Социально психологические причины эмоционально волевых нарушений. Нарушение эмоционально волевой сферы: причины, симптомы, консультация психолога и коррекция лечением при необходимости
Прежде всего, присмотритесь к своему ребенку: как он спит, как ведет себя со сверстниками, взрослыми и животными, какие игры любит, есть ли у него страхи. Существуют отклонения в поведения ребенка, склонности и симптомы, которые, по мнению психолога Е. Мурашовой, должны насторожить родителей и послужить поводом для посещения психолога.
Вот на какие тревожные сигналы она советует обратить внимание:
- имеется родовая травма или какой-либо неврологический диагноз;
- у малыша постоянно нарушен режим дня, сон и аппетит;
- ребенок до года больше чем на два месяца отстает от своих сверстников по любому из психомоторных показателей;
- низкая речевая активность - к двум годам ребенок произносит всего несколько слов; в три года не говорит предложениями;
- ребенок чрезмерно агрессивен, часто бьет детей, животных, родителей; на уговоры не реагирует;
- ребенок с трудом приспосабливается к дисциплинарным требованиям детского дошкольного заведения;
- у малыша много страхов, плохо спит по ночам, просыпается с громким плачем, боится оставаться один даже в светлой комнате;
- ребенок часто болеет простудными заболеваниями, имеет ряд функциональных расстройств;
- вам кажется, что ребенок невнимателен, расторможен, чрезмерно отвлекается, ничего не доводит до конца;
- у младшего школьника наблюдаются проблемы с обучением даже после дополнительных занятий;
- у ребенка нет друзей или постоянных приятелей;
- в школе предъявляют несправедливые, как вам кажется, претензии к ребенку;
- частые семейные конфликты;
- полное отсутствие инициативы, неприязнь всего нового.
Ни один из выше перечисленных признаков сам по себе не может служить достоверным критерием наличия у ребенка поведенческих отклонений, но служит основанием для посещения специалиста - невролога, психотерапевта или психолога. Беседа с врачом данного профиля имеет ряд особенностей.
Подробно расспрашивайте специалистов обо всех диагнозах, которые они ставят! Не ждите, что они сами что-то расскажут: в лучшем случае, назовут диагноз вслух и дадут небольшую характеристику. И расспрашивать надо до тех пор, пока вам все не станет ясно (даже очень сложные вещи можно объяснить доступно и, поверьте, врачи умеют это делать).
Итак, что нужно выяснить:
- Что именно означает данный диагноз?
- Какая система (орган, системы органов) им затронута?
- Как проявляется данное заболевание? Есть ли симптомы, которые могут проявиться через некоторое время?
- Что можно сделать, чтобы они не проявились или были неярко выраженными?
- Какие современные методы лечения существуют? Чем они похожи и в чем их отличие?
- Как действуют назначенные лекарства? В чем их особенность и каковы побочные эффекты?
- Возможна ли немедикаментозная терапия?
- Каков прогноз данного заболевания?
- Какую литературу можно почитать на эту тему?
И если у ребенка наблюдаются речевые отклонения, синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержка психического развития, не отчаивайтесь - коррекционная работа с вашей стороны, занятия с психологом (логопедом) и грамотное медикаментозное лечение дадут хорошие результаты.
- Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания.-СПб.: ИГ «Весь», 2006.-272с.-(Семейная библиотека: здоровье и психология).
- Конева Е.А., Рудаметова Н.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. - Новосибирск, 2008.-116с.
- Мурашова Е.В. Дети - «тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром/ Е.В.Мурашова.-2-е изд., доп. - Екатеринбург, 2007 .- 256с.(Серия «Психология детства»).
Для нормальной жизнедеятельности и развития в социуме большое значение имеет эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства играют важную роль в жизни человека.
Воля человека отвечает за способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности. С рождения человек ей не обладает, так как, в основном, все его действия основаны на интуиции. По мере накопления жизненного опыта начинают проявляться волевые действия, которые становиться все сложнее. Важно то, что человек не просто узнает мир, а и пытается каким-то образом подстроить его под себя. Именно это и есть волевые действия, которые являются очень важными показателями в жизни.
Волевая сфера личности чаще всего проявляется, когда на жизненном пути встречаются различные трудности и испытания. Последним этапом в формировании воли является действия, которые необходимо совершить для преодоления внешних и внутренних препятствий. Если говорить об истории, то волевые решения в разное время формировались благодаря определенной трудовой деятельности.
При каких заболеваниях возникает нарушение эмоционально-волевой сферы :
Шизофрения
Маниакальный синдром
Депрессивный синдром
Обсессивно-фобический синдром
Психопатии
Алкоголизм
Наркомания
К внешним раздражителям можно отнести определенные социальные условия, а к внутренним, наследственность. Развитие происходит, начиная с раннего возраста и до подросткового периода.
Характеристика волевой сферы личности
Волевые действия можно разделить на две группы:
Простые действия (не требуют затрат определенных сил и дополнительной организации).
Сложные действия (подразумевают определенную концентрацию, настойчивость и умения).
Для того чтобы понять сущность таких действий, необходимо разбираться в структуре. Волевой акт состоит их таких элементов:
-
способ и средство деятельности;
принятие решения;
выполнение решения.
Нарушения эмоционально-волевой сферы
Гипербулия , общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. Например, увеличение аппетита приводит к тому, что больные, находясь в отделении, немедленно съедают принесенную им пищу. Гипербулия это характерное проявление маниакального синдрома.
Гипобулия характеризируется общим снижением воли и влечений. Больные не испытывают потребности в общении, тяготятся присутствием посторонних и необходимостью поддерживать беседу, просят оставить их одних. Пациенты погружены в мир собственных страданий и не могут проявлять заботу о близких.
Абулия это расстройство ограничивающееся резким снижением воли. Абулия является стойким негативным расстройством, вместе с апатией составляет единый апатико-абулический синдром, характерный для конечных состояний при шизофрении.
Обсессивное (навязчивое) влечение предполагает возникновение желаний, которые больной может контролировать в соответствии с ситуацией. Отказ от удовлетворения влечения рождает у больного сильные переживания, постоянно сохраняются мысли о неутоленной потребности. Так, человек с навязчивым страхом загрязнения сдержит влечение к мытью рук на короткое время, однако обязательно тщательно вымоет их, когда на него не смотрят посторонние, потому что все время, пока он терпит, он постоянно мучительно думает о своей потребности. Обсессивные влечения включены в структуру обсессивно-фобического синдрома.
Компульсивное влечение очень мощное чувство, поскольку по силе оно сравнимо с инстинктами. Патологическая потребность занимает столь доминирующее положение, что человек быстро прекращает внутреннюю борьбу и удовлетворяет свое влечение, даже если это связано с грубыми асоциальными поступками и возможностью последующего наказания.
подростков
Учебные вопросы.
Типология нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы.
Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями
эмоционально-волевой сферы.
Психопатия у детей и подростков.
Акцентуации характера как фактор, способствующий возникновению эмоционально-волевых расстройств.
Дети с ранним аутизмом (РДА).
Понятиемнарушения эмоционально-волевой сферы в дефектологии определяются нервно-психические расстройства (в основном легкой и средней степени тяжести). *
К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные состояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения), ранний детский аутизм.
Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных (обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Поскольку процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, очевидно, что неблагоприятные средовые воздействия могут стать причиной временных нарушений поведения, которые, закрепившись, могут привести к аномальному (искаженному) развитию личности.
Как для нормального соматического развития необходимо соответственное количество калорий, белков, минеральных веществ и витаминов, так и для нормального психического развития необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся, прежде всего, любовь ближних, чувство безопасности (обеспечиваемое заботой родителей), воспитание правильной самооценки, а также наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении) руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между «Я» ребенка и внешним миром, и маленький человек, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая обязательно найдет свое место в обществе.
Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечивающих развитие ребенка, уже сама по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов внешней (социальной) среды, которые могут стать причиной нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.
Реактивные состояния определяются в специальной психологии как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями (условиями развития) и не связанные с органическим поражением ЦНС. Наиболее ярким проявлением реактивных состояний (РС) является синдром гиперактивности, выступающий на фоне «пролонгированного» состояния общей психической возбудимости и психомоторной расторможенности. Причины РС могут быть разнообразны. Так, к травмирующим психику ребенка обстоятельствам относится такое психофизиологическое расстройство как энурез (ночное недержание мочи, сохраняющееся или часто повторяющееся после 3-го года жизни), часто наблюдающийся у соматически ослабленных и нервных детей. Энурез может возникнуть после тяжелого нервного потрясения, испуга, после истощающего организм соматического заболевания. В возникновении энуреза отмечаются и такие причины как конфликтные ситуации в семье, излишняя строгость родителей, слишком глубокий сон и др. Усугубляют реактивные состояния при энурезе насмешки, наказание недоброжелательное отношение окружающих к ребенку.
К реактивному состоянию может привести наличие у ребенка тех или иных физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяжелой формы сколиоза и др.), особенно при неправильном отношении окружающих.
Частой причиной психогенных реакций у маленьких детей является внезапное сильное раздражение устрашающего характера (пожар, нападение злой собаки и др.). Повышенная восприимчивость к психическим травмам наблюдается у детей с остаточными явлениями после перенесенных инфекций и травм, у детей возбудимых, ослабленных, эмоционально неустойчивых. Наиболее подвержены психическим травмам дети, относящиеся к слабому типу высшей нервной деятельности, легко возбудимые дети.
Основным отличительным признаком РС являются неадекватные (чрезмерно выраженные) личностные реакции на воздействия из окружающей (прежде всего, социальной) среды. Для реактивных состояний характерным является состояние психологического напряжения идискомфорта . РС могут проявляться в виде депрессии (тоскливого, подавленного состояния). В других случаях основными симптомами РС являются: психомоторное возбуждение, расторможенность, совершение неадекватных поступков и действий.
В тяжелых случаях может наблюдаться расстройство сознания (помрачение сознания, нарушение ориентировки в окружающем), беспричинный страх, временное «выпадение» некоторых функций (глухота, мутизм).
Несмотря на различие проявлений, общим симптомом, связывающим все случаи реактивных состояний, является тяжелое, гнетущее психоэмоциональное состояние, вызывающее перенапряжение нервных процессов и нарушение их подвижности. Этим во многом определяется повышенная склонность к аффективным реакциям.
Нарушения психического развития могут быть связаны с тяжелыми внутренними конфликтными переживаниями , когда в сознании ребенка сталкиваются противоположные отношения к близким людям или к той или иной социальной ситуации, имеющей для ребенка большое личностное значение. Конфликтные переживания (как психопатологическое расстройство) носят длительный, социально обусловленный характер; они приобретаютдоминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях. Причинами конфликтных переживаний чаще всего являются: неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей и др.). Конфликтные переживания могут возникать у детей, оставленных родителями, усыновленных и в других случаях. Еще одной причиной стойких конфликтных переживаний могут стать уже указанные выше недостатки психофизического развития, в частности, заикание.
Проявлениями тяжелых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм (во многих формах его проявления, включая речевой негативизм), депрессивные состояния; в некоторых случаях следствием конфликтных переживаний становится задержка познавательного развития ребенка.
Стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями (девиациями ) поведения. Достаточно часто причиной поведенческих нарушений у данной категории детей является неправильное воспитание ребенка (чрезмерная опека, чрезмерная свобода или, напротив, отсутствие любви, излишняя строгость и необоснованная требовательность, без учета его личностных – интеллектуальных и психофизических возможностей, определяемых стадией возрастного развития). Особенно серьезной ошибкой в воспитании ребенка является постоянное уничижительное сравнение его с детьми, обладающими лучшими способностями и стремление добиться от ребенка, не обладающего ярко выраженными интеллекту- альными задатками больших достижений. У ребенка, достоинство которого унижено и которого часто наказывают, может развиться чувство неполноценности, реакции страха, робости, озлобления и ненависти. У таких, находящихся в постоянном напряжении детей, нередко возникает энурез, головные боли, быстрая утомляемость и др. В более старшем возрасте такие дети могут восставать против доминирующего авторитета взрослых, что является одной из причин антисоциального поведения.
Конфликтные переживания могут быть обусловлены и психотравмирующими ситуациями в условиях школьного коллектива. Разумеется, на возникновение и степень выраженности конфликтных ситуаций оказывает влияние индивидуальные личностно-психологические особенности детей (состояние нервной системы, личные притязания, круг интересов, впечатлительность и др.), а также условия воспитания и развития.
Также достаточно сложным нервно-психическим расстройством является психастения – нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обуслов- ленное слабостью и нарушением динамики процессов высшей нервной деятельности, общим ослаблением нервно-психических и познавательных процессов. Причинами психастении могут быть тяжелые нарушения соматического здоровья, нарушения общего конституционального развития (вследствие дистрофии, нарушений обменных процессов в организме, гормональных расстройств и др.). Вместе с тем в возникновении психастении большую роль играют факторы наследственной обусловленности, нарушения функций центральной нервной системы различного генеза, наличие минимальной мозговой дисфункции и др.
Основными проявлениями психастении являются: снижение общей психической активности, замедленность и быстрая истощаемость психической и интеллектуальной деятельности, снижение работоспособности, явления психической заторможенности и инертности, повышенная утомляемость при психологических нагрузках. Дети-психоастеники крайне медленно включаются в учебную работу и очень быстро устают при выполнении заданий, связанных с выполнением умственных и мнемических действий.
Дети этой категории отличаются такими специфическими чертами характера, как нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность. Нередко симптомами психастении выступают также состояние депрессии и аутистические проявления. Психопатическое развитие по психастеническому типу в детском возрасте проявляется в повышенной мнительности, в навязчивых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблюдаются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность, повышенная мнительность.
3. Психопатия (от греч. –psyche – душа,pathos – болезнь) определяется в специальной психологии какпатологический склад характера , проявляющийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности. Психопатия представляет собой искаженный вариант формирования личности, это – дисгармоническое развитие личности при достаточной (как правило) сохранности интеллекта. Исследования отечественных ученых (В.А. Гиляровский, В.Р.Мясищев, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев и др.) показали диалектическое взаимодействие социальных и биологических факторов в происхождении психопатии. Большая часть психопатий обусловлена внешними патологическими факторами, действовавшими внутриутробно или в раннем детском возрасте. Наиболее частыми причинами психопатии являются: инфекции – общие и мозговые, черепно-мозговые травмы – внутриутробные, родовые и приобретенные в первые годы жизни; токсические факторы (например, хронические желудочно-кишечные заболевания), нарушения внутриутробного развития вследствие алкогольной интоксикации, воздействие радиации и др. Определенную роль в формировании психопатии играет и патологическая наследственность.
Вместе с тем для развития психопатии, наряду с основной (предрасполагающей ) причиной, вызывающей врожденную или рано приобретенную недостаточность нервной системы, необходимым является наличие еще и другого фактора – неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих воздействий при воспитании ребенка.
Целенаправленное позитивное воздействие окружающей среды может в большей или меньшей степени корригировать имеющиеся у ребенка отклонения, тогда как при неблагоприятных условиях воспитания и развития даже легкие отклонения в психическом развитии могут трансформироваться в тяжелую форму психопатии (Г.Е. Сухарева, 1954 и др.). В этой связи биологические факторы рассматриваются как исходные моменты ,предпосылки , могущие вызвать психопатическое развитие личности; решающую же роль приобретаютсоциальные факторы , главным образомусловия воспитания и развития ребенка .
Психопатия весьма разнообразна по своим проявлениям, поэтому в клинике выделяют различные ее формы (органическая психопатия, эпилептоидная психопатия и др.). Общим для всех форм психопатии является нарушение развития эмоционально-волевой сферы, специфические аномалии характера. Для психопатического развития личности характерны: слабость воли, импульсивность действий, грубые аффективные реакции. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляется также в определенном снижении работоспособности, связанном с неумением сосредоточиться, преодолевать трудности, встречающиеся при выполнении заданий.
Наиболее отчетливо нарушения эмоционально-волевой сферы выражены при органической психопатии , в основе которой лежит органическое поражение подкорковых мозговых систем. Клинические проявления при органической психопатии различны. В одних случаях – первые проявления психического расстройства обнаруживаются уже в раннем возрасте. В анамнезе этих детей отмечается резко выраженная пугливость, боязнь резких звуков, яркого света, незнакомых предметов, людей. Это сопровождается интенсивным и продолжительным криком и плачем. В раннем и дошкольном возрасте на первый план выступает психомоторное беспокойство, повышенная сенсорная и моторная возбудимость. В младшем школьном возрасте психопатическое поведение проявляется в виде необузданности, протеста против правил общественного поведения, всякого режима, в виде аффективных вспышек (драчливость, беготня, шумливость, а позднее – школьные прогулы, склонность к бродяжничеству и др.).
В других случаях органической психопатии обращает на себя внимание следующая особенность поведенческих реакций детей, резко отличающая их от сверстников уже в дошкольном возрасте. Родные и воспитатели отмечают крайнюю неровность их настроения; наряду с повышенной возбудимостью, излишней подвижностью у этих детей и подростков часто отмечается пониженное, угрюмо-раздражительное настроение. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто жалуются на неопределенные болевые ощущения, отказываются от еды, плохо спят, часто ссорятся и дерутся со сверстниками. Повышенная раздражительность, негативизм в различных формах его проявления, недоброжелательное отношение к окружающим, агрессивность по отношению к ним образуют ярко выраженную психопатологическую симптоматику органической психопатии. Особенно отчетливо указанные проявления выражены в более старшем возрасте, в пубертатном периоде. Нередко они сопровождаются замедленным темпом интеллектуальной деятельности, снижением памяти, повышенной утомляемостью. В ряде случаев органическая психопатия сочетается с задержкой психомоторного развития ребенка.
Г.Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий:возбу димые (эксплозивные) и бестормозные .
При первом (возбудимом) типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в видедисфории . В ответ на малейшиезамечания у детей и подростков возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы.
Для органических психопатов по бестормозному типу характерны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования патологии влечений, склонности к бродяжничеству.
При наследственной отягощенности эпилепсией у детей могут формироваться черты личности, свойственные эпилептоидной психопатии. Эта форма психопатии характеризуется тем, что у детей, при первично сохранном интеллекте и отсутствии типичных признаков эпилепсии (припадки и др.), отмечаются следующие особенности поведения и характера: раздражительность, вспыльчивость, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, «застревание» на своих переживаниях, агрессивность, эгоцентризм. Наряду с этим характерны тщательность и настойчивость при выполнении учебных заданий. Указанные положительные черты необходимо использовать как опору в процессе коррекционной работы.
При наследственной отягощенности шизофренией у детей могут формироваться шизоидные черты личности. Для этих детей характерны: бедность эмоций (нередко недоразвитие высших эмоций: чувства сопереживания, сострадания, признательности и др.), отсутствие детской непосредственности и жизнерадостности, малая потребность в общении с окружающими. Ядерным свойством их личности является эгоцентризм и аутистичные проявления. Им свойственна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем, у детей часто несформированы навыки самообслуживания. В играх дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. В ряде случаев отмечается своеобразие моторной сферы – неуклюжесть, моторная неловкость, неприспособленность к выполнению практической деятельности. Общая эмоциональная вялость, которая обнаруживается у детей уже с раннего возраста, отсутствие потребности в общении (аутистичные проявления), отсутствие интереса к практической деятельности, а позднее – замкнутость, неуверенность в себе, несмотря на достаточно высокий уровень интеллектуального развития, создают значительные трудности в воспитании и обучении данной категории детей.
Истерическое психопатическое развитие наиболее часто встречается в детском возрасте, чем остальные формы. Оно проявляется в выраженном эгоцентризме, в повышенной внушаемости, в демонстративном поведении. В основе данного варианта психопатического развития лежит психическая незрелость. Она проявляется в жажде признания, в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, что составляет сущность психической дисгармонии.
Специфические черты истероидной психопатии проявляются в ярко выраженном эгоцентризме, в постоянном требовании повышенного внимания к себе, в стремлении любым путем достичь желаемого. В социальном общении наблюдается склонность к конфликтам, ко лжи. При столкновении с жизненными трудностями возникают истерические реакции. Дети очень капризны, любят играть командную роль в коллективе сверстников и проявляют агрессивность, если им это не удается. Отмечается крайняя неустойчивость (лабильность) настроения.
Психопатическое развитие по неустойчивому типу может наблюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отличает незрелость интересов, поверхност- ность, неустойчивость привязанностей, импульсивность. У таких детей отмечаются затруднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерна безответственность, нестойкость моральных принципов, социально-отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционального генеза, так и органического.
В практической специальной психологии установлена определенная зависимость между неправильными подходами к воспитанию детей, педагогическими ошибками и формированием психопатических черт характера. Так, характерологические черты возбудимых психопатов нередко возникают при так называемой «гипоопеке» или прямой безнадзорности. Формированию же «тормозимых психопатов» благоприят- ствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребенок не видит ласки, подвергается унижениям и оскорблениям (социальный феномен «золушки»). Истерические черты личности наиболее часто формируются в условиях «гиперопеки», в обстановке постоянного обожания и восхищения, когда близкими ребенка исполняются любые его желания и прихоти (феномен «кумир семьи»).
4. В подростковом возрасте происходит интенсивное преобразование психики подростка. Существенные сдвиги наблюдаются в формировании интеллектуальной деятельности, что проявляетсяв стремлении к познанию, формировании абстрактного мышления, в творческом подходе к решению задач. Интенсивно формируются волевые процессы. Подростку свойственны настойчивость, упорство в достижении поставленной цели, способность к целенаправленной волевой деятельности. Активно формируется сознание. Этому возрасту свойственна дисгармоничность психического развития, которая часто проявляется в акцентуирован ности характера. По данным А.Е. Личко, акцентуированность (заостренность) отдельных черт характера у учащихся разных типов школ варьирует от 32 до 68 % от общего контингента школьников (А.Е. Личко, 1983).
Акцентуации характера – это крайние варианты нормального характера, но в, то, же время они могут быть предрасполагающим фактором для развития неврозов, невротических, патохарактерологических и психопатических расстройств.
В многочисленных исследованиях психологов показано, что степень дисгармоничности у подростков различна, а сама акцентуированность характера имеет разные качественные особенности и по-разному проявляется в особенностях поведения подростков. К основным вариантам акцентуаций характера относятся следующие.
Дистимический тип личности. Особенностями этого типа акцентуации являются периодические колебания настроения и жизненного тонуса у подростков. В период подъема настроения подростки этого типа коммуникабельны, активны. В период спада настроения они немногословны, пессимистичны, начинают тяготиться шумным обществом, становятся унылыми, теряют аппетит, страдают бессонницей.
Подростки этого типа акцентуации конформно чувствуют себя среди небольшого круга близких людей, которые их понимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие длительных, устойчивых привязанностей, увлечений.
Эмотивный тип личности. Подростки этого типа характеризуются изменчивостью настроений, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой интуицией, чувствительны к оценкам окружающих. Они конформно чувствуют себяв кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.
Тревожный тип .Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В детстве у подростков тревожного типа часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подростки испытывают сильный страх перед новыми людьми (учителя, соседи и пр.). Они нуждаются в теплых, заботливых отношениях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию инициативы, активности.
Интровертированный тип . У детей и подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональной отгороженности, замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские отношения с окружающими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности. У них наблюдается слабая экспрессивность, стремление к одиночеству, заполненному чтением книг, фантазированием, разного рода хобби. Эти дети нуждаются в теплых, заботливых отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.
Возбудимый тип . При этом типе акцентуации характера у подростков наблюдается несбалансированность между возбудительными и тормозными процессами. Подростки возбудимого типа, как правило, находятся в состоянии дисфории, что проявляется в подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, заторможен, ригиден, склонен к аффективной вспыльчивости, импульсивности, немотивированной жестокости по отношению к близким. Возбудимые подростки нуждаются в теплых эмоциональных отношениях с окружающими.
Демонстративный тип. Подростки этого типа отличаются ярко выраженным эгоцентризмом, постоянным желанием быть в центре внимания, желанием «произвести впечатление». Для них характерна коммуникабельность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При благоприятных условиях, когда «демонстративный» подросток оказывается в центре внимания и принят окружающими, он хорошо адаптируется, способен к продуктивной, творческой деятельности. При отсутствии таких условий наблюдается дисгармония личностных свойств по истероидному типу – привлечение к себе особого внимания демонстративным поведением, проявляется склонность ко лжи и фантазированию как защитный механизм.
Педантичный тип . Как подчеркивает Э.И. Леонгард, педантичность как акцентуированная черта характера проявляется в поведении личности. Поведение педантической личности не выходит за пределы разумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. Главными чертами этого типа акцентуации характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к резонерству. Такие подростки очень аккуратны, добросовестны, рациональны, ответственны. Однако у некоторых подростков при повышенной тревожности наблюдается нерешительность в ситуации принятия решений. Их поведение отличается некоторой ригидностью, эмоциональной сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.
Неустойчивый тип. Основной характеристикой этого типа является выраженная слабость волевых компонентов личности. Безволие проявляется, прежде всего, в учебной или трудовой деятельности подростка. Однако в процессе развлечений такие подростки могут проявлять высокую активность. У неустойчивых подростков наблюдается также повышенная внушаемость, в связи с чем, их социальное поведение в значительной степени зависит от окружения. Повышенная внушаемость и импульсивность на фоне незрелости высших форм волевой деятельности нередко способствует формированию у них склонности к аддитивному (зависимому поведению): алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость и пр. Неустойчивая акцентуация проявляется уже в начальных классах школы. У ребенка полностью отсутствует желание учиться, наблюдается неустойчивое поведение. В структуре личности у неустойчивых подростков наблюдается неадекватная самооценка, что проявляется в неспособности к самоанализу, соответствующей оценке своих поступков. Неустойчивые подростки склонны к подражательной деятельности, что дает возможность при благоприятных условиях сформировать у них социально приемлемые формы поведения.
Аффективно-лабильный тип . Важной чертой этого типа является крайняя изменчивость настроения. Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависит самочувствие подростка, его трудоспособность. На фоне колебания настроения возможны конфликты со сверстниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего настроения лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной привязанности к родным, близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброжелательном отношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.
Следует отметить, что проявления психопатического развития не всегда заканчиваются полным формированием психопатии. При всех формах психопатичес- кого поведения при условии раннего целенаправленного коррекционного воздействия в сочетании (при необходимости) с лечебными мероприятиями могут быть достигнуты значительные успехи в компенсации отклоняющегося развития у данной категории детей.
3. Дети с синдромом раннего детского аутизма.
Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития. Формируется этот синдром в своем полном виде к трехлетнему возрасту. Проявляется РДА в следующих клинико-психологических признаках:
нарушение способности к установлению эмоционального контакта;
стереотипность в поведении. Характеризуется наличием в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр, стереотипных интересов.
специфические нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия , речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи местоимений первого лица и т. д.), ведущие к нарушению речевой коммуникации.
При раннем детском аутизме характерны также:
Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Уже на первом году жизни наблюдается склонность к сенсорному дискомфорту (чаще всего на интенсивные бытовые звуки и на тактильные раздражения), а также сосредоточенность на неприятных впечатлениях. При недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и ограничении разнообразного сенсорного контакта с ним, наблюдается выраженная «захваченность», очарованность отдельными определенными впечатлениями – тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок стремится получать вновь и вновь. Например, любимым занятием ребенка на протяжении полугода и более может быть шуршание целлофановым пакетом, наблюдение за движением тени на стене; самым сильным впечатлением может быть свет лампы и т. д. Принципиальным отличием при аутизме является тот факт, что близкому практически никогда не удается включиться в действия, которыми «зачарован» ребенок.
Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности.
Нарушение аффективного контакта с ближайшим окружением выражается:
в особенностях отношения к рукам матери. У многих аутичных детей отсутствует антиципирующая поза (протягивание ручек по направлению к взрослому, когда ребенок смотрит на него). На руках матери такой ребенок также может не чувствовать себя комфортно: либо «висит мешком», либо бывает чрезмерно напряжен, сопротивляется ласкам и др.;
особенностях фиксации взгляда на лицо матери. В норме ребенок рано обнаруживает интерес к человеческому лицу. Коммуникация с помощью взгляда является основой для развития последующих форм коммуникативного поведения. Для аутичных детей характерно избегание глазного контакта (взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого);
особенностях ранней улыбки. Своевременное появление улыбки и ее направленность близкому – признак благополучного эффективного развития ребенка. Первая улыбка у большинства аутичных детей адресована не человеку, а, скорее, в ответ на приятную для ребенка сенсорную стимуляцию (тормошение, яркий цвет одежды матери и т.д.).
особенностях формирования привязанности к близкому человеку. В норме они проявляются как очевидное предпочтение одного из ухаживающих за ребенком лиц, чаще всего – матери, в переживаниях разлуки с ней. Аутичный ребенок чаще всего не использует положительных эмоциональных реакций для выражения привязанности;
в трудностях в выражении просьбы. У многих детей в норме на раннем этапе развития формируется направленный взгляд и жест – протягивание руки в нужном направлении, который на последующих этапах трансформировался в указательный. У аутичного ребенка и на более поздних этапах развития подобная трансформация жеста не происходит. Даже в старшем возрасте при выражении своего желания аутичный ребенок берет руку взрослого и кладет на желаемый предмет;
трудностях произвольной организации ребенка, которые могут выражаться в следующих тенденциях:
отсутствии или непостоянности отклика малыша на обращение к нему взрослого, на собственное имя;
отсутствии прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорировании его указательного жеста;
невыраженности подражательных реакций, а чаще их полном отсутствии; трудность в организации аутичных детей на простые игры, требующих подражания и показа («ладушки»);
большой зависимости ребенка от влияний окружающего «психического поля». Если родители проявляют большую настойчивость и активность, пытаясь привлечь к себе внимание, то аутичный ребенок либо протестует, либо уходит от контакта.
Нарушение контакта с окружающими, связанные с особенностями развития форм обращения ребенка к взрослому, находят выражение в сложности выражения собственного эмоционального состояния. В норме способность выражать свое эмоциональное состояние, делиться им со взрослым – одно из наиболее ранних адаптационных достижений ребенка. Обычно оно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить ребенка, снять дискомфорт, успокоить. Матери же аутичных детей часто испытывают трудности даже в понимании эмоционального состояния своих малышей.
Понятие эмоциональной регуляции и эмоциональной нормы, индивидуально-психологические особенности проявления эмоций и чувств. Классификация эмоциональных нарушений. Нарушения эмоциональной сферы при разнообразных патологических процессах и состояниях. Методы и методики изучения эмоций (МЦВ Люшера, МПВ Сонди, анкета оценки эмоционального состояния, рисуночные проективные методики).
Патопсихологическая классификация волевых расстройств: нарушения на уровне мотивационной компоненты волевого акта (угнетение и усиление мотивов деятельности, извращение побуждений), патология на уровне реализации волевого акта (угнетение и усиление двигательных функций, паракинезии). Исследование волевых качеств личности.
Эмоции - это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.
Индивидуально-психологические особенности – зависят от возраста человека, темперамента и личности в целом. Эмоции как сложные системные психологические образования, составляющие эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и модальностью (качеством эмоции), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота смены эмоциональных состояний) и реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также степенью осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля .
Классификация эмоциональных нарушений:
- эмоциональная лабильность (слабость) – черезмерная подвижность, облегченность смены эмоций.
- эмоциональная регидность (инертность, тугоподвижность) – переживание эмоций сохраняется длительное время, хотя вызвовшее ее событие давно миновала.
- эмоциональная возбудимость определяется той минимальной силой, интенсивностью внешних или внутренних стимулов, которые способны вызвать эмоциональную реакцию человека.
- эксплозивность (взрывчитость)
- эмоциональная монотонность (холодность)
- эмоциональный параличь – острое, кратковременное выключение эмоций.
- апатия (безразличие)
Эмоциональная неустойчивость (эмоции слабее поддаются сознательному управлению).
Эмоциональная невоздержанность – невозможность контролировать и владеть своими эмоциями.
Патология эмоциональной сферы
Симптомы эмоциональных нарушенийразнообразны и многочисленны, но можно выделить пять основных типов патологического эмоционального реагирования:
кататимный тип - обычно возникает в стрессовых ситуациях, патологические эмоциональные реакции относительно кратковременны, изменчивы, психогенно обусловлены (неврозы и реактивные психозы);
голотимный тип - характерна эндогенная обусловленность (первичность), нарушений настроения, которая проявляется полярностью эмоциональных состояний, их устойчивостью и периодичностью появления (маниакально-депрессивный и инволюционный психоз, шизофрения);
паратимный тип - характеризуется диссоциацией, нарушением единства в эмоциональной сфере между эмоциональными проявлениями и другими компонентами психической деятельности (шизофрения);
эксплозивный тип - отличается сочетанием инертности эмоциональных проявлений с их взрывчатостью, импульсивностью (признаки пароксизмальности), доминирует злобно-тоскливое или экстатически-приподнятое настроение (эпилепсия, органические заболевания мозга);
дементный тип - сочетается с нарастающими признаками слабоумия, некритичности, расторможенность низших влечений на фоне благодушия, эйфории или апатии, безразличия, аспонтанности (старческое слабоумие Альцгеймеровского типа, атеросклеротическое слабоумие, прогрессивный паралич и др. заболевания).
В патологии важное практическое значение имеют: гипотимия (патологическое снижение фона настроения), гипертимия (патологическое повышение фона настроения) и паратимия (извращенная эмоциональность).
Методы изучения эмоций МЦВ Люшера, МПВ Сонди, анкета оценки эмоционального состояния, рисуночные проективные методики
Тест Люшера (Метод Цветовых Выборов ). Включает в себя набор из восьми карт - четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее устойчивые черты личности. Нельзя применять тест Люшера как самостоятельную методику в практике экспертизы, профотбора, оценки персонала.
Анкета оценки эмоционального состояния
- данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Определяют следующие показатели:
И1
– «Спокойствие – тревожность» (индивидуальная самооценка - И1
- равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4
).
И2
– «Энергичность – усталость».
ИЗ
– «Приподнятость – подавленность».
И4
– «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности».
И5
– Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния
Волевые нарушения.
Воля - это психический процесс сознательного управления и регулирования своего поведения, обеспечивающий преодоление трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.
Патология волевой и произвольной регуляции
1) Нарушения на уровне мотивационной компоненты волевого акта - три группы: угнетение, усиление и извращение мотивов деятельности и влечений.
А) Угнетение мотивов деятельности
Гипобулия - снижение интенсивности и уменьшение количества побуждений к деятельности с регрессом. Крайняя выраженность – абулимия- полное отсутствие желаний, стремлений и побуждений к деятельности.
Б) Усиление мотивов деятельности
Гипербулия - патологическое увеличение интенсивности и количества побуждений и мотивов к деятельности. Гипербулия обычно придает поведению больного неадекватный характер. Чрезмерная активность и увеличение количества побуждений обнаруживается также при болезненно повышенном настроении (маниакальные состояния) и в опьянении. Весьма характерным при гипербулиях является пониженная утомляемость больных.
В) Извращение побуждений и мотивов деятельности
Парабулии - качественные изменения, извращение как мотивационной, так и интеллектуальной компонент волевого акта, могут проявляться в трех основных формах:
1. Напоминают ритуалы и чаще встречаются при невротических расстройствах. Обычно совершаются только те навязчивые действия, которые не угрожают жизни самому больному и окружающим, а также не противоречащие его морально-этическим установкам.
2. Компульсивные действия - реализованные компульсивные влечения. В большинстве случаев компульсивные влечения монотематичны и проявляются своеобразными повторяющимися неодолимыми пароксизмами поведенческих нарушений. Довольно часто они стереотипно повторяются, приобретая характер своеобразной болезненной одержимости (“мономания”) поджигательством, бессмысленным воровством, игрой в азартные игры и др.
3. Импульсивные действияпроявляются в нелепых действиях и поступках, которые продолжаются секунды или минуты, совершаются больными без обдумывания и неожиданны для окружающих. Мотивы данных поведенческих реакций мало осознаются и непонятны даже самому больному.
4. Насильственные действия, т.е. движения и поступки, которые возникают помимо воли и желания. К ним относятся насильственный плач и смех, гримасы, покашливания, чмокания, сплевывание, потирание рук и другие. Насильственные действия чаще всего встречаются при органических заболеваниях мозга.
Мало кто из взрослых людей задумывается над ролью эмоций в жизни. Но вот когда у семейной пары появляются дети и вдруг выясняется, что малыш не может контролировать свои чувства, то у родителей начинается паника. На самом деле нарушение эмоционально-волевой сферы не такая серьезная проблема, если ее обнаружить сразу. Вылечить подобное расстройство можно как самостоятельно, так и с помощью квалифицированного врача.
Причины
Что влияет на формирование воли и эмоций человека? Существует две основные причины, которые могут вызывать нарушение. Одна из них - наследственность, а другая - социальный круг. Более подробно причины нарушения эмоционально-волевой сферы рассмотрены ниже.
- Впечатления. Если ребенок не получает достаточно впечатлений и большую часть своей жизни сидит дома, то его развитие происходит очень медленно. Чтобы нормально формировалась психика, родители должны гулять с ребенком во дворе, показывать ему других детей, изучать деревья, давать возможность поиграть с песком. Впечатления формируют нормальную нервную систему и помогают ребенку учиться испытывать, а затем и контролировать свои эмоции.
- Еще одной причиной нарушения эмоциональной волевой сферы является отсутствие движения. Ребенок, родители которого не сильно утруждают себя развитием чада, может начать ходить с опозданием. Подобное торможение нормального физического развития приводит к заторможенным эмоциональным реакциям. А еще некоторым родителям свойственно со временем понимать, что их чадо не ходит, а ведь соседские дети уже бегают. Родители начинают нагонять упущенное, и ребенок страдает не только физически, но и психологически.
- Ребенок может сильно страдать из-за отсутствия материнской любви. Если женщина не будет брать свое чадо на руки, гладить малыша, качать его и петь ему колыбельные, младенец быстро потеряет связь с матерью. Такой ребенок вырастет неполноценным, как говорят в народе - недолюбленным.
Волевой акт
Сферы происходит в раннем возрасте. Чтобы понять, где произошел сбой, нужно узнать, как функционирует воля у нормального человека. Последовательность принятия решений у всех людей такая:
- Возникновение импульса. У человека возникает побуждение что-то сделать.
- Мотивация. Персона обдумывает, что она получит, когда действие будет совершено. Чаще всего человек получает эмоциональное удовлетворение от своего поступка.
- Орудие деятельности. Не всегда придуманное действие можно сделать без дополнительного инвентаря. Перед началом работы приходится найти все необходимое оборудование.
- Принятие решения. Человек еще раз думает о том, стоит ли ему приводить свой план в исполнение или нет.
- Выполнение действия. Персона осуществляет свою задумку.
Такой процесс происходит в голове у каждого человека, прежде чем он совершит какое-либо действие. Не стоит думать, что дети в силу своего неразвитого интеллекта не проводят подобную работу у себя в голове. Даже наши примитивные предки - обезьяны, прилагают волевые усилия для того, чтобы совершить тот или иной поступок.
Как проводится диагностика эмоционально-волевого нарушения? Сферы применения человеческой воли разнообразны. Человек должен сдвинуться с места, чтобы что-то взять или чтобы поесть. Если ребенок апатичен и ничего не хочет, значит, у него есть какие-то отклонения. То же самое касается слишком активных детей, которые делают действия, не успевая обдумать последствия своих решений.
Основные проблемы
В зависимости от степени нарушения эмоционально-волевой сферы ребенок становится раздражительным, вялым или генерактивным. Родители должны заметить проблемы своего чада, как только они появляются. Любая болезнь, прежде чем обосноваться в организме, проявляется в симптомах. На этой стадии нужно определить степень проблем ребенка и назначить ему лечение. Какая существует классификация лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы?
- Агрессивность. Персоны ведут себя неадекватно, задирают окружающих и получают удовольствие от слез и унижения более слабого противника. Даже дети, которые ведут себя агрессивно, никогда не будут задирать того, кто сильнее их. Они логически рассудят, что безобидное существо не сможет дать сдачи, а следовательно, его можно унижать.
- Заторможенная реакция. Дети не могут сразу понять, в чем заключается проблема. Например, они могут испытывать голод, но не станут прилагать никаких усилий, чтобы попросить покушать или же чтобы достать себе еду самостоятельно.
- Расторможенная реакция. Вторым пунктом в классификации лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы идут люди, которые не могут контролировать свои эмоции. Если они плачут, то слишком громко, если смеются, то делают это неестественно долго.
- Чрезмерная тревожность. Забитые дети слишком активных родителей становятся тихонями. Они боятся рассказать о своих желаниях и проблемах. Обратить на себя внимание у них не получается в силу слабости характера.
Группы нарушений
Классификация нарушений эмоционально-волевой сферы нужна для того, чтобы правильно назначить лечебные мероприятия. Все ребятишки разные, и проблемы у них тоже не могут быть одинаковыми. Даже ребята, которые растут в одной семье, могут болеть разными недугами. Основные группы нарушений эмоционально-волевой сферы:
- Расстройство настроения. Нарушение эмоционально-волевой сферы у детей часто проявляется в неконтролируемых эмоциях. Ребенок не может совладать с собой, и поэтому его чувства всегда на взводе. Если малыш чему-то радуется, то вскоре его состояние достигает эйфории. Если же чадо грустит, то может с легкостью впасть в депрессию. А зачастую одно состояние через час переходит в другое, полярное первоначальному.
- Нестандартное поведение. Рассматривая у детей, нельзя не упомянуть об отклонении от нормы поведения. Ребята могут быть или слишком спокойными, или чрезмерно активными. Первый случай опасен по причине того, что ребенок безынициативен, а вторая ситуация грозит тем, что у чада существуют проблемы со вниманием.
- Проблемы с психомоторикой. Ребенок страдает от странных приливов чувств, которые захлестывают его не по делу. Например, чадо может жаловаться, что ему слишком страшно, хотя на деле опасность ребенку не угрожает. Тревожность, впечатлительность и мнимость хорошо знакомы детям с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведением, отличающимся от общепринятой нормы.
Внешнее проявление
Нарушения можно определить по поведению малыша.
- Сильная зависимость от родителей. Ребенок, который в пять лет не может доверять окружающим людям, вызывает странную реакцию. Малыш все время прячется за мамину юбку и пытается закрыться от мира. Одно дело - нормальное детское смущение. И совсем другое - недоверие, необщительность и несговорчивость.
- Ребенок, к которому в семье относятся с пренебрежением, будет чувствовать себя одиноким. У малыша не будет получаться нормально формировать отношения, так как родители будут внушать ребенку, что он глупый, криворукий и недостойный любви. Одиночество, которое будет источать такое чадо, будет сильно чувствоваться.
- Агрессия. Малыши, которым не хватает внимания или которые хотят снять напряжение, могут не замыкаться в себе, а наоборот, вести себя слишком раскрепощенно. Такие дети не станут сдерживать свои эмоции и будут стараться всеми силами привлечь внимание к своей персоне.
Методы
Эмоционально-волевые нарушения сферы личности могут быть подвержены коррекции. К каким методам прибегают специалисты, чтобы исправить то, что неправильно заложили в свое чадо родители?
- Игротерапия. С помощью игры малышу объясняются правила адекватного поведения в группе. У ребенка формируются новые нейронные связи, которые помогают трансформировать увиденное в игре и переложить примеры на жизненные ситуации.
- Арт-терапия. С помощью рисунка можно многое узнать о личности ребенка. Творческое произведение покажет специалисту, как малыш себя ощущает в саду, в семье и в этом мире. Рисование помогает раскрепоститься и почувствовать уверенность в себе. Так же работают и другие виды искусства: лепка, вышивание, конструирование.
- Психоанализ. Опытный психотерапевт может помочь ребенку пересмотреть свои взгляды на привычные вещи. Врач расскажет малышу, что такое хорошо, а что такое плохо. Специалист будет действовать двумя методами: внушением и убеждением.
- Тренинги. Такой метод воздействия предполагает работу с группой детей, имеющих общую проблему. Ребята будут совместно пересматривать свои привычки и формировать новые на основе старых.
Психоаналитическая терапия
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы происходит различными методами. Один из них - психоаналитическая терапия. Проводить подобную терапию можно как индивидуально, так и в группе. Если малыш занимается в одиночестве, психотерапевт в форме игры говорит с ребенком о чувствах. Он просит изобразить по очереди злость, радость, любовь и т. д. Делается это для того, чтобы малыш научился различать свои чувства и понимать, в какой момент и что именно он должен чувствовать. Также индивидуальные консультации помогают ребенку понять свою значимость и важность, и что в большинстве случаев очень нужно - ощутить себя любимым и желанным гостем в кабинете врача.
На групповой терапии у специалиста нет времени играть с каждым ребенком. Поэтому процедура восстановления эмоционально-волевой сферы идет через рисунок. Дети выплескивают свои эмоции, а затем рассказывают, по какой причине они чувствуют гнев, радость и т. д. Рассказывая сами и слушая других, ребята начинают осознавать, в каких случаях что нужно чувствовать и как следует правильно выражать свои эмоции.
Поведенческая терапия
Подобная терапия проходит в форме игры. Ребенку предлагается смоделированная ситуация, и он должен показать, как себя будет в ней вести. Игра нацелена на то, чтобы выработать у малыша те чувства, которые должен испытывать любой нормальный индивид в данной ситуации. После проведения игровой ситуации для закрепления материала ведущий должен еще раз объяснить, что именно сейчас моделировалось и как должен в подобной ситуации себя вести пациент. Обязательно следует получить от ребенка обратную связь. Чадо должно объяснить усвоенный материал. Причем нужно добиться от ребенка не только того, чтобы он рассказал, как себя следует вести в ситуации, но и также объяснил, почему такое поведение будет считаться приемлемым.
Подобные терапии нужно проводить раз в неделю. А за остальные 7 дней чадо должно закреплять материал, полученный на занятии. Так как ребенок будет мало заинтересован в собственном развитии, наблюдать за поведением малыша должны родители. И в случае если чадо делает что-то не так, как на тренинге, мама или папа должны повторить со своим ребенком недавно пройденный урок.
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Лица с нарушением эмоционально-волевой сферы, которые достигли совершеннолетнего возраста, также нуждаются в помощи, как и дети. Но изменить подростка с помощью игры будет сложно. Поэтому следует использовать В чем ее суть?
Человеку дается ситуация и несколько путей ее развития. Подросток должен рассказать, что ждет человека, прошедшего каждый из вымышленных путей. Подобным образом персона лучше овладеет ситуацией и поймет сущность последствий того или иного поведения. Подобным образом можно прививать подросткам ответственность и объяснять цену своим обещанием. Формирование новых привычек поведения произойдет не сразу. Одно дело - теоретически проиграть ситуацию, и совсем другое - поменять характер.
Чем старше человек, тем меньше шансов у него сделать внутреннюю перестройку. Поэтому специалист, который проводит занятия с подростком, должен позитивно подкреплять успехи пациента и концентрироваться на любых положительных изменениях. Люди, которые страдают расстройством эмоционально-волевой сферы, подвержены самокритичности и им очень важно слышать одобрительные слова от взрослых и уважаемых людей.
Гештальт-терапия
Подобная терапия позволяет ребенку расширить свои чувства, а точнее развить их. Задача специалиста - трансформировать неадекватные реакции малыша на такие, которые будут приемлемы для общества. Как проходит процесс трансформации? Специалист выдвигает проблему, например излишнюю агрессию, которую ребенок выражает посредством избиения своего противника. Врач должен рассказать малышу, что его способ решить проблему - малоэффективный, и взамен предложить более цивилизованные методы выражения эмоций. Например, словесная форма выражения своего недовольства. Затем нужно с ребенком проиграть ситуацию. После того как малыш выйдет из себя, следует напомнить ему о недавнем разговоре и попросить, чтобы он выражал свои чувства словами.
Гнев ребенка должен со временем уменьшиться, так как задача поначалу будет казаться слишком сложной. Со временем малыш должен привыкнуть к новой стратегии выражения агрессии. А чтобы усвоенный материал уложился лучше, ребенку необходимо постоянно напоминать о пройденном уроке. И желательно, чтобы малыш видел подобные способы у взрослых. Например, когда папа с мамой будут ругаться, им следует не кричать друг на друга, а спокойно и размеренно выражать недовольство тем или иным проступком супруга.