Социальная реабилитология. Социальная реабилитация как одна из ключевых технологий социальной работы
Социальная реабилитация как технология социальной работы -- это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.
Цели и средства социальной реабилитации.
В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.
К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:
- · здравоохранения;
- · образования;
- · профессиональной подготовки и переподготовки;
- · средства массовых коммуникаций и массовой информации;
- · организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
- · общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.
К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Схема 4 «Формы реабилитации»
- · Медицинская реабилитация. Она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.
- · Психологическая реабилитация. Это воздействие на психическую сферу, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.
- · Педагогическая реабилитация. Под этим понимается комплекс мероприятий воспитательного характера, направленный на овладение клиентом необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т. д.
- · Социально-экономическая реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению реабилитируемого необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и др.
- · Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.
- · Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.
- · Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы реабилитации стали развиваться в последнее время. Следует отметить их большую эффективность. Через участие в спортивных мероприятиях, восприятие художественных произведений, активное участие в творческой деятельности у реабилитируемых укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия и ощущение своей неполноценности, преодолеваются психологические барьеры в общении.
- · Социальная реабилитация (в узком смысле). Она включает в себя меры социальной поддержки: выплаты пособий и пенсий, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.
Схема 5 «Основные виды реабилитации»
- 1. Медицинская реабилитация. Включает лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного. В этот период осуществляется психологическая подготовка пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации. Медицинская реабилитация начинается с момента обращения больного к врачу, поэтому психологическая подготовка пострадавшего находится в компетенции врача.
- 2. Социальная (бытовая) реабилитация. Социальная (бытовая) реабилитация является одним из важнейших ее видов и ставит основной целью развитие у пострадавшего навыков к самообслуживанию. Главная задача медицинского персонала в этом случае состоит в том, чтобы обучить инвалида пользоваться самыми простыми, преимущественно бытовыми приспособлениями для возврата к активной жизнедеятельности. Роль социальных работников состоит в преемственности и осуществлении своей профессиональной деятельности совместно с медицинскими работниками.
- 3. Профессиональная реабилитация. Профессиональная или производственная реабилитация основной целью ставит подготовку инвалида к трудоcпособности.
Реабилитация - общественно необходимое, функциональное, социально-трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых), осуществляемое комплексным проведением государственных и т.д. Реабилитация предусматривает два основных момента:
- - возвращение пострадавшего к труду;
- - создание оптимальных условий для активного участия в жизни общества. Реабилитация нетрудоспособных является социальной проблемой Казахстана.
Социальная реабилитация как технология социальной работы -- это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию.
Во второй главе мы рассмотрели универсальные социальные технологии которые применяются при социальной работе с незащищенными слоями населения. Данные универсальные технологии на практике показали свою эффективность при работе с клиентами. И более подробная классификация универсальных социальных технологий приведена в под главах 2.1, 2.2, 2.3.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра профессиональной педагогики
Контрольная работа
по дисциплине «Социально-педагогическая реабилитация»
Социальная реабилитация
Выполнила
студентка IV курса
Группы ЗПСП-404С
Екатеринбург
социальный реабилитация инвалид
Введение
3. Социальная реабилитация
Заключение
Введение
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
1. Понятие реабилитации. Виды реабилитации
Комитет ВОЗ дал определение медицинской реабилитации: реабилитация -- это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально -- оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских десциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения. В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни, связанное со здоровьем”. При этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов. Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий. Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.
Общие показания в медицинской реабилитации представлены в докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности в реабилитации. К ним относятся:
Значительное снижение функциональных способностей;
Снижение способности к обучению;
Особая подверженность воздействиям внешней среды;
Нарушения социальных отношений;
Нарушения трудовых отношений.
Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания, декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные расстройства интелектуально-мнестической сферы и психические заболевания, затрудняющие общение и возможность активного участия больного в реабилитационном процессе.
2. Основные принципы реабилитации
Реабилитация должна осуществляется начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).
Реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность).
Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).
Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).
С учётом непрерывности выделяют:
Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.
Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.
Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры.
Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.
Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях.
Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий:
Медицинский аспект -- включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.
Физический аспект -- охватывает все вопросы связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.
Психологический аспект -- ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.
Профессиональный -- у работающих лиц -- профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов -- по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.
Социальный аспект -- охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.
Экономический аспект -- изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально- экономических мероприятий.
Обычно восстановительное лечение начинается в стационаре и продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др. У больного всегда поддерживайте физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие ослабляет.
Специалисты, занимающиеся реабилитацией
Врачи - специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы медицинской реабилитации.
Реабилитолог.
Реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту, осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи.
Специалист по физиотерапии.
Специалист по лечебной физкультуре.
Специалисты по нарушению зрения, речи, слуха.
Психолог.
Психотерапевт.
Социальный работник и другие специалисты.
Виды реабилитации
Медицинская реабилитация
Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия).
Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия).
Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия).
Психотерапия.
Логопедическая помощь.
Лечебная физкультура.
Реконструктивная хирургия.
Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь).
Санаторно-курортное лечение.
Технические средства реабилитации.
Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.
Социальная реабилитация
Социально-бытовая адаптация
Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.
Обучение пациента самообслуживанию.
Адаптационное обучение семьи пациента.
Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.
Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).
Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента).
Сурдотехника.
Тифлотехника.
Технические средства реабилитации
Социально-средовая реабилитация
Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование).
Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным
навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости).
Содействие в решении личных проблем.
Консультирование по правовым вопросам.
Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.
Программа профессиональной реабилитации
Профориентация (профинформирование, профконсультирование).
Психологическая коррекция.
Обучение (переобучение).
Создание специального рабочего места инвалида.
Профессионально-производственная адаптация.
3. Социальная реабилитация
Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности. Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитацией понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
4. Виды социальной реабилитации
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде. Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания - для этого применяются все виды необходимого лечения - хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.
Психологическая форма реабилитации - это воздействие на психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.
Педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
Социально-экономическая реабилитация - это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, работы поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т.п.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.
Бытовая реабилитация - это предоставление инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, и др.).
В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет инвалидам преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать инвалида в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с человеком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель - восстановление личного и социального статуса инвалида - и учитывать метод взаимодействия с инвалидом, предполагающий:
апелляцию к его личности;
разносторонность усилий,направленных на различные сферы жизнедеятельности и на изменение его отношения к себе и своему недугу;
единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;
определенную последовательность - переход от одних воздействий и мероприятий к другим.
Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде. При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональной стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую - проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации инвалида к условиям жизнеобеспечения.
Заключение
Таким образом, при разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и инвалида и его окружения (в первую очередь семейного) - с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению инвалида к социальной среде. Лечение в данной ситуации - это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если задача первого этапа - восстановительного -профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов - приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны - от активного первоначального биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.
Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого инвалида, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой. Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в интересах инвалида может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.
Список использованной литературы
1. Социальная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК, 2002.
2. Основы социальной работы: Учебник /Под. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА - М, 1998.
3. Социальная реабилитация: учебное пособие./ Под. ред. Е.И. Холостова, И.Ф. Дементьева. /Изд. Дашков и Ко, 2006.
4. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями./ Под ред. Акатов И.И./ 2003.
5. Основы реабилитации инвалидов./ Под ред. Карякина О.И., Карякина Т.И./ 2001.
6. Организация социальной реабилитации инвалидов: метод. рекомендации./ сост.: Сырникова Б.А.-М., 2003: - выпуск № 49.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
дипломная работа , добавлен 17.12.2009
Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.
контрольная работа , добавлен 25.02.2011
Понятие права социального обеспечения. Понятие реабилитации и особенности медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Комплекс реабилитационных мероприятий инвалидов. Главные условия предоставления определенных видов социальной помощи.
курсовая работа , добавлен 20.06.2014
Понятие и подходы к исследованию инвалидности как социального явления, основные проблемы людей данной категории. Социальная защита людей, имеющих инвалидность, подходы к их реабилитации. Разработка специального социального проекта, правовое обоснование.
курсовая работа , добавлен 07.02.2016
Рассмотрение детей–инвалидов как объекта социальной работы. Нормативно-правовое регулирование сферы социальной защиты детей-инвалидов. Центры по реабилитации, специальные учебные заведения. Взаимодействие социального работника с семьей ребенка-инвалида.
курсовая работа , добавлен 13.10.2017
Семья, имеющая инвалида, как объект социальной работы, ее социальные и психологические проблемы. Особенности социальной реабилитации инвалидов и их семей. Практическая деятельность социального работника, ее содержание и критерии оценки эффективности.
дипломная работа , добавлен 31.03.2012
Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.
курсовая работа , добавлен 11.05.2011
Социальная защита пожилых людей в современных социально-экономических условиях. Выявление и анализ проблем в организации социальной работы с инвалидами в городе Комрат. Мероприятия по улучшению работы с инвалидами в сфере их социального обслуживания.
дипломная работа , добавлен 13.03.2013
Инвалиды как наиболее социально незащищенная категория населения. Понятие инвалидности, ее разновидности. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. Содержание и виды реабилитации инвалидов.
курсовая работа , добавлен 25.01.2010
Индивидуальная программа и карта социальной реабилитации инвалида. Восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Структура программы и выбор исполнителя.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий работы с населением
Реферат
по социальной реабилитации
Тема: Виды уровни и принципы социальной реабилитации
Выполнила:
студентка 4курса СР-061
Абдукаюмова А.Ш.
Научный руководитель:
к.п.с.н., доцент
Симкин М. Ф.
Кемерово 2010
Введение.
В настоящие время процесс социальной реабилитации является
предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания.
Психологи,философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д.
Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы,
этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. По данным ООН, в
мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями
психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей
нашей планеты.
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности,
она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена
нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении,
обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение
инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему
общественных отношений требует от общества определенных
дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные
программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные
заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании
закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Понятие реабилитации. Виды реабилитации.
Комитет ВОЗ дал определение медицинской реабилитации:
реабилитация - это активный процесс, целью которого является
достижение полного восстановления нарушенных вследствии
заболевания или травмы функций, либо, если это нереально -
оптимальная реализация физического, психического и социального
потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.
Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по
предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь
индивиду в достижении максимальной физической, психической,
социальной, профессиональной и экономической полноценности, на
которую он будет способен в рамках существующего заболевания.
Среди прочих медицинских десциплин реабилитация занимает особое
место, так как рассматривает не только состояние органов и систем
организма, но и функциональные возможности человека в его
повседневной жизни после выписки из медицинского
учреждения.
В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни,
связанное со здоровьем”. При этом именно качество жизни рассматривают
как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при
оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов.
Правильное представление о последствиях болезни имеет
принципиальное значение для понимания сути медицинской
реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.
Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения
путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда
возможно,и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность
больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего
анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя
деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья,
необходимо переключение больного на такие виды социальной активности,
которые в наибольшей стапени будут способствовать удовлетворению всех
его потребностей.
Общие показания в медицинской реабилитации представлены в
докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидноси в
реабилитации.
К ним отноятся:
Значительное снижение функциональных способностей;
Снижение способности к обучению;
Особая подверженность воздействиям внешней среды;
Нарушения социальных отношений;
Нарушения трудовых отношений.
Общие противопоказания к применению реабилитационных
мероприятий включают сопутствующие острые воспалительные и
инфекционные заболевания, декомпенсированные соматические и
онкологические заболевания, выраженные расстройства интелектуально-
мнестической сферы и психические заболевания, затрудняющие общение
и возможность активного участия больного в реабилитационном
процессе.
Основные принципы реабилитации.
· Реабилитация должна осуществлятся начиная с самого
возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения
человека в общество (непрерывность и основательность).
· Реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её
аспектов (комплексность).
· Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней
нуждается (доступность).
· Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся
структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и
изменения социальных структур (гибкость).
С учётом непрерывности выделяют:
Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях
реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном
наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно
эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми
видами реабилитации.
Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного
стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится
только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.
Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной
терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники
только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например,
массажа или лечебной физкультуры.
Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент
все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта
программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается
необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.
Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в
реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные
процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и
членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно
выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в
различных условиях.
Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является
комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь
те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных
и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие
аспекты этихмероприятий:
· Медицинский аспект - включает вопросы лечебного, лечебно-
диагностического и лечебно-профилактического плана.
Физический аспект - охватывает все вопросы связанные с
применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и
трудотерапия), с повышением физической работоспособности.
· Психологический аспект - ускорение процесса психологической
адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной
ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических
психических изменений.
· Профессиональный - у работающих лиц - профилактика возможного
снижения или потери трудоспособности; у инвалидов - по возможности,
восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения
трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены,
физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.
· Социальный аспект - охватывает вопросы влияния социальных
факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения
трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного
и семьи, общества и производства.
· Экономический аспект - изучение экономических затрат и
ожидаемого экономического эффекта при различных способах
восстановительного лечения,формах и методах реабилитации для
планирования медицинских и социально- экономических мероприятий.
Обычно восстановительное лечение начинается в стационаре и
продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение
нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное
положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах
конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких
осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни,
пневмония и др. У больного всегда поддерживайте физическую активность,
так как она укрепляет больного, а бездействие ослабляет.
Специалисты, занимающиеся реабилитацией
Врачи - специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они
помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают
жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы
медицинской реабилитации.
Реабилитолог.
Реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту,
осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи.
Специалист по физиотерапии.
Специалист по лечебной физкультуре.
Специалисты по нарушению зрения, речи, слуха.
Психолог.
Психотерапевт.
Социальный работник и другие специалисты.
Виды реабилитации
Медицинская реабилитация
Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция,
лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия).
Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия).
Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная
терапия, трудотерапия).
Психотерапия.
Логопедическая помощь.
Лечебная физкультура.
Реконструктивная хирургия.
Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование,
сложная ортопедическая обувь).
Санаторно-курортное лечение.
Технические средства реабилитации.
Информирование и консультирование по вопросам медицинской
реабилитации.
Социальная реабилитация
Социально-бытовая адаптация
Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой
реабилитации пациента и членов его семьи.
Обучение пациента самообслуживанию.
Адаптационное обучение семьи пациента.
Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами
реабилитации.
Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к
потребностям больного и инвалида).
Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе
указываются необходимые мероприятия для создания бытовой
независимости пациента).
Сурдотехника.
Тифлотехника.
Технические средства реабилитации
Социально-средовая реабилитация
Проведение социально-психологической и психологической реабилитации
(психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование).
Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным
навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной
независимости).
Содействие в решении личных проблем.
Консультирование по правовым вопросам.
Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.
Программа профессиональной реабилитации
Профориентация (профинформирование, профконсультирование).
Психологическая коррекция.
Обучение (переобучение).
Создание специального рабочего места инвалида.
Профессионально-производственная адаптация.
Социальная реабилитация.
Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде
процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм,
ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие
культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет
функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных
отношений.
Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием
совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и
направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее
условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации
является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над
своим социальным совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации,
ее результаты во многом зависят от активности самой личности. Важно иметь
в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение
всей жизни человека.
Одной из главных целей социальной реабилитации является
приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит,
пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования
общества.
Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и
общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ
передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему
общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных
изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для
современной социологической литературы, где под социальной
реабилитацией понимается процесс социального становления человека,
который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы
социальных связей и отношений. Сущность социальной реабилитации
состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того
общества, к которому он принадлежит.
Виды социальной реабилитации
-Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное
восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной
функции или на замедление прогрессирования заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено
законодательствами о здравоохранении и труде.
Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей
реабилитации, ибо инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской
помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего и периодом
его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет
четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление
здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности, однако
мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном
учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания -- для этого
применяются все виды необходимого лечения - хирургическое,
терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.
-Психологическая форма реабилитации - это воздействие на
психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления
о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл
лечебно-восстановительных мероприятий.
Педагогическая реабилитация -это мероприятия воспитательного
характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел
необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил
школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую
уверенность в собственной полноценности и создать правильную
профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам
деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той
или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
-Социально-экономическая реабилитация - это целый комплекс
мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и
удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, работы
поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является
полезным членом общества; денежное обеспечение больного или
инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат,
назначения пенсии и т.п.
-Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или
переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми
индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения
пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места
инвалида к его функциональным возможностям, организацию для
инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями
труда и сокращенным рабочим днем и т.д.
-Бытовая реабилитация -- это предоставление инвалиду
протезов,личных средств передвижения дома и на улице
(специальные вело- и мотоколяски, и др.).
В последнее время большое значение придается спортивной
реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях
позволяет инвалидам преодолевать страх, формировать культуру отношения
к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные
потребительские тенденции и, наконец, включать инвалида в процесс
самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ
жизни, быть достаточно свободным и независимым.
Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с
человеком, который получил инвалидность в результате общего
заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих
мероприятий, ориентироваться на конечную цель - восстановление личного
и социального статуса инвалида - и учитывать метод взаимодействия с
инвалидом, предполагающий:
· апелляцию к его личности;
· разносторонность усилий,направленных на различные сферы
жизнедеятельности и на изменение его отношения к себе и своему недугу;
· единство воздействий биологических (медикаментозное лечение,
физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и
др.) факторов;
· определенную последовательность - переход от одних воздействий и
мероприятий к другим.
Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных
проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально
приспособиться к окружающей среде.
При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать
психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональной
стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так
называемых психосоматических заболеваний, а зачастую -- проявлению
девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические
факторы, взаимно переплетаются на различныхэтапах адаптации инвалида к
условиям жизнеобеспечения.
Заключение
Таким образом, при разработке реабилитационных мероприятий
необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности
личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость
привлечения к работе с инвалидами социальных работников и психологов в
самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой,
лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства
разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от
обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными
усилиями социального работника,медицинского психолога и врача, с одной
стороны и инвалида и его окружения (в первую очередь семейного) -с
другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению
инвалида к социальной среде. Лечение в данной ситуации -это процесс,
больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше
адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости
от этапа. Если задача первого этапа - восстановительного -профилактика
дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача
последующих этапов - приспособление индивидуума к жизни и труду, его
бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной
психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом
разнообразны -от активного первоначального биологического лечения до
«лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых
возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят
от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической
симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.
Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация - это не просто
оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на
самого инвалида,но ина его окружение в первую очередь на его семью. В
этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют
групповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия
средой. Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в
интересах инвалида может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий
на психические и соматические функции организма; как метод влияния,
связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент
социального контроля; как средство коммуникации.
Литература
1. Социальная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК, 2002.
2. Основы социальной работы: Учебник /Под.ред. П. Д. Павленок. - М.: ИНФРА - М, 1998.
3. Социальная реабилитация: учебное пособие./ Под.ред. Е. И.Холостова, И. Ф. Дементьева. /Изд. Дашков и Ко,2006
4. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями./ Под ред. Акатов И.И./ 2003 .
5. Основы реабилитации инвалидов./ Под ред. Карякина О.И.,Карякина Т.И./ 2001.
6. Организация социальной реабилитации инвалидов:метод.рекомендации./ сост.: Сырникова Б.А..-М.,2003:-выпуск №49
Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидов общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (пожилые люди, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантным поведением личности (несовершенно летние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения).
Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.
Цель социальной реабилитации - восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. Люди с нарушенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса, они должны быть полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации.
устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Сущность реабилитации - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление или создание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Цель общества - максимально полно обеспечить для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями социальное функционирование и развитие. Люди социального личностного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уязвимые стороны своей личности, нуждаясь иногда в помощи специалистов по реабилитации или социальной работе. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчит его интеграцию в общество.
Основные принципы социальной реабилитации:
как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;
непрерывность и поэтапность их проведения;
системность и комплексность;
индивидуальный подход:
доступность и преимущественная бесплатность для наиболее нуждающихся. Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае происходит резкое снижение их эффективности.
Последовательность в проведении реабилитации диктуется особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.
Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.
Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных.
Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума. Уровни социально-реабилитационной деятельности: медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; Направления реабилитационной деятельности:
социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и т.д. I. Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитации инвалидов:
1 Медицинская реабилитация - представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний. Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия. Медицинская реабилитация инвалида должна осуществляться пожизненно, т.к. для предотвращения негативной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.
2 Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса "калеки", укрепление активной, деятель-
ной личностной позиции. Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом.
Основные методы психологической реабилитации: психологическая консультация; психологический тренинг;
психокоррекция и психотерапия;
психодиагностика;
Психодиагностика - определение особенностей актуального психологического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида.
Психологическая консультация - это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.д., позволяющая конструктивно разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию личности.
Психотерапия - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности. Направления психотерапии: рациональная психотерапия, гештальттерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия, семейная терапия.
Психокоррекция - это коррекция отдельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, профессиональной) для возможности успешной и эффективной самореализации в различных социальных условиях.
Психологический тренинг - это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психологических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или "ослабленных" в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятствует самореализации личности.
Виды тренингов: аутотренинг, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный, игровой и т.д.
Схема психологической реабилитации:
1) оценка психологического реабилитационного потенциала;
2) оценка условий и определение организационных особенностей проведения реабилитационных мероприятий (Например, условия поликлиники или стационара, необходимость использования технических средств...);
3) определение целевых установок и задач психологической реабилитации;
4) определение средств и методов реабилитации;
5) составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов;
6) оценка эффективности реабилитационных мероприятий и проведение ее итогов.
3
Педагогическая реабилитация
включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего
характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребе
нок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного повиде-
ния, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного
образования.
Цель этой деятельности - выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.
В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.
4
Социально-средовая реабилитация
-
это комплекс мер, направленных на создание опти
мальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального стату
са и утраченных общественных связей.
Инвалид может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, простых, интимных потребностей. Поэтому должны проводиться 2 параллельных процесса:
1) организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий;
2) обучение инвалида пользованию этими приспособлениями.
Инвалидам с интеллектуальными и психологическими ограничениями, проживающим самостоятельно, должны создаваться условия, исключающие причинение или вреда собственной личности или другим людям. Система достаточно информативных пиктограмм может подсказать или порядок действий и способ их совершения. Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной помощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.
За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться со множеством ограничений. Входы в общественные дома и жилые здания должны быть снабжены пандусами, а лифты - иметь достаточное пространство. Особые требования предъявляться к оборудованию среды для слабовидящих и слепых: перекрестки снабжаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, дорожными знаками, указывающими на частичную возможность появления лиц, лишенных зрения.
5 Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства. Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании; вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть организованны так, чтобы ими смогли воспользоваться лица с различными видами патологий.
6 Профессионально-трудовая реабилитация - это система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации. Профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями.
Одним из направлений является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.
Профориентация и проф. обучение инвалидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики их в процессе взросления (для детей - инвалидов) или после завершения медицинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды.
Под проф. ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, социально-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.
Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение являются: искажение представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная самооценка;
недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях труда; несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.
7 Образовательная реабилитация инвалидов - сложный комплекс, который включает в себя процесс получения процесс получения инвалидами необходимого общего образования, при необходимости различных уровней и видов специального или дошкольного образования. Блокада доступа к современному и качественному образованию для лиц с ОВ практически перекрывает для них потенциал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высшего социального статуса. Поэтому образовательная реабилитация является путем и средством восстановления и повышения социального статуса индивида с расстройством тех или иных функций.
8 Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, т.к. удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.
Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.
8 качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию инвалидов. Только общего оздоравливающего воздействия, занятие спортом и участие в специальныз соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.
9 Коммуникативная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инвалида навыка общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. Воспитывается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического
стресса или болезни. Полезными являются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с инвалидом с целью формирования у него социальных навыков. Службы социальной защиты населения должны прилагать усилия для создания организационных условий и инфраструктуры коммуникации: открывать отделение дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайонах.
Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.
Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу какихлибо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс .
Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.
В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации.
1.Социальномедицинская включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
2.Социальнопсихологическая предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
3.Социальнопедагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
5.Социальносредовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.
Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я».
115.Социальная адаптация как технология социальной работы. Виды социальной дезадаптации.
В процессе изучения темы необходимо, во-первых, выяснить сущность понятия “социальная адаптация”, во-вторых, детально изучить вопрос о закономерностях, условиях, видах, структуре социальной адаптации. Дальше перейти к изучению форм и методов работы по урегулированию адаптационных процессов.
Разнообразные социальные проблемы требуют от социального педагога предоставления помощи с целью достижения социальной адаптации детей, молодежи, отдельных личностей разного возраста, групп, социальных слоев населения. Социальные педагоги и социальные работники должны регулировать механизмы взаимоотношений человека с внешней средой, социальными институтами (семьи, системы образования, средств массовой информации).
Термин “адаптация” происходит от лат. слова adaptatio – приспособление. Важным заданием адаптации является выживание человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.
Выделяют четыре вида адаптации :
1) биологическую , которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. Большое теоретическое значение для исследования биологической адаптации имели положение Ч.Дарвина, И.М. Сеченова;
2) физиологичную – оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру. Исследовали этот вид адаптации И.П. Павлов, А.А. Ухтомский;
3) психологическую – психическая организация, индивидуально-личностное приспособление;
4) социальную – приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада. Социальная адаптация является важным механизмом социализации и представляет собой процесс, который по-разному влияет на личность, побуждает ее к выбору механизмов действия в определенный жизненный период. Этот процесс может происходить на трех уровнях:
а) на уровне макросреды, что будет характеризовать адаптацию личности к социальному, экономическому, политическому, культурному, духовному развитию общества;
б) на мезоуровне – адаптация человека в социальной группе (семья, класс, производственный коллектив и т. п.);
в) на микроуровне – индивидуальная адаптация, стремление к гармоничным отношениям.
Адаптация социальная – это процесс и результат приспособления человека, группы к среде, которая изменяется, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий.
Адаптация происходит на всех уровнях социальной жизни людей, становится универсальным средством преодоления жизненных кризисов, обеспечивает подготовку человека ко всему новому, что происходит в его жизни, является средством гармонизации социальных отношений.
Главной целью адаптации является преодоление дисфункций социальной системы и гармонизация взаимосвязей субъекта со средой. В современных социально-экономических условиях успешной гармонизации людей мешает несогласованность между “культурными” и социальными структурами, что ведет к поиску девиантных способов удовлетворения потребностей, отхода от законных общественных способов удовлетворения потребностей и до псевдоадаптации. Девиантные формы поведения “лучше” (как не парадоксально) обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные, хотя они имеют негативное значение для общества (рекет, кражи, убийство с целью обогащения и др.).