Рецептивная речь. Специфические расстройства развития речи и языка
Нарушения понимания
речи – довольно разнородная группа расстройств. Ребёнок может не понимать речь
по разным причинам. Например, при снижении слуха он не в состоянии чётко
различать звуки родной речи, при умственной отсталости ему сложно понять смысл
услышанного. При аутизме также существует специфическая проблема понимания
речи, связанная с буквальным восприятием слов и выражений, а также с неумением
использовать речь для обмена информацией. Кроме того, аутичный ребёнок,
погружённый в собственный сенсорный опыт познания окружающего мира (визуальный
или тактильный), довольно часто не воспринимает речь как источник информации о
происходящем вокруг.
Последние годы мне всё чаще приходится знакомиться с аутичными детьми, которым логопеды устанавливали диагноз «сенсорная» или «сенсо-моторная алалия». Родители таких детей ориентированы на то, что именно с таким речевым расстройством и связаны все проблемы развития и поведения. С другой стороны, не раз приходилось наблюдать детей дошкольного возраста, которым был установлен диагноз аутистического расстройства только на том основании, что они не откликались на своё имя, не осмысленно повторяли слова и не могли отвечать на простые вопросы. При этом они проявляли завидную сообразительность в тех случаях, когда понимание ситуации не зависело от речевой инструкции взрослого. Такие дети с лёгкостью предугадывали смысл происходящего по выражению лица родителя, интонации, окружающей обстановке и т.п. То есть, они явно демонстрировали способность к социальной интуиции (способности предугадывать намерения других людей), которая, как известно, нарушена при .
В международной классификации болезней расстройство рецептивной речи выделено в отдельную категорию (F80.2) и противопоставлено аутизму (F84) . То есть предполагается, что хотя при аутизме и имеют место проблемы рецептивной речи (то есть нарушение понимания обращённой речи), следует отличать их от изолированного расстройства языкового развития, называемого "рецептивным расстройством речи" (по всей видимости, термином «сенсорная алалия» логопеды постсоветского пространства обозначают именно это речевое расстройство). Термин «рецептивная речь», на самом деле, имеет более широкое значение и включает в себя любые процессы восприятия и понимания речи, в противоположность понятию «экспрессивная речь», то есть говорению. Как это часто бывает в медицинской терминологии, происходит некая путаница, когда название расстройства - «расстройство рецептивной речи» - отождествляют с любыми проблемами понимания, встречающимися при разных видах нарушений развития, в том числе и при аутизме.
Какое значение всё вышесказанное может иметь для реабилитации детей?
1. Дети, страдающие аутизмом и дети с рецептивным расстройством речи имеют ряд схожих симптомов в поведении, однако реабилитация детей с расстройством рецептивной речи и детей с аутизмом имеет свои особенности. Поэтому правильно и своевременно установленный диагноз – необходимое условие для эффективной коррекционной работы.
2. Логопед, подозревающий у ребёнка проблемы понимания речи, может не учитывать особенности его поведения, а также другие симптомы, характерные для аутистического расстройств, поскольку не является экспертом в области детской психиатрии . Родители могут длительное время направлять свои усилия исключительно на логопедическую коррекцию, не уделяя внимания формированию социальных навыков, адаптивного поведения, нарушенных при аутизме. Кроме того, логопедический диагноз «сенсорная алалия» или «сенсо-моторная алалия» психологически легче воспринимается родителями и может надолго «усыпить» их бдительность в отношении возможного аутизма.
3. Не меньший вред наносит гипердиагностика, когда один-два похожих симптома, встречающихся при различных проблемах развития являются доводом для постановки диагноза «аутизм».
Цель данной статьи – ознакомить родителей с признаками рецептивного расстройства речи, для того чтобы они могли более грамотно квалифицировать проблемы речевого развития своего ребёнка. Кроме того, ниже будут приведены общие рекомендации для детей дошкольного возраста, которым уже установлен диагноз рецептивного расстройства речи.
ПРИЗНАКИ РАССТРОЙСТВА РЕЦЕПТИВНОЙ РЕЧИ.
1. Нарушение понимания обращённой речи. Ребёнок не даёт адекватной реакции на обращённую к нему речь:
- реакция на речь может вообще отсутствовать, и ребёнок производит впечатление глухого;
- создаётся впечатление, что ребёнок то слышит, то не слышит;
Может реагировать на шепотную речь и не реагировать на громкую;
Не откликается на своё имя;
Часто правильно выполняет инструкции с одной и той же формулировкой и наоборот затрудняется осмыслить перефразированный вопрос или просьбу;
Лучше понимает речь матери;
Неадекватно отвечает на простые вопросы (например, на вопрос «сколько тебе лет?» –называет своё имя);
Повторяет заданный вопрос;
- часто даёт «угадывающие» ответы (например, на любой вопрос отвечает- «да»);
Наглядное подкрепление обращённой речи жестами, интонацией или мимикой заметно улучшает понимание;
Ребёнок, как правило, следит за выражением лица и жестами окружающих взрослых, пытаясь угадать ожидания взрослого;
Характерным является правильная реакция на простые просьбы близких в привычной домашней обстановке и растерянность и непонимание в непривычной обстановке.
3. Относительная сохранность инициативной речи. Если рецептивным нарушениям не сопутствуют серьёзные нарушения звукопроизношения то, как правило, у ребёнка формируется способность инициативно обращаться к окружающим, адекватно используя простые речевые высказывания, то есть коммуникативная сторона речи не страдает (в отличие от аутизма, при котором несостоятельной является именно коммуникативная сторона речи).
4. Нарушение коммуникативного поведения. Избегание речевого общения с окружающими возникает в результате того, что ребёнок уже имеет негативный опыт, когда его неспособность понять говорящего приводила к «неприятным» последствиям (рассерженность матери, наказание за «непослушание» или непредугаданные события). При условии эмоционально-комфортного окружения ребёнок с проблемами понимания демонстрирует коммуникативно-активное поведение, на доступном уровне взаимодействует со взрослыми и детьми. В кругу детей ребёнок такой ребёнок стремится «объединиться» с «безопасным союзником», с низкой коммуникативной активностью, при взаимодействии с которым легко инициировать и контролировать происходящее и избегает активных, общительных детей, задающих много вопросов и доминирующих в группе.
5. Достаточная сформированность наглядного интеллекта. Большинство детей с рецептивными нарушениями достаточно продуктивны при выполнении наглядных заданий, предъявляемых в адекватной форме, когда суть задания объясняется неречевым способом. Кроме того, такие дети вполне адаптированы в быту и легко обобщают накопленный житейский опыт, наблюдая за окружающими.
6. Стремление к постоянству окружающей среды. В отличие от ригидности поведения при аутизме, ребёнок с рецептивными расстройствами речи стремится поддерживать неизменным окружение из-за непонимания того, что пытается ему объяснить взрослый с помощью речи, либо когда похожая ситуация ассоциируется с негативным житейским опытом. Данный симптом почти всегда рассматривается родителями как проявление упрямства и капризности и достаточно жёстко пресекается, что приводит к ещё большей поведенческой дезадаптации.
7. Тревожность . Этот симптом часто сопутствует расстройствам понимания речи и свидетельствует о серьёзном нарушении адаптации ребёнка. Степень тревоги, как правило, не связана напрямую с глубиной рецептивного расстройства, а зависит от внутрисемейной психологической обстановки и ближайшего социального окружения, в котором находится ребёнок.
8. Навязчивые действия. Появление навязчивых действий всегда свидетельствует о выраженной дезадаптации, связанной как с глубиной речевого расстройства, так и с неадекватным социальным окружением (поведение членов семьи, неадекватность коррекционной работы). Чаще навязчивые действия представлены покусыванием или облизыванием губ, потряхиванием рук, но встречаются и более сложные. Как и при аутизме данные движения носят аутостимулирующий характер и являются способом «сброса внутреннего напряжения», но в отличие от аутичных детей при рецептивных расстройствах навязчивые действия не выглядят вычурными и носят менее упорный характер.
9. Нарушения произвольной регуляции собственного поведения . Дети с нарушением понимания речи, как правило, отличаются гиперактивностью и импульсивностью. Это связано с тем, в дошкольном возрасте функцию произвольной регуляции поведения выполняет речь окружающих взрослых. При нарушении понимания обращённой речи соответственно ребёнок не в состоянии самостоятельно контролировать собственную импульсивность. Кроме того, гиперактивное поведение, истощаемость и импульсивность могут выступать как сопутствующие симптомы, осложняющие коррекционную работу.
ПРИ РЕЦЕПТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ
Рецептивное расстройство речи не означает умственную несостоятельность ребёнка. Это одно из сложных нарушений развития, имеющее ряд схожих симптомов с расстройствами аутистического спектра, и о котором многие специалисты, работающие с детьми, к сожалению, знают очень мало.
Ребёнок с такими проблемами нуждается не только в помощи специалистов. Необходимо, чтобы вся жизнь ребёнка и поведение окружающих взрослых строились с учётом проблемы. Это значит, что добиться улучшения понимания обращённой речи можно только при условии «подстройки» под ребёнка его окружения (включая всех членов семьи, родственников, воспитателей в детском саду)
Нарушение понимания речи в привычных для ребёнка условиях семьи бывает довольно сложно распознать. Если ребёнок употребляет слова и отвечает на простые вопросы – это не всегда означает, что он понимает значение этих слов. Маленький ребёнок ориентируется не столько на значения слов, сколько на интонацию, выражение лица, взгляд, жесты говорящего. Кроме того, многие речевые высказывания в адрес ребёнка повторяются в кругу семьи изо дня в день («сядь», «иди сюда» и т.п.), и ребёнок их узнаёт, образно говоря «в лицо», не понимая до конца их содержание. Именно поэтому он, как правило, лучше понимает свою маму, с которой проводит большую часть времени.
Кроме того, ребёнок с проблемами понимания речи часто не лишён способности повторять речь окружающих людей, легко запоминает стихи, бытовые высказывания родителей, может быть многоречивым, что нередко создаёт иллюзию правильного речевого развития.
Следует отметить, что ребёнок с рецептивным расстройством речи очень уязвим, его поведение дезадаптивно, он может быть тревожным, пугливым, или капризным, драчливым, неуправляемым, «делать всё по-своему». Его поведение нестабильно: в привычной, знакомой ситуации (как правило дома) он может быть упрямым, требовательным, капризным, а в незнакомой обстановке становится выражено тревожным, молчаливым, отказывается от контакта.
Как уже было сказано выше, нередко у таких детей возникают навязчивые движения. Появление таких движений, как правило, свидетельствует о выраженности проблемы понимания речи или о том, что взрослое окружение ребёнка ведёт себя неадекватно. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым, был уверен, что взрослый всегда его поддержит и поможет справиться с трудной ситуацией. Необходимо быть внимательным к эмоциональному состоянию своего ребёнка. «Плохое» поведение и непослушание – это чаще всего своеобразный призыв о помощи.
Следует сказать, что правила, которым необходимо следовать, чтобы помочь ребёнку лучше понимать речь не являются сложными, однако необходимым условием их эффективности является непрерывность, длительность и соблюдение всеми взрослыми, окружающими ребёнка.
ПРАВИЛА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЦЕПТИВНЫМ РАССТРОЙСТИВОМ РЕЧИ
1. Внимательно наблюдать за тем, как ребёнок реагирует на обращённую речь (игнорирует, теряется, делает не то, о чём просят; следит за жестами и выражением лица; не всегда реагирует на своё имя, «то слышит, то не слышит»; лучше понимает свою маму).
2. Снизить интенсивность речевых обращений к ребёнку и соблюдать при этом следующие правила:
В одинаковых ситуациях использовать одни и те же формулировки словесных высказываний (например, «Идём гулять!», но не «Сегодня мы пойдём гулять позже!», или «Пойдём гулять к деткам!»);
Слова необходимо произносить чётко, достаточно громко, акцентировано, но используя естественную интонацию;
При необходимости подкреплять указанием на предмет при его назывании или демонстрировать действие;
Необходимо расширять словарный запас только теми словами, которые обозначают предметы и действия из реальной жизни ребёнка;
Использовать для просмотра и комментария детские книжки или картинки с яркими, реалистичными рисунками, желательно отражающими наглядный опыт ребёнка;
Не использовать контекстную информацию (сказки, абстрактные тексты и выражения), т.к. такую информацию практически невозможно подкрепить дополнительными приёмами, улучшающими понимание. Например, как можно «продемонстрировать» ребёнку «Колобка», объяснить выражение «По сусекам поскребла» или «Жили-были»?
3. Помощь ребёнку с рецептивным нарушением речи должна быть вплетена в повседневную жизнь семьи.
4. Распорядок дня должен быть организован в соответствии с возрастными нормативами (время сна, еды и т.п.) и быть стабильным изо дня в день. Такой режим является основой для ощущения ребёнком безопасности и предсказуемости событий, что крайне важно для адаптации при нарушениях понимания речи.
5. Каждое событие или действие режима дня должно сопровождаться одним и тем же речевым комментарием (его объём и содержание зависят от степени нарушения понимания – чем выраженнее проблема, тем лаконичнее).
6. Особое значение имеет формирование понимания простых просьб и обращений: «дай мне…»; помогайте ребёнку выразить своё желание («Мама, дай воды», «Я хочу пить»). Проговаривая за него, демонстрируйте, как это надо делать, используя других членов семьи («папа, дай хлеб!», «на, мама хлеб!»);
7. Необходимо постоянно поддерживать ребёнка, помогать, проявлять терпение, ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за неправильную реакцию на речевые просьбы.
В заключение, следует сказать, что при установлении диагноза расстройства рецептивной речи в раннем возрасте и адекватном коррекционном сопровождении в большинстве случаев проблему удаётся компенсировать вплоть до полного выздоровления.
Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства — это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна — от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых. В этой статье мы расскажем о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.
Причины речевых расстройств
Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин , к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:
- Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
- Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
- Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
- Постнатальные причины : речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.
Кроме органических, также бывают функциональные причины , т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины , связанные с окружающей средой , также могут иметь место и влиять на речь — на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного CogniFit
Симптомы нарушений речи
В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:
- Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
- Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
- Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании звуков.
Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание — нарушение плавности, ритма и организации речи.
Несмотря на то, что речь — это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи , можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки:
- Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
- Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.
Ниже вы можете посмотреть видео о развитии человеческой речи. Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Речевые расстройства: классификация и виды
Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:
1- Дизартрии:
Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.
2- Дислалии:
Дислалия — расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:
- Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки — это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей — за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
- Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
- Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
- Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.
3- Дисглоссии
Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) — это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:
- Губные дисглоссии: связаны с изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида — заячья губа, волчья пасть.
- Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
- Зубные дисглоссии: расстройство речи из-защелей между зубами или неправильного расположения зубов.
- Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
- Носовые дисглоссии : связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
- Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.
4- Дисфемия
Дисфемии — это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.
5- Афазии
Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.
- : афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
- Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
- Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
- Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
- Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
- Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
- Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.
6- Дислексия
Нейропсихологический
7- Специфическое расстройство речи
Специфическое расстройство речи или развития речи — это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.
8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью. В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ .
Нейропсихологический
9- Дискалькулия
Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка — математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины. Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией .
Диагностика нарушений речи
Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.
Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы. Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию. Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.
Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях
Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.
Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком . Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.
Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги — всё это очень полезно для развития речи.
И, наконец, важнейший шаг — выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.
Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно — вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.
Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе
В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы , которые могут быть очень полезны.
Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.
С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения
«Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной речи» даёт следующие рекомендации:
Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.
Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.
Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.
Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.
Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.
Перевод Анны Иноземцевой Испанский
Дети развиваются с разной скоростью. Существует возрастной диапазон, когда малыши достигают определенных успехов, согласно которому и определяют, есть ли отклонения в развитии.
Задержка развития речи – одно из наиболее частых отклонений. Согласно статистическим данным, 1 ребенок из 20 имеет некое речевое расстройство. Родителей беспокоит, что ребенок не начал говорить в ожидаемом возрасте, или не может произносить слова четко.
Типы задержки речи
Задержка речевого развития у детей существует в разных формах:
– понимание речи;
– высказывание;
– речевая артикуляция.
Как правило, страдает только одна из форм воспроизведения речи. Важно понимать различие между понятиями предложенными ниже.
Рецептивная речь – это речь, которую ребенок способен понять, отдельный навык от умения производить разговорную речь.
Экспрессивная речь – это навык, с помощью которого ребенок общается. Для большинства детей, это разговорная речь. Некоторые дети могут выражать себя через язык жестов, картинки или другими методами.
Артикуляция – это четкость звуков речи – насколько хорошо ребенок способен продуцировать специфические фонемы в родном языке.
Рецептивная речь
Развивается задолго до того, как появляется разговорная. В 3 месяца ребенок распознает голоса, и понимает несколько слов. В возрасте 2 лет большинство детей понимают более 300 слов и способны следовать указаниям, которые содержат два самостоятельных этапа. Смотрите таблицу ниже для типичных рецептивных речевых навыков.
Рецептивная речь по возрасту
Возраст | Умения | Признаки задержки |
4 месяца | Повернет голову на голос | Нет зрительного контакта или не улыбается |
5 месяцев | Способен различать голоса и звуки окружающей среды (будет смотреть на дверь, когда дверной звонок звонит) | Не поворачивается когда к нему обращаются родители или не ищет источник звука |
6-9 месяцев | Понимает, что предметы не исчезают, когда скрытые от взгляда (постоянство объекта); понимает несколько простых предметов в повседневной жизни (собака, кошечка, телефон, слово “нет”). | Не ищет скрытые предметы, не понимает, “нет” или любое другое слово. |
12 месяцев | Способен понимать действия в один шаг, слова, обозначающие действия, и имена знакомых людей. | Не реагирует на простые просьбы (“иди сюда”) или не вступает в такие игры, как “ку-ку”. |
15 месяцев | Понимает речь взрослого без жестов и артикуляции | Не реагирует на просьбы в игре (нажимаем на кнопку, катать мяч). |
18 месяцев | Будет указывать именованные объекты в книжке и покажет части тела | Не умеет называть и показывать части тела |
2 лет | Понимает вопросы “где” и “что”, понимает более 300 слов, и действия в два шага (поставь мяч и иди ко мне) | Не может определить действие слова как “бегать” или “прыгать” на картинке, не может выполнить два задания |
3 лет | Понимает 500-1,000 слов, различает цвета, предлоги (в/под/на), и деление на девочек-мальчиков | Не может идентифицировать детали объектов, не может сортировать объекты. |
4 лет | Способен классифицировать и определить смысл. | Не может в игре подбирать и классифицировать объекты. |
5 лет | Умеет слушать и отвечать на вопросы о рассказе, понимает понятия времени, начинает идентифицировать цифры и буквы. | Не может ответить на вопросы о простой истории (“что же Маша съела в доме трех медведей?”) |
Причины расстройства рецептивной речи у детей
Ребенок может не уметь обрабатывать или понимать речь из множества причин. Любой родитель, который подозревает проблемы с рецептивной речью, обязан обратиться к специалисту по месту жительства , чтобы определить источник проблемы.
Возможные причины отклонений:
- Глухота
- Черепно-мозговая травма
- Глобальная задержка развития
- Нарушение обработки слуховой информации
- Хронические ушные инфекции
Развитие экспрессивной речи
Экспрессивная речь появляется позже, чем рецептивная речь, так ребенок учится передавать смысл. Сначала возникает гуление, к 9 месяцам малыш научится повторять звуки и короткие простые слова (мама, баба, папа). В 12 месяцев сможет махать “пока-пока” и будет издавать различные звуки, повторяющие животных, сможет соединять два-три слова. В возрасте двух лет, большинство детей имеют около 50 слов в своем словарном запасе, и соединяет их в несложные маленькие предложения.
Этапы развития экспрессивной речи
Возраст | Умения | Признаки задержки |
4 месяца | Улыбается, агукает. | Не издает никаких звуков. |
6 месяцев | Смеется, имитирует высовывание языка, может начать лепетать. | Не смеется или не имитирует мимику. |
9 месяцев | «Болтает» с постепенным увеличением числа звуков, визгов, всячески привлекает к себе внимание. | Не производит никакого лепета |
12 месяцев | Машет «привет», говорит 1-2 слова (как да-да или мяч). | Не производит сложный лепет, не стремится повторять звуки |
15 месяцев | Может играть и «комментировать» игру. | Не взаимодействует, не производит разнообразные сложные звуки и выражения. |
18 месяцев | Имитирует слова, имена, некоторые фотографии объектов. | Нет истинных слов, не может имитировать слова. |
2 лет | Имеет около 50 слов и начинает соединять 2 слова вместе. | Менее 20 слов или не соединяет вместе 2 слово в фразы. |
2 1/2 лет | Использует слово “я” или “меня”, чтобы обратиться к собственной личности, задает простые вопросы (“где печенье?”) | Менее 50 слов и нет фраз |
3 лет | Спрашивает, Что/Где/Кто? Использует 3-5 слов в предложении. | Не задает вопросы, выражается короткими предложениями. |
Причины расстройства экспрессивной речи
Некоторые дети имеют трудности в понимании языка и не могут выразить себя в обычной манере. Ребенок с выразительным расстройством может иметь нарушение синтаксиса (повторение слов в предложении в необычном порядке), заикаться, с трудом вспоминая слова, повторять одно слово много раз, или знать меньшее количество слов, чем типично для развивающегося ребенка. Неумение выражать мысли может вызвать поведенческие проблемы у детей , так как они не могут донести свои желания и потребности. Возможные причины расстройства экспрессивной могут быть вызваны такими факторами, как:
- Глухота
- Черепно-мозговая травма
- Задержки развития
- Аутизм
- Детская апраксия речи
Этапы развития и расстройства артикуляции
Способность вырабатывать четкую речь, занимает довольно длительное время. Маленький ребенок может называть мяч “ма”, так как звук «ч» сложен. Некоторые звуки ребенок может освоить только к 6-8 годам.
Задержку развития артикуляции у детей часто и называют “задержкой речи”, и она является наиболее распространенной формой речевой задержки развития. Артикуляция расстройства могут быть вызваны:
- Фонологическими расстройствами
- Апраксией речи
- Моторными расстройствами
- Низким тонусом мышц ротовой полости
- Глухотой
Первые шаги родителей при подозрении задержки речевого развития
Некоторые задержки развития речи могут быть легкими и со временем наладиться, все же, задержка должна оцениваться через скрининг и с логопедом.
Как минимум ребенок с задержкой речевого развития должен пройти:
- Тестирование слуха (аудиограмма) лицензированным врачом-сурдологом
- Тестирование рецептивной, экспрессивной речи и артикуляции
- Медицинский осмотр педиатром
В зависимости от причины, задержка речевого развития у детей будет протекать по разному, при этом назначается дополнительная диагностика специалистами:
– Дети с потерей слуха будут направлены к ЛОР специалисту и получат слуховые аппараты или кохлеарный имплант, чтобы позволить речи развиваться должным образом (наряду с соответствующей терапией).
– Дети с апраксией речи могут наблюдаться у невропатолога и получать соответствующую терапию.
В любом случае, лечение зависит от очень многих факторов и диагноза. Самое главное, что могут сделать родители – это не дать нарушениям прогрессировать. Остальное – сделают хорошие специалисты .
Ищете хорошего врача для ребенка в Алматы? Оставьте свою заявку на консультацию и мы индивидуально подберем для Вашего ребенка отоларинголога, логопеда, сурдолога или педиатра.
Расстройство рецептивной речи представляет собой специфическое нарушение речевой функции ребёнка, при котором на фоне сохранной функции слухового аппарата и нормального умственного развития ребёнок плохо понимает обращённую к нему речь.
Данная патология гораздо чаще встречается у мальчиков, при этом среди детей школьного возраста распространенность данного расстройства составляет 3-10%.
Этиология
До сегодняшнего дня точных причин развития данного нарушения не установлено. Существуют доказательства того, что определённую роль в формировании этого расстройства играет незрелость височной доли левого полушария у правшей и правого у левшей.
Также своё влияние на становление рецептивной речи у ребёнка оказывают генетические факторы, задержка развития связей между нейронами, минимальные поражения коры больших полушарий органического характера.
Часто дети с данной патологией на звук речи реагируют хуже, чем на звуки, которые создаются различными объектами, что говорит о вовлечении в патологический процесс задних отделов височной доли доминирующего полушария, которые отвечают за звукораспознавание.
Клиническая картина
Первые симптомы данной патологии обнаруживаются в раннем возрасте. К полутора годам малыши с расстройством рецептивной речи не приобретают способность правильно идентифицировать различные предметы, в два года они не могут следовать простым вербальным инструкциям.
В возрасте четырёх лет родители обращают внимание на то, что ребёнок не способен понять вопросы, сравнения и отрицание, не дифференцирует интонации и тон голоса. На фоне речевых нарушений у таких детей сохраняется нормальное отношение к родителям, способность играть в ролевые игры, умение использовать правильные жесты в контексте различных ситуаций.
На данную патологию указывают и такие компенсаторные реакции, как невнимательность, гиперактивность, застенчивость, повышенная эмоциональность, тревожность, социальная дезадаптация.
Детей с расстройством рецептивной речи часто путают с глухими детьми, однако, в отличие от малышей, у которых нарушение работы слухового анализатора является причиной непонимания обращённых к ним вербальных высказываний, малыши с расстройством рецептивной речи адекватно реагируют на невербальные звуковые раздражители.
У таких детей отсутствует взаимосвязь между отдельным предметом или действием и словом его обозначающим. При данном речевом нарушении происходит задержка интеллектуального и психического развития ребёнка.
Диагностика
Важными задачами диагностических мероприятий являются исключение умственной отсталости, нарушений работы слухового анализатора, общих расстройств развития ребёнка, приобретенной афазии. Несмотря на некоторую общность клинических проявлений, расстройство рецептивной речи следует отличать от признаков аутизма.
Дети с речевой патологией способны к нормальному взаимодействию в социуме, пусть и без вербального общения. Они принимают участие в ролевых играх, общение с родителями необходимо им для комфортного существования, с помощью эмоций и жестов они всегда могут донести до окружающих свое желание или отношение к тому или иному явлению.
Лечение
Ведущая роль в коррекции расстройства рецептивной речи отводится логопедическим занятиям, в ходе которых совершенствуются рецептивные и экспрессивные навыки, развивается воображение, символическое мышление. Также эффективны семейная психотерапия и тренинги, позволяющие повысить навыки социального общения и самоутвердиться.
Дискуссионным на данный момент остаётся вопрос о преимуществах индивидуальных занятий с детьми, имеющими данную патологию. В любом случае наблюдение логопеда и психолога за ребёнком осуществляется до полного устранения симптомов задержки речевого развития.
Вы можете или написать свой.