Расшифровка понятия психическое отражение. Психическое отражение
Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.
Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.
Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».
Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:
- уже произошедших событий;
- актуальной реальности настоящего;
- действий и событий, которые должны произойти.
Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.
Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:
- Психический (ментальный) образ формируется в процессе активной деятельности человека.
- Дает возможность правильно отражать действительность.
- Носит упреждающий характер.
- Преломляется через индивидуальность человека.
- Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
- Само психическое отражение углубляется и совершенствуется.
Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.
Уровни психического отражения
Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:
- Сенсорно-перцептивный . Считается базовым уровнем, на котором строятся психические образы, которые в процессе развития возникают в первую очередь, но при этом не теряют актуальности впоследствии. Человек основывается на информации, которая поступает при помощи его органов чувств и выстраивает соответствующую стратегию поведения. То есть, стимул вызывает реакцию: то, что произошло в реальном времени, влияет на поведение человека.
- Уровень представлений . Для того, чтобы у человека возник образ, вовсе необязательно его присутствие здесь и сейчас и его стимуляция при помощи органов чувств. Для этого существуют образное мышление, и воображение. Человек может вызвать представление объекта в том случае, если он несколько раз до этого возникал в поле его зрения: в этом случае запоминаются главные особенности, второстепенные же отбрасываются. Главные функции этого уровня: контроль и коррекция действий во внутреннем плане, планирование, составление эталонов.
- Вербально-логическое мышление и речемыслительный уровень . Этот уровень еще меньше связан с настоящим временем, его можно даже назвать безвременным. Человек может оперировать логическими приемами и понятиями, что сложились в его сознании и сознании человечества за его историю. Он способен абстрагироваться от первого уровня, то есть не осознавать свои ощущения и при этом полностью концентрироваться, опираясь на опыте человечества.
Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.
Формы психического отражения
Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.
При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
- Перцептивная . Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность). Ощущения – это элементарная форма психического отражения.
- Сенсорная . Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
- Интеллектуальная . Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей. Это высшая форма психического отражения.
Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.
Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем , с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.
Саморегуляция
Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.
Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:
- Ситуация: последовательность начинается с ситуации (реальной или воображаемой), которая эмоционально релевантна.
- Внимание: внимание направлено на эмоциональную ситуацию.
- Оценка: эмоциональная ситуация оценивается и интерпретируется.
- Ответ: генерируется эмоциональный отклик, приводящий к слабо скоординированным изменениям в экспериментальных, поведенческих и физиологических системах ответа.
Если человек обладает развитой , он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:
- Выбор ситуации: человек сам решает, нужна ли в его жизни эта ситуация и стоит ли эмоционально сближаться с ней, если она неизбежна. Например, выбирает, идти ли ему на встречу, концерт или вечеринку.
- Изменение ситуации: если ситуация неизбежна, тогда человек предпринимает сознательные усилия для того, чтобы изменить ее воздействие. Например, применяет или физически отходит от неприятного ему объекта или человека.
- Внимательное развертывание: включает в себя направление внимания к эмоциональной ситуации или от нее. Для этого используются отвлечение внимания, размышления и подавление мыслей.
- Когнитивные изменения: модификация того, как оценивать ситуацию, чтобы изменить ее эмоциональный смысл. Человек использует такие стратегии как переоценка, дистанция, юмор.
- Модуляция ответа: попытки прямого влияния на системы экспериментального, поведенческого и физиологического реагирования. Стратегии: выразительное подавление эмоций, физические упражнения, сон.
Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:
- Нервно-мышечная релаксация . Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Это позволяет снять напряжение с отдельных частей тела, либо со всего тела.
- Идеомоторная тренировка . Это последовательное напряжение и расслабление мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно.
- Сенсорная репродукция образов . Это расслабление с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом.
- Аутогенная тренировка . Это обучение возможностям самовнушения или аутосуггестии. Основное упражнение – проговаривание аффирмаций.
Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.
Психология как наука
I. Определение психологии как науки
Психология – это наука о психических процессах, психических состояниях и психических свойствах индивида. Она изучает закономерности развития и функционирования психической деятельности человека.
II. Понятие психики. Основы функции психики. Особенности психического отражения.
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности
1) психика - это свойство только живой материи; 2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.
2. Психическое отражение – это: 1) активное отражение мира; 2) при психическом отражениипоступающая информация подвергается специфической обработке, и на ее основе создается психический , т. е. субъективный по своей природе и идеалистический (нематериальный) по своей сути образ, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира; 3) это всегда субъективное избирательное отражение объективного мира , так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.
Психика – это субъективный образ объективного мира. |
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного мира» .
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга , реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями . Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир , природу, ее отражение – полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей .
Психическое отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
· оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
· психическое отражение углубляется и совершенствуется;
· обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
· преломляется через индивидуальность человека;
· носит опережающий характер.
Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.
III. Свойства психики (психического отражения) .
1. Активность. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.
2. Субъективность.Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.
3. Объективность . В то же время психическое отражение дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического – его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.
4. Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.
5. Непрерывность . Психическое отражение – процесс непрерывный.
6. Опережающий характер . Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.
IV . Структура психики человека (формы психического отражения) .
Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
1. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.
1) Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие, представление и память, мышление и воображение;
2) Эмоциональные психические процессы: активные и пассивные переживания;
3) Волевые психические процессы: решение, исполнение, волевое усилие и т.д.
2. Психическое состояние – относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,
2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).
3) творческое состояние личности, которое называют вдохновением.
3. Психические свойства человека – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека .
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
V . Психика и особенности строения мозга .
Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.
Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: «Мысль изреченная есть ложь») и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).
Общее понятие о психике.
Понятие о психическом отражении
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.
Его характеристики: активность, динамичность, избирательность, субъективность, непроизвольность, направленность, идеальный и опережающий характер.
Именно категорией отражения раскрывается наиболее общие и существенные характеристики психики. Психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности. Если рассматривают гносеологический аспект познавательных процессов, то говорят, что знания - отр отражение окружающей объективной действительности. Если сенсорные и перцептивные процессы, то говорят, что ощущение и восприятие – образы воздействующих на органы чувств предметов и явлений объективной действительности. В онтологическом плане ощущение и восприятие исследуются как реально протекающие процессы или акты. В конечном счете продукт перцептивного процесса – образ может рассматриваться как отражение. Сам же процесс – процесс творчества, а не отражения. Но на конечном этапе этот продукт уточняется, приводится в соответствие с реальным объектом и становится его адекватным отражением.
По Ломову отражение и активность внутренне связаны. Через анализ деятельности раскрывается субъективный характер психического отражения. Деятельность может быть адекватна объективным условиям потому, что эти условия отражаются ее субъектом.
Т.о. психические процессы понимаются как процессы субъективного отражения объективной действительности, обеспечивающих регуляцию поведения соответственно условиям, в которых оно осуществляется.
Психическое отражение рассматривается:
- С точки зрения различных форм отражения (носителей): развитые – неразвитые, чувственные – рациональные, конкретные – абстрактные.
- С точки зрения возможных механизмов: психологические, психофизиологичекие.
- С точки зрения возможных результатов отражения: знаки, символы, понятия, образы.
- С точки зрения функций отражения в деятельности, общении и поведении человека (осознаваемые – неосознаваемые характеристики, эмоциональные – волевые характеристики, трансформация образов в процессе общения).
Психическое отражение как процесс
Образ не является чем-то завершенным или статичным. Образ формируется, развивается, существует только в процессе отражения. Образ и есть процесс. Положение о том, что психическое может быть понято только как процесс, было сформулировано еще Сеченовым. После оно получило развитие в трудах Рубинштейна. Т.о. любое психическое явление (восприятие, память, мышление и т.д.) выступает как процесс психического отражения, подчиняющийся объективным законам. Их общая тенденция: эти процессы развертываются в направлении от относительно глобального и нерасчлененного отражения действительности к все более полному и точному; от слабо детализированной, но общей картины мира к структурированному целостному ее отражению. В исследовании любого психческого процесса обнаруживается его стадиальность или фазность. На каждой из фаз происходят определенные качественные изменения и самого процесса, и возникающих в нем результатов. Стадии не имеют четких границ. В психическом процессе сочетаются дискретность и непрерывность: отражаемые воздействия дискредитируются, но стадии переходят друг в друга непрерывно. В ходе психического процесса изменяются его внутренние и внешние детерминанты. На каждой стадии формируются новообразования, которые становятся условиями дальнейшего протекания процесса. Психический процесс мультипликативен: возникнув в ходе развития какого-то одного процесса, он в той же или в какой-то другой форме включается в другие процессы.
Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;
- совершается в процессе активной деятельности;
- углубляется и совершенствуется;
- преломляется через индивидуальность;
- носит опережающий характер.
Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие - преобразование их в сигналы, третьи - планирование и регулирование поведения и т. д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.
Важнейший орган психической деятельности - кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека.
В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.
Основные функции психики – обеспечение адаптации
1. отражение окружающей действительности
2. обеспечение целостности организма
3. регуляция поведения (2)
Психические процессы:
Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния (2).
«психический процесс» – подчеркивает процессуальный характер изучаемого психического явления.
«психическое состояние» – характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления.
«психическое свойство» – отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.
Критерии психики:
Северцов: психика есть фактор эволюции. В какой среде обитает организм, каковы его жизненные задачи и нужна ли для их решения психика.
Гипотеза о происхождении чувствительности:
2 типа среды
Первая форма психики – чувствительность, способность ощущать. Это частный случай раздражимости.
Раздражимость – способность отражать что-то жизненно важное.
Чувствительность – способность отражать биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биотическими свойствами и как бы указывают на них.
Психика выполняет сигнальную функцию.
3 части действия (Гальперин):
1. Ориентировочная – здесь уже нужна психика для подготовки движения
2. Исполнительная
3. Контрольная
Прогностическая функция психики – необходима для управления своим поведением.
Более высокий вид чувствительности – дифференцированные ощущения.
Переход от раздражимости к чувств-ти – усложнение и сужение функций органов, их специализация в качестве органов чувств.
Для понимания сущности многообразия психических явлений одной из базовых и ведущих категорий в отечественной психологии выступает категория «психическое отражение».
Категория отражения является фундаментальным философским понятием, иод ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них - отражаемый , - сохраняя свою качественную определенность, создает во втором - отражающем специфический продукт: отраженное . В. И. Ленин, в свое время, развивая «догадку Дидро», писал: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, но существу, родственным с ощущением, свойством отражения» . Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека.
В неживой природе взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение , которое выступает в виде простой механической деформации, сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры, отражения света, изменения и отражения электромагнитных, звуковых волн, химических изменений, физиологических Цроцессов и т. д. Иными словами, отражение в неживой материальной природе отражает действие законов механики, физики, химии.
В учение о познании как отражении действительности значительный вклад внес В. И. Ленин, поэтому диалектико-материалистическая теория отражения носит название ленинской теории отражения. Принцип отражения часто подвергается критике: теория отражения якобы ограничивает человека рамками существующего (поскольку нельзя отражать будущее - т. е. то, чего еще нет); недооценивает творческую активность сознания - поэтому предлагается заменить диалектико-материалистическую категорию отражения понятием субъективистски толкуемой практики. В ответ па это Ленин, подчеркивая творческую активность сознания, отмечал: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» , поскольку только па основе адекватного отражения объективного мира и возможна творческая активность человека, практически преобразующего мир.
А. Н. Леонтьев, говоря об отражении, отмечал, что следует прежде всего подчеркнуть исторический смысл этого понятия. Он состоит, во-первых, в том, что его содержание не является застывшим. Напротив, в ходе прогресса наук о природе, человеке и обществе оно развивается и обогащается.
Второе, особенно важное, положение состоит в том, что в понятии «отражение» заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Речь идет о разных уровнях тех изменений отражающих тел, которые возникают в результате испытываемых ими воздействий и являются адекватными им .
Эти уровни очень различны. Но все же это уровни единого отношения, которое в качественно разных формах обнаруживает себя и в неживой Природе, и в мире животных, и, наконец, у человека.
В связи с этим возникает задача, имеющая для психологии первостепенное значение: исследовать особенности и функцию различных уровней отражения, проследить переходы от более простых его уровней и форм к уровням и формам более сложным .
Особенности уровней и форм психического отражения достаточно хорошо изложены в психологической литературе. Вкратце суть общих положений сводится к следующим положениям.
Неотъемлемым свойством ‘живого организма является раздражимость - отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихиче- ской формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.
Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства - чувствительности у т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.
Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств - способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности. Животные не только дифференцированно, воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают значительное число существенных в биологическом отношении пространственно-временных и элементарных причинных связей в окружающем мире.
Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, по и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятиями. Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования гипотезы и ее проверки, в создании теории, продуцировании новых идей, замыслов, целей.
Таким образом, психические явления во всем многообразии своих проявлений выступают как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности, как образы предметов и явлений окружающего мира, как единство реального бытия и его отражения. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «психическое переживается субъектом как непосредствен пая данность, но познается лишь опосредованно - через отношение его к объективному миру» .
В предшествующие десятилетия в итоге многочисленных теоретических и эмпирических исследований, фундаментальных и прикладных разработок, выполненных несколькими поколениями советских и российских ученых на основе конструктивного использования ими научных традиций, сложившихся в отечественной психологии, в современной психологической науке сформировалось, несмотря па наличие в ней множества оригинальных и самобытных научных школ, единое понимание базовых, ключевых характеристик отражательной природы психического. В качестве таковых характеристик выделяются:
- психика, рассматриваемая как особая форма отражения, присущая высшим животным, т. е. возникающая на определенном этапе развития живого мира. Различные формы психического отражения выступают как свойство (атрибут) органической материи (живого организма вообще и человеческого мозга в частности);
- адекватность психических явлений окружающей действительности;
- психика как система отражения, в которой слиты воедино и сама отражающая система, и носитель отражения;
- объективизация содержания отражения (превращение его в субъективную реальность и приобретение предметного значения для живого организма и смыслового для каждого конкретного человека).
Активность психического отражения заключается в том, что:
- психика удваивает окружающий мир в субъективном образе;
- живой организм выступает как самоорганизующаяся, внутренне и внешне активная система в соответствии с уровнем развития присущих ему форм психического отражения;
- психика выступает важнейшим фактором биологической эволюции и культурно-исторической человека. Главными факторами, детерминирующими развитие психики человека, являются деятельность, общение и другие формы, в которых и реализуется, проявляется активность;
- внутренняя активность - избирательное отношение к внешнему миру.
Активность и избирательное отношение к внешнему миру лежат в основе психического отражения в форме субъективного образа окружающего мира, а также выполняют функции регуляции поведения и деятельности, которые проявляются следующим образом:
- психическое выступает как регуляторная система, определяющая функционирование соматической и ментальной подсистем человека;
- адаптивный характер психического отражения позволяет живому организму и человеку активно приспосабливаться к окружающей среде посредством изменения функций отдельных органов, поведения и деятельности;
- антиципация (предвосхищение) является одним из важных свойств психического отражения, обеспечивая возможность не только фиксировать прошлое и настоящее, но и предвосхищать в отдельных моментах результат потребности ого будущего .