О платежах за невыполнение требований по квотированию рабочих мест. Квотирование рабочих мест
1. Основные выводы
3. Как не платить квоты?
1. Основные выводы
Проанализировав законодательство, регламентирующее процесс квотирования рабочих мест в Москве, наши специалисты пришли к следующим выводам:
1. Руководство московского предприятия со штатом более 30 человек обязано предоставить рабочие места для инвалидов. Размер квоты - 4 процента от числа сотрудников (округление производится в сторону уменьшения до целого значения).
2. Если на предприятии числится более 100 сотрудников, то в счет квоты на работу можно принимать и подростков младше 18 лет, но такие работники не должны занимать более 1 процента квотированных мест.
Работодатель, который не выполняет установленную квоту, до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, за каждого нетрудоустроенного инвалида обязан вносить в городской бюджет плату. Размер платы в Москве равен прожиточному минимуму для трудоспособного населения (за I- квартал 2003 - 2341 рубль, платежные реквизиты можно узнать в Интернете по адресу: www.kwota.ru ). Кроме того, работодатели предоставляют ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом сведения (по форме N 1-квотирование) о том, сколько рабочих мест на его предприятии имеется для инвалидов.
3. Есть возможность не платить ежемесячную "пошлину" за каждого нетрудоустроенного инвалида. Ответственность за данный вид нарушения нигде не прописана. По статье 5.42 КоАП РФ штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей грозит тем, кто отказал инвалиду в приеме на работу. При этом чтобы не оштрафовали по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений в госорган в размере от 30 до 50 МРОТ (3-5 тысяч рублей), необходимо представлять сведения о наличии рабочих мест для инвалидов.
4. По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г. Москве данная ежемесячная плата не относится к расходам для целей налогообложения.
2. Условия и порядок квотирования
Постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" (с изменениями от 27 мая 2003 (с последними изменениями от 2 марта 2004 г.), предусмотрен следующий порядок квотирования рабочих мест:
Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в Государственном учреждении города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" (далее - Центр квотирования), кроме организаций, ранее зарегистрированных по квотированию рабочих мест в Фонде занятости населения города Москвы. Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателя от выполнения норм Закона.
В соответствии со ст.2 Закона в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют на счет по учету доходов Фонда квотирования обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы.
Работодатели предоставляют ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Центр квотирования сведения о выполнении установленных квот по трудоустройству граждан из числа инвалидов и (или) внесении ежемесячной обязательной платы на счет Фонда квотирования по форме N 1-квотирование, утвержденной постановлением Мосгоркомстата .
Задолженность плательщиков по расчетам с бюджетом может быть взыскана в принудительном порядке в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
За неисполнение Закона работодатели несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
3. Как не платить квоты?
В соответствии с действующим законодательством у предприятий есть реальная возможность не платить ежемесячную "пошлину" за каждого нетрудоустроенного инвалида. Безусловно, это нарушение закона. Но ответственность за данный вид нарушения нигде не прописана. По статье 5.42 КоАП РФ штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей грозит тем, кто отказал инвалиду в приеме на работу. А о тех, кто не платит ежемесячный взнос, там ничего не сказано. Конечно, власти могут попытаться оштрафовать "негуманного" работодателя по статье 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление сведений в госорган карается для юридических лиц штрафом от 30 до 50 МРОТ (3-5 тысяч рублей).
Но кто сказал, что нельзя игнорировать ежемесячные выплаты и между тем исправно представлять сведения о наличии рабочих мест для инвалидов? В подобной ситуации никаких оснований для придирок со стороны различных комитетов занятости и центров квотирования просто быть не может.
Многие небольшие фирмы ищут инвалидов среди родственников своих сотрудников и заключают с ними договоры о приеме на работу. Причем приходить на предприятие таким инвалидам даже не нужно. Им просто выплачивается зарплата в размере минимального размера оплаты труда . Таким образом, соблюдается законодательство, а компания при этом избавляется от выплат за невыполнение квоты, а также от расходов на трудоустройство инвалидов. Чаще всего это практикуется в тех субъектах Российской Федерации, где размер выплаты за нетрудоустроенного инвалида превышает 1 МРОТ (в данном случае 600 рублей), к примеру в Москве.
Крупные организации для того, чтобы избежать выплат, также используют уловки. Например, предприятие договаривается с организацией инвалидов и оформляет необходимое число членов этой организации к себе на работу. Зарплата таким сотрудникам начисляется исходя из 1 МРОТ, а их присутствие на работе не требуется.
В обязанности работодателя в соответствии с подп.1 п.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов входит выделение и (или) создание рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой. Но самостоятельно разыскивать нетрудоустроенных инвалидов работодатель не обязан. Поэтому вполне может сложиться ситуация, когда работодатель готов трудоустроить инвалидов на своем предприятии, однако обращений о трудоустройстве ни от самих инвалидов, ни от их общественных организаций, ни от исполнительных органов власти в течение соответствующего месяца не поступило. Вины работодателя в этом нет, однако квота выполнена не будет. В этом случае возникают основания для внесения обязательной платы в соответствующий бюджет.
Из изложенного следует, что обязательная плата вносится вне зависимости от оснований, по которым на квотируемые рабочие места не были трудоустроены инвалиды.
Если же инвалид обратился к работодателю с просьбой о трудоустройстве в пределах квоты и ему было отказано, то в этом случае на работодателя может быть наложен административный штраф, предусмотренный ст.5.42 КоАП РФ (вступившего в силу с 01.07.02), в размере от двадцати до тридцати Мрот . Если инвалид обратился к работодателю с просьбой о приеме на работу, то последний не вправе будет отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.
В настоящее время административная ответственность установлена только за отказ от приема инвалида на работу, а за невнесение обязательной платы ответственность на федеральном уровне не предусмотрена (ранее такая ответственность предусматривалась п.3 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов, однако Федеральным законом от 29.12.01 N 188-ФЗ этот пункт был отменен).
4. Как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли?
Налоговое законодательство этот вопрос прямо не регламентирует.
По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г.М оскве, изложенном в ответе на частный запрос налогоплательщика (письмо от 27.04.02 N 26-12/20483), обязательная плата за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида является санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Поэтому указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ.
5. Числовой пример
ООО приняло на работу четырех инвалидов II группы. Они трудятся на дому, поэтому специальные рабочие места оборудовать для них не надо. Зарплата каждого из них составляет 600 руб. Налоговый вычет на одного такого сотрудника составляет 500 руб. (ст.218 НК РФ), а ЕСН не уплачивается (ст.239 НК РФ). Фирма начисляет взносы в ПФР по ставке 14 процентов, а размер ставки взноса на страхование от несчастных случаев составляет 0,2 процента.
Бухгалтер ООО должен сделать в учете такие записи:
2400 руб. - выдана зарплата работникам.
Сумма затрат, учтенная при налогообложении прибыли, составит 2738,88 руб. (2400 + 336 + 2,88).
Таким образом, расходы на оплату труда четырех инвалидов в столице составят около 2740 рублей в месяц. Очевидно, что эта сумма намного ниже, чем если бы пришлось платить почти 9 тысяч за невыполнение квоты.
1. Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" (с изм . и доп. от 30 января, 26 июня 2002 г.)
2. Квоты придется соблюдать. Центр квотирования проконтролирует (М. Демина, "Двойная запись", N 2, февраль 2003 г.)
3. О плате за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов (М. Васильева, ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 6, июнь 2003 г.)
Квотируемое рабочее место - что это такое?
Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест. Такие места называются квотируемыми. Квотируемое рабочее место: что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.
В чем суть квотирования?
Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование - обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.
Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.
Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ . Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.
Что значит квотируемое рабочее место
Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.
Для какой категории граждан
Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:
- инвалиды;
- лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
- лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
- несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
- вынужденные переселенцы и беженцы;
- многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
- лица, уволенные с военной службы;
- граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
- лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).
В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.
Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше
Квоты для инвалидов
Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:
- разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
- создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.
В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).
От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.
Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.
Извещение службы занятости
Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах. Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.
Ответственность
За неисполнение компанией обязанности по выделению и созданию мест для работы по установленной квоте предусмотрена административная ответственность.
Согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф за такое нарушение, как и за отказ в трудоустройстве инвалида по квоте, составляет от 5000 до 10 000 руб.
"Кадровый вопрос", 2014, N 2
КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ
Вопрос трудоустройства зачастую оборачивается серьезной проблемой даже для здорового человека. Что уж говорить о людях с ограниченными возможностями - инвалидах. В представленном материале мы поговорим о квотировании рабочих мест - эффективном механизме, обеспечивающем защиту от безработицы лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.
Итак, квота - это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.
Квотирование рабочих мест - установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), определяющей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения могут возникать в результате направления на работу уполномоченными законом органами работников в счет установленной квоты.
Нормативным актом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, является Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 1032-1).
На основании ст. 5 названного Закона государственная политика в области содействия занятости населения, в частности, направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы:
Инвалидов;
Лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
Лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую);
Беженцев и вынужденных переселенцев;
Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
Одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
Граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
Граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
В силу ст. 13 Закона РФ N 1032-1 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в частности, путем установления квоты для приема на работу инвалидов.
При этом квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Согласно указанному Закону, а именно ст. 21, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Конкретный размер квоты устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.
Например, в г. Санкт-Петербурге отношения по установлению квоты для приема на работу инвалидов регулируются Законом г. Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге". Согласно данному Закону для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников. А в Ленинградской области правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для инвалидов определены Областным законом Ленинградской области от 15 октября 2003 г. N 74-оз "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области". В силу названного Закона организациям, расположенным на территории Ленинградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников.
Примечание. Обратите внимание, что организации должны не только выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов. Кроме этого, они обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Этого требует ст. 25 Закона РФ N 1032-1.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 22 Закона N 181-ФЗ).
Обратите внимание! За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов установлена административная ответственность.
Согласно ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) штраф за данное административное нарушение, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составляет для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб.
Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного согласно этой же статье влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.
А ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч. 4 ст. 14.28, ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.8 КоАП РФ. Это нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
На должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
На юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.
Аналогичное наказание будет применено за представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Далее рассмотрим порядок квотирования рабочих мест на основе Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) и Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 742-ПП (далее - Положение N 742-ПП). Но прежде отметим, что деятельность работодателей г. Москвы в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, на что указывает Положение N 742-ПП.
Квотирование рабочих мест согласно ст. 2 Закона N 90 осуществляется, в частности, для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.
Итак, согласно п. 2.1 Положения N 742-ПП работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах должны встать на учет в Государственном казенном учреждении г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест" (далее - Центр квотирования).
Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателей от исполнения обязанностей, возложенных на них Законом N 90.
При постановке на учет в Центре квотирования работодатели должны предъявить сведения и нотариально удостоверенные документы, указанные в п. 2.2 Положения N 742-ПП.
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Обратите внимание, что обо всех изменениях регистрационных данных работодатель должен уведомить Центр квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию в Центре квотирования, а в случае ликвидации организации - сняться с учета, что установлено п. 2.3 Положения N 742-ПП.
Постановка на учет, перерегистрация и снятие с учета осуществляются бесплатно (п. 2.3 Положения N 742-ПП).
На основании ч. 2 ст. 4 Закона N 90, п. 2.6 Положения N 742-ПП работодатели должны создать или выделить рабочие места, в частности, для трудоустройства инвалидов. Причем создать или выделить рабочие места работодатели должны в соответствии с установленной квотой.
Обратите внимание! В силу ст. 3 Закона N 90 работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% - для трудоустройства инвалидов и 2% - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90.
При этом работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, уменьшается на соответствующую величину.
Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане-инвалиды.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 90, п. 2.7 Положения N 742-ПП трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.
В силу ч. 4 ст. 4 Закона N 90, п. 2.9 Положения N 742-ПП работодатели, подпадающие под условия квотирования, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты. Указанные сведения работодатели должны представить по форме N 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 1 марта 2012 г. N 119 "Об организации региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи".
Примечание. Обратите внимание, что Центр квотирования готовит сводные статистические и другие отчеты о выполнении работодателями установленных квот, а также предложения по вопросам квотирования рабочих мест для Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.10 Положения N 742-ПП).
Статистические отчеты, подготовленные Центром квотирования, предложения заинтересованных органов исполнительной власти г. Москвы, общественных и других объединений представляются в Департамент труда и занятости населения г. Москвы, координирующий работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.11 Положения N 742-ПП).
Центр квотирования по поручению Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве, осуществляет контроль, в частности, за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места (п. 2.12 Положения N 742-ПП).
В случае невыполнения обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест на работодателя может быть наложено административное взыскание в соответствии с Кодексом г. Москвы об административных правонарушениях.
Так, на основании ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа:
На должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб.;
На юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.
Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет г. Москвы либо в бюджеты внутригородских муниципальных образований в г. Москве в порядке, установленном законом г. Москвы о бюджете г. Москвы на соответствующий финансовый год.
Отметим, что Закон г. Москвы N 45 (как следует из преамбулы к данному Закону) устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в г. Москве.
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи указанных категорий, создания учебных мест для детей- инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Статья 2. Условия квотирования рабочих мест 1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. 2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств. 3. Выполнением квоты для приема на работу инвалидов (далее - квота) считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней, либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Статья 3. Порядок установления квоты 1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. 2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения. 3. В счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, указанные в части 1 статьи 2, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей 1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа исполнительной информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест. 2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. 3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений федерального органа государственной власти в области содействия занятости населения и уполномоченного органа исполнительной в области социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов. 4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной , координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты в порядке, установленном . Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона 1. Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, составляются должностными лицами территориальных органов исполнительной и органа исполнительной , координирующего работу по квотированию рабочих мест. 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, рассматриваются административными комиссиями города Москвы по делам об административных правонарушениях. 4. Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет города Москвы и может являться источником формирования целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год. Статья 6. Мероприятия, финансируемые за счет средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве Средства целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве используются на создание и сохранение (модернизацию) специальных рабочих мест, специализированных участков, цехов и производств для инвалидов, создание рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в целях их трудоустройства, создание учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 7. Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. 3. Мэру Москвы и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу. 4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года № 47 , . П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 22 декабря 2004 года № 90
ГОРОДА МОСКВЫ
О квотировании рабочих мест
Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 24, Том 1, 28.04.2009);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций (преамбула в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .
Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве
Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации , федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы , настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.
Статья 2. Условия квотирования рабочих мест
1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .
2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
3. Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) считается:
1) в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4
Статья 3. Порядок установления квоты
1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .
2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .
Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей
1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .
3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 ; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .
4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .
Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона
Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (статья в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .
Статья 6. Экономическая поддержка работодателей
Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:
1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;
2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4
Статья 7. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.
4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" , Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" .
Мэр Москвы
Ю.Лужков
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"