Болезни про которые должен знать тренер. Что должен знать тренер тренажерного зала? Не единичный случай
Что такое спортивная медицина, каково ее место среди других медицинских дисциплин, в чем ее содержание и задачи?
На первый вопрос мы уже ответили - спортивная медицина есть часть клинической медицины. Она имеет свои четко определенные содержание и задачи, отличные от других дисциплин, в частности физиологии.
Одним из основных разделов спортивной медицины является врачебный контроль, представляющий собой, по существу, врачебное наблюдение за занимающимися физической культурой и спортом.
В задачи врачебного контроля входит определение состояния здоровья, физического развития и функционального состояния систем и органов у лиц, занимающихся физическими упражнениями, и наблюдение за их изменениями под влиянием занятий физкультурой и спортом в целях изучения как положительного влияния этих занятий, так и возможного отрицательного при нерациональном их применении.
После определения состояния здоровья и физического развития важнейшей задачей врачебного контроля является оценка функционального состояния спортсмена, т. е. определение тренированности. Правильное решение этой задачи имеет огромное значение, так как позволяет не только изучать влияние физических упражнений на организм, но и с научно-медицинских позиций намечать дорогу к рекордам.
Решение этой задачи - важное звено в исследовании вопросов теории, методики и техники спорта.
Оно помогает врачу, тренеру и спортсмену наметить рациональные пути совершенствования спортивного мастерства.
Существенное значение в решении этой задачи имеют и врачебно-педагогические наблюдения, т. е. исследования, проводимые врачом совместно с тренером непосредственно на местах тренировок и соревнований. Эти наблюдения играют подчас решающую роль в индивидуализации тренировочного процесса, его правильном планировании.
Этот раздел врачебного контроля непрерывно совершенствуется и развивается. Разрабатываются новые, более тонкие и точные, методы исследования, совершенствуются старые методы исследования функционального состояния организма спортсмена, проводятся все более широкие комплексные исследования и т. д.
Одновременно в спортивной медицине развивается, особенно в последнее время, область, задачей которой является изучение возможных отрицательных влияний физической нагрузки при ее нерациональном использовании. Речь идет о заболеваниях и повреждениях различных органов и систем организма, возникающих при чрезмерной или нерационально применяемой физической нагрузке.
Раньше в этом направлении изучалась только спортивная травма. Сейчас, учитывая все возрастающие тренировочные нагрузки, находящиеся иногда на грани с перегрузкой, важно изучать также предпатологические состояния и заболевания у спортсменов, могущие возникнуть при физической перегрузке.
Таким образом, перед спортивной медициной ставятся следующие задачи:
1) определение состояния здоровья и физического развития и наблюдение за их изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом;
2) определение уровня тренированности, вернее, функционального состояния, и его изменений;
3) диагностика и лечение спортивных травм, заболеваний и повреждений у спортсменов и разработка мер их профилактики;
4) совершенствование старых и разработка новых методов исследования для более точной оценки состояния здоровья и функционального состояния, а также для ранней диагностики и своевременного лечения различных отклонений в здоровье занимающихся физической культурой и спортом, т. е. развитие функциональной диагностики;
5) решение вопросов питания и санитарно-гигиенического обеспечения мест тренировки и соревнований (эти вопросы излагаются в курсе гигиены).
Все эти мероприятия осуществляет спортивный врач. Перед ним, как видно из изложенного, стоят большие и сложные диагностические задачи, требующие, с одной стороны, высокой врачебной квалификации, с другой - четкого знания особенностей различных спортивных специализаций в свете специфических требований, предъявляемых ими к организму спортсмена.
Основные пути решения этих сложных задач заключаются в следующем:
1. Диагноз «здоров», который должен поставить спортивный врач, прежде чем допустить к занятиям спортом, оказывается подчас более трудным, чем диагноз какого-либо заболевания. Ведь спортсмен должен быть полностью здоровым человеком, а для того, чтобы это определить, надо хорошо знать проявления тех или иных заболеваний. Так, нельзя, например, утверждать, что у данного лица здоровое сердце, не зная, какие симптомы бывают при больном сердце.
Различные отклонения в состоянии здоровья, не играющие существенной роли для лиц, не занимающихся спортом, и не мешающие им выполнять обычную профессиональную работу, у спортсмена при современной интенсивности тренировок могут превратиться в грозное заболевание, приводящее иногда к инвалидности и даже к смерти от физического перенапряжения.
Поэтому термин «практически здоров», широко используемый у лиц, не занимающихся спортом, и свидетельствующий о том, что имеющееся у данного лица заболевание не мешает ему выполнять его обычную профессиональную деятельность (например, порок сердца или хронический бронхит у счетовода или конструктора и т. д.), не может быть использован для спортсмена, так как у него не должно быть отклонений в состоянии здоровья. Практически здоровым людям следует рекомендовать занятия оздоровительной физической культурой.
Кроме того, очень важно знать, что хорошее самочувствие, которое спортсмены и тренеры иногда считают главным в оценке состояния здоровья, не может служить основным критерием такой оценки. Несмотря на то что хорошее состояние здоровья всегда сопровождается хорошим самочувствием, можно чувствовать себя хорошо в то время, когда в организме уже имеются признаки заболевания.
Следует иметь в виду и то, что установление рекордов также не всегда свидетельствует о хорошем состоянии здоровья. Возможны случаи установления рекорда в спорте спортсменом, который не является абсолютно здоровым. Дело в том, что человеческий организм обладает колоссальными компенсаторными возможностями и механизмы компенсации возникающих у него при болезни дефектов очень велики. Это делает возможным за счет перегрузки других органов и перенапряжения механизмов компенсации маскировать дефект в состоянии здоровья. Однако компенсаторные возможности организма не беспредельны. Они неизбежно истощаются и тем быстрее, чем интенсивнее их используют.
Следовательно, нельзя считать человека абсолютно здоровым только на том основании, что он себя хорошо чувствует и устанавливает рекорды. Для того чтобы объективно установить подлинное состояние здоровья, обязательно требуется тщательное врачебное исследование.
2. Определение и правильная оценка спортивным врачом функционального состояния организма спортсмена, или состояния тренированности, усложняются с каждым годом. Это связано с тем, что непрерывный рост спортивных результатов, повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок существенно меняют функциональное состояние организма. Нередко критерии, казавшиеся ранее незыблемыми, оказываются несостоятельными в решении поставленных сегодня жизнью вопросов.
Определение функционального состояния организма лиц различного возраста и разного состояния здоровья, широко привлекаемых к занятиям физическими упражнениями, также является нелегкой задачей из-за отсутствия достаточно объективных критериев их оценки.
Кроме того, все больше становится очевидным значительное различие в уровне вегетативных функций у спортсменов разных специализаций. Это значит, что для достижения высоких результатов нет необходимости в одинаково высоком уровне функционального состояния всех без исключения систем и органов у всех спортсменов. Эти уровни могут быть различными, так же как различны и морфологические особенности, зависящие от его конкретной спортивной специализации.
Сейчас очевидно, что для каждого спортсмена характерна своя, специфическая для данного вида спорта гармоничность развития (морфологического и функционального), зависящая от направленности тренировочного процесса.
В самом деле, ведь не одинаковы же в отношении морфологии и функции, например, штангист тяжелого веса и гимнаст, толкатель ядра и пловец, баскетболист и конькобежец. Представители каждого из этих видов спорта имеют свои, присущие им, особенности как в строении тела, так и в его функциях, существенно различающиеся и определяющие специфическую гармоничность, характерную для конкретного вида спорта.
3. Диагностика и лечение спортивных травм, а также заболеваний и повреждений при занятиях спортом представляют собой одну из важных и сложных задач спортивного врача, так как имеют определенную специфику. Этот раздел относится к так называемой частной патологии, т. е. учению о болезнях человека.
Следует подчеркнуть, что спорт не является и не может быть причиной болезней. Однако все же спортсмены болеют, и прежде всего потому, что, как и все люди, подвержены воздействию различных вредных влияний внешней среды. Они могут болеть разными инфекционными и другими заболеваниями. Правда, болеют они реже и переносят заболевания легче, чем лица, не занимающиеся спортом. Кроме того, в случае нерациональных занятий физическими упражнениями, вызывающих физическую и эмоциональную перегрузку, создаются условия для возникновения острых и хронических заболеваний, а также спортивного травматизма.
Вот почему тренеру и преподавателю необходимо иметь четкое представление об основных проявлениях, о сущности и значении этих патологических состояний, так как во многом именно от действий тренера или преподавателя зависит как возникновение травмы, заболевания и повреждения, так и их профилактика.
4. Развитие методов функционального исследования обеспечивает правильное решение первых трех задач врачебного контроля. Тренер и преподаватель должны знать методики исследования, которыми пользуется спортивный врач, прежде всего для того, чтобы иметь четкое представление о возможностях, которыми тот располагает. Одновременно ряд методов исследования может быть использован и тренером и преподавателем для решения чисто методических вопросов спортивной тренировки.
Таково основное содержание курса врачебного контроля с основами частной патологии.
В настоящий учебник включена также лечебная физическая культура - медицинская дисциплина, изучающая использование физических упражнений для лечения различных больных.
Тренер и преподаватель должны уметь применять физические упражнения и в лечебных целях. Для того чтобы рационально использовать лечебную физическую культуру, надо знать сущность и проявление заболеваний, при которых возможно ее применение (это излагается в основах частной патологии в разделе «Врачебный контроль»).
Включение в настоящий учебник спортивного массажа связано с тем, что в современном спорте применение массажа абсолютно необходимо. Поэтому каждый преподаватель или тренер независимо от своей спортивной специализации должен знать основы спортивного массажа, основные принципы его применения и приемы. Любой спортсмен, а тем более тренер и преподаватель должны не только владеть приемами массажа и самомассажа, но и ясно представлять себе механизмы воздействия на организм. Спортивный массаж способствует сохранению спортивной формы, повышает работоспособность спортсмена, помогает быстрейшему устранению утомления после физической нагрузки.
Таким образом, очевидно, какое огромное значение имеет медицина как в становлении спортсмена, так и в разработке научно обоснованной системы тренировки.
Не будет преувеличением сказать, что без знания основ спортивной медицины, определенного уровня медицинской культуры, которые получают преподаватель и тренер при усвоении курса, изложенного в настоящем учебнике, нет и не может быть успешной работы со спортсменами, роста спортивных достижений, основанного на укреплении здоровья спортсмена.
1 ТРЕНЕР ИЗЛИШНЕ САМОУВЕРЕН
Он утверждает, что у него достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с любой задачей. У тебя лично может и не быть серьезных проблем со здоровьем, но, если тренер запросто берется тренировать людей с серьезными нарушениями работы сердца, позвоночника или эндокринной системы, стоит призадуматься. При подобном залихватском отношении к персональному тренингу гораздо проще навредить человеку, чем облегчить его участь.
2 ТРЕНЕР НЕДОСТАТОЧНО ЭТИЧЕН
Прежде всего, по отношению к своим коллегам. Если выбранный тобой тренер говорит, что остальные сотрудники клуба вообще ничего не смыслят в фитнесе, лучше сразу же деликатно с ним попрощаться. Персональные занятия с таким типом просто превратятся в способ его самоутверждения за твой счет, причем как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения твоего собственного здоровья.
3 ТРЕНЕР СУЛИТ СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Если тебе говорят «Через месяц занятий со мной вы себя не узнаете» - поскорее прощайся. Человека, не имеющего опыта тренировок (то есть тебя), как минимум полгода необходимо готовить к тем нагрузкам, которые смогут привести к заметному изменению внешнего вида и коррекции его фигуры.
4 ТРЕНЕР С ПЕРВЫХ ЗАНЯТИЙ РЕКОМЕНДУЕТ ДОБАВКИ
Конечно, здорово, когда перед тобой - хороший продавец. Плохо, когда это сказывается на тебе. Первый год тренировок никакие дополнительные питательные вещества, минералы и витамины не нужны. Добавки призваны облегчить жизнь тем атлетам, которые подвергают свой организм значительным нагрузкам, а они ранее, чем через год два упорных занятий, не должны начинаться.
5 ТРЕНЕР НЕ ДАЕТ ОТДЫХАТЬ
Организм - не машина. Впрочем, даже машина сломается, если гонять на предельных скоростях постоянно. И в течение долгого времени. Отдыхать от тренажерного зала стоит ровно по одной неделе каждые три месяца. Если, в отличие от тебя, тренер этого не понимает, найди того, кто разбирается в тренинге больше тебя.
6 ТРЕНЕР НЕ ВЕДЕТ ЗАПИСЕЙ ТРЕНИРОВОК
Чем более серьезен и грамотен человек фитнеса, тем больше людей у него тренируется. И тем сложнее ему запомнить порядок упражнений и те веса, которые именно ты использовал на прошлом занятии. Если тренер, которому ты платишь, не ведет журнал тренировок, то либо у него феноменальная, фантастическая, небывалая память, либо ты у него один такой, либо у него вообще одна тренировочная программа на всех.
7 ТРЕНЕР РАБОТАЕТ С НЕСКОЛЬКИМИ КЛИЕНТАМИ ОДНОВРЕМЕННО
Это странно. Вы вроде бы договаривались о персональных тренировках, а значит, все тренерское внимание должно быть уделено только твоей персоне. Если же ты тренируешься в связке с малознакомыми людьми, стало быть, тренер относится к тебе неуважительно.
8 ТРЕНЕР НЕ ПЕРИОДИЗИРУЕТ ТВОЙ ТРЕНИНГ
Не важно, какие цели ты преследуешь. Необходимо систематически менять схему занятий. Обычной замены упражнений здесь недостаточно. Подвергая организм монотонным нагрузкам более трех месяцев, ты, а вернее, тренер ставит твое
здоровье под удар.
9 ТРЕНЕР НЕ ЗАНИМАЕТСЯ САМООБРАЗОВАНИЕМ
Это, в общем, продолжение пункта первого, касающегося тренерской самоуверенности Она есть признак незрелой психики или бытовой лени. Если же тебе систематически приходится заниматься самостоятельно, поскольку твой тренер вдруг исчезает на какой-нибудь «потрясный семинарчик по функциональному тренингу», можешь быть спокоен. Скорее всего, ты в надежных руках.
10 САМ ТРЕНЕР НЕ ТРЕНИРУЕТСЯ
При этом он все равно может прекрасно выглядеть - и такое бывает. По-хорошему, фитнес-инструктор должен тренироваться совсем не для того, чтобы внушать своим видом благоговейный ужас. Спортивная дисциплина тренера говорит в первую очередь о том, что, несмотря на крайнюю занятость, он все же находит в себе силы оставаться практиком и искать для своих клиентов все более интересные и эффективные методы тренировок. В противном случае его методы будут проходить проверку на тебе.
Если вы тренер или серьезный спортсмен, то должны серьезно отнестись к этим данным. Они могут иметь для вас непосредственное практическое значение.
256 _________________ Мартин Э. П. Зелигман
Оптимизм не есть что-то такое, что вам известно
интуитивно. Тест ASQ измеряет то, что вы не може
те сами оценить. Он в состоянии прогнозировать успех
правильнее, чем опытный тренер и эксперт по ганди-
кану.
Оптимизм может подсказать вам, когда лучше ис
пользовать одних спортсменов вместо других. Возь
мите, скажем, важную эстафету. У вас есть быстрый
спортсмен, но он пессимист, который проиграл пос
ледний личный забег. Замените его. Используйте
пессимистов только после удачных выступлений.
Оптимизм может подсказать, кого выбрать и взять.
Если двое кандидатов близки по одаренности, берите
оптимиста. Он, по большому счету, окажется лучше.
Вы можете воспитать оптимистов из своих пессимис
тов.
Я пока не рассказал вам, что еще хотели Торнтоны. Они спрашивали, могу ли я взять их пловцов-пессимистов и сделать их оптимистами. Я ответил, что еще не совсем уверен, но соответствующие программы нами разрабатываются, и они выглядят многообещающими. В порядке благодарности я обещал, что нашу программу работы со спортсменами мы передадим им первым. Сейчас, когда я пишу эту главу, наши тренеры находятся на пути в Беркли, чтобы обучить университет искусству оптимизма. Вы познакомитесь с техникой этого в последнем разделе книги.
ГЛАВА 10
ЗДОРОВЬЕ
Дэниэлу было всего девять лет, когда врачи поставили ему диагноз: лимфома Бэркитта, разновидность рака брюшной полости. Прошел год, ему исполнилось десять. Несмотря на облучение и химиотерапию, рак разрастался. Врачи и почти все остальные утратили надежду. Все, кроме Дэнни.
Дэнни строил планы. Он собирался вырасти, стать исследователем и открыть способ лечения болезней вроде этой, чтобы другие ребята были в безопасности. Тело его слабело, но оптимизм оставался сильным.
Дэниел жил в Солт-Лейк-Сити. Основным источником его надежд был доктор, которого он называл «знаменитым специалистом с Восточного Берега». Этот врач, авторитет по лимфоме Бэркитта, заинтересовался болезнью Дэнни и консультировал издалека лечивших его врачей. Он планировал остановиться в Солт-Лейк-Сити по пути на Запад, на съезд педиатров, чтобы встретиться с Дэнни и побеседовать с его лечащими врачами.
Несколько недель Дэнни находился в состоянии возбуждения. Он так много хотел рассказать специалисту. Он вел дневник и надеялся, что его записи помогут подобрать ключи к его исцелению. Он чувствовал себя активным участником собственного лечения.
В день предполагаемого визита специалиста Солт-Лейк-Сити накрыл туман, и аэропорт закрылся. Диспетчеры отправили самолет специалиста в Денвер, и он решил лететь прямо в Сан-Франциско. Когда Дэниел узнал об этом, он тихо заплакал. Родители и сестры сказали, чтобы он не
258_______________________ Мартяя Э* П. Зелигман
переживал и обещали позвонить доктору в Сан-Франциско, чтобы Дэнни мог с ним поговорить. Но на следующее утро Дэнни стал ко всему безразличным; раньше он никогда таким не был. У него появился жар, началась пневмония. К вечеру он был в коме и на следующий день умер.
Что вы думаете об этой истории? Уверен, что вы не в первый раз слышите о смерти, которая пришла вслед за разбитой надеждой, или о ремиссии, которая наступила с обретением надежды. Такие истории можно услышать по всему миру достаточно часто, чтобы вселить веру в то, что надежда поддерживает жизнь, а безнадежность ее губит.
Но возможно и другое объяснение. Скажем, вдруг существует некий третий фактор, например, отлаженная иммунная система, которая и спасает жизнь, и порождает надежду. Или можно посчитать, что особенностью нашего вида является глубокое желание верить в то, что надежда способна творить чудеса, и мы рассказываем и пересказываем истории, которые вроде бы подтверждают эту точку зрения; но на самом деле это просто совпадение, а гораздо чаще все происходит наоборот, и мы стараемся вычеркнуть из нашей памяти случаи, когда вслед за надеждой приходила болезнь, а выздоровление шло за отчаянием.
Весной 1976 года на мой стол легло весьма необычное заявление о приеме в аспирантуру. Его автор, медсестра из Солт-Лейк-Сити Мадлон Висинтейнер, рассказывала историю Дэнни. Она сообщала, что сталкивалась с несколькими подобными случаями, как с детьми, больными раком, так и (без особенного уточнения) «во время ее пребывания во Вьетнаме». По ее словам, сами по себе такие «истории» не могут быть для нее достаточно убедительным свидетельством. Ей хотелось бы выяснить, может ли действительно беспомощность явиться причиной смерти, и если да, то каков механизм этого. Она хотела бы приехать в Пенсильванский университет, чтобы поработать со мной, нроведя
Здоровье___________________________________ 259
сначала соответствующие исследования на животных, а затем употребить их результаты на пользу людям.
Простое и безыскусное объяснение Висинтейнер, единственное в своем роде, вызвало слезы у одного из членов приемной комиссии. Ее оценки были безукоризненны. Из ее автобиографии было трудно определить, где она была, в какое время и чем занималась в некоторые периоды своей взрослой жизни. Создавалось впечатление, что она часто куда-то пропадала.
После нескольких бесплодных попыток разобраться в этих неувязках, мы решили допустить ее к поступлению. Я с нетерпением ждал ее прибытия в сентябре 1976 года. Она не появилась, но вместо этого позвонила и наговорила что-"то о том, что ей необходимо остаться еще на год в Солт-Лейк-Сити, что-то насчет гранта в связи с исследованиями по онкологии. Грант на раковые исследования - вещь достаточно необычная для медсестры. Она попросила подержать для нее место до следующего сентября.
В свою очередь я спросил, действительно ли она собирается приехать в Пенсильванский университет и работать по такой немодной тематике. Я предупредил ее, что очень немногие психологи и еще меньше медиков верят, что психологические состояния типа беспомощности могут действительно вызывать физические заболевания. Она окажется на академическом минном поле, и ее могут ждать одно препятствие за другим. Она ответила, что не вчера родилась и знает, чего хочет.
Она появилась у нас в сентябре 1977 года - такая же безыскусная и прямая, как и ее заявление, и такая же загадочная. Она избегала разговоров как о своем прошлом, так и о том, чего хочет добиться в будущем. Но в настоящем она трудилась на совесть. Это был просто какой-то научный смерч. Уже на первом году своей аспирантуры она взялась за нелегкую задачу доказать, что беспомощность Может явиться причиной смерти.
260 _______ Мартин Э. П. Зелигмав
Ее очень вдохновили новые результаты Эллен Лангер и Джуди Роден, в то время молодых медиков, занимавшихся исследовательской работой в Йельском университете. Они работали с людьми преклонного возраста в частной лечебнице и регулировали возможность стариков влиять на повседневные события в их жизни.
Они разделили дом на этажи. Обитатели первого этажа получили дополнительную возможность влияния на свои образ жизни и дополнительное право выбора. Однажды к ним обратился директор: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в «Тенистой роще». На завтрак можно выбрать либо омлет, либо яичницу, но выбрать нужно вечером. По средам или четвергам будет кино, но записываться нужно будет заранее. Вот цветы; можете выбрать, какой хотите, и унести к себе в комнату - но поливать его будете сами».
На втором этаже директор сказал: «Я хочу чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в «Тенистой роще». На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет мы готовим по понедельникам, средам и пятницам, а яичницу - в остальные дни. Кино бывает вечером в среду и четверг: в среду - для тех, кто живет в левом коридоре, в четверг - для тех, кто в правом. Вот цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому по цветку и будет за ним ухаживать».
Таким образом, получалось, что обитатели первого этажа могли сами распоряжаться дополнительными благами; на втором этаже люди получали те же блага, «о без возможности влиять на них.
Через восемнадцать месяцев Лангер и Роден вернулись в лечебницу. Они установили, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой, судя по специальным оценочным шкалам. Они также обнаружили, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой.
Здоровье 261
Этот поразительный факт свидетельствовал, что выбор и возможность контроля над ситуацией могут спасать жизнь, а беспомощность, возможно, способна убивать.
Мадлон Висинтейнер хотела исследовать это явление в лабораторных условиях, где условия можно регулировать, и понять, каким образом владение предметом и беспомощность могут влиять на здоровье. Она взяла три группы крыс; первой группе давали умеренный шок, которого можно было избежать, второй - неизбежный шок, а третьей - никакого шока не давали. Но," прежде чем начать собственно эксперимент, Мадлон привила каждой крысе в бок несколько клеток саркомы. Опухоль была такого типа, который неизбежно приводит к смерти животного, если не отторгается его иммунной системой. Количество привитых клеток было выбрано таким образом, чтобы в нормальных условиях 50% крыс отторгли бы опухоль и выжили.
Эксперимент был организован идеально. Все физические параметры контролировались: сила и продолжительность шока; питание; условия проживания; размер опухоли. Единственное различие между тремя группами состояло в их психологическом состоянии. Первая группа ощущала приобретенную беспомощность; вторая владела ситуацией; третья, контрольная, была психологически неизменна. Если бы оказалось, что эти три группы отличались бы своей способностью отторгать опухоль, единственным действующим фактором могло оказаться психологическое состояние.
В течение месяца 50 /о крыс, не подвергавшихся шоку, умерли, а 50% - отторгли опухоль; это - обычное соотношение. У крыс, которые могли избегать шока, нажимая на клавишу, отторжение опухоли произошло у 70%. У беспомощных крыс, которые не могли избежать шока, отторжение произошло лишь у 27 /о.
Вот так Мадлон Висинтейнер стала первым человеком, который продемонстрировал, что психологическое состоя-
262_______________________ Мартин Э. Я. Зелигяав
ние - приобретенная беспомощность - может вызывать рак.
На самом деле, почти первым. В то время как Мадлон писала статью о своей работе, чтобы послать ее в Сайенс, журнал, где сообщается о крупнейших научных открытиях, я открыл его последний номер. В нем двое канадских исследователей, Ларри Склар и Хайми Анисман из Оттавы, сообщали о подобном эксперименте; они, правда, использовали мышей, а не крыс, и измерили скорость роста опухоли, а не способность ее отторгать, но результат был тот же: беспомощность вызывала более быстрый рост опухолей.
Другое открытие Мадлон было связано с детством крыс (точнее говоря, с периодом, когда крысята уже перестают питаться молоком матери). Мадлон обнаружила, что крысы, испытавшие в раннем возрасте способность влиять на ситуацию, приобретают иммунитет к опухолям, который сохраняется у взрослых животных. Она подвергала крысят воздействию шока, которого можно было избежать, неизбежного шока или вообще никакого, а потом ждала, пока они вырастут. Затем она привила им саркому, делила первоначальные группы на тройки и затем каждую новую группу подвергала воздействию двух видов шока (плюс отсутствие его). Большинство крыс, которые в раннем возрасте познали чувство беспомощности, не смогло, будучи взрослыми, отторгнуть опухоль; большинство же тех, кто избежал шока в детстве, отторгли ее взрослыми. Таким образом, детский жизненный опыт оказался ключевым фактором для способности отторгать опухоль взрослыми животными. Способность контролировать ситуацию в детстве укрепляет иммунную систему, а ранняя беспомощность повышает риск рака у взрослых крыс.
Закончив работу над докторской диссертацией, Мадлон обратилась в ряд университетов, предлагая себя в качестве доцента; некоторые из них в ответ запросили ее подробную
Здоровье 263
Автобиографию. Просматривая одну из них, я с удивлением узнал, что она уже была доцентом в Йельском университете со специализацией по медицинскому уходу, прежде чем поступить в аспирантуру по психологии. Кроме того, я узнал, что она заслужила Серебряную Звезду и разные другие награды за мужество под огнем во Вьетнаме. Во время вторжения, в 1970 году, она возглавляла госпиталь в Камбодже, на территории так называемого Клюва Попугая.
Большего я из нее вытянуть не мог. Но теперь я начал понимать, где источник ее смелости и силы характера, которые ей понадобились в 1976 году, чтобы преодолеть интеллектуальное поле битвы, которое она выбрала для себя. Избранная ею область (воздействие психологических факторов на физическое здоровье) находилась в то время в безраздельном распоряжении знахарей и болтунов. Она хотела доказать с научных позиций, что сознание может влиять на болезнь, и эта мечта проходила красной нитью через ее медицинскую карьеру, несмотря на неверие и насмешки коллег. Согласно официальным догмам на болезнь могут влиять только физические, но не психические процессы. И Мадлон обратилась за сочувствием и поддержкой к академическим кругам. К тому моменту, когда она стала работать над диссертацией, Мадлон уже смогла доказать, что сознание способно влиять на болезнь. Даже медицинский мир начал верить в это. Сегодня Мадлон возглавляет кафедру ухода за детьми Медицинского факультета в Йельском университете.
Какие знания нужны персональному тренеру? Как тренировать возрастных клиентов, особые группы, индивидуальный подход к каждому клиенту. Подробно что такое атеросклероз
Что знают персональные тренеры про атеросклероз? Как применять эти знания, чтобы безопасно тренировать возрастных людей и особые группы. Планирование здорового образа жизни у возрастных занимающихся.
Что такое атеросклероз?
Когда в артериях скапливается холестерин, возникают различные болезни сосудистой системы. В первую очередь поражаются артерии, ведущие к сердцу (поражение коронарных артерий сердца), мозгу (инсульты), ногам (закупорка периферийных артерий).
Поражение коронарных артерий сердца связано с образованием бляшек на их стенках. Грамотный тренер знает, что примерами ишемической болезни, связанной с поражением коронарных, артерий, могут быть инфаркт, стенокардия (боли в груди), внезапная остановка сердца. Инсульты возникают при закупоривании мелких артерий головного мозга и приводят к тяжелому поражению мозга или смерти. Примером закупорки периферийных артерий является перемежающаяся хромота, которая может привести к гангрене и ампутации конечности. Все описанные случаи - это разновидности атеросклероза, представляющего собой не что иное, как скопление холестерина на стенках артерий.
Ишемическая болезнь и что нужно о ней знать персональному тренеру и клиентам?
Давайте разберемся, что такое ишемическая болезнь сердца? Это не что иное, как омертвение участка ткани в результате недостаточного кровоснабжения сердечной мышцы (нехватки кислорода ее клеткам). Нарушение циркуляции крови по коронарным артериям связано с двумя явлениями: атеросклерозом и артериосклерозом. Атеросклероз - это сужение диаметра артерии вследствие патологических изменений, возникающих во внутренней и средней оболочках артерии. На стенках сосудов образуются так называемые бляшки, представляющие собой скопление жиров (липидов), кальциевых солей, поступающих из плазмы крови, окруженных фиброзной капсулой. Бляшки затрудняют ток крови по коронарным артериям к сердцу. Артериосклероз - это утолщение стенок сосудов, вызванное отложение кальция на их стенках. Артерии становятся плотными и теряют свойственную им эластичность. В этом случае движение крови к сердцу также затруднено. Многие люди считают, что потребности сердечной мышцы в кислороде и энергии удовлетворяются за счет обогащенной кислородом крови, поступающей в левый желудочек (одну из четырех камер сердца). Но это не так. Персональному тренеру важно понимать как правильно составлять тренировочные программы и организовывать тренировочные процесс с такими типами клиентов.
Персональный тренер должен знать все о работе сердечно-сосудистой системы, а особенно, как работает сердечная мышца?
Сердечная мышца не получает кровь непосредственно из камер сердца, а снабжается ей с помощью двух артерий, ответвляющихся от основания аорты. Эти артерии называются коронарными. По существу, сердце - это первый орган, снабжаемый кровью по пути ее тока из аорты: из левого желудочка кровь поступает в аорту, из аорты - в коронарные артерии, которые, в свою очередь, как и все сосуды, делятся на более мелкие артерии и капилляры. В капиллярах происходит обмен газами и питательными веществами. Обедненная кровь поступает в мелкие венулы, затем средние и крупные вены, впадающие в полую вену, ведущую к правому желудочку.
Еще одним из важных процессов, которым должен владеть тренер, является функционирование коронарных артерий
Для всех органов организма природой предусмотрено 2 артерии, питающие тот или иной орган. Они связаны большим количеством перегородок. Если вдруг ток крови прекращается по одной из артерий, вторая продолжает работать, и поступление кислорода и питательных веществ к тканям органа не прекращается. К сожалению, сердце является исключением. Коронарные артерии еще называют «концевыми». Каждая артерия идет своим путем, причем она практически не связана с близлежащими сосудами (количество перегородок зависит от индивидуального строения организма, образа жизни человека).
Если артерии неэластичны, их диаметр не соответствует норме, на стенках образовались бляшки, ток крови затрудняется. Если вдруг сердечной ткани требуется дополнительное количество кислорода, а сосуды не могут пропустить нужное количество крови, возникает стенокардия (острая боль, связанная с недостатком кислорода для сердечной мышцы) или инфаркт.
Сердце человека сильно своими двумя коронарными артериями, которые его питают.Если коронарные артерии закупорены, питание сердца прекращается, пусть даже оно полно крови.
А теперь еще одно предупреждение, которое должен помнить персональный тренер тренажерного зала. Коронарные артерии, ответвляясь от аорты, делятся на 3 более мелких артерии, которые, в свою очередь, тоже делятся, чтобы обеспечить питание всего объема сердечной мышцы. Чрезвычайно важно то, что закупорка главных и побочных коронарных артерий (до 80 - 85% в диаметре) не сопровождается какими-либо болевыми симптомами. Болезнь проявляется внезапно и риск очень высок.