Православные страны: список. Распространение православия по странам
Славятся своей универсальностью и огромной силой мольбы. Каждая из них является проявлением искренних чувств, обращенных к Господу. Это надежда, вера, терпение и любовь.
Есть ряд любимых молитв, которые приносят особую радость. Следует знать, какую молитву надо читать в разных жизненных ситуациях.
Топ – 10
Своеобразной азбукой христианства являются определенные обращения. Важно знать, какие молитвы нужно знать.
- Особенную роль среди множества молебен имеет « ». Данное нравоучение было создано в 4 веке.
Это та основа, которую необходимо понимать:
« Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, и всего видимого и невидимого. И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рожденного от Отца прежде всех времен; как Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, имеющего с Отцом одно существо и Которым все сотворено. Для нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с небес и принявшего человеческую природу от Марии Девы через наитие на Нее Духа Святого, и сделавшегося Человеком. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день согласно Писанию. И вознесшегося на Небеса и пребывающего по правую сторону Отца. И опять Имеющего прийти со славою, чтобы судить живых и мертвых. Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего всему жизнь, от Отца исходящего, почитаемого и прославляемого наравне с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. В одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Признаю одно Крещение для оставления грехов. Ожидаю еоскресения мертвых, и жизни будущего века. Истинно».
Ее текст нельзя назвать простым, но разъяснение можно прочесть в книге «Воскресенье беседы». Автор книги Александр Шмеман. Этот опытный священник акцентировал внимание на том, что вышеперечисленный текст является основой христианства. Человек выражает свою веру в произнесенных словах. А мир – это целостная оболочка, все в которой имеет определенный смысл.
- Считается, что главная молитва христиан – это « ». Это достаточно теплое обращение, в котором ощущается глубина. Ведь Господь выступает не в качестве властелина, а в роли Отца.
Уже в начале слов человек выражает желание находиться в гармонии с собой и с Высшими Силами. Без его присутствия плохо, страшно. Вторая часть состоит в немыслимости жизни без благословения Бога.
Главные молитвы такого плана акцентируют внимание на искушении. Ведь это слово в переводе со старославянского языка означает испытание. Человек просит давать на свой жизненный путь лишь те испытания, которые он способен выдержать. Прошение разума, душевней силы, мудрости также присутствует в молитвослове.
- Третьей считается . Ведь, несмотря на тяжесть горя, или испытаний на жизненном пути человека это обращение способно помочь.
Не обязательно использовать большие тексты, достаточно произнести короткий текст, искренне прося о прощении.
Это те мольбы, которые необходимо обязательно знать наизусть. Ведь молитвенное обращение считается той базой, которую знал и должен знать каждый православный христианин.
Перед началом любого духовного обращения следует произносить вышеперечисленные строки. Ведь молюсь тогда, когда плохо, окутывает душу отчаяние, опускаются руки. В этот момент вера слабнет, сила духа становится уязвимой.
В такие сложные моменты православный человек использует читаемые строки. Используйте их по несколько раз в день. Можно читать их не только во времена глубокого отчаяния, но и в радостные моменты. Не забывайте благодарить Бога за все хорошее, за каждый прожитый вами день, за здоровье свое и близких. Ведь это бесценно – жизнь.
- Можно выделить такие главные православные молитвы, как , который с радостью помогал как при жизни, так и после нее. Его относят к наиболее почитаемым христианам. Множество людей ежедневно просят о помощи, справляются с помощью Высших сил с проблемами, тяжелыми жизненными ситуациями.
- Одной из главных молебен считается обращение к , которую должен знать каждый верующий человек. В моменты отчаяния люди просят о благословении. Именно ее включили в список других второстепенных обращений в Псалтырь царя Ивана IV Грозного.
- Часто за помощью приходят к Пресвятой Богородице . Известно, что Святая изливала свою благодатную милость на тех людей, которые обращались к ней. Чаще всего молятся люди с душевными и физическими недугами. Духовная связь помогает им побороть болезнь, укрепляет их силу и веру.
- Применяется молитва «Мытыря». В ней человек просит быть к нему милостивым. Это обращение, которое произносил сборщик податей, тот, кто покаялся, после чего получил прощение. В Евангелие от Луки можно узнать о притче, которую рассказал Иисус Христос. Именно данная молебен дополняет утреннее правило.
- Просят о помиловании, прощении грехов и помощи в повседневных делах Иисуса Христа. Известно, что он стал человеком ради грешников, для направления их на путь истинный. Одной из самых важных считается данное обращение, после него человек испытывает облегчение, спокойствие, ощущает возвышенность.
- К Святому Филарету обращаются хвори, злости, отчаяния . Он широко известный благодаря своим богословским трудам, пастырской деятельностью. Как во время жизни, так и после него он не покидает тех, кто искренне просит о помощи.
- Важно обращаться не только за помощью, но и не забывать благодарить за нее. Именно тогда в вашей жизни будет спокойствие, благодать. Важно, чтобы Господь жил в вашем сердце.
(Благодарение за всякое благодеяние Божие) Эту молитву испокон веков верующие люди читают не только в том случае, когда их дела, по молитвам к Господу, завершились удачно, но и славя Всевышнего, и благодаря Его за сам дар жизни и постоянное попечение о нуждах каждого из нас.
Тропарь, глас 4:
«Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе».
Кондак, глас 3:
«Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый. Слава и ныне: Богородичен Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая».
В христианстве весомое значение имеют как главные, так и второстепенные мольбы. В них человек находит успокоение, подтверждает любовь к Богу.
Использование данных строк является одним из основных шагов на пути к религиозной, праведной жизни. Постепенно изучайте разные тексты, главное, чтобы они были произнесены искренне, с чистыми умыслами.
Видео на тему: Одна из самых главных православных молитв.Молитва Символ Веры
Выводы
Каждый православный христианин должен знать о существовании нескольких основных духовных обращений. Именно они помогают войти в нужное русло, стать на праведный путь. Не обязательно знать тексты на память. Можно переписать строки на лист бумаги, хранить возле иконы Святого, к которому вы обращаетесь.
Не бойтесь обращаться за помощью к Высшим Силам. Главное при этом помнить про искренность, подкреплять слова сильной верой. Не стоит надеяться исключительно на Небесную благодать, необходимо прилагать самому также усилия. Это касается постоянной работы над собой, своими поступками и образом жизни. Важно давать милостыню бедным людям, совершать без вознаграждения добрые поступки.
Также придерживайтесь определенных правил перед прочтением мольбы. Все это благоприятно скажется на результате ваших просьб.
Лучшие православные сайты – какие они? Об этом Вы узнаете, прочитав отчёт о первом конкурсе православных сайтов Рунета «Мрежа-2006»!
1 февраля в Москве в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке в рамках работы секции «Информационные технологии, интернет и мультимедиа на службе Церкви» XV Рождественских чтений состоялась торжественная церемония подведения итогов первого конкурса православных сайтов Рунета «Мрежа-2006».
Конкурс проходи в течение 5 месяцев.
Жюри конкурса, возглавляемое наместником Сретенского монастыря в Москве, главным редактором портала «Православие.Ru » архимандритом Тихоном (Шевкуновым), направило приглашения для участия в конкурсе представителям более полутора тысяч православных сайтов из рассмотренных на первом этапе конкурса 2500 православных интернет-проектов Рунета. На рассмотрение жюри от авторов сайтов поступило около 500 заявок на участие в конкурсе.
Жюри провело несколько этапов голосования и отобрало из них 53 лауреата в 5 номинациях: официальные церковные сайты; СМИ, новости, порталы; церковно-общественная жизнь; наука, культура, искусство, образование и интернет-библиотеки и сервисы. На заключительном этапе конкурса в каждой из номинаций был определен победитель конкурсной программы. О решении жюри – о том, какие сайты стали лауреатами и победителями конкурсной программы, было официально объявлено только вчера, на торжественной церемонии подведения итогов конкурса.
Вели церемонию члены жюри конкурса Павел Егорихин, руководитель проекта «Народный каталог православной архитектуры » и Анна Любимова, главный редактор портала « ». В состав жюри вошли также исполнительный директор Рождественских чтений иерей Димитрий Лин, руководитель ПМЦ “Жизнь” священник Максим Обухов, Андрей Волков, представляющий Православное литургическое содружество, администратор сервера Orthodoxy.Ru Александр Дятлов, руководитель интернет-проектов информационного агентства РИА Новости Наталья Лосева, Ксения Лученко, сотрудник газеты «Церковный вестник», главный редактор каталога Православное Христианство.Ru Иван Мазуренко, дизайнер Григорий Малышев, руководитель отдела Группы компаний Стек Иван Панченко, редактор сайта Седмица.Ru Владислав Петрушко, матушка Марина Шин из Сообщества славянской типографики автор проекта «Православный календарь» Дмитрий Цыпин.
В номинации «Официальные церковные сайты» выдвигались официальные сайты Московского Патриархата и других Поместных Церквей, интернет-проекты синодальных учреждений, епархий и епархиальных отделов, монастырей, благочиний, приходов и проч. Церковных структур. Основными претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:
- Официальный портал Московской Патриархии «Патриархия.ru» (patriarchia.ru)
- Сайт «Сестры.Ru» Ново-Тихвинского женского монастыря, г. Екатеринбург (sestry.ru) и
- Официальный сайт Украинской Православной Церкви «Украина Православная» (pravoslavye.org.ua)
Победителем конкурса в номинации «Официальные церковные сайты» в итоге стал интернет-проект «Сестры.Ru. Ново-Тихвинский женский монастырь, г. Екатеринбург» (sestry.ru). Сайт-победитель был награжден ценным призом – жидкокристаллический монитор вручил представителю сайта Председатель Сообщества православных веб-разработчиков Александр Дятлов. Проект Сестры.Ru является официальным интернет-проектом Ново-Тихвинского женского монастыря г.Екатеринбурга. Дизайн сайта разработан самими сестрами Ново-Тихвинского монастыря. Разработка программного обеспечения и техническая поддержка проекта с 2002 года ведется сотрудниками компании Наумен.
Редакция сайта “Православие и мир” выражает особенную благодарность порталу “Сестры”: редакции сайта связывают теплые дружеские отношения, а корреспонденты сайта “Сестры” подготовили для нашего портала несколько прекрасных материалов: , .
Другими лауреатами в данной номинации стали сайты:
- Владивостокско-Приморская епархия (vladivostok.eparhia.ru)
- Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии (pecherskiy.nne.ru)
- Знаменский храм в с. Холмы Истринского района Московской области (znamenie.org)
- Донбасс православный (ortodox.donbass.com)
- Казанская епархия Русской Православной Церкви. Официальный сайт (kazan.eparhia.ru)
- Московская епархия Русской Православной Церкви. Официальный сайт (meparh.ru)
- Нижегородская епархия Русской Православной Церкви (nne.ru)
- Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (diaconia.ru)
- Смоленская и Калининградская епархия Русской Православной Церкви. Официальный сайт (smolenskeparxi.ru)
- Храм св. Иоанна Богослова с. Богословское-Могильцы Московской обл. (hram-usadba.ru)
Конкурс был посвящен 10-летию православного Рунета, поэтому специальными дипломами конкурса Жюри наградило авторов первых православных сайтов, созданных еще в 1996 году. Первым такой диплом и специальных приз от газеты «Церковный вестник» получил один из двух авторов первой версии официального сайта Нижегородской епархии священник Андрей Милкин.
В номинации «СМИ, новости, порталы» были выдвинуты православные порталы, интернет-журналы, новостные сайты, интернет-версии ТВ- и радиопрограмм, газет, журналов и прочих средств массовой информации. Основными претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:
- Аборт и его последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации (aborti.ru)
- Страничка православной матери (orthomama.ru)
- Фома. Православие для сомневающихся (foma.ru)
Победителем конкурса в номинации «СМИ, новости, порталы» стал интернет-проект «Аборт и его последствия. Информация и поддержка в трудной ситуации» (www.aborti.ru). Главная цель сайта – рассказать читателям о последствиях аборта, о том, что аборт – это убийство. Авторы сумели сделать так, что по запросам поисковой системы на сайт приходят те, кто уже собирается сделать аборт. Ежедневно на портал обращаются с вопросами и сомнениями десятки женщин, и, с помощью авторов сайта, врачей, духовника, уже удалось спасти, наверное, не одну сотню детских жизней. Сайт-победитель является личным проектом Юлии Лек. Дизайн сайта разработала Ольга Габай, программное обеспечение – Александр Ветчинкин, верстку проекта сделал Евгений Поздняков. Диплом и ценный приз – цифровую видеокамеру – Юлии Лек, приехавшей на церемонию из-за океана, вручил руководитель православного медико-просветительского центра жизнь иерей Максим Обухов.
От всего сердца поздравляем Юлию, желаем ей помощи Божией в трудах, и восхищаемся тем, что мамочка 4 деток находит силы и время на такую колоссальную работу!
Дипломами лауреатов конкурса в данной номинации были награждены также сайты:
- Милосердие.Ru. Сайт епархиальной комиссии Москвы по церковной социальной деятельности (miloserdie.ru)
- Наша вера. Православный портал для молодёжи (vera.mipt.ru)
- Пережить! Как пережить уход любимого человека (perejit.ru)
- Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии (eparhia-saratov.ru)
- Православие на Дальнем Востоке. Информационно-аналитический портал (pravostok.ru)
- Союз. Представительство в городе Москве православного телеканала (tv-soyuz.ru)
- Татьянин День. Православное интернет-издание МГУ им. М. В. Ломоносова (st-tatiana.ru)
Специальные призы в номинации «СМИ, новости, порталы» получили и два других сайта-лауреата. Диплом конкурса и специальный приз за вклад в развитие православного рунета автору сайта «Страничка православной матери » матушке Маргарите Даниловой вручила главный редактор портала «Православие и мир» Анна Любимова. Авторам одного из первых православных сайтов Рунета – интернет-проекту МГУ им. М.В.Ломоносова «Татьянин день» специальный приз (ноутбук) от портала Православие.Ru вручил председатель жюри конкурса «Мрежа» архимандрит Тихон (Шевкунов).
От всего сердца поздравляем матушку Маргариту и надеемся, что ее сайт будет развиваться еще активнее!
В номинации «Церковно-общественная жизнь» выдвигались интернет-сайты, представляющие различные общества, братства, союзы, фонды, комитеты, советы, паломнические службы, форумы, блоги, комьюнити и другие Интернет-проекты, посвященные общению в сети интернет, сайты православных знакомств, магазины, издательства, типографии, интернет-проекты о храмовом убранстве, сайты иконописных и прочих мастерских, персональные и личные странички православных мирян и священников.
Претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты конкурса:
- Большая семья. Благотворительный фонд (fobs.ru)
- Доброе слово. Форум о любви, браке и жизни в миру (dobroeslovo.ru)
- Общество церковных звонарей. Колокола и обустройство традиционного колокольного звона (zvon.ru)
Победителем конкурса в номинации «Церковно-общественная жизнь» стало сразу два интернет-проекта:
- Большая семья. Благотворительный фонд (fobs.ru)
- Общество церковных звонарей. Колокола и обустройство традиционного колокольного звона (zvon.ru)
Жюри конкурса, несмотря на большое число этапов голосования, так и не смогло определить, какому из этих проектов отдать предпочтение.
Одним из двух сайтов-победителей – проектом Общества церковных звонарей – руководит председатель Общества Игорь Васильевич Коновалов, старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя. Дизайн сайта, открывшегося в 2004 г., разработал сотрудник Общества церковных звонарей Константин Александрович Мишуровский, программное обеспечение проекта выполнил Алексей Ожерельев. Диплом победителя конкурса и приз – карманный персональный компьютер – представителям этого сайта вручил председатель Сообщества православных веб-разработчиков Александр Дятлов.
Поздравляем Общество церковных звонарей с победой и надеемся, что о колоколах и колокольном звоне с помощью авторов сайта получится в скором времени рассказать подробнее и на нашем сайте.
Второй сайт-победитель в этой номинации – интернет-проект благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Большая семья» . Фонд “Большая семья” учрежден в 2003 г. общиной сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери с целью оказания всевозможной помощи государственным детским домам и организации деятельности негосударственных детских домов семейного типа – Пансионов семейного воспитания. Фонд сотрудничает с 12 детскими домами, школами-интернатами и домами ребенка. Сайт фонда создан в марте 2006 г. Александр Дятлов вручил представителям сайта диплом победителя конкурса и приз – цифровой фотоаппарат.
- Лепта. Православное книжное издательство (lepta-kniga.ru)
- Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (cdrm.ru)
- Покров. Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения молодежи, С.-Петербург (pokrov-forum.ru)
- Православная беседа. Сообщество интернет-форумов (pravbeseda.ru)
- РеставросЪ. Добровольческое объединение молодёжи (wco.ru/restavros)
- Сиротская душа. Сайт Карельской общественной организации “Равновесие”. (sirotinka.ru)
- Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного (fap.ru)
- Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата “Всех скорбящих Радость”, г. Минск (hramvsr.by)
Специальный приз от Союза писателей России и диплом конкурса за вклад в развитие православного Рунета был вручен автору одной из первых православных интернет-библиотек – библиотеки «Духовное наследие Православия» – Владимиру Павленко.
В номинации «Наука, культура, искусство, образование» соревновались иконописные, музыкальные, поэтические сайты, проекты, посвященные кино, фото, театру и другим вида искусства и культуры, образовательные интернет-проекты, краеведческие и исторические сайты, сайты, содержащие жития святых, жизнеописания подвижников благочестия и проч.
Претендентами на победу в данной номинации были Интернет-проекты:
- Кафедра библеистики Московской Духовной Академии (bible-mda.ru)
- Слово. Православный образовательный портал (portal-slovo.ru)
Победителем конкурса в номинации «Наука, культура, искусство, образование» стал интернет-проект Кафедры библеистики Московской Духовной Академии (bible-mda.ru). Сайт кафедры Библеистики Московской Духовной Академии начал свою работу 2 февраля 2005 г. Дизайн и программное обеспечение проекта выполнены сотрудником кафедры священником Димитрием Юревичем. Одна из задач сайта – способствовать развитию библейских исследований в России. С этой целью на сайте силами студентов была организована электронная библиотека, в которой размещаются в отсканированном виде в формате djvu лучшие дореволюционные статьи и монографии, посвященные исследованию Священного Писания, а также статьи и книги нынешних преподавателей кафедры. Сейчас на сайте около 250 книг и статей, их объем превысил уже 1 гигабайт.
Диплом победителя конкурса и приз – профессиональный лазерный принтер – вручил победителю Игорь Челебаев, директор фирмы «Леком», занимающейся продажей и обслуживанием копировальной техники, принтеров и другого офисного оборудования.
Другими сайтами-лауреатами в этой номинации стали интернет-проекты:
- Епископ Василий Родзянко. Подвижник благочестия (episkopvasily.ru)
- Иконы и техника иконописи (ukoha.ru)
- Казанская духовная семинария (kds.eparhia.ru)
- Минские духовные школы (minds.by)
- Orthodoxy Foto. Православное фото (foto.orthodoxy.ru)
- Россия: история, культура, духовность (russia-hc.ru)
- Санкт-Петербургские Духовная академия и семинария (spbda.ru)
- Христианство в искусстве. Иконы, мозаики, фрески (icon-art.info)
- Церковная школа (pedagog.eparhia.ru)
В пятой, последней номинации конкурса – «Интернет-библиотеки и сервисы» – выдвигались интернет-библиотеки и медиатеки, литургические библиотеки, службы хостинга, каталоги, рейтинги, поисковые системы, баннерные сети, веб-сервисы, шрифты, сайты о веб-дизайне и веб-программировании и другие проекты. Претендентами на победу в данной номинации стали сайты-лауреаты:
- Благовещение. Библиотека православного христианина (wco.ru/biblio)
- Полный Православный молитвослов. Молитвы на всякую потребу (molitvoslov.com)
- Pagez.Ru. Православные страницы Андрея Лебедева (pagez.ru)
Победителем конкурса в номинации «Интернет-библиотеки и сервисы» стал интернет-проект «Pagez.Ru. Православные страницы Андрея Лебедева» (pagez.ru) Портал Pagez.Ru в течение многих лет создается одним человеком-энтузиастом и включает в себя каталог православных сайтов, систему поиска книг в православных электронных библиотеках рунета, церковный календарь, обширную библиотеку трудов святых отцов и учителей Церкви и многое другое. За свои труды на благо Церкви Андрей Лебедев награжден дипломом победителя конкурса и ценным призом – профессиональным сканером.
Другими сайтами-лауреатами в данной номинации стали интернет-проекты:
- Библиотечка православной литературы для КПК (fbppclib.orthodoxy.ru)
- Манускрипт. Славянское рукописное наследие (manuscripts.ru)
- Русское Православие (ortho-rus.ru)
- Свято-Троицкая Сергиева лавра. Официальный сервер (stsl.ru)
- Типикон. Богослужение Православной Церкви (typikon.ru)
Специальный приз в номинации «Интернет-библиотеки и сервисы» учредила группа Компаний Стек. Руководитель отдела информационных систем этой компании Иван Панченко вручил диплом конкурса и специальный приз за вклад в развитие православного рунета – подарочный сертификат на 3 года на бесплатное размещение уже третьего сервера бесплатного хостинга проекта «Россия Православная» – администратору сервера Orthodoxy.Ru, отметившему недавно свое 10-летие, Александру Викторовичу Дятлову .
Завершая церемонию награждения, председатель жюри конкурса архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил, что интернет, некогда зародившийся в военно-технических целях, сейчас приобрел всемирное значение и играет большую роль в жизни всего общества. Поэтому миссия в сети должна быть, а сам интернет, прежде всего, должен рассматриваться как инструмент этой миссии. «Вы совершаете великое дело - воцерковление инструмента, который сегодня оказывает огромное влияние», - сказал о.Тихон, обращаясь к многочисленным гостям и участникам церемонии, и пожелал «радости в вашем труде».
02 / 02 / 2007
Пресс-служба Сообщества православных веб-разработчиков (
Вычитал, что Константинопольский патриарх - главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?
С. Петров, Казань
Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.
Константинопольская
Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна.
Александрийская
Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория - Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.
Антиохийская
Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.
Иерусалимская
Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.
Русская
Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь.
Грузинская
Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.
Сербская
Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.).
Румынская
Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.
Болгарская
В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.
Кипрская
10-е место среди автокефальных поместных церквей.
Одна из -древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г.
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.
Элладская (греческая)
Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.
Албанская
Основная часть паствы проживает в южных районах Албании (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.
Польская
В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины.
Чешских земель и Словакии
Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей.
Американская
Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.
Вопрос религии обсуждается и изучается в каждом государстве и обществе. Где-то он стоит особо остро и является достаточно конфликтным и опасным, где-то это скорее светская беседа в свободное время, а где-то повод пофилософствовать. В нашем многонациональном обществе, религия – это один из волнующих вопросов. Не каждый верующий хорошо осведомлен об истории возникновения православия и его истоках, однако все мы на вопрос о православии однозначно ответим, что православие – это христианская вера.
Возникновение и развитие православия
Многие писания и учения, как древние, так и современные сообщают, что православное вероисповедание – это истинное христианство, приводя свои аргументы и исторические факты. И вопрос – «вероисповедание православие или христианство» – будет волновать верующих всегда. Но будем говорить о принятых понятиях.
Христианство – самая крупная из форм общественного сознания в мире, проповедующая жизненный путь и учения Иисуса Христа. По историческим данным, христианство возникло в Палестине (входившая в состав Римской Империи), в I веке.
Распространено христианство было еврейским населением, и в дальнейшем приобретало все большего признания среди других народов, так называемых на то время – «язычников». Благодаря просветительской и пропагандистской деятельности, христианство вышло за пределы Римской империи и Европы.
Одна из путей развития христианства – является православие, возникшее в результате разделения церквей в XI веке. Тогда, в 1054 году христианство разделилось на католицизм и Восточную церковь, а восточная церковь была также поделена на несколько церквей. Самая крупная из них – православие.
Распространению православия на Руси, повлияло ее соседство с Византийской империей. С этих земель, начинается история православного вероисповедования. Церковная власть в Византии была разделена в связи с тем, что принадлежала четырем патриархам. Византийская империя со временем распадалась, и патриархи равномерно возглавляли созданные автокефальные православные церкви. В дальнейшем, автономные и автокефальные церкви распространились и на территориях других государств.
Основополагающим событием, становления православия на землях Киевской Руси, стало крещение княгини Ольги – 954 год. Это в дальнейшем привело к крещению Руси – 988 год. Князь Владимир Святославович позвал всех жителей города, и в реке Днепр был произведен обряд крещения, который проводили византийские священники. Это стало началом истории возникновения и развития православия в Киевской Руси.
Активное развитие православия на русских землях наблюдается с X столетия: возводятся церкви, храмы, создаются монастыри.
Принципы и мораль православия
Дословно, «православие» – правильное славление, или же правильное мнение. Философия вероисповедания заключается в вере в единого Бога Отца, Сына и святого духа (Бог-Троица).
Фундамент в вероучениях православия – Библия или “Священное писание” и “Священное предание”.
Связь государства и православия достаточно распределена и понятна: государство не вносит коррективы в учения вероисповедания церкви, а церковь не нацелена на контроль над государством.
Все принципы, история, и законы вряд ли присутствуют в мыслях и знаниях каждого православного человека, но это не мешает вере. Чему же учит православие на обывательском уровне? Господь – носитель высшего ума и мудрости. Учения господни неопровержимо верны:
- Милосердие – старание облегчить печали несчастно своими силами. В милосердии нуждаются обе стороны – подающий и принимающий. Милосердие – помощь нуждающимся, угодное Богу дело. Милосердие держат в тайне и не распространяются. Также, милосердие трактуется как данное взаймы Христу. Наличие у человека милосердия означает что у него доброе сердце и он нравственно богат.
- Стойкость и бодрствование – состоит в духовной и физической силе, постоянном труде и развитии, бодрствовании для добрых дел и служения Богу. Стойкий человек – тот, кто любое дело, доводит до конца, идя рука об руку с верой и надеждой, не падая духом. Исполнение Господних заповедей требует труда и стойкости. Одной человеческой доброты не хватит для распространения добра, тут всегда необходимо бодрствование и стойкость.
- Исповедь – одно из Господних таинств. Исповедь помогает получить поддержку и благодать святого Духа, укрепляет веру, В исповеди важно вспомнить о каждом своем грехе, рассказать и покаяться. Выслушивающий исповедь принимает на себя обязанности прощения грехов. Без исповеди и прощения человек не спасется. Исповедь можно считать вторым крещением. При совершении грехов теряется связь с Господом, данная при крещении, при исповеди эта невидимая связь восстанавливается.
- Церковь – учением, проповедью преподносит в мир благодать Христа. В причастии его крови и плоти соединяет человека с создателем. Церковь не оставит в горе и беде, не отвергнет никого, раскаявшегося простит, провинившегося примет и научит. Когда верующий уходит из жизни, церковь также не оставит его, а будет молиться о спасении его души. С рождения и до самой смерти, на протяжении всей жизни, в любой ситуации, церковь рядом, раскрывает свои объятия. В храме, душа человека находит успокоение и умиротворение.
- Воскресенье – день служения Богу. День воскресенья нужно свято чтить и исполнять дела Божии. Воскресенье – день, когда стоит оставить житейские проблемы и бытовую суету и провести его с молитвой и почтением к Господу. Молитва и посещение храма – основные занятия в этот день. Нужно остерегаться общения с людьми, которые любят сплетничать, сквернословить, ябедничать. Согрешивший в воскресенье отягощает свой грех в 10 раз.
В чем различие между православием и католицизмом?
Близкими между собой, однако в то же время, принципиально отличающимися всегда были православие и католицизм. Первоначально, католицизм – направление христианства.
Среди отличий православия и католицизма, можно выделить следующие:
- Католицизм исповедует, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православие исповедует, что Святой Дух исходит только от отца.
- Католическая церковь принимает основное положение в религиозном просвещении ведущем к тому что, матери Иисуса – Марии, не коснулся первородный грех. Православная церковь считает, что Дева Мария, как и все, была рождена с первородным грехом.
- Во всех вопросах веры и морали католики признают главенство Папы, чего не принимают православные верующие.
- Приверженцы католической религии делают жесты описывающие крест слева направо, приверженцы православной религии – наоборот.
- В католицизме усопших принято поминать на 3-й, 7-й и 30-й день со дня кончины, в православии – на 3-й, 9-й, 40-й.
- Католики являются ярыми противниками контрацепции, православные принимают некоторые из видов контрацепции, использованные в браке.
- Католические священники придерживаются безбрачия, православным священникам разрешено жениться.
- Таинство брака. Католицизм отвергает разводы, православие же допускает их в некоторых отдельных случаях.
Сосуществование православия к других религий
Говоря об отношении православия к другим религиям, стоит сделать акцент на таких традиционных религиях как иудаизм, ислам и буддизм.
- Иудаизм. Религия исключительно еврейского народа. Невозможно иметь принадлежность к иудаизму без еврейского происхождения. На протяжении длительного времени, отношение христиан к иудеям имеет достаточно враждебный характер. Различие в понимании личности Христа и его истории сильно разделяет эти религии. Неоднократно, такая враждебность приводила к жестокости (холокост, еврейские погромы и прочее). На этой почве, началась новая страница в отношениях религий. Трагическая судьба еврейского народа заставила пересмотреть взаимоотношения с иудаизмом, как на религиозном так и на политическом уровне. Однако общая основа, в том, что Бог един, Бог Творец, участник жизни каждого человека, помогает на сегодняшний день таким религиям как иудаизм и православие жить в согласии.
- Ислам. Православие и ислам также имеет непростую историю взаимоотношений. Пророк Мухаммед был основоположником государства, военачальником, политическим лидером. Поэтому религия очень тесно переплетена с политикой и властью. Православие же – свободный выбор религии, не зависимо от национальности, территориальности и языка на котором говорит человек. Нужно заметить, что в Коране встречаются упоминания о христианах, Иисусе Христе, Деве Марии, эти упоминания уважительны и почтительны. Отсутствуют призывы к негативному отношению или порицанию. На политическом уровне, конфликты религий отсутствуют, но это не исключает противостояний и вражды в мелких социальных группах.
- Буддизм. Многие духовенства отрицают буддизм как религию, поскольку в ней нет понимания Бога. Буддизм и православие имеют схожие черты: наличие храмов, монастырей, молитвы. Стоит заметить, что молитва православного человека – это некий диалог с Богом, который представляется нам живым Существом, от которого мы ждем помощи. Молитва буддиста – это скорее медитация, размышление, погружение в собственные мысли. Это достаточно добрая религия, воспитывающая в людях доброту, спокойствие, волю. За всю историю сосуществования буддизма и православия не наблюдалось конфликтов, и говорить о том, что для этого есть потенциал – нельзя.
Православие сегодня
Сегодня, православие по численности среди христианских направлений занимает 3 место. Православие имеет богатую историю. Нелегким был путь, многое пришлось преодолевать и переживать, однако именно благодаря всему произошедшему православие находится на своем месте в этом мире.
митр. Илларион (Алфеев)Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (ортодоксиа) - правильное суждение, правильное учение, правильное сла́вление (от греч. ὀρθός - прямой, стоящий прямо, правильный, + δοκέω - думаю) – 1) истинное религиозное учение о , о Его творении и Его отношении к этому творению, о призвании и предназначении , о путях достижения человеком , дарованное через Господа , раскрываемое человеку посредством , непрестанно пребывающего в Единой Святой Соборной и Апостольской Христовой; 2) единственно истинное направление .
«Православие есть истинное и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати . Дух есть слава христиан (). Где нет Духа, там нет Православия» (свт. .
Понятие Православие включает в себя три взаимосвязанные части.
Во-первых
, слово Православие имеет вероучительный смысл. Под Православием надо понимать чистое, целостное и неискаженное христианское учение, явленное в церковных . В догматическом смысле Православное учение противостоит всем ересям как искажениям христианства и отражает полноту Боговедения, доступную человеческому роду. В таком значении термин Православие встречается уже в сочинениях апологетов II века (в частности, ).
Во-вторых
, слово Православие имеет церковный или экклезиологический смысл. Под Православием надо понимать сообщество христианских поместных Церквей, имеющих между собой общение.
В-третьих
, слово Православие имеет мистический смысл. Под Православием надо понимать христианскую духовную практику (опыт) Богопознания через стяжание Божественной Святого Духа, спасающей и преображающей (обоживающей) человека.
Все три смысла Православия взаимосвязаны и не мыслимы один без другого. Православное вероучение имеет своим источником и преподается в Церкви Христовой. Православная являет одно догматическое вероучение, основанное на одном мистическом опыте. Православный мистический опыт выражается в хранимом Церковью вероучении.
Слово Православие есть перевод греческого слова Ортодоксия (Orthodoxia). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (Ortho) в переводе с греческого означает «прямой», «правильный». Вторая часть докса (doxa) в переводе с греческого означает «знание», «суждение», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь». Эти значения взаимно дополняют друг друга, ибо правильное мнение в религии предполагает правильное славословие Бога, и, как следствие, причастность к Его славе. В последнем значении («слава») слово докса встречается в Новом Завете наиболее часто. Например, Спаситель «принял от Бога Отца славу (греч. d oxa) и честь» (), был «увенчан славою (греч. d oxa) и честию через претерпение смерти» (), грядет «на облаках небесных с силою и славою (греч. doxa) великою» (), христианин должен преображаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» (), «ибо Твоё есть царство и сила и слава (греч. doxa) во веки» (). Поэтому слово Ортодоксия переведено как Православие.