Установление в ссср тоталитарного политического режима. культ личности и.в
Страница 1
Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.
К основным признакам тоталитарного режима относятся:
1) верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;
2) сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;
3) монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;
4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;
5) централизованная система контроля и управления экономикой;
6) полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;
7) существует строгая цензура над всеми средствами мае* совой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;
8) полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;
9) подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;
10) подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.
В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.
Форсированное экономическое развитие, как уже отмечалось в одном из предыдущих разделов, вело к ужесточению политического режима в стране. Напомним, что выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.
Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.
Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.
Армия и военно-морской флот
Любое обсуждение новых петровских учреждений и методов, любая попытка понять все течение и характер достижений Петра должно начинаться с анализа вооруженных сил. Именно потребность армии и флота в людях и руководстве вызвали к жизни многие из самых важных реформ и наиболее поразительных новшеств во время его царствования. Длительная вой...
Октябрьская политическая стачка
В октябре – декабре 1905г центр событий переместился в Москву. В октябре в Москве началась политическая стачка, которая перекинулась на всю Россию. В ней приняло участие более 2 миллионов человек. Несколько дней в стране не работали заводы и фабрики, железные дороги; закрылись магазины, перестали выходить газеты. Октябрьские выступления...
Начало вторжения на Русь
Наконец, монголо-татары под предводительством хана Батыя решили направить свои войска на территории нынешней России. Цель стояла все та же – покорить эти территории. Одним из первых городов, подвергшихся нападению, оказался Торжок. Сначала жители отбивались в полную силу, но надежда убывала, настолько многочисленным было монголо-татарск...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление»
КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТОТАЛИТАРИЗМ В СССР: ЮРИДИЧЕСКИЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Выполнил
Студент 1 курса
Дневного отделения И.Ю. Моргунова
Научный руководитель
Доктор исторических наук О.Н. Науменко
Тюмень, 2008
Введение…...…………………………………………………………………........3
1. Глава 1. Сущность тоталитарного политического режима
1.1. Понятие и истоки тоталитаризма………………………...............................5
1.2. Концепции тоталитарного государства.………………………..…………..7
2. Глава 2. Тоталитарный режим СССР
2.1. Признаки тоталитарного режима СССР…………………………………..10
2.2. Законодательные основы тоталитаризма СССР………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников и литературы…………………………...18
ВВЕДЕНИЕ
Двадцатый век принес человечеству немало горестных событий и катастроф, которые во многом изменили представления людей о власти и подорвали веру масс в основы государства, что послужило предпосылкой возникновения в обществе веры в «господство сильной руки». Именно тогда, в XX веке, в группе государств – СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) – появился особый вид политического режима, отличный как от авторитарных режимов, так и от все более распространявшихся республиканских, парламентских демократий. Этот режим и получил название тоталитарного.
Исследование феномена тоталитарного государства осуществляли многие социологи и политологи, среди которых Джордж Оруэлл («1984»), Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский («Тоталитарная диктатура и автократия»), Фридрих Хайек («Дорога к рабству»), Ханна Арендт («Истоки тоталитаризма») и др.
Как считают политологи, одним из самых ярких примеров тоталитаризма, отражающим всю сущность этого феномена, является политический режим СССР. Однако юридически тоталитаризм в СССР не был закреплен, и, напротив, в Конституции СССР 1977г. политический режим СССР представлен как демократический. Так почему же тогда тоталитаризм так прочно закрепился в СССР? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к законодательству СССР, и, прежде всего, к Конституции. Поэтому данная работа посвящена анализу Конституции СССР 1977г. для выявления законодательных основ тоталитаризма в СССР.
Источниками для работы стали Конституция СССР 1977г., книга немецко-американского философа и политолога Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), а также работа Бакунина А.В. «История советского тоталитаризма».
Цель работы: выявить законодательные основы тоталитаризма в СССР.
Задачи работы:
Раскрыть содержание понятия «тоталитаризм» и особенности его возникновения
Рассмотреть различные концепции тоталитарного государства
Охарактеризовать тоталитарный режим СССР на основе признаков тоталитарного государства Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского
Рассмотреть Конституции СССР 1936г. и 1977г., сопоставить юридически закрепленный политический режим с фактическим политическим режимом.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТОТАЛИТАРНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1. Понятие и истоки тоталитаризма
Тоталитаризм – это общественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Государственный социализм, коммунизм, нацизм, фашизм и мусульманский фундаментализм стали его недавними воплощениями. Такое государство не несет ответственности перед обществом посредством периодических тайных и состязательных выборов. Оно использует свою неограниченную власть для контроля всех сторон жизни общества, включая семью, религию, образование, бизнес, частную собственность и социальные отношения. Политическая оппозиция подавляется, процесс принятия решений сильно централизован. Тотальный – от латинского слова totalis – означает «всеобщий, всеобъемлющий».
Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социо-культурная и политическая структура, в которой всякое действие – от воспитания детей до производства и распределения товаров – направляется и контролируется из единого центра". Тоталитаризм как направление в западной политической мысли возник и развивался в противовес либерализму с его многопартийностью, политической борьбой, парламентаризмом. Объективной предпосылкой тоталитаризма явилась индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила организацию общества, усилив всеобъемлющий контроль над личностью. Появились промышленные монстры – монополии, наладившие тесное взаимодействие с государством. Функции государства расширились, и создавалась иллюзия, что стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная государственная власть. Порождением индустриализма и явилось лежащее в основе тоталитаризма коллективистское мировоззрение, представляющее окружающий мир хорошо организованной машиной, состоящей из центра управления, узлов и винтиков, подчиняющейся единой команде, выражающей общие цели. Субъективной предпосылкой, благоприятствующей появлению тоталитаризма, явилась психологическая неудовлетворенность человека нарастанием социального отчуждения, разрушением традиционных связей и религиозных ценностей. Для социально отчужденной личности тоталитаризм имел психологическую привлекательность, дав надежду преодолеть бессмысленность существования с помощью утверждения себя в чем-то "вечном", значительным во времени и пространстве: классе, нации, государстве. Тем самым индивидуальному существованию придавался исторический смысл.
Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступили маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре общества, утратившие социально-культурную и социально-этническую идентификацию.
В настоящее время тоталитаризм понимается как политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. Это не только политический режим, но и определенный тип политической и общественной системы.
1.2. Концепции тоталитарного государства
Теория тоталитаризма сложилась в 40-50-х годах прошлого века. Первыми, кто попытался всерьез разобраться в сущности тоталитаризма, были немцы, вынужденные эмигрировать из нацистской Германии. Сначала – Франц Боркенау, опубликовавший в Лондоне в 1939 г. книгу «Тоталитарный враг», позднее – Ханна Арендт, автор знаменитой работы «Происхождение тоталитаризма»(1951).
Первые серьезные попытки систематизировать определяющие признаки тоталитарных режимов и разработать на этой основе обобщающее понятие тоталитаризма были предприняты еще в 50-х годах двадцатого века. В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1965 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества, получивших общее наименование «тоталитарного синдрома». К числу этих признаков были отнесены следующие:
1) официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, социальные и экономические отношения, политические нормы и.т.д. – подчинены идеологии.
2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия «поглощает» государство, выполняя его функции.
3) система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. 4) партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль над всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой.
5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами.
6) централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.
Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако среди перечисленных признаков первые два – официальная идеология и монополия единой массовой партии на власть – имеют наибольшее значение и являются наиболее яркими характеристиками тоталитарного режима.
В книге немецко-американского философа и политолога Ханны Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951) размежевываются явления "традиционного деспотизма" и "тоталитаризма", раскрываются социальные причины тоталитарных режимов и показываются внутренние их причины. Согласно Х.Арендт, тоталитаризм – это прежде всего система массового террора, обеспечивающая в стране атмосферу всеобщего страха, пронизывающего все общество, оказавшееся под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора.
Одним из явлений, давших непосредственный толчок тоталитаризму двадцатого века, X. Арендт считает появление феномена массы. Масса объединяется не путем позитивного осознания общих интересов (поскольку она не обладает отчетливой классовой структурированностью), а на основе "негативной самоидентификации". Хотя сила всех политических групп зависит от их численности, тоталитарные движения зависят от количеств до такой степени, что тоталитарные движения, как считает Арендт, возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации, и невозможны в странах с относительно малым населением.
Ряд исследователей тоталитаризма (Фридрих фон Хайек, Айн Рэнд, Людвиг фон Мизес и др.) рассматривают его как крайнюю форму коллективизма и обращают внимание на то, что все три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации – нацизм, государства – фашизм или трудящихся – коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизнью граждан, отсутствие свободы слова.
ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ СССР
2.1. Признаки тоталитарного режима СССР
Как считают политологи, в полной мере сущность тоталитарного режима проявилась в таких государствах как Германия, Италия и СССР.
Но если итальянский лидер Бенито Муссолини сам стал использовать термин «тоталитаризм» для обозначения государственного строя Италии, то в СССР это слово по отношению к политическому режиму никогда не употреблялось. Лишь западные публицисты и политологи с 30-х гг. начали использовать это понятие и применительно к СССР.
Действительно, признаки тоталитаризма, определенные Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским в их труде «Тоталитарная диктатура и автократия», характерны для политического режима СССР.
Мы подробно рассмотрим и проиллюстрируем каждый из этих признаков на примере тоталитарного режима Советского Союза.
Первая характерная черта любого тоталитарного общества – это развернутая идеология, состоящая из официальной доктрины, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия и которой предположительно придерживаются все, живущие в данном обществе; эта идеология содержит призыв, основанный на категорическом неприятии существующего общества и стремлении завоевать мир ради построения нового общества. Что же касается идеологии в СССР, то, как известно, это была марксистско-ленинская идеология, которая основывалась на теории научного социализма Маркса и Энгельса, рассматривавшую социализм как низшую ступень коммунизма. Согласно Конституции СССР 1977 года, «Высшая цель Советского государства – построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества». Второй чертой, характерной для тоталитарного общества, является единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, "диктатором", и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10 процентов).Такой партией стала Коммунистическая Партия Советского Союза. Если население всего Советского Союза составляло 250 млн человек, то 19 млн (почти 10%, 80-е гг.) из них были членами этой партии. КПСС была неотделима от государства, ее даже можно назвать «партией-государством»: Верховный Совет выполнял законодательные и контрольные функции власти, а Совет Министров – исполнительные и распорядительные. Третья характерная черта тоталитаризма - это система террористического полицейского контроля, поддерживающего партию, но также осуществляющего надзор над нею самой в интересах вождей и характерным образом направленного не только против "врагов" режима, но также против произвольно выбираемых классов населения, причем террор тайной полиции систематически использует современную науку и в особенности психологию. В СССР существовала развитая система такого контроля – система органов государственной безопасности. Самыми известными элементами этой системы был Наркомат государственной безопасности (НКГБ), также значительную роль играло подразделение НКВД, известное как ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения), осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей. Всем хорошо известно о страшных репрессиях и расправах над людьми, «инакомыслящими», «врагами народа», а иногда и преданных, но неугодных граждан. Представителей советского общества, осуждавших сталинский режим и его политику, часто судили за умысел, неприятие, негативное отношение, что не являлось, по сути, преступлением, подлежавшим суровым мерам наказания, которые применялись в те годы (расстрел, ссылка ГУЛАГ, тюрьма и др.). Кроме того, приветствовались любые доносы, клевета, дискредитация, к чему нередко прибегали некоторые люди, руководствуясь нередко чувствами зависти, мести, личной неприязни, желанием сделать карьеру и т.п. Постоянно совершенствовалась и использовалась система перлюстрации – тайного вскрытия пересылаемой по почте корреспонденции: некоторые письма конфисковывались, в других вычеркивали некоторый текст. Четвертая характерная особенность тоталитаризма – это технологически обусловленный и почти всеобъемлющий контроль партии и ее кадров над всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино. В частности, в СССР таким контролем занимался отдел культуры при ЦК КПСС. Все литературные, кинематографические произведения подвергались жесткой цензуре, зарубежные капиталистические произведения искусства не были доступны гражданам страны. Полный контроль над СМИ обеспечивал постоянную пропаганду, насаждение марксистско-ленинской идеологии. Человек, родившийся в такой стране, просто не мог думать иначе – он не видел реальной картины, доступ к некоммунистическим идеям был закрыт. В большой степени, тоталитаризм основывался на безграничной вере и преданности советских людей. А для тех, кого все-таки посещали «неправильные» мысли, проводились показательные судебные процессы, заставлявшие подчиниться режиму.Следующий признак тоталитарного общества, который называют Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, – это технологически обусловленный почти полный контроль над всеми вооруженными силами. Хотя этот признак обнаруживается не только в тоталитарных, но и во всех других системах: все современные государства держат под контролем свои вооруженные силы. Однако стоит заметить, что министром обороны в Советском Союзе обязательно должен был быть Член ПолитБюро. Да и вообще, как известно, устроится на хорошую работу, да и просто спокойно жить, не члену КПСС было практически невозможно. И, наконец, последняя черта, присущая тоталитарному режиму – это централизованный контроль и руководство всей экономикой посредством бюрократической координации ее ранее независимых составных частей; этот контроль, как правило, распространяется также на большинство других общественных организаций и групп. В Советском Союзе централизованный контроль включал в себя множество элементов. К примеру, существовали экономические программы, утверждаемые съездами. Также составной частью директивного централизованного планирования были пятилетние планы экономического и социального развития СССР, называемые «пятилетками». Кроме того, стоит заметить, что в Советском Союзе не было частной собственности, вся собственность была обобществлена.
2.3. Законодательные основы тоталитаризма СССР
Согласно Конституции 1977 г., принятой 7 октября 1977 года Верховным советом СССР, Советский Союз – это демократическое государство: Статья 3. «Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело». Естественно, что действительная политическая система государства не совпадала с указанным в Конституции демократическим режимом. Почему же вместо демократического в стране так прочно закрепился тоталитарный режим? Прежде всего, сама статья содержит явное противоречие. Такого понятия, как «демократический централизм» вообще быть не может, поскольку централизм – это признак тоталитаризма, противоречащий принципам демократии. В действительности, Конституция СССР содержит множество положений о власти и системе управления в СССР, не соответствующих фактической ситуации в стране. В Конституции ни слова не говорится о тоталитарном режиме, зато при ее изучении можно найти некоторые признаки тоталитарного государства в законодательстве СССР. Во-первых, мы сразу можем выделить одну из атрибутивных характеристик тоталитарного политического режима, описанную Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским в «тоталитарном синдроме»,- сращивание партии и государства. Отражение этой характеристики можно найти в ст.6 Конституции СССР 1977г.:«Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР». Еще одним подтверждением этого признака тоталитаризма может служить ст. 100, в которой говорится: «Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям». То есть, кандидатами в депутаты могли становиться только члены Коммунистической партии, ровно, как и членами любых других государственных организаций. В «Сталинской» Конституции СССР,принятой VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, статьи о главенстве Коммунистической партии еще не было, однако на практике КПСС во главе с И. В. Сталиным – главная и единственная партия в стране с 1920-х гг. Таким образом, можно говорить о постепенном юридическом (формальном) закреплении тоталитаризма в стране.Еще одним признаком тоталитаризма, отраженном в Конституции 1977 г., являлась централизация власти и ее контроль над деятельностью всех государственных органов. В соответствии со статьей 108 Конституции СССР 1977 г, высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет, который, согласно статье 126, осуществляет контроль над деятельностью всех подотчетных ему государственных органов. Таким образом, можно говорить о еще одном признаке тоталитаризма, закрепленном юридически, – это отсутствие разделения властей. В Конституции СССР 1977г. нашел свое отражение и такой признак тоталитарного государства, как развернутая идеология.«Высшая цель Советского государства – построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества». Это положение, данное в предисловии к конституции, отражает идеологию советского государства. Помимо перечисленных положений конституции привлекают внимание еще несколько статей. Прежде всего, это статья 52 , которая гарантирует Гражданам СССР свободу совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Так было указано в Конституции. Однако государство СССР было атеистическим, и всем хорошо известно, какие меры принимали по отношению к верующим. Но стоит заметить: в конституции употреблены совершенно разные значения – « отправлять религиозные культы» и «вести атеистическую пропаганду». Культ – это служение, преклонение, а пропаганда – это идеологическое внушение с целью формирования определенной точки зрения. Таким образом, атеистическое направление закреплялось и имело преимущества уже в самой конституции СССР.В ст. 49-50 гражданам СССР гарантировались свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, позволялось свободно критиковать недостатки в работе государственных органов. Все эти положения не нашли реального подтверждения в деятельности правительства, а были закреплены лишь формально.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сравнивая основные признаки тоталитаризма, данные Карлом Фридрихом и Збигневом Бжезинским, и признаки политического режима СССР, можно сделать вывод о том, что для СССР присущи все основные признаки тоталитарного государства. Анализ конституции позволил оценить роль законодательства в политическом режиме СССР. Сопоставляя юридически закрепленные права и свободы граждан СССР с теми, которыми обладали они в действительности, можно говорить о достаточно малой роли законодательства в СССР. Большинство прав и свобод человека, которые были закреплены в конституции СССР, на деле не выполнялись. И далеко не все аспекты реального политического режима СССР были закреплены законодательством.Однако несколько важных признаков тоталитарного политического режима все-таки нашли свое отражение в конституции СССР. Это такие особенности политического режима СССР, как сращивание партии и государства (ст. 6 и ст. 100), централизация власти и ее контроль над деятельностью всех государственных органов (ст. 108 и ст.126) , развернутая идеологияТаким образом, характерной чертой тоталитаризма СССР являлось то, что он почти не опирался на закон. В конституции СССР были гарантированы почти все права человека, которые на деле не выполнялись.Однако в Конституции СССР 1977 г. можно найти некоторые, хоть и неявно выраженные, признаки тоталитаризма. Тоталитарный режим, укрепившийся в СССР в годы диктатуры И.В.Сталина и существовавший некоторое время только фактически, постепенно закрепился в стране и через законодательство. Поэтому, мы имеем право сделать вывод о том, что именно юридическоезакрепление тоталитаризма в Конституции обусловило его силу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые акты
1.1 Конституцияи законы Союза ССР. – М.: Известия Советов Народных Депутатов СССР. – 1983. – 639 с.
2. Научная и учебная литература
2.1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Под ред. М.С.Ковалевой, Д.М.Носова. – М.: ЦентрКом, 1996. – 672 с.
2.2. Бакунин А.В. История советского тоталитаризма. – Екатеринбург.: УроРАН, 1996. – 255 с.
2.3. Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность / А.В. Голубев // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 2. – С. 24-32.
2.4. Ефимов И.В. Большой террор в России/ И.В.Ефимов // Звезда. – 1999. – № 5. – С. 277- 232.
2.5. Политология: Учебник/ Под ред. М.А.Василика. М.: Гардарики, 2003. – 588 с.
См.: Бакунин А.В. История советского тоталитаризма. – Екатеринбург.: УроРАН, 1996. С. 7-40.
См.:Политология: Учебник / Под ред. М.А.Василика. М.: Гардарики, 2003. С. 237-239.
См.: Там же. С. 26.
См.: Конституция и законы Союза ССР. – М.: Известия Советов Народных Депутатов СССР, 1983. С. 6.
См.: Там же. С. 15.
Последствия индустриализации и коллективизации.
Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового много-миллионного ядра индустриальных рабочих. Общая чис-ленность рабочих выросла с 8-9 млн в 1928 году до 23-24 млн в 1940 году. С другой стороны, существенно сокра-тилась занятость в сельском хозяйстве: с 80 % в 1928 году до 54 % в 1940 году. Высвободившееся население (15-20 млн человек) перешло в промышленность.
Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии предпо-лагал резкое ослабление, если не полное устранение то-варно-денежных механизмов регулирования экономики и абсолютное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способ-ствовал нарастанию тоталитарных начал в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации.
Тоталитаризм — это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламента-ция со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и сред-ствами вооруженного насилия.
К основным признакам тоталитарного режима относят-ся:
1) верховенство государства, носящее тотальный харак-тер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, ого-сударствить любые проявления жизни;
2) сосредоточение всей полноты государственной поли-тической власти в руках вождя партии, влекущее факти-ческое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государствен-ных органов;
Сущность сталинского тоталитаризма
Главной харак-терной чертой политического режима в 30-е годы стал пере-нос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и кара-тельные органы. Решения XVTI съезда ВКП (б) значитель-но усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйствен-ным управлением, высшее партийное руководство приоб-рело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обя-зали строго подчиняться руководящим центрам партий-ной иерархии.
Наряду с исполнительными комитетами Советов в про-мышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функ-ционировали партийные комитеты, чья роль на деле ста-новится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осу-ществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.
Врастание партии в экономику и государственную сфе-ру с этого времени стало отличительной особенностью со-ветской политической системы. Выстраивалась своеобраз-ная пирамида партийно-государственного управления, вер-шину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально вто-ростепенная должность генерального секретаря преврати-лась в первостепенную, давая ее обладателю право на вер-ховную власть в стране.
Утверждение власти партийно-государственного аппара-та сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «трой-ки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного по-литического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои соб-ственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образует-ся Главное управление государственной безопасности, во-шедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем уч-реждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.
Политика репрессий: причины и последствия
Опира-ясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий.
По мнению ряда современных историков, репрессивная по-литика на данном периоде преследовала три главные цели:
1) действительное очищение от «разложившихся» от за-частую бесконтрольной власти функционеров;
2) подавле-ние в зародыше ведомственных, местнических, сепаратис-тских, кланоъых, оппозиционных настроений, обеспече-ние безусловной власти центра над периферией;
3) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов. Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колон-ну» в условиях нараставшей военной угрозы.
В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйствен-ные, партийные, государственные, военные, научно-техни-ческие кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн до 9-10 млн человек.
К каким последствием привела политика массовых репрес-сий? С одной стороны нельзя не признать, что данная поли-тика действительно повысила уровень «сплоченности» насе-ления страны, которое смогло затем объединиться перед ли-цом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель мил-лионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые реп-рессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий и колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Обра-зовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинс-кое руководство в 1938 году отказалось от массовых репрес-сий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе сво-ей эта карательная машина осталась неприкосновенной.
В результате массовых репрессий закрепилась полити-ческая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выд-виженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким об-разом, принятие принципиально важных решений оконча-тельно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б).
Периодизация
В эволюции сталинского тоталитариз-ма обычно выделяется четыре этапа:
1. 1923-1934 — процесс становления сталинизма, фор-мирование его основных тенденций.
2. Середина 30-х годов — 1941 год — реализация ста-линской модели развития общества и создание бюрокра-тической основы власти.
3. Период Великой Отечественной войны, 1941-1945 годы — частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост националь-ного самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом.
4. 1946-1953 годы — апогей сталинизма, перерастаю-щий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции ста-линизма.
Во второй половине 50-х годов в ходе реализации ре-шений XX съезда КПСС была осуществлена частичная де-сталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-х годов.
Термин «тоталитаризм» и образованное от него прилагательное «тоталитарный» в последние годы употребляются по любому поводу и служат самым расхожим объяснением тому, что происходило в Советской России в течение семи десятилетий ее истории. При этом большинство тех, кто пользуется этими словами, даже не представляют себе, какое обилие объяснений, теорий и толкований скрывается за ними. Несмотря на то что само понятие сравнительно «молодо» - ему не исполнилось и пятидесяти, - некоторые историки находили тоталитарные режимы еще в древнем мире (например, в Спарте). Другие горячо возражали, доказывая, что тоталитаризм - явление исключительно XX века. Это крайние точки зрения; было и много промежуточных, отыскивающих «тоталитарные тенденции» или «тоталитарную идеологию» на протяжении всей человеческой истории.
Сам термин появился в конце 1920-х гг. в фашистской Италии. Его часто повторял Бенито Муссолини. Латинское «in toto» означает «в целом», а итальянские слова «totale», «totalita» - «полный», «полностью охваченный», «совокупность». Другими словами, речь шла о государстве и обществе, полностью охваченном одной идеологией, фашистской, разумеется, слившемся в едином стремлении к цели, определенной вождем (в итальянском варианте он именовался «дуче»). Конечно, в таком государстве не могло быть ни оппозиции, ни демократических институтов, ни просто инакомыслящих.
Ирония истории, однако, заключалась в том, что даже в лучшие для режима Муссолини годы Италия оказалась далека от тоталитарного идеала. Гораздо ближе к нему продвинулась фашистская Германия, хотя германский вождь - фюрер, втайне презиравший своих итальянских союзников, это слово не любил и не употреблял. Ну, а «самым тоталитарным» из всех тоталитарных государств, по мнению многих политологов, оказался Советский Союз. И даже он не очень-то соответствовал тому образцу, который рисовался когда-то дуче.
Но что же такое не идеальное, а реальное тоталитарное общество и государство, чем отличалось оно от обычного, существовало ли вообще или осталось лишь мечтой нескольких диктаторов? На эти вопросы исследователи отвечают по-разному. И все же трудно отрицать, что подобное определение имеет смысл, хотя относится оно не столько к государству или обществу вообще, сколько к определенному типу политического режима. Идеология, экономический и социальный строй фашистской Италии, нацистской Германии и Советского Союза существенно различались между собой, однако механизмы и функции политической власти всех трех государств были разительно схожими.
После второй мировой войны подобные режимы установились также в ряде развивающихся стран, причем самым устойчивым оказался маоистский режим в Китае, а самым чудовищным по своей бессмысленной жестокости - режим так называемых красных кхмеров в Камбодже. Уже сам перечень стран, переживших это испытание, говорит о том, что тоталитаризм зарождается в самом различном историческом, экономическом, культурном контексте, может возникнуть и в развитой европейской стране, и в нищей азиатской.
Появление тоталитарных режимов связано с процессом модернизации. Это очень сложное явление, которое коротко можно определить как переход от традиционного, преимущественно аграрного общества к обществу развивающемуся, городскому, индустриальному. При этом меняется не только политический или экономический строй, меняется вся социальная структура общества, его культура, психология, образ жизни и образ мышления, сам человек. Поэтому понятие модернизации гораздо шире понятий «возникновение капитализма» или «промышленная революция».
Перемены такого масштаба никогда не бывают легкими, и в тех обществах, где модернизация по разным причинам совершалась позднее, она сопровождалась гигантскими потрясениями. Возникновение тоталитарных режимов - один из вариантов ответа, который может дать общество на вызов, брошенный затянувшейся модернизацией.
Россия в течение столетий благодаря определенным природным и историческим условиям шла по экстенсивному пути развития. Этот путь имеет свои пределы, и рано или поздно должен был наступить кризис. Болезненная модернизация, которую переживала страна, ускорила наступление этого кризиса. Последовала сначала эпоха реформ, потом эпоха революций (см. Александр II и реформы 60-70-х гг. XIX в., Александр III и контрреформы 80-90-х гг. XIX в., Революция 1905-1907 гг., Февральская революция 1917 г.). В буре 1917 г. (см. Октябрьская революция 1917 г.) возникло массовое движение, которое возглавила подпольная и вследствие этого немногочисленная партия большевиков, вооруженная «единственно верным учением», вскоре превратившимся в своеобразную религию. Постепенно в ходе первых социалистических экспериментов (см. Политические и социально-экономические преобразования большевиков в 1917-1918 гг.), кровавой гражданской войны (см. Гражданская война и военная интервенция 1918-1922 гг.) и трудного послереволюционного десятилетия сформировался тоталитарный режим, окончательно сложившийся к началу 30-х гг. Для него, как и для режимов, возникших в Италии и Германии, характерны две особенности.
Во-первых, тоталитарные режимы отличались объемом власти, стремлением контролировать не только действия, но даже эмоции и мысли населения, как в политической, так и в частной сфере. Конечно, в той или иной мере такое стремление присуще любому политическому режиму; разница лишь в степени этого стремления, в тех средствах, которые применяются для его реализации.
Как показывает исторический опыт, применение даже самых жестких средств, в частности массового террора (см. Массовые политические репрессии в СССР в 30-х - начале 50-х гг.), приводит к достижению лишь весьма условного контроля над обществом. И все же объем тоталитарной власти был заметно выше обычного.
Высшей властью в СССР считался Верховный Совет. Он собирался дважды в год и покорно голосовал за предложения свыше. Гораздо важнее были партийные съезды, но и там все основное было сказано в руководящем докладе. Фактически вся власть в стране сосредоточивалась в партийной верхушке, в частности в Политбюро и в Секретариате Центрального Комитета партии.
Под контролем партийно-государственного аппарата оказались все отрасли и уровни экономики, все общественные организации, начиная с комсомола и кончая обществом филателистов (см. Общественные организации). Профсоюзы, вместо того чтобы защищать интересы наемных работников от нанимателя - государства, служили (по выражению Ленина) его «приводными ремнями», лишь изредка вступаясь за них в случае явной несправедливости, допущенной каким-либо представителем администрации. Любое высказывание, не совпадающее с официальной точкой зрения, могло повлечь тяжелые последствия (его могли, например, квалифицировать как «распространение сведений, порочащих советский строй», - а это уже было уголовным преступлением!).
Во-вторых, режимы такого типа возникают в результате массовых движений и способны в течение определенного (иногда весьма длительного) срока создавать себе массовую поддержку, мобилизуя общество или значительную его часть во имя единой - тотальной - цели, имеющей общенациональное значение. В советской истории это построение первого в мире справедливого, счастливого и богатого, социалистического, а затем коммунистического общества, цель, может быть, и недостижимая, но привлекательная.
В отличие от традиционных диктатур тоталитарные режимы отнюдь не стремились держать массы «подальше от политики»; напротив, прилагали значительные усилия для их политизации в соответствующем духе. Аполитичность рассматривалась как проявление скрытой нелояльности.
Но реальная жизнь государства и общества была гораздо разнообразнее и богаче, чем те явления и процессы, которые мы определяем как входящие в понятие «тоталитаризм». Поэтому многие историки, соглашаясь с таким определением политического режима, возражают против применения термина «тоталитарный» для обозначения общества или даже государства.
На первых порах тоталитарный режим оказался эффективным орудием ускоренной модернизации. В 20-50-е гг. Россия пережила самую масштабную революцию в своей истории. Аграрная, деревенская страна превратилась в мощную индустриальную державу (см. Индустриализация). Но какой ценой это было достигнуто! Речь идет даже не о тех трудностях и лишениях, которые пережили миллионы людей; достаточно вспомнить о терроре, достигшем апогея в 1937-1938 гг., но который не прерывался ни раньше, ни позже и стоил обществу - вместе с коллективизацией, депортациями, страшными голодовками 20-х, 30-х, 40-х гг. - миллионов жизней (не говоря уже о жертвах революции, гражданской, Великой Отечественной войны и нескольких «малых» войн).
Но уже в 50-е гг. проявилась неспособность режима приспособиться к изменившимся экономическим и социальным условиям. В 30-е гг. главным аргументом в пользу сталинского «социализма» были быстрые темпы развития. В 60-е гг. наметилось сначала отставание в развитии, а затем и медленно нараставший кризис. Это сопровождалось заметным смягчением режима, начавшимся после смерти его создателя, И. В. Сталина, и постепенным «отмиранием» всесильной когда-то идеологии. К середине 80-х гг. режим, давно уже переставший быть тоталитарным в точном смысле этого слова, окончательно пережил себя и «скончался» после недолгой агонии.
Введение
Целью данного реферата являются ответы на следующие вопросы:
1. Что представляет собой тоталитарный режим и его характеристика.
2. Характеристика тоталитарного общества.
3. Особенности тоталитарного режима в СССР.
При написании данной работы используется историческая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
Подавляющее большинство населения страны было малограмотным, огромные массы рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические идеи с одной стороны, а с другой - стремление к достижению реальных ценностей социального реванша. Все эти настроения привели к образованию тоталитарного режима.
Ко времени возникновения тоталитарного режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных благ и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальной справедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы к всеобщему равенству, социальной уравниловке, что в результате переросло в диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого происхождения.
Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, этот режим, на самом деле, обрушил на СССР террор и репрессии.
1. Понятие тоталитарного режима
Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в определенный период ее исторического развития.
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями человеческой жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Понятие «тоталитаризм» (от латинского totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено идеологом итальянского фашизма Дж. Джитиле в начале 20 века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого момента начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и гитлеровской Германии с 1933 г.
Тоталитарный режим правления устанавливается в случаях:
1. Захвата власти в итоге переворота.
2. Сужения социальной базы поддержки власти.
При тоталитаризме происходят следующие изменения:
1. Политическая система структурно сужается (за счет неполного функционирования политических институтов).
2. Разрастаются репрессивные органы (полиция, военизированные организации, тюрьмы).
3. Происходит милитаризация общества, выборы проводятся под контролем армии и полиции.
4. Снижается общественный контроль над деятельностью политической системы, властью не учитываются общественные решения.
5. Усиливается давление государства на общество (сначала на оппозицию, а потом и на другие слои).
6. В крайнем случае – приостанавливается действие конституции или отдельных ее глав, гарантирующих права человека, власть передается диктатору.
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность:
1. Высокая концентрация власти, ее проникновение во все поры жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы « власть и общество» не существует: власть и общество мыслятся как единое неразделимое целое. Актуальными становятся совсем другие проблемы, а именно: власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ - против враждебного внешнего окружения. В условиях тоталитаризма народ, реально отрешенный от власти, верит, что власть выражает интересы глубже и полнее, чем он см мог бы это сделать.
2. Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер. Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-организационные структуры общества, направляя их деятельность и осуществляя контроль.
3. Идеология всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т. д.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т. д.), которые отражают силу магических символов. Тоталитарное общество предпринимает широчайшие усилия для идеологической обработки населения.
4. Тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность - прославление существующего строя, его достижений. С помощью средств массовой информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.
5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.
6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, системы насилия. Для этих целей создаются трудовые и концентрационные лагеря, гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. В СССР была создана целая сеть лагерей - ГУЛАГ. До 1941г. в нее входило 53 концентрационных лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних. За годы существования этих лагерей в них погибло более 40 млн. человек. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную свободу и членов семьи, подозрительность и доносы, поощряются анонимки. Делается это для того, чтобы в стране не возникало инакомыслия и оппозиции. С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.
7. Как общее для тоталитарных режимов следует отметить то, что они функционируют в соответствии с принципом - «запрещено все, кроме того, что приказано властью.» Руководствуясь этим принципам общество осуществляет воспитание человека. Тоталитаризму нужна скромная личность во всем: в желаниях, в одежде, в поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется проявление индивидуальности, оригинальности в суждениях; широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.
В экономике тоталитаризм означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.
Ф. Хайек в своей книге "Дорога к рабству", написанной в 1944 году, особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к выводу о том, что свобода политическая - ничто без свободы экономической. Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль над экономической властью. Идея централизованного планирования заключается в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит об относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный работодатель - государство или подконтрольные режиму частные предприятия не может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-либо ином волеизъявлении людей.
В политической сфере вся власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может контролировать. Большевики, поставившие перед собой цель свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались её существенной характеристикой и после завоевания власти. Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.
Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.
Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный факт: объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов.
В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всю иерархию властных отношений сверху донизу - от главы государства и партии до самых низших звеньев власти и ячеек общества. В СССР такой идеологией стал марксизм, в Северной Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д.
Эта превращённая в религию идеология породила ещё один феномен тоталитаризма: культ личности. Как и всякие религии эти идеологии имеют свои священные писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.). Таким образом, получается чуть ли не теократическое правление, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем.
Можно сделать вывод, что тоталитарный режим со временем разлагается изнутри. Особенно из политической элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. С возникновением инакомыслия от режима отчуждаются сначала узкие группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Завершает разрушение тоталитаризма отход от жёсткого контроля в экономической сфере. Таким образом на смену тоталитаризму приходит авторитаризм.
2. Основные черты тоталитарного общества
1. Контроль за свободой мысли и подавление инакомыслия.
Дж. Оруэлл по этому поводу писал: "тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже допускать - определённые, но диктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства по меньшей мере столь же действенно, сколь контролирует их поступки."
2. Разделение населения на "наших" и "ненаших".
Людям свойственно - и это почти закон человеческой природы - быстрее и легче сходятся на негативной почве, на ненависти к врагам, зависти к тем, кому лучше живется, чем на конструктивной задаче. Враг (и внутренний и внешний) является неотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. В тоталитарном государстве террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно используемый инструмент упрвления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны. Также тоталитаризм должен постоянно демонстрировать гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населения доказательства, почему данные авансы не реализованы. И сюда очень хорошо вписывается поиск внутренних врагов. Здесь действует старый, давно известный принцип: "Разделяй и властвуй". Те, кто "не с нами, а значит, против нас" должны подвергнуться репрессиям. Террор развязывался без какой-либо видимой причины и предварительной провокации. В нацистской Германии он был развязан против евреев. В Советском Союзе террор не ограничивался расовыми признаками, и его объектом мог стать любой человек.
3. Тоталитаризм создаёт особый тип человека.
Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы - одна из основных отличительных особенностей его от всех других форм традиционного деспотизма, абсолютизма и авторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм является феноменом исключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека в соответствии с идеологическими установками, конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в человеке. Таким образом, конечная цель создания "нового человека" - формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким человеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь теми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой. Однако на практике проведение этой политики породило доносительство, писание анонимок и привело к моральному разложению общества.
4. Государство вмешивается даже в личную жизнь человека.
В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между полами направляются одной ключевой идеей. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя.
На мой взгляд, это оружие оборачивается против режима. Так как люди вынуждены приспосабливаться к иррационализму языка, они вынуждены вести существование, при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт в поведении тоталитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом "doublethink" - двоемыслие и "thoughtcrime" - мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов "классического" тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя.
3. Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы.
Тоталитарная система подразумевала:
1. Однопартийность и всевластие правящей партии.
2. Подавление прав и свобод, всеобщая слежка.
3. Репрессии.
4. Отсутствие разделения властей.
5. Охват граждан массовыми организациями.
6. Почти полное огосударствление экономики (специфика СССР).
В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.
Форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Напомним, что выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.
Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.
Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданнический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.
Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVH съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.
Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.
Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.
Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.
Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели:
1. Действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров.
2. Подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией.
3. Снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов.
Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.
В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн. до 9 - 10 млн. человек.
Можно сделать вывод: с одной стороны нельзя не признать, что данная политика действительно повысила уровень «сплоченности» населения страны, которое смогло затем объединиться перед лицом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель миллионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые репрессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий, колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Образовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинское руководство в 1938 году отказалось от массовых репрессий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе своей эта карательная машина осталась неприкосновенной.
4. История образования правоохранительных органов в СССР.
Для полного контроля над всеми сферами жизни общества и государства Сталину и его предшественникам необходимо было создать мощную правоохранительную систему.
По завершении интервенции и гражданской войны важным рубежом в процессе организационного развития системы органов внутренних дел, оформления их правового статуса стало принятие первого «Положения о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР». Разработка его проекта велась с 1919 г. Однако сложная обстановка в стране и то обстоятельство, что компетенция и организационная структура НКВД постоянно изменялись, тормозили принятие документа. К тому же многие формулировки его были нечеткими, расплывчатыми, а нередко противоречивыми.
Проект обсуждался долго. Малый СНК РСФСР утвердил «Положение о НКВД РСФСР» 26 мая 1921 г., Президиум ВЦИК - 10 июня 1921 г. и в тот же день оно было введено в действие. Окончательно же документ был утвержден ВЦИК на следующий год, 24 мая 1922 г. В соответствии с ним Наркомат внутренних дел РСФСР продолжал выполнять очень широкий круг обязанностей.
В самом общем виде задачи, стоявшие перед наркоматом, формулировались следующим образом:
1. Наблюдение за организацией и деятельностью органов управления в качестве исполнительного аппарата Президиума ВЦИК.
2. Наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера и понуждение к их выполнению всеми имеющимися в его распоряжении средствами.
3. Руководство организацией и развитием коммунального хозяйства.
Для выполнения этих задач в составе НКВД РСФСР были образованы Организационно-административное управление, Главное управление милиции, Главное управление принудительных работ, Центральное управление по эвакуации населения, Главное управление коммунального хозяйства, в состав которого входил пожарный отдел. После ликвидации ВЧК на основании постановления ВЦИК от 6 февраля 1922 г. в НКВД РСФСР было образовано Государственное политическое управление (ГПУ). Тем самым впервые при советской власти были полностью объединены органы государственной безопасности и органы внутренних дел.
Как ни долго разрабатывалось и обсуждалось положение о НКВД, качество его так и осталось низким. На это прямо указывали современники.
В это время продолжала проявляться тенденция сосредоточения в ведении НКВД функций охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, исправления и перевоспитания осужденных.
Уже в 1922 г. стало ясно, что проблема пленных и беженцев близка к разрешению. Поэтому Центропленбеж НКВД РСФСР был ликвидирован. В связи с созданием ОГПУ при СНК СССР после образования Союза ССР органы государственной безопасности в ноябре 1923 г. были выведены из состава НКВД. В октябре 1924 г. из ведения Наркомата внутренних дел РСФСР была изъята функция приема иностранцев в гражданство РСФСР и выдачи разрешения на выход из российского гражданства.
С другой стороны, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922 г. на НКВД и его местные органы (отделы управления губисполкомов) была возложена задача утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли. Постановление Совета труда и обороны (СТО) от 27 сентября 1922 г. передало в ведение НКВД РСФСР конвойную стражу, а с сентября 1925 г. она была выделена в самостоятельный вид войск, подчиненный Центральному управлению конвойной стражи СССР.
В изучаемый период на НКВД были возложены следующие функции: 1. Выдача разрешений на «фотосъемку внутренней жизни».
2. Регистрация и учет охотничьего оружия.
3. Регистрация религиозных обществ и союзов и некоторые другие.
В период формирования и образования правоохранительных органов в СССР население страны еще не знало: сколько бед, жертв и загубленных судеб принесут «карательные органы» в будущем. В руках Сталина правоохранительные органы превратились в машину для убийства и несли только страх и смерть советскому народу.
Заключение
В результате массовых репрессий закрепилась политическая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выдвиженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким образом, принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б).
Тоталитарный режим в СССР историки расценивают по-разному: с одной стороны, власть Сталина опиралась исключительно на репрессии и на убийства собственного народа, с другой стороны, именно этот режим и личность Сталина помогли сплотить народ в годы Великой Отечественной Войны и восстановить страну после катастрофических разрушений в послевоенное время.
В эволюции сталинского тоталитаризма обычно выделяется четыре этапа.
1. 1923-1934 - процесс становления сталинизма, формирование его основных тенденций.
2. Середина 30-х годов - 1941 год - реализация сталинской модели развития общества и создание бюрократической основы власти.
3. Период Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 годы - частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост национального самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом.
4. 1946 - 1953 годы - апогей сталинизма, перерастающий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции сталинизма.
Во второй половине 50-х годов в ходе реализации решений XX съезда КПСС была осуществлена частичная десталинизация советского общества.
Литература
1. Кларк К., Сталинский миф о “великой семье”. – Мн.: Новое знание, 1992.
2. Написано на основе: Фатеев А.В., Сталинизм и цивилизационный подход в ХХ веке. - М.: «Макс Пресс». 2004//см.: www . referat . ru .
3. Оруэлл Дж., “1984” и эссе разных лет. – М.: Прогресс, 1989.
4. Скок Н.В., Национальная модель политической культуры. – М.: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001.
5. Хайек Ф.А., Дорога к рабству. - М.: «Новый мир», 1991.