Как избежать врачебных ошибок? Пути предупреждения врачебных ошибок Основные причины возникновения врачебных ошибок.
ГЛАВА II
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ:
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИНАХ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК
2.1. Понятие о врачебных ошибках, их классификация.
Объективные и субъективные причины врачебных ошибок.
Выше были рассмотрены психологические основы общения врача и больного, от которых во многом зависит успешность всей диагностической работы врача.
Как и в любой другой сложной умственной деятельности, в диагностическом процессе возможны неверные гипотезы (а постановка диагноза и есть выдвижение гипотез, которые либо подтверждаются, либо отвергаются в дальнейшем), возможны диагностические ошибки.
В настоящей главе будут проанализированы определение и сущность самого понятия «врачебные ошибки», дана их классификация, рассмотрены причины возникновения врачебных, в частности диагностических, ошибок, показано их значение в течении и исходе заболеваний.
Неблагоприятные исходы заболеваний и травм (ухудшение состояния здоровья, инвалидность, даже смерть) обусловливаются разными причинами.
На первое место должны быть поставлены тяжесть самого заболевания (злокачественные новообразования, инфаркт миокарда, другие формы острой и обострения хронической ишемической болезни сердца и многие другие) или травмы (несовместимые с жизнью или опасные для жизни повреждения, сопровождающиеся шоком тяжелой степени, кровотечением и другими осложнениями, ожоги III – IV степеней значительных поверхностей тела и т. п.), отравления различными веществами, в том числе лекарственными, а также различные экстремальные состояния (механическая асфиксия, действие крайних температур, электричества, высокого или низкого атмосферного давления) и др.
Позднее обращение за медицинской помощью, самолечение и лечение у знахарей, криминальные аборты также нередко приводят к тяжелым последствиям для здоровья и жизни людей.
Определенное место среди неблагоприятных исходов заболеваний и травм занимают последствия медицинских вмешательств, поздняя или ошибочная диагностика заболевания или травмы. Это может быть в результате:
1. Противоправных (уголовно наказуемых) умышленных действий медицинских работников: незаконное производство аборта, неоказание медицинской помощи больному, нарушения правил, специально изданных для борьбы с эпидемиями, незаконного распространения или сбыта сильнодействующих или наркотических веществ и некоторые другие.
2. Противоправных (уголовно наказуемых) неосторожных действий медицинских работников, причинивших существенный вред жизни или здоровью больного (халатность в форме невыполнения или недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей; тяжкие последствия в результате грубых нарушений техники диагностических пли лечебных мероприятий, несоблюдения инструкций или наставлений, например, переливание инакогруппной крови вследствие нарушений инструкций об определении групповой принадлежности крови), когда у врача или среднего медработника имелись необходимые возможности для правильных действий, предупреждающих развитие осложнений и связанных с ними последствий.
Уголовная ответственность в этих случаях наступает, если устанавливается прямая причинная связь между действием (бездействием) медицинского работника и наступившими тяжкими последствиями.
3. Врачебных ошибок.
4. Несчастных случаев в медицинской практике. Ни один человек, даже при самом добросовестном исполнении своих обязанностей, в любой профессии и специальности, не свободен от ошибочных действий и суждений.
Это признавал В. И. Ленин, который писал:
«Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их».(В. И. Ленин – Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Собр. сочинений, изд. 4, т. 31, Л., Политиздат, 1952, с. 19.)
Но ошибки врача в его диагностической и лечебной работе (и профилактической, если это касается санитарного врача) существенно отличаются от ошибок представителя любой другой специальности. Предположим, что архитектор или строитель ошиблись при проектировании или постройке дома. Их ошибка, хотя даже и серьезная, может быть исчислена в рублях, и, в конечном итоге, убыток может быть тем или иным путем покрыт. Другое дело – ошибка врача. Известный венгерский акушер-гинеколог Игнац еммельвейс (1818 – 1865) писал, что при плохом адвокате клиент рискует потерять деньги или свободу, а при плохом враче больной рискует потерять жизнь.
Естественно, что вопрос о врачебных ошибках волнует не только самих врачей, но и всех людей, всю нашу общественность.
Разбирая врачебные ошибки, необходимо дать их определение. Сразу же следует оговориться, что у юристов понятия «врачебная ошибка» вообще нет, ибо ошибка вообще не является юридической категорией, поскольку при этом не содержится признаков преступления или проступка, т. е. общественно-опасных деяний в форме действия или бездействия, причинивших существенный (преступление) или несущественный (проступок) вред охраняемым законом правам и интересам личности, в частности здоровью или жизни. Это понятие выработано медиками, причем следует отметить, что в разное время и разными исследователями в это понятие вкладывалось различное содержание.
В настоящее время общепринятым является следующее определение: врачебная ошибка – это добросовестное заблуждение врача в его суждениях и действиях, если при этом не допущено элементов халатности или медицинского невежества.
И. В. Давыдовский с соавторами (Давыдовский И. В. с соавт . Врачебные ошибки. Большая медицинская энциклопедия. М., Сов. э нциклопедия, 1976, т. 4, с. 442 – 444.) дают такоеже по существу определение, но несколько другими словами: «...ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков проступков».
Следовательно, основным содержанием этого понятия является ошибка (неправильность в действиях или суждениях), как следствие добросовестного заблуждения. Если говорить, например, о диагностических ошибках, то это означает, что врач, детально расспросив и обследовав больного доступными в определенных условиях способами, все-таки ошибся в диагнозе, приняв одно заболевание за другое: при наличии симптомов «острого живота» счел, что они свидетельствуют об аппендиците, а на самом деле у больного развилась почечная колика.
Необходимо рассмотреть вопросы: Неизбежны ли врачебные ошибки? Какие врачебные ошибки встречаются в медицинской практике? Каковы их причины? В чем отличие врачебных ошибок от противоправных действий врача (преступлений и проступков)? Какова ответственность за врачебные ошибки?
Неизбежны ли врачебные ошибки? Практика показывает, что врачебные ошибки имели место всегда, начиная с глубокой древности, и едва ли их удастся избежать в обозримом будущем.
Причина этого в том, что врач имеет дело с самым сложным и совершенным творением природы – с человеком. Происходящие в организме человека очень сложные физиологические, и тем более, патологические процессы изучены еще не до конца. Природа даже однотипных по клиническим проявлениям патологических процессов (например, воспаления легких) далеко не однозначна; течение этих изменений зависит от множества факторов, заключенных как в самом организме, так и вне его .
Диагностический процесс можно сравнить с решением многофакторной математической задачи, уравнения со многими неизвестными, причем единого алгоритма для решения такой задачи не существует. Формирование и обоснование клинического диагноза основывается на знании врачом этиологии, патогенеза, клинических и патоморфологических проявлений заболеваний и патологических процессов, умении правильно интерпретировать результаты лабораторных и других исследований,способности полно собрать анамнез заболевания, а также на учете индивидуальных особенностей организма больного и связанных с этим особенностей течения заболевания у него. К этому можно добавить, что в ряде случаев у врача имеется мало времени (а иногда не достает и возможностей) для исследования больного и анализа полученных данных, а решение должно быть принято немедленно. Врачу предстоит самому решать: окончен или следует еще продолжать процесс диагностики. Но фактически этот процесс продолжается все время наблюдения за больным: врач постоянно ищет либо подтверждения своей гипотезы диагноза, либо отвергает ее и выдвигает новую.
Еще Гиппократ писал: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, суждение трудно. Людские нужды заставляют нас решать и действовать».
По мере развития медицинской науки, совершенствования имеющихся и проявления новых объективных методов установления и регистрации процессов, происходящих в организме человека как в норме, так и в патологии, число ошибок, в частности диагностических, уменьшается и будет уменьшаться. Вместе с тем, количество ошибок (да и качество их), обусловленных недостаточной квалификацией врача, может быть уменьшено только при значительном повышении качества подготовки врачей в медицинских вузах, улучшении постановки постдипломной подготовки врача и, особенно, при целеустремленной самостоятельной работе каждого врача над повышением своих профессиональных теоретических знаний и практических умений. Естественно, что последнее в значительной степени будет зависеть от личностных и морально-этических качеств вр ача, его чувства ответственности за порученное дело.
Каковы причины возникновения врачебных ошибок?
Эти причины можно разделить на две группы:
1. Объективные, т. е. не зависящие от самого врача и степени его профессиональной подготовки.
2. Субъективные , прямо зависящие от знаний и умений врача, его опыта.
Из объективных причин следует указать на недостаточную изученность этиологии и клиники ряда заболеваний, в частности, редко встречающихся. Но главными объективными причинами врачебных ошибок являются недостаток времени для обследования больного или пострадавшего от травмы (в ургентных случаях, требующих немедленного решения и врачебного вмешательства), отсутствие необходимого диагностического оборудования и аппаратуры, а также атипичное течение заболевания, наличие у больного одновременно двух или даже более заболеваний. Об этом хорошо сказал И. В. Давыдовский : «...медицина не техника, где доминируют точные науки – физика, математика, кибернетика, которые не являются основами логических операций врача. Эти операции, как и самое исследование, особо сложны потому, что на больничной кровати лежит не абстрактная болезнь, а конкретный больной, то есть всегда какое-то индивидуальное преломление болезни... в индивидуальном факторе и коренится основная, наиболее объективная причина врачебных ошибок и никакое руководство, никакой опыт не в состоянии гарантировать абсолютную безошибочность мыслей и действий врача, хотя, как идеал, это остается нашим девизом».
Неправильно будет усматривать в этом высказывании знаменитого ученого, более полувека посвятившего изучению ошибок в профессиональной деятельности врачей, какое-то оправдание допускаемых врачами ошибок и упущений, попытку оправдать их объективными причинами. В других своих работах И. В. Давыдовский анализирует и обобщает причины ошибок, являющихся наиболее частыми, – субъективных.
Наиболее частыми являются ошибки в диагностике заболеваний. С. С. Вайль (Ошибки клинической диагностики. Под ред. С. С. Вайля . Л., 1969, с. 6.) подробно анализирует их причины как субъективные, так и объективные. Он указывает на следующие субъективные причины:
1. Плохое собирание анамнеза и не вполне продуманное использование его.
2. Недостаточность лабораторного и рентгенологического исследований, неправильные заключения рентгенологов и недостаточное критическое отношение клиницистов к этим заключениям.
Говоря об этой, кстати нередкой, причине, следует отметить, что сами по себе и рентгенограммы, и лабораторные препараты, как, например, мазки крови, гистологические препараты, весьма объективно отражают то или иное явление: фиксируют перелом, язву, опухоль или другие патологические явления, отклонения в составе форменных элементов крови и т. п. Но оценка этих изменений является субъективной, зависит от знаний врача, его опыта. И, если этих знаний недостаточно, то могут возникать ошибки в оценке обнаруживаемых изменений, что может вести к неправильному диагнозу.
3. Неправильная организация консультаций, в частности заочных, без участия лечащего врача консультаций, недооценка или переоценка заключения консультантов.
4. Неполноценное обобщение и синтез данных анамнеза, симптомов болезни и результатов обследования больного, неумение использовать все эти данные применительно к особенностям течения болезни у конкретного больного, особенно при ее атипичном течении. К субъективным причинам ошибочной диагностики, которые перечисляет С. С. Вайль , следует добавить еще одну: невыполнение минимума обязательных исследований, а также и других исследований, произвести которые имелась возможность.
Мы привели только субъективные причины. Анализируя их, нетрудно заметить, что в большинстве из них речь идет не только о неправильных действиях врача, как следствии его недостаточной квалификации, но также и о невыполнении обязательных для врача действий. Так, нельзя оправдать недостаточной квалификацией и малым опытом пренебрежение анамнезом, неиспользование возможностей консультации с опытными врачами, непроведение тех лабораторных пли функциональных исследований, которые можно было произвести. В таких случаях речь может идти о наличии элементов халатности в действиях врача, и оценивать последствия этих действий как врачебную ошибку не будет оснований. То, что будет сказано в главе II настоящего пособия о влиянии индивидуальных психологических особенностей врача на процесс диагностики, имеет прямое отношение к возникновению диагностических ошибок по субъективным причинам. В частности, это относится к таким качествам, как способы получения, хранения и переработки информации, получаемой врачом в процессе диагностики, степень чувствительности анализаторных систем врача, особенности памяти врача, свойств его внимания, переключения, устойчивости внимания и др.
Из сказанного логически вытекает положение о том, что мерой предупреждения диагностических ошибок должно быть постоянное профессиональное совершенствование врача (прежде, всего, в» форме самосовершенствования), в повышении его знаний и практических умений. Наряду с этим врач должен уметь признавать свои ошибки, анализировать их с тем, чтобы избегать подобных в своей дальнейшей работе. Пример в этом отношении был подан великим русским хирургом II. И. Пироговым, который делал свои ошибки достоянием гласности, справедливо считая, что можно «...путем правдивого открытого признания в своих ошибках и посредством раскрытия запутанного механизма избавить своих учеников и начинающих врачей от повторения их».
В возникновении диагностических ошибок определенное значение имеют и деонтологические качества врача: его внимательность и добросовестность, готовность консультироваться у более опытного врача, чувство ответственности.
Практика показывает, что диагностические ошибки допускают не только молодые, но и опытные врачи, имеющие высокую профессиональную подготовку и большой стаж работы. Но ошибаются они по-разному. Молодые врачи ошибаются чаще и в довольно простых, с точки зрения диагностики, случаях, в то время как опытные врачи ошибаются в сложных и запутанных случаях. И. В. Давыдовский писал: «Дело в том, что эти (опытные) врачи полны творческих дерзаний и риска. Они не бегут от трудностей, т. е. трудных для диагноза случаев, а смело идут им навстречу. Для них, высокопоставленных представителей медицины, цель – спасти больного – оправдывает средства».
Какие врачебные ошибки встречаются в практике? В настоящее время большинство исследователей различают следующие основные виды врачебных ошибок:
1. Диагностические.
2. Ошибки в выборе метода и проведении лечения (их обычно подразделяют на лечебно-технические и лечебно-тактические).
3. Ошибки в организации медицинской помощи. Кроме перечисленных , некоторые авторы различают еще ошибки в ведении медицинской документации. Если говорить об этих ошибках, то в их возникновении, так же как и в возникновении лечебно-технических ошибок, следует полностью исключить объективные причины. Здесь может идти речь только о недостатках подготовки врача, т. е. субъективной причине возникновения этих ошибок.
В нашу задачу входил анализ диагностических ошибок и их причин, поскольку они встречаются чаще и, в большинстве случаев, определяют ошибки лечебного характера, хотя в ряде случаев ошибки в лечении встречаются и при правильно поставленном диагнозе.
Детальному анализу всех видов врачебных ошибок посвящена большая литература.
(Ошибки клинической диагностики, под ред. С. С. Вайля, Л., 1969, с. 292;
Н. И. Краковский. Ю. Я. Грицмаг – Хирургические ошибки. М., 1967, с. 192;
С. Л. Либов – Ошибки и осложнения в хирургии сердца и легких, Минск 1963, с. 212;
В. В. Куприянов, Н. В. Воскресенский – Анатомические варианты и ошибки в практике врача, М., 1970, с. 184;
А. Г. Караванов, И. В. Данилов – Ошибки в диагностике и лечении острых заболеваний и травм живота, Киев, 1970, с. 360;
М. Р. Рокицкий – Ошибки и опасности в хирургии детского возраста, М., 1979, с. 183; Диагностические и лечебные ошибки врача. Сб. научных работ, Горький, 1985, с. 140.)
Какова ответственность за врачебные ошибки?
Выше уже отмечалось, что в случаях врачебных ошибок, в которых не усматривается элементов халатности или медицинского невежества, вопрос о юридической (административной или уголовной) ответственности врача не стоит. Однако во всех случаях остается моральная ответственность. Настоящий врач-гуманист с обостренным чувством долга не может не думать о совершенной им ошибке и ее последствиях, не может не переживать, и за каждую ошибку совесть выносит ему приговор, и этот приговор совести может быть тяжелее людского приговора.
Каждая ошибка должна анализироваться во врачебном коллективе. Необходимо устанавливать причины и условия возникновения ошибки в каждом конкретном случае. При разборе и анализе причин ошибок необходимо решить вопрос: мог ли врач в объективно сложившихся условиях при его квалификации и добросовестном отношении к делу избежать ошибки? В лечебных учреждениях это делается на заседаниях лечебно-контрольных комиссий и клинико-анатомических конференциях с участием патологоанатомов или судебно-медицинских экспертов. Такие конференции являются хорошей школой не только обучения, но и воспитания врачей и других медицинских работников.
Выдающийся советский клиницист и ученый И. А. Кассирский в монографии «О врачевании», которую необходимо внимательно изучить каждому врачу, писал: «Ошибки – неизбежные и печальные издержки врачебной деятельности, ошибки – это всегда плохо, и единственно оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было... они несут в существе своем науку о том, чтобы не ошибаться, и виновен не тот врач, кто допускает ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать ее». (И. А. Кассирский – «О врачевании» – М., Медицина, 1970, с, 27.)
Несчастные случаи в медицинской практике.
Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т. е. умышленно или неосторожно совершившее предусмотренное законом общественно опасное деяние.
По советским законам не могут быть вменены в вину общественно опасные последствия действий (или бездействия) человека, если он не предвидел и не мог предвидеть этих общественно опасных последствий.
Здесь можно говорить о случае, т. е. о событии, которое не вызвано чьим-либо умыслом или неосторожностью, и поэтому в действиях (бездействии) того или иного лица нет ни умышленной, ни неосторожной вины. В медицине принято говорить о несчастных случаях в медицинской практике, под которыми понимают такие неблагоприятные исходы врачебного вмешательства (при диагностике или лечении), которые, но данным современной медицинской науки, объективно нельзя было предвидеть и, следовательно, невозможно было предупредить.
Несчастные случаи в медицинской практике наступают в результате неблагоприятно сложившихся обстоятельств, а иногда от индивидуальных особенностей организма больного, не зависящих от воли или действий медицинских работников.
Обстоятельства, при которых наступают несчастные случаи, и причины, которые их вызывают, встречаются редко. Так, к несчастным случаям можно отнести тяжелую аллергию, вплоть до смерти больного, вследствие непереносимости лекарственного препарата (чаще антибиотиков) припервом контакте больного с ним; так называемую «наркозную смерть» при показанном и безукоризненно правильно проведенном наркозе. Причины «наркозной смерти» далеко не всегда устанавливаются даже при патологоанатомическом исследовании трупа. В подобных случаях причины неблагоприятных исходов заключаются в особенностях функционального состояния больного, которые не могли быть учтены даже при самых добросовестных действиях врача.
Если неблагоприятный исход диагностического или лечебного вмешательства был вызван недостаточными, небрежными или неправильными с точки зрения медицинской науки действиями врача, то оснований для признания результатов этих действий несчастным случаем нет оснований.
// Л.М. Бедрин , Л.П. Урванцев Психология и деонтология в работе врача. – Ярославль, 1988, С.28-36
См. также :
В соответствии с действующими российскими законодательными нормами здоровье гражданина Российской Федерации является наивысшей ценностью государства и находится под его защитой.
Система здравоохранения страны построена таким образом, что каждый гражданин вправе получить качественную бесплатную, впрочем, как и платную, медицинскую помощь.
Однако, не смотря на подобные декларативные утверждения, в законодательной системе отсутствуют правовые критерии и нормы выявления уровня качества оказываемых медицинских услуг, что чаще всего проявляется во врачебных ошибках. К тому же дефекты оказанной медицинской помощи часто имеют плачевные, не всегда поправимые, результаты.
Возникает вопрос:
что нужно знать пациенту о возможных причинах и видах некачественных медицинских услуг, чтобы в случае необходимости иметь возможность защитить свои права и интересы в правомерном ключе?
Причины врачебных ошибок
Следует учитывать, что единой классификации ошибок медицинских сотрудников не представлено ни в одном официальном источнике. Исходя из нормативно-правовых требований и предписаний, изложенных в различных законодательных актах, можно утверждать, что врачебные ошибки в большинстве случаев связаны с человеческим фактором. Имеется в виду общая профессиональная некомпетентность медицинского работника, недостаточная аргументация принятых решений и действий, как вариант, интуитивное принятие решений. К человеческому фактору можно также смело отнести усталость специалиста, профессиональную загруженность и невнимательность.
Юристы по медицинским спорам считают, что не исключены врачебные ошибки, связанные с техническим сбоем дополнительных систем, таких, как оборудование, инструменты, методы лечения и так далее. Медицинская аппаратура так же, как и аппаратура в других сферах деятельности человека, может выйти из строя в самый неподходящий момент, инструменты поломаться, а методы лечения оказаться неактуальными. В результате пациент, даже не по вине врача, получает неточные результаты диагностики или, как вариант, несвоевременную медицинскую помощь.
Врачебные ошибки могут быть связаны с нетипичным протеканием болезни наличием осложнений и так далее.
К слову, это наиболее распространенный вид врачебных ошибок, поскольку даже с учетом индивидуальной реакции пациента на медицинские препараты и методы лечения самый опытный и высококвалифицированный врач не застрахован от профессиональных неудач.
Как вариант, ошибки медицинских работников могут быть связаны со стечением обстоятельств: когда сложное протекание болезни и недостаточный опыт врача дают нежелательный результат и так далее.
Виды врачебных ошибок
Независимо от причин врачебных ошибок большую роль играет этап, на котором они были совершены. Исходя из практики адвокатов по медицинским спорам Правового центра Малина, наиболее распространенные ошибки врачей связаны с неправильным диагностированием. В итоге, пациенту устанавливается неверный диагноз и, соответственно, назначается, неправильное лечение. Естественно, ожидать улучшения состояния здоровья пациента в таком случае не приходится.
Ошибки технического вида
связаны с неправильным проведением медицинских расчетов, операций, измерений, неточностью записей, выписок и так далее. Данный вид ошибок менее значимый, чем предыдущий, однако в общей системе оказания медицинской помощи может сыграть плохую шутку в самый неподходящий момент.
Ошибки организационного характера
предполагают наличие недостатков в процессе организации медицинской помощи и порядка ее оказания. С таким видом ошибок закономерно связаны деонтологические ошибки врачей – их непосредственное поведение с пациентами и другим медицинским персоналом.
Важно понимать, что от врачебных ошибок не застрахован никто – ни пациент, ни, собственно, медицинский работник. В любом случае, чтобы в законодательном ключе защитить свои права, необходима помощь грамотного и высококвалифицированного медицинского правоведа.
Юристы Правового центра Суворов-Групп имеют достаточный успешный опыт решения правовых проблем медицинского характера, помогут получить клиенту компенсацию за допущенную медицинскую оплошность и добиться для ответчика соответствующего правового наказания.
Определить все возможные пути предупреждения врачебных ошибок и дать единые рекомендации на все случаи жизни невозможно. Важно не допускать диагностических ошибок, поскольку они приводят к ошибкам в лечении. Диагностический процесс нуждается в постоянном совершенствовании общечеловеческих и врачебных знаний, развитии врачебного мышления. На эти вопросы и следует обратить внимание в учебном процессе, во время практики, в первые годы производственной деятельности.
И.И. Бенедиктов выделил три пути предупреждения врачебных ошибок, которые можно распространить и на врача ветеринарной медицины. Это подбор и подготовка кадров, организация работы врача и его индивидуальная работа над собой.
Работу по подбору и подготовке врача ветеринарной медицины следует начинать еще в школе. Если человек ошибся в выборе профессии, его деятельность будет малополезной. Тем, кто занимается профориентацией, следует откровенно говорить о сложностях работы врача ветеринарной медицины. Лучше, когда человек разочаруется в этой профессии еще в школе или на первом курсе, чем после окончания учебного заведения. При выборе профессии на первое место ставят ее социальный престиж, материальное обеспечение врача, перспективы дальнейшего служебного роста и т.п.
Не исключено, что развитие генетики, биохимии и других наук привлечет многих способных людей к ветеринарной медицине, и они будут считать, что родились именно для этой профессии. Ведь во времена, когда Луи Пастер, Роберт Кох и др. делали свои знаменитые открытия, престиж биологической науки был очень высоким, и это привлекало к ней наиболее одаренных людей.
Конечно, в юности тяжело сделать правильный выбор будущей профессии. Учителю важно заметить и поддержать интерес молодого человека к определенной отрасли знаний и таким образом уменьшить случайность выбора.
В высшем учебном заведении важное значение имеет не только получение знаний, но и профессиональное воспитание. Следует не лакировать действительность, а давать ее такой, какой она является на самом деле. Молодые люди еще со студенческих лет будут готовиться к преодолению трудности и решению сложных вопросов.
Целеустремленная, хорошо организована работа по профессиональному воспитанию молодежи, изучение вопросов врачебной этики и деонтологии, личный пример старших товарищей должны укрепить у молодых людей любовь к избранной профессии. Воспитание будущего врача – почетное задание профессорско-преподавательских кадров учебного заведения.
В период обучения личность врача ветеринарной медицины формируется особенно активно. К основным заданиям вуза в этом направлении И. И. Бенедиктов относит такие.
1. Воспитание общеобразовательного врачебного гражданства. В процессе освоения ветеринарных дисциплин студент должен одновременно получать и морально-этическое воспитание, начиная с первых дней обучения. Следует помочь ему воспитать в себе высокие человеческие качества, которые предопределяют сердечное отношение к окружающим. Ведь деликатность, доброжелательность, человечность для врача – большая сила.
В процессе воспитания важно научить специалиста правильному поведению. Именно ошибки в его поведении иногда причиняют существенный вред всей службе ветеринарной медицины.
2. Привитие основных знаний по ветеринарной медицине. Причем необходимо не только научить студента накапливать знания, а уметь их творчески применять в практической деятельности. А этого можно достичь преподаванием учебного материала через призму его критической оценки. Если будущий специалист не просто слышит о врачебных ошибках, а участвует в их анализе, его знания глубоко усваиваются.
К сожалению, вопросам этического и деонтологического воспитания врача ветеринарной медицины пока что не уделяют надлежащего внимания. А они должны занимать важное место в обучении студентов, особенно при изучении клинических дисциплин. Нужно, чтобы эти вопросы стали обязательной составляющей всей системы воспитательной работы.
В воспитании студентов незаурядное значение имеет сила личного примера преподавателя. Если он говорит искренне и предостерегает молодых людей от врачебных ошибок, допущенных когда-то им самим из-за отсутствия опыта, слова его студенты запомнят навсегда. В некоторых учебных заведениях по примеру М.И. Пирогова, С.С. Юдина и других ученых и сегодня лучшие преподаватели учат студентов на собственных ошибках.
Вместе с тем необходимо знакомить студентов со сложностями профессии врача ветеринарной медицины, не скрывая от них ни горечи, ни неудач. Учить будущего специалиста преодолевать препятствия, находить правильный выход из сложных, казалось бы, безвыходных ситуаций. Воспитанный в атмосфере доброжелательности, после окончания учебного заведения врач будет стремиться создать такие же условия в своем коллективе.
Самовоспитание врача – это путь к сознательному формированию характера, развитию лучших человеческих качеств. Оно содействует становлению личности врача, общению с людьми в коллективе, формирует умение отличать настоящее, истинное от искусственного, притворного.
Главная цель самовоспитания врача ветеринарной медицины – глубоко овладеть профессией, воспитать в себе свободу, крепкие этические принципы, способность к профессиональному мышлению. Вуз дает основу знаний или, образно говоря, формирует умственный плацдарм, который позже позволяет самостоятельно получать необходимые знания.
Основные направления самовоспитания врачебных качеств, профессионального аутотренинга врача такие.
1. Систематическое знакомство с новейшей научно-технической информацией, специальной литературой, периодическими изданиями по вопросам ветеринарной и гуманитарной медицины.
2. Развитие врачебного мышления, которое формируется на базе информации, знаний, опыта, глубокого анализа и успехов и ошибок в практической работе.
3. Овладение методик исследования, овладение навыками работы с любой диагностической или лечебной аппаратурой и приборами.
4. Воспитание врачебного характера, т.е. качеств, необходимых для выполнения врачебного долга (уверенность, наблюдательность, самокритичность, чувство нового и т.п.).
Уверенность - это залог успеха врача. Но необходимо следить, чтобы она не превратилась в самоуверенность. Поэтому важно всегда хранить в себе критическое отношение к собственным мыслям и поступкам. Не бойтесь взять под сомнение полученные при исследовании животного данные, подвергнуть их многократной проверке. Только так можно достичь высокого профессионализма.
Врач значительно чаще, чем специалисты другого профиля, становятся в какой-то мере скептиками. За годы работы они неоднократно разочаровываются то в новом препарате, то в новом методе, на которые возлагали большие надежды. Часто результаты экспериментальных и клинических исследований не совпадают. Ученые ограничиваются изучением функции отдельного органа или действия препарата на определенную систему организма. Врач же ветеринарной медицины должен рассматривать организм как единое целое, видеть взаимосвязи органов и систем и их нарушения при заболевании. Поэтому правильно оценить действие какого-то препарата, предвидеть возможные осложнения может только врач-практик. Мало знать химиопрепараты, нужно еще умело их применять, чему в учебном заведении, к сожалению, учат мало.
Следовательно, для врача ветеринарной медицины наиболее существенны следующие черты.
1. Максимальная самокритичность. Только такой человек способен обнаружить и быстро исправить неправильный поступок или поведение. Нужно быть строгим судьей для самого себя.
2. Любовь к систематическому и настойчивому труду. Работу врача нельзя регламентировать рамками рабочего дня, ей следует отдавать себя полностью. К.И. Скрябин писал:
"Я уверен, что человек может быть по-настоящему счастливым только тогда, когда любит свою профессию, удовлетворен работой и всей душой предан ей, когда ощущает, что она необходима обществу, а его труд приносит людям пользу".
3. Чувство ответственности за порученное дело, наблюдательность. С развитием науки делаются попытки заменить некоторые функции врача компьютерами. Но профессиональную наблюдательность нельзя заменить ничем. Поэтому в системе самовоспитания врача ее совершенствованию необходимо уделить особое внимание.
4. Врачебная память – это способность воспроизводить все данные о больном при встрече с ним через несколько дней. Она развивается у каждого врача в процессе постоянных упражнений. Не имея такой памяти, он не сможет внимательно следить за течением болезни у данного животного, сравнивать результаты ежедневных наблюдений с предыдущими, правильно оценивать эффективность лечения.
5. Скорость рассуждения. Известно, что своевременная и правильная диагностика болезни – это залог успешного лечения. Молодой врач часто ощущает неуверенность после обследования животного, не может быстро поставить диагноз. Здесь важное значение имеет ранняя самостоятельная работа. Не стоит длительное время работать "под опекой", лучше больше мыслить и действовать самостоятельно.
6. Бережливое отношение к больному животному и чуткое – к его владельцу. Следует развивать в себе чувства человечности и осваивать правила врачебной этики.
Обобщая изложенное выше, необходимо отметить, что самоусовершенствование и постоянная научно-практическая подготовка является основой воспитания специалиста, которая закладывается в учебном заведении и должна продолжаться в повседневной работе врача путем самовоспитания.
Самоподготовка это постоянный процесс, который не может происходить сам по себе. Нужно иметь ее план, который бы учитывал уровень знаний врача, сильные и слабые стороны его подготовки.
Но планирование самоподготовки ничего не даст, если оно не подкреплено самоконтролем. Начинающий врач должен приучить себя систематически (возможно, еженедельно) подбивать итоги своей работы по такой схеме: что я узнал и освоил нового; какими новыми методами овладел; какие были недостатки и достижения в моей работе; достаточно ли я работал на этой неделе, если нет, то почему важно, как выполняется перспективный план самоподготовки, если этот процесс под угрозой, то какие коррективы в него следует внести.
В очень сложной и ответственной профессиональной врачебной деятельности, могут встречаться случаи неблагоприятных исходов медицинского вмешательства. Чаще всего они обусловливаются тяжестью самого заболевания или травмы, индивидуальными особенностями организма, поздней, не зависящей от врача, диагностикой и, отсюда, запоздалым началом лечения. Но иногда неблагоприятные исходы медицинского вмешательства оказываются следствием неправильной оценки клинической симптоматики или неправильных лечебных действий. В этих случаях речь идет о ВРАЧЕБНЫХ ОШИБКАХ.
Большая медицинская энциклопедия определяет врачебную ошибку как ошибку врача при исполнении своих профессиональных, обязанностей, являющуюся следствием добросовестного заблуждения и не содержащую состава преступления или признаков проступков. (Давыдовский И.В.с соавт, «Врачебные ошибки» БМЭ-МЛ976. т.4. С 442-444).
Следовательно, основным содержанием понятия «врачебная ошибка», является ДОБРОСОВЕСТНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ ВРАЧА в своих суждениях и действиях. Это означает, что в конкретном случае врач убежден, что он прав. При этом он делает так, как требуется, делает добросовестно. И все-таки ошибается. Почему? Различают объективные и субъективные причины врачебных ошибок
Объективные причины не зависят от уровня подготовки и квалификации врача. При их наличии врачебная ошибка может возникнуть и тогда, когда врач использует все имеющиеся возможности для ее предупреждения. К ОБЪЕКТИВНЫМ причинам появления врачебных ошибок относят:
Ø недостаточное развитие самой медицины, как науки (имеется ввиду недостаточная изученность этиологии, патогенеза, клинического течения ряда заболеваний),
Ø объективные трудности диагностики (необычное течение заболевания или патологического процесса, наличие у одного больного нескольких конкурирующих заболеваний, тяжелое бессознательное состояние больного и отсутствие времени на обследование, отсутствие требующейся диагностической аппаратуры).
К СУБЪЕКТИВНЫМ причинам врачебных ошибок, зависящих от личности врача и степени его профессиональной подготовки, относятся:
Ø недостаточный практический опыт и связанные с этим недооценка или переоценка анамнестических данных, результатов клинического наблюдения, лабораторных и инструментальных методов исследования,
Ø переоценка врачом своих знаний и возможностей.
Практика показывает, что опытные врачи ошибаются только в очень сложных случаях, а молодые врачи ошибаются и тогда, когда случай следует считать типичным.
ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА - категория не юридическая. В действиях, врача, приведших к врачебной ошибке, не содержится признаков преступления или проступка, т.е. общественно опасных деяний в форме действия или бездействия, причинивших существенный (для преступления) или несущественный (дня проступка) вред, охраняемым законом, правам и интересам личности, в частности - здоровью и жизни. Поэтому за ошибку врач не может быть привлечен ни к уголовной, ни к дисциплинарной ответственности. В полной мере это относится лишь к врачебным ошибкам, имеющим в своей основе ОБЪЕКТИВНЫЕ причины. Если же причины являются СУБЪЕКТИВНЫМИ, т.е. связанные с личностными или профессиональными качествами врача, то прежде чем сто неправильные действия признать ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКОЙ, необходимо исключить элементы небрежности и халатности, или таких недостаточных знаний, которые могут считаться медицинским невежеством. Нельзя называть врачебной ошибкой дефекты медицинской деятельности, вызванные недобросовестными действиями врача или неисполнением им своих возможностей и возможностей лечебного учреждения.
Все врачебные ошибки можно разделить на следующие группы:
Ø диагностические ошибки;
Ø ошибки в выборе метода и проведения лечения;
Ø ошибки в организации медицинской помощи,
Ø ошибки в ведении медицинской документации.
Некоторые авторы (Н.И. Краковский и Ю.Я. Грицман «Хирургические ошибки» М. Медицина, 1976 -С 19), предлагают выделить еще один вид врачебных ошибок, которые они назвали, ошибками в поведении медицинского персонала. Ошибки этого рода целиком относятся к ошибкам деонтологического характера.
Говоря о проблеме врачебных ошибок в целом И.А. Кассирский пишет: «Врачебные ошибки - это серьезная и всегда актуальная проблема врачевания. Надо признать, что как бы ни было хорошо поставлено медицинское дело, нельзя представить себе врача, уже имеющего за плечами большой научно-практический стаж, с прекрасной клинической школой, очень внимательного и серьезного, - который в своей деятельности мог бы безошибочно определить любое заболевание и столь же безошибочно лечить его, делать идеальные операции... Ошибки - неизбежные и печальные издержки врачебной деятельности, ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, что бы их не было. Они несут в существе своем науку о том, как не ошибаться и виноват не тот врач, кто допускает ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать ее». (Кассирский И.А. «О врачевании» - М- Медицина, 1970 С,- 27).
Из сказанного можно выделить два важных положения. Во-первых, признание того, что врачебные ошибки неизбежны во врачебной деятельности, поскольку они вызываются не только субъективными, но и объективными причинами. Во-вторых, каждая врачебная ошибка должна анализироваться и изучаться с тем, чтобы она сама стала источником предупреждения других ошибок. В нашей стране разработана и применяется система анализа врачебных действий вообще и врачебных ошибок в частности, в форме клинико-анатомических конференций.
Практика показывает, что в значительном проценте случаев претензии к врачам и среднему медицинскому персоналу обусловлены, прежде всего, неправильным поведением медицинского персонала по отношению к больным, нарушением ими деонтологических норм и правил.