Устав некоммерческой организации – фонда (НКО). Образец устава автономной некоммерческой организации
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Автономная некоммерческая организация «», именуемая в дальнейшем АНО, признается не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации для достижения целей и решения задач, предусмотренных уставом.
1.2. Полное наименование Автономной некоммерческой организации на русском языке: Автономная некоммерческая организация «», сокращенное наименование на русском языке: АНО «», полное наименование на языке: «», сокращенное наименование на языке: «».
1.3. АНО вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
1.4. Место нахождения АНО: .
1.5. АНО считается созданной как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.
1.6. АНО создается без ограничения срока.
1.7. АНО может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности АНО, предусмотренными уставом АНО, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
1.8. АНО имеет круглую печать с полным наименованием АНО на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.
1.9. Требования устава АНО обязательны для исполнения всеми органами АНО и ее учредителями.
1.10. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители АНО не несут ответственность по обязательствам АНО. АНО не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам АНО.
1.11. АНО отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
2. ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Целью создания АНО является предоставление услуг в области образования (здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг).
2.2. Предметом деятельности АНО является: .
2.3. АНО может осуществлять один вид деятельности (или несколько видов деятельности):. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься АНО.
2.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться АНО только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
2.5. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания АНО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
2.6. АНО может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность АНО.
2.7. В интересах достижения своей цели АНО может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
2.8. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность АНО со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью АНО.
3. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АНО. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Высшим руководящим органом АНО является общее собрание учредителей АНО.Текущее руководство деятельностью АНО осуществляет правление, оно подотчетно общему собранию.
3.2. Основная функция общего собрания учредителей – обеспечение соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана.
3.3. К исключительной компетенции общего собрания учредителей относится решение следующих вопросов:
- изменение устава АНО;
- определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование правления и досрочное прекращение его полномочий;
- реорганизация и ликвидация АНО;
3.4. Общее собрание учредителей собирается по мере необходимости. Созыв и работу общего собрания организует правление в порядке, установленном положением об общем собрании учредителей АНО.
3.5. Норма представительства от каждого учредителя АНО – человек.
3.7. Общее собрание учредителей АНО правомочно, если на указанном собрании присутствует (представлено) более половины его учредителей.
3.8. Решение общего собрания принимается большинством голосов учредителей, присутствующих на собрании.
3.9. Решение общего собрания по вопросам компетенции общего собрания учредителей принимается единогласно.
3.10. На общих собраниях учредителей ведется протокол.
4. ПРАВЛЕНИЕ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ
4.1. Правление АНО избирается Общим собранием учредителей сроком на года (лет) в количестве не менее человек. Правление находится по месту нахождения АНО.
4.2. Правление АНО может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок.
4.3. Вопрос о досрочном прекращении полномочий учредителя правления может быть поставлен на Общем собрании учредителей по требованию не менее учредителей АНО.
4.4. К компетенции правления относятся:
- организация и контроль работы АНО;
- обеспечение выполнения решений Общего собрания учредителей;
- регулярное информирование учредителей АНО о деятельности АНО;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств АНО;
- участие в других организациях;
- утверждение внутренних положений и регламентов АНО;
- рассмотрение и утверждение сметы расходов АНО;
- распоряжение имуществом АНО;
- утверждение штатного расписания;
- подготовка вопросов для обсуждения на Общем собрании учредителей АНО.
4.5. Работу правления организует председатель правления на основании регламента о деятельности правления, утверждаемого общим собранием. На заседаниях правления ведется протокол.
4.6. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в них большинства учредителей правления.
4.8. Председатель правления избирается на заседании правления из числа его учредителей сроком на года (лет).
4.9. Председатель правления:
- подотчетен Общему собранию, отвечает за состояние дел АНО;
- без доверенности действует от имени АНО, представляет ее во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
- принимает решения и издает приказы по вопросам деятельности АНО;
- распоряжается в пределах утвержденной правлением сметы средствами АНО, заключает договоры, осуществляет другие юридические действия от имени АНО, приобретает имущество и управляет им, открывает и закрывает счета в банках;
- решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности АНО;
- принимает на работу и увольняет работников АНО, утверждает их должностные обязанности в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым правлением;
- осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств АНО;
- несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества АНО в соответствии с ее уставными целями;
- организует подготовку и проведение заседаний правления;
- организует бухгалтерский учет и отчетность;
- решает все вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания учредителей АНО, правления АНО.
5. ДОКУМЕНТАЦИЯ. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АНО
5.1. АНО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. АНО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям АНО и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в АНО, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности АНО, представляемых учредителям АНО, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.
5.4. АНО хранит следующие документы:
- договор о создании АНО;
- устав АНО, изменения и дополнения, внесенные в устав АНО, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании АНО, документ о государственной регистрации АНО;
- документы, подтверждающие права АНО на имущество, находящееся на ее балансе;
- внутренние документы АНО;
- положение о филиале или представительстве АНО;
- годовые отчеты;
- документы бухгалтерского учета;
- документы бухгалтерской отчетности;
- протоколы общих собраний, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) АНО;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) АНО, аудитора АНО, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
- иные документы, предусмотренные внутренними документами АНО, решениями общего собрания, правления АНО, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
5.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АНО общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе учредителей сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных учредителей ревизионной комиссии, а также избрание ее новых учредителей не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. АНО вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.
5.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) АНО включает следующие полномочия:
- проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности АНО по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания или по требованию учредителя АНО;
- истребование у органов управления АНО документы о финансово-хозяйственной деятельности;
- созыв общего собрания;
- составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов АНО;
- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
5.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) определяется внутренним документом – положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.
5.8. По решению общего собрания учредителям ревизионной комиссии (ревизору) АНО в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) (не) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.
5.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО общее собрание учредителей назначает аудитора АНО.
5.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности АНО в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между АНО и Аудитором договора. Размер оплаты услуг Аудитора определяется общим собранием.
6. ИМУЩЕСТВО АНО
6.1. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО.
6.2. Учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность АНО.
6.3. АНО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
6.4. Полученная АНО прибыль не подлежит распределению между учредителями АНО.
6.5. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление АНО пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.
7. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ
7.1. АНО может быть добровольно реорганизована в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Другие основания и порядок реорганизации АНО определяются статьями 57 – 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.
7.2. АНО вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании АНО принимается учредителями.
7.3. АНО может быть ликвидирована добровольно в порядке, установленном статьями 61 – 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом требований статей 18 – 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
7.4. АНО может быть ликвидирована по решению суда по основаниям, предусмотренным частью 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
7.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами АНО. Правление и иные органы прекращают свою деятельность.
7.6. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения «»; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится АНО. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств АНО в соответствии с требованиями архивных органов.
7.7. При ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, направляется на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели в порядке, определенном общим собранием АНО.
7.8. В случае если использование имущества ликвидируемой АНО в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Чтобы регистрация новой компании прошла успешно, нужно правильно подготовить документацию для проведения регистрационной процедуре в госоргане, при этом уставу отвести особое внимание. Данный документ обязательно включается в состав пакет бумаг, подаваемых в ФНС для открытия юридического лица. Неточности в составлении устава ведут к отказу в закреплении юридического статуса за организацией, а в дальнейшем вносят хаос в деятельность компании. Дадим в статье образец устава НКО, покажем, как оформляется титульный лист и весь документ.
Особенности устава НКО
Устав – это документ учредительного типа, который составляется на этапах формирования любой организации, независимо от ее формы. Для некоммерческого партнерства, общественной организации и фонда устав – это основа учредительного пакета. Если создается ассоциация или союз, то в число обязательных документов включают договор акционеров.
В устав НКО включается огромное количество информации:
- Обязательства о формировании;
- Перечень обоюдной работы над формированием предприятия, очень важно внести данные о порядке выборов и утверждения органов управления, при этом для каждой формы организации существует свой список;
- Условия передачи имущества – важно указать источники его происхождения и варианты эксплуатации после ликвидации;
- Условия участия в рабочем процессе организации;
- Условия и порядок выхода/входа членов – если организация создана посредством членства, следует указать их права и обязанности, правила исключения.
- Далее в устав включается предмет и цели, причем важно отобразить полный перечень деятельности, которая будет осуществляться, это относится и к предпринимательству, которым разрешено заниматься НКО, если оно обосновано;
- Юридический адрес – важно указать место нахождения создаваемой организации с упоминанием о филиалах, отделениях и представительствах.
Как составить устав НКО
Устав некоммерческой организации следует создавать, соблюдая все догмы законодательства РФ, опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. Обобщенный вариант устава необходимо совершенствовать дополнительными пунктами, зависимо от сферы действия НКО, так как сегодня законодательство относительно данных формирований терпит значительные изменения.
При составлении устава важно брать во внимание требования указанные в п. 41 Административного регламента.
Необходимо учитывать следующие правила данного регламента:
- Страницы всех экземпляров нумеруются;
- Устав составляется в трех экземплярах;
- Два из них перед предоставлением на регистрацию прошиваются и резервируются лично составителем на месте прошивки последней страницы.
Вариант оформления титульного листа
Титульный лист не обязателен, но если он сформирован, то в следующем варианте:
- На нем пишется слово «Устав»;
- Полное название некоммерческой компании в родительном падеже;
- Информация об утверждении уставного документа;
- Год его утверждения;
- Также первый лист может содержать прочие сведения и отметки, предусмотренные законом, например, о согласовании документа.
Структура и содержание устава
После создания титульного листа, наступает необходимость формирования внутреннего содержания устава некоммерческого лица. Грамотная структуризация устава и создание ссылок значительно облегчает применение документа. При этом структурировать уставной документ следует по нисходящей линии:
Наименование структурного составного элемента устава | Поясняющая информация |
Раздел | Обладает порядковым номером, обозначается римскими цифрами и названиями, все печатается прописными литерами в центре страницы друг под другом. |
Глава | Нумерация выполняется арабскими цифрами. Создаются названия глав, их обозначение выполняется с абзаца прописью. Название начинается с номера, после чего идет точка, далее название в одну строку прописью. |
Статья | Основная структурная единица документа, нумеруется арабскими цифрами, наименование не обязательно создавать, если же оно есть, пишется прописью в одну строку, впереди указывается номер с точкой после него, определение начинается с абзаца и пишется прописью. Если статья без наименования, то определение начинается с красной строки, прописью и полужирным шрифтом, в данном случае точка после цифры отсутствует. |
Статья также должна быть четко структурирована:
- Делится на части, пронумерованные арабской цифрой с точкой;
- Каждая часть статьи содержит, в свою очередь, пункты, обозначенные арабской цифрой со скобкой;
- Далее могут быть подпункты с обозначением в виде русских букв со скобкой. Пункты и подпункты разделяются на абзацы, рекомендовано не больше 5.
Если нумерация в структурных элементах устава используется, она должна пройти сквозь весь документ, частичное применение нежелательно.
Устав иногда имеет приложение, содержащее символику, изображение и описание НКО. При наличии нескольких приложений, используется нумерация арабскими цифрами без знака No, название пишется в центре.
Устав НКО с одним учредителем
Создание предприятия одним учредителем не только возможно, но и является самой распространенной практикой. Формирование устава в данном случае является неотъемлемой частью процесса, как единственного учредительного документа. В принципе он не имеет отличий от общего порядка, единственное это то, что вместо Протокола принимается Решение о создании в лице единственного учредителя, и уставной капитал также принадлежит ему.
Участник должен внести необходимую сумму в Уставной капитал до конца года, имеет право уменьшить капитал, переуступить или продать свою долю на все 100% третьим лицам.
Собрание проводиться при участии всех учредителей, в данном случае в лице одного человека. В Положении документа значится, что переход доли к кому-либо, порядок распределения дохода и условия выхода члена не применяется до увеличения их численности свыше одного.
Особенности устава для спортивного клуба
Особенности формирования устава спортивной организации зависит от ее вида:
- Международные федерации, основой которых выступает международный образец устава, что не совсем стыкуется с нормами российского законодательства;
- Олимпийские комитеты – существуют национальные и международные. В ОКР представлены все национальные организации: федерации, союзы, ассоциации, имеющие членство в нем. В Уставе ОКР сказано, что его членами могут стать юрлица и общественные объединения, то есть все те лица, которые следуют цели комитета – продвижение олимпизма, как спортивного и духовного развития человека;
- Параолимпийский комитет;
- Фонды благотворительности и спонсорства.
Все эти организации должны располагать учредительными документами, среди которых основным является устав. Читайте также статью: → “ ». Данный документ для физкультурно-спортивных фракций должен нести стандартную информацию НКО, а также дополнительно предусматривать:
- Виды спорта, на базе которых развивается спортивный клуб;
- Структуру спортивной организации;
- Территорию, используемую организацией для собственных интересов и потребностей;
- Утвержденный перечень показателей отбора спортсменов с целью включения их в состав клуба, школы, команды;
- Периодичность, с которой проводятся спортивные состязания;
- Права самой организации и ее подразделений на руководство спортивным инвентарем;
- Порядок уплаты вступительных и членских взносов;
- Очередность реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации;
- В том числе устав содержит сведения о формировании попечительского совета, о порядке назначения и освобождения должностных лиц.
На сегодня документ должен содержать информацию о правилах перехода спортсмена в другие ассоциации и размер сделанных при этом выплат. В приложении устава спортивное общество может указать свои лозунг и эмблему. Устав играет важную роль в учреждении и процессе деятельности некоммерческой организации любого вида, так как на основе положений данного документа она развивает свою деятельность и взаимодействует с другими лицами.
автономной некоммерческой организации1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Автономная некоммерческая организация «», именуемая в дальнейшем АНО, признается не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации для достижения целей и решения задач, предусмотренных уставом.
1.2. Полное наименование Автономной некоммерческой организации на русском языке: Автономная некоммерческая организация «», сокращенное наименование на русском языке: АНО «», полное наименование на языке: «», сокращенное наименование на языке: «».
1.3. АНО вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
1.4. Место нахождения АНО: .
1.5. АНО считается созданной как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.
1.6. АНО создается без ограничения срока.
1.7. АНО может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности АНО, предусмотренными уставом АНО, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
1.8. АНО имеет круглую печать с полным наименованием АНО на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.
1.9. Требования устава АНО обязательны для исполнения всеми органами АНО и ее учредителями.
1.10. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители АНО не несут ответственность по обязательствам АНО. АНО не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам АНО.
1.11. АНО отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
2. ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Целью создания АНО является предоставление услуг в области образования (здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг).
2.2. Предметом деятельности АНО является: .
2.3. АНО может осуществлять один вид деятельности (или несколько видов деятельности):. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься АНО.
2.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться АНО только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
2.5. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания АНО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
2.6. АНО может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность АНО.
2.7. В интересах достижения своей цели АНО может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
2.8. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность АНО со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью АНО.
3. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АНО. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Высшим руководящим органом АНО является общее собрание учредителей АНО.Текущее руководство деятельностью АНО осуществляет правление, оно подотчетно общему собранию.
3.2. Основная функция общего собрания учредителей – обеспечение соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана.
3.3. К исключительной компетенции общего собрания учредителей относится решение следующих вопросов:
- изменение устава АНО;
- определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование правления и досрочное прекращение его полномочий;
- реорганизация и ликвидация АНО;
3.4. Общее собрание учредителей собирается по мере необходимости. Созыв и работу общего собрания организует правление в порядке, установленном положением об общем собрании учредителей АНО.
3.5. Норма представительства от каждого учредителя АНО – человек.
3.7. Общее собрание учредителей АНО правомочно, если на указанном собрании присутствует (представлено) более половины его учредителей.
3.8. Решение общего собрания принимается большинством голосов учредителей, присутствующих на собрании.
3.9. Решение общего собрания по вопросам компетенции общего собрания учредителей принимается единогласно.
3.10. На общих собраниях учредителей ведется протокол.
4. ПРАВЛЕНИЕ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ
4.1. Правление АНО избирается Общим собранием учредителей сроком на года (лет) в количестве не менее человек. Правление находится по месту нахождения АНО.
4.2. Правление АНО может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок.
4.3. Вопрос о досрочном прекращении полномочий учредителя правления может быть поставлен на Общем собрании учредителей по требованию не менее учредителей АНО.
4.4. К компетенции правления относятся:
- организация и контроль работы АНО;
- обеспечение выполнения решений Общего собрания учредителей;
- регулярное информирование учредителей АНО о деятельности АНО;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств АНО;
- участие в других организациях;
- утверждение внутренних положений и регламентов АНО;
- рассмотрение и утверждение сметы расходов АНО;
- распоряжение имуществом АНО;
- утверждение штатного расписания;
- подготовка вопросов для обсуждения на Общем собрании учредителей АНО.
4.5. Работу правления организует председатель правления на основании регламента о деятельности правления, утверждаемого общим собранием. На заседаниях правления ведется протокол.
4.6. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в них большинства учредителей правления.
4.8. Председатель правления избирается на заседании правления из числа его учредителей сроком на года (лет).
4.9. Председатель правления:
- подотчетен Общему собранию, отвечает за состояние дел АНО;
- без доверенности действует от имени АНО, представляет ее во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
- принимает решения и издает приказы по вопросам деятельности АНО;
- распоряжается в пределах утвержденной правлением сметы средствами АНО, заключает договоры, осуществляет другие юридические действия от имени АНО, приобретает имущество и управляет им, открывает и закрывает счета в банках;
- решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности АНО;
- принимает на работу и увольняет работников АНО, утверждает их должностные обязанности в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым правлением;
- осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств АНО;
- несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества АНО в соответствии с ее уставными целями;
- организует подготовку и проведение заседаний правления;
- организует бухгалтерский учет и отчетность;
- решает все вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания учредителей АНО, правления АНО.
5. ДОКУМЕНТАЦИЯ. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АНО
5.1. АНО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. АНО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям АНО и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в АНО, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности АНО, представляемых учредителям АНО, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.
5.4. АНО хранит следующие документы:
- договор о создании АНО;
- устав АНО, изменения и дополнения, внесенные в устав АНО, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании АНО, документ о государственной регистрации АНО;
- документы, подтверждающие права АНО на имущество, находящееся на ее балансе;
- внутренние документы АНО;
- положение о филиале или представительстве АНО;
- годовые отчеты;
- документы бухгалтерского учета;
- документы бухгалтерской отчетности;
- протоколы общих собраний, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) АНО;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) АНО, аудитора АНО, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
- иные документы, предусмотренные внутренними документами АНО, решениями общего собрания, правления АНО, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
5.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АНО общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе учредителей сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных учредителей ревизионной комиссии, а также избрание ее новых учредителей не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. АНО вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.
5.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) АНО включает следующие полномочия:
- проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности АНО по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания или по требованию учредителя АНО;
- истребование у органов управления АНО документы о финансово-хозяйственной деятельности;
- созыв общего собрания;
- составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов АНО;
- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
5.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) определяется внутренним документом – положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.
5.8. По решению общего собрания учредителям ревизионной комиссии (ревизору) АНО в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) (не) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.
5.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО общее собрание учредителей назначает аудитора АНО.
5.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности АНО в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между АНО и Аудитором договора. Размер оплаты услуг Аудитора определяется общим собранием.
6. ИМУЩЕСТВО АНО
6.1. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО.
6.2. Учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность АНО.
6.3. АНО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
6.4. Полученная АНО прибыль не подлежит распределению между учредителями АНО.
6.5. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление АНО пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.
7. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ
7.1. АНО может быть добровольно реорганизована в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Другие основания и порядок реорганизации АНО определяются статьями 57 – 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.
7.2. АНО вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании АНО принимается учредителями.
7.3. АНО может быть ликвидирована добровольно в порядке, установленном статьями 61 – 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом требований статей 18 – 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
7.4. АНО может быть ликвидирована по решению суда по основаниям, предусмотренным частью 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
7.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами АНО. Правление и иные органы прекращают свою деятельность.
7.6. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения «»; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится АНО. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств АНО в соответствии с требованиями архивных органов.
7.7. При ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, направляется на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели в порядке, определенном общим собранием АНО.
7.8. В случае если использование имущества ликвидируемой АНО в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Обратите внимание, что уставы составлен и проверен юристами и является примерным, он может быть доработан с учетом конкретных условий сделки. Администрация Сайта не несет ответственности за действительность данного договора, а также за его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.
Ее организаторы и руководитель должны всё знать об основных документах. Главную роль играет устав. Его нужно прописывать по определенным правилам, включая в него самую важную информацию. На этот документ опирается НКО в работе над выбранным направлением общественной деятельности. Далее в нашей статье мы подробно расскажем, что собой представляет устав некоммерческой организации.
В 2017 году требования к уставу НКО не изменились. По-прежнему, он должен отражать сведения, которые определяются ст. 52 ГК РФ. Ошибки в уставе ведут к тому, что в регистрации организации будет отказано. Поэтому к составлению документа подходят со всей серьезностью.
Самое главное – прописать цели, для реализации которых была создана НКО. Также требуется указать следующее:
- Название организации. Важно выбирать его так, чтобы оно отражало . В наименовании обязательно нужно указывать и вид организации, например фонд.
- Адрес. Точное месторасположение организации, всех филиалов и подразделений.
- Цели деятельности. Здесь прописываются все виды деятельности, которыми планирует заниматься НКО. Если организация будет заниматься деятельностью, которая не указана в , это повлечет за собой штрафные санкции со стороны контролирующих инстанций, о чем надо знать. Если планируется предпринимательская деятельность, должно быть указано, какая именно и что доходы от нее будут направлены на достижение поставленных целей.
- Порядок управления деятельностью. Указываются особенности управления: собрание, совет, выбор председателя, попечительский совет и прочее. Эти органы управления будут решать основные вопросы, которые возникнут у НКО в ходе работы.
- Обязанности и права участников. Сюда относятся правила вступления и выхода из организации. Этот пункт важен только для тех организаций, которые подразумевают членство.
- Указать все источники формирования бюджета и приобретения . Определяется и способ использования этого имущества при закрытии организации.
Если планируется предпринимательская деятельность, должно быть указано, какая именно и что доходы от нее будут направлены на достижение поставленных целей.
Эти пункты должна прописать в уставе каждая общественная организация. Что касается , это тоже возможно, но нужно соблюдать правила. Порядок внесения изменений прописывается заранее. Если этого сделано не было, изменения могут быть внесены только через судебную инстанцию.
Если граждане готовы объединиться между собой ради общей цели, они создают общественную организацию . Объединение проходит на добровольной основе, для регистрации в налоговом органе участникам необходимо собрать документы. В их число входит устав организации — главный учредительный документ, содержащий максимум информации о создаваемой организации.
Основу для деятельности общественной организации составляет ГК РФ (ст. 50, 52 и 117), а также 82-ФЗ от 1995 года. Статья 50 ГК РФ устанавливает, что в уставе юридического лица необходимо отражать:
- местонахождение;
- порядок управления деятельностью организации;
- иные данные.
Типовой устав общественной организации – это учредительный документ, который создается для обществ, занимающихся аналогичным видом деятельности.
Правила регистрации
Для регистрации устава необходимо собрать дополнительные документы, правильно их оформить. Учредительный документ оформляется на бумаге А4, русским языком, в точном соответствии с правилами делопроизводства.
В налоговый орган подается заявление о регистрации организации, определив ее наименование. В заявлении на регистрации указываются данные по принятию устава , в частности, дата и место, а также орган, который принял учредительный документ общественной организации.
Разрабатывается устав в 2 экземплярах. В документе полностью прописывается компетенция участников ОО, условия приема в организацию и выхода из нее.
Условиями могут быть:
- возрастной показатель человека;
- согласие осуществлять периодические платежи;
- профессиональная деятельность человека;
- принадлежность к определенной категории населения.
Правом вступления в общественную организацию обладают граждане, достигшие 16 лет. Если в уставе прописано, что с разрешения законных представителей вступить в общество могут дети более раннего возврата, то это можно сделать, если родители не против.
Все страницы устава должны быть пронумерованы, на последнем листе фиксируется общее число листов, стоит печать.
Образцы
В уставе обязательно должна быть прописана цель и функция общественной организации. Например, детский устав, школьный и т.д. Кроме того, в уставе должен быть определен правовой статус организации (региональный устав), с указанием территории, на которую он будет распространять действие, а также контактные данные участников общества.
Оформление отчетности
№402-ФЗ устанавливает, что общественные организации и их подразделения, не осуществляющие коммерцию, должны сдавать раз в год по отчетному периоду документы в упрощенном составе:
- баланс;
- документ о прибылях, убытках;
- отчет о целевом применении полученных средств.
Отчет присылается в подразделение Минюста (региональное). Основная суть отчета заключается в том, что объединение не получало денежных средств от зарубежных компаний.
Остальная отчетность ОО:
- НДС, налог на имущество – каждый квартал;
- НДФЛ – если были выплаты физлицам.
Договоры ОО
Чаще всего некоммерческие организации заключают договора :
- возмещенного оказания услуг;
- пользования имуществом;
- поставка, купля-продажа.
Кроме того, с некоммерческими организациями заключаются иные гражданско-правовые договоры :
- поручения;
- хранения;
- комиссии.
Контрагент обязан убедиться в том, что заключенный с НКО договор отвечает ее уставным целям.
Постановления и протоколы
Постановление выносится коллегиальным органом управления общественной организации. Документ имеет распорядительный характер, включает два раздела: констатирующий и распорядительный . Решение подписывает председатель и секретарь.
Форма протокола не утверждена специально для общественных объединений, поэтому при оформлении этого документа они ссылаются на практике на форму протокола, принятого для АО (ст. 63 соответствующего закона).
Таким образом, протокол, изданный в ОО, должен содержать в себе сведения:
- место проведения собрания;
- дата проведения собрания;
- инициалы и фамилия председательствующего лица;
- повестка дня;
- главные положения выступлений участников собрания;
- вопросы, поставленные на голосование;
- итоги голосования;
- принятые собранием решения.
На заседании сначала составляется черновик этого документа. Потом, не позднее трех дней, его внимательно перечитывают и создают чистовик, который подписывается председательствующим и секретарем. Оформление протоколов происходит на А4 (общий бланк организации).
Письма
Письма включают в себя обобщенное наименование документов, различающихся между собой по содержанию. Они служат средством для коммуникаций между организациями, ИП, а также средством оповещения о каком-либо событии.
Составление писем включает в себя несколько этапов:
- Изучение сути вопроса, планируемого к отображению в письме. Включает в себя сбор сведений по существу.
- Подготовка проекта письма, его написание.
- Согласование проекта.
- Подписание чистовика руководителем.
- Регистрация, отправление письма.
Бланк письма включает реквизиты:
- Логотип ОО.
- Наименование ОО.
- Данные об организации (адреса, телефоны, факс).
- Дата, регистрационный номер.
- Адресат.
- Заголовок.
- Текст.
- Отметка о наличии приложения.
- Подпись.
- Данные об исполнителе.
Требования к письму:
- лаконичность;
- грамотность;
- краткость изложения;
- ясность;
- объективность;
- одноаспектность;
- последовательность;
- убедительность;
- корректность.
Письмо включает в себя две части — это вводная и главная . Во вводной излагаются факты, которые послужили мотивом для создания письма. В главной прописывается цель и просьба по существу вопроса, отказ и т.д.
В целях составления этого документа применяется специальный бланк. Если письмо включает в себя две страницы и более, вторая и последующая страница должны быть пронумерованы арабскими цифрами, в середине, на странице сверху.
Виды писем:
- просьба;
- предложение;
- приглашение;
- ответ;
- извещение;
- напоминание;
- рекламация;
- информационное;
- сопроводительное;
- гарантийное;
- подтверждение.
Распоряжения
Распоряжение – это акт, который издается для решения срочных и проходящих вопросов. Его ратифицирует руководитель ОО. Распоряжения руководителя могут касаться вопросов:
- кадрового делопроизводства;
- экономических.
Оформляют распоряжение аналогично приказам ОО. Текст распоряжения включает в себя две части — это констатирующая и распорядительная, начинающаяся со словами «предлагаю». Распоряжение нумеруются по порядку в пределах отчетного года.
Как создать общественную организацию, можно узнать на данном видео.