Первая помощь при отсутствии основных признаков жизни. Осмотр пострадавшего, раненого или травмированного человека
Министерство здравоохранения России
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России)
Кафедра педиатрии №2
Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и отравлениях
для преподавателей по проведению аудиторных занятий
у студентов 2 курса педиатрического факультетапо дисциплине
«Организация медицинского наблюдения и уход за здоровыми и больными детьми»»
Для специальности 060103 - Педиатрия (очная форма обучения)
ББК 51.1(2РОС),23я73
Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия для преподавателей педиатрического факультета медицинского вуза
№ 2 от 24.10.2013 года
Составитель:
В.Г. Савватеева – д-р мед.наук, проф. каф. педиатрии №2 ИГМУ, засл. врач РФ.
Рецензенты:
Л.А. Решетник – зав. каф.детских болезней ИГМУ, д-р мед. наук, проф., засл. врач РФ
В.Т. Киклевич - д-р мед.наук, зав. кафедрой детских инфекционных заболеваний ИГМУ, проф., засл. врач Р.Ф.
Савватеева, В.Г.
С12 Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2013.-18с.
Владение методами доврачебной помощи при неотложных состояниях – необходимое условие компетентности любого медицинского работника, т.к. в большинстве ситуаций требуется сохранить жизнь человеку до врачебной помощи. В течение данного клинического занятия закрепляются умения, полученные на предыдущих занятиях,
других кафедрах, систематизируются организационные мероприятия.
УДК 616.-039.74-053.2:614.88(075.8)
ББК 51.1(2РОС),23я73
© Савватеева В.Г., 2013
© ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России, 2013
Последовательность в оказании первой доврачебной помощи
При оказании первой помощи необходимо придерживаться определенной последовательности, требующей быстрой и правильной оценки состояния пострадавшего. Все действия должны быть целесообразными, обдуманными, решительными, быстрыми и спокойными.
Прежде всего, нужно оценивать обстановку, при которой произошел несчастный случай, и принять меры по прекращению действия травмирующего фактора (отключить от линии электрического тока и т.д.). Необходимо быстро и правильно оценить состояние пострадавшего, чему способствует влияние обстоятельств, при которых произошла травма, времени и места ее возникновения. Это особенно важно, если больной находится без сознания. При осмотре пострадавшего устанавливают, жив он или мертв, определяют вид и тяжесть травмы.
После этого, не теряя времени, приступают к оказанию первой доврачебной помощи и вызывают скорую помощь или организовывают транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, не оставляя больного без присмотра.
Выявление признаков жизни и смерти
При тяжелой травме, поражении электрическим током, утоплении, удушении, отравлении, ряде заболеваний может возникнуть потеря сознания, т.е. состояние, когда пострадавший лежит без движений, не отвечает на вопросы, не реагирует на действия окружающих. Это возникает в результате нарушения деятельности центральной нервной системы, главным образом головного мозга - центра сознания.
Оказывающий помощь должен четко и быстро отличить потерю сознания от смерти. При обнаружении минимальных признаков жизни необходимо немедленно приступить к оказанию первой доврачебной помощи и, прежде всего, постараться оживить пострадавшего.
Признаки жизни:
* наличие сердцебиения; определяется прикладыванием уха к грудной клетке в области сердца;
* наличие пульса в артериях. Его определяют на шее (сонная артерия), в области лучевого сустава (лучевая артерия), в паху (бедренная артерия);
* наличие дыхания. Его определяют по движению грудной клетки и живота, по увлажнению зеркала, приложенного к носу, рту пострадавшего, по движению распушенного кусочка ваты, поднесенного к носовым отверстиям;
* наличие реакции зрачков на свет. Если осветить глаз пучком света (например, фонариком), то наблюдается сужение зрачка - положительная реакция зрачка; при дневном свете эту реакцию можно проверить так: на некоторое время закрывают глаз рукой, затем быстро отводят руку в сторону, при этом будет заметно сужение зрачка.
Наличие признаков жизни сигнализирует о необходимости немедленного проведения мер по оживлению пострадавшего.
Следует помнить, что отсутствие сердцебиения, пульса, дыхания и реакции зрачков на свет еще не свидетельствует о том, что пострадавший мертв. Подобный комплекс симптомов может наблюдаться и при клинической смерти, при которой необходимо оказывать пострадавшему помощь в полном объеме.
Клиническая смерть - кратковременная переходная стадия между жизнью и смертью, продолжительность ее 3 - 6 мин. Дыхание и сердцебиение отсутствуют, зрачки расширены, кожные покровы холодные, рефлексов нет. В этот короткий период еще возможно восстановление жизненных функций при помощи искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. В более поздние сроки наступают необратимые процессы в тканях, и клиническая смерть переходит в биологическую.
Явные признаки смерти, при которых оказания помощи бессмысленно:
Помутнение и высыхание роговицы глаза;
Охлаждение тела и появление трупных пятен (сине-фиолетовые пятна выступают на коже);
Трупное окоченение. Этот бесспорный признак смерти возникает через 2-4 часа после смерти.
Оценив состояние пострадавшего, наличие признаков жизни или клинической смерти, приступают к оказанию первой доврачебной помощи, характер которой зависит от вида травмы, степени повреждения и состояния пострадавшего.
При оказании первой помощи важно не только знать, как ее оказать, но и уметь правильно обращаться с пострадавшим, чтобы не причинить ему дополнительной травмы.
Оценка состояния пострадавшего включает в себя выяснение обстоятельств, при которых произошла травма (время, место возникновения) и осмотр пострадавшего. При осмотре прежде всего устанавливают, жив пострадавший или мертв.
Если пострадавший лежит без движения, не отвечает на вопросы, не реагирует на окружающее, оказывающему помощь следует проверить наличие признаков жизни и определить состояние пострадавшего - потеря сознания, клиническая или биологическая смерть. Признаки жизни:
1) Сердцебиение - определяется рукой или ухом на грудной клетке.
2) Пульс на артериях - определяется на шее (сонная артерия или на бедренной артерии) или в области лучезапястного сустава (лучевая артерия).
3) Дыхание - определяется по движению грудной клетки и живота, увлажнению зеркала, приложенного к носу и рту пострадавшего, движению кусочка ваты, поднесенного к носовым отверстиям.
4) Реакция зрачков на свет - сужение зрачка при освещении глаза.
Наличие этих признаков - сигнал к оказанию помощи.
Клиническая смерть - кратковременная (3-6 минут) переходная стадия между жизнью и смертью. В состоянии клинической смерти отсутствуют дыхание и сердечная деятельность, зрачки расширены, кожные покровы холодные, рефлексов нет. Своевременное и грамотное оказание помощи позволяет предотвратить наступление необратимых изменений и переход клинической смерти в биологическую. Только явные признаки смерти являются поводом для прекращения реанимационных мероприятий.
Признаки биологической смерти:
1) Помутнение и высыхание роговицы глаза.
2) Деформация зрачка (в виде "кошачьего глаза") при сдавлении глаза.
3) Похолодание тела и появление трупных пятен на коже. Установив наличие признаков жизни, определяют вид и тяжесть травмы, наличие опасного для жизни кровотечения, проходимость дыхательных путей, наличие пульса и дыхательных движений.
После прекращения действия травмирующего фактора и оценки состояния пострадавшего оказывается медицинская помощь в необходимом объеме, после чего следует обеспечить доставку пострадавшего в лечебное учреждение или вызов к месту происшествия медицинских работников.
При наличии нескольких пострадавших производится их первичный осмотр. С целью экономии времени (15-40 секунд на 1 человека) используется следующий алгоритм:
1. определение характера кровотечения и его остановка;
2. осмотр полости рта и верхних дыхательных путей с одновременным удалением инородных тел и восстановлением функции внешнего дыхания;
3. оценка состояния дыхания и сердечной деятельности, проведение при их отсутствии реанимационных мероприятий. При этом исключается подсчёт пульса, выслушивание сердца. У тяжело поражённых производится лишь определение пульса. Отсутствие пульса на запястье свидетельствует о начальном развитии травматического шоке, а на шее - тяжелом шоковом состоянии;
4. оценка органов чувств, прежде всего органов зрения. Нередко тяжесть поражения можно определить в зависимости от чего открывает глаза пострадавший: по команде или лишь при болевых раздражениях, или вообще не реагирует на внешние воздействия;
5. значительную помощь в экстренной диагностике окатывает оценка речевого контакта с пострадавшим, а также наличие или отсутствие активных и пассивных движений в суставах конечностей (выполняет движения по команде, осмысленно определяет локализацию боли, при сгибании конечности возвращает её в исходное положение). В большинстве случаев медицинская помощь начинается со снятия одежды и обуви с пострадавшего полностью или частично. Чтобы избежать возможных осложнений и дополнительного травмирования, при этом необходимо соблюдать ряд правил.
Раздевать пострадавшего полностью без особой на то нужды, особенно в холодное время года, нежелательно. Освобождают от одежды только ту часть тела, где будут проводиться необходимые манипуляции.
Одежду следует снимать начиная со здоровой стороны. Например, при травме левой руки рубашку раньше снимают с правой руки.
Чтобы обнажить рану, не загрязняя ее и не причиняя боли раненому, одежду разрезают или распарывают ножом или ножницами по шву, а зимой, чтобы избежать охлаждения раненого, вырезают клапан (два горизонтальных разреза -выше и ниже раны и один вертикальный, соединяющий горизонтальные разрезы с какой-либо одной боковой стороны), через который и накладывают повязку. Откинув клапан в сторону, накладывают на рану повязку, закрепляют ее несколькими ходами бинта и накрывают клапаном (что особенно важно зимой). Клапан скрепляют с одеждой булавками. Поверх клапана можно наложить несколько ходов бинта.
Если одежда пристала к ране, ткань следует не отрывать, а обрезать вокруг раны.
При повреждении стопы или голени разрезают обувь по слабому месту (швы, ткань замка-молнии, шнурки и т.п.) и осторожно ее стягивают. В холодное время, если из-за характера ранения оставлять на ноге обувь нельзя, после наложения повязки принимают меры к утеплению ноги: обертывают стопу и нижнюю часть голени полотенцем, другой тканью или в крайнем случае надевают на пальцы стопы рукавицы. Если возможно, то обувь оставляют на ноге.
Если первую помощь приходится оказывать в условиях заражения радиоактивными или отравляющими веществами, снимать или разрезать одежду надо чрезвычайно осторожно, чтобы эти вещества не попали в рану.
После ликвидации угрожающих жизни состояний производится вторичный осмотр для выявления других травм и оказание помощи - обезболивание, закрытие ран повязками, наложение шин.
При оказании первой медицинской помощи следует придерживаться следующих
Общие принципы оказания первой медицинской помощи
Несчастный случай, внезапное заболевание часто происходят в условиях, когда нет необходимых медикаментов, перевязочного материала, помощников, отсутствуют средства иммобилизации и транспортировки. Поэтому особенно важны собранность и активность оказывающего первую помощь, чтобы он в меру своих способностей и возможностей сумел выполнить комплекс максимально доступных и целесообразных мер по спасению жизни пострадавшего.
правил:
1. Действовать надо целесообразно, обдуманно, решительно, быстро и спокойно.
2. Прежде всего следует оценить обстановку и принять меры к прекращению воздействия повреждающих факторов – извлечь пострадавшего из воды, огня, завала, погасить горящую одежду и пр.
3. Быстро оценить состояние пострадавшего, определить тяжесть травмы, наличие кровотечения и др.
4. Осмотреть пострадавшего, определить способ и последовательность оказания первой медицинской помощи.
5. Решить, какие средства необходимы для оказания первой медицинской помощи, исходя из конкретных условий, обстоятельств, возможностей.
6. Оказать первую медицинскую помощь и подготовить пострадавшего к транспортировке.
7. Организовать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.
8. Первую медицинскую помощь в максимально доступном объеме оказать на месте происшествия и по пути следования в лечебное учреждение.
9. Осуществлять присмотр за пострадавшим или внезапно заболевшим до отправки его в лечебное учреждение.
При тяжелой травме, удушении, отравлении, утоплении человек может потерять сознание, лежать без движения, не отвечать на вопросы. Нарушение деятельности головного мозга возможно при прямой травме головного мозга, отравлении, в том числе алкогольном и др.; нарушении кровоснабжения (обморок, кровопотеря, остановка сердца и др.); переохлаждении или перегревании мозга (замерзание, тепловой удар и др.).
Оказывающий помощь должен суметь отличить потерю сознания от смерти.
При обнаружении минимальных признаков жизни необходимо приступить к оказанию первой медицинской помощи и, прежде всего к оживлению.
Признаками жизни являются:
1. Наличие сердцебиения. Прослушивают ухом в области соска.
2. Наличие пульса в артериях.
3. Наличие дыхания. Дыхание определяют по движениям грудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного к носу и рту, по движению кусочка бинта, поднесенного к носовым отверстиям.
4. Наличие реакции зрачков на свет. Если осветить глаз фонариком (или закрыть ладонью глаз, а затем быстро отвести руку в сторону), то наблюдается сужение зрачка.
Наличие признаков жизни сигнализирует о необходимости немедленного проведения мер по оживлению.
Отсутствие сердцебиения, пульса, дыхания и реакции зрачков на свет не свидетельствует о том, что пострадавший мертв. Подобный комплекс симптомов может наблюдаться при клинической смерти, когда необходимо оказать пострадавшему помощь в полном объеме.
Оказание помощи бессмысленно при явных признаках смерти:
Помутнение и высыхание роговицы глаза;
Похолодание тела и появление трупных пятен;
Трупное окоченение, которое возникает через 2-4 ч после смерти;
Наличие симптома «кошачий глаз», когда при сдавлении глаза зрачок деформируется и становится вертикальным, как у кошки.
Оценив состояние пострадавшего (заболевшего), приступают к оказанию ему первой медицинской помощи. При этом важно не только знать методы помощи, но и уметь правильно обращаться с заболевшим, чтобы не причинить ему дополнительных страданий.
Если при надавливании на корень языка рвотный рефлекс так и не появился, а в вытекающей изо рта жидкости нет остатков съеденной пищи ; если нет ни кашля, ни дыхательных движений, то ни в коем случае нельзя терять времени на дальнейшее извлечение воды из желудка и легких утонувшего.
В этом случае главная задача - как можно скорее приступить к сердечно-легочной реанимации!
Для этого:
· Переверните утонувшего на спину, посмотрите реакцию зрачков на свет и проверьте пульсацию на сонной артерии. При их отсутствии немедленно приступите к сердечно-легочной реанимации.
· Так как проведение реанимационных манипуляций невозможно без периодического удаления воды, пенистых образований и слизи из верхних дыхательных путей утонувшего, то через каждые 3-4 минуты придется прерывать искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца, быстро переворачивать пострадавшего на живот и с помощью салфетки удалять содержимое полости рта и носа.
· Когда у потерпевшего появится сердцебиение и самостоятельное дыхание, и к нему вернется сознание, поверните спасенного на живот и постарайтесь более тщательно удалить воду.
· Уложите потерпевшего на бок и постарайтесь вызвать "Скорую помощь", до прибытия которой ни на секунду не оставляйте утонувшего без внимания - каждую минуту может произойти внезапная остановка сердца.
Потерпевший находится в состоянии сухого (бледного) утопления
Признаки «бледного» утопления:
· Кожа приобретает бледно-серый цвет, без выраженного посинения.
· Бледное утопление очень редко сопровождается выделением пены. Если и появляется небольшое количество "пушистой" пены, то после ее удаления на коже или салфетке не остается влажных следов. Такую пену называют "сухой".
· Пульс всегда отсутствует.
Этот тип утопления встречается в случаях, когда вода не попала в легкие и желудок. Подобное происходит при утоплении в очень холодной или хлорированной воде. В этих случаях раздражающее действие ледяной воды в проруби или сильно хлорированной в бассейне вызывает рефлекторный спазм голосовой щели, что препятствует ее проникновению в легкие. Неожиданный контакт с холодной водой часто приводит к рефлекторной остановке сердца.
Последовательность оказания помощи при бледном утоплении:
· Проверьте пульс на сонной артерии, при его отсутствии немедленно приступайте к проведению сердечно-легочной реанимации.
· После появления признаков жизни перенесите пострадавшего в тепло.
· Снимите с него мокрую одежду, разотрите мягкой шерстяной тканью или полотенцем, переоденьте в сухую одежду и укутайте в теплое одеяло. Дайте обильное горячее питье.
· Вызовите "Скорую помощь".
Запомните!
При утоплении в холодной воде есть все основания рассчитывать на спасение даже в случае длительного пребывания под водой. При утоплении в холодной воде человек в состоянии клинической смерти оказывается в глубокой гипотермии. Во всем организме, погруженном в ледяную воду, практически полностью прекращаются процессы обмена веществ, что отодвигает срок наступления биологической смерти.
Реанимационные мероприятия: искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца
Последовательность проведения:
· Проверьте пульс на сонной артерии. Если пульс прощупывается, а дыхание отсутствует, проводите искусственную вентиляцию легких одним из методов: «изо рта в рот», «изо рта в нос».
Метод «изо рта в рот»
1. Уложите пострадавшего на спину на твердую поверхность.
2. Запрокиньте голову назад, подложив под шею валик из одежды. Это не позволит западающему языку перекрыть дыхательные пути (Рис. 2).
|
4. Удерживая одной рукой голову и шею (Рис.4а), сделайте максимально глубокий вдох и, плотно прижавшись ртом ко рту пострадавшего - быстрый, сильный выдох, вдувая воздух в дыхательные пути и легкие больного. Выдох должен длиться около 1 с. и по объему достигать 1-1,5 л, чтобы вызвать достаточную стимуляцию дыхательного центра (Рис.4б).
Когда делают искусственное дыхание маленьким детям, не надо набирать много воздуха в легкие. Объем вдыхаемого воздуха должен быть тем меньше, чем младше ребенок. Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям - разрыву альвеол легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.
После окончания выдоха спасатель разгибается и освобождает рот пострадавшего, ни в коем случае не прекращая переразгибания его головы, т.к. иначе язык западет и полноценного самостоятельного выдоха не будет. Выдох больного должен длиться около 2 с, т. е. вдвое продолжительнее вдоха. В паузе перед следующим вдохом спасателю нужно сделать 1-2 небольших обычных вдоха - выдоха «для себя». Цикл повторяют сначала с частотой 10-12 в минуту, затем – 5-6 в минуту.
Отсутствие герметичности - частая ошибка при искусственном дыхании. При этом утечка воздуха через нос или углы рта пострадавшего сводит на нет все усилия спасающего.Периодически надавливая на подложечную область, освобождайте желудок пострадавшего от попавшего в него воздуха (Рис. 6).
|
Метод «изо рта в нос»
Искусственную вентиляцию легких«изо рта в нос» проводят, если у пострадавшего судорожно сжаты челюсти и разжать их невозможно или имеется травма губ или челюстей.
Положив одну руку на лоб пострадавшего, а другую - на его подбородок, переразогните (т.е. запрокиньте назад) голову и одновременно прижмите его нижнюю челюсть к верхней (Рис. 7). Пальцами руки, поддерживающей подбородок, прижмите нижнюю губу, герметизируя тем самым рот пострадавшего. После глубокого вдоха своими губами накройте нос пострадавшего, создавая над ним все тот же непроницаемый для воздуха купол. Затем произведите сильное вдувание воздуха через ноздри (1 -1,5 л), следя при этом за движением грудной клетки и периодически освобождая желудок пострадавшего от попавшего в него воздуха надавливанием на подложечную область.
Если пульс не прощупывается, проводите реанимационные мероприятия в полном объеме.
|
· Непрямой массаж сердца необходимо сочетайте с искусственным дыханием. После двух подряд «вдуваний» воздуха в легкие необходимо произвести 15 массажных толчков.
· Если помощь оказывают два человека, то один производит искусственное дыхание, второй - массаж сердца (Рис. 8.)
Сначала производят вдувание воздуха в легкие, а после этого - 5-6 массажных толчков сердца. Во время вдоха пострадавшему надавливание на грудину не производится.
|
· Реанимацию продолжайте или до восстановления самостоятельной сердечной деятельности и дыхания, или до прибытия «скорой помощи», или до появления явных признаков смерти (трупных пятен и окоченения, которые наблюдаются через 2 часа).
· Пострадавшего необходимо срочно доставить в больницу в реанимационное отделение. Сделайте это надо обязательно, независимо от того, как чувствует себя пострадавший.
Запомните!
Угроза повторной остановки сердца, развития отека легких, мозга и острой почечной недостаточности сохраняется в течение 3-5 суток после спасения!
Используемая литература
1. Безопасное лето: классный час в форме устного журнала/ Н. Чугунова// Здоровье детей: приложение к газ. «Первое сентября». – 2008. – 16-31 июля (№14). – с. 34 – 38. |
2. Безопасность детей на воде/ В.А. Попович// ОБЖ. – 2010. - №6. – с. 59-61. |
3. Зоны риска на отдыхе/ О.Кузнецова// Здоровье детей: прил. к газ. «Первое сент.». – 2009. – 1 -15 июня (№11). С.7-11. |
4. Зубова С.А. Опасные ситуации на воде: (урок в 5-6 кл.) / С. А. Зубова // ОБЖ. - 2010. - № 5. - С. 54-56. |
5. Илюхина В.А. Техника безопасности в летний период /В.А. Илюхина // Упр. нач. шк. - 2010. - № 6. - С. 42-46. - Инструкции: "Безопасное поведение на воде", "Правила катания на лодке", "Правила поведения в лесу". Правила поведения во время похода", "Первая доврачебная помощь при травмах". |
6. Ковалева И. ЧП в воде и на берегу / И. Ковалева // Здоровье школьника. - 2010. - № 7. - С. 56-57. |
7. Кузнецова О. Зоны риска на отдыхе / О. Кузнецова // Здоровье детей: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 июня (№ 11). - С. 7-11. |
8. Макарова Л.И. Основные принципы физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей / Л. И. Макарова // Медработник ДОУ. - 2010. - № 3. - С. 55-58. |
9. Опасные ситуации на воде (урок в 5-6 классе) /С.А. Зубова//Основы безопасности жизни. – 2010. - № 5. – С. 54-56 |
10. Опасный водоем. Игра по ОБЖ для учащихся 5-11 -х классов/В. Казаков//Народное образование №3, 2003 |
11. Попович В.А. Безопасность детей на воде /В.А. Попович // ОБЖ. - 2010. - № 6. - С. 59-61. |
12. Правила охраны жизни людей на водных объектах. // Охрана труда и пожар, безопасность в образоват. учреждениях. - 2009. - № 6. - С. 65-73. |
13. Сазонова А. Плавали - знаем / А. Сазонова // Здоровье школьника. - 2009. - № 5. - С. 76-79. - Рек. при плавании в естест. водоемах. |
14. Титов С.В., Шадаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М. ТЦ Сфера, 2003. -176 с. |
15. ЧП в воде и на берегу/И. Ковалева// Здоровье школьника. – 2010. - № 7. – с. 56-57. |
16. Чугунова Н. Безопасное лето: классный час в форме устного журнала / Н. Чугунова // Здоровье детей: прил. к газ. "Первое сент.". - 2008. - 16-31 июля (№ 14). - С. 34-38. -Библиогр.: с. 38. |
17. Шмерко О.В. Обучение элементам синхронного плавания / О. В. Шмерко // Ребёнок в дет. саду. - 2007. - № 5. - С. 20-22. |
Выявление причины тяжелого состояния пострадавшего, характера повреждения, признаков жизни и смерти. Прежде чем приступить к оказанию помощи, надо выяснить причину и характер повреждений, полученных пострадавшим, степень тяжести состояния пострадавшего и только после этого остановить кровотечение, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, наложить повязку и т. д. Если неясно, что надо предпринимать, необходимо как можно быстрее направить пострадавшего в лечебное учреждение.
Для определения состояния пострадавшего необходимо уложить его на спину и проверить наличие дыхания и пульса.
Наличие дыхания у пострадавшего определяется на глаз, но подъему и опусканию грудной клетки во время самостоятельного вдоха и выдоха пострадавшего. Дыхание также можно определить по движению губ, по запотеванию зеркальца или какого-то гладкого блестящего предмета или по движению волокон кусочка ваты, поднесенного ко рту. Никакой плательной проверки для обнаружения слабого или поверхностного дыхания производить не требуется, поскольку эти уточнения малополезны при оказании помощи пострадавшему и в то же время требуют много времени, что совершенно недопустимо в таких условиях. Нормальное дыхание характеризуется четкими и ритмичными подъемами и опусканиями грудной клетки. В таком состоянии пострадавший не нуждается в искусственном дыхании. Нарушенное дыхание характеризуется нечеткими или неритмичными подъемами грудной клетки при вдохах, редкими, как бы хватающими воздух вдохами или отсутствием видимых на глаз дыхательных движений грудной клетки. Все эти случаи расстройства дыхания приводят к тому, что кровь в легких недостаточно насыщается кислородом, в результате чего наступает кислородное голодание тканей и органов пострадавшего. Поэтому во всех этих случаях пострадавший нуждается в искусственном дыхании.
Проверка наличия пульса у пострадавшего оказывается несколько труднее, чем проверка дыхания. Пульс - это ритмичные колебания стенок кровеносных сосудов, обусловленные движением по ним крови за счет работы сердца. Поэтому наличие пульса свидетельствует о наличии в организме кровообращения, т.е. о работе сердца. Пульс проверяют по руке на лучевой артерии примерно у основания большого пальца. Если на лучевой артерии пульс не обнаруживается, его следует проверить на шее по сонной артерии с правой и левой стороны выступа щитовидного хряща адамова яблока. Отсутствие пульса и на сонной артерии свидетельствует, как правило, о прекращении работы сердца. Об отсутствии кровообращения в организме можно судить по состоянию зрачка, который в этом случае расширен и не реагирует на свет, что можно проверить, заслоняя ладонью сто глаза от дневного света и резко отдергивая их.
Проверка состояния пострадавшего, включая придание его телу соответствующего положения, проверку дыхания, пульса и состояния зрачка, должна производиться быстро не более 15...20 с.
Если пострадавший в сознании, но до этого был в обмороке или в состоянии шока, необходимо его удобно уложить на сухую подстилку, накрыть сверху чем-либо из одежды, удалить из помещения лишних людей. До прибытия врача, который должен быть вызван немедленно, необходимо обеспечить пострадавшему полный покой, непрерывно наблюдая за его дыханием и пульсом. Ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему двигаться, а тем более продолжать работу, даже если он чувствует себя хорошо и не имеет видимых повреждений. Дело в том, что отрицательное воздействие некоторых поражающих факторов, особенно электрического тока, на человека может сказаться не сразу, а спустя некоторое время – через несколько минут, часов и даже дней. Так, у человека, подвергнувшегося воздействию тока, может через несколько минут наступить резкое ухудшение, и даже прекращение работы сердца или могут проявиться иные опасные симптомы поражения. Зарегистрированы случаи, когда резкое ухудшение состояния здоровья, приводившее иногда к смерти пострадавшего, наступало через несколько дней после освобождения его от действия тока, в течение которых он субъективно чувствовал себя хорошо и не имел внешних повреждений. Поэтому, только врач может правильно оценить состояние здоровья пострадавшего и решить вопрос о помощи, которую нужно оказать ему на месте, а также о дальнейшем его лечении. В случае невозможности быстро вызвать врача пострадавшего срочно доставляют в лечебное учреждение на носилках или транспортом.
Если пострадавшим находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимися устойчивыми дыханием и пульсом, то его следует удобно уложить на подстилку, расстегнуть одежду и пояс, обеспечить приток свежего воздуха и принять меры к приведению его в сознание - поднести к носу вату, смоченную нашатырным спиртом, обрызгать лицо холодной водой, растереть и согреть тело. Пострадавшему следует обеспечить полный покой, удалив посторонних людей из помещения, и непрерывное наблюдение за его состоянием до прибытия врача.
Если пострадавший плохо дышит – редко, судорожно, как бы с всхлипыванием или если дыхание пострадавшего постепенно ухудшается, в то время как во всех этих случаях продолжается нормальная работа сердца, необходимо делать искусственное дыхание.
При отсутствии признаков жизни, т.е. когда у пострадавшего отсутствуют дыхание, сердцебиение и пульс, а болевые раздражения не вызывают никаких реакций, зрачки глаз расширены и не реагируют на свет, надо считать пострадавшего в состоянии клинической смерти и немедленно приступать к его оживлению, т.е. к искусственному дыханию и массажу сердца. Никогда не следует отказываться от оказания помощи пострадавшем и считать его мертвым из-за отсутствия дыхания, сердцебиения и других признаков жизни.
Признать человека мертвым можно только при явно видимых смертельных повреждениях, например в случае раздробления черепа при падении или при обгорании всего тела. В других случаях констатировать смерть имеет право только врач. Опыт показывает, что своевременное и правильное оказание первой медицинской помощи человеку, находящемуся в состоянии клинической смерти, как правило, приводит к положительному результату - оживлению находящегося в состоянии клинической смерти. Следует подчеркнуть, что попытки оживления эффективны, только если с момента остановки сердца прошло не более 4...5 мин. Практике известны случаи, когда лица, находившиеся в состоянии клинической смерти, после принятия соответствующих мер выздоравливали и возвращались к обычной работе. Часто оживление людей достигается в результате своевременной и квалифицированной доврачебной помощи. В более тяжелых случаях эта помощь обеспечивает сохранение жизнеспособности организма мнимоумершего до момента прибытия врача, который может применить эффективные меры оживления, В этих случаях доврачебная медицинская помощь должна оказываться непрерывно, даже тогда, когда время исчисляется часами. Зарегистрировано много случаев оживления после 3...4 ч, а в отдельных случаях после 10... 12 ч, в течение которых непрерывно выполнялись искусственное дыхание и массаж сердца.
Решение о бесполезности дальнейших мероприятий по оживлению человека, находящегося в состоянии клинической смерти, и заключение об истинной (биологической) смерти имеет право вынести только врач. Достоверными признаками необратимой смерти являются трупные пятна, окоченение, охлаждение тела до температуры окружающей среды и др. Нередко только незамедлительная доставка пострадавшего в медпункт или больницу может сохранить ему жизнь. При транспортировке в полной мере надо использовать подручные материалы и импровизированные способы переноски. Переносить больных на значительное расстояние трудно и поэтому лучше всего это могут сделать несколько человек. При оказании первой помощи надо помнить некоторые правила поднимания пострадавшего и укладывания его на носилки. Следует расположиться с одной стороны от пострадавшего, опуститься на колено и подвести руки; один под голову, шею и спину; другой – под его таз и ноги. Затем разогнуться и поднять пострадавшего на руки, стараясь держать его в горизонтальном положении. Если есть греши человек, то он подвигает носилки под пострадавшего.
Поднимать и опускать на носилки только по команде. Удобнее всего переносить пострадавшего вчетвером, используя при этом плечевые лямки, перекинутые через плечо и привязанные к ручкам носилок. Все должны идти в ногу мелкими шагами, чтобы уменьшить тряску. Действия должны быть согласованы, поэтому желательно выполнять команду одного лица. Необходимо при движении с пострадавшим быть предельно осторожным.
1. Каковы основные методы и последовательности оказания первой помощи пострадавшему?
2. Как определить состояние пострадавшего и какая помощь оказывается в зависимости от тяжести состояния?
3. Каковы методы освобождения человека от действия электрического тока?