Вербальные персеверации. Заикание или персерверации
Эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи .
Персеверация речи - «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или одного несложного представления и неоднократное и монотонное их повторение в ответ, например, на вопросы, которые не имеют к первоначальным совсем никакого отношения.
Моторные персеверации - навязчивое воспроизведение - одних и тех же движений - или их элементов (написание букв или рисование). Различают «элементарную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения и возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур; и «системную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении целых программ движений и возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга. Выделяют также моторную речевую персеверацию, которая проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме и возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии - при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Персеверация" в других словарях:
персеверация - (от лат. perseveratio упорство) циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого либо действия, мысли или переживания. Различают П. в двигательной, эмоциональной, сенсорно перцептивной (см … Большая психологическая энциклопедия
Упорство, повторение Словарь русских синонимов. персеверация сущ., кол во синонимов: 2 повторение (73) … Словарь синонимов
- (от лат. perseveratio упорство) стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, напр., при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной системы … Большой Энциклопедический словарь
- (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений. Выделяют моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации … Психологический словарь
- (от лат. perseverantia – упорство) упорство, в особенности упорное возвращение представления, находящегося в сознании, напр. постоянное вспоминание мелодии. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия
- [нем. Perseveration Словарь иностранных слов русского языка
- (от лат. persevera tio настойчивость, упорство) англ. perseveration; нем. Perseveration. Циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, к. л. действия, мысли или переживания. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - ПЕРСЕВЕРАЦИЯ, наклонность определенных представлений, движений, действий и проч. к повторному возвращению в сознание. Каждое вошедшее в сознание представление имеет тенденцию вновь появляться в сознании (ассоциации) и тем интенсивнее, чем меньше… … Большая медицинская энциклопедия
- (от лат. perseveratio упорство), стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, например, при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной… … Энциклопедический словарь
Персеверация - расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления. * * * (лат. persevero – упорно держаться, продолжаться) 1. термин C Neisser… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Персеверацией называют психологические, психические и нейропатологические явления, при которых наблюдается навязчивое и частое повторение действий, слов, фраз и эмоций.
Причем проявляются повторения как в устной, так и письменной форме. Повторяя одни и те же слова, либо мысли, человек часто себя не контролирует, ведя вербальный способ общения. Проявляться персеверация может и при невербальном общении, основанном на жестах и телодвижениях.
Проявления
Опираясь на характер персеверации, различают следующие виды ее проявления:
- Персеверация мышления или интеллектуальные проявления. Отличается «оседанием» в человеческом создании определенных мыслей или его представлений, проявляющихся в процессе вербального общения. Персеверативная фраза часто может использоваться человеком при ответе на вопросы, к которым она совершенно не имеет какого-либо отношения. Также такие фразы человек с персеверацией может проговаривать самому себе вслух. Характерное проявление такого вида персеверации - это постоянные попытки вернуться к теме разговора, о которой уже давно перестали говорить или же решили стоящий в ней вопрос.
- Моторный тип персеверации. Такое проявление как двигательные персеверации имеет непосредственное отношение к физическому нарушению в премоторном ядре мозга или подкорковых моторных слоях. Это вид персеверации, проявляющийся в форме повторения физических действий неоднократно. Это может быть как простейшее движение, так и целый комплекс различных телодвижений. При этом они повторяются всегда одинаково и четко, словно по заданному алгоритму.
- Речевая персеверация. Ее относят к отдельному подвиду описанной выше персеверации моторного типа. Данные двигательные персеверации характеризуются повторениями постоянно одних слов, либо целых фраз. Повторения могут проявляться в устной и письменной форме. Связано такое отклонение с поражениями нижнего отдела премоторного ядра коры человеческого мозга в левом или правом полушарии. Причем если человек левша, то речь идет о поражении правого полушария, а если правша, то, соответственно, левого полушария мозга.
Причины проявления персеверации
Существуют нейропатологические, психопатологические и психологические причины развития персеверации.
Повторение одной и той же фразы, вызванное развитием персеверации, может возникать на фоне нейропатологических причин. К ним наиболее часто относят:
- Черепно-мозговые травмы, при которых повреждается боковая область орбитофронтального участка коры головного мозга. Либо же это связано с физическими видами повреждений прифронтальных выпуклостей.
- При афазии. Персеверация не редко развивается на фоне афазии. Она представляет собой состояние, характеризующееся патологическими отклонениями ранее сформированной человеческой речи. Происходят подобные изменения в случае физического повреждения центров в коре мозга, отвечающих за речь. Вызвать их могут травмы, опухоли или другие виды воздействий.
- Перенесенные локальные патологии в лобной доле головного мозга. Это могут быть аналогичные патологии, как в случае с афазией.
Персеверацию психиатры, а также психологи называют отклонениями психологического типа, которые протекают на фоне дисфункций, происходящих организме человека. Зачастую персеверация выступает в качестве дополнительного расстройства и является очевидным признаком формирования у человека сложной фобии или иного синдрома.
Если у человека возникают признаки формирования персеверации, но при этом он не переносил тяжелые формы стресса или черепно-мозговые травмы, это может свидетельствовать о развитии как психологических, так и психических форм отклонения.
Если говорить о психопатологических и психологических причинах развития персеверации, то здесь выделяют несколько основных:
- Склонность к повышенной и навязчивой избирательности интересов. Чаще всего это проявляется у людей, характеризующихся аутическими отклонениями.
- Стремление постоянно учиться и обучаться, познавать нечто новое. Встречается преимущественно у одаренных людей. Но основная проблема заключается в том, что тот человек может зацикливаться на определенных суждениях или своей деятельности. Между персеверацией и таким понятием как упорство имеющаяся грань крайне незначительная и размыта. Потому при чрезмерном стремлении развиваться и самосовершенствоваться могут развиться серьезные проблемы.
- Чувство недостатка внимания. Проявляется у гиперактивных людей. Развитие у них персеверативных наклонностей объясняется попыткой привлечь к себе или к своей деятельности повышенное внимание.
- Одержимость идеями. На фоне одержимости человек может постоянно повторять одни и те же физические действия, вызванные обсессией, то есть навязчивостью мыслей. Самым простым, но очень понятным примером одержимости, является стремление человека постоянно держать руки в чистоте и мыть их регулярно. Человек это объясняет тем, что боится заразиться страшными инфекциями, но такая привычка может перерасти в патологическую одержимость, которую называют персеверацией.
Важно уметь различать, когда один человек просто имеет странные привычки в виде того же постоянного мытья рук, либо же это обсессивно-компульсивное расстройство. Также не редко повторения одних и тех же действий или фраз обусловлены расстройством памяти, а не персеверацией.
Особенности лечения
Универсального рекомендованного всем алгоритма лечения персеверации не существует. Терапию проводят на основании применения целого комплекса различных подходов. Один метод, как единственный способ лечения, применять не стоит. Нужно предпринимать новые методы, если предыдущие не дали результата. Грубо говоря, лечение основано на постоянных пробах и ошибках, что в итоге позволяет отыскать оптимальный метод воздействия на человека, страдающего персеверацией.
Представленные методы психологического воздействия можно применять поочередно или последовательно:
- Ожидание. Является основой в психотерапии людей, страдающих персеверацией. Суть состоит в том, чтобы ждать изменения в характере возникших отклонений на фоне применения различных методов воздействия. То есть стратегию ожидания применяют в паре с любым другим методом, о которых расскажем ниже. Если изменений не происходит, переходите на другие психологические способы воздействия, ожидайте результата и действуйте по обстоятельствам.
- Профилактика. Не редко два типа персеверации (моторная и интеллектуальная) протекают совместно. Это дает возможность вовремя предупредить подобные изменения. Суть методики основана на исключении физических проявлений, о которых человек наиболее часто говорит.
- Перенаправление. Это психологический прием, основанный на резком изменении совершаемых действий или текущих мыслей. То есть при общении с пациентом можно резко поменять тему разговора или от одних физических упражнений, движений перейти к другим.
- Лимитирование. Метод направлен на последовательное снижение привязанности человека. Достигается это за счет ограничения повторяющихся действий. Простой, но понятный пример - ограничить время, в рамках которого человеку разрешается сидеть за компьютером.
- Резкое прекращение. Это метод активного избавления от персеверативной привязанности. В основу данного способа ложится воздействие путем введения пациента в шоковое состояние. Это можно достичь путем резких и громких фраз, либо же визуализации того, насколько вредными могут быть навязчивые мысли или движения, действия пациента.
- Игнорирование. Метод предполагает полное игнорирование проявления расстройства у человека. Такой подход проявляет себя наилучшим образом, если нарушения были вызваны дефицитом внимания. Если человек не будет видеть смысла в том, что он делает, поскольку эффект отсутствует, то вскоре прекратит повторять навязчивые действия или фразы.
- Понимание. Еще одна актуальная стратегия, с помощью которой психолог узнает ходы мыслей пациента при отклонениях или при отсутствии таковых. Подобный подход не редко позволяет человеку самостоятельно разобраться в своих мыслях и действиях.
Персеверация представляет собой достаточно распространенное расстройство, которое может быть вызвано различными причинами. При персеверации важно выбрать грамотную стратегию лечения. Медикаментозное воздействие в данном случае не применяется.
Нету похожих постов(
Рубрики
Проверь себя!
Все о стрессе © 2018. Все права защищены.
Персеверация в логопедии
ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ - внешний, удаленный от центра чего-либо; напр., периферический отдел анализатора.
ПЕРИФОКАЛЬНЫЙ [греч. peri около + лат. fokalis очаговый] - околоочаговый.
ПЕРМУТАЦИИ [пер+ мутации] - усиленные видоизменения.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ [лат. perseveratio упорство] - циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, к.-л. действия, мысли или переживания.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ - нарушение зрительного восприятия в виде сохранения или повторного возникновения зрительного образа предмета после его исчезновения из поля зрения.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ - см. Мышление персеверативное.
ПЕРТИНЕНТНЫЙ - см. Релевантный.
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.
ПЕРЦЕПЦИЯ - см. Восприятие.
ПЕТАЛЬНЫЙ [лат. peto приближаться] - центростремительный; см. Афферентный.
ПЕЭРЕЛИЗМ - детское инфантильное поведение, регрессия к переживаниям детства.
ПИКНИЧЕСКИЙ ТИП - тип телосложения человека с широкой коренастой фигурой..
ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО [лат. pictus нарисованный + греч. grapho пишу] - отражение общего содержания сообщения в виде рисунка, обычно в целях запоминания.
ПИРАЛГИДНЫЕ ПУТИ - пути, идущие от коры головного мозга к эффекторам речевого аппарата через передние рога спинного мозга и двигательные ядра черепно-мозговых нервов.
ПИРАМИДНЫЙ ПУТЬ - путь прохождения возбуждения по нервным волокнам от двигательной области коры больших полушарий головного мозга (от гигантских клеток Беца) к двигательным клеткам спинного мозга и далее по соответствующим волокнам непосредственно к мышцам.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - см. Речь письменная.
ПИСЬМО - 1) знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние; 4 основных типа П.: идеографическое, словесно-слоговое (идеографически-ребус-ное), силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное) П., а также стенография; 2) П. как литературный жанр.
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
Исследования А.К.Марковой об особенностях усвоения слоговой структуры слова детьми, страдающими алалией показывают, что речь детей изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры. Из этого следует, что в случаях речевой патологии возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Ребёнок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. Поэтому необходимо долгий процесс стихийного формирования слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.
Многочисленные исследования, проводимые в рамках рассматриваемой тематики, способствуют уточнению и конкретизации предпосылок, определяющих усвоение слоговой структуры слова. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В.Бабина, Н.Ю.Сафонкина).
В отечественной литературе наиболее широко представлено исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.
А.К.Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога. Логопед должен знать, как усложняется, как усложняется структура слов, и обследовать тринадцать классов слоговых структур, которые являются наиболее частотными. Цель этого обследования – не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребёнка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушения количества слогов:
Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица):
Опускание слогообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);
Перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.
3. Искажение структуры отдельного слога:
Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
Вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).
4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).
5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).
Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Традиционно при исследовании слоговой структуры слова анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Типы слов (по А.К.Марковой)
1 класс – двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2 класс – трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3 класс – односложные слова (дом, мак).
4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом (диван, мебель).
5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, тюльпан).
7 класс – трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8 класс – трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9 класс – трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10 класс – трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14 класс – четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Кроме слов, входящих в состав 14 классов оценивается произношение и более сложных слов: “кинотеатр”, “милиционер”, “учительница”, “термометр”, “аквалангист”, “путешественник” и т.п.
Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов).
Назвать предметные картинки;
Повторить слова отражённо за логопедом;
Ответить на вопросы. (Где покупают продукты?).
Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок речи, выявляет те частотные классы слогов, слоговая структура которых сохранна в речи ребёнка, классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребёнка, а также определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
Вопросами коррекции слоговой структуры слова занимаются многие современные авторы. В методическом пособии С.Е.Большаковой “Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей” автор описывает причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок, методика работы. Уделяется внимание развитию таких предпосылок формирования слоговой структуры слова, как оптик- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Автор предлагает приём мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Даётся порядок освоения слов со стечением согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учётом программ логопедического обучения.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии “Работа логопеда с дошкольниками”, где автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова. (Типы слогов по А.К.Марковой)
В учебно-методическом пособии “Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания” Н.В.Курдвановской и Л.С.Ванюковой освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал подобран авторами таким образом, что при работе над автоматизацией одного звука исключается наличие в словах других, трудных для произношения звуков. Приведённый иллюстративный материал направлен на развитие мелкой моторики (картинки могут раскрашиваться или заштриховываться), а порядок его расположения поможет формированию слоговой структуры на этапе звукоподражания.
В своём пособии “Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей” З.Е.Агранович также предлагает систему логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Автор складывает всю коррекционную работу из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и выделяет два основных этапа:
Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
Собственно коррекционный (работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова). Особое значение на каждом уровне автор отводит “включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата.
Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
Проведение на групповых, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Например, дидактическая игра “Весёлые домики”.
Данная дидактическая игра состоит из трёх домиков с кармашками для вкладывания картинок, конвертов с набором предметных картинок для множества вариантов игры.
Вариант №1
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование: три домика с разным количеством цветов в окошках (один, два, три), с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, носорог, зебра, верблюд, рысь, белка, кот, носорог, крокодил, жираф…)
Ход игры: логопед говорит, что для животных в зоопарке сделали новые домики. Ребёнку предлагается определить, каких животных, в какой домик можно посадить. Ребёнок берёт картинку с изображением животного, проговаривает его название и определяет количество слогов в слове. При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит домик с соответствующим количеством цветов в окошке для названного животного и кладёт картинку в кармашек этого домика. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: “В слове крокодил три слога”. После того, как всех животных разместили по домикам, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на картинках.
Вариант №2
Цель: развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги слова-отгадки.
Оборудование: три домика с разным количеством цветов в окошках (один, два, три), с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: белка, дятел, собака, заяц, подушка, волк).
Ход игры: логопед предлагает ребёнку внимательно послушать и отгадать загадку, найти картинку со словом-отгадкой, определить количество слогов в слове (хлопками, отстукиванием по столу, шагами и др.). По количеству слогов найти домик с соответствующим количеством окошек и вставить картинку в кармашек этого домика.
Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака)
Лежит под ухом? (Подушка)
Всё время стучит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Никого не обижает,
А всех боится. (Заяц)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. (Волк)
Можно просто использовать картинки, названия которых состоят их разного количества слогов. Ребёнок берёт карточку, называет изображённую на ней картинку, определяет количество слогов в слове и самостоятельно вставляет в соответствующий кармашек домика в зависимости от количества цветов в окошке.
Словарь логопедических терминов
Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Автоматизированные речевые ряды – речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания.
Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.
Адаптация – приспособление организма к условиям существования.
Акалькулия – нарушение счета и счетных опреаций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алексия – невозможность процесса чтения.
Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).
Амнезия – нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в прошлом представлении и понятий.
Анамнез – совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
Анкилоглоссия – укороченная подъязычная связка.
Антиципации – способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящих в конечных двигательных актов.
Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющихся следствием параличей и порезов, а относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.
Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Атаксия – расстройство/отсутствие координации движений.
Атрофия – патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ (обусловленные расстройством их питания).
Асфиксия – удушье плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.
Аудиограмма – графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Смотрите также видеоуроки «Формы афазии и методы восстановления речи».
Основные формы афазии:
- акустико-гностическая (сенсорная) – нарушение фонематического восприятия;
- акустико-мнестическая – нарушение слухоречевой памяти;
- семантическая – нарушение понимания логико-грамматических конструкций;
- афферентная моторная – кинестетическая и артикуляторная апраксия;
- эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений;
- динамическая – нарушения последовательной организации высказывания, планирования высказывания.
Афферентный кинестетический праксис – это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.
Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. Афония возникаем в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Брока Центр – участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи (ответственный за экспрессивную речь).
Вернике Центр – область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, обеспечивающий понимание речи (ответственный за импрессивную речь).
Гаммацизм – недостаток произношения звуков [Г] , [Гь] .
Гемиплегия – паралич мышц одной половины тела.
Гиперкинез – автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гипоксия – кислородное голодание организма. Гипоксией у новорожденных называют патологию плода, развившуюся во время беременности (хроническая) или родов (острая) вследствие кислородной недостаточности. Недостаток обеспечения кислородом плода в начале беременности может стать причиной задержки или нарушений развития плода, а на поздних сроках затрагивает нервную систему малыша, что может существенно повлиять на речевое развитие.
В группу риска развития гипоксии могут привести следующие факторы:
- наличие анемии, ЗПП, а также серьезных заболеваний дыхательной или сердечно - сосудистой системы у будущей мамы;
- нарушения в кровоснабжении плода и в родовой деятельности, гестоз, переношенная беременность;
- патологии плода и резус-конфликт матери и малыша;
- курение и прием алкоголя беременной женщиной.
Также о кислородной недостаточности свидетельствует зеленый цвет околоплодных вод.
Если у врача есть подозрения на гипоксию, он может принять решение о необходимости кесарева сечения. Новорожденный с тяжелой степенью кислородного голодания реанимируется, а с легкой степенью получает кислород и лекарственные средства.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всех компонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.
Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.
Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.
Инсульт – вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы. Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в головной мозг или его оболочки, ишемический инсульт обусловлен прекращением или значительным уменьшением кровоснабжения участка мозга, тромботический инсульт обусловлен закупоркой сосуда мозга тромбом, эмболический инсульт обусловлен закупоркой сосуда мозга эмболом.
Каппацизм – недостаток произношения звуков [К] , [Кь] .
Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.
Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Контаминация – ошибочное воспроизведение слов, заключающиеся в объединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам.
Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [Л] , [Ль] .
Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедический массаж - одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.
Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи. Наблюдается при сенсорной афазии.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика - форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Локализация функций – согласно теории системной динамической локализации высших психических функций мозг рассматривается как субстрат, состоящий из дифференцированных по своим функциям отделов, работающих как единое целое. Локальный – местный, ограниченный определенной областью, участком.
Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М. наблюдаются значительные нарушения произношения.
Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.
Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Нейропсихология – наука о мозговой организации высших психических функций человека. Н. изучает психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ и речевой функции. Н. изучает нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от характера поражения мозга (локального, диффузного, межзональных связей), а также диагностику этих нарушений и методы коррекционно-восстановительной работы.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.
Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
Парафазия – нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.
Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.
Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.
Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
Рефлекс – в физиологии – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
Растормаживание – прекращение состояния внутреннего торможения в коре больших полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.
Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.
Растормаживание речи у взрослых – восстановление речевой функции у безречевых больных.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба. Различают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.
Ротацизм – расстройство произношения звуков [Р] , [Рь] .
Сенсорный – чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.
Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
Синдром – закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.
Соматический – термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике.
Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
Судороги – непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях. Судороги характерны для состояния возбуждения подкорковых образований, могут быть вызваны рефлекторно.
Клонические судороги характеризуются быстрой сменой сокращения и расслабления мышц. Тонические судороги характеризуются длительным сокращением мышц, что вызывает продолжительное вынужденное напряженное положение.
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от последнего, тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.
Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фониатрия – раздел медицины, изучающий проблемы зубов и патологии голосовых связок и гортани, приводящие к нарушениям голоса (дисфония), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону. Нарушение голосообразования может возникать также вследствие определённых психологических расстройств. Решение некоторых проблем фониатрии тесно связаны с проблемами логопедии.
Церебральный – мозговой, принадлежащий головному мозгу.
Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.
Экстирпация (гортани) – удаление.
Эмбол – циркулирующий в крови субстрат, не встречающийся в нормальных условиях и способный вызвать закупорку кровяного сосуда.
Эмбол речевой – одно из наиболее частотных до заболевания слово, часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемое больным при попытке говорить. Является одним из речевых симптомов моторной афазии.
Этиология – причина возникновения болезни или патологического состояния.
Эфферентный кинетический праксис – это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляционный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий - коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционньши позами. Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения.
Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.
Откуда вы взяли, что при алалии первично сохранный интеллект. Волкова, Корнев, Ковшиков как раз отмечают возможность УО у детей с алалией. И из определения алалии никоим образом не следует первично сохранный интеллект. Вы путаете с определением ОНР.
Данное определение принято в логопедии и публиковалось «Понятийно-терменологическом словаре логопеда» под редакцией Под редакцией В. И. Селиверстова (Рецензенты: академик РАО, доктор психологических наук, профессор В. И. Лубовский, Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор В. А. Сластенин, Заслуженный деятель науки РФ, академик АГН, доктор педагогических наук, профессор Л. С. Волкова, доктор медицинских наук, профессор Е. М. Мастюкова). Можете поспорить с этими уважаемыми специалистами.
Внимательнее читайте определения. При умственной отсталости может проявляться алалия, но также алалия может проявляться и при первично сохранном интеллекте - вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (данное определение опубликовано в классическом учебнике «Логопедия. Учебник для ВУЗов»)
Логопеду следует четко понимать, что алалия не приравнивается к умственной отсталости и проводить точную диагностику ребенка. Это чрезвычайно важно для построения коррекционной работы, нужно разграничивать такие диагнозы и хорошо знать разницу между данными понятиями. Естественно, серьезные нарушения речи при алалии могут приводить к задержке некоторых психических процессов, но именно – к ЗПР, а не к умственной отсталости.
Алалия – это самостоятельный диагноз, который может быть диагностирован как при умственной отсталости, так и у детей с первично сохранным интеллектом.
непроизвольное, назойливо повторяющееся циклическое повторение или настойчивое воспроизведение некоего действия, движения, представления, идеи мысли или переживания, - часто вопреки сознательному намерению. Тенденция воспроизводимых представлений к возвращению.
Выделяются персеверации моторные, эмоциональные, сенсорные и интеллектуальные - в сферах двигательной, эмоциональной, сенсорно-перцептивной и интеллектуальной соответственно.
Склонность к персеверациям часто наблюдается в клинике локальных поражений мозга головного, при речевых, двигательных и эмоциональных расстройствах; персеверации возможны также при отвлечении внимания или в состояниях острого переутомления (-> утомление).
Предполагается, что в основе персеверации лежат процессы циклического возбуждения нейронных структур, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ
лат. persevezo - упорно держаться, продолжаться) . Склонность к застреванию в речи, мышлении, "устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте". Помимо персеверации в мышлении различают также моторные, сенсорные и эмоциональные персеверации.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ
от лат. perseveratio -упорство) - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.
Моторные П. возникают при поражении передних отделов больших полушарий головного мозга и проявляются либо в многократном повторении отдельных элементов движения (напр., при написании букв или при рисовании); такая форма П. возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур и носит название ""элементарной"" моторной П. (по классификации А. Р. Лурия, 1962); либо в многократном повторении целых программ движений (напр., в повторении движений, необходимых для рисования, вместо движений письма); такая форма П. наблюдается при поражении префрон-тальных отделов коры головного мозга и называется "системной* моторной П. Особую форму моторных П. составляют моторные речевые П., которые возникают как одно из проявлений эфферентной моторной афазии в виде многократных повторений одного и того же слога, слова в устной речи и при письме. Данная форма моторных П. возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).
Сенсорные П. возникают при поражении корковых отделов анализаторов и проявляются в виде навязчивого повторения звуковых, тактильных или зрительных образов, увеличения длительности последействия соответствующих раздражителей.
Интеллектуальные П. возникают при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария) и проявляются в виде повторения неадекватных стереотипных интеллектуальных операций. Интеллектуальные П., как правило, появляются при выполнении серийных интеллектуальных действий, напр, при арифметическом счете (от 100 отнимать по 7, пока ничего не останется, и т. п.), при выполнении серии задач на аналогии, классификацию объектов и|г. д., и отражают нарушения контроля за интеллектуальной деятельностью, ее программирования, свойственные "лобным" больным. Интеллектуальные П. характерны и для умственно отсталых детей как проявление инертности нервных процессов в интеллектуальной сфере. См. также о персеверирующих образах в статье Представления памяти. (Е. Д. Хомская.)
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ
упорно повторяющееся непроизвольное, назойливое возобновление у человека какого-либо образа, мысли, действия или психического состояния, часто вопреки его воле. Можно говорить о персеверации памяти, движения, мышления. По своему содержанию персеверация близка к навязчивым психическим состояниям.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ
perseveration) - 1. Постоянное повторение человеком каких-либо действий, которое не позволяет ему обратить внимание на возникновение новых ситуаций и возможность осуществления иных действий. Персеверация является симптомом органического поражения головного мозга, иногда она может свидетельствовать о развитии у человека обсессивного невроза. 2. Состояние, при котором человек четко различает изображение какого-то предмета, несмотря на дейсвительное его отсутствие. Данное состояние может свидетельствовать наличии у человека серьезного психиологического расстройства.
Персеверация
Словообразование. Происходит от лат. регseveratio - упорство.
Специфика. Навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений.
Моторные персеверации,
Сенсорные персеверации,
Интеллектуальные персеверации.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ
Имеется несколько распространенных способов употребления; все они содержат представление о тенденции сохраняться, упорно продолжаться. 1. Тенденция продолжать следовать определенной модели поведения. Часто используется с коннотацией, что такая персеверация продолжается до тех пор, пока она уже становится неадекватной. Ср. со стереотипией. 2. Тенденция повторять, с патологическим упорством, слово или фразу. 3. Тенденция определенных воспоминаний, или идей, или поведенческих актов повторяться без любого (явного) стимула для этого. Этот термин неизменно несет в себе отрицательный смысл. Ср. здесь с настойчивостью.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ
Персеверация
1) (от лат. perseveratio «упорство») – тенденция следования определенной модели поведения, до тех пор, пока она становится неадекватной.
Генерал был такого рода человек, которого хотя и водили за нос… но зато уже, если в голову ему западала какая-нибудь мысль, то она там была все равно, что железный гвоздь: ничем нельзя было ее оттуда вытребовать (Н. Гоголь, Мертвые души).
Если он не ладил с кем, то не ладил на всю жизнь, не признавая необходимости приноравливаться к чьему бы то ни было характеру (А. Дружинин, Полинька Сакс).
Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке (Аристотель).
Ср. лабильность.
2) тенденция определенных воспоминаний, идей или поведенческих актов, навязчивых образов, состояний повторяться без явного стимула для этого, их стереотипное повторение, в частности, при сильном утомлении, в дремотном состоянии. Ср. переживания Бориса Годунова, вспоминающего об убийстве царевича Димитрия: И все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах… (А. Пушкин, Борис Годунов). Ср. навязчивые состояния.
Персеверация
В человеческой жизни, как и в произведении искусства, можно найти немало орнаментальных мотивов, т. е. таких, которые когда-то были наполнены содержанием, но со временем превратились в стереотипно повторяющиеся украшения. Во время первой любви определенные слова бывают заряжены эмоционально-чувственным содержанием, символом которого они становятся, и которое иначе человек выразить не умеет; когда же чувства остывают, эти же самые слова становятся уже лишь пустыми, стереотипно повторяемыми декорациями.
В психопатологии явление точного повторения какого-либо фрагмента движения или речи, независимо от ситуации, называется, как уже упоминалось, персеверацией. Персеверации характерны для органических нарушений эпилепсии и шизофрении. Тенденция к повторению тех же самых функциональных структур - явление, распространенное среди всех живых организмов; на ней основывается выработка рефлексов, навыков и т. п. Ее следует трактовать как проявление ритмичности, характерное для самой жизни. Чем меньше имеется потенциальных функциональных структур, тем больше шансов проявления стереотипности. У животных с низкой степенью развития нервной системы чаще можно наблюдать стереотипное повторение одних и тех же форм активности, нежели у тех, кто стоит выше на эволюционной лестнице. А у высших животных и у человека проявления активности на уровне продолговатого мозга или ствола мозга значительно менее разнообразны по сравнению с теми, которые управляются на высшем интеграционном уровне центральной нервной системы, и в реализации этих активностей легче проследить персеверационный ритм, ибо число потенциальных функциональных структур, которыми располагают продолговатый мозг или ствол, несравненно меньше количества структур, которыми располагает кора мозга. Помимо бедности потенциальных функциональных структур при возникновении персевераций играет роль момент упорства («perseverare» означает «стоять на своем», «продолжать делать дальше»). В этом смысле персеверация является выражением тенденции живого организма к сохранению собственной функциональной структуры вопреки противодействию со стороны окружения. Стремление к сохранению собственного индивидуального порядка - основная особенность жизни.
Бедность потенциальных функциональных структур может быть обусловлена разными причинами. Одной из таких причин бывает повреждение центральной нервной системы. При моторной афазии больной повторяет одно и то же слово либо слог для выражения разного содержания, ибо не располагает другими функциональными структурами речи. При органических нарушениях ЦНС больной по любому пустяковому поводу реагирует стереотипно - плачет либо смеется (incontinentia emotionalis), так как иные мимические структуры для выражения печали или радости оказались стертыми, повторяет одни и те же фразы, поговорки, отдельные слова и слоги, так как других отыскать не в состоянии. При эпилептическом разряде, а в меньшей степени и при каждом сильном эмоциональном возбуждении значительная часть центральной нервной системы оказывается временно выключенной из нормальной активности, наступает преходящее редуцирование потенциальных функциональных структур; помимо задействованной при эпилептическом разряде или эмоциональном возбуждении структуры, образуется временная пустота. То, что было реализовано, повторяется стереотипным образом, например, какое-либо слово в упоении любви или же в состоянии гнева.
Иначе представляется дело в случае навязчивости; здесь повторяемая функциональная структура (мысль, действие, навязчивый страх) имеет характер ритуала. Ритуал выполняет функцию защиты перед неизвестным. Повторяя определенные действия или заклинания, которые непосвященному наблюдателю могут показаться бессмысленными, прокладывается путь в таинственном мире, который мог бы грозить гибелью, если сойти с этого пути (латинское «ritus» происходит от санскритского «ri» - идти, плыть). В социальной жизни наблюдается использование ритуала в таких ситуациях, в которых человек сталкивается с неизвестным, божеством, властителем, смертью и даже с любовью. В основе ритуала лежит магическое мышление, убеждение в том, что, если идти определенным, соответствующим этому мышлению путем, то ничего плохого не случится. Вместо того чтобы бояться неизвестного, мы боимся нарушения ритуала.
При неврозе навязчивости невротическая тревога кристаллизуется в определенных ситуациях, по видимости или на самом деле не имеющих ничего общего с их сущностью. Когда молодую мать преследует мысль, что она может сделать что-то плохое своему ребенку, и она прячет острые предметы, чтобы ненароком не осуществить свою мысль, то в этом казалось бы бессмысленном действии она замыкает, как в магическом круге, все свои страхи и тревоги, амбивалентные чувства, неуверенность в себе, связанные с материнством. Когда кто-то, выезжая куда-либо, в сотый раз проверяет, есть ли у него в кармане билет, то в этом навязчивом действии кристаллизуется его страх перед изменением ситуации или перед неизвестностью, страх, вызванный необходимостью путешествия. Больной, преследуемый навязчивым страхом запачкаться и чуть ли не каждую минуту моющий руки, чтобы уменьшить этот страх, стремится посредством этого ритуала очиститься, хотя бы на какой-то момент от телесности контактов с окружающим миром, который возбуждает в нем страх, так как на основе неудовлетворенного сексуального влечения каждое прикосновение для него насыщено телесностью и грехом.
Шизофреническая персеверация выражается в форме повторения тех же самых жестов, мин, поз тела, слов, обычно совершенно не связанных с актуальной ситуацией. Больной, например, каждую минуту гордо выпрямляется либо смеется, принимает грозное выражение лица либо со значением покашливает, повторяет одну и ту же фразу или выражение. Персеверация часто сразу же позволяет определить письменную или графическую продукцию как шизофреническую. Одно и то же выражение повторяется в разных местах текста; часто им бывает заполнена целая страница, а в рисунке повторяется один и тот же мотив. Один из пациентов краковской психиатрической клиники, художник, постоянно повторял в разных, часто неожиданных местах своих рисунков одну и ту же характерную фигуру, напоминающую пешку. По его представлению, она должна была означать «чиновника», т. е. символ порядка и организации, противостоящий дезорганизации. Во всех рисунках Э. Монселя повторяется один и тот же мотив: лица усатых мужчин, пристально, и. быть может даже грозно, глядящие на рассматривающего картину. На этом мотиве строится весь рисунок.
Бессмысленный жест, слово, гримаса лица и т. п. нередко, когда лучше узнают больного, приобретают смысл; более того, они становятся как бы квинтэссенцией его переживаний и даже всей его жизни. Пешки больного художника выражают его стремление к порядку; грозные лица Монселя - его чувство, что на него отовсюду смотрят глаза отца или Бога, сурово спрашивая, как он справляется со своей задачей. Иногда какое-нибудь персеверирующее движение руки или гримаса лица является для больного как бы ритуальным символом его отношения к миру и его миссии в нем. Это в чем-то аналогично биографиям выдающихся людей; вся их жизнь замыкается в одном произведении, героическом деянии, знаменитом высказывании.
Персеверация – явление психологического, психического или нейропатологического характера, характеризующееся навязчивым, частым повторением физического действия, слова либо целой фразы в письменной или устной речи, а также – определенных эмоций.
В зависимости от характера проявления различают:
- Персеверацию мышления. Характеризуется увязыванием в сознании человека конкретной мысли или простого несложного представления, которое часто проявляется в вербальном общении. Персеверативной фразой или словом человек может отвечать на вопросы, совершенно не имеющие к ней никакого отношения, проговаривать ее вслух с самим собой и так далее. Классическим проявлением персеверации мышления служит постоянное возвращение к теме разговора, которая уже была закрыта и считается решенной,
- Моторную персеверацию. Этиология моторной персеверации связана с физическим повреждением премоторных ядер коры головного мозга и моторных подкоркового слоя. Такой вид персеверации выражается в повторении одного физического движения многократно – элементарная моторная персеверация или целого комплекса движений с четким алгоритмом – системная моторная персеверация.
В отдельный подвид моторной персеверации можно вывести также моторную речевую персеверацию, когда человек повторяет одно и то же слово или пишет его. Для этого вида отклонения характерно поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей и правого – у левшей.
Основополагающие факторы и особенности генеза персеверативных отклонений
Неврологическая этиология персеверации является самой распространенной, она характеризуется широким кругом нетипичного поведения личности на почве физического повреждения полушарий головного мозга, что обуславливает дисфункцию в переключениях с одного вида деятельности на другой, изменению хода мысли, алгоритма действий для выполнения какой-то задачи и так далее, когда персеверативная составляющая доминирует над объективными действиями или мыслями.
К причинам возникновения персеверации, на фоне нейропатологии можно отнести:
- черепно-мозговая травма головного мозга с преимущественным повреждением областей боковых орбитофронтальных участков коры или ее префронтальной выпуклости,
- (афазия – патологическое состояние, при котором происходят отклонения в речи человека, которая уже была сформирована ранее. Происходит по причине физического повреждения речевых центров в коре головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, энцефалитов),
- перенесенные локализованные патологии в области лобных долей коры головного мозга, аналогичные афазийным.
Персеверация в психологии и психиатрии отражает течение отклонения на фоне психологических дисфункций у человека и, как правило, является дополнительным признаком сложных синдромов и фобий.
Возникновение персеверации у человека, не перенесшего черепно-мозговых травм и тяжелых стрессов может служить первым признаком развития не только психологических, но психических отклонений.
Основными этиологическими факторами психологического и психопатологического направлений в развитии персеверативных проявлений, могут являться:
- навязчивость и высокая избирательность отдельных интересов, что наиболее характерно для лиц с аутическим спектром отклонений,
- ощущение недостатка внимания на фоне гиперактивности может стимулировать проявление персеверации как защитный компенсирующий феномен, направленный на привлечение внимания к себе или своему роду деятельности,
- настойчивость к постоянному обучению и стремлению познать новое может привести к зацикливанию одаренных лиц на конкретном суждении или роде деятельности. Грань между упорством и персеверацией весьма размыта,
- комплекс симптомов обсессивно-компульсивного расстройства часто включает в себя развитие персеверативных отклонений.
Обсессивно-компульсивное расстройство – одержимость идеей, которое заставляет человека проводить определенные физические действия (компульсии) по причине навязчивых мыслей (обсессий). Ярким примером обсессивно-компульсивного расстройства является частое мытье рук в страхе заразиться страшным инфекционным заболеванием или прием разных препаратов с целью профилактики возможных болезней.
Независимо от этиологических факторов, персеверацию нужно дифференцировать от обсессивно-компульсивного расстройства, обычных привычек человека, а также – от склеротических расстройств памяти, когда человек повторяет одни и те слова или действия по причине забывчивости.
Особенности персеверативных отклонений в детском возрасте
Проявление персевераций в детском возрасте является очень частым явлением в силу особенностей детской психологии, физиологии и достаточно активной сменой жизненных ценностей ребенка на разных этапах взросления. Это создает определенные сложности в отличии персеверативных симптомов от умышленных действий ребенка, а также – камуфлирует проявление признаков более серьезных психических патологий.
В целях раннего определения психических отклонений у своего ребенка, родителям стоит более внимательно относиться к проявлению персеверативных признаков, наиболее частыми из которых являются:
- регулярное повторение одних и тех же фраз независимо от ситуации и поставленного вопроса,
- наличие определенных действий, повторяющихся регулярно: трогание какого-то места на теле, почесывание, узконаправленная игровая деятельность и так далее,
- рисование одних и тех же объектов, многократная запись одного и того же слова,
- регулярно повторяющиеся просьбы, необходимость выполнения которых сомнительна в рамках конкретной ситуации.
Помощь при персеверативных отклонениях
Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации.
Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно:
- Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению.
- Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего.
- Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий.
- Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время.
- Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей.
- Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях,
- Стратегия понимания. Попытка узнать истинный ход мыслей пациента в момент отклонений и при их отсутствии. Зачастую это помогает самому пациенту привести в порядок свои действия и мысли.
- Молитвы от блуда Кому помолиться от блуда в семье
- Сила позитивного мышления — Пил Норман Винсент Пил норман сила позитивного мышления читать pdf
- Литературный вечер "жизнь и творчество марины ивановны цветаевой" Лит вечер посвященный цветаевой в библиотеке
- Страховые компании с отозванными лицензиями Ли лицензия у страховой