Правое полушарие мозга и эмоционально. За что отвечает правое полушарие мозга
Кроме того, мозжечок также отвечает за регуляцию равновесия и мышечного тонуса, одновременно с этим работая и с мышечной памятью.
Интересной является также способность мозжечка адаптироваться к любым изменениям в восприятии информации, за максимально короткий срок. Подразумевается, что даже при нарушении зрения (эксперимент с инвертоскопом), человек всего за несколько дней адаптируется к новому состоянию и снова может координировать положение тела, опираясь на мозжечок.
Лобные доли
Лобные доли – это своего рода приборная панель человеческого тела. Она поддерживает его в вертикальном положении, давая возможность свободно передвигаться.
Кроме того, именно за счет лобных долей «рассчитывается» любознательность, инициативность, активность и самостоятельность человека в момент принятия любых решений.
Также одной из основных функций данного отдела является критическая самооценка . Таким образом, это делает лобные доли неким подобием совести, по крайней мере, в отношении социальных маркеров поведения. То есть, любые социальные девиации, которые являются неприемлемыми в обществе, не проходят контроль лобной доли, и, соответственно, не выполняются.
Любые травмы в этой части мозга чреваты:
- нарушениями поведения;
- сменами настроения;
- общей неадекватностью;
- бессмысленностью поступков.
Еще одна функция лобных долей – произвольные решения , и их планирование. Также освоение различных навыков и умений зависит именно от активности этого отдела. Доминантная доля данного отдела отвечает за освоение речи, и её дальнейший контроль. Не менее важным является и способность абстрактно мыслить.
Гипофиз
Гипофиз часто называют мозговым придатком. Его функции сводятся к выработке гормонов, отвечающих за половое созревание, развитие и функционирование в целом.
По сути, гипофиз является чем-то вроде химической лаборатории, в которой решается, каким именно вы станете в процессе взросления организма.
Координация
Координация , как навык ориентироваться в пространстве и не задевать предметы разными частями тела в случайном порядке, контролируется мозжечком.
Кроме того, мозжечок заведует такой функцией головного мозга, как кинетическая осведомленность – в целом, это высший уровень координации, позволяющий ориентироваться в окружающем пространстве, отмечая расстояние до предметов и рассчитывая возможности двигаться в свободных зонах.
Речь
Такой важной функцией, как речь, заведует сразу несколько отделов:
- Доминантная часть лобной доли (вышеупомянутая), что отвечает за контроль над устной речью.
- Височные доли отвечают за распознавание речи.
В основном же, можно сказать, что за речь отвечает левое полушарие головного мозга, если не учитывать деление конечного мозга на различные доли и отделы.
Эмоции
Эмоциональное регулирование – это область, которой заведует гипоталамус, наряду с целым рядом других важнейших функций.
Собственно говоря, в гипоталамусе не создаются эмоции, но именно там производится влияние на эндокринную систему человека. Уже после того, как определенный набор гормонов был выработан, человек чувствует что-то, правда, промежуток между приказами гипоталамуса и выработкой гормонов может быть совершенно ничтожным.
Префронтальная кора
Функции префронтальной коры лежат в области мыслительной и моторной активности организма, что соотносится с будущими целями и планами.
К тому же префронтальная кора отыгрывает значительную роль при создании сложных мыслительных схем
,
планов и алгоритмов действий.
Главная особенность в том, что этот отдел мозга не «видит» разницы между регуляцией внутренних процессов организма и следованием социальным рамкам внешнего поведения.
Когда вы оказываетесь перед сложным выбором, который появился в основном за счет ваших же собственных противоречивых мыслей – благодарите за это префронтальную кору головного мозга. Именно там производится дифференциация и/или интеграция разнообразных понятий и объектов.
Также в этом отделе прогнозируется результат ваших действий , и проводится корректировка в сравнении с тем результатом, что вы хотите получить.
Таким образом, речь идет о волевом контроле, концентрации на предмете работы и эмоциональной регуляции. То есть – если вы постоянно отвлекаетесь во время работы, не можете сосредоточиться, значит, вывод, сделанный префронтальной корой , был неутешительным, и вы не сможете добиться желаемого результата именно этим путем.
Последняя на сегодняшний день доказанная функция префронтальной коры головного мозга – один из субстратов кратковременной памяти .
Память
Память – это очень широкое понятие, которое включает в себя описания высших психических функций, позволяющих воспроизводить ранее полученные знания, навыки и умения в необходимый момент. Ею обладают все высшие животные, однако, наиболее развита она, естественно, у человека.
Точно определить, какой именно отдел головного мозга отвечает за память (долговременную или кратковременную) практически невозможно. Физиологические исследования показывают, что зоны, ответственные за хранение воспоминаний, распределены по всей поверхности коры больших полушарий головного мозга.
Механизм же действия памяти таков – в мозгу происходит возбуждение определённой комбинации нейронов в строгой последовательности. Эти последовательности и комбинации называются нейросетями. Ранее же более распространенной была теория, что за воспоминания отвечают отдельные нейроны.
Заболевания головного мозга
Головной мозг – такой же орган, как и все прочие в человеческом организме, а значит также подвержен различным заболеваниям. Список же подобных болезней довольно обширен.
Рассматривать его будет проще, если разделить их на несколько групп:
- Вирусные заболевания . Наиболее распространенными из них являются вирусный энцефалит (слабость в мышцах, сильная сонливость, кома, спутанность мыслей и затрудненное мышление в целом), энцефаломиелит (повышенная температура, рвота, нарушение координации и моторики конечностей, головокружение, потери сознания), менингит (высокая температура, общая слабость, рвота) и т. д.
- Опухолевые заболевания . Их количество тоже довольно велико, пусть и не все из них являются злокачественными. Любая опухоль появляется как конечный этап сбоя в продуцировании клеток. Вместо обычной смерти и последующей замены, клетка начинает множиться, заполняя все свободное от здоровых тканей пространства. Симптомами опухолей считаются головные боли и судороги. Также наличие их легко определить по галлюцинациям от различных рецепторов, спутанности сознания и проблемам с речью.
- Нейродегенеративные заболевания . По общему определению это также нарушения в жизненном цикле клеток в разных частях головного мозга. Так, болезнь Альцгеймера описывают как нарушенную проводимость нервных клеток, что и приводит к потерям памяти. Болезнь Хантигтона, в свою очередь, является результатом атрофии коры головного мозга. Есть и другие варианты. Общая симптоматика такова – проблемы с памятью, мышлением, походкой и моторикой, наличие судорог, тремора, спазмов или болей. Также читайте нашу статью про .
- Сосудистые заболевания тоже довольно различны, хотя, по сути, сводятся к нарушениям в строении сосудов. Так, аневризма есть не более чем выпячиванием стенки определенного сосуда – что не делает её менее опасной. Атеросклероз – это сужение сосудов в головном мозге, а вот сосудистая деменция характеризуется полным их разрушением.
В мире праворуких больше, и почти все приспособлено для них, для правшей. Но зато у них нет своего дня, а у левшей есть - 13 августа. Отмечается он не так давно, с 90-х годов прошлого века, и учрежден по инициативе Международного клуба леворуких.
MedAboutMe предлагает поговорить о других интересных фактах, связанных с работой правого и левого полушарий мозга. Леворукость - только начало.
Мозг и две его половины
Если бы можно было задавать Природе вопросы и получать на них внятные ответы, наверное, один из вопросов звучал бы так:
Зачем? Зачем надо было делать полушария мозга разными, наделять их разными функциями? Почему нельзя было сделать их симметричненькими, с одинаковыми задачами, выполняющими они и те же функции? Зачем было все усложнять?
Интересно, какой был бы ответ. Но пока его приходится искать ученым, исследуя и анализируя, обобщая и делая выводы, верные и не очень.
Что известно на сегодняшний день?
Мозгу присуща латеральность, то есть асимметричность, при которой правое полушарие не идентично левому по функциям. Правой рукой управляет левое полушарие и наоборот, левой - правое. Ведущей бывает не только рука, но и нога, ухо, глаз. Право- и леворукость определяются уже в первом триместре беременности. К 15-й неделе плод начинает сосать палец ведущей руки. Леворукость может передаваться от родителей детям. В семье, где хотя бы один из родителей левша, леворукий ребенок родится с большей вероятностью. Вероятность рождения левши повышает также стресс, переживаемый матерью во время беременности. А еще левши чаще встречаются среди близнецов и среди детей, родившихся раньше срока. Среди мужчин левшей больше, чем среди женщин. Левши распределены по миру неравномерно. Их больше всего в Папуа-Новой Гвинее - почти 25%, меньше в Великобритании и США , около 10%. А в среднем левши составляют 15% населения земли. 100% левшей или правшей практически очень мало, у большинства можно говорить лишь о более или менее выраженном преобладании того или иного типа. У правшей за обработку информации отвечает левое полушарие. У левшей - оба. Считается, что это дает некоторые преимущества: способствует генерированию нешаблонных идей и нахождению нестандартных решений. Амбидекстрами называют людей, у которых обе руки ведущие. Для них все равно, какой рукой держать ложку, ручку или молоток. Если повезет, обе руки у амбидекстра будут одинаково развитыми. Бывает, к сожалению, и так, что обе они оказываются «левыми». Левши могут испытывать в детстве сложности с развитием речи - ведь центр речи расположен в левом полушарии, управляющим правой, менее развитой у них рукой. Проблемы могут распространяться и на письмо, и на чтение. В творческих профессиях и в спорте у левшей больше шансов достичь успеха, поэтому среди знаменитостей в этих областях левшей довольно много. А вот ученым, судя по всему, леворукость преимущества не дает, но и не мешает.
Теперь о мифах.
Леворукость у детей можно устранить, если родители проявят усердие
Теоретически устранить можно. Так до сих пор поступают в Китае , так делали и в СССР, где леворуких детей было принято переучивать, чтобы были «как все».
На самом деле это чрезвычайно нежелательно. Переученный левша сталкивается нередко с тем, что ведущей, хорошо работающей руки у него просто не остается. Помимо этого, насильственное переучивание приводит к массе психологических проблем, так как заставить писать правой рукой можно, но ведущее полушарие все равно останется прежним.
Переученные левши хуже справляются с письмом и чтением, они склонны к типичным ошибкам и хуже усваивают информацию.
Амбидекстры более успешны, поскольку у них оба полушария ведущие
К сожалению, это не так. На самом деле амбидекстрам в жизни приходится еще труднее, чем левшам. В детстве они чаще испытывают трудности с языками (включая родной) и с письмом, они больше подвержены синдрому дефицита внимания и чаще бывают гиперактивными. Родителям стоит учитывать это при воспитании ребенка-амбидекстра.
С возрастом большинство амбидекстров все-таки выбирают одну из рук ведущей и становятся в большей степени правшами или левшами.
Интересно
Художник Сяонань Сун виртуозно рисует обеими руками одновременно. Причем он может рисовать как один рисунок двумя руками сразу, так и двумя руками одновременно разные рисунки.
Мозг левши лучше приспособлен к «многозадачности»
«Физики» и «лирики» - результат преобладания правого или левого полушария
Это не совсем правильное утверждение. Полушария различаются скорее по способу обработки поступающей информации, а не по видам психической деятельности. Ни творчество, ни рациональность не могут быть плодом деятельности одного полушария, это всегда результат работы мозга в целом.
Но одно из полушарий действительно может преобладать. Так, правополушарные левши более склонны к восприятию целостного образа, а левополушарные правши в первую очередь замечают детали. Одни «за деревьями не видят леса», другие наоборот, видят только «лес», не различая в нем отдельных «деревьев».
Люди с более развитым левым полушарием более склонны к анализу и деятельности в области точных наук, но это вовсе не означает, что правополушарные обязательно бездарны в математике. Они могут быть не менее талантливыми именно потому, что подходят к решению задач иначе. И художников среди правшей, как известно, много. Кстати, в таком направлении, как гиперреализм, больше шансов как раз у левополушарных художников, внимательных к деталям и тонкостям.
И еще: степень активности полушарий изменяется с возрастом.
Интересно
Мозг левши зеркален по отношению к мозгу правши
То есть отличается не только доминирующим полушарием, а и локализацией в полушариях различных центров.
Это верно только отчасти и только для 100% левшей, а таких не более четверти от их общего количества. У остальных левшей все устроено точно так же, как у праворуких. Истинного левшу можно определить с помощью томографии, например, показывающей, какое полушарие активно у человека во время восприятия речи. Если правое - перед нами истинный левша, у которого центр речи расположен в правом полушарии, а не как у правшей и «условных» левшей, в левом.
Еще немного фактов Леворукость и праворукость могут повлиять на то, за кого вы проголосуете на выборах. Это относится к неопределившимся избирателям. Психологи выяснили, что у кандидатов, чье имя расположено в бюллетене со стороны доминирующей руки избирателя, больше шансов. Потому что люди подсознательно считают более правильным и хорошим то, что находится с «правильной», доминантной стороны. Попытки переучивания левшей приводят к неврозам и депрессиям. Ожидаемых преимуществ по отношению к непереученным они не приобретают. Левши действительно несколько чаще становятся жертвами и виновниками аварий и ДТП. Но не потому, что у них хуже реакция или они менее внимательны, а из-за того, что все в мире более приспособлено для правшей. Левши, вопреки бытовавшим ранее убеждениям, вовсе не более склонны к преступлением или шизофрении, в этом печально известный Чезаре Ломброзо ошибался. Процент левшей среди преступников точно такой же, как среди правшей. А вот среди успешных спортсменов левши действительно выделяются. И именно благодаря своей леворукости и левоногости. Противнику труднее с ними соревноваться или драться, труднее предвидеть их движения, удары или атаки. У левшей лучше развита кратковременная память, они обладают большей гибкостью ума, но менее склонны к анализу. Комментарий экспертаДаниэль Касасанто, психолог
От того, кем является человек, левшой и правшой, зависит многое в его жизни. И не только то, какой рукой он будет подписывать чек или размешивать сахар в кофе.
Доминантное полушарие может повлиять даже на его выбор спутника жизни. Как?
Представьте, что вы входите в бар или салон автобуса и видите там несколько представителей противоположного пола. Более симпатичными и привлекательными покажутся вам те, что расположены с доминантной стороны - справа для правши и слева для левши. И вероятность того, что правша постарается познакомиться с правой девушкой, выше. Лаже если сидящая слева ничуть не хуже и обладает такой же обаятельной улыбкой.
В магазине правши с большей вероятностью выберут товар, расположенный справа, при прочих равных характеристиках, левши - слева.
Левши могут иначе реагировать на критические ситуации, что имеет значение, например, в случае ДТП. Водитель-левша постарается увернуться от столкновения не в ту сторону, и в результате может попасть под удар, если второй участник ДТП - правша. Они просто постараются свернуть в одном направлении.
Левшам приходится подстраиваться под мир, приспособленный для правшей, и не всегда это сделать легко. Все, от ножниц до компьютерной мышки и правил дорожного движения, рассчитано на праворуких.
А ведь левши - всего лишь вариант нормы. Они не должны чувствовать себя людьми второго сорта.
Пройдите тестВаш характерЭтот простой тест позволит вам лучше узнать себя.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Мозг человека - сложная система связанных между собой отделов, которые выполняют различные функции - управляют внутренними органами и вместе с тем отвечают за взаимодействие с окружающим миром. Внутри нас целый мир, так как человек способен не только воспринимать приходящую извне информацию, но и создавать собственные образы, мечтать, общаться с другими людьми. Это возможно благодаря слаженной работе двух полушарий - правого и левого.
Историческая справка
До того, как было выявлено, что каждое полушарие отвечает за отдельные функции, считалось, что левое полушарие «важнее» правого. Такое мнение основывалось на наблюдениях за больными, у которых был поврежден центр речи (центр Брока) в левой полусфере мозга. Так как правое полушарие мозга не брало на себя компенсаторную функцию и речь не восстанавливалась, был сделан вывод о том, что правая часть мозга неразвита.
Истинное положение вещей открыл Роджер Сперри при обследовании больных эпилепсией. В ходе этих исследований ученые оценивали познавательные функции разных отделов головного мозга независимо друг от друга. На тестировании больным закрывали один глаз, к другому подносили всем знакомый предмет, например, яблоко. Информация от того глаза, который видел фрукт, передавалась в противоположное полушарие (волокна зрительного нерва перекрещиваются в мозге). При этом, если импульс передавался в левое полушарие, то человек мог назвать предмет, если в правое - затруднялся сказать, что он видел, но мог легко выбрать из карточек с изображениями яблоко.
Из этого был сделан вывод, что левое и правое полушарие отвечают за разные функции. В 1981 г. Роджер Сперри вместе с Дэвидом Хьюбелом и Торстеном Визелом был награжден Нобелевской премией за «открытия, связанные с функциональной специализацией полушарий мозга».
За что отвечает правое полушарие мозга
После выяснения, что каждая половина мозга отвечает за разные функции, проводился ряд исследований для уточнения этого открытия. Были получены данные, что правая часть мозга доминирует при обработке невербальной информации и мышления:
- символы и образы;
- восприятие месторасположения и пространственная ориентация в целом;
- метафоры и «чтение между строк»: юмор, пословицы и другое непрямое понимание текста;
- творческие способности: способность как наслаждаться произведениями искусства, так и творить собственные сочинения;
- мечты;
- интуиция;
- способность к адаптации;
- взаимосвязь между различными событиями, критичность;
- обрабатывает информацию параллельно, а не последовательно, рассматривая таким образом проблему в целом.
Из этого следует, что хоть левое полушарие головного мозга и отвечает за логику, речь, планирование событий и способность к точным наукам, их целостное восприятие будет невозможным без правой половины мозга.
Как развить правое полушарие мозга
Для развития правой половины мозга подойдет любое творчество - сочинение музыки, рисование, написание рассказов. Есть также и специальные упражнения, которые повысят потенциал правой части и заставят ее работать в полную силу:
Знаете ли вы
- более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии, но у части населения она может быть и в правой половине мозга;
- простой тест на определение доминантного полушария головного мозга - сожмите руки перед собой и переплетите пальцы; сверху окажется большой палец одной из рук - эта сторона и доминирует.
Шошина Вера Николаевна
Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.
Написано статей
Головной мозг – самый важный орган организма, состоящий из . Чтобы понять особенности того или иного человека, важно знать, за что отвечает правое полушарие мозга, а за что – левое.
У человека есть органы чувств, которыми он связан с внешним миром:
- слух;
- зрение;
- обоняние;
- вкусовые и тактильные ощущения, через которые он получает информацию.
И всей этой обработкой занимается мозг. Кроме этого, с его помощью осуществляется:
- действие планирования;
- принятие решений;
- координация движений;
- распознавание эмоций, разделение их на положительные и отрицательные;
- развитие внимания и памяти;
- мышление (высшая функция).
Полушария мозга – не отдельные структуры, которые работают обособленно. Между ними есть щель с мозолистым телом. Это помогает функционировать обоим полушариям скоординировано.
Всеми движениями одной стороны тела руководит противоположная часть мозга. Так, если человек совершает движение правой рукой, значит, она получила импульс из левого полушария. У людей, переживших инсульт (нарушение кровообращения в области головного мозга), парализуется та сторона тела, которая противоположна пораженному участку.
Мозг состоит из двух компонентов – серого и белого вещества. , под ее контролем находится вся деятельность человека, а белое – это нервные волокна, выполняющие множество функций, которые руководят слаженной работой обоих полушарий. Серое вещество формируется у человека в возрасте до 6 лет.
Функции левой половины
Благодаря тому, что мозг состоит из двух полушарий, каждое из них задействовано в большей или меньшей степени и выполняет свои функции. Это открытие было сделано меньше века тому назад американскими нейрохирургами Богеном, Фогелем и нейропсихологом Сперри.
Левое полушарие ответственно за способности человека пользоваться языком как средством общения. Оно контролирует:
- процесс речи (построение фраз, лексический запас);
- способность расшифровывать информацию, полученную с помощью органов зрения;
- использование графических знаков при письме;
- важной информации.
Человек отличается от всего животного мира тем, что у него единственного развита способность к мышлению, за которую тоже отвечает левое полушарие.
Эта сторона мозга способна не только воспринимать информацию, но и перерабатывать ее. Именно левое полушарие распознает цифры и символы, потому что может их расшифровать.
Поскольку благодаря левому полушарию человек способен мыслить логически, именно эта часть мозга долгое время считалась ведущей (доминирующей). Но это справедливо только тогда, когда выполняются функции:
- речь;
- письмо;
- решение математических задач;
- движение правой половиной тела.
Обычно разные виды деятельности требуют активизации определенной доли мозга.
Задачи правой половины
Способность к мышлению у человека существует не только благодаря работе левой половины мозга, но и правого полушария. Но долгое время ученые не видели особой пользы от правого полушария, а хирурги при повреждении могли удалить его, считая таким же рудиментарным органом, как и аппендикс.
Доходило до того, что ребенка, который учился писать и брал ручку в левую руку, переучивали и заставляли работать правой рукой.
Так как интуиция и конкретное образное мышление – это заслуга правой доли, то эти функции не считались важными. А интуиция вообще высмеивалась, и ее существование подвергалось сомнению. Доказано, что это не более чем миф.
Сегодня особенно ценны те люди, которые могут мыслить нестандартно, а их креативность – яркая черта творческой личности. Психологи считают, что долгое время воспитание детей было левополушарным. Поэтому в книжных магазинах можно встретить сборники упражнений, с помощью которых можно научиться стимулировать правое полушарие мозга.
Исходя из этого, возникает вопрос: если у ученого развито логическое мышление, за что отвечает левое полушарие мозга, то зачем ему правое? Может быть, оно ему не нужно?
Со временем ученые пришли к выводу, что функции правого полушария важны и для остальной части мозга. Оказалось, что большинство математиков одновременно используют и стиль мышления, свойственный противоположной доле. Обычные люди думают при помощи слов, но во время научной деятельности к этому часто подключается образность. Поэтому такая способность обеих долей синхронизироваться дает в результате нестандартные решения, изобретения, инновации в разных сферах жизни.
Альберт Эйнштейн в детстве поздно начал говорить и писать. Это значит, что у него в этот период активно развивалось правое полушарие. Благодаря ему он создавал свои знаки внутренней речи, а потом их использовал в научной деятельности. Этому известному всему миру ученому не давались школьные науки, кроме математики. Но тем не менее он стал образованным человеком и создал физическую теорию относительности, квантовую теорию теплоемкости.
Анализ его мозга показал, что левое и правое полушарие мозга связаны сильнее, чем у обычных людей, а некоторые зоны увеличены. Такая особенность позволила ученому с мировым именем подарить человечеству полезные изобретения.
Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, которая представляется в виде картин, знаков, символов, схем. Кроме этого, человек, у которого развита правая доля, отличается тем, что он:
- ориентируется в пространстве, собирает головоломки;
- имеет музыкальный слух и способности к музыке;
- понимает подтекст сказанного;
- способен мечтать и фантазировать, придумывать, сочинять;
- имеет способности к творчеству, в частности, к рисованию;
- обрабатывает параллельно информацию, идущую из нескольких источников.
Эти способности делают людей интересными, неординарными, творческими.
Развитие полушарий
Мозг ребенка работает иначе, чем у взрослого. Эти различия обусловлены тем, что у малыша все развивается поэтапно, а у взрослого это уже сформировавшийся орган.
Ученые доказали, что наиболее важными периодами, влияющими на развитие эмоций, процессов познания и адаптации в социуме, являются годы от 1 до 4. Скорость формирования новых нейронов у ребенка составляет 700 в секунду. У взрослого человека количество связей постепенно уменьшается (отсюда и забывчивость, невнимательность, замедленность реакций у пожилых людей).
Сначала у ребенка активно развиваются зоны, отвечающие за восприятие – зрение и слух. Затем активизируется область, отвечающая за речь. Потом формируется процесс познания.
Многие родители хотят, чтобы их ребенок развивался по намеченной им цели. И если малыш не оправдывает их ожиданий, они стараются «перепрофилировать» мозг детей и получить в итоге художника или математика.
Каждый человек владеет инструментом для развития мозга – это его пальцы. Чтобы маленький ребенок быстрее заговорил, с ним делают упражнения на мелкую моторику. Для получения активной работы левого и правого полушарий они стараются в течение дня делать не совсем стандартные действия. Например, любители рисовать пробуют это делать в зеркальном отражении.
Еще одно упражнение – «Кольцо». Делают его из большого и указательного пальцев рук. Затем поочередно большой палец соединяют со средним, безымянным и мизинцем. Это нужно делать как можно быстрее. Сначала одной рукой, а затем двумя одновременно.
Во время обычной зарядки нужно часто соединять противоположные конечности: левую руку с правой ногой и наоборот. Можно левой рукой достать до правого уха, затем все в точности до наоборот. Полезно делать ежедневные дела неактивной рукой:
- застегивать пуговицы на одежде;
- писать на бумаге;
- подметать;
- вытирать пыль;
- пользоваться столовыми приборами.
В результате продуктивность разных частей мозга .
Тем, кто хочет заниматься точными науками, не нужно специализироваться только на логических задачах. Развивая образное мышление, можно достичь значительных результатов даже в физике и математике.
У каждого человека есть левое и правое полушарие мозга , и если одно их них доминирует, то образуется функциональная межполушарная асимметрия головного мозга, что определяет не только ведущую сторону тела (правша, левша), но и способы мышления, восприятия и воображения…
Словом, в зависимости от ведущего полушария головного мозга, их асимметрии, во многом будет зависеть Ваш характер , Ваша личность , способ написания жизненного сценария , поведение и деятельность: возможность достичь тех или иных результатов в жизни.
(тест на ведущее полушарие)
Большие полушария головного мозга — функциональная межполушарная асимметрия
Эта статья не для профессионалов и не для студентов, поэтому речь не о том, что такое большие полушарии головного мозга человека, не об анатомии и физиологии — этого материала предостаточно в сети.Эта публикация для обычных людей: взрослых, подростков и родителей, желающих понять как влияет на их жизнь, на восприятие, мышление, интеллект, поведение, чувства, творчество и креативность, учебу и деятельность, на межличностное общение и взаимодействие, на взаимопонимание и сотрудничество, на воспитание детей, наконец, как влияет на успехи и достижения в жизни функциональная межполушарная асимметрия , т.е. разница в работе левого и правого полушарий головного мозга, одно из которых, обычно, является ведущим (доминантным).
Левое полушарие мозга
Левое полушарие мозга
отвечает за абстрактно-логическое мышление человека, т.е. мышление связанное со словесной (вербальной) интерпретацией понятий и явлений. Здесь появляется речь.
С помощью левого полушария мозга человек может говорить, думать, логически мыслить и анализировать ситуации, включая процесс индукции.
Люди с ведущим (доминирующим) левым полушарием головного мозга, обычно, обладают развитым вербальным интеллектом, большим словарным запасом, они отличаются разговорчивостью, активностью, способностью прогнозирования и предвидения.
Правое полушарие мозга
Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление (невербальное), которое обеспечивает целостность восприятия.
Человек с преобладанием правого полушария головного мозга, обычно, предрасположен к мечтательности, фантазиям, к тонким и глубоким чувствам и переживаниям, у него развит невербальный интеллект, он неразговорчив и медлителен.
Межполушарная асимметрия мозга
Функциональная межполушарная асимметрия мозга , т.е. когда левым полушарием выполняются одни психологические функции, а правым — другие, и одно из них ведущее (доминантное).Межполушарная асимметрия только частично врожденная (например, правша, левша), большее свое значение она приобретает в процессе развития, обучения, воспитания и социализации. Например, у более образованного человека асимметрия полушарий выше, чем у малообразованного.
У маленького ребенка, младшего школьника еще не определено ведущее полушарие, т.к. его речевой аппарат (левое) и, соответственно, словесно-логическое мышление еще в развитии. Это легко можно заметить, например, когда ребенок пишет зеркальные буквы или рисует, он может написать, скажем, мягкий знак и «Ь» и «d», или рисовать и справа налево, и наоборот — это не ошибка, он так видит, т.е. иногда левым полушарием, а иногда — правым.
Также, на межполушарную асимметрию влияет воспитание ребенка, обычно, согласно традиционному, мужскому или женскому жизненному сценарию, у мальчиков больше развивается левое полушарие, а у девочек — правое (так называемые, мужская или женская логика)
Асимметрия полушариев влияет на будущую деятельность человека, на выбор его профессии. Так, люди с ведущим левым полушарием лучше подойдут профессии связанные с речью, логическим мышлением, анализом процессов и ситуаций.
У людей с доминирующим правым полушарием, оказывающим влияние на творческую деятельность, креативность мышления, артистичность и художественность, подойдут больше профессии с преобладанием образного мышления.
Таким образом, в зависимости от преобладания того или другого полушария мозга, людей, условно, можно разделить на два типа: мыслительный, с ведущим левым полушарием, и художественный тип, с ведущим — правым.
Что касается взаимоотношений в семье, с детьми, с друзьями, любимыми, на работе..,то здесь межполушарная асимметрия у разных людей, может помочь дополнить друг друга, а может и способствовать нарастанию конкуренции и противостояния.
Например, муж с доминирующим левым полушарием вполне может быть дополнением в семейном функционировании жене с ведущим правым полушарием. По сути, это будет, при условии понимания семьи как единства «МЫ», неким симбиозом, как и внутри самой личности — левое полушарие дополняет правое (и наоборот), т.е. весь мозг человека работает как одно целое, а каждая его часть (полушарие) выполняет свои психологические функции.
Но, если, образно выражаясь, левое полушарие начнет заниматься творчеством, а правое — анализом и прогнозом, то возникнет внутриличностный конфликт и неадекватное восприятие, поведение, раскол личности, и….в плоть до неврозов и психопатологии. (Что-то подобное может произойти и в семье…)
Или же, если в семье будут два человека, партнера с одним ведущим полушарием, правым или левым, то может возникнуть конкуренция и противостояние.
Еще, можно заметить слабую асимметрию полушариев мозга у малообразованных или переставших развивать свою личность женщин и мужчин, занимающих свое время просмотром сериалов , эти люди так быстро могут делать ведущим, то правое, то левое полушарие, что могут одновременно, особенно это касается женщин, смотреть очередную серию мелодрамы и переживать за героев (правое полушарие), и, скажем, заниматься домашними делами, например, стиркой (левое полушарие)…кстати, отсюда название: «Мыльная опера».
Психологические проблемы и асимметрия левого и правого полушариев головного мозга человека
Психику человека можно разделить на сознание и бессознательное. Те психологические проблемы с которыми люди в состоянии самостоятельно справиться, легко осознаются и могут быть проанализированы и интерпретированы с помощью левого полушария мозга.Но то, что храниться в бессознательном; те незавершенные ситуации, эмоции, т.е. то, что воспринято и сохранено в глубинах психики с помощью правого полушария головного мозга, и опосредованно влияют на качество жизни, взаимоотношения, личностный рост и процветание, до конца не осознаются человеком и не могут быть отработаны без психологической помощи, без психотерапевтического и психоаналитического вмешательства.
Многие методы психотерапии работают именно с правым полушарием мозга человека, в то время как левое полушарие, пытаются несколько ослабить или отключить вовсе, как, например, при гипнотерапии .
Поэтому, для психоанализа и психотерапии важно понимание межполушарной асимметрии конкретного человека.
Для диагностики ведущего полушария мозга используют различные методики и наблюдения. Бывает, опытному психотерапевту достаточно провести беседу, чтобы понять асимметрию полушариев человека.
Личная помощь психолога (бюджетный вариант)
Предварительные вопросы психотерапевту по оказанию психологической помощи онлайн