Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы. Социально-педагогический процесс
"Социально-педагогическая деятельность" - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика - «наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.
Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.
Социальные функции и задачи:
1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка),его состояние в стадии конфликта.
2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него
4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров. Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:
воспитательная
социально-правовал
социально-реабилитационная.
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.
Отдельно следует остановится на прикладных задачах социальной педагогики. Это то, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.
Одна из прикладных задач социальной педагогики состоит:
1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятий добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
2. Поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научится общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.
Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научится разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.
Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так:
воспитать делать добро
научить организовывать свою жизнь
развивать познавательные интересы
помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.
(внутренние, внешние педагогические процессы, этапы педагогического процесса)
Понятие «процесс» происходит от лат. processus - прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются:
а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин, педагог);
б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская, педагог).
Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым –педагог,психолог (1849-1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).
Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.
Внутренний педагогический процесс , по мнению Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием - действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».
Внутренний педагогический процесс может отражать:
а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-педагогическое развитие человека;
б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;
в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.
Внешний педагогический (образовательный) процесс , по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.
По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:
а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;
б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности;
в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи - реализация частной технологии воспитательной работы.
Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер педагогического процесса.
Социально-педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды.
Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Всё выше сказанное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) {внутренний процесс) и обусловленную им целесбобразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели {внешний процесс).
Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль - наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса.
Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его - это социально-педагогическая задача и способы ее решения.
Характеристика социально-педагогического процесса. Основные компоненты социально-педагогического процесса (этапы, субъект, объект, подходы)
Социально-педагогический процесс – целенаправленная последовательность действий педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.
Структура социально-педагогического процесса включает: субъект и объект, этапы и подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата.
Субъект социально-педагогического процесса это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-то третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность. В качестве субъекта выступает сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.
Объект социально-педагогического процесса определяется содержанием и направленностью социально-педагогического процесса.
Условия функционирования социально-педагогического процесса (СПП): наличие субъекта и объекта, наличие механизма обеспечения развития, соответствие условий протекания данного социально-педагогического процесса потребностям оптимального развития явления.
В широком плане СПП – это процесс социального развития человека в течении всей его жизни. Современная возрастная психология и педагогика выделяет определенные этапы возрастного развития, их качественные и количественные характеристики. Это помогает социальному работнику формулировать цели и выстраивать свои действия в социальной среде по отношению к конкретному человеку.
В узком плане СПП представляет собой результат саморазвития, самосовершенствования, а также результат целенаправленного влияния социального работника на личность.
Признаки развития , происходящего в социально-педагогическом процессе – это возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Этапы различаются в зависимости от того, что воспитывается, развивается, в каких условиях, в течение какого времени. Выделяют следующие основные этапы СПП :
Подготовительный;
Непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии):
Итоговый.
Каждый из них имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий.
Подготовительный этап СПП включает в себя целый ряд подэтапов.
Диагностика предусматривает выявление:
Индивидуальных отклонений человека и возникших в связи с ними социальных проблем в развитии и самореализации;
Индивидуальных особенностей, возможностей человека; его позитивного потенциала, создающего перспективу для индивидуального, индивидуально-компенсаторного развития или путей наиболее целесообразного преодоления недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;
Особенностей жизненной позиции человека; его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию; возможностей достижения социально-педагогических целей, активности в работе над собой, особенностей восприятия воспитателя;
Условий среды, в которых он живет и имеет возможность для самореализации.
Зачастую диагностика требует участия нескольких специалистов: медиков, психологов, педагогов. Это дает возможность получить более полную информацию, на основе которой можно сформулировать: показания, предостережения, советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом и его окружением.
2. Формулирование социально-педагогической проблемы – адресная оценка того, в чем нуждается человек и какого типа социально-педагогическая помощь ему нужна.
3. Социально-педагогическое прогнозирование возможного социального развития человека – один из наиболее сложных подэтапов процесса. Он основан на наличии у субъекта достаточно полной информации об объекте, необходимой для прогнозирования, а также на личном опыте и интуиции педагога. (Предметом его выступают: направленность и интенсивность индивидуального развития личности клиента, возможности его социального воспитания, перевоспитания, реабилитации, адаптации, обучения и профессиональной ориентации;возможности человека в развитии в целом, либо по определенным направлениям;способность воспитателя обеспечить достижение определенной социально-педагогической цели;соответствие условий, возможностей воспитуемого и воспитателя в направленном развитии человека.)
4. Определение целей и задач педагогической деятельности. Воспитатель определяет эти цели и задачи на основе:
Личностного понимания социального заказа воздействия на социальный объект;
Знания его индивидуальных признаков;
Оценки своих педагогических возможностей, условий воспитания.
5. Моделирование – эмпирическое создание образа целенаправленной педагогической деятельности по реализации конкретной педагогической технологии, обеспечивающей достижение поставленной цели с учетом возможностей реализации. Главное назначение педагогического моделирования заключается в том, чтобы обеспечить возможность выбора наиболее оптимального варианта педагогической технологии, который может способствовать достижению результата.
Непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии)этап СПП:
6. Выбор технологии и способа ее реализации. По своему содержанию социально-педагогическая технологи рассматривается как:
Обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности в работе с конкретной категорией людей;
Целесообразная, оптимальная последовательность этапов в работе с человеком, позволяющая достигнуть оптимального результата.
Первое предшествует второму - это проектирование процесса, второе – вариант его реализации. Педагогическая технология предусматривает определенную программу деятельности. Она бывает либо готовой, либо специально разрабатываемой в соответствии с индивидуальностью объекта. Для выбора (разработки) педагогической технологии необходимо знать: индивидуальные особенности объекта, социально-педагогическую цель; условия реализации педагогической технологии; возможные формы реализации (в стационарных условиях, в консультативно-практических условиях, в специализированном центре и т.д.); собственные возможности достижения цели; возможности по времени для реализации педагогической технологии. Выбранная технология реализуется социальным работником через индивидуальную методику. Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий.
7. Планирование социально-педагогической деятельности предусматривает разработку графика реализации выбранной технологии по времени, месту и видам занятий. Планирование способствует реализации замысла, обеспечивает комплексность и интенсивность педагогической деятельности.
8. Материальная подготовка предусматривает сбор методического и дидактического материала, необходимого для качественного проведения занятий.
(Реализация социально-педагогической технологии включает в себя следующие подэтапы.1. Апробация социально-педагогической технологии является начальным подэтапом в связи с индивидуализацией педагогической технологии, которую необходимо провести по отношению к отдельной личности либо группе.2. Адаптация субъекта и объекта при осуществлении ими социально-педагогической деятельности служит следующим целям:достижения взаимодействия;создания основы единства, согласованности, взаимопонимания между субъектом и объектом;эффективной реализации последующих действий.От уровня решения этих проблем зависит эффективность последующих действий. Практика показывает, что этот подэтап может затянуться. Особенно это характерно для работы с проблемными детьми по их перевоспитанию, исправлению. Достаточно трудно проходит адаптация в работе по педагогической коррекции детей, имеющих психологические отклонения в эмоциональной или активно-волевой сферах.3. Включение объекта в процесс саморазвития, самовоспитания носит индивидуализированный характер в зависимости от сферы социально-педагогической деятельности. Социальный работник, приобретая опыт в работе с данным объектом, постепенно наращивает своим усилия по достижению более высокого результата.4. Индивидуальный корректив для реализации педагогической технологии социальный работник выявляет путем апробации элементов избранной методики. На его основе проводится дальнейшее уточнение технологи применительно к данной социально-педагогической ситуации.5. Мониторинг по истечении определенного периода времени или исполнении определенного комплекса педагогических мер предусматривается для оценки динамичности СПП. Мониторинг позволяет отслеживать ход реализации процесса и оценивать результативность отдельных мероприятий или их комплекса, подэтапов второго этапа.)
Итоговый этап СПП предусматривает анализ и оценку действенности социально-педагогических технологий и определение следующих перспектив.
1.Предварительная оценка действенности социально-педагогической технологии позволяет:
Определить, в какой степени удалось решить проблему человека;
Принять решение о включении клиента в адаптационный процесс в новом состоянии, новых условиях.
Это итог педагогической реабилитации, коррекции перевоспитания, исправления. Адаптационный процесс закрепляет результат примененной технологии, позволяет увидеть ее достоинства и недостатки, обоснованность ее выбора. Начало адаптации имеет очень важное значение. Она не всегда проходит безболезненно, поэтому необходимо учитывать особенности клиента и прогнозировать своеобразие его адаптации, обеспечить поддержку и помощь ему в этот период.
2. Анализ проделанной работы и ее результативности – заключительный подэтап, который включает в себя выявление:
Позитивных и негативных аспектов использованной технологии;
Варианта ее реализации;
Собственной деятельности клиента как субъекта самосовершенствования.
Для оценки СПП необходима соответствующая технология: кто оценивает, что должно оцениваться, методика оценки каждого показателя (критерии). Результат может быть не только положительным. Иногда у социального работника происходит потеря уверенности в своих способностях, в себя. Самооценка (рефлексия) в определенной степени позволяет субъекту оценить не только то, чего удалось добиться, но и то, что приобрел воспитатель сам в качестве реального опыта.
Таким образом, каждый подэтап – достижение определенных (планируемых) результатов, которые характеризуются своими качественно-количественными показателями. Однако не все проблемы решаются просто. Педагогическая работа осуществляется со сложными проблемными людьми или с социальными группами. Следовательно, от социального работника требуется гибкость, умение видеть свои просчеты, искать новые методы и методические приемы.
Изменения в объекте социально-педагогической деятельности, как показывают специальные исследования, происходят постепенно, порой противоречиво и не всегда соответствуют прогнозу. Во многом развитие объекта зависит от особенностей субъекта (социального работника), его личной культуры, мотивации, профессиональной компетентности, отношения к педагогическому влиянию, активности, времени участия в деятельности. Происходит взаимодействие двух личностных культур: воспитателя и воспитуемого. Только личность высокой, богатой культуры может обогатить другую. Обязательным компонентом культуры воспитателя должны быть педагогические склонности, способности и профессиональные качества.
(Педагогическая склонность – влечение, предрасположенность к педагогической деятельности, которая включает: социальную направленность, профессиональную направленность, и педагогические способности.Социальная направленность – совокупность устойчивых социальных мотивов: альтруизм, духовность, социальная инициатива и активность, широкий кругозор, эрудиция, чувство нового, социальная ответственность, чувство долга, социальный оптимизм.Профессиональная направленность – совокупность психолого-педагогических свойств и качеств личности, определяющих ее предрасположенность к педагогике: интерес и любовь к детям, к человеку; контактность; потребность в передаче знаний, оказанию педагогической помощи;, стремление к самосовершенствованию.Педагогические способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения педагогической деятельности. Они разделяются на общие и специальные педагогические способности.Общие педагогические способности – адекватность восприятия, глубина интеллекта, объем памяти, распределение внимания, богатство воображения, сила эмоций и сопереживания, воля и терпение.Специальные педагогические способности – прогностические; конструктивно-организаторские; эмоционально-выразительные; коммуникативные; гностические; суггестивные; исследовательские.)
Личность и педагогическую деятельность социального работника отличают нравственные принципы, гуманистические ценности и этический кодекс.
Нравственные принципы: уважение личного достоинства человека, индивидуальный подход, этическая ответственность перед человеком за свое поведение, деятельность и ее результаты.
Кодекс этики социального работника включает: культуру поведения и общения; педагогический такт; уважение личного достоинства клиента; профессиональную честность и объективность; конфиденциальность по отношению к информации, полученной от клиента и его близких; приоритет интересов клиента; готовность к восприятию советов более компетентных специалистов в интересах клиента; готовность к прекращению социально-педагогической деятельности, если она недостаточна или вредна клиенту и т.д.
Профессиональные знания социального работника, осуществляющего социально-педагогическую деятельность, включают в себя:
Знание нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального работника, системы учреждений, оказывающих помощь разным категориям населения);
Знание теории и истории социальной педагогики;
Знание методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей и взрослых в различных социумах;
Знание возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;
Знание социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);
Знание методов социального управления планирования профессиональной исследовательской деятельности.
К профессиональным умениям относятся:
Аналитические, предполагающие теоретический анализ: процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; состояния ребенка и окружающего его социума; проблем ребенка и совместной деятельности с ним по устранению этих проблем;
Прогностические – прогнозирование решения проблем ребенка посредством его вовлечения в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы;
Проективные – определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат;
Рефлексивные – самоанализ собственной деятельности социального работника на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблем;
Коммуникативные, предполагающие владение культурой межличностного общения.
Рассмотрим функции социального работника при осуществлении социально-педагогической деятельности .
1. Образовательно-воспитательная функция обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей взрослых, в котором социальный работник стремится использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.
2. Диагностическая функция реализуется в изучении медико-психологических и возрастных особенностей, способностей человека, вхождения в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявление проблем.
3. Организаторская функция . Социальный работник организует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, влияет на содержание досуга, содействует в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений в социально-педагогической деятельности.
4. Прогностическая функция реализуется в участии социального работника в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума.
5. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая функция реализуется в предупреждении и преодолении негативных влияний, организации оказания социотерапевтической помощи, обеспечении защиты прав нуждающихся.
6. Организационно-коммуникативная функция реализуется во взаимодействии с добровольными помощниками, в деловых, личных контактах, во взаимодействии с детьми, семьями.
7. Охранно-защитная функция отражает использование арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие выполнению законности в отношении лиц, допускающих противоправные действия или воздействия на подопечных.
В соответствии с этими функциями социальному работнику в педагогической деятельности приходиться осваивать различные социальные роли: посредника, защитника интересов, участника совместной деятельности, духовный наставник, социальный терапевт, эксперт.
Основные виды помощи , оказываемы в процессе социально-педагогической деятельности, следующие:
- социально-информационная, направленная на обеспечение различных категорий взрослых, детей и их семей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
- социально-правовая , включающая в себя соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
- социально-реабилитационная – оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
- социально-бытовая – содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях «группы риска»;
- социально-экономическая – оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям; материальная поддержка сирот, выпускников детских домов;
- медико-социальная – уход за больными детьми и профилактика их здоровья; профилактика алкоголизма, наркомании несовершеннолетних; медико-социальный патронаж детей из семей «группы риска»;
- социально-психологическая – создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок; устранение негативных воздействий в доме, школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
- социально-педагогическая – создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей; преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность; обеспечение развития и воспитания детей в семьях «группы риска».
Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс состоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Практика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качественные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.
Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.
В широком плане это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека - ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристики на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориентироваться в определении цели и характера социально-педагогической деятельности по отношению к нему в данных условиях.
Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечивает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообразное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогического процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического процесса и умение использовать его применительно к себе, своей профессиональной деятельности очень важно для социального работника.
По своей сущности внешний социально-педагогический про-цесс - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогического процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.
При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели.Функциональный определяет особенности профессио-
3 - 5887
нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (по- дэтане). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъекта и объекта.
Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной деятельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.
Содержание и направленность внешнего социально-педагогического процесса ориентируются на определенный объект социальной работы - людей пожилого возраста, людей с особыми нуждами, социально незащищенных людей и пр., их индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к своей проблеме, возможности ее решения.
Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогического процесса.
Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста - как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.
Внешний социально-педагогический процесс также включает определенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный подход):
1-й - подготовительный;
2-й - непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии);
3-й - результативный.
В литературе чаще встречается функциональный подход при выделении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно- результативный.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагогической деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют: 1. Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально- педагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального поведения можно предметно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:
а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;
б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;
в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализации, возможностей (личностных) в достижении определенной степени, активности в работе над собой, отношения к социальному работ-нику;
г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность для самореализации.
При взаимодействии социального работника с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:
а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;
б) сформулировать его основные социально-педагогические проблемы;
в) выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним:
показания;
предостережения, главное назначение которых - «не навреди»;
советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.
Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность человека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к следующему подэтапу.
Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания человека, закономерностей его развития (закономерностей развития ка-честв, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.
Предметом социально-педагогического прогнозирования выступают два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социально-педагогическими процессами:
а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагогическим процессом, а именно:
направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;
возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;
б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социально- педагогическим процессом, а именно:
способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;
способность социального работника обеспечить достижение прогнозируемой цели;
соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.
Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности клиента, необходимой социальному работнику, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.
В начале своей профессиональной деятельности специалист (социальный работник) пользуется преимущественно учебными пособиями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогно-зирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобретает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.
Основываясь на личностном понимании своего социального предназначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особенностей, собственных возможностей, условий работы социальный работник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение.
Цель социально-педагогического процесса - это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .
В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить для ее достижения.
Далее следует подэтап выявления содержания и способа реализации внешнего социально-педагогического процесса. Данный подэтап включает:
Социально-педагогическое моделирование. Под ним понимается эм-пирическое создание идеальной модели целенаправленной деятельности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей достижение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или частный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Главное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному работнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.
Выбор технологии - следующий подэтап социально-педагогического процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.
Для выбора (разработки) технологии социальному работнику необходимо знать:
социальные проблемы клиента и причины их возникновения;
индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;
цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные задачи, которые следует решить в процессе ее достижения;
условия реализации технологии (в специализированном центре, дома);
формы реализации технологии (в стационарных условиях; в домашних условиях; в центре социального обслуживания);
свои возможности в применении той или иной технологии;
временные возможности для реализации технологии.
Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она включает: описание варианта социально-педагогической деятельности по ее решению; рекомендации к реализации, основные требования к личности, профессиональной подготовке и деятельности социального работника.
В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из технологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.
Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее оптимальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.
Планирование своей деятельности - следующий подэтап подгото-вительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализации по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий комплексность и интенсивность деятельности.
Как правило, реализация технологии предусматривает определенное методическое обеспечение - материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной деятельности по достижению цели.
Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социальная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить индивидуальный корректив для технологии, на основе которого делается ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совместной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.
Второй этап - основной - непосредственной деятельности по реализации выбранной технологии с использованием совокупности методов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными качественно-количественными показателями. Именно ради этих подэта- пов проводится вся предшествующая деятельность.
11а втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.
Завершается он достижением в той или иной степени поставленной цели.
Третий этап - результативный - оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:
а) предварительная оценка результативности процесса деятельности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внешнего социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степени человек может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возможность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;
б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступление данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилитации, перевоспитания, исправления в специализированных образовательных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты деятельности, но и оценить результативность всего процесса, что позволяет ее считать заключительной операцией;
в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;
г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагоги-ческого процесса.
Для каждого внешнего социально-педагогического процесса суще-ствуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию), достижение рационального результата.
Каковы пути повышения эффективности деятельности социального работника?
Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен следующими факторами, определяющими соответствующие пути его совершенствования:
а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к соответствующей адаптации, реабилитации;
б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчеркивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пассивным фактором, а активным самосозидателем;
в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса, который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внутренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации;
г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент. Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутреннего социально-педагогического процесса клиента.
Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преимущественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности - повышение действенности каждого этапа, в том числе:
повышение качества диагностики индивидуальности клиента;
качественная и наиболее полная социально-педагогическая характеристика клиента;
умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обуслов-ленных внешним социально-педагогическим процессом;
достаточно точное определение социально-педагогической (соци- алыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) - целевой установки внешнего социально-педагогического процесса; задачи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;
умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной технологии;
выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализации;
обеспечение качества подготовки к реализации процесса деятельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социально- педагогического процесса);
обеспечение качества реализации внешнего социально-педагогического процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;
обеспечение адаптации клиента после завершения реализационной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.
Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодействие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.
Социально-педагогический процесс как вид социализации и ресоциализации педагогическими средствами. Источники и движущие силы развития социально-педагогической деятельности.
Факторы и средства социально-педагогического процесса. Роль понимания в социально-педагогической работе. Этико-аксиологический компонент в социально-педагогическом процессе.
Виды и формы социально-педагогической деятельности: социализация и ресоциализация, коррекция и реабилитация, обучение, упражнения.
Структура социально-педагогического процесса, особенности взаимодействия объекта и субъекта в процессе социально-педагогической деятельности, проблемы, цели и критерии в социально-педагогическом процессе.
Механизм социально-педагогического процесса: наблюдение и анализ, диагностика, выбор и апробация форм и методов. Интроекция социально-педагогических идей и форм поведения, методы фальсификации и верификации полученных результатов работы. Идентификация, индивидуализация и персонализация как форма, средства и уровни социально-педагогической работы.
Основные направления социально-педагогической деятельности в учреждениях образования, здравоохранения и социальной зашиты населения; в коллективах и по месту жительства; физкультурно-оздоровительная и культурно-просветительская деятельность; работа в социуме, с социальной группой и отдельными людьми.
Принципы социально-педагогической культуры и мышления.
Профессионально значимые свойства личности социального педагога.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Cоциальная педагогика
Под редакцией профессора В.А. Никитина
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособи
Возникновение и становление социально-педагогической теории и практики
Как известно, во второй половине XIX века «отец немецких учителей» Адольф Дистервег предложил словосочетание «социальная педагогика» для обозначения педагогической деятельности с об
Предмет, специфика и принципы социальной педагогики
В наши дни сложились все необходимые предпосылки, чтобы из всей системы педагогического знания и деятельности выделилась такая относительно самостоятельная область педагогической те
Понятие, принципы и основные направления семейного воспитания
С возникновением семьи на протяжении многих тысячелетий семейное воспитание было практически единственной формой воспитания детей в обществе; школ и других воспитательных учреждений
Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков
Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так и психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспекте. Медико-социальная реабилитация - комплекс медицинских
И подростков в специализированных учреждениях
Как отмечалось в первой главе, за рубежом и в России имеются давние традиции работы с «ничейными детьми». Еще в прошлом веке в России стала складываться, можно сказать, определенная
Педагогические вопросы работы с лицами социально-негативного поведения
Для рассмотрения проблемы педагогической работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения необходимо уточнить, что представляет собой данная категория людей, каковы осн
Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения
Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях:
Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знани
С глубокими нарушениями интеллекта
Дети с глубокими нарушениями интеллекта находятся преимущественно в домах-интернатах Министерства труда и социального развития. Здесь они живут на полном государственном обеспечении
Реабилитации детей-сирот с умственной отсталостью в школах
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познав
Педагогические принципы и формы социальной реабилитации детей с недостатками в умственном и физическом развитии в специализированных учреждениях
Люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кро
Педагогическая культура социального работника
Термин «педагогическая культура» впервые появился в публикации Л.Е. Раскина в 1940 году. В 50-60-е годы он активно используется в работах В.А. Сухомлинского. В конце 70-х - 80-е год
Как теории и практики
Зарождение идей и традиций учета социальных факторов и социального состояния человека в обучении и воспитании.
Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан о роли общества в
Как теории и практики
Социальная педагогика - теория и практика познания регулирования и реализации процесса социализации и ресоциализации человека на разных этапах его возрастного развития как индивида
Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах жизни
Основные факторы и виды социализации человека, их педагогический потенциал, характеристика: поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая. Норма и
Социально-педагогическая помощь матери и ребенку
Понятие семейного воспитания, его место и роль в социализации человека. Развитие идей семейного воспитания в России. Особенности семейного воспитания в России XI-XVII вв.
О
С недостатками в умственном и физическом состоянии
Общая педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями.
Некоторые педагогические особенности развития детей со специфическими проблемами. Нарушения в сфере
Педагогическая работа в специальных дошкольных и школьных учреждениях
Своеобразие образовательной среды специальных вспомогательных учебных заведений.
Источники и факторы формирования содержания образования вспомогательных учебных заведений,
Проблемы педагогической работы в учреждениях социальной и трудовой реабилитации
Реабилитация и абилитация социально дезадаптированных подростков, детей-инвалидов в центре социальной реабилитации и социальных приютах. Цели и задачи реабилитационной деятельности
Социально-негативного поведения
Принципы социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного (социально-негативного) поведения детей в семье, школе, по месту жительства. Основные направления педагоги
В пенитенциарных учреждениях
Сущность, содержание и основные проблемы исправительной педагогики в условиях пенитенциарных учреждений. Основные принципы реализации исправительных функций пенитенциарных учреждени
Социальная педагогика
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Зав. редакцией А.И. Уткин
Редактор Э.Н. Фаустова
Зав. художественной редакц
Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 31
Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием - действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».
Внутренний педагогический процесс может отражать:
а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-пе- дагогическое развитие человека;
б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;
в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.
Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.
По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:
а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;
б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности;
в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи - реализация частной технологии воспитательной работы.
Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер педагогического процесса.
Социально-педагогический процесс- это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Изложенное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.){внутренний процесс) и обусловленную им целесбобразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели{внешний процесс).
Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль - наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса.
Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его - это социально-педагогическая задача и способы ее решения.
§ 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса
Внутренний социально-педагогический процесс.Любой процесс состоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Практика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качественные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные
изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.
Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.
В широком плане это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека - ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристики на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориентироваться в определении цели и характера социально-педагогичес- кой деятельности по отношению к нему в данных условиях.
Внешний социально-педагогический процесс.Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечивает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообразное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогическо- го процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического процесса и умение использовать его применительно к себе, своей профессиональной деятельности очень важно для социального работника.
По своей сущности внешний социально-педагогический процесс - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогичес- кого процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.
При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два подхода: структурный и функциональный.Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели.Функциональный определяет особенности профессио-
34 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (подэтане). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъекта и объекта.
Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной деятельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.
Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогичес- кого процесса.
Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста - как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.
Внешний социально-педагогический процесс также включает определенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный подход):
1-й - подготовительный;
2-й - непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии);
3-й - результативный.
В литературе чаще встречается функциональный подход при выделении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочнорезультативный.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагоги- ческой деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:
Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социальнопедагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального поведения можно предметно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:
а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;
б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, создающих возможности для самореализации; в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализации, возможностей (личностных) в достижении определенной степени, активности в работе над собой, отношения к социальному работ-
нику; г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность
для самореализации.
При взаимодействии социального работника с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:
а) создать социально-педагогическую характеристику клиента; б) сформулировать его основные социально-педагогические про-
показания;
предостережения, главное назначение которых - «не навреди»;
советы для построения наиболее оптимального взаимодействия
с клиентом и его окружением.
Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность человека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к следующему подэтапу.
Социально-педагогическое прогнозирование.С учетом знания человека, закономерностей его развития (закономерностей развития качеств, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.
Предметом социально-педагогического прогнозирования выступают два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социаль- но-педагогическими процессами:
а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги- ческим процессом, а именно:
направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;
возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;
б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социальнопедагогическим процессом, а именно:
способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;
способность социального работника обеспечить достижение прогнозируемой цели;
соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.
Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности клиента, необходимой социальному работнику, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.
В начале своей профессиональной деятельности специалист (социальный работник) пользуется преимущественно учебными пособиями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогнозирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобретает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.
Основываясь на личностном понимании своего социального предназначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особенностей, собственных возможностей, условий работы социальный работник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать какцелеопределение.
Цель социально-педагогического процесса - это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .
В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить для ее достижения.
Социально-педагогическое моделирование.Под ним понимается эмпирическое создание идеальной модели целенаправленной деятельности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей достижение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или частный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Главное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному работнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.
Выбор технологии - следующий подэтап социально-педагогичес- кого процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.
Для выбора (разработки) технологии социальному работнику необходимо знать:
- социальные проблемы клиента и причины их возникновения;
- индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;
- цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные задачи, которые следует решить в процессе ее достижения;
- условия реализации технологии (в специализированном центре,
- формы реализации технологии (в стационарных условиях; в домашних условиях; в центре социального обслуживания);
- свои возможности в применении той или иной технологии;
- временные возможности для реализации технологии.
Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она включает: описание варианта социально-педагогической деятельности по
38 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из технологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.
Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее оптимальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.
Планирование своей деятельности - следующий подэтап подготовительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализации по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий комплексность и интенсивность деятельности.
Как правило, реализация технологии предусматривает определенное методическое обеспечение - материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной деятельности по достижению цели.
Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социальная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить
индивидуальный корректив для технологии, на основе которого делается ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совместной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.
Второй этап - основной - непосредственной деятельности по реализации выбранной технологиис использованием совокупности методов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными каче- ственно-количественными показателями. Именно ради этих подэтапов проводится вся предшествующая деятельность.
11а втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.
Завершается он достижением в той или иной степени поставленной цели.
Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 39
Третий этап - результативный - оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:
а) предварительная оценка результативности процесса деятельности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внешнего социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степени человек может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возможность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;
б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступление данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилитации, перевоспитания, исправления в специализированных образовательных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты деятельности, но и оценить результативность всего процесса, что позволяет ее считать заключительной операцией;
в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;
г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагоги- ческого процесса.
Для каждого внешнего социально-педагогического процесса существуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию), достижение рационального результата.
Каковы пути повышения эффективности деятельности социального работника?
Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен следующими факторами, определяющими соответствующие пути его совершенствования:
а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к соответствующей адаптации, реабилитации;
б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчеркивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пассивным фактором, а активным самосозидателем;
в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса, который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внутренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации; г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент. Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутрен-
него социально-педагогического процесса клиента.
40 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преимущественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности - повышение действенности каждого этапа, в том числе:
- повышение качества диагностики индивидуальности клиента;
- качественная и наиболее полная социально-педагогическая характеристика клиента;
- умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обусловленных внешним социально-педагогическим процессом;
- достаточно точное определение социально-педагогической (соци- алыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) - целевой установки внешнего социально-педагогического процесса; задачи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;
Умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной технологии;
Выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализации;
Обеспечение качества подготовки к реализации процесса деятельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социальнопедагогического процесса);
Обеспечение качества реализации внешнего социально-педагоги- ческого процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;
Обеспечение адаптации клиента после завершения реализационной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.
Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодействие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».
2. Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагогического процесса.
3. Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического про-
4. Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего
5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов?
6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.
7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?