разобраться.
Ребенок-инвалид
Процесс усыновления ребенка-инвалида проходит на тех же условиях с юридической точки зрения, что и усыновление ребенка без проблем со здоровьем. Никаких особых законов, регламентирующих действия по усыновлению именно инвалида, нет.
Есть Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В 2013 году он был изменен в части, касающейся выплат семьям, взявшим на воспитание ребенка-инвалида. Пособие увеличилось до 100 тысяч единовременно.
Хотя по статистике, озвученной Павлом Астаховым, количество семей, усыновивших детей-инвалидов растет, но их, подаривших родной дом больному ребенку, по-прежнему мало.
С чем боятся столкнуться потенциальные родители, какие причины заставляют людей, решившихся на такой поступок, передумать?
Социальные причины:
- Непонимание окружающих. Большая часть людей в этом случае склонна видеть только меркантильные интересы, толкнувшие семью на такой шаг.
- Отсутствие помощи со стороны государственных органов. Типичный ответ чиновников: вас никто не просил усыновлять. Ваше решение ─ ваши проблемы.
- Невозможность получить качественное медицинское обслуживание. Большинство детей нуждается в платных операциях, дорогостоящей реабилитации и так далее. У большинства потенциальных усыновителей таких денег нет.
- Отсутствие качественной психологической помощи. Особенно остро эта проблема стоит в небольших городах, где в настоящее время сокращены даже ставки психологов при Детских центрах социальных служб.
- Необходимость без конца ходить по учреждениям, собирая многочисленные справки на получение льгот на лекарства и средства реабилитации.
- Страх потерять работу, или добровольно оставить ее из-за необходимости постоянного ухода за таким ребенком.
- Денежные проблемы. Обеспечить достойную жизнь такому ребенку стоит не дешево.
- Трудности в получении образования, с которыми неизбежно придется столкнуться.
Психологические причины:
Техническая сторона вопроса:
- Трудности в получении средств реабилитации (коляски, тренажеры и так далее).
- Отсутствие безбарьерной среды (все то же отсутствие пандусов, специальных подъемников и так далее).
- Неприспособленность квартир для инвалидов, особенно колясочников.
И следует учесть, что обязательным условием для усыновления ребенка-инвалида является выделение для него отдельной комнаты, особенно если заболевание носит психический характер.
Усыновление детей-инвалидов остается одним из самых болезненных вопросов, но только это реализует права детей-инвалидов на комфортную во всех отношениях жизнь.
Отмена
происходит только в суде. При этом присутствуют сотрудник органов опеки и прокурор.
Причины, прописанные в законе:
- Усыновители не исполняют возложенные на них обязанности родителя.
- Злоупотребляют правами родителей.
- С ребенком обращаются жестоко.
- Страдают алкоголизмом и наркоманией.
- Не сложились отношения между ребенком и усыновителем. Это плохо отражается на процессе развития и воспитания ребенка.
- Усыновитель не авторитет у ребенка, и поэтому возникают постоянные проблемы в воспитании.
- Находясь в семье усыновителя, ребенок не чувствует себя ее членом.
- Обнаруженные через некоторое время после усыновления проблемы с психическим здоровьем, факты умственной неполноценности, наличие наследственных патологий, делающих пребывание в семье невозможным.
Игоря усыновили в возрасте 6 лет. В медицинских документах стояла отметка врача-психиатра: здоров. Но почти сразу поведение Игоря проявилось как неадекватное. В течение нескольких лет приемные родители пытались справиться с ситуацией, прибегая к помощи врачей и психологов, но к девяти годам он стал уходить из дома, его приходилось подолгу искать. К тому времени у ребенка уже были поставлены многочисленные диагнозы врачами-психиатрами, в том числе и синдром бродяжничества. Из–за страха за жизнь и здоровье ребенка усыновители были вынуждены придти в суд для расторжения усыновления.
С целью отмены усыновления в суд обратиться могут:
- кровные родители, не лишенные родительских прав и дееспособные;
- усыновители;
- сам ребенок, если ему больше 14 лет;
- органы опеки и попечительства;
- прокурор.
Обращаются с разными причинами для отмены усыновления.
Муж узнал, что сын, рожденный его женой до свадьбы, которого он считал родным и усыновил после заключения брака, на самом деле усыновлен женой во время его службы в армии. Мужчина решил обратиться в суд для отмены усыновления.
Документ о решении суда по отмене усыновления в течение трех дней вступает в силу. Все взаимные права между ребенком и усыновителем прекращаются, а то, где будет жить ребенок, решают органы опеки.
Суд может заставить бывшего усыновителя выплачивать алименты на ребенка Вопрос с фамилией ребенка тоже решает суд.
Нельзя отменить усыновление, когда ребенку уже исполнилось 18 лет, если нет взаимного согласия усыновленного и усыновителей по этому вопросу.
Как быть с совершеннолетним?
Супруги Петровы были бездетны, преподавали в техникуме и там близко познакомились с семнадцатилетним Олегом, студентом, ранее воспитывавшемся в детском доме. Молодой человек сначала часто бывал у них, потом переехал совсем. Немолодые супруги видели в нем сына. Он тоже искренне привязался к ним. Но решение оформить усыновление было принято, когда Олегу уже исполнилось 18 лет.
Основная цель усыновления ─ возможность дать полноценную семью ребенку. Это касается и интересов усыновителей. Часто для них это единственно возможный способ стать родителями.
Поэтому усыновить можно только несовершеннолетнего ребенка в РФ. Это обязательная норма закона. Она не изменяется ни при каких условиях, даже тогда, когда по каким-то причинам усыновление не было оформлено вовремя, а человек воспринимает своих воспитателей как родителей.
Значит, что оформить усыновление юридически супругам Петровым не удастся.
Особые ситуации
Если усыновить двойню?
Сделать первый шаг к усыновлению не просто. Усыновить сразу двоих еще сложнее. Хотя родителей, желающих иметь двойняшек, немало. В банках данных детей-сирот есть двойни.
Почти всегда близнецы находятся в одном детском учреждении, и усыновить одного из них практически невозможно, что абсолютно правильно с этической и психологической стороны.
Никаких особых условий нет. С юридической стороны усыновление проходит в установленном порядке. Процесс усыновления близнецов тоже начинается с посещения органов опеки, где нужно написать заявление на усыновление именно двойни. И начать поиски. Усыновители должны учитывать плюсы и минусы своего решения.
Несомненным плюсом будет то, что адаптация в семье у двойняшек проходит гораздо легче, потому что они чувствуют рядом с собой кровного близкого человека.
Большой минус в том, что наследственная предрасположенность к определенным болезням бывает у обоих детей, что создаст двойные трудности. Трудности в отношениях, возникшие с одним ребенком, в этом случае перейдут и на отношения с другим, учитывая тесную связь между близнецами. При усыновлении двойни родители могут претендовать на получение материнского капитала.
Одного ребенка мало? Примем второго!
Родители, принявшие решение усыновить второго ребенка, ведут себя в этом вопросе намного спокойнее и увереннее. Они идут по уже знакомому пути. Порядок усыновления второго ребенка остается тем же.
На что нужно обратить внимание людям, решившим усыновить второго ребенка:
- Документы, собранные ранее для усыновления первого ребенка, могут уже устареть. Все справки действительны в течение года, кроме медицинских документов, они действуют всего шесть месяцев. Так что скорее всего документы придется собирать снова.
- Позволяют ли жилищные условия усыновить второго ребенка?
- Каковы финансовые дела семьи?
- Усыновить второго ребенка не разрешат тем, кто являлся ранее усыновителем, но по решению суда такого права лишен.
- Для усыновления второго ребенка необходимо учесть мнение первого, если он достиг возраста 10 лет.
Когда после усыновления первого ребенка можно начать процесс усыновления второго, решают родители. Это зависит от адаптации первого ребенка в новых условиях.
Брат и сестра
По статье 210 Семейного кодекса, родные братья и сестры могут быть усыновлены только вместе. Но если есть определенные обстоятельства и согласны органы опеки, суд может дать разрешение на усыновление одного ребенка.
Решиться взять сразу нескольких братьев и сестер сложно . И понять людей можно:
- В семью стараются брать совсем маленького ребенка. Детей, старше четырех-пяти лет берут гораздо меньше.
- Если усыновляют бездетные, то они просто опасаются, что не смогут справиться с двумя детьми сразу.
- А если в семье есть дети, то усыновляют еще одного по каким-то причинам: вторичное бесплодие, рождаются все мальчики, а хочется девочку и так далее. В таком случае речь, как правило, идет об одном ребенке.
- Чаще всего стремятся усыновить только одного ребенка и по материальным причинам, так как государство выплачивает лишь единовременное пособие при усыновлении. Сохраняются только пенсии, в случае если кровные родители умерли.
Вот почему у братьев и сестер есть меньше шансов быть усыновленными, чем у одного ребенка.
Сейчас, когда с директора каждого детского дома требуют активной работы по определению воспитанников в семью, часто малышей сразу разделяют под благовидным предлогом. Тогда дети оказываются практически не знакомы друг с другом, и этот факт учитывается судом в пользу усыновления.
Например, младшего устраивают в Дом ребенка, старшего в интернат. И дети редко воссоединяются, а семью «находит» только младший ребенок. Когда детей из одной семьи больше двух, то быть усыновленными вместе шансов практически нет.
Часто бывает, когда ребенок уже находится в семье под опекой, и опекуны решают его усыновить . Тут уже суд будет решать в пользу семьи и ребенка, даже при наличии у него братьев и сестер.
В семье Ивановых росли три мальчика. Ире очень хотелось девочку, но ее напугала свекровь, сказав, что « у Ивановых девочек не рождается». Ира с мужем решили взять ребенка. И оформили опеку над Катей, воспитывавшейся в Доме малютки. Их предупредили, что у нее есть два старших брата, находившиеся в тот момент в интернате. Но при установлении опеки разрешается брать в семью одного ребенка из родных братьев и сестер, что и сделали Ивановы. Перед тем как девочка пошла в школу, ее усыновили, несмотря на то, что есть родные братья. Суд учел тот факт, что ребенок уже в семье несколько лет и считает опекунов своими родителями.
Часто, имея желание усыновить несколько детей, люди не берут родных братьев и сестер. Объяснения бывают следующие:
- Вдруг один ребенок не сумеет адаптироваться и встанет вопрос об отказе от усыновления, то брат или сестра могут тоже покинуть семью, хотя у них сложились хорошие отношения с усыновителями.
- Могут возникнуть проблемы сразу со всеми усыновленными детьми из-за наследственных заболеваний и склонностей.
- Когда один ребенок маленький, а второй его старше на несколько лет, невозможно сохранить усыновление в тайне.
- У родственников могут иметься одинаковые вредные привычки, и бороться с ними в этом случае сложнее.
Но есть люди, для которых все вышеперечисленное не является преградой, и дети вырастают в одной семье, не разрывая кровную связь.
Сразу троих детей
Чаще всего усыновляют 3-х не сразу, а с определенными временными промежутками. При этом условии легче адаптировать ребенка к новым условиям жизни, можно больше оказать внимания каждому.
Родственное усыновление
В Законе прописано, что родственники ребенка имеют преимущества при его усыновлении перед другими претендентами.
Ребенка, лишившегося опеки родителей, могут усыновить дяди, тети, другая родня . Следует учитывать, что разница в возрасте между усыновляемым и усыновителем должна быть не меньше шестнадцати лет.
Адаптация проходит легче, так как приемные родители знают семью ребенка
Имеет ли значение гражданство?
Граждане РФ могут усыновить ребенка, имеющего гражданство другой страны. Но тогда процесс усыновления осуществляется по законам страны, гражданином которой на момент усыновления является ребенок.
Доверят ли инвалидам?
Усыновить инвалиду ребенка достаточно сложно. Существует перечень болезней, при которых граждане не могут быть усыновителями. В частности, инвалиды 1 группы. Для инвалидов 2 и 3 группы практически нет препятствий в этом вопросе.
Но при усыновлении детей инвалидами есть свои плюсы и минусы. Начнем с плюсов:
- Детям в семье всегда лучше, чем в детдоме.
- Человек, ставший инвалидом, может реализовать себя как родитель.
- Ребенок, видя те трудности, которые преодолевает его усыновитель, будет относиться к нему с большим уважением.
Минусы:
- Неизбежные финансовые проблемы.
- Ребенок может стесняться родителя-инвалида.
- Повзрослев, усыновленный ребенок окажется привязанным к усыновителю, стремясь обеспечить уход за ним. А приемный родитель будет испытывать чувство вины при этом.
В любом случае тут требуется индивидуальный подход. Причины инвалидности и ее степень бывают разными, ситуации, приведшие к мысли об усыновлении тоже.
Когда инвалидом является только один из супругов, то усыновить можно здоровому супругу.
Таня инвалид-колясочник после полученной травмы. Она работает удаленно на дому бухгалтером. Муж здоровый человек. Они решили усыновить ребенка. Документы оформил муж с согласия Тани. Теперь у Павлика есть родители. Мама постоянно находится с ним дома, вместе они играют, читают, смотрят мультфильмы.
Путь к усыновлению не прост. Но это возможность сделать счастливой жизнь хотя бы одного ребенка.