Обманы восприятия здоровых людей психиатрия. Обман восприятия
Самые известные из обманов восприятия это галлюцинации, слово наверно все слышали. Про галлюцинации тоже речь пойдет, но в самом конце. Вообще же, если строго говорить, правильнее называть это патологией чувственного познания (сферы восприятия), которая имеет следующие этапы - ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это первичное распознавание.
Глаз принимает волну определенной длины и в мозг реагирует тем, что видит красный цвет. На ухо воздействует воздушная волна с частотой сколько-то там Гц, и мозг преобразует это в звуки бум-бум-бум
Восприятие (в узком смысле слова) - следующий этап. Распознавание объекта. Мы ощущаем форму- круг и палочка, мы видим цвет- красный, мы собираем все это вместе и понимаем, что это чупа-чупс. Или. Мы слышим тренькающие звуки, мы слышим блеющий голос, мы видим толстого дядьку - это все ощущения. Когда все складывается в поющего Бориса Гребенщикова на экране телевизора, - это восприятие.
Представление - это следы бывших восприятий, это образы всего на свете, которые хранятся у нас в головах и которые мы можем по желанию вызывать. Например, мы можем представить себе чупа-чупс, даже не видя чупа-чупс. Все же отчетливо представляют чупа-чупс, да? Или лучше бы я на примере сосиски объяснял?
Я к чему это все говорю? К тому что все это, ну вот абсолютно все, может сломаться. И я сейчас это докажу.
I. Патология ощущений. Может быть
1) изменение порогов чувствительности, которые могут быть
а) понижены - тогда это психическая гиперестезия. Тихие звуки режут слух, вкус кажется слишком резким, обычное освещение - невыносимо ярким. И это человека обычно сильно раздражает и вызывает дискомфорт.
б) повышены - психическая гипестезия - это когда наоборот, мир становится блеклым, краски жухнут, звуки доносятся гулко, голоса людей теряют индивидуальные особенности, пища - вкус, ароматические вещества - запах, болевая чувствительность падает. Человек живет как бы сквозь слой окутывающей ваты. И так вплоть до
в) психической анестезии, когда полностью вырубает какой-то анализатор. Вернее, анализатор (глаз, ухо и проч.) полностью здоров, но мозг отказывается воспринимать с него информацию. Например - психическая амблиопия (слепота), - человек при здоровых глазах ничего не видит. Психическая аносмия - нечувствительность к запахам, психическая ангезия - утрата чувства вкуса, психическая глухота, болевая анестезия и проч. А еще к патологиям ощущения относят
2) Сенестопатию. Это прорыв внутренней рецепции в сознание. По всему организму распихана куча рецепторов, с которых постоянно идет достаточно плотный поток данных. Сознанием это не определяется, поскольку данные эти носят для мозга служебно-технический характер, знать нам о них не нужно, если конечно чего-то экстраординарного не произойдет, и тогда мы чувствуем, например, что живот болит. Так вот, при сенестопатиях происходит прорыв интерорецепции в сознание, как если бы у вас на экране вместо красивого окошка браузера пошли коды ассемблера. Человек при этом чувствует неопределенные, мигрирующие, диффузные, неприятные, крайне тягостные ощущения. Тянет, жжет, щекочет, пульсирует, переливается, сверлит, ворочается внутри. Не пойми что. Неприятные ощущения.
II. Патология восприятия. Бывает, что объект распознается правильно, но свойства его искажены, тогда это психосенсорное расстройство. А бывает, что сам объект распознается неверно, - тогда это иллюзия.
1) Психосенсорное расстройство. Это когда мы в целом видим мир как есть, только криво. Бывает
а) метаморфопсия - искаженное восприятие одного или нескольких объектов внешнего мира и
б) нарушение «схемы тела» - когда искажается восприятие собственного физического Я. Например, предметы кажутся увеличенными или уменьшенными (макропсия и микропсия), изломаны и прекручены (димегалопия), течение времени замедляется или ускоряется (брадихрония и тахихрония), меняется чувство реальности (дереализация- когда окружающий мир представляется как бы нарисованным, сделанным, ненастоящим).
2) Иллюзии. Человек вместо одного объекта видит другой. Или слышит. Бывают
а) Аффективные иллюзии, возникают в состоянии стесса и возбуждения - тревога, страх, депрессия, экзальтация, экстаз и т.д. Ребенок в темном коридоре вместо шубы на вешалке видит бабайку, бармалея или что там современные дети боятся. Человек вместо арбуза видит на столе отрезанную человеческую голову.
б) Вербальные иллюзии. Вместо нейтральной речи человек слышит обращенные к себе угрозы, оскорбления и комментарии, - например, диктор по радиобубнилке заявляет, что ты полный псих, да, да, ты, нечего головой вертеть, к тебе обращаюсь, таких как ты надо от общества изолировать.
в) Парейдолии - зрительные иллюзии, при которых игра светотени, пятна, морозные узоры, сплетения ветвей деревьев и т.п. замещаются разными фантастическими образами.
Главный момент любой иллюзии, что всегда есть какой-то объект в реальном мире, который неверно воспринимается. И в этом отличие иллюзии от галлюцинации, при которых видениям уже ничего не соответствует. Вообще, все вышеперечисленное бывает, конечно, при самых разнообразных психзаболеваниях, обычно в самом начале. Но также и у вполне здоровых людей в кризисные моменты их жизни, при особенно сильном волнении, либо же при алкогольном/наркотическом опьянении. Я думаю, все вы что-нибудь такое хоть раз в жизни да переживали. Например, когда были детьми, поскольку у детей нервная система менее устойчива, и скажем, иллюзии у них бывают в норме (как в примере с шубой). А теперь! The last but not the least! Мы переходим в область уже полного безумия.
III. Патологии представления. Галлюцинации. Это внутренний образ, болезненно усиленный до такой степени, что начинает восприниматься человеком как реальный. Галлюцинации ничего в реально мире не соответствует. Мы видим/слышим/и т.д. то, чего нет. У нормальный людей галлюцинаций не бывает, это формальный признак психоза. Критика к галлюцинациям у человека отсутствует, он самостоятельно неспособен отличить видения от реальности. Галлюцинации бывают с незавершенной предметностью (простейшие) и с завершенной предметностью.
С незавершенной предметностью. Зрительные- фотопсии (искры, круги, мушки летают, нитки висят, рябь в воздухе). Слуховые -акоазмы- нечленораздельные бессвязные звуки (скрипы, шорохи, шаги за стеной) и фонемы - вскрики, всхлипы, междометия, отдельные слоги, не связанные в слова.
Все остальные - с завершенной предметностью - зрительные, вербальные, тактильные, висцеральные. Человек может разговаривать с несуществующим собеседником, есть несуществующей ложкой несуществующих суп и чувствовать несуществующую тяжесть в желудке после этого, что угодно.
Очень важно различать истинные и ложные галлюцинации. Есть такая внутрисистемная шутка,- «чем истинная галлюцинация отличается от псевдогаллюцинации? - псевдогаллюцинации не самом деле нет.» С истинными галлюцинациями просто- мы видим ложку, а ложки нет. Слышим как к нам обращаются в пустой комнате, оборачиваемся,- на подоконнике горгулья сидит. Но по крайней мере это происходит в реальном, воспринимаемом нами мире. При псеводогаллюцинациях галлюцинаторный образ отрывается уже от всякой связи с реальностью и существует исключительно внутри человека. Голоса, звучащие внутри головы, человек их слышит, но не ушами, а «напрямую внутрь головы положены». Здоровому человеку представить себе это достаточно сложно. Один знакомый шизофреник описывал эти переживания как «яснотихослышащие голоса». Человек видит, но не глазами, а внутри головы видит. Именно не представляет, не фантазирует себе, а отчетливо видит. Обычно, чтобы объяснить, как они это воспринимают, больные изобретают несуществующие анализаторы (внутреннее чувство меня, внутренний слух, внутреннее око).
Псеводогаллюцинация говорит, что пошел распад психических процессов, что нарушены сами принципы работы психики. То есть это обычно говорит нам, что все плохо. Псевдогаллюцинации бывают у шизофреников. Галлюцинации вообще же бывают в структуре абсолютно всех психотических форм.
http://uo.anadyr.org/forums/showthread.php?t=309
Восприятие - отражение предметов и явлений окружающей нас действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.
В эту группу входят симптомы, характеризующие различные нарушения чувственного познания (ощущения, восприятия, представления). Многие из них свидетельствуют о нарушении абстрактного познания (мышления, суждения, критики) и нередко сопровождаются изменением поведения больных. В целом поражение чувственной основы познания характеризуется рядом следующих симптомов.
460 Часть П. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии
Гиперестезия -повышение восприимчивости естественных внешних раздражителей, нейтральных при нормальном состоянии. Обычный дневной свет ослепляет, окраска окружающих предметов воспринимается необычно яркой, форма их - особенно отчетливо, светотень - контрастно. Звуки оглушают, хлопанье дверей звучит, как выстрел, прикасающееся к телу белье кажется шероховатым, грубым.
Гипестезия - выражается в понижении восприимчивости внешних раздражителей. Окружающее воспринимается неотчетливо, неясно, отдаленно, становится неярким, неопределенным, утратившим чувственную конкретность. Окружающие предметы лишены красок, выглядят блекло, бесформенно. Все кажется застывшим, неподвижным.
Сенестопатии - это разнообразные неприятные, тягостные ощущения, возникающие в различных частях тела, которые в отличие от галлюцинаций лишены предметности.
К психосенсорным расстройствам относятся нарушения отражения пространственно-временных качеств и свойств объектов внешнего мира и собственного тела, их величины, формы, массы, объема, местонахождения, контрастности и т.п.
Расстройство схемы тела - искаженное ощущение формы, величины своего тела, положения его в пространстве. Данное расстройство выражается в непроизвольном появлении представления об увеличении или уменьшении размеров своего тела, его тяжести, увеличении, уменьшении или смещении отдельных его частей.
Метаморфопсии - искаженное восприятие величины, формы и пространственного расположения реальных предметов.
Иллюзии - ошибочное, искаженное восприятие реально существующего объекта зрением или слухом (слуховые и зрительные иллюзии).
Галлюцинации ~ одна из форм нарушения чувственного познания, когда восприятие возникает без реального объекта. Это чувственно яркие представления, доведенные патологическим процессом до степени восприятия реальных предметов. Галлюцинации делят по различным видам анализаторов, в которых они возникают: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, галлюцинации общего чувства.
Зрительные галлюцинации бывают бесформенными - пламя, туман, дым (фотопсии) - и предметными; натуральной, уменьшенной (микроптические) и увеличенной, гигантской (макроптические) величины; бесцветными, естественно окрашенными или крайне интенсивной окраски; подвижными или неподвижными; неменяющимися по содержанию (стабильные) и постоянно меняющимися в виде разнообразных событий, разыгрывающихся, как на сцене или киноэкране (сцено-подобные). Содержание галлюцинаций может быть пугающим, вызывать ужас или, наоборот, любопытство, восхищение.
Слуховые галлюцинации разделяют на акоазмы (слышание отдельных звуков, гудков, шумов, выстрелов) и фонемы, или вербальные галлюцинации (слышание слов, разговоров). По интенсивности слуховые галлюцинации бывают тихими, громкими, натуральными. Содержание их может быть безразличным, угрожающим, зловещим, предупреждающим, предсказывающим. Выделяют комментирующие (голос или голоса высказывают мнение о каждом действии больного) и импера-
Глава 13. Симптомы и синдромы психических расстройств
Обонятельные галлюцинации - появление разнообразных мнимых запахов различной интенсивности - от слегка ощутимых до удушающих.
Вкусовые галлюцинации - ощущение вкуса, не присущего принимаемой пище, чаще неприятного и отвратительного.
Тактильные галлюцинации - ощущение ползания по телу насекомых, червей, ощущение на поверхности тела или под кожей посторонних предметов.
Висцеральные галлюцинации - ощущение явного наличия в полости тела, обычно животе, инородных предметов, живых существ, неподвижных, шевелящихся, передвигающихся (например, лягушек).
Висцеральные и тактильные галлюцинации нередко трудно отличимы от сене-стопатий. Различие заключается в том, что сенестопатии являются беспредметными, тягостными ощущениями, а галлюцинации всегда предметны и возникают в том или ином пространстве.
Сложные галлюцинации - одновременное сосуществование разных видов галлюцинаций (зрительных, слуховых и т.д.).
Возникновение галлюцинаторного зрительного образа (обычно человека) вне поля зрения больного носит название экстракампинной галлюцинации.
Гипнагогические галлюцинации - видения, непроизвольно возникающие перед засыпанием при закрытых глазах на темном поле зрения.
По механизму возникновения выделяют функциональные (возникают всегда на фоне какого-либо реального раздражителя: шум воды, стук колес идущего поезда, разговор) и рефлекторные (пусковым моментом их возникновения является реальный внешний агент, от которого они затем существуют независимо) галлюцинации.
Псевдогаллюцинации - нарушение восприятия в любом анализаторе чувств (зрительные, слуховые и т.д.), возникающие, как и истинные галлюцинации, без наличия реального объекта, однако, в отличие от истинных галлюцинаций, псевдогаллюцинаторные образы не отождествляются с реальными предметами и явлениями, т.е. лишены характера объективной реальности. Больные говорят об особых, отличных от реальных голосах, зрительных образах. Эти галлюцинации не проецируются наружу, а находятся внутри головы или тела - наблюдается интрапроекция (голоса слышатся «внутри головы», видятся «внутренним оком»). Больные утверждают, что их голоса и видения являются результатом какого-либо внешнего воздействия. Здесь всегда присутствует компонент насильственности, «сделанности» (голоса передаются, а зрительные образы показываются или передаются при помощи техники).
Главная трудность, с которой, сталкиваются начинающие осваивать методику Александера и с которой встретился сам Александер, - это то, что нельзя положиться на собственное чувственное (сенсорное) восприятие. Это означает, что наше пространственное воображение (чувство, подсказывающее нам, как расположены части нашего тела по отношению друг к другу и в пространстве) искажено и представляет ложную информацию.
Прежде всего, необходимо чтобы ученик понимал, что в нем есть какой-то дефект или дефекты, требующие коррекции. Во-вторых, учитель должен точно диагностировать эти дефекты и решить, как справиться с ними. Ученик будет знать, что он страдает от того, что разум его неверно воспринимает совершаемые им действия и что его чувственное восприятие, или кинестетическое чувство, обманчиво и недостоверно. Другими словами, он поймет, что регистрирующий механизм, с помощью которого он определяет, какое мускульное усилие необходимо ему для выполнения даже простейших повседневных действий, ложный и вредоносный, что его умственное (ментальное) представление о таких состояниях, как напряжение и расслабление, неприменимо на практике.
Ибо несомненно, что человек на подсознательном уровне слишком доверяет искаженному восприятию или ощущению, которыми руководствуется на психофизическом уровне его организм, и что в итоге он оказывается эмоционально неуравновешен, со всеми вытекающими отсюда пагубными последствиями.
Ф. М. Александер
Упражнение
1. Не глядя на ступни ног, поставьте их на расстоянии девяти дюймов друг от друга, так, чтобы носки были направлены строго вперед, то есть параллельно.
2. Посмотрите теперь на свои ступни, чтобы проверить, совпадает ли реальное их положение с задуманным.
3. Теперь действительно поставьте ступни на заданном расстоянии, параллельно одна другой.
4. Какое ощущение вы испытываете? Попробуйте это упражнение на возможно большем числе людей; вы заметите, что положение ступней у всех будет самое разное. Проделайте теперь другое упражнение:
1. Попросите своего приятеля сесть на стул.
2. Положите руку ему на поясницу.
3. Попросите его сидеть прямо.
4. Проследите за тем, как он сгибает спину, укорачивая позвоночник, и, вместо того, чтобы выпрямиться, горбится.
Кинетическое чувство
Этот термин время от времени используют в связи с методикой Александера. Кинестетическое чувство посылает в мозг сигналы о каждом движении суставов или мышц. По нервам эти импульсы передаются в головной мозг, информируя о положении конечностей в пространстве и о расположении единичных мышц и групп мышц, а также суставов относительно друг друга.
Упражнение
Чтобы на практике понять, что означает кинестетическое чувство, проделайте следующее:
1. Закройте глаза.
2. Медленно протяните в сторону левую руку.
3. Не открывая глаз, проверьте, ощущаете ли вы, где в пространстве находится ваша рука.
4. Если это вам удалось, значит, было задействовано ваше кинестетическое чувство.
Александер открыл, что если кинестетическое чувство дает неверную информацию, это может иметь самые серьезные осложнения. Во время занятий сталкиваешься с характерным примером обманчивого чувственного восприятия: ученик не способен правильно ответить, прям? ли он стоит. Многим кажется, что они стоят прямо, хотя на самом деле отклоняются назад почти на двадцать градусов. Это особенно заметно бывает на групповых занятиях: каждому видно, что человек наклоняется назад, а он убежден, что стоит прямо.
Обманчивое сенсорное восприятие. Человеку кажется, что он стоит прямо, хотя на самом деле его спина согнута наподобие лука.
Человек думает, что стоит прямо, а на самом деле отклоняется назад.
Правильное и неправильное
Чтобы добиться необходимых изменений, выработать новый, более совершенный способ передвижения, необходимо сделать как раз то, что мы считаем неправильным. Александер заметил однажды: «Последнее, что следует делать, это поступать так, как мы считаем правильным, потому что на самом деле никто не знает, что это такое. Каждый хочет быть правым, но никто не задумывается над тем, правильно ли его представление о том, что он считает правильным. Когда люди не правы, им кажется неправильным то, что на самом деле правильно».
Итак, проблема на самом деле не проста. В человеческой природе заложено желание двигаться, сидеть или стоять так, как удобнее всего. Мы и не подумаем передвигаться способом, который кажется нам странным, - между тем требуется именно это. Александер натолкнулся на это открытие только благодаря зеркалу. Он был обескуражен, обнаружив, что делает прямо противоположное тому, что хотел сделать, считая, что вытягивает голову вперед и вверх, он на самом деле откидывал ее назад и опускал, причем даже более активно, чем до того.
Александер советовал ученикам «стараться чувствовать и действовать неправильно», - в этом случае есть надежда, что они будут действовать правильно. Именно поэтому важно вначале пройти курс занятий, иначе каждую проблему (или потенциальную проблему) можно только усугубить и еще больше увеличить мышечное напряжение. Будучи хорошо тренированным и оставаясь сторонним наблюдателем, преподаватель легко заметит излишнее напряжение, возникающее при попытке сделать что-либо правильно. Он может также научить вас чувствовать легкость и непринужденность движений, что поможет вам в дальнейшем.
С раннего возраста нам внушают, что надо поступать правильно. Нас награждают, когда мы правы, и наказывают, когда мы не правы, и, как у собак Павлова, у нас формируются рефлексы, связанные с тем, что правильно и что неправильно, что хорошо и что плохо. Вырастая, мы основываемся на том, что внушено нам было родителями и учителями, и часто не отваживаемся думать самостоятельно. Обратимся к истории. Было время, когда европейцы «знали», что земля плоская. Они были настолько убеждены в этом, что каждый, кто думал иначе, представлял угрозу для их системы верований и подвергался осмеянию или объявлялся сумасшедшим. И только когда Христофор Колумб совершил кругосветное путешествие, люди признали, что заблуждались. Так же точно упорствуем мы во многих ложных убеждениях о самих себе и готовы бросить вызов всякому, кто скажет, что мы заблуждаемся.
Очень важно иметь пытливый ум и развитое чувство юмора, когда пытаешься пробраться сквозь путаницу иллюзий и реальностей. Часто ученик заходит в тупик, обнаружив, что то, что казалось ему верным, основано на ложной посылке. Однако недоумение сменяется уверенностью, когда приходит понимание топ», что является реальностью, а что - нет. Вот что говорит Ричард Бах в своих «Иллюзиях»: «Когда проблема решена, вы осознаете нечто, бывшее прежде недоступным»;
Чтобы составить представление об обманчивых ощущениях, проделайте следующие упражнения:
Упражнение 1
1. Закройте глаза.
2. Поднимите указательный палец правой руки так, чтобы он оказался на уровне глаз и вровень с правым ухом.
3. Поднимите указательный палец левой руки так, чтобы он был на уровне глаз и вровень с левым ухом.
4. Не открывая глаза, выровняйте оба пальца и устремите их вверх в воздух."
5. Откройте стаза и сравните то, что есть, с тем, что вам казалось.
Упражнение 2
1. Попросите приятеля встать перед вами с закрытыми глазами.
2. Попросите его поднять руки на уровень плеч.
3. Проверьте: а) не выше ли одна рука, чем другая; б) вровень ли обе руки с плечами. Упражнение 3
1. Закройте глаза.
2. Хлопните руками, стараясь, чтобы они соединились на одном уровне и симметрично (т. е. чтобы кончики пальцев обеих рук оказались на одном уровне).
3. Откройте глаза и проверьте, выполнено ли это условие.
Воздействие обманчивого чувственного восприятия на строение человеческого тела особенно ярко проявляется в старости, когда у многих людей ухудшение осанки и нарушение координации движений становятся заметными.
Единственная возможность для последователей методики Александера справиться с обманчивыми ощущениями - это понять и принять, что на протяжении курса занятий они должны овладеть движениями, которые вначале могут казаться им неестественными. Тогда в течение непродолжительного периода времени новый способ жизни станет для них естественным, а прежние привычки покажутся нелепыми.
Важно подчеркнуть, что выражение «обманчивые ощущения» относится именно к чувственным, а не к эмоциональным ощущениям. В то же время обманчивое самоощущение, безусловно влияя на наше физическое состояние, не может не воздействовать и на эмоциональный фон. Эмоции начинают управлять рассудком до такой степени, что нарушается представление о том, что происходит в действительности, и теряется способность отличить добро от зла. Так возникает порочный круг.
Упражнение
Встаньте боком к зеркалу. Держитесь прямо. Постарайтесь выпрямиться еще больше. Теперь с помощью зеркала проверьте, так ли это: насколько отвечает реальности ваше представление о том, что вы стоите прямо. Если эти впечатления не совпадут, встаньте прямо, на этот раз глядя в зеркало, и спросите себя, насколько можно доверять своим ощущениям. Не спешите во время упражнения, чтобы подметить как можно больше деталей.
Запреты
Термин «запрет» употребляют для характеристики самопроизвольного подавления побуждений или эмоций с тех пор, как Зигмунд Фрейд употребил данный термин в этом Значении в своих трудах по психоанализу.
Современный словарь дает такое определение этого понятия: «Подавление непосредственного проявления инстинкта».
Александер открыл, что для того чтобы научиться, умело владеть своим телом, нужно прежде всего наложить запрет (или задержать) на свои привычные, инстинктивные реакции на конкретные раздражители. Остановившись на миг перед тем, как совершить действие, мы успеем задействовать свои мыслительные способности, чтобы решить, какой способ будет наиболее эффективным и подходящим для совершения этого действия. Это жизненно важный шаг к обретению свободы выбора на каждом уровне.
Перед тем как мозг будет использован в качестве инструмента совершения действия, он должен быть использован как инструмент бездействия. Способность задержать (отложить) свои реакции до того, как мы адекватно подготовимся,- именно это подразумевается под термином запрет.
Эта пауза перед действием не имеет ничего общего с понятием «заледенеть» или «подавить», так же как и с медленным выполнением действия.
Если мы хотим изменить свои привычные реакции на конкретные стимулы, нужно сознательно решиться на то, чтобы перестать действовать согласно своим прежним автоматическим бессознательным моделям: это означает, что мы должны сказать «нет» своим укоренившимся привычкам.
Наложив запрет на первейшее инстинктивное побуждение, мы получаем возможность принять совершенно отличное решение. Запрет - это существенная и неотъемлемая составляющая методики Александера. Сам он дает такое определение запрета: «Итак, запрет - это особая реакция на конкретный стимул. Мало кто согласится с этим определением. Легче думать, что речь идет о том, как лучше сесть на стул или встать с него. Но это неверно. Основным решением ученика должно являться то, что он вообще согласен делать, а что - нет».
Существует много старинных поговорок и пословиц по поводу того, как важно подумать, прежде чем действовать:
Не зная брода, не суйся в воду.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Утро вечера мудренее.
Поспешишь - людей насмешишь.
Быстро-не значит хорошо.
Сначала подумай, потом скажи.
Поспешность-враг успеха.
Если вы можете удержаться от привычных поступков, то вы на полпути к успеху. Удержаться от какого-то поступка - уже само по себе поступок, такой же, как действие, потому что в обоих случаях задействована нервная система. Кроме того, возможно и желательно наложить запрет на все вредные привычки и тенденции не только перед совершением конкретного действия, но и в любое другое время.
Упражнения
1. Каждый раз, как зазвонит телефон или позвонят в дверь, подождите секунды две, прежде чем ответить или открыть. (Это может оказаться труднее. Чем кажется.)
2. Если окажетесь, вовлечены в жаркую дискуссию или спор, постарайтесь сосчитать с десяти до одного перед каждым ответом. (Помимо того, что это полезная практика запрета, вы сможете еще раз обдумать, - что хотели сообщить.)
3. Вовремя самого простого действия - чистки зубов, например, или умывания - остановитесь на миг и проверьте, нет ли в теле ненужного напряжения. Если будете проделывать это каждый день в течение недели, вы обнаружите, что область повышенного напряжения всегда одна и та же. Постарайтесь по возможности снять это напряжение и продолжайте свое занятие, стараясь понять, ощущаете ли вы изменения;
4. Выполните следующие действия:
а) Поставьте стул перед зеркалом.
б) Встаньте со стула и сядьте снова, как вы это делаете обычно, и подумайте, нет ли каких-то определенных тенденций (т. е. чего-то, что повторяется каждый раз). Не огорчайтесь, если это вам не удастся.
в) Сделайте то же еще раз, только на этот раз повремените секунду-две перед каждым повтором, пока сознательно не откажетесь от привычной манеры садиться и вставать со стула. Вскоре вы убедитесь, что есть множество способов выполнения этих простых действий.
г) Подумайте, есть ли разница между прежним и новым способами садиться и вставать. (Вы можете заметить это различие в зеркале или почувствовать разницу на сенсорном уровне.) Возможно, вам потребуется несколько раз выполнить эти упражнения, чтобы добиться результата.
Одной из наиболее примечательных тенденций, выявленных Александером в себе, было то, что он постоянно напрягал мышцы шеи. Вначале он думал, что это его индивидуальная особенность, однако дальнейшие наблюдения показали, что напряжение мышц шеи присуще практически всем.
Эта привычка неизменно ведет к откидыванию головы назад, что, в свою очередь, вызывает сжатие межпозвонковых дисков и уменьшение длины позвоночника. Постоянное напряжение в спине является одной из главных причин «усыхания» людей к старости. Откидывание головы назад пагубно влияет также на то, что Александер назвал «первичным контролем». Этот термин обозначает систему рефлексов, срабатывающих в области шеи и способных управлять всеми другими рефлексами, поддерживающими тело в скоординированном и сбалансированном состоянии. Он называется «первичным», потому что действие этого рефлекса связано со всеми другими рефлексами, возникающими в процессе жизнедеятельности тела.
Если мы привычно откидываем голову назад, мешая работе «первичного контроля», последствия могут быть весьма серьезными. В первую очередь страдают координация и равновесие, и, чтобы не упасть, мы будем стараться удерживать тело в более жестком, фиксированном положении.
Факты
В середине 20-х годов Рудольф Магнус, профессор фармакологии Утрехтского университета, заинтересовался проблемой того, как влияют физиологические механизмы на интеллектуальное и эмоциональное состояние. Вместе с коллегами он провел серию экспериментов для определения природы рефлексов и их воздействия на организм и написал свыше трехсот статей, посвященных этому вопросу. С точки зрения Магнуса, именно шейно-головные рефлексы играют главную роль в ориентации животного. Они регулируют положение тела, как при выполнении действия, так и во время отдыха.
Эксперименты Магнуса подтвердили то, что открыл Александер за четверть века до этого: движением управляет голова. Сейчас нам это кажется очевидным, поскольку в ней расположены все органы чувств. У человека (в отличие от животных, передвигающихся естественно и легко) голова при движении постоянно откинута назад, что является источником многих проблем.
Упражнение
Чтобы убедиться, что голова при движении откидывается назад под воздействием напряжения мышц шеи, проделайте следующее:
1. Сядьте на стул.
2. Положите левую руку на левую сторону шеи, а правую руку - на правую сторону шеи, чтобы оба средних пальца соприкасались на затылке.
3. Встаньте:
4. Снова сядьте.
5. Держа руки в указанном, положении, вы можете заметить малейшее движение головы. Почувствуйте, как шея прижимается к рукам. Это свидетельствует о том, что мышцы шеи напряжены и голова откинута назад.
6. Выполните упражнение несколько раз; при втором и третьем повторе вы заметите увеличение напряжения.
Другим важным открытием Магнуса было то, что он назвал «восстанавливающим рефлексом». Он заметил, что после совершения действия начинают работать рефлексы, возвращающие животное (или человека) в прежнее расслабленное состояние. Во время функционирования этого восстанавливающего механизма особую, важность приобретает взаимосвязь головы, шеи и спины. Поэтому можно утверждать, что когда человек напрягает мышцы шеи и закидывает голову назад, он нарушает естественную координацию движений и мешает телу вернуться в состояние покоя и равновесия.
Упражнения
Встаньте так, чтобы руки свободно висели вдоль тела. Сосредоточьтесь и постарайтесь почувствовать свои руки. Не кажется ли вам, что одна из них длиннее, тяжелее или напряженнее другой?
Поднимите одну руку на уровень плеч и задержитесь в этом положении на несколько секунд. Опустите руку. Повторите то же другой рукой, но постарайтесь при этом проследить за своим действием.
Отметьте, есть ли разница в ощущениях обеих рук после этого упражнения. Часто во второй руке ощущается легкость, которой нет в первой.
Управление телом
В течение долгого времени Александер исследовал возможность осознанного управления своим телом. Он признал, что прежде никогда не задумывался над тем, как он управляет своими движениями. Он просто действовал по привычке так, как считал «естественным» и «правильным». В результате размышлений он пришел к следующему определению управления:
Это процесс координации работы тела и отдельных его частей с помощью сигналов, посылаемых мозгом.
Можно управлять отдельными частями тела или всем телом в какой-то конкретный момент, либо осуществлять управление будущими действиями, сознательно решая, как и что вы сделаете. Но в любом случае могут возникнуть проблемы, связанные с перенапряжением мышц шеи и нарушением «первичного контроля». Поэтому при овладении методикой Александера одна из главных задач - научиться расслаблять область шеи, чтобы восстанавливался «первичный контроль».
Для этого необходимо следующее:
1. шея должна быть свободна, 2. чтобы голова могла двигаться вперед и вверх с тем, 3. чтобы спина удлинялась и расширялась.
Во время занятий эти инструкции могут немного варьироваться. Например:
«Шея должна быть свободна»
преобразуется в освободите шею, или представьте, что ваша шея расслабилась, или старайтесь не напрягать шею, или расслабьте шею (сам Александер первоначально использовал именно эту формулировку, но изменил ее, обнаружив, что его ученики слишком расслабляли мышцы шеи).
«Чтобы голова могла - двигаться вперед и вверху
звучит как: представьте, что голова вытянулась вперед и поднялась, или выдвиньте голову вперед и поднимите ее, или позвольте голове выдвинуться вперед и подняться, или следите за тем, чтобы не откидывать голову назад и вниз.
«Чтобы спина удлинялась и расширялась»
может звучать как: представьте, что ваша спина удлинилась и расширилась, или позвольте спине удлиниться и расшириться, или следите за тем, чтобы не сутулиться, или пусть ваш торс удлинится и расширится.
Позвольте шее освободиться
Цель этого указания - снизить избыточное напряжение, которое почти всегда имеет место» в мышцах шеи. Это важно для того, чтобы голова была свободной по отношению к телу, и мог беспрепятственно осуществляться «первичный контроль». Это условие должно быть выполнено в первую очередь, так как без функционирования «первичного контроля» все другие указания будут малоэффективны.
Позвольте голове двигаться вперед и вверх
Эта команда помогает естественному и свободному функционированию тела. Так как голова уравновешена таким образом, что при расслаблении мышц шеи она слегка выдвигается вперед, что приводит тело в движение. Если следить только за тем, чтобы голова вытянулась вперед, она неминуемо опустится, вызывая повышенное напряжение в области шеи. Важно уяснить, что «движение вперед означает движение головы на позвоночнике (как будто человек собирается утвердительно кивнуть). А движение вверх - это движение головы в сторону от позвоночника, а не от земли (хотя при положении «стоя» это практически одно и то же)(рис. 17).
Позвольте спине удлиниться и расшириться:
Поскольку в результате дополнительного мышечного напряжения при откидывании головы назад позвоночник укорачивается, рассматриваемая команда будет способствовать удлинению корпуса. Действительно, люди, пользующиеся методикой Александера, подрастают на два сантиметра и больше! Команда же на расширение включена для сохранения размеров спины
Три рассмотренные выше команды сами по себе очень просты и однозначны, однако поначалу они могут повергнуть в замешательство. Причем именно потому, что они так просты, а мы привыкли мыслить более сложными категориями, и трудно поверить, что решение давней проблемы может оказаться настолько простым. Если результат наших действий не наступает мгновенно, мы обычно начинаем думать, что поступаем как-то не так. Наберитесь терпения, будьте наблюдательны - и обнаружите, что ваши укоренившиеся привычки меняются.
Вспомогательные команды
При обучении методике Александера применяются также вспомогательные команды. Если основные указания универсальны, то вторичные применимы лишь в определенных ситуациях и при определенных недомоганиях. Например, пациенту, жалующемуся на опущенные плечи, можно посоветовать: «Вообразите, что Ваши плечи стараются разойтись в разные стороны», а больного с пораженными артритом пальцами попросить: «Представьте, что ваши пальцы удлиняются».
Здесь приведены другие примеры вспомогательных команд, применяемых при обучении методике Александера.
В положении сидя
Думайте о том, как плечи расходятся в разные стороны. Думайте о том, как ваши ягодицы расслабляются. Думайте о том, как удлиняются и расширяются ваши ступни. Представьте, что между запястьем и локтем вас что-то толкает. Представьте, что ваши плечи опустились. Представьте, как колени движутся над пальцами ног. Представьте, что вся тяжесть ног перешла в ступни. Представьте, что руки становятся длиннее и шире. Представьте, что пальцы становятся длиннее. Представьте, что пальцы ног удлиняются. Думайте о том, чтобы не сутулиться. Представьте, что ваша грудная клетка опускается.
В положении стоя
Используется большинство команд, указанных выше, а также следующие:
Представьте, что расстояние между ступнями и головой увеличивается.
Подумайте о том, что ваш вес равномерно распределяется на обе ступни.
Думайте о том, чтобы не отводить колени назад. Думайте о том, чтобы не выдвигать бедра вперед. Представьте, что расстояние между пупком и верхней частью грудной клетки увеличивается.
Представьте, что напряжение в ягодицах уменьшается. Подумайте о том, как свободно свешиваются руки с плеч. Подумайте о связи между головой и ступнями ног.
При ходьбе
Используются те же команды, а кроме того нижеследующие:
Подумайте о том, как колени расходятся в разные стороны. Представьте, как колени движутся над пальцами ног. Представьте, что левое плечо «отрывается» от правого бедра. Представьте, что правое плечо «отрывается» от левого бедра. Представьте, что тяжесть тела перенеслась с пятки на пальцы ног.
Представьте, что торс «отрывается» от бедер и устремляется вверх.
Существует также множество индивидуальных команд, используемых в конкретных случаях, которым, однако, всегда должны предшествовать основные указания.
Слова «подумайте о…» часто можно заменить словом «позвольте» по желанию преподавателя или ученика. Интересно проследить, будет ли такая замена иметь какой-либо эффект. Важно помнить, что всякое изменение должно быть достигнуто тем, что вы думаете о нем, но ничего для этого не делаете. Как уже неоднократно повторялось, любое действие только усилит мышечное напряжение, и эффект будет прямо противоположным.
Последний вид команд или указаний предназначен для/мысленного управления своим телом как единым целым.
Упражнение
1. Посмотрите на какой-нибудь предмет.
2. Не отрывая от него взгляд, представьте, что ваши глаза все ближе приближаются к этому предмету.
3. Когда голова начнет двигаться в направлении этого предмета, позвольте Телу последовать за ней. Вы убедитесь, что телом управляет голова.
Не существует правильного положения, есть только правильное направление.
Ф. М. Александер
Люди часто отождествляют методику Александера с умением придать определенное положение различным частям тела. Однако это нечто прямо противоположное. Основным является то, что голова сохраняет свободу движений независимо от положения тела.
Влияние мысли на действие
Нам очень трудно бывает поверить, что мысли могут привести к радикальным изменениям в человеке. Однако следующие упражнения позволят вам увидеть, какой эффект оказывают мысли на ваш организм:
Упражнение 1
Попробуйте упражнение сначала на себе, потом на приятеле.
1. Рука весит около четырех килограмм (примерно четыре пакета сахарного песка). Думая об этом, начните медленно разводить руки в стороны.
2. Разведение рук займет примерно полминуты. Всё это время непрерывно думайте о том, сколько весят ваши руки.
3. Держите руки в горизонтальном положений еще полминуты, чтобы ощутить, насколько они тяжелые (в каждой четыре пакета сахара!)
4. Медленно опустите руки.
5. В течение одной-двух минут зарегистрируйте (мысленно или записывая) ощущение в руках.
6. Подождите несколько минут, пока возникшее ощущение в руках не исчезнет. Если нужно, потрясите руками.
7. Оставив руки висеть вдоль тела, представьте, что с каждой стороны между рукой и грудной клеткой зажат воздушный шар.
8. Представьте, как оба воздушных шара одновременно медленно выскользают.
9. По мере того как шары выскользают, они легкими толчками приподнимают ваши руки.
10. Когда руки будут на уровне плеч, представьте, что они осторожно подперты шарами.
11. Теперь вообразите, что из шаров медленно выходит воздух, и руки постепенно опускаются вдоль тела.
12. Заметьте, какое ощущение теперь у вас в руках и отличается ли оно от прежнего; если оно не такое, как раньше, это доказывает, что мысли влияют на результат, потому что в обоих случаях вы действовали абсолютно одинаково.
Упражнение 2
Попросите приятеля сосредоточиться ^ стараться думать только о лбе. Теперь толкайте его, а он пусть сопротивляется.
2. Проделайте то же, но на этот раз попросите приятеля представить, что его ноги глубоко ушли в почву.
3. Чувствуете ли вы разницу в том, какие усилия требуются при толкании в обоих случаях?
Упражнение 3
Это упражнение ясно продемонстрирует, какую власть над телом имеют мысли.
1. Лягте удобно. Закройте глаза и вообразите ситуацию, в которой вы чувствуете себя особенно некомфортно: например, что машина ваша попала в «пробку», а вы опаздываете на работу, либо что вас упрекает в чем-то начальник.
2. Уже минуту спустя вы заметите, как напряглись ваши мышцы от одних этих мыслей.
3. Выбросьте это из головы и начните думать о более приятных вещах: например, что вы лежите на пляже на Багамах, или что идете в летний день по деревенской улице, 4. Минуту спустя вы обнаружите, что мышцы расслабились от этих мыслей. А ведь вы даже не выходили из комнаты - причина напряжения и расслабления мышц была только в воображении.
Привычки и свобода выбора
В каждый момент нашей сознательной жизни органы чувств передают информацию из окружающего мира в наш мозг, поэтому мы можем поступать вполне осознанно. Но насколько мы действительно осознаем все, что происходит вокруг? Мы склонны скорее думать о том, что было в прошлом или что ожидает нас в будущем. Мы редко живем настоящим, потому что еще с детства нам внушали, что нужно думать о будущем.
Если мысли заняты прошлым или будущим. Для настоящего в них нет места, и мы не думаем о своих действиях. Неспособные сделать осознанный выбор, мы упорствуем в своей привычной, автоматической манере поведения. Чтобы правильно использовать методику Александера, надо жить сегодняшним днем и совершать осознанные поступки в повседневной жизни. Тогда возрастает степень осведомленности, обостряются чувства.
Упражнения
1. Отправляйтесь на прогулку за город или в ближайший парк.
2. Внимательно посмотрите вокруг и постарайтесь, чтобы ничто не ускользнуло от вашего взгляда: деревья, облака, трава и т. д.
3. Запишите свои впечатления.
4. Теперь «включите» слух… Что вы услышали? Возможно, шум ветра в листве деревьев, или плач ребенка, или пение птиц?
5. Опять запишите свои впечатления.
6. Теперь обратите внимание на обоняние… какой запах вы уловили? Цветков, травы?
7. А как насчет осязания? Чувствуете ли ветерок в волосах, на лице или, возможно, свое дыхание, биение сердца?
8. Вернувшись домой, пройдите на кухню, сделайте себе что-нибудь поесть и сосредоточьте внимание на ощущении вкуса… структуры пищи, ее запаха и т. д.
9. Подумайте, обострились ли ваши чувства по сравнению с привычными.
Если это упражнение выполнено правильно, вы должны были острее ощутить вкус, запах, фактуру предметов, а также лучше видеть и слышать, чем раньше. Мы склонны пройти мимо многого в жизни, потому что привычно обращаем слишком мало внимания на настоящий момент. Это пагубно влияет ни нас - физически, умственно, эмоционально и духовно.
Не случалось ли вам, направляясь в магазин, проехать мимо него из-за того, что мысли ваши полностью заняты другим? Или проехать мимо нужного поворота и не заметить этого еще несколько минут? Александер называет это «привычной рассеянностью».
У нас всегда есть возможность подумать о чем-то действительно важном, однако мысли наши где-то витают, и попытки управлять ими часто оказываются безрезультатными. Вначале может показаться утомительным и трудным давать себе определенные указания и команды, но это верный путь к успеху.
Привычки
В словаре дается следующее определение «привычки»: поведение, продиктованное автоматической реакцией на определенную ситуацию.
Следует различать два типа привычек - осознанные и неосознанные.
Осознанные привычки
Это привычки, в которых мы отдаем себе отчет, например:
Постоянно сидеть на одном и том же стуле;
Постоянно принимать пищу в одно и то же время;
Чистить зубы после еды;
Грызть ногти;
Беспокоиться понапрасну;
Не завинчивать колпачок тюбика зубной пасты.
Некоторые из этих привычек абсолютно безвредны, другие даже полезны, однако в целом привычки наносят вред естественному, непринужденному поведению человека. Осознавая свои привычки, можно изменить их в желательном направлении.
Неосознанные привычки
Это привычные действия, о которых постоянно говорил Александер. Их слишком много, чтобы можно было назвать все; здесь приводятся лишь некоторые:
Напряжение мышц шеи;
Втягивание коленей внутрь;
Чрезмерное сгибание спины;
Упирание больших пальцев ног в землю;
Выдвижение бедер вперед;
Поднимание плеч;
Закидывание головы назад;
Негнущаяся грудная клетка.
Все мы бессознательно стремимся приобрести какую-нибудь, если не все, из указанных выше привычек. Чтобы добиться желаемых результатов, необходимо осознать то, что было до сих пор неосознанным. Невозможно изменить привычку, если она находится на уровне подсознания. Жизненно важно понять последствия долговременных неосознанных привычек, т. е. того, как они влияют на наше здоровье и благополучие.
В основе методики Александера лежит понимание взаимосвязи физических, умственных и эмоциональных процессов в любом виде человеческой деятельности. Из этого следует, что любая приобретенная в течение жизни физическая привычка неизбежно влечет за собой изменение умственного и эмоционального состояния. Поэтому если вы научитесь двигаться легко и непринужденно, изменится и ваше отношение к жизни, и эмоциональный настрой.
Отсюда вытекает, что ощущение неудовлетворенности всякого рода в конечном счете проистекает из нашего неумения управлять физическим состоянием, так же как мыслями и чувствами. Привычный образ жизни взрослого человека не может не влиять на его физическое состояние и менталитет. Это в свою очередь стимулирует разрушительные привычки, вызывая чувство безысходности, гнев, отсутствие уверенности в себе и, как следствие, ощущение несчастливости. Затем это эмоциональное состояние становится привычным.
Никто не вступает в жизнь с чувством гнева или безысходности, с ощущением неуверенности или отсутствием самоуважения; все эти чувства приобретаются на протяжении жизни, а отнюдь не имманентно присущи ментальному или эмоциональному складу человека.
Упражнения
Часто привычки создаются, когда мы не задумываемся о том, что происходит вокруг.
Постарайтесь осознать свою обычную манеру сидеть. Подумайте, всегда ли вы сидите в одной и той же позе. Задайте себе такие вопросы:
Вы сидите, положив левую ногу на правую или наоборот?
В каком положении находятся обычно ваши ступни?
Что в это время делают руки и кисти?
Вы скрещиваете руки или сцепляете пальцы?
Замечали ли вы когда-нибудь, что склоняете набок голову? Даже просто задав себе эти вопросы, вы сумеете обнаружить наличие определенных привычек.
Для лучшего осознания собственных привычек попробуйте сделать следующее.
Упражнение 1
1. Встаньте так, чтобы ваш вес был равномерно распределен на обе ступни.
2. Перенесите теперь всю тяжесть тела на правую ногу, опершись на правое бедро и не отрывая при этом носок левой ноги от пола.
3. Повторите процедуру, опираясь на левое бедро.
4. Более удобное из этих двух положений и является привычным.
Упражнение 2
Попытайтесь выжать лимон или апельсин «нерабочей» рукой (обычно левой, поскольку большинство людей - правши).
Вот забавная история, произошедшая в Америке и свидетельствующая о силе привычки.
Патрульная машина стояла на перекрестке, когда навстречу проехала другая Машина. Полицейского слегка клонило ко сну, и он вообразил, что машина проехала на красный свет, чего на самом деле не было. С включенными фарами и сиреной он поспешил за машиной и вскоре настиг женщину-водителя. Уже направившись к машине, он, к своему замешательству, понял, что ошибся. Женщина в полной панике извиняющимся голосом спросила: «Что я нарушила?» Страшно смущенный полисмен сказал: «Мадам, вы ехали на зеленый свет». Однако верная своей вечной привычке оправдываться, женщина ответила: «О нет, нет. Я проехала на красный!»
Наше восприятие отражает окружающий мир не всегда правильно. Иногда оно склонно к обману. К обману восприятия относятся и — сложные нарушения психики, предполагающие извращения механизмов восприятия. Иллюзии и галлюцинации предполагают оживление хранящихся в памяти образов, которые дополнены воображением.
Иллюзии
Расстройства, при которых существующие реальные объекты, воспринимаются как совершенно другие предметы, называются .
Иллюзии нужно отличать от ошибок восприятия здоровых людей, проблемы которых вызваны недостаточностью информации о предметах и объектах. Например, в сумерках одни объекты воспринимаются как другие. Причина этого в недостаточной видимости объекта, при этом воображение самостоятельно дорисовывает недостающие детали. В результат мозг получает образ предмета, отличающегося от действительности.
Иллюзии часто сопровождают психические расстройства, обладая при этом фантастическим характером и возникая даже в случаях, когда нет препятствий к поучению информации.
Виды
- Аффектогенные иллюзии – обман восприятия, который появляется под влиянием чрезвычайной тревоги и страха. При проявлении бреда люди склонны наделять окружающее особенными чертами, вызывающими у него беспокойство. Например, в разговоре случайных людей может слышаться имя больного.
- Парэйдолические иллюзии – фантастические образы сложного характера, возникающие насильственно при рассмотрении реальных вещей и объектов. Парэйдолии – сложные расстройства психики, которые предшествуют появлению галлюцинаций. Обычно это явление наблюдается в инициальном периоде помрачнения сознания (например, при белой горячке или лихорадке).
От иллюзий нужно отличать желание здоровых людей фантазировать. Здоровая психика всегда отличает реальные объекты от воображаемых и способна своевременно отличить поток представлений.
Расстройства восприятия, при которых объекты и явления обнаруживаются там, где в реальности их нет, называются галлюцинациями.
Отличительной особенностью галлюцинаций от иллюзий является то, что первые возникают практически «на пустом месте», а при х происходит искажение реальных объектов. Галлюцинации указывают на глубокое расстройство психики и не могут наблюдаться у психически здоровых людей в обычном состоянии. Как правило, галлюцинации возникают у людей с душевными заболеваниями или при измененном состоянии (например, в состоянии гипноза).
Виды галлюцинаций
Для классификации галлюцинаций используются различные основы.
- По органам чувств галлюцинации бывают:
— зрительными;
— слуховыми;
— тактильными;
— обонятельными;
— вкусовыми;
— галлюцинации общего чувства.
Последний вид галлюцинаций как бы проистекает изнутри, то есть больной ощущает себя где-то или кем-то, а может он чувствует что-то внутри себя. Сочетание ощущений трудно отнести к одному конкретному чувству, по этой причине галлюцинации такого типа называют общим типом.
- По отношению к фазам сна галлюцинации бывают:
— гипнагогические – возникающие при засыпании;
— гипнопомпические – появляющиеся при пробуждении.
Эти галлюцинации сопровождают психические расстройства, но могут возникать и у здоровых людей при переутомлении.
- Функциональные (рефлекторные) галлюцинации могут возникать при воздействии определенного раздражителя. Примером этих галлюцинаций могут быть:
— лишний шум под душем;
— параллельная речь при включении телевизора и др.
Если убрать раздражитель, то исчезнут и галлюцинации.
— элементарные галлюцинации проявляются в виде коротких сигналов: стук, шорох, щелчок, треск, молния, вспышка, точка и др.;
— простые галлюцинации связаны с одним определенным анализатором и отличаются четкой структурой и предметностью. Примером может быть голос, произносимый четкую речь;
- иллюзии – искаженное восприятие реально существующего внешней среде объекта. Критическая оценка отсутствует. Иллюзии бывают:
Парэйдалические – иллюзия с воображением (смотри на облака – видим животных)
Физиологические – из-за химии в организме.
Аффективные – на фоне аффекта и страха. Например, многие, особенно дети ночью воспринимают предметы в комнат, как страшных монстров.
Вербальные – искаженное восприятие речи
Галлюцинация – обманы восприятия, когда человек воспринимает объекты вне непосредственной связи с раздражителями внешней среды.
Есть галлюцинации в норме, не свидетельствуют о патологии:
Гипногогические - при засыпании
Гипнопомпические – при пробуждении
Внушенные – после сеанса гипноза
Так же бывают:
Элементарные – воспринимается звук или отдельный образ, но он не дифференцирован. Например, показался какой-то звук или пятно. Могут быть и у здоровых.
Простые – только какой-то один анализатор участвует. Чей-то конкретный голос, например.
Сложны – участвуют два анализатора и больше (Не просто с барабашкой говорю, а еще вижу и щупаю)
Певдо-галлюцинации:
Кондинский и Клерамбо – оба психиатры, Кондинский болел шизофрений и оба они самоубились. Псевдо-галлюцинации - отмечаются при шизофрении, а просто галлюцинации при органических поражениях мозга. Но это не строгое правило.
Псевдо-галлюцинации – носят характер субъективного восприятия, воспринимаются, как нечто аномальное. Если бы они были правдой, то мы бы их почувствовать не смогли (Мне кто-то что-то сигнализирует за тысячу километров). Носят характер навязанности – как будто кто-то в голову вложил чужие мысли. Кто-то движет моим языком и изрекает какие-то мысли. «Я смотрю на мир через умственные очки».
Истинные галлюцинации носят характер объективной деятельности. Проецируются во внешнее пространство. Если бы эти галлюцинации существовали в реальности, то мы бы могли воспринимать их с помощью наших органов чувств. (Если бы и правда сидел чертик, то мы бы его увидели)
Гиперстезия – обострение восприятия. Бывает у невротических больных. На фоне эмоциональных состояний бывает.
Гипостезия – ослабление восприятия. У невротических больных. Чулочно-перчаточная анестезия – руки и ноги задеваем иголкой – они не чувствуют, только перешли барьер – сразу чувствуют. Истерическая слепота и глухота.
Деперсонализация – измененное восприятие собственной личности. Могут быть и у здорового человека, например в подростковом возрасте. «Знаю, что я красивая, но я такой себя не чувствовала». Чувствую себя очень большим.
Дереализация – неадекватная восприятия мира. Я вижу все вокруг слишком большим.
Де-жа-вю – синдром уже виденного.
Жа-ме-вю – синдром не виденного.
Из Зейгарник:
Из теоретических положений А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. П. Зинченко, Ю. Б. Гиппенрейтер следует, что развитие восприятия детерминируется задачами, возникающими перед человеком в его жизнедеятельности. Для исследований в общей психологии характерен подход к восприятию как деятельности, включающей в себя основную специфику человеческой психики - активность и пристрастность.
С. Л. Рубинштейн указывает, что человеческое восприятие является всегда обобщенным и зависит от направленности личности. Следовательно, восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью. За последние годы ряд зарубежных авторов также пытаются показать, что продукт процесса восприятия зависит от эмоциональных и личностных особенностей человека.
Поэтому следовало ожидать, что восприятие может оказаться нарушенным в разных характеристиках деятельности - в нарушении обобщения, личностной обусловленности. Эти нарушения проявляются в затрудненности узнавания, в искажениях воспринимаемого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности. Остановимся на некоторых из них.
Агнозии
Агнозиями называется затрудненность узнавания предметов, звуков. Проблеме агнозии, особенно зрительной, посвящено множество работ. Начиная с А. Петцля, зрительные агнозии разделялись на: а) агнозии предметов, так называемая лиссауэровская "душевная объективная агнозия", когда больные не узнавали предметов и их изображений. К этой группе примыкает и "симультанная агнозия" Вольперта (больные узнавали отдельные предметы, их изображения, но не узнавали изображения ситуации); б) агнозии на цвета и шрифты; в) пространственные агнозии.
Мы остановимся лишь на тех случаях агнозии, которые выступали при психических заболеваниях. У ряда больных (с органическими поражениями мозга различного генеза) явления агнозии проявлялись в том, что больные выделяли то один, то другой признак воспринимаемого объекта, но не осуществляли синтеза; так, изображение гвоздя один больной описывает как что-то кругленькое, говоря: "наверху шапочка, внизу палочка, что это такое - не знаю"; другой больной описывает ключ, как "кольцо и стержень". При этом больные описывали точно конфигурации предмета, могли даже точно скопировать его, но это не облегчало их узнавание. Аналогичные факты, говорящие о невозможности осуществления синтеза, были описаны Е. П. Кок при исследовании больных с поражениями теменно-затылочных систем, а также Е. Д. Хомской и Э. Г. Соркиной.
Прежде всего возник вопрос, что у больных нарушено восприятие структуры, как это имело место у больного Ш. (описанного К. Гольдштейном), который, как известно, не воспринимал формы предметов: он не мог отличить "с глаза" треугольника от круга и узнавал фигуры только после того, как он "обводил их моторно", например движениями головы.
У других больных агнозия носила иной характер. Не узнавая предметов, они узнавали их форму, конфигурацию даже тогда, когда последние предъявлялось тахистоскопически, они могли их описать. Так, например, при тахистоскопическом предъявлении садовой лейки больная говорит: "бочкообразное тело, что-то круглое, посередине отходит вроде палочки с одной стороны", другой больной при тахистоскопическом предъявлении расчески говорит: "какая-то горизонтальная линия, от нее книзу отходят маленькие, тоненькие палочки". Иногда больные могли нарисовать предмет, не узнавая его.
Приводим в качестве иллюстрации данные патопсихологического исследования и историю болезни больной В., которая была описана мной совместно с Г. В. Биренбаум в 1935 г. .
Больная В., 43 года, библиограф. Диагноз: эпидемический энцефалит (доктор Э. Г. Кагановская).
Заболела в 1932 г. Появилась резкая сонливость, которая продолжалась около недели и сменилась бессоницей. Отмечалось слюнотечение, левосторонний парез ноги и боль в области наружной части левого плеча, повышение температуры. Имели место иллюзии и галлюцинации. На стенке вокруг вентилятора "бегали мыши", на полу прыгали фигуры, кружились "танцующие рожи".С этими явлениями больная поступила в Боткинскую больницу. Через несколько дней появились кратковременные расстройства сознания, больная не могла найти своей палаты, постели. В 1933 г. была переведена в психиатрическую клинику ВИЭМ. Ко времени нашего исследования психический статус больной изменился. Больная в ясном сознании, правильно ориентирована в окружающем. Несколько амимична. Тихий, мало модулирующий голос. Много лежит, жалуясь на утомляемость и головные боли. С трудом и не сразу дает анамнестические сведения, при этом останавливается на подробностях, не имеющих отношения к существу вопросов. Мало читает, "не хватает, - отмечает больная, - живого воображения". Внешне добродушна, эмоциональна. Это состояние, однако, быстро сменяется раздражительностью, злобностью, доходящими до аффективной взрывчатости. Вместе с эмоциональной лабильностью отмечается, в общем, бедная и довольно однотипная аффективная жизнь с очень узким кругом привязанностей, безразличное отношение к людям, к работе, к общественной жизни, к литературе, раньше очень любимой. На этом фоне общего эмоционального однообразия имеется заинтересованность в выздоровлении.
Экспериментально-психологическое исследование не выявляет каких-либо грубых изменений мыслительной деятельности больной. Больная правильно усваивала инструкцию, передавала хорошо содержание, подтекст прочитанной книги, понимала условный смысл пословиц, метафор. Обнаружилась лишь некоторая пассивность и отсутствие заинтересованности в экспериментальной ситуации.
Вместе с тем патопсихологическое исследование выявило грубые нарушения узнавания предметов. Больная часто не узнавала (40%) предъявленных ей изображений. Так, нарисованный гриб она называет "стог сена", спички - "кристаллами". Сюжет картины больная не улавливает сразу, а лишь после длительных фиксаций на отдельных деталях. Процесс восприятия носит характер отгадывания: "Чтобы это могло быть - расческа? На чем она сидит - на кресле, стуле? Чтобы это могло быть - плита, корыто?" При показе известной картины "Смертница" больная говорит: "Что это за женщина, о чем она задумалась? На чем она сидит? На кровати? Что это за тени?"
Даже при правильном названии у больной всегда отмечалось сомнение и неуверенность, она ищет опорные пункты в рисунке для того, чтобы подтвердить ими правильность своего вывода. Так, больная узнавала изображение книги, но сразу наступили обычные для больной сомнения: "разве книга, это какой-то квадрат. Нет, у квадрата нет выступов и тут что-то написано. Да, это книга". При таком выраженном нарушении узнавания рисунков больная прекрасно узнавала геометрические формы, дополняла незаконченные рисунки согласно структурным законам. Больше того, не узнавая предмет на рисунке, она прекрасно описывала его форму. Например, не узнав рисунка барабана и шкафа, она описывала их форму чрезвычайно точно и даже хорошо срисовывала их.
В Процессе исследования выявилось, что реальные предметы больная всегда хорошо узнавала и затруднялась при узнавании моделей из папье-маше (например, больная не узнавала самолета, с трудом узнавала собаку, мебель).
Таким образом, создавалась как бы некоторая ступенчатость ее расстройств. Больная хорошо узнавала предметы, хуже узнавала модели, еще хуже - рисунки предметов. Особенно плохо она узнавала те изображения, которые были схематически нарисованы, в виде контуров. Поэтому возникло предположение, что причина затрудненности узнавания, очевидно, вызывается той обобщенностью, формализацией, которая присуща рисунку. Для проверки была проведена следующая серия экспериментов: больной предъявлялись изображения одних и тех же предметов в разном выполнении: а) в виде пунктирного контура; б) в виде черного силуэта, в) в виде точного фотографического изображения, иногда на фоне конкретных деталей, например рядом с пресс-папье была нарисована ручка и чернильница. Данные экспериментального исследования подтвердили наше предположение. Больная совершенно не узнавала пунктирные, несколько лучше, но все же очень плохо узнавала силуэтные изображения и лучше - конкретные.
Таким образом, эксперимент выявил обозначенную выше своеобразную ступенчатость Как указывает А. Р. Лурия, "процесс зрительного анализа превращался в серию речевых попыток расшифровать значение воспринимаемых признаков и синтезировать их в зрительный образ". Больная не могла "с глаза" воспринять рисунок, процесс восприятия приобрел характер развернутого дезавтоматизированного действия. Об этом свидетельствует следующий факт: узнав фотографическое изображение, больная не смогла перенести это узнавание на силуэтное изображение. После того как больная узнала в раскрашенном изображении ножницы, экспериментатор спрашивает: "А я Вам показывала раньше этот предмет?" Больная раздумывает и говорит с удивлением: "Нет, я его вижу впервые; ах, Вы думаете те палочки, которые Вы мне показывали? Нет, это не ножницы (больная при этом рисует их по памяти). Что же это может быть? Я не знаю". Даже тогда, когда ей удается сделать перенос, у нее остается неуверенность. Узнав раскрашенную шляпу, она говорит на контурную: "А это что, тоже шляпа?" На утвердительный ответ экспериментатора она спрашивает: "При чем тут эта линия?" (указывает на тень). Когда ей в последующем эксперименте опять предъявляют этот рисунок, она замечает: "Вы тогда сказали, что это шляпа".
Приведенные данные показали, что восприятие нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности; поэтому нам казалось правомерным говорить о нарушении обобщающей функции восприятия. Об этом говорят и способы, с помощью которых можно было компенсировать этот дефект. Так, если экспериментатор просил указать определенный предмет: "укажите, где шляпа или где ножницы", то больные узнавали правильно. Таким образом, включение предъявляемого объекта в определенный круг значения помогало узнаванию. Название же приблизительного круга предметов, к которому относится данный объект ("покажите мебель, овощи"), помогало меньше. Поэтому следовало ожидать, что подобные агностические расстройства должны особенно четко выявиться и у дементных больных.
Псевдоагнозии при деменции
Исследование зрительного восприятия у больных, у которых клинические и экспериментально-психологические данные выявили деменцию по органическому типу, обнаружило отмеченные выше особенности: больные не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков. К этому добавлялась еще одна особенность: их восприятие было диффузным, недифференцированным. Нарушения восприятия выявляются у этой группы особенно четко при экспозиции ситуационных картинок. Помимо того, что дементные больные не улавливают сюжета, они при этом проявляют и ряд других, характерных феноменов. Не понимая смысла сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи. Отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются. Предмет узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой больной фиксирует свое внимание. Так, гриб больной называет помидором, если выступила как часть головка гриба, или же видит в грибе огурец, если фиксирует внимание на его ножке. Поэтому при предъявлении рисунка больному часто безразлично: показывают ему его часть или целое.
У некоторых больных агнозия распространялась и на структуру, на форму изображения. Г. В. Биренбаум описала в 1948 г. больного К., у которого на фоне органической деменции выступили расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы. Она (назвала подобное нарушение "псевдоагнозией". При показе треугольника он говорит: "Клином как-то, а назвать не могу, я вижу клин в трех местах, клин- трехклинник". При экспозиции четырехугольника больной говорит: "Мне трудно сказать (обводит пальцем) - прямая, прямая, прямая и прямая". При экспозиции незаконченного круга видит прежде всего изъян: "здесь провал какой-то", в то же время воспринимает симметрию формы. Например, при показе креста, не умея назвать фигуры, больной заявляет: "Хоть куда хочешь заглядывай, она лежит правильно". Нередко больной воспринимает форму предмета, но тут же быстро наступает распад его структуры.
Подобный феномен можно трактовать как нарушение "оптического внимания". Например, при осмотре картинки, на которой нарисован крестьянин, стоящий с задумчивым видом у телеги, у которой отскочило колесо, больной говорит: "Вот колесо, а это мужчина стоит", показывая на лошадь. "А это птица какая-то". Экспериментатор : "Это ведь лошадь". Больной : "На лошадь плохо смахивает". Здесь отчетливо выступает нарушение не только смысловых, но и структурных компонентов. Узнав телегу и колесо, он не только не делает соответствующего вывода, что стоит телега с лошадью, но остро торчащие уши лошади создают у больного впечатление, что это птица. При попытке понять сюжет картинки больные из-за неправильного узнавания деталей и структурного распада часто неверно описывают ее содержание. Это расстройство напоминает феномен, описанный А. Пиком как "сенильная агнозия", или как расстройство "симультанного восприятия". Оно выражается в том, что испытуемый, описывая отдельные предметы, не умеет уловить общего смысла картинки.
При раскрашенных сюжетных рисунках дементные больные легко поддаются диффузному впечатлению яркой раскраски отдельных частей картинки и также могут описывать их по вышеуказанному типу. Восприятие, освобожденное от организующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся центром внимания и ведут к неправильному узнаванию.
В силу выпадения и расстройства смысловых компонентов у дементных больных резко страдали ортоскопические восприятия. Достаточно было показать этим больным предмет или рисунок в перевернутом виде, как они его уже не узнают. Примеры: предъявляется рисунок кошки (из детской серии лото) в перевернутом виде. Больной говорит: "Памятник какой-то". Экспозиция того же рисунка в прямом положении: "Вот так памятник! Кошка- котик". Рисунок - "ботинок", из той же серии лото, дан в перевернутом виде. Больной: "Урна какая-то". В прямой экспозиции больной сразу узнает ботинок. При незначительном удалении предметов у дементных больных не сохранялась константность их величины.
Таким образом, нарушение восприятия при деменции подтверждает ведущую роль фактора осмысленности и обобщенности в любом акте перцептивной деятельности.