Круглый стол (мероприятие) - это свободная конференция. Рекомендации по проведению
Круглый стол – довольно распространенное мероприятие практически в любой сфере, где приходится работать с людьми, вести переговоры или совещания . Рассмотрим, что это за вид публичных выступлений и каковы его особенности.
Круглый стол – это разновидность группового обсуждения . Его проводят для того, чтобы дать возможность группе людей послушать выступление нескольких экспертов в определенной теме, а также обсудить проблемные вопросы и выслушать личные точки зрения участников мероприятия.
Круглый стол может помочь участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников касательно проблемы.
Как провести круглый стол
Определите проблему или тему, которая вызывает резонанс. Сформулировать тему можно в виде вопроса, гипотезы, реальной жизненной ситуации и т.д.
- Выберите экспертов, т. е. участников, достаточно компетентных, чтобы выступать по данной проблеме. Желательно также, чтобы они представляли разные точки зрения на проблему. В круглом столе обычно принимают участие от 3 до 5 экспертов.
- Выберите лидера или модератора – того, кто будет следить за ходом обсуждения, передавать слово участникам и направлять дискуссию в нужное русло, используя ораторский прием “Обращение к слушателям” , чтобы представлять на рассмотрение вопросы.
- Выберите формат мероприятия
Круглый стол может проводиться в разных форматах. Например, в таком:
- Лидер круглого стола или его модератор озвучивает тему, а эксперты представляют свое видение проблемы за установленный отрезок времени
- Участники свободно обсуждают тему между собой, задавая вопросы или предоставляя контраргументы. На обсуждение выделяется определенное количество времени. Дискуссия регулируется модератором.
- Модератор закрывает дискуссию и подводит итог выступлений экспертов и обсуждения
Обязанности организатора круглого стола
- Определите проблемные темы для дискуссии
- Убедитесь, что участники и модератор ознакомлены с процедурой проведения круглого стола, чтобы каждый мог эффективно выполнять свою роль и избегать распространенных ораторских ошибок .
- При необходимости предоставьте помощь участникам круглого стола (источники информации, необходимые материалы по теме и т.д.).
- Перед началом круглого стола ознакомьте участников с его принципами, а именно:
- Свобода обсуждения
- Право на собственное (аргументированное) мнение
- Уважение к другим мнениям
- Толерантное отношение к участникам
- Дружелюбный тон дискуссии
Рецепт успеха круглого стола тот же, что и любого другого публичного выступления. Помните, что цель круглого стола – разносторонний взгляд на проблему, на все ее аспекты. Нет смысла убеждать остальных в собственной правоте, отрицая мнения других. Истина рождается в дискуссии.
На наших курсах ораторского мастерства иногда мы проводим дискуссии, где каждый побывает в роли и ведущего, и участника.
Методика
Подготовки и проведения круглого стола
Методические рекомендации по подготовке и проведению круглого стола предназначены для организаторов и участников профессионального конкурса «Учитель года г. Красноярска». При разработке методических рекомендаций использованы тексты Т.Г. Григорощук, к.э.н., Н.В. Матюхиной, Петрова А.В., материалы Википедии, сайтов http://www.kadroman.ru, http://www.inter-pedagogika.ru, http://www.vap-vdonsk.ru.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность специалиста, а его умение видеть суть проблемы и находить пути ее решения на основе практического применения имеющихся знаний. Как одна из организационных активных форм взаимодействия, позволяющих углубить и укрепить объективную позицию педагога, «круглый стол» имеет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Идея «круглых столов» заключается во встрече одиномышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает «круглому столу» динамичность и эксцентричность.
Цель «круглого стола» - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.
Задачей «круглого стола» является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому «круглый стол» имеет специфические особенности:
1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность «круглого стола» (в процессе «круглого стола» может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью «круглого стола»).
Круглый стол предполагает:
1. готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей ее решения.
2. наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта.
Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.
Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:
1. неразрешённый вопрос;
2. равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;
3. выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.
При проведении «круглого стола» для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:
- Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два.
- Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
- Установить регламент выступлений.
- Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)
Методика организации и проведения «круглого стола»
Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).
I Подготовительный этап включает:
· выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
· подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
· подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
· подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).
Сценарий предполагает:
Определение понятийного аппарата (тезауруса);
Перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);
Разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;
Заключительную речь модератора;
· оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;
· консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);
· подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»
II Дискуссионный этап состоит из:
1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.
2. К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:
· - избегай общих фраз;
· - ориентируйся на цель (задачу);
· - умей слушать;
· - будь активен в беседе;
· - будь краток;
· - осуществляй конструктивную критику;
· - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.
· Ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая во времени участников «круглого стола».
3. проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.
4. выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы:
5. ответов на дискуссионные вопросы;
6. подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.
III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:
· подведение заключительных итогов ведущим;
· установление общих результатов проводимого мероприятия.
3 .4. «КРУГЛЫЙ СТОЛ»
Методика беседы за "круглым столом" строится, как известно, на основе принципа коллективного обсуждения проблемы. Эта форма проведения семинарского занятия привлекает, прежде всего, тем, что дает возможность каждому на равных изложить свою точку зрения. Важно создать доброжелательную обстановку. Уважительное отношение преподавателя к студентам и студентов друг к другу - очень важное условие успеха беседы "круглым столом". Итак, беседа за "круглым столом"- по своей природе требует строгого следования принципам равенства и демократизма.
Принцип равенства означает отсутствие каких-либо привилегий у одних участников беседы перед другими, отказ от какой бы то ни было субординации между участниками. Никто не довлеет, в споре все равны.
Соблюдение принципа демократизма должно исключать на встречах за "круглым столом" любые проявления авторитаризма, зажима критики, навязывания собственных взглядов и убеждений. Недопустимы любые формы запретов, а также конформного отношения со студентами.
Преподавателю очень важно следить за тем, чтобы беседа не носила схоластический характер. Главная и наиболее сложная задача- умение соединить доказательность и убежденность в ходе дискуссии.
Беседа за "круглым столом" может быть представлена в упрощенном виде как цепочка, состоящая из последовательно соединенных постановочного тезиса в виде вопроса, его доказательства, возможных и реальных контраргументов, их опровержения, превращения тезиса в итоге дискуссии в убеждение участников.
Готовясь к проведению семинарского занятия в форме "круглого стола", преподаватель должен подумать о формулировке темы, наполнении ее таким содержанием, которое имеет не только теоретическое, но и практическое значение, а также затрагивает интересы студентов и волнует их.
Подготовка "круглого стола " требует серьезной работы всех будущих участников беседы.
Очень важна организующая функция преподавателя. Дискуссией надо управлять. Преподаватель продумывает логику изложения, намечает узловые вопросы, последовательность их рассмотрения, выбирает ведущего. Им должен быть наиболее подготовленный студент, пользующейся большим авторитетом в группе.
Ведущему отводится наиболее ответственная роль. Он, как дирижер, направляет ход спора. Ему приходится проявлять последовательность, твердость и принципиальность, чтобы защитить свои убеждения, умение сопоставлять точки зрения всех участников дискуссии и утверждать в сознании студентов идеалы научного мировоззрения.
Ведущий должен изучить всю имеющуюся обязательную и дополнительную литературу, продумать вместе с преподавателем логику раскрытия материала, последовательность проведения беседы; заранее заготовить блоки проблемных вопросов, естественно, продумать и ответы на них, разработать сценарий проведения беседы.
Преподавателю необходимо заранее, сориентировать всех студентов на те конкретные проблемы, которые планируется обсудить, дать консультацию по всем возникшим вопросам. Студенты изучают тему по первоисточникам, наиболее интересным монографиям, статьям.
Во время беседы желательно посадить всех студентов за один стол, чтобы они смотрели не в спину, а в лицо друг другу. Это расширяет круг участников, как бы раскрепощает собеседников, содействует свободному обмену мнениями.
Следующий важный этап методической работы - построение беседы за «круглым столом».
Сценарий проведения беседы за "круглым столом":
1)вступительная часть,
2)постановка проблемных вопросов,
3) дискуссия по ним,
4)подведение итогов обсуждения,
5) разработка рекомендаций или информационного материала для последующего использования участниками встречи.
Вступительная часть может состоять из информации о предмете дискуссии, плане ее проведения, регламенте. С нею связана и постановка проблемных и поисковых вопросов. Важно их формулировать так, чтобы вызвать дискуссию и стимулировать постановку новых вопросов.
В беседе за "круглым столом" могут возникнуть тупиковые ситуации, дискуссия не разгорается, аудитория не принимает предложения к обмену мнениями. В таких случаях нужно принять меры по активизации участников беседы, но при этом, ни в коем случае не следует обращаться к призывам, требовать от аудитории активности. Если не "работает" одна проблема, можно предложить к обсуждению другую, близкую ей по содержанию.
Исключительно ценным качеством для выхода из тупиковых ситуаций является способность преподавателя и ведущего к импровизации. Умение перестроить план беседы по ходу встречи, проявить находчивость и смелость в изложении острых проблем, продемонстрировать методическое мастерство в трудной ситуации - означает преодолеть неблагоприятное течение дискуссии, придать ей динамизм, вернуть в русло плодотворного обмена мнениями.
Дискуссия завершается, когда возможности новых убедительных выступлений исчерпаны и у студентов уже сложилось представление об истине, однако объективная оценка позиций должна быть сделана преподавателем. Весьма полезно отметить положительные и отрицательные моменты в аргументации обеих сторон, выделить позицию, к которой склоняется большинство. Хорошо, когда беседа за "круглым столом" приведет большинство участников к единому мнению. Однако этого нельзя требовать, поскольку дискуссия призвана не только давать ответы, но и содействовать поиску истины, процессу постановки новых вопросов, а тем самым стимулировать разработку новых проблем.
Итоги встречи подводятся в кратком заключительном слове преподавателя, намечаются вопросы к обсуждению на следующем занятии.
Анализируя работу ведущего, следует подчеркнуть его сильные и слабые стороны (например, плохо, если проявлялось стремление навязать свое мнение). Оценка выступлений дается исходя из общей подготовленности студента по теме и с учетом его активности в дискуссии, искусности в ведении спора, мастерства полемики, умения аргументировать отстаиваемые положения.
Обычно такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию творческой инициативы студентов, формированию у них навыков самостоятельного мышления.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА «КРУГЛЫХ СТОЛОВ»
Тема 1. Экологическая проблема. Угроза глобальной экологической катастрофы
Литература
Тема 2. Глобализация и взаимодействие цивилизаций
Литература:
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.1999.
Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М. 1984
Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
Глобальные проблемы цивилизации. – М., 1987.
Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.
Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000.
Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М.,2000.
Тоффлер Э.Третья волна. – М.1999.
Уткин А.И. Философия глобальных проблем. – М., 2000.
Уткин А.И.Американскаястратегия для XXI века. – М..2000.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. -1994. - № 1.
Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. – М., 2006.
Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М. 1994.
Тема 3. Современные философские и научные гипотезы
происхождения человека
Литература
Адлер А. Понять природу человека. СПб.,1997.
Андреев И.Л. Происхождение человека и человечества. М., 1988
Поршнев В.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974.
Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.
Человек в системе наук. М., 1989.
Это человек. Антология.М: Высшая школа.1995.
Круглый стол «Я и моя ответственность»
(в рамках проведения профилактики безнадзорности)
Дата и время проведения : 23.04.13
Место проведения : кабинет №32
Участники: Обучающиеся ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище №39»
Ведущий: Умбеткалиева Т.К., мастер производственного обучения
Эксперты : студенты
Регламент: вся программа длится до 1 ч. - из них 50 мин – рабочее время, 10 мин. – орг. моменты начала и окончания мероприятия.
Оформление:
- «Правила ведения дискуссии» (на проекторе)
- плакат с названием круглого стола «Я и моя ответственность»
- результаты опроса «Я и моя ответственность» (на проекторе)
- Вопросы «круглого стола»
План игры
- Встреча и размещение гостей и участников
- Вступительное слово ведущего.
- Представление гостей и участников
- Итоги по проведенному анкетированию
- Обсуждение вопросов игры
- Выполнение заданий.
- Высказывания мнений и пожеланий по игре.
Цель:
- помочь учащимся понять важность правовых знаний
- обогатить знания учащихся по их правам и обязанностям.
- Выяснить, какую ответственность люди несут друг перед другом;
- Развивать умение высказывать своё мнение.
Задачи:
- Определить степень знакомства участников конституцией РФ, Уголовным кодексом, Административным кодексом и т.д.
- познакомить подростков с основными правовыми понятиями
- помочь учащимся понять связь между правами и обязанностями
Предполагаемый результат:
- Понимание, что права человека – это путь к улучшению собственной жизни и жизни других людей.
- Знание ребенком своих прав и обязанностей и умение их исполнять.
- Знание того, что существуют документы по защите прав граждан всего общества;
Ход круглого стола с элементами правовой игры
Приветствие
Ведущий: Добрый день. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести правовую игру на тему: «Я и моя ответственность» . Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности: конституционные, семейные, гражданские и т.д. Однако, реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка. Эти изменения закреплены законом.
Мы собрались за нашим круглым столом для того, чтобы поговорить об ответственности и безответственности, а также о последствиях безответственности.
Тема нашего разговора: «Я и моя ответственность» выбрана не случайно. Об этом можно долго говорить и даже спорить. Поэтому мы приглашаем Вас к диалогу. И, прежде всего мы хотим представить вам наших гостей и участников нашего круглого стола.
Гости:
Смирнов Георгий – эксперт по юридическим вопросам из Саратова;
Ульин Алексей - эксперт по административным правонарушениям из Новоузенска;
Лобза Матвей - эксперт по юридическим вопросам из Красноармейска;
Кручинин Роман – кандидат социальных наук из Красноармейска
Кисилев Даниил – эксперт по уголовным правонарушениям Энгельса
Букатин Роман – кандидат социальных наук из Саратова
Рудаков Дмитрий – эксперт по уголовным правонарушениям Саратова
Чуков Артем – кандидат социальных наук из Вольска
« От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло
в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке, и кураже, был давно известен: напился, ударил, заснул. Очнулся в камере. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в годы юности подросток сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете у следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.
« Не знал, не думал, не хотел», этот лепет нам часто приходиться слышать. Поэтому одна из наших задач – предупредить Вас об опасностях игры с законом.
Детская пьянство и бродяжничество, детская наркомания и токсикомания – это наша беда на сегодня.
Именно об этом мы и хотим поговорить сегодня .
Правила ведения дискуссии
Ведущий:
Перед тем как мы перейдем к обсуждению вопросов, мы познакомимся
с правилами ведения дискуссии и регламентом
1. Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.
2. Когда один говорит – другой должен слушать.
3. Обсуждать мнение, а не личность выступающего.
4. Говорить нужно от своего имени и свое мнение.
5. Соблюдать регламент - не более 2 минут выступающему.
Перед началом обсуждения вопросов круглого стола, предлагаем вам ознакомиться с результатами анкетирования, который был проведен среди учащихся 11, 12, 14 группы. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ «Я И МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» Количество участников – 28 учащихся (Демонстрация презентации) 1. Назови свои права:
Видно, что наши учащиеся довольно неплохо знают свои основные права. Право на образование – одно из ключевых прав людей, не только детей. Среди специфических детских прав можно назвать следующие: право на жизнь, на имя, на гражданство, 2. Назови свои обязанности:
Обязанность в понимании учащихся – это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности. Зато есть уважение прав других людей, взаимопомощь, охрана природы, соблюдение чистоты, самообслуживание, учебный труд и др. 3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?
Большинство учащихся выбрали первый вариант ответа. Отрадно, что часть учащихся выбрали и третий вариант ответа, ведь соблюдения и прав, и обязанностей вносит в функционирование общества гармонию и стабильность, а перекос – неуправляемые реакции. 4. Назови главный Закон нашей страны
Обидно, что большинство учащихся не знают главного закона нашей страны. 5. С какого возраста, по твоему мнению, ребенок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?
Мнения ребят разошлись, Только 9 учащихся правильно назвали возраст, 6. Административная ответственность наступает с:
Большинство учащихся ответили верно, что административная ответственность наступает с 16 лет. Это радует. 7. К уголовной ответственности привлекают за:
На седьмой вопрос верный ответ убийство (ст. УК РФ) и оскорбление (ст. 130 УК РФ). 8. Во сколько часов должен быть дома учащийся, которому 15лет:
Несовершеннолетние учащиеся должны быть дома не позднее 10 часов вечера. Отрадно, что многие учащиеся это знают, но проживающие в общежитии нарушают данный закон. 9. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков?
Мнения учащихся разошлись, но большинство из них ответили что нужно ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков. 10. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за курение?
По мнению многих учащихся нужно ужесточит ответственность за курение. |
Ситуации для обсуждения
(Видеоролик «Уголовный кодекс для подростков»)
№ 1
Учащийся 1-го курса, проживающий в общежитии, занимается в своей комнате за своим компьютером. Входит старшекурсник, грубо выгоняет и занимает его место.
Прокомментируйте данную ситуацию .
Вопросы для обсуждения:
№2
Во время перемены учащиеся спровоцировали драку с другими учащимися, в результате которой были нанесены телесные повреждения.
Вопросы для обсуждения:
Чьи и какие права были нарушены?
Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?
Какое наказание следует за данное правонарушение?
№3
Учащаяся во время перемены написала оскорбительное слово на доске в адрес другой учащейся, что послужило поводом для конфликта.
Вопросы для обсуждения:
Чьи и какие права были нарушены?
Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?
Какое наказание следует за данное правонарушение?
№4
Учащийся в отсутствие воспитателя зашел в его кабинет и взял со стола чужой телефон.
Вопросы для обсуждения:
Чьи и какие права были нарушены?
Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?
Какое наказание следует за данное правонарушение?
№5
Учащийся получил стипендию. Двое других учащихся угрожая потребовали отдать деньги им, а затем силой их отняли.
Вопросы для обсуждения:
Чьи и какие права были нарушены?
Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?
Какое наказание следует за данное правонарушение?
Завершение правовой игры
Заполнение гостями отзывов по круглому столу
Выводы по результатам обсуждения вопросов «круглого стола»
Детям вручаются буклеты.
Круглый стол - традиционное деловое обсуждение. Круглый стол при всей его демократичности содержит элементы организованности и предполагает следующие принципы:
- · нет четко определенных позиций, а есть лишь участники обсуждения спорного вопроса.
- · все позиции равны, и никто не имеет права быть выше других.
- · цель "круглого стола" - выявить идеи и мнения по поводу обсуждаемой проблемы или спорного положения.
Основываясь на соглашениях, "круглый стол" приводит к результатам, которые являются новыми соглашениями.
Общие правила обсуждения:
- 1. Нет никакого обсуждения без ключевого вопроса.
- 2. Круглый стол предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня.
- 3. Ключевой вопрос должен быть предварительно согласован со всеми заинтересованными участниками обсуждения.
- 4. Характер обсуждения "круглого стола" - выступление есть выражение собственного мнения;
- 5. Критика здесь практически недопустима, так как все имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения. Критикуют идеи, а не личности, критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, лояльной, а не переходящей на личности.
Круглый стол - озвучивание проблем и выяснение мнений различных сторон, вовлеченных в их решение. При непрофессиональном ведении это мероприятие часто приводит к "базару" и обострению существовавших противоречий. Поэтому для проведения круглого стола нужны навыки, приемы по организации процесса обсуждения.
Имеет очень большое значение. Многое зависит от цели круглого стола и остроты проблемы, которая выносится на осуждение. Безусловно, участниками обсуждения должны быть, в первую очередь, представители "вовлеченных" сторон. Это люди и организации, которые занимаются (или должны, но не занимаются) решением обсуждаемых проблем. Чтобы обсуждение было эффективным, необходимо собрать максимально возможное количество носителей разных точек зрения, объединить все вовлеченные стороны, представителей общественности, администрации, бизнеса, и т.д. Для работы с каждой группой существуют свои правила:
- · Если на круглый стол приглашается представитель власти , то не следует обещать остальным участникам, что он придет. Во-первых, он может не прийти. Во-вторых, придут те, кто заинтересован именно в этом человеке, а не в обсуждении. Фокус круглого стола может быть смещен.
- · Если приглашается представитель бизнеса , то нужно предусмотреть ситуацию с возможной назойливостью участников с просьбами финансирования тех или иных видов деятельности. В другой раз представители фирм могут из-за этого отказаться принимать участие в обсуждении.
- · Что касается СМИ , прежде всего, нужно решить вопрос, приглашать их или нет. Если обсуждение проводится для того, чтобы бы озвучить все проблемы, попытаться понять друг друга и обсудить варианты решения, то, возможно, лучше не приглашать СМИ. Для такого рода круглого стола нужна атмосфера свободы и открытости, а пресса всегда "сковывает" людей, не все можно сказать в присутствии СМИ, зная, что это может быть озвучено на телевидении или в печати. Как правило, СМИ приглашают для того, чтобы сам факт обсуждения или его результаты донести до определенных организаций и / или населения. Еще один момент, который имеет значение - Вы приглашаете СМИ, чтобы осветить мероприятие, или участвовать в обсуждении? Это нужно обозначить в приглашении, иначе журналист придет на полчаса, соберет нужную информацию для сюжета или статьи и уйдет.
На круглом столе не должно быть случайных людей. Приглашая участников, нужно исходить из определенных критериев: участник имеет отношение к данной проблеме; ему есть что сказать (владение информацией, цифрами, фактами и.д); он готов решать проблему конструктивно. Поскольку круглый стол это мероприятие, всегда ограниченное по времени, то лишние люди, неконструктивные, "пустые" разговоры "съедят" время.
Подготовительный этап:
- · Определение темы и цели круглого стола
- · Подбор участников
- · Планирование содержательной части мероприятия
- · Планирование организационных вопросов и технической стороны мероприятия
Разработка содержательной части круглого стола включает в себя определение названия
(которое будет фигурировать во всех документах, пресс-релизах и т.д.), цели (тоже будет везде декларироваться), списка участников, необходимость приглашения СМИ и экспертов. Содержательная часть определяет параметры дискуссии: по каким аспектам будет идти обсуждение (логика развития темы), далее на этом строятся основные информационные блоки. Следующим шагом является определение правил организации процесса обсуждения: кому и в какой последовательности будет предоставляться слово, регламент выступлений, как будут задаваться вопросы - блок вопросов-ответов можно ставить после каждого информационного блока, или после каждого выступления, кому будут задаваться вопросы - выступающему или друг другу/ всем участникам обсуждения. На этапе подготовки круглого стола нужно уделить внимание началу каждого информационного блока - с чего начинается каждый новый блок - с выступления, небольшого сообщения на данную тему, примера, или провокационного вопроса (затравка).
Для получения результативного обсуждения важно правильно подобрать ведущего и четко очертить его сферы влияния. Задача ведущего - помочь участникам эффективно и конструктивно обсудить проблему. Если ведущий хорошо владеет темой и полезной для обсуждения информацией, то он/она может выступать еще и в роли эксперта. Роль ведущего должна быть определена на этапе подготовки и объявлена присутствующим в самом начале обсуждения.
В процессе проведения круглого стола ведущий должен четко придерживаться своей роли, ни в коем случае не пользоваться своим положением для того, чтобы выступать самому или давать слово одним и тем же людям, и вообще, ведущего должно быть "как можно меньше". Его поведение в целом можно охарактеризовать как нейтральное, тактичное, ненавязчивое. Ведущий должен постоянно следить за регламентом, подводить промежуточные итоги обсуждения, выяснять, обобщать, задавать наводящие или провокационные вопросы, если обсуждение угасает, а также переводить в конструктивное русло разгорающееся эмоциональное обсуждение.
Основной этап - ведение круглого стола
С чего начинается круглый стол?
- 1. Ведущий называет тему, цель, правила обсуждения, регламент выступлений. Можно оговорить вопросы, которые не будут обсуждаться в рамках данного мероприятия.
- 2. Затем ведущий представляет участников или предлагает им представиться самим (это выгодно в том случае, если ведущий - сторонний человек и не знает людей, которые принимают участие в мероприятии, а также, если у участников сложные имена, фамилии или названия организаций).
- 3. Далее ведущий называет первый блок обсуждения. Как правило, после этого наступает тишина, необходимо дать людям немного времени. Если обсуждения все-таки не наступает, то можно задать несколько дополнительных (заранее подготовленных вопроса).
Когда и как стоит вмешиваться в обсуждение
Ведущему стоит вмешиваться в обсуждение для того, чтобы:
- · стимулировать обсуждение того вопроса, который Вам кажется важным (например, "И все с этим согласны?");
- · "защитить" часть группы, на которую агрессивно "нападает" другая. При этом совсем необязательно, чтобы ведущий выступал "за" или "против" одной из них. Просто в данной ситуации стоит напомнить о том, что у участников круглого стола разные точки зрения, и каждый имеет на это право. Цель круглого стола - обмен мнениями, а не приведение их "к одному знаменателю";
- · включить в обсуждение людей, которые хотели бы высказаться, но не могут этого сделать из-за несоблюдения процедуры другими участниками;
- · чтобы отреагировать на комментарии, построенные на домыслах, а не фактах ("Вы можете это подтвердить фактами?") В этом случае ведущий может представить достоверную информацию (если она у него есть);
- · узнать мнение остальных участников по вопросу или аргументу ("Все разделяют эту точку зрения?");
- · "спровоцировать" обсуждение с другой точки зрения ("А если посмотреть на проблему…");
- · задать дополнительные вопросы, для того, чтобы расшить /углубить/ сменить обсуждаемую тему;
- · стимулировать обсуждение ("Что Вы чувствуете по этому поводу?". "Вы все с этим согласны?")
- · напомнить участникам о тех фактах, которые они еще не учли в обсуждении.
Если один из обсуждаемых вопросов является принципиально важным для участников и на него требуется больше времени, чем планировалось первоначально, то можно изменить программу круглого стола, но при условии согласия всех участников.
Методы "вмешательства" в обсуждение
Существует шесть основных методов вмешательства в обсуждение, применение которых зависит от конкретной ситуации.
- 1. Контролирующий. Ведущий определяет ход обсуждения и время, необходимое для того, или иного вопроса. Например, " А теперь, продолжим обсуждение…". "На этом, можно обсуждение этого вопроса завершить…".
- 2. Информационный. Ведущий представляет информацию, которая может быть полезна при обсуждении вопроса. В качестве информации может выступать не только статистика, но и теория, тенденции, практические примеры.
- 3. Конфронтационный. Ведущий "разбивает" стереотипы, традиционные мнения, отношения и т.д.
Эта интервенция не должна выглядеть агрессивно. Для этого следует начинать со слов "А почему бы…?". Нужно быть готовым к защитной реакции аудитории, поскольку в данном случае затрагиваются определенные ценности, взгляды, убеждения конкретных людей.
- 4. Подавляющий. Если в процессе обсуждения накопились эмоции, то нужно их снять. Чем глубже эмоции, тем сложнее с ними справиться. Если у ведущего нет опыта регулирования подобного рода ситуаций, лучше ничего не делать.
- 5. Каталитический . Применяется для того, чтобы обобщить сказанное, проанализировать мнения, подвести промежуточный итог и т.д.
- 6. Поддерживающий . Ведущий всячески дает понять участникам обсуждения, что их мнение интересно, имеет ценность для присутствующих, заслуживает внимания. Опасность в применении этого метода заключается в том, что ведущий может оказаться либо показаться участникам неискренним, либо оказывается в положении человека, знающего "правильный ответ".
Обобщение/ промежуточное подведение итогов
Подведение итогов особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии.
Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени (можно их приурочить к разным информационным блокам круглого стола), особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы. При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что Вы слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые Вы перечислили. Не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам. Цель круглого стола - обмен мнениям и при обобщении / подведении итогов лучше обозначить / констатировать имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от программы. Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если круглый стол сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.
Проблемы, которые могут возникнуть при проведении круглого стола, и варианты их решения
1. Во время обсуждения высказывается слишком много негативных мнений.
Это часто случается при обсуждении проблемы, которая серьезно затрагивает интересы участников обсуждения. При возникновении такой ситуации ведущий должен себе отдавать себе отчет в том, что его / ее полномочия ограничены и в них не входит изменение точки зрения или убеждения людей, которые участвуют в обсуждении. Ведущий должен только констатировать факты, мнения, оставаясь при этом максимально объективным. Он/она может тоже принять участие в обсуждении и высказать свое мнение или предложить вариант решения проблемы, но ни при каких обстоятельствах не должен спорить с участниками или пытаться их переубедить. Лучше всего позволить всем участниками высказать свои мнения. Даже если дискуссия грозит перерасти в бурную. Это поможет "выпустить пар".
2. Очевидное отсутствие у большинства участников круглого стола знаний/опыта в обсуждаемой области.
Если возникает такая проблема, то обсуждение не может быть конструктивным, участники легко согласятся с первой предложенной точкой зрения, поскольку других нет и, чтобы спорить, нужно знать предмет. В этой ситуации можно прервать дискуссию и провести небольшую сессию (представить информацию по данной теме, опыт или факты), а затем продолжить дискуссию.
3. Слишком эмоциональное обсуждение проблемы.
Самое главное - не допустить подобной ситуации. А для этого нужно соблюдать регламент.
Затягивание блоков, выступлений приводит к усталости, раздражению. Оптимальное время для выступлений - 3-5 минут. Ведущему на комментарии, ремарки - максимум 2 минуты. Строгое соблюдение регламенты "держит" участников в рамках, а смена информационных блоков и, соответственно, аспектов и необходимость их придерживаться, также не дает накапливаться эмоциям. Во время круглого стола ведущий должен следить за тем, чтобы дискуссия не монополизировалась, и каждый участник имел право высказаться.
4. Не все присутствующие принимают участие в обсуждении.
Ведущий должен внимательно следить за поведением и реакцией участников, не позволять отдельным присутствующим монополизировать дискуссию ("Спасибо, нам понятна Ваша позиция, а теперь давайте послушаем других…"), давать возможность остальным высказываться (это можно спланировать заранее, зная состав участников и обращаться к людям в процессе обсуждения (Среди нас присутствует представитель …, я думаю, ему есть что сказать по данному вопросу" или: "Мы знаем, что решение этой проблемы зависит и от … хотелось бы выслушать мнение …).
Советы ведущему:
- · На протяжении всего процесса обсуждения ведущий должен постоянно держать под контролем содержание, процесс обсуждения и свое поведение.
- · Основная работа ведущего круглого стола - следить за тем, чтобы участники не ушли от темы обсуждения, прояснять непонятные вопросы и высказывания и следить за тем, чтобы все участники получили возможность высказаться.
- · Важно, чтобы все участники обсуждения понимали, о чем идет речь. Как правило, в обсуждении принимают участие люди из разных областей жизни, с разным профессиональным и жизненным опытом. Задача ведущего - следить за тем, чтобы высказывания и примеры были понятны, если используется терминология, то она знакома всем и т.д.
- · Немаловажно поведение самого ведущего. Чаще всего именно оно "задает тон" обсуждению.
- · Помимо собственно процесса обсуждения, ведущий должен контролировать поведение и настроение аудитории.
- o Если участники начинают "ерзать", шептаться, листать бумаги и т.д. - это признаки того, что им не интересно.
- o Если наступает тишина, то нужно понять, что она означает - размышление, недоумение, или людям просто надоело, и они не хотят высказываться.
- o Когда участники смотрят на ведущего - это означает, что им интересно и установлен хороший контакт. Если нет - нужно срочно что-то делать.
- o Как участники смотрят друг на друга, когда ведут диалог? Если не отводят взгляд, это показатель хорошего контакта и нормальной обстановки.
- o Позы заинтересованных людей - немного наклонившись вперед, по направлению к собеседнику или ведущему. Всем известны позы и мимика раздраженных или незаинтересованных людей.
Техническая сторона проведения круглого стола
Помещение должно быть светлым и просторным (в душном помещении люди быстрее устают, а это одна из причин отрицательных эмоций). Есть два варианта размещения людей: по кругу (менее формальный), в форме замкнутого или открытого квадрата. На столах должна быть вода. Перед каждым участником - таблички с указанием фамилий, имен, должностей и организаций, которые они представляют. Каждому участнику должна быть роздана программа круглого стола и материалы, которые будут использоваться при обсуждении. СМИ должны получить пресс-пакеты. По возможности участникам обсуждения предоставляются ручки, блокноты. Иногда результаты обсуждения организаторами фиксируются при помощи диктофона. Это позволяет включить в пресс-релиз или итоговый документ по результатам круглого стола цитаты.