Как пожарить съедобные серо розовые мухоморы. Описание мухомора серо-розового, места распространения гриба
Стили китайского сада
Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово-паркового искусства – северной и южной.
Главной особенностью южной школы (экономический центр страны) является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размещались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущие кустарники. Малые сады устраивались при жилых домах. Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях в сотни гектаров, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.
В Древнем Китае традиционно устраивались сады при императорских дворцах и дворцах китайских вельмож, это были парадные сады или даже парки. Они создавались как величественный и умиротворяющий фон для созерцания и медитации. Садоводы старались скопировать самые впечатляющие особенности окружающего ландшафта, которые в меньших масштабах воссоздавали за садовой оградой. Посадки деревьев и кустарников были строго симметричными, тщательно подстриженными и стилизованными, каждая деталь что-нибудь символизировала. Многие такие сады сегодня являются местами настоящего паломничества туристов. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности.
Главная задача создателя такого парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый вид. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены.
Китайский сад может быть садом ученых, с лабиринтом дорожек для многочасовых прогулок ученых и философов, призванным настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад. По свидетельству самих китайцев, в садах ученых (или садах литературы) лучше всего воплощено мировоззрение китайского сада. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня. Сад ученых отличается скорее скромной, тонкой элегантностью, нежели роскошью и величиной. Ярко-красный цвет деревянных построек создает контраст по отношению к зелени окружающей природы, белым поверхностям стен и элегантной серой черепице крыш.
Китайский сад может быть домашним садом (небольшие садики около частных домов), окруженным сплошной стеной из камня или бамбука (в Северном Китае его традиционно заменяют на хвойные растения).
Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей, где даже маленький фонтанчик маскируется под ручеек, бегущий среди скал. Здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой.
Планировку китайского сада определяют два типа созерцания: статическое и динамическое. В китайском саду должен быть поэтический уголок (обычно беседка на некотором возвышении, из нее открывается вид на сад), который является местом для «созерцания в спокойствии» – одной из двух различных традиционных китайских форм переживаний, связанных с садом. Такую же важную роль для китайских садовых оформителей играло и «созерцание в движении» – вторая форма переживания, которая подразумевает постоянно сменяющие друг друга пейзажи при прогулке по саду.
Китайский сад предполагает и воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, водных ресурсов), но и архитектурных сооружений. Вне зависимости от принадлежности к той или иной школе сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».
Главное в искусстве создания китайского сада – это умение в «меньшем увидеть наибольшее», и не просто увидеть, но и сказать об этом. В использовании ландшафтных компонентов прежде всего видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Этот способ мог выступать в виде контраста двух берегов одного ручья – оголенного и поросшего растительностью. Он распространялся и на цветочные композиции (контраст цвета, формы растений, линий и объема). Он мог быть, наконец, взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности (традиционный образ для Китая).
По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический.
Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы и обрывы, изломанные деревья, как будто сраженные бурей. Сады угрожающего стиля вообще наполнены причудливыми и вычурными элементами – мрачными каменными композициями, деревьями неестественной формы, страшными статуями мифических существ. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.
В противоположность японскому саду с его мягкими тонами и плавными цветовыми переходами китайский сад ярок и многоцветен. В особенности это касается смеющихся садов. Несколько ближе к японским китайские сады идиллического стиля, но и они сохраняют описанные выше типично китайские особенности, к которым можно добавить еще одну. Если японский сад может быть сколь угодно мал и производить впечатление игрушечного, то китайский сад обычно более просторен.
И если в настоящий полноценный японский сад можно превратить маленький укромный уголок приусадебного участка, то под китайский сад лучше выделить весь участок и подготовиться к основательному преобразованию его рельефа и убранства (озеленению, посадке деревьев, устройству цветников и пр.).
Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.
Из книги Луна и цветущий сад автора Семенова Анастасия НиколаевнаЗакладка сада Готовитесь ли вы строить собственный сад, или вы садовод со стажем, вы знаете: все начинается с идеи. С проекта, планирования, закладки. Действительно, как лучше всего распланировать будущий сад? Такое решение стоит продумать тщательно, со всей
Из книги Дача. Что и как можно построить? автора Банников Евгений АнатольевичОсвещение сада Прежде чем выбрать светильники и определить их местоположение на участке, необходимо решить, что же делать – подсветку или освещение.Обычно освещают подъезд к дому, площадку перед воротами или калиткой, крыльцо, дорожку вокруг дома, беседку (рис. 42). Чтобы
Из книги Сезонный календарь для садовода автора Куропаткина Марина ВладимировнаЗакладка сада Прежде чем приступить к непосредственной закладке будущего сада, необходимо совершить множество действий, любое из которых очень важно. Следует отнестись к каждому пункту внимательно, так как через несколько лет могут появиться последствия ошибок,
Из книги Золотая книга богатого урожая автора Самсонов Сергей АнатольевичРеконструкция сада Во взрослом саду следует время от времени проводить так называемую реконструкцию. Она заключается в удалении старых погибших растений и улучшении условий для молодых и зрелых. Перед ее началом следует тщательно продумать цели, ради которых она будет
Из книги Защита огорода и сада без химии и яда автора Звонарев Николай МихайловичРастения для сада Как правило, в плодовом саду ведущее место занимают такие культуры, как яблоня, груша, вишня, слива, земляника, смородина, крыжовник, малина, виноград. В некоторых садах выращивают также облепиху и другие растения, обладающие целебными
Из книги Садоводу и огороднику Дона автора Тыктин Н. В.Защита сада
Из книги Всё об обрезке и прививке деревьев и кустарников автора Горбунов Виктор ВладимировичПосадка сада Лучший срок посадки яблонь и груш - октябрь, косточковых культур - ранняя весна. Запоздание с весенней посадкой может привести к гибели деревьев из-за сильного иссушения.Для экономии времени весной необходимо все подготовительные работы: перекопку,
Из книги Большая книга дачника автора Петровская Лариса ГеоргиевнаОбрезка сада
Из книги Отличный урожай круглый год автора Серикова Галина АлексеевнаПланирование сада Азы общего планирования, без которых никак не обойтись начинающему дачнику, мы с вами усвоили. Теперь распланируем сад.Вы уже поняли, дорогие современные дачники и дачницы, что планирование – это основа всего. Создание красивого и продуктивного сада во
Из книги Китайский и японский сад автора Згурская Мария ПавловнаЗакладка сада У всех давно на слуху выражение, что человек должен сделать в своей жизни. И не кажется случайным, что, помимо постройки дома и рождения сына, говорится о том, что необходимо посадить дерево, и хочется дополнить: «Желательно не одно, а лучше настоящий сад».
Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия ГеннадьевнаЛандшафтные компоненты китайского сада Основу сада составляет площадка для медитаций и физических упражнений, рядом с которой располагается небольшой пруд. Водаявляется неотъемлемым элементом китайского сада. В самых знаменитых садах она занимала более половины
Из книги 1001 ответ на важные вопросы садовода и огородника автора Кизима Галина АлександровнаСтили японских садов Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ. Сады Дзёдо. К середине X века идеи буддизма стали
Из книги Золотые сорта плодовых культур автора Фатьянов Владислав ИвановичСтили ландшафтного дизайна Стиль – это собирательный образ художественных деталей, использующихся в оформлении чего-либо, объединенный общим способом творческого выражения. Иными словами, стиль ландшафтного дизайна заключается в едином впечатлении, которое
Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена ЮрьевнаЕсть ли противопоказания в употреблении китайского лимонника? Есть противопоказания! Не следует пить настой лимонника на ночь, он возбуждает нервную систему. Не следует его употреблять и
Из книги автораКрасавица Сада Этот позднелетний сорт получен С. И. Исаевым от скрещивания сортов Суйслепское с Боровинкой. Зимостойкость высокая, плодоношение наступает на 4-5-й год роста дерева, не всегда ежегодное. Урожайность обильная до 240 кг с дерева. При этом плоды часто мельчают.
Китайский сад - это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора - прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.
Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».
Карьерный сад
Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org
Сад Чжаньюань В Нанкине
Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу - узкий, чжоу - морщинистый, лоу - продырявленный, тоу - проникающий, сю - красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net
Юхэюань - Парк Безмятежного отдыха
Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com
Парк Бейхай
Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm
Сад Лю Юань
«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn
Вангшиюань
Еще одно название - «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com
Речной парк Хаутан в Шанхае
Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.
Сад Юй-Юан
Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn
Ботанический сад Чень Шань в Шанхае
Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn
Сад Хе юань в Янчжоу
Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павильон пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net
Сад в Китайском стиле — искусство, которое отличается уникальностью культуры Востока и своеобразием. Здесь вы не встретите аккуратных контуров французского стиля, а также идеальных английских газонов, поскольку буддизм, активно влияющий на духовную жизнь и культуру китайцев, внес свои особенности в оформление ландшафта.
Китайский народ всегда относился к природе серьезно. Считалось, что все в этой жизни зависит именно от нее. Поэтому люди стремились жить в согласии с земными стихиями и исповедовали поклонение силам естества.
Что касается местных философов, то в попытке вывести законы, по которым действует вселенная, они создали известное направление Фен-шуй. Сад, выполненный в соответствии с его принципами, позволял потокам энергии ци гармонично протекать и наполнять человеческое существо умиротворением и покоем. Таким образом, садовники Востока стали воссоздавать неповторимый ландшафт в миниатюре со всей его энергетикой, деревьями, озерами и горами, объединив все это с жизненным пространством человека.
Виды и стили оформления сада
Дизайн китайского сада — это многоликий стиль, который сложно назвать простым.
Различают несколько видов таких садов:
- домашние, которые окружены бамбуковой или каменной стеной и похожи на огороды;
- сады, предназначенные для философов, которые гуляя по ним, находятся в поисках истины;
- естественные — создаются для простого созерцания природы.
Также китайские сады можно разделить по их настроению:
- смеющийся сад (имеет горизонтальный плоский пейзаж);
- угрожающий сад (имеет изломанной формы деревья и высокие скалы);
- идеалистический сад (в нем есть большой водоем с островом посредине, на котором расположена беседка или домик).
Принципы создания садов в Китае
1. Поскольку такие сады имеют небольшую площадь, ощущение завершенности достигается путем использования специальных приемов:
- различием элементов, которые обнаруживают огромное множество образов;
- многоплановостью перспективы, которая образует иллюзию бесконечного пространства.
2. Сад — это самодостаточный мир в миниатюре. В нем можно встретить все составляющие и символические образы вселенной ян и инь, которые переплетены и объединены между собой в рисунок.
Ключевым моментом является создание законченной композиции, где каждый элемент будет подчинен единственной цели – использованию энергетических потоков в нужном направлении. При этом они должны направляться к центру композиции — входу в жилье.
3. Ландшафт сада должен выглядеть максимально естественно и ассиметрично, как будто был создан самой природой. При этом в его оформлении должны превалировать спонтанность и произвольные образы, а также непредсказуемость.
Равновесие по фэн-шуй
Организовывая пространство сада, необходимо учитывать то, что все его предметы находятся в тесном и постоянном взаимодействии, поэтому предлагаем вашему вниманию рекомендации по делению ландшафта на зоны:
- на юге сада, который ассоциируется у народа востока с красным цветом и пламенем огня, следует располагать светильники с аналогичным оттенком плафонов (эта сторона отвечает за любовные отношения);
- в северной части, которая ассоциируется с водой, а также синим и черным цветом, следует размещать пруд или ручеек. Они должны иметь не строгую, а плавную геометрическую форму (данная сторона отвечает за работу);
- запад сада, отвечающий за дружбу, символами которого являются металл и белый цвет, необходимо оснащать традиционной металлической беседкой;
- в восточной части — зоне накопления знаний, руководствуйтесь предпочтениями собственной души. Эта сторона должна быть наполнена зеленью и деревьями;
- центр сада — это духовное здоровье, поэтому не следует использовать здесь целебные травы, хвойные растения и можжевельник.
Зная такие нехитрые правила, можно самостоятельно воздействовать на определенную зону, тем самым ослабляя или усиливая ее действие.
Базовые элементы традиционного китайского сада
1. Деревья.
В садах Китая необыкновенным почетом пользуются большие старые деревья, которые произрастают здесь не одно десятилетие. Практически везде можно встретить сосну — символ благородства, сливу и персик — символ счастья, а также бамбук — олицетворение силы и стойкости. Другими любимыми деревьями у китайцев являются сакуры, ивы и магнолии.
Вода в ландшафтном стиле сада организует общее пространство, а также делит его на зоны. Она является неким балансом, который уравновешивает стихии. К примеру, водопад, ручей или фонтан символизируют постоянные перемены и движение, а пруд — мир и спокойствие. Каждый водоем необходимо сделать лишенным высоких берегов и искусственной облицовки, при этом различного плана беседки, расположенные на островках, должны занимать почти всю поверхность, выступающую из-под воды.
3. Растения.
В садах Китая цветущих растений довольно не много, однако каждое из них несет определенный символический смысл. Жители востока отдают предпочтение древовидному типу пиона, который считается королем всех цветов. Также здесь можно встретить лотосы, нарциссы, розы и хризантемы. Каждый цветок, отличающийся особым благородством, обязательно оттеняется наиболее простыми растениями. Например, для пиона наилучшими спутником считается шиповник и роза, хризантемы дополняют бегонией, а сливу высаживают рядом с камелией и магнолией.
Традиционный китайский сад всегда отличается разнообразием и богатством, при этом, чем южнее он располагается, тем насыщеннее его флористический состав.
Камни, расположенные в китайских садах, уравновешивают стихию воды, дерева и символы присутствия человека, то есть архитектурные сооружения. К их уникальным видам, жители относятся с необыкновенным трепетом — слушают, прикладывают руки и любуются дарами естества. Из камней китайцы устраивают горки, не высаживая рядом никаких растений. Создавая садовые скульптуры, они отдают предпочтение изъеденным временем и странной форме глыб. Такой уникальностью камни обязаны известняковой породе и активному воздействию воды.
Помимо известняка, в таких садах часто встречается гранит. Его применяют для мощения дорожек, внутренних двориков, при сооружении мостов, а также в качестве постаментов.
5. Постройки.
Сады в Китае невозможно себе представить без наличия строений в традиционном восточном стиле – различных чайных домиков, террас, беседок и т.п. Они располагаются таким образом, чтобы находясь там, человек мог наслаждаться гармонией и созерцать окружающее пространство.
Китайский сад — это не только царство растений с несколькими сооружениями, тут главными являются уникальные архитектурные элементы, которые окружены водой, зеленью и камнями. Без таких причудливых павильонов и беседок ландшафт востока просто не будет самим собой. Многоликие строения — это необыкновенное украшение сада, представляющее собой замечательные смотровые площадки, с которых можно полюбоваться отличным живописным видом.
Сад в китайском стиле как бы «проникает» в дом сквозь узорчатые решетки и окна, стены которого служат фоном для детально подобранной коллекции растений.
Архитектура восточного сада включает в себя следующие виды элементов:
- ксуан (студия, которая находится во внутреннем дворике, предназначенная для занятий рисованием и каллиграфией);
- тинг (беседка, предназначенная для отдыха);
- танг (основное сооружение);
- шуй-кси (павильон, расположенный на воде);
- киао (мостики);
- лоу (домик, используемый для жилья незамужних молодых девушек);
- ланг (крытый мостик или тропинка);
- фанг (павильон, который имеет форму лодки).
Для определения границ в китайском саду сооружаются стены, которые выкладываются из камня. Они обязательно должны сочетаться с окружающей растительностью, не создавая тяжелого впечатления. Внешние стены делают из камней светлых тонов и достаточно высокими, благодаря этому возникает прекрасный фон и они становятся невесомыми. Главной задачей внутренних стен является направленность на определенную точку обзора, которая полностью раскрывает уникальность пейзажа.
Помимо каменных ограждений, в восточном стиле активно используется мощение, которое отличается огромным разнообразием. Также китайцы применяют для сада различные предметы — не очень большие фонарики, резные мостики, необычные камушки и т.п.
Сад в Китайском стиле видео:
Философия садового интерьера
Сады стран Азии созданы для умиротворения, покоя и побуждают входящего в них к расслаблению. Именно поэтому растения, которые используются для оформления, должны оставаться в единой цветовой гамме, а основу садового интерьера составляют все оттенки зеленого. На просторах такого сада крайне осторожно применяют пестролистные сорта и формы, особенно если речь идет о японском направлении.
Классики японских садов утверждают, что самые строгие ценители не позволяют цвести даже рододендронам, их бутоны педантично удаляют каждый год. Ведь цветы присутствуют лишь как дополнение к какому-то элементу сада, как акцент, усиливающий впечатление. Это не значит, что такой сад скучен и монотонен. Наоборот, симфония зелени и камней, легкое журчание воды и шелест ветра, играющего деко-ративными злаками, как нельзя более подходит для медитативного чаепития после напряженного рабочего дня.
Творения азиатских садовни-ков отличаются изящной просто-той и лаконичностью ассортимента растений. И в то же время крайней аккуратностью и чистотой посадок. Эти основные факторы должны стать первыми при выборе ассортимента. То есть культуры и формы должны сочетаться между собой круглый год и быть устойчивыми в климате вашего региона.
Совет специалиста
Не нужно пытаться адаптировать сложные теплолюбивые виды под свой регион, ведь красота любого сада достигается, лишь когда он сформирован, а его жители предстают перед вами во всей своей красоте в любое время года.
Вторым моментом становится философия, идея сада. Недостаточно красиво расположить камни и подобрать истинно китайские или японские сорта, необходимо, чтобы они отражали вашу задумку и были частью цельной картины. В таком саду принадлежность к восточной культуре выбранного растения отходит на второй план, подчиняясь общему движению.
Хвойная основа сада в восточном стиле
Специально для желающих следовать букве азиатской садовой культуры остановимся более подробно на основных представителях Востока среди посадочного материала. Начнем с древесной группы, формирующей скелет сада.
Для структуры выбирайте устойчивые в вашем климате виды хвойных, прежде всего сосен. Для Востока, и в первую очередь Японии, сосна — это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. Это может быть видовая сосна обыкновенная (Pinus sylvestris), у которой с детства прищипывают и формируют крону, или старое, узловатое дерево, изогнутое непогодой и ветрами. Подойдут также пушистые сорта сосны горной (Pinus mucio), сосны Веймутовой (Pinus strobes) и сосны кедровой (Р. cembra), а также сосна стланиковая, или кедровый стланик (Pinus pumild). Компактные размеры и высокая морозостойкость делают их прекрасным посадочным материалом для отечественных садовых композиций в восточном стиле.
Главное, чтобы финальные размеры дерева или кустарника гармонично вписывались в общую структуру и не нарушали целостную картину восприятия. Кстати, именно необходимость вписать габаритное дерево в небольшой формат сада, придав при этом растению форму, заданную природой, и стала причиной развития техники прищипывания, столь популярной в садах Азии.
Кроме сосен, можно использовать лиственницу японскую (Larix leptolepis), пихту корейскую (Abies koreana). Среди высокорослых сортов туи западной (Thuja occidentalis) проще всего работать с культиваром Smaragd. Его отличают компактная форма роста и постоянство цвета хвои. Другие вертикали помогут создать высокорослые виды и сорта можжевельника. При использовании высокорослых хвойных не забывайте о защите крон от снежных разломов зимой. Для этого обязательно обвязывайте их по спирали бечевкой, чтобы весной посадки сохранили свой внешний вид.
В качестве низкорослых культиваров возможно использование раскидистых видов можжевельника, например можжевельника казацкого (Junipcrus sabina) или м. чешуйчатого }