Роль наблюдателя в квантовой механике мазур. Роль наблюдателя в квантовой физике
Проблема возраста, если помыслить её философски, это не что иное как вопрос о времени, поставленный перед человеком в практической плоскости его собственной неповторимой жизни.
Почему возраст столь важен для каждого человека? - Говоря о возрасте человека, я говорю о самом важном в человеческой индивидуальности. Дело в том, что он задевает некоторые глубинные основания нашей жизни, - он так же неповторим и индивидуален, как индивидуальна каждая человеческая жизнь. Ясно, скажем, что «сорок лет» одного человека не равны «сорока годам» другого человека.
Возраст в обыденном сознании выражается, прежде всего, количественно, но это неточная, обедненная характеристика. Возраст, сведенный только к цифре, выражающей прожитые годы, то есть – только к количественному измерению – это плоская абстракция бесконечно многообразного процесса жизни. Конечно, эта абстракция необходима для познания человека вообще и познания человеком самого себя, но ни жизнь человека, ни его возраст ею не исчерпываются. Чтобы конкретизировать тему индивидуальности возраста, не сводимой только к количественной характеристике прожитых лет, обратимся не к тому, как считаетсявозраст, а к тому как он переживается, - или к его экзистенциальной это то, что относится к существованию как таковому (Dasein – по-немецки) в его фактичности. – Вот я живу во всей неповторимости своей жизни, где будни чередуются с праздниками, периоды радости сменяются уныньем, - успехи сменяются неудачами, где неудобная обувь, как это ни прискорбно, соседствует на равных (что особенно обидно!) с возвышенными философскими прозрениями. Всё это, взятое синкретично, в единстве и нерасторжимости и дает экзистенцию как моё существование. характеристике. Человеческий возраст – это феноменмеры, как единства количества (прожитых лет) и качества (неповторимой индивидуальности жизни).
Человек – конечное существо. Глубинный экзистенциальный смысл концепта возраста (идеи возраста, понятия возраста) именно в конечности человеческого бытия, смысл человеческого возраста в его ограниченности, конечности, в конце концов – в смертности каждого человеческого существа. Человек рождается, в сущностном плане как бы «из ничего», и онсмертен, - уходит в небытие. Сама же его жизнь между рождением и смертью – это как скольжение на волне в серфинге.
Видео 1
Конечно, возрасты взаимосвязаны, «поддерживают» или отрицают друг друга. Но каждый возраст (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) не являются только средствами и обязательно имеют ценность в самих себе. Каждый возраст самоцелен и самоценен. Нельзя считать, что детство это всего лишь некая «вспомогательная конструкция», - строительные леса, с помощью которых можно выстроить «хорошую» или «плохую» взрослость. Или, далее, – взрослость не есть всего лишь «средство» для достойной старости.
Итак, возраст есть изнутри, экзистенциально переживаемое нами время бытия, которое представляет собой самоценность.
Возраст и страх
Возраст – это проблема жизни с точки зрения одной из самых всепоглощающих эмоциональных составляющих человеческого бытия – с точки зрениячувства страха. Каждый возраст обладает своим специфическим страхом. Далее мы сможем обратиться чуть более подробно к страху старика, что конституирует этот возраст (См. тему 2).
Однако, страшно не только то, что ты умрешь? - и, стало быть, вся жизнь может быть рассмотрена как ожидание смерти. Страшно и то, что, рождаясь на этот свет, ты вынужден всё начинать сначала. Ты являешься в мир помимо своей воли, хотя бы потому, что у тебя как новорожденного воли ещё нет. Фактически, ты обнаруживаешь себя в уже существующем мире радикально неподготовленным к нему, - как незваный гость. Мы увидим далее более подробно, что трагедия старика в том, что он уже чужой в этом мире, а глубинная, может быть, скрытая от него самого, трагедия ребенка (хотя ребенок не может выразить эту свою трагедию, или даже в полной мере осознать и пережить её), что он в этом мире ещё чужой. Этот равнодушный мир «не хочет» его принимать. Мир не звал и не ждал его. Ребенок ничего не знает об этом мире, он ещё никак не обозначил свое бытие в нем. Переживание ребёнка – зачем я появился в этом мире. Оно, по сути, имеет отношение не только к детству и выражено А.С. Пушкиным в одном из самых трагических его произведений:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана,
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь обречена…
Жизнь человека – постоянное преодоление страха. Универсальный способ справиться со страхом – это некоторый «запас прочности» нашего бытия, готовность ко всему, что бы ни случилось, - некоторый его жизненный потенциал в самом широком смысле слова. Поэтому проблема возраста – это, по сути, проблема потенциала, его накопления и растраты. Вопрос первой половины жизни, не столько ребенка, сколько подростка, молодого человека и ранней взрослости – это вопрос способностей, задатков, дарований, которые также есть проблема человеческого потенциала. Обладаю ли я дарованиями, задатками? Предопределил ли Бог мое назначение, моё Beruf Der Beruf (нем.) – профессия и одновременно призвание (от нем. rufen – звать). Важный термин в работе немецкого социолога и философа М. Вебера (1864-1920) «Протестантская этика и дух капитализма», в которой показано, что становление капитализма в Западной Европе было тесно связано с протестантской трудовой этикой, в которой «трудиться – значит молиться» и где истовый, тщательный труд в этом мире рассматривается как угодный Богу. См.: http://www.koob.ru/weber/protestantskaya_etika; 21.09.11, где есть возможность прочитать указанную работу. Молодой человек в постоянных сомнениях, подчас мучительно, решает для себя и хочет продемонстрировать другим, что он действительно обладает задатками, - что он талантлив, может быть, даже, в потенции, - гениален. Такая постановка вопроса в новоевропейской цивилизации по сути близка вопросу, формулируемому в традиционных цивилизациях: призван ли я Богом?
Очевидным образом жизненный потенциал, как мы увидим в дальнейшем, особенно важен в старости. Настоящий старик должен быть - хотя бы! - богат деньгами. Это некоторое (конечно же, весьма косвенное!) свидетельство, что он в мире что-то значит, - имеет какое-то право на существование, - он что-то совершил достойное. Или – старик обладает заслугами, потенциалом влияния, мол, он «не зря прожил свою жизнь», с ним считаются, к его словам прислушиваются, он заслужил авторитет потому что изменил этот мир, и мир после прожитой стариком жизни стал лучше.
Таковы самые первые наметки переживания возраста, показывающие важность этой характеристики для человека. Чтобы более основательно осмыслить наше переживание возраста, необходимо внимательным образом осмыслить, что такое в философском плане время вообще, и как время связано с возрастом человека.
Смысл возраста: мера человеческой жизни
Время это форма бытия. В отличие от пространства, время это не экстенсивная, а интенсивная форма бытия. - Что это означает? Пространство в самом абстрактном плане есть особое отношение, где постулируется, предполагается расположение одного рядом с другим, -подле другого. Время же, напротив, это такое отношение, где предполагается, постулируется последовательность одногопосле другого. Каждая соседняя точка в пространстве не уничтожает другие точки, между тем как каждый следующий момент времени упраздняет предыдущий, чтобы и самому быть в свою очередь уничтоженным.
Следовательно, особенности такой формы бытия как время, сказываются и на возрасте. Возраст как время человеческого бытия представляет собой интенсивную форму жизни человека, которая переживается как особенно напряженная. Ведь множественность отдельных моментов (периодов, этапов, ступеней) человеческой жизни неодолимо исчезает, и её никак нельзя удержать. Юность безвозвратно уходит, сменяясь зрелостью, а зрелость необратимо и неодолимо сменяется старостью… Философия возраста или – времени человеческой жизни исследует, как один эпизод, одно событие, одно время, один период, один этап невозвратно сменяются другими эпизодом, событием, временем, периодом, этапом.
Человеческий возраст и возраст исторической общности
Человеческое время (т. е. как раз возраст- форма бытия человеческого индивида), с одной стороны, и время общности того или иного масштаба, скажем, семьи, коллектива, этноса, с другой, взаимодействуют. Человеческий возраст задает модели времени той или иной общности, даже времени существования всего человечества во Вселенной; возраст индивида дает времени всего человечества действительность непосредственного переживания. И напротив, время той общности в которую включен индивидуальный возраст человека, существенным образом воздействует на него. Проследим, как в связи с историческим временем меняются концепции человеческого времени или – возраста человека.
Ритмы истории – ритмы человеческого возраста. Поколения
Историческое время протекает ритмически, где моменты величайшего напряжения (скажем, войны, революции, социальные катастрофы) сменяются известным расслаблением истории. Акценты, задающие напряжение в историческом развитии, это чрезвычайные моменты, кайросы Кайрос (др.-греч. К????? – данное время) - древнегреческий бог счастливого мгновения. У древних греков было два концепта времени, персонифицированных, олицетворенных как боги. Хронос - Бог прошедшего и все пожирающего; Кайрос - бог неуловимого мига удачи. Он появляется неожиданно, и поэтому на его помощь трудно рассчитывать. Кайрос указывает на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, если хочешь добиться успеха. Этот бог изображался с большим чубом, за который можно было ухватить подвижного, ускользающего крылатого Кайроса. В руках у Кайроса весы: символ справедливости судьбы, посылающей успех тем, кто его достоин. Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос - это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. В философии: особое и обычно краткое по протяженности время, выделяющееся из потока космического и исторического времени высшим духовным значением происходящих в нем событий. По Н.Бердяеву, это «как бы вторжение вечности во время, прерывность в космическом и историческом времени, пополнение и исполнение времени». В дальнейшем изложении мы ещё вернемся к этому термину и раскроем его подробнее. Пауль Йоханнес Тиллих (1886-1965) - немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии, широко использовавший понятие кайроса. Ср.: «Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания время является пустой формой, способной вместить любое содержание; но для того, кто осознает динамический, творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смысла. Не все возможно во всякое время, не все истинно во всякое время и не требуется во всякое время» (Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. с. 217). Понятие кайроса применительно к человеческой жизни будет более подробно прояснено в лекции «Отрочество». (П. Тиллих). В противоположность кайросу следует обозначить состояние, которое можно метафорически назватьисторической дремотой, сном истории. Сон истории - это период, когда, как кажется, ничего не происходит.
Историческое развитие во времени предстает как чередование кайросов и дремоты. Это и есть в самых общих чертах ритм истории. Жизнь человека, - драма проживания им своего возраста – так же ритмичны как и проживание общностью своей истории: некоторые чрезвычайные напряжения, когда человек «всецело присутствует», сменяются спокойными, созерцательными периодами. Ритм биографии необходим, поэтому мы сталкиваемся также с некоторой внешней ритмизированностью человеческого бытия, скажем, ежегодное празднование дней рождения, или отмечание памятных дат, юбилеев. Этот ритм, привносимый культурой, обычаем, традицией в непрерывное течение человеческого возраста, позволяет выстроить особую композицию движения по возрастам, - организовать время человеческой жизни как своего рода драматургическое произведение.
Проживание человеком своего возраста зависит от того, попадает ли его время на момент чрезвычайного напряжения в истории, кайроса, или, напротив, ему выпало жить в эпоху исторической дремоты. Не случайно, в современном кинематографе сформировался специфический жанр – фильмы-катастрофы, которые показывают поведение людей в чрезвычайных обстоятельствах конца света, стихийного бедствия, техногенной катастрофы Катастрофа природно-техногенная - разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды. .
Связь человеческого возраста с историческими событиями создаетпоколения. Скажем, в русском XIX веке мы знаем поколение декабристов, поколение «шестидесятников». В советском XX веке отчетливо выделяется поколение тех, кто так или иначе участвовал в Великой Отечественной войне, - поколение «шестидесятников», то есть тех, кто был воспитан на идеях «оттепели» и ХХ съезда КПСС. Каждый без труда укажет и на другие поколения, которые сыграли ту или иную роль в российской, советской или постсоветской истории.Однако для понимания возраста необходимо указать и более общие установки, которые существуют в человеческом сознании.
Две концепции исторического времени – две концепции человеческого возраста
Существует по крайней мере две концепции возраста человека, которые связаны с базовыми представлениями об историческом времени. Эти две концепции возраста взаимодополнительны, или, как говорят, - комплементарны, отражают с разных сторон разные стороны возрастного измерения человеческой жизни.
Первая концепция понимания историисостоит в том, что мир вечен и время бесконечно. Конкретным воплощением этой концепции времени предстает так называемое вечное возвращение. Индуистская традиция, например, выделяетчетыре века (юги), которые сменяют друг друга, причем после четвертой юги, кали-юги, где мы сейчас живем, должна снова наступить первая юга. Гесиод также выделяет четыре века: золотой, серебряный, бронзовый, железный. Затем - вселенская катастрофа и… всё сначала. Демиург, бог не первого ряда богов, творец с оттенком «халтурщик», преобразует хаос в космос, потом забывает о созданной им космической упорядоченности. Между тем божественный порядок «вытекает», «выветривается» из мира, который снова превращается в хаос. Тогда демиург спохватывается, снова вдыхает в мир божественное начало, и он снова становится космосом. И так – бесконечно. С той же необходимостью, с какой природа когда-то устранит мыслящий дух на Земле, она его породит где-то во Вселенной снова, говорил Ф. Энгельс, также принимая (бессознательно!) концепцию вечного возвращения.
Такой концепции исторического времени в философии возраста соответствует идеяметемпсихоза: душа человека снова и снова возрождается после смерти, проживая всё новые и новые жизни, и так – без конца, если не предпринять особые усилия для того, чтобы выйти из колеса Сансары Дхармачакра («колесо дхармы», «колесо закона») - в буддизме символ дхармы, учения Будды о пути к просвещению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами. , вечной череды новых рождений Реинкарнация (греч. ?? - снова» + греч. ????????? - воплощение), метемпсихоз (греч. ???????????? - переселение душ) - группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. .
Вторая концепция понимания историиможет быть названа библейской, поскольку она последовательно проведена в Библии. В ней постулируются абсолютное начало мира, связанное с «творением мира из ничего», и неизбежность его абсолютного конца.
Причем последнее событие однократно и непоправимо. Не мыслится возможности никакого нового порождения. Мир закончится абсолютно.
Из этой второй концепции следует постоянное и напряженное ожидание человеком своего конца, т.е. непоправимой смерти. Соответственно, и возраст человека понимается таким образом, что если после смерти и возможна иная жизнь человеческой бессмертной души (скажем, «блаженство» в раю или «вечные муки» в аду), то это будут совершенно, качественно иные формы существования, которые никак не могут быть даже сопоставлены с земной жизнью и к которым никак нельзя отнести понятие возраста. Загробная жизнь, попросту говоря, принципиально «не имеет возраста», как, скажем, электроны и протоны принципиально не могут иметь вкуса и запаха.
Соответственно, и возраст человека после смерти теряет смысл. Жизнь человеческая заканчивается абсолютно так же, как она абсолютно не была до рождения. Для человека новоевропейской цивилизации остается слабое утешение, что человек оставит какие-то положительные, «нетленные» следы в культуре, но и они, увы, не вечны:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
(Г. Державин)
Неизбежность смертности свидетельствует о том, что нам хотелось бы представить своё время, прежде всего, как циклическое время. Да, пусть мы умрем, но наши дети, внуки снова и снова повторят тот цикл, который проделали в своё время мы, а до нас – наши отцы и деды. Циклы поколений складываются в линейное время истории социума, цивилизации, - линейное время, которое в другом масштабе само оказывается циклическим, включенным в другое, на первый взгляд, линейное, но также циклическое время.
В циклическом времени возраста нам непосредственно даны дионисийные Аполлоническое и дионисийское - понятия, введенные Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Ницше в своем «Рождении трагедии из духа музыки» рассматривал драму Вагнера и античную трагедию как средоточие отдельных моментов аполлонического и дионисийского начал. Отражение аполлонического и дионисийского имеет место во всех видах и жанрах искусства, в них явлены два полюса многообразной человеческой культуры. Дионис (др.-греч. ????????, ????????, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus) в древнегреческой мифологии - бог вина; у римлян Вакх (др.-греч. ??????, лат. Bacchus), в честь которого совершались оргии - вакханалии. Аполлон (др.-греч. ???????), Феб (др.-греч. ?????? - лучезарный), напротив, представал как средоточие света и умеренности. Противоположность между этими двумя категориями обусловлена противоположностью между пластическим искусством образов и непластическим искусством музыки. Аполлон и Дионис - это разные миры: мир сновидения и мир опьянения. стихии, которые предстают, прежде всего, как фатальность рождения и фатальность смерти. Линейное время социума, выступающее как горизонт циклического времени отдельной человеческой судьбы, мнится не дионисийным , а аполлоническим. Аполлоническое начало - это чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога - творца образов; дионисийское - первобытный хаос и ужас, вакхический восторг, трепет опьянения и экстаза. Оно мыслится как беспредельное восхождение, как фундаментальная вертикаль, как порыв и прорыв в сферу трансцендентного, как спасение.
Именно линейное время задает горизонт смысла жизни, выходящий за границы индивидуального принципиально циклического бытия. Даже если «Бога нет», то бессмертие культуры задает нам иллюзорную надежду на бессмертие. Вопреки выше приведенным трагическим словам умирающего Державина Пушкин с надеждой восклицает:
Весь я не умру
Душа в заветной лире
Мой прах переживет
И тленья избежит…
Идея бессмертия души, входящей в сферу разума, по Канту, (наряду с бытием Бога и целостностью мира) построена на идее линейного времени, которое через свою беспредельность вообще выходит за рамки времени, становится по ту сторону времени вообще.
Значит, в проблему возраста обязательно входит момент не только смерти, но и бессмертия. Последнее моделируется линейным временем, уходящим в беспредельность и снимающим время вообще.
Путь к бессмертию особенно в новоевропейской цивилизации предстает как объективация Объективация – воплощение в чем-то объективном, доступном восприятию. Скажем, объективация художественного замысла. , опредмечивание Опредмечивание и распредмечивание - категории немецкой классической философии, получившие широкое распространение благодаря марксистским интерпретациям. Эти категории выражают противоположности в человеческой предметной деятельности. Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом» Деятельность опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта: изменяя мир, человек изменяет самого себя, Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм материальной и духовной культуры как живого целого, существующего только в процессе непрерывного воспроизведения его и созидания человеческой деятельностью. , материализация Материализация - воплощение, облечение чего-нибудь в материальные, осязательные формы. и т.п. Мир вещной объективности предстает как соломинка, за которую цепляется смертный человек, чтобы в той или иной мере достичь бессмертия. Это связывает тему возраста с проблемой авторствования.Авторствование через объективацию есть способ, конечно же - иллюзорный, но, тем не менее, неизменно порождающий надежды, на пути к бессмертию.
Таким образом, возраст человека задан в разломе между циклическим и линейным временем, аналогично тому как возраст существует в разломе между биологическим и социокультурным временем. В преодолении возраста нами руководит безумная надежда выйти из циклического времени в линейное - в надежде на «жизнь вечную».
Возраст как символ. Что значит быть «современным»?
Возраст интересен не только сам по себе, но и как знак, как символ человеческой самореализации. Возрасту могут быть приписаны различные смыслы. Каждый, вероятно, наблюдал явление, так сказать, «возрастной озабоченности», к примеру - восклицания типа: «Мне уже 20 лет, а я еще ничего не совершил!» или «Мне уже 25, а я еще не замужем!». Молодящийся старец, как, скажем, у Т. Манна в «Смерти в Венеции»; зрелая дама, желающая выглядеть юной, или, напротив, двенадцатилетняя девочка, которая использует все возможности косметики, чтобы смотреться на восемнадцать…
(МС Вспышкин)
В приведенных примерах возраст выступает как основание для связи себя с той или иной общностью.
Человеку, живущему в Новоевропейской цивилизации, такой символизм возраста предстает как определенный синдром современности. Для него весьма существенно понимание исторического времени как современности, что тесно связано со специфическим видением возраста человека на нынешнем этапе цивилизации.
Что такое современность? Это понятие не было столь актуальным в традиционных и в древних обществах. Оно появилось в условиях господства идеи прогресса. Современность это становящееся, происходящее, момент изменения, движения в историческом бытии. Последнее обнаруживает себя в современности через социальную действительность, созидаемую людьми. Или, иными словами: современность - это момент бытия, который поддается сознательному изменению. Современность это то, что «поправимо», то, что «можно сделать лучше». Именно момент поступательного, прогрессивного развития общества существенен для понимания современности как ценности. Соответственно, «современен» тот человек, который своей свободной волей воздействует на историю. Единение индивидуального возраста и возраста прогрессирующей общности, скажем, страны или всех «промышленно развитых стран» отвечает на вопрос, что значит «быть современным», идти в ногу со временем, или отставать от времени, «быть несовременным».
Человек, который «является современным», понимает современность. Ему нравится всё новое, отвечающее настоящему моменту. Он сегодня, к примеру, в постсоветской России осваивает компьютер, мобильный телефон, английский, Интернет, и это наполняет его гордостью за себя, что он «идет в ногу со временем».
(Диджей в ночном клубе)
Такой человек, как ему кажется, способен вмешаться в реальность и способен изменить её. Если говорить более конкретно, то современность зависит от «длины воли», связывающей поколения. «Длинная воля» «Длинная воля» - термин Ф. Ницше. той или иной общности (скажем, нации, класса, властвующей или интеллектуальной элиты) предполагает, к примеру, что ценности и цели дедов воплощаются не только самими дедами и отцами, но и внуками. «Короткая воля» См.: Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., Вагриус, 1997. См. также: http://www.gaidar.org/; 21.09.11. Камов Б. Аркадий Гайдар. Биография, Л., 1963; Его же. Партизанской тропой Гайдара, М., 1968. Жизнь и творчество Гайдара. Сб. ст. о Гайдаре, 3 изд., М., 1964. обнаруживается, например, тогда, когда внук с не меньшим энтузиазмом разрушает то, что так деятельно строил дед. Чем воля «длинней», тем больше, протяженней, «просторней» современность, тем больше свобода. «Размер» современности - это мера социальной свободы, в том числе, - и свободы человеческой жизни. Причастность человека к современности («быть современным»), таким образом – это господство социокультурного времени над биологическим временем. В этом господстве человек переживает свою свободу.
Выводы
Что же такое возраст? Это, прежде всего, количественное измерение человеческой жизни числом прожитых лет. Возраст постоянно напоминает нам о смерти, а потому с переживанием своего возраста явно или скрыто связан экзистенциальный страх.
Человек живет одновременно в двух возрастах: социокультурном и биологическом. Социокультурный возраст человека связывает его с временем жизни общностей, в которых он существует, а биологический возраст определяет привязанность человека к циклу его биологического проживания. Связь возраста человека с временем жизни той или иной общности дает нам понятие поколения. Переживая себя как принадлежащие к поколениям, мы утверждаемся в своем единстве с обществом и создаем условия возможности преодоления («снятия») своего биологического возраста.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое поколение?
2. Какую роль играет переживание страха в осмыслении своего возраста?
3. В каком смысле можно говорить о «возрасте» человеческой общности или объединения, скажем, нации, класса, страны?
Мы живем в интересное время. Классическая геохронология называет его голоценом, начавшимся после последнего оледенения. Но все громче звучат голоса специалистов, считающих, что недавно мы вошли в новую геологическую эпоху - антропоцен. Время, когда человек оказывает глобальное влияние на планету, и следы этого влияния будут очевидны даже для геологов далекого будущего.
Термин «антропоцен» был введен Юджином Стормером еще в середине 1980-х, но популярность он приобрел благодаря специалисту по химии атмосферы, нобелевскому лауреату Паулю Крутцену. В начале XXI века и само представление об антропоцене, и его обоснование было с воодушевлением принято экологическим сообществом в США, Евросоюзе и ряде других стран, что сделало вопрос не только научным, но и политическим.
Наука и политика
В самом деле, если мы определим границу антропоцена на геологических картах, изменения будут небольшими. Но признание его научным сообществом усилит позиции борцов за охрану природы, станет новым доводом в пользу Парижского соглашения о климате 2015 года и подтвердит, что влияние человека на планету - неоспоримый факт.
Чем характеризуется наступление новой геологической эпохи? Несколько признаков выделяют антропоцен на фоне предыдущей истории Земли. Начиная с середины ХХ века в отложениях присутствуют следы ядерных и термоядерных взрывов. Радионуклиды (плутоний-239, цезий-137, стронций-90) фиксируются по всему миру. Полураспад самого долгоживущего из них, плутония-239, длится около 24 тысяч лет.
Надолго могут сохраниться и другие характерные следы антропоцена. Содержание углекислого газа в атмосфере растет из-за сжигания ископаемого топлива. Появляются и накапливаются не существовавшие ранее материалы - железобетон, пластики, металлический алюминий, многие сорта стекла. Почвы загрязняются фосфатами и другими минеральными удобрениями, человек вырубает леса и распахивает степи. Происходит массовое вымирание.
На границе вымирания
В истории Земли было уже несколько очень крупных вымираний. Их следы в породах легко определить: нижний пласт, крайне богатый окаменелостями, перекрывается следующим, в котором их практически нет, а если и есть, то уже совершенно другие. Естественно, что такие явные переходы служат удобными границами для разделения эпох.
Первое зафиксированное массовое вымирание, ордовикско-силурийское, произошло около 440 млн лет назад. Девонское вымирание положило начало каменноугольному периоду. Самое знаменитое вымирание, мел-палеогеновое, около 65 млн лет назад стоило жизни динозаврам. Но можно ли назвать вымиранием происходящее сейчас?
Считается, что человек уже поспособствовал опустыниванию Сахары, исчезновению мамонтов и других представителей ледниковой фауны. Но этот процесс далеко не закончен: по данным WWF, Всемирного фонда дикой природы, за последние 40 лет общее количество животных сократилось на 60%. За пару десятилетий разнообразие островных бабочек упало на 71%, птиц - на 56%, растений - почти на треть.
Одновременно с этим человек оказывается мощным фактором эволюции для видов, которым удается выжить в новом мире. Например, широкий отлов и отстрел животных направлен прежде всего на самых крупных особей. Небольшой зверек, мелкая рыба имеют больше шансов выжить, что запускает ранее не существовавшие механизмы адаптации. И действительно, в регионах, где разнообразные виды являются объектами охоты или ловли, наблюдается трехкратное ускорение изменений их маркерных признаков - и общее уменьшение размеров.
Палеонтологи будущего наверняка смогут обнаружить в отложениях следы этих процессов. В стратиграфии сохранятся свидетельства и достаточно быстрого, по геологическим понятиям, исчезновения многих видов, и неожиданного их измельчания перед гибелью - граница антропоцена может быть задана этой «чертой вымирания». Но свой отсчет новой эпохе готовы дать и минералы.
Мусор и алмазы
Геолог из Института Карнеги Роберт Хазен подсчитал, что из более чем 5200 описанных современной наукой минералов почти 4% обязаны своим появлением человеку. Одни из них образовались после того, как люди извлекли их из-под земли и на них впервые стали воздействовать факторы эрозии. Другие искусственны уже по своему происхождению: они образуются при разложении мусора или их просто производят на заводах. Многие из таких соединений чрезвычайно инертны и способны сохраняться долго даже по геологическим меркам. Их появление в геологических отложениях тоже можно считать одним из маркеров наступления новой эпохи.
Но и ядерные испытания, начавшиеся в 1940-х, оставили не только рассеянные радионуклиды. Геологи будущего узнают их по характерным остекленевшим полостям в земной коре - следам глубоких подземных ядерных взрывов. Разноцветное «стекло», образовавшееся под действием громадных температур, может просуществовать сотни миллионов лет. Впрочем, не один миллион лет вполне способно сохраняться и обычное бутылочное стекло, устойчивое к действию и кислой, и щелочной сред.
Меньше надежд обнаружить наступление антропоцена дадут стальные и железобетонные конструкции. Они менее устойчивы к колебаниям температур, а самое главное - к воздействию воды. Железо, которое упрочняет бетон, со временем поможет его разрушению, ржавея и подтачивая структуру изнутри. Зато очень долго сохранятся изделия и конструкции из таких металлов, как титан, легированная сталь и других, которые не могли возникнуть на нашей планете естественным путем.
У «времени людей» есть и еще один маркер - это концентрация золота, платины и ограненных драгоценных камней. Один-единственный прихотливо обработанный камень сможет многое рассказать о наших технологиях и культуре. Свалки мусора, отходы промышленности и драгоценности станут с точки зрения минералогии ключевыми свидетельствами начала антропоцена. Если только сами ученые договорятся считать его полноценным периодом геохронологии.
Между веком и эпохой
Признание антропоцена в науке еще далеко не завершено. На данный момент существует лишь положительная рекомендация Рабочей группы по антропоцену, которую будет разбирать стратиграфическая комиссия при Международном союзе геологических наук (IUGS). Лишь этот орган может принимать решения, касающиеся Международной геохронологической шкалы, и он бдительно следит за четкостью и недвусмысленностью ее формулировок.
Специалисты по стратиграфии вырабатывают критерии и принимают решения по определению границ геологических веков, эпох, периодов, эр и эонов. Чтобы они благосклоннее рассмотрели «кандидатуру» антропоцена, рабочая группа озвучила ряд компромиссных вариантов. Например, считая антропоцен новой геологической эпохой, мы должны констатировать конец предыдущей, голоцена. Если же причин пойти на такой шаг будет недостаточно, антропоцен можно назначить событием более низкого уровня - геологическим веком.
По мнению председателя стратиграфической комиссии, профессора Калифорнийского университета в Лонг-Бич Стэнли Финни, говорить о признании антропоцена как стратиграфической единицы еще рано. Даже сторонники принятия этого термина не совсем уверены, от какого момента отсчитывать начало эпохи. Накопление алюминия? Вымирание видов?
Если вымирание плейстоценовой фауны, включая мамонтов и пещерных медведей, мы связываем с деятельностью человека, то не проще ли переименовать голоцен в антропоцен? А если считать от накопления промышленных продуктов, не стоит ли стартовать с XVIII века? Или провести границу по дате первого ядерного испытания? В таком случае антропоцен начался 16 июля 1945 года в 14:29 по московскому времени.
Какова ценность времени? Этот ресурс гораздо важнее денег, поскольку потраченные средства можно заработать снова, но потраченное время никогда не будет возвращено. Существует распространенная поговорка: «Время и прилив не ждут никого». Это так же верно, как существование жизни на земле. Время работает непрерывно, без остановки. Оно никого не ждет. Поэтому мы никогда не должны тратить свое драгоценное и бесценное время без цели и смысла на любом этапе нашей жизни.
Время - важнейшая ценность
Мы всегда должны понимать смысл времени и использовать его соответственно в позитивном ключе, чтобы выполнить какую-то цель. Время очень дорого для всех нас. Мы должны ценить и уважать важность времени каждый момент. Мы не должны тратить его на все подряд до конца нашей жизни. Время - главная ценность в Оно может уничтожить ленивого человека, но укрепить трудолюбивого. Оно может дать много счастья, радости и процветания одному, но может оставить другого ни с чем.
Существует о том, что если мы испортим время, оно разрушит нас и нашу жизнь. Мы должны понимать ценность времени и идти вперед. Интересен тот факт, что этот ресурс является бесплатным для всех, однако никто не может его купить или продать. Можно его терять, а можно использовать с пользой. Тот, кто теряет время, никогда не сможет получить его снова. Время может разрушить наше здоровье, если мы не будем принимать нашу пищу своевременно или принимать лекарство в нужное время. Оно похоже на бегущую реку, которая течет постоянно вперед, но она никогда не убегает.
Ценность времени в жизни человека
Мы должны быть очень пунктуальны в зависимости от времени и делать всю нашу работу в соответствии с ним. Мы должны просыпаться в нужное время, пить воду утром, принимать душ, чистить зубы, принимать ванну, завтракать, ходить в школу, на работу, обедать, приезжать домой, заниматься домашней работой, ходить играть, читать по вечерам, ужинать и спать в нужное время. Если мы хотим сделать что-то лучшее в жизни, оно требует надлежащей приверженности, самоотверженности и полного использования времени.
Время - деньги?
Время - главная ценность на этой земле. С ним ничего нельзя сравнить. Оно всегда работает только в прямом направлении. Все в этом мире зависит от времени, если у нас его нет, у нас ничего нет. Большинство людей ценят свои деньги больше, чем время, но верно то, что ничто не является таким ценным, как время. Именно оно дает нам деньги, процветание и счастье, однако ничто в этом мире не может дать время. Его можно использовать, но никогда нельзя купить или продать. Большинство людей проживают свою жизнь неосознанно. Мы должны учиться на ошибках других людей, а также вдохновлять на успех других. Мы должны использовать свое время, выполняя нечто полезное, чтобы время могло благословлять нас, а не уничтожать.
Говорят, что время - деньги, но мы не можем сравнивать время с деньгами, так как потерянные деньги могут быть заработаны, но только потерянное время никогда не будет заработано никакими средствами. Время - это больше, чем деньги и другие драгоценные вещи во Вселенной. Вечно изменяющееся время показывает уникальное свойство природы, что «Изменение - это закон природы». Все в этом мире меняется в зависимости от времени. Люди думают, что жизнь долгая. Правда в том, что жизнь слишком коротка, и у нас есть так много дел, мы должны использовать каждый момент нашей жизни правильно и осмысленно, не теряя времени.
Цена одного момента
Какова ценность времени? Мы не можем измерить его потенциал, потому что иногда только одного момента достаточно, чтобы выиграть, тогда как иногда для этого может потребоваться вся жизнь. Через минуту можно стать богаче, а еще через мгновение можно все потерять. Достаточно одного момента, чтобы создать разницу между жизнью и смертью. Каждый момент приносит нам много уникальных возможностей, нам просто нужно понять указание времени и использовать его.
Каждый момент представляет собой большой магазин новых шансов в жизни. Если мы поздно понимаем ценность времени, мы можем потерять как возможности, так и самое драгоценное время в нашей жизни. Это основная истина в жизни, которую мы никогда не должны забывать. Мы должны использовать эту ценность положительно и плодотворно. Это замечательная вещь, которая не имеет начала и конца. В ней вещи рождаются, растут, распадаются или умирают. Время не имеет никаких ограничений, поэтому постоянно движется в своем собственном темпе.
Все по графику
Наш ежедневный график, такой как уроки в школе, институте, на работе, домашние задания, часы сна, время пробуждения, физические упражнения, еда и т. д., необходимо хорошо планировать и организовывать в соответствии со временем. Мы должны много работать и никогда не откладывать добрые дела на потом. Понимать ценность времени и использовать его соответственно конструктивно, чтобы мы могли быть благословлены временем, а не быть разрушенными им.
Самая замечательная особенность времени - его драгоценность
Ценность времени непостижима, а его сила неоценима. Его потенциал - это то, что мы не можем вычислить. Достаточно минуты, чтобы одержать победу. Второй достаточно, чтобы сделать вас самым богатым человеком в мире. Доля секунды может спасти человека от смерти или наоборот. Поэтому, если мы хотим добиться успеха в жизни, мы должны изложить то, что мы собираемся делать с помощью минут, часов, дней, месяцев и лет в нашем распоряжении. Это первый шаг к успеху. Во-вторых, работу нельзя откладывать. "Завтра", возможно, никогда не материализуется. Мы можем быть уверены только в настоящем, которое в наших руках. Отсрочка и лень - это веревки, которые душат время. Таким образом, оно может создать нас или уничтожить, все зависит от того, как мы его используем.
Полезные привычки для сохранения времени
Пунктуальность
Если вы хотите жить лучше, нужно быть пунктуальными. Люди, которые понимают важность времени, всегда пунктуальны, а также успешны в жизни. Если человек не является пунктуальным в своей жизни, тогда ему придется столкнуться со многими неприятными последствиями.
Управление временем
Решающим фактором успеха в жизни является управление временем. Например, если студент не учится регулярно, он может столкнуться с проблемами во время экзамена. Управление временем действительно важно, чтобы стать успешным человеком в жизни.
Не попадать в планы других людей
Если мы не уважаем свое время, это не значит, что другой человек будет уважать его. Если у нас есть нет запланированных задач, всегда найдутся люди, на которых нам придется потратить наше драгоценное время.
Видеть будущее
Наше будущее невидимо, мы все это знаем. Поэтому мы должны работать и выполнять все поставленные задачи по времени для того, чтобы сделать его ярким, так как экономические и финансовые ситуации в стране быстро меняются. Поэтому мы должны работать и выполнять все назначенные задания своевременно, для того чтобы избежать хаоса.
Время - лучшее лекарство
Это верно, что время - лучшее лекарство. Оно помогает также простить человека за его ошибки.
Управление временем
Задумывались ли вы когда-нибудь о и его важности? Мы все знаем, что время драгоценно, но живем ли мы, ценя его? У всех нас есть одинаковое количество времени каждый день, и то, как вы его проводите, отличает вас от других людей. Управление временем является одним из ключевых различий между успешными и менее успешными людьми, если успех измеряется в финансовом выражении.
Время - это единственное, что мы используем для измерения множества других вещей, это устойчивый маяк, который связывает нас с нашим прошлым и будущим. Наше самое большое достижение - это правильное управление временем. Имея отличные навыки управления временем, вы контролируете свою жизнь и судьбу.
- Нам нужно помнить о том, насколько коротка наша жизнь.
- Большинство из нас тратит жизни так, как будто у нас есть еще парочка. Наивысшая ценность времени находится в управлении временем.
- Самое главное в нашей жизни - это то, что мы делаем сейчас - потерянное время означает потраченные впустую жизни.
- Знайте истинную ценность времени - без праздности, без лени, без промедления, никогда не откладывайте до завтрашнего дня то, что вы можете сделать сегодня.
- Время - очень драгоценный дар Бога - такой драгоценный, что он дается нам мгновенно.
- Деньги не могут купить вчера, потерянное время никогда не будет найдено. Время - это самая ценная вещь, которую может потратить человек.
- Это суть жизни - когда кто-то просит вас отдать свое время, они действительно просят кусок вашей жизни.
- Не обманывайтесь календарем. Есть столько дней в году, сколько вы используете - один человек получает только недельную ценность за год, а другой получает полную стоимость за неделю.
- Имейте время и место для всего, тогда вы не только достигнете большего, но и получите гораздо больше свободного времени, чем те, кто всегда спешит.
- Тот, кто осмеливается потерять один час жизни, не обнаружил ее ценности.
Удивительную загадку решил российский учёный, исследуя признаки старения. В человеческом организме действует особый механизм, исчисляющий время, далеко не всегда совпадающий с возрастом по паспорту или биологическим возрастом. Можно «обогнать» свой возраст, а можно и «отстать» от него. И только от самого человека зависит, как он распорядится своим временем.
Возраст со дня рождения – это сколько лет человек прожил согласно паспортным данным.
Биологический возраст медики называют истинным возрастом человека, поскольку он отражает физическое состояние клеток организма. Кто-то и в 60 обладает отменным здоровьем и высокой трудоспособностью (как правило, это люди, сохраняющие жизнерадостный настрой, следящие за своим питанием), а кто-то уже в 30 чувствует себя развалиной.
О том, что человек живёт по времени, не связанному со старением тела, – по собственному времени человека – издавна говорят философы, но никаких естественнонаучных подтверждений этому найти не удавалось.
Геронтология – наука о старении – одна из самых древних наук. Уже тысячи лет назад люди не могли примириться с неизбежностью увядания: постепенной потерей силы, затуханием эмоций и страстей, нашествием болезней. Смерть – это неизбежность, от неё не уйдёшь. Но обязательно ли на долгом пути к ней терять всё то, что украшает жизнь? И хотя всё вокруг, казалось бы, не подтверждает такой точки зрения (процессы увядания вплоть до стадии дряхлости демонстрируют свою неизбежность и в животном, и в растительном мире), человек упорно искал способы остановить время. Может быть, интуитивно догадываясь, что он – существо особое, общим законам не во всём подвластное.
И также на протяжении веков врачи, попутно с изучением анатомии и поисками лекарств от различных недугов, определяли признаки этапов старения: изменения в организме, указывающие на ослабление функций того или иного органа. Подход был сугубо прагматичный, хотя, возможно, и несколько наивный: поддержать в нужный момент ослабленный орган, влить в него новые силы и, тем самым, остановить старение. Свои плоды это дало, но только при лечении болезней, что уже немало. Старение это не останавливает. Фактически врачи любой медицинской специальности могут назвать «свои» отметины, которое время оставляет в нашем теле – и на клетках, и на сосудах, и на тканях. Да и не только врачи. Антропологи, например, определяют этапы старения по костям. Прожитые годы откладывают на них чёткие следы.
Здесь следует оговориться. Процессы старения прихотливы и непредсказуемы. Организм может быть полностью изношен: отказывают печень, почки, сосуды, как тряпочки. А сердце здоровое и «тянет» всё на себе ещё годы. Так что истинная картина старения по органам едва ли может быть сложена. А по костям – может. Это объективный показатель. Насколько точно кости указывают на истинный возраст, можно судить хотя бы по такому факту. Как-то в Израиле проверяли древние находки. Сотрудникам Института антропологии МГУ было предложено «вслепую», не зная, кому принадлежат кисти рук, определить их возраст. Они рассчитали, а затем местные специалисты провели повторную экспертизу по другим признакам: сохранности черепных швов и так далее. Расхождение оказалось всего на 1-2 года. И это при том, что один человек жил девятнадцать тысяч лет назад, другой – шесть тысяч.
В Институте антропологии МГУ под руководством доктора биологических наук Олега Михайловича Павловского в течение многих лет провели сотни исследований по комплексной программе изучения возрастного остеоморфного статуса человека для установления признаков старения на костях. Цель та же, что и тысячелетия назад, – понять законы старения и вмешаться в этот процесс. Собрали богатейший материал, тем более что в их распоряжении были кости разных эпох, и установили особенности временных отметин и у современных людей, и у наших далеких пращуров. Обнаружилось удивительное явление: после того как люди выходят из максимального репродуктивного периода, это лет в 45-50, у них начинается огромный разброс по особым отметинам на костях. Состояние остальных органов может быть похожим, а по костным показателям один ровесник от другого может отличаться на десять, пятнадцать, даже на двадцать лет.
Собственно, к такому выводу можно прийти и не изучая кости, а просто поглядев на ровесников. Ведь они отличаются и по внешнему облику: один 50летний моложаво выглядит, другой – чуть ли не старик. Но на облик могут влиять десятки объективных причин: тяжёлый физический труд, неправильный образ жизни, наследственные черты. На костях эти причины, как правило, не отражаются: здесь отмечены именно прожитые годы – деятельные, продуманные, прочувствованные. Получив данные и выйдя на гипотезу, учёные долгое время не знали, как её сформулировать. В конце концов пришли к выводу, что каждый человек живёт не по астрономическому и не по биологическому, а по собственному времени . И состояние костей может определить их все.
На первый взгляд может показаться, что собственное время идентично биологическому. Но речь совсем о другом. Человек живёт по собственному времени, которое не зависит от внешних факторов – ни от окружающей среды, ни от биологических особенностей организма и степени изношенности органов, костей, суставов. Оно зависит в значительной степени от самого человека.
Подтверждение этому профессор Павловский нашёл у некоторых современных учёных и мыслителей. В частности, у лауреата Нобелевской премии Ильи Пригожина – учёного, живущего в Брюсселе. Он утверждает, что время – это конструкция, которая нами же созидается. Собственное время конструируется каждым в каждый момент бытия.
В чём-то это перекликается с мнением академика Натальи Бехтеревой, которая была одним из ведущих в мире специалистов по головному мозгу. Мозг в критические моменты управляет собственным временем организма – может ускорять его в сотни и тысячи раз, а может и замедлять. Впрочем, это испытал каждый из нас. Вспомните, как мучительно тянется время в ожидании радостного события и как стремительно оно несётся, когда на нас надвигается беда. И когда перед утопающим за считанные мгновения проходит вся его жизнь – это тоже работа мозга, который, запустив собственное время в бешеном ритме, ищет в накопленном жизненном опыте аналоги, как избежать гибели.
За пределами присутствия человека времени, как конструктивно оформленной реальности, не существует. В живой природе существуют только сроки: размножения, питания, спячки. Они независимы от каждого существа, внутренне присущи ему. Ими нельзя управлять, наоборот, они управляют животным. Пришло время года, и мчится олень к самке, потрясая рогами. Наступила осень, и медведь, набрав жира, заваливается в берлогу. Никто из животных не анализирует свои поступки, подчиняется срокам, установленным природой. Человек, и только он один, наделён чувством времени, так же как сознанием, способностью к производительному труду, возможностью речевого общения и умением создавать и воспринимать формы искусства, как отражение действительности.
Собственное время есть только у человека. И, развивая утверждение Льва Гумилёва, этот вклад каждого человека своего собственного времени в общую копилку формирует время общности. Хотя вклад этот не у каждого одинаков. Отсюда формируются и исторические эпохи обществ и государств.
Собственное время – это личная собственность человека. А значит, человек может распорядиться своей собственностью на протяжении жизни: выгодно продать, накопить, просто растерять. Можно подойти к этой проблеме и с другой стороны – философской: собственное время сдано человеку в аренду. Его можно перерасходовать и не умереть: просто перерасходовать (организм от этого не износится). Его можно недорасходовать, но в гроб с собой не унесёшь. И это определяет (опять-таки с точки зрения философии) подлинную продолжительность жизни во всем многообразии её материальной и духовной сущности.
Профессору Павловскому много раз приходилось работать с интенсивно нагруженными людьми, даже в преклонном возрасте ведущими очень активный образ жизни. По паспорту такому человеку могло быть 70 лет, по биологическому – 64. Исследуя приборами кости рук, он по своей методике определял его собственный возраст: 90! Это значит, что человек реализовал своё время на полную катушку, забежал вперёд. В общем многообразии бытия прожил больше, чем ему определила природа. Но и получил от жизни больше – неважно, побед или поражений. Он прожил богатую эмоциями и событиями жизнь. А бывает наоборот. Человеку от рождения 70, его биологический возраст – 75, а его отметины на костях едва тянут на 50. Недожил, значит. Недоотдал себе, семье, обществу, а потому и недополучил. Всё становится более понятным, если учесть, что и первый, и второй умрут в своём, по паспорту, возрасте. Конечно, бывают случаи, когда собственное и паспортное время совпадают, как правило, у очень аккуратных, деловых людей, живущих не эмоциями, а разумом. Вот так и можно остановить время и старение: прожить на 90, когда по паспорту – 70, а по состоянию организма – 64. Стоит оговориться, что большой разброс между астрономическим и собственным временем может быть и у 35-летних, вот только такие примеры среди изученных данных были редки: быть гением и иметь работоспособность, как у Пушкина, не каждому дано. Иными словами, мы выходим здесь на реальность какой-то иной природы, о которой даже не подозревали.
Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —
Постарайся же времени не упустить!
Омар Хайям
Текст написан с использованием статей Олега Павловского «Популяционная экология возраста человека и проблемы герантропологии» (Павловский О.М. Популяционная экология возраста человека и проблемы герантропологии // Вопросы антропологии. М., 2005. Вып. 92. С. 36-55) и Альберта Валентинова «Почем фунт времени» (Валентинов А. Почём фунт времени // Незримая сила 9, 1999).
Биографическая справка:
Павлoвский Олег Михайлович (12.06.1936–08.01.2010) – выдающийся отечественный антрополог, ученик Т.И. Алексеевой, вместе с нею и группой единомышленников сформировавший новую антропологическую дисциплину - физиологическую антропологию. Наибольший вклад он внёс в изучение проблем биологического возраста, в частности - антропологических аспектов физиологии старения, утвердил взгляд на инволютивные процессы как на неотъемлемую часть онтогенеза человека, что позволило ему создать особое научное направление - геронтологическую антропологию (герантропологию). Олег Павловский – автор целого ряда оригинальных разработок в области антропоэкологии, в том числе – комплексной программы изучения возрастного остеоморфного статуса человека и теоретической концепции «собственного времени человека». Он стоял у истоков возрождения гальтоновского метода обобщённого фотопортрета. Профессор Павловский был удивительно открытым и отзывчивым человеком, увлечённым своим делом мастером, и прекрасным популяризатором науки.