Участники общественных объединений. Общественные объединения, виды, структура, регистрация
Общественное объединение является той формой некоммерческой организации, в рамках которой граждане могут активно участвовать в социальной, политической жизни страны, защищать свои интересы, в том числе корпоративного характера, обеспечивать себе благоприятную среду обитания и отстаивать другие социально значимые интересы.
В этой связи правовое положение общественных объединений имеет большое значение в общественной жизни страны. Общественные объединения как форма юридического лица не являются новым явлением для Казахстана, хотя в советский период такие объединения назывались общественными организациями. Но по сравнению с советским периодом в настоящее время появилось множество новых общественных объединений и существенно изменилось их правовое положение. Это подтверждается, например, наличием в стране многопартийности, узаконением различных форм религиозных организаций и т.д.
Общее определение общественного объединения дается в ГК (ст. 106), Законе «О некоммерческих организациях» (ст. 11) и Законе «Об общественных объединениях» (ст. 2). Определения, содержащиеся в данных законах, имеют некоторые отличия. Согласно нормам ГК и Закона «Об общественных объединениях» такими объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Согласно Закону «О некоммерческих организациях» общественным объединением признается организация, созданная в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Наиболее важными особенностями общественного объединения являются: 1) это объединение только граждан; 2) носит исключительно добровольный характер; 3) преследует достижение общих целей, не противоречащих законодательству; 4) является самоуправляемой организацией; 5) признается самостоятельным субъектом права собственности на свое имущество, в том числе на членские взносы; 6) участники (члены) общественного объединения не имеют на имущество объединения никаких имущественных прав (вещных или обязательственных), в том числе на членские взносы; 7) имущество объединения, оставшееся после его ликвидации, в том числе банкротства, не распределяется между его членами, а направляется на цели, предусмотренные его уставом; 8) участники (члены) не отвечают по обязательствам общественных объединений, в которых они участвуют, а указанные объединения не отвечают по обязательствам своих членов.
Законодательство не содержит исчерпывающего перечня целей создания общественных объединений. Так, установлено, что общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы; охраны памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения и укрепления международного сотрудничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан.
Особо следует отметить, что цель создания общественного объединения должна быть позитивной.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание, не предусмотренных законодательством, военизированных формирований. Не допускается также создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений. В отличие от Казахстана, в некоторых странах деятельность незарегистрированных объединений возможна.
Учитывая цели создания, социальную значимость и возможности влияния на общественные процессы в стране, закон устанавливает требования к минимальному количеству участников (членов) организации. В Казахстане общественное объединение создается по инициативе группы граждан РК не менее десяти человек (за исключением политических партий). Возможность членства (участия) в общественной организации иностранцев и лиц без гражданства должна быть предусмотрена в уставе организации. Прямой запрет на иностранное участие предусмотрено только для политических партий.
Классификацию общественных объединений можно провести по различным признакам. По территориальному признаку различаются республиканские, региональные и местные общественные объединения. Объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и пред- ставительства) на территории более половины областей Республики Казахстан, признаются республиканскими; на территории менее половины областей - региональными; объединения, действующие в пределах одной области, являются местными.
По целям и направлениям деятельности можно различать научные, спортивно-оздоровительные, благотворительные, культурно-просветительские, экологические, местного самоуправления и много других видов объединений, перечень которых не может быть исчерпывающим. Наименование общественного объединения может при этом носить самый разный характер (Общество «зеленых», Борьбы с наркоманией, Охраны памятников истории и культуры, Ветеранов войны и труда, Воинов-интернационалистов и т.д.).
Возможно выделение общественных объединений по характеру участия в организации. Существуют общественные объединения, основанные на членстве, с уплатой членских взносов, с выдачей документов, подтверждающих такое членство (членские билеты, партийные билеты и т.д.). В других общественных объединениях достаточно быть участником, разделяя ее цели и программы.
Отдельным видам общественных объединений посвящено специальное законодательство, учитывающее особенности таких объединений. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, органы местного самоуправления и общественной самодеятельности.
б) Политические партии
Основу для многопартийной системы в Казахстане создали нормы Конституции РК, провозгласившей политическое многообразие и право граждан на свободу объединения в политические партии (ст. ст. 5, 23). Деятельность политических партий в Казахстане регулируется Законом «О политических партиях».
Политическая партия является разновидностью общественного объединения, правовое положение которой имеет свои особенности.
Политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании.
Таким образом, политическая партия является той юридической формой, посредством которой граждане могут принимать участие в деятельности представительных и исполнительных органов страны, влияя на осуществление социально-экономической политики государства.
Гражданин РК может состоять членом только одной политической партии. Для депутатов Парламента, государственных служащих установлен запрет на занятие оплачиваемых должностей в политических партиях. Выдвигая своих членов в депутаты Парламента и создавая депутатские фракции, политические партии лоббируют свои законопроекты, которые отвечают их политическим программам.
На политические партии распространяются те же запреты, которые установлены для всех общественных объединений. То есть они не могут преследовать такие цели, как насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Запрещаются создание и деятельность военизированных политических партий, а также военизированных формирований при политических партиях. Вместе с тем, в отличие от других видов общественных объединений, не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности граждан, а также создание в государственных органах и органах местного самоуправления первичных партийных организаций политических партий. По указанным основаниям будет, например, отказано в регистрации партии старшего, среднего или младшего жуза, партии оралманов или женщин Казахстана. Для достижения своих целей в указанных случаях можно создать другие общественные объединения, но не политическую партию. По указанным причинам в наименовании партии не допускается указание на национальные, этнические, религиозные, общинные и гендерные признаки, использование имен и фамилии ее лидера, исторических личностей. После принятия нового Закона «О политических партиях» 2002 г. взамен Закона 1996 г. некоторым политическим партиям пришлось перерегистрироваться, другим отказано в перерегистрации. Кроме того, на территории РК не допускается деятельность политических партий других государств.
Помимо членства и целей образования политических партий, установлен ряд специальных правил, касающихся создания политической партии. Политическая партия создается по инициативе группы граждан
РК численностью не менее одной тысячи человек, созывающих учредительный съезд (конференцию) политической партии и представляющих две трети областей, города республиканского значения и столицы. Для государственной регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее пятидесяти тысяч членов партии, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех областях, городе республиканского значения и столице, численностью не менее семисот членов партии в каждой из них (ст. 10 Закона «О политических партиях»). Политическая партия осуществляет уставную деятельность после прохождения государственной регистрации. Пока партия не зарегистрирована, она не может формально-юридически считаться партией. Соответственно, для ее регистрации не может быть установлено требование о необходимом количестве членов партии. По всей видимости, речь должна идти о кандидатах в члены партии или желающих вступить в партию после ее создания.
Для политической партии, также как и для других видов юридических лиц, устанавливается ряд требований, касающихся органов управления партии. Высшим органом управления политической партии признается съезд (конференция), созываемый не реже одного раза в течение 4 лет. К компетенции высшего органа управления закон относит решение таких вопросов, как внесение изменений и дополнений в устав и программу, избрание руководящих органов, утверждение размера членских взносов, выдвижение членов политической партии в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Мажилиса Парламента, утверждение партийных списков кандидатов в депутаты, представляемых для регистрации в Центральную избирательную комиссию и др.
в) Профессиональные союзы
В советский период профессиональные союзы были одной из самых распространенных форм общественных организаций, образованных по профессиональному признаку (профсоюзы работников железнодорожного транспорта, учителей, врачей и т.д.). В настоящее время активность профессиональных союзов существенно снизилась, что связано с тем, что работники одной профессии значительно разобщены, усилены позиции работодателей по трудовому законодательству, государство в связи с прошедшими приватизационными процессами отстранилось от профсоюзного движения. Поэтому профсоюзы не играют в настоящее время такую роль, которая у них была раньше. Но правовые основы для их образования существуют. Правовое положение профессиональных союзов закрепляется специальным законодательным актом - Законом «О профессиональных союзах».
Профессиональные союзы в Республике Казахстан (профсоюзы) - это самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов и улучшения условий труда (ст. 1 Закона «О профессиональных союзах»).
Профессиональные союзы создаются по производственно-отраслевому принципу. Причем количество профессиональных союзов, создаваемых в рамках одной профессии (групп профессий), не ограничивается. К созданию профсоюзов предъявляются следующие требования. Профессиональный союз создается по инициативе группы граждан не менее десяти человек, созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором утверждается устав союза и формируются руководящие органы. Профессиональные союзы могут на добровольных началах создавать объединения союзов по производственному (отраслевому), территориальному и иным принципам, а также вступать в них, заключать друг с другом временные и постоянные договоры и соглашения, проводить совместные акции и мероприятия.
В правовом положении профсоюзов существенное значение имеют их права, которые можно разделить условно на права в сфере охраны труда, по представлению интересов своих членов во взаимоотношениях с государственными, общественными и иными организациями, в том числе в судах, правоохранительных органах, по оказанию правовой и консультационной помощи, по занятию производственной, в том числе коммерческой деятельностью и т.д. (ст. 10 Закона «О профессиональных союзах»). Профсоюзы при этом вправе защищать и представлять трудовые и социально-экономические интересы не только своих членов, но и всего трудового коллектива, например, при заключении коллективного договора с работодателем, осуществлять контроль за его исполнением, предъявлять в суд иски, направленные на защиту прав и интересов трудового коллектива и отдельных его членов, осуществлять другие действия, связанные с реализацией прав трудового коллектива и их защитой.
Общественное объединение
Общественное объединение - добровольное , самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения .
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.
Общественное объединение - это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией . Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица - другие общественные объединения .
Формы общественных объединений
В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):
В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).
Сфера деятельности
В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.
Создание и регистрация общественных объединений
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».
Структура, организация деятельности общественных объединений
Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.
Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений
Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации . Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений - Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:
- запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
- направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
- не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
- запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
- в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов , федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма , устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.
Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений
Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.
С усилением «вертикали власти» (с 2002 г.) изменился и порядок приостановления деятельности общественных объединений - теперь уже внесудебный (административно-прокурорский)либо на шесть месяцев , либо без явного определения этого срока .
См. также
- Предпринимательские объединения
Ссылки
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» - в первоначальной общепринятой редакции
- Гуляихин В.Н.,Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс . - 2012. - № 6. - С. 127-132.
Юридические лица | |
---|---|
Коммерческие | Хозяйственные товарищества и общества (Полное На вере) Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью Акционерное общество (Открытое Закрытое) Производственный кооператив Унитарное предприятие |
Некоммерческие | Потребительский кооператив Общественное объединение (Организация Движение Фонд Учреждение Орган самодеятельности Политическая партия) Религиозная организация Фонд Учреждение |
Государственная регистрация | Государственная регистрация Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) |
Прочее | Несостоятельность Ассоциация (союз) Индивидуальный предприниматель Ограниченная ответственность Учредитель |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Общественное объединение" в других словарях:
Общественное объединение - Общественное объединение добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5… … Бухгалтерская энциклопедия
Общественное объединение - (англ. social union) в РФ добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе О.о. Право граждан на создание О.о.… … Энциклопедия права
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, добровольная, самоуправляемая, некоммерческая организация (см. ОРГАНИЗАЦИЯ), созданная по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения … Энциклопедический словарь
Юридический словарь
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. О.о. могут создаваться в одной из… … Юридическая энциклопедия
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Принцип добровольности основывается … Российское избирательное право: словарь-справочник
общественное объединение - по определению ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г. добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в… … Большой юридический словарь
Особенность общественной организации – наличие членства, тогда как в отношении других организационно-правовых форм общественных объединений этого не требуется, и их составляют участники. Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации выступает съезд (конференция) или общее собрание; имеется и постоянно действующий руководящий орган (это выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию). Общественные организации многообразны. Этим понятием, в частности, охватываются профессиональные союзы, политические партии.
В современном обществе большую роль играют профсоюзы. Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Наряду с правом на такое представительство профсоюзы имеют право на содействие занятости, право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров, контроль за их выполнением, право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, право на социальную защиту работников и т.д.
Общественные объединения различаются не только по своим организационным формам, но и по территориальной сфере деятельности. В зависимости от этого выделяются общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общероссийские общественные объединения действуют на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства). Территориальная сфера деятельности других видов общественных объединений меньше. Так, региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории только одного субъекта РФ, а местное – в пределах территории органа местного самоуправления (например, населенного пункта).
Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Они свободны (в рамках законов) в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, она основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Конституция РФ (ч. 5 ст. 13) устанавливает определенные ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Это оправданные, естественные для демократического правового государства ограничения.
Главное в правилах создания общественных объединений – закрепленное законом право граждан создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей. Закон требует, чтобы учредителями были не менее трех физических лиц, вместе с тем наряду с физическими лицами в состав учредителей могут входить и юридические лица – общественные объединения. Число учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об этих видах объединений.
Закон предъявляет определенные требования к учредителям, членам и участникам общественных объединений. Как правило (если иное не установлено законодательством), учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения. Ими могут также быть иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, указанных в федеральных законах или международных договорах (например, они не могут входить в политические партии). Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских – достигшие 10 лет. Учредителями, членами и участниками общественных объединений не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, а также условием для предоставления им преимуществ (за исключением предусмотренных законом случаев). Не допускается требование об указании в официальных документах на членство или участие в общественных объединениях.
Решения о создании общественного объединения, а также об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании; с момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным. Однако юридическим лицом оно становится с момента государственной регистрации данного объединения. Но общественные объединения могут и не регистрироваться в органах юстиции; тогда они не приобретают прав юридического лица. Регистрация осуществляется Министерством юстиции и его органами. Для государственной регистрации необходимо представить определенные документы, круг которых установлен законом. Отказать в государственной регистрации можно только по основаниям, указанным в законе.
Такой отказ возможен, если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, положениям закона об ограничении деятельности объединений определенной направленности, требованиям, предъявляемым к учредителям, членам и участникам общественных объединений, требованиям к уставу, документам, представленным к регистрации (ст. 16, 19, 20, 21 Федерального закона «Об общественных объединениях»); если не представлен полный перечень учредительных документов и т.д. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.
Законодательство регламентирует и порядок ликвидации общественных объединений. Ликвидация общественного объединения происходит по решению съезда (конференции) или общего собрания либо в судебном порядке; предусматривается также возможность приостановления деятельности общественных объединений. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена по решению суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда, что означает запрет на его деятельность. Основаниями этого являются: 1) нарушения требований Конституции РФ и Федерального закона «Об общественных объединениях» о запрещении создания и деятельности общественных объединений определенного характера; 2) виновные нарушения общественным объединением своими действиями прав и свобод граждан; 3) неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Общественные объединения – самостоятельные, самоуправляющиеся ассоциации, и законодательство не допускает вмешательства государственных органов, должностных лиц в деятельность общественных объединений, а также и вмешательства последних в работу органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вместе с тем многие общественные объединения активно участвуют в политической жизни, играют заметную роль в политической системе, участвуют в выборах органов государственной власти, представители политических партий, других общественных объединений являются депутатами представительных органов, занимают выборные государственные должности. Однако сами по себе общественные объединения государственную власть не осуществляют, не наделяются государственно-властными полномочиями; это прерогатива органов государства.
Общественные объединения имеют широкие права, позволяющие им реализовывать свои уставные цели. Они вправе свободно распространять информацию о своей деятельности; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов и органов местного самоуправления (в порядке и в объеме, предусмотренных законодательством); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти. Общественные объединения могут представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных объединениях. Весьма важным и активно используемым правом общественных объединений является возможность участвовать в избирательных кампаниях (при наличии государственной регистрации объединения и указания в его уставе об участии в выборах). Отвечающие требованиям законодательства общественные объединения имеют право выдвигать кандидата на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Особенно значимо их право выдвигать федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы по федеральному избирательному округу, которое принадлежит только общественным объединениям.
Закон возлагает на общественные объединения и определенные обязанности, прежде всего обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, нормы устава и других учредительных документов, а также обязанность допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, и некоторые другие обязанности.
Государство осуществляет надзор и контроль за деятельностью общественных объединений. Надзор за соблюдением ими законов осуществляется прокуратурой Российской Федерации. Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов. Другие органы государственного надзора и контроля (экологические, пожарные и др.) также участвуют в контроле за соблюдением общественными объединениями соответствующих норм.
Закон "06 образовании в Российской Федерации" (Извлечения)
Из статьи 5
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов<„.>;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и.творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Из статьи 10
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Озаглавьте каждый из пунктов приведенных статей закона, исходя из тех вопросов, которые в них освещаются.