Менеджмент как вид деятельности. Роль менеджера в управлении фирмой
Управление в той или иной мере интересовало передовые умы человечества с древних времен. Управление проявляется в человеческом сообществе в рамках совместной деятельности. Возникновение управления как особой деятельности в обществе обусловлено, прежде всего, появлением и развитием разделения труда, специализировавшего труд производителей и коллективов.
Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации.
Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении – кибернетика – применима к любой области исследования (к технике, биологии, физике, социологии и т.д.). Понятие «менеджмент» относится к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам. Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность по управлению организацией.
Как науку и искусство управления;
Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;
Как аппарат управления деятельностью организации.
Менеджмент, как правило, рассматривает микроуровень, который в свою очередь имеет высшее звено управления (президент, вице-президент), среднее звено (управление отдельными производствами, цехами, отделами), низовое звено, осуществляющее в основном контроль за выполнением производственных заданий (операционный управляющий). От обычного управления организацией менеджмент отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуаций.
Можно привести множество определений менеджмента, встречающихся в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управления и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Менеджмент - это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.
Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой, - содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд – разновидность умственного труда.
Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.
Специфику управления составляют:
1) предмет труда, которым является труд других людей;
2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;
3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;
4) продукт труда, которым является управленческое решение;
5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы.
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.
Основные функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе ≪Общее и промышленное управление≫ в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.
1. Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:
Формы планирования:
· Стратегическое - ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами.
· Среднесрочное - чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.
· Текущее (бюджетное, оперативное) - заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.
2. Организация - заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм.
Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.
Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
2. Делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
3. Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека.
4. Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль
обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.
Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.
С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.
5. Координация и регулирование - заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма.
При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров.
Цели координации и регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Менеджер - человек, имеющий специальную подготовку. Основные задачи менеджера: 1) координация 2) руководство 3) управление 4) принятие решений. Менеджер начинает свою работу с изучения объекта, которым предстоит руководить и подбором команды.
Понятие менеджмента, принципы менеджмента, функции менеджмента, характеристика труда менеджера, структура труда менеджера, соотношение функций менеджера и уровней управления.
Понятие менеджмента
Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.
Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд».
Акио Морита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое.
Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу.
Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять – значит приводить к успехам других.
Майкл Мескон считает, что управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей .
Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей.
Все приведенные определения управления имеют нечто общее – это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью.
Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.
Специфику управления составляют:
1) предмет труда, которым является труд других людей;
2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;
3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;
4) продукт труда, которым является управленческое решение;
5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.
Термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении. В русском языке аналогом этого слова является термин
На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".
Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.
Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.
Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.
С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.
Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.
Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.
Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.
Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.
Понятия "менеджер", "менеджмент", "маркетинг" в последнее время быстро вошли в словарный запас русского языка. Иногда люди говорят о директоре своего предприятия, что он хороший менеджер. Сказанным они хотят выразить, что он - современный руководитель, который в отличие от стиля руководства, присущего старой командно-бюрократической системе, при организации своей работы и работы своего предприятия использует современные методы управления.
Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, в чем собственно менеджер предприятия отличается, скажем, от руководителя или директора предприятия.
Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь во второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
Менеджер не автоматически является руководителем или входит в состав высшего руководства предприятия. Менеджеры работают на всех "эшелонах" управления и, по американским понятиям, таковым является человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.
как науку и искусство управления
как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений
как аппарат управления деятельностью организации
Менеджмент: наука или искусство
Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления.
Ее основные задачи:
- объяснение природы управленческого труда;
- установление причинно-следственных связей в этой области;
- выявление факторов и условий эффективности совместного труда;
- разработка методов эффективного оперативного управления;
- прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации.
В то же время имеются основания рассматривать менеджмент как искусство:
- организации – сложные социально-технические системы;
- люди, работающие в них – главный фактор эффективности их функционирования;
- практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;
- при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;
- никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.
Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности.
Менеджмент как вид деятельности.
Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".
Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой - самоуправления группы. Все административные, организационные и исполнительские функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным подразделениям. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента - особого вида экономической деятельности.
Таким образом, менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.
Менеджмент как аппарат управления деятельностью организации.
Управление идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием её менеджмента.
Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.
В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Предпосылки возникновения менеджмента
Ни одна организация, ни одно пред-приятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить органи-зованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним челове-ком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере раз-растания групп и усложнения выполняемых ими функ-ций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000-2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только куль-туры древних египтян, но и их управленческого искусст-ва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного челове-ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров. Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ веке.
Таким образом, предпосылками и источниками формиро-вания менеджмента как управления особого рода являются:
индустриальный способ организации производства;
развитие рыночных отношений, основными элемен-тами которых являются спрос, предложение и цена.
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У.Тейлор опубликовал свою книгу “Принципы научного управления”, считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Развитие управления как научной дисциплины представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология.По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.
Развитие менеджмента в нашей стране
Развитие менеджмента в нашей стране имеет свои особенности. В.Н.Родионова выделила школу «научной организации производства» (1900 –1930 г.), «новую школу» (1930 – 1965 г.) и школу системных исследований (1965 г. – по настоящее время). Однако временное начало школы «научной организации производства» следует перенести в прошлое. В 1860 – 1870 г. ученые Московского высшего технического училища разработали методику рационализации трудовых движений, получившую медаль на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.
С 1908 г. в России начали издаваться сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента: «Административно-техническая библиотека». В ряде высших учебных заведений начали преподавать организационно-управленческие дисциплины, например, в 1911 – 1912 г. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым читался курс «Организация заводского хозяйства».
В России после произошедшей революции достаточно много внимания уделялось научным исследованиям в области организации труда, управления и рационализации работы предприятий. В Москве, Харькове, Таганроге и Казани были созданы институты труда, ведущие изыскания в вопросах научной организации труда. Централизованное планирование потребовало разработки методики составления межотраслевых балансов, составления перспективных и годовых народнохозяйственных планов.
Наиболее плодотворным развитие отечественного менеджмента было в 20-е годы ХХ века, в период новой экономической политики. Создан план ГОЭЛРО, первый пятилетний план.
В конце 30-х годов академик Л.В. Канторович опубликовал первые работы по математическим методам оптимального планирования и линейному программированию.
Б.Я. Каценбоген в 1946 г. получил Государственную премию за достижения в теории и методологии применения поточных принципов работы в серийном производстве.
С.П. Митрофанов разрабатывает теорию групповых методов обработки, которая затем используется в теории автоматизированных процессов в серийном и мелкосерийном производстве.
Учеными ЭНИМСа и других институтов, а также практиками были созданы системы планово-предупредительного ремонта, бездефектного изготовления продукции, комплексного управления качеством, подготовки производства, оперативного планирования производства.
Ф.Р. Дунаевский выдвинул теорию административной емкости, под которой понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств. Ф.Р. Дунаевский полагал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, что ведет к бюрократизации.
Следует отметить, что за период с 1919 по 1930 г., по данным В.Н. Родионовой, в нашей стране было опубликовано около 800 научных работ по рационализации труда, организации производства и управления.
Отсутствие в отечестве рыночных отношений с 1930 по 1990 г. не создавало необходимых предпосылок для теории и практики менеджмента. Ученые направляли свои разработки на управление в условиях командно-административной общеплановой экономики и внесли определенный вклад в достижения мировой управленческой мысли. Среди них Л.И. Абалкин, Г.А. Аганбегян, В.Г. Афанасьев, А.И. Анчишкин, Д.М. Гвишиани, Г.А. Джавадов, С.С. Дзарасов, С.В. Ипатов, О.В. Козлова, Б.З. Мильнер, Н.Я. Петраков, Г.Х. Попов, И.М. Разумов, С.Г. Струмилин, Ю.А. Тихомиров, О.Г. Туровец, Т.С. Хачатуров и многие другие.
Вопрос 2 – Менеджмент как вид управленческой деятельности: функции, принципы и методы менеджмента, их характеристика
Менеджмент начинается с его определения через другие понятия, принятые в современном деловом обороте в России. При этом традиционно основным понятием, предваряющим понимание менеджмента, является понятие управления.
Управление – это процесс воздействия субъекта управления (то есть того, кто управляет) на объект управления (то есть то, чем управляют) для достижения заданной цели.
Пример: управлением является процесс воздействия водителя на автомобиль с целью перемещения из пункта А в пункт Б.
Менеджмент как понятие является более узким, чем управление.
Менеджмент – это процесс воздействия руководителя (то есть субъекта управления) на людей в их самых разных состояниях (объекты управления) для достижения заданной цели.
Пример: менеджментом является процесс распределения заданий и установление норм выработки бригадиром на строительной площадке для наиболее эффективного использования возможностей бригады и скорейшего завершения строительства.
Понятие менеджмента может иметь четыре толкования:
· менеджмент – это процесс управления людьми, организациями людей и людьми в организациях, главным образом, в условиях рыночной экономики;
· менеджмент – это наука, область знаний об управлении организациями и социально-экономическими процессами;
· менеджмент – это искусство и практика управления организациями и социально-экономическими процессами;
· менеджмент – это орган (органы) управления какой-либо организации и люди, его составляющие.
Вообще главной целью менеджмента является удовлетворение постоянно меняющихся потребностей людей через использование, главным образом, рыночных механизмов (спрос, предложение, рентабельность, прибыль и т.п.). Безусловно, такая цель является чрезвычайно многоплановой и сложной. Поэтому каждая конкретная организация формулирует для себя более узкие и конкретные цели в рамках главной цели менеджмента и двигается к ним поэтапно, решая отдельные задачи менеджмента или, как чаще говорят, реализуя функции менеджмента .
Все функции менеджмента, то есть то, что он выполняет и решает, в принципе делятся на две категории. Первая из них – это общие функциименеджмента , то есть те, которые в той или иной форме реализуются при управлении любой организацией; в их число входят:
· целеполагание (миссия, философия, цели и задачи организации), то есть определение предназначения, смысла и конечного результата, которые должны быть достигнуты организацией, а также путей движения к ним;
· прогнозирование и планирование , то есть формы и методы предвидения проблемных ситуаций и разработка последовательности действий по их сглаживанию;
· организация (точнее – организовывание ) и координация , то есть строение организации, её составные элементы, связи между ними и их эффективное взаимодействие;
· разработка и принятие управленческих решений , то есть теория и практика нахождения и выработки наилучшего в конкретных условиях решения;
· мотивация и стимулирование , то есть методы и приёмы внутреннего и внешнего воздействия на людей;
· контроль и учёт , то есть формирование и поддержание чётких и единообразных форм, по которым оценивается деятельность людей и организаций.
Вторая из них – это специальные (частные) функции менеджмента , то есть те, которые реализуются при решении вопросов, связанных с управлением конкретной организации;
Принципы менеджмента - это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы есть отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Ведущий принцип менеджмента - оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями - оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.
Из этого основного принципа вытекают и другие:
1. принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо - управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а так же исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений;
2. принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;
3. принцип плановости, означающий, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;
4. принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности , т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать решения);
5. принцип демократизации управления . В современной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалификацией, а также общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.
Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.
Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.
Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические.
1. Административный метод управления . Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.
Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение.
В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.
2. Организационно-правовой метод . Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.
3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.
4. Социально-психологические методы.
Подразделяются на виды воздействия:
1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;
2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.
Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.
1. Менеджмент как вид деятельности
1.1. Характеристика основных категорий теории и практики менеджмента
1.2. Позиция менеджмента в современной организации
1.3. Структура корпуса менеджеров по П. Друкеру
1.4. Управленческие роли в организации по Г. Минцбергу
1.1. Характеристика основных категорий теории и практики менеджмента
Существует несколько определений менеджмента различных авторов:
определение Паркера-Роллета из школы человеческих отношений – менеджмент – «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»;
определение из учебника «Основы М.» Мескона, Альберта и Хедоури - М. – «процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации»;
Винан «Основы М.» - «теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка»;
“совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.;
«сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми” - из американской энциклопедии;
постановка и их эффективное достижение с помощью людей”, - связывает 3 главных фактора М. - цели, эффективность, человек.
В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный М., обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей.
Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Однако под термином «менеджмент» (« management ») принято понимать профессиональную деятельность по управлению коммерческой, то есть приносящей прибыль, организацией. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста – менеджера и в качестве объекта – организацию, ее самостоятельную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.)
Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:
В любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;
В любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конечных целей деятельности фирмы.
Таким образом, «менеджмент» относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические объекты.
Понятие «менеджмент» часто ассоциируется с понятием «бизнес» («business»). Однако между ними имеются существенные различия. Бизнес -это деятельность, приносящая доход, бизнесмен делает деньги, владеет капиталом, пускает его в оборот с целью получения прибыли. При этом бизнесмен сам может и не заниматься этим делом, а нанять профессионального управляющего. Бизнесмен может иметь чисто представительную должность в аппарате управления фирмой либо не иметь должности вообще. То есть термин «бизнес» означает функцию владения капиталом, а «менеджмент» – функцию управления им.
Еще одним довольно близко стоящим к менеджменту понятием является «предпринимательство» («entrepreneurchip»). Этот термин был введен французским экономистом Ришаром Катиллоном в начале XVII века. Предпринимательство – особый род деятельности, связанный с инновациями, то есть организацией производства новых товаров и услуг, выходом на новые рынки, внедрении новой системы управления.
Организуя новое дело, предприниматель вкладывает собственные средства и принимает на себя личный риск. Для него особенно важны такие качества, как независимость и самостоятельность, нетрадиционное мышление, высокая работоспособность и упорство, способность к оправданному риску.
Однако для менеджера этих качеств недостаточно. Он должен уметь работать с людьми, уживаться в управленческой иерархии, обладать профессиональными знаниями в области менеджмента, быть лидером.
Идеальный вариант, когда менеджер сочетает в одном лице качества руководителя и предпринимателя, но такое встречается достаточно редко. Обычно предприниматель начинает новое дело, а хороший менеджер делает его эффективным и прибыльным. Например, изобретатель первого персонального компьютера и основатель фирмы «Эппл компьютерс» Стивен Джоббс не добился никаких серьезных успехов в бизнесе, а сменивший его на посту президента фирмы Джон Скалли вывел фирму на второе место в компьютерном бизнесе после «Ай-Би-Эм».
Термин «менеджмент» тесно связан с фигурой менеджмента – профессионального управляющего, имеющего соответствующий диплом и специально нанятого на руководящую должность, выполняющего конкретные управленческие функции в соответствии с должностными обязанностями и имеющего подчиненных.
Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера – это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитие организации, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Объектом менеджмента, его основополагающей категорией, является организация – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.
Организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно для достижения общей цели или системы целей.
Требования к организации:
наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;
наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, что бы достичь значимую для всех цель.
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий менеджмент – заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.
Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев.
В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целую систему менеджмента.По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент – предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.Стратегический менеджмент – предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент – предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Субъект менеджмента – менеджер – руководитель различного уровня, занимающий постоянную должность в организации и наделенный полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Предмет менеджмента - это изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления. Это законы онтогенеза, синергии, пропорциональности, реальных условий, административной емкости, закономерности ритмичности работ, фронта работ и т. д.
Содержание науки менеджмент базируется на основных категориях. Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые взаимоотношения в процессах управления организацией. В состав основных категорий менеджмента входят: объекты и субъекты менеджмента, функции менеджмента, виды менеджмента, методы менеджмента, принципы менеджмента.
Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды. Таким образом, объектом менеджмента его основополагающей категорией, является организация – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей. Организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно для достижения общей цели или системы целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации как объекта управления зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности. В более детальной проекции объектом менеджмента могут быть часть окружающей среды, персонал фирмы и другие объекты, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество продукции, коллектив, группа, личность).
Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: "кто производит - не управляет, кто управляет - не производит". Если у работника нет подчиненных, и он организуете свою работу сам - он производственник. Если работник управляет подчиненными, то он ставит им задачи, проводит инструктаж, передает опыт, предоставляет средства, информацию, делегирует полномочия и контролирует (подводите итоги процесса).
Таким образом, он рассматривается как субъект управления. Субъектами менеджмента (менеджерами) можно назвать руководителей различного уровня, которые занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Категория «менеджер» распространяется на руководителей организации, руководителей структурных подразделений, организаторов определенных видов работ (администраторов). Кроме руководителя субъектом управления, в ряде случаях, может выступать группа лиц, организация, подразделение и другие субъекты, осуществляющие управление.
Управление осуществляется в рамках единого процесса управления, так называемого «кольца управления», который схематично представлен на рис. 1.2.5. Процесс управления предполагает выполнение повторяющихся видов работ, которые в совокупности определяют функции менеджмента.
Рис. 1.2.5. Кольцо управления
Функции менеджмента это устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.
Правила и способы управления деятельностью организации определяются в таких категориях менеджмента как методы и принципы менеджмента.
Методы менеджмента это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.
В менеджменте различают:
методы управления функциональными подсистемами организации (связана со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т.д. Методы, применяемые в соответствующих структурных подразделениях, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их достижения).
методы выполнения функций менеджмента (в их основу положено представление процесса управления как процесса выполнения совокупности взаимосвязанных функций менеджмента. Здесь различают соответственно методы планирования, организации, координации и контроля).
методы подготовки и принятия управленческих решений (описание процесса управления с позиции процесса принятия решений).
Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориентация управления и моделирование управляемых процессов. К методам менеджмента также относят организационные, административные, экономические и социально-психологические методы управления.
Общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации, определяются категорией - принципы менеджмента . Важнейшие принципы эффективного менеджмента: целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации. Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы. Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации. Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента. Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений. Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров. Демократизация предполагает использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.